Налоговый кодекс в кратком изложении. Общая характеристика налогового кодекса российской федерации


До его принятия главным документом налоговой сферы был Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", но он утратил силу с 1999 года.

Действующий Налоговый кодекс состоит из двух больших частей, которые вводились последовательно: первая - с 1 января 1999 года, вторая - с 1 января 2001. Разработка документа заняла три года.

Каждая из двух частей кодекса посвящена отдельной большой теме.

Часть первая устанавливает основы налоговой системы, принципы ее функционирования, права и обязанности субъектов, которые в этой системе участвуют (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и контроля).

В части первой НК РФ рассматриваются следующие вопросы:

  • что включает законодательство России о налогах и сборах, какие виды налогов бывают (федеральные, региональные, местные, спец. режимы);
  • кто такие налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности;
  • какие госорганы включены в налоговую систему, их права, обязанности и особенности работы;
  • какие правила установлены по уплате налогов;
  • какие виды налоговой отчетности установлены и в каких случаях;
  • как осуществляется контроль и мониторинг в сфере налогов;
  • какие нарушения бывают, какая ответственность за них предусмотрена;
  • как можно обжаловать действия или бездействия налоговых органов.

Именно в части первой дается определение того, что такое налог и что такое сбор:

Налог - это ПЛАТЕЖ, который обязаны уплатить организация или физлицо. Он является обязательным и безвозмездным. Внести его можно только деньгами. А главная цель - финансовое обеспечение деятельности государства.

Сбор - это ВЗНОС, который также уплачивают организации и физлица. Его уплата выступает условием совершения государством неких действий, которые нужны плательщику взноса (например, выдачу лицензий). Его характеристика - обязательность, то есть если он установлен законом, то не платить этот взнос нельзя.

Часть вторая НК РФ посвящена, собственно, конкретным налогам, которые взимают в России, а также специальным налоговым режимам (их пять - упрощенная система налогообложения, ЕНВД, патентная система, единый сельхозналог и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).

Каждому налогу отводится отдельная глава . Интересно, что эти главы вводились постепенно. Так, в 2001 году действовали только 4 главы по самым ключевым налогам: налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, акцизы и единый социальный налог (позднее упразднен и заменен страховыми взносами во внебюджетные фонды).

Сегодня во второй части НК содержится 21 глава. Самая новая из них глава 34 «Страховые взносы», которая начала действовать с 1 января 2017 года.

Это «живой» документ, в него ежегодно вносят сотни изменений и дополнений. Каждое изменение кодекса должно быть оформлено федеральным законом, а вступление его в силу возможно только по определенной процедуре: закон должен быть официально опубликован в открытых источниках, после чего он может вступить в силу не ранее, чем через месяц. Новые налоги и сборы могут быть введены только с 1 января следующего года и не имеют обратной силы (то есть действуют только для ситуаций, возникших позднее своего вступления в силу). Единственное исключение сделано для норм, улучшающих положение налогоплательщиков, - они могут иметь обратную силу.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) - кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации.

Задачи НК РФ

Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

    права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

Структура НК РФ

Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

Часть первая Налогового кодекса РФ

Первая часть налогового кодекса РФ устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

    виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

    основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

    права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

    формы и методы налогового контроля;

    ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Часть вторая Налогового кодекса РФ

Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса.

Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины.

Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.

    Налог на добавленную стоимость;

  • Налог на доходы физических лиц;


    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

    Налоговый кодекс (НК РФ): подробности для бухгалтера

    • Обратная сила ст. 54.1 Налогового кодекса РФ или прощай «необоснованная налоговая выгода»?

      Инициативы предложил установить в Налоговом кодексе Российской Федерации пределы осуществления... разработчик законопроекта предложил закрепить в Налоговом кодексе РФ общее правило, запрещающее... неприемлемым использование данных терминов в Налоговом кодексе РФ. Соответственно, возникает вопрос... Налогового кодекса Российской Федерации" положения пункта 5 статьи 82 Налогового кодекса... сбора, страховых взносов" Налогового кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом...

    • Мертво ли правило о судебном взыскании налогов при переквалификации сделок (пп. 3 п. 2 ст. 45 Налогового Кодекса РФ)?

      Г.) Законодатель установил в Налоговом кодексе РФ императивное правило, согласно... 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе самостоятельно... 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе самостоятельно... (пункт 1 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации) судам следует... в соответствии с императивными требованиями Налогового кодекса РФ и разъяснениями Верховного Суда... быть подчинен требованиям законности. Налоговый кодекс был принят с целью внести...

    • Новые песни о старом: деловая цель и необоснованная налоговая выгода глазами Налогового кодекса

      Решено - быть соответствующим положениям в Налоговом кодексе РФ. 18 июля 2017 года... решено - быть соответствующим положениям в Налоговом кодексе РФ. 18 июля 2017 года...

    • Новые правила проведения налоговых проверок: деловая цель и необоснованная налоговая выгода глазами Налогового кодекса и ФНС. Апгрейд на ноябрь 2017 года
    • Применению положения статьи 54.1. Налогового кодекса Российской Федерации». ФНС разъяснила необоснованную... применению положения статьи 54.1. Налогового кодекса Российской Федерации». Это письмо интересно...

    • НДС в 2018 году: разъяснения Минфина России

      ... "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального... в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные... в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные...

    • ГИД по налоговым поправкам для среднего бизнеса. Зима 2019

      В части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Федеральный закон № ... однако лишь в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ; в-третьих, срок... Новая редакция 217 статьи Налогового кодекса распространила льготу и на нерезидентов... части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные... статью 333.35 части второй Налогового кодекса РФ» Налоговое администрирование Добросовестных... в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Упрощение сдачи...

    • ФНС России подготовила обзор позиций высших судов по налоговым вопросам в IV квартале 2018 года

      Во взаимосвязи с иными положениями Налогового кодекса РФ, в которых предусмотрены... пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении... пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации ограничение права на... по смыслу статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об отсутствии... части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные... г. Екатеринбурга). Из положений Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что...

    • 50 оттенков самозанятых

      И ФНС. Но в Налоговом Кодекса такого определения нет. Давайте... отнести к самозанятым согласно положениям Налогового Кодекса весьма узок. Так, началась... с момента введения в действие Налогового Кодекса РФ новый налог, новый... налоговый режим был введён не Налоговым Кодексом, а просто Федеральным законом. ... 8 статьи 1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации провести, начиная... режимы налогообложения, предусмотренные частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, или осуществляющие...

    • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за октябрь 2018

      Согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса, НДС является косвенным (предъявляемым) налогом... 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса не может быть признан правильным... положений пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса, одинаковые экономические результаты деятельности организации... 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса, но не предрешал вопрос о... учреждениям. Пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса также установлено, что при определении...

    • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за декабрь 2018

      И включения в состав косвенных. Налоговый кодекс относит к прямым расходам затраты... , связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного... внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» применяются к проверкам...

    • Что будет, если "упрощенец" выставит счет-фактуру?

      ...). Согласно п. 3 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам...

    • Новые правила проведения налоговых проверок

      Лицом налогового органа. Отметим, что Налоговый кодекс не содержит особых требований к... -7-2/189@. К сведению: Налоговый кодекс не содержит запрета на проведение... выявленных нарушений; ссылки на статьи Налогового кодекса в случае, если законом предусмотрена... РФ несоблюдение ИФНС требований, установленных Налоговым кодексом, может служить основанием для отмены... , закрепленных в Конституции РФ и Налоговом кодексе (ст. 100 и 101 НК...

    • Обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах КС и ВС РФ в I кв. 2018 г.

      От ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, если он... от ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации. Общество, не... порядке, предусмотренном статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (до завершения... руководствоваться закрепленным в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации общим принципом... налогообложения, предусмотренной главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Судебные инстанции...

    • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за ноябрь 2018

      Основании пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса в этом же значении понятие...


НК РФ принят 16.07.98 года Государственной Думой Российской Федерации, вводится в действие: *
с 1.01.99 г. – первая часть; *
с 1.01.01 г. – вторая часть.
Часть I НК РФ состоит из 7 разделов и 142 статей, которые устанавливают систему налогов и общие принципы налогообложения и сборов, и дает определения:
а) виды налогов и сборов;
б) права и обязанности налогоплательщика и налоговых органов;
в) формы и методы налогового контроля;
г) ответственность за налоговые нарушения;
д) порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц;
е) перечень устанавливаемых местных налогов и сборов.
Исходя из НК РФ, устанавливаются и взимаются следующие виды налогов:
а) федеральные;
б) региональные;
в) местные.
а) Федеральные налоги – установлены к обязательной уплате по всей территории РФ. К ним относят: * налог на прибыль;* таможенные пошлины и сборы;* налог на добавленную стоимость;* лесной налог;* акцизы;* прочие (всего 17)* налог на доходы физических лиц;* гос. пошлина;б) Региональные налоги – обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Региональные власти могут определять следующие элементы налогообложения: *
налоговые льготы; *
налоговые ставки; *
порядок и сроки уплаты; *
форму отчетности по данному налогу.
К таким налогам относят:
- налог на имущество организаций или налог на недвижимость;
- транспортный налог;
- региональные лицензионные сборы на игорный бизнес.
в) Местные налоги – налоги и сборы, вводимые в действие правовыми актами органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
К ним относят: *
земельный налог; *
на наследование и дарение; *
местные лицензированные сборы; *
на имущество физических лиц.
Местным органом власти могут быть определены следующие элементы налогообложения: *
налоговые льготы; *
налоговые ставки; *
порядок и сроки уплаты; *
форма отчетности по данному местному налогу.
Следует различать понятия налога и сбора.
Налог – это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в виде средств для финансового обеспечения деятельности государства.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, который является одним из условий предоставления прав на различные виды деятельности.
НК РФ определяет следующие основные понятия:
Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.
Предмет налогообложения - реальные вещи (земля, сооружения, здания и пр.) и нематериальные блага (государственный символ, экономические показатели), наличие которых закон связывает с возникновением налоговых обязательств.
Налоговая база - количественное выражение предмета налогообложения.
Налоговый период- срок, в течение которого формируется налоговая база.
Имущество – виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
Товар – любое имущество, реализуемое и предназначенное для реализации.
Работа – деятельность, результат которой имеет материальное выражение. Этот результат может быть использован для удовлетворения потребностей физических или юридических лиц.
Услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Реализация товара – передача на возмездной основе права собственности на товары, а также на безвозмездной основе.
Вопросы для самоконтроля:
1.Перечислить федеральные налоги и дать понятие федеральных налогов.
2.Перечислть региональные налоги и дать понятие региональных налогов.
3.Дать понятие местных налогов и сборов и перечислить их.
4.Дать определение понятию налога и сбора.
5.Дать определения понятиям объекта налогообложения, предмета налогообложения, налоговой базы, налоговому периоду.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

В настоящее время правовое обеспечение налогового процесса в России осуществляется Налоговым кодексом Российской Федерации. После принятия решения о разработке Налогового кодекса РФ с 1994 г. было представлено 10 различных вариантов, выбран был правительственный проект, который 16 июля 1998 г. приняла Государственная дума.

В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из самого Налогового кодекса и принятого в соответствии с ним пакета федеральных законов о налогах и сборах.

Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Однако в Российской Федерации вначале появились и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования. В результате неоправданно высокое бремя налогов стало возлагаться на рядовых налогоплательщиков и на производительный сектор экономики в целом, в то время как искушенные в финансовых технологиях и пользующиеся услугами высококвалифицированных консультантов представители финансово-банковского сектора, сферы биржевой торговли, крупномасштабных международных валютных и кредитно-финансовых операций криминального бизнеса пользовались практически режимом иммунитета от всех форм налогообложения.

В настоящее время форсируется проведение налоговой реформы. Это и понятно, так как она является одним из важнейших условий для кардинального улучшения экономической ситуации, обеспечения начала и дальнейшего динамичного ускорения экономического роста в стране. Завершение разработки и принятие Налогового кодекса РФ рассматриваются в качестве одного из основных инструментов для реализации этой задачи.

Одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно явиться реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику. Поэтому признано возможным, несмотря на серьезнейшие бюджетные ограничения, пойти на ощутимое снижение налогового бремени на товаропроизводителей.

В Налоговом кодексе РФ вместо более 100 продолжавших действовать до недавнего времени налогов, сборов и иных обязательных платежей предусматривается (при введении в действие всех представленных в перечне региональных и местных налогов, сборов) действие менее чем 30 видов налогов и сборов. А ограничение налоговой нагрузки обеспечивается наряду с сокращением общего числа налогов и сборов также за счет некоторого снижения размеров ставки налога на прибыль и путем установления предельных ставок по основным региональным и местным налогам.

Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, направлены также на решение следующих важнейших задач:

– построение справедливой, стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

– развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

– создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан;

– формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового администрирования.

Налоговая система должна развиваться эволюционно, путем устранения имеющихся недостатков и ликвидации имеющихся внутри нее перекосов, это требует сохранения в Налоговом кодексе РФ основных налогов (НДС, акцизы, налоги на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, ресурсные налоги), составляющих основу российской налоговой системы. Эти налоги апробированы как в развитых, так и в развивающихся государствах и в различных экономических режимах, к ним адаптировались налогоплательщики.

Налоговый кодекс РФ состоит не из четырех, как предполагалось ранее, а из двух частей: Общей части и Специальной части. В Общей части, включающей в себя семь разделов, закладывается правовой фундамент налоговых отношений и определяются основы процесса налогообложения. По своей тематике и кругу регулируемых вопросов эта часть близка к закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

В состав Специальной части включен дополнительный раздел «Специальные налоговые режимы», которым устанавливается порядок применения особых режимов налогообложения для:

– предприятий малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему налогообложения;

– организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход;

– предприятий и фермеров, занятых производством сельскохозяйственной продукции, путем перехода на уплату единого налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Предусмотренное Налоговым кодексом РФ упорядочение налогообложения предполагает отмену нерациональных налогов и иных обязательных платежей, имеющих налоговый характер, нарушающих единство экономического пространства России и препятствующих свободному перемещению по ее территории товаров и услуг, унификацию налогов и иных обязательных платежей, в том числе со схожей налоговой базой, минимизацию налогов и сборов, имеющих целевую направленность, постепенную отмену налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также многочисленных «мелких» налогов и сборов, дающих незначительные поступления, но дорогих в администрировании.

В Налоговом кодексе РФ рассмотрены вопросы создания в стране единого налогового правового порядка, обеспечения законности для всех участников налоговых отношений. Прежде всего формулировки и определения, используемые в Налоговом кодексе РФ, в основном приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и действующим законодательством. Потому из НК РФ были исключены такие понятия, как «религиозная организация», «материнские, дочерние, сестринские и личные предприятия», «налоговое партнерство», «пассивная и активная экономическая деятельность», «сельскохозяйственное предприятие» и ряд других.

Существенным образом уточнен порядок применения рыночных цен в целях налогообложения. Установлено, что в качестве рыночной принимается конкретная цена сделки. Налоговые органы вправе контролировать уровень рыночных цен только по сделкам между взаимозависимыми лицами, при товарообменных операциях и при значительных отклонениях от сложившихся на рынке цен.

Принципиальное значение имеет в Налоговом кодексе РФ и основывающаяся на решении Конституционного суда Российской Федерации норма об обязательном судебном порядке взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций за нарушения налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф добровольно). При этом обязанность подачи судебного иска о взыскании налоговых санкций и бремя доказательств в суде о наличии умысла возлагаются на налоговые органы.

В Налоговом кодексе РФ предусмотрены механизмы и процедуры исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, предусматриваются меры по обеспечению исполнения налогового обязательства. Устанавливается порядок изменения срока исполнения налогового обязательства (отсрочки, рассрочки, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит). Предусматривается, что возврат излишне взысканных с налогоплательщиков средств или излишние уплаченные им самостоятельно при неисполнении налоговой службой установленного срока возврата будет осуществляться с процентами в размере ставки рефинансирования Банка России.

Реализация предусмотренных в Налоговом кодексе РФ положений направлена на усиление регулирующей функции налоговой системы, уменьшение и равномерное распределение налоговой нагрузки, создание благоприятного налогового режима для осуществления инвестиционной производственной и иной экономической деятельности и на улучшение налоговой дисциплины с учетом эффективного применения других инструментов государственной экономической политики должна обеспечить условия для начала реального экономического роста в стране. Это, в свою очередь, создаст условия для увеличения государственных финансовых ресурсов и возможности большей социальной ориентации проводимой бюджетной политики.

1. Понятие системы налогового права.

2. Предмет и метод налогового права.

3. Основные источники налогового права.

4. Материальные и процессуальные нормы налогового права.

5. Особенности налоговых отношений.

6. Характеристика Налогового кодекса РФ.

  • 1.1 Эволюция взглядов на роль государства в развитии национальной экономики
  • 1.1.1 Теория меркантилизма (т. Манн, а.Монкретьен)
  • 1.1.2 Экономический либерализм – классическая теория невмешательства в экономику (а. Смит)
  • 1.1.3 Кейнсианская концепция активного вмешательства государства в экономику
  • 1.1.4 Неоклассическая теория монетаристов (м.Фридман)
  • 1.1.5 Государственный дирижизм (французская школа ф.Перру)
  • 1.1.6 Неокейнсианцы
  • 1.2 Объективная необходимость государственного вмешательства в экономические процессы на макро- и микроуровне. Основные цели и направления макроэкономической политики государства.
  • 1.3 Основные понятия: государственное регулирование, государственное управление, государственное вмешательство
  • Тема 2. Экономические функции государства
  • 1. Федеральные органы власти:
  • 2. Региональные органы власти:
  • 3. Муниципальные органы власти:
  • 2.1 Организационная структура законодательной и исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (правительство рф, Гос.Дума, Совет Федераций)
  • 2.2 Функциональные задачи блока экономических министерств и ведомств правительства рф. (Мин.Финансов, мин. Экономического развития и торговли, мин. Промышленности)
  • 2.3 Методы и инструменты государственного регулирования экономических процессов в народном хозяйстве
  • 1.2 Прямые (административные) методы
  • Система инструментов регулирования экономики
  • Тема 3. Модели государственного регулирования экономики XX века
  • 3.1 Система советского планирования, особенности, преимущества и недостатки
  • 3.2 Особенности европейской, азиатской и американской модели грэ. (опыт Франции, Швеции, Германии, ю.Кореи, сша, Канады и др)
  • Тема 4. Структура национального хозяйства и ее оптимизация
  • 4.1 Структуры в национальной экономики, виды структур, преобразование структуры хозяйства рф, структурная политика рф
  • 4.2 Межотраслевой баланс как инструмент обоснования структуры экономики.
  • 4.3 Анализ структуры внп – валового национального продукта рф и основных экономических показателей регионов России
  • Официальные данные Росстата о социально-экономическом положении субъектов в первом полугодии 2009 года.
  • Тема 5. Нтп и инновационная государственная политика
  • 5.1 Анализ научно-технической сферы в национальной экономике рф: технологические уклады
  • 5.2 Инновационная деятельность и ее показатели. Оценка научно-технического потенциала и показатели эффективности его использования в народном хозяйстве
  • Основные показатели инновационной деятельности России
  • Оценка по России научно-технического потенциала
  • 5.3 Инновационная политика в рф. Нормативно-правовая база в регулировании инновационной деятельности в рф, Нижегородской области
  • 2. Формирование государственной инновационной политики
  • 3. Государственная поддержка инновационной деятельности
  • 5.4 Функции ран, Министерства образования и науки рф
  • Тема 6. Регулирование инвестиционных процесов в народном хозяйстве
  • 6.1. Инвестиционный климат и его основные характеристики
  • 6.2. Инвестиционная деятельность: основные понятия и показатели, распределение инвестиций по отраслям и регионам России
  • 6.3. Инвестиционная политика в рф, методы и инструменты регулирования инвестиционной деятельности
  • 6.4. Нормативно-правовая база регулирования инвестиций
  • 6.5. Федеральные и региональные инвестиционные программы: распределение бюджетных инвестиций по отраслям и регионам рф
  • 6.6. Методы оценки эффективности капитальных вложений в народном хозяйстве
  • Тема 7. Формирование конкурентной среды в национальной экономике
  • 7.1 Нормативно-правовая база регулирования монополий в народном хозяйстве Основные положения Федеральные законы, регулирующие монополии
  • Критика антимонопольного законодательства
  • 7.2 Органы государственного регулирования монополий
  • 7.3 Формирование и ведение Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельноститимонопольная политика, методы и инструменты регулирования монополий в нх
  • 7.4 Критерии определения степени монополизации рынков
  • 7.5 Малое предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики (виды, законы, регулирующие деятельность). Государственная поддержка предпринимательства
  • Тема 8. Промышленные отходы и борьба с загрязнением окружающей среды
  • 8.1 Экологическое регулирование: методы и инструменты
  • 8.2 Органы государственного регулирования экологической сферы
  • 8.3 Экологическая экспертиза экономических проектов как инструмент регулирования деятельности хозяйствующих субъектов
  • 8.4 Национальные проблемы захоронения вредных отходов производства
  • 8.5 Международная торговля «выбросами». Киотский протокол и его значение для России, другие нормативные акты
  • Тема 9. Экономическая интеграция хозяйствующих субъектов, регионов и национальных хозяйств
  • 9.1 Понятие и сущность внешнеэкономических связей и нешнеэкономической деятельности. Виды и формы внешнеэкономических связей
  • 9.2. Отличительные особенности развития внешнеэкономической деятельности в народном хозяйстве. Состояние внешнеэкономического комплекса народного хозяйства.
  • 9.3. Внешнеэкономическая политика. Направления, методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Пути совершенствования внешнеэкономической политики.
  • 9.5. Возможности вступления в вто: преимущества и недостатки
  • Тема 10. Кредитно-денежная политика государства
  • 10.1 Кредитно-денежная политика и кредитно-денежный инструментарий
  • 10.2 Характеристика денежных агрегатов
  • Динамика денежной массы в экономике
  • Структура рублевой денежной массы на 01.07.2009
  • Динамика основных показателей денежной системы
  • 10.3 Роль и место Центробанка и Минфина рф в национальной экономике России
  • 10.4 Роль государства в регулировании валютных курсов Устойчивость национальной валюты, валютный курс рубля
  • 10.5 Антиинфляционная политика
  • 10.6 Регулирование банковского сектора
  • Тема 11. Налоги и государственные финансы
  • 11.1 Фискальная политика и ее инструменты
  • 11.2 Основные положения налогового кодекса рф
  • 11.3 Отечественный и зарубежный опыт налогообложения Налоговая система России
  • Налогообложение в сша
  • Налогообложение в Германии
  • Налогообложение в Швеции
  • 11.4 Органы власти, регулирующие налоговую систему, их основные функции
  • 11.5 Федеральное казначейство и его роль в национальной экономике
  • 11.6 Ситуация в налоговой сфере, собираемость налогов
  • Тема 12. Бюджетная национальная система
  • 12.1 Бюджетная политика и ее инструменты
  • 12.2 Процедура подготовки проекта государственного бюджета, его согласования и утверждения, органы власти, участвующие в нем. (Функции Минфина России)
  • 12.3 Сбалансированность госбюджета. Анализ госбюджета России текущего года: структура, уровни и динамика основных статей. Сбалансированность бюджета
  • 12.4 Проблемы государственного долга и их решение в перспективе
  • Тема 13. Институциональная политика и управление государственной собственностью
  • 13.1 Понятие госсектора и госсобственности
  • 13.2 Органы в структуре исполнительной власти, регулирующие госсектор
  • 13.3 Роль государства в приватизации и национализации госимущества в рф и зарубежный опыт
  • Опыт ваучерной приватизации
  • Опыт платной приватизации
  • Приватизация во Франции
  • Тема 14. Народонаселение и государственная демографическая политика
  • 14.1 Демографическая ситуация в рф и ее регулирование
  • 14.2 Оценка уровня и динамики жизненного уровня населения рф. Методика «Программы развития оон»
  • 14.3 Социальная политика: методы и инструменты регулирования социальной сферы Зарубежный опыт социальной политики государства. (Германия, страны Северной Европы)
  • Германия
  • Тема 15. Политика занятости и доходов населения
  • 15.1 Состояние рынка труда в рф, регулирование занятости и безработицы
  • 15.2 Органы регулирования рынка труда
  • 15.3 Регулирование доходов и уровня жизни населения. Единая тарифная система оплаты труда для работников бюджетной сферы
  • Тема 16. Регулирование системы здравоохранения и образования
  • Система здравоохранения Российской Федерации
  • Система образования Российской Федерации
  • 16.1 Структура и развитие системы здравоохранения
  • Расходы бюджетной системы российской федерации на здравоохранение, физическую культуру и спорт19
  • 16.2 Политика в сфере здравоохранения: методы и инструменты регулирования, реформа системы здравоохранения в рф
  • 16.3 Органы, регулирующие систему здравоохранения (Функции Минздравоохранения и социального развития рф)
  • 16.4 Структура и развитие системы образования
  • 16.5 Политика в сфере образования: методы и инструменты регулирования
  • 16.6 Органы, регулирующие систему образования, реформа системы образования в рф
  • Тема 17. Государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение населения
  • Социальное страхование работающего и пенсионное обеспечение неработающего населения
  • Внебюджетные государственные фонды социального страхования и пенсионного обеспечения
  • 17.1 Роль и функции Пенсионного фонда, реформа пенсионного обеспечения в рф. Закон рф «о пенсионном обеспечении»
  • 17.2 Роль и функции Фонда социального страхования рф
  • 17.3 Роль и функции Фонда медицинского страхования
  • 11.2 Основные положения налогового кодекса рф

    Налоговое законодательство России включает в себя федеральные, региональные и местные нормативно-правовые акты. Основой налогового законодательства является Налоговый Кодекс РФ, состоящий из двух частей (Часть 1. от 31.07.1998 № 146-ФЗ, Часть 2. от 05.08.2000 № 118-ФЗ). Только НК РФ может устанавливать виды взимаемых налогов и сборов; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий должностных лиц и др.

    В части первой НК РФ систематизированы общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

    Рассмотрим основные понятия налогового права, закрепленные в части первой Налогового Кодекса РФ.

    Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Данные в ст. 8 НК РФ определения налога и сбора заключают в себе следующие отличия.

    Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти - органов государственной власти и местного самоуправления и носят индивидуально безвозмездный характер. Добровольные или принятые на договорной основе денежные взносы к налогам не относятся.

    Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, поэтому главной особенностью сбора является его индивидуальная возмездность. Как правило, поступления сборов обеспечивают покрытие расходов соответствующих органов при выполнении ими необходимых действий в пользу плательщика сбора.

    Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики. К налогоплательщикам относятся, в частности:

    1) организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица;

    2) обособленное подразделение организации - оно может образовываться в форме представительства и филиала;

    3) физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

    4) физические лица - налоговые резиденты РФ, - т.е. физические лица, фактические находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году;

    5) индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

    Также должны быть определены элементы налогообложения:

    1) объект налогообложения - им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;

    2) налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;

    3) налоговый период - под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога

    4) налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

    5)порядок исчисления налога ;

    6)порядок и сроки уплаты налога .

    Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

    За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.

    В первой части НК РФ дан перечень налогов и сборов, согласно которому в России устанавливаются следующие виды налогов и сборов :

    Федеральные

    Региональные

    Местные.

    1) Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

    К ним относятся:

    Налог на добавленную стоимость;

    Налог на доходы физических лиц;

    Налог на прибыль организаций;

    Налог на добычу полезных ископаемых;

    Водный налог;

    Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    Государственная пошлина.

    2) Региональными налогами и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам и сборам относятся:

    Налог на имущество организаций;

    Налог на игорный бизнес;

    Транспортный налог.

    3) Местными налогами и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ. К ним относятся:

    Земельный налог;

    Налог на имущество физических лиц.

    Следует отметить, что в перечне налогов и сборов отсутствуют патентные пошлины, таможенные пошлины, сборы за регистрацию баз данных ЭВМ, портовые сборы и др., также обладающие признаками обязательности и совершения, ответных юридически значимых действий со стороны государственных органов.

    Может применяться и иная классификация налогов и сборов. Например, по экономическим категориям, выделяются:

    - налоги на потребление (НДС, акцизы);

    - налоги на труд (налог на доходы физических лиц, социальные налоги);

    Налоги на капитал (налог на прибыль, налоги на имущество, налог на добычу полезных ископаемых).

    В зависимости от методов взимания налоги классифицируются на прямые и косвенные.

    Прямые налоги обращены непосредственно к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. При прямом налогообложении юридический и фактический налогоплательщики совпадают.

    Косвенные налоги включаются в цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя. При косвенном налогообложении юридический и фактический налогоплательщики не совпадают.

    Деление налогов на прямые и косвенные связано с теорией переложения налогов, обосновывающей особенности распределения налогового бремени и предполагающей, что косвенные налоги полностью перекладываются на потребителя через цену товара (работы, услуги), а бремя прямых налогов лежит на производителе (продавце) и эти налоги не оказывают влияния на цену.

    Однако, было замечено, что полностью перелагаемые или не перелагаемые налоги не существуют. Косвенные налоги не полностью переносятся на потребителя в связи с изменением цен на факторы производства, не эластичностью спроса, уклонением от уплаты налогов и другим причинам. В то же время прямые налоги могут частично перекладываться как на потребителей товаров налогоплательщика, так и на продавцов сырья и материалов.

    Различаются также:

      текущие (налог на доходы физических лиц) и разовые (государственная пошлина) налоги;

      общие (налог на прибыль организаций) и целевые (плата за пользование водными объектами) налоги;

      зависимые (налог на прибыль организаций) и самостоятельные (транспортный) налоги.

    Совокупность налогов, сборов и платежей, законодательная база (система законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов в бюджеты разных уровней) представляют собой налоговую систему Российской Федерации. Кроме того, в налоговую систему РФ входит совокупность государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов, контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.

    Государственными институтами, обеспечивающим администрирование и контроль за правильностью уплаты налогов и сборов являются финансовые, налоговые, таможенные органы и органы внутренних дел. Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему, которая состоит из Федеральной налоговой службы РФ, инспекций Федеральной налоговой службы субъектов РФ и муниципальных образований.

    Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

    Правовые нормы Ч.2 НК РФ, иных законов и подзаконных актов о налогах и сборах регулируют правовой режим налогообложения конкретными видами налогов.

    Выбор редакции
    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
    Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...