Что относится к налоговым доходам. Налоговые доходы бюджета


13. Доходы бюджета

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти соответствующих субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Согласно п. 2 ст. 39 БК РФ в доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездного перечисления.

Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджета делятся на три вида:

1) налоговые доходы;

2) неналоговые доходы;

3) безвозмездные и безвозвратные перечисления.

К налоговым доходам бюджета относятся:

1) предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы;

2) пени и штрафы.

Налоговые доходы считаются уплаченными в доход соответствующего бюджета либо бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, установленного действующим налоговым законодательством РФ.

К неналоговым доходам бюджета относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (приватизации);

3) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующего уровня;

4) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, либо полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям;

5) иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям в бюджет относятся:

1) дотации и субсидии из бюджетов других уровней;

2) субвенции из Федерального фонда компенсаций или региональных фондов компенсаций;

3) субвенции из местных бюджетов бюджетам других уровней;

4) безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ, а также из бюджетов государственных или территориальных внебюджетных фондов;

5) перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в соответствующий бюджет либо бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика.

Зачисление доходов в бюджет соответствующего уровня происходит с момента совершения Центральным банком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего соответствующий бюджет.

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

13. Доходы бюджета Доходы бюджета– денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти соответствующих субъектов РФ и

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

14. Расходы бюджета Согласно положениям ст. 65 БК РФ расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

26. Исполнение бюджета Согласно ст. 215.1 БК РФ, исполнение бюджета – это получение всех запланированных в бюджете доходов и финансирование предусмотренных расходов. Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ,

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

29. Доходы федерального бюджета Российской Федерации Перечень доходов федерального бюджета установлен ст. ст. 50, 51 БК РФ.В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Из книги Как правильно применять «упрощенку» автора Курбангалеева Оксана Алексеевна

25. Исполнение бюджета Исполнение бюджета– это важнейший этап бюджетного процесса по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

28. Доходы федерального бюджета В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:1) налога на прибыль организаций;2) налога на прибыль организаций;3) налога на добавленную стоимость;4) акцизов на спирт этиловый из пищевого

Из книги Бюджетная система РФ. Ответы на экзаменационные билеты автора Новикова Надежда Александровна

10. Расходы бюджета Вид расходов подкрепляется источником финансового покрытия. Если появляется новый вид расхода, должны быть определены источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачи финансовых ресурсов

Из книги Озарение. Как выйти за границы привычного и увидеть в переменах новые возможности для бизнеса автора Буррус Даниэль

11. Доходы бюджета Структура доходной части состоит из налоговых, неналоговых доходов. Перечень налоговых поступлений зависит от законодательно закрепленных налогов и сборов. При этом существует распределение доли налоговых источников между бюджетами различных

Из книги Карта и территория. Риск, человеческая природа и проблемы прогнозирования автора Гринспен Алан

Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации 1. Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также

Из книги Личный бюджет. Деньги под контролем автора Макаров Сергей Владимирович

Меняем объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» на «доходы» При переходе на объект налогообложения «доходы» у налогоплательщиков, как правило, не возникает никаких проблем с расчетом единого налога. Единый налог рассчитывается по ставке 6%

Из книги автора

Меняем объект налогообложения «доходы» на «доходы, уменьшенные на величину расходов» Если же объект ОС или НМА был приобретен (сооружен, изготовлен) в период применения УСН, то включить в состав расходов затраты на его приобретение (сооружение, изготовление) нельзя.

Из книги автора

Откачка бюджета В условиях внутренней и международной стабильности во Франции практически завершился промышленный переворот. Новая техника стала приносить свои плоды. В результате на протяжении всего периода правления Луи Филиппа вплоть до кризиса конца 40-х гг.

Из книги автора

1. Понятие и роль бюджета Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств государства, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.С помощью государственного бюджета государство получает

Из книги автора

Проблема урезанного бюджета Недавно я встречался с деканом инженерного факультета одного из крупных калифорнийских институтов. У декана была проблема. Губернатор Калифорнии за некоторое время до этого урезал финансирование всех без исключения образовательных

Из книги автора

Из книги автора

Глава 3 Доходы должны превышать расходы, или Основы семейного бюджета Надеюсь, вы еще не устали от всевозможных вопросов? Как бы там ни было, техника «задавания вопросов» самому себе является эффективным инструментом развития. Главное, чтобы вопросы были правильные!

К налоговым доходам федерального уровня относятся следующие виды налогов:

* налоги с имущества: налог на имущество предприятий; налог с владельца транспортных средств; налог на приобретение транспортных средств;

* платежи за природные ресурсы: земельный налог; арендная плата за землю, плата за воду, лесной налог; налоги с фонда оплаты труда: налог на нужды образовательных учреждений, сборы на содержание милиции и др.;

* налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат: налог на рекламу;

* налоги на определённый вид финансовых операций: налог на операции с ценными бумагами;

* налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера: государственная пошлина и др.

Неналоговые доходы бюджета

Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера и твердо установленной ставки. В отличие от налоговых, неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться. Однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений прошлого года. Одна из причин - наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Например, в соответствии со ст. 22 Закона «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов...» от 15.04.93 г. №4807-1, представительные органы власти субъектов РФ вправе принимать решения о создании целевых фондов за счет штрафных санкций.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах имеют место указания на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджета: федерального, региональных и местных.

Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. В то же время в нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов. Например, в Бюджетном кодексе РФ к неналоговым поступлениям причислены доходы в виде финансовой помощи, получаемой от иных бюджетов. В экономической литературе к неналоговым поступлениям относят и доходы целевых бюджетных фондов.

В соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ, разработанной бюджетным департаментом Минфина РФ, неналоговые доходы включают:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности, в том числе:

1.1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

1.2. Дивиденды по акциям, принадлежащим государству.

1.3. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, земли городов и поселков, а также прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

1.4. Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств (размещение средств на счетах коммерческих банков разрешено при обязательном условии - банковская ставка должна быть не ниже ставки рефинансиро-вания ЦБ РФ).

1.5. Возмещение потерь сельхозпроизводства, связанных с изъятием сельхозугодий.

1.6. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства.

1.7. Перечисление прибыли ЦБ РФ.

1.8. Платежи от государственных и муниципальных организаций.

1.9. Плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместными предприятиями и иностранными юридическими лицами.

1.10. Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе:

2.1. Поступления от приватизации организаций, находящихся в госсобственности.

Поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций.

Доходы от продажи квартир.

Доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования.

Доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность.

3. Доходы от реализации государственных запасов.

4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.

5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, в том числе от резидентов и нерезидентов.

6. Административные платежи и сборы , в том числе:

Сборы, взимаемые ГИБДД (кроме штрафов).

Прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций.

7. Штрафные санкции, возмещение ущерба , в том числе:

7.1. Поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий.

7.2. Санкции за нарушение порядка применения цен.

7.3. Суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и в недостаче материальных ценностей.

8. Доходы от внешнеэкономической деятельности, в том числе:

Проценты по государственным кредитам, предоставляемым РФ правительствам иностранных государств.

Доходы от реализации государственных запасов.

Поступления сумм от централизованного экспорта.

Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

9. Прочие неналоговые доходы.

Неналоговые доходы являются важным источником доходов бюджетов всех уровней, способствуя сокращению их дефицита.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями (табл.2).

Задание студентам: проанализировать структуру доходов, их динамику, сделать выводы .

Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, полностью или частично закрепленные на постоянной основе за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений в доходную часть бюджетов определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.

К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным Правительством методике и формуле.

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники доходов бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы территорий и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя.

При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотаций этих бюджетов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов, что в целом осложнит финансирование плановых мероприятий.

Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и субсидий любыми путями. Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города - исторические и архитектурные заповедники, научные центры и другие. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.

Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательствомРФ,законодательствомо налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения между бюджетами бюджетной системы, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Системное представление структуры доходов бюджетов всех уровней БС РФ отражено в табл. 1.

Таблица 1

Классификация доходов бюджетов всех уровней бс рф

К собственным доходам бюджетов относятся:

налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

При прогнозировании нефтегазовых доходов федерального бюджета используется среднегодовая цена на нефть сырую марки "Юралс

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 7% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.

Резервный фонд формируется за счет:

Дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда не достигает его нормативной величины

Доходов от управления средствами Резервного фонда.

До 1 февраля 2016 года доходы от управления средствами Резервного фонда направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Объем использования средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного долга РФ.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств федерального бюджета, направляемых на цели.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

Дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины.

От управления средствами Фонда национального благосостояния.

В целях обеспечения достаточности собственных средств (капитала) государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» до 7% средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на депозитах в указанной государственной корпорации на основании отдельных решений Правительства РФ.

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

Депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;

Депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ.

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

Долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

Долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

Депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";

Депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ;

Долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством РФ;

Паи (доли участия) инвестиционных фондов.

Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в ЦБ РФ.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговымирежимами,региональныхиместныхналогов, а такжепенейи штрафов по ним.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ: налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

При этом налоги являются бюджетообразующими доходами кон­солидированного бюджета РФ и федерального бюджета, их доля в доходной части бюджетов данного уровня стабильно превышает 90%.

К налоговым доходам относятся:

    предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы;

    пени и штрафы.

Состав налоговых доходов.

    Налоги на прибыль:

налог на прибыль организаций;

    налог на доходы физических лиц;

    налог на игорный бизнес;

    страховые взносы.

2. Налоги на товары и услуги (НДС, акцизы); лицензионные и ре­гистрационные сборы.

3. Налоги на совокупный доход: единый налог, взимаемый в свя­зи с применением упрощенной системы налогообложения.

4. Налоги на имущество:

    налог на имущество физических лиц;

    налог на имущество организаций;

    налог на операции с ценными бумагами.

    Платежи за пользование природными ресурсами:

платежи за пользование недрами;

    платежи за пользование континентальным шельфом РФ;

    налог на добычу полезных ископаемых;

    платежи за пользование лесным фондом;

    плата за пользование водными объектами;

    земельный налог и др.

    Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические опера­ции: таможенные пошлины и др.

Налоги не только являются основой доходной части консолидиро­ванного бюджета РФ и федерального бюджета, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство (МО) оказывает влияние на распределение национального дохода и (или) ВВП.

В российской налоговой системе существуют три вида налогов и сбо­ров:

    федеральные налоги и сборы;

    налоги и сборы субъектов РФ;

    местные налоги и сборы (НК РФ).

Большая часть налоговых поступлений перераспределяется по уровням бюджетной системы. Кроме того, федеральными законами распределяются доходы от некоторых региональных и местных налогов и сборов между бюдже­тами различных уровней.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

Доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, МО, и иные суммы принудительного изъятия;

Средства самообложения граждан;

Иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

Доходы бюджетов - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке согласно законодательству РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 6 БК РФ).

Структура доходов бюджетов бюджетной системы РФ закреплена в бюджетном законодательстве.

Доходы бюджетов подразделяются на три вида:

налоговые доходы;

неналоговые доходы;

Безвозвратные и безвозмездные перечисления (ст. 41 БК РФ).

Налоговые доходы - это федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечень которых определен в ст. 13, 14 и 15 НК РФ. Кроме того, к налоговым доходам относятся пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.

В БК РФ дан перечень налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов поселений, муниципальных районов и городских округов (ст. 50, 56, 61, 61 1, 61 2).

Центральное место в системе доходов любого бюджета бюджетной системы занимают налоговые доходы.

Налоговые доходы разграничиваются между бюджетами различных уровней бюджетной системы в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.

Налоговый кодекс РФ (ст. 12-15, 18) устанавливает федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также специальные налоговые режимы.

Согласно БК РФ все региональные налоги в полном объеме поступают в бюджеты соответствующих субъектов (ст. 56). Равным образом все местные налоги в полном объеме поступают в соответствующие местные бюджеты (ст. 61, 611, 612 БК РФ).

Федеральные налоги, а также налоги и сборы, предусмотренные специальными налоговыми режимами, разграничиваются между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами.

Разграничение федеральных налогов между бюджетами различных уровней бюджетной системы производится на основе нормативов (процентных) отчислений. При этом данные нормативы закреплены в БК РФ и являются едиными и постоянными для бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.

Так, в ст. 50 БК РФ определены налоговые доходы федерального бюджета, сформированные за счет федеральных налогов и сборов, а также налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

В ст. 56 БК РФ определены налоговые доходы бюджетов субъектов РФ. Они складываются за счет региональных налогов (ст. 14 НК РФ), зачисляемых в полном объеме, а также нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов.

В ст. 60, 601, 602 БК РФ определены налоговые доходы бюджетов поселений, муниципальных районов и бюджетов городских округов.

Все эти бюджеты формируются за счет местных налогов (ст. 15 НК РФ), а также нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Субъекты РФ и муниципальные районы могут устанавливать нормативы отчислений от федеральных, региональных и, соответственно, местных налогов и сборов, поступающих в их бюджеты. Эти нормативы отчислений относятся к местным бюджетам и, в частности, бюджетам поселений. Названные нормативы отчислений должны быть установлены:

а) в законе субъекта РФ, рассчитанного на неограниченный срок действия. Они должны быть едиными для всех поселений и муниципальных районов, на которые рассчитаны;

б) в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных районов, рассчитанных на неограниченный срок действия. Эти нормативы должны быть едиными для всех поселений муниципального района.

Порядок установления вышеназванных нормативов определен в ст. 58 и 63 БК РФ.

Неналоговыми доходами являются:

а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

б) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, в) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерацией, субъектам РФ и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия,

г) иные неналоговые доходы.

К первой группе неналоговых доходов, Т.е. к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

арендная плата от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетами юридическим лицам и иностранным государствам на возвратной и платной основах;

дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям;

часть прибыли хозяйственных товариществ и обществ, в капиталах которых участвуют Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования;

часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий;

доходы, полученные от предпринимательской или иной деятельности;

иные доходы.

Ко второй группе неналоговых доходов, т.е. к доходам от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся:

плата за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков;

плата за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством;

плата за предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

плата за услуги, оказываемые Гохраном России;

другие платные услуги.

К третьей группе неналоговых доходов относятся:

штрафы от применения мер административной и уголовной ответственности;

штрафы, конфискации и компенсации, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности. Однако надо иметь в виду, что все эти суммы поступают в бюджет лишь в том случае, если нарушены права Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, предусмотренные гражданским законодательством.

В отношении штрафов действует правило: они подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения субъекта, принявшего решение о наложении штрафа. Иное может быть предусмотрено НКРФ или иными федеральными законами.

К четвертой группе - иным неналоговым доходам бюджетов, в частности, относятся:

часть прибыли ЦБ РФ;

доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

таможенная пошлина, таможенные сборы и т.д.

Перечень неналоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, дан в ст. 50, 57, 62 БКРФ.

Безвозвратные и безвозмездные перечисления включают в себя:

финансовую помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий. Из федерального бюджета финансовая помощь выделяется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; из бюджетов субъектов РФ - в местные бюджеты. Кроме того, финансовая помощь имеет место и в системе местных бюджетов;

выделение субвенций из Федерального и (или) регионального фонда компенсаций, а также из местных бюджетов;

иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ;

безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных внебюджетных фондов;

безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования (п. 5 Ст. 41 БК РФ).

Безвозмездные и безвозвратные перечисления являются доходами того бюджета, в который они зачисляются.

Вышеназванные доходы бюджетов ежегодно отражаются в федеральном законе о федеральном бюджете на финансовый год, в законах субъектов РФ и решениях представительных органов муниципальных образований о бюджетах на финансовый год.

С практической точки зрения очень важен момент зачисления доходов в бюджет. Денежные средства считаются зачисленными в бюджет с момента совершения Банком России или кредитной организацией операций по зачислению (учету денежных средств на счете органа, исполняющего бюджет, - п. 2 СТ. 40 БК РФ). При этом надо иметь в виду, что момент зачисления доходов в бюджет не совпадает с моментом уплаты доходов в бюджет. Налоговые доходы считаются уплаченными в бюджет с момента передачи в банк поручения на уплату налога (при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика), а при уплате налога наличными деньгами - с момента внесения денежной суммы в банк и т.д. (ст. 45 НК РФ).

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации (п. 1 СТ. 40 БК РФ).

Теоретически доходы бюджетов можно подразделить на собственные и несобственные.

Большинство доходов, поступающих в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ являются их собственными доходами (ст. 47 БК РФ). К их числу относятся:

а) налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах РФ;

б) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством

в) безвозмездные и безвозвратные перечисления, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.

доходы включают практически все виды доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы, за исключением такого вида безвозмездных и безвозвратных перечислений, как субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций (ст. 47 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ не дает понятия «собственные доходы бюджета». Между тем функциональный анализ собственных доходов бюджетов и их сравнение с субвенциями из фондов компенсаций позволяет утверждать, что собственными являются доходы бюджетов, которые обеспечивают осуществление расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, принятых в пределах их собственных полномочий.

Иначе говоря, собственные доходы бюджета субъекта РФ - те, которые обеспечивают расходные обязательства субъекта РФ, им же установленные в соответствующих нормативных актах, а собственные, доходы местного бюджета - те, которые обеспечивают расходные обязательства соответствующего местного бюджета, им же установленные в соответствующих нормативных актах.

К несобственным относятся доходы, которые обеспечивают расходные обязательства субъектов РФ, муниципальных образований в пределах полномочий, делегированных им другими уровнями власти.

Иначе говоря, несобственные доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов поступают соответственно из федерального и регионального, фондов компенсаций для реализации субъектом РФ и муниципальным образованием «делегированных полномочий». Например, согласно Закону о федеральном бюджете на 2005 год к числу полномочий, делегированных Российской Федерацией субъектам РФ относятся полномочия по финансированию законов, принятых Российской Федерацией. Среди этих законов: Законы «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...