Субсидирование по договору финансовой аренды. Плюсы и минусы


Организацией по договору лизинга приобретен кран, учет ведется на балансе лизингополучателя. В рамках программы на возмещение потерь лизинговых компаний лизингодателю была предоставлена субсидия 500 тыс. руб., а лизингополучателю, соответственно, предоставлена скидка на авансовый платеж в этой сумме. Согласно договору лизингополучатель обязан перечислить сумму скидки лизингодателю в случае неполучения последним субсидии из ФБ. Лизингодатель выставил с/ф на сумму субсидии. Как отразить эту субсидию лизингополучателю? Можно ли принять этот с/ф к вычету?

Если субсидию получает лизингодатель и согласно договору на эту сумму предоставляет скидку лизингополучателю, то в бухгалтерском учете последнего эта скидка не отражается. Объясняется это тем, что в бухучете лизингополучателя предмет лизинга отражается по первоначальной стоимости, равной затратам лизингодателя на его приобретение. То есть первоначальная стоимость лизингового имущества не равна цене лизингового договора.

Таким образом, в бухгалтерском учете первый лизинговый платеж отразите в сумме фактически перечисленных денежных средств. Если предмет лизинга принят к учету как объект основных средств, в учете сделайте проводки:

Дебет 60 (76) субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51
– перечислен авансом лизинговый платеж;

– начислен лизинговый платеж за текущий месяц (с учетом скидки);

– учтен входной НДС с суммы лизингового платежа за текущий месяц;

– предъявлен к вычету входной НДС по лизинговым услугам;

Дебет 60 (76) субсчет «Расчеты за пользование предметом лизинга» Кредит 60 (76) субсчет «Расчеты по авансам выданным» – зачтен перечисленный аванс (его часть) в счет погашения задолженности перед лизингодателем.

Лизингодатель включает сумму полученной субсидии в налоговую базу по НДС. Однако в адрес Вашей организации он этот налог (с полученной субсидии) не перевыставляет. Поэтому НДС, предъявленный лизингодателем, к вычету не принимайте.

Обоснование

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как лизингополучателю отразить в бухучете и при налогообложении получение лизингового имущества

Имущество на балансе лизингополучателя

Лизинговое имущество, которое согласно договору учитывается на вашем балансе, примите к учету как объект основных средств. Для этого к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» откройте субсчет «Имущество, полученное в лизинг». На нем отразите первоначальную стоимость лизингового имущества, а именно затраты лизингодателя на следующее:

  • приобретение имущества;
  • передачу имущества в лизинг (транспортировка, установка и т. п.).

Эти сведения обычно указывают в договоре и акте приема-передачи.

Обратите внимание, первоначальная стоимость лизингового имущества не равна цене лизингового договора. Ведь в лизинговых платежах, помимо возмещения стоимости имущества, предусмотрен и доход лизингодателя от услуги по предоставлению объекта во временное пользование. Таким образом, на счете 08 отразите только фактические обязательства перед лизингодателем по стоимости имущества.

Если объект будет утерян (сломан, украден), вы должны будете возместить только стоимость имущества без учета платежей за его использование. Кроме того, бывает, что стоимость имущества превышает цену договора, например, когда дорогостоящее имущество берут в лизинг без выкупа на небольшой срок.

При получении лизингового имущества на баланс сделайте такие проводки:


– отражена стоимость имущества, полученного по договору лизинга (без НДС, т. к. передача лизингового имущества на баланс лизингополучателю не облагается этим налогом).

После этого примите лизинговое имущество к учету на счет 01 «Основные средства». Для этого к счету 01 откройте отдельный субсчет «Основные средства, полученные в лизинг». В бухучете сделайте проводку:


– отражено в составе основных средств имущество, полученное в лизинг.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета , ).

Пример отражения в бухучете лизингополучателя получения имущества в лизинг. Имущество учитывается на балансе лизингополучателя

ООО «Производственная фирма "Мастер"» в январе получило в лизинг оборудование. Стоимость имущества – 967 000 руб. (в т. ч. НДС – 147 508 руб.). Согласно договору балансодержателем является лизингополучатель.

В январе бухгалтер «Мастера» сделал следующие записи:

Дебет 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» Кредит 76 субсчет «Стоимость предмета лизинга»
– 819 492 руб. (967 000 руб. – 147 508 руб.) – отражена стоимость полученного в лизинг оборудования;

Дебет 01 субсчет «Основные средства, полученные в лизинг» Кредит 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг»

Амортизацию по лизинговому имуществу должна начислять та сторона, на балансе которой учитывается предмет лизинга. Поэтому если лизинговое имущество на вашем балансе, то именно ваша организация начисляет амортизацию . Начните это делать с месяца, следующего за тем, в котором имущество приняли к учету в качестве объекта основных средств (на счет 01).

Пример отражения в бухучете лизингополучателя расчетов по лизинговым платежам. Лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя

ООО «Производственная фирма "Мастер"» в январе 2009 года получило по договору лизинга без права выкупа производственное оборудование сроком на 5 лет (60 мес.). По условиям договора оборудование числится на балансе лизингополучателя. Стоимость имущества – 967 000 руб. (в т. ч. НДС – 147 508 руб.). Общая сумма лизинговых платежей по договору – 1 300 000 руб. (в т. ч. НДС – 198 305 руб.). Сумма ежемесячно уплачиваемого лизингового платежа согласно графику – 21 667 руб. (в т. ч. НДС – 3305 руб.). Первый платеж осуществляется в январе 2009 года.

Бухгалтер «Мастера» срок полезного использования определил, исходя из срока договора – 5 лет (60 месяцев). В бухучете организация начисляет амортизацию линейным способом.

В январе в учете организации сделаны следующие записи.

Дебет 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» Кредит 76 субсчет «Стоимость предмета лизинга»
– 819 492 руб. (967 000 руб. – 147 508 руб.) – отражена стоимость полученного на баланс имущества;

Дебет 01 субсчет «Основные средства, полученные в лизинг» Кредит 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг»
– 819 492 руб. – введено в эксплуатацию оборудование, полученное в лизинг.

Ежемесячно начиная с января 2009 года и до окончания выплат согласно графику платежей:

Дебет 20 Кредит 60 субсчет «Расчеты за пользование предметом лизинга»
– 18 362 руб. (21 667 руб. – 3305 руб.) – начислен лизинговый платеж за текущий месяц;

Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты за пользование предметом лизинга»
– 3305 руб. – учтен входной НДС с суммы лизингового платежа за текущий месяц;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 3305 руб. – предъявлен к вычету входной НДС по лизинговым услугам;

Дебет 60 субсчет «Расчеты за пользование предметом лизинга» Кредит 51
– 21 667 руб. – оплачен лизинговый платеж за текущий месяц.

Ежемесячно начиная с февраля до возврата имущества:

Дебет 76 субсчет «Стоимость предмета лизинга» Кредит 02 субсчет «Амортизация по имуществу, полученному в лизинг»
– 13 658 руб. (819 492 руб. : 60 мес.) – начислена амортизация в уменьшение размера обязательств по стоимости имущества, полученного во временное пользование.

Сергея Разгулина , действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как покупателю отразить в бухучете и при налогообложении скидки, подарки, премии и бонусы, предоставленные поставщиком при приобретении товаров (работ, услуг)

ОСНО: НДС

Исходя из условий договора при поставке непродовольственных товаров, поощрение (скидка, бонус, премия, подарок) по соглашению сторон может:

  • не изменять цену товара;
  • изменять цену товара.

Если поощрение не изменяет цену товаров, то налоговую базу по НДС покупателю корректировать не нужно (п. 2.1 ст. 154 НК РФ).

Если поощрение по условиям договора изменяет цену товара, то необходимо скорректировать налоговую базу по НДС. Поэтому НДС, приходящийся на сумму разницы, возникшей из-за уменьшения стоимости товара на величину поощрения, покупатель должен восстановить. Сделать это нужно в том налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из дат:

Если снижение цены на товар не затрагивает налоговые обязательства покупателя в прошедших налоговых периодах, корректировка (уменьшение) налоговой базы происходит в текущем налоговом периоде. Это следует из положений статьи 171, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

При изменении цен по товарам, указанным в нескольких первичных счетах-фактурах, продавцом может быть составлен один корректировочный счет-фактура в адрес одного покупателя (абз. 2 подп. 13 п. 5.2 ст. 169 НК РФ).

Подробнее об этом см.:

  • Как составить корректировочный счет-фактуру, зарегистрировать его в книге продаж и книге покупок ;
  • Порядок действий продавца и покупателя при выставлении корректировочного счета-фактуры при изменении цены товара ;

При этом даже если поощрение получено в следующих после отгрузки налоговых периодах, подавать уточненную декларацию по НДС покупателю не придется.

В аналогичном порядке учитывайте при расчете НДС получение поощрения на работы (услуги).

4. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.07.2015 № 03-07-11/44511

Вопрос
Ассоциация просит предоставить разъяснения по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость субсидий, предоставляемых из Федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенным в 2015 году, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
В рамках данной программы лизинговые организации смогут предоставлять лизингополучателю скидку путем заключения с ним договора лизинга, общая сумма лизинговых платежей по которому будет уменьшена (за счет уменьшения авансового платежа) по сравнению с общей суммой лизинговых платежей, как если бы такой договор заключался в обычных условиях без предоставления скидки, на сумму не более 10% от цены приобретения колесного транспортного средства, которая потом будет возмещаться организации путем перечисления на ее расчетный счет субсидии из федерального бюджета в указанном размере, при условии соблюдения требований, установленных Правилами предоставления субсидий (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
При определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (пункт 2 статьи 153 Кодекса).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со , увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктами 1 , 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии, в том числе юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
На основании пункта 8 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав.
Таким образом, суммы субсидий, получаемые в соответствии с указанными Правилами, являются самостоятельным внереализационным доходом вне рамок договора лизинга, и не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку в данном случае обязательства по оплате реализованных товаров (работ услуг) возникают у стороны договора лизинга - лизингополучателя, но никак не у распорядителя бюджетных средств. В связи с этим, по нашему мнению, суммы субсидий, получаемые в соответствии с указанными Правилами, не должны увеличивать налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ .
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемые бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость не учитываются.
Считаем, что скидку по уплате авансового платежа, предоставляемую лизинговыми компаниями лизингополучателям в рамках указанной программы, можно расценивать именно как льготу, предоставляемую отдельным потребителям в соответствии с законодательством, а именно юридическим лицам, физическим лицам или индивидуальным предпринимателям, приобретающим в лизинг колесные транспортные средства.
Таким образом, по нашему мнению, суммы субсидий, получаемые лизинговыми компаниями в соответствии с указанными Правилами, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Данная позиция подтверждается также судебной практикой по аналогичным делам (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.10.2014 № Ф09-7129/14 по делу № А76-18234/2013, Постановление ФАС Центрального округа от 25.06.2014 по делу № А36-4182/2013)
Просим выразить ваше мнение относительно правомерности вышеуказанных выводов.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении субсидий, получаемых из федерального бюджета российскими лизинговыми организациями при предоставлении лизингополучателям скидки, и сообщает следующее.
Как следует из письма, лизинговые организации предоставляют лизингополучателям скидку путем заключения с ними договоров лизинга колесных транспортных средств, общая сумма лизинговых платежей по которым уменьшается по сравнению с общей суммой лизинговых платежей, как если бы такие договора заключались в обычных условиях без предоставления скидки, на сумму, которая впоследствии подлежит возмещению лизинговым организациям из федерального бюджета.
Таким образом, оплата услуг по лизингу колесных транспортных средств поступает лизинговым организациям из двух источников - от лизингополучателей и федерального бюджета.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Учитывая изложенное, денежные средства, получаемые из федерального бюджета в качестве возмещения суммы скидки, предоставленной лизингополучателям на основании вышеуказанных договоров лизинга колесных транспортных средств, подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Все чаще при покупке техники и оборудования клиенты вынуждены искать дополнительные источники финансирования. Одним из популярнейших способов привлечения средств является лизинг. Этот вариант позволяет получить различные преференции, одним из которых является субсидирование.

Что это такое

Стремясь поддержать российские компании и частных лиц, Минпромторг постоянно развивает различные программы субсидирования. На текущий момент рассчитывать на субсидирование лизинга могут представители малого и среднего бизнеса.

Частным и юридическим лицам доступна также программа субсидирования лизинга на приобретение автомобильного транспорта. Она доступна до конца 2018 года и распространяется только на новые машины.

По программам субсидирования государство возмещает часть затрат лизингополучателя при соблюдении определенных условий. Это делается с целью поддержки российского бизнеса.

Замечание. Для отдельных видов бизнеса доступны специальные условия по субсидированию лизинга. Это предложение касается, например, сельхозпроизводителей, ЖКХ, спортивных организаций и других сфер деятельности.

Благодаря государственному субсидированию лизинга у клиентов есть возможность приобретать более дорогое имущество.

В некоторых регионах, например, Москве работают собственные программы субсидирования лизинга. Обычно они отличаются только увеличенным размером компенсации по сравнению с условиями для всей страны.

Условия договора государственной программы

Обязательным условием получения государственных субсидий является заключение договора с российской лизинговой компании. При приобретении оборудования и техники с привлечением иностранных организаций получить субсидии нельзя.

Лизинговая сделка должна обязательно проводиться в российских рублях. При этом минимальный срок договора должен составлять 12 месяцев. Если предусматривается возможность досрочного выкупа, то она должна быть допустима минимум через 1 год.

Первоначальный взнос составляет по программам с субсидированием минимум 10% и не более 50%. Максимальный размер субсидий на одного лизингополучателя составляет 15 млн. рублей.

При покупке транспортного средства максимум за счет субсидий можно сэкономить 500 тысяч рублей на одно транспортное средство.

Основные условия лизингового договора при этом существенно не меняются, приведем их для наглядности в следующей таблице.

Видео: Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

Как оформить субсидированый лизинг?

Процедура оформления субсидирования достаточно проста. Клиенту, который решил подать заявку на субсидирование необходимо будет составить специальную заявку и передать ее вместе с пакетом документов в лизинговую компанию.

Заявка обычно включает в себя следующие пункты:

  • наименование организации или ФИО частного лица;
  • контактные телефоны и адреса;
  • информацию об имуществе, которое планируется приобрести в лизинг;
  • желаемый срок договора;
  • данные о доходах и расходах.

При необходимости от клиента могут запросить любую другую информацию, которая покажется компании существенной для заключения сделки.

После подачи заявки компания проверит клиента, отправит необходимые запросы в государственные органы и проведет финансовый анализ. Если все условия соблюдены, то сделка будет одобрена в течение 3-7 рабочих дней.

Когда принято положительное решение, то стороны должны заключить лизинговое соглашение и договор купли-продажи. После этого клиенту остается только внести аванс и получить имущество от поставщика.

Предложения для физических и юридических лиц

Лизинговые компании активно развивают бизнес на территории России, постоянно совершенствуя условия и технологии оформления. Государственная программа делает услугу еще более выгодной для лизингополучателя.

Предложений, предусматривающих субсидирование лизинга на рынке достаточно много. Каждое из них предусматривает определенные особенности.

При сравнении различных предложений необходимо учитывать следующие параметры:

  • имущество, на которое распространяется программа;
  • размер удорожания;
  • максимальная сумма субсидирования;
  • размер аванса;
  • возможные сроки договора.

Приведем таблицу с самыми популярными предложениями по лизингу с государственным субсидированием.

Критерии клиента (лизингополучателя)

Лизинговые компании обычно отличаются от банков более мягкими требования. Для каждой категории клиентов в различных компаниях набор требований может несколько отличаться, но в целом они очень похожи.

Физические лица могут приобрести имущество в лизинг с государственной поддержкой, если соответствуют следующим требованиям:

Для юридических лиц главным требованием будет ведение бизнеса более 6-12 месяцев и наличие прибыли, достаточной для выплаты лизинговых платежей.

Лизинговые компании лояльней к клиентам, чем банки. Но это не означает, что с помощью них приобрести имущество могут абсолютно все. Обязательно компания сделает запрос в бюро кредитных историй и проверить информацию о клиенте по собственным базам данных.

В любом случае решение компании всегда можно обсудить с кредитным комитетом. Но менять позицию организации могут, только если разговор идет о достаточно крупной сделке.

Список документов

Для оформления сделки необходимо обязательно представить в лизинговую компанию полный пакет документов. Он будет несколько различаться для различных категорий клиентов.

Приведем таблицу с основными пакетами документов для удобства их сравнения.

Требования к приобретаемому имуществу

Лизинговые компании позволяют приобрести практически любое имущество. Но программы государственной поддержки распространяются главным образом на транспортные средства, спецтехнику, предпочтение при этом отдается российским производителям.

Важно! По программам, предусматривающим государственное субсидирование нельзя приобретать подержанное имущество.

Приведем таблицу с основными требованиями к приобретаемому имуществу в рамках программ с государственной поддержкой.

Сроки

В России лизинг рассматривается главным образом, как источник долгосрочного финансирования. Обычно договор лизинга можно заключить минимум на один год.

Максимальный срок соглашения зависит от типа приобретаемого имущества:

  • автомобили – до 5 лет;
  • оборудование – до 7-10 лет;
  • недвижимость – до 10-20 лет;
  • сельхозтехника – до 10 лет.

Погашение

Лизинговые компании обычно индивидуально подходят к заключению каждой сделки.

Клиенту предлагается на выбор несколько вариантов графика выплат:

  • сезонный;
  • убывающий;
  • равномерный;
  • индивидуальный.

Согласовав удобный график платежей, клиент может спокойно оплачивать ежемесячные взносы даже в период снижения дохода. Это особенно удобно для представителей малого бизнеса, которым сложно аккумулировать значительные суммы резервов.

Плюсы и минусы

Многие организации и частные лица уже успели оценить преимущества лизинга с государственной поддержкой.

Рассмотрим основные плюсы этих продуктов:

  • быстрое принятие решения;
  • возможность снизить налоги (для организаций;
  • гибкий график платежей с учетом пожеланий клиента;
  • невысокие ставки;
  • лояльное отношение к клиентам.

Из минусов можно отметить минимальный срок финансирования в 12 месяцев и обязательный мораторий на досрочное погашение в течение первого года.

Лизинг с государственной поддержкой – реальная возможность приобрести новое оборудование и технику с минимальными первоначальными вложениями и без высоких процентов.

Правда прижаться смириться с мораторием на досрочный выкуп, но лизинг в РФ обычно рассматривается как долгосрочное финансирование и больших проблем с минимальным сроком не возникает.

Интерес российского малого и среднего бизнеса (МСБ) к такой форме государственной поддержки, как субсидирование лизинговых платежей, растет. Об этом свидетельствует как общая динамика объема госпомощи МСБ, поступающей по этому каналу, так и статистика компании «ВЭБ-лизинг». Между тем распределение субсидий по регионам крайне неравномерно, что может указывать на недостаточную осведомленность о них предпринимателей.

Для большинства российских предприятий вопрос обновления и поддержания эксплуатационной годности основных фондов неизменно актуален. Одним из основных инструментов решения данного вопроса для малого и среднего бизнеса является лизинг. Этот финансовый продукт, в отличие от банковского кредита, ориентирован именно на предпринимателей и имеет ряд значительных преимуществ: позволяет экономить на налогах, не требует залогового обеспечения, ускоряет амортизацию имущества, позволяет формировать индивидуальный график платежей, включает набор сервисных решений и так далее. В свою очередь государство, которое заинтересовано в повышении доли МСБ в экономике, рассматривает лизинг как одно из актуальных направлений поддержки предпринимателей, и, как показывает статистика, масштабы такой господдержки постепенно растут.

В частности, речь идет о поддержке лизингополучателей через субсидирование процентной ставки по лизинговым платежам и авансового платежа по договору лизинга. Операторами программ по субсидированию лизинга выступают органы исполнительной власти субъектов РФ в лице региональных министерств и департаментов экономического развития, государственных центров поддержки и развития предпринимательства. Как правило, размер субсидии составляет порядка двух третей ставки рефинансирования ЦБ РФ, а субсидирование авансовых платежей осуществляется в размере до 100% от суммы первого взноса. Условия и суммы субсидий могут значительно разниться в зависимости от региона.

Как показывает опыт ОАО «ВЭБ-лизинг», интерес малого и среднего бизнеса к субсидиям по лизинговым платежам повышается. Если в 2012 году их получили 213 предпринимателей из числа клиентов лизинговой компании, то в 2013 году количество получателей увеличилось до 397, то есть на 86%.

Общий объем субсидий, направленных клиентам «ВЭБ-лизинга» в 2012 году, составил 232 млн рублей, а по итогам 2013 года эта сумма превысила 446 млн, то есть увеличилась практически в два раза. Средний размер субсидии (без учета Москвы) вырос с 709 тыс. до 767 тыс. рублей, по Москве - с 2,68 млн до 3,06 млн. Минимальная сумма субсидии, полученная клиентом «ВЭБ-лизинга» из числа представителей МСБ в 2013 году, составила 20,5 тыс. рублей, максимальная - 9,9 млн.

Финансирование программ по субсидированию лизинговых платежей осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и из региональных бюджетов по усмотрению администрации субъекта РФ. По данным федерального портала малого и среднего предпринимательства, в 2013 году в федеральном бюджете на эти цели было предусмотрено порядка 3,57 млрд рублей (без учета Москвы), что примерно на 500 млн больше, чем годом ранее. Из региональных бюджетов на субсидирование лизинговых платежей было выделено около 1,26 млрд рублей - на 90 млн больше, чем в 2012 году.

При этом субсидии между регионами распределяются крайне неравномерно. Например, на Татарстан из федерального и регионального бюджетов выделено 210 млн рублей, на Краснодарский край - 347,5 млн, на Нижегородскую область - 115 млн, на Ставропольский край - 190 млн рублей, на Архангельскую область - 141 млн. В то же время для Республики Адыгея предусмотрено только 8 млн рублей, для Томской и Иркутской областей - по 5 млн, для Липецкой - 3,75 млн рублей.

Объем средств, выделяемых субъекту из федерального бюджета, во многом зависит от того, насколько активно поддерживают своих предпринимателей местные власти. Кроме того, как показывает практика, далеко не во всех регионах и не все предприниматели в принципе знают о возможности получения государственных субсидий по договорам лизинга. Еще меньше доля тех, кто знает, какова процедура получения субсидий.

Напомню, претендовать на субсидию по лизингу может предприниматель, зарегистрированный и состоящий на налоговом учете в том регионе, в котором он эту субсидию рассчитывает получить. Численность работников должна быть менее 250 человек, выручка - менее 1 млрд рублей без НДС за предшествующий календарный год, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, российских государственных структур, российского крупного бизнеса в уставном капитале не может превышать 25%.

Также предприятие не должно иметь просроченной задолженности по уплате налогов, сборов и по договору лизинга. Кроме того, на получение субсидии не могут претендовать предприятия, осуществляющие производство, реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых (за некоторым исключением). Как правило, регионы при распределении субсидий по лизингу отдают предпочтение компаниям, работающим в области транспортных перевозок, производства, сельского хозяйства, ЖКХ, здравоохранения, образования, спорта, в инновационной и высокотехнологичной сферах.

Менеджеры лизинговых компаний, с которыми предприниматель заключает договор, должны быть ознакомлены с механизмом оформления документов для получения субсидий и порядком их передачи в уполномоченный орган. Руководство ведущих лизинговых компаний обязывает своих менеджеров по лизингу бесплатно оказывать клиентам помощь в сборе необходимых документов и их подаче в местный орган государственной власти для получения субсидии по договору лизинга.

О компании

ОАО «ВЭБ-лизинг» - крупнейшая лизинговая компания России. С 2008 года входит в группу Внешэкономбанка. Одним из основных направлений деятельности компании является лизинг оборудования, грузового, легкового автотранспорта и спецтехники для российских малых и средних предприятий.

Не можем разобраться с договором лизинга. Лизингодатель по договору предоставляет скидку, поскольку получает субсидию. Нужно ли нам учитывать эту субсидию. Как начислять амортизацию и проводки. Помогите, пожалуйста.

Мнение эксперта

Поскольку договор предусматривает скидку, этот факт обусловливает некоторые особенности учета операций по нему.

  1. Отражаете субсидию. Основание: договор, счет-фактура от лизингодателя.

Дебет 91.2   Кредит 76 Арендные обязательства
- признан расход (сумма субсидии без НДС).

Дебет 19   Кредит 76 Арендные обязательства
- отражен НДС с субсидии

Дебет 68   Кредит 19
- НДС принят к вычету

Дебет 76 Арендные обязательства   Кредит 91.1
- начислен доход по субсидии

Дебет 91.2   Кредит 68.2
- начислен НДС с субсидии

  1. Лизинговые платежи в налоговом учете лизингополучателя согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ в общем случае относятся к прочим расходам (за вычетом суммы по лизинговому имуществу, чтобы не было задвоения одних и тех же расходов). Вместе с тем налогооблагаемую прибыль нельзя уменьшить на сумму, превышающую цену договора. Если сумма амортизации превысит лизинговый платеж, в налоговых расходах учитывайте только амортизацию.

Лизинговые платежи оформляйте проводками:

Дебет 76 «Арендные обязательства»   Кредит 76 «Задолженность по лизинговым платежам»;

Дебет 76 «Задолженность по лизинговым платежам»   Кредит 51.

Выбор редакции
Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...

Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...
Сегодня нам предстоит понять, как управлять деньгами. Ни для кого не секрет, что у каждого человека есть возможность получать больше....