Общая характеристика обязательных элементов налогообложения. Элементы налогообложения и их характеристика


Подналогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.тные фонды (подтверждено Поставе взносы во внебюджетные фонды (подтверждено Поставновлением Конституционного

Подсбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Большинство обязательных платежей, взимаемых в России, является налогами. Характер сборов носят сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Характер сбора может носить государственная пошлина, к сборам относится часть таможенных платежей – сбор за таможенное оформление, сбор за таможенное сопровождение и т.п. Налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения , в том числе: - Объект налогообложения; - Налоговая база; - Налоговая ставка; - Порядок исчисления налога; - Налоговый период; - Порядок и сроки уплаты налога. - В необходимых случаях – налоговые льготы и основания для их использования плательщиком;

Налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, которые обязаны уплачивать налоги и (или) сборы.

Налоговыми агентами признаются лица, которые обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить налог в бюджет (например, организация-работодатель является налоговым агентом при удержании налога на доходы физических лиц у работников). Элемент«объект налогообложения » указывает на обстоятельства, которые должны возникнуть, чтобы у потенциального плательщика возникла фактическая обязанность уплачивать налог. Так, все физические лица являются потенциальными плательщиками налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения. Однако налог обязаны уплачивать лишь те, кто выступает дарителем или в пользу которого открывается наследство.

Объект налогообложения возникает вследствие юридических фактов (действий, событий, состояний), которые обусловливают обязанность субъекта налогообложения заплатить налог.

Объектом налогообложения может быть реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику.Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Элемент «налоговая база » (налогооблагаемая база) служит для количественной оценки объекта налогообложения и представляет собой его стоимостную, физическую или иную характеристику.

Так, например, налогооблагаемой базой по налогу на прибыль является выраженная в денежных единицах налогооблагаемая прибыль, которая исчисляется по принципу «доходы – расходы» в определенном, установленном НК РФ порядке. Налогооблагаемой базой при расчете транспортного налога может быть мощность двигателя (для транспортных средств, имеющих двигатели), валовая вместимость в регистровых тоннах (для водных буксируемых транспортных средств), единица транспортного средства (для воздушных и самоходных водных транспортных средств).

База по конкретному налогу исчисляется в определенной для этого налога единице измерения, и на каждую из этих единиц устанавливаются начисления – следующий элемент налогообложения, «налоговая ставка» , то есть дается ответ на вопрос: какая доля каждой единицы, в совокупности составляющих базу, удерживается у налогоплательщика и перечисляется в бюджет? Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки налогов могут быть адвалорными, специфическими и комбинированными.

Адвалорные – выраженные в процентах от налоговой базы, выраженной в стоимостных характеристиках (НДФЛ, налог на прибыль). Специфические – в фиксированном размереденежном выражении) в зависимости от налоговой базы, выраженной в физических характеристиках (транспортный налог). Комбинированные – сочетают адвалорный и специфический способы обложения в зависимости от налоговой базы, выраженной, с одной стороны, в стоимостных характеристиках, с другой стороны, в физических характеристиках (акцизы).

Элемент «порядок исчисления налога» необходим для того, чтобы определить, кто – сам ли налогоплательщик, налоговый агент (источник выплаты дохода) или налоговый орган обязан исчислить величину налога.

Налогоплательщики – организации, индивидуальные предприниматели и налоговые агенты самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (в том числе и одного из ключевых налогов, взимаемых с физических лиц – НДФЛ). Исчисление налогов на имущество физических лиц и транспортного налога, взимаемого с транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, осуществляется налоговыми органами.Налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Отчетный период отличается от налогового периода, он представляет собой срок подведения промежуточных итогов и представления в налоговую инспекцию отчетности. Чаще всего налоговый период включает несколько отчетных периодов (налог на прибыль, налог на имущество, страховые взносы на пенсионное обеспечение и т.д.). В некоторых случаях отчетный и налоговый период совпадают (НДС).

Элемент«порядок и сроки уплаты налога» обязателен потому, что без его корректного установления налогоплательщики будут уплачивать налоги в произвольные сроки, что подорвет ресурсную базу финансовой системы государства. Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются по каждому конкретному налогу. Так, например, уплата налога на прибыль предусматривает возможность уплаты авансовых платежей (по итогам предыдущего квартала или исходя из фактической прибыли, до 28 числа следующего за отчетным месяца) и окончательную уплату налога по итогам года. Страховые взносы на пенсионное обеспечение уплачиваются ежемесячно (до 15 числа следующего за отчетным месяца). НДС, подлежащий уплате по итогам квартала, может уплачиваться равными долями (по 1 трети) ежемесячно до 20 числа.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы по налогам и сборам представляют собой полное или частичное освобождение физических и юридических лиц от уплаты налогов.


Похожая информация.


Элементы налога представляют собой совокупность принципов, терминов и правил, регламентируемую нормами законодательных актов. Сам налог является платежом, взимаемым уполномоченными государством органами в бюджет и для улучшения благосостояния населения и содержания аппарата управления.

Полноценное установление налога осуществляется только после определения основных его элементов и категорий лиц, обязующихся к уплате. Не стоит забывать и об установлении отдельной группы юридических и физических лиц, которые могут рассчитывать на скидки или льготы.

Такие элементы налога, как ставка, позволяют плательщику самостоятельно учитывать величину, требуемую к уплате, опираясь на получаемый доход или имеющееся имущество. Проще говоря, это установленная государством доля или процент от прибыли. Ставки могут быть нескольких видов:

  • пропорциональные;
  • твердые;
  • регрессивные;
  • прогрессивные.

Первые предполагают одинаковое налогообложение без предварительного разделения по объему дохода. Твердые процентные ставки налога подразумевают определенный размер процента на единицу измерения товара, к примеру, на одну тонну газа. Прогрессивная ставка оберегает незащищенные слои населения, так как повышается с ростом прибыли. То есть чем больший доход получает налогоплательщик, тем большую его часть приходится отдать в пользу государства. Противоположный эффект дает регрессивная процентная так как повышение дохода приводит к понижению ставки. Таким образом, государство стимулирует рост производительности и эффективности некоторых отраслей промышленности.

Но это еще не все элементы налога, прописанные в законодательных нормах. Налоговый кодекс содержит основные схемы и принципы формирования базы и является инструментом регулирования соответственно уполномоченных служб на федеральном и местном уровнях. Фундаментом для установления базы в данном отчетном периоде являются сведения бухгалтерской отчетности каждого налогоплательщика. Если же в ходе проверки юридического лица нашлись некоторые искажения или даже ошибки, то необходимо произвести пересчет налоговых отчислений и обратиться с исправленными документами в налоговую службу, если платеж уже был произведен. Если согласно пересчету данных выявлен излишек платежа, то он может по желанию налогоплательщика либо пойти в счет следующего периода, либо (что встречается реже) перейти на счет в банке.

Элементы налога включают и период, то есть срок, в течение которого действует установленная база и ставка налога. Как правило, в качестве периода избирается календарный год. Когда предприятие регистрируется как юридическое лицо, а значит, и в качестве налогоплательщика, налоговый период рассчитывается с момента регистрации и до конца года.

Вышеприведенные компоненты представляют собой элементы юридического состава налога. В общем виде все они направлены на регулирование процесса и системы уплаты налоговых платежей. А если говорить о стратегических целях, то важнейшей считается поддержание и улучшение благосостояния граждан и страны в целом.


Государство, устанавливая различные организационно-правовые формы налоговых отношений, использует их для достижения тех или иных целей. Хотя число и структура налогов различны, слагаемые налоговых формул? элементы закона о налоге? имеют универсальное значение. Налог должен быть четко определен. Только при наличии полной совокупности элементов обязанность налогоплательщика по уплате налога может считаться установленной. Основные элементы налога предусматриваются законодательным актом. В нашей стране таковым является Налоговый кодекс Российской Федерации, которым устанавливаются следующие элементы налога:
1) налогоплательщики;
2) объект налогообложения;
3) налоговая база;
4) налоговый период;
5) налоговая ставка;
6) порядок исчисления налога;
7) порядок уплаты налога;
8) сроки уплаты налога.
Однако элементы налога не ограничиваются составляющими, перечисленными в Кодексе, например, источник налога, единица налогообложения и др.
Поскольку элементы налога имеют разный правовой статус (одни обязательно должны быть предусмотрены в законодательном акте, другие нет), их можно условно объединить в три группы:
1) основные (обязательные);
2) факультативные;
3) дополнительные.
К основным (обязательным) элементам относятся те, которые перечислены в НК РФ.
Вторую группу составляют факультативные элементы налогов, которые необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам и сборам. Данная группа на сегодняшний день представлена всего лишь одним элементом налога? налоговой льготой.
Третью группу составляют дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но так или иначе должны или присутствуют при установлении налогового обязательства. К данной группе, в частности, относятся: предмет, масштаб, единица и источник налога, налоговый оклад, налоговый расчет, срок подачи налогового расчета, методика его расчета, получатель налога. Выделение в составе налогового обязательства его элементов является внутренним строением налога.
Основным элементом налога выступает сам участник налоговых правоотношений? налогоплательщик, или субъект налогообложения, которым признаются согласно НК РФ юридические и физические лица и на которого юридически возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Понятно, что налог в некоторых случаях может быть переложен формальным плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Например, все косвенные налоги должны уплачивать юридические лица, но так как эти налоги включаются в цену товаров или услуг, их фактически уплачивает потребитель? население. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога? одно лицо (например, налог на доходы физических лиц).
Предмет налога представляет собой события, вещи, явления материального мира, которые обусловливают и предопределяют объект налогообложения: квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги. Сам по себе предмет налога не порождает налоговых последствий, однако является основанием для возникновения соответствующих налоговых обязательств.
Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное имеющее стоимостную, количественную характеристику экономическое основание, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Объект налога следует отличать от источника налога? соответствующего экономического показателя (например, стоимость, финансовый результат, выручка), за счет которого уплачивается налог. Источник и объект могут совпадать, а могут и не совпадать. Например, в случае подоходного налога с физических лиц объект и источник совпадают. Объект налога с владельцев транспортных средств? автомобиль, а источник уплаты? доход владельца.
К элементам налога тесно примыкает налоговая база? это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, к которой по закону применяется налоговая ставка. Следует отметить, что налогооблагаемая база как стоимостное проявление объекта налогообложения может как совпадать, так и не совпадать с последним. Например, объектом обложения налогом на доходы физических лиц является доход, полученный физическим лицом, а налоговую базу составит не весь доход, а сумма за вычетом установленных скидок (вычетов).
Для определения налогооблагаемой базы необходимо знать масштаб налога? определенную физическую характеристику или параметр измерения объекта налога, например мощность автомобиля. Данный элемент тесно связан с единицей налога.
Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба, используемую для количественного выражения налогооблагаемой базы, например, при выборе в качестве масштаба для исчисления таможенной пошлины мощности автомобиля единицей обложения может являться лошадиная сила, при выборе для исчисления акцизов в качестве масштаба объема бензина единицей будет один литр. Для расчета фактического размера налогооблагаемой базы по налогу на прибыль нужны данные бухгалтерского учета. В ряде случаев для целей налогообложения необходимо ведение налогового учета, механизм которого отличен от бухгалтерских методик.
Для того чтобы обеспечить временную определенность существования налога, следует установить налоговый период, т. е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства. В соответствии с НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Сумма налога, причитающаяся ко взносу в бюджет, именуется налоговым окладом. Сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком, может взиматься источником выплаты, по декларации, по кадастру.
Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога? размера налога, приходящегося на единицу налогообложения. В НК РФ данный элемент налога определяется как величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Различают следующие виды налоговых ставок:
1) твердые;
2) пропорциональные;
3) прогрессивные;
4) регрессивные.
Твердые налоговые ставкиустанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода, например, по многим видам акцизов на нефть, табак.
Пропорциональные налоговые ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с налогооблагаемой базы. Они устанавливаются по местным налогам, налогу на имущество юридических лиц и др.
Прогрессивные налоговые ставки построены по принципу роста процента по мере увеличения налогооблагаемой базы и образуют шкалу ставок с простой и сложной прогрессией.
Простая прогрессивная ставка предполагает рост налоговой ставки ко всему объекту обложения, например ставка транспортного налога зависит от объема двигателя: чем больше мощность автомобиля, тем больше ставка.
Сложнопрогрессивная ставка предполагает деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается по повышенной ставке, т. е.повышенный процент устанавливается к превышающей части.
Регрессивная ставка? средняя ставка снижается по мере роста доходов (единый социальный налог).
При исчислении налога, подлежащего взносу в бюджет, важную роль играют налоговые льготы, способствующие уменьшению налогооблагаемой базы. Льготами в соответствии с НК РФ признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законом преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере: снижение налоговой ставки, исключение части объекта обложения, выведение части или всего объекта из-под налогообложения для отдельных категорий лиц, предоставление отсрочек от уплаты налога.
Порядок исчисления налога? это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Налогоплательщики, как правило, обязаны самостоятельно исчислять налог. Однако некоторые налоги (так называемые окладные) исчисляются налоговыми органами.
Размер налогового обязательства фиксируется в специальном документе, который называется налоговым расчетом (декларацией) и должен быть представлен в налоговые органы в установленный срок? срок подачиналогового расчета. Сумма налога рассчитывается по определенной методике (формуле), установленной законодательством и применяемой при заполнении налогового расчета.
Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет определяется порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Согласно НК РФ уплата налога производится разовым платежом всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке в наличной или безналичной форме, причем конкретный порядок уплаты налога определяется налоговым законодательством применительно к каждому налогу.
Законодательством закрепляется и срок уплаты налога? это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог. Согласно НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Получателем налога является бюджет либо внебюджетный фонд, например по единому социальному налогу. В зависимости от вида налога, субъектов его установления, порядка уплаты налог может зачисляться в федеральный, региональный либо местный бюджет.
Итак, каждый из рассмотренных элементов играет немаловажную роль в исчислении и уплате налоговых платежей. С помощью этих элементов реализуются экономические и организационные принципы налогообложения.

Элементы налога, это структура налога – набор сведений, который позволяет конкретно выявить обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения, а также границы требований государства в отношении имущества плательщика. Другими словами это, основные характеристики налога, его элементы, составляющие.

Налог – это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих составляющих, каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение. В теории права эти составляющие именуются как элементы налога, элементы налогового обязательства. Поэтому положение о выделении этих элементов нашло отражение в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В нем сказано, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (ст.3 НК РФ). Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов, то есть к расширительному толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать удобным для себя способом.

Принято различать: обязательные элементы налога , которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства; факультативные элементы , которые не обязательны, но могут определены законодательным актом по налогам.

Обязательные элементы налогообложения :

объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога.

К факультативным элементам относятся :

Налоговый оклад- сумма налога, исчисленная на весь объект за определенный период времени, подлежащая внесению в бюджетный фонд;

Единица обложения- единица измерения объекта (например, по подоходному налогу- рубль, налогу на землю- гектар);

Источник налога- это доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), за счет которого оплачивается налог;

Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком;

Порядок удержания и возврата, неправильно удержанных сумм налога;

Ответственность за налоговые правонарушения;

Согласно статьи 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (субъекты) и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;


4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога;

Субъект налога (налогоплательщиком и плательщиком сбора) признаются юридические или физические лица, на которых в соответствии с налоговым Кодексом Российской Федерации (далее НК РФ) возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

1. Объектом налогообложения , признается имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налоги.

Источник налога- это доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), за счет которого оплачивается налог.

2. Налоговая база это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным налогам устанавливается НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым Кодексом.

3. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания и до конца данного года. При этом днем ее создания признается день государственной регистрации организации. В том случае, если организации зарегистрирована в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня государственной регистрации до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если же организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, то последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Предусмотренные настоящими пунктами правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации либо реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п.4. ст.55 НК РФ).

Если организация была создана в течение календарного года и ликвидирована или реорганизована до конца этого года, то налоговым периодом для нее признается период с момента ее создания до дня ликвидации (реорганизации).

Предусмотренные правила ст. 55 НК РФ не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

4. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка по федеральным налогам и размеров сборов по федеральным сборам устанавливается НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ.

В зависимости от построения налоговых начислений различают твердые и долевые ставки . Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных , которые подразделяются на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные . Пропорциональные- ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения. Прогрессивные- ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения, при этом действует шкала ставок.

  • 5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.
  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.

    Элементы налога – это внутренние исходные функциональные единицы, которые в своей совокупности составляют налог. Установление данных элементов в законе и порождает обязанность уплачивать налоги. Они имеют большое значение, т.к. при отсутствии хотя бы одного обязательного элемента налог не будет считаться установленным. Что касается необязательных налоговых элементов, то их не установление так же может привести к коллизиям, поэтому они тоже имеют значение в определенных случаях. Согласно российскому законодательству налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие, обязательные элементы налогообложения.

    Субъект налогообложения;

    Объект налогообложения;

    Налоговая база;

    Налоговая ставка;

    Порядок исчисления налога (субъект и метод исчисления);

    Порядок уплаты налога (вид, основание, метод, форма уплаты);

    Сроки уплаты налога.

    Эти основные (обязательные) элементы налога составляют всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства. В противном случае налог не будет считаться введенным.

    Факультативные элементы – это элементы налогообложения, которые являются не обязательными, но могут быть определены законодательным актом по налогам. К таким элементам налога относятся следующие:

    Налоговые льготы – возможность не уплачивать налог, либо уплачивать его не в полном объеме;

    Порядок зачета или переплаты налога;

    Порядок принудительного взыскания недоимки;

    Порядок взыскания налоговых санкций.

    35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.

    Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. К задачам налогового контроля относятся: неотвратимое наказание правонарушителей; обеспечение правильного, своевременного и полного исчисления и внесения налогов в бюджет; предупреждение нарушения законодательства о налогах и сборах, а так же возмещение вреда.

    Форма налогового контроля – это способы конкретного выражения и организации контрольных действий. Принято выделять три формы налогового контроля: надзор, ревизия и проверка.

    Надзор – предполагает осуществление систематического наблюдения за деятельностью налогообязанных субъектов на предмет соблюдения последними положений законодательства о налогах и сборах.

    Ревизия – охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности контролируемого субъекта, поэтому предполагает проведение комплекса контрольных мероприятий.

    Проверка – проводится по определенному кругу вопросов посредством исследования отдельных аспектов деятельности налогообязанных лиц. Для этого, например, может проводиться инвентаризация – мероприятие, проводимое с целью выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

    Налоговый контроль можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от времени проведения: предварительный, текущий, последующий. По объекту: комплексный, тематический. По методу: сплошной (проверяются все документы); выборочный (только первичные).

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...