Иностранные инвестиции. Иностранные инвестиции рф


Иностранными инвестициями являются все виды имущества и имущественных прав, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний.

Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Особую роль в этом процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к финансовых ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, инновационным товарам и услугам, а также напрямую способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан. В этой связи создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

Согласно ст. 2 настоящего Закона иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и местной валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Под прямыми иностранными инвестициями понимается:

  • приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с ГК РФ;
  • вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического липа, создаваемого на территории РФ;
  • осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.

Приоритетный инвестиционный проект — это проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб., включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Законом иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав или доли собственности в уставном капитале приватизируемой организации.

Законодательством РФ установлены и гарантируются равные права в осуществлении инвестиционной деятельности и использовании се результатов для иностранных и российских инвесторов. При этом ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях стимулирования роста инвестиций и ускорения социально-экономического развития РФ для иностранных инвесторов могут предоставляться различные льготы. Виды и порядок предоставления таких льгот устанавливаются законодательством РФ. В частности, льготы предоставляются иностранным инвесторам, имеющим долю или вклад в уставном капитале организации не менее 10% и осуществляющим реинвестирование в полном объеме полученных доходов на территории РФ.

Важнейшими положениями Закона являются статьи, гарантирующие права собственности и денежную компенсацию в случае ее принудительного изъятия. Согласно ст. 8 «имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В случае реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

Иностранный инвестор имеет также право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования и на беспрепятственный перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями (в том числе: доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ, по договорам и иным сделкам; денежных сумм, полученных в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; компенсаций и т.п.), а также вывоз ввезенных ранее для инвестиционных целей имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.

В соответствии с законодательством разработку и реализацию государственной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества осуществляет Правительство Российской Федерации, которое:

  • определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
  • определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;
  • утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;
  • разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
  • привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения;
  • осуществляет взаимодействие с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику прямых иностранных инвестиций и аккредитация филиалов иностранных юридических лиц возложены на Министерство экономического развития РФ.

С 2000 по 2008 г. развитие экономики страны характеризовалось ростом объемов иностранных инвестиций (табл. 1.1).

Как следует из табл. 1.1, в 2007 г. в РФ поступило 120,9 млрд долл. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза выше показателя 2006 г. Однако наибольший удельный вес в общем объеме по-прежнему занимают прочие инвестиции, осуществляемые, как правило, на возвратной основе (займы международных финансовых организаций, торговые и банковские кредиты и т.п.).

Таблица 1.1 Объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики (млн долл. США)

Портфельные

В % к предыдущему году

В условиях разразившегося мирового экономического кризиса в 2008 г. приток иностранных инвестиций в Россию сократился на 14,2% (до 103,8 млрд долл.). При этом прямые иностранные инвестиции снизились на 2,8%, портфельные — па 66,3%, прочие — на 15,3%.

Основными странами — инвесторами в российскую экономику остаются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, Виргинские острова (Великобритания), США и Франция. На их долю приходилось порядка 80% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, втом числе на долю прямых инвестиций — около 78%.

На протяжении последнего десятилетия иностранный капитал преимущественно направлялся в добывающие отрасли промышленности (в среднем свыше 22% от общего объема), и только в 2008 г. лидером по привлечению стали предприятия обрабатывающего сектора. Следующими по инвестиционной привлекательности объектами остаются торговля и общественное питание (20%), транспорт и связь (12%), а также недвижимость (9%) и финансовый сектор (6%).

Высокие темпы роста экономики в период с 2001 по 2008 г. обеспечили привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов. Однако даже в этот период в привлечении инвестиций Россия отставала от других стран. Для сравнения: в экономику Китая — мирового лидера по привлечению прямых иностранных инвестиций в 2004 г. было вложено 60 млрд долл., а в 2005 г. — 72,4 млрд долл., т.е. в 6 раз больше, чем в РФ. По данным ЕБРР, суммарный объем прямых иностранных инвестиций накопительным итогом составляет около 6,5% от российского ВВП, что в 5 раз меньше среднего показателя для других европейских стран с переходной экономикой.

Согласно результатам ежегодного анализа инвестиционной привлекательности рынков различных стран, проведенного известной консалтинговой фирмойErnst & Young путем опроса топ-менеджеров ведущих мировых корпораций, в 2009 г. Россия оказалась лишь на 9-м месте (в 2008 г. была на 6-м), значительно уступая не только развитым, но и развивающимся странам.

В соответствии с оценкой другого консалтингового агентства, А. Т. Kearney, Россия занимает лишь 11-е место по инвестиционной привлекательности.

Особенности иностранных инвестиций

Следует также отметить, что приток иностранных инвестиций в РФ имеет ряд особенностей, ставящих под сомнение устойчивость и позитивность наблюдаемых тенденций.

Во-первых, инвестиции поступают в основном в форме торговых и прочих кредитов. На зарубежные источники приходится примерно треть всех займов, привлеченных предприятиями российского нефинансового сектора, и более половины долгосрочных. В то же время в большинстве других стран, активно привлекающих иностранный капитал, преобладают прямые и портфельные инвестиции — их доля доходит до 90% от общего объема. Вклад прямых иностранных инвестиций в валовое накопление основного капитала в России в среднем состааляет от 2 до 5% от общего объема. Для сравнения: в США в голы последнего экономического подъема их доля доходила до 19%, в Бразилии — до 28%, в Польше — до 23%, в Китае — стабильно составляет 10-15%, а в Казахстане этот показатель и вовсе достигал 56%.

Привлечение инвестиций в форме займов создаю дополнительные риски для состояния экономики и обернулось масштабным оттоком капитала в условиях мирового экономического кризиса.

Во-вторых, иностранный капитал вкладывается преимущественно в топ- ливно-еырьевые отрасли экономики (добыча и переработка нефти и газа, черная и цветная металлургия), а также в пищевую промышленность и торговлю. Например, операторы проекта «Сахалин-1» за 2004 г. инвестировали в месторождение 1,8 млрд долл. Норвежская фирмаOrkla приобрела кондитерское объединение «СладКо», а бельгийскаяInBev потратила 650 млн долл. на поглощениеSUN Interhrew . Одной из крупнейших сделок в 2006 г. стала покупка ОАО «Удмуртнефть» китайскойSinopec , а в финансовом секторе — приобретение Societe General (Франция) акций Росбанка. В 2008 г. «Ашан» купил часть магазинов «Рамстор», aPepsiCo - ОАО «Лебедянский».

Вместе с тем иностранные инвестиции нужны России для развития высокотехнологичных производств и отраслей, ускорения научно-технического прогресса, позволяющих выйти на передовые позиции в мировой экономике. Однако в настоящее время инвестиции осуществляются в те виды бизнеса, которые просто нельзя развивать где-либо еще по условиям привязки к рынкам сбыта или местоположению природных ресурсов.

В-третьих, привлечение инвестиций из-за рубежа в реальный сектор до недавнего времени не приводило к сокращению вывоза капитала из страны. Напротив, утечка капитала в последние годы по мере расширения товарного экспорта и объема зарабатываемой валюты неуклонно увеличивалась, особенно по «серым» схемам — через невозвращение экспортной выручки и фиктивный импорт. Вывоз капитала из реального сектора позволяет предположить, что под видом иностранных инвестиций в экономику возвращаются деньги, имеющие российское происхождение, но предварительно выведенные из-под национального налогового контроля.

Несмотря на присвоение России инвестиционного рейтинга по долговым обязательствам ведущими международными агентствами — S&P,Moody " s и Fitch , эксперты по-прежнему отмечают неблагоприятные условия ведения хозяйственной деятельности в стране, сохраняющиеся высокие политические риски, непрозрачность бизнеса, слабое продвижение по пути реализации институциональных и экономических реформ.

Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию. ОрганизацияTransparency International , которая ежегодно оценивает уровень коррупции в разных странах мира, в своем рейтинге за 2007 г. поставила Россию на 143-е место из 180 возможных (в 2004 г. — 126-е из 159). Очевидно, что рост иностранных инвестиций будет сдерживаться до тех пор, пока значительная часть руководителей зарубежных компаний будет оставаться при мнении, что в России очень трудно вести бизнес, не отклоняясь от принятых в мире этических и правовых стандартов.

Еще одним существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность иностранных инвесторов, являются административные барьеры, значительно увеличивающие издержки ведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых разрешений, лицензий, заключений, виз и других документов значительно осложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов. Важную роль играет упрощение процедур регистрации иностранных и смешанных фирм.

Серьезное препятствие на пути иностранных инвестиций в РФ представляет несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики. Согласно рейтингу Всемирного экономического форума (ВЭФ), в который входят 125 стран, в 2007 г. Россия занимала 110-е место по независимости судебной системы, 114-е — по объективности решений чиновников и 120-е — по защите прав миноритариев.

Нарушение и частое изменение принципов налогообложения, недостаточная защита прав акционеров и интеллектуальной собственности, лоббирование интересов крупных государственных компаний, самоуправство местных властей, криминал в экономике, несоответствие правил ведения бухгалтерского учета международным стандартам и т.п. создают повышенные риски для веления бизнеса в стране.

Таким образом, только эффективная реализация экономических и административных реформ, дерегулирование, борьба с коррупцией, совершенствование законодательства и правоприменительной практики, наряду с активной работой по привлечению иностранных инвесторов и улучшению имиджа России за рубежом, позволят ей преодолеть последствия кризиса, встать на путь устойчивого экономического роста и занять достойное место на мировом рынке.

Иностранные инвестиции - капитальные средства, вложенные в экономику другой страны. Инвесторы рассчитывают сохранить и нарастить свои капиталы, обеспечить высокий доход. Регулирует условия привлечения иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации и гарантирует соблюдение их прав Федеральный закон «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 года. Отношения, связанные с вложением зарубежного капитала в российские банки, кредитные и страховые организации регулируются законами РФ о банковской деятельности и страховании. Согласно Постановлению Правительства РФ за N 87 от 26 января 2017 года, сделки зарубежных инвесторов, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности страны, согласовываются с Минобороны РФ.

Зарубежные инвестиции подразделяются на предпринимательские (вложения в бизнес, например, ) и ссудные (предоставление средств на заемной основе в целях получения процента).

Формы ПИИ — прямых иностранных инвестиций:

  • горизонтальные ПИИ осуществляются через создание предприятий и производственных мощностей в целях получить доступ на новые рынки, если сбыт своей продукции на зарубежном рынке невыгоден из-за высоких и таможенных барьеров, при наличии за рубежом дешевых факторов производства;
  • вертикальные ПИИ осуществляются фирмами, делящими производство географически. Зарубежные предприятия создаются для обеспечения материнской компании нужными составляющими, если за рубежом их производить дешевле;
  • слияние и поглощение зарубежных компаний (СиП) путем приобретения долей в уставном капитале.

Принимающей стороне ПИИ (кроме СиП) позволяют получить технологии, создать новые производства и рабочие места, добиться конкуренции на внутреннем рынке. СиП дает возможность предельно быстро получить доступ к иностранным активам, однако наращиванию собственных производственных активов приход иностранных средств способствует далеко не всегда.

О роли иностранных инвестиций в экономике России

Приход прямых иностранных инвестиций в экономику позволяет:

  • привлечь капитал и технологии;
  • ускорить рост ВВП и модернизацию производства;
  • повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке в условиях глобализации;
  • ускорить процесс диверсификации экспорта;
  • повысить производительность труда и улучшить организацию производства;
  • снизить уровень аварийности на промышленных объектах (см. ).

В структуре ПИИ, поступивших в Россию, большой объем составляет финансовая деятельность, хотя в последние годы эти вложения упали. По-прежнему неплохо инвестируют в розничную и оптовую торговлю. Зарубежные инвесторы вкладывают средства в добычу топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. При этом рост иностранных вложений в 2016 году во многом обусловлен покупкой международным консорциумом (Швейцария, Катар) 19,5% акций компании «Роснефть».

Основные производственные фонды российских предприятий во всех отраслях экономики серьезно изношены и морально устарели. В нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности амортизация оборудования - более 80%. Сырьевую экономику РФ характеризует низкая наукоемкость. Развитие недропользования сдерживают отсутствие инфраструктуры в районах добычи и наличие устаревшей технологической базы. Привлечение иностранного капитала необходимо для модернизации добывающей промышленности, эффективного и безопасного освоения новых , в том числе российского арктического континентального шельфа, где сосредоточены колоссальные запасы углеводородов (до 30% мировой добычи). Необходимо развивать горное и нефтегазовое машиностроение. Россия нуждается в инвестициях в геологоразведку, в модернизации приборной и аналитической базы.

Для развития потенциала российской экономики чрезвычайно важны зарубежные инвестиции в станкостроение, авиа и судостроение, которые пока приходится модернизировать своими силами. Иностранные инвестиции нужны для развития химической и деревоперерабатывающих отраслей, легкой промышленности, производства медицинской техники и бытовой электроники.

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию

Зарубежные бизнесмены, желающие инвестировать средства в экономику Российской Федерации, дают себе отчет, что российский инвестиционный климат характеризуется высоким уровнем коррупции и нецелевого использования выделяемых средств, повышенными экономическими и политическими рисками. Экономика испытывает серьезный кризис. Ухудшение международной политической ситуации, антироссийские санкции, резкое падение , рост , ослабление национальной валюты и ограниченный доступ к долговому финансированию серьезно осложнили развитие целого ряда отраслей российской экономики.

Консалтинговая фирма A.T. Kearney каждый год публикует рейтинг 25 государств, привлекательных для инвесторов, который представляет собой перспективный анализ влияния на приток ПИИ политических, экономических и регуляторных изменений, происходящих в странах мира. Россия, которая в 2013 году была на 11-й позиции в рейтинге, начиная с 2014 года в ТОП 25 больше не входит. Рейтинг Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index строится на основе сведений, полученных в ходе опроса руководителей трехсот ведущих мировых корпораций.

Как увеличить приток иностранных инвестиций в Россию?

Современная экономика не может развиваться без инвестиций. Привлечение средств иностранных инвесторов - одна из важнейших стратегических задач Российского правительства. В целях ее решения необходимо создавать условия для нормального инвестиционного климата, формировать благоприятную инвестиционную среду, развивать свободные экономические зоны (см. ), улучшать инфраструктуру в регионах страны: строить автодороги, международные аэропорты, морские порты, развивать телекоммуникации.

Для роста инвестиций должны быть созданы нормальные политико-экономические и финансовые условия. Необходимо стабилизировать инфляцию и обеспечить доступность финансовых ресурсов. Исключительно важной задачей является противодействие коррупции и снижение бюрократической нагрузки на бизнес.

Регионы России сильно дифференцированы по уровню экономического развития, инвестиционное поле страны неоднородно. Зарубежные экспертные оценки не всегда являются достаточными для потенциальных инвесторов. Чтобы иностранные вложения пошли в российские регионы, в стране проводятся собственные аналитические исследования и разрабатываются национальные рейтинговые системы, такие как «Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов», созданный агентством «Эксперт РА.». Потенциальные инвесторы должны иметь возможность прогнозировать будущие перспективы и риски в чужой стране.

Для привлечения иностранного капитала требуется обеспечить неприкосновенность зарубежных капиталовложений и соблюдать правовые международные нормы, связанные с урегулированием вопросов по инвестициям. Необходимо разрабатывать для инвесторов особые льготы и гарантии в отдельных экономических секторах и регионах. Шире использовать систему двустороннего сотрудничества, заключая межправительственные соглашения, направленные на защиту и поощрение инвесторов.

Российская Федерация располагается между Европой и Азией. Это самое большое государство мира по территории. Россия обладает громадными природными ресурсами, большим потребительским рынком, высокообразованной рабочей силой и передовыми научно-техническими возможностями. У российской экономики большой потенциал для развития. Возможности для выгодного инвестирования существуют во всех регионах страны.

Уоррен Баффетт — крупнейший в мире инвестор, состояние на март 2017 года 75.4 млрд долл. США.

В Россию наиболее активно поступали инвестиции из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Франции, Германии, Китая (см. ). В 2015 году многие инвесторы ушли с российского рынка. Несмотря на текущие трудности, иностранные компании, работающие в стране сегодня, не планируют уходить, поскольку верят в российский экономический потенциал и отмечают прогресс в развитии бизнеса.

Крупные ритейлеры, например, Ikea Group (Швеция) и Leroy Merlin SA (Франция) активно вкладывают средства в новые фабрики и магазины, рассчитывая, что российская экономика оживет после двухлетней рецессии, и потребители начнут активно покупать качественные европейские товары. Американская фармацевтическая компания Pfizer строит новую фабрику, а производитель продуктов питания Mars Inc расширяет свою сеть кормов для домашних животных, шоколадного драже и жевательной резинки.

В ноябре 2016 года состоялся визит в Россию миссии Международного Валютного Фонда. По прогнозам экспертов МВФ, российская экономика показывает первые признаки оздоровления. Рецессия закончилась. Темпы экономического роста в 2017 году составят 1,4%. Правительство РФ прогнозирует рост экономики и промышленного производства в 2%. По данным Росстата в первом квартале 2017 года экономический рост составил 0,1%.

Россия занимает 40-е место в рейтинге условий для бизнеса Doing Business-2017. Пять лет назад страна была на 124-й позиции, а в 2016 году занимала 51 место. Со второй половины 2016 года наблюдается рост инвестирования в активы российских компаний. Глобальные фонды, которые ориентированы на российские активы, завершили 2016 год с пятикратным увеличением объема инвестиций, а в начале 2017 года фиксируется их недельный прирост. Агентство Bloomberg сообщило, что в 2016 году в фонды, инвестирующие в российские акции, вложено 1,14 млрд долларов против 208 млн в 2015 году. Но это не означает, что в РФ потоком хлынут стратегические иностранные капиталы и начнется создание перспективных промышленных производств. Не резиденты стремятся минимизировать риск вложения капитала путем скупки акций и ценных бумаг, предоставляя кредиты, ссуды и займы.

Инвестиции направляются в целях получения максимальной прибыли при минимальном риске. В эпоху глобализации правительственные структуры должны создавать условия для притока эффективных прямых инвестиций в те отрасли российской экономики, которые нужны стране, а не международным транснациональным корпорациям.

Закон Российской Федерации "Об иностранных инвестициях" является основным источником права в рассматриваемой области отношений, это следует из названия самого закона, очерченного в нём круга регулируемых отношений, а также из того, что этот акт принят высшим органом законодательной власти. В то же время, следует отметить, что на практике роль упомянутого акта не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки самой концепции регулирования, заложенной в Законе, а также недостатки в формулировке отдельных его положений.

Из недостатков действующего в РФ Закона "об иностранных инвестициях" необходимо отметить следующие:

Во-первых - чрезвычайную декларативность многих его положений. В частности, раздел "Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов" является скорее декларированием общих принципов, нежели собранием норм, чётко определяющих последствия принятия органами государства мер, нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов.

Во-вторых - многие положения Закона оказались устаревшими практически в момент его принятия. Так, Закон предписывает регистрацию предприятий в Министерстве Финансов РФ, или в "ином, уполномоченном на то государственном органе". Сама идея правовой нормы, предписывающей регистрацию "там, или в другом месте" исключает возможность её использования в целях, предусмотренных в законе. Присутствие её может свидетельствовать лишь о том, что в момент принятия Закона законодатель не представлял, или имел неправильное представление о возможных способах регулирования данной области отношений. Эта формулировка привела в последствии к некоторой неопределённости в процессе практической регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюся проблему было призвано постановление Правительства РФ "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями", предписывающее осуществление регистрации предприятий с иностранными инвестициями сначала в местных органах власти, а затем и в уполномоченном органе. Разумеется, что если бы на момент принятия Закона законодатель чётко представлял себе, каким должно быть регулирование деятельности совместных предприятий, и как это регулирование должно соотноситься с регламентацией предпринимательской деятельности на территории России, то, возможно указанного недостатка можно было бы избежать.

До регистрации предприятия с участием иностранных инвесторов какие-либо сделки с ним запрещены. Лишь после государственной регистрации такое предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица.

На практике при решении этих вопросов возникают определенные сложности. Неясно, прежде всего, какое ведомство занимается регистрацией коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Бытует мнение - если, скажем, иностранный инвестор участвует в учреждении предприятия или иной коммерческой организации в Сибири или на Дальнем Востоке, он должен ехать в Москву, чтобы решить вопросы с регистрацией совместного предприятия.

Следует сказать, что процедура государственной регистрации предприятий с участием иностранного капитала меняется как в калейдоскопе. Зарубежным инвесторам довольно трудно уследить за сменой полномочий российских государственных органов, контролирующих вложение иностранных капиталов в экономику страны.

В других случаях регистрация производится уполномоченными органами республик, краев, областей.

Наконец, ныне действующим Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" функции регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями возложены на органы юстиции. Во исполнение данного Закона Правительство РФ приняло постановление "О передаче Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации".

До недавнего времени срок регистрации совместного предприятия составлял 21 день с момента поступления документов в соответствующий регистрирующий орган. Теперь по Закону "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" он установлен в один месяц с момента надлежащей подачи документов. В течение этого срока совместное предприятие должно быть зарегистрировано или же заявителю сообщается о причинах отказа.

Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Инвестор может обжаловать отказ в судебном порядке.

Отказ в государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями возможен также в случае нарушения установленного действующим на территории Российской федерации законодательством порядка образования такого предприятия либо несоответствия ему представленных документов.

В-третьих - Закон лишь только касается вопросов, связанных с учреждением и деятельностью филиалов и представительств иностранных юридических лиц, приобретением ценных бумаг, заключением концессионных договоров и т.д. В то же время, каждая из перечисленных форм организации предпринимательской деятельности требует подробной регламентации, или хотя бы соответствия с ранее принятыми в этой сфере отношений нормативными актами.

За пределами регулирования Закона "Об иностранных инвестициях" остаются некоторые весьма распространённые формы осуществления иностранных инвестиций, такие, как договор целевого долгосрочного займа, вопросы, связанные с функционированием так называемых договорных форм совместных предприятий (contractual joint ventures), соглашений о разделе продукции (production sharing contracts) и т.д. Эти правовые формы не рассматриваются в Законе, хотя из перечня видов иностранных инвестиций, содержащегося в законе, можно сделать вывод о возможном подчинении их действию рассматриваемого закона.

Кроме того, очевидно, что закон об иностранных инвестициях может действовать только в пакете с другими законами, прежде всего о частной собственности на землю, о приватизации, банкротстве, валютном регулировании, налогообложении. Вместе они должны формировать единую государственную инвестиционную политику.

При работе над совершенствованием правового регулирования иностранных инвестиций представляется целесообразным учитывать весь опыт развития законодательства об иностранных инвестициях, начиная с периода, когда законы об иностранных инвестициях впервые появились в развивающихся странах, чтобы избежать ошибок прошлого этапа развития нормативной базы.

Основываясь на опыте правового регулирования иностранных инвестиций промышленно-развитых стран в современных условиях, следует попытаться решить некоторые концептуальные проблемы в рассматриваемой области. Одной из таких проблем в конспекте развития отечественного законодательства об иностранных инвестициях является вопрос о предмете регулирования инвестиционного права.

Определение категории "иностранная инвестиция" является ключевым вопросом для законодателя, поскольку таким образом определяется круг правоотношений, попадающих под регулирование данного закона. Признавая то или иное лицо иностранным инвестором, государство тем самым признаёт его право на льготы и гарантии, провозглашенные в законе.

Статья 2 Закона РФ под иностранными инвестициями понимает "все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода)."

Обобщая это определение можно сказать, что иностранные инвестиции являются иностранным капиталом - собственностью в различных видах и формах, вывезенным из одного государства и вложенным в предприятие (или дело) на территории другого государства.

Дающийся в законодательных актах и международных договорах перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны.

В этот перечень входят:

  • - недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, включая право залога; денежные средства;
  • - акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных;
  • - право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность;
  • - права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов;
  • - права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную (в том числе промышленную) собственность.

Под интеллектуальной собственностью следует понимать авторские права, права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки или знаки обслуживания, а также "good will" (это понятие означает репутацию предприятия, состав, стоимость его деловых связей). В эту же группу включаются права на технологию, информацию и "ноу-хау".

Международные соглашения распространяются как на капиталовложения, так и на доходы, получаемые в результате капиталовложений, в частности, в качестве прибыли или доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и иных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание, а также других вознаграждений.

Рассматривая вопросы законодательного регулирования иностранных инвестиций, нельзя не отметить, что в настоящий момент стала актуальной необходимость принятия системы допуска иностранного капитала, которая подтверждается успешной практикой регулирования этой сферы отношений в странах с развитой рыночной экономикой.

Законом предусмотрены различные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов, но, в то же время, все регулирование иностранных инвестиций было практически сведено к установлению порядка регистрации СП. Это существенно сузило сферу применения закона и, в конечном итоге, оттолкнуло значительное число потенциальных инвесторов. Последующее появление отдельных правовых актов свидетельствует о том, что в России существует объективная потребность в законодательном регулировании не только деятельности совместных предприятий, но также и других правовых форм осуществления иностранных инвестиций.

Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100-процентным иностранным участием. Серьезных западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство с российскими организациями, сколько приобретение надежных элементов контроля за производством. Для российской экономики весьма полезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях, не имеющих стратегического значения. Но в ряде отраслей, имеющих ключевое значение для народного хозяйства, создание таких организаций, тем более крупных предприятий, способных взять в свои руки большую часть российского рынка, следует лицензировать.

Инвестиционное законодательство прямо предусматривает возможность участия иностранных инвесторов в приватизации (ст.37 Закона). Приобретая пакеты акций приватизируемых предприятий, принадлежащих государству, на инвестиционных конкурсах (торгах), иностранные инвесторы заключают договоры купли-продажи с соответствующими фондами имущества, в которые включаются определенные гарантии инвесторов, в том числе по сохранению персонала этих предприятий, но в большинстве не оговариваются санкции российской стороны при невыполнении инвесторами данных обязательств.

2) Соглашения о разделе продукции во многом напоминают концессионные договоры. Различие состоит в том, что иностранная фирма, берущая на себя обязательства осваивать разработку определенного природного ресурса, расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции (осуществляется "раздел продукции"). В связи с этим используется особый налоговый режим, предусматривающий замену налогов, пошлин и других обязательных платежей распределением произведенной продукции между инвестором и РФ, субъектами РФ.

Международная практика сотрудничества с иностранными инвесторами знает и такую форму, как создание контрактных совместных предприятий, при этом российский и иностранный партнер не создают нового юридического лица.

Как инвестирование капитала может рассматриваться и заключение договора о совместной деятельности и предоставление целевых долгосрочных займов, и заключение таких внешнеторговых сделок как соглашения о передаче технологии, ноу-хау, лицензионные, лизинговые соглашения и т.д. В частности, законодательство Европейского общего рынка применяет особые критерии оценок внешнеторговых соглашений на передачу технологии, соглашений, связанных со специализацией и кооперированием производства, соглашений типа joint ventures.

При реализации системы допуска иностранного капитала целесообразным представляется установление порядка регистрации инвестиций, не юридического лица - иностранного инвестора, с его субъективными правами, а непосредственно самих инвестиций. Это может включать в себя регистрацию факта внесения вклада в имущество вновь создаваемого или уже существующего предприятия, регистрацию покупки акций, регистрацию внешнеторговой сделки по импорту оборудования, предназначенного быть вкладом в предприятие с иностранными инвестициями, лицензионного соглашения и т.д.. Регистрация юридических фактов, свидетельствующих о поступлениях из-за рубежа материальных ценностей, предназначенных стать капиталом, т.е. приносить прибыль, является государственным регулированием инвестиций, а критерии, согласно которым соответствующий компетентный орган государства будет принимать решения о допуске иностранного капитала должны быть чётко закреплены в законодательстве об иностранных инвестициях.

Одним из способов осуществления иностранных инвестиций согласно ст.3 Закона "Об иностранных инвестициях в РФ" является "создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц". Закон РФ подчиняет порядок открытия филиалов процедуре, установленной для случаев создания предприятий с иностранными инвестициями.

Таким образом, Закон "Об иностранных инвестициях в РФ", провозглашая национальный режим для предприятий с иностранными инвестициями, всё же сохраняет этот недостаток. И если предположить, что филиалы предприятий с иностранными инвестициями наделяются правами юридического лица и учреждаются в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.д., то сам собой напрашивается вопрос о том, какая разница существует в правовом положении этих предприятий и их филиалов.

Если Закон "Об иностранных инвестициях в РФ" хотя бы касался процедуры открытия филиалов предприятий с иностранными инвестициями, то в отношении представительств такой нормативный акт отсутствует, и на практике местные органы власти сами стали осуществлять аккредитацию и регистрацию представительств иностранных юридических лиц в т.ч. и некоммерческих организаций.

Требование регистрации открытия филиала или представительства вступает в противоречие с действующим гражданским законодательством, согласно которому филиалы и представительства, в том числе и иностранных фирм, могут осуществлять свою деятельность в соответствии с полномочиями, предоставленными им юридическими лицами, структурными подразделениями которых они являются. Такой подход в принципе подтверждается действующими ведомственными нормативными актами в области налогообложения и валютного регулирования, а также рядом двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения.

На сегодняшний день аккредитацию представительств осуществляет Торгово-промышленная Палата РФ или Регистрационная Палата при Министерстве Экономики России. Для аккредитации представительства иностранной фирмы необходимо предоставить следующие документы: устав компании, документ, подтверждающий факт регистрации компании, решение об открытии представительства, доверенность, выданная компанией своему представителю (физическому или юридическому лицу), справка из банка, подтверждающая платёжеспособность компании и рекомендации фирм - российских партнёров компании. Срок рассмотрения документов для принятия решения - не более двух месяцев.

В случае открытия филиала или представительства иностранного юридического лица задача государства заключается в том, чтобы обеспечить стабильность торгового оборота путём защиты интересов добросовестных его участников. С этой целью и должны быть приняты новые нормативные акты регламентирующие порядок открытия филиалов и представительств.

Существование процедуры аккредитации представительств наибольшим образом соответствует понятию допуска иностранных инвестиций в страну, она служит цели не допустить открытие филиала или представительства уже обанкротившейся или несуществующей фирмы. Государство с помощью процедуры аккредитации как бы фиксирует положение вещей на определённый момент времени, таким образом удостоверяя, что иностранное юридическое лицо в действительности существует, и его финансовое положение заслуживает доверия. Органы государства и после процедуры аккредитации, как правило продолжают осуществлять контроль за деятельностью иностранного юридического лица, ведь для российских участников торгового оборота могут пройти незамеченными изменения финансового состояния иностранного контрагента, и даже сам факт его ликвидации по тем или иным основаниям. Суммируя вышесказанное, ещё раз необходимо отметить, что процедуру аккредитации следует рассматривать как факт признания иностранной фирмы, заслуживающей доверия и рекомендуемой государством в лице уполномоченных органов российским организациям в качестве надёжного делового партнёра.

По ряду прогнозов, объем инвестиций в России в 2017 году возрастет благодаря развитию металлургической, химической, автомобильной промышленности.

Изз официальной статистики доступны только данные оценки платежного баланса РФ, опубликованные на сайте Банка России на конец первого полугодия текущего года. Однако даже из этих цифр видна неплохая позитивная тенденция. Так, прямые инвестиции нерезидентов в небанковский сектор экономики России в первом полугодии 2017 года составили 13,7 миллиардов долларов. Эта цифра в 1,9 раза больше, чем за тот же период прошлого года, когда они остановились на отметке в 7,2 миллиардов долларов.

А вот объем портфельных инвестиций нерезидентов в активы небанковского сектора РФ в первом полугодии 2017 года снизился. Негативная динамика составила 5,6 миллиардов долларов по сравнению с ростом на 2,1 миллиарда за первое полугодие 2016 года. Однако во втором квартале текущего года снижение инвестиций нерезидентов шло в 10 раз меньшими темпами, нежели в первом квартале (0,5 миллиарда против 5,1 миллиардов долларов).

Что до обязательств федеральных органов управления РФ перед нерезидентами по портфельным инвестициям в первом полугодии 2017 года, они увеличились на 7,6 миллиардов долларов против роста на 3,1 миллиарда в первом полугодии 2016 года (рост в 2,5 раза).

Стоит напомнить: два предыдущих года, 2015-й и 2014-й, были, мягко говоря, весьма негативными с точки зрения притока в отечественную экономику иностранного капитала. Так, в 2014 году Россия – впервые за последнее десятилетие – не вошла в рейтинг 25 стран, являющихся самыми привлекательными для прямых инвесторов стран мира.

В том году зафиксировано падение объема инвестиций в нашу страну более чем в 3 раза: они составили 22 миллиарда долларов, по сравнению с 2013 годом – 69 миллиардов долларов.

В 2015 году объем иностранных инвестиций в экономике России снизился еще почти в 3 раза и составил 6,7 миллиардов долларов. Где-то две трети от общей суммы пришло с Кипра, Виргинских, Багамских и Бермудских островов; скорее всего, большая часть новых вложений является возвратом ранее выведенных из страны средств.

Алексей Кудрин: санкции сократили иностранные инвестиции в 7 раз

За последние несколько лет прямые инвестиции в российскую экономику из-за границы стали меньше в 7 раз, виной тому санкции против России . Об этом заявил Алексей Кудрин , глава Центра стратегических разработок и бывший министр финансов России.

Выступая на форуме Moscow Exchange Forum 2017 в Нью-Йорке , Алексей Кудрин рассказал, что 8 лет назад прямые капиталовложения от иностранных инвесторов достигали $70 млрд. В текущем году ожидается лишь около $10 млрд. Он считает, что это одно из последствий введения антироссийских санкций. Режим экономических ограничений сказался и на недополучении ВВП: с 2013 по 2015 гг. страна потеряла из-за санкций 1% ВВП, с 2016 по 2017 гг. меньше – 0,5%. Из-за этого российская экономика не может перейти в стадию роста, хотя экс-министр уверен, что такое было бы возможно даже с учетом падения цен на нефть. При этом проведение необходимых реформ на 90% зависит от причин внутреннего характера.

Рекордные 140 млн долларов инвестиций в Россию

Только за последнюю неделю января страны ЕС вложили в российские облигации 140 млн долларов инвестиционного капитала. Это стало своеобразным рекордом за три года - практически за весь период начала санкций и контрсанкций. Примечательно, что с конца 2016 года экономика РФ получила порядка 700 млн долларов иностранных вливаний.

В последнее время заметны явные признаки «оттепели» в плане инвестиционного климата в России . Среди причин этого эксперты называют повышение цен на нефть и обозначившиеся после избрания Дональда Трампа президентом некоторые перспективы улучшения российско-американских взаимоотношений. Кроме этого, в Европейском Союзе активнее звучат голоса недовольства санкционными мерами против РФ. По многочисленным прогнозам, позитивные тенденции сохранятся. Этому также могут способствовать снижение инфляции и постепенное уменьшение Центробанком ставки.

За последнее время выросли и российские фондовые индексы. ЮНКТАД в своем докладе свидетельствует: за 2016 год экономика РФ получила 19 млрд долларов прямых инвестиций (62% роста) на фоне общего мирового осложнения инвестиционного климата.

2013: Первое полугодие +32%

Приток прямых иностранных инвестиций в экономику РФ в первом полугодии 2013 года вырос на 59,8% (Росстат). Поступление иностранных инвестиций в Россию составило 98,795 миллиарда долларов, из них прямые иностранные инвестиции - 12,139 миллиарда долларов (12,3% от общего объема поступлений). Российские инвестиции за рубежом в первом полугодии выросли в 1,8 раза, достигнув 126,4 миллиарда долларов.

"По состоянию на конец июня 2013 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 370,6 миллиарда долларов , что на 10,7% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года", - говорится в материалах Росстата.

Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, - 66,9% (на конец июня 2012 года - 59,0%), доля прямых инвестиций составила 31,2% (38,5%), портфельных - 1,9% (2,5%) .

Александр Ивлев, управляющий партнер компании по России, говорит: «Согласно полученным данным, в 2013 году Россия впервые вышла на третье место по инвестиционной привлекательности после США и Китая. Приток прямых иностранных инвестиций достиг 71 млрд. евро, что на 83% выше показателя 2012 года. Россия обошла Великобританию, Францию, Германию, Сингапур и Бразилию. Также на 2% увеличилось количество созданных за счет прямых иностранных инвестиций рабочих мест. Это очень хороший результат, особенно на фоне казателей 2012 года, когда объем ПИИ сократился на 16,5%».

Иностранными инвестициями будут все виды имущества и имущественных прав, в т.ч. права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не ᴏᴛʜᴏϲᴙщиеся к вещным, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний.

Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики.
Стоит отметить, что особую роль в ϶ᴛᴏм процессе играют прямые инвестиции, кᴏᴛᴏᴩые обеспечивают доступ к финансовых ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, инновационным товарам и услугам, а также напрямую способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан. По данной причине создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов будет одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

Исходя из ст. 2 настоящего Закона иностранная инвестиция — ϶ᴛᴏ вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральными законами, в т.ч. денег, ценных бумаг (в иностранной и местной валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Под прямыми иностранными инвестициями понимается:

  • приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ГК РФ;
  • вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического липа, создаваемого на территории РФ;
  • осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.

Приоритетный инвестиционный проект — ϶ᴛᴏ проект, суммарный объем иностранных инвестиций в кᴏᴛᴏᴩый составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в кᴏᴛᴏᴩом минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб., включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

На основании Закона иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав или доли собственности в уставном капитале приватизируемой организации.

Законодательством РФ установлены и гарантируются равные права в осуществлении инвестиционной деятельности и использовании се результатов для иностранных и российских инвесторов. При ϶ᴛᴏм ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой ϶ᴛᴏ крайне важно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Для стимулирования роста инвестиций и ускорения социально-экономического развития РФ для иностранных инвесторов могут предоставляться различные льготы. Виды и порядок предоставления таких льгот устанавливаются законодательством РФ. В частности, льготы предоставляются иностранным инвесторам, имеющим долю или вклад в уставном капитале организации не менее 10% и осуществляющим реинвестирование в полном объеме полученных доходов на территории РФ.

Не стоит забывать, что важнейшими положениями Закона будут статьи, гарантирующие права собственности и денежную компенсацию в случае ее принудительного изъятия. Исходя из ст. 8 «имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в т.ч. национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, кᴏᴛᴏᴩые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В случае реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с кᴏᴛᴏᴩыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при ϶ᴛᴏм обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

Иностранный инвестор имеет также право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц данных органов, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на ϲʙᴏбодное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования и на беспрепятственный перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями (в т.ч.: доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего ϲʙᴏй филиал на территории РФ, по договорам и иным сделкам; денежных сумм, полученных в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; компенсаций и т.п.), а также вывоз ввезенных ранее для инвестиционных целей имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством разработку и реализацию государственной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества осуществляет Правительство Российской Федерации, кᴏᴛᴏᴩое:

  • определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
  • определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;
  • утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;
  • разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
  • привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения;
  • осуществляет взаимодействие с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику прямых иностранных инвестиций и аккредитация филиалов иностранных юридических лиц возложены на Министерство экономического развития РФ.

С 2000 по 2008 г. развитие экономики страны характеризовалось ростом объемов иностранных инвестиций (табл. 1.1)

Как следует из табл. 1.1, в 2007 г. в РФ поступило 120,9 млрд долл. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза выше показателя 2006 г. При этом наибольший удельный вес в общем объеме по-прежнему занимают прочие инвестиции, осуществляемыетрадиционно на возвратной основе (займы международных финансовых организаций, торговые и банковские кредиты и т.п.)

Таблица 1.1 Объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики (млн долл. США)

Портфельные

В % к предыдущему году

В условиях разразившегося мирового экономического кризиса в 2008 г. приток иностранных инвестиций в Россию сократился на 14,2% (до 103,8 млрд долл.) При ϶ᴛᴏм прямые иностранные инвестиции снизились на 2,8%, портфельные — па 66,3%, прочие — на 15,3%.

Основными странами — инвесторами в российскую экономику остаются Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, Виргинские острова (Великобритания), США и Франция. На их долю приходилось порядка 80% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, втом числе на долю прямых инвестиций — около 78%.

На протяжении последнего десятилетия иностранный капитал преимущественно направлялся в добывающие отрасли промышленности (в среднем свыше 22% от общего объема), и только в 2008 г. лидером по привлечению стали предприятия обрабатывающего сектора. Следующими по инвестиционной привлекательности объектами остаются торговля и общественное питание (20%), транспорт и связь (12%), а также недвижимость (9%) и финансовый сектор (6%)

Высокие темпы роста экономики в период с 2001 по 2008 г. обеспечили привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов. При этом даже в ϶ᴛᴏт период в привлечении инвестиций Россия отставала от других стран. Стоит сказать, для сравнения: в экономику Китая — мирового лидера по привлечению прямых иностранных инвестиций в 2004 г. было вложено 60 млрд долл., а в 2005 г. — 72,4 млрд долл., т.е. в 6 раз больше, чем в РФ. По данным ЕБРР, суммарный объем прямых иностранных инвестиций накопительным итогом составляет около 6,5% от российского ВВП, что в 5 раз меньше среднего показателя для других европейских стран с переходной экономикой.

Согласно результатам ежегодного анализа инвестиционной привлекательности рынков различных стран, проведенного известной консалтинговой фирмойErnst & Young путем опроса топ-менеджеров ведущих мировых корпораций, в 2009 г. Россия оказалась исключительно на 9-м месте (в 2008 г. была на 6-м), значительно уступая не только развитым, но и развивающимся странам.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с оценкой другого консалтингового агентства, А. Т. Kearney, Россия занимает исключительно 11-е место по инвестиционной привлекательности. Материал опубликован на http://сайт

Особенности иностранных инвестиций

Следует также отметить, что приток иностранных инвестиций в РФ имеет ряд особенностей, ставящих под сомнение устойчивость и позитивность наблюдаемых тенденций.

В первую очередь, инвестиции поступают в основном в форме торговых и прочих кредитов. На зарубежные источники приходится примерно треть всех займов, привлеченных предприятиями российского нефинансового сектора, и более половины долгосрочных. При всем этом в большинстве других стран, активно привлекающих иностранный капитал, преобладают прямые и портфельные инвестиции — их доля доходит до 90% от общего объема. Вклад прямых иностранных инвестиций в валовое накопление основного капитала в России в среднем состааляет от 2 до 5% от общего объема. Стоит сказать, для сравнения: в США в голы последнего экономического подъема их доля доходила до 19%, в Бразилии — до 28%, в Стоит сказать - польше — до 23%, в Китае — стабильно составляет 10-15%, а в Казахстане ϶ᴛᴏт показатель и вовсе достигал 56%.

Привлечение инвестиций в форме займов создаю дополнительные риски для состояния экономики и обернулось масштабным оттоком капитала в условиях мирового экономического кризиса.

Во-вторых, иностранный капитал вкладывается преимущественно в топ- ливно-еырьевые отрасли экономики (добыча и переработка нефти и газа, черная и цветная металлургия), а также в пищевую промышленность и торговлю. К примеру, операторы проекта «Сахалин-1» за 2004 г. инвестировали в месторождение 1,8 млрд долл. Норвежская фирмаOrkla приобрела кондитерское объединение «СладКо», а бельгийскаяInBev потратила 650 млн долл. на поглощениеSUN Interhrew . Важно заметить, что одной из крупнейших сделок в 2006 г. стала покупка ОАО «Удмуртнефть» китайскойSinopec , а в финансовом секторе — приобретение Societe General (Франция) акций Росбанка. В 2008 г. «Ашан» купил часть магазинов «Рамстор», aPepsiCo - ОАО «Лебедянский».

Вместе с тем иностранные инвестиции нужны России для развития высокотехнологичных производств и отраслей, ускорения научно-технического прогресса, позволяющих выйти на передовые позиции в мировой экономике. При этом в настоящее время инвестиции осуществляются в те виды бизнеса, кᴏᴛᴏᴩые просто нельзя развивать где-либо еще по условиям привязки к рынкам сбыта или местоположению природных ресурсов.

В-третьих, привлечение инвестиций из-за рубежа в реальный сектор до недавнего времени не приводило к сокращению вывоза капитала из страны. Напротив, утечка капитала в последние годы по мере расширения товарного экспорта и объема зарабатываемой валюты неуклонно увеличивалась, особенно по «серым» схемам — через невозвращение экспортной выручки и фиктивный импорт. Вывоз капитала из реального сектора предполагает, что под видом иностранных инвестиций в экономику возвращаются деньги, имеющие российское происхождение, но предварительно выведенные из-под национального налогового контроля.

Несмотря на приϲʙᴏение России инвестиционного рейтинга по долговым обязательствам ведущими международными агентствами — S&P,Moody " s и Fitch , эксперты по-прежнему отмечают неблагоприятные условия ведения хозяйственной деятельности в стране, сохраняющиеся высокие политические риски, непрозрачность бизнеса, слабое продвижение по пути реализации институциональных и экономических реформ.

Главным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность российского рынка, подавляющее большинство инвесторов считают коррупцию. ОрганизацияTransparency International , кᴏᴛᴏᴩая ежегодно оценивает уровень коррупции в разных странах мира, в ϲʙᴏем рейтинге за 2007 г. поставила Россию на 143-е место из 180 возможных (в 2004 г. — 126-е из 159) Вполне понятно, что рост иностранных инвестиций будет сдерживаться до тех пор, пока значительная часть руководителей зарубежных компаний будет оставаться при мнении, что в России очень трудно вести бизнес, не отклоняясь от принятых в мире данныеческих и правовых стандартов.

Еще одним существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность иностранных инвесторов, будут административные барьеры, значительно увеличивающие издержки ведения бизнеса. Бюрократическая волокита при оформлении необходимых разрешений, лицензий, заключений, виз и других документов значительно осложняет хозяйственную деятельность и увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов. Не стоит забывать, что важную роль играет упрощение процедур регистрации иностранных и смешанных фирм.

Серьезное препятствие на пути иностранных инвестиций в РФ представляет несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики. Согласно рейтингу Всемирного экономического форума (ВЭФ), в кᴏᴛᴏᴩый входят 125 стран, в 2007 г. Россия занимала 110-е место по независимости судебной системы, 114-е — по объективности решений чиновников и 120-е — по защите прав миноритариев.

Нарушение и частое изменение принципов налогообложения, недостаточная защита прав акционеров и интеллектуальной собственности, лоббирование интересов крупных государственных компаний, самоуправство местных властей, криминал в экономике, неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие правил ведения бухгалтерского учета международным стандартам и т.п. создают повышенные риски для веления бизнеса в стране.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что только эффективная реализация экономических и административных реформ, дерегулирование, борьба с коррупцией, совершенствование законодательства и правоприменительной практики, наряду с активной работой по привлечению иностранных инвесторов и улучшению имиджа России за рубежом, позволят ей преодолеть последствия кризиса, встать на путь устойчивого экономического роста и занять достойное место на мировом рынке.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...