Максим Орешкин: Инвестиционно-ориентированный рост - единственный способ обеспечить устойчивые долгосрочные темпы увеличения ВВП. Доля инвестиций в основной капитал в ввп стран мира


Правительство на своем заседании в четверг, 12 июля, утвердило «план действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП», разработанный Минэкономразвития.

Эта задача «была обозначена в послании президента», предупредил премьер-министр , открывая заседание. По словам главы правительства, «задача сложная, масштабная, рассчитанная не на один год, но

без ее решения мы вряд ли сможем добиться необходимых темпов экономического роста, не сможем стабильно развиваться при той конкуренции, и экономической, и политической, и технологической, которая существует».

Самый интересный для инвесторов раздел плана «финансовое обеспечение» не содержит сведений о стоимости инвестиций, которые потребуются для выполнения президентского поручения. Нет и косвенного упоминания анализа госинвестиций, которые правительство финансирует из бюджета.

Еще в докризисном 2013 году правительство являлось крупнейшим оператором госинвестиций, распределяя бюджетные ресурсы через федеральные целевые программы (ФЦП) и федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП).

Размер ФЦП и ФАИП в 2013 году превышал 1,5 трлн руб. Только ФЦП, согласно данным Минэкономразвития, в 2013 году равнялся 1 трлн руб.

Но после кризиса 2014 года и оптимизации бюджета эти расходы сокращаются. В мае этого года Минэкономразвития согласовало на 2019 год только 737,3 млрд руб. бюджетных инвестиций, выделяемых совокупно по ФЦП и ФАИП. На 2020 год эта сумма уменьшена до 686,2 млрд руб., а в 2021 году правительственные инвестрасходы уменьшаются до 468,5 млрд руб.

Дело в том, что на смену прямым госинвестициям с прошлого года правительство пытается внедрить проектные методы управления госинвестициями, которые должны обеспечить рост их эффективности при одновременной экономии.

На заседании правительства объяснял, что «устойчивому на длительном промежутке времени темпу роста на уровне 3-3,5% соответствует доля инвестиций 25-27% ВВП». Кстати, темп роста выше среднемирового уровня - это еще одна задача, поставленная президентом правительству. По словам Максима Орешкина

по итогам 2017 года доля инвестиций в РФ составила всего 21%, а «простая накрутка валового объема инвестиций даст только негативный эффект».

По его словам, «в теории есть два способа решить эту задачу. Первый — за счет перераспределения доходов от населения к компаниям». Этот вариант он назвал неподходящим, «так как означает высокую безработицу и низкие темпы реального роста заработных плат».

«Остается второй — через увеличение нормы сбережений населения и рост инвестиционной активности компаний». А рост доли инвестиций в структуре ВВП на 4 процентных пункта — «это существенное изменение структуры расходов в экономике от текущих к инвестиционным», сделал вывод министр.

Согласно последним расчетам Минэкономразвития, произведенным к уточненному макропрогнозу на 2019 — 2021 годы, по итогам 2019 года темп роста ВВП прогнозируется только на уровне 1,4%. И главная причина замедления темпов экономического роста будет связано «как с умеренным замедлением инвестиционной активности, так и снижением темпов роста потребительского спроса».

Из плана правительства следует, что

основными источниками для роста инвестиций станут средства добровольной накопительной системы пенсионного страхования на основе концепции индивидуального пенсионного капитала (ИПК).

Концепцию ИПК Минфин предлагал еще в 2016 году, но официально предложения в правительство еще не поступали. По плану правовую основу разработают только к 1 декабря 2018 года.

Другой источник привлечения средств населения, развитие системы страхования жизни, в правительстве собираются разрабатывать до декабря 2021 года. Интересно, что Минэкономразвития к «финансовому обеспечению» отнесла и меры «макропруденциального регулирования» ЦБ (меры, направленные на минимизацию рисков в финансовом секторе).

Какую долю роста инвестиций в ВВП способна обеспечить денежно-кредитная политика в , «Газете.Ru» пояснять отказались.

В плане содержится указание и на другие финансовые источники.

Например, на создаваемый правительством в размере 0,5% ВВП Фонд развития. Фонд планируется пополнять госзаймами, увеличивая госдолг до 3,5 трлн руб. в 2024 году. Но этот пункт отнесен только к разделу плану «Комплексное развитие инфраструктуры», подчеркивая его целевое значение. Инструмент отбора и финансирования инфраструктурных проектов для финансирования из этого фонда будет подготовлен 1 октября 2018 года.

Есть и довольно экзотические в современной реальности предложения поиска инвестресурсов. Например, пересмотр долгосрочных программ развития крупнейших госкомпаний.

В последние годы правительству не удавалось обеспечить единого подхода даже к дивидендной политике госкомпаний и получения с них дивидендов не менее 50% чистой прибыли за предыдущий год по МСФО.

Тем не менее в план попали пункты сокращения доли участия государства на конкурентных рынках и заложено повышение эффективности госкомпаний. Уже в декабре 2018 года правительство собирается законодательно ввести запрет прямого или косвенного приобретения государством или муниципальными образованиями акций и долей хозяйственных обществ, «осуществляющих деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции».

Заодно запланирована актуализация стратегий развития и бизнес-моделей деятельности институтов развития до 2024 года. Навести порядок в этом особом виде госкорпораций, к которым относится, например, предлагается к июню 2019 года.

Неизбежное в этом случае противостояние правительства с госкорпорациями только увеличит нагрузку на население, чьи сбережения правительство и запланировало для инвестиционного роста.

Цель доведения инвестиций в основной капитал до 25% ВВП «малореализуема», категоричен старший аналитик БКС Сергей . По его мнению, для этого отсутствуют источники финансирования (как внешние, из-за санкций, так и внутренние из-за неразвитости рынков капитала в России).

Возможен, правда, определенный рост госинвестиций после создания Фонда развития инфраструктуры, но вряд ли это сильно изменит текущий расклад, когда инвестиции остаются ахиллесовой пятой российской экономики, считает Суверов.

По словам директора аналитического департамента Локо-Инвест Кирилла Тремасова, до недавнего времени директора департамента Минэкономразвития, составлявшего подобные планы, «это формальный документ, который задает основные направления инвестиционной политики, но делать по нему выводы о процентах инвестиционного роста невозможно».

«Ты купил револьвер - единственное
стоящее вложение денег в этом краю».
Жоржи Амаду. Бескрайние земли

Норма накопления (доля инвестиций в валовом внутреннем продукте) – один из ключевых параметров, определяющих темпы экономического роста. При прочих равных, чем выше норма накопления, тем более значительными являются темпы экономического роста, и наоборот.
Международные сопоставления в этой области приведены в таблице 8.1. Данные этой таблицы хорошо показывают, как по мере увеличения нормы накопления возрастают темпы экономического роста. И, соответственно, как они убывают, от Китая, Казахстана и Индии к России и далее к США и Великобритании по мере сокращения нормы накопления и перехода к модели экономики, ориентированной на расширенное потребление и импорт.

Таблица 8.1. Взаимосвязь структуры ВВП и темпов роста*

Страна,
2007

Прирост основного капитала и запасов / ВВП, %

Расходы домохо-зяйств / ВВП, %

Расходы правите-льства / ВВП, %

Превышение экспорта над импортом / ВВП, %

ВВП = 100

ВВП, постоянные цены, %,
2009 / 2000,
2000 = 100

6,8
(оценка)

Казахстан

Великобритания

Германия

*Рассчитано по данным IMF International Statistics, IMF Economic Outlook Database

В экспортно-ориентированных, быстрорастущих экономиках высокая доля накопления может сочетаться с низкими нормами потребления домашних хозяйств и / или государства (ориентация вместо внутреннего спроса – на внешний). Пример – «новые индустриальные» экономики Азии, Китай, Казахстан, отчасти Индия. Как следствие, высоки темпы экономического роста (таблица 8.1 ).
И, наоборот, могут десятилетиями существовать экономики, живущие «в долг», ориентированные на потребление импортированных ресурсов (товарных, финансовых, человеческих), с низкой нормой накопления и сбережений, при высокой доле потребления домашних хозяйств и государственных расходов в ВВП. Пример – США, Великобритания, индустриальные экономики континентальной Европы (за исключением Германии). Темпы экономического роста низки (при высоком значении инновационного сегмента экономики, связанного с производством знаний и высокотехнологичной продукции) (таблица 8.1 ).
В известной мере, это модель «заимствованного роста» (постоянный дефицит торгового баланса, нарастание государственного долга, заимствование добавленной стоимости, произведенной в других странах, при поддержании на этой основе высокого потребления населения и государства внутри страны). В приведенной выборке – это экономики Греции, Великобритании, США (таблица 8.1 ).
Еще более низкие темпы роста у индустриальной экономики с высокими нормами потребления домашних хозяйств и государства, имеющей постоянное превышение экспорта над импортом, при низкой норме накопления (часть добавленной стоимости постоянно вывозится за рубеж). В представленной выборке это – Германия.
Сравнительный анализ нормы накопления по 31 индустриальным и 59 развивающимся экономикам содержится в таблице 8.2 . Примерно половина индустриальных стран из выборки имеют норму накопления менее 22%, 75% - менее 24%, более 80% - менее 26%. И, наоборот, более 50% развивающихся экономик имеют норму накопления выше 26%, две трети – более 24%.
В 2008 г. в России при средней по величине норме накопления, близкой к кластеру индустриальных стран и умеренных темпов экономического роста (25,54%), высока норма потребления государства (на уровне индустриальных стран) при объемном и постоянном вывозе созданной добавленной стоимости за рубеж (таблицы 8.1 - 8.2 ).

Таблица 8.2. Доля в ВВП инвестиций в основной капитал с учетом изменений в запасах (2008 г.)*

Значения, %

Развитые экономики

Число стран

Переходные и развивающиеся экономики

Число стран

>14-16

Сальвадор, Филиппины

>16-18

Великобритания

Боливия, Гватемала,

>18-20

Германия, США, Швеция, Израиль

Бразилия , Доминиканская Республика, Кения, Кувейт, Малайзия, Парагвай, Уругвай

>20-22

Гонконг (Китай), Греция, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Финляндия, Швейцария

Бурунди, Замбия, Пакистан, Саудовская Аравия, Турция, Уганда

>22- 24

Еврозона, Австрия, Бельгия, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Франция, Япония

Венгрия, Венесуэла, ЮАР

>24 - 26

Исландия, Чехия

Россия , Аргентина, Чили, Польша, Йемен, Киргизия, Колумбия, Эквадор, Ямайка

>26 - 30

Австралия, Испания, Словакия

Грузия, Индонезия, Литва, Макао (Китай), Маврикий, Македония, Мексика, Перу, Таиланд, Шри Ланка, Украина

>30-35

Южная Корея, Словения, Сингапур

Бахрейн, Ботсвана, Гондурас, Латвия, Ливан, Румыния, Эстония, Хорватия

>35-40

Беларусь, Болгария, Республика Конго, Молдавия, Индия

>40

Ангола, Армения, Вьетнам, Китай , Мадагаскар, Монголия

Итого стран

Итого стран

Россия имела в ретроспективе крайне низкую норму накопления (таблица 8.3). С 1994 по 1999 гг. она последовательно снижалась с 25,5% ВВП до 15,5% ВВП (1998 – 1999 гг. – воздействие кризиса).

Таблица 8.3. Динамика нормы накопления по Российской Федерации (1994 - 2009 гг.)*

Показатель

Доля в ВВП инвестиций в основной капитал с учетом изменений в запасах, %

* Рассчитано по данным IMF International Statistics. Показатель определен как (Инвестиции в основной капитал + Изменения в запасах)/ВВП, % (Gross Fixed Cap. Form.+Сhanges in Inventories)/GDP, %)

Далее норма накопления непрерывно повышалась до 2009 г. В 2002 – 2006 гг. она оставалась на низком уровне (20,1 – 21,5%). Перед кризисом в 2007 – 2008 гг. достигла умеренно средних величин (24,6 – 25,5%), пока не обеспечивающих темпы роста, сопоставимые с быстро развивающимися азиатских экономик. Затем в кризис 2009 г. резко упала до экстремально низких значений в 18,6% (таблица 8.3).
Все страны, в том числе Россия, в период кризиса (2009 г.) сопоставимо реагировали на рыночные шоки. Увеличивалась доля расходов правительства и домохозяйств, ощутимо сокращалась норма накопления, сокращался торговый дефицит (превышение импорта над экспортом).
Россия располагала возможностью поддержать долю накопления за счет добавленной стоимости, возникающей из превышения экспорта над импортом. Эта возможность не была использована.
Как следует из анализа, ускорение роста экономики Российской Федерации возможно лишь при существенном увеличении и стабилизации на высоком уровне нормы накопления (наряду с сохранением стабильного потребления домашними хозяйствами и сокращением потребления государства до уровня, присущего быстрорастущим азиатским экономикам), при использовании на этой цели части добавленной стоимости, приносимой превышением экспорта над импортом (вместо «нейтрализации» избыточной ликвидности в валютные резервы, имеющие объем, избыточный по отношению к размерам экономики).

Неоднозначные и противоречивые финансовые и реальные экономические результаты реформ видны из сопоставления долей тех же показателей в России и других крупных государствах мира. В табл. 3 приведены данные по странам с самой большой численностью населения и высокой долей в мировой экономике — по ВВП, объему капитальных вложений и внешней торговли. Исходными для расчетов являются статистические сборники национальных счетов стран, издаваемые ООН. Все они принадлежат к государствам с рыночной экономикой, и в этом смысле проводят политику, изложенную в тех же учебниках экономической теории, по которым учились отечественные реформаторы. Однако рыночная система России выглядела иначе, чем в этих государствах даже в 2012 г., когда еще не было автономной рецессии и отличия складывались не в ее пользу.

Таблица 3

Удельный вес в ВВП валового сбережения и инвестиций в основной капитал текущих ценах, в %)

Страны

Сбережения

Инвестиции

Сбережения

Инвестиции

Германия

Приведенные государства представляют разновидности рыночной экономики типа олигополии — егулируемой государством монополистической конкуренции. США являются первой в мире индустриальной державой и наиболее мощным финансовым центром. Рыночная экономика Германии и Японии характеризуется большей степенью государственного регулирования и социальной ориентации. Китай представляет тип «рыночного социализма», когда доминирующий в экономике государственный сектор взаимодействует с капиталистическим и мелкотоварным производством. Индия относится к развивающимся государствам с многоукладной экономикой отчасти сходной с советской 1920-х гг.

Удельный вес валового сбережения в России в 2008 г. был выше, чем в США, в 2,8 раза, Германии и Японии — в 1,5 раза. В Китае сбережения превысили половину объема ВВП. В 2012 г. по доле в ВВП инвестиций в основной капитал Россия опережала США и Германию, находилась примерно на уровне Японии, но существенно уступала Индии и Китаю.

Данные таблицы 3 показывают, что формирование рыночных систем в нашей стране шло в большей мере в финансовом направлении в интересах спекулятивного капитала и гораздо слабее в отношении создания инструментов перевода финансовых ресурсов в реальное накопление капитала. Ни в одной из крупных стран не отмечается столь большого их разрыва. В России в 2008 г. превышение достигало 2,2 раза, в 2012 г. уменьшилось до 1,2 раза. Номинальный потенциал инвестирования, выраженный в текущих ценах, отвлекается от производительного использования через отток денежного капитала из страны, использование финансовых ресурсов на более выгодные по доходности посреднические и спекулятивные операции на фондовом рынке, уход средств в теневую и криминальную сферу.

Источник: Плышевский Б. Накопление капитала в постсоветском периоде // Экономист, № 9, Сентябрь 2016, C. 22-36 Реальные и ремонтные инвестиции в России (2007-2013 гг.) Структура инвестиций в основной капитал в России (2014 г.) Показатели стран, совершивших «экономическое чудо» Проблема обновления основных фондов в России Динамика ВВП стран мира в национальной валюте Проблема роста государственного долга стран мира Мировой инновационный индекс 2015 Специфика экономической статистика США Проблема обновления основных производственных фондов России

(Пока оценок нет)

Инвестиции

В самом общем смысле под инвестициями следует понимать финансовые и иные средства, используемые для получения некоего положительного результата (экономического, социального, интеллектуального, оборонного и т.д.). Такое определение выходит далеко за пределы экономической интерпретации, которая в широком смысле трактует слово «инвестировать» как «расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем», или инвестиция - это использование денег для получения больших денег, для извлечения дохода или достижения прироста капитала, либо для того и другого. Приведенное нами определение охватывает экономическое представление об инвестициях как средстве наращивания капитана, а также представление о них как средстве достижения инвестором неэкономических целей. Например, государство, инвестируя бюджетные средства в развитие астрофизики, вряд ли рассчитывает на получение прибыли, и подобных примеров можно привести очень много. Таким образом, следует отличать общее (в широком смысле) и экономическое (в узком смысле) определения понятия инвестиций. Первое из них основывается на ожидании от вложенных средств достижения не только экономических, но и других целей. Второе сводит цели инвестиций к приращению вложенных средств. В литературе можно встретить различные варианты указанных нами групп определений.

Примером общего определения является трактовка понятия инвестиций в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»: «Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Капитальные вложения определяются как инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Таким образом, в самом общем виде инвестиции представляют собой затраты (расход) всего того, что имеет стоимостную оценку, во имя достижения определенных экономических и других целей. Понятие инвестиций шире, чем понятие капитальных вложений, но уже, чем понятие затрат (издержек, расходов). Затраты бывают единовременные и текущие. Первые относятся к инвестиционным затратам, так как они долгосрочны, вторые - текущие, непрерывно повторяющиеся затраты - не являются инвестиционными. Например, в производственном процессе текущие затраты концентрируются в себестоимости продукции, которая включает затраты на оплату труда, амортизацию, материалы и др.

Использование инвестиций происходит путем реализации инвестиционных проектов , направленных на достижение определенных, четко обозначенных целей и представляющих собой комплекс не противоречащих законодательству мероприятий и действий по реализации определенного объема инвестиций для достижения конкретных целей (результатов) в течение установленного периода времени.

Несколько иная (но совпадающая по смыслу) формулировка понятия инвестиционного проекта применительно к капитальным вложениям дается в упомянутом Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», где под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес- план). Кроме того, закон вводит понятие приоритетного инвестиционного проекта (ИП), под которым понимается инвестиционный проект с суммарным объемом капитальных вложений, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Практическое воплощение любого инвестиционного проекта немыслимо без коллективной или индивидуальной целенаправленной деятельности, устремленной на решение поставленных в проекте тактических и стратегических задач. В этом суть инвестиционной деятельности, которая в названном выше законе трактуется как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Вряд ли необходимо перегружать, как это иногда делается, понятие инвестиционной деятельности перечислением видов работ, которые выполняются в процессе отбора, воплощения и эксплуатации инвестиционного проекта.

С понятиями инвестиций и инвестиционного проекта тесно связаны понятия субъекта и объекта инвестиционной деятельности. Под субъектом инвестиционной деятельности понимаются физические и юридические лица, осуществляющие целенаправленные действия по решению задач, поставленных в И П. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики (исполнители работ), пользователи объектов инвестиционной деятельности и другие физические и юридические лица, участвующие в реализации И П. Законодательно субъекту инвестиционной деятельности предоставлено право совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключенным между ними.

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемое различного вида имущество предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы, ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты и т.п.), научно-техническая продукция, имущественные права и права на интеллектуальную собственность, денежные вклады.

Многочисленные виды инвестиций классифицируются по следующим основным классификационным признакам:

§ по объектам инвестиционной деятельности;

§ срокам вложений;

§ формам собственности;

§ источникам финансирования;

§ территориальной направленности;

§ отраслевой направленности;

§ сферам экономики;

§ характеру участия в инвестиционном процессе;

§ возможности участия в управлении и т.д.

В типологии инвестирования основной является классификация инвестиций по объектам инвестиционной деятельности (или по объектам вложения инвестиций). По данному признаку выделяют реальные и финансовые инвестиции (рис. 1.1).

Реальные (капиталообразующие) инвестиции подразделяются на материальные и нематериальные. Первые включают инвестиции в осязаемые объекты - в здания, сооружения, машины, оборудование и т.д., вторые (потенциальные, иногда называемые интеллектуальными) - это вложение средств на приобретение патентов, лицензий, оплату научно-исследовательских работ, реализацию программ переподготовки и повышения квалификации кадров и т.п. В статистической практике реальные инвестиции именуют инвестициями в нефинансовые активы, учет которых ведется по сектору нефинансовых предприятий в соответствии с методологией Международного валютного фонда.

Рис. 1.1. Классификация инвестиций по объектам инвестирования

Финансовые инвестиции - это вложение капитала в акции, облигации, банковские вклады, инвестиционные сертификаты и другие ценные бумаги. Финансовые инвестиции подразделяют на прямые (в реальные активы), портфельные и прочие. К первым относятся вложения в акции акционерных обществ с целью получения дивидендов и приобретения права на участие в управлении. Это инвестиции, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10 % акций или уставного (складочного) капитала организации. К портфельным относятся инвестиции в разные виды ценных бумаг, принадлежащие разным эмитентам, с целью повышения вероятности получения дохода от вложенных средств. К ним относится покупка акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10 % в уставном (складочном) капитале организации. Инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных, указываются как прочие - торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации, прочие кредиты (кредиты международных финансовых организаций и т.д.), банковские вклады.

Соотношение в экономике страны между реальными и финансовыми инвестициями является важным показателем экономического развития. «В примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена финансовыми инвестициями. Высокое развитие институтов финансового инвестирования в значительной степени способствует росту реальных инвестиций. Как правило, эти две формы являются взаимодополняющими, а не конкурирующими».

В структуре инвестиций в экономике России происходят изменения, характерные для страны с развивающимися рыночными отношениями. Об этом свидетельствует динамика объемов инвестиций в нефинансовые активы (реальные инвестиции) и финансовых вложений, учет которых по методологии Международного валютного фонда Росстат ведет с 1995 года.

В Российском статистическом ежегоднике, к сожалению, отсутствуют данные об объемах инвестиций в нематериальные и другие нефинансовые активы. Но, учитывая тот факт, что в составе инвестиций в нефинансовые активы почти 98 % составляют инвестиции в основной капитал, будем сравнивать динамику объема последних с динамикой финансовых вложений.

По срокам вложений инвестиции подразделяются на краткосрочные (на период до одного года), среднесрочные (от одного до трех лет) и долгосрочные (на срок свыше трех лет).

По формам собственности обычно выделяют государственные, частные, иностранные и смешанные инвестиции. Этим не исчерпываются все формы собственности, поэтому в статистической практике поданному признаку выделяют муниципальные инвестиции, инвестиции потребительской кооперации, общественных и религиозных организаций (объединений). Кроме того, смешанные инвестиции подразделяются на смешанные российские и совместные российские и иностранные. На наш взгляд, при классификации по данному признаку необходимо из состава государственной собственности выделять федеральную и собственность субъектов Российской Федерации.

Рис. 1.2. Классификация инвестиций по формам собственности

В статистической практике используются различные классификации инвестиций по направлениям их использования, например инвестиции в основной капитал могут классифицироваться по формам собственности, по отраслям экономики и т.д.

По территориальному (региональному) признаку необходимо выделять внутренние инвестиции, вкладываемые в отечественные объекты, которые, в свою очередь, дифференцируются по регионам страны; внешние (зарубежные) инвестиции, вкладываемые за рубежом.

По сферам экономики можно выделить производственные и непроизводственные инвестиции.

В литературе по-разному классифицируют инвестиции по степени инвестиционного риска. По одной классификации поданному признаку различают агрессивные, умеренные и консервативные инвестиции. Первые из них характеризуются высокой прибыльностью, низкой ликвидностью и высокой степенью риска. Для умеренных инвестиций характерна умеренная степень риска, а к консервативным относятся инвестиции с высокой ликвидностью и низкой степенью риска.

Подругой классификации поданному признаку выделяются высокодоходные, сред не доходные, низкодоходные и бездоходные инвестиции 1 .

В составе инвестиций выделяют так называемые автономные инвестиции, которые не связаны с изменением уровня доходов. К ним относятся значительная часть государственных инвестиций с длительным сроком освоения, государственные капиталовложения и инвестиции, являющиеся прямым следствием изобретений.

Указанные инвестиции необходимо отличать от инвестиций с аналогичным названием при классификации инвестиций по совместимости их осуществления. Поданному признаку выделяют независимые (автономные) инвестиции, которые могут быть реализованы как независящие от других объектов инвестирования в общей инвестиционной программе предприятия, взаимозависимые, очередность реализации или последующая эксплуатация которых зависит от других объектов инвестирования, и взаимоисключающие, которые требуют альтернативного выбора 1 .

Инвестиции (капитальные вложения) в основной капитан классифицируются также по отраслевому назначению строящихся объектов:

§ объекты производственного назначения;

§ объекты сельскохозяйственного назначения;

§ объекты транспорта и связи;

§ жилищное строительство;

§ геолого-разведочные работы;

§ объекты социальной сферы (учреждения здравоохранения, образования, культуры, торговли и др.).

В международной практике в составе инвестиций выделяются: венчурные, прямые, портфельные и аннуитет. К венчурным относятся инвестиции, направляемые в ИП. имеющие высокую степень риска: к прямым - вложения в основной капитал предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы. Понятие портфельных инвестиций нами уже ранее рассмотрено. Аннуитет включает инвестиции, которые приносят вкладчику доход через равные промежутки времени.

Структура инвестиций

Реальные (нефинансовые) инвестиции чаще всего подразделяют на две группы: материальные (вещественные) и нематериальные. В отечественной статистической практике в структуре инвестиций в нефинансовые активы принято выделять:

§ инвестиции в основной капитал;

§ инвестиции в нематериальные активы;

§ инвестиции в другие нефинансовые активы;

§ затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

Инвестиции в основной капитал включают все затраты на создание и воспроизводство основных средств, куда входят: новое строительство. расширение, а также реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объектов и относятся на добавочный капитал организации, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, затраты на формирование основного стада, выращивание многолетних насаждений и т.д. Начиная с 2001 года инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.

Инвестиции в нематериальные активы , по классификации Росстата. включают объекты интеллектуальной собственности: патенты, авторские права, деловую репутацию организации и т.д.

Кинвестициям в другие нефинансовые активы отнесены затраты на приобретение в собственность земельных участков, объектов природопользования и других нефинансовых активов. Затраты на приобретение земельных участков и объектов природопользования отражаются на основе документов, выданных государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству согласно оплаченным или принятым к оплате счетам.

Инвестиции на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы включают расходы, связанные с выполнением работ, отражаемых в бухгалтерском учете в качестве вложений во внеоборотные активы, по которым получены результаты, подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном порядке, или по которым получены результаты, не подлежащие правовой охране в соответствии с нормами действующего законодательства.

Могут быть использованы и другие классификации реальных инвестиций. Например, Ю. Блех и У. Гетце рекомендуют реальные инвестиции по признаку (критерию) их причины разграничивать на инвестиции по созданию, текущие и дополняющие (рис. 1.3).

Инвестиции по созданию вкладываются на открытие нового предприятия или филиала существующего.Текущие инвестиции направляются на текущий и капитальный ремонт и на замену (обновление) парка машин и оборудования.Дополняющие инвестиции направляются на развитие производства и обеспечение безопасности на существующих производственных площадях предприятия.

Близкой по структуре к приведенной классификации является классификация пожизненным циклам предприятия. В соответствии с этим признаком выделяют начальные инвестиции (нетто-инвестиции) - на создание предприятия: экстенсивные - на расширение существующего предприятия; реинвестиции - на воспроизводство основных фондов на действующем предприятии.

На уровне предприятия реальные инвестиции можно классифицировать также по его функциональным сферам: материально-техническое снабжение, производство, сбыт и т.д.

Другая классификация, используемая на этом уровне, предусматривает выделение следующих групп инвестиций: на замену оборудования, на модернизацию оборудования, на расширение производства, на диверсификацию и стратегические инвестиции.

Рис. 1.3. Виды реальных инвестиций по критерию «причина инвестиций»

Инвестиции в повышение эффективности. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат фирмы за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства.

Инвестиции в увеличение производственных мощностей. Задачей такого инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств.

Инвестиции в создание новых производственных мощностей. Такие инвестиции призваны обеспечить создание совершенно новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся фирмой товары (или обеспечивать оказание нового типа услуг), либо позволять фирме предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для нее рынки.

Инвестиции ради удовлетворения требовании государственных органов управления. Эта разновидность инвестиций становится необходимой в том случае, когда фирма оказывается перед необходимостью удовлетворить требования властей в отношении экологических стандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менеджмента.

Подобная классификация инвестиций строится исходя из различного уровня риска, характерного для каждой из перечисленных групп.

Сточки зрения инвестиционной стратегии предприятия рекомендуется также выделять пассивные инвестиции, которые обеспечивают в лучшем случае неухудшение показателей прибыльности вложений. и активные, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности предприятия.

Статистическая информация http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_56/Main.htm

Доля инвестиций в основной капитал в ВВП (в текущих ценах; в процентах к итогу)

Доля инвестиций в основной капитал в ВВП рассчитывается как частное от деления валового накопления основного капитала (без учета ценностей) и валового внутреннего продукта, рассчитанного методом использования доходов (без учета статистического расхождения). Методика утверждена Приказом Росстата № 56 от 30.01.2014

Доля инвестиций в основной капитал к ВРП

Центральный федеральный округ 18,0 16,9 15,6 15,3 17,0 17,4 17,1
Белгородская область 32,8 24,0 24,2 24,8 25,1 22,7 19,5
Брянская область 20,1 21,2 28,6 27,6 22,4 27,7 27,2
Владимирская область 25,7 27,7 22,3 22,9 21,3 21,3 22,5
Воронежская область 32,8 31,4 36,3 32,7 32,3 35,5 33,9
Ивановская область 29,9 36,7 27,3 25,1 21,1 21,4 21,9
Калужская область 44,1 38,9 39,5 33,0 33,6 33,5 30,7
Костромская область 20,8 14,4 15,4 15,1 16,2 16,0 18,8
Курская область 27,9 25,5 23,8 25,6 26,8 26,3 24,8
Липецкая область 33,9 37,2 40,9 39,1 31,8 32,0 26,7
Московская область 29,3 25,0 21,5 20,7 21,9 23,1 23,8
Орловская область 28,2 21,8 20,2 26,0 27,7 26,5 26,5
Рязанская область 35,5 24,8 22,7 24,8 26,3 27,0 20,4
Смоленская область 30,9 27,6 31,6 31,5 28,0 24,8 24,1
Тамбовская область 35,3 35,8 37,5 39,4 40,8 41,6 40,1
Тверская область 26,1 35,4 37,7 37,0 30,0 27,0 27,3
Тульская область 23,9 28,6 30,1 27,8 27,0 26,2 23,3
Ярославская область 25,7 27,0 30,2 28,0 24,8 23,8 22,8
г.Москва 11,7 10,4 8,7 8,6 11,4 12,0 12,0
Северо-Западный федеральный округ 30,7 27,3 28,8 27,8 28,3 25,5 23,8
Республика Карелия 22,7 17,6 18,9 19,1 21,1 19,1 18,0
Республика Коми 28,7 36,2 31,7 46,5 48,5 41,3 41,8
Архангельская область 50,3 23,0 26,7 30,7 34,4 31,4 29,2
в т.ч. Ненецкий автономный округ 95,2 27,9 29,2 26,7 37,6 35,5 43,0
Архангельская область без Ненецкого авт.округа 33,1 32,8 29,3 22,1
Вологодская область 26,6 26,1 26,1 35,6 42,5 21,8 20,5
Калининградская область 39,5 35,7 28,5 26,2 27,0 24,9 20,8
Ленинградская область 43,3 44,3 56,9 52,6 49,2 37,4 23,9
Мурманская область 21,9 20,6 16,5 21,2 25,5 23,0 26,8
Новгородская область 29,5 30,3 31,0 24,8 26,4 29,7 29,8
Псковская область 22,5 17,0 19,2 24,8 31,3 25,2 24,6
г.Санкт-Петербург 26,0 22,6 23,6 17,2 15,4 19,1 19,7
Южный федеральный округ 35,2 35,6 38,8 38,9 39,4 42,1 34,5
Республика Адыгея 36,7 38,2 29,7 32,9 25,9 26,3 22,0
Республика Калмыкия 38,2 33,8 28,6 33,4 38,5 37,1 49,1
Краснодарский край 41,4 43,8 57,3 57,2 54,7 57,4 41,9
Астраханская область 46,3 46,1 41,3 40,0 39,0 44,8 40,4
Волгоградская область 21,2 20,0 18,1 20,5 23,8 23,2 25,6
Ростовская область 33,6 30,7 24,1 21,7 24,6 27,6 26,4
Северо-Кавказский федеральный округ 35,7 34,0 35,1 32,6 33,3 31,9 31,1
Республика Дагестан 40,2 39,6 44,0 41,5 40,8 39,5 37,6
Республика Ингушетия 20,6 34,4 37,4 22,7 39,5 41,9 31,1
Кабардино-Балкарская Республика 27,4 26,7 27,2 23,0 24,0 19,9 18,7
Карачаево-Черкесская Республика 30,8 26,3 20,9 27,6 30,8 32,6 32,1
Республика Северная Осетия-Алания 29,5 21,7 21,5 23,2 22,4 24,3 24,4
Чеченская Республика 76,0 64,5 71,2 59,6 53,2 36,5 40,7
Ставропольский край 27,3 27,2 26,8 24,8 26,7 27,2 26,4
Приволжский федеральный округ 27,9 26,0 25,2 24,1 25,6 27,2 26,0
Республика Башкортостан 27,4 22,9 20,2 20,0 20,3 22,9 22,7
Республика Марий Эл 32,6 23,9 27,1 27,6 27,0 36,7 32,8
Республика Мордовия 41,7 35,2 38,7 40,6 37,1 36,1 27,8
Республика Татарстан 29,5 31,4 32,8 30,1 32,8 33,9 32,5
Удмуртская Республика 22,0 17,5 18,6 18,5 17,2 20,4 20,7
Чувашская Республика 32,6 25,5 27,0 29,6 30,0 26,9 22,7
Пермский край 25,1 24,5 22,4 17,2 18,9 24,9 21,4
Кировская область 28,2 21,5 20,0 20,6 24,2 26,2 24,5
Нижегородская область 35,2 36,9 29,4 29,1 30,6 30,4 27,2
Оренбургская область 25,3 22,1 22,6 21,1 24,1 21,3 21,1
Пензенская область 35,6 29,6 26,5 26,9 30,1 30,4 27,6
Самарская область 21,2 19,0 22,2 21,9 22,7 25,7 27,9
Саратовская область 25,9 20,8 21,3 23,5 24,6 23,9 24,4
Ульяновская область 32,2 32,1 26,9 26,5 30,3 29,0 27,7
Уральский федеральный округ 30,8 30,7 29,1 29,1 28,7 28,6 29,6
Курганская область 31,5 32,5 21,7 21,9 24,8 19,9 19,4
Свердловская область 26,3 24,3 25,3 25,8 23,7 22,5 22,4
Тюменская область 32,9 33,3 31,8 31,6 31,5 31,6 33,5
в т.ч. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 24,9 26,5 25,7 26,1 24,8 26,3 26,0
Ямало-Ненецкий автономный округ 55,5 53,0 49,6 49,4 48,8 43,8 46,8
Тюменская область (без Ханты-Мансийского авт.округа - Югра и без Ямало-Ненецкого авт. округа) 26,1 28,0 28,9 33,5
Челябинская область 27,2 26,1 23,1 22,8 22,9 24,4 22,9
Сибирский федеральный округ 27,5 24,6 23,7 25,4 28,1 26,0 24,3
Республика Алтай 40,6 36,0 42,5 55,3 35,3 35,6 35,5
Республика Бурятия 18,9 19,3 25,1 26,5 25,0 23,7 19,9
Республика Тыва 15,7 19,3 23,5 24,3 31,2 33,8 38,1
Республика Хакасия 18,4 15,8 23,0 31,1 29,2 22,6 24,7
Алтайский край 21,6 17,0 18,0 21,2 22,7 22,7 22,3
Забайкальский край 33,8 28,4 26,9 25,3 30,2 25,1 30,5
Красноярский край 27,7 33,1 25,3 26,4 32,3 30,0 25,6
Иркутская область 29,6 23,2 21,9 22,9 24,1 24,8 23,6
Кемеровская область 26,5 21,5 25,0 28,6 37,3 32,6 30,9
Новосибирская область 29,4 23,6 23,8 23,4 22,3 22,5 21,6
Омская область 25,2 17,6 19,1 19,7 22,1 19,1 15,9
Томская область 34,5 30,4 27,3 30,2 29,2 25,5 25,5
Дальневосточный федеральный округ 38,1 39,6 37,3 41,9 35,9 29,7 25,2
Республика Саха (Якутия) 50,7 58,7 33,7 39,1 37,9 34,0 27,4
Камчатский край 21,2 25,8 31,6 29,6 28,4 24,5 17,3
Приморский край 24,3 40,6 44,2 56,0 36,4 21,3 20,9
Хабаровский край 31,1 35,0 44,2 45,2 41,1 30,1 23,4
Амурская область 50,2 43,4 46,9 52,5 49,3 48,4 32,4
Магаданская область 32,0 31,7 28,2 26,4 35,2 42,6 42,0
Сахалинская область 45,7 30,2 27,7 29,3 25,6 26,1 25,9
Еврейская автономная область 43,5 31,8 59,6 64,4 58,4 37,3 24,6
Чукотский автономный округ 27,1 33,3 13,9 20,8 37,9 28,8 14,8
Крымский федеральный округ *)
Республика Крым
г.Севастополь

1.1. ОСНОВНЫЕ макроэкономические ПОКАЗАТЕЛИ

Валовой внутренний продукт:
млрд. руб. 21609,8 46308,5 55967,2 62176,5 66190,1 71406.4
150,6 324,2 391,5 434,2 461,2 488,8
106,4 104,5 104,3 103,4 101,3 100,6
Валовое накопление 2) :
млрд. руб. 4338,7 10472,7 13982,5 15459,3 15104,7 14520,1
в процентах к предыдущему годупостоянных ценах) 109,5 128,5 121,0 103,1 92,9 92,7
Инвестиции в основной капитал:
млрд. руб. 3611,1 9152,1 11035,7 12586,1 13450,2 13557,5
на душу населения 1) , тыс. руб. 25,2 64,1 77,2 87,9 93,7 92,8
в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) 110,2 106,3 110,8 106,8 100,8 97,3 3)
в процентах к валовому внутреннему продукту 17,4 20,6 20,3 20,8 20,8 19,5
Финансовые вложения организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства:
млрд. руб. 9209,2 41274,8 66634,0 67724,8 72888,5 78604,4 4)
удельный вес долгосрочных финансовых вложений в общем объеме финансовых вложений, процентов 20,1 11,9 10,8 10,4 13,0 12,5 4)
Степень износа основных фондов (на конец года), процентов 45,2 47,1 47,9 47,7 48,2 49,4
Ввод в действие основных фондов:
млрд. руб. 2943,7 6275,9 8813,3 10338,5 11160,5 10898,0
в процентах к предыдущему году (в постоянных ценах) 111,0 93,4 129,0 108,7 101,0 97,3 3)

1.2. ДИНАМИКА ПРЯМЫХ инвестиций РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1)

(сальдо операций платежного баланса; миллионов долларов США)

Прямые инвестиции -1766
За границу
В Россию

1) По данным Банка России, сальдо операций. Данные представлены в соответствии с принципом активов/ пассивов. Знак «+» означает рост, знак «-» означает снижение.


Похожая информация.


Министр экономического развития РФ Максим Орешкин выступил с докладом на заседании Правительства РФ . Обсуждался вопрос «О плане действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте».

Из стенограммы :

Максим Орешкин: Президентом была поставлена задача выхода российской экономики на темпы роста выше среднемировых и вхождения в пятёрку крупнейших экономик мира. Это означает, что уже в ближайшие годы экономический рост должен превысить 3%. С учётом демографических ограничений единственный способ выполнить эту задачу – перейти к модели роста, основанной на инвестиционной активности.

Международные сопоставления показывают, что устойчивому на длительном промежутке времени темпу роста на уровне 3–3,5% соответствует доля инвестиций 25–27%. По итогам 2017 года доля инвестиций у нас в стране составила всего 21%. При этом важно отметить, что инвестиции должны быть эффективными, результативными и простая накрутка валового объёма инвестиций даст только негативный эффект.

Рост доли инвестиций в структуре ВВП на 4 процентных пункта – это существенное изменение структуры расходов в экономике от текущих к инвестиционным.

В теории есть два способа решить эту задачу. Первый – за счёт перераспределения доходов от населения к компаниям – конечно, нам не подходит, так как означает высокую безработицу и низкие темпы реального роста заработных плат.

Остаётся второй – через увеличение нормы сбережений населения и рост инвестиционной активности компаний.

Что нужно, чтобы выполнить эту задачу?

Первое – создать благоприятную среду для инвестиций. Второе – обеспечить рост необходимой инфраструктуры. Третье – повысить эффективность работы финансовой системы, увеличив сбережения населения и инвестиции в корпоративный сектор. И четвёртое – снять ограничения в отраслевом регулировании, сделать его более инвестиционно ориентированным.

Представленный план как раз и направлен на решение данных задач. Он, конечно, работает не в одиночку, он работает совместно с подготавливаемыми Правительством сейчас национальными проектами. Речь идёт о национальных проектах, касающихся экспорта, малого и среднего бизнеса, производительности труда. Всё это вместе работает на рост инвестиционной активности.

Остановлюсь на ключевых элементах плана. Системный раздел ориентирован на создание инвестиционного климата, который является удобным, простым, предсказуемым и обеспечивает минимальные издержки ведения бизнеса.

Здесь хочу отметить запуск нового механизма по улучшению условий ведения бизнеса – так называемой трансформации делового климата. Он призван заменить «дорожные карты» национальной предпринимательской инициативы. Нами уже создано 15 рабочих групп, и совместно с Агентством стратегических инициатив, деловыми объединениями уже подготовлено порядка 600 предложений, над которыми начата работа.

Для создания предсказуемых условий ведения бизнеса за последние годы Правительством вместе с Банком России был реализован комплекс структурных макроэкономических реформ, которые во многом позволили изолировать экономику от волатильности внешней конъюнктуры.

Теперь задача стоит в обеспечении стабильных налоговых условий, разного рода платежей, взимаемых с бизнеса, и регулируемых тарифов. Предсказуемыми и справедливыми должны быть также взаимоотношения бизнеса с правоохранительной системой.

Необходимо также завершить работу по реформе контроля и надзора. Разработанный Минэкономразвития законопроект уже прошёл первое чтение, и в настоящее время мы готовим поправки ко второму.

Главная задача реформы – обеспечить максимально эффективный контроль и надзор, основанный на риск-ориентированном подходе и применении современных технологий. Эффективный – означает обеспечение требуемого уровня безопасности при минимально возможной административной нагрузке.

Отдельный раздел плана – это развитие конкуренции и повышение эффективности государственного сектора. Ключевые направления здесь – снижение доли государства за счёт выхода Банка России из капитала санируемых банков, отказа от использования унитарных предприятий, продолжение постепенной продажи государственных пакетов акций крупных предприятий и ускоренная малая приватизация.

Кроме того, считаем необходимым продолжать работу по повышению эффективности компаний с государственным участием. Эта работа будет включать в себя корректировку систем ключевых показателей эффективности, пересмотр долгосрочных программ развития в целях повышения эффективности инвестиций, фиксацию единых принципов дивидендной политики.

В части вопросов развития инфраструктуры уже принято решение о создании Фонда развития объёмом до 0,5% ВВП. Задача, как, Дмитрий Анатольевич, Вы уже сказали во вступительном слове, – помимо бюджетных средств обеспечить также соинвестирование со стороны частных инвесторов. Здесь мы работаем над поправками в законодательство, также активно работаем с такими институтами, как РФПИ, Внешэкономбанк, по привлечению частных инвестиций.

В настоящее время министерство работает над созданием методики отбора наиболее значимых инфраструктурных проектов с учётом всего комплекса социально-экономических эффектов, и совместно с другими ведомствами готовится план комплексного развития магистральной инфраструктуры.

Для обеспечения нормальной работы электроэнергетики необходимо также запустить программу «ДПМ-штрих», которая обеспечит объём инвестиций около 1,5 трлн рублей в электрогенерацию и позволит энергосистеме быть готовой к динамичному росту экономики.

В финансовой области ключевые направления работы следующие. Первое – это, конечно, переход Банка России от нейтрального регулирования к стимулирующему с учётом риск-ориентированного подхода. Это предполагает создание более благоприятных условий для развития проектного финансирования, кредитования малого и среднего предпринимательства, ипотечного кредитования. Конечно же, здесь работа Банка России будет дополняться программами Правительства.

К вопросу контроля за рисками хочу отметить, что во вторник Банк России объявил о том, что планирует пересмотреть шкалу коэффициентов риска по кредитам на потребительские цели в зависимости от значений полной стоимости кредита. Такое и аналогичные решения будут способствовать формированию структуры кредитного портфеля банков, способствующего устойчивому экономическому росту.

Развитию механизма проектного финансирования также должна способствовать работа механизма фабрики проектного финансирования и обновлённого регулирования синдицированного кредитования. Всё это было запущено в этом году.

Для роста инвестиций в акционерный капитал ключевая история – создание эффективно работающих механизмов формирования долгосрочных сбережений населения. Речь идёт в первую очередь о новом механизме индивидуального пенсионного капитала. Кроме того, с Банком России и Минфином сейчас разрабатывается дополнительный пакет мер, направленных на повышение эффективности финансовых рынков в целях развития потенциала финансирования экономического роста со стороны институциональных инвесторов, перераспределение сбережений физических лиц на рынок капитала и расширение доступной линейки инструментов долевого и долгового финансирования.

Также хочу сказать, что в вопросе повышения инвестиционной активности важную роль играют и институты развития, поэтому в ближайшее время будет проведена работа по системной ревизии таких институтов и приведению их стратегий в соответствие с целями, поставленными Президентом.

Для успешной разработки отраслевой части инвестиционного плана считаем необходимым установить ключевые показатели эффективности по темпам роста инвестиций в отраслевом разрезе и с механизмом их регулярного мониторинга, а также настроить отраслевое регулирование на задачи инвестиционного роста. Вы уже дали поручение к 1 октября закончить формирование отраслевого разреза плана. Мы готовы в ближайшие месяцы вместе с коллегами отработать это поручение и учесть результаты работы при подготовке основных направлений деятельности Правительства.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...