Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие



1. Решение о создании, реорганизации в форме разделения, выделения федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и преобразования их в федеральные государственные учреждения, а также об изменении вида указанных предприятий на федеральные казенные предприятия принимается Правительством РФ. Правительство может делегировать полномочия федеральному органу исполнительной власти.
Реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в форме слияния и присоединения, а также их ликвидация осуществляются по решению Федерального агентства по управлению государственным имуществом на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее предприятие.
Ликвидация и реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утв. Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3313), осуществляются Правительством РФ на основании решения Президента РФ (см. постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5074)).
2. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения, указанные в п. 2 ст. 52 ГК, а также иные положения, как то: сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия; наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор); порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; структура совещательных органов (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и др.), их состав и компетенция; перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием (в частности, резервный фонд), размеры, порядок формирования и использования этих фондов; дополнительные ограничения в отношении видов сделок, которые предприятие может совершать без согласия собственника, и др. (Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утв. приказом Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. N 205 (РГ. 2005. N 225)).
Устав государственного или муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, должен также содержать сведения о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли. В казенных предприятиях уставный фонд не формируется.
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть чистой прибыли в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются компетентным органом публичного образования - собственника имущества (см. Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утв. постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 (СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1440)).
Примерный устав федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержден распоряжением Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. N 205 "Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения" (РГ. 2005. N 225). Утверждение уставов федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находится предприятие.
3. Полное фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъекта РФ или муниципальное образование.
4. Уставный фонд предприятия выражается в рублях и определяет минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд формируется в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. Взнос учредителя может состоять из денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Уставный фонд должен составлять не менее 5000 МРОТ - для государственных предприятий и 1000 МРОТ - для муниципального предприятия. Стоимость имущества, передаваемого предприятию при его учреждении, указывается в решении собственника о создании предприятия, однако не может превышать стоимость взноса учредителя, определяемую в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
5. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе распоряжаться недвижимым имуществом только с согласия собственника. Закон об унитарных предприятиях устанавливает дополнительные ограничения: согласие собственника имущества требуется также для совершения сделок, связанных с обременениями имущества (передача имущества в аренду, залог имущества), с уступкой требования, переводом долга, осуществлением заимствований, предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, участием в простом товариществе (договоре о совместной деятельности), а также иных сделок (см. коммент . к ст. 113 ГК).
6. Закон об унитарных предприятиях уточняет п. 5 коммент. ст., указывая, что решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, принимается собственником имущества такого предприятия. Собственник обязан также произвести государственную регистрацию этих изменений, причем в регистрации может быть отказано, если предприятие не представит доказательств уведомления кредиторов о таком уменьшении размера уставного фонда.
Такое уведомление должно быть сделано государственным или муниципальным предприятием в течение 30 дней путем письменного уведомления, а также публикации в органе печати, в котором размещаются данные о государственной регистрации юридических лиц.
Право кредитора требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков прекращается по истечении 30 дней с даты такого уведомления и (или) публикации (ст. 15 Закона об унитарных предприятиях).
Право требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков возникает у кредиторов предприятия и в том случае, если собственник в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решения об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда либо о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия.
7. Закон определяет, что минимальный размер уставного фонда определяется исходя из законодательства, действующего на дату государственной регистрации такого предприятия, и в дальнейшем остается неизменным. В случае если стоимость чистых активов такого предприятия по итогам финансового года оказывается меньше этой суммы, собственнику имущества предоставляется трехмесячный срок для восстановления стоимости чистых активов до указанного минимального размера, после чего предприятие может быть ликвидировано в судебном порядке или по решению собственника.
Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8. В случаях, когда несостоятельность (банкротство) предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, вызвана действиями собственника имущества предприятия, последний несет перед кредиторами предприятия субсидиарную ответственность при условии, что их требования не могут быть удовлетворены за счет активов самого предприятия. Вопрос о субсидиарной ответственности должен решаться в процессе конкурсного производства.
9. Под дочерним предприятием, которое упоминается в п. 7 коммент. ст., следует понимать не любую коммерческую организацию, а лишь дочернее унитарное предприятие. Данная норма во многим утратила свое значение, так как с момента вступления в силу Закона об унитарных предприятиях не допускается создание цепочек унитарных предприятий, т.е. учреждение дочерних унитарных предприятий. Что же касается тех дочерних предприятий, которые были созданы до вступления Закона в силу, то они подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям.
Если унитарное предприятие участвует в организациях иных организационно-правовых форм, то основания и порядок ответственности унитарного предприятия по обязательствам таких лиц определяются соответствующими специальными нормами (в частности, Законом об обществах с ограниченной ответственностью, Законом об акционерных обществах).

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не на­деленная правом собственности на закрепленное за ним собст­венником имущество. Различают унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управ­ления, К числу унитарных предприятий относятся государст­венные и муниципальные предприятия./1,статья 113/

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).

Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 Гражданского Кодекса РФ. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Собственник вправе:

а) создавать и ликвидировать предприятия, определять предмет и цели его деятельности. В соответствии с п.15 постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 96 "О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" (СА РФ, 1994, N 8, ст.593) решения о создании и ликвидации федеральных предприятий принимаются Правительством РФ по совместному представлению ГКИ РФ, Минэкономики РФ и федерального органа исполнительной власти (министерства, ведомства), на который возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В процессе создания предприятия одновременно решается вопрос о предмете и цели его деятельности. Решения о создании и ликвидации федеральных предприятий согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ, если этого требует законодательство.

Решения о создании и ликвидации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимают органы, предусмотренные в ст.125 ГК. Так, в соответствии с п.1.2 Временного положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий г.Москвы, государственных учреждений г.Москвы и коммерческих организаций с участием г.Москвы от 31 октября 1995 г. N 908 учредителем вновь создаваемого УП является правительство г.Москвы. По его поручению Москомимущество выпускает соответствующее распоряжение и утверждает по согласованию с отраслевым департаментом, префектурой и Департаментом экономической политики и развития Москвы устав вновь создаваемого УП;

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

    федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

    государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

    муниципальное предприятие (МУП) - унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

    создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

    сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

    закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

    неделимость передаваемого имущества;

    отсутствие членства;

    наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

    осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

    осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

    необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества - государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

    унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

    унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

    решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

    решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

    хозяйственного ведения;

    оперативного управления.

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом, производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

    имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

    другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

    прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

    полученные кредитные и заемные средства;

    начисленные суммы амортизационных отчислений;

    осуществленные предприятием капитальные вложения;

    полученные дотации из бюджета;

    Унитарное предприятие: подробности для бухгалтера

    • Актуальные проблемы закупочной деятельности унитарных предприятий

      Действующее законодательство о закупках унитарных предприятий Основным законом, регулирующим закупочную... применения законодательства о закупках унитарными предприятиями Случаи или обстоятельства... предусматривалось. Таким образом, крымские унитарные предприятия, работающие преимущественно в соответствии... * Как видно, в недалеком будущем унитарные предприятия ждет существенное ужесточение закупочной деятельности... злоупотреблений при осуществлении закупок унитарными предприятиями можно достичь лишь...

    • Унитарным предприятиям о взаимозависимости

      Данной консультации ознакомим бухгалтеров унитарных предприятий с понятием «взаимозависимые лица... организации. Например, если унитарному предприятию принадлежит 90% уставного капитала... права собственника имущества соответствующего унитарного предприятия, не признаются взаимозависимыми... что руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки, если... отношениях с унитарным предприятием; в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях. ...

    • Облегчены закупки лекарственных средств для унитарных предприятий

      Создания государственного или муниципального унитарного предприятия является необходимость осуществления деятельности... , в частности: – государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями, при наличии... указывается, что государственные, муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, осуществляют... 01.09.2017 государственные, муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе...

    • Унитарное предприятие получило имущество в лизинг

      Унитарное предприятие может безвозмездно получить в хозяйственное... техническую и технологическую модернизацию производства? Унитарное предприятие может безвозмездно получить в хозяйственное... предмет лизинга учитывается на балансе унитарного предприятия – лизингополучателя, оно начисляет амортизацию... 03-06/2/82886. Пример. Унитарное предприятие приобрело по договору лизинга оборудование... лизингового имущества в текущих расходах унитарного предприятия – лизингополучателя не учитывается. После...

    • Осуществление лизинговой деятельности в Белоруссии через дочернее общество

      Создание коммерческой организации в форме унитарного предприятия либо общества с ограниченной ответственностью... . Унитарное предприятие В форме унитарных предприятий могут быть созданы в том числе и частные унитарные предприятия. Унитарным предприятием... лизинга, юридически собственником имущества, приобретенного унитарным предприятием, будет учредитель, но данное имущество... на данное имущество. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником...

    • Изменения законодательства о заработной плате

      Государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами... муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами... унитарные предприятия, государственные учреждения субъектов РФ, государственные унитарные предприятия субъектов РФ, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия... отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом...

    • Впервые – публикация сведений о среднемесячной зарплате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров в Интернете

      Учреждениям; муниципальным учреждениям; государственным унитарным предприятиям; муниципальным унитарным предприятиям. Где именно в Интернете... учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, расчет среднемесячной... федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства... главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов...

    • Минтруд разъясняет…

      Уровня соотношения зарплат (в частности, унитарными предприятиями), нужно проделать следующие действия: 1 ... несправедливым обойти вниманием непосредственно крымские унитарные предприятия. Условия оплаты труда их руководителей... государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий. Согласно данному постановлению соответствующая информация... главных бухгалтеров государственных учреждений, государственных унитарных предприятий РК (далее – Порядок) утвержден Постановлением...

    • О перечислении части прибыли УП ЖКХ в бюджет

      Отчетности? Как и любое другое унитарное предприятие, УП коммунального хозяйства должно... . В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия... -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон № 161 ... 161-ФЗ предусмотрено ежегодное перечисление унитарным предприятием в бюджет части прибыли, поэтому... за 2012 год отсутствуют. * * * Унитарное предприятие коммунального хозяйства обязано перечислять в...

    • Амортизационная премия как способ налоговой оптимизации

      Использования. Сразу отметим, что унитарному предприятию такая возможность предоставляется только в... использования. Сразу отметим, что унитарному предприятию такая возможность предоставляется только в... разногласий с налоговыми органами. Если унитарное предприятие использует указанное право, соответствующие... премия. Общее правило Предположим, унитарное предприятие решило продать основное средство, в... используемого при строительстве объекта Унитарные предприятия могут приобретать основные средства для...

    • Изменения в Законе №44-ФЗ 2018 года. Новые правила закупок

      К чему готовиться. Уже год унитарные предприятия при осуществлении закупок руководствуются Федеральным... Закона № 44-ФЗ предусмотрено право унитарного предприятия отказаться от заключения контракта с... .2018). Именно с этой даты унитарные предприятия в ситуации, когда участник закупки... на участие в таком конкурсе. Унитарное предприятие сможет скорректировать извещение не позднее... при разработке и утверждении соответствующими унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения...

    • Зарплата руководящего состава по новому

      Федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства РФ... субъектов РФ; муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов... условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) ... учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий утверждены Постановлением Правительства РФ...

    • Преобразование оператора связи из УП в АО: определение стоимости ОС

      Созданного в форме унитарного предприятия, в акционерное общество? Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество... в порядке приватизации при преобразовании унитарного предприятия в акционерное общество, принимается к... путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий. Получается, государственное и муниципальное... существующего унитарного предприятия. Создание акционерного общества при приватизации в порядке преобразования унитарного предприятия является...

    • Новый, 2018 год – новые правила закупок

      Чему готовиться. Уже год унитарные предприятия при осуществлении закупок руководствуются Федеральным... № 44-ФЗ предусмотрено право унитарного предприятия отказаться от заключения контракта с... 2018). Именно с этой даты унитарные предприятия в ситуации, когда участник... участие в таком конкурсе. Унитарное предприятие сможет скорректировать извещение не позднее... в Законе № 223-ФЗ Унитарным предприятиям стоит знать и об изменениях... есть и другие новшества. Унитарным предприятиям стоит знать, что с 31 ...

    • Учет расходов по выделенной субсидии

      Обосновать правильность своих действий? Унитарному предприятию была выделена субсидия на проведение... по обычным видам деятельности. Унитарное предприятие действовало в соответствии с утвержденной... исходя из характера расходов (позиция унитарного предприятия); - или в составе прочих... финансовый результат занижает себестоимость. Выбранный унитарным предприятием путь способствует тому, чтобы... порядок учетной политикой. * * * Позиция унитарного предприятия правомерна по следующим причинам: предприятие...

Унитарное предприятие- коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).

Гражданский кодекс Российской Федерации ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Подраздел 2. ЛИЦА Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА § 4. Государственные и муниципальные унитарные

Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

2. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)

5. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

6. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

До принятия Закона об унитарных предприятиях на праве оперативного ведения могли создаваться только федеральные казенные предприятия. Теперь это могут быть и иные государственные, а также муниципальные предприятия.

Согласно Закону об унитарных предприятиях казенные предприятия учреждаются лишь в ограниченном числе случаев, указанных в п. 4 ст. 8 этого закона, в частности: если значительная или преобладающая часть производимой ими продукции (работ, услуг) предназначена для государственных или муниципальных нужд; при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности государства, стратегических интересов России.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие субъекта РФ и муниципальное казенное предприятие - органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, притом необязательно в связи с ликвидацией предприятий с правом хозяйственного ведения (как это было до принятия Закона об унитарных предприятиях). По смыслу Закона об унитарных предприятиях казенное предприятие может быть создано на базе имущества унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения:

В результате его преобразования в казенное предприятие, т.е. путем изменения вида предприятия в рамках одной организационно-правовой формы унитарного предприятия (изменение вида предприятия не является его реорганизацией);

Путем реорганизации предприятий в форме слияния, разделения, выделения и созданием в результате этого казенных предприятий;

В результате ликвидации предприятия с правом хозяйственного ведения и создания на базе оставшегося после ликвидации имущества казенного предприятия.

Учредительным документом казенного предприятия является его Устав, утвержденный уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления.

Казенное предприятие, как и любая другая коммерческая организация, имеет фирменное наименование. Его полное фирменное наименование на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание собственника его имущества - РФ, субъект РФ или муниципальное образование.

Казенное предприятие может быть преобразовано по решению собственника в государственное или муниципальное учреждение. В отличие от преобразования его в предприятие с правом хозяйственного ведения, влекущего лишь изменение вида предприятия в рамках одной организационно-правовой формы унитарного предприятия, преобразование в учреждение является формой реорганизации предприятия.

Казенное предприятие, включенное в Прогнозный план (программу) приватизации, может быть преобразовано в открытое акционерное общество. В таком случае реорганизация осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. В настоящее время вопросы приватизации регулируются, в частности, такими законодательными актами, как Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред.

От 31.12.2005) «О приватизации государственного и муниципального имущества», ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. От 05.01.2006) «Об акционерных обществах», ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. От 03.06.2006) «Об иностранных инвестициях в РФ», Письмо Минимущества РФ от 06.06.2002 № АБ-2/10099 «О приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий».

Казенное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника, если оно не включено в прогнозный план (программу) приватизации. Ликвидация казенного предприятия может последовать также по решению суда - по основаниям, предусмотренным ГК РФ и другими федеральными законами.

Производственный кооператив (ст.107-112), подобно Т и О, представляет собой коммерческую организацию, основанную на началах членства. Но в отличии от Т и О кооперативы рассчитаны не только и не столько на объединение имущества участников, сколько на их совместное личное участие в деятельности созданной ими организации. Отсюда и распределение полученного дохода между участниками главным и исключительным образом по труду, не пропорционально имущественным вкладам, а также наличие у каждого участника 1 голоса при решении всех общих вопросов (принцип полного равенства в управление общими делами).

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение не являющихся предпринимателями граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом (или ином) участии и объединении определенных имущественных (паевых) взносов при их личной ограниченной субсидиарной ответственности по обязательствам этой коммерческой организации.

Учитывая, что в современном имущественном обороте ПК, основанные исключительно на личном труде, неизбежно были бы оттеснены более мощными экономическими объединениями капиталов, закон в ограниченных размерах допускает участие в них и исключительно имущественными вкладами, возможное и для ЮЛ. Такие «финансовые участники» должны способствовать укреплению имущественной базы ПК, получая взамен доход на вложенный капитал, а их число не может превышать 25 %.

В ПК может состоять любое число участников, но по своей экономико-правовой природе он не может быть «компанией одного лица», поэтому закон предусматривает минимум учредителей и участников ПК - не менее 5 человек. Необходимость личного трудового участия в делах ПК исключает для его участника возможность одновременного членства в нескольких ПК. ПК создается на основании Устава, являющегося единственным УД. В У помимо общих сведений должны быть указаны условия: а) о размере и порядке внесения паевых взносов членами ПК; б) характер и порядок их трудового участия в его деятельности; г) о размерах и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам ПК; и некоторые другие (п.1 и 2 ст.108).

Структура управления ПК определяется его корпоративной природой (отношения членства). Высшим органом управления является общее собрание (в с/х ПК имеющих более 300 членов - собрание уполномоченных). Общее собрание имеет исключительную компетенцию, которая установлена законом и может быть расширена У ПК. К ней относятся: вопросы изменения У; вопросы образования и прекращения полномочий других его органов и РК (ревизора); прием и исключение членов ПК; утверждение его годовых отчетов и ББ, а также распределение прибыли; решение о

реорганизации и ликвидации ПК; и некоторые другие (п.3 ст.110). Вопросы исключительной компетенции общего собрания не могут быть переданы на решение ИО, даже по его собственному решению.

Так как отчуждение пая 3 лицам влечет обязанность их приема в ПК и личного трудового участия в его деятельности, закон ограничивает эту возможность требованием обязательного согласия ПК на прием нового члена и правом других членов ПК на преимущественную покупку отчуждаемого пая или его части. Уставом ПК может быть установлен запрет на отчуждение пая или его части даже другому члену ПК. Наследники умершего члена ПК могут быть приняты в ПК, только если его У прямо это предусматривает, в противном случае они вправе претендовать на компенсацию стоимости пая.

Обязанность участника является внесение как паевого, так и вступительного и иных дополнительных взносов. Члены ПК, кроме «ФУ», обязаны личным трудом участвовать в его деятельности, соблюдая трудовую и производственную дисциплину. Они несут и иные обязанности установленные законом или У. В субсидиарном порядке они несут ограниченную ответственность по его долгам частью своего личного имущества.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей член ПК может быть исключен из него по решению общего собрания. А члены наблюдательного совета или правления ПК могут быть исключены за участие в другом ПК. Исключенный член имеет право на получение своего пая и других выплат или выдач, предусмотренных У ПК для выходящих из него членов.

Данное предприятие создается по решению комитета по управлению государственным имуществом или органа местного самоуправления (в отношении муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хо- зяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предпри- ятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридиче- ского лица.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе:

а). принимать решение оего создании, реорганизации и ликвидации;

б). определять предмет и цели деятельности предприятия;

в). назначать на должность и освобождатьот должности руководителя предприятия;

г). осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

д). получать часть прибыли предприятия.

До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд, который является гарантией защиты кредиторов предприятия. Случае снижения стоимости чистых активов предприятия ниже размера уставного фонда, зафиксированного в уставе, представитель собственника, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.

Если же стоимость чистых активов унитарного предприятия падает ниже минимального размера уставного фонда, установленного в законе, предприятие подлежит ликвидации.

Сделки, которые унитарное предприятие совершает со своим недви- жимым имуществом, требуют согласия собственника.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения могут создавать дочерние предприятия, являясь их единственным учредителем.

Имущество дочернего предприятия принадлежит на праве хозяйственного ведения как самому дочернему предприятию, так и его учредителю. Для передачи имущества в хозяйственное ведение дочернего предприятия требуется получить согласие собственника имущества.

Учредитель самостоятельно утверждает устав дочернего предпри- ятия, назначает на должность и освобождает от должности руководителя дочернего предприятия.

Учредитель дочернего предприятия несет ответственность по обязательствам дочернего предприятия, аналогичную ответственности собственника унитарного предприятия по обязательствам последнего.

Казенные предприятия.

Казенное предприятие – это унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Казенное предприятие создается для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и осуществляет коммерческую деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной.

Казенное предприятие, создается по особому решению Правительства

Учредительным документом казенного предприятия является устав, который утверждается Правительством РФ.

Казенное предприятие вправе:

    отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Правительство РФ вправе изымать у казенного завода неиспользуемое им или используемое не по назначению имущество.

Источниками формирования материальной базы казенного завода являются:

1) имущество, переданное ему по решению Правительства Российской Федерации для ведения основных видов деятельности;

2) денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг) предприятия;

3) средства, выделенные из федерального бюджета или внебюджетных фондов.

В уставе казенного предприятия определяются:

Обязательная отчетность казенного предприятия по установленным формам;

Персональная ответственность руководителя казенного завода за результаты хозяйственной деятельности;

Обязанность использования федеральных средств по целевому назначению;

    виды деятельности и порядок распределения прибыли;

    фирменное наименование предприятия с обязательным указанием на его казенный характер.

Органом управления казенным предприятием является директор, действующий на принципах единоначалия. Директор назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом Пра- вительства, утвердившим его устав.

Российская Федерация несет субсидарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточностиего имущества.

Реорганизация и ликвидация казенных предприятий осуществляются Правительством РФ.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...