Индустриальное производство Урала во второй половине XIX века. Экономическая история урала введение


1. Предмет и задачи курса

2. Русская колонизация Урала в 12-15 веках

Объектом изучения данного курса: экономика Уральского региона

Уральский промышленный экономический регион начал складываться в 17 веке, как центр металлургического пр-ва России. И прошел в своем развитии ряд этапов: от мануфактурного пр-ва к фабрично-заводскому, стал ведущим промышленным регионом страны и в настоящее время сохраняет свою роль.

Предметом изучения , является основные направления и тенденции развития экономики Урала, в различные исторические периоды, ее составляющих, промышленности, с/х, торговли, транспорта и роль экономики Урала в экономике России.

Цель курса : изучение истории экономического развития Урала, одного из главных промышленных центров России в непосредственной взаимосвязи с экономикой страны в целом, как ее составной части.

Задачи курса : изучение становления и развития промышленности Урала, изучение и развитие с/х края, изучение торговли и транспортной системы региона.

Периоды экономической истории Урала:

    До индустриальный 16 - середина 19 века

    Индустриальный с середины 19 века по настоящее время

До прихода русских основная территория Урала, была заселена слабо. Население селилось преимущественно вдоль рек.

По рекам Печора и Вычелда жили зыряне

Север - Коми-пермяки

Вятка - Удмурты

Юг Урала - башкиры и татары

Восток - мханты и манси

Общее для этих народов, что до прихода русских они не имели своей государственности и своей письменности

Русская колонизация в 12 веке и началась она с северо-запада из новгородской земли.

С 1264 года включает Югру (северное Приуралье)

В 12 веке русские заселили поселения вдоль реки Вятки - Хлынов. Там сложилась вязкая земля - самостоятельное княжество.

Одновременно с Новгородцами колонизацию начали владимиро-суздальские князья. Они стремились установить контроль за волго-камским торговым путем.

В следствии 1222 году образовался город Великий Устюг.

С 14 века начинается московская колонизация края.

Шло соперничество между Москвой и Новгородом за Уральские земли, которая закончилась победой Москвы.

В 1480 году - Иван III объявил независимость Московское гос-ва от золотой орды.

1552 году - Иван Грозный взял Казань, присоединил земли казанского ханства и тем самым был открыт путь на Урал.

1556-1558 годах к русскому гос-ву присоединены земли башкир.

1558 году - земли удмуртов

Особое место в колонизации Урала занимает деятельность Строгановых.

1558 году братья Григорий и Яков Строгановы получили от Ивана Грозного во владение огромные территории по реке Каме и право расширять свое владение дальше на восток.

Строгановы наняли отряд казаков во главе с Ермаком и направили его на покорение Сибири.

1582 году Ермак разбил войска сибирского хана Кучума и так началось завоевание восточных склонов Урала.

В след за казаками шли регулярные стрелецкие войска, на завоеванных территориях они строили крепости (Тюмень, Тобольск, Пелым, Лозьвинск) - облагали налогами местное население и вслед за казаками в Сибирь переселялись крестьяне и ремесленники.

На южном Урале основную роль в освоении земель играла казачество. Казаки проникают в бассейн реки Яик (Урал). Потеснят наганских татар и тут складывается казаческая община (Уральск).

Основной формой освоения Урала являлось стихийная крестьянская община.

До конца 16 века основными путями связи через Урал в Сибирь были реки Печоры, Соби, Оби - путь был опасным, тяжелым и длинным.

Поэтому 1595 году был издан указ, проложить прямую сухопутную дорогу от Солекамска до верховий реки Туры (строил Артемий Бабинов). Дорога сократила путь в 8 раз и почти на 200 лет стала единственной дорогой соединяющей Сибирь с центром России.

1898 году на Бабиновской дороге был построен город-таможня Верхотурье.

В тоже время темпы этих изменений и в России, и на Урале имели региональную специфику, что отражалось в использовании передовых технологий, особенно в энергетике. Этому способствовали: развитие инвестиционной политики правительства с немалой долей региональных предпочтений, концентрация, укрупнение и специализация промышленных предприятий, развитие энергетической базы производства, освоение и внедрение новых видов энергии, создание современной транспортной инфраструктуры российских промышленных регионов, развитие профессионального образования и формирование слоя инженерно-технических кадров и квалифицированных рабочих, что в свою очередь отражалось на темпах и глубине процесса становления индустриального производства и общества.

Процесс индустриализации продуцирует общие и единообразные политические и культурные характеристики в тех обществах, которые до индустриализации могли иметь весьма различающиеся происхождение и социальные структуры. К наиболее явным признакам процесса становления индустриального производства относятся: укрупнение промышленного производства; специализация промышленного производства; технико-технологическое развитие промышленного производства (механизация, машинизация, внедрение новой техники и новых технологий); стандартизация «жизнедеятельности» промышленных предприятий (организация производства, управление производством, учет и контроль, обслуживание и обеспечение, кадры, охрана труда, экологическая безопасность и др.); подготовка инженерно-технических кадров для промышленных предприятий (на заводах и вне их).

Во второй половине XIX – начале XX вв. экономическое развитие России в целом и в частности характеризуется как раннеиндустриальная стадия. В данной стадии выделятся два этапа. Первый этап хронологически соотносится с 1860 – 1870 гг. Эти первые пореформенные десятилетия характеризовались медленным и неоднозначным выходом уральской горнозаводской промышленности из периода спада, длительного застоя и кризиса. Второй этап проходил в 1880 – 1890-е гг. В это время завершился промышленный переворот и произошел переход от мануфактурного к индустриальному производству.

Структура хозяйственно-экономической деятельности Уральского региона в исследуемый период складывалась на основе предприятий фабрично-заводской промышленности, которые в большинстве случаев являлись градообразующими или находились вблизи города. Это объясняет важную роль горнозаводской промышленности в социально-экономическом развитии Урала.

К началу XX в., при всей противоречивости и неоднозначности, на Урале происходили глубокие качественные изменения, крупные модернизационные процессы, проявившиеся в техническом переоснащении уральской промышленности, успехах машинной индустрии, внедрении новой техники и новых технологий, в обновлении техносферы, что стало основой базисных изменений в производственной и организационной структуре горнозаводской промышленности.

Формирование и развитие индустриального общества сопровождается прогрессирующим наступлением техносферы на биосферу. Возрастающее антропогенное воздействие на окружающую среду в результате технико-технологических преобразований выдвигает в ряд первостепенных задач человеческого общества проблему охраны окружающей среды. В России эти процессы стали проявляться и обсуждаться общественностью во второй половине XIX - начале XX вв. Подробный анализ и перспективы санитарно-врачебного дела на Урале в означенный период даны, в частности, в работах Л.Б. Бертенсона и Р.Н. Рума, о состоянии окружающей среды края писал Н.К. Чупин и другие.

Необходимость исследования симптомов осложнения экологической ситуации в России и на Урале в частности обоснована в работе Д.В. Гаврилова «Экологические проблемы Уральского горнопромышленного региона в конце XIX – начале XX веков». Становление на Урале индустриального производства на основе машинной техники, сопутствующие этому процессы (миграция населения, урбанизация и т.п.) и соответствующая трансформация местного общества (новые профессии, ценностные ориентации и т.п.) «существенно изменило взаимоотношения человеческого общества и природы, серьезно нарушив равновесие биосферных процессов».

Экологическое движение на Урале в конце XIX в. было представлено отдельными учеными, писателями, врачами, инженерами, общественными (земство, УОЛЕ, РГО и т.п.) и государственными деятелями, а также немногими государственными и краевыми комиссиями и экспедициями.

В их деятельности условно можно выделить три основных направления. Во-первых, это санитарно-гигиенические обследования состояния территорий и помещений уральских заводов и заводских поселений, мероприятия по профессиональной гигиене. Во-вторых, это охрана труда и здоровья горнозаводских рабочих и служащих, включающая комплексы мероприятий по их защите от возможных повреждений в производственной деятельности, проведение медицинских осмотров, обеспеченность санитарно-врачебными кадрами и учреждениями, а так же организация статистики несчастных случаев и смертности рабочих и служащих «в связи с причинными моментами». И как отмечает Г.В.Калугина: «Почти полное отсутствие в горнозаводской промышленности Урала мер охраны труда приводило к серьезным увечьям и даже смертельным травмам». В-третьих, это изучение воздействия промышленных и хозяйственных объектов на природу и человека и обратное воздействие видоизмененной природной среды на работу уральских горных заводов. Причины расстройства уральских лесов Н.К.Чупин видел в «отсутствии текущего, правильного учета», в «совершенной бесхозяйственности», в «недостатках лесополицейских средств» и в «неверности начал, на коих основан расчет о норме лесопроизводства».

В качестве источников изучения данных направлений использовались годовые отчеты горных начальников уральских заводов, отчеты комиссий и экспедиций по обследованию заводов региона, публикации в периодической печати Урала, отдельные монографии. Несмотря на то, что четкого выделения критериев оценки экологической ситуации в крае в конце XIX в. еще не было, следует отметить, что стали проявляться универсальные тенденции в разработке особых, специальных стандартов. Стандартизация как составляющий элемент процесса становления индустриального производства применялась как к составлению годовых отчетов горнозаводских начальников, так и к программам обследования правительственными и местными комиссиями заводских производств и поселений Урала по санитарно-гигиеническому состоянию. Сопоставление документов и публикаций рубежа XIX – XX вв. и конца XX в. свидетельствует о схожести проблем охраны окружающей среды региона: истощение лесов, загрязнение рек, озер, воздушного пространства и т.д. Это является еще одним подтверждением важности и необходимости исследования данных проблем.

Техническое перевооружение горнозаводской промышленности делало необходимым и стимулировало приток инженеров на производство. В 80-е – 90-е гг. XIX в. российское правительство активно содействовало техническому изобретательству и участию промышленных предприятий в международных выставках. За участие в международных промышленных выставках российские инженеры удостаивались почетного звания «коммерции-советника». Государство способствовало организации научных и технических обществ («Общество для содействия русской промышленности и торговле», «Императорское русское техническое общество» и др.).

Процесс индустриализации края требовал развития системы образовательной и профессиональной подготовки горнозаводского населения. По изданному в 1872 г. Указу, стали открываться шестилетние реальные училища с большой долей профессиональной подготовки для нужд промышленности. С 1888 г. училища были преобразованы в средние учебные заведения с правом поступления окончивших их в высшие технические и сельскохозяйственные институты.

К началу XX в. на Урале сложилась сеть профессиональных учебных заведений: школы ремесленного ученичества, технические училища, горные училища и т.д. В 1882 г. на Юговском заводе было открыто ремесленное отделение при училище. В 90-е гг. XIX в. начали действовать горнотехнические училища на Миасском, Воткинском и других заводах, профессиональное училище в Златоусте.

Часть школ и училищ на Урале существовала за счет владельцев заводов и земств. В отчете по Южно-Верхотурскому горному округу за 1901 г. сообщалось, что «в Нижнетагильском заводе имеется горнозаводское училище, содержимое за счет владельцев завода наследников Демидова. Цель этого училища доставить для своих заводов молодых людей со специальной подготовкой к горнозаводскому делу». Важным моментом для привлечения к профессиональному образованию становилось то, что выпускники технических училищ уравнивались в правах с другими молодыми специалистами. После защиты дипломной работы при поступлении на государственную службу они получали 10 – 12 чин.

На уральские заводы и рудники стали направляться студенты 5-го курса Горного института (С-Петербург) для практических занятий и «к осмотру этих заводов». Инженерно-технические работники заводов, округов и горного управления края привлекались для организации учебных процессов в профессиональных учебных заведениях. Маркшейдер Уральского горного управления Шурупов Н.С. был командирован в 1903 г. на Пермские пушечные заводы «для ознакомления с производством тигельной стали и описания такового в издаваемом учебнике для Уральского горного училища».

Основными формами организации, координации и содействия новаторской инженерно-технической деятельности на Урале в ретроспективный период были, во-первых, Пермское отделение Русского Технического Общества (РТО), начавшее работать в 1891 г., во-вторых, заседания Горного Совета, где решались законодательные, технические и строительные вопросы, в-третьих, съезды горнопромышленников Уральской горной области.

Целями создания Пермского отделения РТО было содействие техническому развитию промышленности Урала, распространение теоретических и практических знаний в периодических и других изданиях, распространение технического образования, устройство выставок, учреждение библиотек, химических лабораторий и т.д. Таким образом, за основу были взяты положения Устава РТО. Обоснованием такой деятельности на Урале могут послужить слова из объяснительной записки об учреждении РТО: «Для наших ученых техников, техническая наука существует как бы сама по себе, …, а наши производители практики, в производстве своем, держатся стародавней рутины и, незнакомые с успехами науки, не могут пользоваться ими на деле».

С 1865 г. стал издаваться Технический сборник – журнал открытий, изобретений и усовершенствований по всем отраслям промышленности. В нем печатались тексты, чертежи и рисунки. В задачи журнала входило «знакомить техников и промышленников с новостями по различным отраслям знаний, в применении их к фабричным и заводским производствам, к железным дорогам, пароходству и кораблестроению, к сельскому и домашнему хозяйствам, к искусствам, ремеслам и прочему».

В конце 90-х гг. XIX в. министром земледелия и государственных имуществ было утверждено Положение о съездах горнопромышленников Уральской горной области. Съезды должны были созываться ежегодно в Екатеринбурге с целью «обсуждения вопросов, касающихся интересов и нужд горной промышленности, по утвержденным каждый раз министром земледелия и государственных имуществ программам».

Активизация процесса индустриализации Урала отразилась на социальной мобильности инженерно-технических работников горнозаводской промышленности. Стали изменяться их социальный состав, образовательный уровень, профессиональный статус, масштабы и виды деятельности, участие в государственной и общественной жизни. К началу XX в. численность инженерно-технического персонала уральских заводов увеличилась примерно до 4 тыс. чел. Его доля в составе всей рабочей силы региона не превышала 1,5%. Относительно невысокие темпы увеличения численного и долевого состава инженерно-технических кадров в какой-то мере сказались на повышение их качественного уровня, т.е. образованности, квалификации и профессионализме.

В целом стадия становления индустриального производства для Урала характеризовалась структурными изменениями в социально-экономической и производственной (технико-технологической) сферах региона, формирование которых с древнейших времен происходило под влиянием климатических, географических, хозяйственно-экономических, политических и культурно-исторических факторов.

Дмитриев А.В. Основные направления развития экономики Урала в пореформенный период (1861 – 1900 гг.) / А.В. Дмитриев. / Промышленность и рабочие Урала в период капитализма (1861 – 1917 гг.): Сб. науч. трудов. Свердловск: УрО АН СССР, 1991. С. 15.
Гаврилов Д.В. Модернизационный взлет Урала в конце XIX – начале XX вв. / Д.В. Гаврилов. / Модернизационные процессы в металлургии Урала XVII – XXI вв. Коллективная монография. Предисл. акад. РАН В.В. Алексеева. Екатеринбург, 2005. С. 40.
Бертенсон Л.Б. Санитарно-врачебное дело на горных заводах и промыслах Урала. Спб., 1892
Рума Р.Н. Материалы для санитарного описания Пермской губернии. Пермь, 1885. Вып. 1
ГАСО. Ф. 129. Оп. 1. Д. 210. Л. 4 – 46
Гаврилов Д.В. Экологические проблемы Уральского горнопромышленного региона в конце XIX – начале XX вв. // Промышленность Урала в период капитализма: социально-экономические и экологические проблемы: Сб. науч. трудов. Екатеринбург: УрО АН СССР, 1992
Там же, С.90
При некоторых оговорках позволительно использовать современную терминологию
Рума Р.Н. Указ. соч. С.3
Калугина Г.В. Условия труда рабочих горнозаводской промышленности Урала конца XIX - начала XX вв.//Социально-экономическое и правовое положение рабочих Урала в период капитализма (1861-1917 гг.): Сб. науч. трудов. Свердловск: УрО АН СССР, 1990. С.19
ГАСО. Ф. 129. Оп. 1. Д. 210. Л. 38
История Урала в период капитализма. М.: Наука, 1990. С.201
ГАСО. Ф.24. Оп.17. Д.88
Там же. Оп.16. Д.616
Там же. Оп.18. Д.4311
Там же. Д.3589
Там же. Оп.19. Д.536. Л.120
Там же. Оп.18. Д.3408. Л.1
Там же. Оп.19. Д.549. Л.5
Об учреждении Русского Технического Общества / Горный журнал. 1865. №5. С.306
Раздел объявлений. /Горный журнал. 1867. №1. С.19-20
Свод постановлений о горнопромышленности. СПб., 1904. С.176
Дашкевич Л.А., Корсунова С.Я. Техническая интеллигенция горнозаводского Урала. XIX век. /Ученые записки Свердловского областного краеведческого музея. Т.2. Екатеринбург, 1997. С.199

Металлургические промыслы на Урале, имевшем богатейшие запасы разных руд, существовали с глубокой древности. В XVII веке в регионе возникло несколько небольших железоделательных заводов, где железо плавилось в сыродутных горнах и проковывалось вручную. Подлинным же началом современной уральской металлургии стало строительство в первой четверти XVIII века при Петре I, большой группы крупных доменных и молотовых заводов, действовавших с помощью водяных двигателей.
В течение трех последующих столетий металлургия была ведущей отраслью экономики Уральского региона, принесла ему мировую славу, способствовала превращению его в «опорный край державы».
За 300 лет на Урале построено более 300 металлургических заводов, многие из которых существуют и действуют в настоящее время.
Под впечатлением телевизионно-литературного проекта «Хребет России» и сведений, почерпнутых из литературы и интернета, были предприняты поездки на ряд старых металлургических заводов, расположенных в Свердловской и Челябинской областях.
Далее – небольшие рассазы и фото заводов, расположенных в порядке по дате посещения. На тех объектах, про которые уже выложены отчеты, подробно останавливаться подробно не буду. Итак:
1. Билимбаевский чугуноплавильный завод Строгановых . Свердловская область. (22 мая 2010), отчет о походе:
Билимбаевский завод, пущенный в 1734 году, располагается на речке Билимбаихе в 61 километре от Екатеринбурга. Производство чугуна на нем было окончательно прекращено лишь в 1973 году. В настоящее время корпуса завода частично разрушены, в бывшем главном цехе располагается небольшое производство пиломатериалов.
Завод в XIX веке:

В настоящее время:



2. Сысертский завод (30 мая 2010). Свердловская область. отчет о походе:
Сысертский (Нижне-Сысертский) чугуноплавильный и железоделательный завод был построенн в 1732 году на реке Сысерть. В последнее время там располагались механические мастерские. В целом корпуса завода сохранились в удовлетворительном состоянии. Территория является частной собственностью, охраняется Вневедомственной охраной.
Завод в XIX веке:

В настоящее время:



3. Верхнеуфалейский (до 1818 - Уфалейский ) чугуноплавильный и железоделательный завод (6 июня 2010). Челябинская область.
Завод в Верхнем Уфалее, один из старейших на Южном Урале, был основан тульскими купцами братьями Мосоловыми в 1761 году. До недавнего времени он представлял собой площадку с полуразрушенными корпусами.
Фото 1907 года:

Фото середины XX века:
В бывшем доменном корпусе располагались два разных цеха Уфалейского завода по ремонту металлургического оборудования, они функционировали до конца 80-х годов, после чего здание опустело. В середине 90-х завод в Верхнем Уфалее пережил банкротство, сменил собственника и название, но сохранил машиностроительный профиль и на данный момент успешно функционирует. Однако исторические здания оказались невостребованными и были вынесены за территорию завода.
Направляясь туда, рассчитывал увидеть разрушенные и заброшенные корпуса. Но, к удивлению, были обнаружены рабочие, ведущие строительные работы, а в некоторых проемах бывшего доменного цеха – установленные пластиковые окна, что выглядит довольно нелепо, учитывая аварийное состояние здания. Попытки поговорить со строителями успеха не принесли.
Корпус бывшего доменного цеха в настоящее время:


Дикий архитектурный фьюжн:

За аркой во дворе – вагончик сумрачных молчаливых строителей:

4. Верх-Сысертский железоделательный завод (17 июля 2010). Свердловская область.
Верх-Сысертский завод был основан в 1849 году недалеко от Сысертского завода. Но завод действовал недолго, до 1901 года.
В настоящее время частично сохранились два корпуса – здание газогенераторного цеха и здание цеха у плотины.


Вид с плотины Верхне-Сысертского пруда:
5. Староуткинский чугуноплавильный и железоделательный завод (4 сентября 2010). Свердловская область. отчет о походе:
Староуткинский завод, стоящий на реке Утка, недалеко от места ее впадения в реку Чусовую, был одним из многочисленных металлургических заводов, основанных А. Н. Демидовым. Завод был пущен в эксплуатацию 1 сентября 1729 года. Он был первым в бассейне р. Чусовая предприятием с полным в то время металлургическим циклом: с доменным и передельным (молотовым) производством.
В настоящее время большей частью разрушен, на 09.2010 сохранилась железная печь ваграночного типа, частично разрушенный корпус доменного цеха и ряд других зданий, а также рабочая плотина из лиственницы.


Все вышеописанные заводы частично или полностью сохранили корпуса постройки середины-конца XIX века. Но есть на Урале и более древние сооружения подобного типа. Далеко не все заводы сохранились, но какие-то следы от них осталось до настоящего времени. Продолжение следует.

На исходе 18 века зарубежные исследователи знакомили широкие инженерно-технические круги с величайшими в мире русскими доменными печами, действовавшими с отличными показателями. В 1800 году средняя годовая производительность уральской домны составляла около 90 тысяч, а английской - 65 тысяч пудов чугуна, но уже тогда уральским древесно-угольным стали противостоять английские доменные печи, работавшие на каменноугольном коксе. К исходу первой трети 19 века уральские домны давали в среднем 118 тысяч, а английские 115-145 тысяч пудов чугуна. В 1860 г. средняя годовая производительность доменной печи на Урале, где продолжали работать на древесном угле, составляла 137 тысяч пудов, а в Англии, где еще на исходе 18 века полностью перешли на каменноугольный кокс, - 426 тысяч пудов.

Горны у печей применялись по большей части открытые, то есть отсталые и неэкономичные по сравнению с действовавшими в эти годы за рубежом. Горячее дутье, получившее всеобщее распространение на зарубежных заводах, почти совсем отсутствовало. Получившим всеобщее распространение паровым молотам в России в это время противостояли слабосильные деревянные вододействующие молоты. На Западе уже давно решающую роль играл паровой двигатель, а на Урале, как правило, действовали деревянные водяные колеса, и паровой двигатель все еще представлял собой случайное явление. Из двигателей общей мощностью 37 тысяч лошадиных сил, действовавших в 1864 году, 93% приходилось на водяные и только 7% - 2,6 тысячи лошадиных сил - на паровые.

В 1869 году, то есть почти через три четверти века после изобретения пудлингования, основная масса заводов продолжала переделывать чугун на железо в типичных для 18 века кричных горнах. Во всем наблюдалось отставание, определяемое крепостнической монополией и владельческим правом.

В основном все перечисленные недостатки российской металлургии были свойственны, прежде всего, уральской. Южные заводы России были не только более молодыми по возрасту, но и значительно более современными по техническому оснащению, внедрению передовых технологий производства металла. В конкурентной борьбе с Югом, уральская черная металлургия постепенно утрачивала свои позиции лидера, и к 1900 году на долю уральских заводов приходилось менее 30% выпуска продукции в целом по России.

В работах действительного члена Российской Академии наук В.П.Безобразова главными причинами кризиса уральской промышленности называются:

Обширность неделимых частных земельных владений;

Медленный оборот капитала;;

Инертность заводовладельцев;

Отрицательные последствия опеки и поддержки государства;

Австрийский инженер И.Туннер указывал на техническую отсталость Урала как результат крепостных порядков, привязанность рабочих к занятиям домашним хозяйством, использование малопроизводительного древесного угля. Об этом же писал и В.И. Ленин в своей работе «Развитие капитализма в России»: «Главной причиной застоя Урала было крепостное право (то самое крепостное право, которое в эпоху зачаточного развития европейского капитализма, помогло так высоко подняться Уралу); горнопромышленники основывали свое господство не на капитале и конкуренции, а на монополии и на своем владельческом праве».

Российский ученый и горный инженер И.А. Тиме тв 1878 году констатировал: «Отсталость наших уральских заводов вообще измеряется многими десятками лет. Доменное производство на Урале находится в том же положении, в каком оно существовало полвека тому назад. Для валового производства железа существует три главных способа: кричный, пудлинговый и бессемеровский. Последние два служат и для приготовления стали, в дополнение к способам тигельному и мартеновскому. Самый древний кричный способ, можно сказать, отжил свой век, и только на Урале он первенствует над другими способами».

И все-таки уральские заводы давали стране почти треть чугуна, железа и стали, причем количество выпускаемой продукции из года в год увеличивалось. Не так интенсивно, как у южного конкурента, но увеличивалось. Те же Тиме и Туннер, посетившие Урал, а вместе с ними и другие серьезные исследователи истории уральской индустрии отметили, что живучесть уральской металлургии объясняется дешевизной рабочей силы, наличием собственных земель, лесов и рудников, а также протекционизмом царского правительства. Парадокс, но то, что нам мешало жить, оно же и помогло нам выжить.

Урал 19 века - это сотни металлургических заводов. У каждого своя судьба, своя история и свои причины взлетов и падений. Например, Симские заводы Балашевых стабильно работали в течение всего века, постепенно увеличивая выпуск чугуна, железа и стали, по мере необходимости совершенствуя оборудование и технологии. В «полном здравии» завод был национализирован в 1917 году.

Управляющие Катавскими заводами не просто вводили на них технические новинки, они их усовершенствовали, приспосабливали к местным условиям, о чем публиковали статьи в российских технических журналах. Когда России понадобились железнодорожные рельсы, князь К.Е. Белосельский-Белозерский - владелец Катавских заводов -в течение нескольких лет купил в бельгии бессемеровскую фабрику, поставил на Катавском заводе рельсопрокатный стан и выпускал в год свыше 1 миллиона пудов рельсов для строящихся железных дорог.

Подводя итог вышесказанному, заметим: главными событиями на Южном Урале в 19 веке явились отмена крепостного права (1861 г.) с последовавшими серьезными реформами и строительство железной дороги Самара-Златоуст (1891 г.). Судьба же отдельных заводов и их обитателей зависела от многих факторов: наличия руды и топлива, эффективности управляющих и расточительности хозяев, народонаселенности и природных катаклизмов, и т.д.и т.п. Но самое главное: в 19 веке южноуральские чугунолитейное и железоделательное производства, вопреки прогнозам многих зарубежных специалистов и логике жестких экономических законов, выжили, превращая общеустановленные недостатки в достоинства и наоборот.

Урал опорный край державы,
Её добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец...
«За далью даль»,
Александр Твардовский

Постоянное население на Урале появилось в эпоху неолита (VI-IV тыс. лет до н.э.), были города в бронзовом веке (III-II тыс. лет до н.э.), однако это ещё малоисследованная страница истории. В IX-X веках регион Урал стали заселять современные народы, относившиеся к угорской (на севере) и тюркской (на юге) группам. Тюркским народом были башкиры, заселившие территории современных Оренбургской и Челябинской областей и Башкирии. Они и дали название региону - Урал. Точное происхождение слова проследить уже сложно, но в культуре башкир Урал - могучий батыр, герой одноименного эпоса. Народы Северного и Среднего Урала - это коми-пермяки (территория современного Пермского края) и манси, или как их ещё называли, вогулы (территория современной Свердловской области), родственные с финно-угорскими племенами. Соответственно, большая часть топонимики Урала - это башкирские, мансийские и пермяцкие названия.
Первым серьёзным государственным образованием, установившим контроль над Уралом, была Золотая Орда. Уже тогда Урал внёс посильный вклад в противостояние с Западом, принимая деятельное участие в набегах на Русь. Но через пару столетий Золотая Орда рассыпалась на отдельные ханства и княжества, в числе которых были Казанское ханство (туда попали башкиры), Пелымское княжество (туда попали манси), Великопермское княжество (с коми-пермяками) и Сибирское ханство (туда так или иначе попали все). Все княжества и ханства сразу начали устанавливать активные внешнеполитические связи (в виде взаимных набегов) друг с другом и с другими вчерашними "собратьями" по Орде, включая Московское княжество. Усиление последнего в XV в. приговорило все самостийные режимы от Новгорода до Казани. Непокорным Москве осталось Зауралье, находившиеся в зоне ответственности Сибирского ханства. Над Южным Уралом ещё сохраняла подобие контроля Ногайская орда, но в XVI в. на эти землях активно селятся и никого не спрашивают казаки с Волги и Дона. Именоваться они начинают яицкими казаками - по названию реки Яик, которой ещё только предстояло называться Урал.

Полпредом Москвы в 1581 г. в земли Урала и Сибири вызвался идти легендарный Ермак Тимофеевич, правда представлял он не столько интересы правительства, сколько интересы бизнеса - купцов Строгановых, контролировавших Приуралье и планировавших экспансию на восток. Через 4 года он погиб в водах Иртыша, спасаясь от внезапного ночного налёта, но победы небольшого казачьего отряда воодушевили на походы последователей. В покорённую Сибирь (для ввоза западных культурных ценностей и вывоза пушнины) налажен сухопутный путь через крепость Верхотурье, где посажен уральский воевода. С этого момента два главных города региона - Верхотурье и Тобольск - стали спорить друг с другом за политический вес и значимость. Но уже через сто лет оба проспорили: страна теперь называлась Россия и стране нужны были пушки. И на Урале начали разрабатывать железные месторождения - значительно южнее старой "пушной" дороги.
Уже в XVII в. начали появляться металлургические заводы Урала, сюда стали активно переселяться татары и др. народы Поволжья, а в к.XVII-нач.XVIII вв., спасаясь от преследований, хлынули диссидентски настроенные старообрядцы. Нелегальные мигранты насаждали свою культуру, отбирали рабочие места, ловили рыбу и били зверя. Коренное население гостям было радо.

На Среднем Урале на смену Строгановым приходят Демидовы - новые промышленники, поднявшиеся благодаря Петру, как водится, из черни. Но государство и само уже оценило роль региона и не спешит оставлять его на откуп предприимчивым Демидовым и прочим инициативным купцам и промышленникам. По стране укрепляется вертикаль власти, уезды объединяются в губернии и провинции. Для контроля промышленности и горной добычи Урала в Кунгуре организуется Горных дел канцелярия, позднее переехавшая в Екатеринбург. В 1773-1775 гг. по Уралу прокатилось восстание Пугачёва, активно поддержанное башкирами и яицкими казаками. Многие крепости Урала понюхали пороху, немало из них пало. И хотя наиболее драматические события разыгрались в Оренбуржье, всю серьёзность последствий почувствовал весь Урал. Казачество было упразднено, административный центр Среднего Урала сместился в Пермь. Екатерина II первой начала на всякий случай менять географические названия: р. Яик сменилась на р. Урал.
XIX в. - век бурного прогресса и прикладного развития наук. Несмотря на увеличивающееся технологическое отставание России от Европы, на Урале активно развивается востребованное теперь машиностроение (и оно останется профильной отраслью Урала вплоть до наших дней), в Нижнем Тагиле рождается первый российский паровоз, через несколько десятков лет регион опутала сеть железных дорог.
В XX веке на Урале, традиционно считающемся надёжным тылом, спустя 140 с лишним лет после крестьянской войны Пугачёва снова разгорелись активные боевые действия. На этот раз через горы пролегла самая настоящая линия фронта (Восточный фронт гражданской войны), шли кровопролитные бои за Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Златоуст, Оренбург, Уфу, Курган. На Урале действовали Чехословацкий корпус, Сибирская армия, Уральская армия, им противостояли силы РККА.
Зато в годы Великой Отечественной войны роль уральского тыла была как никогда велика. Сюда были переброшены многие предприятия с Украины и Центральной России, налажен выпуск боеприпасов и военной техники, активно развивается задремавшая добывающая промышленность. Вряд ли без этих трагических событий Урал был бы настолько индустриально развитым регионом во второй половине XX века.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...