Приемка объектов в эксплуатацию органами мчс. Порядок участия должностных лиц органов ГПН в приемке в эксплуатацию законченных объектов строительства и установок пожарной автоматики


размер шрифта

ПРИКАЗ МЧС РФ от 17-03-2003 132 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА В... Актуально в 2018 году

VII. Участие органов ГПН при приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов

38. Государственные инспекторы участвуют в комиссиях по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов. В состав комиссий назначаются государственные инспекторы, наделенные необходимыми полномочиями.

39. Основанием для назначения государственного инспектора в состав комиссии является письменное обращение организации, уполномоченной создавать такую комиссию. Решение о назначении государственного инспектора в состав комиссии принимается руководителем органа ГПН в течение трех дней со дня обращения, о чем уведомляется обратившаяся организация.

К участию в работе комиссий могут привлекаться также государственные инспекторы, осуществляющие контроль за ходом строительства и эксплуатацией объекта в дальнейшем.

40. Замена государственного инспектора, назначенного для участия в работе комиссии, осуществляется в исключительных случаях (по болезни или другим уважительным причинам) с уведомлением организации, создавшей комиссию, и только после внесения необходимых изменений в документ, объявляющий состав комиссии.

41. Государственный инспектор при работе в составе комиссии:

проверяет соответствие выполненных противопожарных мероприятий градостроительной и проектно-сметной документации и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

принимает участие в проведении контрольных опробований, испытаний и проверке работоспособности оборудования и систем противопожарной защиты (без участия в приемке этих систем);

проверяет наличие лицензий на выполнение работ (услуг) в области пожарной безопасности у организаций, выполнявших такие работы (услуги) на принимаемом в эксплуатацию объекте;

анализирует информацию о показателях пожарной опасности материалов, конструкций и изделий, использованных при строительстве, содержащуюся в сертификатах, технических паспортах и других документах;

проверяет наличие актов освидетельствования скрытых работ, испытания оборудования, систем и установок противопожарной защиты.

42. Конкретный перечень намеченных к проверке мероприятий определяется государственным инспектором, назначенным в состав комиссии, и зависит от стадии готовности (этапа сдачи объекта).

43. При выявлении на объекте, намечаемом к вводу в эксплуатацию, нарушений требований пожарной безопасности, включая невыполнение ранее предложенных противопожарных мероприятий, государственный инспектор письменно излагает председателю комиссии особое мнение. При этом акт комиссии им не подписывается.

44. Акт комиссии подписывается только тем государственным инспектором, который является членом комиссии.

45. Разногласия между государственным инспектором, работающим в составе комиссии, и заинтересованной стороной, предметом которых являются отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, рассматриваются в порядке, определенном в главе V настоящей Инструкции.

46. В случае приемки в эксплуатацию завершенного строительством (реконструкцией) объекта с нарушениями требований пожарной безопасности, в том числе изложенных в особом мнении государственного инспектора, участвовавшего в работе комиссии, государственный инспектор должен принять меры по устранению указанных нарушений в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

47. Приемка завершенных строительством (реконструкцией) объектов с нарушениями требований пожарной безопасности под гарантийные обязательства (гарантийные письма) не допускается.

48. По результатам участия в работе комиссии государственный инспектор составляет справку о проделанной работе и докладывает руководителю органа ГПН, от которого он был назначен в состав комиссии.

В справке отражается общая характеристика объекта, сведения о состоянии противопожарной защиты, объем проделанной работы и ее результаты с приложением необходимых документов.

Перечень необходимых документов и сведений, которые должны содержаться в справке, устанавливается руководителем территориального органа ГПН.

Справка регистрируется в установленном порядке и хранится в контрольно-наблюдательном деле на соответствующий объект контроля (надзора).

49. Об окончании строительства (реконструкции) объекта и приемке его в эксплуатацию в журнале профилактической работы делается соответствующая отметка.

В понедельник комиссия Мосгордумы по безопасности обсудила предложения Главного управления МЧС России по городу Москве о передаче органам Госпожнадзора функций контроля за строящимися объектами и приемке сдающихся новостроек. Как рассказал депутатам начальник управления Олег Найденков, в последнее время в Москве резко ухудшилась обстановка на строящихся объектах и связано это с передачей контроля за обеспечением пожарной безопасности от МЧС к Комитету государственного строительного надзора города Москвы (Мосгорстройнадзор).

В соответствии с федеральным законодательством с 2007 года Госпожнадзор контролирует соблюдение требований пожарной безопасности только на объектах, уже принятых в эксплуатацию.

В подтверждение своих слов Найденов привел цифры. По данным ведомства, за последние три года число пожаров на стройках и погибших на них людей возросло вдвое. Так, если в 2006 году, когда контроль за противопожарным состоянием осуществлялся органами Госпожнадзора, произошло 56 пожаров, на которых погибли 5 человек, то в 2009 году количество пожаров возросло до 78, а погибших — до 9.

Особенно беспокоит МЧС использование при строительстве, реконструкции и капремонте вентилируемых навесных фасадных систем с применением горючих алюминиевых композитных панелей и ветрогидрозащитных мембран.

На таких объектах с 2006 года по настоящее время произошло 11 пожаров и погибли 5 человек. Все пожары произошли в результате нарушения правил пожарной безопасности при проведении огневых работ, подчеркнул Найденов. По его мнению, лишение Госпожнадзора контрольных функций ведет к безответственному отношению со стороны недобросовестных проектных и строительных организаций и заказчиков строительства и в конечном итоге к снижению уровня пожарной безопасности новостроек.

Ранее этот вопрос в стенах Мосгордумы поднял первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по городу Москве Виктор Климкин. Спустя два дня после случившегося 20 марта пожара на 2-й Хуторской улице, где погиб начальник службы пожаротушения Москвы Евгений Чернышев, Климкин заявил о допущенных строителями грубых нарушениях.

По словам Климкина, переоборудованное в бизнес-центр бывшее производственное здание «горело как порох» — при строительстве использовались легкогорючие отделочные материалы. «Снаружи здание было облицовано так называемым, модным у нас, вентилируемым фасадом, — рассказал Климкин. — Что это такое — это прослойка воздушная, дальше идет слой утеплителя и облицовка или из металла, или даже из пластика. Утеплитель не должен был гореть, но он горел, причем по всей площади».

«По пролоббированному кем-то из строителей закону «О техническом регулировании» после приемки здания стройнадзором мы три года не имеем права его проверять, вот такие законы у нас существуют в стране», — заявил пожарный.

По словам префекта САО Олега Митволя, сгоревшее здание было построено в 1930-х годах. Пожарная инспекция последний раз проверяла здание в 2007 году, следующая проверка была намечена на конец 2010 года. В промежутке между инспекциями здание переоборудовали, надстроив пятый этаж, который как раз пострадал сильнее всего. «Малый и средний бизнес у нас — священная корова, беспокоить которую нельзя чаще чем раз в три года, — заявил префект «Газете.Ru». — А это здание после перестройки не простояло и полгода».

Предложение МЧС попало на благодатную почву: столичные власти уже 3 года критикуют Градостроительный кодекс, лишивший пожарных их контрольных функций.

Еще в 2007 году Юрий Лужков обращался по этому вопросу к председателю правительства Виктору Зубкову и к министру регионального развития Дмитрию Козаку, а в 2009 году — к президенту Дмитрию Медведеву. Однако все эти обращения остались без ответа.

Сейчас депутаты решили, что нельзя ограничиваться только обращениями, надо совместно с МЧС готовить законодательную инициативу об изменениях в Градкодекс. «Стройнадзор следит за соблюдением техники безопасности при строительстве, а пожарные должны участвовать в приемке зданий, — считает зампред думской комиссии по безопасности Сергей Гончаров. — Сейчас этого нет, что и приводит к человеческим жертвам и потере зданий».

Между тем в Мосгорстройнадзоре считают, что МЧС просто хочет вернуть себе контрольные функции, переданные другому ведомству.

Как объяснил «Газете.Ru» руководитель технического управления Мосгорстройнадзора Валентин Пахомов, эта структура сочетает в себе функции пожарного, санитарно-эпидемиологического и экологического контроля. «У нас есть пожарное управление, и наши специалисты ничем не хуже — они пришли из того же МЧС», — заявил чиновник.

По его словам, существовавшей до 2007 года комиссионной приемки зданий сейчас нет, зато есть персональная ответственность. «Из администрации президента уже был ответ, что возвращаться к старой системе, когда новостройки принимала комиссия из 20 человек, нецелесообразно, — рассказал он. — Но МЧС все равно хочет участвовать в этом процессе». Что до здания на 2-й Хуторской улице, то, как считает Пахомов, «в МЧС лукавят»: там не было нового строительства, а менялся фасад.

В столичном департаменте городского строительства также считают, что для московских строек вполне достаточно одной контролирующей организации. «Если эти функции будут поручены двум службам, тогда точно никто ни за что отвечать не будет», — заявили «Газете.Ru» в управлении по вопросам качества строительства департамента.

По словам депутата Госдумы Галины Хованской, если инициатива столичного парламента и МЧС дойдет до Госдумы, она ее поддержит. «Сейчас в Москве идет масштабный капитальный ремонт жилья с использованием исключительно опасных утеплительных материалов, — рассказала Хованская «Газете.Ru». — Фактически речь идет о безопасности тысяч граждан. Но только пожарные должны не ограничиваться предписаниями, а доводить дело до их исполнения».

111. Перечень должностных лиц органов ГПН, имеющих право участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, указан в приложении 22.

112. В состав комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов должны включаться работники, непосредственно закрепленные за ними и осуществляющие надзор в ходе проектирования и строительства.

113. Замена должностных лиц, представляющих органы ГПН в комиссиях по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, осуществляется в исключительных случаях на основании

письменного распоряжения Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору, главных государственных инспекторов областей (г. Минска) по пожарному надзору.

114. Участвуя в работе комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, должностное лицо органа ГПН проверяет соответствие выполненных противопожарных мероприятий проекту, техническим нормативным правовым актам системы противопожарного нормирования и стандартизации, результаты испытаний и комплексного опробования оборудования. При необходимости должностное лицо органа ГПН вправе потребовать проведения

контрольного вскрытия отдельных конструкций, дополнительного испытания оборудования и установок.

115. В случае обнаружения на вводимом в эксплуатацию объекте невыполненных противопожарных мероприятий, предусмотренных проектом, или нарушений требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации должностное лицо органа ГПН акт комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта не подписывает и письменно излагает председателю комиссии свое особое мнение по форме согласно приложению 23, а также рапортом докладывает своему непосредственному начальнику.

116. При вводе объекта в эксплуатацию без подписи акта комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта должностным лицом органа ГПН к виновным применяются санкции в соответствии с правами, предоставленными органам ГПН, а также информируются для принятия соответствующих мер местные исполнительные и распорядительные органы, органы государственного строительного надзора, прокуратуры, статистики и другие

заинтересованные организации.

117. В срок не позже трех месяцев после приемки в эксплуатацию объект должен быть обследован органом ГПН в части выполнения технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации.

118. Материалы по разработке, рассмотрению и согласованию проектов технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации регистрируются в журнале по форме согласно приложению 24 и хранятся в контрольно-наблюдательном деле до изменения указанных актов.

119. Консультации специалистов проектных, строительных и других организаций, должностных лиц и граждан по вопросам пожарной безопасности учитываются в журнале по форме согласно приложению 25. Порядок проведения консультаций определяется соответствующим главным государственным инспектором по пожарному надзору.

12. Лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности. Перечень составляющих работ и услуг при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности. Порядок лицензирования деятельности по обеспечению пожарной безопасности. Контроль за осуществлением лицензиатом лицензионных требований и условий.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

174. Лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности (далее для целей настоящей главы – лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям.

175. Лицензируемая деятельность включает составляющие работы и услуги, указанные в пункте 10 приложения 1 к настоящему Положению.

Не требуется получения лицензии для:

реализации средств противопожарной защиты юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим их производство на территории Республики Беларусь;

создания и функционирования внештатных пожарных формирований, осуществляющих тушение пожаров;

выполнения проектировщиками в рамках проектных работ расчетов по обеспечению (оценке) пожарной безопасности, за исключением расчетов:

температурного режима пожара в помещениях зданий различного назначения;

соответствия обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов проектных решений по эвакуации людей из помещений и здания.

176. Лицензируемая деятельность может осуществляться только юридическими лицами Республики Беларусь и иностранными организациями по следующим составляющим работам и (или) услугам:

проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией;

создание и функционирование подразделений, осуществляющих тушение пожаров.

176 1 . Заявление (с прилагаемыми к нему в соответствии с настоящим Положением документами) о выдаче лицензии, получении дубликата лицензии, внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, уведомление об устранении нарушений, повлекших за собой выдачу требования (предписания) об устранении выявленных нарушений или приостановление действия лицензии, а также уведомление о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности представляются соискателем лицензии (лицензиатом) в учреждение «Республиканский центр сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности» Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее – Республиканский центр).

176 2 . Республиканский центр в соответствии с настоящим Положением:

принимает указанные в пунктах 176 1 и 176 3 настоящего Положения документы в порядке, предусмотренном настоящим Положением;

извещает соискателя лицензии (лицензиата) о принятых в отношении его лицензирующим органом решениях;

выдает оформленные в установленном порядке лицензии их соискателю (лицензиату);

формирует и ведет реестр лицензий, предоставляет содержащиеся в нем сведения;

назначает проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата – при обращении в лицензирующий орган с заявлением о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений) лицензионным требованиям и условиям;

рассматривает вопрос о прекращении действия лицензии в порядке, установленном в пункте 85 1 настоящего Положения, и направляет соответствующие предложения в Министерство по чрезвычайным ситуациям.

176 3 . В случае вынесения лицензиату требования (предписания) об устранении выявленных нарушений сообщения о факте вынесения такого требования (предписания), а также результатах оценки устранения указанных в нем нарушений представляются вынесшим это требование (предписание) контролирующим (надзорным) органом в Республиканский центр.

176 4 . Документы (их копии), представленные соискателем лицензии (лицензиатом) для получения лицензии, внесения в нее изменений и (или) дополнений, другие документы, относящиеся к лицензированию деятельности лицензиата, хранятся в Республиканском центре.

При прекращении действия, аннулировании лицензии, оформлении лицензии на новом бланке лицензиат обязан в порядке, установленном настоящим Положением, сдать ранее выданную ему лицензию (ее дубликат) в Республиканский центр.

177. Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются:

наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещений, необходимых для осуществления заявленной лицензируемой деятельности, соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления оборудования, приборов и инструментов, необходимых для осуществления заявленной лицензируемой деятельности, соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов;

наличие в штате не менее 3 работников (технических руководителей, специалистов и рабочих) (для торговли пожарной техникой (машинами и оборудованием), снаряжением, спасательными устройствами, огнетушителями, огнетушащими веществами и другими средствами противопожарной защиты – не менее одного работника) с необходимой в соответствии с законодательством для осуществления заявленной лицензируемой деятельности квалификацией, прошедших обучение (повышение квалификации) с учетом профиля выполняемых работ и оценку знаний в установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям порядке, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы;

наличие согласованных с Министерством по чрезвычайным ситуациям локальных нормативных правовых актов, регламентирующих готовность подразделений к тушению пожаров, их оснащенность, организацию несения дежурств (для деятельности по созданию и функционированию подразделений, осуществляющих тушение пожаров);

наличие системы контроля за качеством осуществления лицензируемой деятельности и обучения (повышения квалификации) работников, порядок разработки и функционирования которой определяется Министерством по чрезвычайным ситуациям.

178. Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату, являются:

соблюдение лицензионных требований и условий, указанных в пункте 177 настоящего Положения;

функционирование систем контроля за качеством осуществления лицензируемой деятельности и обучения (повышения квалификации) работников;

представление в Министерство по чрезвычайным ситуациям ежегодно до 1 февраля сведений об объемах выполненных за предшествующий год работ, составляющих лицензируемую деятельность.

179. Для получения лицензии ее соискатель дополнительно к документам, указанным в подпунктах 15.1–15.4 пункта 15 настоящего Положения, представляет:

сведения о работниках, которыми будет осуществляться лицензируемая деятельность, с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), образования, специальности, должности, квалификационного разряда и трудового стажа;

перечень помещений, оборудования, приборов и инструментов, соответствующих требованиям, указанным в абзацах втором и третьем пункта 177 настоящего Положения;

копию приказа руководителя об утверждении систем контроля за качеством лицензируемой деятельности и обучения (повышения квалификации) работников.

180. До принятия решения по вопросам лицензирования проводится оценка и (или) экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата – при обращении в лицензирующий орган с заявлением о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений) лицензионным требованиям и условиям.

181. Исключен.

182. Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются:

нарушения лицензионных требований и условий, ставшие причиной чрезвычайной ситуации и (или) способствовавшие ее развитию;

реализация или применение средств противопожарной защиты без наличия документов, устанавливающих область и условия их применения, а также документов об оценке соответствия такой продукции требованиям пожарной безопасности (для продукции, подлежащей обязательному подтверждению на соответствие требованиям пожарной безопасности);

необеспечение при выполнении работ и (или) оказании услуг по техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией необходимого согласно требованиям законодательства уровня работоспособности и (или) исправности соответствующих систем или их элементов.

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке разработки и функционирования системы контроля за качеством осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности и обучения (повышения квалификации) работников соискателей лицензий (лицензиатов)

1. Настоящая Инструкция определяет порядок разработки и функционирования системы контроля за качеством осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности и обучения (повышения квалификации) работников соискателей лицензий (лицензиатов) (далее – система контроля).

2. Для целей настоящей Инструкции под системой контроля понимается комплекс организационных мероприятий, направленных на обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов, обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности.

3. Система контроля разрабатывается соискателем лицензии (лицензиатом) на основании анализа нормативных правовых актов, обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия выполнения работ (оказания услуг), составляющих деятельность по обеспечению пожарной безопасности (далее – нормативные документы).

4. Порядок функционирования системы контроля отражается в утвержденном приказом руководителя соискателя лицензии (лицензиата) Положении о системе контроля (далее – Положение).

5. В Положении указываются:

перечень нормативных документов;

периодичность повышения квалификации работников соискателя лицензии (лицензиата), которые будут выполнять (выполняют) работы и (или) оказывать (оказывают) услуги, составляющие деятельность по обеспечению пожарной безопасности;

описание работ (услуг), составляющих деятельность по обеспечению пожарной безопасности, которые соискатель лицензии (лицензиат) планирует осуществлять (осуществляет);

порядок выполнения работ (оказания услуг), установленный нормативными документами;

порядок контроля качества выполненных работ и (или) оказанных услуг;

порядок оформления документов (журналов, актов, протоколов и иных) по результатам выполнения работ и (или) оказания услуг;

ответственность работников соискателя лицензии (лицензиата) за соответствие нормативным документам выполненных работ и (или) оказанных услуг, составляющих деятельность по обеспечению пожарной безопасности.

6. Функционирование системы контроля должно обеспечивать выполнение лицензиатом требований нормативных документов.

7. Ответственность за функционирование системы контроля и ее актуализацию несет руководитель лицензиата.

13. Подтверждение соответствия продукции и товаров требованиям пожарной безопасности. Объекты подтверждения соответствия в области обеспечения пожарной безопасности. Документы о подтверждении соответствия. Маркировка продукции знаком соответствия. Надзор за соответствием требованиям пожарной безопасности продукции и товаров.

НАДЗОР ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ

И ТОВАРОВ (РАБОТ И УСЛУГ)

78. Должностные лица органов ГПН:

78.1. осуществляют проверку наличия у субъектов хозяйствования сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации на соответствие требованиям пожарной безопасности при ее производстве (реализации);

78.2. осуществляют проверку ввозимых в Республику Беларусь и выпускаемых на ее территории изделий, представляющих пожарную опасность, при реализации которых потребителю должны предоставляться документы, устанавливающие область применения и меры пожарной безопасности при их использовании;

78.3. проверяют на объектах соответствие производимой продукции противопожарным требованиям стандартов и технических условий.

79. При выявлении производства или реализации продукции или товаров (работ и услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности, должностное лицо органа ГПН составляет протокол по форме согласно приложению 12 и регистрирует в журнале установленной формы согласно приложению 13. Протокол составляется в трех

экземплярах: первый экземпляр вручается лицу, ответственному за производство или реализацию этой продукции, второй - направляется в территориальный орган Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, третий - остается в органе ГПН для контроля. Копия протокола направляется в РЦСиЭ. Приостановка (запрещение) выпуска, реализации продукции или товаров (работ и услуг) осуществляется в порядке, определенном

главой 10 Положения.

80. По выявленным фактам производства продукции и товаров (работ и услуг) с нарушением лицензионных требований и условий, а также безлицензионной деятельности:

80.1. главные государственные инспекторы городов (районов) по пожарному надзору информируют главных государственных инспекторов областей (г. Минска) по пожарному надзору;

80.2. главные государственные инспекторы областей (г. Минска) по пожарному надзору информируют РЦСиЭ.

81. Информирование осуществляется рапортом по форме согласно приложению 14.

4.1 Декларирование соответствия в Системе является формой обязательного подтверждения со- ответствия. 4.2 Декларирование соответствия осуществляется изготовителями (продавцами), зарегистриро- ванными в установленном порядке в Республике Беларусь, − заявителями на подтверждение соот- ветствия (далее – заявители). Заявитель, являющийся изготовителем продукции, может принять декларацию о соответствии на серийно выпускаемую продукцию и на партию продукции (единичное изделие). Заявитель, являю- щийся продавцом продукции, – на партию продукции (единичное изделие), а также на продукцию, по- ступающую по контракту. Иностранные юридические лица, осуществляющие производство и (или) реализацию продукции, могут зарегистрировать принятую ими декларацию о соответствии серийно выпускаемой продукции при условии представления их интересов юридическим лицом или индивидуальным предпринимате- лем Республики Беларусь на основании договора. В договоре на представление интересов иностран- ного юридического лица должны быть указаны право представителя на подачу заявления на регист- рацию декларации о соответствии и ответственность в части обеспечения соответствия серийно вы- пускаемой продукции требованиям конкретных ТНПА. С заявлением на регистрацию декларации о соответствии может также обратиться открытое в ус- тановленном порядке представительство иностранной организации, осуществляющей производство и (или) реализацию продукции. 4.3 Декларированию соответствия подлежит продукция, в отношении которой данная форма обя- зательного подтверждения соответствия установлена в техническом (их) регламенте (ах) или (до введения в действие технических регламентов) которая включена в перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь. Декларация о соответствии может приниматься в отношении конкретной продукции (наименова- ние, тип, вид, марка) или группы однородной продукции, на которую установлены единые требования, подлежащие подтверждению. 4.4 Декларирование соответствия осуществляется заявителем путем принятия декларации о со- ответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра) и (или) аккредитованного органа по сертифи- кации (далее – орган по сертификации). 4.5 Декларирование соответствия проводится на соответствие требованиям технических регла- ментов, а для продукции, включенной в (далее – Перечень), на соответствие требованиям госу- дарственных стандартов, установленных в Перечне. Номенклатура показателей, контролируемых при выполнении работ по подтверждению соответ- ствия продукции, подлежащей декларированию соответствия в Республике Беларусь согласно Пе- речню, приведена в приложении А. 4.6 Декларирование соответствия продукции проводится по схемам подтверждения соответствия, установленным в соответствующем техническом регламенте, а в случаях, если схемы подтверждения соответствия в нем не установлены либо технический регламент отсутствует, - по схемам подтвер- ждения соответствия, применяемым при декларировании соответствия продукции (далее – схема де- кларирования), установленным в и приведенным в приложении Б. 4.7 Принятая заявителем декларация о соответствии подлежит регистрации в органе по серти- фикации с соответствующей областью аккредитации и вносится в реестр Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее – реестр Системы) согласно ТКП 5.1.10. При наличии нескольких органов по сертификации, в область аккредитации которых включена продукция, на которую регистрируется декларация о соответствии, заявитель вправе обратиться в один из них. 4.8 Декларация о соответствии вступает в силу с даты ее регистрации в реестре Системы. ТКП 5.1.03/ОР 9 4.9 Заявитель вправе вместо принятия декларации о соответствии на продукцию, включенную в Перечень, провести обязательную сертификацию в органе по сертификации c соответствующей об- ластью аккредитации с получением сертификата соответствия.

НАДЗОР ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ТОВАРОВ (РАБОТ И УСЛУГ) 63. Центральный орган ГПН: 63.1. согласовывает технические условия и другие нормативные правовые акты; 28.07.2003 4484 № 8/9795 * Не приводится. 63.2. вносит предложения Главному государственному инспектору Республики Беларусь по пожарному надзору по номенклатуре продукции и товаров (работ и услуг), подлежащих обязательной сертификации на соответствие требованиям пожарной безопасности; 63.3. осуществляет информационно4справочное обеспечение территориальных и местных органов ГПН; 63.4. участвует: в аккредитации испытательных лабораторий (центров), претендующих на право проведения испытаний продукции на соответствие требованиям пожарной безопасности, а также по определению показателей пожарной опасности продукции; в аккредитации организаций, претендующих на право проведения сертификации продукции и товаров (работ и услуг) на соответствие требованиям пожарной безопасности; в аттестации экспертоваудиторов; в аттестации производств и сертификации систем качества; 63.5. проводит: экспертизу стандартов и технических условий на продукцию и товары (работы и услуги), входящие в перечень, утвержденный Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору; экспертизу и согласование новых методов испытаний продукции на соответствие требова4 ниям пожарной безопасности. 64. Территориальные органы ГПН: 64.1. осуществляют контроль за деятельностью аккредитованных испытательных подразделений в обслуживаемом регионе, специализирующихся на проведении испытаний в области пожарной безопасности, и взаимодействуют с ними по испытаниям продукции; 64.2. осуществляют проверку наличия у субъектов хозяйствования сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации на соответствие требованиям пожарной безопасности при ее производстве (реализации); 64.3. проводят экспертизу стандартов и технических условий на продукцию и товары (работы и услуги), входящие в перечень, утвержденный Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору (в соответствии с их компетенцией); 64.4. осуществляют проверку ввозимых в Республику Беларусь и выпускаемых на ее территории изделий, представляющих пожарную опасность, при реализации которых потребителю должны представляться документы, устанавливающие область применения и меры пожарной безопасности при их использовании; 64.5. участвуют в работе комиссий по аттестации технологических процессов производств и сертификации систем качества. 65. Местные органы ГПН: 65.1. проверяют на объектах соответствие производимой продукции противопожарным требованиям стандартов и технических условий; 65.2. осуществляют проверку наличия у юридических и физических лиц сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации на соответствие требованиям пожарной безопасности при ее производстве (реализации); 65.3. осуществляют проверку ввозимых в Республику Беларусь и выпускаемых на ее тер4 ритории изделий, представляющих пожарную опасность, при реализации которых потребителю должны представляться документы, устанавливающие область применения и меры пожарной безопасности при их использовании; 65.4. участвуют в работе комиссий по аттестации производств и сертификации систем качества. 66. При выявлении производства или реализации продукции или товаров (работ и услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности, должностное лицо органа ГПН составляет протокол по форме согласно приложению 11* и регистрирует в журнале установленной формы согласно приложению 12* . Протокол составляется в трех экземплярах: первый экземпляр вручается лицу, ответственному за производство или реализацию этой продукции, второй – направляется в территориальный орган Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, третий – остается в органе ГПН для контроля. Копия протокола направляется в центральный орган ГПН. 67. По фактам выявления выдачи таможенными органами разрешений на использование юридическими и физическими лицами ввозимой продукции (товаров), подлежащей обязательной сертификации на соответствие требованиям пожарной безопасности, без сертификата соответствия главный государственный инспектор по пожарному надзору территориального органа ГПН направляет информацию в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и оформляет документы в соответствии с пунктом 66 настоящего Положения.

14. Внештатные пожарные формирования. Виды, порядок создания, основные задачи, права и обязанности членов внештатных пожарных формирований, организация работы.

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О пожарной безопасности" Кабинет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. положения:

о добровольных пожарных командах;

о добровольных пожарных дружинах на предприятиях, в учреждениях и организациях;

о группах внештатных пожарных инспекторов;

о пожарно-технических комиссиях;

об учебно-методических центрах органов местного самоуправления и предприятий по обучению населения правилам пожарной безопасности;

о клубе юных пожарных;

1.2. Типовое положение об условиях и порядке проведения смотров противопожарного состояния жилых домов в населенных пунктах.

2. Облисполкомам и Минскому горисполкому рекомендовать органам местного самоуправления, руководителям предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности создать внештатные пожарные формирования и организовать их работу, обеспечивать проведение смотров противопожарного состояния населенных пунктов и жилищного фонда.

3. Министерствам содействовать созданию внештатных пожарных формирований на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях.

ПИСЬМО МЧС РФ от 28.12.2006 N 43-4357-19 "ОБ УЧАСТИИ ОРГАНОВ ГПН В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Федеральным законом "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации " определен новый порядок осуществления надзорных функций за требованиями пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Одновременно указанным Законом признаны утратившими силу положения статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности ", касающиеся прав государственных инспекторов по пожарному надзору в части:


  • участия в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства и в приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
  • рассмотрения и согласования градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований или при отсутствии указанных требований;
  • проведения выборочных проверок в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, в части соответствия разрабатываемой документации требованиям пожарной безопасности.

В целях обеспечения выполнения Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ предлагаю:


1. Начальникам территориальных органов МЧС России:


1.1. Приостановить с 1 января 2007 г. участие государственных инспекторов по пожарному надзору в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства и подготовке заключений о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям пожарной безопасности, а также проверке соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям нормативных документов по пожарной безопасности и проектной документации.

Не применять требования Приказа МЧС России от 17 марта 2003 г. N 132 "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации " в части рассмотрения и согласования с органами ГПН градостроительной и проектно-сметной документации на строительство объектов.


1.2. Завершить до 31 декабря 2006 г. оформление архивных дел в соответствии с номенклатурой в порядке, установленном Приказом МЧС России от 16 марта 2006 г. N 160 "Об утверждении Инструкции по архивной работе в органах управления, соединениях, воинских частях войск гражданской обороны и организациях системы МЧС России".

Включить в состав архивных дел материалы контрольно-наблюдательных дел на объекты строительства, реконструкции и капитального ремонта, решения экспертных советов, а также другие материалы, характеризующие их противопожарное состояние. Указанные дела должны иметь соответствующие описи документов, нумерацию страниц, а также быть прошнурованы и скреплены гербовой печатью территориального органа МЧС России.


Направить до 31 декабря 2006 г. в территориальные органы государственного строительного надзора выписки, содержащие копии предписаний органов ГПН по результатам последнего контрольного мероприятия или особого мнения на объекты, которые предъявлялись к вводу в эксплуатацию. Данные копии документов должны быть заверены печатью территориального органа МЧС России.


При получении запросов по вопросам градостроительной деятельности от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц обеспечивать представление в установленном порядке выписок из архивных дел.

1.3. Организовать взаимодействие с соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, с целью получения в 10-дневный срок сведений об объектах, введенных в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции и капитального ремонта.

В 2-месячный срок с момента ввода объектов в эксплуатацию спланировать проведение силами управлений государственного пожарного надзора территориальных органов МЧС России плановые мероприятия для обеспечения контроля за выполнением требований пожарной безопасности на этих объектах и формирование соответствующих контрольно-наблюдательных дел согласно прилагаемому перечню.

Мероприятия по контролю проводить в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) ".

2. До принятия нормативного правового акта МЧС России, регламентирующего порядок разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности и согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности, возложить рассмотрение материалов по обоснованным отступлениям от требований пожарной безопасности или на объекты, на которые отсутствуют требования пожарной безопасности, на экспертные советы территориальных органов МЧС России, пожарно-технические научно-исследовательские и образовательные учреждения. Последующее рассмотрение этих решений осуществлять в Управлении государственного пожарного надзора МЧС России.

3. Проводить в установленном порядке на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта органами ГПН мероприятия по контролю исключительно в отношении физических и юридических лиц, осуществляющих строительство, в части соблюдения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации при производстве строительно-монтажных работ.


4. В случае обращения органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам оценки соответствия объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта требованиям пожарной безопасности в письмах ответах, подготавливаемых органами ГПН, в обязательном порядке делать запись, указывающую на их консультационный характер.

5. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии " в отношении объектов использования атомной энергии при осуществлении мероприятий по контролю государственными инспекторами по пожарному надзору руководствоваться полномочиями, установленными для органа государственного регулирования пожарной безопасности при использовании атомной энергии.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...