Начало экономической реформы. Ухудшение экономической ситуации


Социально-экономическое развитие СССР в 1983-1991_

В 1989-1990 экономическая ситуация в стране быстро ухудшалась. Старая административная система управления лущилась, новая, рыночная, не создавалась из-за нерешительности властей. Антиалкогольная кампания, падение цен на нефть, расходы, вызванные аварией на Чернобыльской АЭС в 1986 и землетрясением в Армении в 1988, вынудили правительство прибегнуть к иностранным займам. Государственный долг к 1990 более чем вдвое превысил уровень 1985 Стремительно исчезали товары первой необходимости, особенно дешевые. Товарный голод вел к ажиотажному спросу, ещё большее усиливавшему дефицит. На местах вводились карточки потребителя, призванные оградить местных жителей от конкуренции иногородних покупателей. В 1991 сахар, табачные изделия, водку даже в Москве м.б. приобрести только по талонам. Правительство Н. И. Рыжковав 1990г. предложило программу преодоления кризиса, разработанную группой под руководством академика Л. И. Абалкина. Программа была рассчитана на постепенный переход к рынку в три этапа" в течение 1991- 1992 Переход к конвертируемости рубля, разрешение иностранных инвестиций предполагались лишь после 1993 Предварительным условием перехода к рынку авторы программы считали экономическую стабилизацию. Слабым местом этой программы было то, что она предлагала постепенно встраивать элементы рынка в сохраняющийся механизм государственного регулирования. Но именно это и привело экономику на грань катастрофы. Одновременно группа молодых экономистов под руководством Г. А. Явлинского подготовила программу "500 дней". За этот срок предполагалось коренным образом реформировать экономику, провести приватизацию государственного имущества, отказаться от государственного ценообразования. Попытка согласовать обе программы не удалась. М. С. Горбачёв, ставший в МР 1990 Президентом СССР, в ОК 1990 отверг программу Явлинского и поддержал курс Абалкина-Рыжкова. Ряд современных исследователей, в т.ч. либеральных рыночников, считают, что программа "500 дней" была утопичной. Однако отказ от нее Горбачёва был вызван политическими факторами. Во-первых, программу поддерживало российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным, с которым союзный центр во главе с Горбачёвым конфликтовал. Во-вторых, эта программа требовала перераспределения полномочий от центра к республикам, на что Горбачёв не соглашался.

Увеличение импорта продовольствия в СССР в 1985 г. (по сравнению с 1970 г.)

В ЯН 1991 новый премьер-министр В. С. Павлов (правительство Рыжкова ушло в отставку в ДК 1990) осуществил обмен 100- и 50-рублевых купюр на купюры нового образца. Проводился он в течение трёх дней, суммы обмена были жестко ограничены. Формально эта мера направлялась против теневых дельцов, якобы накопивших огромные суммы в крупных банкнотах. На практике из обращения было изъято всего 5% той суммы, которая считалась избыточной. Оздоровить экономику это, конечно, не могло, и лишь усилило недовольство населения. В АП 1991 правительство Павлова вдвое повысило все государственные цены (в торговле, на транспорте, в бытовом обслуживании и т.д.). Но механическое повышение цен, не сопровождавшееся реформой ценообразования, также не могло оздоровить экономику, оно лишь усилило и без того начавшуюся скрытую инфляцию. К к.1991 экономическая ситуация в стране стала катастрофической. Страна готовилась к голодной зиме. Для преодоления этой ситуации требовались радикальные меры, которые неизбежно д.б. вызвать тяжёлые социальные последствия.

Потребление основных продуктов питания в СССР в 1950-й1985 гг., на душу населения, кг в год

Обратить внимание

Необходимо показать, что реформы были необходимы, но стратегия их проведения отсутствовала. По мере того как становилось очевидно, что ни административные меры, ни изменения технологии и инвестиционной политики не способны разрешить ситуацию, приходило осознание неизбежности глубокого реформирования экономической системы. Однако властей не решались на реформы в области собственности и ценообразования, боясь неблагоприятных социальных последствий. М.тем старая административная система перестала функционировать, а новый рыночный механизм не был создан. Это привело к распаду экономических связей и поставило страну на грань экономической катастрофы и голода.

Реформы начались с либерализации цен в январе 1992, что привело к наполнению внутреннего рынка продовольственными и промышленными товарами. Однако за год цены выросли в десятки раз. Большинство населения получала мизерные зарплаты и пенсии, а денежные накопления обесценились. Разрушались оставшиеся без государственного финансирования системы бесплатной медицины, образования и науки. Россия столкнулась с безработицей. Всё это вело к массовому обнищанию населения.

“ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ”

В постперестроечный переходный период (1992-1993) вслед за политическим оформлением новой власти в 1991 г. происходит утверждение экономических и конституционных основ нового государственного устройства России. При этом главную задачу новое руководство страны видело в закреплении политических изменений в российском обществе. Экономика России, ее конституционное устройство должны были прийти в соответствие с новым политическим строем страны, что подразумевало переход к рыночной экономике, ее демонополизацию и приватизацию, создание класса частных предпринимателей и собственников, укрепление власти президента.

На V съезде народных депутатов Российской Федерации (октябрь 1991 г.) Б. Ельцин выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающей либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Учитывая сложившееся тяжелое экономическое положение, депутаты в целом одобрили программу и даже наделили президента дополнительными полномочиями для ее проведения. 6-8 ноября 1991 г. было сформировано правительство во главе с Б. Ельциным и двумя вице-премьерами: Г. Бурбулисом (отвечавшим за политические вопросы) и Е. Гайдаром (министром экономики и финансов, курировавшим экономическую реформу). При правительстве также действовал институт советников, где ведущая роль принадлежала американскому экономисту-либералу Д. Саксу.

2 января 1992 г. был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике - осуществлена либерализация цен и торговли. По замыслу вице-премьера Е. Гайдара это должно было вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Однако недооценка монополизации производства, а также самоустранение правительства от контроля над формированием цен, привело к их неконтролируемому всплеску. В январе 1992 г. рост цен составил 1000-1200%, а к концу года они увеличились не менее чем в 26 раз. При этом увеличение зарплаты в 1992 г. произошло лишь в 12 раз. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. В этих условиях правительство Ельцина-Гайдара не смогло выполнить обещанных социальных гарантий при проведении реформ. Политика "шоковой терапии", не подкрепленная западными кредитами и инвестициями, тем не менее продолжалась, и главной целью была объявлена стабилизация финансовой системы, создание бездефицитного бюджета за счет прекращения дотаций убыточным предприятиям и отраслям, снижение социальных выплат населению. Стабилизация финансов России должна была вызвать, по мысли Гайдара, рост внешних и внутренних инвестиций в российскую экономику.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

УГРОЗА ГОЛОДА

К решению вопроса о либерализации цен руководство России подошло в своеобразной ситуации, важнейшие черты которой состояли в следующем:

— отрицание значительной частью населения идеи введения свободных цен,

— недоверие к любым мерам по социальной защите и поддержанию жизненного уровня,

— ожидание голода,

— рост недовольства.

Опрос, проведенный в ноябре 1991 года, показал, что более половины россиян не поддерживает переход к свободным рыночным ценам, лишь четверть одобряет эту меру. Только 9% граждан — участников опроса ждут улучшения положения. Характерные черты потребительского поведения населения — ажиотажный спрос, бегство от денег…

Ситуация со снабжением городов продовольствием в 1991 году напоминает трагические реалии 1917 года. Из Новгорода сообщали: "Фонды муки на второе полугодие выделены на 6500 тонн меньше фактического расхода прошлого года. Все это вынудило ввести повсеместно нормированный (карточный) отпуск хлеба населению, из расчета 400 граммов на душу населения". Ю. Лужков в ноябре 1991 года докладывал: "Правительство Москвы доводит до Вашего сведения, что снабжение населения продовольственными товарами продолжает оставаться критическим... Из-за недостаточности ресурсов в объеме 40 тыс. тонн и прекращения отгрузки масла животного с Украины, Эстонии, Латвии и Молдовы торговля им осуществляется периодически, остатки масла животного отсутствуют. По союзному контракту закуплено по импорту 20 тыс. тонн масла животного. Необходимо весь закупленный объем направить в Москву... В январе 1992г. Москва может остаться без продовольствия". Информация из Читинской области: "Выделено муки по 260 г на человека. Это ниже нормы военного времени, ситуация с обеспечением хлебом критическая".

Разница между 1917 и 1991 годами была в духе времени. В 1917 году в мире доминировало представление, что усиление влияния государства на экономическую жизнь — благо. Базой таких убеждений были социальные проблемы, порожденные началом современного экономического роста, индустриализацией. В благотворность прямого государственного регулирования в начале ХХ века верили все: эксперты, высокопоставленные чиновники, политики. Без учета этого трудно понять, почему царское правительство, Временное правительство, правительство большевиков с разной степенью эффективности и жестокости проводили продовольственную политику, в основе которой лежало принудительное изъятие зерна у крестьян по ценам, не соответствующим условиям рынка.

На этом интеллектуальном фоне идея В. Ленина о походе в деревню за хлебом с пулеметами не представлялась чем-то экзотическим. Он лишь доводил до логического завершения то, о чем думали квалифицированные специалисты того времени по продовольственному делу.

Осенью 1991 года, когда Россия столкнулась со схожими проблемами продовольственного снабжения городов, с угрозой голода, интеллектуальная атмосфера в мире была иной. Убеждение в благотворности государственного регулирования экономики перестало быть символом веры. В России убеждение в том, что государственные органы способны эффективно решать проблемы, встающие перед страной в условиях кризиса, была подорвана 70-летним всевластием государства. Идея, что, столкнувшись с дефицитом зерна, можно добыть его, посылая вооруженные отряды в богатые хлебом регионы, правительство всерьез не обсуждало. Хлеб крупным городам был необходим. Конфисковать его невозможно. Валюты, чтобы его купить за рубежом, нет. Остается одно: получить продовольствие, заплатив цену, которая будет приемлема для его производителей. Собственно, в этом суть либерализации цен, путь, подобный тому, которым пошел В. Ленин в 1921 году, когда столкнулся с угрозой потери власти.

Как и тогда, сама по себе либерализация цен в 1991 году не давала гарантий решения проблемы снабжения городов продовольствием. Ключевым был вопрос: будет ли село продавать городу зерно за ненадежные, обесценивающиеся рубли? Именно от этого зависело, повторится ли катастрофический сценарий событий времен русской революции начала ХХ века.

Осенью 1991 года российские власти приняли решение не посылать продотряды в деревню, а формировать свободный рынок продовольствия, не имея гарантий, что денежное предложение удастся удержать под контролем, инфляция не достигнет уровня, при котором производители зерна откажутся продавать хлеб городу.

В октябре 1991 года мы предполагали, что можно отложить либерализацию цен до середины 1992 года, а к тому времени создать рычаги контроля над денежным обращением в России. Через несколько дней после начала работы в правительстве, ознакомившись с картиной продовольственного снабжения крупных российских городов, был вынужден признать, что отсрочка либерализации до июля 1992 года невозможна. В этом случае к лету 1992 года мы окажемся примерно там же, где были большевики летом 1918-го. Оставалась единственно возможная линия в экономической политике, дающая шансы на предотвращение катастрофы, — либерализация цен, сокращение подконтрольных государству расходов, скорейшее отделение денежной системы России от денежных систем других постсоветских государств. Речь шла о развитии событий в ядерной державе, стабильность которой во многом зависела от того, что будет происходить с продовольственным снабжением городов. Решение было одним из самых рискованных в мировой истории.

Материалы первого заседания российского правительства, сформированного в ноябре 1991 года, наглядно показывают, что в те дни никто не знал, как решить неразрешимую задачу. Отсюда колебания относительно того, когда и как либерализовать цены, как это сочетать с обеспечением контроля над денежным обращением. Было лишь понятно, что страна оказалась в экстремальной ситуации…

Отставив идею посылки продотрядов в деревню, правительство могло принять лишь одно решение: ввести рыночные цены на продовольствие. Как показал опыт 1917—1921 годов, если свободной торговле не мешать, то даже при дезорганизации денежного обращения есть шансы, что снабжение городов будет удовлетворительным. Получится ли это на практике — знать не мог никто, но другого выхода не было. Надежда, что рынок заработает, была мотивом принятия решения о либерализации цен 2 января 1992 года.

То, что это решение будет непопулярным, понимали практически все. Это подтвердил опрос, проведенный ВЦИОМ в январе — феврале 1992 года. Но это решение спасло страну. Отметим, что союзное руководство, столкнувшись с экономическим кризисом, обладая армией, КГБ, возглавляя многомиллионную партию, не решилось пойти на либерализацию цен. Оно предпочло закрыть глаза и надеяться, что ситуация разрешится сама собой.

Е.Т. Гайдар. Смуты и институты

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН И ОТСТАВКА ГАЙДАРА

Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые - повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О свободе торговли». В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.

Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.

В своих выступлениях накануне либерализации Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%.

В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял Постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором: отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности; предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.

13 апреля Гайдар заявил об отставке правительства, мотивируя ее тем, что принятое на Съезде постановление о ходе реформ фактически означает несогласие депутатов с экономическим курсом, проводимым правительством, а предусматриваемые им дополнительные бюджетные расходы не позволят воплотить в жизнь этот курс без катастрофических для экономики последствий.

В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы.

После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета - начале осени 1992 года.

Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку.

Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни.

Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка, но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис.

Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления.

- 77.00 Кб

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Истории»

по дисциплине «История»

на тему: «Состояние российской экономики к концу 1991 года»

Выполнила:

студентка группы ФК 1-3

Айсанова Марина

Научный руководитель:

к.и.н., доц. Муравьева Л.А.

Москва 2010

1. Введение.

2. Состояние экономики к 1991 году. Предпосылки реформ.

3. Экономические процессы 1991 года и их последствия.

4. Состояние российской экономики к концу 1991 года.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

7. Приложения.

1. Введение.

Нет дела, коего устройство было бы труднее, опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.

Кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые.

Никколо Макиавелли

«Государь»

Современная экономическая теория основывается на представлении, что экономическую жизнь государства определяют его институты – правила, устанавливающие отношения между людьми, страной, организациями. Мысль, что привычные установления важны для экономического роста, трудно назвать новой. В этом суть классической работы А. Смита «Исследование о причинах и природе богатства народов».

После начала рыночных реформ прошло уже два десятилетия. Отношение к ним в обществе до сих пор неоднозначное, их итоги вызывают яростные споры. Несомненно, реформы были необходимы на тот момент, но самым главным вопросом остается один: к чему они привели? 1991 год был богат экономическими реформами. Вследствие изменений в политике экономика страны пребывала в плачевном состоянии. Всё зашло в тупик.

На мой взгляд, эта тема особенно актуальна сегодня, когда наша страна в стадии перехода к рыночной экономике. Нужно помнить, что экономическая история нашей страны, в частности горький опыт 90-х, приучил нас к тому, что никакие изменения не могут принести однозначно положительных результатов. Я думаю, что необходимо знать и помнить уроки 90-х. быть может именно они помогут избежать таких же потерь и урона.

Итак. 1991 год. Какую роль он сыграл в становлении Российской экономики? Почему именно этот год стал переломным в истории нашей страны? И каковы были его последствия для экономики страны и населения в целом? Именно на эти вопросы я постараюсь ответить в своей работе.

2. Состояние экономики к 1991 году. Углубление экономического кризиса.

К началу 1991 года союзная власть уже слабо контролировала общественно-политическую ситуацию в стране. Некоторые ученые сравнивали Советский союз со зданием, на каждом этаже которого медленно, но неумолимо расползались стены. 1

Экономическая самостоятельность предприятий выводила их из-под контроля министерств. Привыкшие работать по государственным планам, страдая от жесточайшего дефицита и распада хозяйственных связей, директора предприятий искали поддержки у республиканских властей. Кризис в сфере производства, связанный с развалом административно-командной системы и отсутствием на то время рыночных регуляторов сильно углубился. Практически по всей стране наблюдался тотальный дефицит товаров. Шахтерские забастовки привели к падению добычи угля. В свою очередь это приводило к снижению производства почти во всех энергоемких отраслях.

Если просматривать динамику производства 1976-1990 гг. можно заметить четко вырисовывающуюся тенденцию к снижению роста. Помимо социальных факторов, на мой взгляд, невозможность увеличения темпов роста производства объяснялась тем, что практически на всех заводах имеющееся оборудование было морально и физически устарелым.

Катастрофически снижались валютные доходы государства от экспорта нефти и другого сырья, что неуклонно приближало страну к банкротству. 19 февраля председатель Совета Министров СССР на заседании президиума Верховного Совета СССР сообщил, что задолженность СССР странам Запада выросла до 326 млн. инвалютных рублей. 2 По его же данным в апреле в 1991 году, с учетом роста цен, требовалось уже почти 60 млрд.

Росла потребность в валюте, чтобы приобретать продовольствия за рубежом. Колхозы и совхозы снизили невыгодные для них поставки зерна государству. Цена же пшеницы на мировом рынке выросла с 133 долларов 1987 году до 176 долларов за тонну к началу 90х. Было принято решение платить за зерно, поставляемое сверх плана. Казалось бы, справедливое решение. Но это лишь обострило положение, ведь государству было нечем платить.

Основным источником валютных средств оставался экспорт ресурсов (в первую очередь, нефти), но и он зависел от цен на нефть и от объемов ее добычи. Недостаток валюты лишал страну необходимых товаров: медикаментов, продовольствия, оборудования для предприятий, в том числе и для нефтяной отрасли, что еще сильнее обостряло валютный кризис. Осенью 1990 года государство признало свое экономическое положение чрезвычайным. И как не парадоксально, не смотря на такое критическое положение в стране, государство продолжала финансово поддерживать странам, в которых развивался и зарождался коммунизм.

В конце апреля 1991 года цены на нефть резко упали со 100 долларов за тонну до 68. потеря государственного бюджета равнялась 10 млрд. рублей. На заседании Совета безопасности при обсуждении мер по стабилизации работы промышленности были приведены следующие данные. Импорт снизился на 45%. Практически все закупки на внешнем рынке делались в кредит. Общая сумма полученных кредитов и тех, по которым велись переговоры достигла 16 млрд. рублей. Если за экспорт оружия раньше получали до 5 млрд. рублей, то в 1991 году могли рассчитывать лишь на 1,5 – 2 млрд. 3 .

Финансовый хаос в СССР беспокоил деловые круги Запада. Тема неплатежеспособности великой империи активно обсуждалась в печати всего мира. Получение же кредитов от Европы от этого становилось только проблематичней.

Период 1989 – 1991 гг. был периодом острейшей дефицитности экономики. В эти годы денежное обращение было подорвано как неумеренным печатанием денег центральными властями, так и сепаратистскими действиями стремившимися к развалу союза руководителей республик (неуплатой республиками федеральных налогов). Возник так называемый денежный навес - избыток денег по сравнению с товарной массой. Полки магазинов зияли пустотой. Потребители практически ничего не могли купить не потому, что не хватало денег, а потому что за эти деньги никто не хотел продавать.

В условиях дефицитности экономики предприятия перешли к бартерному обмену: требовали от покупателей за свои товары наиболее ходовые продукты, а затем выменивали на них необходимые материалы и сырье. Тем же занималось население: для этого времени было характерно широкое использование в России специфических «жидких денег» - водки.

Итак. К 1991 году экономика страны прибывала в упадке. Увеличивалась социальная напряженность в стране. Стремительно падал международный авторитет страны и доверие к ней. Население понимало необходимость реформ, но не хотело мириться с ними. Медленно, но верно, подобно снежному кому, кризис экономики всё больше расширялся, захватывая и все другие стороны жизни населения.

3. Экономические процессы 1991 года и их последствия.

Итак. 1991 год.

Думаю, необходимо отметить, что в этот период союзные и республиканские власти принимали некоторые решения, не заботясь о том, где взять деньги на их реализацию, что и усугубляло кризис. Так, в соответствии с постановлением Верховного совета СССР «О повышении минимального уровня зарплаты бюджетникам» от 12 января 1991 года, на социальную поддержку населения было выделено 47,6 млрд. рублей. А депутаты РСФСР решили направить не менее 15% национального дохода на поддержку сельского населения и выделить значительные средства Чечено-Ингушетии, в частности, на улучшение экологической обстановки в Грозном – 100 млн. рублей. 4 Экономический кризис, угроза голода, межнациональные конфликты на территории державы, «напичканной» ядерным оружием, подрывали авторитет союзной власти. Она оказалась на исторической развилке: как удержать республики в составе СССР – силой оружия или договором?

Исполнить союзный бюджет 1991 года за счет налоговых поступлений было практически невозможно. Его формирование полностью зависело от союзных республик, которые в новых условиях не торопились выполнять свои союзные обязательства. Они игнорировали союзные законы и подзаконные акты, отдавая предпочтение республиканскому законодательству, которое бурно развивалось благодаря активной деятельности республиканских парламентов.

Главным источником доходов союзного бюджета стала рублевая эмиссия Госбанка СССР, которая с апреля 1991 года стремительно росла по месяцам: апрель – 4, 77 млрд. рублей, май – 5,50, июнь – 18,74, июль – 19,87, август – 17,13. 5

В январе 1991 года новым премьером был назначен В.С. Павлов, занимавший пост министра финансов в прежнем союзном правительстве. Он начал свою деятельность с денежной реформы – обмена 50-рублевых и 100-рублевых купюр на новые с ограничением суммы обмена, объяснив это тем, что слишком много денег скопилось в руках преступников и ушло за границу. На самом же деле это была попытка сократить денежную массу в стране. Обмен был плохо организован и вызвал негативную реакцию населения, которые считали ограничения по суммам обмена несправедливыми. В сберкассах выстраивались многотысячные очереди. Еще одной крайне непопулярной мерой правительства стало введение налога с продаж. Покупая любой товар, человек обязан был платить на 5 % больше, чем указанно на ценнике. Это было воспринято как неявное повышение цен.

Реальных шагов по переходу к рыночной экономике союзный центр так и не сделал. Только в апреле В.С. Павлов выступил на сессии Верховного Совета СССР с новой антикризисной программой, ориентированной на совместную деятельность союзной и республиканских властей. Но программы и инициативы союзного правительства уже мало что значили. Оно не владело финансовыми рычагами, которые перешли в руки республик. Возможности же административного давления центра таяли на глазах.

Обстановка в Москве, наводненной войсками, была более, чем напряженной. В марте 1991 года проходил III Съезд народных депутатов. Съезд одобрил предложенную Б.Н. Ельциным программу радикальных экономических реформ. 6

Союзное руководство проигрывало соревнование в проведении политических и экономических реформ, и, как следствие, теряло поддержку населения. Это хорошо видно на примере приватизации. Верховный Совет РСФСР после трехдневной дискуссии 3 июля 1991 года принял закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Союзные власти тоже внесли на рассмотрение Верховного Совета СССР законопроект «О разгосударствлении и приватизации промышленных предприятий». Небольшая дискуссия на заседании Верховного Совета СССР возникла лишь в связи с тем, что законопроект открывал легальный путь для передачи большей части предприятий «теневым» и криминальным структурам. Закон прошел через голосование в Верховном Совете практически без прений, но так и не был реализован.

Практически всё лето 1991 года прошло под знамением так называемой «войны законов». После референдума о сохранении СССР 17 марта ситуация в стране не стабилизировалась. Самым важным на тот момент считался вопрос о союзных налогах, который так и не был урегулирован. Августовский путч, при помощи которого центр надеялся вернуть власть, закончился его полным поражением. И, как следствие, поражением Коммунистической партии.

Ситуация на внешнем рынке оставляла желать лучшего с самого начала года. Экспорт и импорт резко уменьшались в данных условиях. Был нарушен механизм валютных поступлений, который помогал хоть как-то выплачивать внешний долг, и, таким образом, поддерживать доверие иностранных кредиторов, которое резко пошатнулось во время кризиса. В декабре 1991 года обанкротился Внешэкономбанк. Государственная власть была не в состоянии поддерживать курс рубля даже в минимальной степени.

Думаю, справедливо было бы отметить, что основным фактором, тормозящим развитие страны, было противодействие Центра и Союзных республик. В такой тяжелый для всей экономики момент им нужно было напротив, объединиться.

4. Состояние российской экономики к концу 1991 года. Начало 1992 г.

К концу 1991 года кризис в экономике на территории страны достиг критической фазы. Усилились спад производства и инфляция, которые стали наиболее характерными чертами того периода. По всей стране – практически полный развал финансовой системы. После распада СССР правительство объявило, что оно отменяет регулирование цен на 90% товаров широкого потребления. Однако, оно все еще контролировало цены на электроэнергию, газ, хлеб, сахар и другие товары первой необходимости (см. Приложение №1, №2).

Был взят курс на программу макроэкономической стабилизации. Она предусматривала проведение мероприятий для достижения экономической стабильности в стране. Правительство ограничивало государственные расходы, пытаясь стимулировать реализацию национальных проектов. Нельзя отрицать, что эта программа уменьшила дефицитность товаров.

Но в то же время государство пыталось покрыть расходы союзного бюджета за счет эмиссии, чем лишь ухудшило ситуацию. Население, уже не знало чему верить и какой стороны придерживаться. По всей стране стремительно распространялась натурализация торговых отношений. Фактически происходил «второй взлет бартерной экономики» 7 . В результате либерализации цен дефицитность экономики, которая была основной проблемой 1989 -1991 года, резко пошла на спад, а затем и исчезла. Рост цен уничтожил денежный навес – спрос больше не мог поглотить вздорожавшую товарную массу. Но пришла другая проблема: в стране бушевала гиперинфляция. Предприятие продавало товар, а когда через 2-3 месяца приходил платеж, реальная покупательная способность вырученной суммы успевала сократиться в несколько раз. Более того, недобросовестные покупатели сознательно затягивали платежи, а банки – их перевод получателю. При этом получатель постоянно рисковал с учетом инфляции не получить ничего. Выход был найден в бартере. Практически треть всех сделок совершалась на бартерной основе.

Описание работы

После начала рыночных реформ прошло уже два десятилетия. Отношение к ним в обществе до сих пор неоднозначное, их итоги вызывают яростные споры. Несомненно, реформы были необходимы на тот момент, но самым главным вопросом остается один: к чему они привели? 1991 год был богат экономическими реформами. Вследствие изменений в политике экономика страны пребывала в плачевном состоянии.

Предпосылки гиперинфляции 1991 года

Оценка итогов 1991 года

В финансовой сфере новому российскому правительству досталось наиболее тяжелое наследство. В течение года, а особенно в период после апрельского повышения цен, были задействованы, кажется, все возможные механизмы, способные поставить финансы как бывшего СССР в целом, так и в особенности таких его осколков, как Россия, непосредственно на грань гиперинфляционного взрыва.

Апрельская реформа потребительских цен открыла шлюзы для взрывного роста денежных доходов населения, особенно в последние месяцы лета и осенью.

Это вызвало беспрецедентное нарастание разрыва между динамикой доходов и потребительских расходов населения. По данным Госкомстата СССР, последние росли в течение 10 месяцев 1991 г. в среднем в 1,4 раза медленнее доходов, что за указанный период привело к более чем удвоению (до 22%) доли нереализованных доходов населения. Примерно так же (с 10 до 20% ВНП) увеличился за эти месяцы и относительный дефицит консолидиро-ванного бюджета страны.

За процессом бесконтрольного роста доходов населения стояли такие более конкретные инфлятогенные факторы, как: неспособность государства собирать налоги (после повышения цен целый ряд налоговых ограничений роста доходов был необоснованно отменен) и нежелание сокращать расходы (в условиях распада прежнего бюджетного устройства Союза правительственные расходы, напротив, стали расти как абсолютно, так и в отношении к ВНП); либерализация значительной части оптовых цен (если в I квартале договорные цены применялись лишь к 18,5% объема реализованной промышленной продукции, то к середине осени - уже к половине) при сохранении (во всяком случае официально) замороженным основного массива цен потребительских. Немаловажно и то, что с началом этого года в "инфляционную игру" включился, наряду с повышающими зарплату своим работникам предприятиями и госбюджетом, подгоняющим под ее уровень все остальные доходы, еще и третий участник. Это банки. Отраслевые кредиты, которые в течение последних 4 лет неуклонно сжимались, стали довольно быстро расти (за 10 месяцев - вдвое). Тем самым они взяли на себя определенную долю нагрузки по "накачке" денег в экономику, которую прежде единолично нес эмиссионно-финансируемый госдолг.

В результате к концу 1991 г. либерализация цен, ставшая главным и по существу единственным пунктом стабилизационной программы нового правительства России, началась сама собой. Темпы роста как оптовых, так и особенно розничных цен катастрофически ускорились. Если в среднем за первые 9 месяцев года цены в розничной торговле выросли в 1,7 раза, то тот же индекс, определенный по соотношению "месяц к соответствующему месяцу предыдущего года" увеличился с 1,95 в начале осени до 2,34 в ноябре, а в декабре наблюдался уже фактически гиперинфляционный рост цен.

Переход инфляции в открытую форму еще до официально объявлен-ного освобождения цен имел для успеха намеченных правительством шагов как положительное, так и отрицательное значение. С одной стороны, он способствовал тому, что подготовленное к самому худшему население встретило новый уровень цен относительно спокойно. Однако с другой стороны, сформировавшиеся устойчивые инфляционные ожидания создали крайне неблагоприятную психологическую обстановку для предполагаемой (после вызванной освобождением цен кратковременной корректирующей инфляции) стабилизации денежного обращения из-за усилившегося "бегства от денег".

Казалось бы,в области "бегства от рубля" после рыжковских манипуляций с ценами и павловских с купюрами дальнейшее продвижение было уже невозможно. Но нет. Объявив о предстоящей либерализации розничных цен задолго до ее начала, Ельцин еще раз вызвал к жизни "эффект Рыжкова", который вместе с просачивающимися слухами о готовящемся введении российского рубля не только окончательно похоронил официальный потребительский рынок, но по существу заморозил и начавшую было вставать на ноги коммерческую торговлю.

Общая неблагоприятная обстановка в финансово-кредитной сфере Российской Федерации усугубилась резким ухудшением состояния ее бюджета. Начиная с декабря, он был вынужден принять на себя расходы бывшего союзного бюджета, поступление доходов в который уже в сентябре-октябре стало резко падать, а в ноябре фактически прекратилось. Крайне негативное влияние на состояние бюджета республики оказала и упреждающая индексация доходов, которая практически началась с 1 декабря объявленным 90%-ным повышением зарплаты работников бюджетных организаций и некоторыми другими шагами российского правительства в области политики доходов. С учетом использования эмиссионного результата годовой дефицит государ-ственного бюджета республики достиг 160-170 млрд.руб., что составляло 20-22% его расходов. Следствием столь значительной разбалансированности государственных финансов стала не только стабилизация на очень высоком уровне превышения расходов населения над доходами, несмотря на рост цен, но и весьма существенный, порядка 10-12% от доходов, прирост собственных средств предприятий.

В условиях, когда в стране еще нет сколько-нибудь развитого финансового рынка вообще и правительственных ценных бумаг в частности, весь этот громадный прирост государственного долга практически полностью был монетизирован. Налично-денежная и кредитная эмиссия в размере порядка 107 млрд. руб. (из них на Россию приходится 65 млрд.руб) составили около половины общего примерно 260-миллиардного увеличения кредитных ресурсов республики. Другая половина приходится на кредитную экспансию коммерческих банков, весьма активизировавшуюся в минувшем году. В целом денежная масса, находящаяся в республиканском обороте, увеличилась на 83% (c учетом замороженных пока на спецсчетах населения компенсационных сумм), что превышает соответствующие показатели предыдущих лет как минимум в 4-5 раз.

В итоге объявленная с января 1992 г. либерализация цено-образования должна была начаться в во всех отношениях крайне неблагоприятной для этого обстановке. С одной стороны, ей предшествовало быстрое расширение денежной массы, позволившее накопить инфляционный потенциал даже более мощный, чем тот, что существовал на момент апрельского повышения цен. Этот раздувшийся денежный пузырь неизбежно должен был лопнуть, вызвав многократный разовый скачок цен, что фактически и произошло. С другой стороны, начавшееся "бегство от денег" создало ситуацию, когда за осво-бождением цен может последовать не просто быстрая корректировка их уровня, автоматически переходящая в известную стабилизацию (эффект "шокотерапии", базирующийся на предпосылке об относительном постоянстве скорости обращения денег (СОД)), а возникновение гиперинфляционного резонанса, когда инфляционные ожидания вызывают катастрофическое повышение СОД, а вместе с ним - и цен.

Возможные последствия либерализации цен

Конечный результат всей операции по размораживанию цен будет зависеть от того, какая из двух обратных связей перевесит - стабилизирующая отрицательная (падение спроса с ростом цен) или разрушительная положительная (ускорение СОД в ожидании дальнейшего роста цен). Неопределенность любых количественных оценок того, что последует за размораживанием цен, как раз и объясняется их весьма существенной, определяющей зависимостью от такого чисто психо-логического фактора, как скорость "бегства от денег" в ожидании дальнейшего роста цен и пределами повышения этой скорости. Тем не менее можно попытаться, приняв определенные гипотезы относительно динамики СОД и уровня бюджетного дефицита в ближайшие месяцы, построить взаимоувязанный прогноз финансового состояния населения, предприятий, государства и банковской системы, а также основных параметров денежного обращения.

Прогнозные расчеты на первый квартал 1992 года проводились в рамках трех сценариев возможного развития событий. В первом из них предполагалось, что к концу I кв. 1992 г. СОД удвоится в сравнении со своей "нормальной" величиной*, а относительный размер бюджетного дефицита будет удержан на нынешнем уровне (что в условиях острой инфляции могло бы рассматриваться как крупное достижение правительства). Отличие второго сценария составляет ускоренное "бегство от денег" - предполагается увеличение СОД в 3 раза. По-существу, оба этих варианта моделируют вход в гиперинфляцию, но с различной интенсивностью развития последней.

Так, если при удвоении СОД розничные цены к марту 1992 г. возрастут в 4,9-5 раз, а темп прироста денежной массы (M2 на руках у населения) приблизится к 80% (в годовом выражении), то утроение СОД увеличивает эти показатели соответственно до 8,8-9 раз и 100-105%. Величина наличноденежной эмиссии за квартал оценивается в размере (здесь и далее соответственно по вариантам) 74 и 133 млрд.рублей, т.е. даже в умеренном сценарии она практически достигнет размеров десятимесячной эмиссии прошлого года.

Катастрофическими темпами будет ухудшаться и состояние государственных финансов. Размер дефицита бюджетов всех уровней, финансируемый банковскими кредитами, может составить за квартал 273 и 467 млрд.рублей. Государственный долг в умеренном сценарии превысит 1300 млрд., а в пессимистическом - полтора триллиона рублей (для сравнения - еще на начало 1991 года он составлял 580 млрд.руб., а 1990 - 390 млрд.руб.). При сохранении пассивной кредитной политики будет продолжать стремительно расти банковская задолженность предприятий. Предположив стабилизацию уровня чистой потребности предприятий во внешнем финансировании на уровне конца 1991 г. и примерно пропорциональный рост их собственных средств по отношению к текущей стоимостной оценке инвестиционных расходов, можно прогнозировать, что уровень отраслевых кредитов к концу I квартала будет находиться в пределах 1100-1200 млрд.рублей (против 724 млрд. на 1 ноября прошлого года и 360 на его начало) . Таким образом, если сложившую тенденцию "бегства от рубля" не удастся тем или иным способом переломить, то вполне вероятно развитие типично гиперинфляционного процесса, когда несмотря на значительное расширение номинальной денежной массы, реальные денежные остатки сокращаются за счет еще более быстрого повышения цен.

Третий промоделированный сценарий дает представление об условиях, требующихся для относительной стабилизации финансов и денежного обращения через некоторое время после либерализации потребительских цен. Ключевой переменной здесь оказывается динамика денежных доходов населения. Расчеты показывают, что если в ближайшие три месяца удастся удержать темп их прироста в границах порядка 150-165% в среднегодовом исчислении (для сравнения аналогичный показатель в среднем за 11 месяцев прошлого года составлял 131% и, по оценке, около 170% за год в целом), то вползание в гиперинфляционную спираль в принципе может быть остановлено. Еще одно необходимое условие этого - сохранение СОД по крайней мере на нынешнем уровне, иначе говоря, резкий спад интенсивности потребительского ажиотажа и скорости "бегства от денег".

В этом случае прирост оптовых цен в марте 1992 г. оценивается в годовом выражении примерно в 290% (т.е. рост в 3,9 раза по сравнению с уровнем на 1 апреля прошлого года), розничных цен - в 180-190%, тарифов на платные услуги - в 160-170%. Темп прироста денежной массы составит в данном варианте прогноза порядка 60% в год (против 44% в ноябре 1991г.), среднемесячная наличноденежная эмиссия в 1 квартале - 12-13 млрд.руб., профинансированный банковской системой бюджетный дефицит за 3 месяца - 130-140 млрд., государственный долг на 1.04.1992 г. - 1200 млрд.рублей.

Оценки по данному сценарию можно рассматривать как нижнюю, максимально оптимистичную, границу интенсивности инфляции и характеристик финансового состояния в период, непосредственно следующий за либерализацией цен. К сожалению, сегодня еще нельзя более определенно сказать, какая из рассмотренных выше возможностей реализуется на самом деле.

Банковская система и кредиты СССР в 1991 г.

В 1991 г. произошло значительное изменение структуры и объема денежной массы: резко увеличилось количество наличных денег в обращении - со 144 млрд. руб. до 263 млрд. руб. на конец года (прирост на 90% против 20% в прежние годы).

Прежде всего, это вызвано растущим дефицитом бюджета. (В России - 119 млрд. руб.) Внутренний государственный долг всех республик на конец года составил 1050 млрд.руб., а внутренний долг Российской Федерации - 572 млрд. руб. (без учета задолженности бюджета банкам по погашению разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию).

Вторым по значимости фактором столь быстрого увеличения денежной массы явилась депозитно-ссудная экспансия быстро формировавшейся сети коммерческих банков на территории России. Активное наращивание банками объема выдаваемых коммерческим структурам кредитов, привлечение ранее свободных финансовых ресурсов государственных предприятий в банковские срочные депозиты привело к тому, что сработал эффект денежного мультипликатора - со второго квартала 1991 г. имел место значительный рост безналичных средств предприятий на банковских счетах.

Поскольку эффект денежного мультипликатора был не подкреплен реальным ростом производства и вовлечением дополнительных материальных и трудовых ресурсов в народнохозяйственный оборот, накопленные на счетах предприятий деньги были превращены в течение одного-двух месяцев в наличные деньги и выступили как неотоваренные платежные средства на потребительском рынке, вызвав новый резкий виток цен.

Объяснением такого роста количества наличных денег является, с одной стороны, увеличение денежных доходов населения в виде различных выплат социального характера за счет снятия в значительной степени ограничений на рост цен в сырьевых отраслях, с другой - ориентация предпринимателей на наличноденежный оборот, при этом потребность в наличных деньгах осуществляется перечислением безналичных средств на лицевые счета физических лиц в Сбербанке по реальным или фиктивным сделкам. Административные ограничения, введенные Банком России по наличным платежам коммерческих банков, приведут в ближайшей перспективе к еще большему увеличению объема трансфера Сбербанка СССР.

Несмотря на рост наличных денег в обращении, понизился уровень ликвидности денежной массы, в то время как на протяжении прошедших двух лет он практически не изменялся и оставался на уровне 16-18%. Доля денег "высокой эффективности", то есть М1, резко снизилась. Такое положение явилось результатом компенсации сберегательных вкладов населения в размере 155 млрд. руб., из которых 18.7 млрд. руб. были зачислены на счета до востребования, а 136.3 млрд. руб. - на срочные счета. В условиях развернувшейся банковской экспансии это означало предоставление Сбербанку СССР за счет союзного бюджета эмитируемых кредитных ресурсов в размере 32% его баланса.

Превышение доходов населения над потребительскими расходами составило 83 млрд.руб.

Структура кредитных вложений выглядела следующим образом (табл.14):

Таблица 14. Объем и структура кредитных вложений за 1990-1991(III кв)

Банковский кредит фирмам

Краткосрочный

Долгосрочный

Банковский кредит домашнем у хозяйству

Банковский кредит правительству

Общий банковский кредит

правительственные облигации

Суммарная задолженность

* Только по обязательствам Союза и России

Финансовый рынок находился в процессе постоянного расширения, поскольку по мере коммерциализации отделений и управлений бывших спецбанков они выходили на него со своими кредитными ресурсами. Изменилась структура пассивов коммерческих банков - все большая их часть формируется за счет привлечения средств предприятий на срочные депозитные счета, что повлекло за собой мультипликативный эффект увеличения депозитов. Быстро рос спрос на заемные средства, особенно со стороны коммерческих структур.

В течение года поведение государственных предприятий не изменилось - они продолжали снижать объемы производства и закупок сырья, полуфабрикатов и комплектующих до уровня, обеспечивающего сбалансированность поставок с производственной программой. Следовательно, государственные предприятия предъявляли все меньший спрос на кредиты. Наоборот, коммерческие структуры, особенно осуществляющие внешнеторговые операции, - повышенный. При этом рентабельность кредитуемых коммерческих предприятий практически не опускалась ниже 50%.

Таблица 15. Удельный вес видов кредита (в %)

5% и менее

25% и более

сентябрь

Таблица 16. Движение процентных ставок

Средняя ставка

по кредиту

Средняя ставка

по депозиту

Ставка на кре-

дитных аукционах

сентябрь

Основными тенденциями развития ситуации на кредитно-денежном рынке были (табл.13,14): а)рост процентных ставок по кредитам, депозитам и межбанковским кредитам; б)сокращение числа кредитных договоров; в)относительный и абсолютный рост покупок на кредитных аукционах; г)вследствие общей нехватки платежных средств, рост спроса и объемов продаж депозитных сертификатов и акций коммерческих банков, которые можно использовать в качестве средств платежа; д)заметно различие процентных ставок по кредитам и депозитам по территориям страны: в республиках, планирующих ввести собственную валюту, процентные ставки самые высокие; самые низкие процентные ставки на Украине, где правительство запретило переводить свободные средства предприятий за границу республики; е)недостаточность наличных денег побуждает коммерческие банки активнее привлекать вклады населения путем повышения процентов по такого рода вкладам.

сентябрь

За описываемый период уменьшались сроки кредитных договоров (табл.17). В октябре некоторые банки вообще не заключали кредитных договоров.

Явно выраженное противоречие второго полугодия - нехватка денег у коммерческих банков, несмотря на общий рост кредитных вложений и денежной массы. Это явление объясняется тем, что в условиях гиперинфляции предприятия стараются вкладывать свободные денежные средства в материальные ценности и твердую валюту, а не держать их как депозит в банках. Аналогичным образом стали поступать и коммерческие банки, включая в уставный фонд редкоземельные металлы или приобретая право пользования земельными участками.

Рынок ценных бумаг в 1991 году

Народившиеся рыночно-финансовые структуры нацелены на сиюминутное получение выгоды. В значительной степени это является следствием отсутствия частного интереса как со стороны инвестора, так и эмитента. В свою очередь, быстрота и "легкость" получения прибыли сдерживают трансформацию государственной собственности в частную.

К настоящему времени в функционировании рынка ценных бумаг наметился ряд проблем.

1. Проблемы информационного обеспечения:

Затруднен доступ к информации о финансовом состоянии и перспективах развития эмитентов ценных бумаг;

Не развиты аналитические службы брокерских компаний; отсутствуют специализированные организации, анализирующие состояние рынка ценных бумаг, динамику продаж, положение дел эмитентов;

2. Проблема ликвидности ценных бумаг:

По большинству бумаг, предлагаемых к продаже, не гарантируется их обратная конверсия (что ограничивает инвесторов рисковыми капиталами); недостаток ликвидности ценных бумаг существенно подрывает доверие к ценным бумагам, снижает их рыночный курс и в результате бьет по интересам всех участников рынка ценных бумаг.

3. Проблема участия частных лиц в операциях с ценными бумагами:

Вялость рынка ценных бумаг в значительной степени обусловлена неучастием физических лиц в операциях;

Активному же привлечению частных сбережений, в свою очередь, мешают ограничения по формам расчетов (если оплатить покупаемые ценные бумаги с большой задержкой можно через сберегательный банк, то получить наличные за проданные бумаги невозможно из-за введенных ограничений по перечислениям на счета в Сбербанках и выдачу наличных в обычных банках).

4. Проблема "товара" на финансовом рынке:

Круг предлагаемых к продаже "товаров" (депозитные сертификаты, облигации, акции акционерных обществ и бирж и т.д.) является явно недостаточным для активного функционирования финансового рынка;

В организационном плане рынок ценных бумаг расширяется с огромной скоростью как географически, так и по количеству фондовых бирж (или отделов на универсальных биржах). Ожидается, что объем фондового оборота достигнет к концу года одного триллиона рублей. В условиях такой несбалансированности роста доходность акций, в частности, является очень высокой. К примеру, темпы роста курсовой стоимости акций возросли: на Российской товарно-сырьевой бирже - в 25 раз за последние 6 месяцев года; на Сургутской товарно-сырьевой бирже - в 15 раз за последние 3 месяца; на Тюменской товарно-фондовой бирже - в 10 раз за последние 2 месяца; на Всероссийской Бирже недвижимости - в 8 раз за последние 4 месяца. Курсовая стоимость акций Калининградской товарно-фондовой биржи возросла в 125 раз относительно номинала.

Беспрецедентное увеличение доходов участников рынка ценных бумаг практически замыкается внутри собственных посреднических рыночно-финансовых структур, не оказывая стимулирующего влияния на производство. Главная причина этого - преобладание государственно-монопольной формы собственности в ведущих секторах экономики.

Экономика СССР накануне 1991 года

В динамике экономического развития за период 1976-1990 гг. (и за более длительный период) четко проявляется тенденция снижения темпов роста. Возможности экономического роста при существующей технологии практически полностью определялись возможностями расширения производства в капиталоемких добывающих отраслях. Все большую часть инвестиций приходилось затрачивать только на поддержание самой инвестиционной деятельности. Если учесть отсутствие действенных внутренних стимулов в использовании нововведений, то указанные тенденции стали причиной затухания технического прогресса в народном хозяйстве. В промышленности, несмотря на неоднократные попытки ускорить производство предметов потребления по сравнению со средствами производства, этого реально добиться не удалось. Развитие двух данных сфер промышленного производства шло параллельно. Только в 1988-1990 гг. темпы прироста производства предметов потребления заметно опередили темпы роста производства средств производства. Но эта ситуация не была следствием сбалансированного изменения пропорций, а явилась результатом процессов, приведших впоследствии к общему спаду производства.

Темпы роста сельскохозяйственного производства в периоде 1976-1990 гг. подвергались существенным колебаниям. Но если попытаться проследить динамику его развития, то она имеет ярко выраженную тенденцию к снижению. На рубеже 1989-1990 гг. и тренд, и реальная динамика производства сельскохозяйственной продукции перешли через нулевую отметку, и началось абсолютное снижение сельскохозяйственного производства.

Однако такое состояние экономики само по себе не могло привести к резкому спаду в 1990-1991 гг. Если попытаться продолжить тенденции 1976-1985 гг., то есть основание предполагать, что серьезных деформаций и эксцессов наступить не могло. Экономический рост оказался бы при этом близким к нулю.

Как это ни парадоксально, но спад производства в 1990-1991 гг. был во многом предопределен политикой "ускорения", декларированной после 1985 г. Попытка ее осуществить вызвала заметный всплеск темпов прироста капитальных вложений в период 1986-1989 гг., который нарушил сложившиеся тенденции и пропорции. В результате повышение инвестиционной активности резко повысило потребность в продукции топливно-энергетического комплекса и добывающих отраслей. После достижения в 1987-1988 гг. абсолютного максимума добычи нефти, угля, железной руды, производства стали и проката с 1989 г. добывающие отрасли остались без соответствующей росту добычи инвестиционной подпитки.

Динамика производительности труда идентична динамике национального дохода. Проводившаяся долгие годы политика полной занятости привела к искусственному сохранению числа занятых даже в условиях спада производства, и по крайней мере в 1990-1991гг. данная ситуация сохраняется.

Вышеуказанные тенденции позволяют сделать вывод, что в последние годы численность занятых не была фактором, ограничивающим рост производства, а основные ограничения находились во взаимосвязях между собой инвестициями и сырьем.

Характеристикой финансовой сбалансированности может служить соотношение между темпами роста денежных доходов населения и розничным товарооборотом.

Эти показатели в достаточной степени позволяют оценить уровень диспропорций в финансовой сфере. За период 1976-1985 гг. не было существенных расхождений между темпами прироста денежных доходов населения и розничного товарооборота, однако начиная с 1985 г., а особенно после введения в действие Закона о предприятии и начала функционирования кооперативного сектора экономики начал появляться все нарастающий разрыв между этими показателями. Если в 1985 г. разрыв составлял около 1,5 пунктов, а в 1987-1988 гг. около 3, то в 1990 г. он превысил 5 пунктов. В 1991 г. расхождение между доходами и товарооборотом приняло катастрофический характер.

Развитие экономики в период 1985-1990 гг. показывает, что в результате некомплексных, непродуманных и ошибочных решений, эклектической экономической политики народное хозяйство было выведено из состояния движения по равновесной траектории и к 1991 г. диспропорции приняли самовоспроизводящийся и необратимый характер.

Экономические тенденции в 1991 году

Экономическая конъюнктура в 1991 году складывалась в условиях крайней политической нестабильности. Автаркические тенденции в действиях суверенных республик в конечном счете привели к началу распада единой государственной и экономической структуры СССР. Российская экономическая политика должна быть направлена на преодоление деструктивных последствий этого процесса. Тем не менее сложившаяся структура размещения и функционирования производительных сил будет оказывать существенное влияние на характер развития экономики всех членов бывшего Союза, особенно России. В этой связи представляется необходимым провести тщательный анализ состояния экономики в кризисных точках (топливно-энергетический комплекс, военно-промышленный комплекс, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение), что позволит выявить позитивные моменты решения проблем экономических взаимоотношений в рамках СНГ и вне его, а также определить спектр возможных вариантов развития России в условиях формирования рыночных структур.

На характер развития экономики в 1991 г. существенное влияние оказывали следующие тенденции и факторы, действующие с различной интенсивностью в течение года:

Глубочайший кризис финансовой системы, обостренный проведением самостоятельной финансовой политики республик в первой половине года и характеризующийся полной потерей контроля государства, с осени 1991 года, над финансово-кредитной и денежно-ценовой политикой, ростом дефицита бюджета и государственного долга, высокими темпами обесценения денег и продолжающейся перекачкой финансовых ресурсов бюджета и предприятий в фонд оплаты труда и социальных выплат;

Разрыв хозяйственно-экономических и технологических связей между отраслями, предприятиями и регионами, разрушение единого экономического пространства;

Сокращение объемов и изменение структуры внешнетор-гового оборота, снижение экспортных возможностей, свободных валютных средств, рост государственного внешнего долга и расходов по его обслуживанию и, как следствие, резкое уменьшение импорта;

Сокращение объемов производства в добывающих отраслях промышленности, а также сельскохозяйственного производства, не компенсированное улучшением использования сырья, топлива и материалов, что усилило несбалансированность во всех отраслях народного хозяйства и обусловило резкое падение объемов производства в отраслях обрабатывающей промышлен-ности;

Катастрофическое снижение инвестиционной активности во всех сферах экономики при резком сокращении финансовых возможностей инвесторов и нарастающей несбалансированности капитальных вложений с материально-техническими ресурсами в результате стремительного роста оптовых, договорных цен и последующей их либерализация на строительно-монтажные работы, строительные материалы и оборудование;

Неконтролируемый рост цен в результате их общего административного повышения и значительного расширения практики и сферы действия.

Динамика обобщающих показателей развития экономики в текущем году свидетельствует о дальнейшем нарастании негативных процессов (см. табл. 1 и приложение). По предварительной оценке, по сравнению с соответствующим периодом 1990 г. произведенный национальный доход снизился на 16.8%, чистая продукция: промышленности - на 14.5%, сельского хозяйства - на 15%, строительства - 13%, транспорта - на 26% и оборот внешней торговли - на 35.7%.

Таблица 1. Основные показатели экономического развития СНГ и России в 1991 г. (темпы снижения в процентах)

Произведенный национальный доход

Объем промышленной продукции

Производство товаров народного потребления

в том числе:

непродовольственные товары

В т.ч.легкая промышленность

продовольственные товары

Розничный товарооборот

*По предварительным оценкам

**с учетом дефлятора цен

***по основным товарам, в натуральном выражении

По России объем валовой продукции снизился на 2.8% , валовая продукция сельского хозяйства - на 4.4% , а с учетом дефлятора цен - на 8-9 и 14.4% соответственно. Различия в показателях по России и Союзу в значительной степени объясняются различиями в методологии их расчетов в сопоставимых ценах.

Валовый национальный продукт России снизился по сравнению с предыдущим годом на 9-10%. Более медленное его падение по сравнению с национальным доходом связано с резким ростом материалоемкости производства и меньшим сокращением объема услуг и капитальных вложений.

В России темп снижения материалоемкости народного хозяйства составил 0.9%, фондоотдачи - 17% и производительности общественного труда - 11% по сравнению с прошлым годом.

Глубокая структурная деформированность экономики России выражается в гипертрофированных масштабах развития энерго- и материалопроизводящих секторов экономики и военно-промышленного комплекса.

Объем промышленного производства в России в 1991 г. был ниже уровня 1990 г. по всем комплексам: металлургическому - на 7,6%, топливно-энергетическому и химическому - на 4%. По машиностроительному комплексу произошло снижение выпуска основных видов продукции в натуральном выражении, а в стоимостном выражении рост производства связан с ассортиментным сдвигом в сторону дорогостоящих видов продукции и является следствием несовершенства методологии пересчета в сопоставимые цены; в ценах 1982 г. валовая продукция машиностроения снизилась примерно на 9%. Особое опасение вызывает дальнейшее падение продукции фондосоздающих отраслей, идущей на техническое перевооружение отраслей народного хозяйства, а также сокращение производства оборудования для легкой и пищевой промышленности, техники для сельского хозяйства, особенно фермерских хозяйств.

Наиболее быстрыми темпами продолжается спад производства в топливно-сырьевых отраслях, усиливающий ресурсную несбалансированность народного хозяйства и дальнейшее сокращение производства в отраслях обрабатывающей промышленности. Так, снижение в процентном отношении, к соответствующему периоду, прошлого года добычи топлива составило 6%, в т.ч. нефти - 10 (по России - 9-10), угля - 10 (по России - 11), газа - 0.3 (по России - 0.2 %).

Особое опасение вызывает падение добычи нефти, впервые наблюдаемое в нашей экономике, которая безусловно затронет как проблемы внутреннего потребления, так и проблему расширения экспорта. В текущем году сокращение экспорта нефти на 52 млн.т. (52%) привело к потере 10 млрд.руб СКВ по коммерческому курсу.

В результате снижения добычи топливных ресурсов и нестабильности их поставок наблюдается снижение выработки электроэнергии на 2%, в т.ч. на ТЭС - 3%, что не является типичным для экономики России. Электробаланс России оказался перенапряженным, возможности электроэнергетики по увеличению производства практически исчерпаны как с точки зрения резко возросшей ограниченности топливных ресурсов, так и технического состояния отрасли. Снижение потребления электроэнергии в России составило 1.8%. К концу года эти тенденции усилились, что привело к изменению режима работы ряда энергоемких производств (Дальний Восток, Забайкалье, ряд областей Центральной России). Продолжение этого процесса неминуемо скажется на работе сопряженных отраслей народного хозяйства России и в еще большей мере дестабилизирует экономическое положение.

В 1991 году спад промышленного производство в России проходил при примерно одинаковом снижении темпов роста группы "А" и "Б",хотя в 1990 г.группа "Б" выросло на 5.9% при падении группы "А" на 2.6% по сравнению с 1989 г.

Решение социальных и общеэкономических проблем осложняется падением производства сельскохозяйственной продукции. Текущий год является наихудшим за последнее десятилетие: снижение объемов производства ожидается на уровне на 7-8%, а с учетом дефлятора цен - 14-15%. По России снижение производства в сельском хозяйстве составит 8-9%, что в сочетании с нарушением межгосударственных договоров о поставках сельскохозяйственной продукции и сокращением импорта товаров потребительского назначения приводит к резкому падению производства в легкой и пищевой промышленности и усугубляет кризис на потребительском рынке.

Сокращение производства товаров народного потребления в 1991 году составило 4.5-5% (см.табл.1). Наряду с сокращением импорта, нарушение поставок товаров народного потребления в Россию из республик бывшего Союза усилило напряженность на потребительском рынке: удельный вес этих поставок снизился с 11% до 6%.

Напряженность на потребительском рынке усиливалась перераспределением товарных потоков, что выражалось в резком сокращении централизованных поставок и росте поставок по бартеру и прямым связям. При существующем уровне монополизма производства эти процессы усиливают натурализацию хозяйственных связей и являются одной из причин дальнейшего роста цен.

Негативное влияние на динамику производства продовольственных товаров оказывает продолжающееся снижение темпов производства и закупок сельскохозяйственной продукции. Сокращение производства продуктов питания по СНГ составило: по мясу - 11%, молоку - 10%, яйцам - 3%. В России сложилась еще более неблагоприятная ситуация: поставки в торговлю мясо-молочных продуктов снизились на 16-20%.

В декабре в связи с ожидающейся либерализацией цен поставки сельхозпродукции резко сократились, что в совокупности с ажиотажным спросом усилило напряженность на потребительском рынке.

Общая дестабилизация хозяйственных связей сопровож-далась катастрофическим ухудшением работы транспорта, объем валовой продукции которого снизился на 8%, а по объему грузооборота - на 8.5%. Проблема транспорта особенно остро стоит в России, на долю которой приходится более трех пятых всего грузооборота.

На динамику произведенного и используемого нацио-нального дохода существенное влияние оказывает изменение объема (более чем на треть) и структуры внешнеторгового оборота. По сравнению с прошлым годом снизились: импорт - на 41.7%, экспорт - на 30.7% (по России - 46% и 29% соответственно). Сальдо внешней торговли сложилось положительным в 6.3 млрд.инв.руб против отрицательного в 8.8 млрд.руб. в 1990 г.

В России в связи с тем, что сокращение импортных поступлений произошло в большей степени, чем экспорта, сложилось положительное внешнеторговое сальдо.

Сокращение импорта предметов потребления по непродовольственной группе товаров составило 35% к уровню прошлого года, что повлияло на динамику фонда потребления.

Несмотря на снижение фонда потребления на 7-8% (по России - 12-13%) по сравнению с 1990г., его доля в используемом национальном доходе остается достаточно высокой при резком снижении фонда накопления, особенно в основных фондах. При сложившейся ситуации крайне проблематичной становится возможность развития, обновления и воспроизводства основных фондов. Эта проблема приобретает особую остроту для России, на долю которой приходится около 60% всех основных фондов, большая часть которых, в силу своих возрастных и технико-экономических характеристик, не удовлетворяет потребностям структурной перестройки производства.

Заметно осложняет процесс воспроизводства действующих фондов неконтролируемый рост цен в капитальном строительстве. Хотя инфляция цен на инвестиционные товары идет более медленными темпами, чем на потребительском рынке, перераспределение средств на социальные нужды резко ограничивает инвестиционную активность. Это приведет к дальнейшему свертыванию производства как в краткосрочном, так и среднесрочном периодах.

Другим моментом, ограничивающим инвестиционные возможности, является резкое снижение доли амортизационных отчислений в капитальных вложениях из-за своевременно не проведенной корректировки амортизации (в связи с удорожанием продукции инвестиционных отраслей машиностроения).

Происходит свертывание инвестиционной деятельности по межрегиональным программам в связи с дефицитом бюджетных средств, что обесценивает средства застройщиков. По оценке физический объем капитальных вложений в 1991 г. сократится по сравнению с 1990 г. не менее чем на 25% (по России - на 15%, ввод в действие основных фондов - на 28%).

В 1991 г. произошло сокращение общего объема производственных инвестиций в России на 6-7%, а с учетом индекса цен - на 15%), при изменении соотношения между централизованными и нецентра-лизованными капитальными вложениями в пользу последних. Ухудшилось использование капитальных вложений: прирост незавершенного строительства составил 48 млрд.руб. Физический объем капитальных вложений сократился на 22 - 24 % к соответствующему периоду прошлого года, по централизованным источникам- более чем на 30 %.

Непроизводственные капиталовложения, особенно централи-зованные, также сократились под действием финансовых ограничений. Заметно снизился ввод в эксплуатацию жилых домов. По сравнению с уровнем прошлого года ввод жилья упал на 21%. Резко упали темпы строительства объектов социально-культурной сферы. Непроизвод-ственные капитальные вложения сократились на 10%.

Начинает меняться источники инвестиций в пользу собственных средств предприятий, а также негосударственных капитальных вложений. Это может явиться положительным моментом при поиске путей выхода из кризиса в капитальном строительстве, послужить основанием для привлечения в него частного капитала и иностранных инвестиций.

На протяжении всего года происходило падение розничного товарооборота и платных услуг, сопровождающееся устойчивым увеличением денежных доходов, разрывом между денежными доходами и потребительскими расходами - устойчивым источником наращивания инфляционного потенциала. Сохранение указанного опережения предопределит формирование дополнительно около 200-220 млрд. руб."горячих" денег, увеличив величину неудовлетворенного спроса населения до 500 млрд.руб.

Глубочайший кризис финансовой системы привел к резкому росту дефицита бюджета, государственного долга, быстрому обесценению денег и вхождению России в гиперинфляцию. Общий размер превышения денежных доходов населения над расходами составил в 1991 г. около 83 млрд.руб., что в 4.3 раза больше, чем в 1990 г.; выпуск денег возрос в 4.4 раза.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...