Инфляция единственная. Инфляция – единственная форма наказания без законного основания


«Инфляция – единственная форма наказания без законного основания» (М. Фридман)

Автором данного суждения поднята проблема роли и места инфляции в экономике, ее воздействия на субъектов рынка. Данная проблема очень актуальна в наши дни, ведь борьба с растущей инфляцией – главный вопрос на повестке дня правительств почти всех развивающихся стран, в том числе и России.

По мнению А. Фридмана, инфляция является результатом действия рыночных механизмов. Последствия её негативны, но являются естественным результатом определенных действий участников рынка.

Я согласен с позицией автора данного высказывания. По моему мнению, инфляция нередко становится результатом некорректной экономической политики или действий участников рынка. Её последствия негативны для всех, и поэтому ее можно назвать наказанием.

Итак, под инфляцией понимается обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества. Иными словами, инфляция возникает, когда масса обращающихся в экономике денег превышает количество товаров. Но мы говорим об инфляции как наказании и, следовательно, она возникает вследствие каких-то действий. Каковы же основные источники инфляции? Во-первых, инфляция может возникать вследствие излишней эмиссии денег государством. Когда государство решает финансовые проблемы, как сейчас принято говорить, с помощью «печатного станка», темпы инфляции резко увеличиваются, деньги обесцениваются, т.к. в экономике их становится слишком много. Вспомним, например, что таким образом решала свои проблемы Россия в 90-е годы XX века. Результатом этого стала инфляция, достигающая 100%. Во-вторых, инфляция может возникнуть вследствие необоснованного повышения заработной платы или социальных выплат. В связи с этим, инфляция достигает наибольших значений в экономиках с планово-командными элементами управления, где и размер зарплат, и размер социальных выплат определяет исключительно государство. Это подтверждается фактами: сегодня наибольшая инфляция (превышающая 25%) наблюдается в Венесуэле, Афганистане, Монголии и т.д.

Последствия инфляции являются настоящим наказанием для всего общества. Так, растет безработица, снижается покупательная способность, падает уровень потребления, ценообразование перестает быть прозрачным… Правительство Греции в последние годы проводило политику по предотвращению безработицы любыми средствами, не гнушаясь и оплаты не востребованного рынком труда. Заработная плата постоянно повышалась; несмотря на падающую производительность труда, в экономику «вливалось» все больше денег. Результатом этих непоследовательных мер стала гиперинфляция, вылившаяся в безработицу, падению уровня жизни людей. Сегодня по всей Греции происходят массовые забастовки, уличные шествия, погромы.

Экономическая наука знает ряд методов борьбы с инфляцией: дефляция (изъятие избыточных денежных знаков), деноминация (введение новой валюты и обмен ее на старые деньги), девальвация (снижение обменного курса национальной валюты), ревальвация (повышение курса национальной валюты), нуллификация (объявление старых денег недействительными либо обмен их по крайне низкому курсу). Российское правительство в период последнего экономического кризиса избрало политику девальвации, т.е. оно постепенно снижало курс рубля. Это объясняется и тем, что резервы РФ хранятся во многих валютах, и девальвация нанесла наименьший урон этому фонду.

Таким образом, инфляция действительно является наказанием без законного основания.

«Труд – отец богатства, земля – его мать» - У. Петти.
Главная проблема, затронутая автором в этом высказывании, - проблема роли факторов производства в хозяйственной жизни общества. От того понимаем ли мы какие факторы производства играют главную роль в экономике какой-либо страны, мы можем понять суть той или иной экономической системы.

Я выбрал эту тему для своего эссе, так как эта проблема будоражила умы ученых-экономистов на протяжении столетий; главенствующие факторы производства постоянно менялись или же приобретали несколько иную форму. Также хотелось бы подчеркнуть актуальность этой темы, поскольку мы наблюдаем в оочию становление нового, информационного, общества, с приходом которого меняются и приобретают иную форму основные факторы производства.

Автор высказывания, У.Петти, указывает в качестве основных факторов производства труд, понимая его как труд по обработки земли, и непосредственно землю в прямом смысле этого слова. Как известно, У.Петти жил в XVII веке и принадлежал к школе физиократов. Справедливость его суждения стоит оценивать с точки зрения его времени, для своего времени он безусловно прав, так как действительно в XVII веке основу производства составляло сельское хозяйство. А вот для современной экономики факторы производства указанные автором отнюдь ведущими не будут.

С течением времени меняется характер экономической системы, стоит вспомнить споры Меркантелистов и Физиократов, которые абсолютно по разному понимали сущность богатства, сферы его накопления, роль денег в экономике и многие другие аспекты хозяйственной жизни общества. Что же касается современной экономике, то сегодня мы должны говорить уже о другом труде. Физический труд на земле уходит в прошлое, в наши дни труд становиться высокотехнологичным, наукоемким. Если говорить о земле как о факторе производства, то в современной экономике земля олицетворяет в большей степени недра, ресурсы которые находятся в ее глубинах. Этот фактор производства, безусловно, важный (для стран экспортеров энергоносителей даже является определяющим), но он отнюдь не олицетворяет лицо современной экономики. Лидирующие позиции в экономической сфере переходят к таким факторам производства, как знания, информация, интеллект.

Подводя итог всего выше сказанного, можно сделать вывод, что труд как был, так и остается отцом богатства, только в несколько иной форме, а вот матерью богатства в современной экономике по праву можно назвать знания.

С этим файлом связано 72 файл(ов). Среди них: Primery_istoricheskikh_portretov.pdf , Istoria_Rossii_Podgotovka_k_EGE_Nikolaeva_Safarova_2014_-352s.pd , EGE_Obschestvoznanie_Zadania_S_Polovnikova_A_V.pdf , Shpargalka_po_istorii_Rossii_Kudryavtseva.pdf , Obschestvoznanie_posobie-repetitor.pdf и ещё 62 файл(а).
Показать все связанные файлы Экономика
Инфляция
«Инфляция – единственная форма наказания без законного основания» (
М. Фридман )
Выбранное мною высказывание посвящено сущности понятия инфляции и её роли в рыночной системе экономики. Эта проблема всегда остаётся актуальной, особенно в условиях рыночной экономики , так как приносит бесспорный вред всей экономической системе. Именно поэтому крайне важно уметь её прогнозировать, а в лучшем случае – предотвращать или управлять ею.
Автор высказывания, американский экономист Милтон Фридман, считает, что
«инфляция – единственная форма наказания без законного основания». Скорее всего, М.
Фридман пишет об инфляции высокого уровня, которая представляет собой опасное явление

в экономике. Также, называя инфляцию наказанием, М. Фридман подчёркивает, что инфляция может быть расплатой того или иного государства за ошибки в ведении экономики, за экономические просчёты или неверную экономическую политику. Я разделяю точку зрения экономиста и считаю, что инфляция – самый наглядный показатель экономических проблем страны, несмотря на то что это наказание является просто ответной реакцией на какие-либо неверные действия государства и не зависит от человеческой воли
(то есть не имеет «законного основания»). Однако небольшая инфляция – естественное явление, стимулирующее экономику. По словам известного экономиста Джона Кейнса – основателя кейнсианской экономической школы – это стимулирует людей меньше сберегать и больше потреблять, что способствует развитию экономики.
Перейдём к теоретической стороне вопроса. В современных общественных науках инфляцию определяют как обесценивание бумажных денег вследствие их избыточного проникновения в оборот. Вследствие чего ведущим проявлением инфляции является рост цен. В качестве прямых последствий инфляции можно считать реально меньшую ценность труда, реальное снижение доходов (номинально они могут расти), утрату веры граждан в национальную валюту, в своё государство и его политику, замедление экономического роста, реальное ухудшение инвестиционного климата (следствием этого становятся преимущественно спекулятивные вложения средств, усугубляющие ситуацию) и так далее.
Это доказывает, что инфляция как экономическое явление носит исключительно негативный характер.
Рассуждая над этой проблемой, невозможно не затронуть и другой её аспект – причины инфляции. Причины инфляции принято делить на внешние и внутренние. К внешним причинам относятся яркие мировые события, которые способны ударить по всей мировой экономике. Например, войны или «нефтяные шоки». Однако я думаю, что, называя инфляцию наказанием, автор, прежде всего, хотел сосредоточить внимание именно на внутренних причинах , к которым относятся дефицит бюджета, экономический спад, неправильная экономическая политика, просчёты и ошибки в экономике страны и так далее.
Одна из главных внутренних причин – рост дефицита, когда государство живёт не по средствам.
Существует множество классификаций типов инфляций, но наиболее важным в этом контексте, на мой взгляд, является классификация инфляций по причинам, её породившим.
По этому признаку выделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения. Инфляция спроса заключается в возрастающем спросе на тот или иной тип благ. Тогда как инфляция предложения, или инфляция издержек, связана с ростом цен на сырьё, ростом издержек на производство.
Помимо теоретических аргументов, можно привести и ряд конкретных. Ярким историческим примером инфляции является выпуск ассигнатов во Франции в период буржуазной революции. На первом этапе революции у власти стояла крупная буржуазия, которая широко использовала бумажно-денежную эмиссию для покрытия государственных расходов. Однако вскоре ассигнаты превратились из ипотечных бумаг в настоящие бумажные деньги: выплата процентов по ассигнатам была отменена, им был присвоен принудительный курс, именные билеты были заменены билетами на предъявителя, и в обращение были выпущены ассигнаты мелких купюр. За период с октября 1790 г. по август
1793 г. сумма ассигнатов возросла с 400 млн ливров до 3,8 млрд ливров, т. е. в 9,5 раз. По сравнению с металлическими деньгами ассигнаты обесценились к концу 1790 г. на 8 %, а к августу 1793 г. – уже на 78 %. Цены на хлеб повысились за это время в 3 раза. Так и неправильная экономическая политика и попытка превратить страну в финансовую пирамиду привела к инфляции.
Другим примером может служить длительная инфляция в Японии. В 1985–1987 гг. японские власти организовали массированный вброс денег в экономику. Делалось это путём льготного кредитования коммерческих банков. Учётная ставка Банка Японии была в те годы снижена с 5 % до 2,5 %. Это привело к повышению уровня инфляции, которая из-за

продолжения неверной экономической политики продлилась более чем 15 лет.
Также можно привести пример из личного опыта. Каждый из жителей России имеет наглядное представление о гиперинфляции и её последствиях. В 90-е годы уровень инфляции достигал 1000 % годовых, в связи с чем невероятно росли цены на продукты питания, транспорт, коммунальные услуги и так далее. Сейчас подобные проблемы, пусть и не в таком масштабе, наблюдаются в зоне ЕС. Дефицит бюджетов таких стран, как Греция,
Италия, Испания, продолжает расти, и политика не в силах с этим справиться.
Таким образом, инфляции почти всегда становится ответом и своего рода наказанием за ошибки в экономической политике страны. Не имея законного основания, она ударяет по экономике и не даёт государству возможности для здорового экономического роста. Именно поэтому в условиях рынка необходимо научиться обходить подводные камни и видеть наперёд последствия тех или иных действий.
Экономический кризис
«Слово „кризис“, состоит из двух иероглифов:
один означает „опасность“, другой – „благоприятная возможность“» ( Дж.
Кеннеди )
В данном высказывании затрагивается проблема сущности экономического кризиса и его последствий. Эта проблема очень актуальна, ведь рыночная экономика не может существовать без спадов и кризисов. Но к чему может это привести?
Джон Кеннеди, 35-й президент США, понимал под словом «кризис», написанным на китайском языке, «опасность» и «благоприятную возможность». Таким образом, автор высказывания утверждал, что экономический кризис – явление, не всегда ведущее за собой отрицательные последствия, а наоборот, дающее шанс на подъём экономики.
Я согласна с мнением автора, потому что любое негативное явление в экономике нельзя рассматривать только со стороны отрицательных последствий, ведь они в большинстве случаев ведут за собой подъём экономики, её перестройку. В том числе последствия экономического кризиса бывают как негативными, так и положительными.
Рассмотрим более подробно это экономическое явление.
Экономический кризис – серьёзные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.
Кризис рыночной экономики – это резкий спад производства, который ведёт к снижению деловой активности. Экономический кризис сопровождается перепроизводством отдельных товаров, падением цен, банкротством банков, остановкой предприятий, ростом безработицы. Высокие темпы снижения деловой активности показывает спад рыночной экономики. Низшая точка спада и есть кризис. Пережить кризисное время людям бывает очень трудно, но только ли бедствия оно приносит?
В условиях экономического кризиса можно обнаружить и положительные моменты: падает цена на недвижимость и сырьё, значит, дешевеют товары. От подобной ситуации могут выиграть как предприниматели, так и потребители. Очевидно, во время экономического кризиса легче открыть собственное дело, так как дешевеет аренда, сырьё, рабочая сила, надо только заранее побеспокоиться о стартовом капитале. Часто во время кризисов обновляют техническое оснащение производства.
Так, например, экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории нашей страны. Последствия кризиса серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля

упал за полгода более чем в 3 раза – с 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Негативные результаты состояли в том, что было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий , упал уровень жизни, количество получающих пособие по безработице удвоилось. Вместе с тем последствия кризиса, которые испытала экономика, оказали положительное влияние на её развитие. В частности, возросла экономическая эффективность экспорта, а предприятия, производящие продукцию для внутреннего рынка, повысили свою конкурентоспособность за счёт того, что иностранная продукция резко возросла в цене. Кризис был краткосрочным и сменился весьма масштабным подъёмом.
Нельзя не вспомнить мировой кризис индустрии компьютерных игр 1983 года, повлекший спад рынка игровых консолей, банкротство ведущих компаний-разработчиков игровых приставок. На несколько лет игровая индустрия стала убыточной, из-за чего на рынке явно обозначился застой. Но некоторое время спустя Nintendo удалось прорваться на рынок игровых консолей и возродить этот рынок, вызвав интерес как у потребителей, так и у разработчиков, отвернувшихся было от игровой индустрии после краха. Именно после этого кризиса появилось третье поколение видеоприставок.
Если говорить обо мне, то можно сказать, что я практически стала свидетелем
Мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 году и проявившегося в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.
Положительные же последствия кризиса мне только предстоит ощутить и проанализировать.
В заключение хотелось бы добавить, что экономические кризисы дают импульс в развитии экономики, выполняя «очистительную» функцию.
Международная торговля
«Торговля не разорила ещё ни одного народа» ( Б. Франклин )
В выбранном мною высказывании автор рассматривает сущность международной торговли и её роли и значения для развития национальной экономики. В наше время этот вопрос актуален как никогда. Именно сейчас особо явно стали прослеживаться интеграционные процессы во всех сферах, в том числе глобализация затронула и экономическую подсистему. Масштабы мировой торговли существенно возросли, так как ни одна страна не может обеспечить себя сама всеми необходимыми благами.
Американский политический деятель Бенджамин Фраклин говорил о международной торговле так: «Торговля не разорила ещё ни одного народа». Иными словами, он уверен, что торговля имеет в основном позитивные последствия, и считает, что международная торговля призвана содействовать экономическому развитию национальной экономики и обогащению нации. Я частично разделяю мнение автора и также считаю, что грамотная международная торговля способна развить и укрепить экономическое положение отдельно взятого государства, а также способствует развитию мирового рынка. Однако история знает случаи , когда неграмотные международные обменные отношение приводили, наоборот, к падению экономического уровня страны, частичной утрате независимости, снижению конкурентоспособности отечественного производителя и так далее.
Обратимся к теоретическим доводам. В современных общественных науках принято определять международную торговлю как сферу международных товарно-денежных отношений, представляющую собой совокупность внешней торговли всех стран мира.
Международная торговля характеризуется двумя встречными потоками: импорт и экспорт.
Импорт – это ввоз товаров из-за границы, а экспорт – наоборот, их вывоз за границу с целью продажи.
Сферой действия международной торговли является мировой рынок, который

представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных государств, участвующих в международном разделении труда, международной торговле и других формах экономических отношений.
В этом контексте невозможно не остановиться подробнее на таком понятии, как международное разделение труда. Современные обществоведы и экономисты определяют его как устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей страны в расчёте на международный рынок. То есть оно заключается в сосредоточении на преимуществах каждой страны, климатических или территориальных, и использование их в мировом хозяйстве.
Существует два типа политик, которых может придерживаться государство на мировом рынке относительно международной торговли: политика «свободной торговли»
(фритредерство) и политика протекционизма. «Свободная торговля» подразумевает свободный импорт и экспорт товаров в страну и из страны, её активное и беспрепятственное участие в международной торговле, открытость рынка. Несомненно, такая политика имеет массу положительных качеств: она укрепляет положение государства на мировом рынке, предоставляет потребителю большую свободу выбора и так далее. Однако при неправильной расстановке приоритетов политика свободной торговли может навредить. Например, она может пагубно сказаться на внутреннем рынке страны: импортные производители могут вытеснить отечественных, экономика страны может не справиться с объёмами необходимого экспорта и так далее.
В этом случае страны могут избрать политику протекционизма, которая заключается в системе ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины , запрещается ввоз определённых продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.
Помимо теоретических доводов, можно привести и фактические примеры. Ярким примером опасностей, скрытых в политике «свободной торговли», является экономическое состояние мира в 40-е годы XIX века. Тогда страны Западной Европы и США были вынуждены вести политику «защитного» протекционизма, спасая экономику своих стран и национальную промышленность от более развитой Великобритании, которая уже практиковала политику «свободной торговли».
Однако политика «свободной торговли», несомненно, несёт в себе и массу достоинств.
Так, 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов была создана Всемирная торговая организация (ВТО), в которую в 2012 году вошла и Россия. Страны – члены ВТО обладают более совершенными экономическими системами, больше котируются на мировом рынке, так как сознательно открывают свои рынки.
Но всё же оппоненты фритредерства приводят не только экономические, но и моральные аргументы в защиту своей точки зрения. В таком случае международная торговля не разоряет народы с точки зрения хозяйства страны, но затрагивает более глубокие процессы, разоряя народы, возможно, с более опасными последствиями. К таким последствиям можно отнести феномен, названный «гонка на дно», который заключается в прогрессивной отмене ограничений и снижении стандартов государственного регулирования в результате межнациональной или межрегиональной конкуренции. Снижение налогов, социальных гарантий, торговых ограничений и государственного регулирования бизнеса приводит к обострению бедности и, следовательно, обостряет проблему Север – Юг. Так, в конце XIX века законодательство об акционерных обществах в Европе быстро либерализировалось. Разные страны принимали всё более либеральные законы, чтобы сохранить конкурентоспособность местных предприятий.
Также можно привести пример из личного опыта. С точки зрения потребителя могу сказать, что свободная международная торговля приносит бесспорную пользу. Так, благодаря этому явлению на рынке представлено большее разнообразие товаров,

производство некоторых из них просто невозможно на территории нашей страны. Таким образом, посредством международной торговли осуществляется и диалог культур.
Например, вряд ли мы бы имели представление о мексиканской еде, если бы её нельзя было приобрести в ближайшем супермаркете.
Таким образом, интеграция экономик – реальность современного мира. Закрыться не может позволить себе ни одна страна. Нужно разнообразить преимущества и понимать, что можно предложить мировому рынку. Это позволит сократить риски и расширить преимущества в международном масштабе.
Монополия
«Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех,
которые можно выжать из покупателей» ( А. Смит )
Выбранное мною высказывание затрагивает вопрос о сущности монополизма и его опасности для потребителя. В России проблема монополизма также стала актуальной, так как наша страна не более двух десятков лет строит рыночную экономику. Наряду со средним и мелким предпринимательством в , и ряд цен на экономические блага формируется не рыночным способом, отчего и страдает потребитель.
Сущность монополии ранее других отмечает Адам Смит, известный экономист конца
XVIII – начала XIX века. Он полагал, что цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей. Смит пишет о неограниченных возможностях монополиста в плане установления цен, ведь у покупателей в любом случае нет выбора – если им нужно удовлетворить свою потребность в товаре, они купят его, даже если плата за него будет той максимальной, которую они могут позволить. Я целиком и полностью разделяю мнение автора. Действительно, действия монополистов практически ничем не ограничены. В условиях отсутствия конкуренции производитель может не бояться того, что покупатель предпочтёт другого производителя или не купит товар. У потребителя просто не остаётся выбора, так как монополист контролирует и устанавливает цены.
Прежде всего, рассмотрим само понятие монополизма. Монополизм – это одно из проявлений «рынка несовершенной конкуренции», появление одной большой компании, устанавливающей контроль над производством и реализацией определённого товара или услуги. Ряд экономистов оценивает возникновение монополии как провал рынка, но в определённой степени сам монополизм рассматривается как проявление рынка и рыночной конкуренции. Принято различать монополии следующих типов: закрытая (защищённая от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений), естественная (необходимая в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов), открытая (при которой одна компания, в силу стечения обстоятельств, стала единственным производителем и поставщиком товара). Защищая себя от конкуренции, монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведённого товара на уровне максимизации прибыли. Это приводит к неэффективности распределения ресурсов: произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, и даже в случае непригодности к конкуренции его всё равно будут покупать. Само возникновение монополизма – искажение механизмов рыночной конкуренции , ущемление интересов потребителей – вызвало необходимость вмешательства государства и защиты конкурентной среды. В современном мире ведущую роль борьбы с монополизмом играет государство.
В современном мире мы тоже сталкиваемся с подобными явлениями. Так, в 2000 году компания Microsoft была признана монополистом в своей области. В России А. Б. Чубайс

реструктурировал энергетическую отрасль с целью максимизировать её эффективность.
Каждая семья ощущает последствия монополизма. Не рыночным образом складываются цены на железнодорожные перевозки. В несовершенной конкуренции рынок монопольный.
Таким образом, проанализировав примеры и теоретические положения, мы понимаем, что Адам Смит в своём высказывании был абсолютно прав. В любом случае тот, кто обладает привилегией продажи определённого товара, будет стремиться заработать на этом как можно больше, что ведёт к неоправданно высоким ценам. Именно поэтому хороша рыночная конкуренция, где цены регулирует «невидимая рука рынка».

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

C9.1 Философия. «Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей». (В. Шоу)

C9.2 Экономика. «Инфляция - единственная форма наказания без законного основания». (Милтон Фридмен)

C9.3 Социология, социальная психология. «Личностью не родятся, личностью становятся». (А.Н. Леонтьев)

C9.4 Политология. «Деспотизм не может существовать в стране до тех пор, пока не уничтожена свобода прессы, подобно тому, как ночь не может надвинуться, пока солнце не зашло». (Ч. Колтон)

C9.5 Правоведение. «Несправедливые законы не создают право». (Цицерон)

Пояснение.

Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с критериями оценивания работы. Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.

Первый критерий (К1) - определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

Максимальное количество первичных баллов по этому критерию - 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.

Как выбирать цитату?

Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась - не понравилась», «скучная - интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.

По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.

Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

Алгоритм написания эссе

Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два - эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

Структура эссе может выглядеть так:

1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

2) Формулируем собственную точку зрения: я согласен / я не согласен с автором.

Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии - в терминах политологии и т.д.

Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос - это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение - это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение - складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос - это может привести к перепроизводству.

В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия - снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте - в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается.

Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения - это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене - бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.

Этот алгоритм - не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.

Американский экономист М. Фридман в своей цитате отмечает, что инфляция как негативное явление в экономике «наказывает» производителей и потребителей путем обесценивания их накоплений. Наказанием без законного основания инфляция является потому, что, порой, сами потребители и производители не совершают экономических действий, направленных на «разгон», рост инфляции, но все равно становятся «жертвами» этого экономического явления.

Я согласен с точкой зрения Фридмана. Инфляция – это рост общего уровня цен в стране, который сопровождается уменьшением покупательной способности денег за определенный период времени. Здесь важно понимать, что в рыночной экономике инфляция существует всегда. Она бывает разных видов, будь то умеренная, галопирующая или гиперинфляция. Так, умеренная инфляция, которая характеризуется повышением цен на товары и услуги примерно до 5% в год, оказывает много положительных эффектов на экономику. Например, она стимулирует трудовую активность (населению хочется поддерживать должный уровень потребления), а вот галопирующая и гиперинфляция наносят большой вред всей экономической системе, поскольку обесценивают любую деятельность и накопление экономических субъектов.

Так, многие экономисты отмечают, что при приближении инфляционных показателей к 10% деньги утрачивают свои основные функции, такие как средство накопления и средство обращения.

Уровень инфляции – важный показатель состояния национальной экономики. На данный момент в России наблюдается умеренный годовой рост цен, несмотря на сложную экономическую обстановку в связи с санкциями, в США и странах Еврозоны – двух крупнейших экономических регионах мира – инфляция составляет 1‐2% в год. Но главное доказательство правоты М. Фридмана о «наказании» без законных оснований мы можем найти в современной ситуации с Венесуэлой, население которой из-за гиперинфляции находится на грани большой гуманитарной катастрофы. Сами потребители, простые граждане вряд ли могут быть ответственны за такие трагические события в экономике. Пример Венесуэлы, как пишут многие специалисты, показывает, к чему могут привести ошибки властей, которые неумело проводили внутреннюю политику в целом, да и монетарную и фискальную в частности.

Другой пример «наказания», т.е. обнищания, жесткого экономического положения нам демонстрирует история Германии, где в 1920-е гг. Германия была вынуждена выпустить банкноты номиналом 100 триллионов марок. Сложный рурский кризис, недальновидная политика властей привели к тому, что цены на товары взлетели на тысячи процентов. Население снова заплатило высокую цену за ошибки и просчеты экономических ведомств государства.

Таким образом, М. Фридман был прав, утверждая, что бремя инфляции ложится тяжёлым гнетом на плечи домохозяйств и предприятий, а за ошибки, недочеты и недосмотры государственной власти, порой отвечают совершенно иные субъекты экономики, которые часто неоправданно «наказываются».

Цель нашего сайта — помощь в подготовке к экзамену по обществознанию.
Целевая аудитория сайта — ученики и их родители, выпускники прошлых лет, учителя, частные репетиторы.

«Инфляция — единственная форма наказания без законного основания» М. Фридмен.

М. Фридмен в своем высказывании поднимает проблему инфляции в экономике. Он хотел сказать, что инфляция — это отрицательное явление, приравненное к наказанию. Однако ее особенностью выступает то, что инфляция сама по себе, вне зависимости от закона. У инфляции нет законных оснований, она живет по своим собственным экономическим законам. Она приходит и уходит тогда, когда общество «провинилось», совершило правонарушение; она приходит когда этому способствуют экономические процессы.

Я считаю, нам следует согласиться с Фридменом. Ведь как известно, под инфляцией понимают появление «лишних» денег, ведущее к их обесцениванию. К причинам инфляции ученые-экономисты относят следующее:

б) экономический кризис;

в) дефицит государственного бюджета;

г) ошибки правительства в экономической политике;

д) увеличение расходов государства на военные и другие нужды.

В качестве примера, подтверждающего мысль автора, можно привести сегодняшнюю экономическую ситуацию в Российской Федерации. На сегодняшний день уровень инфляции высок как никогда. Однако основания для инфляции нив каком законе ведь не прописаны.

Или возьмем к примеру США, когда в один прек5расный момент лопнул, как мыльный пузырь, рынок ипотечных кредитов.

Таким образом мы можем судить о том, что инфляция не имеет под собой никаких законных оснований и является не регулируемым экономическим процессом. Следовательно, высказывания Милтона Фридмена актуально и по сей день.

xn—-7sbbbfrcoknutbddbdh1cu8l.xn--p1ai

помогите написать эссе на тему

C8.3 — экономика «Торговля не разорила еще ни одного народа»

Американский ученый и политик Бенджамин Франклин хотел подчеркнуть ту пользу, которую приносит торговля для экономического процветания общества. Я думаю, что с этим стоит согласиться.

Меновой обмен как форма распределении произведенных продуктов труда, стала развиваться еще в глубокой древности. Со временем люди поняли необходимость введения эквивалента. С этого момента и можно говорить собственно о торговле. Универсальным товаром служили меха, металлические прутья, как во времена «Илиады» и «Одиссеи» , раковины и пр. Позднее стали использовать куски и слитки драгоценных металлов, деньги.

Сегодня торговля – это наиболее распространенная форма обмена, в котором право собственности на благо (товар, услугу) переходит от одного к другому при посредничестве денег. Торговля может служить объединяющим фактором экономического и социально-политического развития страны. Торговля поистине объединяла Русь. По сухопутным дорогам, по рекам тянулись купеческие караваны. В Новгород шли возы с зерном из Приднепровья; из Волыни везли соль; с севера на юг – меха, рыбу. В другие страны русские купцы везли кожу, воск, льняное полотно для парусов, изделия из серебра и кости. Из других стран поступали ткани, оружие, драгоценности. В 17 в. развитие торговли привело к складыванию всероссийского рынка как системы всеобщих экономических связей. Торговля связала все русские земли в единый экономический комплекс и ускорила складывание русской нации.

Сегодня, в условиях глобализации, торговля все больше приобретает мировые масштабы. Рынком, как сферой взаимодействия денег, товаров, услуг, трудовых ресурсов, становится весь мир. Развитая торговля является показателем успешного и стабильного экономического развития страны в целом. Я считаю, что наша торговля носит однобокий характер. Мы в основном продаем природные ресурсы: нефть, газ, древесину, морепродукты. Было бы выгоднее продавать не только углеводороды, но и готовые товары, в том числе высокотехнологичные. В таком направлении и надо развивать экономику.

Итак, я согласен с мнением выдающегося американского политика о роли торговля. Пора это осознать и нашим политикам.

Что-то убери, что-то добавь свое. Удачи красавица!

Инфляция-единственная форма наказания без законного основания эссе

«Инфляция – единственная форма наказания без особого основания». (Милтон Фридмен)

Выбранное мною высказывание затрагивает вопрос о сущности и причинах инфляции. Данная тема, несомненно, актуальна в настоящее время, так как в современном мире экономическая ситуация не всегда стабильна. В современной же России инфляция является одной из ключевых проблем экономики.

Американский экономист, лауреат Нобелевской премии, Милтон Фридмен, полагал, что инфляция – единственная форма наказания без особого основания. Этим он характеризовал инфляцию, как явление негативное, приравнивал его к наказанию людей. Особых конкретных причин же для этого наказания он не видел. С мнением автора невозможно не согласиться. Я также полагаю, что последствия, которые несет на себе инфляция, пагубны как для экономики, так и для самих людей, независимо от того, какие они.

Инфляция – рост цен на товары и услуги, вызванный избыточным количеством денег в обращении. Ключевой проблемой в теории инфляции является выяснение ее причин. Инфляция представляет собой весьма сложное явление. Одной из его причин может выступать избыточный спрос, т.е. ситуация, при которой создается устойчивое и долговременное повышение совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением товаров и услуг. Источниками избыточного спроса, в свою очередь, являются: 1) дефицит государственного бюджета, который предполагает, что государство тратит, а следовательно, предъявляет спрос на сумму большую, чем его доходы; 2) резкое расширение инвестиций, финансируемых за счет не только прибыли, полученной в текущем году, но и накопленных сбережений и банковских кредитов; 3) не соответствующее уровню национального дохода увеличение потребительских доходов населения. Еще одной причиной инфляции является рост денежных издержек, которые несут фирмы, производящие товары и услуги. Формы инфляции в зависимости от ее годового уровня: 1) умеренная (до 10% в год); 2) галопирующая (до 100% в год); 3) гиперинфляция (более 100% в год). Все формы инфляции, кроме умеренной, являются пагубными для экономики. «При слабой инфляции, - полагал лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон, - колеса промышленности хорошо смазаны и выпуск продукции близок к производственным возможностям. Поэтому многие бизнесмены говорят, что небольшая инфляция предпочтительнее небольшой дефляции». Последствия инфляции: обесценивание дохода, рост цен, обесценивание труда, утрачивание стимулов к труду и инвестициям. Совершенно справедливо Милтон Фридмен полагал, что инфляция – это форма наказания. Ведь практически все слои населения страдают от ее последствий, причем не по своей вине.

Так, по оценкам Международного валютного фонда, в 1992 году темп инфляции в России составил 1353%, в 1993 году – 800 %, в 1994 – 204%. И лишь к 1997 году ее темпы явно начали снижаться, и в первые новые годы тысячелетия (2001-2003) темпы роста цен составили 8,7, 8,9 и 12% в год соответственно. Середина 90-х годов была самым тяжелым временем для Россиян. Цены росли буквально на глазах, многим людям пришлось тяжело. Выгоднее было хранить деньги в валюте, нежели в рублях.

В повседневной жизни каждый человек, в том числе и я, сталкивается с устойчивым ростом цен на все товары. Со временем это приводит к тому, что мы можем позволить себе меньше, чем могли раньше, в некоторых вещах приходится себя ограничивать. А ведь рост цен ни в коей мере не зависит от нас самих.

Таким образом, проанализировав теоретический материал и примеры, мы можем сказать, что Милтон Фридмен в своем высказывании абсолютно прав. Действительно, инфляция – единственная форма наказания, которая касается всех и не имеет особого основания.

Название работы: Инфляция это единственная форма наказания без законного основания

Предметная область: Логика и философия

Описание: Инфляция единственная форма наказания без законного основания М. Фридман Автор данного высказывания затрагивает проблему роли и места инфляции в экономике ее воздействия на субъекты рынка. Данная проблема очень актуальна в наши дни ведь борьба с растущей инфл.

Дата добавления: 2013-05-12

Размер файла: 15.64 KB

Работу скачали: 85 чел.

«Инфляция – единственная форма наказания без законного основания» (М. Фридман)

Автор данного высказывания затрагивает проблему роли и места инфляции в экономике, ее воздействия на субъекты рынка. Данная проблема очень актуальна в наши дни, ведь борьба с растущей инфляцией – главный вопрос на повестке дня правительств почти всех развивающихся стран, в том числе и России.

По мнению Милтона Фридмана, американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике, создателя теории монетаризма, «инфляция – единственная форма наказания без законного основания». Таким образом, автор считает, что инфляция является результатом действия рыночных механизмов, а ее последствия негативны.

Я полностью согласна с позицией автора данного высказывания. По моему мнению, инфляция нередко становится результатом некорректной экономической политики или действий участников рынка. Её последствия негативны для всех, и поэтому ее можно назвать наказанием.

Из курса обществознания мы знаем, что инфляция - обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченным повышением их качества. Но мы говорим об инфляции как наказании и, следовательно, она возникает вследствие каких-то действий.

Каковы же основные источники инфляции? Во-первых, инфляция может возникать вследствие излишней эмиссии денег государством. Во-вторых, инфляция может возникнуть вследствие необоснованного повышения заработной платы или социальных выплат. В связи с этим, инфляция достигает наибольших значений в экономиках с планово-командными элементами управления, где и размер зарплат, и размер социальных выплат определяет исключительно государство. Это подтверждается фактами: сегодня наибольшая инфляция (превышающая 25%) наблюдается в Венесуэле, Афганистане, Монголии.

Последствия инфляции являются настоящим наказанием для всего общества. Так, растет безработица, снижается покупательная способность, падает уровень потребления, ценообразование перестает быть прозрачным. Экономическая наука знает ряд методов борьбы с инфляцией: дефляция (изъятие избыточных денежных знаков), деноминация (введение новой валюты и обмен ее на старые деньги), девальвация (снижение обменного курса национальной валюты), ревальвация (повышение курса национальной валюты), нуллификация (объявление старых денег недействительными либо обмен их по крайне низкому курсу). Так, российское правительство в период последнего экономического кризиса избрало политику девальвации: оно постепенно снижало курс рубля. Это объясняется и тем, что резервы РФ хранятся во многих валютах, и девальвация нанесла наименьший урон этому фонду.

Одним из самых ярких примеров инфляции как «наказания» может служить ситуация в Греции: правительство этой страны в последние годы проводило политику по предотвращению безработицы любыми средствами, не гнушаясь и оплаты не востребованного рынком труда. Заработная плата постоянно повышалась; несмотря на падающую производительность труда, в экономику «вливалось» все больше денег. Результатом этих непоследовательных мер стала гиперинфляция, вылившаяся в безработицу, падению уровня жизни людей. Сегодня по всей Греции происходят массовые забастовки, уличные шествия, погромы.

Вспомним, например, ситуацию в России в 90-е годы XX века. Государство решало финансовые проблемы, как сейчас принято говорить, с помощью «печатного станка», темпы инфляции резко увеличились, деньги обесценились, так как в экономике их стало слишком много. Результатом этого стала инфляция, достигающая 2600% (1992 год).

Я родилась в 1995 году, когда уровень инфляции достигал 1000%, но по мере того, как я росла, ее показатели уменьшались, поэтому получается, что я родилась после тех страшных времен. Но родители мне многое рассказывали. Больше всего мне запомнилось, что в 80-х годах прошлого столетия на 5 тысяч рублей можно было купить машину, а во время инфляции 90-х того же столетия на эти 5 тысяч можно было купить только два мешка сахара.

Таким образом, инфляция оставляет негативный отпечаток в жизни людей и действительно является наказанием без законного основания.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

1) Философия. «Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей». (В. Шоу)

2) Экономика. «Инфляция - единственная форма наказания без законного основания». (Милтон Фридмен)

3) Социология, социальная психология. «Личностью не родятся, личностью становятся». (А.Н. Леонтьев)

4) Политология. «Деспотизм не может существовать в стране до тех пор, пока не уничтожена свобода прессы, подобно тому, как ночь не может надвинуться, пока солнце не зашло». (Ч. Колтон)

5) Правоведение. «Несправедливые законы не создают право». (Цицерон)

Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с критериями оценивания работы. Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.

Первый критерий (К1) - определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

Максимальное количество первичных баллов по этому критерию - 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.

Как выбирать цитату?

Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась - не понравилась», «скучная - интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.

По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.

Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

Алгоритм написания эссе

Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два - эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

Структура эссе может выглядеть так:

1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

2) Формулируем собственную точку зрения: я согласен / я не согласен с автором.

Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии - в терминах политологии и т.д.

Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос - это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение - это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение - складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос - это может привести к перепроизводству.

В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия - снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте - в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается.

Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения - это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене - бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.

Этот алгоритм - не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.

Блог учителя истории и обществознания Еремеевой Ю.А.

Данный блог создан для виртуального общения учителя и учащихся.Здесь мы будем обсуждать актуальные темы.Приглашаю для общения! Всегда буду рада!

понедельник, 16 января 2012 г.

Эссе на тему «Экономика»

Будущие выпускники, здравствуйте! Хотите быть уверенными на экзамене?! Тогда поактивней включайтесь в работу! Отрабатываем навык написания эссе в области экономики.
Предлагаю вам темы:

«Бизнес- увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил»(Билл Гейтс).
«Погоня за прибылью- единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают» (Ф.Хайек).
«Экономика в которой небывает банкротств, наверняка обанкротится» (М.Звонарев).
«Капитал-это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы умножить свое богатство»(А.Маршалл).
«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л..Питер) .
«Собственность - это кража»(П.Ж. Прудон).
«Бизнес- увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил» (Билл Гейтс).

6 комментариев:

Здравствуйте!
Я выбрала тему:»Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».(Питер).
Поразительный простор для мысли открывает высказывание американского литератора, Питера, о том,что «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».Я абсолютно согласно с мнением автора, ведь экономика в действительности удовлетворяет потребности людей, потребности- которые не безграничны. Но прежде всего, нужно сказать, что же такое экономика. Экономика- это наука которая изучает хозяйственную деятельность общества, а так же совокупность отношений, складывающихся в системе производства. Экономическая наука изучает то, как общество может грамотно распоряжаться ресурсами для удовлетворения своих потребноcтей. Что же такое потребность? Потребность- это объективная нужда людей в чём -либо, что бы удовлетвориться. Потребности людей не имеют границ и с каждым днём они возрастают, а вот ресурсы наоборот, они начинают беднеть и больше не восстанавливаются. Приведу пример: Вот у нас в стране, нефтяники установили вышку, откачали нефть. По правилам - они должны залить скважину водой, чтобы не произошло обвала земли, а у нас в большинстве случаев - бросают скважины открытыми, что может привести к обвалам почвы и гибели других ресурсов. Поэтому, нужно бережно относится к ресурсам, что бы они прослужили нам на долгие годы и достались нашему будущему поколению. И я считаю, что нужно регулировать свои потребности- знать меру и грамотно обращаться с ресурсами и так же умно использовать их.
_________________________________________
Я выбрала ещё одну тему:
«Инфляция - единственная форма наказания без законного основания» (М.Фридман).
С высказыванием известного мыслителя, Фридмана, нельзя не согласиться. Инфляция и вправду наказание для людей. Что же такое инфляция в целом? Инфляция - это устойчивый процесс обесценивания денег, в результате которого на одно и то же количество денег можно приобрести меньшее количество товаров и услуг. Причинами инфляции служат: 1)Рост государственных расходов; 2) Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства; 3) Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять желаемый для экономики уровень заработной платы.; 4)Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег. Примером этого, служит инфляция в 90-е годы. Когда наступил кризис в стране, то промышленность не развивалась,товары не производились, поэтому денежный оборот отсутствовал и возникла необходимость включения «денежного станка». Таким образом, денег напечатали больше, чем произвели товаров. Сбережения на счетах у граждан обесценивались. Если на 5 тысяч рублей можно было купить машину, то во время инфляции на эти 5 тысяч - можно было купить только два мешка сахара.
И я ещё раз соглашаюсь с высказыванием Фридмана. Инфляция всегда оставляет отпечаток в жизни людей. После инфляции всегда трудно подняться и восстановиться.

Бизнес-увлекательнейшая игра,в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил.(Билл Гейтс)

В жизни каждый из нас игрок.Каждый ставит в своей жизни цели,которые хочет выполнить.Так и бизнес,-это увлекательнейшая стратегическая игра,в которой бывают победы и поражения.Но в результате побеждает тот,кто не останавливается перед трудностями и стремится достигнуть цели.»Увлекательнейшая игра»-это конкуренция между фирмами.Если у бизнесмена есть конкурент,то у него появляется азарт,он еще больше стремится к достижению своей цели.Дух соперничества увлекает человека все больше в экономическую игру.
Но что же такое конкуренция?Конкуренция-это рыночная борьба за выживание и процветание.Примером конкуренции может послужить случай,произошедший в конце 70-х годов.В то время на рынке копировальной техники безоговорочным лидером была американская компания «Ксерокс».Именно в эти годы в конкуренцию с ней вступили японские производители,и в первую очередь фирма «Кэнон».В ту пору выяснилось,что многим мелким фирмам не по карману роскошная,мощная и дорогостоящая продукция «Ксерокс».И тут японцы выставили на рынок не большие по размерам,дешевые и простые копировальные аппараты.Их успех был грандиозным.»Ксерокс» моментально потерял более половины своего рынка.Максимум азарта,минимум правил..Мы рассмотрели типичный пример конкуренции между производителями.
Я согласен с Биллом Гейтсом в том,что «Бизнес-увлекательнейшая игра,в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил». Так как бизнес-это стратегическая,экономическая игра,в которой производители конкурируют друг с другом за покупателя,а именно за прибыль.

Я выбрала тему: «Инфляция - единственная форма наказания без законного основания» (М.Фридман).
Инфляция - повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В данном высказывании М.Фридман характеризует инфляцию как форму наказания. Если темпы роста денежной массы превышают темпы роста экономики, количество денег больше количества товаров и услуг происходит процесс инфляции, если меньше - противоположный процесс - дефляция. Инфляция может возникать, когда государство прибегает к денежной эмиссии для решения экономических проблем в государственном масштабе. В конечном счете, такой вариант решения экономических проблем может стать «формой наказания». Объектом «наказания без законного основания» могут выступать целые страны, и даже континенты. Однако существуют методы и способы экономического воздействия и давления. Соответственно инфляция может являться формой наказания без законного основания. Инфляция поистине является наказанием без законного основания, потому что оказывает негативное влияние на экономику каждой отдельной семьи. Ведь семьи заработавшие своим трудом, некую сумму денег стоят перед проблемой её обесценивания. Из-за инфляции может остановиться производство, соответственно предприятия могут обанкротиться, многие рабочие потеряют работу.
Подведем общий итог рассуждениям: инфляция - одна из форм налогообложения, не нуждающаяся в законодательном одобрении.

Бизнес - увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил.(Билл Гейтс)
Изначально мне бы хотелось сказать, что эта фраза сразу привлекла моё внимание из всех. Слово азарт, как нельзя кстати подходит к этому выражению, тонко подчёркивая основную суть бизнеса.
Билл Гейтс, безусловно, умнейший человек и прекрасный бизнесмен, сумевший создать огромную компьютерную империю и компьютеризовать большую часть населения мира. Он имел ввиду, что бизнес ни что иное, как игра. И в зависимости от умения играть в неё происходит дифференциация на успешных бизнесменов и банкротов. Одна из основных отличительных качеств бизнеса это полнейшая свобода действий, исключая тот минимум правил, под которым понимается основные моральные нормы и законы. В остальном же бизнесмен имеет полное право на свободу выбора методов достижения цели. А цель любого бизнеса естественно прибыль. Государство в последнее время проводит антимонопольные программы и многочисленные реформы помощи малому и среднему бизнесу, для устранения жёсткой монополии в какой-то отдельной отрасли рынка. Конкуренция тоже неотъемлемая часть бизнеса. Её так же можно назвать движущей силой рыночной экономики, потому что без конкуренции у предпринимателей не будет стимула развиваться. Азарт обусловлен тем, что каждый предприниматель, вкладывая свои личные сбережения в свой бизнес, рискует потерять их, но в случае правильного и успешного управления и организации, предприниматель получит прибыль.
Я полностью согласен с этой фразой, и более того считаю, что она предельно прямо выражает смысл бизнеса. На мой взгляд, при нынешней смешанной экономической системе и высоком уровне глобализации у каждого человека, имеющего даже минимальный капитал есть шанс начать своё собственное дело. Но не нужно забывать, что какой бы увлекательной игрой бизнес не был бы, всё же - это сложная система. Любой начинающий предприниматель должен с полной серьёзностью отнестись ко всем мельчайшим деталям и просчитать бюджет:все начальные вклады в капитал, внутренние и внешние издержки, факторы производства, рентабельность и конечную прибыль. Естественно, каждый человек может начать свой бизнес, но не каждый сможет продвинуть его вперёд, поэтому многие компании после недолгой борьбы на рынке становятся банкротами под натиском конкурирующих компаний.
В заключение мне бы хотелось сказать, что в жизни есть масса возможностей заработать деньги, и всё лишь зависит от нашего умения играть в эту увлекательнейшую игру.

и еще одна тема:»Лично я согласен с данным высказыванием Лоренса о том, что при помощи такой науки, как экономика, общество может удовлетворять свои неограниченные потребности. Я думаю необходимо начать с того, что экономика - в большинстве случаев наука. Экономическая наука изучает, каким образом общество и его члены распоряжаются имеющимися у них ресурсами для удовлетворения своих потребностей. Потребность – это объективная нужда людей в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности, требующая удовлетворения. Ресурсы, как правило, ограниченны, потребности же людей безграничны. Поэтому большинство благ и услуг являются редкими (экономическими). Экономические ресурсы - это совокупность различных составляющих производства, которые могут быть использованы для производства материальных и духовных благ и услуг. Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность ресурсов свойственна природным и трудовым ресурсам; относительная характерна для материальных, информационных, финансовых ресурсов. Если сократить часть потребностей общества, то абсолютная ограниченность потребностей становится относительной, так как для удовлетворения ограниченного круга потребностей общества ресурсов достаточно. И все-таки все подчиняется законам, которые были открыты много лет назад, и экономическая система гармонично развивается. Оттачиваются существующие законы и принципы. Но когда наступает критическая ситуация (например, как сейчас в России), экономика становится искусством. Старые законы не работают, экономические деятели создают новые законы, которым иногда удивляешься, как шедеврам великих мастеров. Это искусство. Ведь искусство - это творение нового, порой, непонятного людям. В итоге получается, что экономика - искусство, поддержанное наукой и многолетним опытом народов. Но. в нашей стране - это, безусловно, чистое искусство!»

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...