Предисловие для взрослых. Механизм формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой единство формирования нравственно-экономических знаний, представлений, чувств и привычек поведения


СО СКАЗОЧНЫМИ ГЕРОЯМИ В МИР ЭКОНОМИКИ

Использование поведенческого репертуара сказочных героев позволяет детям познать экономическую картину мира в ситуации адекватного возрасту общения, а педагогу - творчески строить процесс экономического воспитания, опираясь на имеющийся опыт детей.

А.Н.Толстой « Золотой ключик или приключение Буратино».

Ситуация №1.

Цель: закрепить представление детей о банке, как месте, в котором хранятся деньги.

Содержание: Встретила однажды Мальвина своего друга Буратино. Деревянный мальчик сидел на пенёчке, рассматривал какие-то монеты и о чём-то сосредоточенно думал. «О чём ты думаешь, Буратино?»- спросила Мальвина. « Есть у меня несколько монет, но их не хватает, чтобы купить нужный мне букварь»- ответил Буратино. « Знаешь, Буратино, недалеко от сюда есть интересный дом, ты можешь вложить туда свои золотые, а когда захочешь их взять, то денег будет больше»,-сказала Мальвина.

Вопросы к детям:

1. О каком доме говорила Мальвина? 2.Что такое сберегательный банк?

Ситуация №2

Цель: обогатить представление детей о валюте, разнообразии денежных знаков.

Содержание: Мальвина раздаёт своим ученикам- Буратино, Пьеро, Артемону листочки, на которых нарисованы сказочные герои и деньги той страны, в которой они живут, и рассказывает историю про деньги. « Встретились как-то в стране экономики герои разных сказок: Красная Шапочка, Бременские музыканты, Сестрица Алёнушка, дядя Скрудж и стали вспоминать, как называются деньги разных стран.

марка

Красная Шапочка

франк

Бременские музыканты

рубль

дядя Скрудж

доллар

Сестрица Алёнушка

Задание: соедините линией каждый персонаж с той купюрой, которая « живёт» в его стране – предложила Мальвина своим ученикам.

Вопросы к детям:

1.О каких деньгах говорили герои сказок?

2.Как называются денежные знаки каждой страны: валюта, деньги, банкнота, монеты?

3.Что такое валюта?

Ситуация №3

Цель: расширить представления детей о разнообразных способах получения доходов и увеличения прибыли.

Вспомните, как можно увеличить семейные доходы?

Деньги надо закопать в землю и подождать когда вырастет денежное дерево - весело сказал Буратино.

Можно ставить новые спектакли и получать за это деньги- добавил, подумав Пьеро.

А не лучше ли деньги положить в банк и таким образом получать прибыль, т.е. доход- негромко сказал Артемон.

Мальвине понравились некоторые предложения, высказанные её учениками.

Вопросы к детям:

1.Как хотели увеличить доходы Буратино, Пьеро, Артемон?

2. Понравились ли Мальвине предложение Артемона, почему?

3.Как называются деньги, полученные вкладчиком за хранение их в банке: выгода прибыль, проценты, убыток?

4. Что такое прибыль, проценты?

Ситуация №4

Цель: познакомить детей с ценой разных товаров: качественных и товаров с браком (дефектом), ввести понятие скидка.

Содержание: Карабас-Барабас открыл новый магазин. Покупатели: лиса Алиса, кот Базилио, Артемон, Буратино – сделали для себя несколько покупок. На следующий день они пришли в магазин, но не купили, ни одной вещи. Карабас-Барабас задумался: « Почему не покупают товар?» И вдруг он обратил внимание на то, что некоторые вещи имеют брак (оторвана пуговица, поставлено пятно и тд.), т.е. у товара непривлекательный внешний вид. Карабас долго думал, как сделать, чтобы этот товар купили? И наконец, придумал: он зачеркнул прежнюю цену товара и написал новую. Появились таблички: « Товары продаются со скидкой». На следующий день все товары раскупили.

Вопросы детям:

1.Что придумал Карабас-барабас?

2.Продавать товар со скидкой выгодно или не выгодно?

Ситуация №5

Цель: познакомить с магазином (отделом) уценённых товаров.

« Что такое уценённые товары?»- спрашивает любопытный Буратино « Это товары по сниженным цена»,- отвечает Мальвина. « Что такое сниженная цена?»- вновь задаёт вопрос Буратино. « Это значит, что цена товара меняется. Она становиться меньше прежней»,- терпеливо объясняет Мальвина.- Если товар не пользуется спросом, то его продают дешевле, со скидкой».

Вопросы к детям:

1.О каких товарах говорила Мальвина?

2. Как называются товары, цена, которых снижена: уценённые товары, товары со скидкой, дорогие (дешевые) товары?

3. Что такое скидка?

Ситуация № 6

Цель: сформировать у детей представление о цене, как выражении качества товара.

Буратино и Пьеро внимательно рассматривают картинки, угадывают товар, который будет продаваться дешевле (по сниженной цене, со скидкой).

Вопросы к детям:

1.Как ученики Мальвины определяют товары, которые будут продаваться по сниженной цене (со скидкой)?

2.От чего зависит цена товара?

3.Что обозначает скидка цены товара: цена повышается, цена понижается, остаётся.

Три поросёнка.

Английская сказка.

Ситуация №1

Цель: сформировать у детей представление о рациональности выбора материалов.

Нуф-Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее.

Наф-Наф советует строить дом из кирпича.

Вопросы детям:

1.О чём спорили поросята?

2.Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево?

3.Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?

4.Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили на юге, севере?

5. Как можно назвать слово «материал» по - другому?

Ситуация№2

Цель: расширить представление детей о рациональном использовании денег.

Вопросы детям:

1.Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?

2.Израсходованные деньги - это доход, расход, прибыль?

3. Что такое расход?

4. Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?

Ситуация №3

Цель: сформировать понятие необходимости расчёта доходов, умение выполнять простейшие расчётные операции, установление соответствия доходов и расходов.

Содержание: живут поросята в новом красивом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьёзная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для их оплаты, и приступили к расчётам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег.


Вопросы:


1.Как можно назвать деньги потраченные поросятами?

2. Какие бывают расходы?

3.Назови, в каком случае можно сказать об экономии денег: д р, д р, д р. Почему?

Ситуация № 4

Цель: сформировать понимание источников денежных накоплений; развивать умение экономить.

Содержание: пришёл однажды волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в неё. А в шкатулке – большое количество монет разного достоинства. « Откуда у вас столько денег?»- удивлённо спрашивает волк. « Мы очень внимательно ведём учёт семейных доходов и расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку»,- с гордостью сообщили поросята.

Вопросы детям:

1.Как называют деньги, которые поросята откладывают в копилку?

2. Что такое денежное накопление (сбережение)? Когда оно появляется?

Волк и семеро козлят

Русская народная сказка.

Ситуация №1

Цель: подвести детей к пониманию необходимости рационального (целесообразного, экономического) ведения домашнего хозяйства.

Содержание: козлята решили помочь маме Козе по хозяйству: сварить обед, навести порядок. Они подумали, что суп будет вкусным, если его сварить из капусты, картофеля, яблок и орехов. «Всё сразу сложить в кастрюлю, залить водой – и на плиту», - говорит один козлёнок. « Ковёр будет чистым, если по нему побегать, покувыркаться, попрыгать», - высказывает свою точку зрения другой козлёнок. Мама Коза была не рада, когда увидела « помощь» своих козлят. Она сказала: « Нужно знать секреты ведения домашнего хозяйства».

Вопросы к детям:

1. Почему мама Коза была огорчена?

2. Знают ли козлята, как нужно выполнять домашнюю работу?

3. Что такое секреты домашнего хозяйства? Какие ты знаешь секреты?

Ситуация №2

Цель: показать детям важность выполнения своих обязанностей каждым членом своей семьи, необходимость сохранения хороших отношений в семье, помощи, взаимного уважения.

Содержание: козлята усердно обучались секретам домашнего мастерства. И когда мама Коза ушла по делам, козлята договорились, какую работу будет выполнять каждый из них. « Я приготовлю вкусный обед», - говорит один козлёнок. « Я отремонтирую пылесос и быстро наведу порядок», - говорит другой. А третий решает поработать на огороде, полить любимую капусту.

Вопросы детям:

1. О чём говорили козлята?

2. Можно ли утверждать, что козлята умеют распределять обязанности между собой?

3. Почему каждый из козлят выбрал одно дело?

4. Каков результат умелого распределения домашних дел?

5. Что такое распределение домашнего труда?

Ситуация №3

Цель: сформировать у детей понимание необходимости информации о товаре через этикетку (ярлык).

Содержание: мама Коза решила создать своё собственное дело. Она была мастером швейного мастерства и шила штанишки, рубашки для маленьких козлят и других зверей. Партия новой одежды была готова, но в продажу не поступила. «Почему?»- удивились козлята. « Товар не может продаваться без этикетки (ярлыка)»,- поясняет Коза.- На этикетке указывается название изделия, размер, его изготовитель, цена. Козлята с удовольствием принялись за изготовление таких необходимых этикеток.

Вопросы детям:

1. Где записываются сведения о товаре?

2. Как можно назвать информацию о товаре: реклама, ярлык, объявление, ценник, этикетка?

3. Что может случиться, если на товаре не будет этикетки (ярлыка)?

4. Что такое этикетка?

Ситуация № 4

Цель: уточнить представление детей о подарке как способе выражения бескорыстного отношения к окружающим.

Содержание: однажды волк пришёл к Козе и козлятам и сказал: «Я решил сделать вам подарок. Подарок необычный: сегодня мы идём в театр. Козлята обрадовались - они любили представления… Волк долго ждал, когда Коза спросит о стоимости билетов, и наконец, сказал: « Цена одного билета – один рубль. Давай-ка Коза рассчитаемся. Ты мне должна восемь рублей». Коза очень удивилась.

Вопросы детям:

1.Чем сначала обрадовал Волк Козу и козлят?

3.Что такое подарок?

Теремок

Русская народная сказка

Ситуация №1

Цель: расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли.

Содержание: жила-была Мышка-норушка в красивом теремке, в котором было много комнат. Занимала мышка одну комнату, а другие сдавала лесным жителям и получала за это деньги. « Как потратить полученные деньги: купить себе новую шубку, или вложить в строительство кафе – мороженого?- размышляет Мышка,- в лесу нет ни одного кафе. А его жители любят мороженное и с удовольствием будут его покупать». И Мышка твёрдо решила строить кафе – мороженое.

Вопросы детям:

1.Выгодног ли распределила деньги Мышка – норушка?

2.Что такое выгода (прибыль)?

Ситуация №2

Цель: сформировать у детей представление о личной собственности и способах её использования для получения прибыли.

Содержание: шёл Михайло Иванович по полю и увидел разрушенный теремок. « Построю новую гостиницу для лесных зверей,- решает медведь, холодно иногда бывает в лесу: то мороз, то метель, то дождь». И построил. Понравилась гостиница зверятам: уютные номера, недорогая плата (цена) за номер. А главное- каждый вечер собирались они вместе за чашкой чая, и обсуждали интересующий их вопрос: какая личная собственность есть у каждого из них?

Вопросы детям:

1. Как можно назвать медведя, имеющего гостиницу?

2. Кем является Михайло Потапыч: хозяином, собственником, гостем, квартирантом?

3. Что получает медведь от работы гостиницы?

4. Какую личную собственность могли иметь зверята?

5. Что такое личная собственность?

Ситуация № 3

Цель: уточнить название профессии бармен и зависимость количества посетителей от качества их обслуживания.

Содержание: пригласила однажды Мышка-норушка своих друзей в лесной бар. Ёжик, который стоял за стойкой бара, предложил посетителям меню с указанием разных напитков (соков, коктейль и др.) и цен. Друзья выбрали любимые напитки, и ёж быстро их приготовил. Очень понравилось зверятам, как выполнили их заказы, и они пообещали, что будут часто заходить в этот бар.

Вопросы детям:

1. Кем был ёж?

2. Как можно назвать эту профессию: продавец, бармен, официант?

3. Чем занимается бармен?

4. Почему звери решили часто заходить в бар?

Золушка.

Шарль Перро.

Ситуация №1

Цель: Уточнить знания о бытовой технике, её значении в жизни людей.

Содержание: Рассказала Золушка королю, как много приходится ей трудиться в доме мачехи: стирать и гладить бельё, наводить порядок, готовить еду, шить одежду. Нет у Золушки ни одной свободной минутки. Приказал тогда король своим мудрецам придумать машины, которые помогли бы человеку в домашнем хозяйстве, облегчили его труд. И вскоре, такие волшебные машины появились на главной ярмарочной площади города. Золушка и все остальные жители королевства восхищённо наблюдали, как машины чистили ковры и дорожки, резали овощи и фрукты, готовили напитки, стирали бельё. «Вот мои умные помощники!»- воскликнула счастливая Золушка.

Вопросы к детям:

1. Что изобрели мудрецы в королевстве?

2. Какие предметы (товары) можно назвать бытовой техникой?

Ситуация №2

Цель: Сформировать понимание необходимости рекламы для прибыльной работы предприятия.

Содержание: Добрая фея открыла для Золушки салон красоты «Девица-красавица». Принц приказал своим слугам разнести весть о салоне по всему королевству. Одни слуги зазывали посетителей, громко рассказывая о салоне на площадях и улицах, другие поместили объявление в рекламной газете «Горожане». А Золушка всем своим друзьям разослала открытки-приглашения, в которых сообщала об услугах и ценах.

Вопросы детям:

1. Как узнали о новом салоне жители королевства?

2. Как можно назвать сообщение о салоне?

Экономическое воспитание дошкольников - относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.

Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена. Наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.

Механизм формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой единство формирования нравственно-экономических знаний, представлений, чувств и привычек поведения.

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали обучающие игры. Главной особенностью обучающих игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Все включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ нравственно-экономических знаний, представлений, чувств, привычек поведения.

Разработанная нами серия обучающих игр по экономическому воспитанию состоит из четырех блоков:

I блок. «Человек и его потребности» (дидактические игры: «Материальные потребности», «Пятый лишний», «Вкусно и полезно», «Духовные потребности», «Выставка вещей» и др.; сюжетно-дидактические игры: «Туристический поход», «Космонавты-путешественники», «Одень куклу по сезону», «Путешествие в страну вещей» и др.).

II блок. «Работник. Кто производит товары?» (дидактические игры: «Все работы хороши», «Предприятия нашего города», «Кому что нужно для работы», «Чья это продукция?», «Как получается хлеб?» и др.; сюжетно-дидактические: «Супермаркет», «Цветочный магазин», «Экскурсия в книжный магазин», «Мебельная фабрика» и др.).

III блок. «Потребитель. На что расходуем деньги? Семейный бюджет» (дидактические игры: «Бюджет моей семьи», «Расходы семьи», «Для чего нужны деньги?», «Что быстрее купят?», «Советы покупателю» и др.; сюжетно-дидактические игры: «Почта», «Цирк», «Ателье», «Туристы» и др.).

IV блок. «Деньги, обмен, торговля» (дидактические игры: «Чего нельзя купить?», «Что дороже?», «Цепочка экономических слов», «Бартер», «Где, что можно купить» и др.; сюжетно-дидактические: «Товарный склад», «Рекламное агенство», «Волшебная копилка» и др.).

  • Цель первого блока - формирование у детей представлений о материальных и духовных потребностях человека, воспитание осознанно правильного отношения к предметам и явлениям окружающего мира.
  • Второй блок игр направлен на знакомство детей с производителями товаров и услуг, на то, чтобы показать взаимосвязь потребления и производства товаров, потребления и предлагаемых услуг; воспитание уважительного отношения к труду и людям труда.
  • Цель третьего блока - научить детей выделять основные направления использования денег людьми, дать представление о семейных доходах и расходах, о семейном бюджете, развивать основы экономического мышления, формировать привычки нравственно-экономического поведения.
  • Четвертый блок ориентирован на закрепление представления детей о деньгах как универсальном средстве обмена, спросе и предложении, их влиянии на величину цены, об обмене товарами и услугами; формирование основ экономической культуры личности ребенка.

В процессе экспериментальной работы обучающие игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных обучающих игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия.

Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам обучающие игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

В результате исследования мы пришли к выводу, что обучающие игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Обучающие игры по экономическому воспитанию детей-дошкольного возраста

«Кафе «Вкусно и полезно»

Цель: расширить знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Материал: меню с изображением продуктов питания.

Воспитатель «приглашает» детей в кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.

«Туристический поход»

Цель: уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека.

Материал: карточки с изображением разных вещей.

Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на север, в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех условиях, в которые они попадут.

Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате, участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.

«Предприятия нашего города»

Цель: закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.

Материал: фотографии с изображением цехов различных предприятий.

Детям раздаются фотографии с изображением цехов предприятий города. Им необходимо назвать предприятие, профессий людей, работающих на нем, и продукцию, которую они производят.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, денег.

Воспитатель предлагает детям разделиться на три семьи. Каждому необходимо вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их труда. Сумма денежного вознаграждения за труд на карточке не указана, дети ее определяют сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце игры сравнить, у кого он больше. Варианты семейного бюджета могут быть разные. Например, вариант 1: папа - юрист, зарплата…, мама - продавец, зарплата…, сын - студент, стипендия…; вариант 2: папа - водитель, зарплата…, мама - учитель, зарплата…, дочь - ученица 2-го класса и т.д.

«Товарный склад»

Цель: продолжать учить детей различать товары по их принадлежности к определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания и т.д.).

Материал: карточки с изображением товаров, фургоны с названием магазинов, куда будет развозиться товар: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель».

Воспитатель предлагает детям выступить в роли водителей-экспедиторов и развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель». Каждый водитель-экспедитор находит карточки с товаром для своего магазина. Выигрывает тот, кто правильно подобрал товар.

Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек.

Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?

Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?

Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке - 2 тысячи. Где Миша купит бананы? Почему?

Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него?

Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?

Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?

(отревок).
Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова

ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки!
Вы все знаете, в какое сложное время мы живем. Сколько нового и незнакомого появилось вокруг! Процессы, явления, понятия, над которыми раньше и не задумывались: инфляция, акционерное общество, акция, капитал, брокер, менеджер, инвестиция и так далее и тому подобное.
Как помочь ребенку не утонуть в этом потоке информации? Как подсказать, что плохо, что хорошо? Как помочь не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда он подрастет?
Мы - авторы этой книги - считаем, что экономические знания так же необходимы нашим детям, как элементарные знания гигиены, правил поведения в обществе и правил дорожного движения, так же важны, как знания родной речи и математики. Это не значит, что каждый должен в будущем стать экономистом или работать в бизнесе. Напротив. Мы полагаем, что каждый ребенок должен развивать свои индивидуальные творческие способности. Но для того чтобы эти свои способности в полной мере реализовать, он должен хорошо ориентироваться в окружающей жизни. А без знаний экономики сделать это очень трудно.
На наш же взгляд, формирование у детей экономического мышления можно и нужно начинать еще с дошкольного возраста. В это время малыши наиболее восприимчивы к новым знаниям, особенно если они преподносятся в игровой форме.
Наверняка ваш ребенок уже задавал вопросы, так или иначе связанные с экономическими проблемами. Всегда ли вы могли на них ответить правильно и доступно? Помните, что делать это нужно не путем прямого обучения, а с помощью игр, специальных радио- и телепередач, любимых мультфильмов и книг. Но главная роль в этом процессе отводится вам, дорогие взрослые. Хотелось бы, чтобы эта книга оказалась для вас первым помощником. Самый оптимальный вариант работы с книгой - семейное чтение. Сядьте рядом с малышом и почитайте вместе. Проверьте, как понимает ваш ребенок каждую историю из книги, как отвечает на вопросы и выполняет задания. Если есть возможность, объясняйте прочитанное на примерах своей профессии, своего дела. Может быть, и вам это поможет узнать и понять что-нибудь необходимое и важное или по-новому взглянуть на свою жизнь. Обратите внимание на определения, которые даны под заголовком "Только для взрослых!". Они помогут вам ориентироваться в экономических понятиях, изложенных в книге, и разъяснить ребенку то, что покажется ему сложным.
Вместе с тем постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения и не лишайте его возможности мыслить самостоятельно.
Надеемся, что чтение книги послужит толчком к размышлениям не только на экономические темы. Пусть ваш сын или дочь подумают о том, зачем нужны деньги, накопления. И стоит ли дело добывания денег делать самоцелью? Обсудите с ребенком, на что не нужно жалеть денег и почему (занятия спортом, путешествия, посещение театров и выставок, покупка книг, подарков для родных и близких, устройство и проведение праздников и т. п.). Постарайтесь, чтобы ваш ребенок понял: счастье - это не только получать, но и отдавать, дарить радость окружающим тебя людям. И пусть ваш малыш будет счастлив!
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

Как Миша из покупателя превратился в продавца

О том, с чего нужно начинать,

Если хочешь организовать свое дело,

И как определить, что в этом деле самое главное

Как-то раз, проснувшись после зимней спячки, вылез Миша из любимой берлоги и глазам своим не поверил: такая красота вокруг - просто дух захватывает! Весь лес словно вымытый стоит, переливаясь всеми цветами радуги в лучах нежного мартовскогo солнышка. Ветки берез, сосен, елей так четко вырисовываются на фоне сияющего голубизной неба, что кажется, будто они выписаны мастерской рукой художника и служат декорацией для сказочного спектакля, в котором все волшебное:
и этот лес, и небо, и белый-пребелый снег, от которого, если на него долго смотреть, аж глаза зажмуриваются...

Весь день Миша катался на санках, кувыркался в снегу, и вот результат: к вечеру у него заболело горло. Срочно нужны чай с малиновым вареньем и горячее молоко! Но в берлоге ничего этого не оказалось. Побрел Миша на лесной рынок, а там уже никого нет - поздно пришел. Побежал Миша в магазин к Винни-Пуху - и тут неудача, на дверях записка: "Ушел в свой родной лес на день рождения осленка Иа". "Эх, - огорчился Миша, - был бы у меня свой магазин, всего бы вдоволь было". И решил он открыть свой магазин.

Сказано - сделано. На следующий день рано-рано утром Миша, хотя еще и чувствовал себя не очень хорошо, чисто вымел берлогу, установил посредине прилавок, поставил на него найденные на лесной свалке чугунные весы и важно уселся ждать покупателей.

Забежал к Мише Зайчик - внук старого Зайца.

Ты что, в снежки играть не идешь?

Не могу, я теперь - хозяин магазина. Видишь, торгую.

Торгуешь? А чем ты торгуешь?

Почесал Миша затылок, а ответить-то и нечего и торговать нечем. Зайчик постоял-постоял, пожал плечиками и убежал. Расстроился Миша, чуть не плачет. Стал он думать-гадать: отчего же у
него ничего не получается?
Думал-думал и наконец понял, что главное в магазине - не весы, не
прилавок и даже не продавец, а то, чем торгуют, - ТОВАР.

Забегал Миша по берлоге, ищет, что выложить на прилавок. Нашел дырявый резиновый мячик,
хотел его на прилавок положить, да вовремя спохватился: кому же такое старье нужно? Подумал было свою шубу продать, да шуба самому пригодится.

И вспомнил Миша, что в дальней кладовке у него несколько бочонков меда припрятано. Что может
быть вкуснее и полезнее меда для любого лесного жителя!

Выкатил Миша пять бочонков из кладовки, расставил их на прилавке и уселся ждать покупателей. Глядит он на мед и думает: "Странное дело! Когда я мед в лесу собирал - это был просто
мед диких пчел. Когда мед в кладовке лежал - это был просто мед запасливого медвежонка".


Миша облизнулся и стал думать дальше: "А как только я бочонок меда на прилавок поставил, он уже стал не просто медом, а товаром. Значит, товар - это то, что можно купить и продать".

Но тут Мишины думы прервал новый гость - Ежонок. Он купил баночку меда для своего любимого старого дедушки.

Так началась торговля в Мишином магазине. И скоро на прилавке этого магазина стояли не только бочонки с душистым медом, но и много других вкусных товаров. А где Миша раздобыл их? Об этом ты узнаешь в следующей истории.

А теперь мы предлагаем тебе заглянуть в одну очень умную книгу, которую начинающему бизнесмену Мише подарил мудрый Филин, узнавший от лесной сплетницы Сороки новость об открытии магазина. Он сказал, что эта книга, хотя и называется скучно "Задачник", поможет Мише (и тебе тоже) овладеть новыми знаниями в области экономики.

ЗАДАЧНИК МУДРОГО ФИЛИНА
1. Отгадай загадку:

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто...
2. Вспомни сказку братьев Гримм "Король-Дроздобород" - о капризной принцессе, которой пришлось продавать на базаре горшки. Как можно назвать эти горшки?
3. Внимательно посмотри на рисунок и карандашом скажи, что можно купить? Подумай, почему не все можно купить и продать. Как ты считаешь, что еше не продается и не покупается? Обсуди это со взрослыми.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...