Правовое положение фондовой биржи. Правовое государство


Фондовая биржа представляет собой организационно оформленный, постоянно действующий рынок, на котором осуществляется торговля ценными бумагами, которые могут свободно продаваться и покупаться. Именно фондовая биржа сосредоточивает спрос и предложение ценных бумаг, способствует формированию их биржевого курса и выполняет другие функции, связанные с обращением ценных бумаг.

Правовую основу деятельности фондовой биржи составляет Закон Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 18.06.91 г., другие акты законодательства Украины, устав и правила фондовой биржи. Фондовая биржа создается в форме акционерного общества (закрытого или открытого) не менее 20 учредителями - торговцами ценными бумагами (банками, акционерными обществами, уставный фонд которых сформирован за счет исключительно именных акций, и другими обществами, для которых операции с ценными бумагами является исключительным видом их деятельности). Учредители должны иметь разрешение на осуществление коммерческой и комиссионной деятельности с ценными бумагами. Доля уставного фонда, принадлежащего одному акционеру - торговцу ценными бумагами, не может превышать 5 %.

Регистрируются фондовые биржи в соответствии с Положением о регистрации фондовых бирж и торгово-информационных систем и регулирования их деятельности, утвержденного приказом Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 15.01.97 г. Перечень документов, подаваемых на регистрацию в Государственной комиссии, содержится в п. 28 указанного Положения. Решение о выдаче Свидетельства о регистрации фондовой биржи (или об отказе в выдаче при наличии оснований) принимается не позднее 30 календарных дней со дня получения предусмотренных Положением документов. Фондовая биржа приобретает права юридического лица с момента ее регистрации. Основанием осуществление деятельности фондовой биржей является Свидетельство о регистрации фондовой биржи, которое выдается сроком на 2 года и действует на всей территории Украины. Продление срока действия Свидетельства осуществляется в порядке, установленном для его получения. Устав и правила фондовой биржи утверждаются ее высшим органом - собранием акционеров.

В уставе фондовой биржи определяются:

  • 1) его наименование и местонахождение;
  • 2) наименование и местонахождение учредителей;
  • 3) размер уставного фонда;
  • 4) условия и порядок приема в члены и исключения из членов фондовой биржи;
  • 5) права и обязанности членов фондовой биржи;
  • 6) организационная структура;
  • 7) компетенция и порядок образования руководящих органов;
  • 8) порядок и условия посещения фондовой биржи;
  • 9) порядок и условия применения санкций, установленных фондовой биржей;
  • 10) порядок прекращения деятельности.

В уставе могут предусматриваться и другие положения, касающиеся создания и деятельности фондовой биржи. Правила фондовой биржи является локальным нормативным актом, регламентирующим его деятельность, связанную с торговлей ценными бумагами. В связи с этим правила должны предусматривать:

  • 1) виды сделок, заключаемых на фондовой бирже;
  • 2) порядок торговли на фондовой бирже;
  • 3) условия допуска ценных бумаг на фондовую биржу;
  • 4) условия и порядок подписки на ценные бумаги, котирующиеся на фондовой бирже;
  • 5) порядок формирования цен биржевого курса и их публикации;
  • 6) обязанности членов биржи относительно ведения учета и информации, внутренний распорядок работы комиссий фондовой биржи, порядок их деятельности;
  • 7) систему информационного обеспечения фондовой биржи;
  • 8) виды услуг, оказываемые фондовой биржей, и размер платы за них;
  • 9) правила ведения расчетов на фондовой бирже;
  • 10) другие положения, касающиеся деятельности фондовой биржи.

Законодательство предусматривает особые условия прекращения деятельности фондовой биржи, ее деятельность прекращается когда число членов биржи становится меньше 10. Если в фондовой бирже осталось 10 членов, ее деятельность прекращается в случае непринятия новых членов в течение шести месяцев. Поскольку фондовая биржа является акционерным обществом, ее деятельность прекращается в соответствии с законодательством Украины о хозяйственных обществах.

Понятие "биржа" можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом и юридическом. С экономической точки зрения биржа - это прежде всего оптовый рынок, на котором совершается оптовая торговля товарами по образцам и стандартам или контрактам на их поставку в будущем, а также ценными бумагами, валютой и редкоземельными металлами по ценам, установленным на основе спроса и предложения. Здесь мы наблюдаем следующий ракурс: биржа представляет собой вид оптового (организованного) рынка.

Биржа как инструмент рыночной экономики есть организованный в определенном месте, регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок. Известный русский ученый в области гражданского права проф. Г.Ф. Шершеневич писал: "Под именем биржи понимается правильное и постоянное собрание торговых деятелей в определенном месте для заключения торговых сделок, по которым исполнение предполагается в другом месте".

Функции биржи схожи с такими субъектами рыночных отношений, как ярмарка и базар (рынок), которые также способствуют сближению спроса и предложения. На ярмарках и базарах происходит периодическая встреча спроса и предложения.

Вместе с тем бирже свойственны некоторые характерные признаки. К их числу относятся:
- биржи формируются, как правило, в крупных промышленных и торговых центрах;
- специфический объект купли-продажи - биржевой товар. Торговля ведется партиями (в основном крупными);
- особый субъектный состав участников торговли - биржевые посредники;
- торговля ведется регулярно и в отсутствии товара, ценных бумаг и валюты;
109
- торги проводятся гласно (публично). Все желающие могут получить информацию об объемах заключенных в процессе торгов сделок и складывающихся ценах;
- торговля происходит по единым правилам;
- свободное ценообразование.

С позиции гражданского права биржей признается организация с правами юридического лица. Прямое указание на этот признак содержится в Законе РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой деятельности". Однако подобные законодательные положения отсутствуют в отношении иных бирж. Так, в силу п. 1 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг фондовой биржей признается только организатор торговли на рынке ценных бумаг. Названный Закон не раскрывает, что понимается под понятием "организатор торговли".

Ранее необходимая расшифровка словосочетания "организатор торговли на рынке ценных бумаг" содержалась в Постановлении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) от 16 ноября 1998 г. N 49 "Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг". В соответствии с п. 2.1 Положения организатор торговли на рынке ценных бумаг - это юридическое лицо, осуществляющее деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии фондовой биржи или лицензии профессионального участника рынка ценных бумаги на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. Под организаторами торговли понимаются и фондовые биржи, и организаторы внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг. К последним относятся различного рода системы электронных торгов, "открытые фондовые площадки".

Новая редакция ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг устанавливает требования к организатору торговли на рынке ценных бумаг. В частности, одному акционеру фондовой биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать 20% и более акций каждой категории (типа), а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20% и более голосов на общем собрании членов такой биржи. Указанные ограничения не применяются к акционерам (членам) фондовой биржи, которые являются фондовыми биржами. Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом порядок вступления в члены такой фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется такой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов.

В новой редакции ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг прямо указано на исключительную деятельность, осуществляемую фондовой биржей. Она (биржа) не вправе совмещать такую деятельность с иными видами деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. ФЗ от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ) (пп. 11 п. 1 ст. 2) содержит следующее определение валютной биржи. Это - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком РФ. В тексте Закона о валютном регулировании понятие "валютная биржа" используется в различных вариантах. Так, в силу п. 4 ст. 22 Закона контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

Надо также отметить, что и в литературе вопросу о статусе валютной бирже уделено мало внимания. Большинство работ посвящено общей проблеме - валютному регулированию и валютному контролю.

Поскольку валютная биржа является разновидностью понятия "биржа", постольку на первую распространяются и универсальные признаки родового понятия. Здесь уместно, например, говорить о валютной бирже в экономическом и правовом значениях.

С экономической точки зрения валютная биржа - это организованный участник на биржевом организованном валютном рынке. Значительная часть валютных сделок (около 90%) осуществляется на неорганизованном, внебиржевом либо межбанковском валютном рынке, на котором дилеры проводят операции с использованием электронной и спутниковой связи. В правовом смысле валютная биржа представляет собой юридическое лицо, формирующее оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли иностранной валютой, осуществляемых в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным правилам. Резонно возникает вопрос о принадлежности валютной биржи к коммерческим или некоммерческим организациям. Для этого обратимся к истории появления современных валютных бирж России.

Постановление Совета Министров РСФСР от 31 мая 1991 г. N 300 "О Российской валютной бирже" признало целесообразным организацию постоянно действующей Российской валютной биржи как центра по проведению на территории РСФСР сделок с иностранной валютой, заключаемых по курсу, складывающемуся на основе текущего соотношения спроса и предложения. В 1992 г. Центр проведения межбанковских валютных операций (Валютная биржа) Государственного банка СССР по решению его членов трансформировался в Московскую межбанковскую валютную биржу (ММВБ). Общее собрание учредителей (в их числе - Банк России) утвердило Устав акционерного общества закрытого типа "Московская межбанковская валютная биржа".

Несмотря на слабое, мягко говоря, правовое регулирование валютного рынка, в России было создано девять межбанковских валютных бирж, получивших лицензию Центрального банка на проведение операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и организацию расчетов по заключенным сделкам. Это: Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ); Санкт-Петербургская валютная биржа; Уральская региональная валютная биржа (г. Екатеринбург); Сибирская межбанковская валютная биржа (г. Новосибирск); Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа (г. Владивосток); Ростовская межбанковская валютная биржа (г. Ростов-на-Дону); Нижегородская валютно-фондовая биржа (г. Нижний Новгород); Самарская валютная межбанковская биржа; Краснодарская межбанковская валютная биржа. Безусловно, Московская межбанковская валютная биржа занимает лидирующее место среди всех российских валютных бирж.

Итак, статус российских валютных бирж нуждается в четкой правовой регламентации. До сих пор остается непонятным: каким образом валютные биржи получили лицензии на осуществление валютных операций? Существует ряд нормативных актов, регулирующих лицензирование деятельности коммерческих банков на рынке иностранной валюты. Однако этот вопрос оказался вообще не урегулированным.

С нашей точки зрения, можно сформулировать общее определение понятия "биржа". Биржа -организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли по продаже биржевого товара, регулярно осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых с участием биржевых посредников в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею единым правилам.

Биржи можно подразделить на отдельные виды. В литературе приводятся различные классификационные признаки видов бирж, которые не всегда носят юридический характер.

В зависимости от видов товаров, которыми ведется торговля, различают товарные (товарно-сырьевые), фондовые и валютные биржи. Эта классификация бирж имеет принципиальное значение. С учетом прежде всего данного критерия происходит формирование биржевого законодательства и развитие биржевого дела.

Российское законодательство допускает создание так называемых смешанных (например, товарно-фондовых) бирж. Создание таких бирж связано с тем, что сегодня выгоднее работать на одном рынке одновременно и с товарами, и с ценными бумагами. Кроме того, в первые годы становления биржевой деятельности отсутствовало законодательное разделение бирж на товарные, фондовые и валютные. Поэтому товарные биржи вели операции как с товарами, так и с ценными бумагами.

Используя такой критерий, как особенности правового регулирования создания и деятельности, биржи можно подразделить на две группы: публично-правовые и частноправовые. Указанное деление бирж получило широкое распространение в зарубежной литературе. Публично-правовые биржи создаются на основе норм публичного права, и членом такой биржи может стать любой предприниматель данного района, занесенный в торговый реестр и имеющий определенный размер оборота. Лица, не являющиеся членами биржи, также допускаются к совершению операций согласно приобретенным ими разовым билетам. Подобные биржи распространены в европейских государствах. Наглядным примером публично-правовой биржи может служить Миланская фондовая биржа, которая является публичным институтом. Ее брокеры и члены органов управления состоят на государственной службе и назначаются Министерством финансов.

Во Франции решение о создании или ликвидации фондовой биржи принимается постановлением министра экономики и финансов. Сделки совершаются маклерами, которые являются должностными лицами, назначаемыми по решению министра на основании досье, представленного их предшественниками на рассмотрение в Профессиональную палату биржевых маклеров.

Частноправовые биржи существуют в Англии, США. Надо сразу указать на условный характер названия, так как в этих странах отсутствует деление права на частное и публичное. Как правило, биржи данного вида являются хозяйственными обществами или товариществами (выражаясь языком российской цивилистики), и, чтобы стать членом биржи, необходимо приобрести определенную долю в уставном капитале или определенное количество акций. Так, Лондонская фондовая биржа является акционерным обществом, акции которого имеют символическую стоимость. Эта биржа является частным и закрытым обществом. Всего лишь несколько лет назад сюда была допущена публика, которая из застекленной галереи может наблюдать за работой биржи.

В течение многих лет Нью-Йоркская фондовая биржа (New York Stock Exchange) была добровольной ассоциацией; с 1972 г. она является некоммерческой корпорацией, находящейся в собственности своих членов. С 1953 г. количество членов остается неизменным - 1366. Чтобы стать членом биржи, необходимо приобрести на ней место, цена которого колеблется в зависимости от спроса и предложения.

В отечественной науке отсутствует единое мнение о принадлежности российских бирж к публично-правовой или частноправовой группе юридических лиц. Одни ученые относят их (биржи) к публично-правовым организациям, другие - к частноторговым ассоциациям. Отметим, что биржи дореволюционной России носили признаки как публичной, так и частной организации.

В ГК РФ (ст. 48) дается традиционное определение понятия юридического лица, которое подразделяется на коммерческие и некоммерческие организации. Но в ГК отсутствует деление юридических лиц на публичные и частные, хотя указанная классификация имеет и теоретическое, и практическое значение. Скажем, статус публичного юридического лица требует специального нормативно-правового закрепления.

Юридические лица публичного права возникают на основании публично-правового акта помимо воли частных лиц. В свою очередь, частные юридические лица образуются по воле частных лиц, в силу сделки частноправового характера. Имеются и другие отличительные признаки публичного юридического лица. Это - отсутствие государственной регистрации, учредительных документов и др. Такого рода образования не вписываются в общее представление о юридических лицах (гл. 4 ГК РФ). Названные лица обладают специальной правосубъектностью, в основе которой лежит выполнение определенных административных, управленческих и иных задач, направленных на достижение социально значимых целей. Имущество, находящееся во владении и пользовании публичных юридических лиц, является государственной (муниципальной) собственностью. Контроль за их деятельностью возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления. В то же время сказать, что министерства и ведомства, обладая статусом юридического лица, выходят из зоны частноправового регулирования, трудно хотя бы потому, что другой зоны просто нет. Нельзя же (в этой ситуации) рассматривать министерства и ведомства в качестве юридических лиц публичного права. И опять возникает вопрос: какого публичного права (конституционного, административного, налогового)?

На наш взгляд, современные российские биржи нельзя однозначно отнести к какой-либо группе юридических лиц. Будучи частноправовым образованием, биржа включает в себя и элементы "публичного". Так, для осуществления государственного регулирования и контроля за деятельностью товарных бирж при Федеральной антимонопольной службе (новое название антимонопольного органа) создана Комиссия по товарным биржам (ст. 33 Закона о товарных биржах). В частности, Комиссия вправе назначать государственного комиссара на биржу.

Российские биржи как юридические лица создаются в соответствующих организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством. Согласно ст. 11 (в новой редакции) Закона о рынке ценных бумаг фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества.

В отношении товарных бирж законодательство, на наш взгляд, не устанавливает каких-либо подобных ограничений и позволяет использовать любую организационно-правовую форму юридического лица. Тем не менее некоторые ученые, исходя из экономической сущности и правового положения товарной биржи, считают, что биржа может создаваться лишь в виде некоммерческой организации. Например, И.В. Авилина и О.М. Козырь полагают, что извлечение прибыли не является основной целью деятельности биржи, хотя ее получение может иметь место как побочный результат такой деятельности. Такое же мнение было высказано Т.В. Сойфер, которая в автореферате кандидатской диссертации, посвященной биржевым сделкам, прямо указывает на то, что в связи принятием нового Гражданского кодекса товарная биржа может создаваться только в качестве некоммерческого юридического лица, обладающего специальной правоспособностью.

Нельзя не согласиться с тем, что деятельность биржи как коммерческой организации предполагает, что ее участники являются инвесторами и ожидают доходов на вложенный капитал. Возможным способом увеличения доходов инвесторов становится удорожание биржевой торговли для ее клиентов путем умножения различного рода платежей, сборов и т.д. На определенном этапе это начинает отражаться на дальнейшем росте операций на бирже, что приводит к ограничению возможности получения прибыли членами биржи от их торговой деятельности.

Безусловно, некоммерческий статус биржи заметно повышает ее престиж. Так, в США отдельные биржи для поднятия престижа иногда указывают в своих годовых отчетах при оборотах в миллиарды чисто символическую прибыль (скажем, 500 - 1000 долл.).

Итак, наиболее приемлемым вариантом создания биржи является именно некоммерческая организационно-правовая форма. Это позволяет в большей степени реализовать действительную функцию биржи - обеспечение торговой деятельности своих членов и других участников биржевой торговли. Однако выбор той или иной формы - это, на наш взгляд, право самой биржи. Ранее Закон о рынке ценных бумаг лишал фондовые биржи этого права, предусмотрев возможность создания биржи в форме некоммерческого партнерства. Имел место случай, когда экономическая мотивация членов и участников биржи подменялась силой государства и авторитетом закона. Сейчас фондовая биржа может учреждаться также в форме акционерного общества. Правда, резонно спросить: почему лишь в форме акционерного общества?

В отечественной и мировой практике можно встретить биржи, созданные в форме коммерческих организаций. К примеру, Сиднейская фондовая биржа (Австралия) является товариществом с ограниченной ответственностью. Московская межбанковская валютная биржа создана как акционерное общество закрытого типа.

С этих позиций понятие "биржа" (равно как "банк", "страховая организация") нельзя рассматривать в качестве организационно-правовой формы коммерческих (некоммерческих) организаций.

По номенклатуре товаров, являющихся объектом биржевой торговли, биржи подразделяются на универсальные и специализированные. Указанная классификация касается в основном товарных бирж. Универсальные биржи проводят торги по широкому кругу разнообразных товаров. К универсальным относятся: Чикагская товарная биржа, Токийская товарная биржа, Сиднейская фьючерсная биржа, товарная биржа в Сан-Паулу (Бразилия). На специализированных биржах совершаются сделки по определенным группам товаров.

Специализированные биржи могут быть широкого или узкого профиля. Узкоспециализированные биржи - это биржа пшеницы "Канзас сити борд оф трейд" (США), японские биржи сахара, каучука, текстильного сырья и зернобобовых и др.. Специализация бирж зависит от многих факторов (например, места возникновения биржи; пожелания учредителей (членов) биржи, а также взаимосвязи между ними).

Как показывает зарубежный опыт, преимущества специализированных бирж заключаются в снижении издержек торговли, ослаблении диктата монополизированных производителей, выявлении цены, на которую могут ориентироваться продавцы и покупатели, квалифицированной отработке биржевого стандарта и фьючерсного контракта на продукт специализации биржи.

В зависимости от видов операций, проводимых на бирже, принято выделять биржи реального товара, фьючерсные, опционные и смешанные биржи. Биржа реального товара характерна для начального этапа биржевой торговли. На таких биржах сделки совершаются на основе описательной характеристики товара (по образцам, каталогам). Существенная черта биржи реального товара - обязательная продажа и поставка товара после проведения торгов.

На фьючерсных биржах сделки совершаются не с реальным товаром, а с правами на него. Фьючерсные сделки порождают правоотношения (обязательства) особого свойства, отличающиеся от иных видов обязательств, названных во второй части ГК. Не претендуя на завершенность, позволим себе сформулировать следующее определение фьючерсного обязательства. Это - правоотношение, в рамках которого одна сторона (продавец) обязуется выполнить обязанности и осуществить права из стандартного контракта на продажу, а другая (приобретатель) - выполнить обязанности и осуществить права из стандартного контракта на покупку лицам, названным биржей в качестве соответствующих контрагентов для каждой из сторон, при условии, что эти лица имеют встречные права и обязанности из аналогичных стандартных контрактов.

На опционных биржах участники торговли осуществляют сделки, в силу которых одна из сторон (покупатель) приобретает за вознаграждение (премию) право купить (продать) в определенный срок по определенной цене базовый актив, составляющий опцион, а другая сторона (продавец) обязана исполнить сделку в определенный срок по определенной цене по требованию покупателя. Большинство ученых соглашаются с тем, что в результате опционной сделки одна сторона (покупатель опциона) наделяется правом купить или продать в пределах определенного периода времени биржевой товар по цене, установленной в момент заключения договора, а другая сторона соответственно обязуется выступить контрагентом. Взамен полученного приобретатель опционного права уплачивает обязанному лицу некоторую денежную сумму, называемую премией. Опционное право - это право (но не обязанность) покупателя совершить одно из двух возможных действий: заключить договор купли-продажи или отказаться от его заключения. Контрагент же становится зависимым от выбора покупателя опциона: в течение срока опциона он вынужден подчиниться воле покупателя, если тот все-таки решит совершить сделку.

Очевидно, что фьючерсные и опционные сделки не подпадают под известные отечественной правовой системе модели обязательственных отношений. Однако они являются необходимым атрибутом развитых экономических связей и законодателю надо предусмотреть их правовую регламентацию.

На смешанных биржах заключаются как сделки с реальным товаром, так и фьючерсные и опционные сделки. Российские биржи зачастую являются смешанными. В отечественном законодательстве не содержится каких-либо ограничений на совершение сделок в рамках одной биржи.

По форме участия посетителей в торгах биржи подразделяют на закрытые и открытые. В торгах на закрытых биржах принимают участие ее постоянные члены, выполняющие роль биржевых посредников. При этом доступ покупателей и продавцов в биржевой зал закрыт. В торгах на открытых биржах кроме постоянных членов и биржевых посредников могут принимать участие и посетители. Открытые биржи бывают двух типов: а) чисто открытая биржа, на которой контрагентов не обязывают пользоваться услугами посредников. Здесь любой посетитель может совершить сделку; б) открытая биржа смешанного типа, на которой непосредственно с продавцами и покупателями работают две группы посредников - брокеры и дилеры.

Современные товарные биржи за рубежом в основном являются закрытыми, так как организация биржевой торговли требует достаточно высокого профессионализма. Все фондовые биржи и большинство товарных бирж в нашей стране являются закрытыми.

По значению в торговле можно выделить международные, региональные и национальные биржи.

Международные биржи обслуживают потребности мирового рынка, при этом биржевой товар должен быть предметом активной торговли. Международный статус биржи предполагает свободный валютный, торговый и налоговый режимы, что способствует участию в биржевой торговле иностранных участников, свободному переводу прибыли по биржевым операциям с другими рынками.

Региональные биржи обслуживают рынки нескольких стран. Такими, к примеру, являются Сингапурская, Сиднейская и ряд других бирж.

Национальные биржи проводят операции на внутреннем национальном рынке. Для примера можно указать на японские, бразильские и некоторые американские товарные биржи.

По мнению специалистов, действующие российские биржи нельзя отнести ни к международным, ни к региональным, так как существующий у нас валютный, налоговый и торговый режимы не обеспечивают свободного перемещения прибыли, получаемой в процессе биржевой торговли. Указанное перемещение прибыли за пределы России должно быть не только свободным, но и законным (легальным).

С учетом сферы деятельности большинство бирж в России можно отнести к локальным (региональным). Межрегиональные биржи действуют в сопредельных регионах России и объединяют производителей и потребителей каких-либо товаров (например, тюменско-московская нефтяная биржа "Гермес").

Заметную роль в развитии биржевой торговли в России играют центральные (в основном столичные) биржи. В биржевом деле также происходит концентрация и централизация финансового капитала.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие и сущность биржи………………………………..…..………..5

2. Функции биржи………………………………………………...……..…9

3. Значение биржи………………………………………….…………..…13

Заключение…………………………………………………………..……15

Список использованной литературы………………………….…………16


Введение

Переход Российской Федерации к рыночным формам хозяйствования потребовал в рамках трансформации экономической системы государства создания новых институтов, не присущих плановой экономике. Это привело к изменению традиционных и образованию новых форм торговли, послужило объективной основой возрождения в России биржевой торговли и базовых инструментов этой торговли – товарных, фондовых и валютных бирж.

Биржа - это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Организация биржевой торговли при помощи бирж в масштабе Российского государства на сегодняшний день выступает одним из направлений публичной политики в экономической сфере. При этом становится совершенно очевидным, что без эффективной частноправовой и публично-правовой регламентации правового статуса бирж, рыночные отношения России не смогут дальше нормально развиваться, а, следовательно, процесс интеграции национального (государственного) рынка России в мировой рынок может затянуться на очень долгие-долгие годы.

Поэтому в этом смысле наиболее актуальным является укрепление нормативной правовой базы, регламентирующей правовой статус, деятельность и правовое обеспечение функционирования бирж. В свою очередь, в основе такого правового нормирования лежит развитой частноправовой элемент – закрепление соответствующего нынешним экономическим реалиям устойчивого гражданско-правового положения биржи. В соответствии с вышесказанным, в представленной работе рассмотрена актуальная тема – «Общая характеристика правового статуса биржи (понятие, функции, значение)».

Цель работы – исследовать общую характеристику правового статуса биржи с точки зрения современного коммерческого права. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

▬ исследовать понятие биржи в современном аспекте;

▬ изучить функции и деятельность, осуществляемую биржей;

▬ выяснить значение биржи в современной экономической жизни;

Объектом исследования данной работы является биржа, как юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Предметом исследования работы выступает правовой статус биржи.

Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: метод всестороннего познания предмета и объекта исследования работы, метод анализа полученных знаний и материалов, сравнительно-правовой метод, системный метод, структурно-функциональный метод, а также метод обобщения полученных материалов по изученной теме.

Теоретической основой представленной работы выступили научные труды и работы российских правоведов, рассматривающих основные аспекты правового статуса и деятельности бирж в Российской Федерации. Это работы таких авторов, как Б.И. Пугинский, С.И. Винченко, А.Г. Грязнова, Р.В. Корнева, В.А. Галанов, Л.В. Андреева, П.В. Петров, А.П. Соломатин, Ф.П. Половцева и др. Также в работе использовались материалы Интернет-ресурсов – Http://www.rg.ru/, Http://www.gumer.info/, Http://allpravo.ru./, Http://garant.ru/.

Законодательной основой представленной работы выступают – Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Федеральные законы РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. N 2383-I, «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и иные нормативно правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.

Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Контрольная работа состоит из введения, основной части и заключения, включает список использованной литературы. Данная работа изложена на 16 страницах, для написания использовано 10 научных источников, из них четыре – это нормативно-правовые материалы.

1. Понятие и сущность биржи

Биржа - это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Согласно энциклопедии Брокгауза и Эфрона биржа - это место или здание, где собираются в определенные часы торговые люди и посредники, биржевые маклера для заключения сделок о ценных бумагах или товарах. До эпохи компьютеризации это было действительно так, и о сделках стороны договаривались устно. Но сейчас торги большей частью проходят в электронном виде. Упрощенно - на бирже стоит торговый сервер, к которому подключены аккредитованные брокерские компании через специальные глобальные линии связи. Брокеры в своих интересах или интересах клиентов выставляют в торговые системы заявки на покупку или продажи ценной бумаги, валюты, товара. Таким образом, биржа предоставляет возможность встретиться покупателям и продавцам, но уже не в своем здании, а на одном сервере, и заключать сделки купли-продажи.

Первая официальная Российская биржа была открыта в Петербурге в 1703 году, в период правления Петра I Великого. В последующем биржи возникают в Кременчуге (1834 год); в Москве (1839 год), Рыбинске (1842 год); Нижнем Новгороде (1848 год). Быстрый толчок к появлению бирж в Казане, Риге, Самаре и Киеве дал переход к рыночным отношениям после реформы 1861 года. В 90-е и последующие годы ХХ века биржевое дело получает дальнейшее развитие в России в связи с интенсивным строительством железных дорог, элеваторов, т.д. и появлением коммерческих банков. В целом к началу войны общее количество российских бирж достигало ста пятнадцати.

16 июля 1914 года биржи России были закрыты. В январе 1917 года их вновь открыли, а в феврале - закрыли опять. Полностью разрушенная в 1917-1920 годы рыночная инфраструктура российского государства на короткое время возродилась в период НЭПа. Это было связано, прежде всего, с расширением свободных товаропроизводителей, оживлением спроса, а также возрастанием деловой активности в стране. В этот период времени возникает более сотни бирж, в том числе такие крупные, как Саратовская, Пермская, Вятская, Нижегородская и Московская центральная товарная биржа.

В это же время происходит обширная правовая регламентация биржевой деятельности. Постановлением IX Всероссийского съезда Советов по вопросам НЭП было разрешено ВСНХ и его местным органам учредить товарные биржи. 23 августа 1922 года вышло постановление Совета Труда и Обороны “О товарных биржах”, а затем постановление СНК РСФСР “О фондовых биржевых операциях”. Данные акты вошли в первый ГК РСФСР 1922 года и действовали до 1925 года. Их заменило положение о фондовых и товарных биржах и фондовых отделах при товарных биржах 1925 года, новая редакция которого была утверждена в 1928 году. Данный документ, рассчитанный на все формы биржевой торговли, дополнялся актами Наркомторга и Наркомфина РСФСР среди которых были Нормальный устав товарной биржи, а также правила биржевой торговли, которые устанавливались своими биржами и были обязательными для их членов и посетителей. Перечисленные акты биржевой деятельности были отменены в 1930 году вместе с другими законодательными документами НЭПа, что послужило началом той директивной экономики, которая просуществовала в нашей стране ≈ 70 лет

Создание биржевых институтов выступает необходимым условием функционирования рыночного механизма государства. Биржевой институт России пережил возрождение в начале 90-х годов ХХ века и сейчас находится в периоде своего развития. По мере становления российского биржевого рынка создается и отлаживается система его регулирования. Идея разработки отечественного биржевого законодательства появилась вместе с биржами. В июле 1990 года был подготовлен первый проект Закона РСФСР “О товарной бирже и биржевой торговле”, вошедший в программу “500 дней”. Затем появились проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж. Здесь можно выделить проект постановления Совета Министров РСФСР, разработанный на МТБ, и проект постановления Президиума Верховного Совета РСФСР, подготовленный на РТСБ. И, несмотря на то, что все они так и остались проектами, тем не менее, их разработки определили основные подходы к проблеме. Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировались на имеющихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которых осуществлялся переход от командно-административной системы управления страной к рыночной экономике.

Появление биржевых структур явилось одним из направлений вложения избыточных денежных средств. Биржи создавались, как акционерные общества, к 1992 году биржа перестала быть единственным символом рынка, и становится истинно оптовой торговлей. В это же время идет процесс становления фьючерсной торговли. Отличительной чертой крупнейших российских бирж всегда была их универсальность, т.е. на одной и той же бирже совершаются операции и товарные, и фондовые. Формирование российских бирж осуществлялось в условиях отсутствия нормативно-правовой базы, а также в условиях нестабильной экономики и спада производства, и было связано с большим риском для инвесторов. Ситуация на бирже характеризовалась взлетом и падением заработков. Одним из условий формирования бирж в Российской Федерации было отсутствие форм товарного обращения.

Биржа - это классический институт рыночной экономики, который формирует оптовый рынок товаров. При этом биржа имеет организационную основу; экономическую основу; и юридическую основу. Биржа, с точки зрения организационной основы, это хорошо оборудованное рыночное место, предоставляемое брокерам и дилерам, то есть профессионалам биржевого дела. С экономической точки зрения, это организованный в определенном месте регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором происходит торговля ценных бумаг, оптовая торговля по образцам и стандартам, по договорам и контрактам на их поставку в будущем, а также продажа валюты и редкоземельных металлов по ценам официально установленным на основе спроса и предложения. Биржа является юридическим лицом, обладающем обособленным имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном государственном суде (третейском суде).

Сегодня отношения связанные с обращением ценных бумаг, урегулированы следующими актами:

  • Федеральный закон «Об акционерных обществах»;
  • Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
  • Федеральных закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и т. д.

Рынок ценных бумаг – ϶ᴛᴏ сфера обращения ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг будет неотъемлемым элементом рыночной экономики, поскольку реализует перераспределительную функцию, то есть обеспечивает переливание капитала из одних сфер экономики в другие.

Виды рынка ценных бумаг

  1. первичный – складывается при размещении ценных бумаг, то есть при передаче ценных бумаг эмитентом их первым владельцам;
  2. вторичный – скрадывается в процессе последующей перепродажи ценных бумаг их первыми и последующими владельцами путем заключения гражданско-правовых сделок.

Субъектами рынка ценных бумаг будут перечисленные ниже лица.

Эмитент – ϶ᴛᴏ субъект, выпускающий в обращение ценные бумаги и несущий от ϲʙᴏего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Эмитентами могут быть юридические лица, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

Инвестор – ϶ᴛᴏ субъект, осуществляющий вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций в ценные бумаги с целью получения прибыли и иного положительного экономического результата. В роли инвесторов могут выступать физические и юридические лица, государство, муниципальные образования.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг – юридические лица, осуществляющие на профессиональной основе виды деятельности на рынке ценных бумаг, определенные в главе 2 Федерального закона «О рынка ценных бумаг». К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра (регистраторы), организаторы торговли на рынке ценных бумаг.

Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг представляет собой добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, учрежденные в целях обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной данныеки, защиты интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.

Государство в лице ϲʙᴏих органов власти, с одной стороны, может выступать в роли эмитента, инвестора и даже профессионального участника рынка ценных бумаг, а с другой стороны, осуществляет государственное регулирование рынка ценных бумаг с помощью издания нормативно-правовых актов, деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам и т. д.

Федеральная служба по финансовым рынкам действует на базе положения о ней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317.

Понятие и виды ценных бумаг

Ценная бумага – документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права его владельца.

Выделяют несколько видов ценных бумаг.

1. Эмиссионные ценные бумаги – любые ценные бумаги, в т.ч. бездокументарные, кᴏᴛᴏᴩые характеризуются одновременно следующими признаками:

  1. закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;
  2. размещаются выпусками (выпуск – совокупность всех ценных бумаг одного эмитента);
  3. имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени ее приобретения.

К эмиссионным ценным бумагам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

  • Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерном обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации;
  • Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента;
  • Опцион – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный ею срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента опциона по цене, определенной в опционе.

Эмиссионные ценные бумаги делятся на:

  • именные ценные бумаги – ценные бумаги, информация о владельцах кᴏᴛᴏᴩых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на кᴏᴛᴏᴩые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца (например, акция, опцион);
  • ценные бумаги на предъявителя – ценные бумаги, переход прав на кᴏᴛᴏᴩые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца (облигации, вексель и др.)

Эмиссионные ценные бумаги выпускаются в следующих конкретных формах:

  • документарная – форма ценной бумаги, при кᴏᴛᴏᴩой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги;
  • бездокументарная – форма ценной бумаги, при кᴏᴛᴏᴩой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг.

2. Неэмиссионные ценные бумаги:

  • Вексель – ничем не обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить при наступлении определенного срока определенную денежную сумму его владельцу;
  • Банковский сертификат – ценная бумага, письменное свидетельство банка о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение по истечении определенного срока суммы депозита и процентов по нему и др.

Инфраструктура рынка ценных бумаг

Инфраструктура рынка ценных бумаг – сложная система институтов, обеспечивающих бесперебойное функционирование рынка ценных бумаг путем создания необходимых условий деятельности его участников.

В инфраструктуру рынка ценных бумаг входят следующие звенья :

  1. Нормативно-правовая основа функционирования рынка ценных бумаг
  2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
  3. Организации. Оказывающие информационные услуги участникам рынка ценных бумаг
  4. Организации, печатающие сертификаты ценных бумаг;
  5. Организации, оказывающие юридические услуги участникам рынка ценных бумаг и т. д.

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг признаются лица, осуществляющие один из видов деятельности, указанных в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг».

Брокер – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в т.ч. эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от ϲʙᴏего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

Брокер должен выполнять поручения клиентов добросовестно и в порядке их поступления. Сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.

В случае, если конфликт интересов брокера и его клиента, о кᴏᴛᴏᴩом клиент не был уведомлен до получения брокером ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего поручения, привел к причинению клиенту убытков, брокер обязан возместить их в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Дилер – юридическое лицо, совершающее сделки купли-продажи ценных бумаг от ϲʙᴏего имени и за ϲʙᴏй счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи данных ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Кроме цены дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение кᴏᴛᴏᴩого действуют объявленные цены. При отсутствии в объявлении указания на иные существенные условия дилер обязан заключить договор на существенных условиях, предложенных его клиентом. В случае уклонения дилера от заключения договора к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора и/или о возмещении причиненных клиенту убытков.

Управляющий – юридическое лицо, осуществляющее от ϲʙᴏего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительное управление переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах ϶ᴛᴏго лица или указанных данным лицом третьих лиц:

  • ценными бумагами;
  • денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;
  • денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам.

Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством РФ и договорами.

Управляющий при осуществлении ϲʙᴏей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего.

В случае, если конфликт интересов управляющего и его клиента или разных клиентов одного управляющего, о кᴏᴛᴏᴩом все стороны не были уведомлены заранее, привел к действиям управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, управляющий обязан за ϲʙᴏй счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством.

Клиринговая организация – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Организации, осуществляющие клиринг по ценным бумагам, в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами принимают к исполнению подготовленные при определении взаимных обязательств бухгалтерские документы на основании их договоров с участниками рынка ценных бумаг, для кᴏᴛᴏᴩых производятся расчеты.

Депозитарий – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по оказанию услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги.

Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом.

Договор между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарным договором (договором о счете депо) Депозитарный договор должен быть заключен в письменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой составной частью заключенного депозитарного договора.

Заключение депозитарного договора не влечет за собой переход к депозитарию права собственности на ценные бумаги депонента. Депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами депонента, управлять ими или осуществлять от имени депонента любые действия с ценными бумагами, кроме осуществляемых по поручению депонента в случаях, предусмотренных депозитарным договором. Депозитарий не имеет права обусловливать заключение депозитарного договора с депонентом отказом последнего хотя бы от одного из прав, закрепленных ценными бумагами. Депозитарий несет гражданско-правовую ответственность за сохранность депонированных у него сертификатов ценных бумаг.

На ценные бумаги депонентов не может быть обращено взыскание по обязательствам депозитария.

Депозитарий имеет право на основании соглашений с другими депозитариями привлекать их к исполнению ϲʙᴏих обязанностей по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету прав на ценные бумаги депонентов (то есть становиться депонентом другого депозитария или принимать в качестве депонента другой депозитарий), если ϶ᴛᴏ прямо не запрещено депозитарным договором.

Депозитарий несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ϲʙᴏих обязанностей по учету прав на ценные бумаги, в т.ч. за полноту и правильность записей по счетам депо.

Депозитарий в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с депозитарным договором имеет право на поступление на ϲʙᴏй счет доходов по ценным бумагам, хранящимся с целью перечисления на счета депонентов.

Регистратор (держатель реестра ) – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, включая сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, не вправе осуществлять сделки с ценными бумагами зарегистрированного в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг эмитента.

Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и (или) с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.

Организатор торговли на рынке ценных бумаг – юридическое лицо, предоставляющее услуги, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Статья 10 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» устанавливает следующие правила совмещения профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг:

Осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Ограничения на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Правовое положение фондовой биржи

Фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, то есть юридическое лицо, осуществляющее деятельность по предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» устанавливает ряд требований к порядку создания фондовой биржи. Так, фондовая биржа может быть создана в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества. Важно заметить, что одному акционеру фондовой биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать 20 процентов и более акций каждой категории (типа), а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20 процентов и более голосов на общем собрании членов такой биржи. Указанные ограничения не применяются к акционерам (членам) фондовой биржи, кᴏᴛᴏᴩые будут фондовыми биржами.

Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. При ϶ᴛᴏм порядок вступления в члены такой фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется такой фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов (ст. 11 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»)

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» закрепляет также ряд требований к деятельности фондовой биржи.

1. Юридическое лицо, осуществляющее деятельность фондовой биржи, не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.

В случае совмещения юридическим лицом деятельности валютной биржи и/или товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли) и/или клиринговой деятельности с деятельностью фондовой биржи для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что фондовая биржа будет субъектом исключительной компетенции.

2. Фондовая биржа действует на базе лицензии, выдаваемой Федеральной службой по финансовым рынкам РФ.

3. Участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов.

Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только члены такой биржи. Порядок допуска к участию в торгах и исключения из числа участников торгов определяется правилами, устанавливаемыми фондовой биржей. Не допускаются неравноправное положение участников торгов на фондовой бирже, а также передача права на участие в торгах на фондовой бирже третьим лицам (ст. 12 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»)

4. Фондовая биржа обязана утвердить:

а) правила допуска к участию в торгах на фондовой бирже;
б) правила проведения торгов на фондовой бирже, кᴏᴛᴏᴩые должны содержать правила совершения и регистрации сделок, меры, направленные на предотвращение манипулирования ценами и использования служебной информации.

Фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок с ценными бумагами, в том числе с инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, обязана также утвердить правила листинга / делистинга ценных бумаг и/или правила допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга, а фондовая биржа, оказывающая услуги, непосредственно способствующие совершению сделок, исполнение обязательств по кᴏᴛᴏᴩым зависит от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений индексов, рассчитываемых на основании совокупности цен на ценные бумаги (фондовых индексов), в т.ч. сделок, предусматривающих исключительно обязанность сторон уплачивать (уплатить) денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги или от изменения значений фондовых индексов, обязана также утвердить ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие требованиям нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг спецификации таких сделок.

Фондовая биржа обязана регистрировать указанные документы в Федеральной службе по финансовым рынкам.

5. Фондовая биржа должна осуществлять постоянный контроль за совершаемыми на фондовой бирже сделками в целях выявления случаев использования служебной информации, манипулирования ценами и за соблюдением участниками торгов и эмитентами, ценные бумаги кᴏᴛᴏᴩых включены в котировальные списки, требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Участники торгов обязаны предоставлять фондовой бирже по ее требованию информацию, необходимую для осуществления ею контроля в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с правилами проведения торгов на фондовой бирже.

6. Фондовая биржа обязана обеспечивать гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения участников торгов о месте и времени проведения торгов, списке и котировке ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже, результатах торговых сессий, а также предоставлять другую информацию в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством.

7. Фондовая биржа вправе устанавливать размер и порядок взимания с участников торгов взносов, сборов и других платежей за оказываемые ею услуги, а также размер и порядок взимания штрафов за нарушение установленных ею правил.

Фондовая биржа не вправе устанавливать размер вознаграждения, взимаемого участниками торгов за совершение биржевых сделок.

9. Фондовые биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества. Решение о таком преобразовании принимается членами такой фондовой биржи большинством в три четверти голосов всех членов ϶ᴛᴏй фондовой биржи.

Стоит сказать - положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 г. № 04-1245/пз-н установлены требования к порядку управления фондовой биржей.

1. Фондовая биржа, являющаяся акционерным обществом, должна иметь совет директоров. Не менее одной трети членов совета директоров фондовой биржи должны отвечать следующим требованиям:

а) не являться на момент избрания и в течение 1 года, предшествующего избранию, должностными лицами или работниками фондовой биржи;
б) не являться должностными лицами другого общества, в кᴏᴛᴏᴩом любое из должностных лиц фондовой биржи будет членом комитета совета директоров по кадрам и вознаграждениям;
в) не являться супругами, родителями, детьми, братьями и сестрами должностных лиц фондовой биржи;
г) не являться аффилированными лицами фондовой биржи, за исключением члена совета директоров фондовой биржи;
д) не являться сторонами по обязательствам с фондовой биржей, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с условиями кᴏᴛᴏᴩых они могут приобрести имущество (получить денежные средства), стоимость кᴏᴛᴏᴩого составляет 10 и более процентов совокупного годового дохода указанных лиц, кроме получения вознаграждения за участие в деятельности совета директоров фондовой биржи;
е) не являться представителями государства.

2. Фондовая биржа должна иметь коллегиальный исполнительный орган управления.

3. Фондовая биржа должна иметь специальный комитет совета директоров (иного уполномоченного органа, если фондовая биржа будет некоммерческим партнерством) по аудиту, к функциям кᴏᴛᴏᴩого ᴏᴛʜᴏϲᴙтся оценка кандидатов в аудиторы и предоставление результатов такой оценки совету директоров (иному уполномоченному органу) фондовой биржи, рассмотрение заключения аудитора фондовой биржи до его представления высшему органу управления фондовой биржи, а также оценка эффективности действующих на фондовой бирже процедур внутреннего контроля и подготовка предложений по их совершенствованию.

4. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, руководителя контрольного подразделения (контролера) фондовой биржи, и другие работники фондовой биржи не могут быть работниками и (или) участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся участниками торгов на данной и (или) иных фондовых биржах.

5. Фондовая биржа должна иметь биржевой совет. При наличии на фондовой бирже нескольких секций (торговых площадок, подразделений, отделов и т. п.) вместо биржевого совета биржа вправе создать совет для каждой секции (далее – совет секции)

Биржевой совет (совет секции) осуществляет предварительное обсуждение проектов документов, принимаемых биржей, заключения отдела по листингу о включении (об отказе во включении) ценных бумаг в котировальный список, об исключении их из котировального списка и дает рекомендации по данным вопросам совету директоров фондовой биржи (или иному уполномоченному органу, если фондовая биржа будет некоммерческим партнерством)

Биржевой совет (совет секции) формируется из числа должностных лиц (работников) фондовой биржи, участников торгов на фондовой бирже (участников торгов в данной секции), эмитентов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных заинтересованных организаций, а также независимых экспертов. Количественный состав биржевого совета (совета секции) определяется советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа будет некоммерческим партнерством), но не может быть менее 5 членов.

Персональный состав биржевого совета (совета секции) утверждается советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа будет некоммерческим партнерством)

Должностные лица (работники) фондовой биржи и участники торгов на фондовой бирже (участники торгов в данной секции) могут составлять не более одной трети состава биржевого совета (совета секции) В состав биржевого совета (совета секции) не могут входить 2 и более лиц, являющихся должностными лицами или работниками одного юридического лица либо разных юридических лиц, являющихся аффилированными лицами.

На заседаниях биржевого совета (совета секции) вправе присутствовать представитель, назначаемый приказом Федеральной службы по финансовым рынкам.

6. На фондовой бирже должен быть создан отдел по листингу в качестве отдельного структурного подразделения фондовой биржи.

Отдел по листингу осуществляет контроль за ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙием ценных бумаг и их эмитентов (управляющих компаний паевых инвестиционных фондов) требованиям, установленным законодательством и фондовой биржей, при включении ценных бумаг в котировальные списки и в течение всего срока нахождения данных бумаг в них, а также дает заключения о включении (об отказе во включении) ценных бумаг в котировальный список, об исключении их из котировального списка, о приостановлении торгов по ценным бумагам в случае неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия ценных бумаг или их эмитента (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) вышеуказанным требованиям.

Споры между участниками торгов на фондовой бирже, участниками торгов на фондовой бирже и их клиентами рассматриваются судом, арбитражным судом и третейским судом.

Контрольные вопросы

  1. Сформулируйте понятие рынка ценных бумаг.
  2. Охарактеризуйте субъектов рынка ценных бумаг
  3. Что такое «эмиссионные ценные бумаги»?
  4. Перечислите неэмиссионные ценные бумаги.
  5. Что входит в понятие «инфраструктура рынка ценных бумаг»?
  6. Какие виды профессиональных участников рынка ценных бумаг вы знаете?
  7. Охарактеризуйте правовое положение фондовой биржи.

17
БИРЖИ И БИРЖЕВАЯ ТОРГОВЛЯ
Введение
1. Понятие биржи
2. Правовой статус товарной биржи
3. Организация биржевой торговли
4. Правовой статус фондовой биржи
5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
6. Условия допуска ценных бумаг к фондовой торговле
Заключение
Литература


Введение
Термин "биржа" (лат., нем.) буквально означает "кошелек". Первая биржа была создана в Нидерландах в г. Брюгге в XV в., но свой след в истории она не оставила, т.к. позднее появилась более известная Антверпенская биржа.
Если говорить о современной истории, то в нашей стране прообразом бирж были аукционные торги промышленной продукции Госснаба СССР. После перестройки первые российские биржи были ориентированы на бартерный обмен в связи с дефицитом денег. Интересно, что в 1992 г. общее число бирж, зарегистрированных в России, превысило общее число бирж в мире. Наиболее известными были в то время Российская товарно-сырьевая биржа, биржа "Гермес", Приволжская товарная биржа, Дальневосточная товарно-фондовая биржа, биржа "Урал" и др.
Биржа - это регулярно действующая организация, в помещении которой совершаются сделки по покупке и продаже:
Биржевые сделки могут совершаться не только на территории или в помещении биржи. Местом заключения таких сделок могут быть и компьютерные сети. Например, существуют международные секции электронной торговли между биржами. В России электронные торговые сессии распространены на валютно-фондовых (ММВБ) и фондовых биржах (РТС).
1) массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными показателями (товарная биржа);
2) ценных бумаг (фондовая биржа);
3) иностранной валюты (валютная биржа).
Статус товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" .
Статус валютных бирж определяется Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Положением ЦБ РФ от 16 июня 1999 г. N 77-П "О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж".
1. Понятие биржи
Для всех видов бирж установлено требование публичной бухгалтерской отчетности (ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Бухгалтерская отчетность публикуется не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. До публикации должны быть соблюдены две обязательные процедуры:
Существует противоречие между Федеральными законами "О бухгалтерском учете" и "Об акционерных обществах". Утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков АО отнесено к компетенции годового общего собрания акционеров, которое проводится в срок не ранее 1 марта и не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. Судебно-арбитражная практика признает приоритетное действие акционерного законодательства. Поэтому, если биржа создана в форме АО, она подчиняется специальным требованиям Закона "Об акционерных обществах". См. об этом: Постановление ФАС Московского округа от 6 ноября 2001 г. N КА-А40/6358-01.
- проверка независимым аудитором;
- утверждение общим собранием участников с определением СМИ, где будет размещена публикация.
2. Правовой статус товарной биржи
Товарные биржи формируют организованные рынки, обеспечивающие концентрацию спроса и предложения, формирование объективных цен на основные сырьевые и продовольственные товары, способствуют развитию торговой инфраструктуры.
Товарная биржа - это организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
Законодательство не определяет, в какой организационно-правовой форме должны создаваться товарные биржи. Большинство товарных бирж создавались в России в форме акционерных обществ, т.е. коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, хотя это не совсем соответствует основным задачам биржевой торговли. Биржи можно считать специальными субъектами предпринимательской деятельности. Они лишь содействуют торговым операциям, обеспечивают встречу продавца и покупателя в определенном месте. Сами по себе биржи участия в торговле не принимают. Поэтому за рубежом биржи, как правило, являются некоммерческими организациями.
Российские биржи на сегодняшний день чаще всего существуют в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и некоммерческих партнерств.
Биржевая деятельность представляет собой исключительный вид деятельности, поэтому биржа не вправе заниматься торговой и иной деятельностью, не связанной с биржевой торговлей. Биржа не вправе участвовать в создании организаций, не связанных с биржевой торговлей. Деятельность биржи подлежит лицензированию. Лицензия выдается Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам после оплаты 50% уставного капитала биржи.
Учредителями биржи могут быть юридические и физические лица, за исключением:
органов государственной власти;
банков и кредитных организаций;
страховых и инвестиционных компаний и фондов;
общественных, религиозных, благотворительных организаций и фондов;
физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Максимальный размер доли одного учредителя составляет 10% уставного капитала биржи. Исходя из, этого товарная биржа должна иметь как минимум 10 учредителей. Максимальное число учредителей Законом не устанавливается, оно должно быть предусмотрено в уставе самой биржи. За нарушение этого установленного уставом биржи предела возможно наступление административной ответственности в виде штрафа в размере 200 - 400 МРОТ (ст. 14.24 КоАП РФ).
Товарная биржа имеет единственный учредительный документ - устав. Высшим органом управления является общее собрание членов биржи.
Члены товарной биржи - это учредители биржи или лица, которые вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи. Учредители вправе пользоваться особыми правами и обязанностями в биржевой торговле по сравнению с другими членами биржи. Срок действия особых прав учредителей составляет не более трех лет с момента государственной регистрации биржи.
Члены биржи могут сдавать в аренду свое право участия в биржевой торговле с регистрацией такого договора на бирже. Субаренда права на участие в биржевой торговле не допускается. Довольно странный термин "передача в аренду права" объясняется, видимо, тем, что биржевое законодательство сформировалось еще до принятия Гражданского кодекса РФ, определившего основные понятия и категории гражданского и торгового оборота. В свете действующего законодательства правильнее говорить не об аренде, а об уступке права участия в биржевых торгах.
Не могут быть членами биржи те лица, которые не имеют права быть ее учредителями, а также служащие данной или любой другой биржи и организации, если их руководители (заместители руководителей, руководители филиалов) являются служащими данной биржи.
Банки и кредитные организации могут быть членами фондовых и валютных отделов товарных бирж. Следует подчеркнуть, что биржа может иметь некую "смешанную" форму, например, она может быть товарно-фондовой или даже универсальной биржей. Если, скажем, биржа организует торговлю и товарами, и ценными бумагами, то ей необходимо иметь в наличии сразу две лицензии: лицензию товарной биржи и лицензию организатора торговли на рынке ценных бумаг.
Таким образом, фондовый отдел товарной биржи по своему правовому статусу является не просто ее структурным подразделением, а функционирующей фондовой биржей. В нашей стране наибольшее распространение получили такие разновидности бирж, как универсальные и валютно-фондовые.
Товарная биржа разделяется на секции (отделы) в зависимости от вида торгуемого товара (пшеница, сахар, мясо, черные или цветные металлы и т.п.). В связи с этим Законом установлено две категории членов товарной биржи.
1. Полные члены - с правом участия в биржевых торгах во всех секциях (отделах) биржи.
2. Неполные члены - с правом участия в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе) биржи.
3. Организация биржевой торговли
Участники биржевой торговли:
1) члены биржи;
2) посетители биржевых торгов.
Постоянные посетители не участвуют в формировании уставного капитала и управлении биржей. Они вносят плату за участие в биржевых торгах. Право на участие в торгах предоставляется на срок не более трех лет. Их число не должно превышать 30% общего числа членов биржи.
Разовые посетители совершают сделки только с реальным товаром, от своего имени и за свой счет.
1) брокеры - действуют:
от имени клиента и за его счет;
от имени клиента и за свой счет;
от своего имени и за счет клиента;
2) дилеры - действуют от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи товара на биржи.
Виды биржевых брокеров:
1) брокерская фирма (самостоятельное юридическое лицо);
2) брокерская контора (филиал брокерской фирмы);
3) независимый брокер (индивидуальный предприниматель).
Биржевые сделки заключаются только через биржевых брокеров, которые ведут учет заключенных сделок и хранят информацию о них в течение пяти лет. Единственное исключение - это сделки с реальным товаром (имеющимся в наличии на бирже), которые участники биржевых торгов могут заключать от своего имени. Но иностранные юридические и физические лица участвуют в торговле только через биржевых посредников, включая заключение сделок с реальным товаром.
Брокеров следует отличать от биржевых маклеров, которые являются служащими биржи, их деятельность определяется должностными инструкциями и они не вправе совершать сделки для себя или для клиентов.
В свою очередь, дилеров можно охарактеризовать в определенном смысле как биржевых "спекулянтов", т.к. в биржевой торговле они представляют только свои собственные интересы. В дилерской деятельности преобладает не посредничество, а самостоятельная торговля с целью перепродажи товаров.
Биржевая сделка - это зарегистрированный биржей договор, заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Биржевые сделки никогда не совершаются от имени и за счет биржи, поэтому ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение биржевой сделки несет сторона по сделке, а не биржа или биржевой посредник.
Биржевой товар - это не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт или коносамент на товар. Биржевым товаром не могут быть недвижимость и объекты интеллектуальной собственности.
Поскольку биржевым товаром считается и коносамент на товар, то предметом биржевой сделки может быть "товар в пути". Нет препятствий к тому, чтобы считать предметом биржевой сделки и "товар на складе". Поэтому биржевым товаром могут быть помимо коносамента складские свидетельства, удостоверяющие права владельца на получение товара со склада. Складские свидетельства, как и коносаменты, имеют двойственную правовую природу, поскольку являются одновременно и товарораспорядительными документами, и ценными бумагами (ст. ст. 912 - 917 ГК РФ) .
Так, например, в Правилах Московской центральной фондовой биржи, где существуют товарные секции, предусмотрена возможность торговли варрантами (залоговой частью двойного складского свидетельства) на товары.
Простые биржевые сделки именуются также сделками СПОТ. "Немедленное" исполнение по ним означает небольшой промежуток времени между заключением и исполнением сделки, как правило, не более 14 календарных дней.
Форвардные, фьючерсные и опционные сделки образуют группу срочных сделок, именуемых также деривативами или производными инструментами.
4. Правовой статус фо и т.д.................
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...