Социально-экономические процессы. Социально-экономические процессы в россии


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Введение

Общество представляет собой чрезвычайно сложную систему управления, состоящую из относительно самостоятельных систем: экономической, политической, духовной, культурной, этнонациональной и других, каждая из которых выполняет специфические функции.

Государство является той структурой, которая интегрирует современное общество, придает ему целостность. Именно в его рамках концентрируются высшие властные полномочия, сосредоточиваются управленческие механизмы и осуществляется деятельность, направленная на регулирование социальных отношений.

Формирование представлений о роли, функциях и месте государства в обществе представляет собой довольно длительный и противоречивый процесс. Несмотря на то, что государства возникли в глубокой древности, сам термин «государство» и близкий к современному его смысл сформировались лишь в XVI в. в трудах Н. Макиавелли, который впервые использовал его (от лат. status - положение) для обозначения особой - властной - структуры общества.

В современном понимании государство - это совокупность официальных институтов и способ политико-правовой организации жизни общества во главе с единоличным или коллективным правителем, органами исполнительной и других властей и вертикальной системой управления, с помощью которых реализуется власть, охраняется существующий строй, обеспечивается нормальная жизнь людей. Из этого определения следует, что главная задача государства - обеспечение эффективного функционирования власти в обществе, а также оптимальное управление общественными процессами, определение перспективных стратегий развития, решение текущих актуальных проблем, возникающих перед людьми, на основе учета их интересов, с одной стороны, и имеющихся потенциальных ресурсов - с другой. Ясно, что более или менее удовлетворительное решение такой масштабной задачи возможно только на основе достоверного владения информацией о реальном положении дел во всех сколько-нибудь существенных сферах государственного организма, ее глубокого осмысления и тщательного анализа, разработки на этой основе взвешенных, сбалансированных решений.

Не секрет, однако, что за подавляющим большинством решений, принимаемых практически на всех уровнях государственной власти, не стоит не только научного анализа состояния и тенденций развития социальных процессов, но и элементарного здравого смысла. Вот лишь некоторые причины подобной ситуации:

приход во властные структуры современного российского общества людей с низкой, а чаще - нижайшей управленческой культурой;

склонность чиновников к абсолютизации одной точки зрения, нетерпимость к альтернативным подходам;

слабое владение или полное отсутствие у них навыков научного анализа имеющейся информации и использования современных методов ее получения из новых источников, более полно отражающих динамизм и специфику управляемых процессов;

неудовлетворительный уровень владения руководящими кадрами современными компьютерными технологиями преобразования и анализа информации, низкая мотивация на самостоятельное овладение их возможностями.

В результате экономические и социально-политические реалии со всей отчетливостью обозначили противоречие, состоящее в том, что за радикальным изменением устройства современного российского общества не последовало столь же принципиальных изменений в организационных структурах, механизмах и практике функционирования органов государственного управления. Как и прежде, мы наталкиваемся на непомерный рост бюрократического аппарата, чрезвычайно высокий уровень дифференциации и формализации его деятельности, инерционность, консерватизм, слабую чувствительность к динамичным и противоречивым процессам современной жизни и т. п. Вместо личной ответственности господствуют анонимность и разочарование. Следствия достаточно очевидные: низкий уровень доверия граждан к органам государственной власти из-за их неспособности решать не только сложные комплексные проблемы, но и относительно простые бытовые задачи, а также падение престижа и удовлетворенности своей работой госслужащих, и как итог - самоизоляция, отчуждение, а иногда и враждебность государственных органов интересам рядовых граждан.

Альтернативная концепция государственного управления заключается не в ослаблении участия государства в социально-экономических процессах, как того требует идеология «либеральных» «реформ», а в повышении его эффективности с учетом сложившихся реалий общественной жизни. Огромную роль в реализации этой концепции может сыграть органичное включение научно-исследовательской деятельности в практику функционирования властных органов.

Совершенно очевидно, что управление только тогда может быть успешным, если управленческие структуры, да и сама система в целом (как на уровне государства, так и нижестоящих уровнях) гибко реагируют, трансформируются и развиваются в соответствии с теми динамическими процессами, которые непрерывно происходят в социуме. Это оказывается практически возможным только при условии проведения достаточно регулярных научных исследований, результатом которых является представление органам власти вариантов эффективных решений, обеспечивающих наиболее оптимальные пути достижения поставленных целей.

По оценкам различных экспертов, эффективное управление возможно, если исследовательская деятельность в структуре рабочего времени современного руководителя составляет не менее 20-30 %. Если принять во внимание непрерывное усложнение условий функционирования социума, повышение динамики социальных процессов, интенсивное проникновение новейшего оборудования, техники и технологий в повседневную жизнь, дефицит времени, то можно с абсолютной уверенностью утверждать, что эта доля в дальнейшем должна возрастать. Уже давно стало ясно, что опыт, профессионализм, здравый смысл хотя и являются необходимыми качествами руководящего работника, но в современных условиях они совершенно недостаточны для эффективного управления. Узкопрофильный специалист, как правило, ограничен в своих возможностях, он не может выйти за границы своей специальности, взглянуть на возникающие проблемы «другими глазами». Для этого современный управленец должен быть широко образован. Ему необходимо знать главное о многом и все о конкретике, связанной со своей предметной областью. Развитию именно этого качества способствует знание методов исследования экономических и политических процессов. Цель настоящего учебника:

сформировать достаточно твердое убеждение в необходимости обязательного использования материалов научных исследований в своей практической управленческой деятельности;

пробудить и развить творческие способности, перспективное мышление и навыки привлечения полной и достоверной информации о состоянии и динамике управляемых процессов и явлений при обосновании и разработке принимаемых решений;

ознакомить с наиболее важными методами получения, преобразования и содержательного анализа эмпирической информации, отражающей состояние и динамику социально- экономических и политических процессов.

1. Понятие и содержание социально-экономических и политических процессов

1.1 Понятие, виды и типы социально-экономических процессов

В экономике как общественной сфере трудовой и хозяйственной деятельности постоянно происходят два типа процессов, которые по своему характеру делятся на естественные и общественные. Естественные процессы осуществляются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью средств труда для создания материальных (вещественных) или интеллектуальных продуктов. Общественные процессы характеризуют взаимоотношения между людьми, связанные с производством и/или распределением указанных продуктов и их потреблением. Оба процесса протекают в теснейшем взаимодействии. Кроме того, они опосредуются процессами регулирования (планового, рыночного, смешанного). В результате формируются социально-экономические процессы, определяемые как совокупность процессов создания и функционирования социально-экономической системы, характеризующих динамику изменения ее параметров на том или ином уровне хозяйствования.

Социально-экономические процессы классифицируются по типам и видам в зависимости от критерия, лежащего в основе классификации:

по степени управляемости - стихийные и управляемые;

по направленности распространения - внешне- и внутриэкономические, в рамках которых могут развиваться процессы международной интеграции, кооперации, сотрудничества и т. д.;

по масштабу влияния на жизнедеятельность социума - макроэкономические, региональные, локальные, микроэкономические;

по структуре функционального проявления - производственные, трудовые, организационные, технологические, информационные процессы.

С точки зрения устойчивости взаимосвязей экономических и других социальных структур можно говорить о стабильных и нестабильных социально-экономических процессах. Первый характеризуется устойчивостью социально-экономической системы и поведения граждан, отработанными механизмами принятия экономических решений. Второй обычно возникает в период кризиса как проявление необходимости изменения социально-экономической ситуации.

1.2 Особенности управляемых социально-экономических процессов

социальный экономический политический трудовой

Человеческое общество возникло и развивается главным образом по пути совершенствования механизмов и форм социального управления, поэтому идея необходимости и обоснованности пределов управленческих воздействий на экономику имеет особое и принципиальное значение. Часто употребляемое понятие «управление экономикой» в силу глобальности и неопределенности управляемого объекта не раскрывает его реального содержания. Оно, скорее, отражает привычную, сформировавшуюся еще в советское время практику централизованного государственного планирования и управления народным хозяйством страны и совершенно неприемлемо для адекватного отражения радикально изменившейся роли российского государства и его институциональных воздействий на экономику. С другой стороны, в современной практике промышленно развитых стран господствующее положение занимает идея экономического регулирования, т. е. делается акцент на том, что решение хозяйственных задач основывается на приоритете экономических критериев и методов, хотя не отрицается роль политических, социальных, организационных и других аспектов, связанных с его реализацией.

При всех различиях в подходах и формах конкретных управленческих воздействий на экономическую и социальную сферы в целом все они базируются на общей теории управления. В соответствии с ней любая управленческая деятельность реализуется как циклический процесс, в основе которого - единый, универсальный инвариантный алгоритм, насчитывающий от 4 до 16 этапов в зависимости от степени детализации. Поэтому есть смысл кратко напомнить его содержание.

В самом общем (минимальном) виде управленческий цикл состоит из следующих этапов.

1. Сбор информации, отражающей состояние системы управления в целом, а также об имеющихся и возможных механизмах управленческих воздействий, недопустимых состояниях системы и наиболее важных ее элементов.

2. Всесторонний анализ информации для получения общей картины состояния системы в настоящем (диагностика), а также на определенный момент (моменты) в будущем как при сохранении существующих механизмов ее функционирования, так и реализации некоторых нестандартных управленческих решений (прогнозирование).

3. Обоснование и принятие целей развития на отдаленную перспективу (проектирование) и ряд промежуточных этапов (программирование и планирование). Разработка критериев оценки развития, оптимальности и эффективности принимаемых решений.

4. Организация постоянного текущего и выборочного (ситуационного) контроля выполнения управленческих решений.

Следует отметить, что по своему содержанию первый и четвертый этапы практически совпадают. Благодаря этому управление приобретает циклический характер.

Достаточно очевидно, что в рамках общей универсальной схемы в зависимости от конкретной ситуации механизмы управленческой деятельности могут радикально отличаться друг от друга. При этом основным критерием оптимальности является соответствие принятого механизма управления реальным условиям.

Как известно, опыт управления крупными социально-экономическими процессами опирается главным образом на два подхода, на две традиции, идущие еще от Тэйлора и Мэйо в классическом менеджменте. Первый подход программно-целевой, предполагающий довольно жесткое, директивное взаимодействие между субъектом (в нашем случае - государственными структурами) и объектом управления (в нашем случае - экономика и социальная сфера в целом). Второй - «органический», рассчитанный на учет внутренних возможностей и особенностей объекта управления. В своем самом широком смысле он известен как «концепция модернизации».

Первый подход предполагает постановку задачи, поиск решений, оценку альтернативных вариантов, выбор оптимальной стратегии, формирование программы и обеспечение ее инфраструктуры (руководящих органов и подчиненных структур, системы директивных связей, сбора и анализа информации обратной связи, контроля и т. д.). Этот подход построен на строгом подчинении тех подсистем объекта управления, которые по каким-то характеристикам выбиваются из общего движения к цели.

Второй подход основан на предпосылке, что имеются «пределы управления», т. е. пределы силового воздействия на поведение подсистем управляемого объекта. В рамках этого подхода предполагается, что изменение нежелательного, «неправильного» поведения элементов управляемой подсистемы или объекта управления в целом должно происходить «мягко», не по внешнему принуждению, а по внутренней логике собственного развития.

Оба подхода имеют в своих арсеналах достаточно средств для эффективной реализации, но в определенных границах. Сильными сторонами программно-целевого подхода являются хорошо разработанные и постоянно совершенствующиеся методы и средства, в том числе экономико-математические методы, моделирование, искусственный интеллект и др. Формируемые программы обладают свойством концентрации усилий и средств, контролируемости и конкретности, что очень выгодно не только с технологической, но и социальной точки зрения. Этот подход наиболее эффективен в стабильных или хорошо предсказуемых условиях, а также в достаточно жестко централизованных системах. Слабость этого подхода, как часто это бывает, заложена в его достоинствах. Он создает у управленцев иллюзию, что власть всесильна, а это и ограничивает его возможности, особенно в периоды нестабильности, при смене стратегии и т. п.

Сильная сторона «органического» подхода - опора на механизмы саморазвития, гомеостаза, самоуправления. Решающим фактором становится способность объекта управления к собственному развитию, а управление сводится к воздействию на этот процесс саморазвития в желательном направлении (форма, скорость, масштабы и т. п.). Несмотря на «мягкость», органичность, и этот подход сталкивается с ограничениями. Их природа та же, что и у первого подхода, а именно: конечное, будущее состояние управляемого объекта привносится извне, т. е. как модель принятого за образец прецедента. Какими бы благими пожеланиями ни было вызвано нормирование положительного образца, остаются без ответа два кардинальных вопроса:

1) насколько оправданы критерии выбора именно этого образца;

2) годятся ли собственные формы и средства утверждения этого образца для использования в другой ситуации.

Конечно же, оба подхода в чистом виде - крайности, и реальные управленческие практики в большей или меньшей степени опираются на их совместное использование. Тем более что общим в обоих подходах является обязательное наличие цели управления.

Совершенно ясно, что отмеченная выше цикличность процесса управления обусловливается содержательной идентичностью первого и четвертого этапов, в основе которых - сбор и анализ информации. Поэтому управление по любой из принятых схем немыслимо без тех сведений, которые характеризуют состояние системы и ее элементов в каждый определенный момент времени и позволяют оценить степень достижения цели или отклонения от нее, а также их причины. Непрерывная циркуляция информации между компонентами системы, системой в целом и окружающей средой является непременным атрибутом управления. Именно благодаря информационным процессам система способна к целесообразному взаимодействию с внешней средой, координированию и субординированию взаимоотношений между собственными компонентами, приданию им определенной направленности, а также обеспечению собственного продвижения к цели.

Достаточно очевидна взаимообусловленность экономической и социальной сфер общества, что предполагает воздействие государства на экономику и социальную сферу не как отдельными, самодостаточными стратами, а на основе комплексного их видения, когда они рассматриваются совместно, как единое целое, т. е. речь должна идти об управлении социально-экономическими процессами. Концепция такого управления призвана служить теоретической основой создания эффективных средств институционального регулирования экономики. Для этого необходимо четко понимать, что представляют собой социально-экономические процессы, какова их природа и как можно ими управлять.

Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Результативность подобной деятельности находит, в частности, отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции (в том числе на экспорт) и темпы ее обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт (ВВП) с выделением в нем доли трудовых и инвестиционных доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен (инфляция), прожиточный минимум (в среднем на душу населения), численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и др. На основе анализа и оценки показателей фактического состояния экономики и социально-трудовой сферы прогнозируются их возможные изменения с учетом всех сопряженных с ними научно-технологических и социальных факторов. Такой прогноз разрабатывается как с точки зрения реализации стратегических целей управления, так и в тактическом плане. В зависимости от складывающихся тенденций, обусловленных реально происходящими социально-экономическими процессами, принимается то или иное управленческое решение.

По критерию функционального и целевого назначения можно выделить три основных направления управлением социально-экономическими процессами. Первое нацелено на процессы, обусловленные фазами экономического цикла или необходимостью проведения достаточно масштабных экономических преобразований с учетом социальных последствий. В рамках этого направления государство, будучи главным субъектом управления в обществе, должно воздействовать на социально-экономические процессы посредством мер антикризисного регулирования - предотвращения и ликвидации неплатежеспособности и банкротства, преодоления спада производства и достижения стабилизации с последующим наращиванием объема конкурентоспособной продукции и услуг, снижения безработицы и роста доходов трудящихся и т. п. Второе - на управление общеэкономическими процессами в целом. Оно обусловлено необходимостью оптимального использования таких эффективных регуляторов экономики, как ценообразование, налогообложение, кредитование и инвестирование в развитие предпринимательства и технологической базы товаропроизводителей. Третье - носит обеспечивающий характер и охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Экономические процессы формирования и складывающихся спроса и предложения на рынке товаров и услуг регулируются со стороны государства на основе некоторой идеологической доктрины. В соответствии с ней проводится та или иная экономическая политика, предопределяющая стратегию решения этой задачи. Ясно, например, что в странах с автократическими или демократическими режимами степень, формы, механизмы и другие характеристики использования рыночных механизмов осуществляются совершенно по-разному. В странах с развитой рыночной экономикой различают два принципиально разных подхода. Первый основан на теории неоконсерватизма, резвившейся на базе классической школы, которая ориентирует на регулирование совокупного предложения на микроуровне, отдавая предпочтение мерам кредитно-денежной политики. Второй подход следует неокейнсианской теории приоритетной роли совокупного спроса на макроуровне с преимущественным использованием поощрительных мер государства в налогово-бюджетной политике.

В отличие от классической концепции, отражающей точку зрения сторонников приоритета предложения, где естественным образом реализуемая производственная функция, качественно-количественные показатели продукции и национальный доход зависят от факторов труда, модель Дж. Кейнса исходит из того, что объем продукции или национальный доход определяются совокупным спросом на товары и частными инвестициями, т. е. формально экономика находится в состоянии равновесия, если совокупное предложение исчерпывается совокупным спросом.

Имеющийся опыт показал, что и тот и другой подходы в практических формах своей реализации имеют существенные ограничения, определяющиеся альтернативным выбором между двумя стратегиями: «предложение рождает спрос» и «спрос рождает предложение». Эти ограничения определяются характером товара, его принадлежностью к тому или иному сегменту рынка, динамикой соотношения спроса и предложения, а также уровнем обеспечения и качеством производственной базы. Этот же опыт дает основания считать, что при создании новых предприятий (или производств) необходима приоритетная поддержка спроса, а при наличии свободных производственных мощностей - поддержка предложения. Это значит, что обращение к той или иной стратегии определяется конкретной ситуацией и может быть ограничено временем ее применения. Во всех случаях необходима оценка социально-экономических последствий, обусловленных выбором стратегии регулирующих воздействий по критериям роста прибыли и улучшения занятости. Следовательно, в одной и той же экономической системе могут одновременно применяться различные подходы в рамках общей концепции регулирования спроса и предложения.

Было бы большой ошибкой впадать в одностороннюю крайность и оценивать экономический рост в условиях рынка исключительно в показателях увеличения объема предложения, т. е. количества и ассортимента производимых товаров и услуг (хотя именно такая односторонняя оценка нередко встречается на практике). На самом деле между совокупным предложением и совокупным спросом существует амбивалентная зависимость. Это и обусловливает необходимость институциональной поддержки роста и предложения и спроса в их системной взаимосвязи. Основные меры управления на практике заключаются в создании политических и экономических условий, обеспечивающих:

рост платежеспособного спроса населения на потребительские товары и услуги путем поэтапного повышения уровня реальных доходов (трудовых и социальных) и соответствующего расширения потребительской корзины, что будет стимулировать развитие отечественного производства этих товаров и услуг; повышение их качества, стабилизацию и последующее снижение цен на них;

рост платежеспособного спроса товаропроизводителей на необходимые средства производства, промежуточные товары и услуги на основе стимулирования развития межотраслевых производств путем создания специализированных фирм со смешанным капиталом, интеграции крупного и малого предпринимательства в сфере производства, применения эффективных форм субконтрактных отношений;

оптимальное использование имеющихся производственных мощностей предприятий и фирм при их приватизации, конверсии, банкротстве и других формах реорганизации для сохранения и роста предложения товаров и услуг и связанных с этим изменением числа рабочих мест;

сбалансированность спроса и предложения на муниципальном и региональном уровнях с учетом ориентации на экспорт и импорт товаров, самообеспечения производства и потребления путем соответствующей оптимизации.

Реализация указанных мер требует законодательного обеспечения экономических процессов в сочетании с политическими решениями на основе учета диалектического характера взаимообусловленности изменений спроса и предложения. Эти изменения, естественно, отражают интересы производителей и потребителей, что необходимо учитывать при определении приоритетных направлений политического курса в государственном регулировании экономической сферы общественной жизни.

Весьма важен также вопрос о правоотношении государства с владельцами и руководителями предприятий (фирм). Такое положение, когда директор, работающий по найму, злоупотребляет своим служебным статусом и действует в своих личных интересах, т. е. отождествляет себя с предприятием, отражает отсутствие четкости в законодательном определении статуса собственников предприятий. Наиболее предпочтительным представляется такое государственное регулирование экономики, при котором государство, не вмешиваясь в оперативную деятельность предприятия, тем более в сферу внутрикорпоративных отношений, устанавливает необходимые правовые, экономические и социальные нормативы и вводит их в практику законодательным путем.

Особенности управляемых социально-экономических процессов определяются тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику состояния экономики и будучи объектами управленческих воздействий, одновременно являются и средствами их реализации. Кроме того, специфика такого управления в отличие от управления производственными процессами заключается в более широком аналитическом, исследовательском характере поиска управленческих решений в сочетании с оперативностью их реализации. Это предопределяет необходимость подготовки экономистов-аналитиков широкого профиля, ориентированных на управление экономическими и социальными процессами во всех сферах экономики с учетом отраслевой специализации. Следует также учесть возрастающее значение этой деятельности с точки зрения экономических и социальных последствий принимаемых решений. Ведь в силу того, что любое управленческое решение должно предваряться анализом конкретной ситуации (диагностика), ее перспективной динамики (прогнозирование), разработкой и обоснованием возможных стратегий поведения, навыками анализа соответствующей информации должен обладать каждый управленец. Поэтому потребность в повышении качества аналитических навыков и умений среди руководящего состава растет по мере их продвижения вверх по иерархической лестнице.

Список источников и литературы

1.Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. - Л., 2009.

2.Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 2006.

3.Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. - М., 2006.

4.Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни. М., 2009

Бессонов Б.Н. Человек. - Л., 2009.

6.Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко.-М.: Прогресс, 2008.

7.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов.- Гаударика, 2011.

Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 2010

9.Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 2009.

10.Дряхлов Н.И. Социология труда. - М., издательство Московского университета, 2009.

11.Иванов В.Н. Социология сегодня: опыт и проблемы социологических исследований. - М., 2009.

12.Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. - М., 2006.

13.Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретико-методологические основы методов и принципов социально-экономического планирования и прогнозирования. Анализ и прогнозирование социально-экономических процессов МО Улан-Удэ. Прогноз основных показателей социально-экономических процессов.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2013

    Виды, типы и методы исследования экономических и политических процессов. Анализ состояния и тенденций развития социальных процессов. Сущность метода структуризации. Изучение социальной системы, освоение взаимосвязей и взаимозависимостей ее элементов.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Виды корреляции и регрессии, применяемые в статистическом анализе социально-экономических явлений и процессов. Построение корреляционной модели (уравнения регрессии). Построение корреляционной таблицы, выполнение интервальной группировки по признакам.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2014

    Проведение экспериментального статистического исследования социально-экономических явлений и процессов Смоленской области на основе заданных показателей. Построение статистических графиков, рядов распределения, вариационных рядов, их обобщение и оценка.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2011

    Анализ обобщающих показателей и закономерностей социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях места и времени. Описание количественной стороны массовых социально-экономических явлений, отражаемых посредством показателей статистики.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2015

    Сравнительный анализ конкретных социально-экономических систем, действовавших в разных странах и регионах. Саморегулируемые и культурно-регулируемые социально-экономические системы: их признаки и варианты синтеза. Процесс формирования новой системы.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2010

    Умеренная, галопирующая и высокая инфляция. Общее понятие о модели Сарджента-Уоллеса. Денежные и неденежные факторы возникновения инфляции. Динамика инфляционных процессов в Российской Федерации, краткий анализ главных социально-экономических последствий.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2013

    Качественный и количественный анализ ресурсов социально–экономических процессов предприятия на основе статистических данных. Использование компьютерных программ для анализа эффективности экономических процессов. Пути оптимизации производственного цикла.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2014

    Анализ фундаментальных причин экономических кризисов и циклов: философская сущность этих феноменов по теории организации социально-экономических систем. Особенности, факторы роста и дестабилизации социально-экономической системы кризиса 2008-2009 гг.

    статья , добавлен 18.11.2012

    Сущность понятия "инфляция" и ее основные виды. Выявление экономических и социальных (как для потребителей, так и для продавцов) последствий инфляции. Анализ инфляционных процессов России в настоящее время, динамика и структура ее финансовых показателей.

В экономике как общественной сфере трудовой и хозяйственной деятельности постоянно происходят два типа процессов, которые по своему характеру делятся на естественные и общественные. Естественные процессы осуществляются человеком при его взаимодействии или соприкосновении с природой с помощью средств труда для создания материальных (вещественных) или интеллектуальных продуктов. Общественные процессы характеризуют взаимоотношения между людьми, связанные с производством или распределением указанных продуктов и их потреблением. Оба процесса протекают в теснейшем взаимодействии. В результате формируются социально-экономические процессы, определяемые как совокупность процессов создания и функционирования социально-экономической системы, характеризующих динамику изменения её параметров на том или ином уровне хозяйствования.

Социально-экономические процессы классифицируются по типам и видам в зависимости от критерия, лежащего в основе классификации:

По степени управляемости – стихийные и управляемые ;

По направленности распространения – внешне- и внутриэкономические, в рамках которых могут развиваться процессы международной интеграции, кооперации, сотрудничества и т.д.;

По масштабу влияния на жизнедеятельность социума - макроэкономические, региональные, локальные, микроэкономические ;

По структуре функционального проявления – производственные, трудовые, организационные, технологические, информационные процессы.

С точки зрения устойчивости взаимосвязей экономических и других социальных структур можно говорить о стабильных и нестабильных социально-экономических процессах. Первый характеризуется устойчивостью социально-экономической системы и поведения граждан, отработанными механизмами принятия экономических решений. Второй обычно возникает в период кризиса как проявление необходимости изменения социально-экономической ситуации .

1.2. Особенности управляемых социально-экономических процессов

Человеческое общество возникло и развивается главным образом по пути совершенствования механизмов и форм социального управления, поэтому идея необходимости и обоснованности пределов управленческих воздействий на экономику имеет особое и принципиальное значение. Часто употребляемое понятие «управление экономикой» в силу глобальности и неопределенности управляемого объекта не раскрывает его реального содержания. Оно, скорее, отражает привычную, сформировавшуюся еще в советское время практику централизованного государственного планирования и управления народным хозяйством страны и совершенно неприемлемо для адекватного отражения радикально изменившейся роли российского государства и его институциональных воздействий на экономику. С другой стороны, в современной практике промышленно развитых стран господствующее положение занимает идея экономического регулирования , т.е. делается акцент на том, что решение хозяйственных задач основывается на приоритете экономических критериев и методов, хотя не отрицается роль политических, социальных, организационных и других аспектов, связанных с его реализацией.

В самом общем (минимальном) виде управленческий цикл состоит из следующих этапов:

Сбор информации, отражающей состояние системы управления в целом, а также об имеющихся и возможных механизмах управленческих воздействий, недопустимых состояниях системы и наиболее важных её элементов;

Всесторонний анализ информации для получения общей картины состояния системы в настоящем (диагностика), а также на определенный момент (моменты) в будущем как при сохранении существующих механизмов её функционирования, так и реализации некоторых нестандартных управленческих решений (прогнозирование).

Обоснование и принятие целей развития на отдаленную перспективу

(проектирование) и ряд промежуточных этапов (программирование и планирование). Разработка критериев оценки развития, оптимальности и эффективности принимаемых решений.

Организация постоянного текущего и выборочного (ситуационного) контроля выполнения управленческих решений.

Следует отметить, что по своему содержанию первый и четвертый этапы практически совпадают. Благодаря этому управление приобретает циклический характер.

Достаточно очевидно, что в рамках общей универсальной схемы в зависимости от конкретной ситуации механизмы управленческой деятельности могут радикально отличаться друг от друга. При этом основным критерием оптимальности является соответствие принятого механизма управления реальным условиям.

Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Результативность подобной деятельности находит, в частности, отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции (в том числе на экспорт) и темпы её обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт (ВВП) с выделением в нем доли трудовых и инвестиционных доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен (инфляция), прожиточный минимум (в среднем на душу населения), численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и др. На основе анализа и оценки показателей фактического состояния экономики и социально-трудовой сферы прогнозируются их возможные изменения с учетом всех сопряженных с ними научно-технологических и социальных факторов. Такой прогноз разрабатывается как с точки зрения реализации стратегических целей управления, так и в тактическом плане. В зависимости от складывающихся тен-

денций, обусловленных реально происходящими социально-экономическими процессами, принимается то или иное управленческое решение.

По критерию функционального и целевого назначения можно выделить три основных направления управлением социально-экономическими процессами. Первое нацелено на процессы, обусловленные фазами экономического цикла или необходимостью проведения достаточно масштабных экономических преобразований с учетом социальных последствий. В рамках этого направления государство, будучи главным субъектом управления в обществе, должно воздействовать на социально-экономические процессы посредством мер антикризисного регулирования – предотвращения и ликвидации неплатежеспособности и банкротства, преодоления спада производства и достижения стабилизации с последующим наращиванием объема конкурентоспособной продукции и услуг, снижения безработицы и роста доходов трудящихся и т.п. Второе – на управление общеэкономическими процессами в целом. Оно обусловлено необходимостью оптимального использования таких эффективных регуляторов экономики, как ценообразование, налогообложение, кредитование и инвестирование в развитие предпринимательства и технологической базы товаропроизводителей. Третье – носит обеспечивающий характер и охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Экономические процессы формирования и складывающихся спроса и предложения на рынке товаров и услуг регулируются со стороны государства на основе некоторой идеологической доктрины. В соответствии с ней проводится та или иная экономическая политика, предопределяющая стратегию решения этой задачи. Ясно, например, что в странах с автократическими или демократическими режимами степень, формы, механизмы и другие характеристики использования рыночных механизмов осуществляются совершенно по-разному. В странах с развитой рыночной экономикой различают два принципиально разных подхода. Первый основан на теории неоконсерватизма, развившейся на базе классической школы, которая ориентирует на регулирование со-

вокупного предложения на микроуровне, отдавая предпочтение мерам кредитно-денежной политики. Второй подход следует неокейсианской теории приоритетной роли совокупного спроса на макроуровне с преимущественным использованием поощрительных мер государства в налогово-бюджетной политике.

В отличие от классической концепции, отражающей точку зрения сторонников приоритета предложений, где естественным образом реализуемая производственная функция, качественно-колличественные показатели продукции и национальный доход зависят от факторов труда, модель Дж. Кейнса исходит из того, что объем продукции или национальный доход определяются совокупным спросом на товары и частными инвестициями, т.е. формально экономика находится в состоянии равновесия, если совокупное предложение исчерпывается совокупным спросом.

Имеющийся опыт показал, что и тот и другой подходы в практических формах своей реализации имеют существенные ограничения, определяющиеся альтернативным выбором между двумя стратегиями: «предложение рождает спрос» и «спрос рождает предложение». Эти ограничения определяются характером товара, его принадлежностью к тому или иному сегменту рынка, динамикой соотношения спроса и предложения, а также уровнем обеспечения и качеством производственной базы. Этот же опыт дает основания считать, что при создании новых предприятий (или производства) необходима приоритетная поддержка спроса, а при наличии свободных производственных мощностей – поддержка предложения. Это значит, что обращение к той или иной стратегии определяется конкретной ситуацией и может быть ограничено временем её применения. Во всех случаях необходима оценка социально-экономических последствий, обусловленных выбором стратегии регулирующих воздействий по критериям роста прибыли и улучшения занятости. Следовательно, в одной и той же экономической системе могут одновременно применяться различные подходы в рамках общей концепции регулирования спроса и предложения.

Было бы большой ошибкой впадать в одностороннюю крайность и оцени-

вать экономический рост в условиях рынка исключительно в показателях увеличения объема предложения, т.е. количества и ассортимента производимых товаров и услуг (хотя именно такая односторонняя оценка нередко встречается на практике). На самом деле между совокупным предложением и совокупным спросом существует амбивалентная зависимость. Это и обуславливает необходимость институциональной поддержки роста и предложения и спроса в их системной взаимосвязи. Основные меры управления на практике заключаются в создании политических и экономических условий, обеспечивающих:

Рост платежеспособного спроса населения на потребительские товары и услуги путем поэтапного повышения уровня реальных доходов (трудовых и социальных) и соответствующего расширения потребительской корзины, что будет стимулировать развитие отечественного производства этих товаров и услуг; повышение их качества, стабилизацию и последующее снижение цен на них;

Рост платежеспособного спроса товаропроизводителей на необходимые средства производства, промежуточные товары и услуги на основе стимулирования развития межотраслевых производств путем создания специализированных фирм со смешанным капиталом, интеграции крупного и малого предпринимательства в сфере производства, применения эффектных форм субконтрактных отношений;

Оптимальное использование имеющихся производственных мощностей предприятий и фирм при их приватизации, конверсии, банкротстве и других формах реорганизации для сохранения и роста предложения товаров и услуг и связанных с этим изменением числа рабочих мест;

Сбалансированность спроса и предложения на муниципальном и региональном уровнях с учетом ориентации на экспорт и импорт товаров, самообеспечения производства и потребления путем соответствующей оптимизации.

Реализация указанных мер требует законодательного обеспечения экономических процессов в сочетании с политическими решениями на основе учета диалектического характера взаимообусловленности изменений спроса и предложения. Эти изменения, естественно, отражают интересы производителей и

потребителей, что необходимо учитывать при определении приоритетных направлений политического курса в государственном регулировании экономической сферы общественной жизни.

Весьма важен также вопрос о правоотношении государства с владельцами и руководителями предприятий (фирм). Такое положение, когда директор, работающий по найму, злоупотребляет своим служебным статусом и действует в своих личных интересах, т.е. отождествляет себя с предприятием, отражает отсутствие четкости в законодательном определении статуса собственников предприятий. Наиболее предпочтительным представляется такое государственное регулирование экономики, при котором государство, не вмешиваясь в оперативную деятельность предприятия, тем более в сферу внутрикорпоративных отношений, устанавливает необходимые правовые, экономические и социальные нормативы и вводит их в практику законодательным путем.

Особенности управляемых социально-экономических процессов определяются тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику состояния экономики и будучи объектами управленческих воздействий, одновременно являются и средствами их реализации. Кроме того, специфика такого управления производственными процессами заключается в более широком аналитическом, исследовательском характере поиска управленческих решений в сочетании с оперативностью их реализации. Это предопределяет необходимость подготовки экономистов-аналитиков широкого профиля, ориентированных на управление экономическими и социальными процессами во всех сферах экономики с учетом отраслевой специализации.

Следует также учесть возрастающее значение этой деятельности с точки зрения экономических и социальных последствий принимаемых решений. Ведь в силу того, что любое управленческое решение должно предваряться анализом конкретной ситуации (диагностика), её перспективной динамики (прогнозирование), разработкой и обоснованием возможных стратегий поведения, навыками анализа соответствующей информации должен обладать каждый управленец.

Поэтому потребность в повышении качества аналитических навыков и умений среди руководящего состава растет по мере их продвижения вверх по иерархической лестнице .

В современном обществе постоянно протекают определенные социально-экономические процессы. Что они собой представляют? Какую роль выполняют? Как получают свою идентичность? Все эти вопросы заслуживают внимательного рассмотрения и анализа.

Вводная информация

Под социально-экономическими процессами подразумеваются изменения в обществе, которые отображаются на его благосостоянии, стабильности, условиях безопасности и прочих подобных вещах. Они обусловлены характером происходящих изменений. Рассматривая сам процесс, наблюдатель может наделять его особенными и не связанными свойствами. Это несколько усложняет уяснение и прогноз тенденций, которые его провоцируют. Но если углубиться в суть, то можно вспомнить слова Л. Гумпловича, который утверждал, что в основе лежит труд. Он является экономическим средством. Если говорить о социальной составляющей, то, по Гумпловичу, это эксплуатация (грабеж) других. Это весьма привлекательно с научно-методологической точки зрения. Вот, к примеру, если рассматривать суть эксплуатации с ее позиции, то можно подметить, что возникновение социальной структуры не всегда предполагает существование государства (как политического образования). Тогда как наличие связи между различными элементами не вызывает сомнения.

А чем заключается их особенность?

Все дело в тесной привязке к деятельности хозяйствующих структур, крупных национально-государственных систем и регионов, от чего зависит масштаб, темпы, цели и уровень изменений. Социально-экономические процессы основываются на цикле «новации - инвестиции». Это предопределяет логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из уровней. Можно вспомнить о модели Н. Кондратьева, предусматривающей координацию двух глобальных процессов - роста и упадка. Каковы ее результаты? Когда достигается определенный максимум, то тенденция роста производства начинается сменяться его снижением. Одновременно уменьшается объем инвестиций. Это неизбежно приводит к сдерживанию темпов инновационных процессов. Понижение их активности вызывает сокращение эффективности производства, способствует возникновению войн, преследующих передел ресурсов. Это приводит к повышению цен на продукцию и уменьшению стоимости рабочей силы. Как результат - стагнация и постепенное формирование благоприятных условий для инновационного прорыва. То есть социально-экономические проблемы выступают одновременно и ограничителем роста благосостояния, и основой для него. При этом часто изменяется целеполагающий вектор преобразований. Происходит это из-за того, что в общественную жизнь внедряются мероприятия, являющиеся программной установкой одной из организованных и влиятельных сил общества. Таковой может быть определенное общественное движение. При этом, как правило, осуществляется ориентирование на отдельных лидеров политического влияния, которые определяют и аккумулируют мнение масс, а также его поведенческие и моральные стереотипы. Для описания таких ситуаций используется цикл «вызов-реакция». Чтобы лучше понять это, нам нужна классификация социально-экономических процессов. Благо она не очень велика.

Не/контролируемые процессы

Все происходящее в обществе может поддаваться регуляции зависимо от потребностей отдельных лиц или социальных групп, которые являются активными участниками. На основе этого выделяются не/контролируемые процессы. Что это значит? Если говорят о том, что процесс контролируемый, то имеют в виду наличие глубокого знания основ его механизмов, а также факторов и условий, которые способствуют усилению или ослаблению их проявления в реальности. Как это выглядит? Как пример, можно привести управление социально-экономическими процессами, усиление роли отдельных субъектов, моделирование различных ситуаций и тому подобное. Основными инструментами при этом является поддержка ролевых функций, что закреплены за определенными участниками, или создание институтов, позволяющих структурировать организацию работы общества.

Как пример можно привести экономическую либерализацию после падения Советского Союза. Она усилила роль банковского сектора. Это проявилось в способствовании расширения сферы кредитно-финансовых операций. Это, в свою очередь, потребовало осуществления концентрации контрольных функций в руках Центрального банка. По факту это было реализовано посредством выдачи лицензий коммерческим структурам, а также разработки системы их бухгалтерской и финансовой отчетности. Другой пример - законодательное предписание подавать всем соискателям государственных должностей сведения о составе собственности, а также декларацию о доходах. Это позволяет сохранять прозрачность и публичность политической деятельности лиц и добиваться легитимности в выборе органов власти. С неконтролируемыми процессами легче. К ним относятся те, которые разворачиваются стихийно и не предполагают наличия определенных субъектов или их групп, что могут оказывать направленное воздействие на вектор его развития. Может произойти утрата контроля над процессами в случаях невозможности локализировать инициаторов из-за большого количества участников.

О сложных и простых процессах

По мере развития человечества наблюдается постоянное увеличение и проработка структуры взаимоотношений. Не являются исключением и современные социально-экономические процессы. Постоянно наблюдается их усложнение и рост связей (пускай и с различной скоростью). Сейчас, к примеру, имея только доступ в интернет, можно познакомиться с человеком практически из любой точки мира, и это не выходя из комнаты. Но одновременно вместе с этим существуют и простые процессы. Таковыми следует именовать те из них, объяснения которых позволяют укладываться в известную наблюдателям и научному сообществу схему. И как закономерный результат - давать оценку и предсказывать итог. Сложный процесс - это изменение в обществе, для объяснения которого существующих методологических средств недостаточно. Поэтому и оценку дать им, равно как и предсказывать итог, невозможно. По существу, сложные процессы - это совокупность простых. При этом их целостное восприятие возможно только благодаря синтезу новых или различных подходов к анализу и последующему объяснению. Следует отметить, что жестких границ между ними нет. Часто они определяются опытом и квалификацией наблюдателей, целью проводимых исследований, а также масштабом проблем, стоящих перед научным сообществом.

Не/обратимые процессы

Существует множество свойств, по которым можно их рассматривать. Но наиболее важная характеристика социально-экономических процессов - это их не/обратимость. В чем их суть? Свойство обратимости используется для определения динамики циклических процессов. Это полезно, например, для подготовки к экономическим кризисам. Свойство необратимости используется для объяснения социально-экономических процессов прогрессистскими теориями. Они разделяют точку зрения о том, что в становлении общества нет ничего повторяющегося. То есть каждый виток развития уникален сам по себе. И пробовать пояснить его с помощью универсальных формул - это неправильный подход. заключается в кумулятивном накоплении свойств и признаков, которые и определяют его качественную неоднородность. Это накладывает свой отпечаток на прогнозирование социально-экономических процессов.

Деление на кратко-, средне- и долгосрочные

Не следует забывать и о временном интервале. В этом случае все процессы делят на кратко-, средне- и долгосрочные. Конкретный диапазон значений для них зависит от разновидности и характера, а также - целей наблюдения. При внимательном рассмотрении выделяются такие моменты:

  1. Краткосрочный процесс. Обладает продолжительностью, определяемой текущей целью или регламентируемой документом, который отводит узкие ограниченные временем рамки. Как правило, называют срок до одного года. Ведь большое количество плановых документов (программ, бюджетов, планов) рассчитано именно на этот период.
  2. Среднесрочный процесс. Он охватывает осуществляемые социальные изменения в рамках обозримой перспективы. При этом он ограничивается рядом промежуточных целей. Но тем не менее все вместе они выступают в качестве условия, позволяющего перейти к качественно новому результату, что изначально не определяем. Продолжительность этого процесса составляет до пяти лет. Конкретные сроки зависят от целей инициаторов, а также состава участников.
  3. Долгосрочные процессы. Они не предполагают наличия изначально заданного результата. Формируются они на многосоставной и полифункциональной основе. Как правило, они плохо прогнозируемые. Поэтому описываются в форме сценария. Ведь моделирование социально-экономических процессов такого типа сопровождается большим количеством погрешностей и высокими требованиями.

О макроэкономике

Эта наука имеет большое значение. Почему? Когда заходит разговор про социально-экономические процессы развития общества, то она играет особую роль. Взять, к примеру, краткосрочные временные отрезки. Они влияют на положение рынка товаров и услуг, а также на жесткость установленных цен (она высокая). Почему? Все дело в том, что в краткосрочном периоде производители часто пересмотр цен считают нецелесообразным. В долгосрочном для поддержания равновесия между предложением и спросом она должна меняться. То есть эта наука позволяет рассматривать и решать различные социально-экономические проблемы, первоначально в теории, а затем и на практике.

Решаемые проблемы на примерах

Допустим, у нас есть государство. Оно берет на себя социальное обеспечение. Это одна из наиболее важных его функций. С тем, чтобы знать, сколько понадобится денежных средств сейчас, проблем не возникает. А вот через год? Ладно, здесь цифры сильно не изменятся. А через десять лет? Тридцать? Пятьдесят? Чтобы дать ответы на эти вопросы, необходимо спрогнозировать то, какая ситуация будет. А более-менее достоверную информацию можно получить, только изучив то, что уже есть. Рассмотрим то же самое социальное обеспечение. Это довольно просто для моделирования и понятно даже для людей, не обладающих широкими познаниями. Горизонт прогнозирования - тридцать лет. Для ровного числа - 2050 год. Сколько пенсий необходимо будет выплачиваться тогда? В каком объеме можно будет это делать? Ведь те, кто сейчас работает (и только начинают) тогда будут выходить на пенсию и получать ее (или быть чрезвычайно близким к этому). При этом их на обеспечение возьмут современные студенты, школьники и детсадовцы, а также дети молодых специалистов. Труд и социальная защита различных слоев граждан тесно связаны с множеством факторов. Так, чтобы обеспечить выплату больших пенсий, необходимо обеспечить высокую рождаемость. Для этого необходимо продвигать соответствующие ценности и создавать необходимые условия.

Как охарактеризировать любой процесс?

Вне рамок рассмотренной выше классификации следует упомянуть о:

  1. Масштабности. Используется для измерения степени вовлеченности субъектов в данный процесс. При этом охват отдельных индивидов или социальных групп говорит о том, что исследует микроуровень. Если же изучаются культуры, этносы, народы, то это уже макроуровень. И наблюдателя необходимо переориентировать на принципиально другую систему координат.
  2. Направленности. Характеризируется вектором продвижения, выражает ориентацию на конкретный исход.
  3. Интенсивности. Выражается осознанием значимости результатов для участников, что вовлечены в процесс. Фактически это достигается благодаря общественной огласке, при освещении в СМИ, осознании глобальности последствий.
  4. Составе. Складывается из участников, их места в системе общественного разделения труда и социального расслоения.
  5. Характере. Проявляется в поведении субъектов, контролирующих и направляющих процесс. Он может быть вялым, стремительным, равномерным или формированным.

О научном подходе

Как изучаются социально-экономические процессы? Учеными выделяются такие элементы:

  1. Участники.
  2. Инициатор (субъект).
  3. Причины.
  4. Наблюдатель.

Кто такие участники? Это все активные и пассивные члены общества, интересы которых затрагивают идущие изменения. По их численности и судят о масштабности, характере и уровне охвата. Инициатор - это участник, который располагает значительными ресурсами, которые позволяют поддерживать направленность и динамику социальных изменений. Обычно они могут существенно влиять на ход изменений для воспроизводства благоприятных условий и достижения ожидаемого результата. Следует отметить, что инициатор может выполнять свою роль не осознано. Причины - это то, что позволяет всем участникам процесса объединиться, выступая цементирующим основанием для того, чтобы отбросить все разногласия и начать работать над достижением установленной цели. Для тех, кто не понял, п.4 - это ученый, который непосредственно занят в изучении. По мнению самых наблюдателей, они являются наиболее весомым элементом для восприятия и оценки социально-экономических процессов. Следует отметить, что часто подобная точка зрения не лишена смысла. Ведь наблюдателями выступают (в идеале) ученые, специалисты и практики, которые могут сформулировать ключевые стандарты оценивания, измерения и регулирования. Благодаря им можно контролировать и моделировать ход событий.

Содержится информация о миграциях населения?

1)В настоящее время почти каждый восьмой россиянин, т.е. 12,9% жителей страны, находится в возрасте 65 лет и более.

2)В России наиболее низкая продолжительность жизни и мужчин, и женщин отмечается в Республике Тыва и Чукотском автономном округе.

3)За 2010 г. отмечено увеличение числа выбывших за пределы России на 1,1 тыс. человек, в том числе в государства – участники СНГ – на 0,9 тыс. человек.

4)В 2009 г. естественная убыль населения в России составила 249 тыс. человек; это наименьший показатель за последние 16 лет.

1)По оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата), численность населения в России в начале 2013 г. составляла 143 347,1 тыс. человек.

2)В 2013 г. правительство РФ установило квоту на работу в РФ для 1,745 млн иностранных граждан.

3) В начале 2010 г. доля городского населения в общей численности населения России составляла 73%, в начале 2013 г. – 74%.

4)За период с января по август 2013 г. естественная убыль населения составила около 6,6 тысяч человек.

3. В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения ?

1)Тайга в Западной Сибири слабо заселена, сёла в ней расположены преимущественно по долинам рек.

2)Наибольшая доля детей в возрастной структуре населения характерна для населения Дагестана и других республик Северного Кавказа.

3)В 2008 г. численность женщин в общей численности населения России превышала численность мужчин на 10,6 млн человек, т.е. на 16%.

4)В 2003 г. в России число умерших превысило число родившихся в 1,6 раза, в 2008 г. - в 1,2 раза.

4. Как называется социально-экономический процесс, о котором идёт речь в приведённом ниже тексте?

На протяжении всего ХХ в. наблюдался быстрый рост численности городского населения. По уточненным оценкам экспертов ООН, в 2009 г. впервые численность городского населения мира сравнялась с численностью сельского населения, составив 3,4 миллиарда человек. В 2010 г. в городских поселениях уже проживало 3,5 миллиарда человек, а в сельских – 3,4. В предстоящие годы более быстрый рост городского населения по сравнению с сельским сохранится, и все бóльшая часть мирового населения будет представлена горожанами.

5. Как называется процесс смены людьми их постоянного места жительства, о котором идет речь в приведённом ниже тексте?

С начала ХХI века около миллиона семей уехали из России на постоянное место жительства в зарубежные страны. Большинство из них покинули Родину в поисках более высокооплачиваемой работы, но далеко не всем из них удалось найти её.

6. В каком из перечисленных высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?

1)В настоящее время в России лишь 26% населения страны проживает в сельской местности, а 74% – в городах.

2)В 2007 г. в России родилось 1610,1 тыс. человек, а умерло 2080,4 тыс. человек.

3)Средняя плотность сельского населения России составляет примерно 2,2 человека на 1 кв. км.

4)В природных зонах тундры и тайги сельские населённые пункты располагаются в долинах рек и по берегам озёр.

7 . Дайте определения:

1) депопуляция

2) титульный народ

3) эмиграция

4) иммиграция

5) реэмиграция

8. В каком из перечисленных высказываний содержится информация об урбанизации?

1)В настоящее время в общей численности населения России доля людей в возрасте 65 лет и старше составляет 13%.

2)Среди всех прибывших в Россию на постоянное место жительства, а также среди всех прибывших, получивших вид на жительство в 2009 г., около 93% (261,5 тыс. человек) составляли жители стран ближнего зарубежья.

3)В первой половине XX века доля городского населения в общей численности населения России неуклонно возрастала.

4)Более четверти (26%) россиян проживают в Центральном федеральном округе , где средняя плотность населения составляет 57 человек на 1 км 2 .


2-3
4-Урбанизация

5-Эмиграция

7-Депопуляция – уменьшение численности населения

Титульный народ – народ в честь которого названа страна

Эмиграция – выезд из страны

Иммиграция – прибывает в страну

Реэмиграция –возращение людей которые эмигрировали на своё место жительство

В экономической литературе экономика страны определена как многокомплектная и многообразная система. Она подразделяется на множество составных частей: десятки отраслей и территориальных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм, объединений, организаций и т.п.). Перспективы преодоления кризиса и дальнейшего социально-экономического развития России прямо связаны с сочетанием и учетом интересов, и, прежде всего экономических образований, территорий и государства "в целом", т.е. устойчивое развитие общества в целом определяется степенью развития регионов.

На уровне региона происходит сочетание вертикального и горизонтального направлений социальных и эколого-экономических интересов. Оптимальность сочетания горизонтальных и вертикальных интересов регионов, их паритетность означает относительную сбалансированность дезинтеграционных и интеграционных процессов, что обеспечивает целостность и устойчивость государства.

В современной рыночной экономике оценка социально-экономического развития должна происходить на основе выделения целей и критериев развития.

Заключение

В условиях транзитивной экономике основной, интегральной целью социально-экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения.

Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

  • · Повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
  • · Создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной системы, ориентированной на уважение человеческого достоинства;
  • · Увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы. Последние две составляющие качества жизни не всегда учитывались при оценке степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им уделяется большое внимание.

В качестве целей социально-экономического развития региона также могут быть определены: уменьшение нищеты, улучшение образования, питания и здравоохранения, оздоровление окружающей среды, обеспечение равенства возможностей, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей поддерживают друг друга, но в определенных условиях они могут вступить в конфликт. Так, например, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. В таких условиях возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что, чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому такой конфликт между целями не имеет абсолютно неразрешимого характера. Однако в ряде других случаев конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...