Основы деятельности центральных банков кратко. Центральные банки и основы их деятельности


На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральным (ЦБ) и коммерческим (КБ) банком. КБ широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных КБ, в результате

монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Первоначально такой банк называли эмиссионными или национальным, а в дальнейшем – центральным банком, что соответствовало его главному положению в кредитной системе.

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия. ЦБ сегодня является ключевым элементом кредитно-банковской системе любого развитого государства. Он выступает проводником денежно-кредитной политики, которая наряду с бюджетной составляют основу всего государственного регулирования экономики.

В мировой практике применяются следующие формы организации ЦБ:

государственные ЦБ – банки, уставной капитал которых принадлежит государству (ФРГ, Великобритания, Франция, Россия, др.);

акционерные ЦБ – уставной капитал формируется за счет взносов частных коммерческих банков (США);

смешанные ЦБ – более 50% уставного капитала принадлежит государству, остальное формируется за счет взносов частных коммерческих банков (Япония).

Статус, задачи, функции, полномочия, принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией РФ, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банки России)» и другими Федеральными законами.

Центральный банк – это эмиссионный банк, выполняющий особые функции в рыночной экономике. Получение прибыли не является его целью, то есть – это не коммерческий банк. Основными целями его деятельности является поддержание устойчивости курса и покупательной способности рубля, укрепление банковской системы, обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов и платежей. ЦБ РФ обладает монопольным правом эмиссии наличных денег и организует денежное обращение, является органом банковского регулирования и надзора, органом валютного регулирования и контроля, участвует в разработке и реализует государственную денежно-кредитную политику.

Регулирование деятельности коммерческих банков со стороны Банка России осуществляется как прямыми, административными, так и косвенными, экономическими методами. К первым относится лицензирование банковской деятельности, установление регулирующих нормативов, лимитов и квот, правил проведения банковских операций, форм и сроков отчетности. Ко вторым можно отнести методы, регулирующие спрос и предложение денежных средств на финансовом рынке: установление официальной учетной ставки Центрального Банка, норм обязательного резервирования, рефинансирование коммерческих банков, операции Банка России на открытом рынке. Студенты должны хорошо ориентироваться в разнообразии применяемых методов регулирования и понимать механизм их воздействия на деятельность коммерческих банков.

Правовой статус Банка России :

Банк России является юридическим лицом.

Функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.

ЦБ РФ – особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Целями деятельности Банка России являются:

Защита и обеспечение устойчивости рубля;

Развитие и укрепление банковской системы России;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для решения поставленных целей ЦБ выполняет ряд функций обозначенных в ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

Разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

Устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

Устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

Осуществляет государственную регистрацию, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

Осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

Организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом по регионам.

Высшим органом управления Центрального Банка РФ является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление Банков России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Президента РФ. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

При Банке России действует Национальный банковский совет, состоящий из 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.


Рис. 8. Организационная структура банка России.

Ключевой функцией ЦБ является разработка и проведение единой денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении.

Основные цели денежно-кредитной политики :

Снижение темпов инфляции;

Обеспечение устойчивости платежного баланса страны;

Снижение безработицы;

Создание условий для стимулирования экономического роста.

Эти цели достигаются путем воздействия на состояние кредита и денежное обращение в стране. На практике выбор методов денежно-кредитного регулирования сводится к маневрированию между стимулированием экономического роста (низкие % ставки, стимулирование кредита и денежной эмиссии) и борьбы с инфляцией (высокие % ставки, снижение объемов рефинансирования и эмиссии).

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества де-

нег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются :

1) Процентные ставки по операциям Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым ЦБ осуществляет свои операции (известны: ставка рефинансирования, учетная, депозитная, ломбардная ставка);

2) Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к объему привлеченных коммерческими банками средств;

3) Операции на открытом рынке - это операции купли-продажи Банком России государственных ценных бумаг, прежде всего у коммерческих банков, приводящие к изменению объема денежной массы;

4) Рефинансирование кредитных организаций - это кредитование Банком России других коммерческих банков;

5) Валютные интервенции – это процесс купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

6) Установление ориентиров роста денежной массы . Банк России прогнозирует ориентиры роста одного или нескольких агрегатов денежной массы;

7) Прямые количественные ограничения касаются деятельности коммерческих банков. Главными целями государственного контроля за работой коммерческих банков состоит в обеспечении их ликвидности, сохранности средств вкладчиков и предотвращении банковских банкротств. В настоящее время контроль за деятельностью коммерческих банков осуществляется в соответствии с Инструкцией № 110-И от 16 января 2004г. «Об обязательных нормативах банков»;

8) Эмиссия облигаций от своего имени . Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки можно подразделить: на государственные, акционерные, смешанные.

Государственные банки - это банки, капитал которых принадлежит государству.

Одни центральные банки изначально создавались как государственные. Например, Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк), созданный в 1957 г., как и его предшественник - Рейхсбанк (1875). К таким центральным банкам относится и созданный в 1860г. Государственный банк, который впоследствии стал центральным эмиссионным банком России. Другие центральные банки сначала были частными (как, например, Банк Англии (1694), Банк Франции (1800), а затем были Национализированы.

Акционерные банки - банки, капиталом которых стали взносы учредителей.

Ярким представителем акционерных центральных банков является Федеральная резервная система США (ФРС), учрежденная Федеральным резервным актом в 1913 г. Капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС. Несмотря на акционерную форму организации, ФРС принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны.

Смешанные центральные банки - это банки, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор.

Среди центральных банков этой группы, например, Банк Японии, основанный в 1882 г. По Закону 1942 г. только 55% уставного капитала банка принадлежит государству

120. Понятие задач и функций Центрального банка и их развитие в современных условиях

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

Эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

Банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

Банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;

Главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

Органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.



Центральный банк выполняет следующие основные функции:

· осуществляет законодательно закрепленную эмиссионную монополию в отношении банкнот (общенациональных кредитных денег), которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств;

· является «банком банков» (коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке, эти резервы носят характер обязательных). Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по пассивам;

· является банкиром правительства (в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств, иногда центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета);

· осуществляет денежно-кредитное регулирование и обеспечение стабильности национальной валюты. Управление стоимостью денег происходит через управление денежной массой (объемом денег). В качестве инструментов валютной политики для управления денежной массой центральным банкам служат: политика минимального резерва; дисконтная и ломбардная политика; политика Открытого рынка.

Банк России:

· во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля;

· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

· является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

· устанавливает правила осуществления расчетов на территории Российской Федерации; проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

· осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

· осуществляет все виды банковских операций;

· осуществляет валютный контроль и валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

· определяет порядок расчетов с иностранными государствами;

· принимает участие в разработке прогноза платежного баланса страны и организует его составление;

· проводит анализ и прогнозирование состояния экономики страны, денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений.

Основные функции Банка России - лицензирование банковской деятельности, контроль за деятельностью кредитных организаций, осуществление валютного регулирования и валютного контроля. В настоящее время Банком России проводится жесткая политика по отзыву лицензий на совершение банковских операций у кредитных организаций» следующих случаях:

· установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

· задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

· установления фактов недостоверности отчетных данных;

· осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией;

· неисполнения требований федеральных законов, а также нормативных актов Банка России;

неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.
121. Методы и инструменты денежно-кредитной политики и особенности их применения в России.

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объект денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей.

Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют тактическими целями денежно-кредитной политики. Это воздействие осуществляется с помощью соответствующих инструментов.

Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия ЦБ как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив ЦБ, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка.

В мировой экономической практике ЦБ используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:

Изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований;

Процентную политику ЦБ, т. е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у ЦБ или депонирование средств коммерческих банков в ЦБ;

Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

122. Современные представления о сущности и функциях банка.

Сущность банка целесообразно рассматривать на макроуровне по отношению к экономике в целом, включая все многообразие реальной деятельности конкретных банков. Банк является прежде всего предприятием, произво­дящим особый, специфический продукт. Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он про­изводит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств. Деньги являются воспроизводственной категорией; наличные деньги, выпущенные банком как единственным монополистом в общей массе субъектов воспроизводства, обслуживают как сферу производства, так и распределения, обмена и потребления.

Сущность банка требует раскрытия его структуры. Структуру банка не следует путать со структурой аппарата управления банком. Под струк­турой банка понимается такое его устройство, которое дает ему возмож­ность функционировать как специфическому предприятию (институту) В этом смысле устройство банка включает четыре обязательных блока, без которых он не может существовать и развиваться.

Первый блок включает банковский капитал как специфический ка­питал, освободившийся от промышленного и торгового капитала, как капитал, существующий преимущественно в заемной форме, и находится только в движении.

Второй блок охватывает банковскую деятельность, отличающуюся от деятельности других предприятий и институтов характером своего продукта, ставшую главным его занятием (в отличие от других субъек­тов, которые могли выполнять лишь отдельные банковские операции, не ставшие для них главным, основополагающим делом).

Третий блок состоит из особой группы людей, имеющих специфи­ческие знания в области банковского дела и управления банком.

Четвертый блок можно назвать производственным, ибо в него вхо­дят банковская техника, здания, сооружения, средства связи и комму­никации, внутренняя и внешняя информация, определенные виды про­изводственных материалов.

С учетом анализа специфики банка, его основы и структуры банк можно определить как предприятие или денежно-кредитный институт, осуществляющие регулирование платежного оборота в наличной и без­наличной формах.

123. Банковская система России и особенности ее современного развития. Макроэкономические факторы развития банковской системы.

На ход развития банковской системы влияет ряд макроэкономических и политических факторов. Среди них можно выделить:

· степень развитости товарно-денежных отношений;

· общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность;

· законодательные основы и акты;

· общее представление о сущности и роли банка в экономике.

Степень развитости товарно-денежных отношений, торговли, денежного обращения предопределяют и масштабы, и содержание банковской деятельности. Формирование оживленного денежного и товарного оборотов, развитие национальных рынков, международной торговли являются предпосылкой развития банковской системы. Спрос на банковские услуги возрастает и расширяется по мере увеличения масштабов производства и обмена между товаропроизводителями. Негативное влияние на развитие банковской системы оказывают войны, стихийные бедствия, затяжные экономические кризисы.

Общественный и экономический порядок неизбежно затрагивает и характер деятельности банковской системы. Если в обществе не поощряются сбережения, отдается предпочтение распределению, а не товарообмену, то банки не будут получать импульсов для развития, более того, в таких условиях деятельность банков может быть свернута. На развитие банков влияют и запрещения местных властей. Местное лобби может воздействовать на принятие решений по открытию филиалов других банков, например из соседних регионов.

Законодательная база также оказывает заметное влияние на развитие банковской системы. В некоторых странах запрещается выполнять ряд банковских операций. Так, в США законодательно запрещено выдавать банковские гарантии. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием. В соответствии с законодательством в некоторых странах центральные банки могут широко заниматься обслуживанием хозяйства.

Однако законодательство может быть не только запретительным, а наоборот, содействовать развитию банковской системы. Так, в России начиная с 1987 г. началась коренная перестройка банковской системы, появилось большое количество коммерческих банков и небанковских учреждений, поскольку взятый правительством курс на рыночное ведение хозяйства потребовал перестройки всей банковской системы в стране.

На развитие банковской системы огромное влияние оказывают и общие представления о сущности и роли банка в экономике. В распределительной системе банк воспринимается как часть государственного аппарата управления, орган контроля, надзора над деятельностью предприятий. Иное положение занимают банки в условиях рыночной экономики. Банковская система приобретает двухуровневый характер, собственность на банки приобретает черты, адекватные многообразию форм собственности в хозяйстве, система становится более многосторонней, приобретает более законченные черты, предлагает обществу более широкий спектр операций и услуг.

Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на банковскую прибыль, отсутствие достаточных ресурсов для активного ведения банковских операций, недостаток квалифицированных кадров и др. В странах с переходной экономикой зачастую именно эти факторы не позволяют банкам делать более широкие шаги в своем развитии.

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки на­зываются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резер­вные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Япо­нии, Банк Италии и др.

Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссий и банкнот. Несмотря на то, что первым банком, осуще­ствившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депо­зитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком счи­тается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмис­сии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея го­сударства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммер­ческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принад­лежит государству.

Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено про­цессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В неко­торых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последне­го, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, ста­тус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между цен­тральным банком и банковской системой регулируются законом о бан­ковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обя­занности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотноше­ния между центральным банком страны и правительством с учетом не­формальных контактов руководителей.

Среди множества объективных факторов оценки независимости цен­тральных банков можно выделить пять важнейших:

Участие государства в капитале центрального банка и в распреде­лении прибыли;

Процедура назначения (выбора) руководства банка;

Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;

Права государства на вмешательство в денежно-кредитную поли­тику;

Правила, регулирующие возможность прямого и косвенного фи­нансирования государственных расходов центральным банком страны.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной де­нежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

Эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

Банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышлен­ной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предо­ставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профес­сионализма в национальной кредитной системе;

Банкиром правительства, для этого он должен поддерживать госу­дарственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные опера­ции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные ре­зервы;

Главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, осно­ванных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

Органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законода­тельством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной еди­ницы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов.

При решении пяти задач центральный банк выполняет три основ­ные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

К регулирующей функции относится регулирование денежной мас­сы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной полити­ки, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной по­литики.

С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функ­ция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минималь­ных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция вклю­чает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разра­ботка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательс­кая функция, т.е. функция научно-исследовательского, информацион­но-статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Так, Немецкий федеральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному прави­тельству, а также снабжать его информацией о развитии кредитной си­стемы.

Деятельность Центрального банка России регламентируется Федеральным законом от 27.06.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Центральному банку РФ предписано выполнение сле­дующих функций:

Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации раз­рабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

Монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организо­вывать их обращение;

Быть кредитором последней инстанции для кредитных организа­ций, организовывать систему рефинансирования;

Устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Фе­дерации;

Устанавливать правила проведения банковских операций, бухгал­терского учета и отчетности для банковской системы;

Проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающих­ся их аудитом;

Осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;

Регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;

Выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Рос­сийской Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;

Регулировать прохождение валюты, включая операции по покуп­ке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с ино­странными государствами;

Организовывать и производить валютный контроль как непосред­ственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законода­тельством Российской Федерации;

Принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление платежного ба­ланса Российской Федерации;

В целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в це­лом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материа­лы и статистические данные;

Осуществлять иные функции в соответствии с федеральными за­конами.

Центральный банк – это эмиссионный банк, выполняющий регулирующие функции в рыночной экономике. Получение прибыли не является целью его деятельности, то есть это не коммерческий банк. К основам его деятельности: относятся: поддержание устойчивости курса и платежеспособности национальной денежной единицы внутри страны и на мировых рынках, укрепление банковской системы, обеспечение бесперебойного функционирования платежного оборота страны. ЦБ РФ обладает монопольным правом эмиссии наличных денег и организует денежное обращение, явля­ется органом банковского регулирования и надзора, органом ва­лютного регулирования и контроля, участвует в разработке и реализует государственную денежно-кредитную политику.

Регулирование деятельности коммерческих банков со сто­роны Банка России осуществляется как прямыми, администра­тивными, так и косвенными, экономическими методами. К пер­вым относится лицензирование банковской деятельности, уста­новление регулирующих нормативов, лимитов и квот, правил проведения банковских операций, форм и сроков отчетности. Ко вторым можно отнести методы, регулирующие спрос и пред­ложение денежных средств на финансовом рынке: установление официальной учетной ставки Центрального банка, норм обяза­тельного резервирования, рефинансирование коммерческих бан­ков, операции Банка России на открытом рынке. Студенты должны хорошо ориентироваться в разнообразии применяемых методов регулирования и понимать механизм их воздействия на деятельность коммерческих банков.

Еще по теме Тема 13. Центральные банки их функции и основы деятельности:

  1. 10.1. Организационно-правовые формы и структура коммерческих банков
  2. 1.2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
  3. ТЕМА 3.3. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ, ИХ ФУНКЦИИ И ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  4. § 1. Проблемы правового положения Банка России как органа банковского регулирования и надзора
  5. § 2. Специфика управленческой системы в государственном регулировании банковской деятельности. Виды государственного регулирования банковской деятельности.
  6. § 3. Деятельность российских судов в сфере отправления правосудия в отношении несовершеннолетних

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право -

Первые центральные банки (ЦБ) возникли 300 лет назад (шведский Риксбанк в 1668г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия XX века.

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.

Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным Денежным системам. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.

Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления.

В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны, он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей. Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:

  • - участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
  • - процедура назначения (выбора) руководства банка;
  • - степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  • - права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  • - правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.

В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления. Назначение на пост управляющего центральным банком производится монархом, президентом, парламентом. Может провести свою кандидатуру и правительство, но в этом случае оно должно опираться на парламентское большинство. Это обычная практика, и во многих странах именно правительство официально предлагает парламенту кандидатуру главы центрального банка.

Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой - его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности. В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее, это несущественно для определения степени независимости Центрального банка.

Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.

От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего, зависит политическая независимость центрального банка.

Наиболее зависимыми от государственных органов являются центральные банки Франции и Италии, где законодательно закреплено право правительства на вмешательство в деятельность центральных банков. В законодательствах Великобритании, Японии, Швеции, Нидерландов чётко установлено право государственных органов отменять решения центрального банка, а также инструктировать его.

Наиболее зависимы центральные банки Германии и Швеции. В законодательстве этих стран отсутствуют нормы, разрешающие правительству вмешиваться в денежно-кредитную политику, проводимую центральным банком.

В Финляндии центральный банк традиционно замкнут на законодательную власть, играет влиятельную роль и выступает поставщиком высших государственных деятелей. В Италии роль центрального банка повышается за счёт стабильности его руководства на фоне постоянной смены правительств.

Несколько на более высокой ступени независимости находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства. Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.

Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка.

Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.

Независимость центрального банка имеет свои пределы. «Это связано с тем, что между центральным банком и правительством не должно быть принципиальных противоречий, поскольку тогда экономическая политика была бы неэффективной.


Традиционно Центральный банк выполняет 4 основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т. е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому функции эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.

Следует иметь ввиду, что монополия на эмиссию банкнот на современном этапе вовсе не означает ее жесткого контроля или увязки с целями денежно-кредитного регулирования. Главная задача денежно-кредитной политики – регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки. В тоже время эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (в форме как банкнот, так и депозитов коммерческих банков) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т. е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называю обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норма обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет урегулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской системы.

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т. е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и поэтому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительственные расходы. В некоторых странах, например в США, большая часть бюджетных средств помещается в коммерческие банки.

В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом (Денис Шевчук). Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

От имени правительства центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Названные функции центрально банка создают объективные предпосылки для выполнения им функции регулирования всей денежно-кредитной системы страны и, следовательно, регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора на современном этапе является важнейшей функцией центрального банка.

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции – пассивные и активные. Пассивными называются операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы, активными – операции по размещению банковских ресурсов.

Функции центрального банка России

Функция проведения государственной денежно-кредитной политики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращения и покупательной способности национальной денежной единицы. Выполняя эту функцию Банк принимает участие в разработке основ экономической политики правительства и использует различные методы денежно-кредитного управления банковской системой, входящие в его компетенцию.

Функция эмиссии денег и организации денежного обращения. Эмиссия денег является монопольным правом ЦБ и находится только в его компетенции. КБ не имеют права самостоятельно выпускать в обращение денежные средства. Необходимость выпуска новых денег обусловлена реализацией национального дохода или вновь созданной стоимости совокупного общественного продукта.

Функция кредитования коммерческих банков на основе рефенансирования портфеля их ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что ЦБ как «банк банков» производит кредитование только банковских учреждений. Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Представление кредитов происходит по ставкам рефенансирования, установленным ЦБ.

Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства. При выполнении этой функции «банк банков» устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций.

Функция организации банковских операций, бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банков. В связи с этой функцией Банк создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам деятельности кредитных учреждений.

Функция государственной регистрации кредитных учреждений. Во исполнение этой функции Банк рассматривает пакет документов для открытия нового кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на право ведения банковских операций. Такие лицензии выдаются только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для выполнения возлагаемых на них обязанностей.

Функция организации государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений. После открытия кредитных учреждений и начала их операций ЦБ осуществляет постоянный контроль за их деятельностью. Эта работа проводится расчетно-кассовыми центрами банка, в которых находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов. Анализируя обороты и остатки денежных средств на этих счетах, РКЦ получают необходимую информацию о ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии КБ.

Функция реализации облигаций гос. займов и кредитования расходов федерального бюджета. ЦБ – уполномоченный орган Минфина РФ по продаже облигаций государственных займов. Реализация облигаций этих займов осуществляется банками-диллерами, состав которых формируется Минфином и ЦБ.

Функция регулирования золотовалютных резервов страны. ЦБ РФ является главным депозитарием золото-валютных резервов государства и организует все операции по продаже и покупке золота и иностранных валют. Операции с этими ценностями производятся по ценам спроса и предложения на золотых и валютных рынках.

Функция составления платежного баланса страны. В условиях детронизации золота, ликвидации золотомонетного стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот ЦБ служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства. В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов ЦБ РФ составляет платежный баланс РФ.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...