Денежная политика цб. Инструменты денежно-кредитной политики банка россии


Направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции , занятости , стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.

Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

В России денежно-кредитную политику, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 27 июня 2002 года «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» , определяет и проводит ЦБ .

Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.

В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».

В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.

Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий, направленных на повышение устойчивости национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойной системы расчетов в стране.

Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ:

Процентная политика;

Резервная политика;

Операции на открытом рынке;

Таргетирование;

Валютные интервенции.

Процентная политика – это политика изменения официальных процентных ставок Центрального банка РФ.

Ставка рефинансирования (учетная ставка) – показывает стоимость кредитов Центрального банка РФ для коммерческих банков. Размер учетной ставки зависит от уровня инфляции в стране. Она является главной ставкой в стане, т.к. показывает стоимость денег (кредитов);

Ставка переучета векселей или дисконтирования (переучет – это учет векселей, ранее учтенных коммерческим банком);

Ставка по депозитам Банка России – депозиты открываются в Центральном банке РФ на короткий срок для повышения ликвидности коммерческих банков.

Процентная политика состоит в том, чтобы изменяя официальные ставки, Центральный банк РФ способствовал регулированию денежной массы в нужном направлении.

Если ставка рефинансирования повышается, то это политика дорогих денег. Она применяется в тех случаях, когда необходимо сократить количество денег в обращении. Если процентная ставка снижается, то это политика дешевых денег и в этом случае денежная масса в стране увеличивается.

Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ на сегодня характеризуется понижающим трендом ставки рефинансирования.

Резервная политика – это политика изменения норм (ставок) обязательных (минимальных) резервов.

Обязательные резервы образуются в виде процентных отчислений от привлеченных коммерческим банком средств (вклады, депозиты, расчетные счета, средства других коммерческих банков, которые хранятся на лоро- и ностро-счетах). Обязательные резервы хранятся в Центральном банке РФ, не принося коммерческим банкам процентам (беспроцентные резервы, «замороженные деньги»). Эти резервы выполняют две основные функции:

Обеспечение минимальго уровня ликвидности банковской системы (страховая функция);

Регулирование количества денег в обращении (стерилизация денежной массы).

Увеличение норм (ставок) обязательных резервов как раз и вызывает эффект сокращения денежной массы (ее стерилизацию), когда избыточная ликвидность «прячется» в эти резервы (это способ борьбы с инфляцией), т.к. доступ к резервным счетам закрыт.

Операции на открытом рынке выступают в качестве некоего ин­струмента контроля экономических отношений. При проведении операций на открытом рынке Центральный банк РФ покупает и продает ценные бумаги. Правительство РФ стремится обеспечить стабильность функ­ционирования системы. При сокращении денежной массы Центральный банк РФ скупает государственные ценные бумаги, при увеличении выбрасывает на рынок новую партию государственных ценных бумаг. Таким образом регулируется денежная масса.

Таргетирование - установление центральным банком целевых ориентиров прироста денежной массы. В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо устанавливаются верхний и нижний допустимый предел. устанавливая значительную разницу между верхним и нижним пределами темпа роста денежной массы, центральный банк сознательно создает большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением.

Валютные интервенции – это часть валютной политики государства, направленной на регулирование внутреннего (рублевого) обращения. Валютная политика заключается в установлении курса национальной денежной единицы на оптимальном уровне, исходя из внешнеэкономических выгод и внутренней целесообразности. Валютный курс складывается на торгах (ММВБ). Центральный банк РФ является активным участником валютного рынка. Его роль может сводиться к продаже валюты, либо ее покупке. Если предложение иностранной валюты превышает спрос на нее, то Центральный банк РФ скупает излишки валютного предложения и помещает ее в золотовалютные резервы. Если предложение иностранной валюты меньше, чем спрос на нее, то Центральный банк РФ продает валюту, чтобы сбить спрос – это называется валютной интервенцией.

Прохождение российской экономикой различных этапов своего развития, естественно, не могло не сопровождаться соответствующими изменениями тенденций динамики денежного и кредитного секторов экономики.

Бурное расширение видов кредитно-денежных операций и инструментов рынка ссудных капиталов, использование ЭВМ диктуют новые условия развития кредитного рынка.

Перераспределение денежных ресурсов на кредитном рынке между его участниками приводит к перераспределению денежной массы страны между отраслями экономики приоритетно с более высокой доходностью. Такое взаимодействие приводит к созданию базы для ускоренных расчетов, внедрению автоматизированных новых способов, появляется более широкие возможности для участников ссудного рынка. Все это способствует экономии издержек обращения и повышению эффективности общественного воспроизводства в целом.

В сфере денежного оборота происходит окончательная реализация созданных в народном хозяйстве товаров и проверяется качество связи между общественным производством и личным потреблением. Вследствие таких причин, от состояния наличного денежного рынка во многом зависят нормальная циркуляция денег в хозяйстве, устойчивость их покупательной способности.

Во всех этих процессах немаловажную роль играют Центральные банки, которые служат центром денежно-кредитной системы любой страны.

Ежегодно Банк России совместно с Правительством РФ определяет основные направления единой денежно-кредитной политики и конкретные меры по поддержанию покупательской способности рубля и его валютного курса. Также благодаря действенной политике, проводимой Центробанком РФ, усиливается проникновение на отечественный кредитный рынок иностранных банков и увеличивается участие российских банков в западноевропейской экономике.

1.1 Сущность и виды денежно-кредитной политики

С точки зрения экономической теории – денежно-кредитная политика – это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. С позиции финансов — денежно–кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Целями денежно-кредитной политики являются:

1) Экономические цели, направленные на поддержание экономической активности и сокращение безработицы:

    регулирование темпов экономического роста;

    увеличение ВВП;

    смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;

    сдерживание инфляции;

    стимулировать рост объема денежно-кредитных операций;

    достижение сбалансированности платежного баланса и другие.

    2) Социальные задачи:

    повысить уровень жизни населения;

    сделать различные услуги более доступными и другие.

    Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие.

    Методы, используемые в денежно-кредитной политике, разнообразны, но наиболее распространенными из них являются:

    Изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки Центрального банка (учетная, или дисконтная политика);

    Изменение норм обязательных резервов банков;

    Операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

    Регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.)./1/

    Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

    Прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);

    Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и т.п.

    Учетная политика.

    В сфере кредитно-денежного обращения государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: «государство - Центральный Банк». Практика показывает высокую эффективность данного сотрудничества.

    Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия — через систему кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.Этот косвенный вариант регулирующего влияния на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого вторжения в планы предпринимателей не существует. В то же время косвенные методы создают предпосылки к тому, чтобы предприниматель сам стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел будет реализовываться через принятие деловыми кругами самостоятельных решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и настойчивыми действиями государства».Все это возможно реализовать лишь благодаря использованию правительством такого мощного регулирующего рычага, как Центральный Банк.

    Понятие Центрального Банка и его роль в денежно-кредитной политике

    Возникновение Центральных Банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.

    Такие банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. В конце XIX-начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком.

    В настоящее время в России существует двухуровневая банковская система – это коммерческие банки и различные финансовые организации, выполняющие кредитные функции, второй уровень — Центральный Банк.
    Взаимоотношения между этими уровнями строятся на двух принципах: нормативно регулирующая деятельность.Центральный (эмиссионный) банк занимает особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей банковской системы страны.

    Центральный банк (ЦБ) осуществляет следующие функции:

    монопольно выпускает деньги в обращение;

    хранит временно свободные средства и обязательные резервы других банков, т.е. выполняет роль «банка банков»;

    выполняет роль «кредиторов последней инстанции», т.е. предоставление кредита только в случае его недоступности на приемлемых условиях в другом месте, в основном на краткосрочные нужды;

    осуществляет безналичные расчеты в общенациональном масштабе;

    ведет кассовое исполнение бюджета и кредитует государство;

    хранит централизованный золотой и валютный запас;

    устанавливает экономически обоснованные лимиты и нормативы деятельности банков, в т.ч. официальной ставки по кредитам;

    проводит научные исследования;

    определяет правовые основы и принципы функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочныхкредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;

  • формирует эффективный механизм денежно-кредитного регулирования экономики.

    Наделение ЦБ указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций ЦБ необходима обширная сеть региональных учреждений и центральный аппарат.

    Рассмотрим более подробно роль Центрального Банка в реализации денежно-кредитной политике. Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

    75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10% — банкноты Центрального Банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через Центральный Банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

    Свою роль ЦБ реализует через косвенное регулирование денежно-кредитной сферы. Например, повышая или понижая официальную учетную ставку, ЦБ оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента.

    Изменение учетной ставки Центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

    Другим примером может служить изменение нормы обязательных резервов. В результате её повышения сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет, соответственно, к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента. Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном Банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой – используется как важный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ.

    Денежно-кредитную политику при оценке роли Центрального Банка также следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи Центральным банком иностранной валюты на национальную на валютном рынке.

    Когда Центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.Таким образом, Центральный Банк играет определяющую роль в реализации денежно-кредитной политике и определяет перспективы ее развития в будущем

    1.3 . Денежно-кредитная политика ЦБ России.

    Денежно-кредитный рынок охватывает всю денежно-кредитную сферу и является основным ее макро показателем. Поэтому, все изменения в денежно-кредитной сфере связаны с функционированием денежно-кредитного рынка. Рынок кредитов России на современном этапе достаточно развит и динамично совершенствуется. На кредитном рынке участвуют представители всех слоев общества страны, и предоставляется широкий круг различных видов ссуд.В последнее время особый спрос в кредитной системе приобретают такие ссуды, как овердрафт, трастовый кредит, ипотека, онкольный кредит, клиринг, кредитные линии, потребительские кредиты и т.д. (рисунок 2.1). Достаточно большую долю на кредитном рынке (21% в 2005 г. в общем, объеме обращаемых кредитов) занимает предоставление таких традиционных видов кредитов, как кредит под банковскую гарантию, залоговый кредит, кредит под поручительство третьих лиц, межбанковские кредиты и т.д.


    Спрос на кредитном рынке России определяют, прежде всего, следующие факторы:

    1.Срок, условия возврата и стоимость предлагаемых кредитов;

    2. Гарантии участников кредитного рынка, защищенность их интересов;

    3. Динамика спроса и предложения на кредитном рынке;

    4. Денежно – кредитная политика государства;

    5. Виды обеспеченности возврата кредитов;

    6. Инфляция;

    7. Деловая репутация участников рынка кредитов;

    8.Социальные факторы: уровень доходов населения, уровень безработицы и т.д.

    Кредитный рынок России можно дифференцировать на четыре основных сегмента:

    Денежный рынок – совокупность краткосрочных кредитных операций, обслуживающих движение оборотных средств;

    Рынок капиталов – совокупность средне- и долгосрочных кредитных операций, обслуживающих движение основных средств в экономике страны;

    Фондовый рынок – совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок ценных бумаг;

    Ипотечный рынок — совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок недвижимости.

    Каждый из сегментов кредитного рынка имеет свои специфические особенности в части функционирования и развития, что на практике привело к созданию различных кредитных учреждений, специализированных финансовых институтов (инвестиционных, ипотечных и т.д.):Формирование рыночных отношений в России сопровождается изменением статуса большинства участников кредитного рынка, расширяя их круг и вовлекая новые структуры. Исходя из этого, участниками рынка кредитов в России могут выступать:

    — предприятия, находящиеся в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных организаций (акционерные общества, товарищества, производственные объединения и т.д.);

    — коммерческие банки;

    — государство в лице Центрального банка;

    — органы государственной власти различного уровня;

    — население как кредитор.

    Сформировавшийся кредитный рынок в России отвечает основным международным стандартам. Он имеет правовую основу, защищающую интересы участников рынка, регулируется государством (о чем будет рассмотрено в следующих пунктах данной курсовой работы).

    Кредитный рынок развивается по следующим основным принципам:

    — дифференцированность кредитования;

    — обеспеченность и платность предлагаемых и предоставляемых кредитов;

    государственная поддержка развития кредитного рынка;

    — соблюдение всех правовых норм, закрепляющих права и обязанности участников рынка и т.д.

    Знание и соблюдение основных принципов функционирования кредитного рынка сформирует достаточно прочную основу для долговременного и успешного его развития в будущем.Денежный рынок обусловлен наличным и безналичным обращением. По действующему законодательству в России два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Официальной денежной единицей на отечественном денежном рынке является рубль, официальный курс которого устанавливается Центральным Банком РФ. Наличный оборот в России составляет более 30 % (Приложение 1). Налично-денежный оборот в Российской Федерации обслуживается банкнотами и металлической монетой. Так, на конец 2005 г. в денежной массе наличные деньги занимали 37 %, средства на расчетных счетах предприятий и организаций — 31%, вклады и депозиты — 32%. /20/По оценкам экспертов наличная денежная масса на 1.06.2005 г. составляет 1,67 трлн. руб. Следует отметить, что за 2002–2004 г. г. удельный вес налично-денежной составляющей денежной массы сократился на 2,6 %. Среднемесячный темп роста наличных денег составлял 9 %, в то время как безналичная составляющая увеличилась в среднем на 10% в месяц. Скорость обращения денег, рассчитываемая как отношение номинального валового внутреннего продукта к объему денежной массы, находящейся в обращении, снизилась к 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 0,3 оборота и составила 6,7 оборота, по данным Банка России. На протяжении 2004 г. она не была стабильной: если в первом полугодии этот показатель в среднем равнялся 11 оборотам, то во втором — 9,5.

    На сегодняшний день главной особенностью денежного рынка в России является то, что около 35–40 % в составе наличности составляет доллар и другая иностранная валюта (рисунок 2.2).



    Сохраняющаяся высокая степень интеграции иностранной валюты во всю денежно-кредитную систему страны приводит к использованию валютного курса в качестве критерия хозяйственной деятельности и средства тезаврации даже населением и предприятиями, далекими от внешнего рынка. Все это негативно влияет на нашу денежную единицу — рубль, значительно ослабляет его позиции по сравнению с другими денежными единицами.

    Безналичный денежный рынок в России составляет в 2002–2005 г.г более 60 % (Приложение А). В безналичных расчетах принимают участие так называемые кредитные деньги (или кредитные орудия обращения), такие как депозитные деньги, чеки, векселя и другие ценные бумаги. Наиболее важным с этой точки зрения является понятие депозитных денег (банковских депозитов), представляющих собой остатки безналичных денежных средств на банковских счетах.Эмиссия депозитных денег может быть осуществлена любым банком. Например, ЦБ, который создает депозит, кредитует коммерческий банк путем открытия его корреспондентского счета. Основными же эмитентами депозитных денег являются коммерческие банки. Депозитные деньги в настоящее время составляют основную массу денежных средств.

    Банковские депозиты могут быть созданы путем размещения в банке наличных денег клиента (вклада, депозита). В этом случае происходит замена банкнот на депозитное долговое обязательство банка (пассивная операция банка). Депозиты до востребования наименее прибыльны для банков, поскольку неопределенность сроков изъятия денежных средств не позволяет их размещать в высоко прибыльные активы.Значительно более выгодными с точки зрения эмиссии депозитных денег являются срочные вклады (особенно долгосрочные – на срок более одного года), а также накопительные сберегательные вклады (депозиты). Процент по таким вкладам определяется сроком вклада и его размером.Еще более привлекательными являются депозитные сертификаты — ценные бумаги, которые банк продает клиенту на определенный срок с обязательством его выкупа под определенный процент. Депозитные и сберегательные сертификаты могут быть выкуплены в любое время в течение периода их действия, а проценты начисляются со дня приобретения, размер которых зависит от размера и срока вклада.Кроме того, значительная масса безналичных денежных средств находится в различных ценных бумагах – акциях, облигациях, векселя и других. Безналичное функционирование денег на денежном рынке в виде ценных бумаг сокращает наличные деньги в обращении, снижает издержки обращения, повышает эффективность денежно – кредитной системы.Эффективность и направленность денежно-кредитной сферы обусловливает денежно-кредитная политика Центрально Банка России при помощи различных способов и приемов.

    Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов — один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны. Основными направлениями государственного регулирования являются: политика Центрального Банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти.

    Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.

    Центральный Банк РФ при осуществлении денежно-кредитной политики оперирует следующими инструментами: устанавливает процентные ставки по операциям Банка России, нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; осуществляет рефинансирование банков, валютное регулирование; устанавливает ориентиры роста денежной массы и прямые количественные ограничения.

    Исходя из анализа денежно-кредитной сферы, можно сделать вывод, что денежно-кредитный рынок все более расширяется и требует более совершенных мер по проводимому регулированию. В связи с этим. Были разработаны основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ:

    — создание благоприятных условий для поступательного экономического развития страны в долгосрочной перспективе;

    — последовательное снижение уровня инфляции (до 5,5 5 в 2006 г.);

    — повышение темпов экономического роста;

    — укрепления национальной валюты, что позволило продолжить накопление золотовалютных резервов государства в значительных масштабах;

    — ослабление зависимости экономики и денежно-кредитной сферы от влияния высоких цен на нефть;

    — использование для стабилизации денежно-кредитной сферы средства Стабилизационного фонда;

    — стабилизация повышения спроса на деньги при помощи ограничений на денежную наличность;

    — стимулирование кредитных операций;

    — совершенствование межбанковского кредитного рынка и другие.

    Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.

    Глава № 2 Развитие лизинга в России

    Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

    В настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Предприятию для обновления своих основных средств выгодно брать оборудование в лизинг. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.

    Рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не освоен. Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма. Я считаю, что с помощью лизинга реально могут быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев российской экономики.

    2.1. Развитие лизинга в России

    Рассматривая развитие отечественного рынка лизинговых услуг, можно выделить пять основных его периодов становления в зависимости от наиболее распространенных схем проведения лизинговой сделки.

    На первом этапе (1994 - 1996гг.) использовались в основном следующие схемы проведения лизинговых сделок (см. Рис.15 и Рис. 16):



    На втором этапе, с конца 1996 года и до кризиса 17 августа 1998 года, на 80% использовалась схема раздельного финансового лизинга.

    Использование данной схемы лизинга, принятой за основную в ряде крупнейших лизинговых стран, отражало некоторую политическую и экономическую стабильность того периода нашей страны, а именно:

    прошедшие накануне выборы в Государственную Думу и выборы Президента РФ обозначили расстановку сил на политической арене и курс развития страны на ближайшие 4-е года;

    ставка рефинансирования была относительно не высока и постепенно снижалась до лета 1998 года;

    курс доллара не имел резких скачков, его быстрый рост ограничивался введенным валютным коридором и соответствующей политикой ЦБ РФ;

    На третьем этапе функционирования лизинга в РФ, после кризиса 1998 года, на 80% используются схемы финансового лизинга с совмещением обязательств лизингодателя и лизингополучателя, а также с совмещением обязательств кредитора и лизингополучателя (рис 15 и Рис. 16).

    Несмотря на то, что по закону о лизинге в данный период не допускалось совмещение обязательств: лизингодателем и лизингополучателем по договору лизинга; кредитором и лизингополучателем предмета лизинга, данные схемы реализуются на дочерних и зависимых компаниях, принадлежащим субъектам лизинговой сделки. Таким образом лизингодатель, кредитор и лизингополучатель экономят оборотные средства дочерних и зависимых компаний.

    Однако с октября 1999 года замечается незначительный, но тем не менее заметный рост числа лизинговых сделок по г. Москве, заключенных по классической схеме финансового лизинга.

    На четвертом этапе (со 2-й половины 2000г. и до января 2002г.) отмечается постепенное возвращение к схеме использования раздельного финансового лизинга, наиболее популярного в большинстве стран мира (см. Рис. 17). Данный факт свидетельствует о некотором потеплении инвестиционного климата в России и увеличении кредитного рейтинга страны в целом.

    На пятом этапе (с 01 января 2002г.) начинается новейшая история российского лизинга как одного из наиболее прогрессивных методов обновления основных фондов предприятий. В первую очередь это связано с относительной стабилизацией российской экономики, началом роста промышленного производства и изменениями в законодательных актах, регулирующих лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.

    В настоящее время лизинг получил максимально возможные льготы для развития в России в связи с тем, что:

    Вступившая в силу 2-я часть НК РФ подтверждает законность ускоренной амортизации лизингового имущества, лишает предприятия возможности относить инвестиционные затраты на себестоимость своей продукции, оставляя данную возможность только за платежами по лизинговым договорам.23

    Принят Федеральный закон от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О лизинге. Поправки к закону носят конструктивный характер и либерализуют сферу лизинговых операций24.

    На данном этапе развития лизинга отменен запрет на совмещение обязательств по договору лизинга, что дает новый толчок для развития финансового лизинга в нашей стране. Тем самым все приведенные выше схемы функционирования финансового лизинга имеют право на законное сосуществование. Теперь субъекты лизинговой сделки вправе выбрать наиболее привлекательную для них схему работы.

    Современный российский лизинг достаточно быстро интегрируется в мировую финансовую систему. Анализ лизинговой деятельности в США, Японии, Великобритании, Германии показал, что ряд ведущих российских лизинговых компаний не просто позаимствовали, но и удачно адаптировали применительно к нашим условиям опыт стран с развитыми лизинговыми отношениями. Для отечественных лизингодателей открылся доступ к относительно недорогим кредитным ресурсам, к товарным кредитам. На российском рынке стали применяться различные виды лизинга — финансовый, оперативный, возвратный, компенсационный, раздельный. Появилось разнообразие схем финансирования и предоставления гарантий участникам лизинговых операций. С периодичностью раз в квартал у нас и за рубежом проводились конференции, посвященные развитию российского лизинга, резко возросло количество публикаций, посвященных различным аспектам лизинга.

    Число компаний, получивших лицензии на право осуществления лизинговой деятельности, превысило 250025. Правда, далеко не все из них успели стать весомыми лизингодателями, однако намерение заняться лизинговым бизнесом они обозначили.

    2.2.Основные причины, которые сдерживают развитие лизинговой отрасли, являются:

    Финансовая слабость лизинговых компаний, которые во многом зависят от банков-учредителей. Последние часто используют лизинговые компании как одну из форм кредитования предприятий. Это сказывается на проведении самостоятельной стратегии развития лизинговой компании и большой зависимости от своих учредителей. При ухудшении финансового положения банка сразу же лихорадит лизинговую компанию.

    Дороговизна кредитных ресурсов и как следствие жесткие требования по обеспечению сделки, когда помимо залога предмета лизинга требуется дополнительное ликвидное обеспечение и/или поручительство третьих лиц.

    Отсутствие вторичного рынка оборудования.

    Не всегда благоприятные условия налогового, таможенного и валютного законодательства.

    Недостаточная квалификация кадров.

    Несмотря на это, лизинговая деятельность является перспективным видом бизнеса, и это связано со следующими обстоятельствами:

    Мировым опытом, который показывает, что на долю лизинга в новых инвестициях в оборудование приходится 15 — 20%, а в некоторых странах, как США, Великобритания, Ирландия, более 30%.

    > Лизинг является одним из основных источников активизации инвестиционной деятельности, что особенно важно для нашей экономики.

    > Разработан и утвержден ряд законодательных и нормативных актов, регулирующих лизинговую деятельность, постепенно формируются благоприятные условия для его развития.

    > Переориентацией банков с рынка ценных бумаг на инвестиции в производство. При этом лизинг является более привлекательным финансовым механизмом, чем кредит, т.к. используется исключительно для покупки оборудования, которое к тому же выступает обеспечением сделки.

    > Большим потенциальным спросом на лизинговые услуги, связанным с потребностью предприятий в обновлении основных фондов и возможностью их осуществить без ощутимых первоначальных затрат.

    2.3.Объем и темп роста рынка лизинг

    2007 год оказался чрезвычайно продуктивным для российского лизингового бизнеса. Невзирая на затруднения с финансированием, у ряда компаний во второй половине года абсолютный размер прироста лизинговых сделок, по нашей оценке, стал максимальным за всю историю лизинга в России.

    Объем всех новых лизинговых сделок по итогам первого полугодия 2007 года, по оценке Российской ассоциации лизинговых компаний, составил 14 млрд долларов. Это почти такой же объем, как за весь 2006 год. Прирост к первому полугодию прошлого года составил 86% - более высокий прирост наблюдался лишь в 2000 году (200%), но тогда он объяснялся восстановлением объема рынка после провала, вызванного финансовым кризисом 1998 года1.

    По предварительным данным объем сделок во втором полугодии 2007 года составит 10 млрд долларов. Это консервативная оценка, в действительности объем сделок может оказаться и выше.Во втором полугодии действовали две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, на рынке лизинга традиционно во втором полугодии заключается больше сделок, чем в первом. С другой стороны, кризис ликвидности затронул ряд лизинговых компаний, вынудив отложить заключение сделок. В то же время эти проблемы коснулись в основном малых лизинговых компаний, преимущественно региональных. В то время как основная доля рынка приходится на несколько десятков крупнейших лизингодателей, которые пока не испытывают проблем с финансированием. Следовательно, в 2007 году кризис ликвидности не слишком сильно снизил темпы прироста рынка. Представители некоторых крупных лизингодателей даже отмечают, что кризис ликвидности позволил им заключать во втором полугодии больше сделок, чем планировалось, за счет обращений клиентов, которые не смогли получить финансирование в банках.

    Итак, абсолютный размер прироста рынка по итогам 2007 года составит 10 млрд долларов. Это больше, чем размер самого российского рынка лизинга в любой предыдущий год, кроме 2006-го. Также это больше, чем рынки лизинга ряда средних европейских стран, таких как Швеция, Австрия, Нидерланды, Швейцария, а также таких стран, как Австралия, ЮАР, Турция, Мексика.

    Данные 112 опрошенных лизинговых компаний показывают, что этот рост, по всей видимости, не является случайным или разовым скачком, а носит фундаментальный характер. Об этом говорят несколько статистических показателей.

    Во-первых, прирост выручки лизинговых компаний оказался примерно равен приросту нового бизнеса. По итогам первого полугодия 2007 года лизинговые компании получили 95% выручки всего 2006 года. Мы ожидаем прироста выручки по итогам 2007 года на 90,5% (динамика выручки меньше, это обусловлено некоторым замедлением второго полугодия по отношению к первому). Выручка - это по определению более фундаментальный показатель, чем «новый бизнес». Новый бизнес позволяет увидеть успехи компаний и рынка в отдельно взятом году, в то время как выручка подводит как бы итог деятельности компании за несколько лет. Кроме того, новые, недавно заключенные сделки теоретически могут оказаться и неудачными, и быть расторгнуты, тогда как выручка отражает поступления только от успешных сделок. Поэтому рост выручки говорит о том, что рост лизинговых компаний носит планомерный, неконъюнктурный характер.

    Во-вторых, вырос суммарный размер собственного капитала лизинговых компаний. Для 104 негосударственных лизинговых компаний этот показатель составил 29,5 млрд рублей по состоянию на июль 2007 года. Год назад для 104 негосударственных лизингодателей этот показатель составил 22,7 млрд рублей - то есть прирост составил 30%. По сравнению с 2005 годом этот показатель вырос более чем в два раза. Отставание прироста капитала от прироста выручки и нового бизнеса объективно, так как изменения в капитале - это ответственный шаг для компании, который обычно планируется и осуществляется за срок, больший, чем полгода.

    Тем не менее рост капитала является весьма позитивной тенденцией, свидетельствующей о «взрослении» рынка лизинга, увеличении его финансовой независимости, росте способности напрямую привлекать заемное финансирование, в том числе зарубежное. Увеличение капитала свидетельствует о долгосрочных серьезных намерениях собственников относительно развития своего лизингового бизнеса в России.

    Для 104 негосударственных лизинговых компаний - участников исследования - среднее отношение нового бизнеса к собственному капиталу составило 6,5 к 1. Показатель финансового рычага, то есть отношение собственного капитала к заемному, составляет, по нашей оценке, 1 к 3 у негосударственных лизинговых компаний (аванс лизингополучателя в данном случае не рассматривается как заемное финансирование). Этот показатель является вполне приемлемым как с точки зрения зарубежной практики лизингового и кредитного бизнеса, так и с точки зрения кредитной практики российских банков.

    Лишь два ключевых показателя лизинговой деятельности демонстрируют стагнацию по итогам первого полугодия.

    Первый - это показатель чистой прибыли. По итогам года суммарный размер чистой прибыли 105 компаний лишь незначительно превысит показатель всего прошлого года. При том что объем нового бизнеса и выручки за год увеличится более чем в два раза, это фактически будет означать снижение нормы прибыли также в два раза.

    Это очень существенное изменение в работе лизинговых компаний вызвано двумя причинами. Во-первых, за счет снижения прибыли подпитывается динамичная экспансия лизинговых компаний. Очевидно, что рост более чем в два раза представляет собой очень высокую динамику для бизнеса, особенно когда речь идет о сотнях миллионов и миллиардах долларов. Такое расширение предполагает значительные вложения в инфраструктуру бизнеса - филиалы, персонал, программное обеспечение, рекламу и т.д.

    Во-вторых, не исключено, что в погоне за наращиванием портфеля лизинговые компании готовы идти на сделки с более низкой рентабельностью - только чтобы заполучить перспективных клиентов и занять перспективные ниши рынка. С ростом рынка растет и конкуренция между лизингодателями, и это тоже стимулирует снижение их маржи и прибыли. В то же время эффект масштаба, возрастающий за счет увеличения компаний, позволяет им работать эффективно при более низкой относительной прибыли. Это в конечном счете идет только на пользу как лизингополучателям, так и самим лизинговым компаниям.

    И еще одна ложка дегтя оказалась подмешана в эту благополучную картину роста рынка. Она связана с сегментом возвратного лизинга. Несмотря на общий рост рынка лизинга, этот сегмент фактически стагнирует вот уже несколько лет подряд. Это практически полностью обусловлено позицией налоговых органов, которые часто (и обычно безосновательно) рассматривают возвратный лизинг как притворную сделку с целью извлечения необоснованных налоговых выгод. В результате возвратный лизинг применяется сравнительно редко, из-за чего многие потенциальные лизингополучатели не могут обновить свое оборудование и внедрить новые технологии.

    По нашим наблюдениям, рост рынка лизинга не был вызван какими-то особыми событиями. В первом полугодии 2007 года трудно даже отметить какие-то существенные новые факторы, способные повлиять на рост рынка. Можно выделить лишь то, что в конце 2006 года громко заявили о себе две крупнейшие лизинговые компании, до того фактически бывшие в тени, - «ВТБ Лизинг» и «Бизнес Альянс». Портфель «Бизнес Альянса» превысил миллиард долларов, а портфель нового бизнеса «ВТБ Лизинга» по итогам года может составить 3–4 млрд долларов. Существенное значение имеет и инвестиционная программа ОАО «РЖД», по которой ежегодно осуществляется лизинговое финансирование подвижного и тягового состава на сумму более миллиарда долларов.

    В то же время основной прирост рынка в первом полугодии 2007 года произошел за счет естественного роста бизнеса лизинговых компаний. В этом, пожалуй, и состоит самая оптимистичная новость - лизинговые компании способны расти такими темпами без каких-то специальных импульсов извне.

    Уже сейчас российский рынок лизинга является крупнейшим в мире из числа развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Кроме того, из числа этих стран Россия - единственная в десятке мировых лидеров. Остальные девять стран - развитые. И помимо этого Россия демонстрирует практически беспрецедентный для других стран рост рынка лизинга. В течение последних пяти лет прирост российского рынка лизинга составлял от 40 до 70% ежегодно, в то время как средний рост мирового рынка за десять лет, с 1996 по 2005 год, составлял лишь 3,6% ежегодно. За эти 10 лет мировой рынок лизинга вырос на 35,9%. Российский же рынок лизинга только за 7 лет, с 2000 по 2007 год, вырос в 20 раз, с 1,2 млрд до 24 млрд долларов2.

    Совокупность этих факторов позволяет говорить о том, что для крупных иностранных лизингодателей Россия на данный момент является самым привлекательным рынком для инвестиций. Это особенно актуально в контексте перенасыщения и невысоких темпов роста собственных рынков лизинга в основных регионах - традиционных экспортерах лизингового капитала: США, ЕС, Японии.

    Даже обычно более успешные конкуренты России в борьбе за привлечение иностранных инвестиций - Китай, Индия и Бразилия - в данном случае заметно уступают российскому лизинговому рынку. Рынки лизинга Китая (4,25 млрд долларов) и Индии (440 млн долларов) не обладают серьезным размером с точки зрения иностранных инвесторов, а их доля в ВВП и суммарных инвестициях этих стран чрезмерно мала (0,19% и 0,06% ВВП соответственно).

    Из стран BRIC Бразилия с объемом рынка 9,77 млрд долларов и темпом прироста 76% за 2005 год (последняя доступная статистика по Бразилии) является основным конкурентом России. В целом рынок лизинга Латинской Америки, на котором Бразилия является безусловным региональным лидером, - наиболее быстрорастущий в мире, за исключением российского. В частности, прирост рынка лизинга Мексики в 2005 году составил 26,5% (объем - 2,91 млрд долларов), Колумбии - 68,2% (объем - 2,22 млрд долларов). Быстрый рост продемонстрировали рынки и других латиноамериканских стран, но их абсолютный объем пока крайне мал.

    Еще один заметный конкурент России на мировой лизинговой арене - ЮАР с объемом рынка 7,6 млрд долларов и темпом прироста 15,2% в 2005 году.

    На этом фоне Россия представляется наиболее привлекательным рынком для масштабных лизинговых инвестиций. На рынках лизинга Латинской Америки традиционно сильны позиции лизинговых компаний США. В контексте динамичного роста в регионе эти компании планируют и дальше расширять там свое присутствие.

    А вот для европейских лизингодателей, похоже, альтернативы российскому рынку просто нет. Важную роль играет и ментальная, и территориальная близость России к Западной Европе, и позитивный опыт работы европейских лизингодателей в странах Восточной Европы.

    Дополнительную привлекательность российскому лизинговому рынку в глазах иностранных инвесторов обеспечивают благоприятное и в целом качественное законодательство о лизинге (к тому же построенное в соответствии с конвенцией УНИДРУА «О международном финансовом лизинге»), крайне низкий уровень неплатежей лизингополучателей (в среднем не более 1%), отсутствие регулятивной нагрузки на лизинговый бизнес (то есть тех нормативов, которые предъявляются к банкам), а также инвестиционный уровень суверенного кредитного рейтинга России. Значительный приток капитала в Россию в 2006 году (40,1 млрд долларов) и ожидание сопоставимого притока в 2007 году также создают благоприятный фон для лизинговых инвестиций.

    Наконец, еще один немаловажный фактор привлекательности российского рынка лизинга состоит в том, что этот рынок занял позицию регионального лидера на пространстве Восточной Европы и СНГ. Наличие одного сильного лидера характерно для лизинга в нескольких регионах мира. В Латинской Америке это Бразилия, в Африке - ЮАР, в Юго-Восточной Азии - Япония. Статус России в качестве регионального лидера означает для иностранных инвесторов то, что, выходя в Россию, они делают шаг не только в сторону освоения российского рынка, но и в сторону освоения рынка всего региона СНГ и Восточной Европы.

    Приведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в ближайшие годы именно масштабный приток иностранных инвестиций в российский рынок лизинга станет главной движущей силой роста этого рынка.

    Однако в настоящий момент еще нельзя утверждать, что иностранные инвестиции и иностранные компании определяют ситуацию на российском рынке лизинга.

    Привлекательность российскому лизинговому рынку обеспечивают благоприятное и в целом качественное законодательство о лизинге, крайне низкий уровень неплатежей лизингополучателей (в среднем не более 1%), отсутствие регулятивной нагрузки на лизинговый бизнес (то есть тех нормативов, которые предъявляются к банкам).

    В качестве основной новой тенденции на российском рынке лизинга в течение последних лет мы отмечаем выход на рынок значительного числа компаний с иностранным капиталом. На российский рынок вышли такие крупные компании, как австрийский «ФБ Лизинг», итальянский «Локат Лизинг Руссия» (при Uni Credit), нидерландский «ИНГ Лизинг», французский «Arval» (при BNP Paribas), латвийский «Парекс Лизинг», нидерландский «Транспорт Лиз», учрежденный компанией «Taxi Lease International B.V.», немецкий «ЦХГ Меридиан», «дочка» крупнейшей лизинговой IТ-компании в Европе CHG Meridian Deutsche Computer Leasing AG, «Хендэ ЛИЗИНГ», занимающейся продвижением техники HYUNDAI.

    До сих пор международные финансовые группы, лизинговые компании и банки относились к России довольно сдержанно: лизингодателей с иностранным капиталом можно было пересчитать по пальцам. Из числа наиболее крупных универсальных компаний это «Райффайзен Лизинг», «ММБ Лизинг» и «Европлан», а также несколько специализированных компаний при поставщиках, такие как «Скания Лизинг», «Вольво Финанс Групп», «Даймлер Крайслер Лизинг Автомобили».

    Новые компании реализуют амбициозные планы: «ФБ Лизинг» намерена довести ежегодный размер лизингового портфеля до 600 млн долларов, «ИНГ Лизинг» - до 1 млрд долларов уже в ближайшие годы.

    Опыт иностранных лизинговых компаний, вышедших на российский рынок несколько раньше - в 2003–2004 году, показывает, что такие планы вполне реалистичны. Так, «Ханса Лизинг», дочерняя структура крупнейшей скандинавской финансовой группы, работая лишь с середины 2003 года на российском рынке и занимаясь преимущественно лизингом железнодорожного транспорта (высококонкурентный сегмент), нарастила портфель до 6,5 млрд рублей и заняла 4-е место в рейтинге Ассоциации «Рослизинг» по итогам 2005 года. При отсутствии барьеров для развития бизнеса компании ее рост, безусловно, мог бы продолжиться, и «Ханса Лизинг» сохранила бы лидирующие позиции на российском рынке лизинга (в 2005 году компания столкнулась с проблемами, связанными с возмещением НДС, и была вынуждена приостановить заключение новых сделок; в 2006–2007 году она не раскрывала информацию о своих сделках).

    Компания «Брансвик Рейл Лизинг», работающая с 2004 года (в том же сегменте), заняла 13-е место в рейтинге с портфелем 3,5 млрд рублей. Компания «ФБ Лизинг» продемонстрировала наиболее динамичный рост на рынке лизинга в 2006 году.

    Приток иностранных инвестиций обусловит не только снижение ставок по лизинговым сделкам, но также и внедрение более современных технологий лизингового бизнеса, новых лизинговых продуктов.

    Несмотря на общую благоприятную картину с притоком иностранных инвестиций на рынок лизинга, здесь не обошлось без ложки дегтя. Источником проблем снова стала позиция ФНС по принятию к вычету и возмещению НДС лизинговым компаниям. Эти проблемы, напрямую затронувшие и крупных лизингодателей с иностранным капиталом, определенно стали холодным душем для многих иностранных инвесторов, готовившихся начинать здесь лизинговый бизнес.

    Надо полагать, что многие из них заняли сейчас выжидательную позицию: ведь незаконность и неадекватность правоприменительной практики в стране способны перечеркнуть самые благоприятные возможности развития бизнеса. Именно от решения проблемы с возмещением НДС сейчас в наибольшей степени зависит, сможет ли российский лизинг стать каналом для масштабного привлечения иностранных инвестиций в не сырьевой, высокотехнологичный сектор российской экономики.

    Традиционным источником финансирования лизинговых операций остается кредит российских банков, его доля составляет 62% от всех источников финансирования.

    В то же время постепенно все большую роль начинают играть альтернативные источники финансирования. Прежде всего это кредиты зарубежных банков, облигации, выпускаемые на внутреннем рынке, векселя, а также в последнее время секьюритизация активов на зарубежном рынке.

    Постепенно это может привести к снижению роли российских банков как посредников по предоставлению финансирования лизинговым компаниям и выравниванию условий финансирования по кредиту и лизингу.

    В отношении сотрудничества лизинговых компаний и банков следует выделить еще одну важную тенденцию. В настоящее время 46% финансирования привлекается от российских банков, не являющихся материнскими для лизинговых компаний, и лишь 16% - от акционеров. Еще лет пять назад ситуация была прямо противоположной.

    Для произошедшего изменения в структуре источников финансирования есть ряд причин.

    В контексте динамичного развития рынка лизинга в течение последних пяти лет многие банки рассматривают лизинговый бизнес как одно из приоритетных направлений развития. В последние годы на примере ряда крупных лизинговых компаний, созданных при банках, стало очевидно, что банк иногда оказывается не в состоянии удовлетворить потребности лизинговой компании в финансировании.

    Отчасти это связано с банковским лимитом риска на одного заемщика, хотя это не основное ограничение (лизинговые компании в связи с этим обычно дробятся на несколько юрлиц). Проблема также связана иногда с ограниченными возможностями финансирования самого банка.

    Стремление диверсифицировать источники финансирования дочерней лизинговой компании часто обусловлено также стремлением диверсифицировать ее риски в случае кризиса ликвидности. В течение последних месяцев лизинговые компании, не диверсифицировавшие источники финансирования, на практике столкнулись с этой проблемой. Доля лизинга в ВВП в 2007 году составит 2,1%, в инвестициях в основные средства - 11%. Таким образом, доля лизинга в инвестициях в основные фонды по итогам 2007 года может превысить аналогичный показатель для банковских кредитов.

    Еще один мотив выделения лизинговой компании в отдельное юридическое лицо и диверсификация источников финансирования состоит в повышении стоимости этой лизинговой компании на случай продажи.

    Главная проблема, с которой сталкиваются лизинговые компании при обращении в кредитные организации и банки, состоит в отсутствии специальной методики анализа финансового состояния и оценки рисков лизинговой компании. В большинстве случаев лизинговую компанию рассматривают как обычного заемщика, не учитывая специфику ее деятельности.

    Несмотря на эти проблемы, как показано выше, лизинговые компании все более активно привлекают банковские кредиты на открытом рынке. Фактически в настоящее время лизинговые компании представляют собой довольно многочисленную категорию заемщиков с суммарными потребностями в финансировании, исчисляемыми десятками миллиардов долларов ежегодно. Причем их спрос на банковские кредиты постоянно растет как за счет динамичного роста самих лизинговых операций, так и за счет постепенного перераспределения структуры пассивов лизингодателей в пользу кредитов банков неакционеров.

    При этом пока лишь немногие банки целенаправленно работают с лизинговыми компаниями. Поэтому можно с уверенностью сказать, что банки, которые предложат специальные кредитные программы для лизинговых компаний, обеспечат себе серьезное конкурентное преимущество на несколько лет вперед.

    Список литературы:

    1. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / М.П. Владимирова, А.И. Козлов. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 288 с.

    2. Международное движение капитала (инвестиционная политика зарубежных стран): учебник / Н.Н. Ливинцев, Г.М. Костюнина. – М.: Экономистъ, 2004. – 368 с. – (Homo faber)

    3. Ковзнадзе И.К. Операции факторинга: их виды, регулирование, учет и

    анализ доходности // Деньги и кредит. — 2001г., №11.

    4. Козлов А.А. Вопросы модернизации банковской системы России (11-й

    Международный банковский конгресс) // Деньги и кредит. — 2002г., №6.

    5. Львов Ю.И. О кодексе этических принципов банковского дела //

    Деньги и кредит. — 2002г., №5.

    6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф.Жуков, Л.И.Максимова,

    А.В.Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. — М.: Банки и биржи,

    ЮНИТИ, 2004

    7. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Т. Литвиненко / под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с.

    8. Деньги, кредит, банки: учебник / колл. Авт.; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – 3-е изд., переаб. И доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 560 с.
    Финансовая политика в экономической теории Роль и место иностранного капитала в экономике России Сберегательный банк России как экономический и социальный институт Сущность теневой экономики как характерный элемент экономико-финансовой сферы России

    2013-12-02

Руководство российского Центробанка разрабатывает трудно прогнозируемую и вместе с тем легко анализируемую схему управления обращения и комплексом кредитных ресуросов. Вышеуказанная структура позиционируется как крупнейший участник финансового рынка, который не имеет четкой и понятной стратегии в разработке механизмов, посредством которых осуществляется управление национальной экономикой.

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ не подразумевает удовлетворение всех «чаяний» и пожеланий участников рынка, и при ее создании руководство главного финансового института данный параметр не учитывает.

Необходимо отметить, что при решении вопросов о выдаче займов первостепенное значение придается созданию безупречного имиджа Центробанку как системе управления в рамках мирового уровня. Руководство главного финансового института крайне заинтересовано в том, чтобы иностранные инвестиционные структуры, кредитные учреждения, клубы и прочие организации понимали, что проводимая денежно-кредитная политика ЦБ РФ соответствует нормам международного права. Оценка эффективности разрабатываемых мер со стороны российских экспертов не является для Центробанка приоритетной.

Осуществляемая денежно-кредитная политика ЦБ РФ, безусловно, преследует вполне конкретные цели, главная из которых - это снижение и одновременно с этим приумножение ВВП. При этом ставится задача по созданию условий для уменьшения числа безработных граждан и приумножению доходов у граждан.

Необходимо подчеркнуть, что денежно-кредитная политика ЦБ РФ формируется по принципу таргетирования инфляции.

Согласно методу целевой инфляции приоритетным курсом единого механизма при регулировании кредитно-денежных отношений Центробанком является: степень монетизации экономики, увеличение денежной массы, размер процентных ставок, уровень обязательного резервирования.

Следует подчеркнуть, что на протяжении длительного времени кредитная политика ЦБ РФ основывалась на «туманных» и не вполне четких принципах, которые не отражали реальное положение дел по проблемам инфляции и валютного регулирования. Вместе с тем целевые показатели зачастую не соответствовали действительности.

Используемые методы денежно-кредитной политики ЦБ не способствовали скорейшему исполнению обязательств чиновниками, а реализация намеченных реформ попросту замедлялась. В этой связи усугублялось положение дел при осуществлении не регулировались тарифы, вырос уровень инфляции и прочее.

В действительности главный финансовый институт не желает быть ответственным за несдерживание уровня инфляции, усматривая в этом вину исполнительной власти.

Необходимо подчеркнуть также, что при разработке механизма управления системы денежного обращения ее авторы должны в обязательном порядке учитывать монетарный фактор на развитие инфляционных процессов, который необходимо всесторонне изучать и анализировать. И конечно же, следует обращать внимание на зависимость инфляции от степени влияния такой категории, как увеличение в экономике.

Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные организации. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10% - банкноты центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Методы этого воздействия разнообразны, наиболее распространенными из них являются:

· изменение процентных ставок по операциям центрального банка (процентная политика);

· изменение норм обязательных резервов банков;

· операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

· регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, ликвидными активами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.).

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.

Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли).

К выборочным методам относятся:

· прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);

· регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды.

Традиционным методом регулирования является процентная политика. Повышая ставку по учетно-ссудным операциям, центральный банк уменьшает возможности коммерческих банков и их клиентов получить кредит, что в свою очередь приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента. Это отражается и на состоянии платежного баланса, валютного курса. Повышение ставок способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки центрального банка приводит к противоположным результатам.


Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредита. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются.

Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами с фиксированным процентом. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу.

Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит, и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковских ресурсов.

Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок.

В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменения ставки центрального банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты за национальную на валютном рынке.

Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России путем изменения норм обязательных резервов, процентных ставок по кредитам и депозитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков. В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов и принимая в депозит средства банков по фиксированной ставке.

Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков: минимальный размер уставного капитала; предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска; показатели ликвидности банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов; максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма требований банка к этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства); размеры валютного и курсового рисков; нормативы использования собственных средств банков для приобретения акций юридических лиц.

Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу (по данным ЦБ)

Основные направления единой госу­дарственной денежно-кредитной полити­ки на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О Центральном бан­ке Российской Федерации (Банке России)» и информируют общественность о целях, стоящих перед Банком России в этой области макроэкономического регулирования, ин­струментах и условиях достижения целей.

В предстоящий трехлетний период Банк России завершит переход к таргетиро­ванию инфляции на основе установления це­левого интервала изменения индекса потре­бительских цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе – на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обе­спечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.

В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4 – 5% в годо­вом выражении в 2014 году.

Реализация денежно-кредитной по­литики будет проходить в условиях гибко­го курсообразования. При этом Банк Рос­сии сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного кур­са, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальны­ми факторами. Это позволит избежать ри­сков для стабильности российской финан­совой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса.

Последовательное сокращение пря­мого вмешательства Банка России в процес­сы курсообразования означает уменьше­ние влияния операций по купле-продаже Банком России иностранной валюты на вну­треннем рынке на формирование ликвидно­сти банковского сектора. В связи с этим по­литика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования.

В качестве операционного ориентира процентной политики Банк России будет ис­пользовать краткосрочную процентную став­ку рынка межбанковских кредитов. Ее из­менение передает сигнал участникам рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики и влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Тем самым происходит необходимое для воз­действия на инфляцию изменение спроса в экономике.

Решения в области процентной поли­тики Банк России будет принимать, как пра­вило, на ежемесячной основе. Поскольку воздействие мер денежно-кредитной по­литики на динамику инфляции распреде­ляется во времени, при принятии решений Банк России будет ориентироваться на оцен­ки ожидаемой траектории инфляции. При­нимаемые решения будут опираться на ши­рокий анализ рисков для достижения цели

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...