Отличие налога от сбора по законодательству РФ (виды). Понятие налога и налогообложения


Процесс, который сочетает единство времени и возможной прибыли, основан на активах - материальных и нематериальных, в виде которых выступают объекты инвестиционной деятельности. Современная экономика многообразна и сложна, поскольку строится на принципах конкуренции глобального масштаба и полной открытости информации. Сегодня объекты - вовсе не та "священная корова" менеджерской практики и экономической науки недавнего прошлого, и в определения категорий инвестиций внесены существенные изменения.

Понятие

Суть в основе определения, к которому относятся объекты инвестиционной деятельности, выражается не так однозначно, к определению ведут несколько подходов. Наиболее значимым в практическом проявлении является когда определение отражает пользу для инвестора. Здесь для классификации используется конкретно выраженная материальная форма, а попутно поясняется, откуда происходят данные объекты инвестиционной деятельности.

Общемировая практика пока не знает более распространенного подхода к определению главной цели инвестиционного бизнеса. Однако и он не может считаться единственно верным, потому что в современных условиях даже границы между инвестором и объектами инвестиционной деятельности являются размытыми и условными. Например, если компания выкупает собственные акции на рынке, будет ли это считаться инвестицией или все-таки оптимизацией уставного капитала? В инвестировании прибавилось способов и форм, и потому оно практически совсем перестало поддаваться учету, и это теперь прерогатива исследователей из академических институтов.

Объекты и субъекты

В целях практического анализа определено, что объектами инвестиционной деятельности являются, прежде всего, активы, способные принести прибыль в тот или иной период времени. Причем уровень прибыли задан конкретно, а также приняты существующие уровни риска. Основной критерий при выборе объекта для инвестиций - способность принести доход. Таково на сегодняшний день понятие "объекты инвестиционной деятельности".

Субъекты - это любые лица, относящиеся к операции инвестирования: пользователи объектов, в которые планируются капитальные вложения, подрядчики, заказчики, инвесторы. Последние осуществляют инвестиции, то есть вложение средств, и обеспечивают их сугубо целевое использование. Заказчики - уполномоченные инвесторами реализаторы проекта, к предпринимательской деятельности они не относятся. Исполнители работают по договору с инвесторами без полномочий относительно владения, пользования и распоряжений инвестициями. А пользователи - люди, для которых затеяно это предприятие, объекты инвестиционной деятельности предназначены для них.

Первая группа классификации

Сюда входят материальные активы, то есть объекты капитального характера.

  • Объекты единого имущественного комплекса: офисы, сооружения, здания предприятий или компаний и тому подобное.
  • Земельные участки или отдельные территории. Здесь пользователи объектов инвестиционной деятельности облагаются обязательствами. Например, если участок с реликтовым лесом, инвестор обязан его сохранять.
  • Объекты строительства жилья: девелоперские проекты массовой застройки, например.
  • Материальные объекты некапитального характера: транспортные средства (речные и морские суда, вертолеты и самолеты, искусственные спутники, линии коммуникаций (трубопроводы, сети). Автомобильный транспорт в этот перечень не входит. Это объекты оборотных средств, а не инвестиций.
  • Бывают случаи, когда к видам объектов инвестиционной деятельности относят права. Например, использовать активы в деловом обороте: концессионные соглашения, лицензии на выработку полезных ископаемых, разрешения на строительство, на лесопользование и тому подобное.

Вторая группа классификации

Во второй группе - инструменты или финансовые активы, которые используются на финансовых рынках как инвестиции.

  • Ценные бумаги - облигации (долговые обязательства) или акции, котирующиеся на фондовых биржах или ходящие вне биржи для совершения сделок. Понятие объектов инвестиционной деятельности включает и получение дохода от обладания контролем над эмитентом: поглощение компании посредством скупки ее контрольного пакета, например. Доход от осуществления сделок с ценными бумагами тоже сюда входит.
  • Основными объектами инвестиционной деятельности считаются финансовые активы, принадлежащие самому предприятию. Это может быть доля уставного капитала или акции, а также оборотные средства фирмы: дебеторская задолженность (операции форфейтинга), прямая продажа долгов предприятия контрагентам.
  • как объекты инвестиционной деятельности. Инвестиции в данном случае вносятся в скупку векселей, складских или депозитарных расписок, таможенных варрантов, морских коносаментов и тому подобного.

Третья группа классификации

Интеллектуальные инвестиции или нематериальные активы - группа динамично развивающаяся и довольно крупная, по капитализации уже опережает финансовые и капитальные инвестиции в совокупности. Назовите объекты инвестиционной деятельности более финансово емкие, чем научные разработки в таких "ходовых" областях, как коммуникации или IT. Вряд ли получится.

Законодательство РФ

В России объектами инвестиционной деятельности являются новые и модернизируемые оборотные средства и основные фонды, что касается всех отраслей и сфер народного хозяйства. Это целевые денежные вклады, ценные бумаги, продукция научно-технической области, любые объекты собственности, права имущественные и на интеллектуальную смобственность.

Однако есть множество ограничений и запрещений. Например, нельзя инвестировать в объекты, которые не отвечают всем требованиям санитарно-гигиенических, экологических и многих других норм, которые действуют на территории страны. Нельзя инвестировать в проекты, которые могут нанести ущерб правам граждан и их интересам, также законом охраняются права и интересы юридических лиц и государственные.

Права инвесторов

1. Всем инвесторам даются равные права для того, чтобы осуществлять инвестиционную деятельность. Незапрещенное инвестирование имущественных прав и имущества в объекты - необъемлемое право, которое охраняется законом.

2. Инвестор имеет право самостоятельно определять объемы, размеры, направления и эффективность своих инвестиций, а также по собственному усмотрению имеет право привлекать на преимущественно конкурсной договорной основе лиц юридических и физических, которые необходимы для реализации.

3. Инвестор также имеет право контролировать целевое использование инвестиций, даже если он не является пользователем объектов инвестиционной деятельности.

4. Инвестор может передавать по контракту или договору собственные правомочия по результатам инвестиций и непосредственно по инвестициям отдельным гражданам или юридическим лицам, муниципальным или государственным органам согласно законодательству.

5. Инвестор имеет право распоряжаться, пользоваться и владеть результатами инвестиций и их объектами, реинвестировать и совершать торговые операции согласно законодательству.

6. Инвестор может приобретать имущество через посредников или непосредственно на условиях и по ценам, которые определяются договоренностями сторон. Объем и номенклатура не ограничиваются, если нет противоречий с законодательством.

Актив или бизнес

Все объекты инвестирования являются активами. Если инвестор ошибся в оценке, и объект активом не является, это непременно приведет его начинание к краху. Распределение активов, которые являются объектами инвестиционной деятельности, на группы и подгруппы можно осуществить самыми разными способами. Основной был приведен выше. Но можно классифицировать и по степени ликвидности.

Здесь две большие группы: низколиквидные и высоколиквидные объекты инвестиционной деятельности. Понятие ликвидности определяется способностью определенного товара быстро продаваться по рыночной цене. Ликвидные товары позволяют быстро менять цену. А те объекты, которые могут свою стоимость менять очень быстро, называются высоколиквидными. Низколиквидные меняются в цене медленно.

Примеры

Примеры высоколиквидных и низколиквидных объектов встречаются буквально повсюду. Например, валютные пары или акции, которые в течение нескольких часов могут претерпеть многочисленные изменения, а валютные пары кодировки цен меняют практически посекундно. Это высоколиквидный объект инвестирования.

И противоположный пример - недвижимость, которая годами может хранить примерно ту же самую стоимость, разве что инфляционная погрешность сделает небольшие изменения. Конечно, если на дворе кризис или междукризисное развитие экономики, и не наблюдается стабильности рынков, недвижимость может перейти в категорию ликвидных объектов.

Целевое направление

Третья классификация - по целевому направлению - позволит включать в себя любые виды объектов инвестиционной деятельности. Наболее часто встречающиеся направления: социальные (инвестиции в мероприятия и проекты с общественной пользой, например - платные аттракционы); научные, когда вкладываются денежные средства в научные разработки. Здесь не всегда может последовать коммерческая выгода, но создание инновационных продуктов на сегодняшний день является очень популярным вложением.

Существуют как отдельный вид инвестиции экономические, например в банк, в валютную биржу. Можно конвертировать капитал в драгоценные металлы и много разного еще. По целевому направлению классификация очень обширна, отрасли используются практически все, и привести здесь их полностью невозможно.

Цикл инвестирования

Такой тип классификации выделяет две группы: инвестирование в предприятие целиком или в одну либо несколько частей производственного цикла. В любом процессе производства существуют определенные стадии, иногда их очень много или они объемны. Крупные производства всегда демонстрируют такую обособленность. Например, хлеб. Первая стадия - вырастить зерно. Вторая - обработка зерна и хранение в виде крупы, муки и так далее.

Третья стадия - приготовить хлеб. Четвертая - продать его. Это, конечно, голая и очень примитивная схема, на самом деле даже здесь стадий значительно больше. Если инвестору под силу весь процесс такого производства, то это значит полный цикл инвестиций, а если он станет инвестировать только продажу готового хлеба - это цикл частичный. Поэтому крупные производства имеют обычно несколько или много инвесторов.

Вид деятельности

Эта классификация у разных инвесторов называется по-разному, но объекты в любом из случаев делятся на три большие группы. Реальные, финансовые и интеллектуальные инвестиции уже были рассмотрены в первом варианте разделения, но некоторым образом эти две классификации отличаются друг от друга. Например, реальные инвестиционные объекты всегда можно потрогать руками, это активы вещественные: недвижимость, драгоценности, антиквариат, готовый бизнес, действующие предприятия.

Финансовый объект инвестирования рассматривался в каждом варианте классификации. Наверное, всем понятно, почему ценные бумаги нельзя отнести к реальному сектору, хотя их и можно руками потрогать. Интеллектуальный объект и в этой классификации означает те же инновационные научные разработки, бизнес-идеи, музыку, стихи и тому подобное.

Налоги необходимо отличать от сборов, пошлин или взносов. Ранее действовавшее налоговое законодательство не проводило четкого разграничения названных понятий. Это обстоятельство затушевывало юридическую природу того или иного платежа, затрудняло его анализ и вызывало трудности в правоприменительной практике. В налоговом законодательстве зарубежных стран эти категории строго разграничиваются. Например, французское налоговое законодательство определяет, что пошлина взыскивается государством без установления определенного со-отношения со стоимостью оказанных услуг. При установлении сбора фиксируется пропорция между его размером и стоимостью услуг, предоставляемых плательщику государственными органами Немецкое налоговое законодательство определяет сбор как платеж не за оказание услуг, а за предпочтение при оказании услуг государственным органом.

Правовые режимы установления и взимания сборов, пошлин или иных обязательных взносов всегда были и остаются объектами научного изучения.

Юридическое содержание налогов и сборов не является тождественным. Одно из существенных различий между ними заключается в признаке возмездности. Налоги взимаются без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетворения, т.е. носят безвозмездный характер и не обусловлены обязанностью публичного субъекта оказать плательщику услугу или какое-либо преимущество. В отличие от налогов сборы взимаются в обязательном порядке за оказание частному субъекту определенных услуг.

Несмотря на имеющиеся доктринальные разработки дефиниций «сбор» и «пошлина», Конституция РФ оперирует только понятием «сбор». Так, в ст. 72 Конституции РФ указывается на «установление общих принципов налогообложения и сборов». Очевидно, не желая допускать терминологических расхождений с текстом Основного закона Российской Федерации, законодатель также не ввел в Налоговый кодекс РФ понятие пошлины.

В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничивает понятия «налог» и «сбор», что является воспроизведением тех признаков этих категорий, которые сформировались в процессе правоприменительной деятельности, определены и разъяснены в постановлениях Конституционного Суда РФ.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Законодательно установленное определение сбора показывает, что в его содержании произошло объединение юридических признаков взносов за оказание государством возмездных услуг или совершение определенных действий, т.е. используемое Налоговым кодексом РФ понятие сбора включило в себя и понятие пошлины. Однако отнесение пошлины к разновидности сбора не означает ее исключения из системы налогово-правовых категорий.

Согласно ст. 33316 НК РФ государственная пошлина - это

сбор, взимаемый с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

К сожалению, законодательное закрепление дефиниции «сбор» не дало ответа на многие вопросы относительно отграничения налогов от иных обязательных платежей. Отсутствие четких критериев принадлежности какого-либо взноса к налогам или сборам приводит к тому, что до сих пор в российской налоговой системе присутствуют платежи, наименование которых не соответствует их правовой природе.

На данное обстоятельство справедливо обращено внимание Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 28 февраля 2001 г. № 5. В частности, Пленум указал, что при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 НК РФ в случае неуплаты, неполной уплаты сбора судам необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного как «сбор». Высший Арбитражный Суд РФ обоснованно предостерегает суды от слепого доверия ко всем названиям налогов и сборов, перечисленных в налоговом законодательстве. Например, требуют тщательного правового анализа акцизы, таможенные пошлины, ряд экологических налогов. Главная причина смешения формы и содержания налоговых платежей - в несоответствии системы налогов и сборов, установленной Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», ряду основных категорий Налогового кодекса РФ, прежде всего дефи-нициям налога и сбора, закрепленным в ст. 8.

Основным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим сбор от налога, является совершение в отношении плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства юридически значимых действий. Под юридически значимыми действиями следует понимать разновидность юридических фактов - закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жизненные обстоятельства, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В силу прямого указания ст. 8 НК РФ к юридически значимым действиям также относятся предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Анализ законодательства о налогах и сборах позволяет сделать вывод, что предоставление определенных прав означает наделение плательщика каким-либо естественным правом, имеющим в силу закона ограниченный режим обращения. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положения названной конституционной нормы применимы и в сфере формирования государственных доходов. Государство может использовать определенные ограничения прав и свобод для пополнения финансовых ресурсов. Привлечение денежных средств в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений (лицензий) осуществляется в результате:

установления государственной монополии на производство определенных видов товаров, выполнение работ, оказание услуг и, следовательно, исключения свободного доступа иных субъектов в эти сферы деятельности;

предоставления на возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, отнесенной к монополии государства.

Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Данный признак характеризует сборы и пошлины как индивидуальные платежи. Сбор взимается, как правило, за обладание специальным правом (например, сбор за право торговли). Пошлина взимается в качестве материальной компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к судебному рассмотрению, регистрация актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий).

Однако, несмотря на признак возмездности, сборы не относятся к платежам по обязательствам, вытекающим из договора. Компенсация государству части денежных затрат не придает сборам характера цены публичной услуги. Плательщик сбора в большинстве случаев не в состоянии полностью оплатить публичные расходы на совершение юридически значимых действий, а определенная категория юридически значимых действий, совершаемых в пользу или по инициативе плательщика, вообще не может иметь стоимости - например, правосудие или нотариальные действия.

Сборы от налогов отличаются по способам нормативного правового установления. Налоги могут быть установлены только законодательством о налогах и сборах. Установление сборов до-пускается актами иных отраслей права. Так, ст. 11 Закона о Го-сударственной границе РФ установлен сбор за пограничное оформление, правомерность которого подтверждена Конститу-ционным Судом РФ.

Следовательно, налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки. К общим признакам относятся.

обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

возможность принудительного способа изъятия;

осуществление контроля единой системой налоговых органов.

В то же время, несмотря на некоторые одинаковые признаки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по следующим юридическим характеристикам:

по значению - налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение;

по цели - цель налогов состоит в удовлетворении публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов - в удовлетворении только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений;

по обстоятельствам - налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия;

по характеру обязанности - уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива;

по периодичности - сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.

Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индиви-дуальный характер, и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

Сопоставление юридических признаков налогов и сборов, образующих налоговую систему современного российского государства, подтверждает правильность общей теории государственных доходов, выработанной еще в XIX в. известными русскими и зарубежными финансистами. Согласно названной теории сборы и пошлины являются своеобразной формой обязательных пла-тежей, являющейся прообразом налога. Для цивилизованного государства более приемлемо использовать налоговые методы, поскольку «в современном видении именно налог является наиболее совершенной формой пополнения государственного бюджета, обеспечивая максимальный учет имущественного положения плательщиков, способствуя соблюдению конституционных прав и формируя бюджет в основном за счет тех, кто имеет соответствующую экономическую возможность». Подобно тому как домены перешли в регалии, а последние - в налоги, сборы также на определенной стадии своего развития либо оформятся законодателем в качестве налогов, либо заметно сократят сферы своего применения.

В статье подробно рассмотрено понятие налога, сбора, виды налогов, признаки и основные элементы, определена роль указанных платежей в экономической и финансовой деятельности нашего государства. Сказано несколько слов о том, что представляет из себя налоговая система, каким принципам подчиняется и какие функции осуществляет. Некоторое внимание уделено также законодательству, регулирующему рассматриваемые в тексте правоотношения.

Tax System

Так как понятие налога и налоговой системы тесно взаимосвязаны между собой, необходимо сказать вначале несколько слов о данной правовой структуре нашей страны.

В действующем законодательстве не содержится определения понятия налоговой системы, но в целом ее можно охарактеризовать как регулируемую нормами правами и подчиняющуюся определенным принципам совокупность общественных отношений, возникающих при определении, установлении и взимании обязательных фискальных платежей. Основой данной системы является Налоговый кодекс Российской Федерации - главный законодательный акт, регулирующий правоотношения, возникающие в процессе установления и взимания налогов и сборов. К числу основополагающих принципов, на которых базируется данная система, можно отнести следующие:

  1. Обязательность налогообложения.
  2. Равноправие и равенство всех граждан перед налоговой обязанностью.
  3. Единство экономического пространства РФ.
  4. Законность установления и взимания обязательных платежей на территории РФ.
  5. Приоритет прав налогоплательщика.

К основным функциям системы можно отнести фискальную, контрольную и регулирующую.

Понятие и признаки налога

Под налогом понимается императивный индивидуальный платеж, взыскиваемый с физлиц и юрлиц, а также ИП (индивидуальных предпринимателей) в форме изъятия принадлежащих им материальных средств в пользу государства на безвозмездной основе. Суть данного платежа заключается как раз-таки в отчуждении у налогоплательщика определенной части принадлежащих ему средств для обеспечения нужд государства.

Определив понятие и сущность налога, необходимо выделить основные его признаки:

  1. Императивный характер. Данный признак обусловлен обязательностью уплаты законно установленных на территории РФ платежей.
  2. Индивидуальность и безвозмездность отчуждения. Это означает, что уплата налога не порождает обязанности государства совершить в отношении плательщика какое-либо действие.
  3. Денежная форма. Какой-либо иной формы уплаты, кроме как денежной, действующим законодательством не предусмотрено.
  4. Уплачиваются лицами, признанными налогоплательщиками того или иного налога.

Рассмотрев понятие и признаки налога, перейдем к определению основных функций, видов и элементов налога.

Основные функции налога

Под функциями налога принято понимать его внутренние свойства, определяющие сущность, основное назначение и содержание данного обязательного платежа.

Основным функциями указанных платежей являются следующие:

  1. Финансовая (фискальная). Заключается в отчуждении части доходов налогоплательщиков в пользу государственной казны для обеспечения нужд государства.
  2. Социальная. Представляет собой перераспределение доходов между малообеспеченными и обеспеченными гражданами. Достигается это путем неравного обложения дохода в зависимости от его размера, а также путем предоставления льгот, отсрочек, скидок или освобождения от уплаты налогов в целом.
  3. Поощрительная. Заключается в предоставлении определенных поощрений некоторым категориям граждан (инвалидам, участникам ВОВ, ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т. д.).
  4. Стимулирующая. Сущность данной функции состоит в снижении налоговых ставок, предоставлении льгот, направленных на развитие различных сфер и отраслей хозяйства. В частности, например, поддержка отечественных товаропроизводителей, российского автопрома и т. п.
  5. Контролирующая. Осуществляется посредством контроля за доходами налогоплательщиков, за соблюдением ими налогового законодательства.

Понятие и сущность налога выражаются в его основных функциях. Их можно охарактеризовать как воздействие норм права на его субъект, имеющее постоянный характер и обеспечивающее, в свою очередь, реализацию государством своих целей и задач.

Элементы налога

В соответствии с действующими нормами налогового законодательства России, установленным налог может считаться только тогда, когда определены основные его элементы. Существуют обязательные и дополнительные (факультативные) элементы. К обязательным относится налогооблагаемый объект (объект налогообложения), налоговая база, налоговый период и налоговая ставка, а также порядок исчисления и уплаты налога.

Понятие элементов налога предполагает, помимо обязательных элементов, факультативные (дополнительные). К ним относятся:

  1. Налоговые льготы.
  2. Ответственность за совершения налогового правонарушения.

Субъект и объект налогообложения

Субъектами налогообложения являются лица, обязанные, в соответствии с законодательством, уплачивать законно установленные НиС. Плательщиками налогов признаются:

  1. Юридические лица (ЮЛ).
  2. Физические лица (ФЛ).
  3. Индивидуальные предприниматели (ИП).

Объект налогообложения - это условие, определяющее момент возникновение у лица обязанности на уплату налога. Данными объектами являются:

  1. Доход и прибыль.
  2. Расход.
  3. Имущество, находящееся в собственности налогоплательщика.
  4. Реализация.
  5. Иное обстоятельство, имеющее оценку и характеристику.

Налоговая база

Понятие налоговой базы, как и понятие налога, находит свое отражение в Налоговом кодексе РФ. Согласно 53 статье НК РФ налоговой базой является стоимостная, физическая и иная характеристика налогооблагаемого объекта.

Являясь обязательным элементом налога, налоговая база позволяет привести данный объект в количественную форму и применить к ней ставку налога.

Ставка налога

Налоговой ставкой признается сумма налога, начисляемая на единицу налоговой базы.

Различают три вида налоговых ставок:

  • Абсолютные. Устанавливаются в твердой величине к налоговой базе.
  • Процентные. Устанавливаются в процентном отношении.
  • Смешанные. Сочетают в себе твердую и комбинированную налоговые ставки.

Отчетный период

Еще одним элементом, определяющим сущность и понятие налога, является отчетный, или, другими словами, налоговый период (далее НП).

НП признается календарный год или другой период времени, по истечении которого происходит определение налоговый базы и, соответственно, исчисление подлежащего уплате налога.

Для каждого налога устанавливается свой отчетный период.

Налоговым периодом может быть год, квартал или месяц.

Порядок исчисления и уплаты налога

Понятие налога, закрепленное в налоговом законодательстве, содержит указание, что налог является обязательным к уплате на территории всей страны. В свою очередь, под порядком исчисления налога понимается законодательное закрепление обязанности исчислять налог тем или иным лицом.

Налоговый кодекс закрепляет три способа исчисления налога: непосредственно налогоплательщиком, налоговым органом или налоговым агентом.

Разобрав понятие налога, определив основные его признаки, функции и элементы, необходимо сказать несколько слов о таком понятии, как сбор.

Сбор как элемент системы налогообложения. Понятие и признаки

Согласно налоговому законодательству, сбором является обязательный взнос, уплачиваемый юридическими и физическими лицами, уплата которого является основанием совершения в отношении плательщика определенных действий. Основным отличием данного платежа от налога является то, что уплата сбора подразумевает совершения ответных действий в адрес лица, его уплатившего, в то время как уплата налога носит безвозмездный характер.

Основными признаками сбора, в соответствии с указанным определением, являются:

  • Обязательный характер.
  • Совершение в отношении налогоплательщика ответных действий.

Понятие налога и сбора, признаки, элементы и виды налогов - все это в совокупности составляет систему налог и сборов нашей страны.

Определившись с понятиями данных платежей, их признаками и элементами, необходимо сказать несколько слов о видах налогов и сборов, установленных в РФ.

Основные виды НиС, установленные на территории РФ

Согласно налоговому законодательству, все НиС, обязательные к взиманию на территории нашего государства, подразделяются на три вида:

  • Федеральные (ФН).
  • Региональные (РН).
  • Местные (МН).

Федеральные устанавливаются НК РФ и уплачиваются на всей территории государства. К ФН, в соответствии с законодательством о НиС, относятся налог на доходы физлиц, на добавленную стоимость, прибыль, добычу полезных ископаемых, водный налог и сбор за пользование водными ресурсами, различные акцизы,

Региональные устанавливаются также основным нормативным актом РФ в сфере налогообложения - Налоговым кодексом и нормативными актами субъектов РФ. Обязательны к уплате на территории определенных субъектов Российской Федерации. Налог на имущество, на игорный бизнес и транспортный налоги относятся к РН.

Местные устанавливаются, вводятся в действие и уплачиваются на основании нормативно-правовых актов органов местного самоуправление и подлежат уплате на территории определенного муниципального образования. К МН относятся налог на землю, на доходы ФЛ и торговый сбор.

Как видно выше, налоговая система представляет собой сложную и многоуровневую структуру, регламентируемую нормами права в сфере налогообложения и подчиняющуюся единым принципам и правилам. Надеемся, статья даст необходимые ответы на вопросы о том, что представляет собой понятие налога и налогообложения, каким принципам оно подчиняется, какие функции выполняет и из каких элементов состоит.

Отличие налога от сбора закреплено на уровне налогового законодательства. Хотя оба этих фискальных платежа являются источниками пополнения бюджета, механизм их начисления и основания для уплаты делают разницу между этими двумя категориями.

Где закрепляются виды налогов и сборов, существующие в РФ?

Все нормы, которые составляют костяк налогового законодательства России, собраны в одном правовом акте — Налоговом кодексе РФ. Но некоторые вопросы налогообложения, в связи с особенностями государственного устройства страны, могут решаться на региональном и местном уровнях.

Поэтому в НК РФ предусмотрена возможность для региональных и местных властей самостоятельно устанавливать особенности взимания налогов и сборов на своей территории. Делается это при помощи законов, принимаемых субъектами федерации, и нормативных актов муниципальных образований.

На практике это выглядит следующим образом: в НК РФ закрепляется вид налога или сбора, порядок его исчисления и уплаты, другие основные моменты, а местные или региональные власти уже конкретизируют все эти нормы.

Итак, в РФ действует три вида налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Каждый конкретный вводимый в действие налог или сбор сразу же закрепляется в НК РФ за одной из названных категорий. Это определяет, кто именно в дальнейшем будет детализировать ставки.

О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве?

Проанализировав нормы налогового законодательства, можно выделить следующиеотличия налогов от сборов.

Как только физическое или юридическое лицо подпадает под действие норм НК РФ, становясь налогоплательщиком, оно обязано регулярно уплачивать налог. Периоды для исчисления налога могут быть длиннее или короче, но уплата налогов носит систематический характер. Если произошла регистрация юрлица, то после выбора системы налогообложения оно постоянно должно перечислять деньги в бюджет. И заканчивается это только с ликвидацией компании.

Сбор уплачивается единожды.

Налогоплательщик обязан уплачивать налоги в силу действия закона.

Платить или не платить сбор - лицо может решить самостоятельно.

У налогов просматривается безвозмездный характер.

Сбор имеет возмездный характер. За то что лицо оплатило сбор, оно получает нужное ему право или государство выполнит в его пользу определенное действие.

Сумма налогового платежа рассчитывается в зависимости от размера налоговой базы и ставки, тут также могут применяться льготы.

Размер сбора фиксированный.

Законодатель, устанавливая размеры налогов, принимает во внимание финансовые способности налогоплательщика.

Размер сбора одинаков для всех.

Отличия между налогом и сбором существенны. Объединяет их главное: при помощи этих двух инструментов государство пополняет бюджет. Поэтому за неуплату как налога, так и сбора предусмотрена ответственность.

Налоги необходимо отличать от сборов, пошлин или взно­сов. Ранее действовавшее налоговое законодательство не про­водило четкого разграничения названных понятий. Это об­стоятельство затушевывало юридическую природу того или иного платежа, затрудняло его анализ и вызывало трудности в правоприменительной практике.

Правовые режимы установления и взимания сборов, по­шлин или иных обязательных взносов всегда были и остаются объектами научного изучения.

Юридические содержания налогов и сборов не являются то­ждественными. Одно из существенных различий между ними - признак возмездности. Налоги взимаются без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетво­рения, т. е. носят безвозмездный характер и не обусловлены обязанностью публичного субъекта оказать плательщику услугу или какое-либо преимущество. В отличие от налогов сборы взимаются в обязательном порядке за оказание частному субъ­екту определенных услуг.

Несмотря на имеющиеся доктринальные разработки дефи­ниций «сбор» и «пошлина», Конституция РФ оперирует только понятием «сбор». Так, в ст. 72 Конституции РФ указывается на «установление общих принципов налогообложения и сборов».

Очевидно, не желая допускать терминологических расхождений с текстом Основного Закона РФ, законодатель также не ввел в НК РФ понятие пошлины.

В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничива­ет понятия «налог» и «сбор».

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий со­вершения в интересах плательщиков сборов государственными ор­ганами, органами местного самоуправления, иными уполномочен­ными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Законодательно установленное определение сбора показыва­ет, что в его содержании произошло объединение юридических признаков взносов за оказание государством возмездных услуг или совершение определенных действий, т. е. используемое НК РФ понятие сбора включило в себя и понятие пошлины.

Основным условием, сопровождающим уплату сбора, и од­новременно признаком, отличающим сбор от налога, является совершение в отношении плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства юридически значимых дейст­вий. Под юридически значимыми действиями следует пони­мать разновидность юридических фактов - закрепленные в ги­потезах правовых норм конкретные жизненные обстоятельства, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В силу прямого указания ст. 8 НК РФ к юридически значимым действиям также относится предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).



Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопрово­ждается определенной целью частного субъекта получить воз­мездную услугу от государства. Данный признак характеризует сборы и пошлины как индивидуальные платежи. Сбор взимает­ся, как правило, за обладание специальным правом (например, сбор за право торговли). Пошлина взимается в качестве мате­риальной компенсации государству за пользование государст­венным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к судебному рассмотрению, регистрация актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий).

Следовательно, налог и сбор имеют как общие, так и отли­чительные признаки. К общим относятся:

Обязательность уплаты налогов и сборов в соответствую­щие бюджеты или внебюджетные фонды;

Адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

Изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

Возможность принудительного способа изъятия; осуществление контроля единой системой налоговых ор­ганов.

В то же время, несмотря на некоторые одинаковые призна­ки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по сле­дующим юридическим характеристикам.

1. По значению . Налоговые платежи в современных условиях яв­ляются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

2. По цели . Цель налогов - удовлетворение публичных по­требностей государства или муниципальных образований; цель сборов - удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

3. По обстоятельствам . Налоги представляют собой безуслов­ные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляе­мую плательщику государственным (муниципальным) учреждени­ем, которое реализует государственно-властные полномочия.

4. По характеру обязанности . Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

5. По периодичности . Сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.

Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индиви­дуальный характер, и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...