Состояние экономики и населения в 1990 1991. Начало экономической реформы


Экономика СССР накануне 1991 года

В динамике экономического развития за период 1976-1990 гг. (и за более длительный период) четко проявляется тенденция снижения темпов роста. Возможности экономического роста при существующей технологии практически полностью определялись возможностями расширения производства в капиталоемких добывающих отраслях. Все большую часть инвестиций приходилось затрачивать только на поддержание самой инвестиционной деятельности. Если учесть отсутствие действенных внутренних стимулов в использовании нововведений, то указанные тенденции стали причиной затухания технического прогресса в народном хозяйстве. В промышленности, несмотря на неоднократные попытки ускорить производство предметов потребления по сравнению со средствами производства, этого реально добиться не удалось. Развитие двух данных сфер промышленного производства шло параллельно. Только в 1988-1990 гг. темпы прироста производства предметов потребления заметно опередили темпы роста производства средств производства. Но эта ситуация не была следствием сбалансированного изменения пропорций, а явилась результатом процессов, приведших впоследствии к общему спаду производства.

Темпы роста сельскохозяйственного производства в периоде 1976-1990 гг. подвергались существенным колебаниям. Но если попытаться проследить динамику его развития, то она имеет ярко выраженную тенденцию к снижению. На рубеже 1989-1990 гг. и тренд, и реальная динамика производства сельскохозяйственной продукции перешли через нулевую отметку, и началось абсолютное снижение сельскохозяйственного производства.

Однако такое состояние экономики само по себе не могло привести к резкому спаду в 1990-1991 гг. Если попытаться продолжить тенденции 1976-1985 гг., то есть основание предполагать, что серьезных деформаций и эксцессов наступить не могло. Экономический рост оказался бы при этом близким к нулю.

Как это ни парадоксально, но спад производства в 1990-1991 гг. был во многом предопределен политикой "ускорения", декларированной после 1985 г. Попытка ее осуществить вызвала заметный всплеск темпов прироста капитальных вложений в период 1986-1989 гг., который нарушил сложившиеся тенденции и пропорции. В результате повышение инвестиционной активности резко повысило потребность в продукции топливно-энергетического комплекса и добывающих отраслей. После достижения в 1987-1988 гг. абсолютного максимума добычи нефти, угля, железной руды, производства стали и проката с 1989 г. добывающие отрасли остались без соответствующей росту добычи инвестиционной подпитки.

Динамика производительности труда идентична динамике национального дохода. Проводившаяся долгие годы политика полной занятости привела к искусственному сохранению числа занятых даже в условиях спада производства, и по крайней мере в 1990-1991гг. данная ситуация сохраняется.

Вышеуказанные тенденции позволяют сделать вывод, что в последние годы численность занятых не была фактором, ограничивающим рост производства, а основные ограничения находились во взаимосвязях между собой инвестициями и сырьем.

Характеристикой финансовой сбалансированности может служить соотношение между темпами роста денежных доходов населения и розничным товарооборотом.

Эти показатели в достаточной степени позволяют оценить уровень диспропорций в финансовой сфере. За период 1976-1985 гг. не было существенных расхождений между темпами прироста денежных доходов населения и розничного товарооборота, однако начиная с 1985 г., а особенно после введения в действие Закона о предприятии и начала функционирования кооперативного сектора экономики начал появляться все нарастающий разрыв между этими показателями. Если в 1985 г. разрыв составлял около 1,5 пунктов, а в 1987-1988 гг. около 3, то в 1990 г. он превысил 5 пунктов. В 1991 г. расхождение между доходами и товарооборотом приняло катастрофический характер.

Развитие экономики в период 1985-1990 гг. показывает, что в результате некомплексных, непродуманных и ошибочных решений, эклектической экономической политики народное хозяйство было выведено из состояния движения по равновесной траектории и к 1991 г. диспропорции приняли самовоспроизводящийся и необратимый характер.

Экономические тенденции в 1991 году

Экономическая конъюнктура в 1991 году складывалась в условиях крайней политической нестабильности. Автаркические тенденции в действиях суверенных республик в конечном счете привели к началу распада единой государственной и экономической структуры СССР. Российская экономическая политика должна быть направлена на преодоление деструктивных последствий этого процесса. Тем не менее сложившаяся структура размещения и функционирования производительных сил будет оказывать существенное влияние на характер развития экономики всех членов бывшего Союза, особенно России. В этой связи представляется необходимым провести тщательный анализ состояния экономики в кризисных точках (топливно-энергетический комплекс, военно-промышленный комплекс, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение), что позволит выявить позитивные моменты решения проблем экономических взаимоотношений в рамках СНГ и вне его, а также определить спектр возможных вариантов развития России в условиях формирования рыночных структур.

На характер развития экономики в 1991 г. существенное влияние оказывали следующие тенденции и факторы, действующие с различной интенсивностью в течение года:

Глубочайший кризис финансовой системы, обостренный проведением самостоятельной финансовой политики республик в первой половине года и характеризующийся полной потерей контроля государства, с осени 1991 года, над финансово-кредитной и денежно-ценовой политикой, ростом дефицита бюджета и государственного долга, высокими темпами обесценения денег и продолжающейся перекачкой финансовых ресурсов бюджета и предприятий в фонд оплаты труда и социальных выплат;

Разрыв хозяйственно-экономических и технологических связей между отраслями, предприятиями и регионами, разрушение единого экономического пространства;

Сокращение объемов и изменение структуры внешнетор-гового оборота, снижение экспортных возможностей, свободных валютных средств, рост государственного внешнего долга и расходов по его обслуживанию и, как следствие, резкое уменьшение импорта;

Сокращение объемов производства в добывающих отраслях промышленности, а также сельскохозяйственного производства, не компенсированное улучшением использования сырья, топлива и материалов, что усилило несбалансированность во всех отраслях народного хозяйства и обусловило резкое падение объемов производства в отраслях обрабатывающей промышлен-ности;

Катастрофическое снижение инвестиционной активности во всех сферах экономики при резком сокращении финансовых возможностей инвесторов и нарастающей несбалансированности капитальных вложений с материально-техническими ресурсами в результате стремительного роста оптовых, договорных цен и последующей их либерализация на строительно-монтажные работы, строительные материалы и оборудование;

Неконтролируемый рост цен в результате их общего административного повышения и значительного расширения практики и сферы действия.

Динамика обобщающих показателей развития экономики в текущем году свидетельствует о дальнейшем нарастании негативных процессов (см. табл. 1 и приложение). По предварительной оценке, по сравнению с соответствующим периодом 1990 г. произведенный национальный доход снизился на 16.8%, чистая продукция: промышленности - на 14.5%, сельского хозяйства - на 15%, строительства - 13%, транспорта - на 26% и оборот внешней торговли - на 35.7%.

Таблица 1. Основные показатели экономического развития СНГ и России в 1991 г. (темпы снижения в процентах)

Произведенный национальный доход

Объем промышленной продукции

Производство товаров народного потребления

в том числе:

непродовольственные товары

В т.ч.легкая промышленность

продовольственные товары

Розничный товарооборот

*По предварительным оценкам

**с учетом дефлятора цен

***по основным товарам, в натуральном выражении

По России объем валовой продукции снизился на 2.8% , валовая продукция сельского хозяйства - на 4.4% , а с учетом дефлятора цен - на 8-9 и 14.4% соответственно. Различия в показателях по России и Союзу в значительной степени объясняются различиями в методологии их расчетов в сопоставимых ценах.

Валовый национальный продукт России снизился по сравнению с предыдущим годом на 9-10%. Более медленное его падение по сравнению с национальным доходом связано с резким ростом материалоемкости производства и меньшим сокращением объема услуг и капитальных вложений.

В России темп снижения материалоемкости народного хозяйства составил 0.9%, фондоотдачи - 17% и производительности общественного труда - 11% по сравнению с прошлым годом.

Глубокая структурная деформированность экономики России выражается в гипертрофированных масштабах развития энерго- и материалопроизводящих секторов экономики и военно-промышленного комплекса.

Объем промышленного производства в России в 1991 г. был ниже уровня 1990 г. по всем комплексам: металлургическому - на 7,6%, топливно-энергетическому и химическому - на 4%. По машиностроительному комплексу произошло снижение выпуска основных видов продукции в натуральном выражении, а в стоимостном выражении рост производства связан с ассортиментным сдвигом в сторону дорогостоящих видов продукции и является следствием несовершенства методологии пересчета в сопоставимые цены; в ценах 1982 г. валовая продукция машиностроения снизилась примерно на 9%. Особое опасение вызывает дальнейшее падение продукции фондосоздающих отраслей, идущей на техническое перевооружение отраслей народного хозяйства, а также сокращение производства оборудования для легкой и пищевой промышленности, техники для сельского хозяйства, особенно фермерских хозяйств.

Наиболее быстрыми темпами продолжается спад производства в топливно-сырьевых отраслях, усиливающий ресурсную несбалансированность народного хозяйства и дальнейшее сокращение производства в отраслях обрабатывающей промышленности. Так, снижение в процентном отношении, к соответствующему периоду, прошлого года добычи топлива составило 6%, в т.ч. нефти - 10 (по России - 9-10), угля - 10 (по России - 11), газа - 0.3 (по России - 0.2 %).

Особое опасение вызывает падение добычи нефти, впервые наблюдаемое в нашей экономике, которая безусловно затронет как проблемы внутреннего потребления, так и проблему расширения экспорта. В текущем году сокращение экспорта нефти на 52 млн.т. (52%) привело к потере 10 млрд.руб СКВ по коммерческому курсу.

В результате снижения добычи топливных ресурсов и нестабильности их поставок наблюдается снижение выработки электроэнергии на 2%, в т.ч. на ТЭС - 3%, что не является типичным для экономики России. Электробаланс России оказался перенапряженным, возможности электроэнергетики по увеличению производства практически исчерпаны как с точки зрения резко возросшей ограниченности топливных ресурсов, так и технического состояния отрасли. Снижение потребления электроэнергии в России составило 1.8%. К концу года эти тенденции усилились, что привело к изменению режима работы ряда энергоемких производств (Дальний Восток, Забайкалье, ряд областей Центральной России). Продолжение этого процесса неминуемо скажется на работе сопряженных отраслей народного хозяйства России и в еще большей мере дестабилизирует экономическое положение.

В 1991 году спад промышленного производство в России проходил при примерно одинаковом снижении темпов роста группы "А" и "Б",хотя в 1990 г.группа "Б" выросло на 5.9% при падении группы "А" на 2.6% по сравнению с 1989 г.

Решение социальных и общеэкономических проблем осложняется падением производства сельскохозяйственной продукции. Текущий год является наихудшим за последнее десятилетие: снижение объемов производства ожидается на уровне на 7-8%, а с учетом дефлятора цен - 14-15%. По России снижение производства в сельском хозяйстве составит 8-9%, что в сочетании с нарушением межгосударственных договоров о поставках сельскохозяйственной продукции и сокращением импорта товаров потребительского назначения приводит к резкому падению производства в легкой и пищевой промышленности и усугубляет кризис на потребительском рынке.

Сокращение производства товаров народного потребления в 1991 году составило 4.5-5% (см.табл.1). Наряду с сокращением импорта, нарушение поставок товаров народного потребления в Россию из республик бывшего Союза усилило напряженность на потребительском рынке: удельный вес этих поставок снизился с 11% до 6%.

Напряженность на потребительском рынке усиливалась перераспределением товарных потоков, что выражалось в резком сокращении централизованных поставок и росте поставок по бартеру и прямым связям. При существующем уровне монополизма производства эти процессы усиливают натурализацию хозяйственных связей и являются одной из причин дальнейшего роста цен.

Негативное влияние на динамику производства продовольственных товаров оказывает продолжающееся снижение темпов производства и закупок сельскохозяйственной продукции. Сокращение производства продуктов питания по СНГ составило: по мясу - 11%, молоку - 10%, яйцам - 3%. В России сложилась еще более неблагоприятная ситуация: поставки в торговлю мясо-молочных продуктов снизились на 16-20%.

В декабре в связи с ожидающейся либерализацией цен поставки сельхозпродукции резко сократились, что в совокупности с ажиотажным спросом усилило напряженность на потребительском рынке.

Общая дестабилизация хозяйственных связей сопровож-далась катастрофическим ухудшением работы транспорта, объем валовой продукции которого снизился на 8%, а по объему грузооборота - на 8.5%. Проблема транспорта особенно остро стоит в России, на долю которой приходится более трех пятых всего грузооборота.

На динамику произведенного и используемого нацио-нального дохода существенное влияние оказывает изменение объема (более чем на треть) и структуры внешнеторгового оборота. По сравнению с прошлым годом снизились: импорт - на 41.7%, экспорт - на 30.7% (по России - 46% и 29% соответственно). Сальдо внешней торговли сложилось положительным в 6.3 млрд.инв.руб против отрицательного в 8.8 млрд.руб. в 1990 г.

В России в связи с тем, что сокращение импортных поступлений произошло в большей степени, чем экспорта, сложилось положительное внешнеторговое сальдо.

Сокращение импорта предметов потребления по непродовольственной группе товаров составило 35% к уровню прошлого года, что повлияло на динамику фонда потребления.

Несмотря на снижение фонда потребления на 7-8% (по России - 12-13%) по сравнению с 1990г., его доля в используемом национальном доходе остается достаточно высокой при резком снижении фонда накопления, особенно в основных фондах. При сложившейся ситуации крайне проблематичной становится возможность развития, обновления и воспроизводства основных фондов. Эта проблема приобретает особую остроту для России, на долю которой приходится около 60% всех основных фондов, большая часть которых, в силу своих возрастных и технико-экономических характеристик, не удовлетворяет потребностям структурной перестройки производства.

Заметно осложняет процесс воспроизводства действующих фондов неконтролируемый рост цен в капитальном строительстве. Хотя инфляция цен на инвестиционные товары идет более медленными темпами, чем на потребительском рынке, перераспределение средств на социальные нужды резко ограничивает инвестиционную активность. Это приведет к дальнейшему свертыванию производства как в краткосрочном, так и среднесрочном периодах.

Другим моментом, ограничивающим инвестиционные возможности, является резкое снижение доли амортизационных отчислений в капитальных вложениях из-за своевременно не проведенной корректировки амортизации (в связи с удорожанием продукции инвестиционных отраслей машиностроения).

Происходит свертывание инвестиционной деятельности по межрегиональным программам в связи с дефицитом бюджетных средств, что обесценивает средства застройщиков. По оценке физический объем капитальных вложений в 1991 г. сократится по сравнению с 1990 г. не менее чем на 25% (по России - на 15%, ввод в действие основных фондов - на 28%).

В 1991 г. произошло сокращение общего объема производственных инвестиций в России на 6-7%, а с учетом индекса цен - на 15%), при изменении соотношения между централизованными и нецентра-лизованными капитальными вложениями в пользу последних. Ухудшилось использование капитальных вложений: прирост незавершенного строительства составил 48 млрд.руб. Физический объем капитальных вложений сократился на 22 - 24 % к соответствующему периоду прошлого года, по централизованным источникам- более чем на 30 %.

Непроизводственные капиталовложения, особенно централи-зованные, также сократились под действием финансовых ограничений. Заметно снизился ввод в эксплуатацию жилых домов. По сравнению с уровнем прошлого года ввод жилья упал на 21%. Резко упали темпы строительства объектов социально-культурной сферы. Непроизвод-ственные капитальные вложения сократились на 10%.

Начинает меняться источники инвестиций в пользу собственных средств предприятий, а также негосударственных капитальных вложений. Это может явиться положительным моментом при поиске путей выхода из кризиса в капитальном строительстве, послужить основанием для привлечения в него частного капитала и иностранных инвестиций.

На протяжении всего года происходило падение розничного товарооборота и платных услуг, сопровождающееся устойчивым увеличением денежных доходов, разрывом между денежными доходами и потребительскими расходами - устойчивым источником наращивания инфляционного потенциала. Сохранение указанного опережения предопределит формирование дополнительно около 200-220 млрд. руб."горячих" денег, увеличив величину неудовлетворенного спроса населения до 500 млрд.руб.

Глубочайший кризис финансовой системы привел к резкому росту дефицита бюджета, государственного долга, быстрому обесценению денег и вхождению России в гиперинфляцию. Общий размер превышения денежных доходов населения над расходами составил в 1991 г. около 83 млрд.руб., что в 4.3 раза больше, чем в 1990 г.; выпуск денег возрос в 4.4 раза.

Россия в 1992-1993гг. Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, огромное количество не обеспеченных материальными ценностями денег на руках населения. С 1 января 1992 г. правительство, фактическим руководителем которого был Е. Т. Гайдар, приступило к осуществлению программы так называемой шоковой терапии. Были отпущены цены, решение о том, по какой цене продавать тот или иной товар, отныне устанав^ ливал производитель и продавец. Началась ваучерная приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий.
Первые итоги состояли в том, что удалось насытить рынок минимальным набором необходимых товаров, но при этом цены к середине года выросли в сотни раз, тогда как доходы населения - в 10-15 раз. Денежные накопления граждан фактически обесценились. Спад промышленного производства остановлен не был. Во второй половине 1992 г. под давлением парламентской оппозиции и директорского корпуса правительство увеличило денежные вливания в экономику, но эти уступки привели к подстегиванию инфляции. В декабре 1992 г. Верховный Совет добился отставки Е. Т. Гайдара, председателем правительства стал В. С. Черномырдин, с которым антиреформаторское большинство в парламенте связывало надежды на отказ от преобразований. Реформы действительно подверглись корректировке. Возросли финансовые вливания в убыточные предприятия, топливно-энергетический комплекс, однако общий курс на создание основ рыночной экономики (приватизация, свободное ценообразование, свобода внешней торговли) остался прежним. Социальная ситуация была сложной: инфляция оставалась крайне высокой, ускорилось имущественное расслоение, усилилась безработица.
В этой ситуации резко обострилось противостояние Президента Ельцина и Верховного Совета, реформаторски настроенной исполнительной власти и противившейся реформам власти законодательной. Последняя опиралась на поддержку так называемой непримиримой оппозиции (коммунисты и национал-патриоты). Вопрос стоял о продолжении или прекращении рыночных преобразований, о том, отойдет ли Россия от советской политической системы, утвердится ли она на демократическом пути развития. К весне 1992 г. Ельцину удалось добиться подписания почти всеми субъектами Федерации (за исключением Чечни и Татарстана) Федеративного договора. Это был шаг к новому конституционному устройству. Президентский проект предусматривал превращение России в президентскую республику. Верховный Совет такой вариант не устраивал, парламентарии вели дело к созданию парламентской республики с номинальным, не обладающим реальной властью президентом. Всенародный референдум в апреле 1993 г. показал, что общество твердо поддерживает Президента, проводимые социально-экономические преобразования и президентский вариант конституционной реформы. Однако референдум не прекратил противостояния: на вопрос о необходимости досрочных выборов парламента избиратели ответили отрицательно. Открытое столкновение становилось неизбежным.
21 сентября 1993 г. Президент издал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и назначил на декабрь выборы в новый парламент. Одновременно с выборами должен был пройти референдум о принятии новой Конституции. Парламент объявил этот указ неконституционным, а Президента низложенным. К присяге был приведен вице-президент А. В. Руцкой. Началось двухнедельное противостояние. 2-3 октября в Москве вспыхнули массовые беспорядки, было захвачено здание мэрии, организован штурм телебашни в Останкино. В ответ Президент ввел чрезвычайное положение, ввел в Москву войска. 4 октября после артиллерийского обстрела здание Верховного Совета было занято войсками, руководители беспорядков арестованы. С обеих сторон были человеческие жертвы. Общество восприняло происшедшее как трагедию.
12 декабря 1993 г. на референдуме был одобрен президентский вариант Конституции России. Согласно Конституции, Россия является демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления. Президент получил весьма широкие полномочия. Но президентской республикой Россия в точном смысле слова не стала, ибо за Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы, было закреплено право участвовать в формировании правительства (председателя правительства назначает по предложению Президента Государственная Дума), выносить импичмент Президенту. Конституция объявила носителем суверенитета и высшим источником власти в стране многонациональный народ России, закрепила многопартийность, многообразие форм собственности, гарантировала широкий круг прав и свобод человека. С принятием Конституции 1993 г. советский период истории нашего Отечества завершился.
На выборах в Государственную Думу неожиданную победу одержала Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского. На второе место вышел «Демократический выбор России» Е. Т. Гайдара. Удачно выступила КПРФ Г. А. Зюганова. Итоги выборов отразили общественное недовольство ходом реформ, растерянность, шок от происшедших в октябре событий. Россия в 1994-1996гг. Социально-экономическая ситуация в эти годы продолжала оставаться напряженной. Спад производства не был остановлен, инфляция оставалась высокой, динамика доходов свидетельствовала об углублении пропасти, разделявшей немногочисленный слой «новых русских» и основной массы населения. Вместе с тем появились и обнадеживающие признаки. Падение доходов населения к 1995 г. замедлилось, а в 1996 г. - прекратилось. Потребительский рынок демонстрировал уверенные тенденции к росту. Росло значение дополнительных источников доходов, в том числе - от предпринимательской деятельности. Однако этих обнадеживающих тенденций основная масса населения не замечала. Волновало и то, что дорожал транспорт, недоступными стали санатории и детские лагеря, платными становились отдельные услуги образования, здравоохранения.
Отношения исполнительной и законодательной власти в 1994-1995 гг. в целом складывались хотя и напряженно, но предсказуемо. Определенную позитивную роль сыграло подписание основными политическими силами (кроме КПРФ и аграриев) в апреле 1994г. Договора об общественном согласии.
В ноябре 1994 г. Президент РФ издал указ о вводе войск в Чечню с целью восстановления там конституционного порядка. Началась затяжная и кровопролитная чеченская война, завершившаяся в августе 1996 г. подписанием в Хасавюрте мирного договора: российские вооруженные силы из Чечни выводились. Военный конфликт в Чечне, унесший тысячи жизней, был крайне болезненно воспринят в российском обществе.
Кризис в экономике, снижение жизненного уровня населения, неудачная война в Чечне стали причиной неблагоприятных для Президента парламентских выборов 1995 г. Убедительную победу одержали коммунисты, второе место заняла ЛДПР. «Наш дом- Россия» - партия власти, возглавляемая В. С. Черномырдиным, оказалась лишь третьей.
Россия в 1996-2000 гг Летом 1996г. на президентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Г.А.Зюгановым победил Б. Н. Ельцин."Избиратели в очередной раз показали, что возвращения в прошлое (а именно такой представлялась им альтернатива курсу на продолжение реформ) они не хотят. Второй срок президентского правления Ельцина в целом надежд россиян не оправдал. С 1997 по 1999г. четырежды менялся глава правительства (В. С. Черномырдин - С. В. Кириенко - Е. М. Примаков - С. В. Степашин - В. В. Путин). В августе 1998 г. произошел тяжелейший экономический кризис, перечеркнувший достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля, росту доходов населения. Росла преступность. В обществе и средствах массовой информации обсуждался вопрос о коррупции в высших эшелонах власти, о всесилии так называемых олигархов (крупных предпринимателей, тесно связанных с властью). Отношения Президента и правительства, с одной стороны, и парламента - с другой, имели в эти годы конфликтный характер.
Вместе с тем с конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998г., заставившим потребителей вернуться к приобретению более дешевых отечественных товаров и тем самым стимулировавшим рост производства, и высокими ценами на нефть на мировом рынке.
Выборы в Государственную Думу 1999 г. изменили политическую ситуацию в стране. Большинство в Думе получило движение «Единство», открыто заявлявшее о своей проправительственной ориентации, и готовые к сотрудничеству с исполнительной властью группа «Регионы России», фракция Союза правых сил и др. Центристские позиции в Думе заняло движение «Отечество - вся Россия». Левая оппозиция (КПРФ, аграрии) осталась в меньшинстве.
Россия на современном этапе. 31 декабря 1999 г. Президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку. В марте 2000 г. на всенародных выборах убедительную победу одержал В. В. Путин, с августа 1999 г. занимавший пост главы правительства. С его именем население связывает твердую позицию в чеченском вопросе: летом 1999 г. террористические группы чеченцев и иностранных наемников вторглись на территорию Дагестана. В сентябре террористы взорвали жилые дома в Буйнакске, Москве, Волгодонске. Ответом стало решение о начале контртеррористической операции в Чечне.
Президент заявил о продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать коррупцию и преступность, твердом намерении повысить эффективность государственного аппарата, установить диктатуру закона. Одним из первых шагов стали его указы об учреждении в России семи федеральных округов и назначении в них полномочных представителей Президента, о реформе Совета Федерации, о приведении законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным.
В 2000 -2003 гг. в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли серьезные позитивные перемены. Продолжился экономический рост. Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к проведению налоговой, судебной, земельной, банковской реформ, принять закон о государственной символике РФ и др. Одобрен Земельный кодекс. К важнейшим достижениям следует отнести стабнлизащч социально-экономической С1Пации в России.

Вопросы для повторения

1. Расскажите об основных принципах экономической реформы 1965 года и развитии хозяйственного расчета в 1960-1970 годах.

2. Как проходила экономическая реформа в сельском хозяйстве?

3. Чем обусловлен процесс отхода от принципов экономической реформы?

4. Расскажите о проявлениях теневой экономики в 1970-1980-х годах.

5. Какие изменения происходили в составе трудовых ресурсов страны в 1970-1980-х годах?

6. Как осуществлялся на практике лозунг «Нефть любой ценой» в 1960-1980-х годах?

7. Как были использованы нефтедоллары в экономике СССР?

8. Расскажите о выполнении Продовольственной программы, Программы мелиорации и переброски части стока сибирских рек.

9. Что вы знаете о начале «перестройки» в СССР? Какие иллюзии существовали в этот период в обществе?

10. Что означал курс на «ускорение социально-экономического развития страны»?

11. Как проходила экономическая «перестройка» СССР?

12. Что вы можете рассказать о военных расходах СССР в конце 1980 - начале 1990-х годов?

13. Что вы знаете о положении в сельском хозяйстве в конце 1980 - начале 1990-х годов?

14. Как происходило ослабление экономического и политического единства Советского Союза?

15. Расскажите об экономической обстановке в СССР в 1990-1991 годах и денежной реформе 1991 года.

16. Каковы экономические причины распада СССР?

ГЛАВА 15. Экономические и социальные преобразования в России в конце XX - начале XXI вв.

Осенью 1991 года положение в экономике СССР ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский рынок практически не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля проводилась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из-за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране. Просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам и они выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 года правительство закупило менее 20% урожая.

Дефицит бюджета составлял 20% ВВП и практически вышел из-под контроля. Иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и зарубежные банки не хотели больше предоставлять их, поскольку в декабре 1991 года страна не могла выплатить по ним проценты. Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало низкого уровня - всего 289,6 т, что было несопоставимо с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энерго- и теплоснабжением из-за неритмичных поставок топлива.



В этих экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых и решительных мер, ответственность за судьбу страны в ноябре-декабре 1991 года взяло на себя российское правительство во главе с президентом Б.Н. Ельциным, предложившее два варианта дальнейших действий .

В соответствии с первым вариантом следовало сначала стабилизировать экономическую обстановку при помощи традиционных советских методов: ужесточения снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров. И только после этого можно было приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ. Такую последовательность действий предусматривала Программа 500 дней.

Второй вариант открывал перспективу быстрого проведения рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на стабилизацию ситуации: ограничением бюджетного дефицита, рестриктивной кредитной политикой и т.д. При этом институциональные реформы дополняли бы макроэкономическую стабилизацию.

Первый вариант был более понятен как для руководителей всех уровней, так и для народа, ожидавшего от государства быстрейшего преодоления хозяйственных трудностей. Но реализация этого варианта упиралась в одну проблему: в стране на этот период не было политических и организационных механизмов, которые смогли бы осуществить «административную стабилизацию». Фактически распалась жесткая властная вертикаль, органы принуждения и правопорядка были основательно подорваны, т.е. Россия получила в наследство от СССР ослабленные государственные институты, которые надо было теперь создавать заново.

Второй вариант был сложен и малопонятен как для населения, так и для хозяйственных руководителей. Этот вариант в любом случае делал политиков, осуществлявших его, крайне непопулярными среди народа, так как был связан с болезненными шагами. Экономика страны должна была очень быстро переходить к совершенно новым методам хозяйствования, к чему никто не был подготовлен. Этот путь был сопряжен и с обязательным скачком цен, связанным с существованием огромного инфляционного «денежного навеса». Такие шаги сразу отбрасывали романтическую «перестроечную» иллюзию о всесильном и популярном правительстве.

Президент Б. Ельцин после некоторого колебания сделал выбор в пользу второго варианта, и в ноябре 1991 года было сформировано новое правительство . В этот период всем казалось, что основная политическая борьба в стране завершена и что все силы должны быть направлены на проведение экономических преобразований. Исходя из этого, Президент России приостановил реформу политической системы, сохраняя ее прежней, что, как оказалось позже, было большой ошибкой. Ведь в советской Конституции не было четкого разграничения полномочий между ветвями власти (да этого и не требовалось в условиях тоталитарного строя). Этот фактор стал в скором времени одним из важнейших препятствий на пути экономических реформ.

Кроме того, сохранялась неопределенность в отношениях с некоторыми бывшими союзными республиками, поскольку их руководители принимали решения, которые шли вразрез с курсом российского руководства, что непосредственно отражалось на состоянии экономики России. И лишь подписание договора о создании СНГ дало возможность правительству России взять под свой контроль финансовую и денежную систему, начать разработку и проведение независимой экономической политики.

Реформы начались с либерализации цен в январе 1992, что привело к наполнению внутреннего рынка продовольственными и промышленными товарами. Однако за год цены выросли в десятки раз. Большинство населения получала мизерные зарплаты и пенсии, а денежные накопления обесценились. Разрушались оставшиеся без государственного финансирования системы бесплатной медицины, образования и науки. Россия столкнулась с безработицей. Всё это вело к массовому обнищанию населения.

“ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ”

В постперестроечный переходный период (1992-1993) вслед за политическим оформлением новой власти в 1991 г. происходит утверждение экономических и конституционных основ нового государственного устройства России. При этом главную задачу новое руководство страны видело в закреплении политических изменений в российском обществе. Экономика России, ее конституционное устройство должны были прийти в соответствие с новым политическим строем страны, что подразумевало переход к рыночной экономике, ее демонополизацию и приватизацию, создание класса частных предпринимателей и собственников, укрепление власти президента.

На V съезде народных депутатов Российской Федерации (октябрь 1991 г.) Б. Ельцин выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающей либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Учитывая сложившееся тяжелое экономическое положение, депутаты в целом одобрили программу и даже наделили президента дополнительными полномочиями для ее проведения. 6-8 ноября 1991 г. было сформировано правительство во главе с Б. Ельциным и двумя вице-премьерами: Г. Бурбулисом (отвечавшим за политические вопросы) и Е. Гайдаром (министром экономики и финансов, курировавшим экономическую реформу). При правительстве также действовал институт советников, где ведущая роль принадлежала американскому экономисту-либералу Д. Саксу.

2 января 1992 г. был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике - осуществлена либерализация цен и торговли. По замыслу вице-премьера Е. Гайдара это должно было вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Однако недооценка монополизации производства, а также самоустранение правительства от контроля над формированием цен, привело к их неконтролируемому всплеску. В январе 1992 г. рост цен составил 1000-1200%, а к концу года они увеличились не менее чем в 26 раз. При этом увеличение зарплаты в 1992 г. произошло лишь в 12 раз. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. В этих условиях правительство Ельцина-Гайдара не смогло выполнить обещанных социальных гарантий при проведении реформ. Политика "шоковой терапии", не подкрепленная западными кредитами и инвестициями, тем не менее продолжалась, и главной целью была объявлена стабилизация финансовой системы, создание бездефицитного бюджета за счет прекращения дотаций убыточным предприятиям и отраслям, снижение социальных выплат населению. Стабилизация финансов России должна была вызвать, по мысли Гайдара, рост внешних и внутренних инвестиций в российскую экономику.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

УГРОЗА ГОЛОДА

К решению вопроса о либерализации цен руководство России подошло в своеобразной ситуации, важнейшие черты которой состояли в следующем:

— отрицание значительной частью населения идеи введения свободных цен,

— недоверие к любым мерам по социальной защите и поддержанию жизненного уровня,

— ожидание голода,

— рост недовольства.

Опрос, проведенный в ноябре 1991 года, показал, что более половины россиян не поддерживает переход к свободным рыночным ценам, лишь четверть одобряет эту меру. Только 9% граждан — участников опроса ждут улучшения положения. Характерные черты потребительского поведения населения — ажиотажный спрос, бегство от денег…

Ситуация со снабжением городов продовольствием в 1991 году напоминает трагические реалии 1917 года. Из Новгорода сообщали: "Фонды муки на второе полугодие выделены на 6500 тонн меньше фактического расхода прошлого года. Все это вынудило ввести повсеместно нормированный (карточный) отпуск хлеба населению, из расчета 400 граммов на душу населения". Ю. Лужков в ноябре 1991 года докладывал: "Правительство Москвы доводит до Вашего сведения, что снабжение населения продовольственными товарами продолжает оставаться критическим... Из-за недостаточности ресурсов в объеме 40 тыс. тонн и прекращения отгрузки масла животного с Украины, Эстонии, Латвии и Молдовы торговля им осуществляется периодически, остатки масла животного отсутствуют. По союзному контракту закуплено по импорту 20 тыс. тонн масла животного. Необходимо весь закупленный объем направить в Москву... В январе 1992г. Москва может остаться без продовольствия". Информация из Читинской области: "Выделено муки по 260 г на человека. Это ниже нормы военного времени, ситуация с обеспечением хлебом критическая".

Разница между 1917 и 1991 годами была в духе времени. В 1917 году в мире доминировало представление, что усиление влияния государства на экономическую жизнь — благо. Базой таких убеждений были социальные проблемы, порожденные началом современного экономического роста, индустриализацией. В благотворность прямого государственного регулирования в начале ХХ века верили все: эксперты, высокопоставленные чиновники, политики. Без учета этого трудно понять, почему царское правительство, Временное правительство, правительство большевиков с разной степенью эффективности и жестокости проводили продовольственную политику, в основе которой лежало принудительное изъятие зерна у крестьян по ценам, не соответствующим условиям рынка.

На этом интеллектуальном фоне идея В. Ленина о походе в деревню за хлебом с пулеметами не представлялась чем-то экзотическим. Он лишь доводил до логического завершения то, о чем думали квалифицированные специалисты того времени по продовольственному делу.

Осенью 1991 года, когда Россия столкнулась со схожими проблемами продовольственного снабжения городов, с угрозой голода, интеллектуальная атмосфера в мире была иной. Убеждение в благотворности государственного регулирования экономики перестало быть символом веры. В России убеждение в том, что государственные органы способны эффективно решать проблемы, встающие перед страной в условиях кризиса, была подорвана 70-летним всевластием государства. Идея, что, столкнувшись с дефицитом зерна, можно добыть его, посылая вооруженные отряды в богатые хлебом регионы, правительство всерьез не обсуждало. Хлеб крупным городам был необходим. Конфисковать его невозможно. Валюты, чтобы его купить за рубежом, нет. Остается одно: получить продовольствие, заплатив цену, которая будет приемлема для его производителей. Собственно, в этом суть либерализации цен, путь, подобный тому, которым пошел В. Ленин в 1921 году, когда столкнулся с угрозой потери власти.

Как и тогда, сама по себе либерализация цен в 1991 году не давала гарантий решения проблемы снабжения городов продовольствием. Ключевым был вопрос: будет ли село продавать городу зерно за ненадежные, обесценивающиеся рубли? Именно от этого зависело, повторится ли катастрофический сценарий событий времен русской революции начала ХХ века.

Осенью 1991 года российские власти приняли решение не посылать продотряды в деревню, а формировать свободный рынок продовольствия, не имея гарантий, что денежное предложение удастся удержать под контролем, инфляция не достигнет уровня, при котором производители зерна откажутся продавать хлеб городу.

В октябре 1991 года мы предполагали, что можно отложить либерализацию цен до середины 1992 года, а к тому времени создать рычаги контроля над денежным обращением в России. Через несколько дней после начала работы в правительстве, ознакомившись с картиной продовольственного снабжения крупных российских городов, был вынужден признать, что отсрочка либерализации до июля 1992 года невозможна. В этом случае к лету 1992 года мы окажемся примерно там же, где были большевики летом 1918-го. Оставалась единственно возможная линия в экономической политике, дающая шансы на предотвращение катастрофы, — либерализация цен, сокращение подконтрольных государству расходов, скорейшее отделение денежной системы России от денежных систем других постсоветских государств. Речь шла о развитии событий в ядерной державе, стабильность которой во многом зависела от того, что будет происходить с продовольственным снабжением городов. Решение было одним из самых рискованных в мировой истории.

Материалы первого заседания российского правительства, сформированного в ноябре 1991 года, наглядно показывают, что в те дни никто не знал, как решить неразрешимую задачу. Отсюда колебания относительно того, когда и как либерализовать цены, как это сочетать с обеспечением контроля над денежным обращением. Было лишь понятно, что страна оказалась в экстремальной ситуации…

Отставив идею посылки продотрядов в деревню, правительство могло принять лишь одно решение: ввести рыночные цены на продовольствие. Как показал опыт 1917—1921 годов, если свободной торговле не мешать, то даже при дезорганизации денежного обращения есть шансы, что снабжение городов будет удовлетворительным. Получится ли это на практике — знать не мог никто, но другого выхода не было. Надежда, что рынок заработает, была мотивом принятия решения о либерализации цен 2 января 1992 года.

То, что это решение будет непопулярным, понимали практически все. Это подтвердил опрос, проведенный ВЦИОМ в январе — феврале 1992 года. Но это решение спасло страну. Отметим, что союзное руководство, столкнувшись с экономическим кризисом, обладая армией, КГБ, возглавляя многомиллионную партию, не решилось пойти на либерализацию цен. Оно предпочло закрыть глаза и надеяться, что ситуация разрешится сама собой.

Е.Т. Гайдар. Смуты и институты

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН И ОТСТАВКА ГАЙДАРА

Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые - повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О свободе торговли». В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.

Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.

В своих выступлениях накануне либерализации Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%.

В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял Постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором: отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности; предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.

13 апреля Гайдар заявил об отставке правительства, мотивируя ее тем, что принятое на Съезде постановление о ходе реформ фактически означает несогласие депутатов с экономическим курсом, проводимым правительством, а предусматриваемые им дополнительные бюджетные расходы не позволят воплотить в жизнь этот курс без катастрофических для экономики последствий.

В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы.

После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета - начале осени 1992 года.

Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку.

Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни.

Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка, но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис.

Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления.

- 77.00 Кб

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Истории»

по дисциплине «История»

на тему: «Состояние российской экономики к концу 1991 года»

Выполнила:

студентка группы ФК 1-3

Айсанова Марина

Научный руководитель:

к.и.н., доц. Муравьева Л.А.

Москва 2010

1. Введение.

2. Состояние экономики к 1991 году. Предпосылки реформ.

3. Экономические процессы 1991 года и их последствия.

4. Состояние российской экономики к концу 1991 года.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

7. Приложения.

1. Введение.

Нет дела, коего устройство было бы труднее, опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.

Кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые.

Никколо Макиавелли

«Государь»

Современная экономическая теория основывается на представлении, что экономическую жизнь государства определяют его институты – правила, устанавливающие отношения между людьми, страной, организациями. Мысль, что привычные установления важны для экономического роста, трудно назвать новой. В этом суть классической работы А. Смита «Исследование о причинах и природе богатства народов».

После начала рыночных реформ прошло уже два десятилетия. Отношение к ним в обществе до сих пор неоднозначное, их итоги вызывают яростные споры. Несомненно, реформы были необходимы на тот момент, но самым главным вопросом остается один: к чему они привели? 1991 год был богат экономическими реформами. Вследствие изменений в политике экономика страны пребывала в плачевном состоянии. Всё зашло в тупик.

На мой взгляд, эта тема особенно актуальна сегодня, когда наша страна в стадии перехода к рыночной экономике. Нужно помнить, что экономическая история нашей страны, в частности горький опыт 90-х, приучил нас к тому, что никакие изменения не могут принести однозначно положительных результатов. Я думаю, что необходимо знать и помнить уроки 90-х. быть может именно они помогут избежать таких же потерь и урона.

Итак. 1991 год. Какую роль он сыграл в становлении Российской экономики? Почему именно этот год стал переломным в истории нашей страны? И каковы были его последствия для экономики страны и населения в целом? Именно на эти вопросы я постараюсь ответить в своей работе.

2. Состояние экономики к 1991 году. Углубление экономического кризиса.

К началу 1991 года союзная власть уже слабо контролировала общественно-политическую ситуацию в стране. Некоторые ученые сравнивали Советский союз со зданием, на каждом этаже которого медленно, но неумолимо расползались стены. 1

Экономическая самостоятельность предприятий выводила их из-под контроля министерств. Привыкшие работать по государственным планам, страдая от жесточайшего дефицита и распада хозяйственных связей, директора предприятий искали поддержки у республиканских властей. Кризис в сфере производства, связанный с развалом административно-командной системы и отсутствием на то время рыночных регуляторов сильно углубился. Практически по всей стране наблюдался тотальный дефицит товаров. Шахтерские забастовки привели к падению добычи угля. В свою очередь это приводило к снижению производства почти во всех энергоемких отраслях.

Если просматривать динамику производства 1976-1990 гг. можно заметить четко вырисовывающуюся тенденцию к снижению роста. Помимо социальных факторов, на мой взгляд, невозможность увеличения темпов роста производства объяснялась тем, что практически на всех заводах имеющееся оборудование было морально и физически устарелым.

Катастрофически снижались валютные доходы государства от экспорта нефти и другого сырья, что неуклонно приближало страну к банкротству. 19 февраля председатель Совета Министров СССР на заседании президиума Верховного Совета СССР сообщил, что задолженность СССР странам Запада выросла до 326 млн. инвалютных рублей. 2 По его же данным в апреле в 1991 году, с учетом роста цен, требовалось уже почти 60 млрд.

Росла потребность в валюте, чтобы приобретать продовольствия за рубежом. Колхозы и совхозы снизили невыгодные для них поставки зерна государству. Цена же пшеницы на мировом рынке выросла с 133 долларов 1987 году до 176 долларов за тонну к началу 90х. Было принято решение платить за зерно, поставляемое сверх плана. Казалось бы, справедливое решение. Но это лишь обострило положение, ведь государству было нечем платить.

Основным источником валютных средств оставался экспорт ресурсов (в первую очередь, нефти), но и он зависел от цен на нефть и от объемов ее добычи. Недостаток валюты лишал страну необходимых товаров: медикаментов, продовольствия, оборудования для предприятий, в том числе и для нефтяной отрасли, что еще сильнее обостряло валютный кризис. Осенью 1990 года государство признало свое экономическое положение чрезвычайным. И как не парадоксально, не смотря на такое критическое положение в стране, государство продолжала финансово поддерживать странам, в которых развивался и зарождался коммунизм.

В конце апреля 1991 года цены на нефть резко упали со 100 долларов за тонну до 68. потеря государственного бюджета равнялась 10 млрд. рублей. На заседании Совета безопасности при обсуждении мер по стабилизации работы промышленности были приведены следующие данные. Импорт снизился на 45%. Практически все закупки на внешнем рынке делались в кредит. Общая сумма полученных кредитов и тех, по которым велись переговоры достигла 16 млрд. рублей. Если за экспорт оружия раньше получали до 5 млрд. рублей, то в 1991 году могли рассчитывать лишь на 1,5 – 2 млрд. 3 .

Финансовый хаос в СССР беспокоил деловые круги Запада. Тема неплатежеспособности великой империи активно обсуждалась в печати всего мира. Получение же кредитов от Европы от этого становилось только проблематичней.

Период 1989 – 1991 гг. был периодом острейшей дефицитности экономики. В эти годы денежное обращение было подорвано как неумеренным печатанием денег центральными властями, так и сепаратистскими действиями стремившимися к развалу союза руководителей республик (неуплатой республиками федеральных налогов). Возник так называемый денежный навес - избыток денег по сравнению с товарной массой. Полки магазинов зияли пустотой. Потребители практически ничего не могли купить не потому, что не хватало денег, а потому что за эти деньги никто не хотел продавать.

В условиях дефицитности экономики предприятия перешли к бартерному обмену: требовали от покупателей за свои товары наиболее ходовые продукты, а затем выменивали на них необходимые материалы и сырье. Тем же занималось население: для этого времени было характерно широкое использование в России специфических «жидких денег» - водки.

Итак. К 1991 году экономика страны прибывала в упадке. Увеличивалась социальная напряженность в стране. Стремительно падал международный авторитет страны и доверие к ней. Население понимало необходимость реформ, но не хотело мириться с ними. Медленно, но верно, подобно снежному кому, кризис экономики всё больше расширялся, захватывая и все другие стороны жизни населения.

3. Экономические процессы 1991 года и их последствия.

Итак. 1991 год.

Думаю, необходимо отметить, что в этот период союзные и республиканские власти принимали некоторые решения, не заботясь о том, где взять деньги на их реализацию, что и усугубляло кризис. Так, в соответствии с постановлением Верховного совета СССР «О повышении минимального уровня зарплаты бюджетникам» от 12 января 1991 года, на социальную поддержку населения было выделено 47,6 млрд. рублей. А депутаты РСФСР решили направить не менее 15% национального дохода на поддержку сельского населения и выделить значительные средства Чечено-Ингушетии, в частности, на улучшение экологической обстановки в Грозном – 100 млн. рублей. 4 Экономический кризис, угроза голода, межнациональные конфликты на территории державы, «напичканной» ядерным оружием, подрывали авторитет союзной власти. Она оказалась на исторической развилке: как удержать республики в составе СССР – силой оружия или договором?

Исполнить союзный бюджет 1991 года за счет налоговых поступлений было практически невозможно. Его формирование полностью зависело от союзных республик, которые в новых условиях не торопились выполнять свои союзные обязательства. Они игнорировали союзные законы и подзаконные акты, отдавая предпочтение республиканскому законодательству, которое бурно развивалось благодаря активной деятельности республиканских парламентов.

Главным источником доходов союзного бюджета стала рублевая эмиссия Госбанка СССР, которая с апреля 1991 года стремительно росла по месяцам: апрель – 4, 77 млрд. рублей, май – 5,50, июнь – 18,74, июль – 19,87, август – 17,13. 5

В январе 1991 года новым премьером был назначен В.С. Павлов, занимавший пост министра финансов в прежнем союзном правительстве. Он начал свою деятельность с денежной реформы – обмена 50-рублевых и 100-рублевых купюр на новые с ограничением суммы обмена, объяснив это тем, что слишком много денег скопилось в руках преступников и ушло за границу. На самом же деле это была попытка сократить денежную массу в стране. Обмен был плохо организован и вызвал негативную реакцию населения, которые считали ограничения по суммам обмена несправедливыми. В сберкассах выстраивались многотысячные очереди. Еще одной крайне непопулярной мерой правительства стало введение налога с продаж. Покупая любой товар, человек обязан был платить на 5 % больше, чем указанно на ценнике. Это было воспринято как неявное повышение цен.

Реальных шагов по переходу к рыночной экономике союзный центр так и не сделал. Только в апреле В.С. Павлов выступил на сессии Верховного Совета СССР с новой антикризисной программой, ориентированной на совместную деятельность союзной и республиканских властей. Но программы и инициативы союзного правительства уже мало что значили. Оно не владело финансовыми рычагами, которые перешли в руки республик. Возможности же административного давления центра таяли на глазах.

Обстановка в Москве, наводненной войсками, была более, чем напряженной. В марте 1991 года проходил III Съезд народных депутатов. Съезд одобрил предложенную Б.Н. Ельциным программу радикальных экономических реформ. 6

Союзное руководство проигрывало соревнование в проведении политических и экономических реформ, и, как следствие, теряло поддержку населения. Это хорошо видно на примере приватизации. Верховный Совет РСФСР после трехдневной дискуссии 3 июля 1991 года принял закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Союзные власти тоже внесли на рассмотрение Верховного Совета СССР законопроект «О разгосударствлении и приватизации промышленных предприятий». Небольшая дискуссия на заседании Верховного Совета СССР возникла лишь в связи с тем, что законопроект открывал легальный путь для передачи большей части предприятий «теневым» и криминальным структурам. Закон прошел через голосование в Верховном Совете практически без прений, но так и не был реализован.

Практически всё лето 1991 года прошло под знамением так называемой «войны законов». После референдума о сохранении СССР 17 марта ситуация в стране не стабилизировалась. Самым важным на тот момент считался вопрос о союзных налогах, который так и не был урегулирован. Августовский путч, при помощи которого центр надеялся вернуть власть, закончился его полным поражением. И, как следствие, поражением Коммунистической партии.

Ситуация на внешнем рынке оставляла желать лучшего с самого начала года. Экспорт и импорт резко уменьшались в данных условиях. Был нарушен механизм валютных поступлений, который помогал хоть как-то выплачивать внешний долг, и, таким образом, поддерживать доверие иностранных кредиторов, которое резко пошатнулось во время кризиса. В декабре 1991 года обанкротился Внешэкономбанк. Государственная власть была не в состоянии поддерживать курс рубля даже в минимальной степени.

Думаю, справедливо было бы отметить, что основным фактором, тормозящим развитие страны, было противодействие Центра и Союзных республик. В такой тяжелый для всей экономики момент им нужно было напротив, объединиться.

4. Состояние российской экономики к концу 1991 года. Начало 1992 г.

К концу 1991 года кризис в экономике на территории страны достиг критической фазы. Усилились спад производства и инфляция, которые стали наиболее характерными чертами того периода. По всей стране – практически полный развал финансовой системы. После распада СССР правительство объявило, что оно отменяет регулирование цен на 90% товаров широкого потребления. Однако, оно все еще контролировало цены на электроэнергию, газ, хлеб, сахар и другие товары первой необходимости (см. Приложение №1, №2).

Был взят курс на программу макроэкономической стабилизации. Она предусматривала проведение мероприятий для достижения экономической стабильности в стране. Правительство ограничивало государственные расходы, пытаясь стимулировать реализацию национальных проектов. Нельзя отрицать, что эта программа уменьшила дефицитность товаров.

Но в то же время государство пыталось покрыть расходы союзного бюджета за счет эмиссии, чем лишь ухудшило ситуацию. Население, уже не знало чему верить и какой стороны придерживаться. По всей стране стремительно распространялась натурализация торговых отношений. Фактически происходил «второй взлет бартерной экономики» 7 . В результате либерализации цен дефицитность экономики, которая была основной проблемой 1989 -1991 года, резко пошла на спад, а затем и исчезла. Рост цен уничтожил денежный навес – спрос больше не мог поглотить вздорожавшую товарную массу. Но пришла другая проблема: в стране бушевала гиперинфляция. Предприятие продавало товар, а когда через 2-3 месяца приходил платеж, реальная покупательная способность вырученной суммы успевала сократиться в несколько раз. Более того, недобросовестные покупатели сознательно затягивали платежи, а банки – их перевод получателю. При этом получатель постоянно рисковал с учетом инфляции не получить ничего. Выход был найден в бартере. Практически треть всех сделок совершалась на бартерной основе.

Описание работы

После начала рыночных реформ прошло уже два десятилетия. Отношение к ним в обществе до сих пор неоднозначное, их итоги вызывают яростные споры. Несомненно, реформы были необходимы на тот момент, но самым главным вопросом остается один: к чему они привели? 1991 год был богат экономическими реформами. Вследствие изменений в политике экономика страны пребывала в плачевном состоянии.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...