Промышленный переворот когда. Промышленный переворот в россии


Промышленный переворот это , переход к машинному труду от ручного. Его ещё называют промышленной или индустриальной революцией. Суть данного процесса заключается в том, что общество, где преобладал аграрный уклад жизни и ручной труд, переходит в новую стадию развития к мануфактурам и фабрикам (машинному производству). Производство, таким образом, перемещается в , где оно становится на ступень развития выше, с применением машин, а не только человеческих рук. Население в местах такого производства неуклонно растет, что приводит к образованию городов и крупных промышленных центров. Явление это больше знакомо всем под названием индустриализация. К характерным чертам данного процесса относится рост производительности труда. Это событие знаменует собой зарождение капитализма, как главенствующей системы мирового хозяйства.
Зародился этот процесс в середине восемнадцатого века в Англии. Семьдесят пять процентов населения этой страны было занято в сельском хозяйстве. В этот период в стране произошел скачок, когда более половины населения перешло к фабричному производству, в сферу торговли и транспорта. Изначально это был процесс механизации текстильного производства (ткацкие машины для прядения). Постепенно процесс перешел в шахтное производство и металлургию. На данном этапе по темпам роста производства, уровню своего экономического развития, Англия обогнала все европейские страны. Важнейшей предпосылкой для промышленной революции в Англии послужила буржуазная революция в середине семнадцатого века. Революция позволила ликвидировать феодальную раздробленность страны, и ускорило создание единого общенационального рынка. До сих событий обработка шерсти и сукна производилась в различных районах Англии. Их необходимо было централизовать, создать основные производства в наиболее развитых и имеющих к этому предпосылки областях страны, ведь рассеянное производство есть, не что иное, как ремесло. Так появилось фабричное производство, повлекшее за собой механизацию ручного труда. Это уже были фабрики, которые концентрировали в огромных масштабах труд многочисленных наемных работников. На них присутствовало разделение труда согласно квалификации и специализации каждого индивидуума.
Внутренний рынок Англии, по причине массового обнищания трудовых масс, не мог потреблять всю массу произведенных товаров. Для увеличения рынков сбыта огромное значение приобретают колонии (страны, подчиненные Англии). Борьба за колонии приводит к резкому обострению отношений с Францией, второй на тот момент быстроразвивающейся капиталистической державой. Завершается противостояние войной, которая началась в 1741 году и продлилась восемь лет.
Труд рабочих на мануфактурах эксплуатировался жесточайшим образом. Продолжительность рабочего дня могла достигать четырнадцать часов и более, заработная плата была мизерной, использовался детский труд. Железная дисциплина и беспрекословное подчинение владельцу мануфактуры были закреплены на законодательном уровне. Здесь зародилось понятие «промышленный пролетариат». Именно пролетариату суждено впоследствии сыграть огромную роль в мировой истории. Нещадная эксплуатация и низкий уровень жизни привели к созданию самого революционного класса в истории человечества. Это является одним из важнейших социальных последствий промышленного переворота.
Начавшаяся в Англии промышленная революция, путем которой впоследствии пришлось пройти всем странам, является одним из самых значимых явлений в и экономическом устройстве современного мира. Из нашей статьи становится понятно всем, что такое промышленный переворот .

Промышленный переворот: от мануфактуры к машинному производству

Промышленным переворотом или промышленной революцией называется период, когда человечество от мануфактурного производства перешло к машинному, или другими словами, совокупность технических, технологических, социальных, институциональных и иных перемен, связанных с заменой ручного труда машинным способом производства. Промышленная революция прошла три этапа.

Первый этап был связан с появлением рабочих машин в текстильном производстве. Изобретение и распространение машин создали возможности для расширения производства и его технического усовершенствования. Второй этап начался с изобретения универсального теплового двигателя, т.е. паровой машины. Третий этап промышленной революции был связан с созданием рабочих машин в машиностроении, т.е. с изобретением суппорта, или резцедержателя. Машиностроение, снабженное мощной энергетической базой и оснащенное рабочими машинами, позволило наладить бесперебойный массовый выпуск самых разнообразных машин и снабдить ими все отрасли производства. Применение машин в производстве привело к возникновению большого числа промышленных предприятий, образованию промышленных центров и скоплению в них населения. Эпоха промышленного переворота является, таким образом, временем возникновения и развития фабричного производства.

Первой страной, применившей новый способ, основанный на применении машин и индустриальных технологий в промышленном производстве, была Великобритания. Важнейшей предпосылкой промышленного переворота, являются либеральные социально-политические преобразования, утверждающие принципы гражданского равенства, экономической свободы, неприкосновенности личности и собственности. Не менее существенной предпосылкой промышленной революции считается высокая производительность сельского хозяйства вследствие, так называемой, аграрной революции. Аграрная революция заключалась в переходе от экстенсивных к интенсивным методам ведения сельского хозяйства, что обеспечивало его продуктивность и рентабельность. Географический и природно-климатический факторы также обеспечили Великобритании лидерство в промышленном перевороте. Запасы каменного угля способствовали быстрому переходу английской металлургии от древесного угля к каменному, что позволило ей к концу ХVIII в. выйти на первое место в мире.

Промышленные революции в разных отраслях следовали как цепная реакция. Переворот, начавшийся в легкой промышленности, выдвинул задачу увеличения массы машин, для удовлетворения этого спроса требовалось много металла, что вызвало переворот в металлургии и машиностроении; возросшая масса производимой продукции потребовала изменений на транспорте. Так, в 80-е гг. ХVIII в. был построен первый в мире пароход, в 1814 г. первый паровоз. К завершению промышленного переворота Великобритания стала ведущей экономической державой.

Промышленный переворот, начавшийся в XVIII в. в Англии, оказал влияние на последующее развитие всего мира. С теми или иными изменениями промышленный переворот совершился в XIX в. почти во всех странах Европы и Северной Америки.

Переворот в технике. Торговое процветание привело к обогащению английских купцов, к появлению избыточных капиталов, которые требовали помещения в дело. С другой стороны, в результате эмиграции в Америку Англия испытывала недостаток рабочей силы. Нехватку рабочей силы англичане попытались возместить введением машин. В 1733 г. ткач Джон Кей изобрел «летающий челнок», он подвергся преследованиям ткачей и был вынужден бежать во Францию. В 1765 г. ткач Харгривс создал механическую прялку, названную «Дженни»; эта прялка увеличивала производительность труда в 20 раз. В 1769 г. Ричард Аркрайт запатентовал прядильную машину, рассчитанную на водяной привод, - с этого момента машины стали использоваться на мануфактурах.

Первые машины создавались механиками-самоучками, они изготавливались из дерева и не требовали инженерных расчетов. После того, как сопротивление противников машин стало ослабевать, машины стали появляться одна за другой. В 1774-1779 гг. Самуэл Кромптон сконструировал прядильную мюль-машину, выпускавшую более качественную ткань, чем машина Аркрайта. В 1784 г. Эдмунд Картрайт создал ткацкий станок, который увеличил производительность ткачей в 40 раз.

Промышленная революция была сложным процессом, происходившим одновременно в различных отраслях промышленности. В горной промышленности одной из основных производственных проблем была откачка воды из шахт. В 1698 г. англичанин Севери создал машину, использовавшую для этой цели силу пара; в 1712 г. Томас Ньюкомен усовершенствовал эту машину, снабдив ее цилиндром и поршнем. В машине Ньюкомена находившийся в цилиндре пар конденсировался впрыскиванием воды, в цилиндре создавалось разряжение и поршень втягивался внутрь цилиндра под воздействием атмосферного давления. В разных странах делались попытки усовершенствовать эти машины, например, в России механик И. Ползунов построил двухцилиндровую машину аналогичного устройства. В 1763 г. усовершенствовать машину Ньюкомена взялся Джеймс Уатт. Уатт создал машину, принципиально новую: во-первых, поршень в машине двигало не атмосферное давление, а пар, впускавшийся из парового котла; во-вторых, после завершения хода поршня отработанный пар выводился в специальный конденсатор. В 1769 г. Уатт взял патент на свою машину. Уатту удалось привлечь к делу фабриканта Мэтью Болтона. В 1775 г. на заводе Болтона в Бирмингеме было налажено производство паровых машин. В 1784 г. Уатт запатентовал паровую машину двойного действия, в котором пар поочередно толкал поршень с двух сторон; в этой машине был применен центробежный регулятор, автоматически поддерживавший число оборотов. мануфактурный машинный революция промышленный

В первых двигателях Уатта давление в цилиндре лишь немного превышало атмосферное. В 1804 г. инженер А. Вулф запатентовал машину, работающую при давлении 3-4 атмосферы, повысив КПД более чем в 3 раза. Массовое производство паровых машин было невозможно без точных токарных станков; решающий шаг в этом направлении был сделан механиком Генри Модсли, который создал самоходный суппорт. С этого времени стало возможным изготовление деталей с допуском в доли миллиметра - это было начало современного машиностроения. Возникновение машин вызвало потребность в металле. Раньше чугун плавили на древесном угле, а лесов в Англии почти не осталось. В 1785 г. Генри Корт изобрел способ производства чугуна на каменном угле. Добыча угля стала одной из основных отраслей промышленности.

После появления паровой машины начались попытки создания пароходов. Роберт Фултон построил пароход «Клермонт»; машина для этого парохода была изготовлена на заводе Уатта. В 1807 г. «Клермонт» совершил первый рейс по Гудзону, но без пассажиров. Через четыре года Фултон и Ливингстон были уже владельцами пароходной компании, через девять лет в Америке было 300 пароходов, а в Англии 150. В 1819 г. американский пароход «Саванна» пересек Атлантический океан, а в 1830 г. начинает действовать первая регулярная трансатлантическая пароходная линия. На этой линии курсировал самый большой по тем временам пароход «Грейт Уэстерн», имевший водоизмещение 2 тыс. т. и паровую машину мощностью 400 л. с.

Одновременно со строительством пароходов делались попытки создания паровой повозки. На многих рудниках существовали рельсовые пути, по которым лошади тащили вагонетки с рудой. В 1803 г. механик Ричард Тревитик построил паровоз, заменивший лошадей на одной из рельсовых дорог в Уэльсе. Дж. Стефенсон, механик-самоучка, получил заказ на постройку локомотива для одной из шахт близ Ньюкасла. В 1815 г. Стефенсон построил свой первый паровоз, а затем руководил строительством железной дороги длиной более 50 км. В 1830 г. Стефенсон завершил строительство первой железной дороги между Манчестером и Ливерпулем; для этой дороги он сконструировал паровоз «Ракета». Позже Стефенсон строил железные дороги в Бельгии и в Испании. В 1832 г. была пущена железная дорога во Франции, позже - в Германии и США.

Появление станков, паровых машин, паровозов и пароходов коренным образом изменило жизнь людей. Появление фабрик, выпускающих огромное количество дешевых тканей, разорило ремесленников, которые работали на дому или на мануфактурах. В 1811 г. в Ноттингеме вспыхнуло восстание ремесленников, которые ломали машины на фабриках, - их называли «луддитами». Восстание было подавлено. Разоренные ремесленники были вынуждены уезжать в Америку или идти работать на фабрики. Население стекалось к фабрикам, и фабричные поселки вскоре превращались в огромные города; в 1844 г. в Лондоне было 2,5 млн. жителей. Рабочие составляли большую часть населения Англии; это было новое индустриальное общество.

Основной отраслью английской промышленности в первой пол. XIX в. было производство хлопчатых тканей. Новые машины позволяли получать 300 и более процентов прибыли в год и выпускать дешевые ткани, которые продавались по всему миру. Это был промышленный бум, производство тканей увеличилось в десятки раз. Однако для новых фабрик требовалось сырье; поначалу хлопок был дорог из-за того, что его очистка производилась вручную. В 1806 г. американец Эли Уитни создал хлопкоочистительную машину; после этого в южных штатах наступила «эра хлопка» создавались хлопковые плантации, на которых работали рабы-негры: расцвет рабства связан с промышленной революцией.

К 1840 г. Англия превратилась в «мастерскую мира», на ее долю приходилось более половины производства металла и х/б тканей, основная часть производства машин. Английские ткани заполнили мир и разорили ремесленников не только в Англии, но и во многих странах Европы и Азии.

В 1870-х гг. в развитии мировой экономики наступил перелом, связанный с расширением мирового рынка. Масштабное строительство железных дорог привело к включению в мировую торговлю континентальных областей; появление пароходов удешевило перевозки по морю. На рынки хлынула американская и русская пшеница - цены на нее упали в два раза. Эти события называют «мировым аграрным кризисом». Они привели к разорению многих помещиков в Европе, но вместе с тем обеспечили дешевым хлебом рабочих.

Промышленная революция дала Европе новое оружие - винтовки и стальные пушки. Давно было известно, что ружья с нарезами в канале ствола придают пуле вращение, отчего дальность увеличивается. В 1808 г. французский оружейник Поли создал казнозарядное ружье; в бумажном патроне помещался порох и затравка, взрываемая уколом игольчатого ударника. Но изготовление казенного затвора требовало ювелирной точности. Когда появился станок Модсли, немец Дрейзе сконструировал игольчатое ружье. Дальность выстрела составляла 800 метров, втрое больше, чем у других ружей. Одновременно произошла революция в военном деле, вызванная появлением стальных пушек. В 1850-х гг. английский предприниматель Генри Бессемер изобрел конвертер, а в 60-х гг. французский инженер Эмиль Мартен создал мартеновскую печь. Было налажено промышленное производство стальных пушек. Наибольших успехов в производстве артиллерийских орудий достиг немецкий промышленник Альфред Крупп, в 60-х годах он наладил массовое производство казнозарядных нарезных орудий. Винтовки Дрейзе и пушки Круппа обеспечили победы Пруссии в войнах с Австрией и Францией.

В Европе происходит быстрая модернизация по английскому образцу, на первой стадии она включает заимствование техники: станков, паровых машин, железных дорог. На второй стадии начинается политическая модернизация, Европу охватывает волна революций. В 60-х гг. культурная экспансия промышленной цивилизации сменяется военной экспансией. Начинается эпоха колониальных войн; в итоге весь мир оказывается поделенным между промышленными державами. Англия, создает огромную колониальную империю.

Промышленная революция из Англии распространилась на европейский континент и Северную Америку. Аграрная революция (началась в Англии в 1690-1700 гг., во Франции и США в 1750-1770 гг., в Германии в 1790-1800 гг.), во многом оказала немалое влияние на происхождение и развитие промышленной революции. Обычно на происходила без машин и химических удобрений, на базе улучшения систем ротации культур, использования селекционных семян, более продуктивных пород скота, широкого применения органических удобрений, усовершенствованных орудий труда.

Новые средства коммуникаций (железные дороги, паровые суда) стимулировали интенсификацию потоков готовых продуктов, сырья, труда и капитала. С началом железнодорожного сообщения открывались возможности в дальнейшей индустриализации. Тенденции в развитии промышленности требовали дальнейшей концентрации производства в виде крупных предприятий. Блага индустриализации попали в зависимость от путей сообщения, по которым сырье и готовая продукция доставлялись туда, куда нужно. Еще одним компонентом революции в коммуникациях стало применение электричества, выразившееся в изобретении телеграфа и телефона. В 1832 г. первый в мире электромагнитный телеграф был построен в Петербурге П.Л. Шиллингом, независимо от него в 1837 г. его изобрели американец С.Морзе и англичане Кук и Уитсон. В Англии протяженность телеграфных линий достигла в 1868 г. свыше 25000 км. Подводный кабель между Дувром и Кале был уложен в 1851 г. С открытием трансатлантического сообщения в 1866 г. телеграф стал средством международной связи. В 1876 г. А. Белл изобрел телефон, получивший практическое применение. Через несколько лет его телефон уже применялся во всех цивилизованных странах мира.

Позже всех европейских стран на путь капиталистического развития вступила Россия. Начало промышленного переворота в России относится к 30-м годам XIX в. Однако его развитие шло медленно, далеко отставая от передовых стран Европы. Решающую роль в становлении капитализма в России сыграла отмена крепостного права. Тем не менее, прогресс проникал в российскую промышленность. Особенно впечатляющие успехи были в текстильной промышленности, прежде всего в производстве хлопчатобумажных тканей. Причинами быстрого роста этой отрасли явились: неприменение крепостного труда; минимальное покровительство со стороны государственной казны; наличие условий конкуренции; широкий общественный спрос на продукцию.

Технический переворот на транспорте проходил успешнее, чем в промышленности, поскольку транспорт был сферой наемного труда. В России появились железные и шоссейные дороги, пароходное сообщение. В 1813 г. на заводе Берда в Петербурге был построен первый пароход. В 1815 г. было построено первое в Европе морское паровое судно «Елизавета», обеспечивавшее связь между Петербургом и Кронштадтом. В 60-е гг. по Волге и ее притокам ходило около 350 пароходов.

Первый опыт железнодорожного строительства был предпринят отцом и сыном Черепановыми на Нижнетагильском заводе. В 1833-34 гг. ими был создан первый в России паровоз. Чугунная рельсовая дорога соединяла завод с рудниками. В 1837 г. начала действовать первая железная дорога, соединившая Петербург с Царским Селом. Военные и стратегические соображения подтолкнули строительство железнодорожной магистрали Петербург-Москва (1851).

В 80-90 е гг. XIXв. Россия вступила в фазу индустриализации. Доля страны в мировом промышленном производстве к нач. ХХ в. выросла до 5%. Особенно высокие темпы прогрессы были в нефтедобывающей отрасли, железнодорожном строительстве и машиностроении. Быстрыми темпами шло техническое оснащение промышленности. Увеличилось число рабочих. Однако и после падения крепостного права многочисленные остатки феодально-крепостнических отношений в стране тормозили переход промышленности от ручного производства к машинному.

Итого: Социальные последствия промышленной революции значительны, так как она генерировала новую, научно-техническую цивилизацию. В эпоху промышленного переворота в развитых странах произошли кардинальные сдвиги в структурах производства и национального богатства, позволяющие говорить о становлении качественно нового типа хозяйственной эволюции. За период немногим более 100 лет их совокупный продукт вырос почти в 10 раз, в том числе на душу населения в 3,3-3,7 раза. Возникла и сформировалась индустриальная цивилизация. Прогресс был достигнут как на основе расширения и углубления внутренних конкурентных рынков, так и в результате интенсификации внешних взаимосвязей стран, создания мирового капиталистического хозяйства. Развитие индустриальной цивилизации привела к научной революции на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Основные последствия промышленного переворота:

возникновение фабрично-заводского производства;

зарождение машиностроения;

снижение цен на товары широкого потребления;

перестройка рынка: не покупательский спрос формировал развитие производства, а производство подталкивало расширение рынков и формировало спрос;

увеличение капиталовложений и необходимость быстрого оборота привели к увеличению рабочего дня и сокращению заработной платы;

появление кризисов перепроизводства;

ухудшение положения рабочего класса и начало социальной борьбы;

ускорение процесса урбанизации, изменение соотношения между городским и сельским населением.

Стали переходить от мануфактур к машинному производству. Промышленный переворот изменил экономический облик Европы, она стала развитой и недосягаемой для крепостной России. И тем не менее прогресс - это процесс, который рано или поздно затрагивает любое государство. Всеобъемлющий промышленный переворот в России начался только в конце XIX века.

Промышленная оттепель в России: причины, предпосылки, факторы отставания

Начало промышленного переворота в России и сегодня остается спорным вопросом. Существует несколько мнений относительно начала этого исторического процесса.

Историк-экономист Станислав Густавович Струмилин первым назвал хронологию модернизации промышленности России. Он обозначил ее в рамках 1830-1860 годов.

Современная историография считает более обоснованным временной период с 1850 по 1880 год.

Предпосылки переворота:

  1. Научно-технический прогресс - изобретение паровых двигателей, станков и машин, минимизирующих ручной труд.
  2. Постепенное внедрение капиталистических отношений — использование вольнонаемных рабочих, накопление капитала.

Только к середине XIX века Россия стала переходить на капиталистические рельсы. Но существовало множество факторов, тормозивших промышленную революцию. Основным и самым весомым было крепостное право. Дешевизна крепостного труда обуславливала нежелание крупных промышленников внедрять новые технологии. Вольнонаемный труд был больше необходимостью, чем стремлением. Внутренний и внешний рынок был аморфен и малодинамичен. Государство стимулировало развитие производства. Аграрный сектор был неразвит, что, в свою очередь, сказывалось на динамике внутреннего национального рынка.

Несмотря на то что промышленный переворот в России начался гораздо позже, чем в странах Европы и США, он привел к инновационному типу экономического развития и формированию новых социальных прослоек населения.

Характерные черты промышленного переворота

Несмотря на существенное давление государства, промышленная революция стартовала, хоть и носила вялотекущий характер.

Отмена крепостного права в 1861 году обусловила формирование новых социальных классов - пролетариата и промышленной буржуазии. Вольнонаемные рабочие, в прошлом крепостные крестьяне, стремились в города, чтобы получить работу на крупных фабриках и заводах, хоть и за мизерную оплату труда. Огромные ресурсы государства и дешевая рабочая сила давали таким предприятиям многомиллионные прибыли, что как нельзя лучше способствовало развитию производства и относительной его индустриализации.

Правительство начинает принимать меры для активизации таких секторов экономики, как промышленность и торговля. Неоднократно повышались таможенные пошлины на сырье. Ввоз инновационного оборудования и вывоз готовой продукции поощрялся.

С 1861 года лидерами в промышленности стали такие отрасли, как:

  • угольная добыча;
  • металлургия;
  • судостроение;
  • строительство железных дорог;
  • легкая промышленность: текстильная и хлопчатобумажная отрасли.

Банковская и кредитная сфера после длительного упадка вошла в позитивное русло. Было создано более 40 банков, более 200 страховых и кредитных предприятий. К тому же вклады государственных банков в экономику увеличились в несколько раз. В таких благоприятных условиях начинается интенсивный приток иностранного капитала.

Реформирование России

Начало промышленного переворота в России историки связывают не только с ликвидацией крепостничества, но и с повсеместным реформированием государства.

  • Финансовая реформа 1860 года - создание государственного банка.
  • Налоговая реформа, 1863 год - введение единой системы акцизов и патентов.
  • Земская реформа 1864 года - активизация кустарного промысла за счет организации артелей.
  • «Положение о пошлинах на право торговли и промыслы» привело к уравниванию сословий в возможности заниматься частным предпринимательством.

Этапы промышленной революции

Промышленный переворот в России начался в середине XIX века и проходил в три этапа:

1861-1881 гг. зарождение капитализма, реформирование государства, скачок отраслей легкой и тяжелой промышленности.

80-90-е годы XIX века - пик промышленной «весны».

1890-е годы XIX века - 1905 гг. - кризис капитализма, социальной и экономической жизни, завершение промышленного переворота в России.

Итоги промышленного "бума"

Промышленный переворот в России начался в середине XIX века, вывел крепостное государство с отсталой экономикой на новый этап развития. Россия вступила во всемирно-исторический процесс, приведший к скачку не только в экономике, промышленности, социальной сфере, но и значительно изменил мировоззрение народонаселения государства. Формирование капиталистических отношений в той или иной мере привело к революции, свержению монархии как одного из пережитков старой системы.

Тем не менее промышленная «весна» в крепостном государстве имела свою специфику. Особенности промышленного переворота в России заключались в ее «молниеносных» темпах. В монархическом государстве переход к машинному типу производства не сопровождался переходом к индустриальному или агроиндустриальному типу экономики. Несмотря на произошедший скачок в промышленности, он не привел к быстрому развитию машиностроения.

В конце XVIII – начале XIX вв. самой важной тенденцией в развитии стран Запада становится ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ и завершение формирования индустриального общества.

Модернизация. Типы модернизации. Промышленный переворот как завершающая стадия модернизации.

Промышленная революция (промышленный переворот , Великая индустриальная революция ) - это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное.

Признаки промышленной революции:

Переход к машинному производству и к новой организации труда – фабрикам и заводам (вместо мануфактур и цехов)

Развитие транспорта и дорог: …

Завершение социальной транформации – формировании новых крупных социальных групп – классов … +

Новые формы организации промышленности, которые диктовались применением машин и возросшими объемами производства: на смену мануфактурам приходят фабрики и заводы.

В культурно-идеологической сфере промышленное общество порождает новую форму политической культуры – идеологии: консерватизм, либерализм, социал-демократию и другие (о них поговорим отдельно).

Промышленная революция начинается в Англии во второй половине XVIII в. Поэтому необходимо обратиться к английским условиям. Здесь уже начиная с XVI в., а особенно в XVII – начале XVIII вв. были созданы благоприятные условия для экономического развития.

1) политика протекционизма

2) борьба с монополиями и обеспечение реальной свободы предпринимательства

3) развитие торговли, благоприятные условия для торговли

4) формирование независимой и эффективной судебной системы, которая обеспечивала защиту частной собственности, предпринимательства, торговли

5) огораживания ----- освобождение рабочих рук, развитие наёмнического труда + новый тип хозяйствования, развития фермерского хозяйства, работа на рынок – уже с XVI в. в Англии начинает сельское хозяйство ориентироваться на рынок, хохяйства укрупняются, применяются нововведения.- последствия особых отношений в с х, не характерных для континентальной Европы.



6) развитие финансового рынка, низкий ссудный процент – способствовало развитию предпринимательства

7) Неэкономические причины: Английская революция середины XVII в., которая устранила препятствия для роста рыночных отношений и открыла путь мощному развитию производства в стране (отмена рыцарского держания, выход на арену «среднего класса», начало формирования гражданского общества, ликвидация остатков раздробленности и формирование общеанглийского рынка и английской нации)

Как следствие наблюдаем:

Быстрый рост английской промышленности в первой половине XVIII в.

Чулочно-вязальная, обработка шерсти и производство сукна, шелк и шелковые изделия -

В XVII-XVIII вв. мелкое товарное производство все более уступает свое место мануфактуре ; наибольших успехов рассеянная мануфактура достигла в изготовлении шерстяных, полотняных и шелковых тканей, но широко были распространены также централизованные железоделательные, писчебумажные, стекольные и другие мануфактуры.

Чем отличается рассеянная мануфактура от централизованной??

В середине XVIII в. растет значение и количество английских колоний . Внутренний рынок Англии не мог поглотить быстро растущую продукцию ее промышленности, и поэтому колонии начинали приобретать значение как рынок сбыта для английских товаров. Одновременно возрастало значение колоний как поставщика некоторых важных продуктов - сахара, табака и др. Перепродажа этих товаров на рынках Европы давала огромные прибыли. В середине XVIII в. Англия отвоевала у Франции Канаду и значительную часть её индийских владений. Следствие: стала крупнейшей колониальной державой.

Таким образом, в Англии, а потом и в континентальной Европе формируются признаки индустриального общества.

Индустриальное общество - это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции.

Как мы сказали, главный признак промышленного переворота и формирование индустриального общества – появление машин , т.е. производственных механизмов, которые заменяют ручной труд.

Первые машины. Развитие машинного производства.

Изобретения, преобразовавшие весь строй производства, начались с хлопчатобумажного производства (меньше всего регламентации ). Начиная с начала XVIII в . здесь было сделано несколько усовершенствований , которые значительно увеличили производительность труда.

В 1738 г. была создана машина Акрайта, прявшая нить без участия человеческих рук. Но Аркрайт не был изобретателем, он был предпринимателем и удачно применил изобретение в своем предприятии. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби начала работать прядильная фабрика Аркрайта; машины приводились в движение водяным колесом. В 1779 г. здесь работало уже 300 человек, а водяное колесо приводило в движение тысячу веретен. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет - 150 прядильных фабрик, созданных по образцу предприятий Аркрайта.

В дальнейшем технические изобретения и усовершенствования распространились и на другие отрасли промышленности - на производство шерстяных тканей, на обработку льна и т. д. Изобретения и усовершенствования быстро следовали одно за другим: они явились ответом на задачи, которые ставились растущим фабричным производством.

Однако многие исследователи по традиции связывают начало промышленного переворота с «прялкой Дженни» - механической прялкой. Названа в честь дочери прядильщика,благодаря которой было сделано изобретение.

Однажды дочь английского ткача Харгривса, Дженни, нечаянно опрокинула прялку, однако колесо ее продолжало вертеться, а веретено продолжало прясть пряжу, хотя находилось в вертикальном, а не в горизонтальном положении. Харгривс немедленно использовал это наблюдение и построил в 1764 году машину с восемью вертикальными веретенами и одним колесом. Машину он назвал "Дженни" по имени своей дочери. Она не принесла своему создателю не денег, ни счастья. Напротив, изобретение Харгривса вызвало бурю негодования у прядильщиков - они предвидели, что машина лишит их работы. Ватага возбужденных людей ворвалась однажды в дом Харгривса и разрушила машину. Сам изобретатель и его жена едва успели избежать расправы. Но это, конечно, не могло остановить распространения машинного прядения - буквально через несколько лет "Дженни" пользовались тысячи мастеров. Вытяжной пресс Харгривса, по существу, заменил руку рабочего, стало возможным обслуживание нескольких веретен одним рабочим. Машина Харгривса, несмотря на несовершенство конструкции, способствовала мощному подъему производства в Англии

В 1810 г. Наполеон Бонапарт, стремясь наладить во Франции производство льняных тканей, объявил конкурс на лучшее устройство льнопрядильных машин. Однако даже французские льнопрядильные машины, как и машины других конструкторов, с 1814 г. особенно широко распространяются в Англии, от конкуренции с которой Наполеон хотел оградить французскую промышленность».

На основе сделанных изобретений стало возможным открытие нового источника механической силы - паровой машины Джемса Уатта . Опять же в Англии, где созрели условия для фабричного производства, паровая машина вскоре нашла себе применение.

Появление паровой машины имело громадные последствия для развития фабричного производства, позволяя увеличить его масштабы. Кроме того, паровая машина устранила зависимость фабрики от энергии падающей воды, т. е. от рек, и таким образом обеспечила распространение фабрик по стране, огромный рост фабричных городов .

Хотя вообщн, первым применённым на производстве паровым двигателем была «пожарная установка», сконструированная английским военным инженером Томасом Севери в 1698 году. На своё устройство Севери в 1698 году получил патент. Так как это устройство можно было использовать как для вращения колёс водяной мельницы, так и для откачки воды из шахт изобретатель назвал его «другом рудокопа».

Затем английский кузнец Томас Ньюкомен в 1712 году продемонстрировал свой «атмосферный двигатель». Это был усовершенствованный паровой двигатель, в котором Ньюкомен существенно снизил рабочее давление пара. Первым применением двигателя Ньюкомена была откачка воды из глубокой шахты. Именно двигатель Ньюкомена стал первым паровым двигателем, получившим широкое практическое применение, и с ним тоже иногда связывают начало промышленной революции в Англии.

Вскоре паровые двигатели стали применятся и на транспорте, что стало основой настоящей «ТРАНСПОРТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»,

Паровоз

Первым, кто сумел сделать катящуюся по рельсам паровую повозку, стал талантливый английский инженер Ричард Тревитик, который уже к концу XVIII века был известным из-за создания лёгких, но мощных паровых котлов. Самый первый паровоз был создан им в конце 1803 года, однако официальным годом рождения паровоза считается 1804, когда Тревитик получил патент на изобретение. В 1808 году Тревитик создаёт новый паровоз, который начал использовать на кольцевой железной дороге-аттракционе «Поймай меня, кто сможет ».

В 1811 году предпринимается попытка применения паровоза для вождения вагонеток с углём (во время наполеоновских войн возросла стоимость лошадей, следственно, поиск новых видов тяги), но лёгкий паровоз не смог потянуть тяжёлый состав, а стал боксовать на месте. Посчитали, что сгладкими колесами не тянет и сделали сначала зубчатыми, однако уже в следующем году под создаётся паровоз «Пыхтящий Билли», который водил поезда лишь за счёт силы сцепления гладких колёс с гладкими рельсами, тем самым разрушая ложную теорию. Паровоз был неуклюж и медлителен, но многие инженеры усмотрели в нём серьёзную конкуренцию лошадям. Среди них был и мало кому тогда ещё известный машинный мастер Джордж Стефенсон, который уже в 1814 году построил свой первый паровоз, и именно он впоследствии станет известен прежде всего как паровозо­строитель и активный сторонник применения железных дорог.

27 сентября 1825 года в Великобритании открывается первая в мире общественная железная дорога.

Пароход

Паровой двигатель почти в те же годы стал применятся и на море. Создателем первого парохода считается Роберт Фултон. В 1807 году он построил корабль с гребным колесом «Клермонт», который совершал рейсы по реке Гудзон со скоростью 9 км/ч. В 1819 году американское судно с гребными колёсами "Саванна" впервые пересекло Атлантический океан, однако большую часть пути корабль прошёл под парусами, которые ещё долго сохранялись на пароходах в качестве вспомогательного движителя. Лишь в 1838 году английский пароход «Сириус» впервые пересёк Атлантический океан без использования парусов.

б) Как мы сказали в начале, промышленный переворот сопровождается оформлением новой социальной структуры, усилением мобильности (развитие наемнического труда, формирование промышленного пролетариата, вовлечение женщин и детей, благодаря применению машин, новая аристократия – денежная, незнатного происхождения, купившая земли и титулы, пришедшая к власти вместе с буржуа-предпринимателями в результате разных переворотов и революций и наконец начало формирование среднего класса благодаря развитию рыночных отношений, класса мелких и средних собственников, торговцев),

идет урбанизация --- рост промышленности --- рост городов, мобильность

Миграционные процессы. В поисках работы, лучших заработков, безопасности люди покидали родные места и уезжали в другие города и страны. Пожалуй, самый мощный поток переселенцев возник в XIX в., и основная их масса направлялась в США. Происходил процесс «отречения от Европы». В странах Старого Света, в далеких славянских и сицилийских деревнях люди рассказывали друг другу миф об Америке как о стране несказанных богатств, «где каждый ходит в кружевах по мостовым из чистого золота».Сначала уезжали из Англии, Германии и Скандинавских стран. В последней трети XIX в. поток эмигрантов двинулся из стран Южной и Восточной Европы. Ехали в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, но большинство эмигрантов направлялись в США.

Промышленный переворот – это переход от ручного производства к машинному, сопровождаемый изменениями во всех сферах жизни общества. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII векаи продолжался в течениеXIX века. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждениекапитализмав качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Причины и предпосылки промышленного переворота.

В различных странах промышленный переворот имеет немало особенностей, однако промышленный переворот в Англии во многом задаёт ту последовательность событий, которую мы видим впоследствии и в других странах.

Необходимость организовать массовое производство возникала в тех сферах, где был самый сильный спрос: в текстильной промышленности, в металлургии, в изготовлении тканей из хлопка. Этот спрос, прежде всего, создавала деревня: в течение XVI-XVII вв. увеличение населения вызывало рост цен на продовольствие. Аграрная революция позволила увеличить объём продукции сельского хозяйства. В деревню пошли деньги, которые всё чаще стали использоваться не традиционными способами (для покупки земли, аноблирования, на личное потребление, накопления и т.д.), а для перестройки домов и для приобретение промышленных изделий: одежды, орудий труда, домашней утвари и предметов обстановки. Это и создавало растущий спрос на продукцию промышленности.

Одновременно происходило высвобождение рук в сельском хозяйстве, благодаря лишению крестьян земли. В XVII в. «огораживания» ещё сравнительно редки, в основном землевладельцы оперируют тем взносом, который крестьяне должны были уплатить за продление срока держания (т.е. «вступной платёж» или «файн»). Увеличивая файн в десятки раз и нарушая тем самым традицию, землевладельцы вынуждали крестьян отказываться от держаний и уходить с земли. Впоследствии стремительно вырастает и число огораживаний, в XVIII в. они нередко производятся не добровольно, а насильно, по парламентским актам. Это создавало большой резерв рабочей силы.

К середине XVIII в. стало понятно, что сельское хозяйство уже не приносит былых доходов, тогда как производить промышленные товары, напротив, стало очень выгодно, поскольку спрос не успевал за предложением. Так землевладельцы стали вкладывать деньги в строительство фабрик.

Нередко можно встретить утверждение о том, что деньги на промышленный переворот поступали в основном из английской внешней торговли, однако исследованиями последних десятилетий это не подтверждается.

Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

В период XVII векаАнглия начала обгонять мирового лидераГолландиюпо темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К серединеXVIII векаАнглия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития - крупное машинное производство.

Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.

Cоциальные последствия

Урбанизация и перемены в социальной структуре

Быстро развивающаяся промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых рабочих мест. В то же время появление дешевых промышленных товаров вело к разорению мелких производителей и разорившиеся ремесленникистановились наемными рабочими. Но главным источником пополнения армии наемных рабочих стали обнищавшие крестьяне, которые переселялись в города. Только с 1880 по 1914 год 60 млн европейцев переселились из деревень в города. Быстрый рост го­родского населения и внутренняя миграция в XIX веке стали практически повсеместно массовым явлением в Европе. Быстрая урбанизация и рост числа наемных рабочих чрезвычайно обострили со­циальные проблемы. Пока центры фабричного производства были относитель­но небольшими, городской житель мог в дополнение к заработку на фабрике обра­батывать огород, а в случае потери работы наняться на ферму. Но с ростом городов таких возможностей становилось все меньше. Мигрировавшим в города крестьянам приходилось с трудом приспосабливаться к непривычным условиям городского быта. Как заметилФ. Бродель, «жить в городе, лишиться традиционной поддержки огорода, молока, яиц, пти­цы, работать в огромных помещениях, терпеть малоприятный надзор мастеров, повиноваться, не быть более свободным в своих передвижениях, принять твер­до установленные часы работы - все это в ближайшем будущем станет тяжким испытанием».

На протяжении XIX - начала XX века жилищные условия большинства наемных рабочих не отвечали элементарным санитарно-гигиениче­ским требованиям. В большинстве случаев их жилища были перенаселены. Была также распространена «сдача коек постояльцам», практиковавшаяся семьями, сни­мавшими квартиры. В Лондоневстречались объявления о сдаче части комнаты, причем мужчина, работавший днем, и девушка, работавшая прислугой в гостинице ночью, должны были пользоваться одной постелью. Современники в середине XIX века писали, что вЛиверпуле«от 35 до 40 тысяч насе­ления живет ниже уровня почвы - в погребах, не имеющих вовсе стока…».

До изобретения газового освещенияпродолжительность рабочего дня на предприятиях зависела от естественного освещения, но с появлением газо­вых горелок фабрики получили возможность работать в ночное время. Во Франции многие бумагопрядильные фабрики в 1840-х годах установили рабочий день в пределах 13,5-15 часов, из которых на отдых выделялось по получасу три раза за смену. На английских фабриках в 1820-1840-х годах рабочий день за вычетом трех перерывов для приема пищи (1 час на обед и по 20-30 минут на завтрак и ужин) длился 12-13 часов. Распространенной становилась работа по вос­кресным дням.

В промышленности начал массово использоваться женский труд и впервые в истории множество женщин начало трудиться вне дома. При этом на текстильных фабриках мужчины работали надзирателями и квалифициро­ванными механиками, а женщины обслуживали прядильные и ткацкие стан­ки и получали меньшую зарплату, чем мужчины. Внедрение машин позволяло использовать элементарно обученных, малоквалифицированных работников и поэтому по­всеместным явлением также стал дешевый детский труд. В 1839 году 46 % фабричных рабочих Великобритании не достигли 18-летнего возраста. Официально признавалось: «Быва­ют случаи, что дети начинают работать с 4-х лет, иногда с 5, 6, 7 и 8 лет в рудниках».

Социальные протесты, про­снувшееся чувство «социального стыда» за бедствия трудящихся, стремле­ние уменьшить политическую нестабильность заставляли политиков выступать в поддержку разработки социальных программ для неимущих, государственного регулирования отношений между трудом и капиталом/

В целом уровень жизни населения в результате промышленной революции вырос. Улучшение качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживанияпривело к значительному роступродолжительности жизнии падениюсмертности. Произошелдемографический взрыв. За 13 веков (с VI по XIX век) европейской истории население континента никогда не превышало 180 млн человек. За один только XIX век (с 1801 по 1914 годы) число европейцев возросло до 460 млн человек.

По мнению исследователей Н.Розенберга и Л.Бирдцелла, «промышленная революция обозначила начало драматического периода улучшения в материальном положении западноевропейских и американских обществ, которое коснулось всех и каждого», а «романтическое представление о благополучной жизни работников в доиндустриальной Европе можно отвергнуть как чистую фантазию».

Образование

Знания об инновациях распространялись разными путями. Работники, получившие квалификацию у одного нанимателя, могли затем перейти к другому. Такой способ повышения квалификации был весьма распространенным, в некоторых странах, таких как Франция и Швеция, отправлять работников на стажировку за границу даже было государственной политикой. Стажеры, как и сейчас, обычно вели записи о своих работах, дошедшие до наших дней как памятники эпохи.

Другим способом распространения знаний были философские общества и кружки, члены которых, в частности, изучали «натуральную философию», как тогда называлиестественные наукии ее практические приложения. Некоторые общества публиковали отчеты о своей деятельности, на основе которых позже возниклинаучные журналыи прочие периодические издания, в том числеэнциклопедии.

Средневековые университетыв ходе промышленной революции также изменились, а их образовательные стандарты приблизились к современным. Кроме того, появились новые высшие учебные заведения, в частности, политехнические и специализированные институты и академии.

Промышленный переворот в Англии

Промышленный переворот начался в Англии в последней трети XVIII в. В течение нескольких десятилетий в хлопчатобумажной промышленности одно изобретение следовало за другим, и весь процесс производства в этой отрасли был перестроен на основе внедрения машин. Постепенно переворот распространился на другие отрасли легкой, а затем и тяжелой промышленности, начался повсеместный переход от мануфактуры к крупному машинному производству.

Громадное значение имело распространение универсального двигателя - паровой машины. Для производства новых средств производства требовалось большое количество металла. Производство железа и стали, добыча каменного угля возрастали быстрыми темпами. С переходом к крупному машинному производству была создана соответствующая потребностям капиталистического способа производства материально-техническая база. Крупная промышленность заняла господствующее положение в народном хозяйстве Англии.

Важнейшим последствием промышленного переворота было образование класса промышленного пролетариата. Резко усилилась эксплуатация рабочих, антагонистический характер отношений между основными классами капиталистического общества - буржуазией и рабочим классом - выступил с невиданной ранее ясностью. Для буржуазии новые производительные силы стали источником громадного обогащения, положение же рабочих резко ухудшилось.

В период промышленного переворота в Англии сложилось новое размещение производительных сил, увеличилось городское население за счет сельского, возникли крупные фабричные города. Концентрация рабочих в городах окончательно порвала их связь с землей, на крупных фабричных предприятиях не осталось и следа от патриархальных отношений между хозяином и рабочим. Мануфактура требовала от рабочего высокой квалификации, на фабриках в широких масштабах начал применяться труд необученных рабочих, женщин и детей. Непосредственным последствием распространения машин были удлинение рабочего дня, повышение интенсивности труда, понижение заработной платы. Массовый характер приобрела безработица.

В 1793 г. началась длительная война Англии с Францией. В связи с войной правительство неоднократно увеличивало налоги, систематически прибегало к займам для покрытия бюджетного дефицита. В 1797 г. Английский банк прекратил размен своих банкнот на золото, начались инфляция и быстрый рост цен. Это еще более ухудшило положение народных масс.

Чтобы после войны сохранить высокие цены на хлеб, правительство ограничило ввоз иностранного хлеба. Принятый в 1815 г. закон разрешал ввоз пшеницы только в том случае, когда цена на нее достигала высокого уровня - восемьдесят шиллингов за квартер. Хлебные законы были очень выгодны землевладельцам, но для трудящихся масс они означали новые лишения. Противником хлебных законов была и промышленная буржуазия, так как высокие цены на хлеб затрудняли снижение заработной платы. Несмотря на то, что противоположность между буржуазией и пролетариатом в эпоху промышленного переворота была уже ясно выражена, буржуазия еще не видела в пролетариате силы, угрожающей ее господству. Недовольство народных масс последствиями промышленного переворота буржуазия стремилась использовать для достижения своих целей в борьбе с лендлордами. Соотношение сил между классом землевладельцев и классом капиталистов изменилось в пользу последнего. Компромисс 1689 г., в соответствии с которым политическая власть оставалась в руках аристократии, не устраивал больше промышленную буржуазию, которая выдвинулась на первое место, оттеснив на второй план торговую и банковскую буржуазию.

Раскрыв антагонистический характер отношений между рабочим классом и буржуазией, промышленный переворот одновременно обнажил и противоречия между интересами класса землевладельцев и буржуазии. Гораздо четче, чем раньше, выступили, разноречивые интересы промышленной, торговой и финансовой буржуазии.

Выступая против пережитков феодализма, буржуазия преследовала свои корыстные интересы, но так как остатки феодализма тормозили развитие производительных сил, борьба буржуазии носила прогрессивный характер. Важнейшим идейным оружием буржуазии в этой борьбе была экономическая теориям Рикардо.

Во Франции

Промышленный переворот начался во Франции в последние годы XVIII в. Его ускорила Великая французская революция. Была уничтожена цеховая система, получили признание принципы свободной торговли. Падение феодального режима облегчило миграцию крестьян. Возник рынок труда. В начале XIX в. улучшилось экономическое положение крестьянства. Сбыт промышленных товаров в деревне возрос. Наполеоновские походы расширили экспорт французских готовых изделий. Английская конкуренция вынудила ускорить механизацию производства. Использование английской техники облегчало переход к фабричной системе.

Во Франции были сделаны серьезные изобретения, в том числе в области химических технологий. Филиппом Жераром была изобретена льнопрядильная машина (1810), появился станок Жаккара для изготовления узорчатых шелковых тканей (1805).

Наиболее интенсивно промышленный переворот шел в 20-60 годы XIX в. Развивались фабричное текстильное производство, тяжелая промышленность, возрастала добыча каменного угля, производство чугуна, стали. В 40-50 годы XIX в. быстро увеличилось количество паровых машин. Важную роль в развитии экономики Франции сыграли железные дороги, первая из которых была построена в 1832 г.

До середины XIX в. по уровню экономического развития Франция относилась к числу самых крупных промышленных стран и стояла на втором месте после Англии. В период империи Наполеона III (1852-1870) во Франции возникали десятки акционерных обществ, учреждались различные банки, создавались компании по постройке железных дорог, доков, фабрик, заводов и других предприятий. Быстро развивалась горная и металлургическая промышленность, была построена широкая сеть железных дорог, протяженность которой в 1870 г. составила 17 924 км против 3685 км в 1851 г. Проходил процесс концентрации производства, особенно в металлургической промышленности. Более чем в 10 раз увеличилось число применяемых в промышленности паровых двигателей. За период с 1851 по 1871 г. сельское население уменьшилось на 1,7 млн человек, а городское население увеличилось на 2,1 млн человек.

В США

Промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности. Изобретение Уитни в 1793 году хлопкоочистительной машины совершило революцию в переработке хлопка, обеспечило изобилие сырья.

С 30-х годов XIX века промышленный переворот распространился на другие отрасли. Все активнее применялись машины и механизмы на основе использования европейского опыта, собственных изобретений. В 1803 г. появились паровые машины (в Англии – в 1811). В 1807 году Фултоном впервые в мире сооружен пароход, а в 1830 году – первая в США железная дорога.

Все это обусловило очень высокие темпы экономического роста: с 1827 по 1860 гг. объем промышленной продукции увеличился в 8 раз; общая сумма капиталов, вложенных в промышленность, возросла с 50 миллионов долларов в 1820 году до 1 миллиардов долларов в 1860 г.

В результате индустриализации северо-восточной части США превратились в промышленно развитую капиталистическую державу. Быстро росла их доля в мировом промышленном производстве: с 6% в 1820 г. до 15% в 1860 г. По объему промышленной продукции США вышли на четвертое место в мире.

Экспансия на Запад и его быстрое хозяйственное освоение требовали укрепления транспортных связей. В первой половине XIX в. произошла «революция» на транспорте: началось активное развитие речного транспорта, строительство каналов, морского и пассажирского флота, интенсивное железнодорожное строительство. В 1860 г. общая протяженность железных дорог составляла почти половину мировой их протяженности, что послужило стимулом для развития многих отраслей промышленности.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...