Государственные гарантии защиты прав иностранных инвесторов. Система гарантий прав иностранных инвесторов


Для привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику в государстве создается особый благоприятствующий правовой режим обращения инвестиционных средств. Ведущим институтом данного правового режима являются государственные гарантии прав иностранных инвесторов.

В Российской Федерации действует ряд нормативных актов, обеспечивающих защиту зарубежных инвестиций на ее территории. Основы правового положения иностранных инвесторов в России определены Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 года (далее - Закон об иностранных инвестициях).

Помимо национального законодательства государственные гарантии иностранным инвесторам устанавливаются и многосторонними международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.

Дополнительную защиту иностранных инвестиций предоставляют двусторонние международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с иностранными государствами. После распада СССР Россия стала его правопреемником по 13 ратифицированным соглашениям (с Австрией, Бельгией и Люксембургом, Великобританией, Германией, Италией, Канадой, Китайской Народной Республикой, Республикой Корея, Нидерландами, Финляндией, Францией, Швейцарией). Впоследствии сама Российская Федерация заключила свыше 30 подобных соглашений уже как независимое государство.

  • 1. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации
  • 2. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями
  • 3. Гарантия для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации (стабилизационная оговорка)
  • 4. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором
  • 5. Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм
  • 6. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции
  • 7. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество
  • Юлов Д.В.

Ключевые слова

НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ / ОБЩИЕ ГАРАНТИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ / СТРАНЫ-РЕЦИПИЕНТЫ / ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / NATIONAL LAW GUARANTEES / GENERAL GUARANTEES / SPECIFIC GUARANTEES / FOREIGN INVESTORS / RECIPIENT COUNTRIES / LEGAL RELATIONSHIPS / PROPERTY LAW

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Юлов Д.В.

В статье проводится анализ национально-правовых гарантий прав иностранных инвесторов . Национальные правовые гарантии можно классифицировать по объему предоставляемых ими прав на общие и специальные гарантии . Представляется, что реализация экономических, политических, духовно-культурных и иных гарантий осуществляется посредством правовых гарантий. В связи с этим правовые гарантии можно отнести к общим гарантиям , с помощью которых реализуются все иные гарантии. В свою очередь, гарантии прав иностранных инвесторов , содержащиеся в национальном законодательстве государств, являются специальными национально-правовыми инвестиционными гарантиями, поскольку они регулируют правоотношения в сфере взаимных прав и обязанностей иностранных инвесторов и государств-реципиентов. Вместе с тем следует полагать, что наиболее важными для иностранных инвесторов являются гарантии защиты права собственности и гарантии перемещения собственности иностранных инвесторов , которые относятся к специальным гарантиям . Национально-правовые гарантии прав иностранных инвесторов это обязательства государств-реципиентов, закрепленные в их национальном законодательстве, обеспечивающие защиту права собственности иностранных инвесторов .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Юлов Д.В.,

  • Понятие и виды международно-правовых гарантий прав иностранных инвесторов

    2017 / Юлов Д.В.
  • Зонтичная оговорка как гарантия реализации прав и законных интересов иностранных инвесторов

    2015 / Юлов Дмитрий Владимирович
  • Основные правовые гарантии защиты иностранных инвестиций в международном праве

    2015 / Транковская Елена Дмитриевна, Алексеенко Александр Петрович
  • Федеральный закон «о механизме обеспечения социальных гарантий на различных видах государственной службы»: необходимость разработки и принятия

    2015 / Плетников В.С., Плетникова М.С.
  • Международные гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина

    2013 / Левченко Кристина Олеговна

The Concept and Types of National Legal Guarantees of the Rights of Foreign Investors

The paper gives the analysis of the national law guarantees of the rights of foreign investors . National law guarantees can be classified in accordance with the scope of rights provided by them as general and special guaranties. The author considers that implementation of economic, political, moral, cultural and other guaranties is performed by means of legal guaranties. In this context, legal guarantees can be attributed to general guarantees through which all other guarantees are implemented. In turn, foreign investors " rights guarantees set forth in the national legislation of states are special national law investment guarantees, since they govern legal relationships in the sphere of mutual rights and obligations of foreign investors and recipient states. However, it should be assumed that the most important for foreign investors are guarantees for the protection of property rights and guarantees of removing the property to foreign investors that are special guarantees. National law guarantees for the rights of foreign investors are referred to the obligation of recipient states enshrined in the national legislation of these States and securing protection of property rights of foreign investors .

Текст научной работы на тему «Понятие и виды национально-правовых гарантий прав иностранных инвесторов»

Д. В. Юлов*

Понятие и виды национально-правовых гарантий прав иностранных инвесторов

Аннотация. В статье проводится анализ национально-правовых гарантий прав иностранных инвесторов. Национальные правовые гарантии можно классифицировать по объему предоставляемых ими прав на общие и специальные гарантии. Представляется, что реализация экономических, политических, духовно-культурных и иных гарантий осуществляется посредством правовых гарантий. В связи с этим правовые гарантии можно отнести к общим гарантиям, с помощью которых реализуются все иные гарантии.

В свою очередь, гарантии прав иностранных инвесторов, содержащиеся в национальном законодательстве государств, являются специальными национально-правовыми инвестиционными гарантиями, поскольку они регулируют правоотношения в сфере взаимных прав и обязанностей иностранных инвесторов и государств-реципиентов. Вместе с тем следует полагать, что наиболее важными для иностранных инвесторов являются гарантии защиты права собственности и гарантии перемещения собственности иностранных инвесторов, которые относятся к специальным гарантиям. Национально-правовые гарантии прав иностранных инвесторов - это обязательства государств-реципиентов, закрепленные в их национальном законодательстве, обеспечивающие защиту права собственности иностранных инвесторов.

Ключевые слова: национально-правовые гарантии, общие гарантии, специальные гарантии, иностранные инвесторы, страны-реципиенты, правоотношения, право собственности.

001: 10.17803/1994-1471.2016.68.7.166-171

В доктрине существуют различные определения правовых гарантий, одним из которых является следующее: «Правовые гарантии - это правовые средства, выраженные в нормативно-правовых предписаниях, реализация которых может обеспечить или обеспечивает возможность реализации иных нормативно-правовых предписаний»1 .

Представляется, что основными нормативно-правовыми предписаниями являются конституции государств, в которых содержатся общие, основополагающие национально-правовые гарантии. Например, в соответствии со ст. 4 главы 1 «Основные принципы» Конституции КНР 1982 г.2 «все национальности в Китайской Народной Республике равноправны. Государство

1 Лошкарев А. В. Правовые гарантии: теоретические проблемы определения понятия и классификации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009. С. 9.

2 Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.) // URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_ law/constitution/constitution_ch1 (дата обращения: 29 июня 2015 г.).

© Юлов Д. В., 2016

* Юлов Дмитрий Владимирович, аспирант кафедры международного частного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

гарантирует законные права и интересы всех национальных меньшинств, охраняет и развивает отношения равенства, сплоченности и взаимопомощи всех национальностей». В соответствии с п. 1 ст. 17 Конституции РФ 1993 г.3 «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Кроме того, в доктрине выделяют общие и специальные гарантии. Общими гарантиями считают экономические, политические и духовно-культурные гарантии, к специальным относят правовые, психологические и управленческие гарантии. В свою очередь, к правовым гарантиям как к виду специальных гарантий относят:

а) меры по совершенствованию законодательства;

б) меры выявления правонарушений законности;

в) меры защиты;

г) меры ответственности;

д) меры надзора и контроля за состоянием законности, правопорядка;

е) меры профилактики нарушений законности, правопорядка4 .

Между тем представляется, что реализация экономических, политических, духовно-культурных и иных гарантий осуществляется посредством правовых гарантий. В связи с этим правовые гарантии можно отнести к общим гарантиям, с помощью которых реализуются все иные гарантии.

Гарантии прав иностранных инвесторов, содержащиеся в национальном законодательстве государств, являются специальными национально-правовыми инвестиционными гарантиями, поскольку они регулируют правоотношения в сфере взаимных прав и обязанностей иностранных инвесторов и государств-реципиентов. Специальные субъекты данных правоотношений - иностранные инвесторы и государства-реципиенты.

Иностранных инвесторов можно назвать специальными субъектами международного частного права, поскольку иностранным инвесторам, вкладывающим инвестиции в развитие экономики страны-реципиента, с одной стороны, предоставляются гарантии, а с другой стороны, осуществляется ограничение притока данных инвестиций в стратегически важные отрасли экономики принимающего государства, в целях охраны государственного суверенитета и национальной безопасности.

В Российской Федерации гарантии прав иностранных инвесторов закреплены в различных нормативных правовых актах. К ним прежде всего следует отнести Конституцию РФ, имеющую высшую юридическую силу на территории Российской Федерации, в которой закреплены такие принципы, как национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства, недопустимость принудительного отчуждения собственности без выплаты предварительного и равноценного возмещения, внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

Наряду с Конституцией РФ, основные гарантии прав и законных интересов в сфере частной собственности, в том числе иностранных инвесторов, содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации5, в их числе следует особо отметить следующие: обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков (ст. 235 ГК РФ), при этом нормы ст. 235 ГК РФ отсылают к ст. 306 ГК РФ, содержащей гарантии возмещения убытков и стоимости имущества со стороны государства в результате государственного изъятия частной собственности: в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества,

3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. ст. 4398.

4 Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабаева. М. : Юристъ, 2002. С. 532.

5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

В доктрине выделяют три важных положения защиты иностранных инвестиций со стороны государств-реципиентов. Это защита права собственности иностранного инвестора, предоставление защиты неимущественных прав иностранного инвестора, предоставление иностранному инвестору права распоряжения собственностью, необходимого для реализации инвестиционных проектов6 .

Следующим уровнем национального законодательства Российской Федерации, содержащего правовые гарантии для иностранных инвесторов, являются специальные федеральные законы, принятые для регулирования инвестиционных отношений с иностранным элементом.

В Российской Федерации основные гарантии прав и законных интересов иностранных инвесторов содержатся в Федеральном законе от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»7 (далее - ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Это следует из его преамбулы: данный Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

В качестве другого примера обеспечения национально-правовых гарантий прав ино -странных инвесторов можно привести положения Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-3 «Об инвестициях»8: настоящий Закон устанавливает правовые основы и основные принципы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь и направлен на привлечение инвестиций в экономику Республики Беларусь, обеспечение гарантий, прав и законных интересов инвесторов, а также их равной защиты.

По функциональным критериям национально-правовые гарантии прав иностранных

инвесторов можно разделить на две основные группы:

а) общие правовые гарантии;

б) специальные правовые гарантии (гарантии права собственности и гарантии перемещения собственности иностранных инвесторов, компенсационные гарантии, гарантии разрешения международных инвестиционных споров, финансовые гарантии). Общие правовые гарантии в России включают в себя:

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»);

Гарантию правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст. 5 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»);

Гарантию использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации (ст. 6 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»);

Гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (в судебно-арбитражной практике и юридической доктрине именуемая как «стабилизационная оговорка» или «дедушкина оговорка») (ст. 9 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Следует отметить, что наряду с общими

правовыми гарантиями важную роль в сфере обеспечения интересов иностранных инвесторов играют специальные правовые гарантии. К ним относятся: гарантии, обеспечивающие

6 Sornarajah M. The International Law on Foreign Investment. Third Edition. Cambridge University Press, 2014. P. 16.

7 СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

8 Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/rus_export/partners_search/ torg_exp/?action=showproduct&id=3771 (дата обращения: 30 сентября 2015 г.).

право собственности и гарантии перемещения собственности иностранных инвесторов; компенсационные гарантии; гарантии разрешения международных инвестиционных споров; финансовые гарантии.

Так, очень важными для иностранных инвесторов являются компенсационные гарантии: гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

Другими специальными гарантиями являются гарантии разрешения инвестиционных споров, включающие в себя: гарантию обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст. 10 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

Вместе с указанными гарантиями немаловажную роль играют также финансовые гарантии: льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления Российской Федерации (статья 17 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

Вместе с тем следует полагать, что наиболее важными для иностранных инвесторов являются гарантии защиты права собственности и гарантии перемещения собственности иностранных инвесторов, которые относятся к специальным гарантиям.

Гарантии защиты права собственности - это: гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (статья 13 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»), гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (статья 14 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

Из вышеуказанных гарантий защиты права собственности вытекают гарантии перемещения собственности иностранных инвесторов: гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы РФ

доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»), гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены в Российскую Федерацию в качестве иностранной инвестиции (ст. 12 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

Кроме того, гарантии прав иностранных инвесторов, исходя из формы государственного устройства, можно разделить на две группы:

а) гарантии прав, предоставляемые на уровне Российской Федерации, - это правовые гарантии, включающие в себя гарантии разрешения международных инвестиционных споров, компенсационные, гарантии права частной собственности иностранных инвесторов и гарантии перемещения собственности иностранных инвесторов;

б) гарантии прав, предоставляемые на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Российской Федерации, - правовые, финансовые.

Так, в 2014 году была принята Инвестиционная стратегия Ленинградской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Ленинградской области от 19.02.2014 № 299. В подпункте 2.1.1 п. 2.1 ст. 2 данной Инвестиционной стратегии содержатся положения об использовании таких инструментов, как «инвестиционный налоговый кредит» и «государственные гарантии Санкт-Петербурга».

В других странах с федеративным устройством, например в США, иностранным инвесторам правовые гарантии предоставляются как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. «В США в силу федеративного устройства государства регулирование вопросов иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: на федеральном уровне и на уровне штатов. При этом на федеральном уровне, как правило, устанавливаются общие требования, а конкретные предписания в отношении уча-

9 Официальный интернет-портал Администрации Ленинградской области. URL: http://www.lenobl.ru (дата обращения: 8 ноября 2015 г.).

стия иностранных инвесторов в проектах на территории соответствующих штатов устанавливаются органами местного управления таких штатов»10 .

Следует особо отметить, что гарантии, обеспечивающие право собственности, и гарантии перемещения собственности иностранных инвесторов являются основными специальными правовыми гарантиями. Например, как утверждается в доктрине, «инвестиционные отношения - это прежде всего отношения собственности - производственные отношения во всей гамме международных экономических отношений»11

Наряду с этим, иностранные инвестиции являются вложениями капитала иностранных инвесторов, что следует из определения, содержащегося в ст. 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»: «иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федера-

ции в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации».

В связи с этим можно сделать вывод о том, что все иные национально-правовые гарантии прав иностранных инвесторов (правовые гарантии, компенсационные гарантии, гарантии разрешения международных инвестиционных споров, финансовые гарантии), являясь производными от основных гарантий, обеспечивающих право собственности, и гарантий перемещения собственности иностранных инвесторов, выполняют вспомогательную роль реализации прав и законных интересов иностранных инвесторов в сфере их собственности.

Таким образом, национально-правовые гарантии прав иностранных инвесторов - это обязательства государств-реципиентов, закрепленные в национальном законодательстве этих государств, обеспечивающие защиту права собственности иностранных инвесторов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Богатырев А. Г. Инвестиционное право. - М. : Росс. право. 1992. - 272 с.

2. Законодательство об иностранных инвестициях в 2013 году. Инвестиционная политика США. Основные направления и приоритеты инвестиций США // Портал внешнеэкономической информации. - URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/us/about_us/laws_ved_us/invest_law_us (дата обращения: 3 сентября 2015 г.).

3 . Лошкарев А. В. Правовые гарантии: теоретические проблемы определения понятия и классификации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2009. - 26 с.

4. Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабаева. - М. : Юристъ, 2002. - 592 с.

10 Законодательство об иностранных инвестициях в 2013 году. Инвестиционная политика США. Основные направления и приоритеты инвестиций США // Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/us/about_us/laws_ved_us/invest_law_us (дата обращения: 3 сентября 2015 г.).

11 Богатырев А. Г. Инвестиционное право. М. : Рос. право. 1992. С. 30.

THE CONCEPT AND TYPES OF NATIONAL LEGAL GUARANTEES OF THE RIGHTS OF FOREIGN INVESTORS

YULOV Dmitriy Vladimirovich - Postgraduate student of the Department of Private International Law at

the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

[email protected]

123995, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

Review. The paper gives the analysis of the national law guarantees of the rights of foreign investors. National law guarantees can be classified in accordance with the scope of rights provided by them as general and special guaranties. The author considers that implementation of economic, political, moral, cultural and other guaranties is performed by means of legal guaranties. In this context, legal guarantees can be attributed to general guarantees through which all other guarantees are implemented. In turn, foreign investors" rights guarantees set forth in the national legislation of states are special national law investment guarantees, since they govern legal relationships in the sphere of mutual rights and obligations of foreign investors and recipient states. However, it should be assumed that the most important for foreign investors are guarantees for the protection of property rights and guarantees of removing the property to foreign investors that are special guarantees. National law guarantees for the rights of foreign investors are referred to the obligation of recipient states enshrined in the national legislation of these States and securing protection of property rights of foreign investors.

Keywords: national law guarantees, general guarantees, specific guarantees, foreign investors, recipient countries, legal relationships, property law

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1 . BogatyrevA. G. Investicionnoe pravo. - M. : Ross. pravo. 1992. - 272 s.

2. Zakonodatel"stvo ob inostrannyh investicijah v 2013 godu. Investicionnaja politika SShA. Osnovnye napravlenija i prioritety investicij SShA // Portal vneshnejekonomicheskoj informacii. - URL: http://www.ved.gov.ru/ exportcountries/us/about_us/laws_ved_us/invest_law_us (data obrashhenija: 3 sentjabrja 2015 g.).

3 . Loshkarev A. V. Pravovye garantii: teoreticheskie problemy opredelenija ponjatija i klassifikacii: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. - Krasnodar. 2009. - 26 s.

4. Teorija gosudarstva i prava: uchebnik / pod red. V. K. Babaeva. - M. : Jurist#, 2002. - 592 s.

5 . Sornarajah M. The International Law on Foreign Investment. - Third Edition. Cambridge University Press, 2014. - 524 p.

Важнейшей составляющей инвестиционного климата является законодательно установленный правовой механизм государственных гарантий иностранных инвестиций.

Необходимость использования таких правовых средств, как гарантии, состоит в том, что для иностранного инвестора, как и для любого хозяйствующего субъекта, имеют существенное значение:

· уверенность в осуществлении своего права;

· возможность побудить обязанное лицо к соблюдению данного права под страхом невыгодных для него последствий;

· обеспечение возмещения убытков в случае его неосуществления.

Существенной характеристикой государственных гарантий является как стабильный характер нормативных положений, так и деятельность государства по их реализации.

Государство обладает суверенным правом воздействия на иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в данной сфере. Это отражается на содержании деятельности государства и функциях права по гарантированию иностранных инвестиций как внутри страны, так и на межгосударственном уровне. Гарантии в системах национально-правового регулирования иностранных инвестиций закрепляются прежде всего в специальном законодательстве в виде инвестиционных законов. Цель таких гарантий - обеспечение взаимных интересов принимающих стран и иностранных участников инвестиционных отношений.

Система государственных гарантий прав иностранных инвесторов установлена в нескольких статьях Закона об иностранных инвестициях.

Данная система состоит из следующих видов гарантий.

1. Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст. 9).

2. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8).

3. Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11).

4. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронныхносителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст. 12).

5. Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7).

6. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст. 5).

7. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст. 10).

8. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации (ст. 6).

9. Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13).

10. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14).

11. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15).

12. Льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 17).

В целом система гарантий, закрепленная в Законе об иностранных инвестициях, является несовершенной. Она недостаточно четко структурирована. Часть гарантий, хотя и содержит прогрессивные идеи, остается декларативной или не представляет реального правового гарантийного механизма (право на участие в приватизации и т. д.).

Вызывает также возражения и тот факт, что система гарантий иностранных инвестиций, установленная новым Законом об иностранных инвестициях, не распространяется (как и закон в целом) на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банковское и страховое дело. Указанные отношения исключены из сферы его действия и отнесены к законам о банках и банковской деятельности, о страховании соответственно. В настоящее время названное специальное законодательство не содержит норм, охраняющих иностранные инвестиции.

Ряд основных гарантий не может быть реализован без соответствующего специального законодательства, например, закона, регламентирующего процедуры возможной национализации и устанавливающего гарантии для собственников имущества, подлежащего национализации.

Актуальность закона о национализации обуславливается необходимостью снижения степени неопределенности для иностранных инвесторов, имущество которых используется в экономических проектах и может стать объектом национализации. В отсутствие такого закона чрезвычайно высок риск национализации в зависимости от политических решений. Закон о национализации, содержащий исчерпывающий перечень оснований для национализации и принцип компенсации собственникам национализируемого имущества, создал бы необходимые предпосылки для оценки уровня риска иностранными инвесторами.

Пока закон о национализации не принят, риск остается неопределенным, что, в свою очередь, отрицательно влияет на инвестиционный климат в стране.

Вопросы для контроля:

1. Нормативные основы иностранного инвестирования.

2. Понятие иностранных инвестиций.

3. Виды иностранных инвестиций.

4. Гарантии прав иностранных инвесторов.

Резюме по теме:

Рассмотрев понятие и сущность иностранных инвестиций, можно сделать следующие выводы: 1. Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики; 2. Степень развития нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционный процесс оказывает существенное влияние на инвестиционный климат страны; 3. Важнейшей составляющей инвестиционного климата является законодательно установленный правовой механизм государственных гарантий иностранных инвестиций.

Глава 17. Правовое регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Цель изучения темы: изучить правовое регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Задачи изучения темы:

Определить понятие инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;

Определить основы государственного регулирования инвестиций;

Изучить гарантии инвестиционной деятельности.

Общие положения об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности определены Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 № 39-ФЗ. Под инвестиционной деятельностью в Законе понимается вложение средств и осуществление практических действий с целью получить прибыль и (или) достичь иного полезного эффекта. Капитальными вложениями являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Законом № 39-ФЗ даны определения каждого из этих субъектов, установлены их права и обязанности. Субъект этой деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними. В частности, инвесторы могут быть заказчиками, а также пользователями объектов капитальных вложений. Генподрядчики могут совмещать функции заказчиков или инвесторов.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основании договора и (или) государственного контакта, заключаемых между ними в соответствии с ГК РФ. Основополагающим договором, с которого начинается инвестиционный процесс, является договор на реализацию инвестиционного проекта. Согласно ст. 1 Закона № 39-ФЗ под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Договор на реализацию инвестиционного проекта заключается между инвестором и заказчиком-застройщиком. Инвесторами могут быть:

Физические и юридические лица;

Объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица;

Иностранные инвесторы.

Заказчиками являются уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые реализуют инвестиционные проекты. Заказчик наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом.

Заказчик-застройщик в рамках договора на реализацию инвестиционного проекта заключает договоры с другими участниками этого проекта:

С проектно-изыскательскими организациями - договоры подряда на проектирование строительства;

С подрядными строительно-монтажными организациями - договоры подряда на строительство объекта;

С организациями-поставщиками и посредническими организациями - договоры поставки, купли-продажи оборудования для строительства.

При традиционной форме организации участниками инвестиционной деятельности являются инвестор, заказчик и подрядчик, выполняющие свои функции согласно заключенным между ними договорам. При этой форме деятельности между заказчиком-застройщиком и инвестором заключается договор на реализацию инвестиционного проекта, между подрядчиком и заказчиком-застройщиком - договор строительного подряда.

Договор на реализацию инвестиционного проекта является основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности.

Правовой основой для заключения договоров на реализацию инвестиционных проектов является ст. 421 ГК РФ, согласно которой стороны могут заключать договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами, причем условия договоров определяются по усмотрению сторон либо обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон. При этом согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Инвесторы самостоятельно определяют объемы и направления капитальных вложений, заключают договоры с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с ГК РФ, контролируют целевое использование средств, направляемых на капитальные вложения. Инвесторы имеют право владения, пользования и распоряжения объектами капитальных вложений и результатами их осуществления, а также право на передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Инвестиционное право. Учебник Гущин Василий Васильевич

§ 2. Общая характеристика гарантий прав иностранных инвесторов

В России действует ряд нормативных правовых актов, которые обеспечивают правовой режим деятельности иностранных инвесторов.

Основополагающий акт – Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в кредитные организации, банки, страховые компании, а также на отношения, связанные с иностранными инвестициями в некоммерческие организации для достижения каких?либо общественно полезных целей.

В соответствии с положениями части 4 ст. 15 Конституции международные договоры являются составной частью российской правовой системы. Следовательно, договоры с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций, а также соглашения об избежании двойного налогообложения, ратифицированные Российской Федерацией, также служат гарантией прав иностранных инвесторов.

Следующим по значимости документом в данной сфере является Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Он определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории России, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, законных интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности.

Для успешного привлечения капиталовложений из?за рубежа необходим благоприятный инвестиционный климат. Важнейшей составляющей последнего является законодательное регулирование, развивающее и охраняющее инвестиционные отношения, в том числе устанавливающее правовой механизм государственных гарантий иностранных инвестиций.

Необходимость использования таких правовых средств, как гарантии, состоит в том, что для иностранного инвестора, как и для любого хозяйствующего субъекта, имеют существенное значение:

уверенность в осуществлении своего права;

возможность побудить обязанное лицо к соблюдению данного права под страхом невыгодных для него последствий;

обеспечение возмещения убытков в случае его неосуществления.

Существенной характеристикой государственных гарантий является как стабильный характер нормативных положений, так и деятельность государства по их реализации .

Гарантии прав иностранных инвесторов – конкретные обязательства, принимаемые на себя государством в связи с обеспечением условий осуществления инвестиционной деятельности. Речь идет о том, что государство в законодательном или международно – правовом порядке принимает на себя обязательство совершить по отношению к иностранному инвестору определенные действия или (чаще всего) воздержаться от действий, нарушающих законные права и интересы инвестора. Не случайно согласно преамбуле Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» основной его задачей является обеспечение «гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль».

В вышеупомянутом Федеральном законе отсутствуют многие необходимые нормы, как то: условия допуска иностранного вкладчика, процедура оформления допуска, нормы о правах и обязанностях инвестора, его ответственности при нарушении условий его функционирования; ничего не говорится об органе, который решает вопрос о допуске конкретного инвестора, и т. д. Данный правовой акт ограничен: как указано в статье 1, им регулируются лишь отношения, «связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации».

В нескольких статьях Закона об иностранных инвестициях установлена система государственных гарантий прав иностранных инвесторов. Данная система состоит из следующих видов гарантий:

– гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст. 9);

– гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории России (ст. 5);

– гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории России (ст. 6);

– гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);

– гарантия использования на территории России и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

– гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на ее территорию в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

– гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7)

– гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);

– гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

– гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15);

– гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории России иностранным инвестором (ст. 10).

Система государственных гарантий характеризуется рядом особенностей.

Во – первых, в Законе об иностранных инвестициях присутствуют гарантии, сформулированные в предшествующем Законе РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Например, к ним относятся гарантия получения адекватной компенсации в случае национализации и реквизиции иностранных инвестиций, гарантия разрешения инвестиционных споров, включая международно – правовые средства их разрешения, гарантия перевода прибыли и сумм компенсации за рубеж. Но имеются и отличия.

Например, гарантия возмещения убытков, причиненных иностранному инвестору в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, закрепленная пунктом 2 ст. 5 Закона об иностранных инвестициях, отличается от аналогичной нормы пункта 2 ст. 7 Закона 1991 г. формулировкой нормы.

Во – вторых, необходимо отметить закрепление новых гарантий прав иностранных инвесторов. Речь прежде всего идет о гарантии от неблагоприятного для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями изменения российского законодательства, так называемой стабилизационной, или «дедушкиной», оговорки, действие которой распространяется на иностранного инвестора и коммерческую организацию с иностранными инвестициями, осуществляющие приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций.

Важнейшее нововведение представляет собой норма статьи 7 Закона об иностранных инвестициях, которая устанавливает гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора к другому лицу. Данное положение на законодательном уровне зафиксировало принцип суброгации в международном страховании иностранных инвестиций от политических рисков.

Таким образом, можно сделать вывод, что формальное увеличение числа предоставляемых иностранному инвестору гарантий по сравнению с Законом 1991 г. не послужило значительному укреплению и совершенствованию правового механизма гарантирования иностранных инвестиций в Российской Федерации. Указанный механизм по – прежнему глубже разработан в международных двусторонних соглашениях о взаимной гарантии и защите инвестиций .

Усиление правовой защиты иностранных инвестиций – важнейшая задача при создании благоприятного инвестиционного климата в любой стране. Осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой со свойственной им экономической и политической нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случае изменения законодательства он может быть лишен ожидаемых финансовых результатов. Главная проблема обеспечения благоприятного инвестиционного климата состоит в стабильности правового регулирования, что предполагает законодательное закрепление определенных гарантий для иностранных предпринимателей, которые вкладывают свои капиталы в экономику страны. Прежде всего, это гарантии от ухудшения условий хозяйствования. На основе этих гарантий осуществляется приток иностранных инвестиций.

Иностранный инвестор хочет иметь гарантию, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем. Он должен быть уверен, что, принимая решение о своих капиталовложениях в определенный проект или по какому?то определенному соглашению, любые изменения в законодательстве не ухудшат коммерческие результаты его деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал. Запрет на введение изменений, которые ухудшают оговоренные условия поступления иностранных инвестиций, и получил наименование «дедушкина оговорка», о которой упоминалось выше.

Закон РСФСР об иностранных инвестициях 1991 г. не предусматривал гарантии от изменения законодательства в виде стабилизационной, или «дедушкиной» оговорки. Попытка ввести стабилизационную оговорку в действие на подзаконном уровне (Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями») не удалась, поскольку стабилизационная оговорка, предусмотренная Указом (нормативные акты, регулирующие условия функционирования иностранных и совместных предприятий (кроме обеспечивающих более льготные условия их деятельности), не применяются в течение трех лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов), во – первых, могла действовать лишь на уровне нижестоящих нормативных актов (постановлений правительства, актов других федеральных органов исполнительной власти, актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления), но не на уровне федеральных законов, на котором и принимаются законодательные акты, способные серьезно ухудшить положение инвесторов (акты налогового, валютного, таможенного законодательства), во – вторых, правоприменительная практика ограничила действие Указа только нормативными актами, изменяющими специальные условия функционирования совместных предприятий, а нормативные акты, имеющие общее применение, в том числе по вопросам налогообложения, под его действие не подпали. На практике данный Указ не нашел применения в силу общей политической и экономической нестабильности в стране.

Позитивным явилось то, что Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» попытался утвердить стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. Закон предусматривает, что «в случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров».

Особенное значение имеет норма статьи 9 Закона об иностранных инвестициях, впервые вводящая на уровне закона гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, включение в текст Закона стабилизационной оговорки – важный шаг в развитии законодательства об иностранных инвестициях в сторону повышения правовой защищенности иностранных инвесторов перед лицом политической и экономической нестабильности в России.

В соответствии с гарантией от изменения законодательства стабилизационной период устанавливается на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Новый Закон дает поручение Правительству Российской Федерации определить порядок дифференциации сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов. Но, по мнению специалистов, это сделать трудно, поскольку срок окупаемости инвестиционного проекта является частью индивидуальной характеристики конкретного проекта. В исключительных случаях, когда суммарный объем иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб., Правительство Российской Федерации может продлить этот срок. Пункт 1 ст. 9 устанавливает, что стабилизационная оговорка применяется к российским компаниям с иностранными инвестициями независимо от объема инвестиций в случае, если они реализуют приоритетный инвестиционный проект.

Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства предоставляется в отношении новых федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, изменяющих размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов России при внешней торговле товарами в соответствии с российским законодательством – имеются в виду компенсационные, антидемпинговые, специальные пошлины; ст. 7 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе») и федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории России) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации).

Гарантия стабильности законодательства предоставляется также в отношении изменений и дополнений, вносимых в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвесторов в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшим на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта.

Совокупная налоговая нагрузка – расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта.

Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

4. Система гарантий для иностранных инвесторов. Роль соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных капиталовложений и национального законодательства В вопросе закрепления гарантий для иностранных инвесторов на первый план выходят двусторонние соглашения о

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика Понятие «права человека» подразумевает естественные и неотчуждаемые права человека, которые принадлежат ему в силу рождения как личности. Права человека включают в себя право на жизнь и безопасность, свободу и

Из книги Шпаргалка по семейному праву автора Щепанский Роман Андреевич

34. Общая характеристика родительских прав и обязанностей Конвенция о правах ребенка закрепляет, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей. В

Из книги Права авторов литературных произведений автора Камышев В Г

Глава I. Общая характеристика личных неимущественных и имущественных прав автора Печать играет важную роль в выполнении задач коммунистического строительства, поставленных перед советским народом Программой КПСС. Произведения политической, научной, учебной,

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика Право – это установленная возможность, позволяющая субъекту избирать вид и меру своего поведения, удовлетворяя как личные, так и общественные интересы (например, право участвовать в выборах в качестве избирателя

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ Иностранные инвесторы – физические и юридические лица, имеющие иностранную национальную принадлежность и более тесную связь с этим государством.В соответствии с Законом «Об иностранных инвестициях в РФ» к иностранным

Из книги Наследственное право России: учебник автора Гуреев Владимир Александрович

§ 1 Общая характеристика прав, связанных с участием в юридическом лице Последнее десятилетие наглядно показало устойчивое развитие в нашей стране рыночных отношений. В связи с закреплением в законодательстве института частной собственности, расширением круга

Из книги Экзамен на адвоката автора

§ 1 Общая характеристика предприятия как объекта прав Понятие «предприятие» в русском языке принято употреблять в двух значениях: как производственное учреждение (завод, фабрика, мастерская) либо задуманное, предпринятое кем?нибудь дело, включающее в себя

Из книги Судебная практика по гражданским делам. Споры о защите прав потребителей автора Кратенко Максим Владимирович

§ 2 Общая характеристика земельного участка как объекта прав В соответствии с частью 1 ст. 9 Конституции и пунктом 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земля является основой жизни и деятельности человека, имеет важное экологическое, экономическое и социальное

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Вопрос 434. Общая характеристика Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколов к ней. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод вступила в силу в 1953 г. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого

Из книги автора

Глава 1. Общая характеристика законодательства о защите прав

Из книги автора

1. Общая характеристика Английская буржуазная революция XVII в. нанесла сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений в одной из ведущих стран Западной Европы. Она имела несравненно более широкий резонанс, нежели

Из книги автора

1. Общая характеристика Просвещение - влиятельное обще культурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было важной составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.Специфику

Из книги автора

1. Общая характеристика В начальной истории политических идей североамериканских колонистов, выходцев из Англии, прослеживается два главных периода - пуританский (до второй половины XVIII в.) и просветительский (со второй половины XVIII до последней четверти XIX в.).При всем

Из книги автора

1. Общая характеристика Общественно-политическая жизнь Западной Европы в первой половине XIX столетия проходила под знаком дальнейшего утверждения и упрочения буржуазных порядков в данном регионе мира, особенно в таких его странах, как Англия, Франция, Германия,

Из книги автора

1. Общая характеристика В XX в. развитие политико-правовых исследований приобретает широкий размах. Преемственность с прежними учениями (неокантианство, неогегельянство) заметно дополняется новыми направлениями и школами в юриспруденции (интегративная юриспруденция,

Традиционно, для привлечения иностранных инвестиций и улучшения инвестиционного климата, используется предоставление инвесторам гарантий и льгот.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160-ФЗ от 9 июля 1999г. льготы для иностранных инвесторов иначе именуются изъятиями стимулирующего характера (п. 2, ст. 4). Там же предусматривается, что льготы для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ.

Под предоставлением льгот, в данном случае, целесообразно понимать, установленные органами власти РФ более благоприятного условия (режима) осуществления какого либо действия (или вида деятельности) для субъекта (категории субъектов) против обычных условий осуществления действий для остальных подобных субъектов. Провозглашение гарантий, должно быть, является формой принятия на себя государством, через соответствующе органы власти, обязательства перед субъектом (в нашем случае - субъектом инвестиционной деятельности).

Смысл принятия Закона "Об иностранных инвестициях", заключается в определении основных гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции получаемые от них доходы и прибыль, а также определении условий предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Для иностранных инвесторов в России Законом "Об иностранных инвестициях" №160-ФЗ установлены следующие основные гарантии:

1. Гарантии правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ. (ст. 5);

2. Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6);

3. Гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7);

4. Гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);

5. Гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ (ст. 9);

6. Гарантии обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10);

7. Гарантии использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

8. Гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за приделы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

9. Гарантии права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);

10. Гарантии участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

11. Гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15).

Перечень этот не является исчерпывающим. Согласно ст. 17 Закона "Об иностранных инвестициях", субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Статья 6 Закона "Об иностранных инвестициях" провозглашает, что иностранный инвестор на территории РФ имеет право осуществлять инвестиции в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Такой запрет может быть общенациональным, т.е. для резидентов и нерезидентов, либо запрет в форме изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов, установленный федеральным законом РФ. Описанная гарантия провозглашена в России впервые, и ее можно назвать новеллой, однако провозглашение иного противоречило бы принципам, заложенным в Конституции РФ (ст. 30) и ГК РФ (ст. 2).

Таким образом, любое вложение иностранного инвестора в деятельность коммерческих организаций на территории РФ является безусловно правомерным, если только оно не охвачено специальным изъятием ограничительного характера, предусмотренным федеральным законом для такого иностранного инвестора, или на такое вложение не наложен общенациональный запрет по законодательству РФ. Сопротивление или отказ государственной регистрации или предварительном разрешении такого вложения со стороны государственных органов, органов местного самоуправления обжалуются в установленном порядке.

Присутствующая в ныне действующем Законе "Об иностранных инвестициях" гарантия обеспечения надлежащего рассмотрения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором, существовала и ранее, будучи сформулированной, как возможность обращения в российские суды и арбитражные суды (ст. 9 Закона об иностранных инвестициях в РСФСР).

Судебная защита характеризуется тем, что спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде.

Пунктом 2 ст. 5 Закона "Об иностранных инвестициях" установлено: иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ. Должностные лица традиционно подвергались административной либо, в крайних случаях, уголовной ответственности.

Статьей 13 Закона "Об иностранных инвестициях" провозглашается гарантия права иностранного инвестора на приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг. Эта гарантия является логичным продолжением более общей гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций в России (ст. 6 Закона "Об иностранных инвестициях"). Приобретение русских ценных бумаг иностранными инвесторами производится в соответствии с законодательством РФ "о рынке ценных бумаг".

В Законе об иностранных инвестициях гарантия участия иностранного инвестора в приватизации сформулирована весьма расплывчато. Эту норму можно назвать полностью отсылочной, хотя вряд ли гарантия может состоять только из отсылок. Например, указывается, что иностранный инвестор «может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности». Именно «может», а не «вправе». То есть, никакой ясности - может участвовать, а может не участвовать. Далее совершается отсылка к законодательству РФ о приватизации. Таким образом, нельзя с достаточной долей достоверности утверждать, что иностранным инвесторам в РФ гарантируется право на участие в приватизации.

Коль скоро условия и порядок участия иностранного инвестора в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности устанавливается российским законодательством о приватизации, то можно предположить, что режим осуществления иностранными инвесторами «приватизационной деятельности» в значительной степени иной, нежели режим обычной предпринимательской деятельности иностранного инвестора в России.

Известно, что государства защищают в первую очередь права своих граждан, поэтому логично провозглашение для иностранных инвесторов тех же гарантий, что и для инвесторов отечественных. Однако, если для иностранного инвестора провозглашается гарантия, которую не имеют отечественные инвесторы, то такую гарантию следует рассматривать как льготу.

Так к льготам, по нашему мнению, как указывалось ранее, можно отнести, предусмотренную ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях», гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Проще она именуется в литературе «стабилизационной» или «дедушкиной» оговоркой и предусматривает не увеличение для субъекта суммы налоговых и иных подобных отчислений в течение определенного периода после начала реализации инвестиционного проекта даже в том случае, по закону эти отчисления увеличиваются. Срок стабильности суммы отчислений приравнивается в РФ к сроку окупаемости инвестиционного проекта, но ограничивается семью годами. Таким образом, инвестор знает, что даже если на завтра после начала вложений в экономику России государство введет «грабительские» налоги он сможет хотя бы вернуть свое.

Российские инвесторы могут рассчитывать на такую гарантию только в случае осуществления инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений (п.2 ст. 15 Закона "Об инвестициях в форме капитальных вложений").

Стабилизационная оговорка в РФ действует в отношении:

Ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами);

Федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые в России);

Взносы в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ);

Воспользоваться стабилизационной оговоркой могут:

Иностранные инвесторы, реализующие приоритетный инвестиционный проект (при условии целевого использования товаров, ввезенных на территорию РФ для реализации приоритетного инвестиционного проекта);

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, реализующие приоритетный инвестиционный проект;

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, где доля иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале превышает 25%.

Кроме того, как было отмечено выше, стабилизационная оговорка действует для инвесторов (в том числе российских), осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты, связанные с инвестиционной деятельностью в форме капитальных вложений.

Еще одна гарантия, делающая режим иностранных инвестиций более благоприятной - это гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России ранее ввезенных имущества и информации (ст. 12 Закона "Об иностранных инвестициях"). Она предусматривает неприменение квотирования, лицензирования и иных мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности при вывозе из России иностранным инвестором имущества и информации в документальной форме или форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию России в качестве иностранной инвестиции. При этом неприменение мер тарифного регулирования в данной ситуации не гарантируется.

Выплату экспортного таможенного тарифа (таможенной пошлины) иностранному инвестору придется осуществить.

Кроме права вывоза своего имущества и информации иностранному инвестору гарантируется беспрепятственный перевод денежных сумм за границу (ст. 11 Закона "Об иностранных инвестициях"). Условия такого перевода заключаются в обязательной предварительной уплате всех предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов с доходов и прибыли от инвестиций. Поле этого иностранный инвестор либо свободно использует денежные средства на территории РФ, в том числе для реинвестирования, либо переводит их за границу. В той же статье Закона указывается, что перевод должен быть осуществлен в иностранной валюте.

Наконец, Закон "Об иностранных инвестициях" предусмотривает, что льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 16 Закона "Об иностранных инвестициях").

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...