Общая характеристика системы федеральных налогов и сборов. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов РФ


2.1 Признаки налога и сбора

Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве. Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог – понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение, как элемент экономического строя общества, присуще всем государственным системам, как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования. Процесс взимания налогов осуществляется государством и, более того, является его функцией.

Определение понятия «налог» тесно связано с категорией «государство». Оно зависит не только от раскрывающих данное понятие теоретических концепций, но и от уровня развития самого государства, состояния его экономики и социально-политических отношений. Знакомства с налоговой системой достаточно для того, чтобы судить о том, на какой ступени развития находится государство. Если в налоговой системе сделан акцент на косвенном и имущественном налогообложении, то, вероятнее всего, мы имеем дело со слаборазвитой в промышленном отношении страной. Если же в структуре налогов преобладают прямые налоги, объектом которых выступают доходы граждан, юридических лиц, их имущество, то это свидетельствует о том, что речь идет о высокоразвитой экономике.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ). При этом должны соблюдаться принципы справедливости по отношению к плательщику и достижения большей эффективности взимания налогов.



Для анализа этой категории следует выделить ее признаки. Признаки налога - это неотъемлемые существенные свойства налога универсального характера, по наличию полной совокупности которых в законодательной практике из всей совокупности обязательных платежей в пользу государства можно идентифицировать налоговые платежи. В приведенном выше понятии можно выделить три признака налога:

- обязательности (императивности) - отличает уплату налога, как безусловную обязанность налогоплательщика при возникновении у него объекта налогообложения. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения в полном объеме возложенной на него обязанности. Обязательность налога обеспечивается мерами государственного принуждения, т.е. силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, которые при нежелании налогоплательщика добровольно исполнить свою обязанность сделают это принудительно;

- индивидуальной безвозмездности - отсутствие прямого встречного исполнения какого-либо обязательства со стороны государства по отношению к конкретному налогоплательщику, т.е. оклад налога никогда не возвращается субъекту налога и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак выделяет пошлины из налогов.

- смена формы собственника - посредством налогов часть собственности индивидуума (корпорации) в денежной форме переходит в государственную, при этом образуется централизованный денежный фонд (бюджетный фонд). Суммы налогов поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги не являются целевыми отношениями. Этот признак позволяет отличить их от сборов (целевой сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образовательных учреждений, курортный сбор).

Существуют еще два фундаментальных признака налога, с помощью которых из всей совокупности обязательных платежей можно уверенно выделить именно налоговые, а именно регулярности (периодичности) уплаты и законности.

Признак относительной регулярности означает определенную периодичность - уплаты налога в строго отведенные законом сроки, т.е. налог - это не разовое, а регулярное изъятие денежных средств, при условии сохранения у налогоплательщика объекта налогообложения.

Законность как признак означает, что установление, порядок исчисления и уплаты налогов, их изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона. Налогоплательщики обязаны уплачивать только законно установленные налоги.

Таким образом, наиболее полным видится следующее определение категории «налог».

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Схожесть и различия признаков налога и сбора представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1. - Признаки налога и сбора

Признаки
Налог Сбор
Законность: установление, порядок исчисления и уплаты налога, его изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона Законность: установление, порядок исчисления и уплаты сбора, его изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона
Обязательность (императивность): возникновение обязанности по уплате налога в результате несвободного выбора плательщика Обязательность (императивность): возникновение обязанности по уплате сбора в результате несвободного выбора плательщика
Индивидуальная безвозмездность: отсутствие встречного удовлетворения (эквивалента прав) Индивидуальная возмездность: наличие встречного удовлетворения (эквивалента прав)
Относительная регулярность уплаты: регулярное осуществление платежа при наличии объекта обложения Относительная нерегулярность уплаты: нерегулярное осуществление взноса при возникновении потребности в юридически значимых действиях
Цель платежа: финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований Цель платежа: покрытие затрат государства (его уполномоченных органов), связанных с оказанием юридически значимых действий

Анализируя два законодательных определения (налога и сбора), достаточно сложно увидеть их различия. В определении сбора отсутствуют два признака, присутствующих в характеристике налога: индивидуальной безвозмездности, уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства. Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление определенного эквивалента «юридически значимых действий» в отношении плательщика сбора. И это вполне объективная рокировка признаков. Однако при этом совершенно непонятно: достаточно ли для разграничения данных понятий одного признака индивидуальной безвозмездности или возмездности? Почему сбор не увязывается ни с формой взимания в виде отчуждения, ни с денежным способом уплаты, ни с целями его взимания? Ведь эти моменты при уплате сбора абсолютно идентичны уплате налога, за исключением, пожалуй, различающихся целей. Почему отсутствует признак нерегулярности и законности сборов?

Все эти вопросы подводят нас к суждению, что законодательная трактовка сбора, как и налога, является достаточно противоречивой. Для более адекватной характеристики сбора может быть предложено следующее определение.

Сбор - это обязательный, индивидуально возмездный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый организациями и физическими лицами с целью получения ими от уполномоченных органов и должностных лиц юридически значимых действий.

2.2 Элементы налога и основная налоговая терминология

Развивающиеся в течение нескольких тысячелетий налоговые теория и практика выработали огромное количество специальных налоговых терминов, которые достаточно прочно укоренились и широко используются в разработке налогового законодательства. В области налогов и налогообложения не существует единых стандартов (в отличие от бухгалтерского учета и аудита). В большинстве стран мира получили распространение следующие общепризнанные названия элементов налогов и налоговая терминология:

Элементы налога – отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога (налоговая терминология) используются в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование.

Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой принципами их установления.

Субъект налога (налогоплателъщик) это физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком.

Носитель налога - физическое или юридическое лицо, уплачивающее оклад налога субъекту налога, а не государству. В действительности субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Классический пример переложения налога - косвенный налог. Тогда субъектом налога является производитель, продавец товара, а носителем налога - потребитель товара.

Объект налога (объект обложения) - имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и др., которые служат основанием для обложения налогом. Объекты налога многообразны. К ним относятся: недвижимое имущество - земельные участки, дома, строения и т.п.; движимое имущество, ценные бумаги, денежные средства (на счетах в банке, в кассе хозяйствующего субъекта); предметы потребления - чай, сахар, соль и т.д.; доходы - заработная плата, прибыль, рента и др.

Источник налога - доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога. Например: источником налога на прибыль является прибыль; подоходного налога - заработная плата, доходы лиц, работающих не по найму, дивиденды по акциям и т. д. Источник может совпадать с объектом налога, примером может служить подоходный налог с рабочих и служащих: объект налога - заработная плата (она же источник налога).

Единица (масштаб) налога - единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога. Такой единицей по подоходному налогу может служить 1 рубль дохода, по поземельному налогу - единица измерения площади (0,01 га, 1 м 2).

Ставка налога - размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах. Различают: твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные, регрессивные ставки.

Оклад налога - сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительности в момент установления государством налога, как отношения, возлагающего обязанности на субъект, никаких денежных платежей не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определенному налогу исчислит оклад налога и внесет его в соответствующий бюджетный фонд, осуществится платеж (уплата денег).

Налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд (например, ежеквартально, один раз в месяц, один раз в квартал, один раз в год).

Налоговая квота - доля оклада налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога (по совокупному налогу). Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, она показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в совокупности.

Налоговая льгота - снижение размера (тяжести) налогообложения. Могут применяться следующие льготы: введение налогооблагаемого минимума - освобождение от налога части объекта налога; установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога); изъятие из налогообложения части объекта налога; освобождение от отдельных видов налогов и ряд др.

Налоговая политика - комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат инструментами налоговой политики.

Налоговый кадастр - перечень объектов налога с указанием их доходности.

Применяют земельный, подомовой и другие кадастры; они служат для определения средней потенциальной доходности объекта налогов - земли, строений и т. д.

Система налогов - совокупность и структура налогов страны в соответствии с их классификацией, установленной в законодательном порядке.

Переложение налогов - полное или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога. Проблема переложения - одна из самых сложных в финансовой науке. Механизмы переложения налогов весьма разнообразны. В частности, различают прямое и обратное переложение налогов. Прямое переложение налогов совершается посредством включения налога в цену. Так происходит с налогами на потребление, когда фигурирующий в качестве налогоплательщика производитель или торговец перекладывает налог на потребителя путем повышения цены. Обратное переложение налогов выражается в понижении цены и имеет место, например, при продаже земли, домов, акций, облигаций, когда налог переносится на продавца посредством вычета из продажной цены капитализированной суммы налога.

Налоговый иммунитет - освобождение лиц, занимающих особо привилегированное положение, от обязанности платить налоги в соответствии с национальным и международным правом.

Налоговая декларация - официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период, о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Обычно заполняется по определенной, регламентированной форме непосредственно декларантом.

Налоговое бремя - обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП.

Налоговое обязательство - налоговое правоотношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого обязательства. Налоговое обязательство существует при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством страны.

Налоговая оговорка - условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется уплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории ее страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортерами и импортерами по поводу уплаты налогов.

Налоговые каникулы - установленный законом срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.

Налогообложение двойное - неоднократное обложение одного и того же объекта налога. Налогообложение двойное распространено во всех странах, например при обложении доходов предприятия с последующим обложением образующихся из них индивидуальных доходов. Оно может иметь место также при взимании налогов разными государствами (в случае отсутствия межгосударственных налоговых соглашений), при обложении государственными и местными налогами и в некоторых других случаях.

Налогоплательщики - юридические и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги.

Юридическое лицо - организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающие в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющего следующие признаки:

Независимость существования от входящих в его состав отдельных лиц;

Наличие имущества, обособленного от имущества участников;

Право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;

Право осуществлять от своего имени экономические операции;

Право выступать от своего имени в суде в качестве истца или ответчика;

Самостоятельная имущественная ответственность.

Юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, устав (юридический адрес), а также печать и расчетный счет в банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заносится в государственный реестр.

Физическое лицо - гражданин, участвующий в экономической деятельности и выступающий в качестве полноправного ее субъекта. К физическим лицам относят граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые действуют в экономике в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юридическими лицами. Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации фирмы, предприятия (что необходимо юридическим лицам).

Налоговый агент - лицо, на которое в силу принятых актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению в соответствующий бюджет (бюджетный фонд) налога или сбора.

Резидент - юридическое или физическое лицо, зарегистрированное или безвыездно проживающее в данной стране более 183 дней. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны.

Нерезидент: 1) юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой; 2) физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой. Для нерезидентов могут быть установлены особые правила налогообложения.

2.3 Функции налогов

Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность и внутреннее содержание, а также выражают общественное назначение. Именно через функции обеспечивается взаимосвязь теоретической сущности и предназначения данной категории с конкретными формами ее воплощения в экономической практике. Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как сложной финансово-экономической категории. Следовательно, функции налогов должны выражать общественное назначение налогообложения не только как способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, но и как средства государственного регулирования экономики, а также основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства.

Основные функции налогов:

1) фискальная - заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

2) регулирующая - означает, что налоги, участвуя в распределительном процессе, либо стимулируют, либо сдерживают темпы экономического развития;

3) распределительная - выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента перераспределительных отношений;

4) контрольная - обеспечивает государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, за источниками доходов и направлениями расходов.

Фискальная функция является главной и отражает основное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государства с целью создания материальной основы для реализации им своих функциональных обязанностей. Данная функция присутствует во всех налогах в любой налоговой системе, она была единственной на ранних периодах налогообложения. Со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта.

Налоги составляют значительную (около 90%) долю доходной части консолидированного бюджета России. В формировании доходов различные группы налогов играют разную роль.

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции налогов применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов и экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Следовательно, данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство - налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками.

Распределительная функция (ее еще называют социальной) обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

Использование прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов, т.е. использование определенной прогрессии в зависимости «бо льшие доходы - бо льшие налоги»;

Использование повышенных акцизов и пошлин на товары не первой необходимости, предметы роскоши;

Использование ориентированных льгот, необлагаемых минимумов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложения, пониженных налоговых ставок (например, в обложении личных доходов используется значительный их арсенал, в НДС товары первой необходимости или освобождаются от обложения или облагаются по более низкой ставке);

Использование компенсационных и накопительных социальных платежей (в России - платежи на социальное страхование), бремя уплаты которых возлагается не на работника, а перекладывается на работодателя.

Распределительная функция реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут платить минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким образом, распределительная (социальная) функция обеспечивает не только регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволит в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.

Контрольная функция заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками (плательщиками сборов) своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь - через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства - их фискальной функции. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

2.4 Классификация налогов.

Классификация налогов - это обоснованное распределение налогов и сборов по группам, произведенное на основании определенного разграничивающего признака и обусловленное целями (задачами) систематизации и сопоставлений.

Из данного определения вытекают два важных требования, предъявляемые к любой классификации. Во-первых, в основе разработки каждой налоговой классификации должен лежать конкретный классифицирующий признак, будь то способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект, предмет, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей и т.п. Во-вторых, каждая классификация должна служить определенным практическим или научным целям (задачам), т.е. должна быть востребована теорией или практикой обложения. Группировка налогов, не отвечающая этим двум требованиям, не может иметь статус классификации.

Основные классификации налогов представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2 – Классификация налогов в РФ

№ п/п Классифицирующий признак Виды налогов
Принадлежность к уровню управления федеральные налоги и сборы региональные налоги местные налоги
Субъект обложения налоги с юридических лиц налоги с физических лиц налоги с юридических и физических лиц
Степень переложения прямые налоги косвенные налоги
Характер отражения в Системе национальных счетов (СНС) налоги на производство и импорт налоги на доходы и имущество
Предмет (объект) обложения налоги с имущества налоги с доходов налоги с потребления налоги с использования ресурсов
Способ обложения налоги, уплачиваемые «по декларации» налоги, уплачиваемые «у источника выплат» налоги, уплачиваемые «по уведомлению»
Бухгалтерский источник уплаты налоги, уплачиваемые с выручки от реализации налоги, относимые на себестоимость налоги, относимые на финансовый результат налоги, относимые на оплату труда налоги, уплачиваемые с валовой прибыли
Назначение налогов налоги общего характера налоги целевого характера

1. Классификация налогов по принадлежности к уровнюуправления и власти подразделяет все налоги на федеральные, субъектов РФ и местные. Данная классификация - единственная из всех представленных ниже - имеет прямой законодательный статус: на ней основана вся логика построения и изложения Кодекса. Она имеет не только принципиальное нормативно-правовое, но и существенное практическое значение для решения различных задач налогового федерализма.

Основу разграничения этих видов налогов и сборов составляет не уровень бюджета, в который они зачисляются, а то, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории обязательны к уплате. Так, в соответствии со ст. 12 НК РФ разграничивают федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы;

3)налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональными признаются налоги, которые установлены Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ в порядке и пределах, предусмотренных Кодексом, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты, а так же могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения устанавливаются Кодексом.

К региональным относятся налоги:

1) на имущество организаций;

2) на игорный бизнес;

3) транспортный.

Местными признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги и сборы в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, предусмотренных НК, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты; могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

К местным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог.

3) торговый сбор.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом.

Наряду с рассмотренной выше совокупностью налогов и сборов НК предусматривается применение специальных налоговых режимов.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Эти режимы устанавливаются НК и применяются в случаях и порядке, предусмотренных НК и иными законодательными актами о налогах и сборах.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система изменения налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) патентная система налогообложения;

5) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать дополнительные федеральные налоги, определяется порядок их применения и введения в действие. Таковыми следует считать 4 дополнительных федеральных налога: единый сельскохозяйственный налог; единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему. Основанием для отнесения этих налогов к федеральным является логика построения Кодекса, представляющая специальные налоговые режимы в качестве подраздела (VIII 1) федеральных налогов и сборов. Пятый специальный режим не вводит нового налога, а предусматривает только особый порядок налогообложения.

2. Классификация налогов по субъекту обложения включает налоги, взимаемые с юридических и физических лиц, и смешанные, т.е. и с юридических и с физических лиц. Ранее такая классификация была очень востребованной. Однако в последнее время ее теоретическая и практическая значимость постепенно снижается. Изначально эти группы налогов характеризовали также различные аспекты обложения предпринимательской деятельности, жизнедеятельности домохозяйств и универсального обложения этих видов деятельности. Такое достаточно емкое классифицирующее предназначение теперь представляется в значительной мере условным и размытым в связи с форсированным развитием малого предпринимательства не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц - индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому четко разграничить налоговые платежи по субъектам обложения сейчас не то чтобы сложно (коды бюджетной классификации позволяют сделать это), а скорее теряется однозначность отнесения самих налогов к той или иной группе.

3. Классификация по степени переложения

Прямые налоги

3. Классификация по степени переложения , разделяющая налоги на прямые и косвенные, известна как исторически наиболее универсальная, но вместе с тем и как наиболее теоретически спорная классификация.

Прямые налоги - это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения налогоплательщиком доходов и владения имуществом, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. В группе прямых налогов выделяют реальные и подоходные.

Прямые реальные - это налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход от использования того или иного объекта обложения. Но получение такого дохода можно считать условным, поскольку в большинстве случаев он отсутствует. К таковым следует отнести налоги: на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги. Эти налоги отражают предполагаемую (мнимую) платежеспособность плательщиков.

Прямые подоходные - это налоги, которыми облагаются действительно полученные доходы (прибыль). Они отражают фактическую платежеспособность плательщиков. К ним относится налог на доходы физических лиц и на прибыль

Общая характеристика налога

Лекция 3

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Базовые понятия и определения: элементы налогообложения, субъект налога (налогоплательщик), объект налога, носитель налога, предмет налога, единица обложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, налоговый долг, источник налога, сроки уплаты налога, налоговая льгота, порядок исчисления и уплаты налога, методы налогообложения, налоговый резидент, налоговый агент, взаимозависимые лица, законный представитель налогоплательщика, уполномоченный представитель налогоплательщика; права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Цель лекции: исходя из положений первой части НК РФ описать модель налога (сбора), дать характеристику плательщикам налогов и сбров.

План лекции

1.Общая характеристика налога или сбора

2.Элементы налога

В теории налогов для характеристики экономических основ налога издавна употребляется термин «элементы налога», под которым понимаются «определяемые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов». К ним относятся: субъект налога, объект налога, предмет налога, источник налога, масштаб налога, налоговая база, налоговый период, единица обложения, налоговая льгота, налоговая ставка, метод налогообложения, налоговый оклад.

В российском законодательстве для характеристики правовых основ налога употребляется термин «элементы налогообложения». В п.6 ст.3 НК РФ указано, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».

Согласно ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь о том случае, когда определены налогоплательщики (плательщики сборов) и элемент налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога. Данные элементы налогообложения являются обязательными.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Это означает, что налоговая льгота является факультативным элементом налогообложения. Отсутствие ее в определенном законодательном акте, устанавливающим определенный налог или сбор, не является основанием для отказа налогоплательщика от уплаты данного налога или сбора.

? Покажите различия в составе между элементами налогообложения, указанными в законодательстве РФ о налогах и сборах.

Состав элементов налога и элементов налогообложения, указанных в российском законодательстве, различен. Имеют место случаи, когда тот или иной элемент налога установлен, но не определен. В то же время элементы налогообложения выступают базовой правовой предпосылкой для определения обязанностей налогоплательщика в структуре налогового правонарушения. Именно обязательное наличие в налоговой сфере первичного звена, изначально предопределяющего структуру налогового правоотношения, т.е. отношения, урегулированного нормами налогового права, является одной из самых ярких особенностей налогового права.



*Российское налоговое законодательство на различных этапах своего развития предусматривало и другие элементы налогообложения, при наличии которых последний считался законно установленным. Так, в соответствии с п.2 ст.11 Закона РФ «Об основах налоговой системы» подчеркивалось: «В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют: налогоплательщика (субъект налога); объект и источник налога; единицу налогообложения; налоговую ставку(норму налогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад».

Иначе говоря, данный нормативный акт содержал такие элементы, не предусмотренные законодательством в настоящее время, как источник налога, единицу налогообложения, налоговый оклад и бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад. В то же время ст.11 указанного закона не называла в качестве элементов налогообложения налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления налога и порядок уплаты налога.

При установлении сборов в налоговом законодательстве определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Это означает, что если в соответствующем законодательном акте, устанавливающим определенный налог или сбор, отсутствует хотя бы один из вышеперечисленных элементов налогообложения, то у налогоплательщика есть вполне законные основания отказаться от уплаты налога или сбора.

*Как отметил Конституционный Суд России в постановлении от 18 февраля 1997 г. №3-П «По делу о проверке конституционности постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 года «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции», «одно лишь перечисление лицензионных сборов в федеральных бюджетных законах нельзя рассматривать как их установление, поскольку эти законы не содержат существенных элементов налоговых обязательств».

Указанные обстоятельства позволяют полагать, что элементов налога, как совокупности определенных взаимодействующих составляющих налога, гораздо больше и шире, и они не ограничиваются теми составляющими, которые перечислены в ст.17 НК РФ.

Применительно к действующему законодательству можно выделить четыре основных требования, предъявляемых к законодательному акту по налогообложению, касающихся определения в нем элементов налога, при соблюдении которых налог будет считаться законно установленным. В них должны быть указаны:

1)круг плательщиков налога (сбора) согласно определенным критериями, т.е. налогоплательщик;

2)какие налоги (сборы) должен платить налогоплательщик, т.е. объект налога, налоговая база, налоговый период и налоговая ставка;

3)когда должен быть уплачен налог (сбор) , т.е. срок уплаты налога;

4)в каком порядке осуществляется уплата налога, т.е. порядок исчисления и порядок уплаты налога.

*Исходя из п.6 ст.3 НК РФ, в котором указано, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения», можно предложить, что налог будет считаться законно установленным только при определении действительно всех элементов налога, даже тех, которые не указаны в ст.17 Кодекса, например таких, как источник налога, единица налогообложения и др. Однако это не так. Ст.3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» Налогового кодекса РФ является общей нормой и положения, изложенные в ней, в последующем раскрывается в других статьях указанного нормативного акта. Ст. 17 НК РФ как раз является специальной нормой, в которой указано, какие элементы налогообложения являются обязательными для его установления. Иначе говоря, для того, чтобы налог считался законно установленным, в законодательном акте по налогам и сборам должны быть предусмотрены только элементы, которые перечислены в ст.17 НК РФ.

Система налогов и сборов (не путать с налоговой системой !) — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Принцип подвижности (эластичности) налогообложения за-ключается в том, что некото-рые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардиналь-ное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Од-ним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сбо-ров должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их офици-ального опубликования.

Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по пово-ду установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплатель-щика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогопла-тельщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Система налогов и сборов - определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны.

Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов, вытекающий из Конституции РФ (ст.

8, 71, 72). Гарантии единства экономического пространства нашли отражение в НК РФ: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Принцип единства системы налогов и сборов означает действие на всей территории страны одних и тех же налогов и сборов, что обусловлено задачей государства в области налоговой политики унифицировать обязательные платежи. Цель подобной унификации состоит в достижении равновесия между правом субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать налоги и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции России (ст. 34, 35), а также конституционного принципа единства экономического пространства. Данной цели служит и установление исчерпывающего по своему характеру перечня региональных и местных налогов.

Таким образом, система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство России, установленных на основе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды. Современная система налогов и сборов России определяется Налоговым кодексом.

В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: -

федеральные налоги и сборы; -

региональные налоги и сборы; -

местные налоги и сборы.

Такая трехуровневая система присуща многим государствам, имеющим федеративное устройство.

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации22.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.

В России установлены и действуют следующие федеральные налоги: -

налог на добавленную стоимость; -

налог на прибыль организаций; -

налог на доходы физических лиц; - единый социальный налог; -

государственная пошлина; -

налог на добычу полезных ископаемых; -

налог на наследование или дарение; -

водный налог; -

сбор за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов1.

В перечень региональных налогов входят: -

налог на имущество организаций; -

транспортный налог; -

налог на игорный бизнес2; К местным налогам относятся: -

земельный налог; -

налог на имущество физических лиц3.

Классификация налогов по различным основаниям представлена на схеме (см. схему 12).

Перечень дан в редакции Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 95-ФЗ по состоянию на 1 января 2005 г. 2

Еще по теме § 1. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов в Российской Федерации:

  1. § 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Установление, введение и отмена налогов

Налоги - это обязательные, индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ).

Конституцией РФ и НК РФ закрепляются отдельные принципы налогообложения:

1) всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы - ст. 57 Конституции РФ);

2) верховенство представительной власти - в их установлении (статьи 57, 71, 76, 105, 106 Конституции РФ);

3) прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции РФ, ст. 5 НК РФ);

4) однократность налогообложения - один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налогообложения;

5) очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени);

6) временное ограничение налоговых притязаний;

7) определенность налогообложения - в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог зачисляется;

8) приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 НК РФ).

Сущность и роль налогов проявляются в их функциях:

    фискальной - обеспечение государства финансовыми ресурсами;

    регулирующей - воздействие на общественные отношения в государстве, в первую очередь на производственные процессы. Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.

НК РФ все налоги подразделяются на: федеральные налоги, налоги субъектов РФ (региональные), местные налоги.

Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обязательны к взиманию на территории всей страны. К федеральным налогам в РФ относятся:

    НДС (статья 143-178 НК РФ);

    Акцизы (статья 179-206 НК РФ);

    НДФЛ (статья 207-233 НК РФ);

    ЕСН (статья 234-245 НК РФ);

    Налог на прибыль организаций (статья 246-333 НК РФ);

    Сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (статья 333 1 -333 7 НК РФ);

    Водный налог (статья 333 8 -333 15 НК РФ);

    Госпошлина (статья 333 16 -333 42 НК РФ);

    НДПИ (статья 334-346 НК РФ).

Региональные налоги включают в себя платежи, установленные НК РФ, взимание которых обязательно на территории всех субъектов РФ. Конкретный порядок взимания этих налогов на территории различных субъектов может отличаться, так как органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы. К региональным налогам в РФ относятся:

    Налог на имущество (стаья 378-386 1 НК РФ);

    Налог на игорный бизнес (статья 364-371 НК РФ);

    Транспортный налог (статья 356-363 1 НК РФ).

Местные налоги - это налоги, которые устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с НК РФ нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы. К местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физ. лиц.

В зависимости от плательщиков налоги можно разделить на налоги:

    с физ.лиц;

    с юр.лиц и их филиалов, подразделений, имеющих отдельный баланс и счет;

    смешанного состава, т.е. взимаемые и с физических, и с юридических лиц.

В зависимости от того, является ли юр.плательщик одновременно фактическим плательщиком, налоги подразделяют на: прямые и косвенные.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...