Реформа ЖКХ: общая характеристика, актуальные направления, информационное сопровождение реформы. Реформа жкх в россии Реформа жкх город


Портал «Реформа ЖКХ» - цели создания и особенности работы. Пошаговая иллюстрированная инструкция для регистрации УК на официальном сайте «Реформа ЖКХ» и раскрытия необходимых сведений. Как получить на портале информацию о своем доме и управляющей компании – читайте в нашей статье.

из статьи вы узнаете:

В нашей стране уже несколько лет работает портал «Реформа ЖКХ». Он создан по инициативе правительства и предназначен для размещения информации управляющими компаниями. Для УК требование о внесении на сайт необходимых сведений обязательно. Однако многие организации продолжают игнорировать это предписание закона, поэтому часть информации остается нераскрытой.

Реформа ЖКХ в России

Задача сайта «Реформа ЖКХ» заключается в упрощении для обычного человека процедуры получения сведений о своем доме. Всю необходимую информацию сюда вносят управляющие организации, которые проходят необходимые регистрационные процедуры. Гражданам регистрация не требуется. Чтобы найти на сайте интересующую информацию, достаточно вписать в поисковую строку адрес дома. Если он введен правильно, то появляются сведения о нем и о деятельности УК.

«Реформа ЖКХ» - официальный сайт для раскрытия информации управляющими организациями, разработанный под контролем Фонда содействия реформированию ЖКХ. Он нужен не только для того, чтобы УК размещали сведения о себе и домах, а жильцы знакомились с ними. На сайте все интересующиеся могут также отслеживать ход происходящих в отрасли реформ.

Портал имеет несколько разделов. Во вкладке «Мой дом» можно найти основные сведения об МКД и деятельности обслуживающей его УК (проводящихся работах и оказывающихся услугах). Вкладка «Мой управляющий» позволяет узнать больше об управляющей организации. Здесь же приводится рейтинг УК, на который можно ориентироваться в процессе смены такой компании. Рейтинг составляется путем оценки эффективности работы организаций.

Вскоре после запуска официального сайта на нем появились дополнительные разделы. Сейчас на портале можно:

  • следить за процессом переселения из домов, исчерпавших свой ресурс и признанных непригодными для проживания;
  • изучать в отдельной вкладке все, что касается капитального ремонта – как в целом по стране (руководящие документы, статистика, новости), так и в конкретном доме (он выбирается через поисковую строку);
  • знакомиться с материалами о ведущейся в РФ модернизации коммунальной инфраструктуры;
  • изучать статистическую и аналитическую информацию, касающуюся управления многоквартирными домами в разных регионах. Для облегчения восприятия сведения предоставляются с использованием современных возможностей инфографики.

Регистрация на официальном сайте реформы ЖКХ

Размещать информацию на портале могут только авторизированные пользователи. Для этого управляющей организации необходимо зарегистрироваться, чтобы затем иметь возможность входить на сайт по уникальным логину и паролю. Регистрация новых пользователей происходит в два этапа.

Ввод логина, e-mail и пароля. Кроме этого, указываются полностью фамилия, имя и отчество человека, который осуществляет регистрацию. В завершении вводится стандартный код с картинки, позволяющий отсечь попытки массового автоматического получения аккаунтов недобросовестными пользователями.

На указанную электронную почту отправляется сообщение, с помощью которого активируется учетная запись.

Отправка заявки на регистрацию управляющей организации. Для этого нужно вписать название УК и ее ИНН. Администратор сайта проверяет поданную информацию и при соответствии сведений одобряет заявку.

Если заявка отклоняется, то в поле «Комментарий» указывается причина. Например, при проверке администратор может выяснить, что организации с указанным ИНН не существует. В таком случае открывается возможность для редактирования и повторной подачи заявки. Это позволяет оперативно исправить ошибочно введенный номер и другие сведения, чтобы успешно зарегистрироваться на портале «Реформа ЖКХ».

При одобрении заявки ее податель получает статус администратора управляющей компании. Ему предоставляется возможность по раскрытию сведений об организации, доме и ведущейся работе.

Раскрытие информации на официальном сайте реформы ЖКХ

Освоение «Рабочей области».

Переход в «Рабочую область» осуществляется через личный кабинет во вкладке «Организации». У администратора УК есть возможность самому указать сведения о его организации или назначить операторов. Во втором случае внесением информации будут заниматься именно эти дополнительные пользователи.

По любым моментам, касающимся действий в «Рабочей области» на сайте «Реформа ЖКХ» есть необходимые инструкции. С ними можно ознакомиться как в текстовом виде, так и в качестве видеороликов. Все это очень наглядно, поэтому у пользователей обычно не остается каких-либо вопросов.

Раскрытие информации об управляющей организации.

В «Рабочей области» выбирается вкладка «Мои организации», в котором указаны все УК, закрепленные за администратором. При открытии нужной организации можно перейти к заполнению ее анкеты. Внесенные сюда сведения и их изменения публикуются в течение семи рабочих дней с момента выполнения записей администратором.

Раскрытие информации по многоквартирным домам.

В «Рабочей области» имеется вкладка «Мои дома», в которой можно вносить сведения об имеющихся в управлении МКД. В список при необходимости добавляются новые дома, для которых указывается:

  • регион;
  • адрес;
  • управляющая компания;
  • площадь.

При нажатии кнопки «Открыть» напротив конкретного дома открывается его анкета, куда вносится необходимая информация. Изменения раскрытых сведений вступают в силу в те же сроки, что и в предыдущем пункте – в течение 7 дней с момента ввода соответствующей информации администратором.

Здесь же можно по нажатию кнопки «Прекратить управление» убрать дом из списка обслуживаемых объектов.

«Мой дом» на сайте реформы ЖКХ

Во вкладке «Мой дом» на сайте «Реформа ЖКХ» содержится полный набор сведений о каждом многоквартирном доме в России. Пользователю сайта достаточно набрать адрес, и он сможет выяснить:

  • текущее техническое состояние здания;
  • список работ, которые должна проводить на объекте управляющая организация;
  • дату проведения капитального ремонта и перечень выносимых на него мероприятий, и многое другое.

«Мой дом» включает подраздел «Паспорт», куда вносятся все технические сведения. Здесь можно уточнить год возведения здания, его конструктивные особенности, характеристики имеющихся инженерных сетей, наличие общедомовых счетчиков различных ресурсов и многое другое.

В этой же вкладке прописывается кадастровая информация. К дому обязательно относится прилегающий земельный участок. Его описание также имеется на сайте «Реформа ЖКХ». Здесь же указываются присутствующие элементы благоустройства, например, детская и спортивная площадка и прочее.

Вкладка «Мой дом» содержит подраздел «Управление», где должна выкладываться рабочая документация управляющей организации:

  • договор управления;
  • список работ, которые проводятся в доме;
  • протоколы общедомовых собраний в хронологическом порядке.

Кроме общих сведений о количестве проведенных и запланированных работ указывается также их стоимость. Возможность видеть финансовую информацию – это один из главных инструментов контроля со стороны простых жильцов. Если управляющая компания допускала какие-то нарушения в работе, и они оказались зафиксированы, то сведения об этом тоже остаются на «Реформе ЖКХ». Они будут храниться вместе с информацией о штрафных санкциях.

На сайте размещается архив важных данных о доме и процессе управления им. Управляющие компании могут меняться, но сведения о прошлых УК будут оставаться доступными для ознакомления.

Во вкладке «Мой дом» на сайте «Реформа ЖКХ» недавно появился подраздел «Домовая книга». К ней по понятным причинам доступ могут получить только зарегистрированные пользователи.

Важный для владельцев квартир подраздел касается капитального ремонта. Вкладка «Мой дом» позволяет ознакомиться с тем, какие работы по капремонту проведены и запланированы, в какое время они будут выполняться и сколько стоить. Тут же отражаются суммы, полученные от собственников в качестве оплаты на текущее время.

«Мой управляющий» на сайте реформы ЖКХ

В разделе «Мой управляющий» на портале «Реформа ЖКХ» можно ознакомиться с наиболее полной информацией о работающих в городе УК. Все организации приводятся в виде алфавитного списка с указанием следующих основных данных:

  • название УО;
  • число находящихся в управлении домов;
  • общая площадь обслуживаемых МКД;
  • рейтинг по пятибалльной шкале.

УК сортируются в таблице по любому из перечисленных параметров. Например, можно выбрать организации с наиболее высоким рейтингом или максимальным числом подконтрольных домов.

При нажатии на название УК производится переход на ее страницу. На ней можно во всех подробностях ознакомиться с особенностями работы организации. В том числе, здесь приводится следующая информация:

  • перечень конкретных МКД, находящихся под управлением;
  • перечень МКД, ранее бывших в управлении этой компании;
  • ФИО руководителя, адрес, все контактные данные;
  • общие сведения, в том числе, номер лицензии;
  • основные финансовые показатели;
  • зафиксированные нарушения (этот раздел заполняет сама организация, она же отвечает за достоверность информации).

На странице каждой УО на сайте «Реформа ЖКХ» приводится ее текущий рейтинг. Он обновляется ежедневно в автоматическом режиме. Итоговая цифра рейтинга выводится на основе имеющейся информации о масштабе работы компании, ее эффективности, финансовой устойчивости, прозрачности и репутации. На эти показатели можно ориентироваться при выборе новой УК для своего дома.

О том, как собирать взносы в фонд капитального ремонта , читайте в отдельной статье.

Основные направления совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства

План

ЛЕКЦИЯ №3

«Жилищно-коммунальная реформа в экономике города»

Правовая база:

1. Закон Российской Федерации № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», от 24 декабря 1992 года.

2. Постановление от 22 сентября 1993 года №935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг».

3. Решение городского совета от 16.06.98 № 13-100 «О Программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Красноярска на 1998-2003 годы».

4. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года №425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации»

5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года №797 «Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»

7. Постановление от 26 мая 1997 г. N 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг».

8. Постановление от 29 августа 2005 г. № 541 О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг

9. Федеральный закон от 6 мая 2003 года №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг».

Литература:

1. Ю.Ф. Симонов «Экономика жилищно-коммунального хозяйства», 2008 г.

2. В.З. Черняк «Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика», 2008 г.

3. В.В. Бузырев, В.С. Чекалин «Экономика жилищной сферы», 2001 г

4. К.Н. Савин «Анализ теории и практики реформирования жилищно-коммунального комплекса России», 2006.

Необходимость реформирования ЖКХ была обусловлена рядом обстоятельств. В 80-е годы стала очевидной невозможность государственной поддержки этого объемного комплекса по размерам основных фондов, используемых энергетических и иных ресурсов, задействованных здесь работников. Возможности финансирования со стороны государства не только не позволяли обновлять материально-техническую базу ЖКХ, но и не способствовали поддержанию основных фондов на таком уровне, который бы обеспечивал удовлетворение жилищных услуг населения. Все это совпало с резким ухудшением во второй половине 80-х годов общей экономической ситуации в стране.


Для ЖКХ это выразилось в постепенном наступлении кризиса отраслей, входивших в него. Это привело и к обострению социальной ситуации. Приватизация привела к изменению социально-экономической системы в стране в целом и подхода к развитию ЖКХ в частности.

Осуществление реформ в ЖКХ в городе напрямую зависит от развития такой формы собственности, которая получила название «товарищество собственников жилья». По существу, это одна из разновидностей кооперативной собственности, возникшая в связи с изменившимися социально-экономическими условиями эксплуатации жилого фонда. Она позволяет наполнить реальным содержанием рыночные отношения, которые возникают между производителями услуг, а в перспективе это будут частные предприятия, конкурирующие между собой, и потребители услуг, но уже не физические лица, а как юридические лица, что бесспорно повысит ответственность и самих производительных услуг за их срочность и качество. Относительная новизна в эко­номической практике этой формы кооперации и значимость ее заставляет подробно осветить некоторые вопросы ее образования и дальнейшего развития.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги соединяют в себе вопросы экономического и социального характера. Если говорить об экономическом аспекте, то речь идет о том, чтобы с их помощью можно было бы обеспечить определенную окупаемость тех затрат, которые имеют предприятия ЖКХ, которые вынуждены постоянно обеспечивать население города необходимыми услугами и одновременно заботиться о ремонте, модернизации материально-технической базы своих предприятий. Однако возможности решения этой проблемы за счет только тарифов наталкиваются на ограниченный платежеспособный спрос населения, значительная часть которого живет за чертой бедности. К этому следует прибавить наличие большой армии пенсионеров, инвалидов, которые особенно остро переносят проблемы оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Это заставляет весьма внимательно отнестись к формированию тарифной политики и реализации ее на местах.

Первым законодательным актом, определяющим стратегию реформирования жилищно-коммунального хозяйства в переходный период к развитию рыночных отношений, стал Закон Российской Федерации № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», принятый 24 декабря 1992 года. Закон кардинально изменил взаимоотношения между государством и гражданином в сфере ЖКХ. Закон предусматривал поэтапный переход на полную оплату жилья и коммунальных услуг потребителями в течение достаточно короткого периода времени - пяти лет.

В развитие Закона правительство 22 сентября 1993 года принимает Постановление №935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг». Постановлением утверждены сроки поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на период с 1994 по 1998 годы. При этом предельный уровень платежей граждан (в процентах к затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги) должен был ежегодно увеличиваться на 20 % и в 1998 году достичь уровня 100%оплаты населением жилья и коммунальных услуг, то есть полного погашения населением затрат на содержание и ремонт жилья и предоставление коммунальных услуг.

Таким образом, 1994 год стал отправной точкой в поэтапном переходе на полную оплату жилья и коммунальных услуг населением с предоставлением адресной дотации конкретному человеку в видежилищной субсидии. Повсеместно в городах принимались постановления органов местного самоуправления по поэтапному переходу на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Это был сложный период. Обвальный рост цен на энергоресурсы, спад производства, массовая передача ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность способствовали снижению реальных доходов населения. Так, в 1995 году реальные доходы населения снизились на 13 %, в связи с чем рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался особенно болезненным. Финансирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства осуществлялось по остаточному принципу. Неплатежи населения, с одной стороны, и недофинансирование из бюджета, с другой стороны, ставили предприятий жилищно-коммунального хозяйства в крайне сложные условия, что, безусловно, сказывалось на качестве выполняемых работ.

Сложившаяся ситуация требовала изменения условий перехода предприятий жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость и установления тарифов на жилищно-коммунальныеуслуги с учетомреальных доходов граждан и качества предоставляемых услуг.

Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года №425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» была одобрена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Концепцией дана оценка реальному состоянию жилищно-коммунального хозяйства, определены причины кризиса иотмечено, что единственным способом его преодоления должно стать изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

В Концепции определены основные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства:

Обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

Снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

Смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Основными способамидостижения этих целей являются:

Совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

Переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимуще­ственно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом иего обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;

Совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

Совершенствование системы социальной защиты населения, упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Концепцией предусмотрен поэтапный переход на полную оплату жилья и коммунальных услуг на период 1997-2003 годы. При этом доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг на первом этапе (1997-1998 годы) должна была возрасти с 35 до 50% и на 10% ежегодно на втором и третьем этапах (1999-2000 годы, 2001-2003 годы).

Для решения задач по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации повсеместно создаются специальные структуры: комитеты по реформированию, Департаменты ЖКХ, службы заказчика, центры субсидий, управляющие компании и т д. Органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления принимаются программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, с принятием Концепции реформа жилищно-коммунального хозяйства становится управляемой и контролируемой.

И тем не менее, социально-экономическая ситуация не позволила завершить переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы к намеченному сроку - 2003 году,

В 2000 году недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило более 20 %объема необходимых средств. Для решения возникших проблем и в обеспечение перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса 17 ноября 2001 года Постановлением Правительства Российской Федерации №797 утверждена «Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Основными целями подпрограммы являются: повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Достижение основных целей подпрограммы обеспечит, начиная с 2011 года, возможность устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса без использования программных методов управления на федеральном уровне.

Основными задачами подпрограммы являются:

Финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснован­ного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

Снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов - предприятий топливно-энергетического комплекса;

Обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе совре­менных технологий иматериалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.

Система управления жилищно-коммунальным хозяйством города состоит из следующих звеньев:

Собственник жилищного фонда (муниципалитет, ведомство, частная фирма, товарищество, кооператив и т, д.);

Заказчики жилищно-коммунальных услуг - управляющие организации (служба заказчика, дирекция, управляющая компания и т. д.);

Подрядчики - подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальныхуслуг (предпри­ятия жилищно-коммунального комплекса всех форм соб­ственности);

Потребителиуслуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников жилья и другие организации, получающие жилищно-коммунальные услуги в соответствии с заключенными договорами.

Для муниципального жилья, в зависимости от его размеров (численности), управление может осуществляться:

Администрацией самостоятельно;

Администрацией через службу заказчика;

Администрацией через управляющую компанию;

Через товарищества собственников жилья - ТСЖ (самоуправление).

Для приватизированного жилья, частного жилья управление эксплуатацией и содержанием жилья могут осуществлять:

Муниципальные предприятия (учреждения) с функциями служб заказчика;

Товарищества собственников жилья;

Частные фирмы.

Службы заказчика могут быть организованы как:

Муниципальное унитарное предприятие - управляющая компания;

Муниципальное учреждение.

Муниципальноеунитарное предприятие для осуществления своей деятельности должно быть заинтересовано в расширении объема обслуживания жилищного фонда и объектов ЖКХ муниципальной игосударственной собственности, товариществ собственников жилья, в выборе самого эффективного подрядчика для выполнения работ и предоставления услуг, в системе эффективного контроля за деятельностью подрядных организаций.

Организация муниципального учреждения - более простая форма управления, но при этом учреждение финансируется за счет средств бюджета и экономически не заинтересовано в решении вышеперечисленных задач.

Деятельность службы заказчика направлена на предоставление жилищно-коммунальныхуслуг, и затраты на ее содержание должны входить в их стоимость и учитываться в договорах с предприятиями, организациями, предоставляющими эти услуги.

Практика показывает, что удорожание стоимости услуг при таком способе содержания службы заказчика не превышает 3-5 % затрат на их производство.

Кроме того, деятельность службы заказчика может частично финансироваться за счет средств местного бюджета (смешанное)

Выбор формы организации и финансирования службы заказчика осуществляется местной администрацией. Службы заказчика должны, обеспечивать:

Проведение технических осмотров зданий и других объектов муниципальной собственности, составление планов текущего и капитального ремонта, реконструкции зданий, сооружений и инженерных коммуникаций;

Подготовку и проведение конкурсов на обслуживание жилищного фонда, на выполнение капитального ремонта;

Заключение договоров с подрядными организациями, предприятиями поставщиками коммунальных услуг;

Осуществление систематического контроля и оценку соответствия качества предоставляемых услуг, выполняемых работ уровню, предусмотренному в договоре;

Оплату услуг, предоставляемых предприятиями ЖКХ, в соответствии с заключенными договорами и с учетом штрафных санкций;

Учет и проверку выполнения договоров найма и аренды жилых и нежилых помещений;

Разработку предложений по эффективному использованию нежилых помещений и земельных участков с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов для ремонта и содержания жилищного фонда:

Сбор установленных платежей с населения за жилье и коммунальные услуги, предоставление льгот и жилищных субсидий отдельным категориям граждан;

Представление интересов собственника по его поручению
в государственных и других учреждениях, а также в товариществах собственников жилья.

Подрядная организация должна обеспечивать своевременное и качественное выполнение работ, оговоренных в договоре подряда.

Подрядные организации освобождаются от несвойственных им регистрационно-учетных функций, паспортно-учетнойработы, сбора платежей с населения за жилье и коммунальные услуги, оформления льгот и субсидий и от других форм социального обслуживания населения.

Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно-правовой формы и быть предметом заинтересованности, в том числе, и для частного капитала (со становлением в этом секторе экономики реальных договорных взаимоотношений).

Организация профессионального управления жилищным фондом обеспечит в среднесрочной перспективе улучшение состояния жилищного фонда, а в долгосрочной перспективе - уменьшение стоимости жилищно-коммунальных услуг. Представляется целесообразным отказаться от существующей в некоторых городах Российской Федерации практики введения системы прямых платежей за коммунальные услуги ресурсоснабжающим предприятиям жилищно-коммунальногохозяйства, поскольку такой порядок платежей никогда не позволит реализовать инвестиционный потенциал ресурсосбережения в жилищном фонде.

Создание равных условий для привлечения к управлению муниципальным жилищным фондом организаций разной формы собственности требует принятия на муниципальном уровне определенных правовых решений.В настоящее время, как правило, муниципальный жилищный фонд закреплен за муниципальными унитарными предприятиями в хозяйственном ведении или за муниципальными учреждениями в оперативном управлении. Договорные отношения между организациями такой правовой формы и муниципалитетом в этом случае необязательны. Жилищный фонд находится на балансе указанных организаций, причем как муниципальная, так и приватизированная доля общего имущества собственников жилых помещений.

Привлечение частного бизнеса к управлению муниципальным жилищным фондом исключает такую форму правоотношений. Для того, чтобы организации разной формы собственности имели равные возможности для управления муниципальным жилищным фондом, существующие правоотношения должны быть изменены. Муниципалитет как собственник жилищного фонда (его части в виде неприватизированных квартир) должен заключать с управляющей компанией договор на управление жилищным фондом в форме договора возмездного оказания услуг. Аналогичные договоры на управление жилищным фондом заключают другие собственники жилья в данном многоквартирном доме. Доля муниципалитета в жилищном фонде находится на балансе у специализированной муниципальной службы (управление жилищно-коммунального хозяйства и т. п.) или в городской казне. Управляющая организация учитывает переданный ей в управление жилищный фонд на балансе и информирует соответствующие службы органов местного самоуправления об изменениях баланса.

Проведение конкурсного отбора подрядчиков для обслуживания жилья и проведения капитального ремонта обеспечивает повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

Целесообразно также проведение конкурсов на выполнение специализированных работ (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установка и обслуживание счетчиков тепла, воды и др.).

Внедрение основанных на развитии конкуренции принципов управления жилищным фондом и предоставления жилищно-коммунальных услуг создает предпосылки для приватизации муниципальных жилищных предприятий. Первым этапом приватизации должно стать акционирование.

Развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом окажет существенное влияние на внедрение альтернативных новых технологий в сфере тепло- и электроснабжения, позво­ляющих осуществлять обслуживание относительно небольших групп потребителей. Это будет способствовать развитию конкуренции в сфере энергоснабжения. Управляющая компания будет иметь возможность рассматривать альтернативные варианты - создать собственный локальный источник энергоснабжения или воспользоваться услугами системы централизованного энергоснабжения.

Специализация расчетно-кассовых центров должна заключаться в оперативном ежемесячном расчете платежей населения в зависимости от реального потребления жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает наличие специализированной информационно-вычислительной базы. Поэтому в городах, где существуют несколько управляющих компаний, функции по проведению расчетов по платежам населения целесообразно передавать на условиях подрядного договора специализированным расчетно-кассовым центрам, которые собирают всю информацию по платежам, осуществляемымпотребителями предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, в муниципальных образованиях, где управление муниципальным жилищным фондом осуществляет одна управляющая компания, расчетно-кассовый центр может создаваться как структурное подразделение этой компании.

Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к развитию конкуренции в двух направлениях;

Конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;

Конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.

Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно служить формирование многообразия объединений соб­ственников жилья.

Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.

Портал Административной реформы в Российской Федерации о совершенствовании государственного управления: ar.gov.ru

Одним из ключевых факторов успешного экономического развития России является качество государственного управления. Новые рыночные условия предъявляют более высокие требования к эффективности государственного аппарата и самой исполнительной власти.

За последнее десятилетие тематика совершенствования государственного управления по сложившейся практике и особенностям правового регулирования разбивалась на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа. Как показал опыт реализации данных реформ, их содержательное пересечение по составу мероприятий, подходам, идеологии больше не позволяет их разделять на отдельные частные реформы. Объектом реформирования становится государственный сектор со всеми его компонентами – государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.

Ключевые направления совершенствования системы государственного управления были обозначены в программных документах – «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы» и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

При этом центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа, остаются:

  • снижение избыточного государственного регулирования;
  • повышение качества государственных услуг;
  • повышение эффективности органов власти;
  • повышение информационной открытости.

Оптимизация предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций

Размещению в федеральном реестре и регламентации подлежат не только государственные и муниципальные услуги, предоставляемые по запросам граждан и предпринимателей, но и другие функции, которые предполагают непосредственное взаимодействие органов власти с физическими и юридическими лицами (прежде всего, контрольные и надзорные полномочия, связанные с проведением проверок).

На федеральном уровне насчитывается 809 государственных услуг и функций, связанных с непосредственным взаимодействием органов власти и граждан. По каждой из государственных функций и услуг федеральными органами исполнительной власти в Федеральном реестре государственных услуг (функций) и на Портале государственных и муниципальных услуг размещена информация.

Всего в региональном разделе федерального реестра размещена информация более чем о 22531 услуге (функции) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На муниципальном уровне в Сводный реестр внесены сведения более чем по 177717 муниципальным услугам (функциям).

Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»

Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, к количеству окон обслуживания, режиму работы, к площади, зонированию, к расположению МФЦ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» определены вопросы взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, заключения соглашений о взаимодействии, а также утверждены перечни услуг, предоставление которых организуется в МФЦ. Утвержденные перечни включают в себя наиболее массовые и востребованные населением услуги, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны.

Основными функциями МФЦ являются:

  • прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
  • представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
  • информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
  • взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
  • выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.

Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом - в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.

Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативной-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка , смена фамилии , выход на пенсию , индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения , утрата документов , открытие своего дела (малое предпринимательство) , смена места жительства , утрата близкого человека , приобретение жилья .


Сектор жилищно-коммунального хозяйства подлежит различным реформам уже на протяжении десятилетий, но несмотря на все предпринимаемые усилия по модернизации, данная отрасль так и остается малоэффективной. Непродуктивное расходование бюджетных средств, необходимость в работающих инструментах управления жилищным фондом, государственная и муниципальная монополия, высокая доля износа жилого фонда стали предпосылками к запуску программы «Реформа ЖКХ».

Запуск проекта «Реформа ЖКХ»

Проект стартовал в России с 2010 года, когда Правительство РФ и Всемирный банк заключили соглашение о реализации соответствующей программы.


Внедрением мероприятий реформы занимается Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, созданный 21 июля 2007 г.


Данная государственная корпорация призвана стимулировать формирование эффективных методов управления жильем и переход на ресурсосберегающие технологии.


В начале проекта участвовало 14 городов:

    десять «основных»: Братск, Волжский, Иваново, Набережные Челны, Нефтеюганск, Новокуйбышевск, Оренбург, Саранск, Тула, Чебоксары;

    четыре «резервных»: Архангельск, Димитровград, Пятигорск и Череповец.

Проект осуществлялся в два этапа:

    Институциональный : проведение реформ жилищно-коммунального комплекса за счет собственного бюджета при техническом содействии экспертов, финансируемых за счет средств проекта.

    Инвестиционный : направление инвестиций в объекты инфраструктуры ЖКХ из средств проекта, ориентируясь на инвестиционные планы городов.

Уже в процессе исполнения программы во всех 14 городах было достигнуто ощутимое улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.


Так, например, в городе Набережные Челны были реконструированы разводящие сети водоснабжения и напорные коллекторы двух канализационно-насосных станций. Это позволило снизить уровень аварийности коллекторов и обеспечить бесперебойное водоотведение стоков города .

Проект по реконструкции тепловых сетей был реализован в городе Нефтеюганск. Благодаря этому существенно повысилась бесперебойность снабжения тепловой энергией посредством сокращения потерь тепла, снижения уровня утечек и общей аварийности сетей .


Примеры успешных реконструкций можно найти в любом из перечисленных городов. Проведенный комплекс мероприятий в значительной степени повлиял на программу реформирования и сферу ЖКХ в городах-участниках программы:

    практически полная ликвидация задолженности по социальным выплатам ЖКХ;

    разработаны муниципальные планы инвестиций в коммунальную инфраструктуру;

    увеличено число многоквартирных домов, которые обслуживают профессиональные управляющие компании;

Получив положительные результаты и опыт, накопленный в ходе реформирования, государство развивает данную реформу в других регионах и городах России.

Основные направления и перспективы реформы ЖКХ

Проект «Реформа ЖКХ в России» направлен на реализацию следующих направлений:

    переход коммунального сектора на рыночные отношения;

    увеличение доли участия частного бизнеса;

    стимулирование конкуренции;

    улучшение качества коммунальных услуг;

    ликвидация образовавшихся монополий в отрасли;

    обновление жилищно-коммунального комплекса;

    развитие института эффективного собственника;

    капитальный ремонт жилого фонда;

    ввод и эксплуатация энергоэффективных технологий;

    сохранение системы соцзащиты и поддержка льготных слоев населения.

В соответствии Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» многоквартирный дом – совместная собственность владельцев помещений в нем.


Из этого следует, что во владении собственников квартир находится весь дом. Они ответственны за его состояние и обязаны в положенное время обеспечивать проведение капремонта. Для реализации данных прав законодательство наделило собственников широким перечнем полномочий. Но в процессе приватизации значительная часть жилого фонда передавалась в ветхом виде. Следовательно, собственники не обладают необходимыми ресурсами для проведения ремонта и соответствующими навыками модернизации жилой инфраструктуры в таком состоянии.


Одним из пунктов данной реформы, как мы уже упоминали выше, является внедрение рыночных механизмов в систему ЖКХ. Что впоследствии должно привести к переходу на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг. В результате реформы расходы граждан на жилищно-коммунальные услуги могут увеличиться в среднем на 20-25 %. При этом для социально-незащищенных категорий продолжит работать система компенсационных выплат.

Стандарт раскрытия информации

Сейчас любой гражданин может посмотреть информацию о деятельности своей управляющей компании и сведения по конкретному дому.


Это регламентируется Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 , которое обязаны исполнять управляющие организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами.


В Стандарте указаны виды информации об управлении домом, которые в обязательном порядке должны быть размещены в свободном доступе для жильцов. Необходимо обеспечить доступность и сохранность данных в течение 5 лет. К ним относятся:

    основная информация об организации (название, адрес, организационно-правовая форма и др.);

    список домов в управлении и общие сведения о каждом из них (адрес, количество этажей, уровень благоустройства, год и др.);

    данные о выполняемых работах и предоставляемых услугах;

    информация о коммунальных услугах;

    сведения об эксплуатации общего имущества дома;

    информация о капремонте общего имущества, если управляющая компания – исполнитель работ;

    данные об общих собраниях собственников дома;

    годовые отчеты;

    информация об устных выговорах, письменных предписаниях, штрафах или дисквалификации (если таковые имеются).

Также в документе перечислены необходимые источники:

    официальный портал Реформа ЖКХ;

    стенд в офисе компании.

Иными словами, управляющие компании должны иметь сайт и быть зарегистрированы на официальном сайте проекта «Реформа ЖКХ». Невыполнение данных требований влечет за собой штрафные санкции.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...