Центральное место в финансовой. Финансовая система (структура финансов) Российской Федерации


В частности причиной для принудительной ликвидации являются:

  • деятельность при отсутствии лицензии;
  • признание регистрации недействительной;
  • деятельность, не оговоренная в уставе или противоречащая уставу;
  • многократное допущение грубых нарушений законодательства;
  • иные нарушения.

Перечень оснований является базовым для ликвидации юридических лиц. В случае, когда ликвидация проводится добровольно, решение принимается государственными органами управления, представитель которых обязательно должен быть включен в состав назначенной комиссии. Причиной добровольной ликвидации может служить неэффективная деятельность унитарного предприятия, нерациональное расходование средств.

Унитарные предприятия. вопросы реорганизации

Конкурсный управляющий использует вырученные от продажи предприятия средства для расчета с кредиторами. При этом он должен вне очереди погасить имеющиеся текущие обязательства должника: — судебные издержки — вознаграждение арбитражному управляющему -текущие коммунальные и эксплуатационные платежи и т.д 6.

Требования кредиторов удовлетворяются в традиционном порядке. 7. По мере удовлетворения этих требований конкурсный управляющий вносит соответствующие записи в реестр кредиторов.

В ходе расчетов с кредиторами ежемесячно информирует общее собрание или комитет кредиторов. 8. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий готовит отчет об итогах конкурсного производства и представляет его в арбитражный суд.


К отчету прилагаются документы, подтверждающие объективность содержащейся в нем информации. 9.

Статья 29. реорганизация унитарного предприятия

Важно

Предпринимательское Право Реорганизация Реорганизация Муп В Мбу 0 голосов 2 ответа Порядок перевода сотрудников при реорганизации МУП в МБУ. Предпринимательское Право Реорганизация Муп В Мбу Реорганизация 3 голоса 3 ответа Пожалуйста, насколько сложна процедура реорганизации МУП в МБУ.


Предпринимательское Право Реорганизация Реорганизация Муп В Мбу 0 голосов 1 ответ Нужно ли проводить обязательный аудит при реорганизации муп в мбу путем преобразования, если мы не подлежим обязательному аудиту. Предпринимательское Право Реорганизация Муп В Мбу Реорганизация 0 голосов 2 ответа Реорганизация мбу надо оперативно в муп.
Предпринимательское Право Реорганизация Реорганизация Муп В Мбу 4 голоса 3 ответа Что они мне могут предложить? Планируется реорганизация предприятия из МУП в МБУ.

Как совершается ликвидация муп

На основе полученной информации регистрирующий орган вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента ликвидируемое предприятие находится под жестким контролем в плане сохранения у него имеющихся активов (запрещается участвовать в деятельности других организаций, создавать филиалы, осуществлять реорганизацию).


На предприятии во исполнение принятого решения о его ликвидации создается специализированный орган, обеспечивающий проведение этой ликвидации (ликвидационная комиссия). Создается он решением администрации МО и обычно включает в свой состав: — представителя департамента по управлению муниципальным имуществом; — представителя отраслевого департамента; — руководителя МУП; — главного бухгалтера МУП; — юриста; — представитель профсоюза и т.д. С момента создания ликвидационной комиссии к ней переходит вся полнота власти на предприятии, т.е.

Реорганизация муп

Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.
2. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме: слияния двух или нескольких унитарных предприятий; присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий; разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий; выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий; преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях. 3.

Реорганизация муп в мбу – вопросы и ответы

Данное заявление оформляется от лица реорганизуемого предприятия и содержит в себе следующую обязательную информацию: — учредительные документы соответствуют требованиям законодательства; — содержащиеся в них сведения достоверны; — все кредиторы извещены; — передаточный акт и разделительный баланс оформлен в надлежащем виде. 11. Документы представляются на государственную регистрацию вновь образуемого предприятия: — заявление; — решение о реорганизации; — учредительные документы вновь образуемых предприятий; — передаточный акт и разделительный баланс.

Внимание

Представленные документы служат основанием для государственной регистрации вновь образуемых предприятий. Именно с момента такой регистрации процесс реорганизации считается завершенным.


Исключение составляет такая форма реорганизации как «присоединение».
Городского телеканала вышла программа «Диалоги», посвященная теме реорганизации двух ярославских МУПов – «Спецавтохозяйство» и «Горзеленхозстрой» – в муниципальные бюджетные учреждения. Эфир получился более чем скандальный – и по содержанию, и по последствиям.
Впрочем, обо всем по порядку. Участники программы – три депутата: Владимир Зубков, Павел Дыбин от муниципалитета Ярославля и Сергей Балабаев от Ярославской областной Думы. Три депутата, не стесняясь особо в подробностях, описали все плюсы и минусы реорганизации, раскрыли тонкости оборота финансовых средств в рамках МУПов и МБУ. Суть вопроса в следующем. Два неэффективных МУПа, накопивших огромные долги в рамках своей деятельности, преобразуются в бюджетные учреждения. В этой форме они получают бюджетные субсидии на выполнение работ, за счет чего, собственно, и живут.

Порядок реорганизации veg в мбу пошаговый

При формировании реестра кредиторы выстраиваются в определенной последовательности: — кредиторы по обязательствам за причинение вреда жизни и здоровью; — кредиторы по обязательствам по заработной плате и выходным пособиям; — кредиторы по обязательствам обеспеченным залогом имущества; — кредиторы по обязательным платежам (налоговые, пенсионные….); — прочие кредиторы. 8. После обобщения претензий кредиторов проводится оценка имущества реорганизуемого предприятия и готовится передаточный акт и разделительный баланс. В этих документах дается характеристика активов и обязательств, с которыми предприятие вступает в реорганизацию. Данные документы рассматриваются и утверждаются учредителем. После этого осуществляется подготовка учредительных документов вновь образуемых предприятий. 9. Оплачивается государственная пошлина. 10. Осуществляется подготовка заявления на государственную регистрацию.

Порядок реорганизации муп в мбу пошаговый

Рассматривается и утверждается главой МО решение о реорганизации. 4. О принятом решении информируется представительный орган.

Издается приказ по предприятию о проведении реорганизации. 6. Извещаются все кредиторы предприятия о том, что оно реорганизуется.

Связано это с тем, что кредиторы вправе потребовать исполнения обязательства перед ними, даже если срок исполнения этих обязательств не наступил. Кредиторы извещаются в письменном виде с уведомлением с приложением решения о реорганизации. 7. На основании уведомления кредиторы в 2-х месячный срок представляют реорганизуемому предприятию имеющиеся у них претензии. Предприятие собирает и обобщает эти претензии. По результатам обобщения готовится документ — реестр кредиторов. В этом документе дается информация: — наименование кредитора; — его реквизиты; — сумма имеющейся задолженности; — основания для возникновения задолженности.

Участвовать могут два и более предприятия.

  • Присоединение к МУП одного и более субъектов.
  • Разделение предприятия на два и более.
  • Выделение из МУП одной или нескольких структур.
  • Преобразование МУП в юридическое лицо иной формы собственности.

Условие для слияния или присоединения – наличие общего собственника. При слиянии права и обязательства ликвидируемых учреждений переходят к вновь образованному.

Прочие варианты В случаях, когда реорганизация, создание филиалов и прочие виды, при которых частично или полностью сохраняются функции МУП и рабочие места, нецелесообразна, принимается решение о ликвидации. Данная процедура может иметь следующие формы, в зависимости от инициатора: По решению учредителя Правом ликвидировать унитарные предприятия наделена администрация региона.
Схема делопроизводства при несостоятельности МУП в соответствии с законом о банкротстве: Наблюдение Цель – обеспечение сохранности имущества в ходе процесса, формирование реестра на основании требований кредиторов, проведение собрания кредиторов. Оздоровление Действия, направленные на восстановление платежеспособности, улучшение финансового состояния субъекта.

Внешнее управление Процедура, при которой права на распоряжения и действия переходят к управляющему, назначенному арбитражем. Конкурсное производство Действия по эффективному удовлетворению требований кредиторов.

В любое время может быть принято мировое соглашение, при согласии всех кредиторов.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 01.01.2001г., «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 01.01.2001г., «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 01.01.2001г., «Об акционерных обществах» от 01.01.2001г., Положением «О порядке приватизации муниципального имущества города Дзержинского Московской области » № 8/4 от 01.01.2001 (в редакции решения Совета депутатов № 3/11 от 01.01.2001) и определяет порядок преобразования унитарных предприятий, находящихся в собственности муниципального образования «Городской округ Дзержинский» (далее - МУП), в открытые акционерные общества (далее – ОАО).

1.2.Под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в собственность физических и (или) юридических лиц.

1.3. Организацию преобразования МУП в муниципальное образование «Городской округ Дзержинский» .

1.4. Основанием для подготовки и принятия решений об условиях приватизации МУП является прогнозный план приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год, принятый Советом депутатов.

1.5. Механизм приватизации МУП зависит от величины балансовой стоимости подлежащих приватизации активов предприятий.

1.5.1. Если величина балансовой стоимости подлежащих приватизации активов МУП равна или превышает тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда , МУП на первом этапе будет преобразовано в 100%-ной долей муниципальной собственности . На втором этапе будет проходить продажа акций, находящихся в муниципальной собственности, одним из определённых законодательством способов:

На специализированном аукционе;

Через организатора торговли на рынке ценных бумаг ;

1.5.2. Если стоимость подлежащих приватизации активов меньше указанного размера, приватизация будет проходить в один этап: либо путём продажи имущества одним из способов, определённых законодательством (на аукционе, на конкурсе, посредством публичного предложения, без объявления цены), либо путём внесения муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО.

2. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОБ УСЛОВИЯХ ПРИВАТИЗАЦИИ МУП.

2.1. При подготовке решения об условиях приватизации МУП в отношении его осуществляются следующие мероприятия:

а) инвентаризация имущества, в том числе и обязательств МУП (проводит МУП);

б) составление промежуточного бухгалтерского баланса ;

в) проведение аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП;

г) оформление документов на земельный участок и при необходимости документов на иные объекты недвижимости и исключительные права, принадлежащие МУП (в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 01.01.2001г.);

д) проведение при необходимости контрольных проверок наличия и состояния имущества и обязательств;

е) определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса МУП;

ж) определение объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса МУП, и порядок их дальнейшего использования;

з) составление перечня действующих обременений (ограничений) и определения необходимости установления при приватизации дополнительных ограничений и публичных сервитутов;

и) определение балансовой стоимости, подлежащих приватизации активов МУП;

к) определение размера уставного капитала, количества и номинальной стоимости акций, состава совета директоров и ревизионной комиссии, разработка проекта Устава ОАО.

2.2. Со дня утверждения прогнозного плана приватизации и до момента государственной регистрации созданного не вправе без согласия администрации города совершать следующие действия:

а) сокращать численность работников МУП;

б) совершать сделки, цена которых превышает 5 % балансовой стоимости активов МУП на дату утверждения его последнего балансового отчёта или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки, связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов МУП на дату утверждения его последнего балансового отчёта или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;

в) получать кредиты;

г) осуществлять выпуск ценных бумаг;

д) выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.

3. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЕНИЕ

ПРОМЕЖУТОЧНОГО БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

И АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА.

3.1. Инвентаризация имущества и обязательств МУП осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В случае выявления инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена техническая инвентаризация и оценка на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 01.01.2001г. .

3.2. Результаты инвентаризации оформляются по утвержденным унифицируемым формам. Ответственность за проведение инвентаризации и правильность оформления ее результатов возлагается на руководителя МУП. К акту инвентаризации также должен быть составлен перечень обязательств МУП, существующих на дату завершения инвентаризации. Указанный перечень должен содержать основание возникновения обязательства, предмет обязательства, срок исполнения.

3.3. Промежуточный бухгалтерский баланс и иные отчетные документы МУП составляются в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности .

Ответственность за правильность составления промежуточного бухгалтерского баланса МУП несет руководитель предприятия.

3.4. Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании кадастрового паспорта земельного участка , предоставляемого МУП и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра . Указанный план земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса МУП.

3.5. Промежуточный бухгалтерский баланс, акт (результат) инвентаризации, план земельного участка с приложением правоустанавливающих документов на этот участок представляются в администрацию города, подписанные руководителем и главным бухгалтером МУП и скрепленные печатью МУП.

3.6. Администрация города заключает договор с уполномоченной аудиторской организацией, которая представляет оформленное надлежащим образом аудиторское заключение.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА

ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА МУП.

4.1. Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса МУП в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 01.01.2001г. определяется в передаточном акте.

Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации МУП, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке МУП, и о правах на них.

4.2. В передаточном акте указываются:

а) все виды подлежащего приватизации имущества МУП, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырьё, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства МУП по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми МУП несёт ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие , его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки , знаки обслуживания) и другие исключительные права;

б) сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса МУП, и их стоимости;

в) расчёт балансовой стоимости подлежащих приватизации активов МУП;

г) сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций (не более 20% МРОТ, согласно Федеральному закону от 01.01.2001г.) создаваемого ОАО;

д) перечень действующих и устанавливаемых при приватизации обременений (ограничений) имущества (в том числе земельных участков), а также и их сроки включённых в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса МУП.

4.3. Расчёт балансовой стоимости подлежащих приватизации активов МУП производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учётом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.

4.4. Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов МУП определяется как сумма стоимости чистых активов предприятия, исчислённых по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса МУП.

4.5. Имущество, не подлежащее приватизации в составе имущественного комплекса, согласно п.3, ст.3 и п.1 ст.30 Федерального закона от 01.01.2001г.:

а) объекты жилищного фонда и объекты его инфраструктуры;

б) объекты транспорта и энергетики, предназначенные для обслуживания жителей муниципального образования «Городской округ Дзержинский»;

в) имущество, которое может находиться только в муниципальной собственности (в соответствии со ст.50 Федерального закона от 01.01.2001г. «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» и другими законодательными актами);

г) имущество, отнесенное к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается.

4.6. Имущество, которое не подлежит приватизации, подлежит передаче в муниципальную казну. Изъятое в муниципальную казну имущество может быть передано предприятию по договору аренды , доверительного управления или концессионному договору , а также на основании других гражданско-правовых договоров. Остальное имущество МУП до момента продажи акций втором этапе приватизации будет оставаться в муниципальной собственности.

5. РЕШЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ ПРИВАТИЗАЦИИ.

5.1. На основании прогнозного плана приватизации глава администрации города принимает решение об условиях приватизации имущественного комплекса МУП с учетом требований Положения «О порядке принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений города Дзержинский» от 01.01.2001г. №3/17-ПД.

5.2. В постановлении администрации города об условиях приватизации МУП должны содержаться следующие сведения:

а) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

б) способ приватизации (преобразование МУП в ОАО);

в) состав подлежащего приватизации имущественного комплекса МУП;

г) перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса МУП;

д) перечень действующих и устанавливаемых при приватизации обременений (ограничений) имущества (в том числе земельных участков), включенного в состав подлежащего приватизации имущественного МУП;

е) расчёт балансовой стоимости подлежащих приватизации активов МУП;

з) количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и состав ревизионной комиссии;

и) члены совета директоров (наблюдательного совета) и его председатель, члены ревизионной комиссии (ревизор) первого общего собрания.

к) иные необходимые для приватизации сведения.

5.3. До первого собрания акционеров руководитель МУП, преобразованного в ОАО, постановлением администрации города назначается директором (генеральным директором) ОАО.

Трудовые отношения работников МУП после приватизации продолжаются с согласия работников.

Смена собственника имущества МУП, а так же его преобразование в является основанием к расторжению договоров с работниками.

5.4. ОАО, созданное путём преобразования МУП, становится правопреемником этого предприятия в соответствии с передаточным актом, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса МУП, произошедшими после принятия постановления об условиях приватизации имущественного комплекса МУП.

5.5. Передаточный акт от передающей стороны подписывает руководитель МУП, от принимающей стороны - единоличный исполнительный орган ОАО, далее утверждается главой администрации города и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Не представление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица повлечет отказ в государственной регистрации (п.2 ст.59 ГК РФ).

6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ

ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА МУП.

6.1. Прогнозный план приватизации муниципального имущества, отчет о выполнении прогнозного плана приватизации за прошедший год, а также постановление администрации города об условиях приватизации имущественного комплекса МУП подлежат опубликованию в газете «Угрешские вести» и на официальном сайте города. Постановление администрации города об условиях приватизации имущественного комплекса МУП также публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации».

6.2. МУП не позднее тридцати дней с даты издания постановления администрации города об условиях приватизации имущественного комплекса МУП в уведомить в письменной форме об этом всех известных кредиторов МУП, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц , сообщение о таком решении.

7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ МУП.

7.1. Государственная регистрация в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 01.01.2001 и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей » от 01.01.2001г. .

7.2. МУП считается реорганизованным с момента государственной регистрации создаваемого ОАО.

7.3. Государственная регистрация является завершающим этапом преобразования МУП и создания ОАО.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

8.1. Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования.

8.2. Все неотмеченные или неурегулированные настоящим Положением особенности приватизации муниципальных унитарных предприятий определяются действующим законодательством.

Глава администрации города

Принято решением Совета депутатов

«______» ___________2010 №______

Рассмотрев представленный администрацией города проект Положения «О порядке преобразования муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», Совет депутатов

РЕШИЛ :

1. Принять Положение «О порядке преобразования муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (прилагается).

Председатель Совета депутатов

Финансовая деятельность государства представляет собой плановый процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования различных фондов денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, который вызван объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является важным условием существования финансовой деятельности. Следовательно, для понимания сущности финансовой деятельности необходимо иметь четкое представление о том, что такое финансы и финансовые отношения.

Финансы (от фр. finance - наличность, доход) - совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования. Финансы - экономическая категория. Термин "финансы" выражает реально существующие общественные отношения, связанные с доходами и расходами государства и которые называются финансовыми.

В экономической и правовой литературе понятие"финансы" рассматриваются в двух аспектах.

  1. Как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций.
  2. Как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач и функций.

    При этом всегда стоит помнить, что финансы - это не сами денежные средства, а только отношения между различными субъектами по поводу образования и использования фондов денежных средств. Вместе с тем все финансовые отношения по своему характеру являются всегда денежными. Правда, не все денежные отношения являются финансовыми: например, денежные отношения по поводу купли-продажи не являются финансовыми отношениями, поскольку регулируются правовыми нормами другой самостоятельной отрасли права - гражданским правом (например, договор купли-продажи) или административного права (административные штрафы).

    Финансы РФ - это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей. Роль финансов выражается в их распределительной и контрольной функциях.

    Распределительная функция финансов связана с организацией сбалансированного и эффективного общественного воспроизводства соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

    Контрольная функция, являясь неотъемлемым элементом распределительной функции, по своему содержанию имеет финансовый характер и направлена на осуществление финансового контроля за законностью и целесообразностью этой деятельности.

    Регулирующая роль финансов выражается в создании и использовании денежных фондов, средства которых направляются на решение определенных задач общества: наука, экология, образование, здравоохранение, оборона страны и др.

  3. Совокупность, взаимосвязь и взаимодействие нескольких взаимосвязанных между собой элементов - финансовых институтов образуют финансовую систему РФ. Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств. В этом понимании финансовым институтом являются, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов, кредита и т. д.

Для осуществления финансовой деятельности создана система специальных финансовых и кредитных органов, с помощью которых собираются, распределяются фонды денежных средств, а также проводится контроль за их расходованием.

Финансовая система Российской Федерации

Финансовая система Российской Федерации подразделяется:

  1. бюджетная система (состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного самоуправления (муниципалитетов);
  2. внебюджетные централизованные целевые фонды;
  3. внебюджетные децентрализованные целевые фонды;
  4. финансы хозяйствующих субъектов всех форм собственности (предприятий, объединений, организаций, учреждений) и отраслей народного хозяйства;
  5. страховые фонды;
  6. кредит (государственный и банковский).

Все перечисленные звенья финансовой системы Российской Федерации в настоящее время существуют относительно самостоятельно. Они представлены соответственно на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, а также на уровне местного самоуправления. Каждое звено финансовой системы охватывает целый ряд финансовых отношений.

Центральное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система. Под ней понимают совокупность денежных отношений (т. е. общественных), возникающих у государства по поводу формирования и использования специальных денежных фондов, предназначенных для финансирования национальной экономики, нужд обороны и безопасности страны, государственного управления. Существует федеральный (т. е. общегосударственный централизованный денежный фонд) бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц, а также за счет кредитов и других источников.

Внебюджетные целевые фонды - это система экономических отношений по поводу создания и использования специальных финансовых ресурсов в целях социального развития. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд службы занятости и др. Они имеют строго целевое назначение. Средства этих фондов образуются за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц, а также добровольных взносов (пожертвований).

Финансы предприятий всех форм собственности - исходное звено, основа всей финансовой системы. Это обособленные денежные фонды различного назначения, создаваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для экономического развития и социальных нужд его работников. Формируются непосредственно из прибыли в результате деятельности предприятий.

Имущественное и личное страхование - это формирование страховых фондов с целью возмещения материального ущерба, причиненного юридическим и физическим лицам стихийными бедствиями и другими непредвиденными обстоятельствами. Источники образования этих фондов - обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Страхование перестало быть только государственной монополией. В настоящее время страхование развивается как особый вид предпринимательской деятельности и за ним большое будущее. Однако оно требует специального разрешения - лицензии и находится под особым контролем государства.

Кредит - это привлечение и аккумуляция свободных средств, предоставляемых для использования на принципах возвратности. Различают государственный кредит - отношения по временному использованию государством денежных средств (юридических и физических лиц). Государство в этом случае является заемщиком. Образуется государственный внутренний долг (в форме государственных займов и др.). Банковский кредит - отношения по предоставлению временно свободных средств юридическим и физическим лицам на условиях возмездности и возвратности. Формируется главным образом за счет денежных средств, хранящихся в банках.

В юридической литературе понятие "финансовая система" употребляется в двух смыслах. Во-первых, это как совокупность финансовых институтов, о чем говорилось выше, а во-вторых, как совокупность финансовых учреждений страны.

Финансовая система как совокупность государственных органов и учреждений - это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства.

Государство руководит и направляет финансовую деятельность через свои органы, которые наделены для этого специальной компетенцией. Практически все органы государства без исключения занимаются финансовой деятельностью. Их можно разделить на три вида. Органы общей, специальной и функциональной компетенции.

Органы общей компетенции имеют правомочие воздействовать на все сферы общественной жизни. К ним относятся, Президент РФ, Федеральное Собрание (РФ), Правительство РФ.

Органы специальной компетенции имеют правомочие воздействовать на деятельность субъектов одной сферы. К ним, например, относятся Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ. Органы функциональной компетенции имеют правомочие воздействовать на деятельность всех субъектов независимо от их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы, но в пределах ограниченного круга задач.

Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ, которое является органом исполнительной власти. Минфин России обеспечивает проведение единой государственной политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который осуществляет руководство в области кредита, регулирует и контролирует всю сеть банков и кредитных организаций в России. К финансовым органам относятся также органы, занимающиеся непосредственно аккумуляцией денежных средств, это органы налоговой и таможенной служб.

Правительственные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Для более эффективной своей деятельности все эти государственные органы используют различные методы.

Метод собирания (мобилизации) фондов денежных средств тесно связан с налоговым методом, который используется для изъятия части доходов юридических лиц и граждан в бюджеты определенного уровня. В отличие от налогового метода, которому, как видите, свойствен принудительный характер, применяется метод добровольного привлечения денежных средств - покупка облигаций, государственных ценных бумаг, вклады населения в банки и т. д.

С помощью метода страхования образуются страховые фонды.

При распределении государственных денежных средств применяются основные методы осуществления финансовой деятельности: метод финансирования - безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств и метод кредитования - выделение средств на началах возмездности и возвратности. Они определяются тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных фондов.

Методы обязательных и добровольных платежей - используются для создания централизованных государственных фондов. В качестве обязательных платежей выступают налоги, сборы, пошлины, платежи по обязательному государственному страхованию (страхование пассажиров), обязательные отчисления банков при создании страхового фонда Центробанка и др.

Поступление денежных средств в распоряжение государства, юридических и физически лиц, а также их использование осуществляется методом безналичных денежных расчетов и платежами наличными денежными средствами.

Методы финансовой деятельности государства не статичны, а динамичны и меняются во времени в соответствии с теми задачами, которые имеют первостепенное значение для прогресса страны. Так, в настоящее время интенсивно развивается финансовый рынок реализации ценных бумаг - акций, облигаций и др. Он используется для формирования фондов предприятий, организаций, а также для пополнения финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления.

В итоге хочу еще раз напомнить, что финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, управления.

Следует признать, что лучший способ управления государством - это управление при помощи денег и лучшего средства управления человечество пока не придумало. Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, таким образом государство стимулирует или наоборот сокращает деятельность по определенным направлениям. Примером этому служит современное развитие России, где недостаточное выделение средств на науку, образование и культуру приводит к свертыванию этих видов деятельности. Поправить существующее положение можно, только направив на развитие этих сфер необходимое количество денежных средств, аккумулируя и перераспределяя их через централизованные и децентрализованные денежные фонды.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны.

Главной целью деятельности государства, в том числе финансовой, должно быть создание условий, которые обеспечат достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7 Конституции РФ). Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными Конституцией РФ.

Государство использует разные принципы в своей финансовой деятельности.

Принцип прямой финансовой поддержки. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в различные сферы общественной жизни с учетом приоритетности финансируемых мероприятий и в соответствии с внутренними и внешними условиями развития страны. Финансовая деятельность государства создает необходимую материальную базу, достаточную для функционирования органов государственной власти и управления.

Принцип косвенной поддержки - в виде предоставления налоговых льгот, предоставления беспроцентных кредитов, налоговых отсрочек и т. п.

Принцип федерализма - распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъектами Федерации, а также местным самоуправлением. Это важно для регулирования и координации развития в масштабах всей страны и на отдельных территориях. При этом выделяются сферы финансовой деятельности, находящиеся в ведении как федеральных органов, так и органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Межотраслевой принцип отличает финансовую деятельность государства от иных сфер деятельности, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Финансовый контроль также распространяется на все органы власти и управления, а также на все организации, предприятия и учреждения.

Правовое регулирование финансовой деятельности государства осуществляется на основе норм финансового права . В процессе финансовой деятельности государство с помощью правовых норм регулирует права , обязанности и ответственность субъектов, участвующих в этой деятельности. Финансовое право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации, распределения и использования государством денежных средств.

Предмет финансового права - общественные (финансовые) отношения (бюджетные, налоговые, расчетно-кредитные, валютные, отношения в связи с контролем за финансовой деятельностью), возникающие в процессе мобилизации, распределения и использования государством денежных средств. В предмет финансового права входят общественные отношения, возникающие в процессе построения структуры финансовой системы, распределения компетенции между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением, отношения по регулированию всей финансовой деятельности.

Как самостоятельная отрасль права , финансовое право является совокупностью юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

В зависимости от субъектного состава финансовые отношения, составляющие предмет финансового права , могут быть разделены на следующие группы отношений:

а) между Россией, ее субъектами и местным самоуправлением,
б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и юридическими лицами, с другой,
в) между государственными или муниципальными финансово-кредитными органами,
г) между государственными или муниципальными предприятиями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного (муниципального) управления,
д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой,
е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами, с другой в вопросе внесения обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.

Метод той или иной отрасли права зависит от характера общественных отношений, которые она (отрасль) регулирует, от правового статуса субъектов этих отношений. Исходя из вышесказанного в отношении предмета финансового В настоящее время большее значение стали приобретать и другие методы: рекомендации, согласования и т. п. Данные методы применяются в процессе регулирования общественных отношений, возникающих между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ и местного самоуправления (например, при решении вопросов совместного ведения в области налогообложения).

Система финансового права . Финансовое право - самостоятельная отрасль права , которая имеет внутреннюю структуру. Эта структура возникает вследствие объединения правовых норм в определенные правовые институты. Под правовым институтом понимают группы взаимосвязанных правовых норм, которые регулируют более узкие области однородных общественных отношений внутри сферы финансовой деятельности. Порядок их расположения и изучения внутри отрасли выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней соответствующих звеньев.

Общая часть объединяет правовые нормы, которые регулируют наиболее общие вопросы, имеющие значение для всех институтов финансового права . Это:

  • общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, круг и компетенция органов государственной власти;
  • правовое положение субъектов, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое поло финансовых правоотношений;
  • правовые основы финансового контроля в государстве.

Особенная часть состоит из отдельных институтов. Финанасово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие относительно узкую и близкую По юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

К источникам финансового права можно отнести Конституцию РФ, кодексы и Федеральные законы, федеральные конституционные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Отношения, складывающиеся в процессе планового собирания и распределения денежных средств, - финансовые отношения, которые обусловлены необходимостью распределения национального дохода для удовлетворения общественных потребностей. Урегулированность их финансово-правовыми нормами придает им форму финансовых правоотношений. Они имеют определенные особенности. Одним из субъектов этих правоотношений всегда выступает государство. Объектом всегда являются деньги или денежные отношения. Права и обязанности субъектов финансовых отношений определяются не договорами, а непосредственно законами или подзаконными актами.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются.

Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются - подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог
на добавленную стоимость;

Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20 %;

Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом». Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени». Отсюда и название - «теневая экономика».



Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30 %). Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания

«финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам центрального банка, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг - государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Ведь государственные облигации и кредит - это не что иное, как «долговые обязательства государства». А долг, как известно, платежом красен. По долгам надо обязательно рассчитываться. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству государства. Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством безразличия правительства к судьбе будущих поколений, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.

Таким образом, постоянный бюджетный дефицит, вызывая рост государственного долга, может иметь самые серьезные последствия для развития экономики Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремится «разгрузить» бюджет, т. е. уменьшить его дефицит. Практика принятия бюджетов показывает, что «разгрузка» бюджета осуществляется за счет широких слоев населения страны. Обычно «урезаются» социальные ассигнования: на образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение.

Центральное место в финансовой

системе любого государства занимает

государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач государства.

Государственный бюджет дает реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.

Задачи бюджета:

Перераспределение национального дохода;

Государственное регулирование и стимулирование экономики;

Осуществление социальной политики государства;

Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств

Функции бюджета:

Распределительная и перераспределительная.

Посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода

Регулирующая.

При помощи данной функции регулируются социальные и экономические процессы в стране, т.е. государство способно ускорять или сдерживать темпы производства, инфляции, изменять структуру спроса и предложения.

Контрольная.

Предполагает наличие возможности и обязанности государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетная классификация доходов и расходов

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ используется бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

- для составления, утверждения и исполнения бюджета;

- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

- составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа бюджетов разных регионов, разного уровня и

Согласно Бюджетному Кодексу (гл. 4) бюджетная классификация включает:

- Классификацию доходов;

- Функциональную классификацию расходов;

- Экономическую классификацию расходов;

- Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджета;

- Классификацию источников внешнего финансирования дефицитов бюджета;

- Классификацию видов государственного внутреннего долга;

- Классификацию видов государственного внешнего долга;

- Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Доход бюджета

Доходы федерального бюджета, поступающие в 2006 году, формируются за счет:

1) федеральных налогов, сборов - в соответствии с

нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ (гл.7, статья 50):

- Налога на добавленную стоимость;

- Налога на акцизы;

- Единый социальный налог - по ставке, зачисляемой в Федеральный бюджет (6%);

- Налог на прибыль организаций - по ставке, зачисляемой в Федеральный бюджет (18%);

- Налог на добычу полезных ископаемых;

Водный налог;

- Государственная пошлина.

Доходы бюджета (продолжение)

2) неналоговых доходов - в соответствии с

нормативами отчислений согласно приложению 2 к Федеральному закону «О бюджете»:

- доходы от внешнеэкономической деятельности – 100%;

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 100%;

- платежи при пользовании природными ресурсами -100%;

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства - 100%;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 100%;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба - 100%;

- прочие неналоговые доходы - 100%.

Доходы бюджета (продолжение)

3) федеральных налогов и сборов (в части погашения

задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам) - в соответствии с нормативами отчислений согласно приложению 3 к Федеральному закону «О бюджете».

В доходах федерального бюджета, помимо выше перечисленных, также учитывается прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...