Внутренний и внешний государственный долг. Методы управления государственным долгом


kredito_admin

Внутренний государственный долг - внутренняя задолженность государства перед юридическими и физическими лицами, которая появилась в связи с привлечением их средств, для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия вкладов населения в государственных банках.

Государственный внутренний долг - продукт перетекания денег из казны в руки населения и обратно

Внутренний долг государства не стоит путать с внешним. Последний формируется за счет долговых обязательств перед резидентами других стран. Государственный внутренний долг - это совокупность финансово-кредитных операций по перемещению денежных средств из казны и обратно. Механизм образования внутреннего госдолга в разных странах может несколько отличаться от того, как это происходит в нашей стране. Сущность государственного внутреннего долга в РФ - долговые обязательства страны перед юридическими и физическими лицами. Для чего это нужно? Госдолг стимулирует ход наличных денег внутри страны. Дефицит бюджета также эффективней погашается за счет внутреннего долга.

Государственный внутренний долг в России может также выступать в виде ценных бумаг, которые, в свою очередь, являются гарантией того, что их владелец в обязательном порядке получит свои деньги из казны. Очевидно, что такие отношения можно рассматривать как отношения между кредитором и заемщиком. Так оно и есть. Кто может выступить кредитором?

  1. Любой гражданин , выполняющий спецзаказ от государства. Прибыль, результирующая его деятельность, отправится в казну. Здесь в качестве вклада могут рассматриваться как финансовые ресурсы, так и трудовые. В конечном итоге субъект кредитования государственной казны получит компенсацию в рублях.
  2. Юридические лица . Со-финансирование каких-либо программ, помощь в погашении внешнего долга и др.
  3. Депозиторы . Инвестиции средств в банк, управляет которым государственный аппарат, - тоже кредитование казны.

Состав внутреннего государственного долга РФ

  • Федеральные долги.
  • Долги предприятий и корпораций, финансовую ответственность за которые несет государство.
  • Задолженность муниципальных властей перед гражданами и коммунальщиками.

Что делает государство, чтобы погасить внутренний долг?

  1. Финансирование рынка ценных бумаг и способствование его выхода на международный рынок.
  2. Создание и продвижение программ по привлечению иностранных инвестиций.
  3. Оптимизация федеральных затрат.
  4. Долговой оборот - погашение долговых обязательств с целью нового заимствования.

Существуют сотни методов по уменьшению суммы внутреннего госдолга. Но полное его погашение не возможно, так как за счет этого движется поток наличности внутри государства.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам; текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, постепенно накапливает задолженность, как внутреннюю, так и иностранным кредиторам, что ведет к росту государственного долга, как внутреннего, так и внешнего.

Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, свидетельствует о финансовом кризисе в стране.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под государственным долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Таким образом, следует различать не только государственный внутренний и внешний долг, но и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством, государственных займов или других долговых обязательств, им гарантированных.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При их размещении учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в стране государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, а также срока обращения не допускается.

В последние годы заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов ЦБ РФ для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускались высокодоходные ценные бумаги, в результате возникла парадоксальная ситуация: самые надежные государственные бумаги являются одновременно и самыми доходными, а, следовательно, и самыми популярными. Как следствие основная масса средств инвесторов, вовлеченных в операции с ценными бумагами, идет не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит начинает оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом. В общих расходах федерального бюджета на 2009 г. расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, занимают почти 30%, в то время как еще в 2007 г. на них приходилось хотя и тоже немало, но вдвое меньше.

Расходы на обслуживание государственного долга в государственном федеральном бюджете на 2010 г. предусмотрены в сумме 220,1 млрд. руб., в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга - 63,3 млрд. руб. и государственного внешнего долга - 156,8 млрд. руб.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.

Правительство РФ имеет право осуществлять внешние и внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних и внутренних заимствований, если при этом оно снижает расходы на их обслуживание в рамках установленного предельного объема государственного долга.

Государственная Дума вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривает также Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерации государственных кредитов, которая содержит перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. В эту Программу в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если таковые не утратили силу в установленном порядке. За последние годы, особенно в 90х годах, государственный долг нашей страны увеличился в десятки раз, достигнув к середине 2009 г., как отмечалось, более 700 млрд. руб. (внутренний долг). Внешний государственный долг к этому периоду превысил 150 млрд. долл. Наступившие по срокам платежи по внешнему долгу достигли в 2009 г. 17,5 млрд. долл. (в бюджете предусмотрено примерно 5 млрд. долл.). С конца 2008 г. и в 2009 г. Правительством РФ проведены переговоры с кредиторами о реструктуризации платежей, т. е. по пересмотру сроков и порядка выплаты внешних долгов. По оценке Министерства финансов РФ, внешние долги состоят из кредитов членов Парижского клуба (40 млрд. долл.), Лондонского клуба, объединяющего примерно 600 банков (около 35 млрд. долл.), фирм поставщиков (около 7 млрд. долл.), стран, не входящих в Парижский клуб (около 30 млрд. долл.), МВФ и МБРР (около 30 млрд. долл.).

Сложившаяся неблагоприятная финансово экономическая ситуация в стране требует принятия решительных мер по ограничению темпов увеличения государственного долга. Обычно это достигается за счет роста налоговых поступлений и сокращения бюджетных расходов, а самое главное - за счет повышения объемов и темпов развития реального сектора экономики. Меры, принимаемые Правительством РФ по поддержанию и защите отечественного производства, укреплению финансово кредитной системы и денежного обращения в стране, будут этому способствовать.

На состояние государственного долга существенно влияет и совершенствование управления государственным кредитом - порядка и условий получения новых займов, размеров погашений и выплачиваемых по ним процентов.

Государственный долг - это обязательства страны перед кредиторами. Ими могут выступать юридические лица и граждане, зарубежные державы, международные организации.

Структура государственного долга

Обязательства страны могут возникать из правоотношений с организациями и лицами, осуществляющими деятельность в пределах ее территории. Такой государственный долг считается внутренним. Он представлен в виде рублевых обязательств перед резидентами. Внешний государственный долг - займы в иностранной валюте у нерезидентов.

Формы обязательств

Российский государственный долг представлен в виде:

  1. Кредитных договоров с финансовыми (в том числе международными) организациями, зарубежными державами. Они заключаются от имени РФ.
  2. Ценных бумаг. Они также выпускаются от имени РФ.
  3. Переоформления кредитных обязательств, принятых третьими лицами.
  4. Договоров о предоставлении госгарантий.

Внутренние займы могут быть в виде:


Государственный долг России может быть:

  • Долгосрочным - на 5-30 лет.
  • Среднесрочным - на 1-5 л.
  • Краткосрочным - до года.

Погашение обязательств осуществляются в срок, установленный условиями займа. Однако этот период не должен быть больше 30 лет. Государственный долг России обеспечивается федеральной собственностью.

Управление обязательствами

РФ не отвечает по долгам субъектов и муниципальных образований страны, если они не были обеспечены гарантиями от федерального правительства. Максимальные объемы займов устанавливаются в соответствии с Законом о бюджете на предстоящий год. По ст. 106 БК, внешний государственный долг не может превышать предел объема платежей в год по его обслуживанию и погашению. В Законе о бюджете на предстоящий период утверждается программа по заимствованиям. В ней представлен перечень внешних кредитов с указанием источников, цели, срока погашения и общего их объема. В этой программе оговариваются все госгарантии и займы, размер которых больше суммы, эквивалентной 10 млн долл. Порядок, условия выдачи (выпуска) и размещения обязательств устанавливаются правительством.

Решение об эмиссии

Этот акт принимается правительством в соответствии с максимальными объемами бюджетного дефицита и госдолга, которые установлены в Программе по внутренним заимствованиям и Законе о бюджете. В решении об эмиссии бумаг отражаются данные об эмитенте, объемах и условиях процедуры.

Гарантии

Такой государственный долг - это способ обеспечения, предполагающий письменное обязательство. В рамках него гарант отвечает за исполнение лицом, получившим заем, условий его договора с третьими лицами. В Законе о бюджете на следующий период устанавливается предельная величина суммы гарантий. Если она выражена в рублях, то включается во внутренний государственный долг. Сумма может быть и в инвалюте. В этом случае она относится к внешнему долгу.

Важный момент

Согласно ст. 118 БК, бюджетные учреждения не наделены правом брать займы у кредитных институтов. Однако они могут получать ссуды. В качестве источников таких займов выступают внебюджетные (государственные) фонды и бюджеты. Казначейство ответственно за ведение реестра ссуд унитарных предприятий.

Документирование

В административном аппарате предусмотрен институт, который контролирует государственный долг, - это Минфин. В соответствующие книги вносится информация об объеме обязательств. Документируется региональный, муниципальный и государственный долг РФ по эмитированным бумагам. Необходимые сведения вносятся в Книгу займов в срок, который не больше трех дней с даты появления обязательства.

Основные инструменты

Существует несколько способов изменить условия, по которым выплачивается государственный долг. Это:


Предпосылки возникновения

Государственный долг - это последствие объективной необходимости привлечь дополнительные источники финансирования расходов в стране и бюджетного дефицита. Для этого в первую очередь мобилизуются собственные средства. Если эти источники исчерпаны, появляется необходимость заимствования у международных организаций и других стран. Внешний долг может предоставляться в виде безвозмездного финансирования либо в качестве возвратного кредитования. Привлечение средств осуществляется в двух направлениях: частном и государственном в зависимости от источников.

Система обслуживания

Она предполагает определенную схему, по которой погашается государственный долг. Это осуществляется в несколько этапов:

  • Выплата процентов.
  • Погашение основной суммы.
  • Рефинансирование при необходимости.

К примеру, условный государственный долг РФ - 100 тыс. ед. При ставке в 20% и сроком выплаты на 4 года при однолетнем льготном периоде (когда погашаются только проценты) к указанной сумме следует прибавить 80 тыс. Даже при такой простой схеме непосредственное управление госдолгом представляет определенную сложность. В этой связи в систему обслуживания включаются:


Обслуживание внутренних государственных займов РФ осуществляется Центробанком и его подразделениями, если другое не установлено Постановлением Правительства. Оно выполняется посредством операций, направленных на размещение обязательств, их погашение и выплату доходов по ним в форме процентов либо в ином виде. Контроль над состоянием госдолга осуществляется исполнительными и законодательными органами власти.

Заключение

В 1985 году внешний долг Советского Союза был 22.5 млрд долл. К 1991-му он увеличился до 65 млрд. На 1 января 2003-го внешний госдолг РФ (вместе с займами СССР) составил 124.5 млрд долл. По расчетам, для полного его погашения в течение тридцати лет требовалось выплатить не меньше 300 млрд долл. Для обеспечения собственных внешнеэкономических и внешнеполитических интересов в России предусмотрено предоставление займов зарубежным государствам. Программа такого кредитования утверждается в Законе о федеральном бюджете на будущий финансовый период. В ней присутствует перечень займов, указываются цели их предоставления, суммы и получатели средств. Все договоры, которые касаются реструктуризации кредитов либо списания задолженности зарубежных стран перед РФ должны ратифицироваться в Госдуме.

Внутренний и внешний государственный долг. Методы управления государственным долгом

Общее понятие государственного (публичного) долга РФ, его состав, принципы управления, порядок обслуживания, программа государственных гарантий и предельный объём заимствований сформулированы и законодательно закреплены в БК РФ.

Под государственным долгом (государственным кредитом) понимаются долговые обязательства РФ, перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц (ст. 97 БК РФ).

Государственный долг подразделяют на: капитальный долг – все долговые обязательства на начало года и текущий долг – предстоящие платежи, срок погашения которых наступает в анализируемом году.

В зависимости от заёмщика публичный долг подразделяется на государственный долг РФ , государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг .

Структура государственного долга РФ, государственного долга субъекта РФ, муниципального долга, виды и срочность соответствующих долговых обязательств, представлены в ст. 98, 99, 100 БК РФ.

Различают государственный внутренний и внешний долг.

Государственный долгобеспечивается всем имуществом, составляющим государственную казну соответствующего уровня публичной власти.

Государственный или муниципальный долг это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.

Под государственным внутренним долгом понимаются обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Гарантированные сбережения граждан в валюте РФ также являются государственным внутренним долгом.

Срок государственных гарантий определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.

Под государственным внешним долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

При принятии бюджета на очередной финансовый год определяются:

Верхний предел государственного внешнего долга РФ;

Верхний предел внешнего долга перед РФ;

Предел предоставления гарантий третьим лицам.

Предельный размер государственных внешних и внутренних заимствований, определяется при разработке проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается в форме федерального закона.

Широкое использование государственных займов и кредитов влечет за собой быстрый рост государственной задолженности, что вызывает необходимость организации системы управления государственным долгом (ст. 101 БК РФ).

Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, с выпуском новых займов и выработкой условий выпусков, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, с проведением конверсии и консолидации займов, с определением курса облигаций на денежном рынке, с проведением мероприятий по определению процентных ставок по государственному кредиту.

Высшим органом управления государственным кредитом – государственным долгом в РФ является Федеральное собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счёт средств бюджета.

Специализированным банком по обслуживанию внешнего и внутреннего валютного долга является Внешэкономбанк.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

1. Удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

2. Минимизация стоимости долга на основе расширения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг;

3. Выполнение финансовых обязательств перед инвесторами;

4. Поддержание стабильности рынка государственного долга;

5. Обеспечение своевременного возврата государственного кредита и уплаты % по нему;

6. Эффективное использование собранных средств и контроль за их использованием.

Наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и % по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

К ним относятся:

Изменение условий займа в сторону увеличения его сроков, называется консолидацией государственного долга. Консолидация займов, как правило, проводится одновременно с их унификацией , т.е. объединением нескольких займов в один заем. Цель унификации – уменьшение количества одновременно обращающихся ценных бумаг, что сокращает расходы государства по обслуживанию долга.

В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный ) долг.

Под отсрочкой погашения займа понимается перенос даты погашения на более поздний срок, и отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения займа, и прекращается выплата доходов.

Конверсия – изменение доходности займа (понижение) – в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов.

Для расчета с держателями облигаций старого займа выпускают новые займы. Такой способ погашения старых государственных займов называется рефинансированием и связан с конверсией и консолидацией.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению – процесс, когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Данный способ избавляет государство от необходимости выполнять расчеты по облигациям, размещенным ранее.

Новация – замена по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.



Аннулирование государственного долга (дефолт) – отказ государства от погашения ранее выпущенных обязательств.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций осуществляются только в отношении внутренних займов.

Отсрочка, аннулирование применяются, как правило, для управления внешним долгом.

В соответствии с законодательством РФ изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты, размера процентных платежей и срока обращения не допускается.

В БК РФ (ст. 105) введено понятие «реструктуризация долга » - прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация может быть осуществлена одновременно с частичным списанием суммы основного долга.

Основная задача управления государственным долгом России – изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга.

В промышленно-развитых странах действуют государственные структуры по управлению государственным долгом. В США – Бюро государственного долга в рамках Федерального казначейства, в Италии – Экспертный совет по внешнему долгу, в Голландии – Агентство Министерства финансов, в Швеции - Национальное долговое управление в рамках Казначейства.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается сущность государственного кредита, как инструмента регулирования экономикой.

2. Приведите классификацию государственного кредита

3. Назовите функции государственного кредита

4. По каким признакам классифицируются государственные займы;

5. Укажите формы и методы управления государственным внутренним и внешним долгом

6. Что понимается под управлением государственным внутренним и внешним долгом

7. Влияние государственного внутреннего и внешнего долга на экономическую безопасность государства

Общегосударственные нужды в своем большинстве финансируются из денежных средств, которые получает государство в виде обязательных платежей и налогов. В условиях, когда резко снижаются, появляется необходимость в покрытии своих расходов за счет финансовых средств, полученных из других источников. Таким образом и образуется государственный долг, под которым подразумевается совокупность кредитных отношений между заемщиком (государством) и кредиторами (юридическими или физическими лицами). В сфере государственных отношений государство может быть одновременно как заемщиком, так и кредитором.

В настоящее время существуют такие виды как внутренний и внешний. Следует обратить внимание на то, что в России такое разделение имеет несколько другой подход, чем в других странах. Согласно закону РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», который был принят в 1992 году, деление государственного долга на внешний и внутренний проводится по валютному критерию. Следовательно, все заимствования России делятся на внешние и внутренние, ввиду валюты возникающих обязательств. Проще говоря, внутренний государственный долг - это рублевые долги, а внешний - валютные долги. В мировой практике внутренний государственный долг определяется как долг государства перед своим населением. Исходя из той же мировой практики, формы государственного внутреннего долга могут быть такими, как полученные правительством займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг, полученные бюджетные ссуда и а также некоторые другие долговые обязательства.

Внутренние можно условно разделить на рыночные (существующие в виде и не рыночные (образующиеся по результатам исполнения федерального долга и выпускаемые в счет погашения образовавшейся задолженности).

Внутренний государственный долг несет гораздо меньшую опасность, чем внутренний государственный долг. Утечки услуг и товаров при его погашении не происходит, хотя в то же время практически невозможно обойтись без определенных изменений в экономической жизни, которые в большинстве случаев имеют весьма значительные последствия. И чем выше будет внутренний государственный долг, тем большими будут негативные последствия. Например, выплата процентов по долгу приводит к тому, что образуется неравенство в доходах, так как самая большая часть государственных обязательств оказывается сконцентрированной у самой состоятельной части населения. В итоге погашение внутреннего долга приводит к тому, что денежные средства, полученные от наименее защищенных слоев населения, переходят к более обеспеченных. В итоге тот, кто владеет облигациями, обогащается еще больше.

Внутренний государственный долг, по сравнению с внешним, гораздо меньше, поэтому в последнее время наблюдается трансформация последнего в первый. Внешний государственный долг погашается из тех средств, которые заимствуются на внутреннем рынке. В связи с этим, начиная с 2002 года, государство начало увеличивать объем внутреннего государственного долга. Следует отметить, что это замещение длиться до сих пор.

Внутренний государственный долг не является либо только положительной, либо только отрицательной стороной экономики. Исходя из сегодняшнего состояния экономики, он занимает, скорее всего, нейтральную позицию. Ожидать, что через несколько лет надобность во внутреннем государственном долге отпадет, вряд ли стоит, но попытаться свести его объемы к минимуму, это прямая обязанность государства.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...