Влияние экономических процессов на людей. Негативное воздействие экономики на жизнь людей


Различают факторы, прямо воздействующие на формирование уровня жизни, и факторы, оказывающие на него косвенное влияние, т. е. его обуславливающие.

К факторам, прямо воздействующим на формирования уровня жизни, относят: уровень доходов населения; объем и структура потребления материальных благ; обеспеченность жильем; уровень развития здравоохранения; уровень развития просвещения; уровень развития культуры; уровень социального обеспечения; величина свободного времени; условия отдыха и т. д.

К факторам, обуславливающим уровень жизни, относят: степень занятости трудоспособного населения; продолжительность рабочего времени; интенсивность труда; состояния охраны труда и техники безопасности на производстве.

Факторы, формирующие уровень жизни, характеризуют жизненные условия людей вне сферы материального производства. К факторам, оказывающим косвенное влияние на уровень жизни людей, а также условия труда, складывающие на производстве и определяемые уровнем его развития.

К наиболее значимым факторам, определяющим динамику уровня жизни населения, относится уровень производительных сил и производственных отношений в обществе, технический прогресс, экономический потенциал общества (его национальное богатство), способами распределения общественного продукта, политические и социальные факторы.

Все факторы тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и требуют их комплексного рассмотрения при решении проблемы повышения уровня жизни в стране.

Естественно страны с эффективной экономикой и значительным общественным богатством способны обеспечить своим гражданам более высокие жизненные стандарты и социальные гарантии, чем экономически отсталые страны. То же самое касается и стран с преобладающим трудоспособным населением и высоким уровнем занятости.

Наиболее существенными факторами, которые могут кардинально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее.

Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране.

Очевиден тот факт, что политика и экономика страны тесно взаимосвязаны. Они способны поддерживать, корректировать либо ""мешать"" друг другу.

Это можно проследить на примере не так давно легально появившегося в российской экономической действительности предпринимательства, которое в своем развитии прошло несколько этапов. На каждом из них предпринимательский слой численно рос и обновлялся, в него вливались представители новых социальных и возрастных групп, обладающие различной социально-политической культурой. В этих условиях менялось и отношение предпринимательского корпуса к политике и политическому действию.

""Теневой бизнес"" расцвел еще в 60-70-е годы. В обществе, где предпринимательская деятельность преследовалась законом, а свободное политическое пространство отсутствовало, дельцы ""теневой экономики"", которых лишь условно можно назвать предпринимателями, были поглощены зарабатыванием денег. Привыкшие к осторожности и действующие с оглядкой, эти люди не стремились занять место на политической сцене. Перестройка открыла новый этап в развитии предпринимательства. Его деятельность была легализована, в стране начал складываться новый альтернативный сектор экономики, который позволил многом получить источник дополнительного дохода. Развитие предпринимательства совпало с мощным демократическим подъемом в стране. В 1988-1990 годах практически все члены российского предпринимательства включились в политическую жизнь (участвовали в митингах, собраниях, манифестациях, работали в клубах избирателей). Вновь созданные коммерческие структуры оказывали финансовую помощь политическим партиям и движениям демократической ориентации, финансировали избирательную программу их кандидатов. То есть люди получили возможность не только зарабатывать деньги, но и непосредственно участвовать в политической жизни страны.

Таким образом, видно, что изменение концепции социального развития, в нашем случае переход от прямого и непосредственного управления экономикой со стороны государства к свободному рыночному механизму и построению общественной жизни на демократических принципах, прямо и косвенно отражается на уровне благосостояния населения и его отдельных групп. Переход России к рыночным отношениям, развитие предпринимательства, отказ от планирования и так далее, прежде всего, отразились на реальных доходах большинства населения страны. Далеко не все смогли сориентироваться в быстро меняющихся условиях и заняться частным предпринимательством, что привело к скоплению денежных сбережений семей в руках незначительного меньшинства. Наиболее подготовленными к новому курсу, к процессу приватизации представители партийной номенклатуры и лидеры ""теневой экономики"". Более того, в период перестройки в перераспределение пошла и значительная часть необходимого продукта, то есть реальная оплата труда, пенсии, сбережения в сберкассах. В результате чего было коренным образом подорвано доверие к новому строю и к политической власти, осуществляющей курс на рыночную экономику.

Для завоевания этого доверия необходимы реальные меры в области национальной трудовой политики, которые охватывали бы различные компоненты уровня жизни, а именно занятость, условия и оплата труда, социальные гарантии, и повышение роли государства в регулировании трудовых отношений.

Сильное влияние на уровень жизни населения оказывают экономические факторы, куда относятся наличие экономического потенциала в стране, возможности для его реализации, величина национального дохода и так далее.

Об уровне жизни в стране можно судить и по соотношению обеспеченных и бедных слоев населения.

Минимальные жизненные потребности россиян оцениваются в настоящее время по набору товаров и услуг, включенных в прожиточный минимум. Продовольственный набор для расчета прожиточного минимума разрабатывается специалистами Института питания Академии медицинских наук России. Структура бюджета прожиточного минимума включает в себя, помимо расходов на питание, расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи.

На сегодняшний день прожиточный минимум в Томской области составляет за II квартал 2013 г. В расчете на душу населения она составляет 7967 руб. (за I квартал 2013 г. - 7232 руб.), для трудоспособного населения - 8428 руб. (ранее - 7721 руб.), для пенсионеров - 6391 руб. (ранее - 5725 руб.), для детей - 8124 руб. (ранее - 6810 руб.). Также указывается величина прожиточного минимума для районов и муниципальных образований области.

Распоряжение вступило в силу со дня подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2013 г.

Экономический парадокс, явный нонсенс состоит в том, что по России в целом установленный государством МРОТ в 1,5 раза, ниже утверждённого прожиточного минимума, что узаконивает нищету и бедность более чем 20% населения страны. Только по Москве значения этих показателей фактически совпадают.

Денежное содержание прожиточного минимума систематически корректируется государством с учётом достигнутого экономического развития страны и индекса инфляционного обесценения денежных средств за принятый период его регулярной фиксации. Однако часто происходит так, что директивный рост показателя прожиточного минимума отстаёт от роста расходов человека в связи с инфляцией, и это несправедливо. Например, в 2013 г. планировалось иметь прожиточный уровень прожиточного минимума по России в целом, равный 7108 руб., т.е. на 200 руб. больший, чем в 2012 г.. Даже, если индекс инфляции за 2012 г. составит 6,0%, то величина прожиточного минимума обесценится на 414 руб. при добавлении только 200 руб. Отсюда следует, что реальная покупательная и платёжная способность прожиточного минимума в 2013 г. будет на 214 руб. ниже, чем в 2012 г.

Группы населения страны:

Абсолютно нищие люди с доходами ниже и равными одному прожиточному минимуму (6300 руб. и ниже для России в целом, 9270 руб. и ниже - для Москвы);

Беднейшие люди, имеющие доходы свыше одного и до двух прожиточных минимумов включительно (от 6310 до 12600 руб. и от 9270 до 18530 руб.);

Практически бедные люди с доходами свыше двух, но ниже четырёх прожиточных минимумов (от 12610 до 25200 руб. и от 18540 до 37060руб) при среднем значении - 3Пм (соответственно 18900 и 27800 руб.);

Нормальными доходами подавляющего большинства людей, работающих преимущественно по найму (на работодателя), считаются доходы, находящиеся в границах от четырёх до 12 прожиточных минимумов - от 25250 до 75750 руб. и от 37100 до 111300 руб. (среднее значение - 8Пм - 50400 и 74200 руб.);

Для представителей среднего класса (предприниматели - бизнесмены, крупные чиновники, высокооплачиваемые служащие и т.п.) за нормы получаемых доходов могут быть приняты заработные платы, находящиеся в пределах от тринадцати до двадцати трёх прожиточных минимумов (от 82000 до 145000 либо 150000 руб. и от 120500 до 2130100 руб.) при среднем значении - 18Пм (113400 - для России в целом и 166800 руб. - для Москвы).

При больших доходах, чем указаны выше для представителей среднего класса, люди, в зависимости от размеров ежемесячно получаемых средств, могут быть отнесены к богатым, богатейшим, сверх богатым персонам и даже к олигархам.

А как представлены данные социальные группы в процентном отношении ко всему населению страны? Вот какие данные даёт Росстат. (Таблица 1)

Если доверять Росстату, то по предложенной автором стратификационной модели к нищим можно отнести примерно 55% населения России. Не согласны с таким раскладом? - Тогда для вас следующая информация: по официальным и явно завышенным данным, только 9% россиян могут приобрести квартиры с использованием собственных и заёмных средств.

На уровень жизни влияет много факторов. Если уровень жизни брать как экономическую категорию, то на этот уровень будут оказывать такие факторы, как реальная заработная плата, реальные доходы населения, минимальный уровень оплаты труда, уровень прожиточного минимума, а если брать обобщенный показатель, то величина ВВП на душу населения, доля в нем расходов на конечное потребление и т.д. Если же уровень жизни рассматривать в тесной взаимосвязи с качеством жизни населения, то на него будут оказывать влияние развитость инфраструктуры, состояние здоровья населения, экологическое состояние окружающей среды, наличие у людей свободного времени и т.п.

В результате можно отметить наиболее значимые факторы, влияющие на уровень жизни населения, объединив их в несколько групп:

Экономические факторы

Социальные факторы

Экологические факторы

Научно-технический прогресс

Политические факторы

К этим факторам можно еще добавить и демографический фактор, так как демографическая ситуация в стране во многом влияет на состояние экономики в целом, и поэтому тоже оказывает влияние на уровень жизни. И, наконец, еще один очень важный фактор - это информация. Особенно актуально это сегодня, в век стремительного развития информационных технологий. Доступность населению качественной и объективной информации так же является критерием при оценке уровня жизни, тем более в дальнейшем влияние информации будет только усиливаться.

Таким образом, уровень жизни подвержен многим факторам, так как само понятие уровня жизни является многозначным, определяемым большим количеством показателей и параметров. Учитывая именно влияние этих факторов, государство стремится повысить жизненный уровень своих граждан.

Великий шотландский ученый Адам Смит считается основоположником такой великой науки, как экономика. На сегодняшний день эта великая наука является одной из самых актуальных и необходимых. Знание различных экономических процессов не только упрощает жизнь людям, но и помогает регулярно пополнять бюджет, учит зарабатывать и экономить.

В современном мире существует огромная потребность в экономически образованных людях. Значение экономики растет с каждым годом. Этой науке начинают обучать даже в школах. В каждой развитой стране есть множество экономических университетов, которые практически ежегодно модернизируют и открывают прогрессивные факультеты.

Что же это за наука и в чем цель экономики? Общественная наука, изучающая рынок и поведение участников процесса хозяйственной деятельности, исследующая, как люди распоряжаются имуществом, как они пытаются удовлетворить свои неорганиченные потребности и есть экономика.

Экономика и ее цели

Многие земные ресурсы по своей сути ограничены. Пресная вода, еда, скот, ткани - это земные ресурсы, которых можно лишиться. В отличии от ресурсов, потребности у человека не ограничены. Цель экономики - держать в равновесии ограниченные ресурсы и неограниченные человеческие потребности.

Знаменитый американский ученый, психолог Маслоу Абрахам Харольд считал, что все основные потребности человека можно выразить в пирамиде. Основанием геометрической фигуры являются физиологические потребности, то есть человеческая нужда в еде, воде, одежде, жилье, а также продолжении рода. Актуальные вопросы экономики базируются на этой пирамиде. Вершиной фигуры является потребность человека в самовыражении.

Сектора экономики

На сегодняшний день выделено всего три которые в науке называют первичным, вторичным и третичным. Первый сектор объединяет цели и задачи экономики по изучению сельского хозяйства, рыболовства, охоты, лесоводства. Второй сектор отвечает за строительство и обрабатывающую промышленность, тогда как третичный сектор берет за основу сферу услуг. Некоторые экономисты предпочитают выделять еще и четвертичный сектор экономики, который включает образование, банковские услуги, маркетинг, информационные технологии, но по сути, это и изучает третичный сектор.

Формы экономики

Чтобы понять цель экономики наверняка, необходимо ознакомиться с формами экономики. Эту важную тему дети начинают изучать еще в средней школе не уроках обществознания, а затем продолжают углубляться в нее в старшей школе и университете. Всего выделяют четыре формы этой общественной науки.

Рыночная экономика

Рыночная экономика основана на свободной предпринимательской деятельности, договорных отношениях, многообразии форм собственности. Государство в этом случае имеет лишь косвенное влияние на экономику. Характерными чертами этой формы являются независимость и самостоятельность предпринимателя, возможность выбирать поставщика, ориентированность на покупателя. Главная цель экономики в этом случае - поддерживать связь между покупателем и предпринимателем.

Традиционная экономика

Традиционная экономика все еще не изжила себя, ведь до сих пор остаются малоразвитые страны. Обычаи играют главную роль в этой экономической форме. Сельское хозяйство, ручной труд, такие примитивные технологии (использование сохи, мотыги, плуга) - характерные черты для данной системы. Первобытное общество было построено на иерархии и традиционной экономике, но и сегодня некоторые Африканские, Азиатские и Южно-Американские страны все еще сохраняют эту форму. По своей сути традиционная форма является самым первым проявлением экономической науки.

Административно-командная экономика

Административно-командная экономика или плановая существовала в СССР, но до сих пор актуальна и в Северной Корее, а также на Кубе. Все материальные ресурсы находятся в государственной, общественной собственности, государство полностью контролирует экономику и ее развитие. Государственные органы при административно-командной экономике единолично планируют выпуск продукции, а также регулируют цены на нее. Огромным преимуществом этой экономической формы является небольшое социальное расслоение.

Смешанная экономика

Смешанная экономика зависит и от предпринимателей, и от государства. Если административно-командная форма включает только государственную собственность, то в смешанной форме присутствует и частная собственность. Цель смешанной экономики - правильный баланс. Государственной собственностью чаще всего являются детские сады, транспорт, библиотеки, школы, университеты, больницы, дороги, юридические услуги, силовые структуры и прочее. Люди могут свободно заниматься предпринимательской деятельностью. Бизнесмены распоряжаются самостоятельно своим имуществом, принимают решения о выпуске продукции, нанимают и увольняют работников, обучают сотрудников. Государство финансируется людьми, которые выплачивают налоги.

Экономический рост

Экономический рост страны во многом определяет экономику и ее роль в жизни общества. Хозяйственный рост позволяет каждому государству выпускать больше товаров, производить услуги и блага. Чем больше товаров производит страна, и чем больше на них спрос, тем большую прибыль получит это государство. Хозяйственный рост должен быть устойчивым, но ни в коем случае не авральным.

Результат, который ожидается от хозяйственного роста, - это значительное повышение качества жизни населения. Но к большому сожалению, добиться этого невероятно сложно, так как грамотных экономистов остается все меньше и меньше. Существует несколько факторов, которые могут поднять уровень жизни страны.

Одним из наиболее важных факторов является прогресс техники и науки. Благодаря новым механизмам, технике, интернету в миллионы раз увеличилась производительность труда, работоспособность. Уникальный, современный, качественный продукт пользуется спросом на рынке продаж.

Другим фактором хозяйственного роста является рабочая сила. Если работник не имеет высшего образования, ленив, не опытен, не умеет принимать решений, то компания не будет иметь успеха. Человеческий капитал невероятно высоко ценится в современном обществе. Образование в высшем учебном заведении, опыт работы, знание иностранных языков, личные качества человека играют огромную роль при принятии на работу. Экономика и ее роль в жизни общества невероятно высоки, поэтому так важно прислушиваться к советам опытных ученых. Человеческий капитал позволяет работнику получать дополнительный доход. Этот термин был выведен в 20-м веке в экономической науке.

Наверное у каждого человека есть оптимистичный товарищ, превращающий подсунутые жизнью лимоны в лимонад и реагирующий на все невзгоды примерно так: «Все будет отлично — по-другому просто не бывает!». Чаще всего наше недовольное жизнью общество не слишком благосклонно относится к такому типу людей, среди которых иногда встречаются даже научные светила.

Дейдра Макклоски (Deidre McCloskey), заслуженный профессор экономики, истории и английского языка, не то чтобы скептически относится к чрезмерно оптимистичному населению — совсем нет. С точки зрения профессора, большинство экономических кризисов были вызваны как раз излишним оптимизмом — причиной возникновения «пузыря доткомов», к примеру, стала безосновательная вера в технологический прогресс, а последний финансовый кризис 2010 года начался потому, что новые экономико-математические модели инвестиционной деятельности заставили людей поверить в начало реструктуризации мирового финансового рынка.

Возникает вопрос: можем ли мы каким-то образом противодействовать склонности к губительному оптимизму?

В своем недавнем интервью Макклоски объяснила, что инновационные экономические теории и технологический прогресс так или иначе были, есть и будут возбудителями человеческого оптимизма. До начала 17 века и уж тем более до начала века шестнадцатого экономические взлеты и падения даже относительно благополучных стран, таких, например, как Англия, могли быть вызваны войнами, эпидемиями или голодом.

Сегодня же причиной и экономического расцвета и депрессии является «сверхинновационность»: мы слишком быстро и далеко прокладываем железную дорогу, слишком оптимистичны в отношении ситуации на фондовом рынке и продолжаем надеяться, что доживем до того дня, когда количество осадков в Канзасе превысит норму.

В этом и заключается дилемма — желание избежать новых кризисов в конечном итоге дает обратный эффект.

Развитие поведенческой экономики и нейроэкономики по версии Макклоски — просто современный тренд, попадающий под определение «инновационная теория». Новые идеи мировой экономики, такие как неоинституционализм, экономика Самуэльсона, теория международной торговли «2х2х2» (два фактора, два товара, две страны) и другие, практически всегда переоцениваются.

Возьмем, к примеру, поведенческую экономику. Исследования в этой области объясняют экономическое поведение отдельного человека (ученые, к слову, корпят над этим вопросом начиная с 16 века), в то время как классическая школа экономической мысли вывела единственный стимул, руководящий поведением любого индивида . Эта же слабая сторона наличествует и в теории нейроэкономики, каковая по сути мало чем отличается от френологии, исследующей связь между психикой человека и строением его черепа.

Можно предположить, что возрастающий интерес к поведенческой экономике и неограниченные технологические возможности позволят ученым совершенно точно предсказывать поведение людей и то, как оно повлияет на экономическую ситуацию в целом. Но стоит открыть книгу Дейдры Макклоски «Если вы такие умные: демонстрация экономической квалификации» (1990), как все подобные предположения разбиваются в пух и прах.

Если вы такие умные, то почему же до сих пор не богаты? Ведь можно безошибочно прогнозировать, что завтра случится на фондовом рынке или что принесет больше прибыли — инвестиции в какой-то проект или депозит в банке.

Подобные возможности сами собой означают новый кризис, который рано или поздно все равно наступит. Согласно словам профессора: «Если мы хотим, чтобы наука развивалась динамично, то должны смирится с ее цикличностью».

Развитие личности обусловлено целым рядом социально-экономических факторов, значимых для процесса социализации в целом. К числу основных факторов следует отнести семью, отношения «равенства», образование, труд, культуру, доходы, организацию и др.

В любых типах культур семья выступает основной сферой первичной социализации личности. Она характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, поэтому ребенок усваивает образ жизни и модели поведения, которые характерны для его родителей.

«Отношения» равенства предполагают включение в «группы равных» (приятелей, друзей) одной возрастной группы, что также влияет на процесс развития личности. Взаимоотношения сверстников носят более демократичный характер, чем взаимоотношения между детьми и родителями. В такой группе индивиды вступают в разносторонние контакты между собой, очень часто эти отношения сохраняются на всю жизнь, образуя неформальные группы людей одной возрастной группы.

Значимость образования для развития личности не подвергается сомнению. Она обусловлена тем, что общество обеспечивает образование, обучение и воспитание подрастающего поколения в соответствии с теми ценностями, идеалами, стандартами поведения, которые являются типичными для данного общества. С одной стороны, этот процесс носит формальный характер и включает в себя определенный круг учебных предметов. С другой стороны, на процесс обучения и воспитания огромное влияние оказывает авторитет педагога, его реакция на поведение учащихся. Модели поведения, сформированные в школе, часто сохраняются у индивида на всю жизнь, в особенности, когда образование ограничивается обучением в школе. По своей сути образование представляет собой процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и одновременно необходимое условие подготовки человека к трудовой деятельности.

Важнейшим фактором развития личности является труд в силу того, что это необходимое условие вхождения человека в трудовой коллектив. Каждый трудовой коллектив характеризуется своими группами интересов, стратегиями взаимодействия, поведенческими стереотипами и др. Становясь работником, индивид осваивает не только профессиональные роли, но и отношения, например начальника и подчиненного, товарища и коллеги, лидера и аутсайдера. В процессе труда он учится получать и передавать информацию, реагировать на давление извне, разрешать конфликтные ситуации и т.д.

Еще одним фактором развития личности являетсякультура . Благодаря культуре и труду человек выделился из животного мира. Культура – это специфический способ деятельности человека, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является система идеалов, ценностей, норм поведения и т.д. Их усвоение в процессе социализации отражает социальное становление и развитие человека, его духовного мира.

Доходы играют важную символическую роль в процессе социализации личности. Высокий доход символизирует высокую профессиональную квалификацию, хорошие деловые способности человека и его благополучие в целом. Доход выступает как статусная привилегия личности, продукт ее властных полномочий.

Организация. Включение индивида в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждый конкретный человек персонифицирует через социальные группы, социальные институты и социальные организации. Если рассматривать социальную организацию как группу людей, стремящихся к достижению общей цели, то именно цель связывает людей через интерес в организацию. Организации отличаются друг от друга целевыми характеристиками, по-разному влияя на социальное развитие своих членов. Следовательно, каждый трудовой коллектив, спортивные клубы, молодежные объединения, церковь и т.п. участвуют в процессе социализации личности.

Средства массовой информации (радио, печать, телевидение, кино) представляют в настоящее время сильнейший фактор воздействия на сознание и поведение человека, т.е. влияют на процесс социализации.

В то же время, социальное развитие человека, имея поступательный характер, не обходится без кризисов. Теория жизненных кризисов (1950), разработанная американским психоаналитиком Эриком Эриксоном (1902-1994) с опорой на психоанализ З. Фрейда, акцентирует внимание на социальных аспектах развития человека. Эриксон рассматривает развитие как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.Она включает восемь стадий развития «Я», на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде. В соответствии со стадиями развития на протяжении своей жизни человек переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности:· младенчество (базальное доверие – базальное недоверие); · раннее детство (автономия – стыд и сомнение); · возраст игры (инициативность – вина); · школьный возраст (трудолюбие – неполноценность); · юность (эго-идентичность – ролевое смешение); · ранняя зрелость (интимность – изоляция); · средняя зрелость (продуктивность – инертность); · поздняя зрелость (эго-интеграция – отчаяние).

Американский исследователь отмечал, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины ХХ века, какой было изучение сексуальности во времена З. Фрейда в конце ХIХ века. Отличие теории Эриксона от теории Фрейда состоит в том, что восемь стадий по Эриксону не ограничиваются только детством, а включают развитие и трансформацию личности в течение всей жизни от рождения и до глубокой старости, так как и для взрослого и зрелого возраста характерны свои кризисы, в ходе которых решаются соответствующие им задачи. Кроме того, Э. Эриксон рассматривает личность не изолированно, а во взаимодействии со средой, обществом, в процессе социализации. Он рассматривает трансформацию личности и процесс взросления не только с точки зрения развития сексуальности, но и с точки зрения развития человека как общественного существа, учитывая и психологические и социальные моменты.

Российские социологии, в частности Волков Ю.Г. и др., также выделяют восемь жизненных кризисов. Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка. Если эти потребности удовлетворяются, у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, если нет – недовериек нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители помогают ребенку контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии.Излишне строгий, непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда или страха потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству, когда происходит самоутверждение ребенка. Если ребенку позволяют осуществить его планы, у него развивается чувство инициативы. Повторение неудач может привести к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте, когда ребенок проводит значительную часть времени в школе, где он учится работать. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или чувство неполноценностикак в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживает подросток в поисках идентификации, т.е. усвоения образцов поведения значимых для него людей. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации может привести к смешению ролей, которые он будет играть в социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, который выражается главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях.

Во время старения переживается восьмой кризис , знаменуя собой завершение предшествующего жизненного пути. Разрешение кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в которой уже ничего нельзя изменить.

Таким образом, личность формируется в результате целенаправленных воздействийобщества и социальной среды, в которой человек постоянно находится, воспитывается, формируется. Однако не менее важными факторами социализации оказываются активность и реактивность самой личности, ее индивидуальность в реагировании и самостоятельность в выборе и овладении знаниями, умениями, навыками, в способности их осмысления; умение сопоставлять различные точки зрения, позиции, роли, критически (трезво, адекватно) их оценивать, а также активное участие в практической преобразовательной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит различие между понятиями «человек», «индивид» и «личность»?

2. Каковы основные подходы к характеристике личности?

3. Что такое социальная структура личности? Каковы ее элементы?

4. В чем состоит отличие психологических типологий от социологических типологий личности? Какие критерии были положены в основу известных социологических типологий личности?

5. В чем заключается сущность концепции личности З. Фрейда?

6. Каковы основные постулаты ролевой теории личности?

7. Как трактуется ролевое поведение индивидов с позиций структурного функционализма?

8. Каковы основные характеристики социальной роли по Т. Парсонсу?

9. Как трактуется ролевое поведение индивидов с позиций символического интеракционизма?

10. Каковы недостатки ролевой теории личности?

11. Что такое социализация личности?

12. Какие виды и этапы социализации личности существуют?

13. Когда (на каком этапе) происходит ресоциализация личности?

14. Какие социально-экономические факторы определяют развитие личности?

15. В чем состоит сущность теория жизненных кризисов Э. Эриксона и ее отличие от теории психоанализа З. Фрейда?


Похожая информация.


Экономика - это и наука, и сфера деятельности людей, и структура, обеспечивающая производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг в обществе. Экономика - это любая деятельность людей, связанная с материальным обеспечением условий жизни и созданием экономических благ (товаров и услуг).

Экономика играет огромную роль в жизни общества.

Во-первых, потому что она обеспечивает людей материальными условиями их существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, потому что экономическая сфера жизни общества является решающей, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов.

Среди негативных воздействий экономики на жизнь людей можно выделить: - угасание конкуренции; - неравное распределение дохода; - расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития; - нестабильность: инфляция и безработица; - отрицательное влияние монополий.

Угасание конкуренции . Существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма: Хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действенностью. Свободной, индивидуалистической среде в рыночной экономике присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, беспощадная конкуренция - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия. Некоторые экономисты полагают, что сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствует упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: а) использования очень больших количеств реального капитала; б) крупных рынков; в) комплексного, централизованного и строго интегрированного рынка и г) богатых и надежных источников сырья.

Неравное распределение дохода . В данном случае отмечается, что рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Указанный процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов.

Расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития . Во-первых, рыночная система может не суметь учесть все выгоды и издержки, связанные с потреблением определенных товаров и услуг. Дело в том, что некоторые выгоды и издержки представляются по отношению к рынку внешними в том смысле, что они приходятся на долю других экономических агентов, не являющимися непосредственно покупателями и продавцами. Такие выгоды и издержки называются внешними, или выгодами и издержками перелива. Например, потребительский спрос, учитываемый рынком.

Нестабильность: инфляция и безработица . В идеальной экономике ВНП рос бы быстрыми устойчивыми темпами. Кроме того, уровень цен, измеренный с помощью дефлятора ВНП или индекса потребительских цен, оставался бы неизменным или повышался весьма медленно. Но опыт наглядно показывает, что полная занятость и стабильный уровень цен не достигаются автоматически. Экономический рост отличается неравномерностью, прерывается периодами экономической нестабильности, периоды быстрого роста экономики иногда омрачает инфляция, то есть повышение уровня цен, есть периоды, когда рост уступает место спаду и депрессии, то есть низкому уровню занятости и производства.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...