Соотношение налоговой обязанности и налогового обязательства. Налоговое обязательство, его возникновение, изменение, прекращение и исполнение


– это вид финансово-экономического взаимодействия между государством и физическим лицом, при котором лицо является плательщиком установленного налога, а государство и государственные структуры имеют право взимать любыми способами, способствуя исполнению налогоплательщиком своих обязательств.

  • общая сумма долга
  • отдельно указаны набежавшие проценты
  • сроки погашения задолженности
  • максимальный срок выполнения требований об уплате
  • каждое требование содержит перечень мер, которые можно применить к должнику в случае дальнейшей неуплаты

Взыскание налога

Взыскание обычно производится налоговыми органами с расчетных счетов. Также налог может быть удержан из заработной платы по согласию работодателя. В иных случаях (отсутствии достаточной суммы на счете или отсутствии информации о существовании счетов), налоговая служба имеет право взыскать налог в виде личного имущества неплательщика.

Изымать имущество в счет уплаты сбора у юридических лиц можно без специального судебного решения, в так называемом бесспорном порядке. При изъятии имущества у физического лица, требуется предъявить судебное решение. Имущество изымается с таким расчетом, чтобы его стоимость при продаже на условиях рынка была максимально приближена к сумме задолженности.

Имущество изымается в такой последовательности:

  • наличные
  • нежилые помещения – для физических лиц, для юридических – помещения, не задействованные в процессе производства
  • транспорт
  • материальные ценности

Налоги взимаются исключительно после того, как руководители нескольких инстанций вынесут соответствующее решение. В первую очередь, изъятие должно быть разрешено руководителем того налогового органа или отдела, в котором разбирается дело неплательщика. Решение руководителя отправляется к приставу не позднее, чем через трое суток после его подписания. Все постановления об изъятии печатают на гербовой бумаге и заверяют личной печатью руководителя. После того, как судебный пристав получил постановление, у него есть два месяца на выполнение всех процессуальных действий по изъятию имущества.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Статья 57. Налоговое обязательство

1. Налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица по уплате налогов, установленных и введенных настоящим Кодексом, а также налогов, установленных настоящим Кодексом и введенных нормативными актами представительных органов местного самоуправления.

2. Основания возникновения, изменения и прекращения налогового обязательства, а также порядок и условия его исполнения регулируются только настоящим Кодексом или(и) иными актами налогового законодательства.

3. Налоговые обязательства возлагаются на налогоплательщиков/налоговых агентов и иных обязанных лиц с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налогов.

Статья 58. Подлежащие налогообложению противоправные доходы или

операции

1. Доходы облагаются налогами и в случае, когда их законность вызывает сомнения.

2. Полученные путем совершения налогового правонарушения доходы или иные осуществленные операции подлежат налогообложению в порядке, установленном налоговым законодательством.

3. Если в предусмотренных законодательством Грузии случаях по решению суда доходы подлежат взысканию в пользу бюджета в полном объеме, они налогами не облагаются.

Статья 59. Исполнение налогового обязательства

1. Исполнением налогового обязательства признается уплата суммы налога в установленный срок.

2. При уплате суммы налога или(и) суммы санкции посредством банковской системы налог или(и) санкция признаются уплаченными в бюджет в случае зачисления суммы на счет соответствующего бюджета.

3. Исполнение налогового обязательства является одной из основных обязанностей налогоплательщика/налогового агента или иного обязанного лица. Налоговое обязательство исполняется независимо от обязательств неналогового характера, возлагаемых на налогоплательщика/налогового агента.

4. Налоговое обязательство исполняется непосредственно налогоплательщиком, если налоговым законодательством не предусмотрено иное. В определенных налоговым законодательством случаях исполнение налогового законодательства может возлагаться на налогового агента или иное обязанное лицо.

5. Запрещается односторонний отказ налогоплательщика или иного обязанного лица от исполнения налогового обязательства или изменение порядка его исполнения в одностороннем порядке, если это не предусматривается налоговым законодательством.

6. Налогоплательщик/налоговый агент или иное обязанное лицо отвечают за исполнение налогового обязательства всем принадлежащим ему имуществом, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

7. В случае, если налогоплательщик - физическое лицо уплачивает налог в кассе налогового органа, налоговый орган обязан в течение одного рабочего дня зачислить указанную сумму на счет соответствующего бюджета. В случае неисполнения налоговым органом обязательства в указанный срок пени на налогоплательщика не начисляются.

8. С учетом требования части 4 настоящей статьи при представлении деклараций и других документов, необходимых для обеспечения уплаты налогов в установленный срок в соответствии с Законом Грузии "О нефти и газе", по ходатайству сторон, участвующих в договоре о долевом распределении продукции, и решению Министерства финансов Грузии исполнение налоговых обязательств может возлагаться на сторону, получающую прибыль из доли нефти и газа, принадлежащей государству.

9. Осуществляемые в иностранной валюте операции, подлежащие налогообложению, исчисляются в лари:

а) по официальному курсу Национального банка Грузии на день осуществления операции при наличии такового;

б) по курсу, определяемому по опубликованному курсу иностранной валюты применительно к лари, в том числе курсу, опубликованному в иностранных государствах применительно к валюте, в отношении которой существует официальный курс её обмена на лари, если на день осуществления операции не существует официального курса Национального банка Грузии.

10. При определении сумм акциза и НДС при ввозе товаров на территорию Грузии иностранная валюта исчисляется в лари по официальному курсу Национального банка Грузии на день регистрации грузовой таможенной декларации.

Статья 60. Исполнение налогового обязательства при ликвидации предприятия/организации

1. При ликвидации предприятия/организации исполнение налогового обязательства, а также уплата подлежащих выплате пеней и штрафов выполняются ликвидационной комиссией этого предприятия/организации за счет его (предприятия/организации) денежных средств, а также средств, полученных от реализации имущества этого предприятия/организации, если настоящей статьей не предусмотрено иное. При ликвидации филиала или другого подразделения налоговое обязательство исполняется непосредственно предприятием/организацией, в состав которого оно входило, а при ликвидации самого этого предприятия/организации - ликвидационной комиссией этого предприятия/организации.

2. Налоговое обязательство (в том числе санкции) предприятия, предусмотренного подпунктом "в" части первой статьи 25 настоящего Кодекса, солидарно исполняется участниками этого предприятия.

3. Налоговое обязательство (в том числе санкции) при ликвидации предприятия/организации исполняется не позднее одного месяца после начала ликвидации. При наличии объективных обстоятельств начальник налогового органа/его заместитель вправе продлить указанный срок исполнения налогового обязательства (в том числе санкций), но не более чем на два месяца, что не приостанавливает начисление пеней.

4. При ликвидации предприятия/организации излишне уплаченную сумму налога налоговые органы засчитывают в счет уплаты других налогов (в том числе санкций) пропорционально общей сумме задолженности или возвращают ликвидационной комиссии предприятия/организации (участникам предприятия) в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 61. Исполнение налогового обязательства при реорганизации

предприятия/организации

1. Налоговое обязательство реорганизованного предприятия/ организации исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Исполнение налогового обязательства реорганизованного предприятия/организации возлагается на его правопреемника (правопреемников), независимо от того, были ли известны правопреемнику (правопреемникам) до начала реорганизации факты или(и) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговых обязательств реорганизованным предприятием/организацией. Правопреемник (правопреемники) обязаны до завершения реорганизации уплатить начисленные на налоговое обязательство реорганизованного предприятия/организации пени и штрафы, наложенные за совершение налоговых правонарушений. Указанные положения распространяются и на правопреемника (правопреемников) реорганизованного предприятия/организации, который сам был признан правопреемником (правопреемниками) других предприятий/организаций и не исполнил или ненадлежащим образом исполнил возникшие в результате такого правопреемства обязательства в связи с уплатой сумм налогов и санкций.

3. При реорганизации предприятия/организации сроки исполнения налогового обязательства правопреемником (правопреемниками) этого предприятия/организации не изменяются.

4. При слиянии нескольких предприятий/организаций правопреемником по исполнению налоговых обязательств каждого из них признается созданное в результате слияния предприятие/организация.

5. При присоединении одного предприятия/организации к другому предприятию/организации правопреемником по исполнению налоговых обязательств присоединенного предприятия/организации признается предприятие/организация, к которому было присоединено это предприятие/организация.

6. При разделении предприятия/организации на несколько предприятий/организаций правопреемниками по исполнению налоговых обязательств первоначального предприятия/организации признаются предприятия/организации, возникшие в результате такого разделения.

7. При наличии нескольких правопреемников доля каждого из них в исполнении налоговых обязательств реорганизованного предприятия/организации определяется разделительным балансом или иным передаточным актом. На вновь возникшие предприятия/организации возлагается солидарная ответственность по налоговым обязательствам реорганизованного предприятия/ организации или исполнению его соответствующей части.

8. При изменении организационно-правовой формы предприятия/организации правопреемником по исполнению его налоговых обязательств признается созданное в результате такой реорганизации предприятие/организация.

9. При выделении из состава предприятия/организации одного или нескольких предприятий/организаций у выделенных предприятий/организаций не возникает правопреемства по исполнению налоговых обязательств реорганизованного предприятия/организации, если такая реорганизация не преследует целью уклонение реорганизованного предприятия/организации от исполнения налоговых обязательств. Если налоговый орган имеет достаточные основания полагать, что указанная реорганизация преследует целью уклонение реорганизованного предприятия/организации от исполнения налоговых обязательств, она может предъявить данному предприятию/организации и выделенному предприятию/организации требование по уплате подлежащих уплате сумм налога и сумм соответствующих санкций реорганизованного предприятия/организации.

10. Излишне уплаченная до реорганизации предприятия/организации сумма налога зачитывается налоговым органом в счет исполнения обязательств по уплате правопреемником (правопреемниками) этого предприятия/организации подлежащих уплате реорганизованным предприятием/организацией других налогов (в том числе санкций) пропорционально общей сумме или возвращается правопреемнику (правопреемникам) в установленном настоящим Кодексом порядке (в соответствии с долями каждого из них).

Статья 62. Исполнение налогового обязательства умершего,

безвестно отсутствующего или недееспособного

физического лица

1. Налоговое обязательство умершего физического лица исполняет его наследник (наследники) в пределах стоимости полученного по наследству имущества и пропорционально его (их) долям в наследственном имуществе со дня получения наследства.

2. Налоговый орган обязан направить наследнику (наследникам) физического лица уведомление о налоговой задолженности умершего физического лица и в случае получения наследства о его (их) обязанности в установленном порядке исполнить налоговое обязательство вместо умершего физического лица.

3. При отсутствии наследника (наследников) или в случае отказа наследника (наследников) от получения наследства, или если объем налогового обязательства умершего физического лица превышает стоимость наследственного имущества, оставшаяся сумма задолженности по налоговому обязательству признается безнадежным долгом и подлежит списанию в порядке, установленном настоящим Кодексом.

4. Налоговое обязательство физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки или попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего лица в течение трех месяцев со дня признания его безвестно отсутствующим. Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего физического лица, обязано в установленный срок уплатить не уплаченные безвестно отсутствующим налогоплательщиком налоги, а также сумму санкций, возложенных на него на день признания его безвестно отсутствующим, за счет имущества (денежных средств) безвестно отсутствующего физического лица. Налоговый орган обязан направить лицу, уполномоченному органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего физического лица, уведомление о налоговых задолженностях и обязательствах безвестно отсутствующего физического лица с тем, чтобы оно в установленном порядке исполнило налоговое обязательство безвестно отсутствующего физического лица.

5. Налоговое обязательство физического лица, признанного судом недееспособным, исполняет опекун за счет имущества (денежных средств) недееспособного лица. Опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить полную сумму неуплаченного налогоплательщиком налога, а также сумму санкций, числящихся на день признания лица недееспособным.

6. Налоговое обязательство (в том числе санкции) физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим или недееспособным, признается безнадежным долгом и подлежит списанию в случае, если его имущества недостаточно для исполнения налогового обязательства (в том числе санкций).

7. Со дня принятия решения об отмене признания лица безвестно отсутствующим или недееспособным возобновляется действие ранее списанного налогового обязательства, начисление пеней (в том числе ранее начисленных) и наложение штрафов.

Статья 63. Порядок исполнения налогового обязательства

1. Налогоплательщик с учетом объекта налогообложения, ставки налога и налоговых льгот самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате к расчетному периоду, если налоговым законодательством не предусмотрено иное.

2. В случаях, установленных настоящим Кодексом или иными актами налогового законодательства, обязательство по исчислению суммы налога, подлежащей уплате, может быть возложено на налоговый орган или налогового агента, либо на иное обязанное лицо.

3. Налог исчисляется для соответствующего налога в порядке, установленном настоящим Кодексом или иными актами налогового законодательства.

4. Налогоплательщик/налоговый агент, иное обязанное лицо обязаны в установленные сроки уплачивать (перечислять) сумму налога, подлежащую уплате.

5. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, допускается изменение порядка или(и) срока исполнения налогового обязательства.

Статья 64. Налоговый период

1. Налоговый период является промежутком времени, которым определяется налоговое обязательство налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица (уплата причитающейся суммы налога) в отношении конкретного налога.

2. Налоговый период может быть разделен на несколько расчетных периодов, по итогам которых на налогоплательщика/ налогового агента, иное обязанное лицо возлагается обязательство по уплате текущих платежей налога.

3. Если предприятие/организация учреждены после начала календарного года, но до 1 декабря этого года, для них первым налоговым периодом является промежуток времени со дня его учреждения до конца этого года. При этом днем учреждения предприятия/организации (кроме филиалов и других подразделений и предприятий, предусмотренных подпунктом "в" части первой статьи 25 настоящего Кодекса) считается день регистрации этого предприятия/организации в установленном порядке; днем учреждения филиала и другого подразделения предприятия /организации считается день их государственной регистрации, а днем учреждения предприятия, предусмотренного подпунктом "в" части первой статьи 25 настоящего Кодекса, - день заключения договора о совместной деятельности.

4. Если предприятие учреждено с 1 декабря по 31 декабря включительно, для него первым налоговым периодом является промежуток времени со дня его учреждения до конца следующего года, если настоящей статьей не предусмотрено иное.

5. Если ликвидация (реорганизация) предприятия/организации осуществилась до окончания календарного года, для них последним налоговым периодом является промежуток времени с начала этого года до завершения их ликвидации (реорганизации). Если предприятие/организация учреждены после 30 ноября года, предшествующего году ликвидации (реорганизации), для них первым и последним налоговыми периодами является промежуток времени со дня учреждения до дня завершения их ликвидации (реорганизации). Правила, предусмотренные настоящей частью, не применяются в отношении тех предприятий (организаций), от которых отделились или к которым присоединились одно или несколько предприятий/организаций.

6. Если в течение налогового периода предприятие/ организация Грузии приобретают статус иностранного предприятия или, наоборот, иностранное предприятие - статус предприятия Грузии, налоговый период делится на две части; в первой части предприятие/организация представляют собой налогоплательщика с первоначальным статусом, а во второй - с приобретенным статусом. При этом день изменения статуса не засчитывается ни в первую, ни во вторую части налогового периода.

7. Правила, предусмотренные частями 3-5 настоящей статьи, не применяются в отношении налогов, налоговый период которых установлен в виде календарного месяца или квартала.

8. Если налогооблагаемое имущество приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) или приобретено и реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в этом году определяется как период фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.

Статья 65. Освобождение от налога и налоговые льготы

1. Освобождение от общегосударственных или местных налогов, предусмотренных настоящим Кодексом, возможно только внесением изменений и дополнений в настоящий Кодекс, а установление налоговых льгот по уплате местных налогов - внесением изменений в соответствующие нормативные акты.

2. Запрещается освобождение от налогов или установление налоговых льгот иными правовыми актами, кроме случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

3. Освобождением от налога считается преимущество, предоставленное налогоплательщику отдельной категории по сравнению с другими налогоплательщиками, в частности возможность не уплачивать налог.

4. Налоговой льготой считается преимущество, предоставленное налогоплательщику отдельной категории по сравнению с другими налогоплательщиками, в частности возможность уплачивать налог в меньшем размере.

5. Запрещается установление налоговой льготы индивидуального характера и освобождение отдельных лиц от налога.

6. Налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения соответствующих правовых оснований в течение всего периода их действия.

Статья 66. Сроки уплаты налогов

1. Сроки уплаты налогов, в том числе текущих налоговых платежей, устанавливаются применительно к каждому налогу. При этом под текущими налоговыми платежами подразумеваются промежуточные взносы, уплата которых осуществляется до окончания налогового периода.

2. Сроки уплаты налогов могут определяться конкретными календарными датами, промежутком времени с указанием на обстоятельства, который должен наступить, или с указанием на действия, которые должны осуществляться.

3. Если настоящим Кодексом не определен срок уплаты налога, уплата налога осуществляется в сроки, установленные для представления декларации, а в иных случаях (в том числе дополнительно начисленных и подлежащих уплате сумм) - в течение 15 календарных дней после получения "налогового требования" налогоплательщиком/налоговым агентом, иным обязанным лицом.

Статья 67. Порядок уплаты налогов

1. Уплата налогов осуществляется:

а) в течение налогового периода уплатой текущих налоговых платежей налога в установленные сроки и уплатой суммы налога, окончательно исчисленной по окончании налогового периода;

б) уплатой полной суммы налога;

в) в ином порядке, установленном настоящим Кодексом или(и) актами налогового законодательства.

2. Порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок и условия уплаты общегосударственных налогов определяются настоящим Кодексом, а порядок и условия уплаты местных налогов - актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Уплата налогов осуществляется в наличной или безналичной форме в лари через банковское учреждение, если налоговым или таможенным законодательством не установлено иное. В случае отсутствия банковских учреждений физическое лицо-налогоплательщик вправе уплачивать налог в кассу налогового органа с обязательной выпиской налоговой квитанции строгого учета.

4. Представитель налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица, обладающий соответствующими полномочиями, уплачивает налог только за счет средств этого налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица (в том числе из его банковских счетов). Указанный порядок не распространяется на родителей, усыновителей, опекунов и других законных представителей физического лица.

5. Днем уплаты налога считается день зачисления на счет бюджета суммы налога, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Статья 68. Начисление сумм налога

1. Согласно настоящему Кодексу начисление сумм налога подразумевает учет в налоговом органе причитающейся суммы налога налогоплательщика/ налогового агента, иного обязанного лица за конкретный налоговый период. Начисление включает исправленное начисление и предполагаемое начисление. При этом в случае исправленного начисления отменяется предполагаемое начисление.

2. Налоговый орган вправе осуществлять начисление налогового обязательства, причитающееся с каждого налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица по настоящему Кодексу и иным актам налогового законодательства, на основании следующего одного или более одного источника информации:

а) налоговые декларации налогоплательщика/налогового агента;

б) информация о суммах, уплаченных в соответствии с частью 4 статьи 218 настоящего Кодекса;

в) материалы проверки и иная надлежащая информация, известная налоговому органу.

3. Если налогоплательщик/налоговый агент, иное обязанное лицо не представит необходимую информацию для начисления налога, налоговый орган правомочен начислить на него налог на основании имеющейся информации и предъявить ему "налоговое требование".

4. Если налоговое законодательство не требует уплаты налога одновременно с представлением декларации, а также в случае, когда налоговый орган сделает заключение о том, что прежнее начисление осуществлено ошибочно, налоговый орган должен начислять налог на налогоплательщика/налогового агента, иное обязанное лицо и направить ему "налоговое требование".

5. Если уплата налога связана с заполнением налоговых деклараций, заполнение декларации, отражающей обязательства по уплате налога, рассматривается как:

а) начисление этого налога;

б) "налоговое требование" и обязательство, подлежащее исполнению в установленные налоговым законодательством сроки.

Статья 69. Место уплаты налога

Уплата налога осуществляется:

а) по месту указанного в "налоговом требовании" начисления;

б) по месту, указанному в налоговом законодательстве, если нет необходимости в "налоговом требовании";

в) по месту жительства физического лица-налогоплательщика или месту налогового учета предприятия/организации, физического лица-предпринимателя, если в налоговом законодательстве место не указано;

г) по месту налогового учета, если уплату осуществляет налоговый агент.

Статья 70. Обязанности банков и иных организаций, связанные с

исполнением налогового обязательства

1. Банки и иные организации, выполняющие банковские операции отдельных видов, обязаны, в первую очередь, выполнять платежные поручения налогоплательщика (иного обязанного лица) и решения налоговых органов (инкассовые поручения) об уплате налога из банковских счетов налогоплательщика.

2. Платежное поручение или инкассовое поручение банками выполняется не позднее операционного дня, следующего за днем получения указанного поручения или принятия решения, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Услуги по инкассовому поручению осуществляются за счет налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица по той же цене, как и выполнение платежного поручения.

3. При наличии денежных средств на счетах налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица банк не вправе задерживать платежное поручение налогоплательщика/ налогового агента, иного обязанного лица или инкассовое поручение налогового органа по зачислению налога в соответствующий бюджет. Если на счетах налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица не имеются денежные средства или имеющиеся на счетах денежные средства недостаточны для выполнения платежного поручения или(и) инкассового поручения, их исполнение осуществляется в соответствии с зачислением денежных средств на указанные счета, не позднее операционного дня, следующего за днем каждого такого зачисления.

4. При наличии денежных средств на счетах налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица в связи со списанием сумм со счетов и их перечислением в бюджет за несвоевременное выполнение платежного поручения налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица или инкассового поручения налогового органа на банк начисляется пеня в порядке, установленном настоящим Кодексом. В таком случае на налогоплательщика/налогового агента или иное обязанное лицо санкция не налагается.

5. Нарушение установленного настоящей статьей порядка зачисления в бюджет сумм налога банком, обслуживающим налогоплательщика/налогового агента или иное обязанное лицо, или организациями, выполняющими банковские операции отдельных видов, является основанием для привлечения к ответственности за налоговое правонарушение банка и организаций, осуществляющих банковские операции отдельных видов, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Статья 71. Возврат излишне уплаченной суммы налога

1. Если общая сумма уплаченных сумм налогов превышает общую сумму начисленных сумм, в случае требования налогоплательщика/налогового агента, иного обязанного лица налоговый орган:

а) засчитывает излишне уплаченную сумму налогоплательщику/ налоговому агенту, иному обязанному лицу в случае их согласия в счет будущих налоговых обязательств;

б) переводит излишне уплаченную сумму на единый счет бюджетных поступлений Государственного казначейства в счет уплаты других налогов налогоплательщика/ налогового агента или иного обязанного лица в пределах средств, мобилизованных в видах налога, в течение календарного года;

в) не позднее 6 месяцев после поступления требования возвращает налогоплательщику/налоговому агенту, иному обязанному лицу оставшуюся сумму с субсчета возврата излишне уплаченных сумм налогового дохода единого счета бюджетных поступлений Государственного казначейства в пределах числящегося на нем остатка.

2. Если излишне уплаченная налогоплательщиком сумма переведена в счет других налоговых обязательств, в уведомлении, направленном налогоплательщику/налоговому агенту, иному обязанному лицу, должно быть указано, на счет (счета) какого налога переведена излишне уплаченная сумма.

3. Излишне уплаченная в бюджет налогоплательщиком/налоговым агентом, иным обязанным лицом сумма не переводится на счет покрытия налоговых задолженностей иного лица.

Статья 72. Аккумулирование сумм на субсчет возврата излишне

уплаченной суммы налогового дохода

1. В целях обеспечения возврата излишне уплаченной суммы налога часть сумм, фактически зачисленных налоговыми органами из администрируемых доходов на единый счет бюджетных поступлений в размере процента, определенного частью 2 настоящей статьи, зачисляется на субсчет возврата излишне уплаченной суммы налогового дохода. Суммы на этот субсчет пропорционально суммам, фактически зачисленным на единый счет бюджетных поступлений, зачисляет Государственное казначейство.

2. Процент суммы, подлежащий зачислению на субсчет возврата излишне уплаченной суммы налогового дохода из единого счета бюджетных поступлений, определяется приказом Министра финансов Грузии. Указанный процент должен быть в том размере, который обеспечит возврат излишне уплаченных сумм полностью в сроки, установленные настоящим Кодексом.

3. Порядок и сроки возврата излишне уплаченной суммы из субсчета возврата излишне уплаченной суммы налогового дохода единого счета бюджетных поступлений определяются правительством Грузии.

Статья 73. Учет сумм, зачисленных в бюджет

1. Налоговые доходы, зачисленные в бюджет налогоплательщиком/налоговым агентом или иным обязанным лицом, учитываются налоговыми органами путем отражения в личной учетной карточке налогоплательщика начисленных и уплаченных сумм налога по налоговым обязательствам.

2. Порядок ведения личных учетных карточек определяет Министр финансов Грузии.

Статья 74. Порядок покрытия задолженностей по налогам

Покрытие бюджетных задолженностей осуществляется в следующей последовательности:

а) уплата основной суммы налога;

б) уплата суммы штрафа, начисленного в виде финансовой санкции;

в) уплата суммы начисленной пени.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Если проанализировать ст. 21, 23 НК РФ, то становится очевидным, что все остальные обязанности налогоплательщика направлены на содействие государственному контролю за исполнением обязанности по уплате налогов и сборов, а права налогоплательщика производим от его обязанности платить налоги и сборы и предназначены для правильного определения объема данной обязанности, предотвращения возложения на налогоплательщика незаконного налогового бремени.

В силу вышеуказанного обязанность по уплате налогов и сборов занимает центральное место среди прав и обязанностей налогоплательщика. Поэтому, говоря о налоговой обязанности, мы, прежде всего, подразумеваем обязанность налогоплательщика платить законно установленные налоги и сборы.

Данную конституционную обязанность составляют: 1) обязанность определить налоговую базу и исчислить налог; 2) обязанность выделить часть своего имущества в денежной форме для уплаты налога; 3) обязанность перечислить налог одним из предусмотренных НК РФ способов.

Несмотря на важнейшую роль обязанности по уплате налогов и сборов реализация налогового правоотношения не сводится лишь к исполнению данной обязанности. Помимо налогоплательщика в правоотношениях по уплате налогов участвуют банки, налоговые агенты, организации федеральной почтовой связи, местные администрации, также имеющие определенные права и обязанности.

Следовательно, необходимо разграничивать такие понятия как "налоговая обязанность" и "налоговое обязательство". Налоговая обязанность представляет собой меру должного поведения лица по отчуждению части принадлежащего ему имущества в пользу государства (муниципального образования) при наличии установленных законом оснований и в установленном законом размере.

Налоговое обязательство – это правоотношение, складывающееся между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) в лице налоговых органов при участии ряда вспомогательных субъектов (налоговые агенты, банки и др.), в рамках которого происходит перемещение денежных средств от частного субъекта к публичному в качестве уплаты налога (сбора). Соответственно налоговая обязанность представляет собой часть юридического содержания налогового обязательства.

Основания возникновения и прекращения налоговой обязанности

В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательством о налогах и сборах.

Таким правопорождающим юридическим фактом (в некоторых случаях – составом), с наличием которого у налогоплательщика традиционно связывают возникновение налоговой обязанности, является объект налогообложения .

К числу оснований прекращения налоговой обязанности относятся:

  • 1) уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
  • 2) смерть физического лица – налогоплательщика или признание его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ. Задолженность по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ;
  • 3) ликвидация организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со ст. 49 НК РФ;
  • 4) принудительное взыскание. В данном случае налоговое обязательство реализуется за счет активных действий налогового или таможенного органов и для его полного исполнения не достаточно поступления в собственность государства (муниципального образования) суммы налога (сбора), а необходимо взыскание сумм пени, а в некоторых случаях и штрафа;
  • 5) списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 МК РФ);
  • 6) применение налогоплательщиком (налоговым агентом или налоговым органом – в зависимости от способа исчисления налога) налоговой льготы или налогового вычета, равных сумме налога или ее превышающей;
  • 7) уплата налога (сбора) ликвидационной комиссией (ликвидатором) и (или) учредителями организации при проведении процедуры ликвидации налогоплательщика – организации.

Необходимо отметить, что, учитывая периодический характер уплаты налога, можно говорить лишь о прекращении обязанности по уплате конкретного налога за конкретный период.

Налоговая обязанность

В широком смысле налоговая обязанность включает всю совокупность обязанностей налогоплательщика, установленных ст. 23 НК.

В узком смысле налоговая обязанность - ϶ᴛᴏ юридическая обязанность налогоплательщика, плательщика сбора правильно исчислить и своевременно перечислить в бюджетную систему РФ налог\сбор.

Характерные черты:

1. Конституционная обязанность.

2. Имеет публично-правовой характер.

3. Представляет собой меру должного поведения обязанного лица.

4. Является личной обязанностью (неразрывно связана с личностью налогоплательщика).

5. Имеет сложный состав и состоит из ряда обязательных действий, которые должен произвести налогоплательщик (учесть объект налогообложения, надлежащим образом исчислить налоговую базу, правильно исчислить налоговую базу…).

Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, которые предусматривают уплату данного налоги или сбора (ст. 44 НК).

Общие основания возникновения:

1. Соответствие организации или ФЛ признакам налогоплательщика по тому или иному налогу при отсутствии льготы в виде освобождения об обязанности уплатить налоᴦ.

2. Наличие налоговой базы.

По каждому конкретному налогу устанавливаются дополнительные основания.

В тех случаях, когда расчёт налоговой базы и суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Изменение налоговой обязанности означает, что под воздействием определённых обстоятельств изменилось её содержание, т. е.сроки уплаты налога или сумма, подлежащая уплате. Такими основаниями являются:

1) Предоставление налогоплательщику рассрочки или отсрочки уплаты налога.

2) Осуществление зачёта налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пени и штрафов.

Прекращение обязанности согласно п. 3 ст. 44 НК связано с оплатой налога или сбора; со смертью ФЛ-налогоплательщика или с объявлением его умершим (исключение – задолженность по поимущественным налогам умершего или лица умершего); с ликвидацией организации-налогоплательщика или после проведения ликвидационной комиссии всœех расчётов с бюджетной системой РФ; с возникновением иных обстоятельств (уплату налога реорганизованной организации её правопреемником, уплата налога лицом, уполномоченным ООиП за безвестно отсутствующего налогоплательщика, признание недоимки по налогам безнадёжной к взысканию и её списание, уплата налога поручителœем за налогоплательщика…). НК предусматривает так же возможность приостановления исполнения налоговой обязанности в соответствии с. 3 ст. 51 НК.

Общий (добровольный) порядок исполнения налоговой обязанности

Существуют 2 формы исполнения налоговой обязанности: добровольная уплата налога и принудительное взыскание налога.

Исполнение налоговой обязанности признаётся должным, т. е. соответствующей налоговому законодательству, только в том случае, в случае если налогоплательщик самостоятельно своевременно, либо досрочно в полном объёме и в соответствующем порядке уплатил налоᴦ.

1. Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить налоговую обязанность: от своего имени, за счёт своих собственных денежных средств. Изложенное распространяется так же не налоговых агентов и на плательщиков сборов. Уплата налога за налогоплательщика 3 лицами возможна только в случаях, прямо предусмотренных НК.

2. Налоговая обязанность должны быть исполнена в срок, установленный налоговым законодательством, при этом налогоплательщик вправе исполнить её досрочно. По общему правилу, в случае если налог исчисляется налоговым органом, налогоплательщик должен уплатить его в течение 1 мес. со дня получения налогового уведомления, в случае если в налоговом уведомлении не установлен более продолжительный срок.

3. Налоговая обязанность исполняется в валюте РФ, в случае если иное не предусмотрено НК.

4. Уплата налога производится разовой уплатой всœей суммы налога, либо путём внесения предварительных платежей по налогу – авансовых платежей, в случае если это предусмотрено налоговым законодательством.

5. Исполнение налоговой обязанности должна быть осуществлено в порядке:

Путём уплаты налога в наличной или безначальной форме;

Путём проведения налоговым органом по инициативе налогоплательщика\плательщика сбора зачёта в порядке, предусмотренном ст. 78, 79, 176 НК.

НК предусмотрены особенности исполнения налоговой обязанности: при ликвидации организации, при реорганизации ЮЛ (ст. 50 НК), за безвестно отсутствующего или недееспособного ФЛ (ст. 51 НК).

Момент исполнения налоговой обязанности

В случае если момент исполнения обязанности установлен неверно, и формально уплата налога произошла в более поздние сроки, возникают неблагоприятные последствия в виде возникновения у налогоплательщика дополнительной обязанности по уплате пени. Данный момент позволяет разграничить налоговые и бюджетные правоотношения. Момент исполнения обязанности различается исходя из избранного налогоплательщика или предписанного ему законом способа уплаты налога.

1. ФЛ может уплатить налог наличными денежными средствами через банк, кассу местной администрации, либо организацию федеральной почтовой связи. В этом случае момент уплаты налога - ϶ᴛᴏ момент внесения наличных денежных средств.

2. Для организаций, которым открыт лицевой счёт (т. е. бюджетных) момент уплаты - ϶ᴛᴏ момент отражения операции по перечислению денежных средств на лицевом счёте.

3. В случае если налогоплательщик уплачивает налог путём перечисления денежных средств со своего счёта в банке, момент уплаты - ϶ᴛᴏ момент предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ подлежащих уплате денежных средств при наличии достаточного денежного остатка на день платежа.

4. В случае, в случае если у налогоплательщика имеются суммы излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени и штрафов, налоговый орган выносит решение о зачёте указанных сумм в счёт уплаты налога.

5. В случае если обязанность по исчислению, удержанию налога и перечислению его в бюджетную систему возложена на налогового агента͵ то налоговая обязанность считается исполненной со дня удержания соответствующих сумм налоговым агентам.

П. 5 ст. 45 НК указывает на случаи, когда налог не признаётся уплаченным.

Понятие и общие условия изменения сроков исполнения налоговой обязанности

Изменением срока уплаты налога или сбора признаётся перенос установленного срока на более поздний срок. Сегодня НК предусматривает 3 формы изменения сроков уплаты налога или сбора: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит.

Общие условия изменения срока уплаты налога\сбора:

1) Изменение срока уплаты налога допускается как в отношении всœей суммы налога, подлежащей уплате, так и в отношении какой-либо его части. В отличие от налога, изменение срока уплаты сбора допускается только в отношении всœей суммы сбора.

2) По общему правилу на сумму налога, срок по уплате которого перенесён на более поздний срок начисляются проценты.

3) Срок уплаты налога не должна быть изменён:

Если в отношении заинтересованного лица возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;

Производится производство по делу об административном правонарушении в области таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате при перемещении товаром через таможенную границу таможенного союза;

Имеются доставочные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство;

Если в течение 3 предшествующих лет это лицо уже воспользовалось указанным правом и нарушило взятые на себя обязательства.

Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается:

1. По истечении срока действия соответствующего решения или договора.

2. До истечения срока действия соответствующего решения или договора в случае:

Уплаты налогоплательщиком всœей причитающейся суммы налога\сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока;

Нарушения заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки\рассрочки;

Прекращение действия договора об инвестиционном налоговом кредите по соглашению сторон или по решению суда.

Органы, уполномоченные принимать решение об изменении срока уплаты налога\сбора

1. По налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза Федеральная таможенная служба России или уполномоченные ей таможенные органы.

2. По государственной пошлинœе – органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина.

3. По НДФЛ для лиц, не являющихся ИП, - налоговые органы по месту жительства ФЛ.

4. По иным федеральным налогам и сборам – ФНС.

5. По региональным и местным налогам – налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решение принимается по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ/МО.

6. В случае, в случае если налоги зачисляются в различные бюджеты, к процедуре принятия решения подключаются финансовые органы субъектов РФ и МО, которые дают согласие налоговым органам на вынесение соответствующего решения.

Рассрочка и отсрочка по уплате налогов и сборов

Отсрочка представляет собой перенос установленного срок уплаты налога\сбора, по истечении которого сумма налога\сбора подлежит уплате единовременно в полном объёме.

При рассрочке сумма налога\сбора уплачивается не единовременно, а частями в пределах установленного срока.

Порядок предоставления:

1. Предоставляется на основании письменного заявления заинтересованного лица.

2. Срок предоставления по общему правилу не превышает 2 года.

3. На сумму за должности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1\2 ставки рефинансирования ЦБ. В случае если основаниями для предоставления рассрочки\отсрочки послужили причинœение ущерба в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, а так же задержка финансирования из бюджета или оплата выполненного этим лицом государственного заказа, то проценты на сумму задолженности не начисляются.

Понятие принудительного исполнения налоговой обязанности

Согласно п. 2 ст. 45 НК в случае неуплаты или неполной уплаты налогов в установленный срок исполнение обязанности по уплате налога и сбора производится путём их взыскания, т. е. принудительного лишения налогоплательщика\плательщика сбора прав собственности или иных вещных прав на часть имущества.

Меры принудительного исполнения налоговой обязанности:

1. Взыскание налога за счёт денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банке и за счёт его электронных денежных средств.

2. Взыскание налога за счёт иного имущества налогоплательщика.

3. Проведение по инициативе налогового органа зачёта сумм излишне уплаченного налога\сбора.

В принудительном порядке взыскиваются:

1) Недоимка, т. е. сумма налога\сбора, не уплаченная в установленный налоговым законодательством срок.

2) Задолженность по пени и штрафам.

Гарантии соблюдения прав налогоплательщика в процессе принудительного исполнения налоговой обязанности:

1. Применяется только после того, как налоговым органом налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога с установленным в нём сроком добровольного погашения возникшей недоимки.

2. Выявление недоимки должно осуществляться строго в регламентированных НК процедурах налогового контроля.

3. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика допускается только после исчерпания возможностей взыскания налоговой задолженности за счёт денежных средств на счетах налогоплательщиков в банке и за счёт его электронных денежных средств.

4. Обеспечивается судебным контролем.

НК предусматривает 2 порядка взыскания налога:

Бесспорный (административный): по общему правилу применяется в отношении всœех организаций и ИП);

Судебный порядок: применяется в отношении всœех ФЛ, не являющихся ИП; в исключительных случаях прямо предусмотрен НК, применяется так же в отношении организаций, ИП.

Требование об уплате налогов и сборов

Извещение налогоплательщиков о неуплаченной сумме налога и об обязанности уплатить неуплаченную сумму налога, а так же соответствующие пени (п. 1 ст. 69 НК).

Требование направляется налогоплатлеьщику:

Тем налоговым органом, у которого налогоплательщик состоит на учёте;

Установленными способами;

Направляется в случае неуплаты налогоплательщиком налога по декларации или на основании налогового уведомления (срок направления – не позднее 3 мес. со дня выявления недоимки; при этом днём выявления недоимки является следующий день после наступления срока уплаты налога); в случае доначисления суммы налога\сбора налоговым органом по результатам проведения налоговой проверки (требование должно быть направлено в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения, вынесенного по результатам налоговой проверки; в случае изменения налоговой обязанности.

По общему правилу требование должно быть исполнено налогоплательщиком в течение 8 рабочих дней с даты его получения. Требование является ненормативным актом и должна быть обжаловано в суд.

Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество организаций и ИП

1. Налоговый орган должен обратить взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика. Ст. 11 содержит понятие счетов. Налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счёт денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банке. Срок принятия такого решение – не позднее 2 мес. после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Решение, вынесенное за пределами данного срока, является недействительным и исполнению не подлежит.

2. Налоговый орган должен донести до сведения налогоплательщика вынесенное решение и направить поручение в банк, в котором открыты счета налогоплательщика. Данное поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению банком.

3. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банке производится взыскание за счёт электронных денежных средств. Понятие электронных денежных средств определœено ФЗ ʼʼО национально платёжной системеʼʼ. Способы и средства, позволяющие лицу управлять своими электронными денежными средствами, называются электронными средствами платежа. Для организаций и ИП предусмотрено только 1 вида электронных средства платежей – корпоративных. Одновременно с вынесением решения о списании электронных денежных средств со счетов организации, налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам в банке.

4. В случае если электронных денежных средств не достаточно для покрытия задолженности, производится обращение на взыскание иного имущества налогоплательщика. Для этого руководитель налогового органа, либо его заместитель должны:

Вынести решение о взыскании налога\сбора, пени и штрафов за счёт имущества, срок вынесения такого решения – 1 год после истечения срока исполнения требования об уплате налога, решение вынесенное за пределами данного срока является недействительными и исполнению не подлежит;

Направляет в адрес соответствующего судебного пристава-исполнителя для исполнения в порядке, предусмотренном законом ʼʼОб исполнительном производствеʼʼ.

Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество ФЛ, не являющихся ИП

Порядок взыскания зависит от того, превышает ли общая сумма задолженности 1500 руб.

1. Общая сумма задолженности превышает 1500. Налоговый орган должен подать в суд общей юрисдикции исковое заявление о взыскании задолженности в течение 6 мес. со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

2. Общая сумма задолженности не превышает 1500 руб. В этом случае налоговый орган должен дождаться достижения суммы задолженности 1500 руб. Со дня, когда задолженность превысит 1500 руб. начинает исчисляться шестимесячный срок для обращения в суд. В случае если в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования о погашении задолженности её размер так и не превысит 1500 руб., тогда налоговый орган вправе обратиться в суд.

Взыскание налога происходит в последовательности: денежные средства в банке- наличные денежные средства – имущество переданное во владение, пользование, распоряжение без перехода прав собственности – другое имущество за исключением предназначенного для повсœедневного личного пользования ФЛ или членами его семьи.

Понятие и способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

Это установленные законом специальные меры воздействия, стимулирующие надлежащее исполнение налогоплательщиком или иным обязанным лицом налоговой обязанности. Исполнение обязанности может обеспечиваться:

Залог имущества;

Поручительство;

Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств;

Арест имущества налогоплательщика.

Самым распространённым способом является пени – денежная сумма, которую налогоплательщик должен выполнить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки.

По общему правилу уплата пени осуществляется в любом случае несвоевременного исполнения налоговой обязанности и независимо от применения других мер обеспечения, а так же мер налоговой ответственности. НК предусматривает 2 исключения из этого правила: пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика; пени не начисляются на недоимки, возникшие в связи с исполнением налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных Минфином и его территориальными органами. Сумма пени начисляется за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным днём уплаты налога или сбора. Расчёт производится умножением неуплаченной суммы налога\сбора и 1\300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

Приостановление операций по счетам в банке, а так же электронных денежных средств. Применяется только в отношении организаций и ИП, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, а так же в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой и адвокатов, учредивших адвокатские кабинœеты. Основанием применения данной меры являются:

Неисполнение налогоплательщиком требования налогового органа об уплате налогов и сборов. В этом случае приостановление операций по счетам является процессуальным способом обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога;

Непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока её представления.

Приостановление операций по счёту означает приостановление всœех расходных операций. Не распространяется на операции по осуществлению платежей, очерёдность которых предшествует исполнению налоговой обязанности в счёт текущей уплаты налогов и сборов. Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всœех операций, влекущий уменьшение остатка электронных денежных средств.

В случае вынесения неправомерного решения банком о приостановлении операций по счетам на сумму денежных средств, в отношении которых действовало приостановление, начисляются проценты в пользу налогоплательщика. Начисление средств происходит на каждый календарный день со дня приостановления до дня получения банком решения об его отмене исходя из ставки рефинансирована ЦБ, действовавшей в данный период.

Арест имущества

Зачёт и возврат сумм, излишне уплаченных, взысканных налогов, сборов, пени, штрафов.

Налоговая обязанность - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Налоговая обязанность" 2017, 2018.

Возникновение налогового обязательства регламентируется НК. В соответствии с Кодексом, каждый плательщик должен осуществлять перечисления того или иного вида сумм в бюджет. Между тем на практике далеко не все субъекты надлежащим образом исполняют свое налоговое обязательство. Происходит это по разным причинам. Кто-то делает это умышленно, а кто-то просто не знает закона. Рассмотрим далее, что такое налоговое обязательство.

Общая характеристика

Налоговые обязательства возникают в силу закона. В соответствии с НК, плательщик должен:

  1. Зарегистрироваться в ФНС.
  2. Определить объекты обложения.
  3. Исчислить и уплатить установленные суммы в бюджет.
  4. Составить и предоставить отчетность.

В качестве плательщиков выступают юридические и физлица.

Элементы

В качестве объекта обложения выступает имущество или действия, наличием или совершением которых обуславливается возникновение налогового обязательства. При исчислении сумм, подлежащих уплате в бюджет, определяется база. В качестве нее выступает физическая, стоимостная или иная характеристика объекта обложения. В НК для каждого налога установлена ставка. Она определяется в абсолютной сумме либо в процентах на единицу измерения базы или объекта обложения.

Исполнение

Налоговое обязательство погашается плательщиком самостоятельно, если иное не предусматривается Кодексом. Для исполнения субъект:

  1. Регистрируется в ФНС.
  2. Фиксирует и обобщает сведения об объектах обложения, ведет учет налоговых обязательств.
  3. Исчисляет суммы бюджетных отчислений. Расчет налогового обязательства осуществляется исходя из объектов, базы и ставок.
  4. Формирует и представляет в контрольные органы документацию (отчетность) в установленные сроки и по закрепленным НК правилам. В ФНС не сдаются налоговые регистры.
  5. Производит отчисления в бюджет.

По общему правилу, налоговое обязательство должно исполняться в порядке и в сроки, закрепленные в НК. Однако субъект может погасить его досрочно. Закон допускает несколько вариантов обложения. Изменение налогового обязательства представляет собой переход из одной системы в другую. К примеру, при наличии оснований субъект может сменить ОСНО на УСН или ЕНВД.

Сроки

Течение периода исполнения обязательства перед бюджетом начинается со следующего дня после совершения юридического действия или фактического события, в связи с которым субъект должен произвести перечисление в бюджет. Окончание срока наступает в конце последних суток временного отрезка, установленного Кодексом. Если он приходится на выходной или праздник, истечение периода происходит в конце ближайшего рабочего дня. При возникновении задолженности субъект погашает ее в следующем порядке:

  1. Начисленные пени.
  2. Недоимка.
  3. Штраф.

Исковая давность

Она представляет собой период, в течение которого:

  1. Плательщик/агент может требовать возврат/зачет бюджетных сумм, пеней и проч.
  2. Контрольный орган может начислить либо пересмотреть ранее исчисленную сумму налога или иного обязательного бюджетного платежа.
  3. Плательщик/агент предоставляет отчетность, вправе вносить корректировки и дополнения в декларацию или отзывать ее.
  4. Контрольный орган должен осуществить возврат/зачет бюджетных сумм, пеней и проч.

Давностный срок по обязательству и требованию - 3 года. Начало периода совпадает с датой завершения соответствующего отчетного периода, за исключением случаев, закрепленных в НК.

Перенос сроков

Действующее законодательство допускает изменение периода исполнения обязательства. Для этого плательщику необходимо направить в ФНС соответствующее заявление. Изменение сроков не допускается для исполнения обязательств по налогам, удерживаемым у источника выплаты, акцизов, а также НДС на импортируемую продукцию. Перенос периода может осуществляться не больше чем на год (календарный). В заявлении заинтересованное лицо должно указать обстоятельства, обуславливающие необходимость корректировки срока. Закон не допускает переуступку права на исполнение обязательств по измененным периодам. Перенос срока производится под залог материальных ценностей плательщика либо третьего лица или под банковскую гарантию по правилам, установленным НК.

Дополнительные возможности

Условия отчисления сумм в бюджет устанавливаются НК. Соответственно, плательщики/агенты не могут произвольно определять правила по своему усмотрению. Между тем Кодекс допускает изменение порядка погашения обязательства. Оно осуществляется путем предоставления:

  1. Отсрочки.
  2. Рассрочки.
  3. Налогового/инвестиционного кредита.

Отсрочка/рассрочка погашения обязательства допускается при наличии оснований, закрепленных 64 статьей Кодекса. Она может предоставляться на 1-6 мес. с поэтапной либо единовременной уплатой задолженности.

Основания отсрочки/рассрочки

В качестве них выступают:

  1. Возникновение вреда у плательщика вследствие техногенной катастрофы, стихийного бедствия, иных непреодолимых обстоятельств.
  2. Задержка бюджетного финансирования или оплаты выполненного госзаказа.
  3. Риск утраты платежеспособности при единовременном погашении задолженности.
  4. Сезонный характер производства работ, предоставления услуг, выпуска продукции.
  5. Невозможность осуществить единовременный платеж ввиду своего имущественного положения.

Исходя из основания, на сумму задолженности осуществляется начисление процентов. В расчет при этом принимается 1/2 ставки рефинансирования, установленной Центробанком на период рассрочки/отсрочки. Если применяются первые 2 основания, то проценты не начисляют.

Кредит

Он предусмотрен 65-й статьей НК. Налоговый кредит - изменение срока отчисления платежа в бюджет на 1-12 мес. Он предоставляется субъекту по заявлению. При этом должно иметь место хотя бы одно из указанных выше оснований. При предоставлении кредита оформляется договор между контрольным органом и плательщиком. Если перенос срока обуславливается причинением вреда вследствие катастрофы, стихийного бедствия и прочих аналогичных явлений, а также в связи с задержкой бюджетного финансирования либо оплаты контрагентом, проценты на сумму задолженности не начисляют.

Инвестиционный кредит

В системе форм изменения периодов исполнения обязательств он занимает особое место. Следует обратить внимание на довольно важную его особенность. Налоговый инвестиционный кредит предоставляется исключительно организациям. Он предусматривается в отношении отчислений с прибыли и сумм, подлежащих уплате в региональный и местный бюджеты. Как указывает 66 статья НК (ч. 1), налоговый инвестиционный кредит предполагает такое изменение периода погашения обязательств, при котором юрлицо при наличии соответствующих обстоятельств получает возможность на протяжении определенного временного отрезка и в установленных пределах уменьшать суммы с последующим поэтапным перечислением кредита и процентов по нему.

Важные моменты

Налоговый инвестиционный кредит обладает несколькими отличительными чертами, которые следует принимать во внимание плательщикам:


Условия прекращения

В НК предусмотрены основания для снятия бремени обложения с гражданина. В качестве них выступает смерть плательщика либо объявление его умершим, в соответствии с судебным решением, вступившим в действие. Если физлицо имеет статус ИП, то бремя обложения снимается при прекращении им деятельности в качестве предпринимателя. Налоговые обязательства организаций прекращаются в связи с:

  1. Ликвидацией предприятия.
  2. Реорганизацией фирмы путем разделения, слияния и присоединения. В последнем случае прекращение обложения предусмотрено для присоединившегося лица.

Налоговые активы и обязательства

Суммы отчислений с прибыли определяются в бухгалтерской и финансовой отчетности по-разному. В результате формируется разница. Для ее отражения используется такой показатель, как ОНО (отложенные налоговые обязательства). В балансе это та часть отчисления с прибыли, которая приводит к увеличению суммы, подлежащей уплате в периоде, следующем за отчетным. Кроме ОНО, для отображения разницы используется показатель ОНА (отложенные налоговые активы). Он выражается в сумме отчисления с прибыли, поступающего в бюджет в следующем периоде.

Специфика формирования ОНА

На любом предприятии может случиться так, что прибыль по налоговому (НУ) и бухгалтерскому учету не совпадает. Объясняется такая ситуация различием в методике исчисления. Сумма ОНА может являться постоянной или временной, вычитаемой либо облагаемой. На предприятии активы признаются отложенными, если расходы на приобретение ОС по бухучету (БУ) превышают затраты, отраженные в налоговых регистрах. Разница может появиться при несовпадении сумм доходов по НУ и БУ. То есть компания рассчитывала реализовать определенное число активов, но по факту план не выполнила. Появившаяся разница относится на ОНА.

Назначение

Временная разница выступает в качестве основания для уменьшения сумм отчисления с прибыли в будущем. ОНА определяется умножением ставки на ВР. Показатель отражается по сч. 09. Аналитический учет налоговых обязательств и ОНА осуществляется по каждому виду в отдельности. В законодательстве могут предусматриваться разные ставки для отчисления с прибыли. В таких случаях при определении ОНА необходимо использовать ту, которая соответствует совершенной операции. Учет ОНА осуществляется записями:

  • Д-т сч. 09 К-т сч. 99 - приход.
  • Д-т сч. 99 К-т сч. 09 - списание.

При отсутствии прибыли на конкретный период ОНА отражаются по стр. 145 в составе внеоборотных активов. Их показатели сохраняются до получения облагаемого дохода. При выбытии объекта ОС, по которому производилось начисление отложенного актива, остаток переносится на сч. 99. ОНА отражаются при появлении облагаемых разниц либо при наличии высокой вероятности извлечения прибыли в последующих периодах, которая может корректироваться на временную разницу.

Особенности ОНО

Налоговые обязательства в балансе появляются в результате:

  1. Использования различных способов начисления износа.
  2. Применения разных методов признания процентной прибыли и доходов от реализации.
  3. Использования различного порядка отражения % по кредитам.

На практике могут иметь место и иные причины. Выбытие ОНО обуславливается погашением или уменьшением временных разниц, списанием обязательств или активов, по которым они просчитывались. Как отражается ОНО? Чтобы показать налоговые обязательства, проводки составляются следующим образом:

  • Д-т сч. 99 К-т сч. 65 - начисление.
  • Д-т сч. 65 К-т сч. 99 - поагашение/уменьшение.

Анализ

Отложенные обязательства могут использоваться при изучении деятельности компании. ОНО рассматриваются как вид дебиторской задолженности. Анализу подвергается объем, динамика, состав активов на начало и конец отчетного периода. Возникновение ОНА указывает на инвестиционную деятельность, поступление и выбытие внеоборотных средств. Движение ОНО связано с финансовыми операциями. В идеале ОНА должны изменяться прямо пропорционально обязательствам. Приемлемой считается ситуация, когда ОНО выше ОНА. В этом случае имеется пассивное сальдо. В таких ситуациях у предприятия появляется еще один источник финансирования. Его срок использования соответствует периоду погашения обязательств. Если же ОНА выше ОНО, то сальдо расценивается как дополнительное отвлечение средств из оборота.

Особенности предоставления сведений

ОНА в балансе - часть отчисления с прибыли, которая может обусловить уменьшение суммы, поступающей в бюджет. Соответственно, сведения о них отражаются не только в ф. № 1, но и в отчете о финансовых результатах работы предприятия. ОНО и ОНА не дисконтируются. Фирма может провести взаимозачет при соблюдении следующих условий:

  1. Компания имеет на это право по закону.
  2. Взыскание ОНО и ОНА производится с одного юрлица.

Суммы по возмещенному бюджетному отчислению отражаются в отчетности о совокупном доходе.

Заключение

Практически каждый гражданин в стране выступает в качестве плательщика налогов. При приобретении имущества, устройстве на работу, открытии собственного дела субъект становится должником перед государством. Налоговое обязательство должно исполняться в установленные НК сроки. В случае уклонения от осуществления платежей, сокрытия доходов законодательство предусматривает несколько видов ответственности. В случае причинения крупного ущерба бюджету государства субъекту, признанному виновным, может вменяться и уголовное наказание.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...