К федеральным стандартам по бухгалтерскому учету относятся. Разработка и утверждение федеральных стандартов
Понятие "стандарты экономического субъекта", с одной стороны, является еще одним новшеством Закона N 402-ФЗ. С другой стороны, нельзя сказать, что это совершенно новая для российского бухгалтерского учета концепция. Внутренние "стандарты" учета существовали и раньше, просто обычно они назывались не стандартами, а учетной политикой организации. В рамках этого документа решались все вопросы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета на конкретном предприятии.
Теперь "стандарты экономического субъекта" не являются обязательными - в отличие от учетной политики, которая должна быть у каждого экономического субъекта согласно ст. 8 Закона N 402-ФЗ. В соответствии с ч. 12 ст. 21 Закона N 402-ФЗ каждый экономический субъект самостоятельно устанавливает:
Саму необходимость создания собственных стандартов;
Порядок их разработки, утверждения, изменения и отмены.
Смысл стандартов экономического субъекта - в упорядочении организации и ведения бухгалтерского учета в данной конкретной организации (у данного субъекта). Естественно, они должны применяться равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Ведь обособленные подразделения являются неотъемлемой частью организации, составляют с ней единое целое, а потому порядок ведения бухгалтерского учета в них не может отличаться от порядка, применяемого в головном офисе. А если экономический субъект имеет дочерние общества (самостоятельные юридические лица), "головной" субъект вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами. Но при этом нужно следить, чтобы стандарты учета головного и дочерних обществ не создавали препятствий к осуществлению ими своей деятельности (а в идеале еще облегчали задачу составления сводной (консолидированной) отчетности).
Логично предположить, что малые, а также средние предприятия, не имеющие обособленных подразделений, будут ограничиваться лишь учетной политикой. По большому счету им просто нет смысла создавать разветвленную систему внутренних учетных стандартов. А в крупных организациях, особенно имеющих значительное количество обособленных подразделений (филиалов и представительств), формирование собственной системы стандартов представляется вполне адекватной мерой, действительно способствующей единообразию организации и ведения бухгалтерского учета в рамках всей организации. Наконец, это будет просто удобно - помимо учетной политики, фиксирующей общие правила учета, в организации будут существовать и более "узкие" внутренние документы. Например, стандарт по учету основных средств, стандарт по учету запасов, стандарт по учету вознаграждений работникам и т.д., подробно регламентирующие все вопросы, связанные с организацией и ведением учета конкретных объектов (различных видов активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни и т.д.) в данной организации. По сути, они будут являться "справочниками" для всех бухгалтеров, работающих в данной компании (а также окажут большую помощь аудиторам, подтверждающим достоверность ее бухгалтерской отчетности).
Если в бухгалтерии организации (в т.ч. в каком-то из ее филиалов или представительств) появляется новый работник, ему достаточно будет просто прочитать внутренние стандарты, чтобы понять, что и как нужно делать. А это сэкономит много времени и сил "вышестоящим" бухгалтерам: им не придется подробно инструктировать и обучать нового работника. Сформированная новыми работниками информация будет полностью соответствовать требованиям данной организации. Кроме того, внутренние стандарты могут быть весьма полезны в случае разногласий с контролирующими органами, особенно если дело будет доходить до суда. Ведь никакая, даже самая "совершенная" система внешних стандартов (федеральных, отраслевых, международных и т.д.) никогда не сможет полностью зарегламентировать абсолютно все вопросы и ситуации, возникающие в реальной жизни. А если какая-то проблема не решена в обязательных к применению документах, позицию чиновников и контролирующих органов нельзя считать "единственно правильной". И именно в такой ситуации могут весьма пригодиться внутренние стандарты экономического субъекта, четко фиксирующие выбранный (или самостоятельно разработанный) и применяемый в данной организации порядок решения той или иной учетной проблемы.
В сложившейся арбитражной практике немало случаев, когда именно учетная политика (внутренний документ) принималась судьями как обоснование действий конкретной организации в не урегулированных на нормативном уровне ситуациях. На этом основании организация получала поддержку, и решение принималось в ее пользу. То же самое, скорее всего, будет происходить и после 1 января 2013 г. Учетная политика и стандарты экономического субъекта будут продолжать играть важную роль в решении конфликтных ситуаций, связанных с несовершенством законодательства или возникновением нестандартных ситуаций, которые не были или принципиально не могут быть урегулированы в рамках нормативных документов, обязательных к применению экономическими субъектами.
Безусловно, создать полную систему внутренних стандартов "с нуля" до 1 января 2013 г. - неразрешимая задача. И дело не только в том, что это весьма объемная работа. Стандарты экономического субъекта не должны противоречить ни федеральным, ни отраслевым стандартам - а их-то пока нет. Так что построение собственной системы стандартов в конкретных организациях, решивших их создавать, будет проходить параллельно с "общероссийским" процессом утверждения федеральных и отраслевых стандартов.
В законе « О бухгалтерском учете» дано следующее определение стандарта бухгалтерского учета и международного стандарта. Стандарт – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Международный стандарт – стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта.
В зависимости от назначения и статуса статья 21 закона «О бухгалтерском учете» к документам в области регулирования бухгалтерского учета относит:
‒ федеральные стандарты;
‒ стандарты экономического субъекта.
Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
‒ определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
‒ допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
‒ порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
‒ требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
‒ план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
‒ условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
‒ состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
‒ состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
‒ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.
Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Они применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами.
Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации.
Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.
Основными нормативными документами первого уровня в настоящее время являются: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в виде таблицы.2.1:
Таблица 2. 1
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета
Уровень | Документы | Органы, принимающие решения |
1 уровень – Федеральные стандарты | Федеральные законы, постановления, указы, кодексы | Государственная Дума, Правительство РФ, Президент РФ |
2 уровень – Отраслевые стандарты | Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету | Министерство финансов РФ |
3 уровень – Рекомендации в области бухгалтерского учета | Методические указания, инструкции, письма | Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы и др. |
4 уровень – Стандарты экономического субъекта | Организационно – распорядительная документация (приказы, распоряжения и т.п.) | Экономические Субъекты |
Важное значение в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета занимает Федеральный закон № 402 –ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете».
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 –ФЗ от 06.12.2011 г.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» вводится в действие с 1 января 2013 г. и состоит из четырех глав, включающих 30 статей (рис. 2.3).
Рис. 2.3 Структура Федерального закона «О бухгалтерском учете»
В законе расширен перечень лиц, на которые возлагается обязанность ведения бухгалтерского учета. Действие закона распространяется также на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.
В федеральном Законе «О бухгалтерском учете» введены конкретные квалификационные требования к главным бухгалтерам ОАО, страховых организаций, акционерных инвестиционных фондов и прочих компаний, работающих с ценными бумагами.
С введением закона в действие упраздняются обязательные унифицированные формы первичных документов. Формы первичных документов утверждаются руководителем экономического субъекта и должны содержать ряд обязательных реквизитов, перечисленных в законе. Первичные документы теперь могут быть составлены и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В Законе сказано, что в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено законодательством. Исправление должно содержать дату исправления и подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Вводятся обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета. Формы регистров учета утверждает руководитель организации с учетом этого требования.
Во второй главе Федерального закона «О бухгалтерском учете» также дается характеристика таких элементов метода бухгалтерского учета как инвентаризация, оценка, общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее состав, понятие отчетной даты и отчетного периода, особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица, понятие внутреннего контроля.
Третья глава посвящена вопросам регулирования бухгалтерского учета. В ней раскрываются принципы и документы регулирования бухгалтерского учета, состав субъектов регулирования бухгалтерского учета, функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета, вводится понятие совета по стандартам бухгалтерского учета и приводится программа разработки федеральных стандартов. В законе предложен принципиально новый подход в принятии норм права и новый термин‒ стандарт бухгалтерского учета.
Стандарты экономического субъекта разрабатываются экономическими субъектами самостоятельно и по своему усмотрению. Но в случае их принятия – носят обязательный характер для всех его подразделений, включая филиалы и представительства.
Наряду с государственными органами управления бухгалтерского учета (Минфином), Закон № 402 –ФЗ говорит о негосударственных органах управления – это саморегулируемые организации, которые могут быть созданы непосредственно предпринимателями и другими пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности, в т. ч. аудиторами, заинтересованными принимать участие в регулировании бухгалтерского учета. Это могут быть ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации.
Инициатором и разработчиком стандартов должны выступать именно негосударственные органы управления бухучета. Именно их проект с поправками, внесенными в ходе его обсуждения, либо утверждается, либо отклоняется государственным органом – Министерством Финансов.
Если таких инициаторов среди негосударственных органов нет, то государственный орган занимается разработкой самостоятельно.
Стандарты должны разрабатываться и утверждаться на основе специальной программы разработки федеральных стандартов. Закон гарантирует доступность программы всем заинтересованным лицам.
Порядок принятия стандартов предусматривает обязательные публичные обсуждения, которые должны длиться не менее трех месяцев. Закон № 402 –ФЗ обеспечивает публичное и открытое принятие нормативных актов. Он обеспечивает доступ каждого к обсуждению и внесению изменений и дает возможность задействовать высокий профессионализм предпринимателей и аудиторов в создании норм права.
Четвертая глава включает заключительные положения в части сроков и порядка хранения документов бухгалтерского учета и раскрывает особенности применения настоящего Федерального закона.
Роль и значение стандартов бухгалтерского учета в работе аппарата бухгалтерии экономического субъекта в современных условиях развития рыночной экономики возрастает. В тоже время при их формировании расширяется роль бухгалтерского сообщества, независимых общественных организаций.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какой основной документ в области бухгалтерского учета Вы знаете?
2. Какие документы относятся к первому, второму, третьему и четвертому уровню нормативного регулирования бухгалтерским учетом?
3. Назовите основные положения Федерального закона № 402 –ФЗ «О бухгалтерском учете».
4. Назовите принципы регулирования бухгалтерским учетом.
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 5
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся не только федеральные, отраслевые стандарты, но и рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта. Это следует из действующего Закона о бухгалтерском учете <1>, в котором не слишком много внимания уделено собственным бухгалтерским стандартам организации? Что же это за документы и для чего они предназначены? В чем их отличие от учетной политики? Какие собственные стандарты бухучета могут пригодиться транспортным компаниям и экспедиторам?
<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
Стандарты экономического субъекта и учетная политика
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения бухгалтерского учета. Для сравнения, учетную политику составляет совокупность способов ведения экономическим субъектом бухучета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности) (п. 2 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно (п. 12 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете). Экономический субъект сам формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 2 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете). Стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам (п. 15 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете).
Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (п. 13 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете). Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании ею своей учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выведенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения (п. 9 ПБУ 1/2008).
Как видим, стандарты экономического субъекта и учетная политика организации во многом схожи, но есть и различия. Первое из них состоит в том, что для разработки и применения учетной политики есть отдельное ПБУ 1/2008. Для разработки стандартов экономического субъекта никакого конкретного базового документа нет. Во-вторых, учетная политика в обязательном порядке основывается на федеральных и отраслевых стандартах, к собственным "ПБУ" организации такого требования нет, есть лишь указание на то, что они не должны вступать в противоречие с федеральными и отраслевыми стандартами, то есть не должны искажать заложенную в них методологию. А уж каким образом это будет достигаться - решать экономическому субъекту.
И еще: сама по себе учетная политика конкретной организации не относится к документам, регулирующим бухучет, - она же не федеральный стандарт. Таковым является ПБУ 1/2008, которое и устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций. То есть учетная политика - это, по сути, "производная" ПБУ 1/2008, а также других федеральных и отраслевых стандартов. Стандарты же экономического субъекта не являются производными от каких-либо документов, но в силу прямого указания Закона относятся к документам, регулирующим бухгалтерский учет, пусть и самого низкого уровня. Получается, что сравнивать в рамках одной иерархии учетную политику и собственные "ПБУ" организации некорректно и тем более не стоит отдавать приоритет одному из данных документов. Напомним, что стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения ведения бухгалтерского учета. Они дополняют федеральные, отраслевые стандарты и рекомендации в области бухгалтерского учета, на основе которых разрабатывается учетная политика организации. Следовательно, собственные "ПБУ" компании являются одним из кирпичиков в фундаменте законодательства о бухгалтерском учете. Учетная же политика - не часть законодательства, а внутренний руководящий документ, используемый для организации и ведения бухгалтерского учета, а не для упорядочивания этого непростого процесса.
Когда могут понадобиться свои "ПБУ"?
Очевидно, что ответ на этот вопрос зависит от того, чем занимается организация и с какими фактами хозяйственной жизни имеет дело. Наиболее полный список активов, обязательств, доходов, расходов и иных объектов учета хозяйствующего субъекта приведен в Плане счетов бухгалтерского учета. В нем выделены следующие основные разделы (подразделы):
- внеоборотные активы (ОС, НМА, доходные вложения в материальные ценности, оборудование к установке, вложения во внеоборотные активы, отложенные налоговые активы);
- производственные запасы (материалы, животные на откорме, НДС, резервы под снижение стоимости материальных ценностей, ТЗР);
- затраты на производство (основные, вспомогательные, общепроизводственные, общехозяйственные, полуфабрикаты, брак, обслуживающие производства и хозяйства);
- готовая продукция и товары (выпуск продукции, готовая продукция, торговая наценка, расходы на продажу, выполненные этапы по незавершенным работам);
- денежные средства (касса, счета в банках, переводы, финансовые вложения);
- расчеты (с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, по кредитам и займам, по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами, с учредителями, с разными дебиторами и кредиторами, отложенные налоговые обязательства);
- капитал (уставный, резервный, добавочный, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), целевое финансирование);
- финансовые результаты (продажи, прочие доходы и расходы, недостачи и потери, расходы, доходы будущих периодов, прибыли и убытки);
- забалансовые счета (арендованные ОС, износ ОС, ТМЦ на хранении, материалы в переработке, БСО, оборудование для монтажа, обеспечение платежей).
Действующие ПБУ и отраслевые стандарты, а также рекомендации в области бухгалтерского учета охватывают не все перечисленные разделы и подразделы. При этом План счетов и Инструкция по его применению являются не более чем рекомендательными документами, на основании которых организация разрабатывает собственный, рабочий план счетов бухгалтерского учета. А как отражать хозяйственные операции? На основании не имеющих характера нормативного документа Плана счетов и Инструкции по его применению? Или же прописывать в учетной политике все бухгалтерские проводки, с которыми имеет дело бухгалтер?
Раньше подобных вопросов не возникало - вероятно, потому, что нормативная база регулирования бухгалтерского учета была не настолько урегулированной и проработанной. Да и сейчас о полной ясности говорить рано. Тем не менее у хозяйствующего субъекта есть способ структурировать свой бухучет "от и до" - в этом как раз помогут стандарты экономического субъекта.
Начнем с того, что действующими ПБУ не урегулирован учет расчетов хозяйствующих субъектов. В такой ситуации бухгалтеры обращаются к справочникам корреспонденций счетов бухгалтерского учета. Почему бы нет? На основе подобного справочника (созданного авторитетными авторами, которым бухгалтер доверяет) можно сформировать стандарт экономического субъекта по тем или иным расчетам (с дебиторами и кредиторами, по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами, с учредителями и т.д.). Отдельно можно разработать свое "ПБУ" по учету расчетов с обособленными подразделениями, выведенными на отдельный баланс. Очевидно, что тем подразделениям, у которых его нет, хватит и раздела положения о документообороте, регламентирующего передачу документов из обособленного подразделения в центральную бухгалтерию для ведения учета.
Следующая категория стандартов экономического субъекта - посвященные учету денежных средств (в кассе, на банковских счетах), переводам, расчетам в валюте. Также не помешает обосновать в отдельном внутреннем стандарте проводки по уставному, резервному и добавочному капиталу, в отдельных случаях исключая бухгалтерские записи, регламентированные "минфиновскими" ПБУ.
А как же такие распространенные операции, как аренда или лизинг ТС? В настоящий момент действуют Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга <2>. Но они введены в действие более 15 лет назад до начала реформирования бухгалтерского учета и на основе утратившего силу Плана счетов. Конечно, это не позволяет считать документ утратившим силу, тем не менее ему уже подготовлена замена. Как догадался читатель, речь идет о проекте нового ПБУ "Учет аренды" <3>. Международные методологи, да и наши тоже, только приветствуют более раннее применение новых нормативных актов и поправок к действующим стандартам. Почему бы эту позицию не взять на вооружение по отношению к проекту и не применять его уже сейчас, прописав базовые нормы в отдельном стандарте экономического субъекта? К сожалению, есть ряд сложностей. Во-первых, на сайте Минфина проект ПБУ выложен пока не в окончательной редакции. Во-вторых, в нем непросто разобраться - есть принципиальные отличия от традиционной методологии учета аренды. В-третьих, встает вопрос с началом применения собственного "ПБУ" организации, переписанного с "минфиновского" проекта. Ведь, по сути, это новый способ ведения бухгалтерского учета, на который должна быть ссылка в учетной политике. А значит, применять новшества нужно с начала года (при этом последствия изменения учетной политики отражаются в отчетности ретроспективно) (п. 15 ПБУ 1/2008). Аналогичную тактику можно применить к проекту ПБУ "Учет вознаграждений работникам", который выложен на сайте финансового ведомства уже более двух лет назад.
<2> Утверждены Приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15.
<3> Проект данного федерального стандарта уже был прокомментирован на страницах журнала, см. статью Л.Г. Лукиновой "Аренда транспортных средств: новый взгляд", 2012, N 5.
Что касается других проектов, связанных с обновлением учета основных средств, запасов, доходов организации, спешить не стоит. Ведь есть действующие аналоги данных проектов, которые как документы области регулирования бухгалтерского учета обязательны к применению. Заложенные в них способы ведения учета взаимосвязаны и применяются не один год, чтобы их сменить, понадобятся комплексные поправки, меняющие методологию учета различных объектов (активов, обязательств, доходов, расходов и т.д.) одновременно. И не исключено, что чиновники введут в действие сразу несколько обновленных стандартов.
Остается добавить, что стандарты экономического субъекта, пусть разработанные исходя из справочников корреспонденции счетов, являются правовыми документами, на основе которых ведется учет, и поэтому не должны противоречить учетной политике организации. Вернее, они должны ее дополнять, чтобы в учете и в отчетности не было пробелов, "ликвидированных" справками бухгалтера. Справка - документ, подтверждающий операцию, но никак не обосновывающий способ ее отражения в бухгалтерском учете. (Это личное мнение автора статьи, читатели вправе не согласиться.)
Пример стандарта экономического субъекта
Допустим, бухгалтер транспортной компании решил обосновать своим "ПБУ" бухгалтерский учет вознаграждений работникам и учет расчетов по оплате труда. В качестве базиса для стандарта экономического субъекта на данную тематику возьмем проект ПБУ "Учет вознаграждений работникам", рекомендации экспертов БМЦ по отражению в учете отпусков и вознаграждений по итогам работы за год, а также какой-нибудь распространенный справочник корреспонденций счетов бухгалтерского учета.
Стандарт экономического субъекта может выглядеть следующим образом.
- Документ устанавливает порядок отражения вознаграждений работникам в бухгалтерском учете и отчетности организации, а также расчетов по оплате труда.
- Виды вознаграждений и то, что к ним не относится, выделены в таблице.
Вознаграждения работникам | Не относятся к вознаграждениям | ||
1. Заработная плата (оплата труда работника): - компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера); - стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), а также иные компенсации, непосредственно связанные с выполнением работником трудовых функций (оплачиваемые отпуска - ежегодный, дополнительный, учебный и т.п.; пособия по временной нетрудоспособности) | - стоимость ресурсов организации (сырья, материалов, основных средств, активов, топлива, энергии), использованных при выполнении трудовых функций; - затраты организации, связанные с обеспечением нормальных и безопасных условий труда работников; - возмещение расходов работников, понесенных в связи с исполнением служебных поручений (оплата служебных командировок, расчеты по подотчетным суммам и т.п.), а также расходов, понесенных при использовании личного имущества; - выплаты работникам по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, а также непосредственно связанные с такими выплатами страховые взносы; - средства, затрачиваемые на содержание профсоюзных организаций; - выплаты работникам в виде дивидендов акционерных обществ и распределения прибыли, остающейся после налогообложения (чистой прибыли) | ||
2. Выплаты в пользу работников и членов их семей: - расходы на лечение, медицинское обслуживание, добровольное медстрахование, добровольное пенсионное обеспечение и доплаты к пенсиям; - обучение, питание, компенсация (оплата) расходов работника на коммунальные услуги; - компенсация расходов по процентам по кредитам и займам; - средства, отчисляемые профсоюзам на культурно-массовую и физкультурно- оздоровительную работу добровольные отчисления на социальные нужды) | |||
- Обязательства перед работниками с определенной величиной и сроком исполнения признаются, если у компании существует обязанность по выплате вознаграждений работникам, исполнения которой организация не может избежать <4>, и сумма затрат может быть надежно и обоснованно определена бухгалтером. В учете обязательства по таким вознаграждениям отражаются проводками Дебет 20, 23, 26 Кредит 70, 69. Выплата вознаграждения работникам отражается записью Дебет 70 Кредит 50, 51, перечисление взносов, начисленных с зарплаты, и иных выплат - Дебет 69 Кредит 51.
- Обязательства организации по оплачиваемым перерывам в работе (отпускам, периодам временной нетрудоспособности и т.д.) либо распределяются на весь период перерыва (если оплачиваемый перерыв в работе может быть перенесен на будущие отчетные периоды), либо отражаются в том периоде, когда возникла обязанность по оплате дней отсутствия на работе (если перерыв не может быть перенесен на будущее). При распределении может быть задействован счет учета расходов будущих периодов.
- Обязательства по вознаграждениям работникам с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения признаются, если у компании существует обязанность по выплате вознаграждений работникам, исполнения которой нельзя избежать, уменьшение экономических выгод для исполнения оценочного обязательства по вознаграждениям работникам вероятно и величина такого обязательства может быть обоснованно оценена. Так, оценочными являются обязательства по оплате отпусков сотрудников и по выплате бонусного вознаграждения по итогам работы предприятия за год.
- Обязательство по оплате отпусков оценивается по каждому работнику на каждую отчетную дату исходя из фактического количества дней отпуска и среднего заработка, с учетом страховых взносов. В учете оценочное обязательство по оплате отпусков отражается по дебету счета учета затрат, на котором учитываются расходы по оплате труда и страховые взносы, в корреспонденции со счетом учета резервов предстоящих расходов (Дебет 20, 23, 26 Кредит 96). В течение отчетного года при фактических расчетах по признанным оценочным обязательствам (использование отпусков, выплаты компенсации за отпуск) отражается соответствующая кредиторская задолженность в корреспонденции со счетом учета резерва предстоящих расходов (Дебет 96 Кредит 70, 69). В случае недостаточности суммы признанного оценочного обязательства затраты по погашению текущего обязательства по оплате отпусков отражаются в общем порядке (Дебет 20, 23, 26 Кредит 70, 69). При избыточности оценочного обязательства непогашенный остаток включается в расчет оценочного обязательства следующего отчетного периода (Дебет 20, 23, 26 Кредит 96) (без списания ранее признанных избыточных сумм на прочие доходы организации).
- При определении величины оценочного обязательства по вознаграждениям по итогам работы за год принимается во внимание то, что на величину годового бонуса могут влиять достижение определенных экономических показателей (прибыли, рентабельности) и количество работников, которым, как ожидается, будут выплачены премиальные. В течение года оценочное обязательство по годовому бонусу определяется с учетом процента вероятности достижения показателей, от которых зависит выплата вознаграждения. В первом отчетном периоде процент небольшой, поэтому оценочное обязательство не отражается, но по истечении полугода есть основание отразить обязательство по выплате годового бонуса с учетом вероятности 50% достижения необходимых показателей (прибыли, рентабельности). В учете делается запись Дебет 20, 23, 26 Кредит 96, и по итогам последующих периодов таким способом увеличивается оценочное обязательство. Фактическое начисление бонуса по итогам года отражается так - Дебет 96 Кредит 70, 69.
При недостаточности оценочного обязательства остаток вознаграждения по итогам работы за год отражается проводкой Дебет 20, 23, 26 Кредит 70, 69, а при избыточности оценочного обязательства остаток списывается в прочие доходы (Дебет 96 Кредит 91).
Итак, мы привели один из вариантов стандарта экономического субъекта, посвященного учету вознаграждений работникам и расчетов по оплате труда. Читатель вправе разработать иной вариант, главное, чтобы он был удобен, практичен и не противоречил общей методологии бухгалтерского учета.
* * *
Как видим, стандарты экономического субъекта - это непростой инструмент регулирования и ведения бухгалтерского учета в организации. Тем не менее им не стоит пренебрегать, так как собственные "ПБУ" позволят уже сегодня обосновать многие бухгалтерские записи и решения, которые раньше принимались на веру просто потому, что так принято, что другого варианта практика ведения бухучета не предусматривает. Стандарты экономического субъекта помогут законно обосновать многие обычные и не совсем обычные проводки, а также заполнить иные пробелы в нормативной базе бухгалтерского учета организации. И тогда бухгалтеру не придется во время проверок вспоминать, почему он сделал так, а не иначе, какой подход применяется системно, а какое решение было принято разово в связи с особыми обстоятельствами.
М.В.Семенов
Эксперт журнала
"Транспортные услуги:
бухгалтерский учет
и налогообложение"
Стала известна примерная структура каждого федерального стандарта бухгалтерского учета, которые Министерство финансов России планирует разработать и ввести в действие в ближайшие годы. Об этом – в нашем обзоре.
Будущее за ФСБУ
При Минфине России функционирует особая структура – Совет по стандартам бухгалтерского учета. Протоколом № 3 (раздел II) от 01 июля 2016 года он одобрил примерное содержание ФСБУ.
На наш взгляд, бухгалтерам необходимо понимать, о чём идёт речь. Поскольку, судя по всему, общероссийские и отраслевые стандарты ведения учёта станут основными нормативными требованиями в этой сфере. Они приходят на смену различным ПБУ.
В 2017 году и 2018 годах ситуация с федеральными стандартами бухучета поменяется мало. Они останутся в статусе проектов. Введение их в действие запланировано Минфином на 2019 – 2021 годы.
Минфин предлагает следующие структуру и содержание федеральных стандартов бухучета:
Разделы и подразделы | Основное содержание ФСБУ |
Раздел 1: Общие положения | Предмет правового регулирования федерального стандарта бухучета. В том числе разъяснение целей и мотивов его принятия. |
Сфера применения стандарта: · отношения; Определение и признаки объектов бухучета, на которые распространяет своё действие ФСБУ Другие особые термины и определения, которые упоминает стандарт |
|
Раздел 2: Содержательная часть | Порядок классификации объектов бухучета |
2.1. Классификация объектов бухгалтерского учета 2.2. Условия принятия объектов к бухгалтерскому учету 2.3. Оценка объектов бухгалтерского учета (первоначальная, последующая) 2.4. Условия списания объектов в бухгалтерском учете | Условия принятия объектов к учету Допустимые варианты денежного измерения объектов бухгалтерского учета. В том числе при принятии их к учету в последующем. Условия списания объектов в бухучете Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для экономических субъектов, которые вправе их применять на основании Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ |
Раздел 3: Раскрытие информации | Состав и содержание сведений об объектах бухгалтерского учета, которые раскрывают в бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Раздел 4: Вступление в силу и переходные положения Приложения к ФСБУ (таковых может и не быть) | Дата вступления ФСБУ в силу Возможность и порядок досрочного применения ФСБУ Переходные положения (порядок формирования сопоставимой информации, в т. ч. при переходе от учета в соответствии с ПБУ к учету на основе ФСБУ) Перечень нормативных правовых актов, в которые должны быть внесены изменения по причине начала действия ФСБУ (с перечислением соответствующих изменений) Перечень нормативных правовых актов, которые перестают действовать по причине начала действия ФСБУ Таблицы, формулы, примеры, другое |
02. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ
Структура учетных регуляторов
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет структуру законодательства РФ о бухгалтерском учете.
Статья 4 Закона устанавливает, что «законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов».
При этом, статья 21 определяет структуру и соподчиненность именно документов, регулирующих учетную практику и не относящихся при этом к федеральным законам, указам Президента или Постановлениям Правительства, включая в их число и нормативные акты самих организаций.
Итак, статья 21 нового Федерального закона 06.12.2011 № 402-ФЗ, выделяет четыре уровня документов «в области регулирования бухгалтерского учета:
1) федеральные стандарты;
4) стандарты экономического субъекта».
Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету
Пункты 3 и 4 статьи 21 Закона 2011 года очерчивают сферу регулирования федеральных стандартов по бухгалтерскому учету.
Функцию федеральных стандартов в области финансового учета выполняют:
План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;
приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Положения по бухгалтерскому учету. В настоящее время приказами Минфина принято 24 таких ПБУ. Важнейшими из них являются:
ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»
ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов»
ПБУ 6/01 «Учёт основных средств»
ПБУ 9/99 «Доходы организации»
ПБУ 10/99 «Расходы организации»
ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов»
ПБУ 15/2008 «Учёт расходов по займам и кредитам»
ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций»
ПБУ 22/10 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»
К федеральным стандартам относятся и Методические указания Минфина, например, по учету основных средств, материальных запасов, специнструмента и спецодежды.
Отраслевые стандарты бухгалтерского учета
Закон 2011 года определяет, что «отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности» (п. 5 ст. 21).
В настоящее время нормативные правовые акты в области бухгалтерского учета продолжают разрабатываться и приниматься отраслевыми министерствами, определенным образом влияя на учетную практику.
Пункта 6 статьи 21 Закона указывает, что «план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативным правовым актом Центрального банка Российской Федерации».
Согласно пункту 7 статьи 21 Закона 2011 года, «рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета».
Пунктом 8 указанной статьи устанавливается, что «рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе».
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ устанавливает, что они «могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета».
Стандарты экономического субъекта
Федеральный закон, в частности, устанавливает правило, согласно которому «формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета» (п. 4 ст. 9).
Стандарты экономического субъекта носят локальный характер и обязательны для применения работниками в силу действия норм гражданского и трудового законодательства.
Согласно пункту 11 статьи 21 Закона, «стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета». Пунктом 12 указанной статьи устанавливается, что «необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно». Эта норма подчеркивает отличие стандартов экономического субъекта в области бухгалтерского учета от его учетной политики, формирование которой является обязательной для организации процедурой.
Согласно пункту 13 статьи 21 Закона, стандарты экономического субъекта должны применяться «равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения».
Соподчиненность документов в области регулирования бухгалтерского учета
Согласно пункту 15 статьи 21 Закона, «федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам».
Таким образом, можно представить структуру нормативных правовых актов, определяющих практику бухгалтерского учета в современной России следующим образом:
1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс РФ.
3. Федеральные законы РФ.
4. Указы Президента РФ.
5. Постановления Правительства РФ.
6. Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету.
7. Отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету.
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Ограничение пользования придомовой территорией многоквартирного дома
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации
- Граница между европой и азией Америка относится к европе