Как определить экономическую эффективность капитальных вложений. Эффективность капитальных вложений


Не считая региональной дифференциации государств современного мира, в зависимости от уровня развития экономики, государства подразделяются на развитые и развивающиеся, а до известного времени еще и страны с центрально-плановой экономикой (по классификации ООН).

В соответствии с методикой ООН в числе наиболее значимых показателей уровня развития экономики любой страны, находится произведенный ею внутренний валовой продукт (ВВП) на одного человека, часть продукции обрабатывающей индустрии в ВВП, уровень образования населения, длительность его жизни. Но четкой границы между развитыми и странами третьего мира нет.

Все страны мира возможно поделить на десять групп:

1) «Громадная семерка» — семь ведущих государств (США, Япония, ФРГ, Франция, Англия, Италия, Канада). С развитой рыночной экономикой, с высокой долей ВВП на одного человека (20-30 тыс. долл.). На их долю приходиться более половины мировой экономики.

2) Высокоразвитые маленькие государства Западной Европы — (Израиль, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия, Швеция, Бельгия).

3) «Новые индустриальные государства» — (Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Аргентина, Бразилия, Мексика и др.). Они по темпам среднегодового прироста ВВП опережают страны «громадной семерки».

4) Страны Восточной Европы – (Польша, Венгрия, Украина, Белоруссия, Чехословакия, Латвия, Литва, Эстония). Данные государства находятся в ходе очень интенсивного перехода к рыночной экономике.

5) страны и Россия бывшего СССР.

6) Китай – занимает особенное место среди государств современного мира. Среди великих держав у КНР самые высокие темпы экономического подьема. По общему объему ВВП она вышла на третье место.

7) Интенсивно развивающиеся страны с населением и огромными территориями – (Индия, Пакистан, Индонезия).

8)Нефтеэкспортирующие страны – (Катор, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Объединенные арабские эмираты). Имеют только большой уровень ВВП на одного человека, благодаря нефтедолларам.

9) Хорошие страны третьего мира с низким уровнем экономразвития и размером ВВП на одного человека менее 1000$ в год. К ним относится около четырех пятых африканских стран, многие Латинской Америки и государства Азии.

10) Наименее развитые страны – (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Нигер, Сомали, др и ЦАР.). Доход на одного человека чуть больше 100$ в год.

Формирование образа территории страны в курсе Экономическая и социальная география мира


Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

    На отечественной планете существуют бедные и богатые страны, такие как Кувейт и Швейцария, достигшие громадного благосостояния, чем Лаос, Вьетнам. Многие…

    Сейчас насчитывается около 240 государств, т.е. национально оформленных свободных либо самоуправляющихся объединений людей, занимающих определенную…

Характерной чертой развивающегося мира выступает нарастающая неравномерность социально-экономического развития. Процесс экономической дифференциации усилился в 80-90-е годы. Он развивается по различным направлениям - уровням экономического развития, народно-хозяйственным структурам, положению в мировом хозяйстве.

Исторические особенности проявления неравномерности. Неравномерность социально-экономического развития частично унаследована от колониального периода. Расширение промышленного производства в метрополиях при недостаточной обеспеченности некоторых из них минеральными ресурсами стимулировало развитие добывающих отраслей в колониях. Относительно невысокое содержание металлов, особенно цветных, требовало организации их переработки на месте, чтобы избежать больших транспортных расходов. Так, Япония до Второй мировой войны создала в Корее крупные металлургические и химические производства, продукция которых вывозилась в метрополию. Накануне Второй мировой войны Корея превосходила все азиатские страны, вместе взятые, по объему производимой продукции химии и черной металлургии.

В 1938 г. на 12 колоний, зависимых стран и территорий (Аргентина, Бразилия, Гонконг, Египет, Индия, Колумбия, Малайзия, Мексика, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Корея) приходилось 73,3% продукции обрабатывающей промышленности всей зависимой периферии, в 1949 г. - 70,1%.

В 50-60-е годы появилось еще 10 стран (Венесуэла, Индонезия, Иран, Марокко, Нигерия, Пакистан, Перу, Пуэрто-Рико, Саудовская Аравия, Чили), удельный вес которых в промышленном производстве развивающихся стран начал быстро расти и достиг в 1973 г. 17,2%. В последующие годы в силу политических потрясений в ряде перечисленных выше стран темпы промышленного производства всей группы замедлились и их удельный вес не изменился.

В 70-е годы в промышленном производстве повысилась доля латиноамериканских стран. Рост происходил на фоне довольно резкой неравномерности их экономического развития и определялся несколькими странами, прежде всего Бразилией и Мексикой. В начале 80-х годов на территории этих стран производилось свыше 3/5 ВВП региона, а в начале 50-х годов - немногим более 2/5.

Подобные тенденции в тот период были характерны для нефтедобывающих стран Ближнего и Среднего Востока, доля которых увеличилась с 15 до 19% ВВП развивающихся стран. Такое ускорение развития объяснялось нефтяным бумом 70-х годов. В других регионах за исключением дальневосточных стран экономический рост оказался замедленным.

Ряд стран во второй половине XX столетия достигал темпов экономического развития, не имеющих аналогов для соответствующей стадии хозяйственного развития: Бразилия, КНР, Таиланд, Тайвань, Индонезия, Индия. Это привело к большому разнообразию хозяйственного развития стран мировой периферии в 1960-1990 гг. - от -2,7% в год до +6,9% прироста ВВП на душу населения. Одни страны добились взрывного роста, другие переживали резкий упадок. Южная Корея, Тайвань, Сингапур достигли уровня социально-экономического развития развитых капиталистических стран.

Позиции отдельных стран и регионов. В 90-е годы по объему ВВП, подсчитанного на основе текущих валютных курсов, три из десяти крупнейших экономик мира относились к развивающимся странам - КНР, Индия, Бразилия. По объему ВВП, подсчитанного на основе паритета покупательной способности валют, 4 страны - КНР, Индия, Бразилия, Мексика - входили в число 10 крупнейших хозяйств мира. По этому методу подсчета КНР занимает второе место в мире, уступая только США.

В результате различий в экономической динамике обозначились крупные различия в уровне экономического развития среди групп стран и регионов. Если в промышленно развитых странах Запада различия в уровнях дохода на душу населения сократились за последние полвека, то на периферии мирового хозяйства они увеличились.

Относительный показатель уровня развития стран Тропической Африки и Латинской Америки за вторую половину XX в. сократился в два раза. Экономический уровень стран Азии значительно возрос, что было достигнуто за счет стран Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Индии. В конце столетия уровни среднедушевых показателей ВВП во многих развивающихся странах были еще ниже, чем в ведущих странах в начале XX в. Дифференциация социально-экономического развития привела к размыванию определенного политического и социально-экономического единства, складывавшегося после крушения колониального господства западных стран.

Факторы и условия неравномерности. Изменение экономического положения отдельных стран, групп стран определяется различными факторами и условиями. Это различия в масштабах национального хозяйства, наделенности минеральными ресурсами, в подходах к осуществлению стратегий развития, в условиях международной торговли, в демографической ситуации, бремени внешней задолженности.

Страны развивались разными путями, используя различные модели экономического развития. Высокие темпы роста достигались за счет высокой нормы накопления, использования современных технологий, высокой производительности труда. Эти функции роста осуществлялись при сочетании рыночных инициатив, государственного регулирования и предпринимательства. Опыт восточно-азиатских стран показал, что правительственные бюрократы могут размещать ресурсы столь же эффективно, как и частные рынки.

Для ряда стран важную роль сыграло геополитическое положение. В частности, в 50-70-е годы Малайзия, Таиланд, Тайвань, Южная Корея выступали опорными пунктами в борьбе против социализма. Практически во всех этих странах существовали диктаторские или близкие к ним режимы, в силу этого они оказались в сфере особых экономических интересов западных держав, прежде всего США и Японии. На долю этих стран приходилась почти половина ссудного капитала, направлявшегося западными странами развивающимся странам

Еще по теме 26.4. Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран:

  1. 3.1.Территориальная дифференциация уровней социально-экономического развития и типология проблемных регионов

Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран. Одной из устойчивых подгрупп, добившихся заметных успехов в экономических развития, стали развивающиеся страны - нефтеэкспортеры.

Привлекая иностранные инженерные и научные кадры, квалифицированных рабочих, ввозя современное оборудование, они сумели модернизировать структуру экономики, поднять уровень жизни и образования населения. Ныне поставщики сырья, даже прежде дефицитных энергоносителей, не могут рассчитывать на значительный рост их цен из-за увеличившегося предложения. На мировом рынке сумели закрепиться, используя качественно новые технологии добычи, развитые государства экспортеры нефти (например, Англия, Норвегия), ослабив тем самым некогда монопольные позиции нефтеэкспортеров из числа стран третьего мира. Кроме того, постепенно растет использования альтернативных источников энергии.

Обозначилась качественно новая черта в становлении национальных экономик с опорой на экспорт сырья: зависимость от научно технического прогресса в мировом хозяйстве, который сокращает спрос на сырье и резко ограничивает валютные поступления стран - экспортеров, необходимые для модернизации экономики.

Растет численность подгруппы новых индустриальных стран (НИС), так как их стратегия с опорой на экспорт готовой продукции реализуется в возрастающем числе государств. Успехи первых НИС способствовали распространению принципа развития, получившего название "каскад" , тем более что к первым НИС географически близки многие страны второй мировой войны, преимущественно из числа членов АСЕАН. Это принцип означает, что по мере роста национальных производств в первых НИС, удорожания в этих странах рабочей силы их трудоемкие производства перемещаются главным образом в материало- и энергоемкие отрасли с технологиями среднего уровня следующих НИС, где резервы дешевого труда не исчерпаны.

За последние четверть века доля обрабатывающей промышленности в ВВП стран - членов АСЕАН увеличилась с 15 до 27%, а доля экспорта готовой продукции во всем их экспорте - с 14% в 1975 г. до 66% в 1996 г. Такое изменение номенклатуры экспорта, отражающее качественные сдвиги в национальном производстве, называют "принципом лестницы"; следующей ступенью в этих странах становится освоение капитало - и частично наукоемких товаров на экспорт.

До середины 80-х гг. в группе НИС были в основном малые и средние страны. Структура этой группы и ее вес в мировом хозяйстве изменяются по мере того, как крупные развивающиеся страны, в том числе Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Пакистан, проводят активную политику промышленного экспорта.

Противоположные процессы происходят в группе наименее развитых стран (НРС), насчитывающей ныне 48 государств с населением свыше 500 млн. человек, располагающихся во всех регионах развивающегося мира, но преимущественно в Тропической Африке. Для этой группы типичны самые низкие показатели душевого дохода среди стран третьего мира, незначительная (до 10 - 13%) доля промышленности в ВВП, отсталые, в том числе архаичные, формы землепользования. Последнее привело к хронической нехватке продовольствия в большинстве стран подгруппы, необходимости его постоянного импорта.

Социальные показатели (здравоохранение, образование) - также самые низкие среди развивающихся стран. Наименее развитые страны связаны с мировым хозяйством экспором традиционной продукции, в основном тропического земледелия и руд, но постоянно падающие цены сокращают возможности финансирования их роста. В то же время объемы внешней торговли НРС Африки, ориентированной преимущественно на ЕС, сократились в 1970 - 1998 гг. почти наполовину под давлением конкуренции однотипного экспорта из других развивающихся стран. Попытки компенсировать падение цен наращиванием вывоза ведут к "разрушающему росту", усилению моноспециализации и еще большей зависимости от конъюнктуры мирового рынка.

Отчасти из-за этого в 80-е гг. здесь произошло падение дохода на душу населения. Низкая интегрированность в мировое хозяйство как следствие неразвитости внутренних экономических структур приводит к примитивизации хозяйства стран этой подгруппы, росту натуральных форм обмена, препятствует формированию рыночных механизмов.

Так, в результате длительного спада состояние НРС Африки определяется как "маргинализация", т.е. большинство из них остается в стороне от мирового экономического развития. Вместе с тем пример нескольких стран региона (Лесото, Зимбабве, Камерун), сумевших привлечь иностранные частные инвестиции, свидетельствуют о возможности развить производство в трудоемких отраслях и увеличить на этой основе, например, экспорт готовой одежды и тканей.

Опыт развивающихся стран свидетельствует, что темпы дифференциации нарастают. Одновременно глобализация усиливает конкуренцию в мировом хозяйстве, и находить свои "опоздавшим" развивающимся странам становится все труднее.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Развивающиеся страны в 90-е годы: усиление дифференциации

Развивающиеся страны включают подавляющее число стран мира, разнородных по условиям и уровням социального и экономического развития.Вместе с тем.. В своей работе я рассматриваю не только общие характерные черты развивающихся.. Немаловажную роль играют особенности исторического развития и позиции государства. Однако, все эти страны имеют общие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Классификации стран Третьего мира посвящены многие исследования. Существует широкий набор качественных и количественных характеристик: по уровню экономического потенциала, специализации в мировом хозяйстве, обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами, зависимости от развитых капиталистических государств, культурно-цивилизацион-ным блокам и по другим признакам. Необходимо принимать во внимание уровень социально-экономического развития, степень обеспеченности ресурсами, место и роль в международном разделении труда, показатели валового внутреннего продукта в общемировом объеме.

В классификации ООН выделяют страны - экспортеры и не экспортеры нефти, государства и территории, специализирующиеся на экспорте готовых изделий, и три категории стран в зависимости от уровня доходов на душу населения. По этим показателям все развивающиеся страны условно можно подразделить на три группы.

Первая группа развиваюшихся стран

К этой группе относятся новые индустриальные и страны - экспортеры нефти.

По классификации ООН, к новым индустриальным странам (НИС) относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Тайвань, Гонконг (с 1 июля 1997 г. - Сянган - перешел под юрисдикцию КНР), Сингапур.

В сентябре 1960 г. 13 государств, располагающих крупными запасами нефти (в том числе Алжир, Эквадор, Габон, Венесуэла, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты), создали ОПЕК - Организацию стран - экспортеров нефти, чтобы противостоять власти крупных нефтяных монополий и увеличить свои доходы.

В послевоенные годы большие масштабы принял начавшийся еще в 30-х годах процесс импортзаменяющей индустриализации - замены импорта многих промышленных товаров их производством на месте. Этим был дан толчок более широкой индустриализации. В первую очередь получили развитие отрасли легкой и пищевой, а также цементной, нефтяной, строительной промышленности. В новых индустриальных странах Латинской Америки с этим периодом связано и становление новых отраслей (металлургической, нефтеперерабатывающей, энергетической, химической). Выпуск промышленной продукции в регионе в 1958 г. превысил довоенный уровень почти в три раза. Добыча нефти выросла в четыре раза, достигнув 1/5 мирового производства. В несколько раз увеличилось производство электроэнергии (до 62 млрд. кВт ч). Выплавка стали возросла в 13 раз (с 24 до 3,1 млн. т).



По уровню промышленного развития первое место в Латинской Америке удерживала Аргентина, на долю которой в 1950 г. приходилось 1/4 всей промышленной продукции региона, хотя население страны составляло лишь 10% населения региона, 1/6 часть приходилась на Бразилию с 30% населения региона. Однако развитие Бразилии и Мексики происходило более быстрыми темпами, и к концу 50-х годов доля Аргентины уменьшилась, и на первое место в регионе по общему объему промышленного производства (1/5 от всей Латинской Америки) вышла Мексика, хотя по производству на душу населения и Мексика и (еще более Бразилия) отставали от Аргентины.

Был сделан заметный шаг и по пути превращения НИС в промышленно-аграрные. Важным фактором промышленного производства стала усилившаяся роль государства в экономике, особенно в создании новых производств, предприятий тяжелой промышленности. Политика импортзаменяющей индустриализации - сознательно стимулировалась государством. Однако создать достаточные условия для самостоятельного экономического развития НИС она не смогла. Сохранилась высокая степень зависимости их экономики от экспорта продукции сельского хозяйства и сырья и соответственно от конъюнктуры мирового рынка. Зависимость от импорта потребительских товаров сменялась зависимостью промышленности от импорта дорогостоящих машин и оборудования. Иностранный капитал также начал перемещаться в местную обрабатывающую промышленность. В 1946-1960 гг. поступления в виде новых капиталовложений и займов в Латинскую Америку составили 10 млрд. долл., а вывоз прибылей - 19,5 млрд. долл.

Ограниченный эффект импортзаменяющей индустриализации, победа Кубинской революции заставили представителей местной буржуазии и политиков искать более эффективные рычаги воздействия на экономику. Под руководством известного аргентинского экономиста Рауля Пребиша была разработана программа ускоренной модернизации всей экономической и социальной структуры на основе индустриализации, интенсивного сельскохозяйственного производства и эффективных внешнеэкономических связей. Она получила название доктрины ЭКЛА (ЭКЛА - экономическая комиссия ООН для стран Латинской Америки, созданная в 1948 г.) Эту программу взяли на вооружение правительства Фрондиси в Аргентине, Лопеса Матеоса и Диасе Ордасе в Мексике и др.

Президент США Джон Кеннеди в 1961 г. предложил в рамках курса «Новые рубежи» программу «Союз ради прогресса», рассчитанную на десять лет и принятую 19 латиноамериканскими государствами. Цель ее - ускорение экономического и социального развития стран Латинской Америки. Она предполагала ускоренную индустриализацию, уменьшение зависмимости экономики от экспорта аграрно-сырьевых товаров и импорта машин и оборудования. Были обещаны кредиты и другие виды помощи на 20 млрд. долл.

В более широких масштабах, чем в других странах региона, проводись экономические реформы в Мексике. Несмотря на демографический взрыв, благодаря ускоренному проведению аграрной реформы, кредитной и агротехнической помощи крестьянству удалось решить проблему самообеспечения страны продовольствием. В 60-е годы ежегодные темпы роста ВВП достигли 7%, против 5,8% в 1960 г. Доля Мексики в ВВП Латинской Америки увеличилась с 20,3% в 1960 г. до 23,2% в 1970 г. (второе место после Бразилии).

Иностранные кредиты и займы, 70% которых составляли инвестиции США за 20 лет, с 1950 по 1970 гг. увеличились с 0,6 млрд. долл. до 28 млрд. Внешняя задолженность Мексики с 1960 по 1970 гг. увеличилась на 2,6 млрд. и составила 3,8 млрд. долл.

Кризис традиционных устоев латиноамериканского общества и подъем революционных и демократических движений вызвали перемены в латиноамериканской политике Вашингтона.

За семь лет (1961-1967) США, выделили на реализацию программы в виде кредитов, займов и других форм 7,7 млрд. долл. Финансовая помощь США и международных финансовых организаций шла в основном на развитие производственной инфраструктуры, аграрного сектора, просвещения, здравоохранения.

Причины экономического роста этих стран:

1) выгодное географическое положение;

2) наличие дешевой рабочей силы;

3) крупные вложения иностранного капитала, и прежде всего США, Японии, ФРГ;

4) опережающее развитие внешнеэкономических отношений;

5) активная роль транснациональных корпораций (около 80 % всех средств было вложено в НИС).

Среди быстро развивающихся стран Третьего мира особое место занимают государства Среднего Востока - экспортеры нефти. Доходы, которые получали эти страны от национализированных нефтеперерабатывающих компаний, были настолько велики, что внутренние инвестиции не могли поглотить их. Значительные финансовые вливания пошли в экономики промышленных стран Запада, а также в те государства, политические режимы которых устраивали стран-доноров. Во многих странах региона, таких, как Саудовская Аравия, султанаты Оман и Дубай, частный сектор постепенно заменяет государство в качестве движущей силы экономического роста. Инвестиционный капитал частных лиц, помещенный за рубежом выходцами из стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, оценивается в 162 млрд. долл.

В Объединенных Арабских Эмиратах, имеющих значительные доходы от нефти (свыше 10 тыс. долл. на душу населения), имеются широкие возможности для осуществления политики государственных капиталовложений. В Дубае доходы от нефти составляют 2500 долл. на душу населения.

Имея, по оценке на 1 января 1993 г., запасы нефти, равные 635 млрд. баррелей, арабские страны располагают 62,4% всех запасов нефти и 25578 млрд. м 3 природного газа, что составляет пятую часть мировых запасов газа. По прогнозам, следует ожидать быстрого роста добычи нефти и природного газа в арабских странах, а это приведет к усилению их роли как основных поставщиков этих энергоносителей в мире. Если в настоящее время более одного барреля из трех, экспортируемых в мире, приходится на арабские страны, то к 2000 г. это соотношение будет составлять почти один баррель из двух.

Несмотря на нефтяной бум, проблем у арабских стран достаточно. Это и засуха, значительный рост населения вообще и в городах в частности, все возрастающая зависимость от импорта продовольствия, отставание в инфраструктуре и в промышленности, в том числе и в нефтяной, ухудшение положения в сельском хозяйстве.

В последнее десятилетие усилились структурные сдвиги в экономике НИС, что ведет к постепенному сближению их с передовыми промышленно развитыми государствами и вместе с тем к быстрому расширению экономической пропасти между ними и основным массивом развивающихся стран. Хотя в НИС проживает менее 1/8 всего населения развивающихся стран, там создается свыше 2/5 его совокупной промышленной и валовой продукции.

Вторая группа развивающихся государств

К этой группе относятся 33 государства, доход которых на одного жителя в 1978 г. превысил 415 долл.: страны Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Иран, Сирия, Ирак, Ливан др.).

Вслед за распадом колониальной системы перед развивающимися странами во всей полноте встала проблема обретения экономической самостоятельности.

После длившейся десятилетиями борьбы против британского колониального господства Индия в августе 1948 г. получила независимость. На территории бывшей британской колонии образовалось два государства - Индийский Союз и Пакистан.

В 1949 г. Учредительное собрание Индии приняло новую конституцию. Парламентские выборы принесли победу партии Индийский национальный конгресс. Первое правительство возглавил Джавахарлал Неру, затем его дочь Индира Ганди и внук Раджив Ганди. В общей сложности они возглавляли правительство почти 39 лет. Был взят курс на создание смешанной экономики. Государственному сектору и планированию отводилась важная роль в развитии страны при сохранении частного сектора.

Во главу угла были поставлены аграрные преобразования. Был ликвидирован созданный еще в прошлом веке институт посредников - заминдаров. Помещичье землевладение ограничивалось. Государство оказывало поддержку крестьянским хозяйствам, ограничило ростовщичество, стали развиваться кооперация, внедряться передовые агротехнические приемы. Однако на планы модернизации Индии негативно влияют высокие темпы роста населения, национально-религиозная рознь, проблема каст. Тем не менее зеленая революция позволила ей в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Был создан промышленный потенциал.

Символом успеха Индии в этом плане является запуск в 1980 г. собственного спутника связи на индийском ракетоносителе. В 80-е годы Индия по примеру новых индустриальных стран начала рыночные реформы, от импортзаменяющей индустрии перешла на развитие экспортных отраслей добывающей промышленности. Политика государства сводится к поощрению государственного сектора в базовых отраслях, частного предпринимательства, привлечению иностранного капитал транснациональных корпораций в прогрессивных отраслях производства. Но тем не менее выйти на намеченные экономические рубежи не удалось. Например, в период седьмого пятилетнего плана (1985-1990) среднегодовые темпы роста составляли 3,5% против 5% запланированных.

Пакистан, как и Индия, пошел по еврокапиталистическому пути, хотя проблемы демократизации в стране решались значительно труднее (не последнюю роль в этом сыграла полная исламизация). Как и в Индии, было ликвидировано посредничество в земельных отношениях, в промышленности созданы основы государственного сектора, поддержка частного предпринимательства и иностранных инвестиций. Несмотря на принимаемые меры, в стране усиливается бюджетный дефицит, обостряется платежный баланс. Весьма уязвимым к неустойчивым погодным условиям продолжает оставаться сельское хозяйство - главная отрасль экономики, обеспечивающая почти 80%-ную занятость населения. Растут инфляция, зависимость от конъюнктуры внешнего рынка основной экспортной продукции страны.

Хотя суверенитет в Иране был восстановлен в 1946 г., только в 60-е и 70-е годы были проведены реформы, призванные ускорить капиталистическое развитие страны, осуществить модернизацию форсированными темпами. Важнейшей реформой была аграрная, проведенная в 60-е гг. Ее целями были ликвидация земельного голода, ограничение крупного землевладения, создание фермерско-капиталистических хозяйств путем выкупа казной значительных земельных владений и раздача их крестьянам с условием выкупа в рассрочку. Однако ставка на развитие капитализма в деревне оказалась преждевременной.

Проводимая шахом Мохаммедом Реза Пехлеви политика модернизации получила название белой революции. Она включала реформы в области сельского хозяйства, промышленности, просвещения и здравоохранения. Осуществление индустриализации привело к увеличению темпов промышленного производства до 10-15% в год. Но ликвидация помещичьих товарных хозяйств привела к падению сельскохозяйственного производства, массовой безработице. Выразителем недовольства стало мусульманское духовенство, с самого начала выступавшее против реформ. В 1979 г. в Иран вернулся после многолетнего изгнания шиитский лидер Хомейни, шах покинул страну. В стране победила исламская революция. Иран был провозглашен исламской республикой и вернулся к нормам шариата.

Несмотря на смерть имама Хомейни, Иран остается исламской республикой.

Деколонизация в Африке охватывает почти все послевоенные годы. Сначала независимость получили арабские страны Северной Африки. Их развитие пошло разными путями. Если Марокко и Тунис стабильно придерживались курса прозападной ориентации и курса на модернизацию страны в русле рыночной экономики, то Алжир, Ливия пытались построить арабский социализм.

Особое место в арабском антиколониальном движении принадлежит Сирии. Де юре Сирия была провозглашена независимой от Франции в 1941 г., а де факто стала в 1946 г. после вывода французских войск.

Среди арабских стран Сирия занимает лишь шестое место по численности населения и десятое по размерам территории. Но в последние десятилетия она неизменно стоит в авангарде арабского мира. Сирия - член Лиги арабских государств организации «Исламская конференция» движения неприсоединения.

Развитие Сирии, ее внутренняя и внешняя политика за последние 50 лет связаны с деятельностью Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ), созданной в 1947 г. В 1963-1965 гг. в стране были проведены социально-экономические преобразования: национализация банков и страховых обществ, принятие нового закона об аграрной реформе, значительно урезавшей максимум земельных владений, под контроль государства были взяты все крупные и часть средних промышленных предприятий. Государственный сектор экономики постепенно стал занимать ведущие позиции в производстве, кредитно-финансовой сфере и во внешней торговле. Все природные ресурсы страны и собственность занятых их разработкой финансовых компаний (иностранных и местных) были национализированы. Сирия стала первым арабским государством, взявшим под свой контроль нефтяное богатство.

В 1966 г. в Сирии победило «Движение 23 февраля», приведшее к руководству в стране левые революционно-демократические силы. Одним из актов нового правительства было требование к иностранному нефтяному консорциуму «Ирак петролеум компани» увеличения платежей за транспортировку иракской нефти к Средиземному морю через территорию Сирии, которое было удовлетворено. На положение в стране наложила отпечаток Шестидневная война Израиля в 1967 г. в ходе которой арабы потерпели поражение. Израиль аннексировал значительные по площади территории соседних стран Египта, Сирии и Иордании * .

* Подробнее см.: Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. - М., 1978.

С 1971 г. президентом Сирии стал Хафез Асад, с именем которого связывается новый этап социально-экономических преобразований. В стране была создана высокоразвитая текстильная, пищевая, нефтедобывающая промышленность, строительная индустрия, созданы новые отрасли промышленности (химическая, горнодобывающая, цементная, механосборочная и др.).

Ускоренное промышленное развитие страны началось в годы четвертого пятилетнего плана (1976-1980), придававшего большое значение индустриализации. За пять лет в стране было построено более ста промышленных объектов. К 1985 г. доля промышленности в ВНП увеличилась до 30%. Промышленная продукция от всего объема товаров, предназначенных на экспорт, составила 33%. Вырос промышленный рабочий класс.

Значительно окрепла экономика республики и в ходе осуществления пятой пятилетки (1981-1985). Быстрыми темпами развивался государственный сектор экономики. На его долю приходилось свыше 80% промышленного производства и около 90% всего экспорта и импорта. Среднегодовые темпы роста ВНП составили в 1979-1984 гг. более 7%. Особых успехов добился строительный государственный сектор, были введены новые железные и шоссейные дороги, сотни мостов * .

* См.: Волгин О.И. Дамасский булат, Сирия: 25 лет по пути революции. - М.: Международные отношения. - 1988. - С. 36-37.

Одна из основных отраслей сирийской экономики - сельское хозяйство, доля которого в ВНП составляет около 20%. Важной чертой аграрных преобразований в республике стала также организация сельскохозяйственных кооперативов. В 1987 г. в Сирии насчитывалось 4156 кооперативов, большинство из которых были снабженческо-сбытовыми, в большинстве случаев они себя не оправдали и в дальнейшем были свернуты.

С 1957 г., когда было подписано первое экономическое соглашение между СССР и Сирией, советские организации оказывали содействие в развитии ведущих отраслей сирийской экономики. Важнейшими объектами советско-сирийского сотрудничества в области электроэнергетики стали Ефратский гидроузел - плотина «Аль-Баас» с ГЭС. В 1987 г. состоялся совместный советско-сирийский космический полет на борту корабля «Союз ТМ-3».

Однако в последние годы экономическое положение страны ухудшилось. В производстве ряда видов промышленной и сельскохозяйственной продукции отмечается застой. Одна из основных причин трудностей - развитие инфляционных процессов, сокращение помощи от нефтеэкспортирующих арабских государств и России, которая не может быть таким важнейшим ее партнером, каким был СССР.

Таким образом, входящие в эту группу страны имеют достаточные возможности экономического роста, однако их реализация осложняется из-за острых структурных диспропорций.

Третья группа развивающихся стран

В эту группу входят страны, в которых ВВП на душу населения составляет менее 350 долл., порог грамотности населения менее 20%, доля обрабатывающей промышленности менее 10%. Из четырех десятков стран, которые относятся к разряду слаборазвитых, 25 расположены на Африканском континенте.

В эту группу входят государства Центральной и Южной Африки (десятки разнородных и нечетко сформировавшихся государств, военно-племенных образований). Большая часть государств Тропической Африки (сразу 17) получила независимость в 1960 г., названным годом Африки.

Ангола, Мозамбик, Гвинея Бисау получили независимость в результате освободительного движения против Португалии в 1974 г. Последней получила независимость Намибия в 1989 г. Африка - самый отсталый в экономическом плане регион мира. Отсталость усугубляет множество факторов, среди которых очень высокий прирост населения, политическая нестабильность, этнические, межгосударственные конфликты, трайбализм (от лат. трибус - племя), т. е. приверженность родо-племенной обособленности.

В странах Тропической Африки сохраняется многоуклад-ность экономики. Преобладающим является мелкотоварный уклад. К моменту обретения этими странами независимости большая часть населения была сосредоточена в традиционном сельскохозяйственном или сырьевом укладах. Когда новые лидеры этих стран попытались разрушить эти уклады, добиваясь «полной независимости», они лишились единственного стабильного источника доходов. За период самостоятельного развития экономическая зависимость многих африканских государств от развитых капиталистических стран не сократилась, а возросла. Практически для всех африканских стран характерно иностранное капиталистическое предпринимательство, представленное главным образом дочерними компаниями ТНК развитых стран - бывших метрополий, особенно Англии и Франции. Так, в большинстве бывших французских колоний Центральной Африканской Республики на долю французского капитала приходится 58-70% всех иностранных капиталовложений. Только за 1980-1986 гг. иностранные монополии вывезли из Африки в виде чистых прибылей 24,9 млрд. долл.

Сельское хозяйство является в большинстве африканских стран наименее динамичной отраслью экономики, что объясняется технико-экономической отсталостью отрасли, низкой производительностью труда, ухудшившимися природно-климатическими условиями в странах, прилегающих к Сахаре (страны Сахеля).

Производство продовольствия хронически отстает от роста населения, и если бы не помощь международных организаций, значительная часть Тропической Африки оказалась бы зоной голода. В соответствии с мировыми классификациями бедным считается тот, кто получает меньше 275 долл. в год. В 1990 г. насчитывалось 20 стран с меньшим уровнем дохода.

Проблема международной задолженности развивающихся стран

Развивающиеся страны начали процесс неза- висимого экономического развития не обремененными большим внешним долгом (в 1950 г. - 2 млрд. долл.). До 70-х годов эти страны привлекали преимущественно средства из официальных источников, в том числе безвозвратные субсидии. Поэтому их внешний долг рос медленно и увеличился в 1950-1970 гг. на 64 млрд. долл. Однако в 1970-1980 гг. долг увеличился почти на 700 млрд. долл., поскольку многие развивающиеся страны вышли на мировой рынок ссудных капиталов.

Поскольку основным критерием при распределении официальной помощи развитию (ОПР) является уровень экономического развития страны-получателя, то наибольшие средства в расчете на душу населения получают страны Африки южнее Сахары. На них приходится около 1/10 населения развивающихся стран и примерно 1/3 общей суммы ОПР. Однако, например, Израиль получает 1/20 льготных кредитов и субсидий, хотя его население составляет лишь 0,1 населения развивающихся стран. Это свидетельствует о том, что критерии распределения ОПР по странам-получателям зависят не только от экономических, но и от политических факторов.

В условиях долгового кризиса, различных методов частичного списания долга, увеличения платежей по его погашению рост внешнего долга несколько замедлился, хотя, по данным отчетности дебиторов Всемирного банка (107 стран), внешняя задолженность развивающихся стран в 1975-1992 гг. возросла с 250 млрд. долл. до 1,4 трлн. долл. соответственно, в том числе стран Азии - 539,3 млрд. долл., стран Латинской Америки - 477,8 млрд. долл., стран Африки - 288,4 млрд. долл. США. Самый высокий уровень задолженности в странах Азии объясняется широким доступом стран региона к кредитам. Небольшому числу развивающихся стран удалось преодолеть кризис задолженности, а для большинства он остается острейшей проблемой. В 90-е годы крупнейшим должником была Бразилия (свыше 100 млрд. долл.). Несколько отстает от нее Мексика. Внешний долг Индии, Индонезии, Аргентины - от 50 до 60 млрд. долл. За ними следуют Нигерия, Филиппины, Венесуэла (по 30 млрд. долл.).

Выбор редакции
Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...

Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...
Сегодня нам предстоит понять, как управлять деньгами. Ни для кого не секрет, что у каждого человека есть возможность получать больше....