Проблема внешней задолженности и пути ее решения. Проблема внешней задолженности в мировой экономике: причины, влияние на социально-экономическую политику стран, пути решения


Внешний долг Российской Федерации

1.3 Проблема внешнего долга в современной мировой экономике

Как уже было отмечено, внешний долг играет важную роль не только в экономике отдельных государств, но и мировой экономики в целом. Такое широкое применение внешних заимствований связано, в первую очередь, с развитием международного рынка капиталов и с либерализацией международных экономических отношений. Образование международных финансовых институтов, снятие внутри большинства стран ограничений на проведение международных валютных операций, рост продаж в кредит и возрастающие объемы международного движения капитала, все это привело к накоплению и постоянному росту объемов внешних заимствований и внешнего долга.

За 1998 - 2004 гг. у 24 развитых стран объемы выданных внешних займов увеличились практически в 7 раз, а привлеченных - примерно в 3 раза. Одновременно с этим другой процесс наблюдается у развивающихся стран: объем выданных займов сократился почти в 10 раз, а полученных - увеличился вдвое.

Первое место в мире по уровню финансирования государственного долга за счет внешних источников занимают США. К середине 2005 г. более половины всех мировых долговых обязательств приходилось именно на ценные бумаги данной страны. При этом следует учитывать, что у США огромный ВВП и они являются ведущим экспортером товаров и услуг в мире.

Кроме того США выигрывает от предоставления внешних заимствований, так как они являются страной-эмитентом резервной валюты. Определенные объемы внешних долгов, предоставленных в долларах США, поддерживают мировой спрос на данную валюту и влияют на ее международное обращение и инфляцию.

Кроме США самыми большими должниками (с долгом более 100 млрд. долл.) являются Россия, Бразилия, Канада, Китай, Австралия, Республика Корея, Мексика, Индия, Аргентина, Франция и некоторые другие страны.

Внешний долг во многом оказывает влияние на современную мировую экономику, одновременно с этим и состояние мировой экономики влияет на объемы внешних заимствований. К примеру, в период подъема экономики предложение капитала растет, значит, растут и объемы внешнего финансирования. В периоды экономического спада приток капитала, в первую очередь, в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой значительно сокращается.

Большинство стран нельзя однозначно отнести к странам-кредиторам или к странам-заемщикам, при этом есть некоторые различия во внешних заимствованиях между развивающимися и развитыми странами. Для стран-кредиторов предоставление внешних займов позволяет продвигать экспорт и обеспечивать воспроизводство и стабильный уровень занятости. Развитые страны привлекают внешние финансовые ресурсы чаще всего для покрытия дефицита бюджета, при этом у них имеются развитые внутренние финансовые рынки и стабильная экономика, поэтому внешние заимствования являются для таких стран лишь одной из альтернатив.

Для развивающихся стран внешние ресурсы играют более важную роль и одновременно с этим подвергают большому риску национальную экономику. Доступность внешнего финансирования для этих стран существенно ниже и условия не такие благоприятные как для надежных государств-заемщиков. Чрезмерные объемы внешнего долга при нестабильной внутренней экономике чреваты подрывом политической и экономической стабильности, а их накопление в итоге ограничивает суверенитет таких стран. В контексте мировой экономики наибольшее значение играет внешний долг именно развивающихся стран.

Началом кризиса внешнего долга в мире можно считать 1973-1974 гг., когда первый скачок мировых цен на нефть заставил развивающиеся страны обратиться к большим внешним заимствованиям. Ресурсы, полученные этими странами, были потрачены в основном на текущее потребление и неэффективные инвестиции. В 1979 г. США стало поднимать процентные ставки по долларовым кредитам, а падение цен на сырье и продовольствие в 1981-1982 гг. только усугубило кризис внешнего долга.

В итоге к 1982 году в мире обозначилась глобальная долговая проблема, когда некоторые страны заявили о том, что они не в состоянии не только выплатить свой долг, но и обслуживать его (т.е. выплачивать проценты). Такая ситуация называется дефолтом или долговым кризисом. Подобные примеры были в Турции, Перу, Мексике, Бразилии и Аргентине, Чили, в некоторых странах Азии и Африки.

О степени остроты данной проблемы свидетельствует и нарастание количества дефолтов (долговых кризисов) стран-должников по официальным долговым обязательствам: если за десятилетие 1956-1965 гг. было отмечено 18 дефолтов, то за десятилетие 1986-1995 гг. (тридцатью годами позже) - уже 203 дефолта.

Таким образом, с начала 80-х гг. наметилась тенденция к переливу денежных ресурсов из развивающихся стран в развитые. Это является одной из важнейших проблем внешнего долга - утечка капитала из государства в результате постоянных выплат процентов в иностранной валюте. Все это приводит к снижению темпов роста экономики страны-должника, которые не превышают темпов роста ВВП.

При помощи международных финансовых организаций удалось несколько смягчить долговой кризис, но о масштабности проблемы внешнего долга в современной мировой экономике свидетельствует тот факт, что если в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обязательств составлял 2 024 млрд. долл., то в 2005 г. он уже превышал 13 390 млрд. долл. Таким образом, масштабность и острота проблемы внешнего долга как общемировой проблемы сохраняются и даже усиливаются.

Взаимодействие России и АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество)

Внешний долг Российской Федерации

внешний долг государство международный С развитием международного рынка капитала и глобализацией мировой экономики, привлечение внешних ресурсов стало нормальной практикой практически для всех стран. Внешние финансовые ресурсы...

Внешний долг Российской Федерации

В настоящее время большинство государств вынуждены для обеспечения бескризисного процесса воспроизводства принимать меры по поддержанию объема внешнего долга на уровне, который не ущемляет интересы национальной экономики...

Внешний долг Российской Федерации

В настоящее время Россия на международном рынке выступает и в качестве должника, и в качестве кредитора. Необоснованные решения, принимавшиеся в самом начале реформирования экономики нашей страны в 1992-1998 гг. привели к тому...

Внешняя задолженность развивающихся стран: причины возникновения и пути урегулирования

Внешний государственный долг - задолженность правительства иностранным правительствам, гражданам, организациям и учреждениям...

Глобальные проблемы в мировой экономике на рубеже ХХ-ХХІ вв.

Масштабы и темпы роста народонаселения, являясь самостоятельной глобальной проблемой, выступают и как фактор, воздействующий на состояние других глобальных проблем, в частности па проблему бедности. Сегодня уровень жизни 1,5...

Государственный кредит

Внешний долг Российской Федерации (перед нерезидентами) увеличился за первый квартал 2008 года на 13,5 млрд. долларов и составил на 1 апреля 477,1 млрд. долларов. В результате операций, включаемых в платежный баланс (новое привлечение...Основные направления развития современных международных финансовых отношений РФ

В соответствии со структурой государственного внешнего долга РФ по состоянию на 01 октября 2008 года (см. Приложение) общая сумма всех обязательств перед иностранными кредиторами составляет 40,4 млрд. долл....

Проблема кредитной задолженности как фактор неустойчивости современной мировой экономики

Многие страны нередко оказываются в положении, связанном с невозможностью не только погашать полученные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать. Таким образом...

Ресурсный потенциал мирового хозяйства: состояние и перспективы

Ресурсы (фр. ressources - средства, запасы, возможности, источники) в экономике рассматриваются как составные элементы производственного потенциала...

Анализ ситуации с динамикой международной задолженности и данными тяжести долга показывает, что долговая нагрузка на экономику развивающегося мира не только не ослабевает, но и усугубляется.

Наиболее тяжелая ситуация в отношении внешней задолженности в начале XXI в. продолжает оставаться в Африке, особенно в странах Тропической Африки. Они имеют самую высокую долю долга, принадлежащего официальным институтам. Погашение долга происходит за счет новых заимствований.

Высокую внешнюю задолженность имеют арабские страны -- импортеры нефти.

В начале 90-х гг. появилась новая группа должников -- это страны СНГ. Некоторые из них не смогли полностью проводить выплаты по долгам.

В целом растущий объем международной задолженности развивающихся стран и создает возможность давления на их внешнюю и внутреннюю политику. Внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике развивающихся стран. Бремя платежей по обслуживанию долга серьезно ограничило возможности этих стран в наращивании темпов роста и борьбы с отсталостью, привело к сокращению импорта.

Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности выполняют международные валютно-кредитные организации. МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов. Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба.

Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный банк проводят дифференцированную политику по отношению к странам-реципиентам. В соответствии с методологией Всемирного банка все страны-члены подразделяются на две группы: с чрезмерной задолженностью и с умеренной задолженностью. Отнесение к конкретной группе зависит от уровня ВВП на душу населения и степени обремененности внешним долгом.

Такая дифференциация позволяет разрабатывать меры по увязыванию размера платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков.

В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация, т. е. перенос или отсрочка платежей. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Она дает временное облегчение должникам, ежегодные платежи снижаются, но размер долга при этом не сокращается, а возрастает за счет процентов в новый период его погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых кредитов. В последние годы значительно расширилась практика капитализации процентных платежей, т. е. превращение их в основной долг; различные виды конверсии долговых обязательств, в том числе обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизируемых предприятий, их продажа, повторная реструктуризация пролонгированных сумм.

Мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений.

Изучив главу 20, вы будете знать проблемы внешнего долга в современной мировой экономике, имеющиеся подходы к определению внешнего долга, понятие государственного и частного внешнего долга, позиции России

Пеппер Дж. Антиоффшор. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. Ч. 2. М.: Ирбис-Пресс, 2002. С. 10.

кок кредитора и должника, вопросы урегулирования задолженности России Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов.

Проблемы внешнего долга в современной мировой экономике

Как уже отмечалось выше, по характеру использования формы вывоза капитала различают вывоз предпринимательского и ссудного капитала. При этом к международному движению ссудного капитала относится предоставление на коммерческих условиях займов, кредитов, ссуд, которые принимающая сторона обязана погашать. Кредитование выступает как один из важнейших инструментов проникновения на новые рынки, внешний долг (особенно крупномасштабный) во многом ограничивает государственный суверенитет страны-должника, предопределяя принятие важнейших решений этой страной в области внутренней и внешней экономической политики (и политики вообще). Тем самым проблемы внешнего долга являются важнейшим аспектом национальной экономической безопасности любой страны.

Однако многие страны мира нередко оказываются в положении, связанном с невозможностью не только погашать полученные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать (т.е. своевременно совершать текущие платежи основной суммы и процентов по долгам). Таким образом, в мировой экономике возникает проблема внешнего долга (внешней задолженности), которая является одной из наиболее острых и сложных проблем мировой экономики конца XX и начала XXI в. Многие исследователи относят ее к глобальным проблемам современной мировой экономики. При этом рассматривается понятие так называемой долговой экономики (с учетом и внешнего, и внутреннего долга), основным признаком которой является постепенное приближение объема средств на обслуживание долга (т.е. на погашение текущих платежей и выплату процентов) к объему новых заимствований на внутреннем и внешнем рынке. Данная проблема актуальна и для современной России - в связи со значительными масштабами самого внешнего долга нашей страны, необходимостью отвлечения крупных средств для его обслуживания и сокращения, что существенно ограничивает возможности экономического роста в стране и т.д.

Государственный внешний долг выступает в качестве составной части государственного долга вообще, который в широком смысле слова можно охарактеризовать как взятые на себя и непогашенные финансовые обязательства государства и уполномоченных им органов перед резидентами и нерезидентами (юридическими и физическими лицами).

Долговые обязательства страны, способность их обслуживать и сокращать, сочетая с продуманной политикой управления внешними государственными активами, - одна из важнейших характеристик эффективности управления страной.

В международной практике к настоящему времени существуют два различных определения внешнего долга. В первом случае главным признаком внешнего долга является сумма обязательств, выраженных в иностранной валюте (а внутреннего долга - сумма обязательств в национальной валюте). Такой подход имеет место, как правило, в странах с частично конвертируемой валютой. Во втором случае внешний долг рассматривается как совокупный долг нерезидентам (независимо от того, в какой валюте - иностранной или национальной - он выражен).

В методологических разработках к объединенной статистике внешнего долга МВФ, Всемирного банка, Банка международных расчетов и ОЭСР (Debtor Reporting System, DRS) валовой внешний долг определяется как сумма на данный момент погашаемых или подлежащих погашению контрактных обязательств резидентов нерезидентам по выплате основного долга с процентами или без них. Поэтому внешний долг в данном учебнике рассматривается как долг нерезидентам вне зависимости от валюты, в которой он выражен.

О степени остроты данной проблемы свидетельствует нарастание количества дефолтов (долговых кризисов) стран-должников по официальным долговым обязательствам: если за десятилетие 1956- 1965 гг. было отмечено 18 дефолтов, то за десятилетие 1986-1995 гг. (30 годами позже) - уже 203 дефолта. В последние годы в качестве примеров такого рода можно назвать дефолт 1998 г. в России, 2001 г. - в Аргентине, 2002 г. - в Нигерии и др.

Государственным (официальным) внешним долгом является та часть внешнего долга, по которой отвечают официальные государственные органы (если они сами брали в долг за рубежом или давали свои гарантии по оплате долговых обязательств частных фирм, банков и местных органов власти). Кроме того, есть и частный внешний долг - долговые обязательства частных компаний, банков и местных органов власти, не гарантированные государством.

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой государственный внешний долг, как правило, существенно больше частного долга. Россия имела до недавнего времени значительный государственный внешний долг (а в последние годы стал возрастать и частный внешний долг). Однако государственный внешний долг нашей страны не является самым большим в мире.

Самым крупным должником в современном мире являются США. Достаточно сказать, что по состоянию на 31 марта 2012 г. задолженность США составила более 15 трлн долл., т.е. фактически была равна по стоимости ВВП США.

Однако ясно, что сами по себе абсолютные масштабы внешнего долга еще не свидетельствуют о степени остроты обслуживания и погашения этого долга. Степень тяжести проблемы внешнего долга для экономики той или иной страны определяется такими показателями, как отношение суммы внешнего долга страны-должника к ее ВВП или объему экспорта товаров и услуг из этой страны; отношение суммы обслуживания внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг из данной страны.

При этом предельными показателями считаются отношение внешнего долга к ВВП в 80% и внешнего долга к стоимости экспорта в 220%. Для оценки отягощенности долгом часто используют еще один показатель - коэффициент обслуживания долга. Его определяют как отношение очередных платежей в погашение долгосрочных и краткосрочных кредитов и процентов по всем кредитам и валютным поступлениям к валютным поступлениям (экспорту товаров и услуг). Эта характеристика, как и большинство других показателей, не остается неизменной. Если в начале 1960-х гг. было распространено мнение, что уровень безопасности по данному показателю составляет 7%, то в конце 1960-х гг. он был поднят до 10%, а в настоящее время показатель в 30% рассматривается как умеренный. На практике многие страны, сильно отягощенные долговыми обязательствами, как правило, имеют два или даже три критических значения по указанным выше показателям.

Однако, оценивая, например, степень остроты долговой проблемы для США, мы должны иметь в виду, что эта страна имеет и самый большой в мире ВВП, и многие годы является одним из ведущих экспортеров товаров, и ведущим экспортером услуг в мире. США нужно рассматривать как особого должника, поскольку эта страна является главным эмитентом мировой резервной валюты, и показатели соотношения внешнего долга к ВВП у нее могут быть выше, чем у других стран. Во многом за счет эмиссии доллара как резервной валюты США имеют и будут иметь возможность жить в долг в той мере, в какой США остаются и будут оставаться крупнейшим эмитентом валюты, а также центром экономического и политического влияния.

Развитые страны одновременно являются и крупнейшими кредиторами, поэтому степень доверия к ним как должникам высока.

Другое дело - бедные страны, которые готовы брать в долг под высокие проценты, но, как правило, оказываются не в состоянии этот долг вернуть. Растущий внешний долг у таких стран в конечном итоге создает ситуацию так называемой долговой петли (когда все новые внешние заимствования идут главным образом на погашение ранее полученных займов, кредитов, ссуд). Иногда страны-должники отказываются от своих обязательств по обслуживанию внешнего долга. Подобную ситуацию называют долговым кризисом или дефолтом. Подобные примеры были в Турции в 1875 г., Перу и Египте - в 1876 г., Греции - в 1893 г., в России - в 1917 г. В современных условиях и страны-должники, и страны-кредиторы стараются не доводить ситуацию до дефолта, хотя примеров такого рода, как уже отмечалось в настоящей главе, и в последние годы встречается достаточно много.

Для того чтобы не оказаться в ситуации «долговой петли», правительства стран-должников должны проводить активную политику по управлению своим внешним долгом. Главным в этой политике является, с одной стороны, такое использование внешних заимствований, которое позволяло бы стране достичь намеченные ею цели (социально-экономические, научно-технические, производственные, структурные), а с другой стороны - и решение самих проблем уменьшения внешнего долга.

Отправить другу



Структура мирового долга



Мировая экономика восстанавливается после мирового системного кризиса значительно медленнее, чем ожидалось два года назад. Оценка феномена «длительного застоя» глобальной экономики необходима для разработки механизмов, стимулирующих рост мирового хозяйства. Отмечая снижение инвестиционной активности на фоне переизбытка ликвидности, международные организации периодически пересматривают прогнозы темпов развития мировой экономики в сторону понижения.

Согласно прогнозу МВФ низкие темпы роста глобального ВВП, составившие 3,1% в 2015 г., могут сохраниться в последующие два года. Еще менее оптимистичной выглядит оценка перспектив восстановления роста в глобальной экономике, содержащаяся в подготовленном ЮНКТАД докладе о торговле и развитии - 2015. Согласно прогнозу этой международной организации темпы роста мировой экономики в 2016 г. должны составить 2,5% вместо 4% в докризисном 2007 г. В 2016 г. повышение темпов роста на 2,4% экономики США, 1,7% - стран ЕС и 0,9% - Японии не позволяет развитым странам придать существенный импульс развитию мировой экономики. Умеренное снижение темпов роста в развивающихся странах с 7,8% в 2010 г. до 4,5% в 2014 г. и 4,1% в 2015 г. происходит одновременно с более глубоким падением в странах с переходной экономикой с 4,7 до -2,6% за этот же период, что также не способствует ускорению темпов роста мирового хозяйства.

Причины стагнации мировой экономики
На фоне замедления темпов роста всего мирового хозяйства более заметным выглядит прогнозируемое оживление экономики США до 2,6% в 2016 г. Однако этот рост осложняется рядом социальных проблем и рисков.

При объяснении причин стагнации мировой экономики чаще других приводится точка зрения, согласно которой основными факторами падения темпов роста глобального мирового хозяйства является замедление экономического роста в Китае, повлекшее снижение спроса на многие виды сырья. Кроме того, переход китайской экономики на новую модель развития, в основе которой лежат внутреннее потребление и расширение использования собственных ресурсов, тормозит общемировое экономическое развитие. Вдобавок к этому низкая эффективность глобального регулирования мировой экономики. Начатые реформы в международной валютно-финансовой системе постепенно прекратились, чему наглядным подтверждением служит саммит МВФ и Мирового банка в Лиме в октябре 2015 г., на котором лишь констатировалось, что мировую экономику ожидает вторая волна кризиса. Намеченная пять лет назад 14-я корректировка квот стран-членов в уставном капитале и голосах МВФ осуществилась только в декабре 2015 г., однако, несмотря на увеличение совокупной квоты стран БРИКС, так и не удалось существенно повысить их роль в принятии решений МВФ.

Согласно экспертной оценке ЮНКТАД более высокие риски, препятствующие восстановлению стабильности и достижению экономического роста, возникают по мере углубления мировой долговой проблемы в результате наращивания внешней задолженности в первую очередь развивающимися странами.

Теоретическую связь между уровнем долга и темпами роста экономики страны обосновали профессора Массачусетского технического института Кеннет Рогофф и Кармен Рейнхарт, показав, что при росте дефицита государственного бюджета происходит падение ВВП, снижается доверие инвесторов, увеличивается бегство капитала, особенно в период экономического кризиса. Для выхода из сложившейся ситуации они рекомендовали перейти к политике жесткой экономии и ограничению расходов.

Очевидно, что если экономика страны переживает кризис, деловая активность бизнеса идет на убыль, и вслед за сокращением доходов падает спрос на продукцию и услуги, выручка производителей становится меньше, что влечет резкое сокращение налоговых поступлений в бюджет. Это вызывает повышение ставок налогов и введение новых платежей в целях уменьшения дефицита бюджета, что в свою очередь осложняет положение бизнеса и населения. В результате происходит свертывание производства, рост безработицы, увеличение социальной напряженности в обществе, в итоге - еще большее углубление кризиса.

Потребительский спрос и глобальная задолженность
Эксперты ЮНКТАД видят выход из застоя, сложившегося в мировой экономике, в восстановлении потребительского спроса. Начавшееся с середины 1980-х гг. снижение удельного веса оплаты труда в ВВП развитых стран в среднем на 10 процентных пунктов привело не только к углублению неравенства в доходах, но и уменьшило потребительский спрос и инвестиционную активность. В современных условиях развитые страны не только не отказались от дальнейшей либерализации денежно-кредитного регулирования, но возлагают наибольшие надежды на привлечение дешевых иностранных капиталов путем расширения заимствований на глобальном финансовом рынке. Так, в целях стимулирования экономического роста 22 января 2016 г. Европейский центральный банк объявил о запуске программы количественного смягчения - покупок гособлигаций еврозоны на сумму около 1,1 трлн евро, что должно снизить стоимость заимствований в ЕС и риск затяжной низкой инфляции.

Опробованная ФРС США политика количественного смягчения для выхода из финансового кризиса привела к росту долларовых заимствований развивающихся стран и превращению их в нетто-должников.

Структура мирового долга
Наращивание задолженности в мире с 21 трлн долл. США в 1984 г. до 142 трлн долл. США к концу 2007 г. создает особые риски для восстановления устойчивого развития глобальной экономики. Причем в условиях преодоления кризиса рост долгового бремени не только не сократился, но и при отсутствии механизма эффективного урегулирования совокупный внешний долг достиг более 200 трлн долл. США в 2014 г. Как отмечается в 16-м ежегодном докладе Международного центра денежно-кредитных исследований, в последние пять лет происходит постоянное наращивание долговой нагрузки в мировой экономике. При уменьшении долговой нагрузки финансового сектора развитых стран в 2014 г. до 121% ВВП по сравнению с 138% в 2009 г. общий суммарный долг достиг 385% их ВВП. Несмотря на определенный прогресс и сокращение долга финансового сектора и домохозяйств в США и Великобритании, риск роста долговой нагрузки государственного сектора не исключается. Например, в Великобритании, несмотря на сокращение задолженности частных финансовых компаний, банков и домохозяйств, но с учетом роста государственного долга общий долг достиг в 2014 г. 495%. Общий объем долга в США оценивается в 363% ВВП.

В докладе, подготовленном экспертами консультационной компании McKinsey в феврале 2015 г. на основе данных, полученных из 47 стран, подчеркивается, что именно выросший мировой долг стал предпосылкой мирового финансового кризиса 2007-2008 гг. По данным компании McKinsey, мировой долг в 2000 г. составил 246% мирового ВВП, а ко времени начала финансового кризиса в 2007 г. увеличился до 269% мирового ВВП. Постепенно меняется структура мирового долга. Если в предкризисный период и во время мирового финансового кризиса он увеличивался за счет заимствований финансового сектора и домашних хозяйств, то в 2014 г. более быстрыми темпами росла государственная и корпоративная задолженность.

В то же время имеются различия в подходах развитых и развивающихся стран к структуре и целям увеличения долговой нагрузки на экономику. Если в развитых странах рост государственного долга сопровождается поддержанием низких процентных ставок в целях стимулирования деловой активности и внутреннего спроса, а также для того, чтобы компании и домовладения могли обслуживать свои долги и избегать банкротства, то рост заимствований развивающихся стран и стран с переходной экономикой, которые уже в 2013 г. достигли 151% от их ВВП, связан в первую очередь с рефинансированием прежних задолженностей корпоративного сектора экономики, который не в состоянии выполнить прежние обязательства. Об этом свидетельствует ситуация, сложившаяся в Китае, где в результате либерализации валютной политики из общего долга в 217% от ВВП в 2014 г. корпоративный долг составляет 168%. Учитывая высокую закредитованность китайской экономики, дальнейшее наращивание корпоративного долга создает угрозу банкротств, которые могут иметь последствия не только для китайских производителей, но и для всех их иностранных партнеров.

По оценке компании McKinsey, китайское совокупное долговое бремя выросло до 28 трлн долл. США, что в 1,5 раза превышает ВВП США. Замедление китайской экономики в сочетании с наращиванием долговых проблем не позволяет рассматривать Китай в ближайшем будущем как генератор экономического роста в глобальной экономике.

Финансиализация глобальной экономики и ее устойчивый рост
Россия вышла на мировой финансовый рынок как заемщик в условиях углубления процессов финансиализации мировой экономики, при которой дается предпочтение заимствованию ресурсов на мировом финансовом рынке с последующим их инвестированием под более высокую процентную ставку. Именно углубление финансиализации в глобальной экономике, по экспертной оценке ЮНКТАД, создает условия для наращивания задолженности и увеличивает риски для устойчивого развития как экономики отдельных стран, так и мировой экономики в целом. Росту финансовых спекуляций во многом способствуют новые качества современной глобальной финансовой системы, сформировавшиеся в условиях либерализации национальных валютно-финансовых систем за последние два десятилетия.

В условиях чрезмерной финансиализации в мировой экономике происходят существенные изменения: во-первых, в результате интернационализации национальных валютных рынков беспрецедентно вырос среднесуточный объем операций на валютном рынке, который в 2013 г. достиг 5,3 трлн долл. США в сутки по сравнению с 4 трлн долл. США в 2010 г., т.е. на 32% по сравнению с 19% за предшествующее трехлетие - с 2007 по 2010 г. Большая часть валютных операций перестала быть связана с обслуживанием обмена результатами производства на основе международного разделения труда и представляет собой финансовые трансферты и спекулятивные сделки;

Во-вторых, за последние десятилетия сформировалась качественно новая архитектура глобальной валютно-финансовой системы, в основе которой находится постоянно расширяющаяся сеть транснациональных коммерческих и инвестиционных банков, деятельность которых на валютном рынке дополняется стремительно растущим числом институтов небанковского характера, включая страховые компании, пенсионные и трастовые фонды, а также и хеджфонды. Функционирование новой глобальной инфраструктуры мирового валютно-финансового рынка обеспечивает доминирование частной ликвидности;

В-третьих, усиление спекулятивной составляющей мирового валютного рынка стало возможно в результате углубления взаимосвязи валютного и фондового сегментов мирового финансового рынка. Использование производных финансовых инструментов - фьючерсов, опционов и других финансовых деривативов - при отсутствии какого-либо контроля на этом рынке позволило осуществлять спекулятивные операции в многократные превосходящие по стоимости операции с реальными активами. К началу мирового финансового кризиса 2008 г. объем внебиржевых финансовых инструментов достиг 516 трлн долл. США, а с учетом биржевых контрактов на 750-800 трлн долл. США уже десятикратно превышает мировой ВВП;

В-четвертых, следствием растущей конкуренции на валютном и финансовом рынках стало расширение не только различного рода транснациональных финансовых услуг на базе использования информационных систем, но и применение сложных технологий и инновационных торговых систем, таких как высокочастотный трейдинг, требующий создания дорогостоящей роботизированной торговой системы, работающей круглосуточно и обеспечивающей максимальную доходность торговли иностранными валютами;

В-пятых, сохранение господства доллара на валютном, финансовом и инвестиционном рынках, увеличение с 2013 г. его использования в операциях на валютном рынке обеспечивается не только изменениями в денежно-кредитной политике ФРС США, но и снижением доверия со стороны инвесторов к другим резервным валютам.

На фоне крайне низкого экономического роста в Японии и в еврозоне наметившийся рост американской экономики и небольшое повышение процентной ставки ФРС, покупка американских облигаций и долларовое кредитование предприятий США рассматриваются участниками как выгодное, особенно если процент по долларовым облигациям продолжит расти. В то же время в результате ослабления курса валют развивающихся стран к укрепляющемуся доллару вернуть их заимствования становится все труднее;

В-шестых, в результате процесса интернационализации отдельных национальных валют - например, китайского юаня, стало возможным их более широкое использование в операциях на международных валютно-финансовых рынках. С одной стороны, расширение присутствия банков на мировых валютно-финансовых рынках, меры по либерализации регулирования валютного рынка Китая способствовали интернационализации юаня. Но, с другой стороны, в условиях либерализации валютной политики китайские компании, получившие кредиты в долларах, конвертировали их в юани и давали взаймы на внутреннем кредитном рынке под более высокий процент. Однако после укрепления курса китайской валюты последовавшая девальвация не позволила осуществить прибыльную обратную конвертацию юаневого дохода в доллары и превратила китайские компании в крупнейших должников.

Таким образом, в результате углубления финансиализации мировой экономики и расширения процесса интернационализации национальных валют при рискованных операциях сформировались условия для наращивания долларовой задолженности всех участников мирового валютно-финансового рынка.

Внешний долг России и устойчивость российской экономики
Введение финансовых ограничений с 31 октября 2014 г. со стороны Запада в отношении российских институтов развития, коммерческих банков и компаний-экспортеров с участием государства, по мнению Еврокомиссии, должно не просто ограничить доступ россиян на финансовые рынки, но и сделать более дорогостоящим долгосрочное финансирование для российской экономики. Беспрецедентное санкционное давление западных стран в отношении России, зависящей от внешних финансовых ресурсов, проявило системные недостатки российской экономики, в том числе возникла необходимость оценки возможности погашения внешнего долга на фоне хронической недостаточности капитальных и финансовых ресурсов. С позиций достижения устойчивого роста российской экономики наибольшие риски создает задолженность российских корпораций, которая была накоплена ими в период дешевых внешних источников. Погашение долга и необходимость своевременного его обслуживания существенно сокращают инвестиционные возможности государства и частных инвесторов, что может стать существенным препятствием для ускорения темпов роста российской экономики.

В структуре российского внешнего долга преобладает задолженность российских корпораций, которая стала стремительно нарастать с 2005 г. и увеличилась со 100 млрд до 425 млрд долл. США к 1 января 2008 г., включая 38,5% банковских заимствований и 61,4% задолженности корпораций. Если в начале кризисного периода рост долга несколько затормозился, а у банков в 2009 г. даже сократился до 127 млрд долл. США, то нефинансовый долг продолжал расти. К «лидерам» по общему объему задолженности относились «Газпром» - 27,5 млрд долл. США, «Роснефть» - 26,3 млрд долл. США, Сбербанк России 16,3 млрд долл. США. В целом около 37% внешнего долга корпораций приходится на компании и банки с более чем 50%-ной долей государственного участия.

В валютной структуре заимствований банков более быстрыми темпами росла их долларовая часть, увеличившаяся на 46,0 млрд долл. США, в то время как у корпораций существенно выросла не только долларовая часть долга на 74,8 млрд долл. США, но и их рублевая составляющая на сумму, эквивалентную 34,0 млрд долл. США. На конец 2014 г. среди наиболее крупных должников выделяется компания «Роснефть», чистый долг которой составлял 42,8 млрд долл. США.

Существенная девальвация рубля с декабря 2014 г., когда Банк России отпустил его в свободное плавание, увеличила стоимость обслуживания внешнего долга российских банков, корпораций и госструктур. По итогам 2014 г. сумма выплат российских заемщиков достигла 163,1 млрд долл. США. В 2015 г. выплата по внешнему долгу России составляет 65 млрд долл. США. Существенная нагрузка ляжет на плечи крупнейших корпораций-экспортеров. По оценке рейтингового агентства Fitch, в 2016 г. предстоят значительные выплаты по обслуживанию долга у корпораций, имеющих самые крупные задолженности, достигающие в нефтегазовой отрасли 70% и металлургическом производстве - около 50%. О возможных трудностях у российского нефинансового сектора с обслуживанием внешнего долга в 2015 г. предупреждало агентство Moody"s, учитывая необходимость в ближайшие четыре года погасить или рефинансировать 112 млрд долл. США.

Для оценки риска существующего размера внешнего долга - 515,3 млрд долл. США на 1 января 2016 г., необходимо рассмотреть структуру и размер имеющихся резервов, включая в первую очередь золотовалютные резервы.

Если в предкризисный период Россия обладала международными резервами, превышающими внешнюю задолженность, то в период кризиса часть резервов была израсходована на поддержание курса рубля и на предоставление валютных средств на возвратной основе банкам-резидентам.

После произведенной по итогам 2014 г. переоценки официальных российских резервов с учетом обесценения рубля, повышения курса доллара на мировом валютном рынке и снижения мировой цены на золото их объем существенно сократился и на 1 января 2015 г. составил 385, 5 млрд долл. США, что уже вызывает сомнение в возможности своевременно оказать поддержку российским заемщикам, совокупный долг которых на эту же дату достиг 597,3 млрд долл. США. При продолжении снижения объемов российских международных резервов возникает угроза финансовой устойчивости экономики. В обществе формируются негативные ожидания - дальнейший рост цен на продукты, медикаменты, медицинские услуги, услуги ЖКХ, т.е. падает доверие к отечественной валюте.

Ограничение возможностей привлекать необходимые ресурсы на мировом финансовом рынке ставит перед российской экономикой задачу по разработке программы финансирования устойчивого развития российской экономики в первую очередь за счет внутренних ресурсов, введения мер валютного контроля, позволяющих наполнять рынок необходимой ликвидностью. Этой цели должна служить не только денежно-кредитная политика Банка России, но и валютная политика, направленная на стабилизацию курса рубля, ограничение спекулятивных операций, формирование достаточных официальных валютных резервов.

ПЛАТОНОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА, - д-р экон. наук, профессор кафедры «Мировые финансы» Финансового университета

Как уже отмечалось, формы вывоза капитала (по характеру ис­пользования) включают вывоз предпринимательского и ссудного капитала. При этом к международному движению ссудного капи­тала относится предоставление на коммерческих условиях займов, кредитов, ссуд, по которым принимающая сторона обязана пла­тить. Однако многие страны мира нередко оказываются в положе­нии, связанном с невозможностью не только погашать получен­ные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать, т. е. своевременно платить по ним проценты. Таким образом, в миро­вой экономике возникает проблема внешнего долга (внешней за­долженности), которая является одной из наиболее острых и слож­ных для начала XXI в.

В Британской энциклопедии внешний долг определяется как долг, находящийся в собственности нерезидентов, иностранных кредиторов или государств. О масштабности проблемы внешнего долга в совре­менной мировой экономике свидетельствует тот факт, что в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обяза­тельств составлял 2024 млрд. долл., а в 2000 г. он уже оценивался в 6050 млрд. долл. (т. е. превышал 6 трлн. долл.). Часть внешнего долга, по которой отвечают официальные государственные органы (если они сами брали в долг за рубежом или давали свои гарантии по оплате долговых обязательств частных фирм, банков и местных ор­ганов власти) называется государственным (официальным) внешним долгом, помимо которого имеет место и частный внешний долг долговые обязательства частных компаний, банков и местных ор­ганов власти, не гарантированные государством.

В развивающихся странах и в странах с переходной экономикой государственный внешний долг, как правило, существенно боль­ше частного долга. На 1 января 2000 г. государственный внешний долг России составлял 158,4 млрд. долл. (из которых на кредиты правительств иностранных государств приходилось 66,5 млрд. долл.; на кредиты иностранных банков и фирм -39,4 млрд. долл.; на государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной ва­люте, - 26,7 млрд. долл.; на кредиты ЦБ РФ - 6,4 млрд. долл.). Вместе с частным внешним долгом общий внешний долг России превышал 220 млрд. долл.

Однако государственный внешний долг России не является самым большим в мире. В 1999 г. самыми крупными, помимо Рос­сии, должниками (долг более 100 млрд. долл.) были: США 862 млрд. долл., Бразилия 258, Канада 253, Китай 159, Австралия 156, Республика Корея 154, Мексика 154, Индия 136, Аргентина 133, Франция 117,6 млрд. долл. В 2003 г. государственный внешний долг США уже превышал 1 трлн. долл.

США действительно являются крупнейшим должником в со­временном мире. Однако ясно, что сами по себе абсолютные мас­штабы внешнего долга еще не свидетельствуют о степени остроты его обслуживания и погашения. Степень тяжести проблемы внеш­него долга для экономики той или иной страны определяется та­кими показателями, как отношение суммы внешнего долга стра­ны-должника к ее ВВП или объему экспорта товаров и услуг из этой страны; отношение суммы обслуживания внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг из данной страны. Однако США имеют самый большой ВВП в мире (свыше 10 трлн. долл.). Анало­гична ситуация и у других ведущих стран мира, также имеющих большой внешний долг. Эти страны одновременно являются и круп­нейшими кредиторами, поэтому степень доверия к ним как дол­жникам высока. Например, одними из крупнейших держателей государственных ценных бумаг США являются граждане Японии. Другое дело бедные страны, которые готовы брать в долг под высокие проценты, но, как правило, оказываются не в состоя­нии этот долг вернуть. Растущий внешний долг у таких стран в конечном итоге создает ситуацию так называемой «долговой пет­ли» (ситуация, при которой все новые внешние заимствования идут главным образом на погашение ранее полученных займов, кредитов, ссуд). Иногда страны-должники отказывались от своих обязательств по обслуживанию внешнего долга (подобную ситуа­цию называют дефолтом). Подобные примеры были в Турции в 1875 г., Перу и Египте в 1876 г., Греции в 1893 г., Брази­лии в 1898 и 1914 г., в России в 1917 г. В современных усло­виях и страны-должники и страны-кредиторы стараются не дово­дить ситуацию до дефолта.

Для того чтобы не оказаться в ситуации «долговой петли», пра­вительства стран-должников должны проводить активную полити­ку по управлению своим внешним долгом. Главное здесь с одной стороны, использовать внешние заимствования для достижения на­меченных страной целей (социально-экономические, научно-тех­нические, производственные, структурные), а с другой - решать проблемы непосредственно уменьшения внешнего долга.

Правительство России стремится активно работать со своими кредиторами, решая проблемы «старого» долга, который достал­ся ей в наследство от бывшего СССР (Россия взяла на себя все пассивы и активы Советского Союза), и собственно российско­го долга. В феврале 2000 г. России удалось заключить соглашение с Лондонским клубом (объединяющим крупнейшие банки-креди­торы) по списанию более 36 % общей суммы долга членам этого клуба, составляющей около 32 млрд. долл.

В результате существенного улучшения общего экономическо­го положения России начиная с 1999 г., улучшения внешнеэко­номической конъюнктуры страны (связанного прежде всего с повышением цен на нефть в мировой торговле), а также проводи­мой Правительством РФ последовательной политики по сокра­щению внешнего долга к 2003 г. удалось существенно сократить его масштабы. Если рассчитывать внешний долг по международ­ной методологии (по которой он включает долг федеральных ор­ганов управления, долги субъектов РФ, долг банковской системы России, долг нефинансовых предприятий и организаций), то на 1 января 2003 г. внешний долг России составлял 145 млрд.долл. (этой расширительной методологии подсчета внешнего долга при­держивается Центральный банк Российской Федерации). По ме­тодологии Министерства финансов РФ, в соответствии с кото­рой учитываются долговые обязательства федеральных органов уп­равления, внешний долг России на 1 января 2003 г. составлял 122,1 млрд. долл., а на 1 января 2004 г. - 119 млрд долл. вместе с долговыми гарантиями, а без гарантий - 115 млрд. долл. Это со­ставляет 27 % от ВВП страны, что представляет достаточно благо­приятный показатель, поскольку в мировой практике (в частно­сти, в рамках Европейского союза) допустимым для страны счи­тается иметь внешний долг в объеме до 60 % ВВП.

Серьезной проблемой для России являются ее взаимоотноше­ния с ведущими странами-кредиторами, объединенными в так называемый Парижский клуб (в сентябре 1997 г. Россия сама ста­ла его членом), на который приходится 27 % совокупных внеш­них обязательств РФ. Правительство РФ стремится заключить с Парижским клубом соглашение о реструктуризации своего долга, т. е. переносе основных выплат по нему на более поздние сроки.

Вместе с тем Россия остается одним из крупных кредиторов. Доставшийся ей в наследство от СССР внешний долг различных стран составлял около 150 млрд. долл., но после списания его части он оценивается уже в 120 млрд. долл. Однако большинство из 57 стран должников СССР относятся к наименее развитым странам, многие из них обладают низкой платежеспособностью, а часть долгов была неправильным образом оформлена. Поэтому значительная часть этого долга является либо безнадежной, либо может быть погашена лишь частично. Учитывая это, реальная ры­ночная стоимость внешнего долга иностранных государств нашей стране оценивается примерно в 50 млрд.долл. Обслуживание его странами-должниками приносит российскому бюджету ежегодно 1,5 - 2 млрд. долл. (в основном это платежи Индии), хотя по гра­фику сумма должна была составлять до 11 млрд. долл.

Крупными должниками России являются и страны-члены СНГ. Государственная составляющая их долга в 2000 г. оценива­лась в 8,2 млрд.долл.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...