Что нового в изменениях по осаго. Законодательные изменения в страховании


Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях, которые вносятся в Федеральный закон " " с 28 апреля 2017 года.

Основная идея обновленного закона состоит в том, что по умолчанию страховые компании будут проводить ремонт поврежденных транспортных средств, а не предоставлять водителю 2 варианта на выбор.

Сразу же хочу заметить, что нововведений довольно много, поэтому их рассмотрение будет разбито на две статьи. Сегодня речь пойдет о том, в каких случаях водитель может получить денежную компенсацию, а в каких обязан согласиться на восстановительный ремонт. Во второй части будут рассмотрены .

Страховое возмещение вместо страховой выплаты

Рассмотрим обновленную статью 1 закона "Об ОСАГО":

осуществить страховую выплату

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства ) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;

Ранее в законе существовало понятие "страховая выплата", однако начиная с 28 апреля 2017 года оно будет повсеместно заменено на понятие "страховое возмещение". Страховое возмещение может быть осуществлено в двух вариантах:

  • в виде страховой выплаты, которая и существовала ранее;
  • в виде восстановительного ремонта транспортного средства.

Приоритет восстановительного ремонта над денежными выплатами

Рассмотрим пункт 15 1 статьи 12 обновленного закона:

15 1 . Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16 1 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 15 2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15 3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).

Итак, физические лица, владеющие легковыми автомобилями, по умолчанию будут получать возмещение в виде восстановительного ремонта . Давайте рассмотрим этот пункт подробнее.

1. Это требование распространяется только на автомобили, владельцами которых являются физические лица . Т.е. если автомобиль принадлежит юридическому лицу, то для него восстановительный ремонт не имеет приоритета. Юридические лица, также как и раньше, могут выбрать или ремонт, или денежную компенсацию.

2. Требование распространяется только на легковые автомобили и не распространяется на другие типы транспортных средств (мотоциклы, автобусы, грузовые автомобили). Владельцы указанных транспортных средств также могут выбрать по своему желанию либо денежную выплату, либо ремонт.

Например, это относится к владельцам грузовых автомобилей категории B, которые зачастую не сильно отличаются от легковых. Т.е. при повреждении в ДТП пикапа Volkswagen Amarok его владелец сможет получить выплату вместо ремонта, если он этого захочет.

3. Требование распространяется только на автомобили, зарегистрированные в Российской Федерации . Владельцы иностранных автомобилей могут выбрать ремонт или выплату по собственному желанию.

Обратите внимание, есть несколько случаев, когда владелец легкового автомобиля может получить выплату вместо ремонта, они будут рассмотрены ниже.

Ситуации, в которых можно получить денежную выплату вместо ремонта

Пукнт 16 1 статьи 12:

16 1 . Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:

а) полной гибели транспортного средства;
б) смерти потерпевшего;
в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;
г) если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;
д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в соответствии с абзацем шестым пункта 15 2 настоящей статьи или абзацем вторым пункта 3 1 статьи 15 настоящего Федерального закона;
ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Существует перечень ситуаций, в которых вместо восстановительного ремонта владелец легкового автомобиля обязательно получит денежную выплату :

  • Уничтожение автомобиля. Если купить новый автомобиль оказывается дешевле, чем ремонтировать поврежденный.
  • В случае смерти потерпевшего (владельца автомобиля).
  • Если стоимость ремонта автомобиля превышает 400 000 рублей (либо 50 000 рублей при ) и потерпевший не согласен оплатить недостающую стоимость ремонта.
  • Если все участники ДТП признаны его виновниками, т.е. имеет место обоюдная вина и потерпевший не согласен оплатить недостающую стоимость ремонта.
  • Если ни одна из станций по ремонту, с которыми сотрудничает страховая компания, не соответствует следующим требованиям: срок проведения ремонта не более 30 дней, расстояние от места жительства или места ДТП до места ремонта не более 50 километров, сохранение гарантии поврежденного транспортного средства. Перечисленные требования подробно рассмотрены в .
  • При наличии соглашения между водителем и страховой компанией.

Ситуации, в которых владелец легкового автомобиля может выбрать между восстановительным ремонтом и денежной компенсацией:

  • Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
  • Если потерпевший является инвалидом (любой группы, либо ребенком-инвалидом).
  • Если владелец автомобиля в заявлении при заключении договора ОСАГО указал станцию технического обслуживания и возможность ремонта на указанной станции отсутствует.

Обратите внимание, если Вы категорически не хотите ремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, то Вы всегда можете попытаться заключить соглашение о получении выплаты (в соответствии с абзацем ж). Страховая не обязательно согласится на это, но попытаться все же стоит.

Запрет на проведение восстановительного ремонта для страховой компании

Пункт 17 1 статьи 12 ФЗ "Об ОСАГО":

17 1 . В случае выявления Банком России неоднократного (два и более раза) в течение одного года нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) оплате, Банк России вправе принять решение об ограничении осуществления таким страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре в соответствии с пунктами 15 1 - 15 3 настоящей статьи на срок до одного года (далее - решение об ограничении). Страховщик, получивший решение об ограничении, в отношении потерпевших, обращающихся с заявлением о страховом возмещении вреда или прямом возмещении убытков после даты принятия решения об ограничении, осуществляет возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в форме страховой выплаты, за исключением случая, когда потерпевший, уведомленный страховщиком о принятии в отношении его решения об ограничении, подтверждает свое согласие на возмещение вреда, причиненного его транспортному средству, в натуре. В этом случае страховщик осуществляет организацию и (или) оплату восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в соответствии с пунктами 15 1 - 15 3 настоящей статьи и направляет копии документа, подтверждающего уведомление потерпевшего о принятии решения об ограничении, и заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, содержащего указание на возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в натуре, в профессиональное объединение страховщиков в течение трех рабочих дней со дня получения такого заявления.

Потерпевшим, которым на дату принятия Банком России решения об ограничении выданы направления на ремонт, страховщик организует и (или) оплачивает проведение восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств в соответствии с пунктами 15 1 - 15 3 настоящей статьи.

Порядок принятия решения об ограничении устанавливается Банком России.

Информация о принятии Банком России решения об ограничении размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия Банком России соответствующего решения.

Обратите внимание, если страховая компания несколько раз нарушает обязательства по восстановительному ремонту поврежденных транспортных средств, то Банк России может запретить этой организации проводить восстановительные ремонты. Информация о наложенном ограничении публикуется на сайте Банка России cbr.ru.

Если на страховую компанию наложено подобное ограничение, то она по умолчанию вместо ремонта транспортных средств должна проводить денежные выплаты. Однако это относится только к водителям, которые обратились в страховую после принятия решения об ограничении.

Например, если водитель Алексей получил направление на ремонт в страховой компании "СуперАвтоСтрах" 1 июня 2017 года, а 5 июня 2017 года Банк России запретил этой компании производить возмещение в виде восстановительного ремонта, то Алексей все равно сможет по имеющимся документам отремонтировать свою машину.

Что касается водителей, которые подали документы после наложения ограничения на страховую компанию, то они могут по собственному желанию согласиться на ремонт либо получить денежную компенсацию.

Учет износа запасных частей при восстановительном ремонте

Пункт 19 статьи 12 закона "Об ОСАГО":

Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15 1 - 15 3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Обратите внимание:

1. Износ запасных частей не учитывается, если водитель выбирает восстановительный ремонт автомобиля. Т.е. в этом случае на машину должны поставить новые комплектующие за счет страховой компании.

2. Износ учитывается, если автовладелец получает денежную выплату. Т.е. при денежной выплате возмещения водитель получает лишь часть суммы, требующейся для ремонта.

Возможность выбора автосервиса при покупке ОСАГО

Пункт 3 1 статьи 15 закона "Об ОСАГО":

3 1 . В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме.

Это довольно интересное нововведение, на которое следует обратить внимание. Начиная с 28 апреля 2017 года у водителя появится возможность заранее выбрать автосервис, где он будет ремонтировать автомобиль в случае .

Автовладелец может либо выбрать станцию техобслуживания из списка, предложенного страховой компанией, либо предложить страховой компании собственный вариант автосервиса. Так что если Вы заинтересованы в ремонте в какой-то определенной фирме, например у официально дилера, то рекомендую заявить об этом непосредственно перед покупкой страхового полиса.

На какие договоры ОСАГО распространяются нововведения?

4. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции настоящего Федерального закона) применяется к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Обратите внимание, восстановительный ремонт будет иметь приоритет над денежными выплатами только в том случае, если договор ОСАГО заключен после 28 апреля 2017 года. На "старые" страховые договоры это требование не распространяется.

При этом значение имеет именно дата заключения договора, а не дата начала его действия.

Например, если срок действия Вашего договора ОСАГО завершается 1 мая 2017 года и Вы хотите сохранить возможность выбора между страховыми выплатами и восстановительным ремонтом, то можно поступить следующим образом. До 28 апреля 2017 года обратитесь в страховую компанию и . При этом хотя датой начала действия полиса и будет 1 мая 2017 года, водитель сохранит возможность выбора, т.к. ОСАГО приобретено до вступления в силу рассматриваемого закона.

В завершение предлагаю Вам самостоятельно ознакомиться с обновленным текстом Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств":

Также хочу напомнить, что в следующей статье серии "Реформа ОСАГО в 2017 году" рассмотрены .

Удачи на дорогах!

Александр-29

Спасибо, Максим! Очень полезные материалы!

Александр , спасибо за Ваш отзыв!

Удачи на дорогах!

Алексей-301

Добрый день. Как происходит возмещение ущерба водителю, не виновному в дтп и не застраховавшемуся (без полиса осаго), если 1) виновный водитель застрахован до 28.04.2017 2) виновный водитель застрахован после 28.04.2017 года? Спасибо

Алексей , здравствуйте.

Если один из водителей не застрахован по ОСАГО, то для оформления дорожно-транспортного происшествия в любом случае придется обращаться в ГИБДД. После этого невиновный водитель должен обратиться в страховую компанию виновника для получения выплат. В остальном все точно также, как и при наличии ОСАГО у двух водителей.

Удачи на дорогах!

Подскажите пожалуйста по (пока что) гипотетической ситуации.

"Встретились" Бяка и Бука.

Бяка виновник ДТП, у Буки КАСКО. Страховая Буки ремонтирует ему машину за свой счёт, после чего обращается в страховую компанию Бяки, и они неофициально заключают взаимозачёт на сумму ремонта. После этого страховая Буки предъявляет официальный иск к Бяке по возмещению вреда в рамках ГК РФ. Страховая Бяки отказывает в выплате на основании того, что она обязана была обеспечить ремонт, а ремонт уже осуществлён, и такая ситуация не указана как основание для денежной выплаты в законе об ОСАГО. В результате Бяка лично попадает на оплату полной стоимости ремонта, который осуществила страховая Буки.

Вопрос: какой закон поможет Бяке либо обязать свою страховую таки осуществить выплату либо оставить хитровыделанную страховую Буки с носом?

Keeper_Riff , не совсем понял ситуацию.

алексей-330

Добрый день. Купил машину в другом городе, страховку сделать не успел и ночью в мою стоящую машину врезался таксист, у него страховка есть а у меня получается нет! Я принципиально не хочу ездить на ремонтированной машине, и хотел бы от нее избавиться, но ждать пока мне ее отремонтируют а потом продавать долгое время желания нету! Что мне делать в такой ситуации? могу ли я получить денежное вознаграждение и продать машину в битом состоянии?

Заранее благодарю!

Keeper_Riff , не совсем понял ситуацию.

Если у Буки нет КАСКО, он точно также обратится в свою страховую компанию (по ОСАГО) для прямого возмещения убытков (т.е. за ремонтом) и автомобиль отремонтируют. После этого страховая Буки потребует от страховой Бяки деньги за ремонт.

Что именно изменится при добавлении в эту схему КАСКО?

Разница в том, что закон предполагает денежное возмещение в том случае, когда автомобиль ремонтируют в рамках договора ОСАГО по прямому возмещению. А вот если автомобиль ремонтируют в рамках договора КАСКО, такая обязанность отсутствует. Раньше была, а теперь, когда закон изменили под приоритет ремонта, пропала. Собственно, хочу уточнить, действительно ли пропала, или я что-то упустил.

Владислав-30

Страховая компания виновника ДТП отказывает в восстановительном ремонте автомобиля потерпевшего аргументируя тем, что полис ОСАГО виновника заключен до 28 апреля 2017 года. Обязывает взять деньги с учётом износа поврежденных деталей. Потерпевший хочет выбрать именно ремонт. Что можно сделать в данной ситуации.

Алексей , здравствуйте.

В описанной ситуации Вам нужно договориться со страховой компанией по поводу выплаты (подпункт Ж, пункта 16-1, статьи 12). Если это удастся, то Вам выплатят деньги, а автомобиль можно будет продать.

Удачи на дорогах!

Keeper_Riff , в ФЗ "Об ОСАГО" взаимодействие страховщиков при наличии КАСКО не рассматривается. Попытался найти там ответ на Ваш вопрос, но, к сожалению, ничего конкретного не нашел.

Владислав , данное нововведение распространяется только на новые договоры ОСАГО, так что страховая компания права.

Тем не менее выглядит странным, что они не желают организовать ремонт за свой счет. В большинстве случаев страховые наоборот стараются всячески навязать ремонт вместо выплат. Насколько я понимаю, ремонт для них более выгоден.

Удачи на дорогах!

Добрый день! У виновника ДТП страховка оформлена до 28 апреля 2017 г., а у меня в октябре 2017 г. В страховой уведомляют о том, что если у виновника страховка оформлена до 28 апреля 2017 г. то будет учитываться износ моего автомобиля при калькуляции компенсации. Могу ли я рассчитывать на то, что мой полис оформлен в октябре и я имею право выбрать ремонт своего автомобиля на СТО без учета износа (т. е. не буду доплачивать за новые детали)? Или все так ориентироваться нужно на полис виновника?

Роман , здравствуйте.

В данном случае нужно смотреть на дату заключения договора ОСАГО виновником ДТП, т.к. именно по его договору осуществляется выплата.

Удачи на дорогах!

Добрый вечер. ДТП. Трое Участников. М неверно выбрал дистанцию (не смотрел на дорогу), допустил наезд на Н, Н от удара въехал в А. В А пассажир получил ущерб здоровью средней тяжести. Как действовать водителю Н? Чья страховая компания и в каком размере/каком виде будет возмещать ущерб пострадавшим?

Анна , здравствуйте.

Возмещать ущерб будет страховая компания виновника ДТП. Судя по Вашему описанию, это страховая автомобиля Н.

Величина ущерба будет определена страховой компанией. Если пострадавшие будут не согласны с величиной выплат, то они могут обратиться в суд.

Удачи на дорогах!

В ДТП, в котором "пострадала" наша машина, у виновника ДТП полис ОСАГО заключен после 28/04/17, у нас же полис заключен до 28/04/17. И мы хотели бы получить возмещение в виде денежной выплаты, а не ремонта.

Наша страховая компания, куда мы обратились за возмещением, игнорирует наше заявление на возмещение в денежном эквиваленте, указывая на то что у виновника полис после 28/04/17 , на какое-то Постановление Пленума Верховного судас(в устной форме), а значит мы не имеем права на деньги, присылает заказные письма с решением о проведении восстановительного ремонта, с доплатой нами 37% износа.

Письменного отказа мы пока так и не получили, как и выплат, не прошло еще 20 рабочих дней.

Есть ли смысл обращаться в суд, чтобы получить деньги или страховая полностью права и надо соглашаться на восстановительный ремонт? И почему мы должны оплачивать износ?

Ольга , в законе прямо не говорится о том, что до 28 апреля должны быть заключены оба договора. Поэтому рассмотрим оба варианта:

1. Если нововведение на Вас распространяется, то Вам должны дать направление на восстановительный ремонт и Вы ничего доплачивать не обязаны.

2. Если нововведение к Вам не относится, то Вам должны предоставить выбор (денежная выплата или восстановительный ремонт). При этом в случае ремонта возможна доплата за износ деталей.

Судя по всему в описанной ситуации имеет место второй вариант, однако страховая по каким-то причинам не хочет производить денежную выплату. В данном случае имеет смысл обратиться в суд и добиться либо бесплатного ремонта, либо выплаты.

В сентябре 2018 года в России ожидаются существенные изменения в законе об ОСАГО.

Штрафы за ОСАГО с 1 сентября 2018 года

Как сообщает автомобильный портал , Российский союз автостраховщиков совместно с ГИБДД планировал с 1 сентября 2018 года начать проверять наличие полиса ОСАГО с помощью камер фиксации нарушений ПДД.

«По нашим данным, ошибок даже на первом этапе будет очень мало, так как проверка полиса будет осуществляться на двух уровнях. Все машины, которые в течение дня попали под камеры, будут проверяться по итогам дня на наличие полиса ОСАГО по базам РСА и ГИБДД. Эта проверка будет идти с некоторой задержкой по времени, потому что вновь проданный полис может не сразу появиться в информационной системе. Повторная проверка будет осуществляться непосредственно перед выпиской штрафа», - рассказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Пилотный запуск системы планировался в Москве, так как для запуска проекта необходимы вложения не только со стороны ГИБДД и РСА, но и со стороны операторов местных властей. Москва - один из первых регионов РФ, который создает информационный хаб, с его помощью будут распределяться и передаваться данные между камерами и информационными системами РСА и ГИБДД.

«Планируется, что после устранения всех возможных сбоев и ошибок в Москве, система будет запущена в Татарстане, а затем распространится на все регионы РФ», - сообщал ранее Уфимцев.

Однако, в последний момент запуск системы вновь отложили, причем на неопределенный срок. По последней информации от того же Евгения Уфимцева, со стороны РСА было сделано все необходимое для запуска данной системы и РСА к этому процессу готов. Есть некий сдерживающий фактор, потому что до конца не определились с тем, по какой статье и в каком количестве выставлять в данном случае штраф. По словам Уфимцева, «сейчас мячик на стороне уже московских властей, потому что их задача непосредственно запустить и отработать данный проект». «Мы такое письмо соответствующее им направили о своей полной готовности, наших технических мощностей и самого процесса», - заключил Уфимцев.

Возможно, штрафы за ОСАГО с камер все-таки начнут приходить в сентябре 2018 года.

Оформление онлайн ОСАГО с 4 сентября 2018

4 сентября 2018 года вступили в силу новые правила оформления электронных полисов ОСАГО.

Речь идет об указании Банка России от 15 февраля 2018 г. № 4723-У “О внесении изменений в Указание Банка России от 14 ноября 2016 года N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Оно вступает в силу 4 сентября 2018 года.

Указанным документом вносятся поправки в правила оформления ОСАГО онлайн, сообщает портал .

Документ внес много изменений в процедуру оформления электронного полиса ОСАГО. Самые основные из них:

  • в электронной подписи теперь должны быть только буквы латинского алфавита и арабские цифры (не более 10 символов).
  • один номер телефона и (или) адрес электронной почты можно использовать для создания только одного личного кабинета на сайте страховщика
  • теперь электронный полис ОСАГО вступает в силу не ранее, чем через 3 дня после оформления
  • время предоставления подтверждающих скан-копий документов ограничили до 3 часов
  • установлены требования к формату скан-копий документов.

Утвержденные Банком России поправки позволят упростить процесс заключения электронного договора ОСАГО и сделают сервис электронных продаж более удобным для автовладельцев, а также будут способствовать пресечению злоупотреблений со стороны участников страхового рынка и борьбе с мошенничеством.

Более подробно обо всех изменениях в оформлении онлайн ОСАГО с 4 сентября можно почитать в .

Тарифы ОСАГО с сентября 2018 года

Как сообщал ранее портал , летом 2018 года планировалось актуализировать действующие тарифы ОСАГО за счет расширения тарифного коридора и изменения подходов к установлению ряда коэффициентов.

Границы тарифного коридора базовой ставки ОСАГО с 31 августа 2018 года хотели расширить не более чем на 20% в обе стороны. Если сейчас для наиболее массовой категории транспортных средств – легковых автомобилей физических лиц – коридор базовой ставки составляет 3432–4118 рублей, то после принятия изменений он составил бы 2746–4942 рубля.

Однако, Центробанк не успел утвердить соответствующие поправки в закон об ОСАГО. Речь идет о техническом переносе - в целом само решение об изменении тарифов ОСАГО уже принято, остались бюрократические вопросы.

Страховщики ожидают увеличение тарифного коридора ОСАГО в сентябре 2018 года.

Реформа ОСАГО в сентябре 2018 года

За последний месяц появилось очень много различных предложений по совершенствованию системы ОСАГО. Так, ЦБ выступил с предложением об изменении тарифной политики: расширить коридор базовых ставок на 20% вверх и вниз, реформировать систему скидок и надбавок за безаварийную езду, ввести новые категории водителей по стажу и возрасту.

В свою очередь, Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, согласно которому если при ДТП выяснится, что причиной аварии стала техническая неисправность не прошедшего осмотр автомобиля, то страховая компания получит возможность возместить все свои расходы за счет владельца этой машины.

В Министерстве финансов обсуждается переход на различные типы полисов с разными лимитами выплат, возможность приобретения полиса на несколько лет и др.

Кроме того, Российский союз автостраховщиков предложил ограничить пятью днями срок обращения за выплатой по ОСАГО. Также союз выступил с идеей использовать старые запчасти для восстановительного ремонта по ОСАГО без получения согласия владельца.

«Все эти предложения требуют глубокого изучения. Надо посоветоваться с рынком, с теми, кто защищает права автолюбителей, с Центральным банком. Тема требует широкой дискуссии. В связи с этим 13 сентября Комитет начнет осеннюю сессию с больших парламентских слушаний по ОСАГО», - сообщил Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

14.01.2017 | 12:00 Обновлено: 29.05.2018 4860

Как внести изменения в полис ОСАГО: пошаговая инструкция + образец доверенности и разбор конкретных ситуаций

Всем привет, это Кулик Илья! Вы не сообщили страховой свой новый номер телефона? Ну все, вам … ничего не будет. А ведь его вы тоже указывали при оформлении страховки, верно? Когда внесение изменений в полис обязательно, а когда на это можно «забить», а также как это делается, каков порядок этой процедуры – об этом в сегодняшней статье.

Согласно п.8 ст. 15 Федерального закона «Об ОСАГО» обо всех изменениях данных, указанных при заключении договора ОСАГО, произошедших в период его действия, страхователь обязан сразу же сообщать своему страховщику письменно.

То есть не только сведения, указанные в бланке полиса, но и номер паспорта или телефона, указанного при оформлении страховки.

Правда, срок, в который надо внести изменения не ограничен, как и наказание за игнорирование этого пункта. Нет таких статей, которые предусматривали отказ в страховой выплате или аннулирование КБМ регресс или другое какое наказание, если об изменениях, произошедших во время действия «автогражданки», страховщику не сообщили.

Примечание. За предоставление неверных данных при заключении договора применяются меры вплоть до признания страховки недействительной.

Когда без последствий не обойдется

Особняком стоят ситуации, когда из-за произошедших изменений поменялась вероятность наступления страхового случая. Вслед за ней меняется и сумма страхового взноса. Это, например, смена места жительства, периода использования автомобиля, количества водителей.

Кроме того, если водитель, управляющий автомашиной, не вписан в страховку, или на ТС передвигаются не во время периода использования, указанного в полисе, предусмотрена административная ответственность и регресс при наступлении страхового случая.

Почему обо всех изменениях надо сообщать

Не знаю, насколько надо сообщать о новом номере телефона. Это, по-моему, уже лишнее.

Да и изменения, касающиеся информации, указанной в бланке полиса (другая фамилия, новые водительские права), чисто теоретически не повлекут серьезных последствий, например, отказа в возмещении при страховом случае.

Но, во-первых, при каждом общении с более-менее сотрудниками ГИБДД придется объяснять расхождения в данных между полисом и другими документами. Во-вторых, может придраться и страховщик, особенно если новые сведения обнаружатся при просьбе выплатить вам по страховке.

Что делать, чтобы внести изменения?

При изменении тех или иных обстоятельств и документов не поленитесь добраться до офиса «своей» страховой компании, и попросить внести новые сведения. Причем они вносятся не только в бланк полиса, но и в электронную базу.

Делается это бесплатно, кроме случаев, когда от указанных вами обстоятельств (к управлению авто допускается неопытный и/или молодой водитель, переезд в другой регион) изменится риск наступления страхового события. Тогда вполне обоснованно вам придется доплатить определенную сумму, рассчитанную строго в соответствии с правилами, или часть заплаченной премии вернут вам.

Как вносятся изменения

Правилами предусмотрены два варианта закрепления новой информации, внесенной в страховку:

  1. запись на старый бланк в раздел «Особые отметки»;
  2. выдача нового бланка полиса.

В первом случае, кроме сути поправок, указывается дата и время записи, подпись сотрудника и печать организации. Полис с изменениями возвращают вам, а его копию страховщик оставляет себе вместе с заявлением.

Во втором случае оформляется новый полис, с сохранением срока действия старого и всех неизменяемых условий договора. Оригинал старого полиса забирается страховщиком, на новом указывается номер старого и дата переоформления. Новый полис вам обязаны выдать не позже чем через два дня, но обычно это происходит сразу в день обращения.

Примечание. Если вы потеряли бланк полиса, то перед тем как внести изменения вам обязательно выдадут дубликат утерянного.

Все сообщенные изменения обязательно вносятся страховщиком в течение пяти рабочих дней в информационную систему (АИС) ОСАГО.

Как внести изменения. Пошаговая инструкция

Все изменения производятся в офисе страховой фирмы, в которой оформлялась «автогражданка» (про особенности электронной страховки смотри подзаголовок «Внесение изменений в электронный полис ОСАГО» ниже). Конечно, необязательно ехать в тот же филиал, обращаться можно в любое отделение.

Ни в коем случае ничего не меняйте самостоятельно в страховке ОСАГО. Даже если это одна буква в фамилии, или подобная «мелочь», а уж тем более нельзя вписывать новое время периода использования или добавлять водителя. Это может быть расценено как подделка документа. А за это предусмотрена ответственность, в том числе и уголовная. И, конечно, никакой силы эти «изменения» иметь не будут.

Шаг первый – пишем заявление в страховую

Итак, для смены данных в полисе ОСАГО вам потребуется письменно уведомить страховую. Делается это путем подачи заявления. Принимается оно от страхователя или лица, имеющего нотариально заверенную доверенность. Образец, рекомендованный РСА для всех страховых, можно скачать .

В каждой страховой могут быть свои бланки, несколько отличающиеся от приведенного. Они выдаются при обращении. То есть самому предварительно заполнять ничего не надо. Просто приехали в офис СК, сказали, что надо изменить данные, вам выдадут бланк, подскажут как правильно заполнить или сами забьют данные в компьютер и распечатают уже готовое заявление.

Шаг второй – подаем документы

Из документов вам потребуется следующий список:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • копия и оригинал доверенности, если заявляет не страхователь;
  • оригинал полиса;
  • заявление на внесение изменений;
  • документ, подтверждающий вносимые изменений, если он должен быть.

Можно и нужно попросить копию заявления с отметкой о получении его страховщиком.

Шаг третий – получаем новую страховку

В зависимости от типа фиксации новых данных вам отдают старый бланк с отметками или новый полис. В некоторых случаях может потребоваться доплатить страховую премию или вам вернут через кассу или на карточку ее часть. Вот и все.

Доверенность на внесение изменений

Подавать заявление на изменение данных страховки, в том числе и вписывать других водителей, может только страхователь (не собственник!) или лицо, получившее от него доверенность. Если предполагается получить деньги от страховщика, например, часть уплаченной страховой премии, то доверенность должна быть заверенной у нотариуса. В противном случае эта бумага может быть оформлена и в простой письменной форме.

Не исключено, впрочем, что в некоторых страховых от вас в любом случае потребуют документ, заверенный нотариусом. Доказать своё право провести процедуры по рукописному документу, скорее всего, получится только через суд, поэтому в такой ситуации, как мне кажется, проще всего будет согласиться с требованием СК.

Кстати. Право на внесение изменений в полис ОСАГО от лица доверителя может быть включено в генеральную доверенность.

Образец доверенности

Так как к нотариусу придется в любом случае идти для заверения документа, то лучше будет, если его оформить на бланке нотариуса. Вы не первый, которому нужна такая доверенность, поэтому у нотариуса наверняка будет заготовка текста доверенности. Заполнение доверенности нотариусом избавит вас от возможных ошибок.

Дополнительной платы это не потребуют, но оформленный на форменном бланке написанный по всем правилам текст будет выглядеть совсем по-другому, чем написанный от руки.

Иногда бывает нужным самостоятельно написать доверенность, например, если нотариус раньше не сталкивался с подобными документами. Также в любом случае полезно знать, что указывается в такой доверенности. Доверять нотариусу можно и нужно, но проверять тоже не помешает. Поэтому .

Что еще писать в доверенности

В доверенности обязательно указываются действия, которые по ней разрешаются. Причем они могут быть как конкретные (вносить изменения в договор [полис] обязательного страхования), так и общие (представлять интересы доверителя в страховой компании). Если планируется получить часть страхового взноса, это должно быть прописано отдельно.

Если в доверенности не прописан срок ее действия, то он считается равным одному году. Максимальный срок – три года.

Внесение изменений в электронный полис ОСАГО

Пунктом 1.10 Правил ОСАГО предусмотрено внесение поправок в электронную страховку как в электронном виде, так и в офисе компании, с выдачей уже полиса на бумажном бланке.

С другой стороны, в п. 8 ст. 15 Закона об ОСАГО сказано, что об изменениях, касающихся данных полиса нужно уведомлять письменно.

В общем, сейчас эта возможность различна в зависимости от компании. В Росгосстрахе, например, в личном кабинете, через который осуществляется покупка электронной «автогражданки», никакие изменения внести нельзя, а в Ингосстрахе можно изменить ограниченное число параметров через интернет.

Поэтому, если нужно изменить данные в , скорее всего, придется ехать в офис компании. И делать все так же, как и при внесении уточнений в обычный полис. Но с изменениями вам уже выдадут полис на бланке, т. е. страховка перестанет быть электронной.

Как мне кажется, в дальнейшем общение со страховой онлайн будет распространяться все больше и больше.

Какие данные в полисе поменять нельзя

В правилах обязательного страхования прописаны те данные, замена которых не допускается. Это:

  • застрахованное транспортное средство (не его ПТС или номера, а именно само ТС);
  • страхователь (меняются не данные страхователя, а само лицо);
  • срок страхования (первая графа на бланке полиса).

Для изменения указанных пунктов потребуется расторжение действующего и заключение нового договора «автогражданки».

Важно. Обратите внимание, что страхователь меняться не может, а вот собственник вполне.

То есть новый договор придется заключать:

  • если вы хотите застраховать другую машину ;
  • если хотите, чтобы страхователем был другой человек ;
  • если у вас была временная страховка (для следования к месту регистрации или техосмотра ТС), а вы хотите заключить обычную или наоборот (а также изменение срока страховки на авто, зарегистрированное за рубежом).

Разбор отдельных случаев

А сейчас я расскажу об особенностях внесения конкретных изменений в страховку «автогражданки». Конечно, это неисчерпывающий список. Но про наиболее часто встречающиеся случаи я расскажу.

Добавление нового водителя

Это одна из наиболее частых причин внесения изменения в полис ОСАГО. При добавлении водителя может потребоваться внесение дополнительной платы. Кроме документов, общих для внесения изменение потребуются права и паспорт лица, вписываемого в полис.

Как рассчитывается страховая премия

Размер страхового платежа меняется в зависимости от нескольких коэффициентов, в число которых входят: и . Оба они зависят от конкретного водителя.

Первый из них зависит от срока, в который человек не попадал в ДТП по своей вине. Второй – от возраста и стажа водителя. Чем эти показатели меньше, тем этот коэффициент больше и наоборот. Всего есть четыре значения КВС, рубежами приняты 22 года от роду и 3 года стажа.

Причем коэффициент, по которому будет рассчитана стоимость страховки, определяется по человеку, имеющему наименьший возраст и стаж, из всех, вписанных в полис. Тоже относится и к КБМ. Определяется по водителю с наименьшим классом и, соответственно, максимальным КБМ.

Поэтому если для добавляемого водителя значение КВС или КБМ будет больше, чем у уже записанных в страховке, потребуется доплата.

Изменение периода пользования

Если вы при заключении договора «автогражданки» указали период использования ТС меньше срока действия страховки, а потом решили увеличить период использования, обязательно надо указать соответствующие данные в полисе.

Причем согласно п. 1.9 Правил обязательного страхования сделать это надо до окончания указанного в бланке периода.

Смена водительских прав

При смене водительского удостоверения (ВУ) также потребуются изменения в страховке, так как номер водительских прав указан на бланке. Из дополнительных документов нужно будет только новое водительское удостоверение.

Впрочем, на оборотной стороне новых прав в графе 14 обычно указывается номер старого водительского удостоверения. При наличии этого номера не должно возникнуть проблем ни при проверке документов сотрудниками ГАИ, ни при общении со страховой в будущем (например, при оформлении новой страховки).

Честный страховщик при обращении в базу РСА введет номер старых ВУ, указанный на новых, то есть вы будете идентифицированы по старым правам с сохранением всей вашей страховой истории и КБМ.

Но некоторые страховщики придираются к тому, что номер действующих водительских прав не совпадает с прописанным в бланке полиса. Поэтому при замене прав лучше доберитесь до страховой и попросите внести в полис номер нового ВУ. Если на новых правах почему-либо номер старых не указан, обращение в страховую становится обязательным.

Смена места жительства

Конечно, имеется в виду смена прописки. Потребуется документ, в котором будет указано новое место жительство, обычно паспорт.

Размер страховой премии может как увеличиться, так и уменьшиться, так как на него влияет (КТ). То есть придется доплатить, или, наоборот, часть уплаченной премии вам вернут.

Примечание. При расчете КТ учитывается место жительства не страхователя, а собственника.

КТ разный не только для различных регионов, но и для отдельных городов. Например, для Волгограда это 1.3, для Волжского -1.1, Камышина и Михайловки – 1, для остальной Волгоградской области – 0.7. Как видите, в пределах одной области применяются 4 различных коэффициента. И так везде.

Поэтому при переезде обращение в страховую будет обязательным. Даже если смена места жительства не влечет применение другого КТ (например, переезд в пределах одного города), то, не поленитесь уведомить страховую о смене прописки, тем более, что по закону вы должны это сделать.

Замена ПТС

При замене ПТС также требуется замена полиса, так как в страховке его номер указывается. Естественно, потребуется предоставить новый ПТС. Процедура бесплатна.

Замена госномеров

Государственные регистрационные знаки тоже указаны в полисе, поэтому своевременное обновление записи в полисе поможет избежать недоумений не только со страховщиком, но и при разговоре с гаишниками.

Смена госзнака – не замена автомобиля, поэтому требуется только внесение изменения страховку, но никак не оформление нового полиса.

Если страхуется авто, еще не поставленное на учет, то номерной знак не вписывается в соответствующую графу полиса. После получения номеров надо в течение трех дней сообщить страховщику об этом, и он внесет запись в страховку.

Смена личной информации

Если вы меняете фамилию или другие персональные данные, то кроме поправок в полис ОСАГО вам понадобится заменить или внести поправки во все документы на авто.

Так что в страховую обращаться лучше после того, как у вас будут уже права, СТС, ПТС с новыми данными. Тогда сразу можно будет внести и их номера.

Примечание. В некоторых подразделениях МРЭО требуют страховку с новыми персональными данными. Тогда придется навестить страховую дважды: в первый – поменять в полисе фамилию, во второй – данные документов на авто.

Страховая премия не изменяется, поэтому и плата не потребуется.

Смена собственника транспортного средства

Прописать нового собственника ТС в полисе, как это ни странно, возможно. Но страхователь остается прежним. И, конечно, просить заменить информацию в полисе может только он (или лицо, имеющее доверенность от него). Из документов потребуется договор купли-продажи и удостоверение личности нового собственника.

То есть если вы купите подержанную машину, и договоритесь с ее бывшем владельцем, вполне возможно, вписание вас как собственника в старый полис. Страхователь же останется тот же.

Примечание. При страховом случае, возмещение получает собственник, а не страхователь

В то же время смена собственника – это основание для досрочного прекращения договора «автогражданки». Часть внесенной страховой премии, вернут страхователю, пропорционально времени, оставшемуся до окончания страховки.

Но расторгать договор, при смене собственника – это право, а не обязанность страхователя.

  • ни в коем случае не вписывайте что-либо в полис ОСАГО самостоятельно;
  • не откладывайте с сообщением страховщику изменившейся информации;
  • попросите выдать копию заявления с отметкой о принятии;
  • не соглашайтесь на предложение страховой о заключении нового договора , если по закону нужно только внести изменения.

Заключение

Внесение изменений в полис – одна из самых простых процедур. Обычно она не вызывает никаких проблем, в том числе со стороны страховой. В большинстве случаев она бесплатна.

А вам приходилось обращаться в страховую чтобы поменять информацию в договоре «автогражданки»? Насколько гладко все прошло? Если при внесении новых данных в страховку вы встретились с какими-то неординарными обстоятельствами, вы просто обязаны рассказать сейчас о них в комментариях.

Если же есть вопросы — задавайте.

Видео-бонус: 5 случаев жести во время прямого эфира:


А я на этом заканчиваю. Оформляйте подписку на мой блог, делитесь ссылками на статью в соцсетях посредством кнопок ниже. До новых встреч на страницах блога.

На фото Мазда CX-5. Взял тут: drive2.ru/r/mazda/1260764

Еще по теме:

Комментариев к статье: 36

    Галина

    25.07.2017 | 08:58

    Оказывается все ОЧЕНЬ просто!!! Ха-ха-ха!!!

    Мне в полис ОСАГО не могут внести дополнительно водителей 2 (!) недели. Полис Электронный. В офисе на месте это делать отказываются-надо ехать в город. Это 450 км по сопкам (7 часов в одну сторону). Нормальная прогулка (поездка).

    Причем никаких доплат за водителей брать не надо, стоимость полиса не меняется не на копейку. А в службе поддержки говорят, что нас таких желающих внести изменения ОЧЕНЬ много.

    Тамара

    12.09.2017 | 15:12

    Выписали электронно,город 400 км ближайший где можно сделать изменение,при выписке,девочка ошиблась и внесла в место моего имени другое!Все остальное совпадает!Я по уходу за больной мамой,сделать изменения не могу!Отдала документы знакомым,они отстояли очередь,попали в гл.офис,а им сказали,ТОЛЬКО СОБСТВЕННИК,или ген.доверенность!Неужели такая проблема изменить данные!Ведь кроме имени ВСЁ правильно!Не вносить,не менять ничего не надо!

    виктор

    01.10.2017 | 22:03

    Я собственник авто, сын пошел оформлять осаго, взял все необходимые документы (раньше в старом полисе я был страхователь и собственник) чтобы сделать полис где в графе страхователь были его данные. Девушка по ошибке выписала такой же полис с моими данными, а сын расписался в полисе, получается так: в полисе я страхователь, собственник а подпись сына стоит. Вопрос что делать? Действителен ли полис? как не попасть в просак, что они должны изменить? Спасибо!

    наталья

    20.10.2017 | 16:10

    Как внести в полис VIN?

    При оформлении полиса внес всю информацию, включая VIN. А когда получил файл полиса,

    оказалось что VIN ОТСУТСТВУЕТ. Так и пропечатано.

    В ПТС VIN есть, в диагностической карте VIN есть, а полисе VIN ОТСУТСТВУЕТ.

    Как исправить?

    Дамир

    06.11.2017 | 01:13

    На сайте Ренессанса прямо сказано, что для внесения изменений в полис ОСАГО достаточно простой письменной формы доверенности.

    >Не исключено, впрочем, что где-нибудь вы и сможете найти офис, в котором внесут >изменения в полис по доверенности, оформленной в простой письменной форме.

    >Но компетентность таких работников сомнительна.

    А то вот эта фраза становится направленной в адрес автора статейки.

    Александр

    08.12.2017 | 20:21

    Подскажите пожалуйста такая ситуация, я раньше не знал о том что нужно вносить изменения о замене водительского удостоверения сейчас столкнулся с такой проблемой что с новыми правами мне отказывали страховать мой автомобиль и еще Чтобы не терять коэффициент брокер застраховал мне на старые данные сказал что прийти через недели 2 в свою страховую и внести изменения в полис ОСАГО на страховой мне категорически отказывается внесение изменений мотивируя это тем что что страховка изначально делалась не на те данные и и это вообще незаконно,говорит то вообще вправе аннулировать мою страховку без выплаты каких-либо денег Подскажите как быть и Как внести изменения в полис Осаго

    Евгения

    24.12.2017 | 21:16

    Здравствуйте! мне нужно было в электронном полисе внести изменения.я съездила 18.12 в область(360 км) ,мне выдали новый бланк с учетом моих изменений. по приезду домой поверила на сайте рса там указано,что полис выдан альфа страхованием,но не указаны даты начала и окончания действия полиса. что же делать? могут ли быть у меня в дальнейшем проблеммы из-за этого? при проверки прежнего полиса(который заменили) все данные были

    Михаил

    30.01.2018 | 17:39

    Здравствуйте!! Подскажите пожалуйста! В октябре 2017 года закончилась страховка,оформил новый полис.А в конце декабря менял водительское удостоверение в связи с окончанием срока действия.Теперь надо внести изменения в страховой полис а страховщик отправляет в головной офис в другой город для внесения изменений.правомерно это????? За ранее благодарен!!!

    Марина

    08.02.2018 | 14:24

    Добрый день! Оформила электронный полис ОСАГО в офисе рядом с моторэр.

    Ввиду того, что я получила новые права при расчете цены пишут — 3 класс, а в действительности 11 (по предыдущим правам, выплат и дтп не было после замены прав). Было предложено оформить полис с указанием номера старых прав. Привязать новые не могли к скидке, так как сказали, что на данный момент у вас нет действующего страхового полиса. Спустя неделю поехала в центральный офис, чтобы внести изменения. Мне было отказано, и полис признали не действительным, сумму оплаченную за полис также не возвращают. Подскажите пожалуйста какой выход из данной ситуации?

    Дмитрий

    27.02.2018 | 10:45

    Добрый день. Есть ли срок для страховой компании при моем обращении и присвоении номера моей заявке, о внесении изменений в электронный полис ОСАГО?

    Полина

    28.02.2018 | 19:20

    Добрый вечер! Ситуация такая. При оформлении полиса ОСАГО не верно был указан собственник(ошибка сотрудника)машина попала в ДТП и теперь страховая отказывает в выплате. Данный полис был расторгнут, в связи с чем опять же со слов страховой данные изменить мы в нем не можем. При расторжении полиса также сотрудник не увидел данную ошибку, не исправил ее и благополучно вернул часть средств ща полис. Что делать? теперь получается замкнутый круг, ошибках в полисе по вине сотрудника, изменить данные компания отказывается, а выплату в итоге не получаем мы. По ДТП установлена обоюдная ответственность.

    Татьяна

    02.04.2018 | 09:33

    Добрый день! У меня такая ситуация, я являюсь собственником автомобиля, по прав не имею. Всё время страхователем был супруг, доп.водителем вписывали сына. в марте этого года полюс переоформляли электронно на сайте и автоматически система поставила страхователем меня а мужа и сына поставили как водителей. Сумма страховки не изменилась по сравнению с прошлым годом, т.е расчёт велся с учетом КБМ мужа. Скажите при страховом случае не будет ли это ошибкой.

    zlatakroma

Масштабной реформы ОСАГО, которая подразумевает изменение тарифов, размером страховых выплат, коэффициентов по возрасту и стажу автомобилистов и других параметров страхования.

ТАСС рассказывает подробнее о нововведениях.

Как определяется стоимость ОСАГО?

Сейчас цена ОСАГО рассчитывается исходя из базового тарифа в установленном ЦБ диапазоне с учетом:

  • стажа и возраста водителя;
  • коэффициента бонус-малус (КБМ), который определяет скидки за безаварийное вождение и надбавки за страховые случаи;
  • региона регистрации;
  • мощности двигателя.

И как ЦБ изменил тарифы?

Центробанк расширил базовый тариф на 20% вниз и вверх. Так что для легковых автомобилей физических лиц тарифная вилка теперь составляет 2746-4942 рублей , вместо действовавшего ранее коридора 3432-4118 рублей.

Также с 9 января 2019 года водителей начнут делить по стажу и возрасту на 58 категорий, а не на четыре, как раньше. При этом опытным автовладельцам среднего и старшего возраста коэффициент снизили, а молодым и неопытным — повысили. Так, например, для водителей 16-21 лет со стажем до двух лет он увеличился с 1,8 до 1,87, а для водителей в возрасте от 59 лет со стажем от трех лет он будет фактически в два раза меньше — 0,93.

Кроме того, с 1 апреля 2019 года изменится и система присвоения КБМ. Если на эту дату у человека будет несколько КБМ, то ему присвоят наименьший из них.

Базовые ставки тарифов изменились и для других категорий водителей. Для владельцев мотоциклов и мотороллеров тарифы снизились на 10,9% — до 694-1047 рублей, для легковых автомобилей юридических лиц — они уменьшились на 5,7%, и ставка теперь составляет 2058-2911 рублей вместо ранее действовавшего диапазона 2573-3087 рублей. Тарифный коридор для такси расширился в обе стороны и составляет 4110-7399 рублей вместо прежних 5138-6166 рублей.

А какие поправки планирует Минфин?

Минфин введение новых сроков страхования — на три года вместо одного сейчас, и трех вариантов страховой суммы:

  • 500 тыс. рублей;
  • 1 млн рублей;
  • 2 млн рублей.

Сейчас это 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью и 400 тыс. рублей — за вред имуществу.

Также ведомство хочет отменить два коэффициента:

  • по мощности автомобиля;
  • региональный;

и вместо этого разрешить страховщикам устанавливать цену на 30-40% отклоняющуюся от базового тарифа в большую или меньшую сторону. При этом цена полиса не должна будет превышать установленный ЦБ тарифный максимум больше чем в три раза.

Поправки дают возможность страховщикам самостоятельно применять дополнительные коэффициенты с учетом поведения водителя на дороге — нарушает ли правила, какой скорости придерживается и других факторов. Фиксировать данные планируется как на камеры дорожного движения, так и с помощью установленной в машинах техники.

А изменения повлияют как-то на оформление договоров?

Нет, изменения не связаны с механизмом непосредственного подписания договоров. Но в отрыве от общей реформы ранее в 2018 году ЦБ порядок заключения электронного договора ОСАГО.

  • технические требования к сканам документов, которые клиент загружает на сайт страховщика;
  • электронный договор ОСАГО вступает в силу не раньше, чем через три дня после его заключения;
  • на один номер телефона может быть зарегистрирован только один личный кабинет;
  • ключ электронной подписи должен состоять только из латинских букв и цифр;
  • документ определил случаи, когда е-ОСАГО можно заключить через сайт Российского союза страховщиков.

Центробанк рассчитывает , что принятые изменения позволят упростить процесс заключения электронных договоров ОСАГО, сделает сервис более доступным для автомобилистов и поможет решить проблему мошенничеств.

Когда заработает вторая часть изменений?

Второй этап реформы, требующий законодательных изменений, анонсирован на 2019 год. Минфин рассчитывал внести законопроект в Госдуму в осеннюю сессию, но в итоге, как узнали СМИ, не успел это сделать.

Представитель ведомства рассказал, что из-за замечаний законопроект пришлось дорабатывать — суть замечаний и возможный срок внесения документа в Госдуму он не уточнял.

В чем цель реформы?

ОСАГО остается одним из самых распространенных страховых продуктов в России. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2017 году число заключенных договоров достигло 39,2 млн. При этом система подвергается широкой критике со стороны всех участников рынка.

Страховщики жалуются на большие убытки. По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2017 году потери компаний по ОСАГО составили около 15 млрд рублей. А ЦБ с чиновниками в свою очередь неоднократно поднимали вопрос качества услуг и опасности мошенничества в сфере автострахования, на которые жалуются водители.

Целью реформы остается расчет индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя. В перспективе 2023-2025 годов возможно полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования, сообщали ранее в Минфине. ЦБ уточнил , что нововведения, заработавшие в январе, не позволяют в полной мере уйти от уравнительного ценообразования в ОСАГО, но создают возможность сделать систему более справедливой.

Что ждать водителям?

Полная либерализация рынка ОСАГО, по мнению ЦБ, возможна не раньше 2020 года. Тогда компаниям придется конкурировать между собой, предлагая водителям доступные и выгодные тарифы.

Но в краткосрочном периоде после введения новых тарифов можно ожидать повышения цен на ОСАГО в пределах установленной вилки. Это поможет компенсировать страховщикам убытки, что позволяет в будущем ожидать снижения цен, увеличения премий и улучшения качества услуг. Ранее в ЦБ оценивали, что средняя цена полиса в результате введения новых тарифов может вырасти не более чем на 1,5%. По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), рост сборов страховщиков составит около 5%.

Кроме того, нововведения помогут "очистить" рынок от компаний, которые предлагают низкие цены, но не рассчитывают свои возможности. Это тоже должно благоприятно повлиять на качество услуг.

А если в будущем при расчете индивидуального тарифа компании будут учитывать данные систем видеоконтроля ПДД, то смогут предлагать систематическим нарушителям повышенные тарифы. Что поможет решению проблемы нарушений на дорогах.

Страховые организации сетуют на понесенные многомиллионные потери, а водители недовольны качеством обслуживания и случаями мошенничества. Эти причины заставили чиновников взглянуть на сложности по-новому и начать изменения в ОСАГО с 1 сентября 2018 года.

Какие изменения стоимости ОСАГО 2018–2019 года

Изменения, затронувшие ОСАГО-2018, существенны. Автолюбителей ждет поэтапная федеральная реформа, цель которой сделать страховые полисы доступными и по справедливой цене. Рассмотрим самые свежие новости ОСАГО на сегодня, 2018 год:

  1. Для тех водителей, которые не совершали нарушений, Центробанк предложил нарастить верхний и минимальный предел тарифов дополнительно по 20% сверху и снизу. Предположительно тарифы будут варьироваться от 2746 до 4942 рублей. Такой подход позволит страховщикам устанавливать справедливые тарифы для добропорядочных автовладельцев.
  2. Введение иного метода по установлению коэффициента бонус-малус (КБМ), предоставляющего скидку тем водителям, которые не совершали аварий и нарушений на дороге. Этот аспект изменения в ОСАГО заключается в присвоении гражданину КМБ только один раз в году независимо от количества полисов. Подобная модификация связана с неоднократными жалобами страховых сообществ по поводу незаконного присвоения автолюбителями этого вида коэффициента.
  3. В планах изменить возрастной и по стажу вождения коэффициент. Возрастные значения расширят до 50 вместо 5. Это поможет повлиять на нынешнюю оценку стоимости полиса для безаварийных водителей и нарушителей движения. Процент аварийности у молодых людей с 19 до 20 лет составляет 8%. К 30 годам процент совершения аварий снижается до 4%, а до 70 лет равняется 2%. После 70 лет частота аварий постепенно повышается до 4%.
  4. Второй этап реформы ОСАГО-2019 предполагает серьезные изменения на законодательном уровне, парламентарии планируют серьезное изменение закона об ОСАГО. Намечено отказаться от использования в расчетах коэффициента по показателю мощности двигателя и территориальной принадлежности (адресу прописки). Благодаря расширенному коридору тарифов страховые компании получат шанс рассчитать персональную ставку с учетом факторов риска для каждого водителя.

Что касается опасений автовладельцев о предстоящем подорожании полиса, то, как утверждают чиновники, это коснется лишь 5% особо резвых водителей. Для остальных граждан стоимость страхового полиса останется прежней или даже сократится.

Последние новости о штрафах за отсутствие ОСАГО

Есть категория несознательных автовладельцев, которые отказываются покупать полис или ездят по фальшивому. Нежеланием действовать по закону несознательные граждане, во-первых, совершают правонарушение, а во-вторых, если будут виноваты в аварии, потерпевшая сторона не получит из-за них компенсацию. Если попытаться получить возмещение через суд, то шансы выиграть дело у пострадавшей стороны невелики.

Штраф за езду без полиса составляет 800 рублей (ст. 12.37, п. 2 КоАП РФ). Если собственник автомобиля при наличии полиса ОСАГО забыл его, тогда выносится предупреждение или штраф 500 рублей.

Чтобы автоматизировать процесс проверки, власти решили вычислять нарушителей с помощью камер наблюдения с ноября 2018 года. До этого пилотный проект запущен летом в Москве, в течение которого почти у 60 000 тысяч автовладельцев не было регистрации ОСАГО. Идея проекта заключается в том, что если по базе не будет зафиксирован полис ОСАГО, то предположительно штраф будет выписываться раз в сутки. Для автомобилистов, которые приобрели новый автомобиль, предусматривается 10-дневная отсрочка на покупку страховки.

Страховые компании за безосновательный отказ в заключении договора ждет повышение штрафных санкций:

  • в отношении юрлиц планируют увеличить до 500 000–700 000 рублей;
  • в отношении физлиц - до 50 000–100 000 рублей.

Нередко возникает ситуация, когда ДТП совершает не владелец автомобиля, но штраф приходится платить ему. На уровне ЦБ и Минфина решается вопрос, как обособить лицо, которое управляет транспортным средством, от владельца в плане уплаты штрафов. Вполне резонно, что нести ответственность должен нарушитель, который находился за рулем в момент совершения нарушения ПДС.

Изменения по электронным полисам

Сентябрьским письмом ЦБ РФ за №4723 внесены поправки и преобразования в процедуру электронного документооборота.На основании указа вносятся изменения в ОСАГО в плане интернет-обработки и регистрации заявок граждан по автострахованию:

  • изменен способ оформления электронной подписи. Разрешено писать слова только латиницей, использовать арабские цифры до десяти символов. Нововведение связано с многочисленными жалобами автовладельцев, когда у них не получалось зарегистрироваться онлайн из-за совпадения в написании букв латинского и русского алфавитов;
  • на одну учетную запись пользователя регистрируется один телефонный номер или электронная почта;
  • изменилась процедура выдачи страховки. Автополис становится действительным не сразу после регистрации, а через три дня. Введение временного интервала связано с нередкими случаями мошенничества со стороны несознательных автовладельцев. Попав в аварию и не имея автополиса, граждане ухитрялись быстро его оформить и подать на компенсацию за аварию;
  • в целях защиты граждан от мошенников установлены новые правила в отношении отсканированных копий документов. После внесения поправок время их предоставления ограничено тремя часами;
  • в ОСАГО изменения 2018 года коснулись формы полиса с использованием QR-кода, который дает полную информацию через сайт РСА или мобильное приложение на телефоне.

С нового года ожидается долгожданное для автомобилистов упразднение обязанности предъявлять страховой полис в бумажном виде.


Если попал в ДТП в 2018–2019 году

Новые изменения в ОСАГО в 2018 году позволили расширить возможности оформления аварии (европротокол) ее участниками без вызова госавтоинспекции:

  • размер компенсаций подняли до 100 000 рублей, если у сторон нет взаимных претензий;
  • с лета 2018 года разрешается оформление европротокола при расхождениях во мнениях относительно виновности сторон с условием, что нет пострадавших.
  • Автомобиль должен иметь кнопку ГЛОНАСС либо мобильное приложение «ДТП. Европротокол».

Зафиксировать детали автопроисшествия следует незамедлительно после инцидента с помощью мобильного устройства. Фиксации подлежат:

  • госномера участников, желательно и свидетеля аварии;
  • повреждения, которые получил автомобиль;
  • расстановка средств передвижения на проезжей части;

Нередки случаи, когда экспертам страховой организации трудно сделать вывод о виновности участника аварии. Тогда производится возмещение равными долями каждой стороне. При несогласии с вынесенным решением гражданин вправе обратиться с иском в суд.

С октября следующего года по договору ОСАГО 2019 года снимут ограничения по размеру компенсации для регионов России, которые уже не применяются в двух российских столицах и их областях. Во всех других случаях протокол оформляется согласно действующему законодательству сотрудниками ГИБДД.

Алгоритм заполнения бланка

Вместе с полисом автовладельцу выдается бланк, который заполняется сторонами при аварии. Страховщики рекомендуют хранить его в транспортном средстве вместе со страховкой. Документ оформляется один на двоих:

  • шариковой ручкой записываются сведения на центральной стороне бланка. Подлинник остается у потерпевшей стороны, копия - у виновного;
  • в графе 14 подробно перечислить ущерб, причиненный средству передвижения;
  • в графе 17 указать положение транспорта на момент аварии, метраж замерять не нужно;
  • если у сторон нет взаимных претензий, в графе 15 виновный фиксирует, что авария произошла по его вине;
  • документ передается страховщику потерпевшего;
  • виновная сторона в течение пяти дней адресует копию бланка страхователю, в противном случае страховая компания может предъявить к нему регрессный иск по компенсации ущерба. Страховая в праве потребовать предоставить поврежденный автомобиль для осмотра.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...