Зарубежная практика обеспечения экономической безопасности. Международный опыт обеспечения экономической безопасности при проведении олимпийских игр


Деренуца А.С.

УДК 351.863/339.923:061.1ЕС+001.8

АНАЛИЗ ОПЫТА СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Деренуца А.С., магистрант

Таврический Национальный Университет им. В.И. Вернадского

В статье рассматриваются основные методологические подходы к обеспечению национальной экономической безопасности в странах Европейского союза. Систематизирован опыт разработки и реализации доктрин экономической безопасности европейских стран и проанализирована возможность его применения в Украине.

Ключевые слова: экономическая безопасность, зарубежный опыт, Европейский Союз, национальная концепция безопасности, европейское сотрудничество.

Main methodological approaches to ensuring national economic security in the European Union are examined in the article. The experience in developing and implementing the doctrines of economic security in European countries are systematized and the possibility of its application in Ukraine is analyzed.

Keywords: economic security, foreign experience, the European Union, national security concept, European cooperation.

Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. стал знаковым этапом длительного периода неопределенности в международной системе политических, экономических отношений и отношений в сфере безопасности, начавшегося в момент завершения холодной войны. Идеализация существующей социально-экономической модели устройства мира и монополярность мирохозяйственной системы привели к глобальному кризису не только в сфере экономики, но и в политической, экологической, гуманитарной сферах и, что особенно важно, в сфере безопасности.

В этих условиях чрезвычайно важно реальное видение места и роли Украины в глобальном динамично изменяющемся мире. Однако посткризисная модель мировой экономики, в частности финансово-экономическая система и новая архитектура глобальной и европейской безопасности, может сложиться без учета интересов Украины. При этом наше государство все равно будет интегрировано в мировое политико-экономическое пространство, но уже не как полноправный субъект, а как объект влияния тех или иных сил. Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов большинства стран мира, а анализ и последующая адаптация успешного опыта такого обеспечения представляют собой одни из наиболее эффективных механизмов достижения стабильности и эффективности национальной экономики.

Опыт стран Европейского Союза показывает, что обеспечение национальной экономической безопасности оказывает решающее влияние на закрепление за государством четкого места в глобальном мире, которое соответствовало бы его геостратегическим значению и потенциалу. Именно поэтому, на сегодняшний день адаптация опыта стран Евросоюза по обеспечению экономической безопасности должна стать одним из приоритетных направлений внешней политики Украины не только с точки зрения достижения устойчивости и эффективности национальной экономики, но и с позиции долгосрочной стратегии национального развития.

В Европейском Союзе термин «экономическая безопасность» относится к позиции объединения в мировой экономической системе. ЕС диктует важность европейской интеграции с целью достижения высокого уровня конкурентоспособности в условиях глобализации. Отдельно каждая страна-член Евросоюза обладает гораздо меньшим количеством экономических ресурсов, чем другие развитые и даже развивающиеся страны. Эффект синергии, достигаемый через взаимообмен ресурсами определяет способность Европейского союза обеспечивать высокий уровень экономической безопасности и конкурентоспособности. Конечная цель обеспечения экономической безопасности в ЕС - формирование полностью интегрированной Европы с одинаковым уровнем жизни во всех странах-участницах .

Большинство стран ЕС основной задачей политики безопасности в национальных доктринах определяют укрепление европейского пространства стабильности путем развития европейской интеграции и активной политики соседства Европейского Союза со странами Восточной Европы, Южного Кавказа, Центральной Азии и Средиземноморского региона. Тем не менее, на наш взгляд, концепцию экономической безопасности Европейского Сообщества необходимо рассматривается в значительной мере в контексте экономической безопасности каждого отдельного государства, национальных доктрин, программ и концепций обеспечения национальной безопасности.

В Германии отдельного закона, посвященного концепции экономической безопасности не существует. Государственная философия экономической безопасности на практике реализуется преимущественно через законы, регламентирующие наиболее важные сферы рыночной деятельности и наделяющие государство существенными контрольными функциями. Так, основные интересы страны в сфере национальной безопасности, в том числе и ее экономической составляющей, представлены в форме официальной директивы министерства обороны .

Германия видит обеспечение своей экономической безопасности в поддержании экономического и социального прогресса, демократизации в Европе и во всем мире, защите от экономического шантажа, обеспечении свободы торговли и доступа к сырьевым ресурсам и рынкам в рамках справедливой мировой экономической системы. Во внутриэкономическом плане преследуется цель гарантировать здоровое хозяйственное развитие страны, материальное и социальное благополучие населения. Во внешнеэкономическом плане главный акцент, ввиду экспортной ориентированности экономики, делается на стабильность и совершенствование рынков сбыта.

Основными методами обеспечения безопасного развития экономики в Германии являются действия по поддержанию цивилизованного характера рыночных отношений, создание равных условий для конкуренции, недопущение монополизации в отдельных отраслях и поддержание стабильности национальной валюты.

В широком смысле, под экономической безопасностью во Франции понимается предупреждение и предотвращение экономических угроз путем представления новых схем, адаптации норм и структур международной безопасности и создания сети сотрудничества, в частности между государственным и частным секторами и между государствами.

Во Франции основным государственным документом, в котором затрагиваются отдельные положения обеспечения экономической безопасности, является Закон «О национальной безопасности» 1964 г. Понятие национальной экономической безопасности во Франции трактуется как создание благоприятных внутренних и внешних условий для повышения национального благосостояния и укрепления экономического потенциала страны. Экономическая безопасность в широком смысле обеспечивается всей совокупностью инструментов хозяйственного регулирования. С этой целью во Франции в процессе выработки и принятия экономических решений используются критерии, связанные со снижением уязвимости хозяйственной системы и сохранением экономического фундамента самостоятельной внешней политики. К таким критериям относятся: устранение серьезных диспропорций в уровне экономического развития субъектов хозяйствования; недопущение чрезмерной внешней зависимости в важнейших секторах экономики: сведение к минимуму рисков, связанных с зависимостью от внешнего мира .

Политика в области обеспечения безопасности в Великобритании тесно увязывается с оборонной политикой: обе они основываются на оценках национальных интересов и реализуются через их защиту. Под «национальными интересами» в сфере экономики понимаются народнохозяйственные интересы всего общества в целом, имеющие приоритет по отношению к другим формам общественных интересов .

Угрозы национальной экономической безопасности подразделяют на внешние и внутренние и ранжируются по степени важности и вероятности наступления, что позволяет концентрировать усилия по прогнозированию и предотвращению наиболее опасных, с точки зрения национальной экономической безопасности, рисков. При этом следует отметить, что в сфере предотвращения экономических угроз правительство традиционно опирается на частный бизнес, оказывая ему максимальную поддержку. Кроме того, в стране существует разветвленная сеть институтов, обеспечивающая эффективное взаимодействие парламента, правительства и крупного бизнеса при выработке и реализации решений, относящихся к обеспечению национальной экономической безопасности. В нее, в частности, входят такие организации как Конфедерация британской промышленности, Совет по торговле с Восточной Европой и ряд более специализированных организаций, представляющих интересы промышленников и предпринимателей.

Концепция экономической безопасности рассматривается в Испании в значительной мере в контексте экономической безопасности всего Европейского Сообщества. Вместе с тем, создана эффективная система обеспечения национальных интересов в экономической области. Ее основу составляют: гибкая законодательно-нормативная база; четкое разграничение компетенции министерств, ведомств и организаций в реализации нормативных положений, касающихся экономического развития; наличие на каждом этапе развития законодательно утвержденной программы экономических приоритетов, которая в принципе должна была исключить возможность раздачи адресных привилегий; наличие специальных государственных служб контроля .

В системе обеспечения экономического благосостояния и устойчивого развития страны важное место занимает определение приоритетных отраслей национальной промышленности, подпадающие под защиту протекционистских мер; регулирование процедуры стимулирования инвестиций; валютный контроль; тщательно разработанное законодательство об акционерных обществах. .

В Италии государство уделяет большое внимание внешнеэкономической экспансии, которая осуществляется через экономическую и технологическую привязку Италии к ее зарубежным партнерам. При этом наиболее перспективными среди них можно назвать страны ОЭСР, а также развивающиеся страны Африки, Азии, Латинской Америки. Акцент делается также на итальянское присутствие за рубежом через развитие международной промышленной кооперации и, как и в Германии, диверсификацию поставщиков энергоносителей . При отсутствии официально сформулированной доктрины экономической безопасности выполнение международных обязательств Италии, связанных с участием в политических или экономических группировках является объективным ориентиром итальянского правительства. Вместе с тем государство в правовых рамках использует все доступные механизмы защиты интересов собственных производителей на внутреннем и внешнем рынках.

Анализ опыта таких стран Западной Европы как Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария по обеспечению экономической безопасности показывает, что их основной стратегической целью по защите национальных экономических интересов является обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке . Эти страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структуры мировой экономики, вследствие чего вынуждены приспосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их развития. При этом так называемые «малые страны» Евросоюза в качестве стратегических целей определяют формирование эффективной структуры и специализацию экономики.

Политика обеспечения экономической безопасности Чехии, Польши, Словакии и стран Балтии базируется на сближении национальных интересов с общеевропейскими интересами, а также политической, экономической и институциональной трансформацией в соответствии с западноевропейскими стандартами. В начале 90-х годов эти страны избрали практически одинаковую модель обеспечения экономической безопасности, которая включала следующие действия: оценку геополитической ситуации в регионе; определение вектора и стратегии развития; выстраивание и реализацию модели поведения, в том числе в сфере экономики, в соответствии с доминирующими тенденциями регионального и мирового эволюционного процесса; соотнесение базовых количественных и качественных показателей развития с общемировыми и региональными стандартами; корректировку курса экономических реформ . Главными угрозами экономической безопасности этой группы стран можно назвать: экономическую отсталость регионов Центральной Европы от западноевропейских стран, трудности перехода к рыночной экономике, проблемы формирования демократических и рыночных институтов, а в отдельных странах, например Польше, - ограничение импорта стратегически важного сырья.

Давая общую характеристику текущего состояния развития сектора экономической безопасности во всех рассмотренных странах, можно отдельно выделить относительно стабильные экономические системы (Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды, Германия, Франция). Эти страны преимущественно сосредоточены на повышении эффективности экономики и одновременно поддерживают существующий уровень личной экономической безопасности своих граждан. О новых странах-членах ЕС (Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Венгрия, Чехия) можно сказать, что они уже завершили реформы «первого поколения» (с акцентом на реструктуризацию и переподчинение) и вышли на завершающую стадию реформ структур безопасности.

Анализ подходов к экономической безопасности государства в странах Европейского Союза убедительно свидетельствует о том, что уровень безопасности зависит от множества факторов. Для того чтобы не оказаться в положении государства без собственного независимого экономического будущего, Украине необходимо провести целенаправленную работу по выходу из экономического кризиса, предотвращению реальных угроз, борьбой с коррупцией, криминальными элементами в экономике. В этой связи очень важно не только понимание сущности экономической безопасности на всех уровнях (международном, национальном, региональном, личностном), но и конкретные действия управленческих структур по сближению уровня экономической безопасности Украины к европейскому уровню.

Безусловно, адаптация любого зарубежного опыта к условиям Украины достаточно трудоемка и представляет собой не копирование всей системы регулирования, а лишь поэтапное внедрение отдельных элементов, инструментов, методов, программ. Опыт зарубежных стран следует заимствовать, основываясь на сходстве задач, целей, приоритетов национальных стратегий. Необходимо учитывать уровень экономического развития, развития институтов управления, обеспечения и контроля над безопасностью, используя системный подход и сравнительный анализ.

Модели, которые можно предложить по результатам изучения опыта стран Европейского Союза, не только теоретически, но в некоторых случаях и практически могут быть действенными в Украине. Внедрение опыта стран Европейского Союза в условиях трансформации мировой системы экономики сегодня является наиболее актуальным вопросом сотрудничество в рамках системы Украина - ЕС. Основываясь на опыте европейских стран, в том числе и государств - новых членов Европейского союза, в Украине должна формироваться новая идеология безопасности, стержнем которой является достижение устойчивого развития экономики путем выполнения определенных задач и получения конкретных результатов на основе эффективного использования ресурсов и соблюдении требований законодательства и нормативно-правовых документов.

Очевидно, что внедрение «лучших» моделей должно быть тщательно просчитано и своевременно. Как показывает анализ опыта новых страны-членов ЕС, очень важно избежать механического копирования практики других стран, что может привести к снижению возможностей национальных структур безопасности.

В конечном счете, успешное обеспечение странами Европейского Союза национальной экономической безопасности зависит от устойчивости и силы их национальных экономик. Только сильная экономика позволяет успешно защищать национальные интересы в условиях усиливающейся глобальной конкуренции и нарастания мирохозяйственных диспропорций. Следовательно, государство должно не только разрабатывать национальную концепцию безопасности, опираясь на мировой опыт, но, прежде всего, проводить реформирование экономической внутренней и внешней политики с целью защиты всех субъектов хозяйственной деятельности.

Литература:

    1. Ocepek A. Economic Security and the European Dream [ Электронныйресурс]/ Anthony Louis Ocepek. - Marquette University. - Режимдоступа:

Международные и российские подходы к понятию «экономическая безопасность»

Зарубежные концепции экономической безопасности.

Как уже отмечалось, впервые в политический лексикон понятие «национальная безопасность» ввел в 1904 г. американский президент Т. Рузвельт. А в 1934 г., в период самого мощного экономического кризиса в истории США - «Великой депрессии», - другой президент США, Ф. Д. Рузвельт (1882- 1945) впервые употребил термин «национальная экономическая безопасность» (national economic security). Он обратился с посланием к нации, получившим название «Новый курс» {New Deal), и этот новый курс был призван вывести страну из экономического кризиса. Для координации и контроля «Нового курса» был создан специальный правительственный орган - Комитет по экономической безопасности {Committee on Economic Security, CES), начавший функционировать в июне 1934 г.

Уже через полгода CES разработал первую в истории США комплексную программу социального страхования, которая стала основой для принятия Закона о социальном обеспечении {Social Security Act). При этом в данном законе термин security трактуется не как «безопасность», а как «обеспечение». Это связано с различными смыслами, которые вкладываются в английском языке в понятие security. К примеру, в другом законе, о национальной безопасности {Homeland Security Act), данное понятие уже трактуется как «безопасность».

В то же время до сих пор официально декларируемого определения экономической безопасности в законодательных документах США нет. В определенной степени подход американской администрации к пониманию национальной экономической безопасности можно представить но ее трактовке одним из ведущих «фондов и мозговых трестов» {think tanks) США - корпорации RAND, которая дает следующее определение экономической безопасности: «Способность защитить или укреплять экономические интересы США но отношению к событиям, процессам или действиям, которые могут угрожать этим интересам или препятствовать им... Эти угрозы или препятствия могут быть иностранного или внутреннего происхождения, умышленными или неумышленными последствиями деятельности человека или природы» 1 .

Некоторые американские ученые при анализе безопасности в экономической сфере стремятся делать акцент на социально-экономических, а не военных и политических ее компонентах. Так, известный экономист Джонатан Киршнер для фиксации внимания на внутренних аспектах формирования единства концепции национальной безопасности и экономической политики даже вводит в обиход новую категорию «национальная жизнеспособность» {national vitality), в которой важнейшим качеством выступает эффективность решения обществом своих экзогенных экономических проблем .

Однако правительство и большинство американских исследователей при анализе национальной экономической безопасности все же основное внимание уделяют внешним угрозам и способности США обращать тенденции, складывающиеся в международной экономике, в свою пользу.

С этой точки зрения необходимо использовать любые рычаги (экономические, политические, информационные, психологические и даже военные) для установления господства США в мировом экономическом пространстве, что, в свою очередь, подразумевает необходимость обеспечения возможности обладания соответствующими ресурсами. Только за счет внешнеторговых механизмов получить доступ к таким ресурсам невозможно. Отсюда - гегемонистское содержание и направление концепции национальной экономической безопасности США. Ни одна другая страна в мире использовать подобный подход в отношении своей экономической безопасности не может.

В Японии, которая почти полностью зависит от импорта по большей части необходимого ей топлива и сырья обеспечение экономической безопасности основано на поддержании бесперебойных поставок соответствующих ресурсов. При этом в качестве основного условия такой безопасности японцы рассматривают сохранение глобальной экономической и политической стабильности на основе функционирования системы свободной и взаимовыгодной торговли со всеми заинтересованными странами.

Подобного подхода при обеспечении своей экономической безопасности придерживаются на Тайване, в Южной Корее, Израиле и в большинстве стран Европы (с коррекцией на общеевропейские правила).

В Китае также придают большое значение стабильным поставкам в страну ресурсов, конкурентоспособности собственных товаров и защите от турбулентности мирового экономического развития. В то же время специфика китайского подхода к обеспечению национальной экономической безопасности - концентрация внимания руководящих органов на вопросах обеспечения экономического суверенитета через выстраивание в ряде отраслей протекционистских и полупротекционистских барьеров с целью ограничения дестабилизационного влияния иностранного капитала и особенно западных транснациональных корпораций (ТИК). Подобного подхода придерживается и большинство китайских экономистов, в том числе и известный специалист в области экономической безопасности Цзян Юн (Jiang Yong ), по мнению которого, в основе безопасности экономики лежат «конкурентоспособность и независимый экономический суверенитет» (competitiveness and independent economic sovereignty). При этом он особо указывает на необходимость укрепления финансовой безопасности и настаивает на ужесточении надзора за зарубежными операциями китайских банков .

В целом можно констатировать, что за последние 10-15 лет область исследования проблем безопасности среди зарубежных ученых все больше смещается с проблематики международных отношений и мировой политики в сферу экономики. Развиваются и актуализируются исследования проблем формирования экономических межотраслевых альянсов и нарастания конфликтности их поведения в процессах обеспечения экономической безопасности национальных государств в контексте усиления политических и идеологических аспектов глобализации.

В международных документах термин «экономическая безопасность» получил официальный статус 17 декабря 1985 г., когда на 40-й сессии Генеральной ассамблеи ООН была принята резолюция «Международная экономическая безопасность» (документ ООН A/RES/40/173). В нем было отражено стремление ООН к построению такой микроэкономической системы, когда «общие усилия по созданию справедливых и взаимовыгодных международных экономических отношений способствовали бы экономическому благосостоянию каждого государства и установлению нового международного экономического порядка».

В 1986 г. Генеральная ассамблея ООН в одноименной резолюции «Международная экономическая безопасность» (документ ООН A/RES/42/165) попросила Генерального секретаря ООН провести консультации по вопросу о принципах международной экономической безопасности с представителями различных регионов и представить выводы по данному вопросу. Результатом консультаций стала публикация в 1987 г. секретариатом ООН доклада «Концепция международной экономической безопасности» (документ ООН А/42/314). В нем констатировалось, что, поскольку международная экономическая безопасность тесно связана с другими видами безопасности, представляя собой сложную концептуальную конструкцию, возникают значительные трудности с ее точной понятийной идентификацией. Поэтому ее рассмотрение должно осуществляться в широком контексте, включающем все основные глобальные тенденции современности.

В 1994 г. в докладе «Отчет по человеческому развитию», ежегодно подготавливаемом в соответствии с Программой развития ООН, все внимание было уделено проблеме экономической безопасности, которая стала пониматься через призму безопасности человека как интегрального понятия, имеющего универсальный характер. Таким образом, эксперты ООН предложили пересмотреть подход к анализу экономической безопасности путем смещения внимания от безопасности стран, территорий и альянсов к всеобъемлющей и универсальной концепции безопасности человека. Последняя стала тем фундаментом, на котором, в соответствии с резолюцией 1985 г. «Международная экономическая безопасность», ООН и предполагала приступить к «установлению международного экономического порядка».

Поскольку составляющие безопасности человека взаимозависимы, угроза нарушения ее в каких-то странах и регионах может привести к развитию угроз безопасности людей в других странах и регионах, что, в свою очередь, может вызвать цепную реакцию конфликтов между всеми. Поэтому проще обеспечить безопасность человечества путем применения ранних превентивных мер, чем позднего вмешательства.

С целью создания в рамках реформирования ООН превентивного институционального механизма по «установлению международного экономического порядка», разработка которого резко активизировалась после распада СССР, было решено поставить в центр реконструированного ООН новый высший экономический орган - Совет экономической безопасности (СЭБ). Проект наделял СЭБ рядом серьезных полномочий. Несмотря на официально провозглашенную юридическую необязательность его решений, предполагалось, что совет возглавит «политическое руководство» процессом формирования международного консенсуса в экономической, социальной и экологической областях. Совет экономической безопасности, разумеется, не был готовым проектом «мирового правительства» в чистом виде, но четко указал бы вектор движения именно в этом направлении.

До появления этого института будущие обязанности СЭБ частично выполняла Комиссия ООН по устойчивому развитию. В центр внимания и деятельности комиссии был официально поставлен «учет взаимосвязанности экономических, социальных и политических компонентов устойчивого развития, а также потребности обеспечения сотрудничества на разных уровнях».

Однако по каким-то причинам в 1997-1998 гг. произошла трансформация всего глобального плана, связанная с переходом от централизованного варианта глобального управления в главе с Советом экономической безопасности, ко второму - децентрализованному, сетевому: если первый вариант создания субъекта глобальной власти в лице СЭБ планировался внутри ООН, то второй, предполагавший сетевую децентрализацию этого субъекта, был выведен за пределы организации. Именно тогда существующие межправительственные институты - Группа восьми, конференции ООН по окружающей среде и (устойчивому) развитию - принялись либо делиться своими полномочиями, либо передавать их начавшим появляться новым структурам - всемирным саммитам по Целям развития тысячелетия, Группе двадцати, форумам мировой политики.

Результатом проведенной в 1997-1998 гг. коррекции «глобального плана», проявившегося в отказе от проекта СЭБ и передаче интеграционной инициативы в руки паллиативных институтов - Всемирного банка, частно-государственных (корпоративных) научно-исследовательских учреждений и региональных организаций. Помимо региональных экономических комиссий важнейшее место в рамках «превентивного» подхода к урегулированию конфликтов заняли политические и военно-политические институты Запада - Организация Североатлантического договора (НАТО), Совет Европы, Европейский союз (ЕС), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

На таком фундаменте в 2000 г. начала выстраиваться стройная и разветвленная сеть глобальных институтов, представляющих собой паллиативную по отношению к СЭБ децентрализованную модель глобального управления. Был избран межправительственный, реализуемый с помощью раздвоенного института всемирных саммитов организационный принцип. Одна ветвь - конференции ООН по окружающей среде и (устойчивому) развитию - составляет фундамент глобального экономического управления, а вторая, во главе с всемирными саммитами по Целям развития тысячелетия, - глобального политического управления.

  • Neu С. R., Wolf С. Jr. The Economic Demensions of National Security. : RAND, 1994.P. 11.
  • Kirshner J. Political Economy in Security Studies after the Cold War // Review ofInternational Political Economy. 1998. № 1 (5). P. 78.
  • См.: YongJ. Economic Security: Redressing Imbalance // China Security. 2007. № 2 (3).
  • Паллиативный - временно или частично обеспечивающий выход из затруднительногоположения. Термин пришел из медицины, где паллиативным называется средство, облегчающее, но не излечивающее болезнь.
Экономическая безопасность предприятия Фирсова Олеся Артуровна

Введение

Введение

В настоящее время, в условиях выхода экономики государства из периода депрессии, достижение стабильности функционирования субъектов предпринимательской и других видов деятельности является наиболее актуальной и важной задачей.

Для решения её немаловажную роль играет обеспечение экономической безопасности этих субъектов.

На экономический рост предприятия может оказывать влияние различные факторы. Экономический рост тесно связан с проблемами расширенного воспроизводства, более того, экономический рост является концентрированным выражением и способом разрешения проблем воспроизводства.

Экономический рост – тенденция изменения совокупных показателей развития предприятия за определенный промежуток времени, обычно за год. Для характеристики экономического роста используются как общие, так и частные показатели.

Общим показателем динамики экономического роста обычно считается рост выручки, прибыли и рентабельности за определенный период времени. В качестве частных показателей используются производительность труда, эффективность производства и т. д. Экономическая ситуация в государстве, кроме ряда прочих факторов, находится в зависимости от способности соответствующих государственных органов обеспечить как экономическую безопасность государства, так и хозяйствующих субъектов – предприятий, В то же время хозяйствующие субъекты, регионы страны, предприятия различных отраслей экономики должны прилагать собственные усилия для обеспечения своей экономической безопасности Экономическая безопасность – одна из составляющих обще го понятия «безопасность». Любой ущерб рано или поздно может получить оценку в денежном выражении, то есть может быть, выделена чисто экономическая составляющая ущерба.

Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

За рубежом проблеме безопасности бизнеса традиционно придается большее значение, так как опыт хозяйствования в условиях рыночной экономики у развитых зарубежных государств гораздо богаче, нежели у России. Это объясняется тем, что российская экономика отличается от стабильно и поступательно развивавшихся экономик развитых стран.

Руководитель предприятия (фирмы), предприниматель, осуществляющие свою деятельность в условиях рыночной экономики, испытывают ежедневный пресс со стороны конкурентов в борьбе за новых потребителей, за новые рынки сбыта, за качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Соревнование конкурентов вынуждает их постоянно заботиться о повышении эффективности производственно-хозяйственной и маркетинговой деятельности, снижении затрат, защите своих коммерческих секретов, способных за счет увеличения производительности и лучшего управления обеспечить стабильную финансовую устойчивость предприятия, что в свою очередь определяет их экономическую безопасность.

Задачи курса:

– определение понятия и сущности экономической безопасности;

– определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

– характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;

– анализ основных показателей экономической безопасности России и регионов;

– выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.

– формулировка принципов обеспечения экономической безопасности предприятий на основе моделирования отдельных процессов деятельности предприятий;

– исследование отраслевые особенности экономической безопасности предприятий;

– предложение механизма реализации комплексного подхода к организации деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятий;

– обозначение направления развития деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятий;

– формирование мотивации к созданию системы единого алгоритма действий в случае возникновения внешней и внутренней опасности.

Целевая аудитория курса:

– Владельцы предприятий и организаций;

– Руководители служб безопасности;

– Руководители предприятий и организаций;

– Управляющие различных уровней, специалисты в области безопасности, управления, экономики, и финансов, учета, аудита, контроля.

Скорее всего, многие согласятся с тем, что совершенно безразлично, будет ли предприятие разорено бандитами, вымогателями, штрафами налоговой инспекции, либо в результате недобросовестных действий деловых партнеров, конкурентов или собственного персонала. В любом случае оно может прекратить свое существование. Следовательно – речь надо вести об обеспечении безопасности деятельности организации.

Обеспечение безопасности необходимо для любых организаций, независимо от форм их собственности, начиная от государственных организаций и заканчивая маленькой палаткой, занимающейся розничной торговлей. Различие будет состоять лишь в том, какие средства и методы и в каком объеме требуются.

Конечно, о чем бы мы ни говорили – какие меры безопасности ни рассматривали, так или иначе, все направлено на обеспечение экономической стабильности в деятельности предприятия.

Однако, достижение этой стабильности невозможно без анализа всех сторон деятельности предприятия.

В настоящее время положение дел в вопросах обеспечения безопасности и устойчивого функционирования хозяйственно-финансовых процессов в сфере предпринимательства весьма и весьма сложное. Отставание в разработке законодательства, регулирующего область развивающегося предпринимательства, неразбериха в сфере правоприменения и абсолютная рассогласованность действий различных государственных институтов сопровождаются ростом коррупции и криминала.

В этих условиях криминализируется и сама предпринимательская деятельность. Ее цель – извлечение прибыли с использованием незаконных методов и средств. Применительно к трем основным сферам предпринимательства (торговля, финансы, производство) общими для них негативными проявлениями являются уклонение от налогов, недобросовестная конкуренция, обман партнеров и клиентов и другие.

Сложившаяся ситуация в сфере предпринимательства и особенно в сфере малого бизнеса остро ставит проблему обеспечения безопасности и защиты интересов предпринимательства.

Обеспечение безопасности бизнеса не является исключительной прерогативой какого-либо одного отдела, службы или группы лиц. Она должна поддерживаться всей внутренней структурой предприятия, начиная от руководства и заканчивая рядовыми работниками, всеми звеньями и структурами объекта.

Обеспечение безопасности не может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в поиске, обосновании и реализации наиболее рациональных методов, способов и приемов обеспечения безопасности, своевременном выявлении потенциальных угроз безопасности объекта.

Безопасность может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала сил и средств защиты, а также понимания важности вопросов обеспечения безопасности во всех структурных подразделениях объекта. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые средства, методы и мероприятия объединяются в единый целостный механизм – комплексную систему безопасности , необходимым элементом которого является подготовка персонала и соблюдение им всех установленных правил по обеспечению безопасности.

Также комплексная система безопасности не может обеспечить требуемый уровень безопасности объекта без надлежащего уровня управления системой безопасности .

Управление безопасностью бизнеса (компании, фирмы, предприятия) – многоступенчатый процесс, включающий:

Анализ экономических и правовых особенностей бизнеса;

Оценка бизнеса;

Аудит системы безопасности;

Анализ затрат на обеспечение безопасности бизнеса;

Разработку стратегии обеспечения безопасности;

Реализацию стратегии обеспечения безопасности;

Мониторинг тенденций развития бизнеса с целью совершенствования средств и методов его защиты;

Обучение основам личной безопасности сотрудников предприятия;

Оказание юридической помощи и экономических консультаций в реализации проектов предпринимательства.

Что же следует понимать под безопасностью предприятия, из чего она собственно состоит, и какие вопросы требуют повышенного внимания?

Безопасность предприятия – это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности.

Подобная защищенность достигается применением комплекса мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического характера.

Существующее мнение о том, что безопасность – это, прежде всего, физическая защищенность, не совсем верно. Безопасность предпринимательской деятельности сегодня – это не только автомат и бронестекло автомобиля, а, прежде всего, это вычисление и всесторонний анализ угроз деятельности предприятия; прогноз и создание систем и мер защиты и минимизации коммерческих рисков.

Под угрозой безопасности предприятия следует понимать потенциально или реально возможное событие, действие, процесс или явление, которое способно нарушить его устойчивость и развитие или привести к остановке его деятельности. При этом угрозами считаются не только такие очевидные факты, как, например, посягательство на личность: грабеж, рэкет или физическое насилие, то есть те, которые носят явно криминальный характер, но и такие неочевидные как: недобросовестность деловых партнеров и некомпетентность персонала, необоснованные претензии налоговых либо правоохранительных органов и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ключевые слова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЛУЖБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY / SERVICE OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY / FOREIGN EXPERIENCE OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Османов Жасым Джафарович, Моисеев Павел Сергеевич

Основной целью статьи является рассмотрение специфики обеспечения экономической безопасности предпринимательских структур и финансовых институтов за рубежом. Необходимость изучения такого опыта обусловлена нехваткой институциональной и организационно-методической справочной документации, тренингов и обучающих курсов, на которых в доступной форме можно проинформировать предпринимателей о возможных угрозах экономической безопасности и возможных инструментах предотвращения незаконной деятельности. В статье рассмотрен опыт США и сделан вывод, что наибольшим спросом пользуются программы профилактики и борьбы с экономическими преступлениями во взаимодействии правоохранительных органов страны с государственными и частными учреждениями охранных и детективных бюро. Характерной особенностью американского бизнеса является тенденция бесконфликтного разрешения проблем в сфере экономической безопасности . В Великобритании обеспечение экономической безопасности характеризуется стремлением предпринимателей к минимуму нежелательной гласности незаконной деятельности, что снижает уровень показателей противоправной деятельности и раскрываемости преступлений. В Германии предпринимательские структуры вместе с использованием независимых и частных детективных и охранных агентств активно используют национальную службу безопасности для решения наших основных экономических проблем. Важным вопросом для предпринимательских структур Франции выступает обеспечение экономической безопасности в сфере сохранения информации, а также борьба с компьютерной преступностью. В странах Северной Европы есть тенденция к созданию в промышленных и коммерческих фирмах мощных систем обеспечения экономической безопасности и их тесному сотрудничеству с правоохранительными органами в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности и предотвращению компьютерных преступлений, а также случаев промышленного шпионажа. В заключении сделан вывод, что в современных условиях хозяйствования для зарубежных предпринимательских структур характерно, наряду с созданием собственных структур обеспечения экономической безопасности , тесное взаимодействие с частными детективно-охранными агентствами, службами обеспечения промышленной, информационной и коммерческой безопасности.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Османов Жасым Джафарович, Моисеев Павел Сергеевич

  • Безопасность субъекта предпринимательской деятельности: взаимодействие коммерческой организации и органов внутренних дел

    2012 / Соболь Иван Абрамович
  • Особенности формирования механизма управления экономической безопасностью: зарубежный опыт

    2017 / Власенко Андрей Владимирович
  • Экономическая преступность как угроза экономической безопасности национального хозяйства

    2015 / Османов Жасым Джафарович
  • Создание эффективной инфраструктуры экономической безопасности-важнейшее условие развития предпринимательства

    2011 / Лелюхин Сергей Егорович, Горбачевский Юрий Евгеньевич
  • Государственное регулирование как инструмент повышения экономической безопасности регионов

    2017 / Соколинская Ю.М.
  • Частная детективная деятельность как структурно-функциональный элемент механизма реализации правоохранительной функции современного государства (сравнительно-правовой аспект)

    2011 / Балуев Евгений Николаевич
  • Теоретические основы формирования системы экономической безопасности предприятия

    2013 / Живко Зинаида Богдановна
  • Правовые основы и формы участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности субъектов частной детективной и охранной деятельности

    2009 / Сидорова Галина Геннадьевна
  • Мир; экономическая безопасность предпринимательства и развитие охранных услуг

    2011 / Гудков Г. В.
  • О негосударственной правоохранительной деятельности и уголовно-правовых мерах по обеспечению ее законности

    2007 / Ракова Елена Анатольевна

Main objective of article is a consideration of specifics of providing economic security of enterprise structures and financial institutions abroad. The shortage of institutional and organizational and methodical help documentation, trainings and the training courses on which in an available form it is possible to inform businessmen on possible threats of economic security and possible instruments of prevention of illegal activity causes need of studying of such experience. In article authors considered experience of the USA and drew a conclusion that programs of prevention and fight against economic crimes in interaction of law enforcement agencies of the country with the public and private institutions of security and detective bureaus are in the greatest demand. Characteristic of the American business is the tendency of frictionless solution of problems in the sphere of economic security . Aspiration of businessmen to a minimum of undesirable publicity of illegal activity that reduces the level of indicators of illegal activity and solvability of crimes characterizes providing economic security in Great Britain. In Germany enterprise structures together with use of independent and private detective and security agencies actively use national security service for the solution of our main economic problems. The important question for enterprise structures of France is a providing of economic security in the sphere of saving of information and also fight against computer crime. In countries of Northern Europe there is a tendency to creation in industrial and business concerns powerful systems of providing economic security and to their close cooperation with law enforcement agencies for increase of efficiency of business activity and to prevention of computer crimes, and also cases of industrial espionage. Authors drew a conclusion that in modern conditions of managing for foreign enterprise structures is characteristic, along with creation of own structures of providing economic security , close interaction with private detective and security agencies, services of ensuring industrial, information and commercial security.

Текст научной работы на тему «Особенности обеспечения экономической безопасности в зарубежных странах»

doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-11-99-104

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ОСМАНОВ ЖАСЫМ ДЖАФАРОВИЧ

Центр макроэкономики, финансов и управления, Института экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, г. Алма-Аты, Республика Казахстан, e-mail: [email protected]

МОИСЕЕВ ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Основной целью статьи является рассмотрение специфики обеспечения экономической безопасности предпринимательских структур и финансовых институтов за рубежом. Необходимость изучения такого опыта обусловлена нехваткой институциональной и организационно-методической справочной документации, тренингов и обучающих курсов, на которых в доступной форме можно проинформировать предпринимателей о возможных угрозах экономической безопасности и возможных инструментах предотвращения незаконной деятельности. В статье рассмотрен опыт США и сделан вывод, что наибольшим спросом пользуются программы профилактики и борьбы с экономическими преступлениями во взаимодействии правоохранительных органов страны с государственными и частными учреждениями охранных и детективных бюро. Характерной особенностью американского бизнеса является тенденция бесконфликтного разрешения проблем в сфере экономической безопасности. В Великобритании обеспечение экономической безопасности характеризуется стремлением предпринимателей к минимуму нежелательной гласности незаконной деятельности, что снижает уровень показателей противоправной деятельности и раскрываемости преступлений. В Германии предпринимательские структуры вместе с использованием независимых и частных детективных и охранных агентств активно используют национальную службу безопасности для решения наших основных экономических проблем. Важным вопросом для предпринимательских структур Франции выступает обеспечение экономической безопасности в сфере сохранения информации, а также борьба с компьютерной преступностью. В странах Северной Европы есть тенденция к созданию в промышленных и коммерческих фирмах мощных систем обеспечения экономической безопасности и их тесному сотрудничеству с правоохранительными органами в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности и предотвращению компьютерных преступлений, а также случаев промышленного шпионажа. В заключении сделан вывод, что в современных условиях хозяйствования для зарубежных предпринимательских структур характерно, наряду с созданием собственных структур обеспечения экономической безопасности, тесное взаимодействие с частными детективно-охранными агентствами, службами обеспечения промышленной, информационной и коммерческой безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, служба обеспечения экономической безопасности, зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности

С усилением глобализационных процессов возрастают и угрозы экономической безопасности национальной экономики. Развитие экономических систем способствует усилению угроз экономической безопасности, а также увеличению объемов и разновидностей экономических преступлений.

Как считают зарубежные исследователи, российские предприниматели уже познакомились с жесткими правилами конкурентной борьбы, практикой отдельных бизнесменов и компаний с сомнительной репутацией .

В сложившихся условиях ощущается нехватка соответствующей институциональной и организационно-методической справочной документации, тренингов и обучающих курсов, на которых в доступной форме можно проинформировать руководителей созданных предпринимательских структур, сотрудников финансовых институтов банков о возможных проявлениях коррупции, теневой деятельности, мошенничестве и различных ухищрениях преступников в сфере экономической деятельности, а также возможных инструментах предотвращения незаконной деятельности и разоблачения преступников .

В сложившихся условиях интересным является изучение опыта развитых зарубежных стран в обеспечении экономической безопасности предпринимательских структур, применении инструментария нивелирования противоправных действий, а также вопросов противодействия экономическим преступлениям.

К примеру, в США существует распространенная программа профилактики и борьбы с экономическими преступлениями во взаимодействии правоохранительных органов страны с государственными и частными учреждениями охранных и детективных бюро. Данное взаимодействие предполагает разработку программ по борьбе с преступностью, в том числе мер по предотвращению широкого спектра угроз безопасности бизнеса.

Для системы обеспечения экономической безопасности в США характерна конфиденциальность. Когда дело доходит до экономических преступлений, они предпочитают обращаться к негосударственным лицам - частным детективам из агентств или фирм.

Частные детективы в агентствах чаще всего расследуют следующие виды преступлений:

Кража товаров и документов;

Подделка кредитных карт и платежных документов;

Взяточничество, финансовое мошенничество;

Компьютерные преступления;

Кражи со стороны сотрудников фирмы.

Основными причинами не использовать государственные правоохранительные органы являются:

Маленький масштаб и степень нанесенного ущерба;

очень высокие издержки.

Бизнесмены часто намеренно воздерживаются от огласки, чтобы избежать нежелательной утечки информации, последствия которой могут нанести больше вреда престижу компании, чем фактически совершенное преступление. Также нежелательна утечка коммерческой информации в средствах массовой информации, поскольку эта информация может быть использована конкурентами .

Характерной особенностью американского бизнеса является тенденция бесконфликтного, если это возможно, увольнения сотрудников, заслуживающих судебного преследования за совершенные экономические преступления, но с обязательным информированием бизнес-сообщества об особенностях личности и поведения этого человека. Такие действия обеспечмвают общие интересы соци-

ально-экономической безопасности бизнес-сообщества страны.

На данный момент наблюдается рост компаний и организаций, заинтересованных в организации внутренней безопасности. Многие крупные компании создают собственную службу безопасности, где работают сотрудники специальных государственных услуг. Фирмы и компании, которые выполняют государственные контракты, укомплектованы офицерами безопасности . Эта тенденция характерна для большинства торговых партнеров России, где предпочитают нанимать бывших полицейских, сотрудников ФБР, ЦРУ, военнослужащих, которые служили в разведке, контрразведке, морской пехоте, прошли строгий отбор. Опыт США в создании крупномасштабной системы коллективной безопасности американского бизнеса реализуется с начала 90-х гг. в рамках договоренности Государственного департамента и более 500 американских корпораций регулярно обмениваются информацией по наиболее актуальным вопросам бизнес-угроз для защиты американских граждан . Расходы американских фирм на договора со спецслужбами, услуги безопасности достигли 6 млрд долл. Это гораздо выгоднее, чем сумма в 11 млрд долл., которая является стоимостью защиты жилых помещений. Собственные службы безопасности организуются так же из-за желания снизить расходы страховых компаний, выплачивающих компенсацию.

Так же, как в США, в Великобритании обеспечение экономической безопасности характеризуется стремлением предпринимателей к минимуму нежелательной гласности незаконной деятельности подведомственных организаций и, таким образом, подрыву репутации компании. По этой причине, многочисленные случаи совершения экономических преступлений в сфере компьютерной безопасности, а также результаты проводимых сотрудниками коммерческих служб безопасности расследований остаются недосягаемыми для правоохранительных органов и общественности.

Из-за определенных культурных и исторических особенностей детективные и охранные агентства Великобритании имеют свой собственный характерный почерк, отличительными чертами которого является присущие только им направления и методы деятельности.

В Великобритании постоянно растет дифференцированный спрос на услуги частных детективных агентств, которые способны выполнять конкретные задачи, которые считаются незаконными для правоохранительных органов. Например, Агентство «Argen» наряду с расследованием слу-

чаев промышленного шпионажа, обеспечением безопасности фирм и банков также специализируется на получении конфиденциальной информации о конкурентах .

Профилактическая деятельность в обеспечении экономической безопасности в Великобритании может быть разделена на частную и общую.

Частная практика включает в себя различные методы психологического воздействия на отдельных работников фирмы, частных лиц с целью предотвращения совершения экономического преступления. Это, как правило, проводится, в отношении лиц, чье поведение вызывает подозрения на предмет неправомерного поведения или наличия экономических интересов, которые могут нанести ущерб фирме. Так же профилактика может распространяться на тех лиц, кто уже совершил проступок или действий, которые могут нанести вред репутации компании, вызвать нарушение системы экономической безопасности.

Общая профилактика включает в себя комплекс мер политического, экономического, правового, организационного и идеологического характера. Одним из наиболее эффективных форм общего предупреждения и разоблачения преступлений в Великобритании считается оплата денежных вознаграждений за предоставление информации . Британский рынок насыщен специальным оборудованием. Также действенным инструментом считается проведение отбора, проверки и испытания, которые проходят сотрудники, чтобы работать в коммерческих структурах, в особенности в системе обеспечения внутренней безопасности.

Большое внимание уделяется в Великобритании и транспортной безопасности. Нападения на инкассаторов, шпионаж о маршрутах перемещения ценностей уже не являются редкостью и наносят большой урон экономической безопасности. Для транспортных средств, осуществляющих перемещение ценностей, выставлены серьезные требования. Они должны быть: изготовлены из сверхпрочных материалов; оснащены радиосвязью; должны надежно закрываться на внутренние замки. В связи с этим многие машины в Великобритании, осуществляющие перевозки, оснащены микропроцессорами, камерами, установленными внутри машины и за ее пределами.

В Германии учреждения, банки, корпорации, промышленные ассоциации и частные предпринимательские компании, вместе с использованием независимых и частных детективных и охранных агентств активно используют национальную службу для решения наших основных экономических проблем путем создания современных структур

контрразведки, которые выполняют функции охраны и безопасности.

Созданные по инициативе и при поддержке спецслужб детективные и охранные фирмы и агентства, службы безопасности берут на себя некоторые функции по оперативно-розыскной деятельности. Они поддерживают регулярные контакты и обмениваются соответствующей информацией с полицией и контрразведкой, в некоторых случаях даже выполняют совместные мероприятия по обеспечению экономической безопасности. Такие виды деятельности не являются характерными, например, для служб безопасности в США и Великобритании.

На основе характерных особенностей обеспечения экономической безопасности в Германии можно выделить две основные сферы деятельности: превентивное обеспечение безопасности и проведение расследований:

Органы обеспечения внутренней безопасности предприятий, банков и государственных учреждений в диапазоне детективных и охранных услуг по обеспечению безопасности бизнеса, имущества и защиты работников;

Сервисные подразделения и частные агентства.

К примеру, большое внимание уделяется незаконному использованию эмигрантов на предприятиях. Даже при формировании совместных предприятий в стране, на которых предполагается задействование в качестве сотрудников иностранцев, предполагается включение в состав службы внутренней безопасности сотрудников спецслужб. В случае нарушения таких соглашений со стороны предприятия (имеется в виду работа персонала, у которого нет разрешения на работу) компания может быть закрыта или ее деятельность приостановлена .

Проблемы обеспечения экономической безопасности хозяйственной деятельности на территории Германии занимают важное место. В этой связи созданы специальные механизмы взаимодействия служб внутренней безопасности с криминальной полицией, таможенной службой и пограничными войсками.

Другой характерной особенностью обеспечения экономической безопасности в Германии является повышенное внимание к защите коммерческих и промышленных секретов. Министерство внутренних дел Германии глубоко интегрировано в процесс совершенствования законодательства, регулирующего порядок проведения мероприятий по предотвращению утечки информации, составляющей коммерческую или промышленную тайну.

Закон против недобросовестной конкуренции считает конфиденциальность как обязательство лиц, которым стала известна из-за своего служебного положения или трудовых отношений коммерческая или промышленная информация. Вместе с сотрудниками частных промышленных и коммерческих служб безопасности руководители отдельных фирм, представители Министерства внутренних дел стремятся усовершенствовать правовые нормы, которые бы позволили предотвратить утечку информации, составляющей тайну, в процессе производственной деятельности фирм и их взаимодействия с общественностью.

Быстрое увеличение служб экономической безопасности промышленных и коммерческих фирм и финансовых институтов - недавняя тенденция во Франции. Создание частных служб безопасности отражает потребность национального бизнес-сообщества в снижении коммерческих рисков, особенно при работе на плохо изученных рынках. Спрос на услуги частных детективов и охранных фирм постоянно увеличивается .

Владельцами форм по обеспечению экономической безопасности могут быть только лица, имеющие гражданство Франции или Европейского союза. Бывшие сотрудники французской полиции могут взять на себя такие функции только с письменного разрешения Министра внутренних дел страны. В последние годы во Франции было серьезное беспокойство в связи с увеличением числа бывших полицейских, которые работают в частных охранных и детективных компаниях. В связи с этим Франция ввела обязательную регистрацию в Министерстве внутренних дел частных следователей. В сферу деятельности частных компаний по обеспечению экономической безопасности включают:

Предотвращения злоупотреблений торговой маркой;

Выявление фактов недобросовестной конкуренции;

Выявление фактов промышленного шпионажа и контрразведки;

обеспечение безопасности в банковской системе.

Но в действительности диапазон деятельности спецслужб несколько шире, в связи с чем стоимость услуг по обеспечению экономической безопасности во французских фирмах и банках гораздо выше и имеет тенденцию постоянного роста.

Важным вопросом для предпринимательских структур Франции выступает обеспечение экономической безопасности в сфере сохранения информации, а также борьба с компьютерной преступностью. Это связано с тем, что обеспечение

предпринимательской деятельности, а также взаимодействие с коммерческими партнерами осуществляется с помощью компьютерных сетей. В сложившейся ситуации использование компьютеров и интернета усиливает многократно риск несанкционированного доступа к базам данных, содержащихся в компьютерной памяти, а также перехват финансовой информации. В отличие от современных совершенных компьютеров, используемые средства не всегда имеют достаточного программного обеспечения для защиты данных от несанкционированного доступа.

В функциональные обязанности служб по обеспечению экономической безопасности входит анализ рисков несанкционированного доступа, выявление уязвимых областей, где риск незаконного проникновения в компьютеры государственных и частных компаний наиболее высок и т. д. В дополнение к безопасности несанкционированного доступа к коммерческой информации, содержащейся в сети или персональных компьютерах, французские специалисты в сфере обеспечения компьютерной безопасности предлагают более полную корпоративную программу, которая должна обеспечивать сохранность электронных данных во всех файлах компании или банка .

Из-за его географического положения, традиций и обычаев, довольно близких языковых систем и норм законодательства в странах Северной Европы есть много общих подходов к организации деятельности коммерческих и промышленных служб обеспечения экономической безопасности . В этих странах детективные и охранные бюро принадлежат к категории частных предприятий. Это предполагает, что их создание, регистрация, финансирование, налогообложение, правовой статус и деятельность регулируются Общими нормами права.

Уполномоченные сотрудники службы безопасности на предприятиях совместно с отделами кадровых служб проводят специальную проверку квалифицированных лиц, допущенных к работе с секретными документами и материалами.

Наблюдается тенденция к расширению функций государства в сфере обеспечения экономической безопасности путем создания ведомственных служб обеспечения безопасности коммерческой деятельности частных коммерческих организаций за рубежом. В их функции входит организация и помощь в формировании собственных служб обеспечения экономической безопасности.

В странах Северной Европы также привлекают к себе большое внимание компьютерные преступления и их предупреждение. Большинство компь-

ютерных преступлений, совершаемых в этих странах, остается нераскрытыми, так как компании, заботясь о своей репутации, редко сообщают о случаях несанкционированного доступа в их компьютерные системы. В таких случаях службы обеспечения экономической безопасности проводят самостоятельное расследование с привлечением сотрудников частных агентств, а лиц, признанных виновными, как правило, увольняют.

В целом в странах Северной Европы есть тенденция к созданию в промышленных и коммерческих фирмах мощных систем обеспечения экономической безопасности и их тесному сотрудничеству с правоохранительными органами в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности и предотвращению компьютерных преступлений, а также случаев промышленного шпионажа.

Таким образом, в современных условиях хозяйствования для зарубежным предпринимательских структур характерно, наряду с созданием собственных структур обеспечения экономической безопасности, тесное взаимодействие с частными детективно-охранными агентствами, службами обеспечения промышленной, информационной и коммерческой безопасности. Для структур, в функциональные обязанности которых входит обеспечение экономической безопасности, характерно усиление тенденции к постоянному расширению сфер, диапазона и масштаба решаемых задач. Расширяется сфера применения навыков обеспечения экономической безопасности: от торгово-экономической до финансовой и электронной. Кроме того, следует отметить перманентное повышение уровня квалификации и увеличение численности сотрудников как внутренних служб обеспечения экономической безопасности, так и частных агентств. Для западных фирм характерны усиление специализации сотрудников по обеспечению экономической безопасности и профессионализации.

Литература

1. Зеркалов Д. В. Экономические проблемы: хрестоматия. К.: Наук. свгг, 2008. URL: http:// zerkalov.org/ files/bb3.pdf#2

2. Колесниченко Е. А., Максаков Н. С. Анализ экономической безопасности предпринимательской структуры: многоуровневый подход // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 7.

3. Колесниченко Е. А., Максаков Н. С. К вопросу о критериях экономической безопасности предприятия: методические аспекты разработки //

Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 12.

4. Колесниченко Е. А., Гильфанов М. Т. Методические аспекты оценки и обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 11.

5. Грунин С. О. Механизм управления экономической безопасностью организации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2001.

6. Радюкова Я. Ю., Федорова М. А., Кулик Ю. П. Европейский опыт регулирования теневой экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. № 3 (16). С. 42-47.

7. Молдаванцев А. А. Участие органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности предприятия: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2004.

1. Zerkalov D. V. Ekonomicheskiye problemy: khrestomatiya / D. V. Zerkalov. K.: Nauk. svit, 2008. URL: http:// zerka-lov.org/files/bb3 .pdf#2

2. Kolesnichenko E. А., Maksakov N. S. Аnaliz ekonomicheskoj bezopasnosti predprinimatel"skoj struk-tury: mnogourovnevyj podkhod // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2013. Vyp. 7.

3. Kolesnichenko E. А., Maksakov N. S. K voprosu o kriteriyakh ekonomicheskoj bezopasnosti predpriyatiya: metodicheskiye aspekty razrabotki // Sotsial"no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, № 12. 2012.

4. Kolesnichenko E. А., Gil"fanov M. T. Metodicheskiye aspekty otsenki i obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti predpriyatiya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2013. Vyp. 11.

5. Grunin S. O. Mekhanizm upravleniya ekonomicheskoj bezopasnost"yu organizatsii : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk: Sankt-Peterburg, 2001.

6. Radyukova Ya. Yu., Fedorova M. А., Kulik Yu. P. Evropejskij opyt regulirovaniya tenevoj ekonomiki // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment. 2015. № 3 (16). S. 42-47.

7. Moldavantsev А. А. Uchastiye organov vnutren-nikh del v obespechenii ekonomicheskoj bezopasnosti predpriyatiya : avtoref. dis. ... kand ekon. nauk. Moskva, 2004.

FEATURES OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY IN FOREIGN COUNTRIES

OSMANOV ZHASYM DZHAFAROVICH Center of Macroeconomics, Finance and Management, Institute of Economy of Committee of Science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, Alma-Ata, the Republic of Kazakhstan, e-mail: [email protected]

MOISEEV PAVEL SERGEEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

Main objective of article is a consideration of specifics of providing economic security of enterprise structures and financial institutions abroad. The shortage of institutional and organizational and methodical help documentation, trainings and the training courses on which in an available form it is possible to inform businessmen on possible threats of economic security and possible instruments of prevention of illegal activity causes need of studying of such experience. In article authors considered experience of the USA and drew a conclusion that programs of prevention and fight against economic crimes in interaction of law enforcement agencies of the country with the public and private institutions of security and detective bureaus are in the greatest demand. Characteristic of the American business is the tendency of frictionless solution of problems in the sphere of economic security. Aspiration of businessmen to a minimum of undesirable publicity of illegal activity that reduces the level of indicators of illegal activity and solvability of crimes characterizes providing economic security in Great Britain. In Germany enterprise structures together with use of independent and private detective and security agencies actively use national security service for the solution of our main economic problems. The important question for enterprise structures of France is a providing of economic security in the sphere of saving of information and also fight against computer crime. In countries of Northern Europe there is a tendency to creation in industrial and business concerns powerful systems of providing economic security and to their close cooperation with law enforcement agencies for increase of efficiency of business activity and to prevention of computer crimes, and also cases of industrial espionage. Authors drew a conclusion that in modern conditions of managing for foreign enterprise structures is characteristic, along with creation of own structures of providing economic security, close interaction with private detective and security agencies, services of ensuring industrial, information and commercial security.

Key words: economic security, service of providing economic security, foreign experience of providing economic security

1

В работе проводится анализ зарубежного опыта обеспечения экономической безопасности прибрежных зон, который показал, что для эффективного управления данными районами специалистами разработан специальный подход, который называется «Интегрированное управление прибрежными зонами» (ИУПЗ). Особое внимание уделено реализуемым программам интегрированного управления прибрежными зонами, которые подразделяются на: централизованные общенациональные программы ИУПЗ (США, страны ЕС) и региональные программы ИУПЗ (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индонезия, Филиппины). В работе делается вывод о том, что экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности. Особое положение экономической безопасности объясняется тем, что все остальные виды безопасности не могут быть реализованы в полной мере без экономического обеспечения. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что: во-первых, обеспечение экономической безопасности регионов прибрежных государств осуществляется с помощью региональной политики; во-вторых, отсутствуют какие-либо специфические особенности в обеспечении экономической безопасности прибрежных регионов.

национальная безопасность.

интегрированное управление

Мировой океан

прибрежные зоны

экономическая безопасность

экономика

1. Абалкин Л.И. Институциональная экономика // Новая институциональная экономическая теория. - М. : ИНФРА-М, 2005. – 416 с.

2. Ветлугин С.Ю. Региональная политика зарубежных государств: альтернативные подходы // Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=590 (дата обращения: 12.05.2015).

3. Государственная экономическая политика США: современные тенденции // Институт США и Канады. - М. : Наука, 2006. – С. 127.

4. Денисов В.В. Эколого-географические основы устойчивого природопользования в шельфовых морях (экологическая география моря). – Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2002. - 502 с.

5. Дворцова Е.Н. Прибрежные территории: зарубежный опыт хозяйствования и управления // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - № 7. - С. 13-18.

6. Еремина Т.Р., Стецко Е.В. Правовое обеспечение комплексного управления прибрежной зоной. - CПб. : Изд-во РГТМУ, 2003. - С. 174.

7. Карлин Л.Н., Плинк Н.Л. Развитие комплексного подхода к управлению морской деятельностью Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.morskayakollegiya.ru/konf2007/konf2007_dok/7/ (дата обращения: 07.10.2014).

9. Buzan B. People, States and Fear. – Brighton, 1983. - P. 13-14.

В отличие от России, где в прибрежных зонах проживает около 12% населения, притом, что наша страна располагает наиболее протяженной береговой линией среди всех государств, в странах Европейского союза, США, Японии, Канады в прибрежных регионах проживает более 60% населения. Более того, две трети городов с населением свыше 1,5 миллионов человек располагаются в прибрежной зоне. Под «прибрежной зоной» понимается территориально-акваториальная полоса пространства вдоль линии раздела двух различных глобальных объектов природопользования - материковой части планеты и Мирового океана . Особый интерес к прибрежным зонам вызван тем, что именно здесь базируются и используются производственные мощности, которые позволяют использовать ресурсы и пространство Мирового океана. Поскольку прибрежные территории и шельф являются зоной совместного хозяйствования целого ряда пользователей, для наглядности на рисунке 1 представлена рамочная социально-экономическая модель морехозяйственного комплекса.

Рис. 1. Рамочная социально-экономическая модель морехозяйственного комплекса .

Согласно Методическим рекомендациям по разработке прибрежно-морского компонента Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации от 11 октября 2013 № Д17и-904 Минэкономразвития России, в состав гражданской морской деятельности входят:

Морской транспорт, в составе которого выделяются морское судоходство и портовое хозяйство;

Рыбное хозяйство, включающее промышленное рыболовство, искусственное воспроизводство и переработку морских гидробионтов, а также вспомогательные и обслуживающие производства;

Добыча минеральных ресурсов и разведка недр морского дна;

Судостроительная промышленность;

Морская инженерия (гидротехническое строительство, прокладывание трубопроводов, кабелей, берегозащитные мероприятия);

Морская научно-исследовательская деятельность;

Морская туристско-рекреационная сфера, включающая морской туризм, оздоровительную и лечебную деятельность на морских побережьях;

Мероприятия по обеспечению безопасности морской деятельности;

Мероприятия по обеспечению безопасности населения приморских регионов и смягчению последствий от морских стихийных бедствий;

Мероприятия по сохранению морских природных систем и рациональному использованию их ресурсов, защите морской среды от загрязнения;

Подготовка кадров для сферы морской деятельности .

Вопросам разрешения различных проблем, возникающих при освоении прибрежных зон, посвящены работы отечественных и зарубежных ученых, среди которых выделяются: Айбулатов Н.А., Борисенко Е.Н., Денисов В.В., Есин Н.В., Залогин Б.С., Каплин П.А., Кларк Д.Р., Леонтьев О.К., Матишов Г.Г., Плинк Н.Л., Хильдебранд Л.П. и многие другие.

Опыт приморских государств свидетельствует о возрастающей роли прибрежных зон, которую они играют в общем процессе социально-экономического развития. Это происходит за счет активизации и ускоренного развития инвестиционно-привлекательных отраслей экономики, связанных с использованием морских и прибрежных ресурсов . Для эффективного управления данными районами специалистами был разработан особый подход, который получил название Integrated Coastal Zone Management, что в переводе с английского означает «Интегрированное управление прибрежными зонами». В научной литературе слово «интегрированное» зачастую замещается словом «комплексное». На сегодняшний день в мире реализуется более 180 программ ИУПЗ различных уровней.

Анализ опыта зарубежных стран, применяющих для развития своих прибрежных районов ИУПЗ-подход, показал, что данный подход реализуется в двух формах: централизованные общенациональные программы ИУПЗ и региональные программы ИУПЗ. В таблице 1 представлены основные положения зарубежного опыта интегрированного управления прибрежными зонами.

Безусловный интерес представляет собой зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности прибрежных зон. Под экономической безопасностью, в наиболее общем смысле, понимается возможность экономики обеспечивать достойные условия для жизни и развития личности, социальную, экономическую, экологическую и военно-политическую стабильность, а также способность к постоянному обновлению, саморазвитию и противостоянию, внешним и внутренним угрозам.

Таблица 1

Зарубежный опыт интегрированного управления прибрежными зонами

Централизованная общенациональная программа ИУПЗ

Региональные программы ИУПЗ

Страны ЕС (Дания, Швеция, Испания)

Австралия, Новая Зеландия, Индонезия

Государство непосредственно выступило инициатором разработки общенациональной программы ИУПЗ. В результате все 35 прибрежных штатов участвуют в программе, а государство оказывает им финансовую поддержку. ИУПЗ сосредоточено на планировании, происходит планирование использования прибрежных ресурсов. В США эффективно сочетается централизованный подход и координация по проблемам национальной важности вместе с добровольным вовлечением в этот процесс всех заинтересованных групп населения и органов управления на региональном уровне.

В Европе ИУПЗ методически основано на анализе экономической политики. Эта методология помогает разработчикам хозяйственной стратегии в поиске решения сложных проблем, затрагивающих социальные вопросы и природные ценности. Методология анализа политики представляет собой поиск решений в несколько этапов, начиная с анализа проблемы и заканчивая ранжированием альтернатив для каждого определенного проекта, с выбором приоритетных направлений и идей. Почти все страны разработали океаническую политику, которая инкорпорирована в национальную стратегию устойчивого развития. Продолжается межгосударственное сотрудничество и в области предотвращения загрязнений моря и защиты уязвимой биосферы прибрежных районов. Особое внимание уделяется осведомленности общественности в вопросах освоения прибрежных районов, а также уточнению интересов и областей конфликтов между участниками процесса интегрированного управления.

Действует четыре региональных программы, включая одну по арктической зоне. Попытка в начале 1980-х годов разработки общенациональной программы по управлению прибрежными зонами оказалась неудачной.

Управление в значительной мере децентрализовано, упор делается на разработку региональных и локальных политик в области интегрированного управления прибрежными зонами. С учетом инициатив прибрежных сообществ создаются кодексы поведения промышленности в таких областях, как рекреация, туризм, развитие аквакультур.

Необходимо понимать, что экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности, которая также включает в себя: военную, информационную, культурную, экологическую, социальную, энергетическую и другие виды безопасности. Тем не менее особое место экономической безопасности объясняется тем, что все остальные виды безопасности не могут быть реализованы в полной мере без экономического обеспечения.

Под экономической безопасностью региона понимается совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития .

По мнению американского экономиста и политолога Б.Г. Бузана, «экономическая безопасность» - это состояние экономики, при котором экономическое благополучие участников общественных отношений, стабильность внутреннего рынка зависят от внешних факторов, но их негативное влияние нейтрализуется резервами хозяйствующего субъекта, позволяющими сохранить его стабильность . Бузан Б.Г. считает, что основой экономической безопасности является сохранение стабильности экономики за счет использования внутренних ресурсов экономической системы.

Анализ зарубежного опыта показал, что обеспечение экономической безопасности регионов осуществляется с помощью проведения властями специальной региональной политики, основанной на разработке региональных программ.

Как и во всех развитых странах, в Канаде обеспечение экономической безопасности регионов является одной из основных функций государства. С целью выравнивания уровней экономического развития регионов правительством проводится специальная региональная политика .

Во-первых, с помощью прямых финансовых трансфертов оказывается помощь депрессивным регионам, в Канаде к таковым относятся Атлантические штаты.

Во-вторых, реализуются целевые государственные программы, направленные на совершенствование различных видов инфраструктуры, поощрение частных инвестиций в слаборазвитые регионы путем предоставления налоговых и иных льгот, поддержку местного бизнеса.

Сама политика содействия регионам воплощается в жизнь с помощью 4 созданных государственных корпораций. Своеобразной особенностью проводимой региональной политики в Канаде является то, что используются как рыночные, так и нерыночные методы регулирования.

Так, к нерыночным можно отнести государственные протекционистские меры, которые направлены на защиту интересов жизненно важных секторов экономики, а также меры по регулированию прямых иностранных инвестиций. Главным примером могут служить меры, которые применяются для поддержания сельского хозяйства. В стране специально созданы советы по оптимизации, которые представляют собой некий вариант партнерства между государством и бизнесом. Основной задачей советов является скупка продукции фермеров и ее продажа на рынках .

Результаты проводимой региональной политики свидетельствуют об уменьшении неравенства регионов страны, тем не менее, следствием проводимой политики явились и негативные явления:

Вызывает вопросы эффективность использования государственных средств, которые направляются в депрессивные регионы;

Отсутствие стимулов к развитию за счет собственных средств, упование на помощь государства;

Усиление бюрократии на государственном и региональном уровнях.

В США обеспечение экономической безопасности регионов также является важной функцией государства.

Так, с целью стимулирования экономического роста и решения насущных региональных проблем правительством используется специальная региональная политика. Реализация региональной политики осуществляется посредством разработки региональных программ, которых в настоящее время насчитывается 4 :

Сокращение межрегиональных различий;

Формирование перспективных отраслевых программ экономического и социального развития регионов;

Финансовая поддержка штатов через блочные гранты (субсидии);

Стимулирование развития интеграционных тенденций.

1. С целью сокращения различий в развитии регионов правительством разрабатываются специальные программы, которые воплощаются в жизнь, в качестве примеров можно привести следующие: «Теннеси», «Аппалачи» и др.

Отличительной особенностью данных программ является то, что используется комплексный подход к решению региональных проблем с привлечением многоштатных региональных комиссий.

Многоштатная региональная комиссия представляет собой своеобразный программно-целевой орган координационного типа. Он воздействует на региональное развитие через аналитические исследования, прогнозы, индикативные планы и частично административные рычаги, не требуя при этом крупных финансовых средств.

2. С целью оказания влияния на развитие регионов разработаны специальные федеральные отраслевые программы, которые в настоящее время выделяются в 2 группы:

Финансируемые полностью из средств федерального бюджета отраслевые программы, которые реализуются на территории всей страны. Основной задачей региональных и местных органов власти является наблюдение за правильным распоряжением выделенных средств. Подобным образом реализуется федеральная программа помощи семьям с детьми иждивенцами (ПСДИ).

Направленные на улучшение условий жизни и предпринимательства в различных городах и поселках категориальные программы. В данном случае обязательным условием является долевое финансирование правительством штата или местными властями. Средства могут быть выделены штатам только в том случае, если они разрабатывают программы, соответствующие установкам федерального правительства, в противном случае власти штатов могут лишиться финансирования.

3. Так называемые блочные гранты - это своего рода финансовая поддержка властям штатов и местным органам власти со стороны федерального правительства. Блочные гранты были введены в начале 70-х годов XX века, с момента разработки программы общего участия в доходах. Получаемая от федерального правительства местными органами власти и правительствами штатов финансовая помощь формируется за счет 5,2% от суммы федерального подоходного налога с физических лиц. Эти средства региональные власти могут использовать на любые цели по своему усмотрению.

4. Интеграционное направление региональной политики. Дело в том, что штаты и местные власти конкурируют между собой в создании наиболее благоприятных условий для проживания и занятия предпринимательством с целью привлечения населения. В США 17-20% населения ежегодно меняют место жительства. В среднем одна семья в течение жизни 11 раз меняет квартиры.

Необходимо отметить, что в недавнем прошлом региональная политика государств - членов ЕС ориентировалась на реализацию региональных программ, устанавливаемых национальными правительствами. Однако с присоединением к сообществу менее развитых стран - Греции, Испании, Португалии, а позднее и Латвии, Литвы, Словакии и др. - возросла потребность в более активных и скоординированных действиях, направленных на ликвидацию региональных различий .

Оказание помощи проблемным регионам является основной задачей ЕС в настоящее время, для чего проводится активная региональная политика. С целью выделения проблемных регионов осуществляется анализ социально-экономической и статистической информации, на основании этих данных происходит отбор регионов, претендующих на финансовую поддержку ЕС. Специально для этого была даже разработана общая классификация регионов - Nomenclature of Territorial Units for Statistics (NUTS). По результатам анализа определяются проблемные регионы, попадающие в программу финансирования. Финансирование данного проекта осуществляется из средств Структурного фонда, который был образован еще в 1988 году и с того времени существует в неизменном виде.

С общего согласия государств - членов ЕС Европейской комиссией были выделены 3 основные цели помощи проблемным регионам.

1. Содействие структурной перестройке и развитию отсталых регионов. К числу отсталых регионов отнесены регионы, где производство ВВП на душу населения составляет менее 75% среднего ВВП по ЕС.

2. Содействие развитию депрессивных регионов, регионов с высоким уровнем безработицы и снижающимся уровнем промышленного развития, слабых сельских районов, а также районов, благополучие которых зависит от рыбной ловли.

3. Адаптация и модернизация систем образования, профессионального обучения и переподготовки, а также политики занятости (развитие людских ресурсов) .

После того как были определены территории, которым с высокой долей вероятности будет выделена финансовая помощь, государства ЕС должны подать в Комиссию планы-предложения регионального развития с описанием текущей ситуации, проблем, задач и стратегии развития. Помимо перечисленных выше документов, должна прилагаться сводная финансовая таблица с отражением объемов намеченного финансирования из национального бюджета и бюджета ЕС. Комиссия оценивает, насколько план-предложение согласуется с целями и принципами общей структурной политики ЕС.

Общий размер финансирования региональных программ ЕС во многом зависит от цели помощи региону. Если регион попадает под цель 1, то доля финансового участия ЕС может доходить до 75%. Чаще всего помощь ЕС составляет не более 50% от общих затрат на проект.

Заключение

Таким образом, на основании анализа зарубежного опыта обеспечения экономической безопасности регионов прибрежных государств можно сделать вывод о том, что:

Во-первых, обеспечение экономической безопасности регионов осуществляется с помощью специальной региональной политики;

Во-вторых, выявить какие-либо специфические особенности в обеспечении экономической безопасности прибрежных регионов не удалось.

Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 14-06-98800) и Российского гуманитарного научного фонда (проект 15-02-00009а).

Рецензенты:

Селин В.С., д.э.н., профессор, зав. отделом ФГБУН «Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина» Кольского научного центра РАН, г. Апатиты;

Скуфьина Т.П., д.э.н., доцент, г.н.с., зав. отделом ФГБУН «Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина» Кольского научного центра РАН, г. Апатиты.

Библиографическая ссылка

Ульченко М.В. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИБРЕЖНЫХ ЗОН // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20385 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...