История возникновения и сущность центральных банков. особенности возникновения и формы организации центральных банков, их классификация


Исторически существовали два пути образования центральных банков.

Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано (в середине XIX - начале XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции - в 1848 г., Банк Испании - в 1874 г.

В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию центральных банков ускорили экономический кризис 1929 - 1933 гг. и вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического регулирования экономики. В 1938 г. был национализирован Банк Канады, в 1942 г. - Банк Японии, в 1946 г. - Банк Англии и Банк Франции.

Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.

В современных условиях в большинстве стран центральные банки по своей сути являются государственными, даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству.

Рассмотрим организационно-правовые основы центральных банков ведущих промышленно развитых стран на примере Франции и Великобритании, а также Банка России.

Банк Франции

Во Франции первым банком, учрежденным в 1716 г. шотландцем Джоном Ло, был Банк Женераль, который в 1718 г. был переименован в Королевский банк и национализирован. Акции были реализованы на ј наличными и на ѕ государственными долговыми обязательствами. Затем в результате сильного падения курса акций Королевский банк “пошел с молотка”.

В начале XIX столетия была предпринята новая попытка создать центральный банк Франции. По решению первого консула Наполеона Бонапарта в 1800 г. был образован Банк Франции как акционерный и частный банк и с 1806 г. он получил исключительное право на выпуск банкнот, а с 1848 г., подчинив себе провинциальные банки, стал единственным эмиссионным банком Франции.

После Второй мировой войны в 1945 г. Банк Франции был национализирован. Во всех важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы.

Во главе Банка Франции стоят управляющий и два его заместителя, которые назначаются президентом республики на неограниченный срок. Принципиальные финансовые решения и руководство банком осуществляет Генеральный совет Банка, состоящий из 12 членов, семь из них назначаются министром финансов.

Банк контролируется казначейством и министерством финансов.

Банк Англии

Банк Англии является одним из старейших банков мира, он был создан в 1694 г. как первый акционерный коммерческий банк. В условиях острой потребности государства в финансовых средствах Банк предоставлял кредиты правительству, за что получил право на эмиссию банкнот, беспрепятственно обменивающихся на металлические деньги. Кроме того, Банку Англии было предоставлено право размещения государственных займов, в результате чего была сформирована система управления государственным долгом через этот Банк.

В 1844 г. актом Р. Пиля Банк Англии в законодательном порядке получил право на эмиссию банкнот. Обращавшиеся старые банкноты были заменены новыми, которые должны были на 100% обеспечиваться золотом, за исключением 14 млн. фунтов стерлингов фидуциарной эмиссии, т.е. не покрытых золотом банкнот.

После Второй мировой войны, в 1946 г. Банк Англии, тоже был национализирован. Наряду с определением денежной политики ему было также предоставлено право контроля над банками.

Высший орган банка - Директорат, состоящий из 4 штатных директоров и 12 директоров-заместителей. Он возглавляется управляющим и заместителем, назначаемыми на пять лет. Директора по совместительству являются представителями ведущих банков и концернов промышленности и торговли. Директорат отвечает за денежную политику банка и работает в тесном контакте с правительством.

Банк России

Банк России, как приемник Государственного банка Российской империи, Народного банка РСФСР, Государственного банка РСФСР и СССР, возник сразу как государственный банк.

Государственный банк Российской империи возник в 1860 году по указу императора Александра II. Являлся банком краткосрочного коммерческого кредита и, согласно уставу, был учрежден «для оживления торговых оборотов и укрепления денежной кредитной системы». В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных трат, покупку и продажу золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, прием вкладов, выдача ссуд и покупку государственных бумаг за свой счет. С 1860 по 1894 год являлся вспомогательным учреждением Министерства Финансов.

С конца 80-ых годов XIX века Государственный банк Российской империи подготовил денежную реформу, которая была проведена в 1895-1898 гг. и ознаменовалась введением в России золотого монометаллизма. В ходе этих реформ банк получил эмиссионное право.

С принятием в 1984 году нового устава начинается второй период в деятельности Государственного банка Российской империи. После денежного кризиса, вызванного Русско-японской войной 1905-1906 гг. он трансформировался в банк банков. Государственный банк Российской империи являлся крупнейшим в Европе учреждением по количеству золотого запаса. Прекратил свое существование после 7 ноября 1917 года.

Народный банк РСФСР существовал с 1917 по 1920 годы. Официально действовал по уставу 1894 года, но фактически был вспомогательным учреждением Наркомфина. Занимался в основном эмиссией бумажных денег. В эпоху военного коммунизма и всеобщих безденежных расчетов его роль была сведена до минимума, и Народный банк РСФСР был расформирован.

Государственный банк РСФСР возник в связи с объявлением новой экономической политики 10 января 1921 года. В 1923 году после образования Советского Союза преобразовывается в Государственный банк СССР. Банк получил исключительное эмиссионное право. 20 декабря 1991 года Госбанк СССР был расформирован, в связи с роспуском Советского Союза. Активы переданы в Центральный банк Российской Федерации.

В банковской системе нашей страны Центральный банк Российской Федерации (ЦБР, Банк России) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Принципы организации и деятельности ЦБР, его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

Конституция РФ в статье 71 устанавливает, что в ведении федеральной власти находятся, в частности, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Таким образом, Банк России - экономическая служба, орган государственной власти.

Как орган исполнительной власти Банк России подчиняется Правительству, одной из функций которого является проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики1. Подотчетен Банк России также законодательной власти, в ведении которой находится назначение и освобождение от должности Председателя банка2. Контроль над Банком России осуществляет и Президент. Он представляет кандидатуру Председателя банка Государственной Думе3.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О Центральном банке РФ" Банк России выступает в статусе юридического лица, то есть организации, которая "имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом"4.

Банк России управляется Советом директоров, состоящим из 12 членов, назначаемых Государственной Думой каждые 4 года. Кандидатуру Председателя Совета директоров ей представляет Президент, а остальных членов - уже назначенный Председатель.

    Предмет изучения и структура курса.

    Связь курса с другими экономическими дисциплинами.

    Значение и задачи изучения курса.

1. Введение данного курса в программу для изучения студентами прежде всего обусловлено увеличивающейся ролью ЦБ в установлении макроэкономического равновесия путем содействия в выполнении основных задач, стоящих перед нормально функционирующей рыночной экономикой:

1) Достижение экономического роста

2) Поддержание минимального уровня инфляции и безработицы

3) Внешнеэкономическое равновесие

4) Твердая валютная позиция, поддержание стабильности национальной валюты.

В связи с этим предмет курса представляется в разрезе следующих аспектов:

1) Характеристика сущности, роли, эволюции развития, функций Центральных банков, в т.ч. Банка России;

2) Правовое регулирование деятельности ЦБ, его принадлежность к особому статусу в государстве;

3) Основные направления деятельности ЦБ;

4) Современные тенденции развития ЦБ в России и других странах.

5) Особенности функционирования ЦБР в современных условиях.

Помимо этих ключевых моментов будет заостряться внимание на роли ЦБ в проведении денежно-кредитной политики, организации наличного и безналичного денежного обращения, осуществлении надзора за деятельностью кредитных организаций, регулирование и контроль функционирования.

2. Центральный банк представляет собой ключевое звено кредитной системы страны, поэтому изучение его деятельности неизбежно затрагивает все экономические категории. Особенно ярко проявляется связь данной дисциплины с такими экономическими курсами, как «Экономическая теория», «Деньги, кредит, банки», «Финансы», «Финансы предприятий», «Организация деятельности коммерческих банков», «Банковский менеджмент». Помимо этого, курс опирается на знания в области философии, статистики, компьютерной грамоты, права, иностранного языка.

3. Значение данного курса прежде всего состоит в том, что он позволяет сформировать основы знаний и ближе познакомиться с деятельностью ключевого звена банковской системы – ЦБ, который определяет макроэкономическую политику Правительства в области денежно-кредитного регулирования.

Задачи курса : 1) дать знания теории и практики деятельности ЦБ;

2) уметь связать их с современными событиями;

3) дать знания экономических, правовых, организационных основ функционирования ЦБ, изучить механизм использования деятельности ЦБ в построении макроэкономической модели развития государства.

4. Основной источник для изучения материала – законодательные и подзаконные нормативные акты. Прежде всего это законы, непосредственно касающиеся банковской специфики – ФЗ № 394-1 «О ЦБ РФ» от 2.10.1990; № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 2.10.1990. Кроме того, Банк России ежегодно определяет «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики». Среди подзаконных актов целесообразно акцентировать внимание на изучении Указов Президента, Постановлений Правительства. Особый практический интерес представляют Инструкции ЦБ, направленные на регулирование деятельности кредитных учреждений.

Учебники: «ДКБ», «Банковское дело», «РБЭ», «Финансово-кредитный словарь», «Толковый экономический и финансовый словарь».

Периодические издания: «Вестник Банка России», «Бюллетень банковской статистики», «Деньги и кредит», «Хозяйство и право», «Вопросы экономики», «РЦБ», «Банковское дело», «Банковские услуги», «ЭиЖ», «Финансовые известия», «Бизнес и банки».

Тема: «Экономические и правовые основы деятельности ЦБ»

    Сущность, возникновение, объективная необходимость, экономические основы деятельности центральных банков (ЦБ).

    Способы образования и виды центральных банков.

    Место ЦБ в экономике страны, его задачи и функции.

    Правовое регулирование деятельности ЦБ, его взаимодействие с органами власти и банковской системы.

    Факторы независимости ЦБ.

1. Банк – денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной форме. Исходя из специфики деятельности, ЦБ – денежно-кредитный институт, наделенный правом монопольной эмиссии банкнот, управления денежным обращением и государственного денежно-кредитного регулирования экономики.

Во всем мире возникновение, становление и развитие ЦБ явилось результатом длительной эволюции, во-первых, банковского дела, а во-вторых, государственного регулирования экономики, так же как и само банковское дело стало результатом эволюции товарно-денежных отношений. Таким образом ЦБ – это более высокая ступень развития банковских отношений и системы государственного регулирования. Следующий этап развития банковской системы – объединение центральных банков, создание единой, коллективной валюты.

История развития, становления банковского дела и ЦБ начинается с выпуска кредитных денег, прежде всего банкнот, письменных (депозитных) денег и продукта депозитных денег – чеков. В этом смысле банк выступает в роли такого общественного института, который обеспечил демонетизацию золота и дематериализацию представителей денег.

Демонетизация – утрата золотом функции денег, как меры стоимости.

Дематериализация – утрата деньгами материальной сущности в связи с развитием безналичных денег в виде записей по счетам.

Эти 2 фактора обусловлены:

1) Развитием кредитных отношений (кредит появился раньше денег), а значит, и развитием платежных средств (векселя), депозитных денег

2) Объективным процессом вытеснения кредитных денег их заменителями (мимолетное использование).

3) Укреплением государством силы своего права, узаконивающего заменители денег (бумажные деньги возникли раньше)

4) Ростом потребности в деньгах в связи с развитием производства, увеличением товарного оборота.

5) Нецелесообразным, непроизводительным характером использования денежного материала для обслуживания товарного оборота.

Эти вышеперечисленные причины утвердили господство кредитных денег. Для обслуживания их хождения был необходим особый институт – банки. Таким образом формирование обращения кредитных денег (банкнот, безналичных денег) создало проблему их регулирования, в частности, было необходимо обеспечить равновесие в обществе при использовании заместителей денег путем поддержания нужного их количества.

Действительные деньги автоматически поддерживали это равновесие, а их заместители не были способны на это. Так возникла объективная необходимость регулирования со стороны общества в лице государства этой потребности. Главным институтом такого регулирования стал ЦБ. Экономической основой его деятельности является денежный оборот, количественно трансформированный с развитием цивилизации. Трансформация заключается в полном видоизменении денег, обслуживающих этот оборот. Вместо действительных денег – золота, оборот обслуживается знаками денег – наличными и безналичными, причем и те, и другие приобрели кредитный характер, поскольку являются обязательствами (наличные – обязательства государства в лице ЦБ, безналичные – обязательства КБ).

Все эти деньги стали платежными средствами, легко обмениваемыми на товар. Сумма всех этих средств, зафиксированная на определенную дату, получила название денежной массы – это главный объект денежно-кредитного регулирования экономики наряду с валютным курсом. Это было обусловлено назревшей практической потребностью в обществе. Регулирование также было необходимо, поскольку объем денежной массы, скорость ее обращения влияют на главные показатели развития общества – объем ВВП, НД, уровень цен, безработицы, инфляции.

В результате постепенно разрабатываемые учения и экономические теории денег (металлистическая, номиналистическая, неокейнсианская), кредита (натуралистическая, капиталотворческая), инфляции в современных условиях трансформировались в теории денежно-кредитного регулирования экономики – это теоретическое обоснование политики органов денежно-кредитного регулирования. Главный из них – ЦБ, он – проводник денежно-кредитной политики. Он был освобожден от обслуживания клиентуры, стал посредником между КБ и государством.

ЦБ – банк банков, он хранит свободные денежные средства КБ, осуществляет кредитование, организует систему расчетов между КБ. Кроме того, ЦБ имеет монополию на налично-денежную эмиссию, а также хранение официальных золотовалютных резервов страны. Постепенно ЦБ стал казначеем государства и его агентом по операциям на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Центральные банки возникли в результате исторической эволюции и развития рыночных отношений.
Анализ истории развития центральных банков показал, что их истоки лежат в деятельности частных банков, получивших привилегию на эмиссионную деятельность.
Возникновение центральных банков относится к середине XIX - началу XX в., поскольку именно в этот период правительства большинства стран законодательно закрепляют за определенными банками контроль над эмиссией денег в обращение.
Трудно сказать, где и когда впервые появился центральный банк. Одни экономисты считают началом дату создания банка, который впоследствии стал выполнять функции центрального. В соответствии с таким критерием первым центральным банком стал Риксбанк - банк Швеции, основанный в 1668 году, Банк Англии был образован в 1694 году, Банк Франции - в 1800 году.
Другие экономисты связывают возникновение центрального банка с получением частными банками привилегии или исключительного права на эмиссию банкнот. Так, Банк Франции начинает эмиссию банкнот в 1803 году и становится крупнейшим эмиссионным центром. Довольно продолжительный отрезок времени банкноты Банка Франции оставались частными деньгами, но их признавали надежными, поскольку сохранялся размен на золото. Только в 1870 г. банкноты Банка Франции получили статус законного платежного средства. Банк Англии получает исключительное право выпуска банкнот в 1844 году. Но роль центрального банка не только определяется эмиссией банкнот, как это принято считать: во Франции и некоторых других странах выпуск денег в обращение наряду с центральным банком может осуществлять казначейство.
Монополия на эмиссионную деятельность, получаемая центральными банками как привилегия по сравнению с другими денежно-кредитными институтами, сопровождалась тем не менее определенными их обязательствами по отношению к правительству. Если центральный банк при этом является государственным, что встречается более часто, то он может быть подчинен министерству финансов и зачастую выступает как лишенный самостоятельности государственный банкир. Если в роли центрального банка выступает частный банк, то взамен полученной привилегии на эмиссию он предоставляет льготы правительству, бесплатно перечисляет средства, принадлежащие государству, регламентирует собственные коммерческие операции. В обоих случаях, когда монополией обладает только один банк, ее называют полной монополией.
Значение центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом. С этой точки зрения временные рамки возникновения и формирования центральных банков смещаются на более поздние сроки. Например, Банк
Франции становится ответственным за проведение денежно-кредитной политики только в 1945 году, после его национализации. Значительно раньше функции центрального банка стал выполнять Банк Англии, оставаясь акционерным банком. Национализация в 1946 году предоставила ему широкие полномочия по контролю над деятельностью других банков. Европейские центральные банки достаточно длительный период времени вплоть до 1940-х годов одновременно выполняли функции обычных банков, открывая счета для частных клиентов, кредитуя эмиссию ценных бумаг, предоставляя другие банковские услуги торгово-промышленным компаниям и частным лицам. В ходе эволюции их коммерческая активность постепенно сокращалась. В отличие от европейских своеобразный центральный банк США в виде Федеральной резервной системы был создан в 1913 году специально для выполнения общих экономических функций.
Сложилась традиция рассматривать национальный центральный банк в сопоставлении с Банком Англии, который служит своего рода эталоном. Формирование института центрального банка в Англии оказало достаточно заметное влияние на создание центральных банков в других странах. Более того, считается, что основы монетарной теории были заложены экономистами, обсуждавшими проблемы английской банковской и денежной политики.
Роль центрального банка в английской модели определяется тремя функциями:
1) денежным контролем;
2) пруденциальным контролем;
3) размещением государственного долга на наиболее благоприятных условиях.
Функция денежного контроля предполагает в качестве основной цели стабилизацию уровня цен с помощью контроля над денежным предложением. К закреплению за Банком Англии именно этой функции сводилось основное содержание принятого в 1844 г. Закона о Банке Англии (акт Роберта Пиля). Для стабилизации цен Акт предписывал строгое следование количественной теории денег, а именно - правилу роста денежного предложения, смысл которого состоял в том, чтобы темпы роста предложения денег соответствовали темпам роста реального производства в экономике. С середины 1980-х гг. в политике, направленной на достижение ценовой стабильности, денежные власти стали использовать процентные ставки.
Пруденциальный контроль, контроль над банковскими рисками, направлен на минимизацию возможности финансовых кризисов и тех издержек, которые несет общество в целом в случае таких кризисов. Закон о правах банков (1914 год) разрешил проведение дискреционной денежной политики. Это означало, что Банку Англии было разрешено предоставлять банкам дополнительную ликвидность в случае спекулятивного перегрева банковского сектора. Переход от строгого к дискреционному правилу стал следствием ряда финансовых кризисов (1847, 1857, 1866 гг.). В результате катастрофического сокращения банковских резервов потребовался дополнительный выпуск денег и действие Закона 1844 года было приостановлено.
При проведении пруденциального контроля Банк Англии действует как кредитор последней инстанции. Данный термин появился в 1797 году. Концепция получила развитие у английских экономистов Генри Торнтона (1802 г.) и Уолтера Бэджита (1873 г.). С 1844 года до начала XX столетия Банк Англии выполнял роль кредитора последней инстанции в соответствии с моделью Торнтона — Бэджита. Она предполагала соблюдение определенных принципов или правил кредитования для центрального банка, которые стали классическими в данной концепции:
1) предоставление временных, краткосрочных ссуд;
2) залоговое обеспечение;
3) предоставление ссуд только платежеспособным банкам, которые подвергаются рискам в результате банкротства банков с плохим управлением;
4) выдача ссуд осуществляется под штрафные, т. е. завышенные процентные ставки, чтобы не превратиться в кредитора первой инстанции вместо последней;
5) спасение отдельных банков не должно превалировать над ответственностью за стабильность финансовой системы в целом.
Закон 1914 года формализовал ответственность Банка Англии как кредитора последней инстанции за стабильность финансовой системы. Он стал конечным поставщиком ликвидности для банков и получил право выдавать столько ссуд, сколько нужно для устранения угрозы кризиса ликвидности. В последние годы распределение ответственности между властными органами существенно изменилось. По Закону 1998 года Банк Англии в качестве центрального несет ответственность за обеспечение стабильности и эффективности финансовой системы в целом. Обязанности по надзору за банками были переданы и закреплены Законом о финансовых услугах и рынках 2000 года новому регуляторному органу - Управлению финансовыми услугами, созданному в 1997 году.
При размещении государственного долга на наиболее благоприятных условиях Банк Англии выступает как агент при первичном размещении облигаций и не является непосредственным кредитором правительства.
Важно подчеркнуть, что между тремя функциями существует внутренний конфликт, усложняющий политику центрального банка и объясняющий непоследовательность в его деятельности. Невозможно строго придерживаться монетарного правила, если центральный банк должен печатать больше денег в качестве кредитора последней инстанции.
Если в 1900 году центральные банки существовали в 18 странах (всего в мире насчитывалось 30 независимых государств), то в 2000 году - более чем в 170 странах. Несмотря на исторические и экономические особенности, роль центральных банков различных стран по существу соответствует классической английской модели, хотя принята несколько иная терминология.
Однако дело не только в терминологии. В ходе эволюции функции центрального банка не оставались неизменными. В прошлом суть денежного контроля сводилась к обеспечению экономики деньгами. Центральный банк должен был придать эластичность деньгам и банковским резервам, т. е. изменять предложение денег в ответ на изменения спроса на деньги со стороны реального сектора экономики. В настоящее время центральный банк рассматривается как институт, отвечающий за разработку и проведение денежно-кредитной политики, изменяющий предложение денег для достижения экономических целей, например, таких как экономический рост, стабильность цен и сдерживание инфляции.
При всей схожести операций Государственного банка Российской империи с моделями центральных банков европейских стран его деятельность имела заметные особенности.
С момента своего возникновения он сочетал как эмиссионную, так и коммерческую деятельность. Первоначально основной операцией банка был выкуп ассигнаций. Хотя Экспедиция государственных кредитных билетов, осуществлявшая эмиссионные операции, была передана Государственному банку, однако в основном он лишь производил обмен кредитных билетов. Государство в лице Министерства финансов сохраняло за собой верховенство в процессе управления денежным обращением. Одна из главных специфических особенностей Госбанка России состояла в том, что министр финансов являлся непосредственным главным начальником банка с широкими распорядительными правами и возможностью направлять всю деятельность банка.
Капитал Государственного банка использовался преимущественно на нужды казначейства. Эмиссия денежных знаков использовалась для финансирования расходов государства. Металлический фонд расходовался на покрытие государственных долговых обязательств, увеличивал бумажно-денежное обращение.
В целом историю развития Государственного банка страны можно представить следующим образом:
1860 год - учреждение Государственного банка Российской империи; 1897 год - Государственный банк наделяется статусом эмиссионного центра с монопольным правом эмитирования наличных денег в обращение;
1918 год - переименование Государственного банка в Народный банк РСФСР;
1920 год - ликвидация Народного банка РСФСР;
1921 год - образование Государственного банка РСФСР;
1923 год - реорганизация Государственного банка РСФСР в Государственный банк СССР;
1922 - 1924 годы - становление Государственного банка СССР как эмиссионного центра;
1927 год - передача Государственному банку СССР полномочий руководства банковской (кредитной) системой и контроля за деятельностью кредитных учреждений;
1928 год - начало монополии Госбанка СССР на краткосрочное кредитование народного хозяйства;
1930 - 1932 годы - придание Государственному банку СССР статуса единого центра кредитования, расчетных и кассовых операций;
1990 год - создание Центрального банка РСФСР (параллельно с Госбанком СССР);
1991 год - упразднение Госбанка СССР, передача его полномочий Центральному банку РСФСР (Банку России).
В ноябре 1991 года Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк единственным на территории страны органом государственного денежно- кредитного и валютного регулирования экономики. На основе принятых законов Банк России становится элементом двухуровневой банковской системы, получает целевую ориентацию.
Когда создание Центрального банка стало очевидным, возникла дискуссия по поводу того, кто должен его контролировать. Известны три варианта контроля исходя из формы собственности на капитал центрального банка. Контроль может быть:
. государственным, если капитал банка принадлежит государству (Банк Англии, Банк Франции);
. акционерным, если капитал центрального банка принадлежит коммерческим банкам (Федеральная резервная система США);
. смешанным, если сложилась акционерная форма капитала с участием государства (Национальный банк Австрии, Банк Швейцарии).
В Российской Федерации имущество Банка России является федеральной собственностью. Банк России владеет, пользуется и распоряжается имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральным законом. Свои расходы Банк России осуществляет за счет собственных доходов.

Банковская система как составляющая финансовой системы любой страны играет решающую роль в ее экономическом развитии

Мировой финансовый кризис наиболее остро проявилась в банковской сфере и поставила под угрозу стабильность денежных систем в развитых странах мира. Кризис ликвидности банковской системы, массовое нэп возврат займов и сокращение кредитного потенциала привели к ограничению платежеспособного спроса и реального производства. В этих условиях возрастает роль центральных банков как макрорегулятораів.

Учебное пособие, который вы держите в руках, отвечает требованиям времени и освещает последние события на банковском рынке. Его написание является результатом критической переработки и обобщения положений содержания в существующих учебных пособий по направлению анализа деятельности центральных банков, большого массива источников банковского права, статической информации и периодической литературы и.

Учебное пособие учитывает специфику кредитно-модульной системы организации учебного процесса Студентам предлагаются к изучению следующие модули:

1. Сущность, типы, функции центральных банков

3. Монетарная политика центральных банков

Структура и содержание учебного пособия соответствует типовой программе дисциплины"Центральный банк и денежно-кредитная политика"В приложении приведены организационную структуру управления. НБУ, рабочие документ ты и финансовой отчетности. НБітність. НБУ.

Для лучшего усвоения материала приведены тестовые задания, которые делают процесс изучения дисциплины активным. Студентам предлагается вопрос, на который есть только один верный ответ

Рекомендуемый студентам список литературы содержит внушительный перечень последних нормативно-правовых актов и статей по научно-практических изданий. Эта информация позволит студентам углубленно изучить самых пре льш интересующие их вопросыя.

При подготовке учебного пособия были использованы материалы официального сайта. НБУ

Желаем успехов в изучении дисциплины!

содержательного модуля 1 Сущность, типы, функции центральных банков

ТЕМА 1 СТАТУС И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

Лекция 1 История становления и сущность центральных банков

. План

111 . Предпосылки возникновения центральных банков

113. Центральные банки и монетарная политика в кейн-сианському аспекте

114. Етатичнийтип. Центрального банка

111 Предпосылки возникновения центральных банков

Мировая система центральных банков в их современном виде создана относительно недавно. До середины XVIII в коммерческие и центральные банки не различались. Все банки выполняли функции коммерческих и эмиссионных. В создании эмиссионных банков еще не было острой необходимости, так банкноты в денежном обращении играли незначительную роль. С развитием кредитной системы происходит процесс централизации банкнотной е миссии в отдельных крупных коммерческих. При этом монопольное право на выпуск денежных знаков (банкнот) постепенно закрепляется лишь за одним банком. Такой банк в разные времена назывался по-разному. Споч. АТКУ - эмиссионным или национальным, а впоследствии - центральным, что соответствовало его руководящей роли в кредитной системе той или иной страныї країни.

Впервые в мировой практике центральный банк был создан в. Швеции (Риксбанк) в 1668 г. Несколько позже, в 1694 г, основан. Банк. Англии. Однако к тому времени центральные банки еще не имели исключительного права на ем миссию денежных знаков их функции отличались от функций современных центральных банков. Так, назначению. Банка. Англии первоначально было финансировать торговлю и промышленность ,. Банка. Нидерландов - внутреннюю и внешнюю торговлю. Центральные банки современного типа возникли лишь в XIX в настоящее время почти во всех странах мира функционируют центральные банки. Однако между ними есть существенные различия, которые объясняются особливос себя политического и финансово-экономического развития краяих країн.

Историческое возникновения центральных банков преследовало отличные от современных цели, объяснялось с другими представлениями о возможностях государства, так и конкретно-историческими особенностями эволюции грош шей и банкинга.

Функции. Центрального банка разделяют на макроэкономические (создание монетарных условий для экономики) и микроэкономические (создание условий для индивидуальных членов банковской системы)

Первоначальной функцией. Центрального банка было обслуживание правительства. Уже позже он становится банком банков (или кредитором последней инстанции), т.е. функции центрального банка развиваются из его отношений с правительством и банками.

Такая ситуация связывалась со следующим:

o во-первых бюджетные дефициты (или нехватки средств в государственной или королевской казне) были обычным явлением, которое сопровождало войны и обусловливало потребности в финансировании растущих расходов;

o во-вторых существующая на то время система металлического обращения имела достаточно стационарные объемы. Она хоть и способствовала автоматическом балансировке спроса на товары и деньги, однако не могла эластично удовлетворять масштабные правитель ядов потребности в финансировании военных расходов;

o в-третьих ограниченность объемов банкнотной эмиссии"свободной банковской системы"обязательным условием розминности бумажных денег на золото. При этом, любые значительные сдвиги в предложении банкнот так или иначе отра обижались на динамике товарных цен, создавая серьезные проблемы для функционирования тогдашней торговли и производстваиробництва;

o в-четвертых низкая кредитоспособность правительства как заемщика результате произошла централизация эмиссионной деятельности при активном участии государства, которое, с остальными, привела к появлению центральных банков

. Примеры создания центральных банков

1 британский монарх. Карл II, проявив себя как плохой заемщик, надолго подорвал доверие к себе лондонских банкиров, из-за чего его преемник. Уильям III с целью мобилизации значительного количества ден нежных знаков в 1694 г пошел на создание института, которой предоставлялись полномочия собирать королевские подати ее уставный фонд был создан в долг (1,2 млн фунтов стерлингов), на сумму чего выпускались ь банкноты. А с целью повышения их авторитетности банк получил привилегии и исключительное положенийовище.

2 значительно потребности в финансировании военных расходов имели и государственные финансы. Пруссии, где в 1765 г было создано. Берлинский. Королевский. Банк, который осуществлял активное кредитование правительства за счет эмиссии банкнот. Однако, получив ряд привилегий, в первую очередь касающихся закрепления за ним некоторых депозитов и платежей, смог просуществовать длительный период времени. Уже в 1846 г это учреждение была преобразована на в. Прусский бан банк.

3 подобных тенденции имели место и во. Франции, где приход к власти. Наполеона сопровождался значительными потребностями в наличных выплатах и??ростом уровня разбалансированности государственных финансов. Поэтому, с целью ю получения возможностей непрерывного финансирования, к тому же под низкие проценты, 1800 г был создан. Банк. Франции. Запрет повышения им ставки процента (она была зафиксирована на. Ринне 6%, а согласий ом опустилась до 5% », а еще позже до 4% о) становилась выгодной для правительства ввиду облегчения бремени по обслуживанию государственного долго боргу.

Эмиссионные банки создавались на основе специальных банковских законов двумя путями. Согласно первому преимущественное право банкнотной эмиссии законом предоставлялось мощном коммерческом банке страны, вследствие чего он постепенно превращался в центральный эмиссионный банк. Второй путь предусматривал создание банка как эмиссионного центра страны с самого начала его организации. Таким путем созданы центральные банки в большинстве стран. По форме организации эмиссионные банки могут быть ак ионернимы и государственными, причем государство часто является одним из акционеров. В одних странах эти банки изначально создавались как государственные, в других - они становились государственными вследствие их национализации шл яхом выкупа государством акций на благоприятных для акционеров условиевах.

Именно монополия эмиссионной деятельности послужила тем источником, из которого современные центральные банки почерпнули свои второстепенные функции и отличительные черты. Проблема политической централизации и объединения стран в творили предпосылки для того, что единая централизованная эмиссионная система начала рассматриваться как один из символов целостности государстви.

. Центральные банки прошли три стадии развития :

первая, - они начали как банки правительства, поскольку правительства доминировали при определении их задач и непосредственной политики

второй - центральные банки перестают быть коммерчески заинтересованными и переходят к решению проблем обеспечения стабильности финансово-банковской системы;

третьего - они постепенно получают автономию от правительства и приобретают независимость при определении задач и выбора инструментов их достижения

Итак, можно выделить пять исторических типов центральных банков:

1) тип эпохи золотого стандарта и экономического либерализма;

2) акомодативний (кейнсианский) тип;

3) монетаристский тип;

4) етатичний тип;

5) современный тип

Мировая система центральных банков в их современном виде создана относительно недавно. До середины XVIII в коммерческие и центральные банки не различались. Все банки выполняли функции коммерческих и эмиссионных. В создании эмиссионных банков еще не было острой необходимости, так банкноты в денежном обращении играли незначительную роль.. С развитием кредитной системы происходит процесс централизации банкнотной е миссии в отдельных крупных коммерческих При этом монопольное право на выпуск денежных знаков (банкнот) постепенно закрепляется лишь за одним банком. Такой банк в разные времена назывался по-разному. Сначала - эмиссионным или национальным, а впоследствии - центральным, что соответствовало его руководящей роли в кредитной системе той или иной страны.

Впервые в мировой практике центральный банк был создан в Швеции (Риксбанк) в 1668 г. Несколько позже, в 1694 г, основан Банк Англии. Однако к тому времени центральные банки еще не имели исключительного права на ем миссию денежных знаков их функции отличались от функций современных центральных банков. Так, назначению Банка Англии первоначально было финансировать торговлю и промышленность, Банка Нидерландов - внутреннюю и внешнюю торговлю Центральные банки современного типа возникли лишь в XIX в настоящее время почти во всех странах мира функционируют центральные банки. Однако между ними есть существенные различия, которые объясняются особенностями политического и финансово-экономического развития стран.

Историческое возникновения центральных банков преследовало отличные от современных цели, объяснялось с другими представлениями о возможностях государства, так и конкретно-историческими особенностями эволюции денег.

Функции Центрального банка разделяют на макроэкономические (создание монетарных условий для экономики) и микроэкономические (создание условий для индивидуальных членов банковской системы).

Первоначальной функцией Центрального банка было обслуживание правительства. Уже позже он становится банком банков (или кредитором последней инстанции), т.е. функции центрального банка развиваются из его отношений с правительством и банками.

Такая ситуация связывалась со следующим:

  • * во-первых, бюджетные дефициты (или нехватки средств в государственной или королевской казне) были обычным явлением, которое сопровождало войны и обусловливало потребности в финансировании растущих расходов;
  • * во-вторых, существующая на то время система металлического обращения имела достаточно стационарные объемы. Она хоть и способствовала автоматическом балансировке спроса на товары и деньги, однако не могла эластично удовлетворять масштабные правитель ядов потребности в финансировании военных расходов;
  • * в-третьих, ограниченность объемов банкнотной эмиссии "свободной банковской системы" обязательным условием разменности бумажных денег на золото. При этом, любые значительные сдвиги в предложении банкнот так или иначе отображались на динамике товарных цен, создавая серьезные проблемы для функционирования тогдашней торговли и производства;
  • * в-четвертых, низкая кредитоспособность правительства как заемщика результате произошла централизация эмиссионной деятельности при активном участии государства, которое, с остальными, привела к появлению центральных банков.

Примеры создания центральных банков

  • 1. Британский монарх Карл II, проявив себя как плохой заемщик, надолго подорвал доверие к себе лондонских банкиров, из-за чего его преемник Уильям III с целью мобилизации значительного количества денежных знаков в 1694 г пошел на создание института, которой предоставлялись полномочия собирать королевские подати ее уставный фонд был создан в долг (1,2 млн фунтов стерлингов), на сумму чего выпускались ь банкноты А с целью повышения их авторитетности банк получил привилегии и исключительное положение.
  • 2. Значительно потребности в финансировании военных расходов имели и государственные финансы Пруссии, где в 1765 г было создано Берлинский Королевский Банк, который осуществлял активное кредитование правительства за счет эмиссии банкнот. Однако, получив ряд привилегий, в первую очередь касающихся закрепления за ним некоторых депозитов и платежей, смог просуществовать длительный период времени. Уже в 1846 г это учреждение была преобразована в Прусский банк.
  • 3. Подобных тенденции имели место и во Франции, где приход к власти Наполеона сопровождался значительными потребностями в наличных выплатах и ростом уровня разбалансированности государственных финансов Поэтому, с целью получения возможностей непрерывного финансирования, к тому же под низкие проценты, 1800 г был создан Банк Франции. Запрет повышения им ставки процента (она была зафиксирована на Ринне 6%, а согласий ом опустилась до 5% », а еще позже до 4% о) становилась выгодной для правительства ввиду облегчения бремени по обслуживанию государственного долго боргу.

Эмиссионные банки создавались на основе специальных банковских законов двумя путями. Согласно первому преимущественное право банкнотной эмиссии законом предоставлялось мощном коммерческом банке страны, вследствие чего он постепенно превращался в центральный эмиссионный банк. Второй путь предусматривал создание банка как эмиссионного центра страны с самого начала его организации Таким путем созданы центральные банки в большинстве стран По форме организации эмиссионные банки могут быть акционерными и государственными, причем государство часто является одним из акционеров В одних странах эти банки изначально создавались как государственные, в других - они становились государственными вследствие их национализации путем выкупа государством акций на благоприятных для акционеров условиях.

Именно монополия эмиссионной деятельности послужила тем источником, из которого современные центральные банки почерпнули свои второстепенные функции и отличительные черты. Проблема политической централизации и объединения стран сотворили предпосылки для того, что единая централизованная эмиссионная система начала рассматриваться как один из символов целостности государстве.

Центральные банки прошли три стадии развития:

  • · первая, - они начали как банки правительства, поскольку правительства доминировали при определении их задач и непосредственной политики
  • · второй - центральные банки перестают быть коммерчески заинтересованными и переходят к решению проблем обеспечения стабильности финансово-банковской системы;
  • · третьего - они постепенно получают автономию от правительства и приобретают независимость при определении задач и выбора инструментов их достижения

Итак, можно выделить пять исторических типов центральных банков:

  • 1) тип эпохи золотого стандарта и экономического либерализма;
  • 2) акомодативний (кейнсианский) тип;
  • 3) монетаристский тип;
  • 4) етатичний тип;
  • 5) современный тип
Выбор редакции
Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...

Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...
Сегодня нам предстоит понять, как управлять деньгами. Ни для кого не секрет, что у каждого человека есть возможность получать больше....