Чем охраняется зеленый фонд сельских поселений. О развитии зеленого фонда городских и сельских поселений (городских округов) воронежской области


1. Зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

Озелененная площадь уменьшиться в два раза в результате застройки

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ СНиП 2.07.01-89*

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА И САДОВО-ПАРКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

4.1. В городских и сельских поселениях необходимо предусматривать, как правило, непрерывную систему озелененных территорий и других открытых пространств. Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городов (уровень озелененности территории застройки) должен быть не менее 40%, а в границах территории жилого района не менее 25% (включая суммарную площадь озелененной территории микрорайона).

В средних, малых городах и сельских поселениях,

расположенных в окружении лесов, в прибрежных зонах

крупных рек и водоемов площадь озелененных территорий общего

пользования допускается уменьшать, но не более чем на 20%., те. В два раза - это превышает установленный предел.

Тема 12 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

Задача 1

Законодательным органом одной из республик в составе Российской Федерации был принят закон об особо охраняемых природных территориях республиканского значения. Указанным законодательным актом установлен порядок образования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, в соответствии с которым решение о создании принимается Правительством республики по представлению специально уполномоченного республиканского органа в области охраны окружающей среды с учетом мнения населения в лице органов местного самоуправления. Законом также предусматривалось создание такого вида особо охраняемой природной территории как национальный природный парк, определены порядок его создания и особенности правового положения, сочетающего признаки национального и природного парка.

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству названных положений. Представитель законодательного органа возражал против удовлетворения заявленных требований и указал, в частности, что законодательный орган действовал в пределах полномочий, предоставленных ему частью 2 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».



Какие категории особо охраняемых природных территорий предусмотрены законодательством? Соответствуют ли федеральному законодательству положения республиканского закона? Сравните правовой статус национальных парков и природных парков. Решите дело.

1) « Указанным законодательным актом установлен порядок образования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, в соответствии с которым решение о создании принимается Правительством республики по представлению специально уполномоченного республиканского органа в области охраны окружающей среды с учетом мнения населения в лице органов местного самоуправления.»

Требования закона: Статья 2. Категории и виды особо охраняемых природных территорий

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

Вопрос возникает: должны ли на уровне субъекта принимать решение именно органы специальной компетенции, поскольку ФЗ говорит о «соответствующих органах исполнительной власти». Представляется, что поскольку в ФЗ нет четких требований, то это решение может принять и орган общей компетенции – Правительство субъекта. Да и кроме того, на федеральном уровне, например, решение о создании особо охраняемой природной территории федерального значения принимается органом общей компетенции - Правительством РФ. Устав (конституция) субъекта тоже относятся к числу актов, которыми следует руководствоваться при принятии решения.



Насчет учета мнения населениия в лице органов мсу – согласно Конституции и ФЗ № 131,

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Вопрос же о создании особо охраняемой природной территории регионального значения – это не вопрос местного значения. Поэтому в этой части процедуру принятия решения надо изменить, исключив выяснение мнения органов мсу.

2) Законом также предусматривалось создание такого вида особо охраняемой природной территории как национальный природный парк, определены порядок его создания и особенности правового положения, сочетающего признаки национального и природного парка.»

Статья 2 предусматривает создание иных категории особо охраняемых природных территории.

А в приведенном примере правовое положение национального природного парка сочетает в себе признаки национального и природного парка. Создание особо охраняемой природной территории в такой форме противоречит законодательству.

Национальный парк относится к ведению РФ, а природный парк - к ведению субъекта РФ:

СМ. СТАТЬЮ 2 Фз «об особо охраняемых природных территориях»

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Соответсвенно, правовое регулированиеОсобо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется только на федеральном уровне. Это же касается и гос управления и гос контроля:

Статья 3. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий

1. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

2. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Поэтому, представляется, нельзя соединять в один вид особо охраняемой природной территории признаки, свойственные видам, принадлежащим к различным группам. Субъект РФ должен действовать в рамках все-же остаточной компетенции, а соответственно осуществлять правовое регулирование в тех сферах, которые на федеральному уровне не урегулированы. На практике создаются субъектами особо охраняемые природные территории, вид которых не предусмотрен федеральным законом:

Из комментария Боголюбова к Закону:

Впервые в законодательном акте Российской Федерации предусматривается право Правительства России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий, помимо перечисленных в действующих законодательных актах.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1404 утверждено Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах.

Закон Красноярского края “Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае” наряду с категориями особо охраняемых природных территорий, перечисленных в Федеральном законе, устанавливает и такие категории, как государственные природные микрозаповедники и микрозаказники, охраняемые водно-болотные угодья, биологические станции (учебно-научные стационары), охраняемые водные объекты, городские леса и городские парки. Закон Свердловской области “Об особо охраняемых природных территориях Свердловской области” дополняет федеральный перечень категорий особо охраняемых природных территорий такими нововведениями, как ландшафтные парки, этно-природные зоны, генетические резерваты. Закон Пермской области “Об историко-культурно-природном наследии Пермской области” вводит, в частности, понятия природной заповедной территории областного значения, а также природного резервата областного и местного значения.

Закон Республики Тыва “Об особо охраняемых природных территориях Республики Тыва” предусматривает, в частности, организацию таких особо охраняемых природных территорий, как этноприродные парки, государственные природные микрозаповедники и охраняемые водно-болотные угодья; Закон Республики Хакасия “Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Хакасия” - эколого-этнические, ландшафтно-исторические и эколого-рекреационные зоны; Закон Республики Саха (Якутия) “Об особо охраняемых природных территориях” - национальные природные резерваты, национальные ресурсные резерваты и охраняемые ландшафты.

1. Зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений.

2. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

3. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.

Глава X. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ)

Статья 63. Организация государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)

1. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

2. Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), используется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды.

Глава XI. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

(ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ)

Статья 64. Задачи контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля)

1. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

2. В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

Статья 65. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль)

1. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

4. Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды), определяется Правительством Российской Федерации.

5. Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), определяется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

6. Запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

Статья 66. Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды

1. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

2. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:

предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;

соблюдать требования законодательства.

3. Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ЗЕЛЕНЫЙ ФОНД ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Ю.И. ШУПЛЕЦОВА
Ю.И. Шуплецова, кандидат юридических наук, заместитель ученого секретаря Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Новый Закон "Об охране окружающей среды" при решении вопроса об охране городской растительности применил новый для экологического законодательства термин "зеленый фонд поселений". В данный фонд вошли зеленые зоны в границах городских и сельских поселений. Таким образом, вместо совокупности зеленых насаждений появилась совокупность территорий (или зон).
Из этого можно сделать вывод, что зеленый фонд поселений фактически приближается к понятию территориальной зоны, например рекреационной (ст. 85 Земельного кодекса РФ), и фактически утрачивает свое самостоятельное, в отрыве от земельного участка, значение.
Между тем следует отметить, что, с точки зрения гражданского законодательства, зеленые насаждения являются самостоятельным объектом недвижимости, т.е. такой вещью, которая тесно связана с землей и не может быть перемещена без несоразмерного ущерба ее назначению. Гражданский кодекс РФ называет недвижимостью прежде всего многолетние насаждения (ст. 130).
К недвижимым вещам, кроме зеленых насаждений, Кодекс относит земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, а также все, что прочно связано с землей (леса, здания и сооружения).
Остается, правда, неясным вопрос о том, являются ли все зеленые насаждения объектом недвижимости, а не только многолетние насаждения. Ни гражданское, ни лесное, ни земельное законодательство не дает разъяснения о том, какие насаждения являются многолетними.
Исходя из лесоустроительных и градостроительных норм, можно сделать вывод о том, что многолетними являются те насаждения, которые не требуют ежегодного возобновления на том же самом месте и не могут быть перемещены без их гибели или значительного повреждения. Таким образом, многолетними насаждениями являются прежде всего древесно - кустарниковые породы во взрослом состоянии. Взрослыми обычно признаются деревья старше 15 лет или же деревья, не подлежащие пересадке. Что касается кустарников и травянистой растительности, то независимо от возраста они могут быть признаны не подлежащими пересадке.
Вероятно, большинство городских зеленых насаждения можно признать многолетними, а следовательно, отнести их к недвижимому имуществу.
Права на природные ресурсы регистрируются специально уполномоченными органами в особом порядке. Так, например, права на земельные участки и сделки с ними регистрируются в государственном земельном кадастре.
Вместе с государственной может также производиться и специальная регистрация либо специальный учет отдельных видов недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 ГК).
Как уже говорилось выше, государственную регистрацию (учет) зеленых насаждений проводят специально уполномоченные экологические и земельные органы в соответствии с их компетенцией.
Земельный участок и находящиеся на нем зеленые насаждения, по нашему мнению, должны быть признаны сложной вещью, т.к. части, ее составляющие, разнородны - земля и растения, а используются они только в комплексе.
Указанное правило распространяется также на традиционное для гражданского права деление вещей на главные и принадлежности. Принадлежность служит главной вещи и имеет общее с ней целевое назначение (ст. 135 ГК РФ).
Принадлежность во всех случаях следует судьбе главной вещи. Эту норму подтверждает, например, и ст. 20 Лесного кодекса РФ. В ней указано, что древесно - кустарниковая растительность, находящаяся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности гражданину или юридическому лицу, также принадлежит этому лицу на праве собственности. Однако стороны могут договориться о том, что право собственности переходит только на главную вещь либо только на принадлежность. Кроме того, в отношении древесно - кустарниковой растительности такие ограничения могут быть установлены и федеральным законодательством.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что, несмотря на нормы нового Закона "Об охране окружающей среды", растительность городов и других поселений (зеленые насаждения) является самостоятельным объектом правового регулирования и может иметь собственную ценность.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 29.01.1997 N 22-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.01.1997)
"ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 N 7-ФЗ
"ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Экологическое право, N 3, 2002

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...