Где закреплено бюджетное устройство его структура. Бюджетное устройство страны


Адрес: Адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1, Адрес представительства Конституционного суда в Москве: 103132, Москва, ул. Ильинка, д.21, зона "Г".

г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1

Конституционный суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты .

Также при суде работает Научно-консультативный совет, состав, функции и порядок деятельности которого утверждаются Конституционным Судом.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации" и другими нормативными актами.

История

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.
Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Комитет конституционного должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора, главного государственного арбитра и еще ряд других нормативных актов. В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом. Закон был утвержден пятым Съездом 12 июля 1991 года.

29-30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного суда. 30 октября состоялось первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года - первое заседание, на котором было рассмотрено дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел. Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции, указав на то, что президент, подписав документ, превысил свои полномочия.

2 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного суда. 24 июня 1994 года Государственная Дума приняла закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и почти через три недели за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. Еще через несколько дней закон был подписан Президентом РФ, опубликован и в феврале 1995 года суд был полностью укомплектован.

Его председателем тогда был избран Владимир Александрович Туманов, в 1997 году новым председателем стал Марат Викторович Баглай, а в 2003 году снова был избран Валерий Дмитриевич Зорькин.

5 февраля 2007 года Президент РФ подписал ФКЗ, принятый ранее Госдумой и одобренный Советом Федерации, об изменении места постоянного пребывания Конституционного Суда с Москвы на Санкт-Петербург. Суд с 1 февраля по 20 мая 2008 года перебирался в здание Сената и Синода на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Политическое же решение о переезде Суда было принято еще раньше - с таким предложением в октябре 2005 года выступил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Несколько позже Управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин также не исключил возможности переезда, а 24 декабря 2005 года эту идею поддержал занимавший тогда пост президента РФ Владимир Путин. 22 марта 2006 года Госдума приняла в первом чтении закон "о переезде". В дальнейшем закон прошел все три чтения в Госдуме, но был отклонен СФ РФ, поскольку принятый вариант запрещал суду проводить выездные заседания. В 2007 году закон был отредактирован, принят и подписан.

Статистика

За первые девять месяцев 2009 года в Конституционный суд поступило 15749 обращений (за весь 2008 год их было 16592, из них: обращений граждан и их объединений - 16561; обращений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также государственных органов РФ и субъектов РФ - 31).

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

В унитарных (единых) государствах (Франция, Китай, Индонезия, Великобритания и т.д.) бюджетная система включает два уровня:

    Государственный бюджет

    Местные бюджеты

В федеративных государствах (РФ, США, Канада, Индия, Австралия и другие) бюджетная система включает три уровня:

    Государственный бюджет (Федеральный бюджет или бюджет центрального Правительства)

    Бюджеты членов Федерации (субъектов – в РФ; штаты – в США; провинции – в Канаде; земли – в Германии и т.д.)

    Местные бюджеты

В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет.

В федеративных государствах не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в бюджет государства.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношения и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней :

    Федеральный бюджет

    Бюджеты субъектов РФ (ст. 65 Конституции РФ)

    Местные бюджеты, в том числе:

Бюджетная система РФ основана на принципах :

    Единства бюджетной системы РФ

    Самостоятельности бюджетов

    Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ

    Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

    Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

    Сбалансированности бюджета

    Единства расходов кассы

    Подведомственности расходов бюджетов

    Результативности и эффективности использования бюджетных средств

    Общего (совокупного) покрытия расходов бюджета

    Адресности и целевого характера бюджетных средств

    Прозрачности (открытости)

    Достоверности бюджета

17. Сущность, структура и значение бюджетной классификации.

Бюджетная классификация является основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты.

Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитных бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставление показателей бюджетов.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые являются едиными для всех бюджетов бюджетной системы РФ –осуществляется Министерством финансов РФ.

<с 01.01.1995г в РФ была введена новая бюджетная классификация. Мотивы ее составления: Россия начала входить в мировую интеграцию. Введение налоговой системы >

Бюджетная классификация состоит из следующих разделов:

    Классификация доходов бюджетов

    Классификация расходов бюджетов

    Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

    Классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления)

    Экономическое содержание и структура Доходы бюджетов.

Доходы бюджетов – выражают экономические отношения, возникающие между органами государственной власти (местного самоуправления) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда.

Формой правления этих отношений служат поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Состав бюджетных доходов, а также формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также решаемых обществом экономических задач. В современных условиях доходы бюджетной системы РФ формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ

Доходы бюджета делятся на:

    Налоговые (налог и финансовые санкции связанные с нарушением налогового законодательства)

    Неналоговые

    Безвозмездные поступления

К налоговым доходам относят:

налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог – это обязательный, безвозмездный, безвозвратный платеж в определенные государством сроки, в определенных размерах.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговая система – совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы.

В зависимости от методов взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые – налоги на доходы или имущество. В налоговые отношения вступают два субъекта: государство (муниципалитет) и налогоплательщики. (пример: НДФЛ, налог на прибыль организаций, на имущество физических и юридических лиц)

Косвенные – надбавка к цене товара (работы, услуги). В налоговые отношения вступают три субъекта: продавец товара (работы, услуги) выступает посредником между государством и налогоплательщиком.

В зависимости от уровня взимания налоги делятся на:

    Федеральные

    Региональные (субъектов РФ)

    Местные (налог на землю, налог на имущество физических лиц)

К неналоговым доходам относятся :

    Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений

    Доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, гос. запасов драгоценных металлов и драгоценных камней

    Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

    Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе – штрафы, конфискации, компенсации

    Средства самообложения граждан (разовые платежи граждан, осуществляемы для решения конкретных вопросов местного значения. Решает местный референдум (сход граждан).

    Иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступления относят:

    Дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

    Субвенции из федерального бюджета и (или) бюджетов субъектов РФ;

    Субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

    Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

    Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольных пожертвований.

Субсидия – выплата потребителям, предоставляющаяся за счёт гос или местного бюджета.

Субвенция – вид денежного пособия местного органа власти со стороны государства (на определённый срок, на конкретные цели). Подлежат возврату в случае нецелевого использования.

Дотация – безвозвратное денежное пособие из гос бюджета организациям, предприятиям, отдельным лицам, для покрытия убытков, компенсаций потерь и других целей.

    Экономическое содержание и структура расходов бюджета

Расходы бюджетов – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения бюджетного фонда. На состав бюджетных расходов оказывают большое влияние внутригосударственные и внешние, экономические и политические факторы.

Наибольшая их часть приходится на расходы федерального бюджета - это объясняется тем, что они связаны с решением общегосударственных проблем и направлены на финансирование мероприятий, имеющих не только федеральное, но и региональное значение (ЗАТО – закрытые административно-территориальные образования; Наукограды; Приграничные города)

Расходы федерального бюджета имеют ряд особенностей:

    Вызваны самим фактом наличия гос-ва, т.е. носят императивный характер

    Служат воспроизводству эк и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время

    В основной массе являются непроизводительными, т.к. являются долей НД, выбывающего из воспроизводственного процесса.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются: (14 разделов)

    Общегосударственные вопросы:

      Функционирование Президента РФ

      Функционирование высшего должностного лица, субъекта РФ и муниципального образования

      Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов субъектов РФ, местного

    Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

    1. Органы прокуратуры

      Органы внутренних дел

      Внутренние войска

      Органы истиции

    Национальная оборона:

    1. Вооруженные Силы РФ

      Модернизация вооруженных Сил РФ и воинских формирований

      Мобилизационная и вневойсковая подготовка

    1. Жилищное хозяйство

      Коммунальное хозяйство

      Благоустройство

      Прикладные научные исследования в области ЖКХ

      Другие вопросы в области ЖКХ

  1. Национальная экономика:

    1. Общеэкономические вопросы

      Топливно-энергетический комплекс

      Сельское хозяйство и рыболовство

      Водные ресурсы

      Транспорт

    Охрана окружающей среды:

    1. Экологический контроль

      Сбор/удаление отходов и очистка сточных вод

      Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания

      Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды

    Культура, кинематография:

    1. Культура

      Кинематография

      Другие вопросы

    Образование:

    1. Дошкольное образование

      Общее образование

      Начальное профессиональное образование

      Среднее-профессиональное образование

    Здравоохранение:

    1. Стационарная медицинская помощь

      Амбулаторная помощь

      Скорая медицинская помощь

    Социальная политика:

    1. Пенсионное обеспечение

      Социальное обслуживание населения

      Социальное обеспечение населения

      Охрана семьи и детства

    Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

    1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

      Иные дотации

      Прочие межбюджетные трансферты общего характера

    Физическая культура и спорт:

    1. Физическая культура

      Массовый спорт

      Спорт высших достижений

      Прикладные научные исследования в данной области

    Средства массовой информации:

    1. Телевидение и радиовещание

      Периодическая печать и издательство

      Прикладные научные исследования в данной области

    Обслуживание государственного и муниципального долга:

    1. Обслуживание внутреннего государственного и муниципального долга

      Обслуживание государственного внешнего долга

    Бюджетный процесс, его стадии.

Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, исполнению бюджетов, контролю за исполнением, составлению внешней проверки.

Участниками бюджетного процесса являются:

    Президент РФ;

    глава муниципального образования - Высшее должностное лицо субъекта РФ;

    Законодательные и исполнительные органы гос власти

    Центральный банк РФ;

    Органы государственного финансового контроля;

    Получатели бюджетных средств.

    Органы управления государственными внебюджетными фондами;

    Распорядители бюджетных средств;

    Администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

    Администраторы доходов бюджетов;

Стадии бюджетного процесса:

    Составление Проекта бюджета

    Рассмотрение Проекта бюджета

    Утверждение бюджета

    Исполнение бюджета, контроль за его исполнением.

В законе о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета:

    Общий объем доходов бюджета;

    Общий объем расходов;

    Дефицит бюджета.

Составление проектов бюджетов – осуществляется Минфином РФ, финансовыми органами субъектов РФ.

Составление проекта бюджета основывается на:

    Бюджетном послании Президента РФ;

    Прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

    Основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

С проектом бюджета так же представляют некоторые документы и материалы:

    пояснительная записка к проекту.

    основные направления бюджетной и налоговой политики;

    расчеты распределения межбюджетных трансфертов;

    оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

    иные документы и материалы.

    проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

    предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

    прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

На рассмотрение проект бюджета подаётся не позднее 1 ноября текущего года. (высшие органы субъектов РФ) -не позднее 15 ноября текущего года. (проект о местном бюджете)

ЦБ РФ не позднее 1 октября текущего года отправляет в гос. думу проект основных направлений государственной денежно-кредитной политики на год и плановый период.

Предварительно указанный проект направляется президенту РФ и в правительство РФ.

В течении суток со дня внесения проекта в гос. думу, совет гос. направляет его в Комитет по бюджету гос. думы для заключения.

Гос. дума рассматривает проект федерального закона в 3 чтениях

Первое чтение (20 дней).

Обсуждает концепцию проекта федерального закона, прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики и основные характеристики бюджетов:

    Общий объем расходов;

    Общий объем доходов

    Нормативная величина Резервного фонда;

    Дефицит федерального бюджета.

    Объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;

Если гос. Дума принимает проект то, утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

Если нет, то гос. дума может:

    Передать законопроект в согласительную комиссию для разработки согласованного варианта основных характеристик Федерального бюджета (10 дней);

    Вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку (20 дней);

    Поставить вопрос о доверии Правительству РФ (новый проект в течении 30 дней).

Второе чтение.

Гос. дума рассматривает проект федерального закона в течении 25 дней, со дня его принятие в 1-ом чтении.

Что может рассматривать гос. Дума:

    Распределение межбюджетных трансфертов между субъектами РФ;

    Программа гос. внутренних и внешних заимствований РФ;

    Долгосрочные целевые программы

    Приложение к федеральному закону

Рассмотрение поправок проводится в Комитете по Бюджету.

Гос. дума рассматривает проект в течении 10 дней.

Утверждается структура расходов федерального бюджета на финансовый год.

Третье чтение.

Принятый в гос. думу федеральный закон в течении 5 дней, со дня принятия, передается на рассмотрение Совета Федерации (14 дней).

Если проект одобренный советом федерации, то федеральный закон в течении 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и дальнейшего выхода в свет.

Закон вступает в силу с момента его официального опубликования!

Если закон не одобрен советом федерации, федеральный закон передается в согласительную комиссию (10 дней).

И Гос. дума повторно его рассматривает в одном чтении.

Если Президент РФ отклоняет законопроект, то он передается в согласительную комиссию с участием представителя президента РФ.

Исполнить бюджет – это значит обеспечить своевременность и полноту формирования доходной части и финансирования расходов (обеспечить своевременность, полноту и адресность).

В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляет федеральное казначейство.

Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи и кассового плана.

Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемых в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Бюджетная роспись утверждается Минфином РФ.

    Государственный (муниципальный) кредит. Государственный (муниципальный) долг.

Государственный и муниципальный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции денежных средств (процесс постепенного накопления экономическим субъектом денежных ресурсов)органами гос. власти и местного самоуправления для финансирования государственных (муниципальных) расходов на началах возвратности.

Кредиторами выступают физические и юридические лица.

Заёмщиком – государство в лице его органов и органы местного самоуправления.

Данная форма кредита позволяет заемщику мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления для этих целей бумажноденежной эмиссии.

Государственный и муниципальный кредит имеет общие черты и отличия от банковского кредита.

Общее – берется на условиях возвратности, срочности, платности.

Отличительные особенности

Банковский кредит

Гос. и Муниципальный кредит

Экономические интересы кредитора и заемщика совпадают

Экономические интересы заемщика и кредитора относительно обособлены

Деньги выполняют функцию средства платежа

Не только средства платежа, но и средства обращения

Способствует росту наличных денег в обращении

Сокращает денежную массу в обращении

Предполагает производительное использование ссудного фонда

Он используется на погашение бюджетного дефицита, на финансирование бюджета или имеет строго целевое направление

Источником погашения является прибыль

Источником погашения являются средства бюджета

Контрольная функция – реализуется

Контрольной функции нет

В зависимости от места получения государственный кредит подразделяется на внешние и внутренние займы. Муниципальный кредит предполагает только внутренние займы.

По срокам погашения они делаться на:

    Краткосрочные (до года);

    Среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

    Долгосрочные (свыше 5 лет);

В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы, сроки кредита.

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают облигационные и безоблигационные займы.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – это форма существования государственного внутреннего долга. Это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. Выпуск в обращение государственных ценных бумаг может использоваться для решения следующих задач:

    Финансирования дефицита бюджета на неинфляционной основе;

    Финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, соц. обеспечения и т.д.;

    Регулирование экономической активности:

    Денежной массы в обращении;

    Воздействие на цены и инфляцию;

    Экономический рос и т.д.

Размещение государственных ценных бумаг обычно осуществляется:

    Через ЦБ РФ или Минфин РФ;

    В бумажной (бланковой) или безбумажной (в виде записей на счетах уполномоченных депозитариев – хранилище денег, ценных бумаг и т.д .) формах;

    Разнообразными методами:

    Аукционные торги;

    Открытая продажа всем желающим по установленным ценам;

    Закрытое распространение среди определенного круга инвесторов;

Муниципальные ценные бумаги – это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Местные органы власти могут привлекать дополнительные финансовые ресурсы на следующие цели:

    Покрытие временного дефицита бюджета;

    Финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодных бюджет;

    Строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения;

    Финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупятся в течении нескольких лет за счёт получаемой ими прибыли.

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже – векселей.

Условия эмиссии ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Минфине РФ.

Государственный (муниципальный) долг.

Государственный и муниципальный долг – это обязательство, возникающее из гос. или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам 3-х лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, принятые на себя РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями.

По источникам возникновения долга, долг бывает:

    Внешний – обязательство, возникающее в иностранной валюте.

    Внутренний – обязательства, возникающие в валюте РФ.

Государственный и муниципальный долг делится на:

    Текущий (срок погашения которого наступил);

    Капитальный (все долговые обязательства).

Долговые обязательства РФ и субъектов РФ могут быть:

    Краткосрочными (менее года);

    Среднесрочными (от 1 года до 5 лет);

    Долгосрочные (от 5 до 30 лет включительно).

Долговые обязательства муниципального образования:

    Краткосрочными (менее 1 года);

    Среднесрочными (от года д о5 лет);

    Долгосрочные (от 5 до 10 лет включительно).

Управление гос. долгом РФ осуществляется Правительством РФ.

Муниципальным долгом – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местная администрация) в соответствии с уставом муниципального образования.

Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентам по ним или дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

Обслуживание гос. внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями.

Учет и регистрация гос. долговых обязательств РФ осуществляются в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная Долговая Книга РФ). Осуществляет – Минфин РФ.

Учет и регистрация гос. долговых обязательств субъекта РФ – в гос. долговой книге субъекта РФ.

Муниципальных долговых обязательств – в муниципальной долговой книге муниципальных образований

Способы управления государственным (муниципальным) долгом:

    Рефинансирование – погашение старой задолженности путем выпуска новых займов

    Реструктуризация долга – основанная на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих гос. или муниципальных долг с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств

    Унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа

    Консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов

    Аннулирование долга – когда гос-во полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Аннулирование может проводиться по двум причинам:

1) В случае финансовой несостоятельности гос-ва

2) При смене политической власти

Классификация преимуществ и недостатков стандартных методов управления государственным долгом

Преимущества для заемщика

Недостатки для заемщика

Рефинансирование

Замещение бюджетных источников погашения и обслуживания долга на новые заимствования

Пролонгация (отсрочка)

Экономия бюджетных средств

Накопление долга. Рост долговой нагрузки на бюджет.

Конверсия

Обеспечение замещения долга менее обременительными видами обязательств.

Повышение доверия к надежности заемщика со стороны кредитора в случае увеличения процентного дохода.

Возможность привлечения в экономику существенных инвестиций.

Уменьшение доверия к долговым обязательствам заемщика со стороны кредитора в случае снижения процентного дохода.

Реальные потери части государственной собственности.

Консолидация

Уменьшение доверия к долговым обязательствам заемщика со стороны кредитора.

Унификация

Изменение доходности и сроков погашения долга.

Равномерное распределение долговой нагрузки на бюджет

Снижение ликвидности долговых обязательств.

Аннулирование

Экономия бюджетных средств

Потеря кредитной репутации среди потенциальных кредиторов.

Лишение возможности привлечения заимствований с внешних рынков.

Реструктуризация

Повышение возможности выполнения долговых обязательств.

Возможность частичного списания (сокращения) долга.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ

№1 Понятие бюджета и его экономическое значение, функции бюджета.

Бюджет РФ – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций гос-ва.

Как экономическая категория бюджет выражает систему денежных отношений между гос-вом, хоз. субъектами и населением по поводу распределения части стоимости общественного продукта в процессе формирования и использования централизованных фондов денежных средств.

Специфика бюджетных отношений как части финансов состоит в:

1. Они возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является гос-во.

2. Они связаны с формированием фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения потребностей гос-ва.

Цели и задачи:

1) финансовое обеспечение бюджетной сферы

2) перераспределение ВВП

3) госуд. регулирование и стимулирование

4) контроль за образованием и использованием централизованных денежных средств

Механизм бюджета – система формирования и использования ден.фонда, имеющая ряд специфических характеристик:

  1. сумма поступлений (Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов)
  2. сумма расходов бюджета (Инвестиции денежных средств в различные мероприятия на финансирование госнужд.)
  3. соотношение доходов и расходов (Соотношение доходов и расходов принимает форму баланса, профицита, дефицита)
  4. длительность бюджетного периода (Время, в течение которого реализуется конкретный бюджет. В РФ бюдж.год длится с 1 янв по 31 дек.; в США с 1 окт по 30 сент.; В Японии с 1 апр по 31 марта)

Функции бюджета:

  1. Фискальная (аккумулирование денежных средств в централизованных финансах)
  2. Распределительная (Обеспечение перераспределения централизованных денежных средств между различными сферами матер и немат производства)
  3. Контрольная (Обеспечение контроля за образованием, распределением и использованием денежных средств гос-ва)

№2 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.

Бюджетная система – совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетное устройство организационные принципы построения бюджетной системы, её структура и взаимосвязь объединённых в ней бюджетов.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

В унитарных(единых) гос-вах бюджетная система включает 2 звена: госуд. и местный бюджет (Франция, Великобритания, Швеция).

В федеративных гос-вах (Германия, РФ, США) функционирует 3уровневая система, согласно чему функционирует – республиканский (фед), региональный (субъекты фед), местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения).

В состав бюджетов субъектов РФ входят:

21 республиканский

55 областных и краевых

Москвы и СПб

Окружные бюджеты 10автономных округов

В составе местных бюджетов находится около 29 тыс местных бюджетов

Консолидированный бюджет РФ – свод Фед. бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Консолидированный бюджет:


бюджет субъектов РФ консолид местный бюджет


городов поселковых советов районов

Консолидированный бюджет ежегодно составляется, но не утверждается а форме закона. Информации я параметрах консолид. бюджета является очень важной для аналитических и прогнозных расчетов.

Федеральный бюджет разраб и утверждается в форме федеральных законов.

Бюджеты субъектов РФ в форме законов субъектов РФ.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с бюджетным Кодексом РФ бюджетная система основывается на принципах.

Принципы бюджетной системы:

1) Единство бюджетной системы (единая правовая база, единая денежная система, единая бюджетная классификация, единство бюджетного процесса и единые санкции за нарушение бюджетного законодательства.)

2) Разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы (реализация через закрепления соответствующих доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти соответственного уровня)

3) Принцип самостоятельности (органы власти соответствующего уровня имеют право: - формировать свой бюджет (т е самостоятельно осуществлять бюджетный процесс)

Определить направление расходов исходя из наличии соответствующих источников дохода каждого уровня бюджета

4) Принцип равенства бюджетных прав субъекта федерации и муниципальных образований (определение бюджетных полномочий органов гос.власти, субъектов и органов местного самоуправления в области установления и исполнения расходов, обязательных в формировании неналоговых и налоговых доходов).

5) Принцип полноты отражения всех доходов, расходов и источника финансирования дефицита бюджета (означает что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов в обязательном порядке и полном объёме отражаются в соответствующем бюджете).

6) Принцип сбалансированности (объем расходов должен соответствовать объему доходов).

7) Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (при исполнении бюджетов должны достигаться заданные результаты с использованием наименьшего объёма средств).

8) Принцип общего совокупного покрытия расходов (все расходы должны покрываться общей суммой доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита).

9) Принцип прозрачности (открытости). Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов отчётов об их исполнении.

10) Принцип достоверности (надёжность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчётов доходов и расходов бюджета).

11) Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств (бюджетные средства должны выделяться в распоряжение конкретных получателей на финансирование конкретных задач).

12) Принцип подведомственности (означает, что получатели бюджетных средств в праве получать бюджетные ассигнования только органов главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся).

13) Принцип единства кассы (зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счёта за исключением операций, осуществляемых за пределами соответствующий территорий).

№3 Бюджетный федерализм.

Федеральное устройство РФ является предпосылкой возникновения фин-бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм – наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве. Характеризует разграничения прав и полномочий между центром и регионами.

Принципы:

1 Принцип законного разграничения полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления

2 Обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения возложенных на них функций.

3 Обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы.

Вертикальное выравнивание – компенсирование дисбаланса региональных бюджетов за счёт средств финансовой помощи, поступающей со счетов вышестоящего бюджета на счета нижестоящего бюджета:

Трансферты - средства, поступающие из федерального и регионального фонда, размеры которых рассчитываются по установленным правительством нормативам.

Дотации - средства, предоставленные бюджетов другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенции - средства, предоставленные бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов.

Субсидии - средства, передающиеся бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования текущих расходов.

Горизонтально выравнивание – пропорционально распределение налогового беремени между субъектами федерации для устранения или снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий.

4 Принцип самостоятельности и равноправия, который выражается в самостоятельном определении направлений использования бюджетных средств.


Бюджетное устройство включает в себя три базовых элемента: организация бюджетной системы; принципы построения бюджетной системы; взаимоотношения между звеньями бюджетной системы.
Определимся в понятиях. Бюджетная система России - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней - федерального, регионального и местного. Национальная бюджетная система представляет собой единство бюджетов всех уровней бюджетной системы, функционирующих на основе единых принципов. На каждом уровне в бюджетной системе функционирует не только бюджет, но и бюджеты внебюджетных фондов. Такое устройство отсылает нас к советской бюджетной конструкции «матре- шечного» типа, когда самостоятельных внебюджетных фондов не существовало (например, Пенсионного фонда), но внутри бюджета, по сути, пенсионные доходы и расходы обособлялись.
Итак, в России функционируют следующие виды бюджетов.
Федеральный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций федерального уровня власти в РФ.
Региональный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Местный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.
Расширенный бюджет - свод консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов.
На рис. 2.1. представлено строение бюджетной системы России.
Консолидируются бюджеты по следующей схеме:
Консолидированный бюджет РФ =
Федеральный бюджет + Консолидированные бюджеты всех субъектов РФ
Консолидированный бюджет субъекта РФ =
Бюджет субъекта РФ + Местные бюджеты муниципалитетов субъектов РФ

На рисунке 2.2.показана «сборка» бюджета области.

Особое место, в силу социальной функции, в бюджетной системе занимают местные бюджеты. Муниципальные бюджеты составляют около 20% объема консолидированного бюджета страны. В РФ юридически оформлено 12 215 муниципальных образований, из них: type="disc"> городов - 625, из которых более 160 больших городов (к категории больших были отнесены города с численностью более 100 тысяч человек) с общей численностью населения около 67 млн. человек или около 70% всего городского населения страны. поселков - 516 городских районов и округов - 153 районов - 1404 сельских округов - 9314 сельских населенных пунктов - 203.
Из бюджетов муниципальных образований финансируется 65% расходов бюджета страны на образование, свыше 60% - на жилищнокоммунальное хозяйство, 58% - на здравоохранение, 50% - на социальную защиту населения. Этим определяется их важное политическое, социальное значение.
Выделим принципы, на которых основывается функционирование всех бюджетов.

Еще по теме Бюджетное устройство:

  1. Структурная единица 4. Бюджетное устройство и бюджетные системы стран с различным государственным устройством
  2. МОДУЛЬ 1. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
  3. Глава 1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетное устройство определяет правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Бюджетная система – совокупность бюджетов государства и административно-территориальных образований. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы страны.

Бюджетное устройство и бюджетная система во многом определяется формой государственного устройства.

Унитарное (единое) государство – форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве.

Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев:

Государственного бюджета;

Местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций.

Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из:

Федеративного бюджета;

Бюджетов членов федерации;

Местных бюджетов.

Под бюджетным федерализмом понимают форму автономного функционирования бюджетов различного уровня государственной власти, основанную на четко сформулированных законодательных нормах и положениях.

Однако, в федеральных государствах бюджетные системы устроены по-разному. Выделяют следующие основные типы организации бюджетных систем: - централизованные, децентрализованные и комбинированные.

Типы организации бюджетных систем федеративных государств
централизованные децентрализованные комбинированные
1. Самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной системы сведена к минимуму. Нижестоящие уровни не наделены достаточными собственными источниками доходов и финансирование идет из централизованных средств федерального бюджета. 1. Высокая степень самостоятельности региональных и местных бюджетов. 2. Проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднено. 1. Повышенная ответственность федерального центра при ограничении самостоятельности региональных властей. 2. 2. Значительная роль трансфертов из вышестоящих нижестоящим бюджетам для регулирования и бюджетного выравнивания регионов. 3. Использование механизмов горизонтального и вертикального выравнивания.

Вертикальное выравнивание – компенсация дисбаланса доходов и расходов нижестоящих бюджетных уровней за счет трансфертов из вышестоящих бюджетов.



Горизонтальное выравнивание пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации с учетом дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода, прожиточного минимума. Доходов и расходов населения региона.

Выделяют пять моделей бюджетного федерализма: советская, китайская, американская, канадская и германская.

Тип модели бюджетного федерализма Отличительные признаки
1. Советская Единый бюджет (вышестоящие органы утверждали нижестоящие бюджеты). Расходы расписаны сверху донизу, изменить что-либо на местах нельзя. Каждому бюджеты приписаны доходы, покрывающие утвержденные потребности. Недостатки: - нет стимулов к увеличению доходов и рационализации расходов; - постоянно нарастающая нагрузка на бюджет самого высокого уровня, в итоге он рушится.
2. Китайская Это разновидность советской. Налоги собираются региональными властями, центр определяет кому и сколько оставить (по договоренности) Задания по перечислению налоговых платежей в центральный бюджет. В дела властей, справляющихся с заданием, никто не вмешивается. Недостатки: аналогичные, плюс коррупция, кумовство, сращивание государственного аппарата с бизнесом, торг вокруг бюджетных расходов.
3. Американская Относительно большая самостоятельность отдельных штатов. Система горизонтального долевого распределения доходов. Федерация, штаты, муниципалитеты имеют собственные «непересекающиеся» налоговые доходы. Недостатки : не направлена на выравнивание социально-экономических условий жизнедеятельности регионов. Содействует развитию богатых штатов.
4. Канадская Социально-ориентированный вариант американской. Присутствуют процессы повсеместного выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения. При разделении налоговых поступлений используют метод «достраивания» ставок: провинции и муниципалитеты имеют право добавлять ставки к базовой федеральной ставке
5. Германская Единообразное распределение ресурсов между землями. Общие налоги, поступления от них распределяются между всеми уровнями бюджетной системой. Для выравнивания условий используется механизм дифференциации нормативов отчислений от общих налогов. Недостатки : - сильные звенья не очень заинтересованы в укреплении своей налоговой базы, не преследуют лиц уклоняющихся от уплаты налогов, т.к. значительные суммы собственных их доходов через федеральное правительство перечисляются в финансово слабые земли.

Бюджетное устройство и бюджетная система России прошли исторический путь развития от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.

Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны (ст. 71 и 132) и ее государственными устройством как федеративной республики, субъектами Федерации, которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней :

1 – Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2 – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3 – местные бюджеты.

В состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды .

Целевые бюджетные фонды – формируются за счет целевых источников и имеют целевое расходование средств. В их число входят:

Дорожный;

Экологический;

Воспроизводства минерально-сырьевой базы;

Восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджетная система всегда определяется государственным и административно-территориальным делением.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...