Можно ли получить денежное возмещение вместо починки.


Натуральное возмещение по ОСАГО – головная боль не столько для нечистоплотных автоюристов (против которых это новшество изначально было направлено), сколько для автомобилистов. Такой вывод можно сделать по истечении вот уже почти 8 месяцев с момента введения данного новшества.

Напомним, для тех, кто оформил полис «автогражданки» после 28 апреля 2017 года, действует приоритет ремонта над денежными выплатами. То есть страховая компания вместо перечисления вам денег (как раньше) теперь направит вас на станцию техобслуживания (СТО), где ваш автомобиль обязаны отремонтировать по страховке в течение месяца. Причём страховая компания сама выбирает автосервис. Единственное условие – чтобы он находился не более чем в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего (по выбору владельца авто). А сам автомобилист не вправе отказаться от ремонта в пользу денежной выплаты.

Почему натуральное возмещение по ОСАГО страшнее, чем недоплата ущерба?

С одной стороны, вроде бы всё неплохо. По закону, если при денежной выплате автомобилисту насчитывается ущерб с учётом износа его автомобиля, то при натуральном возмещении – на его авто должны поставить новые запчасти. Однако многие из тех, кому уже довелось на деле столкнуться с натуральным возмещением по ОСАГО, хватаются за головы.

С 1 декабря 2014 года действует так называемая единая методика расчёта стоимости запчастей и работ. Стоимость каждой запчасти и каждого вида работ для любой марки автомобиля прописана в едином справочнике Российского союза автостраховщиков (РСА). Как анонсировали страховщики, единая методика была введена для того, чтобы сделать расчёты ущерба прозрачными. Чтобы у автомобилистов не возникало вопросов, откуда взялась та или иная сумма. На деле получилось, что суммы, прописанные в справочнике, существенно ниже рыночных цен. И всё же даже при единой методике в случае денежного возмещения по ОСАГО у автомобилистов был шанс через суд добиться адекватных выплат. Естественно, не без помощи автоюристов и независимых экспертиз, которые тем самым приносили страховщикам головную боль и убытки.

При натуральном возмещении – когда вместо денег автомобилист получает отремонтированный автомобиль – такая возможность сводится к минимуму. Единственное, к чему вы можете предъявить претензии, – это к качеству ремонта.

Бампер «Форда» за 800 рублей, или Как формируются расценки на запчасти

По закону единый справочник РСА формируется так. Берётся стоимость конкретной детали в не менее чем 10 крупных магазинах запчастей, которые действуют в данном регионе. Закон предусматривает использование в ремонте новых деталей, но не ограничивает использование при этом неоригинальных запчастей. Поэтому сюда же плюсуется стоимость китайских аналогов, которые стоят в разы дешевле оригинала. В довесок прибавляется ещё и стоимость детали в оптовых магазинах (условно говоря, по такой цене можно приобрести запчасть, только если купишь ещё вагон таких же). Всё это перемножается на некие долевые коэффиценты, после чего выводится средняя температура по больнице.

В некоторых случаях диву даёшься, откуда берутся те или иные цифры. Проверить стоимость запчастей, материалов и нормочаса работ можно в открытом доступе на сайте РСА по ссылке . Вводишь номер детали, выбираешь дату, регион и смотришь цену. Так вот, к примеру, до 1 декабря стоимость заднего бампера на Ford Focus 2 по этому справочнику равнялась… 826 рублей! После 1 декабря (когда произошла очередная индексация цен в справочнике) деталь подорожала аж до 2 800 рублей. Но это всё равно в 2,5 раза ниже рыночной стоимости. Проверяем эту же деталь по каталогу крупнейшего интернет-магазина автозапчастей и видим, что оригинальный задний бампер на Ford Focus 2 дешевле чем за 6 200 рублей найти нельзя. Это, пожалуй, один из самых ярких примеров. На самом деле почти по всем позициям в едином справочнике РСА цены на 10 – 30% ниже рыночных.

Читатель «МОЁ!» Андрей попал в ДТП на своей «Шкоде». Официальный дилер насчитал ему за ремонт в общей сложности 180 тыс. рублей. А вот страховая компания перечислила ему по ОСАГО 114 тыс.

” - Когда начал детально изучать, оказалось, что на эту сумму можно купить только китайские запчасти на мой автомобиль, - рассказал Андрей. - Но почему я должен ставить на свой автомобиль китайские аналоги, если до аварии у меня были оригинальные запчасти? В итоге даже с оригинальными запчастями б/у, ремонт мне вышел на 30 тысяч дороже, чем начислила страховая.

Как страховые ремонтируют авто?

Если бы полис ОСАГО Андрея был оформлен после 28 апреля 2017 года, его бы отправили на ремонт в автосервис. И он мог не узнать, какие запчасти поставили на его автомобил,ь – оригиналы или аналоги.

” - Закон ведь как работает: страховая решает отправить автомобиль на ремонт в автосервис, - рассказывает представитель независимой автоэкспертизы Дмитрий Синицын. - В сервисе спрашивают: «Сколько платите?» - «15 тысяч» - «Была не была – попробуем». И сервис начинает что-то изобретать. Если получается что-то изобрести, значит, машина будет в каком-то виде отремонтирована. Если нет – сервис имеет право отказаться. В этом случае страховая переводит вместо 15 тысяч, которые она обещала сервису, 9 – 10 тысяч клиенту, и говорит: «Это твоя сумма ущерба с износом. Делай, что хочешь». Я нисколько не утрирую – это закон так работает.

Даже если автосервису удаётся что-то изобрести, не факт, что это «изобретение» придётся по душе владельцу авто.

” - Типичная ситуация для зимы: догнал один другого, сломал бампер, сломал панель задка, крышку багажника повредил, - продолжает Дмитрий. - Машина забирается на месяц. С ней что-то делается. После этого клиент прибегает в сервис, не глядя, забирает свой драгоценный автомобиль, который не видел месяц, приезжает к нам и говорит: «Ребята, посмотрите, как отремонтировали? По-моему, нормально». Снимаем бампер и понимаем, что из всего, что надо было починить, починили только бампер. Панель задка осталась со всеми вмятинами и за это время начала уже гнить. По поводу покраски – отдельная история. Лакокрасочное покрытие после ремонта находится в таком состоянии, как будто машина по дороге из этого сервиса ещё раз попала в ДТП. Красят на мокрую, не сушат. Чтобы правильно покрасить автомобиль, его нужно загнать в определённую камеру, включить инфракрасные лампы. То есть потратиться на электроэнергию, потратиться на место в этой камере. А у них денег на это нет. Ведь они вынуждены укладываться в те скудные бюджеты, которые им отмеряют «щедрые» руки страховых компаний.

Что делать?

Лучший совет здесь – не попадать в ДТП. Ну а если серьёзно, то в случае некачественно проведённого ремонта, надо предъявлять претензии к страховщику. Минимальный гарантийный срок на ремонтные работы по восстановлению повреждённого транспортного средства по закону составляет 6 месяцев, на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, - 12 месяцев. Однако тут надо готовиться к волоките. Переписка со страховой, суды, снова вы не увидите свой автомобиль, который будут «переремонтировать», и т.п. Однако в данном случае наша статья действует по принципу: предупреждён – значит вооружён.

На законодательном плане правительству РФ, конечно же, нужно добиваться изменения методики расчёта стоимости запчастей и работ (исключая оттуда китайские аналоги и оптовые цены). Второй вариант – государственное регулирование рынка запчастей и их сертификация, что позволит исключить споры об оригинальности деталей и их качестве. Но сделать это вряд ли даст мощное страховое лобби, под чутким руководством которого фактически и писались все последние поправки в закон об ОСАГО. Страховщики и так бесконечно жалуются на убыточность ОСАГО, шантажируя тем, что вот-вот уйдут с рынка обязательного автострахования. А власти идут у них на поводу.

В тему:

Самые высокие средние выплаты по ОСАГО – в Адыгее (161 тыс. руб.). Для сравнения: в Воронежской области – 75 тыс. руб.

Если невозможно восстановить автомобиль или если стоимость ремонта превышает лимит по ОСАГО (400 тыс. рублей), то вместо ремонта полагается денежная выплата.

ЦБ и Минфин утвердили очередные поправки к закону о реформе ОСАГО. Возмещение ущерба при повреждении автомобиля больше нельзя будет получить деньгами. Вместо выплат машину отправят на ремонт, кроме редких случаев.

Поправки могут вступить в силу 1 марта 2017 года и коснутся ДТП, которые произойдут после этой даты.

Как сейчас возмещается ущерб по ОСАГО?

ОСАГО - это обязательное страхование автогражданской ответственности. Полис ОСАГО гарантирует возмещение ущерба, который виновник ДТП нанес чужому автомобилю или другим людям. Компенсация выплачивается пострадавшему в пределах страхового лимита.

Страховое возмещение в 2016 году можно получить деньгами или в натуральном выражении - страховщик выдает направление на ремонт и оплачивает его с учетом износа (это предусматривает п.17 и 19 ст. 12 Закона об ОСАГО, а также разъяснения Верховного суда из обзора судебной практики №4 от 25.12.2015 г.).

Что изменится?

Для владельцев личных легковых автомобилей Минфин и ЦБ предлагают установить приоритет ремонта над выплатами. Если поправки вступят в силу, потерпевшая сторона не сможет выбрать денежную компенсацию за повреждение автомобиля.

Получить деньги можно будет только в тяжелых жизненных обстоятельствах. Например, водитель погиб в ДТП, и родственникам незачем ремонтировать автомобиль. Такие обстоятельства придется подтверждать документами.

Денег не дадут 🔧

Что мне делать сейчас?

Поправки прошли первое чтение и готовятся ко второму - 10 января. Скорее всего, их примут. Могут появиться еще какие-то изменения, но принципиально приоритет ремонта над денежной выплатой уже согласован.

Если у вас есть автомобиль, собирайте чеки на покупку запчастей, которые меняете. Они пригодятся при определении износа. Когда машину направляют на ремонт, вам меняют запчасти на новые. Разницу в стоимости с учетом износа вы доплачиваете автосервису из своего кармана. Это следует из п.17 статьи 12 ФЗ-40. Если вы недавно заменили стойку или шрус и сохранили документы, можно уменьшить сумму доплаты.

Если вы собираетесь купить новую машину и выбираете дилера, запросите в салонах список сервисов, в которых можно отремонтировать машину и не слететь с гарантии. Для ОСАГО выбирайте страховую компанию, в которой аккредитованы эти СТО.

Вы не сможете контролировать качество ремонта. Если пора продлевать полис ОСАГО, спросите на сервисе, которому доверяете, в каких страховых компаниях он аккредитован. Выбирайте страховщика из этого списка.

Если покупаете подержанную машину, попросите у продавца документы на запчасти, которые были недавно заменены. Если продаете - передайте покупателю аналогичные документы.

Если выбираете дорогой подержанный автомобиль, подумайте, сможете ли доплатить за износ при замене запчастей в случае ремонта по ОСАГО. Например, БМВ 2007 года вам по карману. Но новые запчасти на такую машину стоят дорого. Страховая компания оплатит автосервису их стоимость за вычетом амортизации с 2007 года. Разница - из вашего кармана. А забрать у страховой деньги и отремонтировать у друга в гараже теперь не получится.

"ЦБ и Минфин согласовали поправки ко второму чтению законопроекта о "ремонтной" реформе ОСАГО. Из них следует, что приоритет натурального возмещения над выплатой будет действовать только в отношении легковых автомобилей физлиц и не распространяться на компании. При этом в случае "тяжелых жизненных обстоятельств", например при получении увечья, не совместимого с управлением автомобилем, или гибели водителя, выплату все же можно будет получить деньгами. Наличие "обстоятельств" надо будет доказывать специальной комиссии - страховщикам эта норма не нравится, они предлагают в таких случаях обращаться в суд.

В распоряжении "Ъ" оказались поправки, разработанные ЦБ и Минфином ко второму чтению законопроекта об установлении приоритета ремонта над денежной выплатой. Напомним, первое чтение проект о ремонтной реформе в ОСАГО прошел 14 декабря. По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, поправки ко второму чтению комитет рассмотрит уже 10 января.

Как следует из предложенных изменений, возмещение ремонтом будет касаться только легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Сервис для ремонта будет выбираться потерпевшим из списка техстанций, представленного страховщиком. В течение 20 календарных дней после подачи заявления о страховом возмещении и осмотра автомобиля независимым экспертом страховщик выдает направление на ремонт.

Сервисы, в свою очередь, должны будут соответствовать специальным требованиям по организации восстановительного ремонта - их разработает ЦБ. Среди них - близость от места пребывания пострадавшего в ДТП, сроки ремонта и так далее. При этом поправки предусматривают возможность направления автомобиля и в сервис, "не соответствующий указанным требованиям". Если автовладелец не согласится с направлением на ремонт на такой несертифицированной станции, выплата осуществляется деньгами.

Еще одна возможность получить денежное возмещение - оказаться в "тяжелых жизненных обстоятельствах". По сведениям "Ъ", на заседании профильной рабочей группы, состоявшемся на этой неделе, зампред ЦБ Владимир Чистюхин пояснял депутатам, что если у потерпевшего складываются подобные обстоятельства, он подтверждает их документами и направляет страховщику заявление о выплате. Таким обстоятельством может быть гибель автовладельца - родственникам в этом случае нужна денежная выплата, а не ремонт уже ненужного автомобиля.

Другой вариант - тяжелое увечье, на лечение которого не хватает отведенного законом лимита в 500 тыс. руб., или получение травм, не совместимых с управлением автомобилем, - слепота, паралич и т. д. Если страховщик отказывает в денежной выплате, за рассмотрение дела берется специальная комиссия при Российском союзе автостраховщиков (РСА). В нее планируется собрать представителей страховых компаний, организаций по защите потребителей. Эта комиссия в течение 60 дней принимает решение о том, должен ли платить страховщик.

В поправках появился срок их вступления в силу - 1 марта 2017 года. Порядок оплаты ремонтом в ОСАГО будет действителен для ДТП, случившихся после этой даты. Как рассказала "Ъ" замглавы департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева, "руководство Минфина уже завизировало предложения Банка России". По ее словам, у нормы, связанной с получением денег в тяжелых обстоятельствах, есть как плюсы, так и минусы. Плюсы в том, что через профобъединение есть возможность влиять на денежные выплаты страховщиков. "Минус в том, что это неудобно для гражданина: долго по срокам, надо пройти определенные процедуры доказательств, принятие решения о выплате остается непрозрачным", - говорит госпожа Балакирева.

По словам главы РСА Игоря Юргенса, новелла про тяжелые жизненные обстоятельства - лишняя в поправках. "Страховщику выгоднее платить деньгами потому, что выплата уменьшается на сумму износа авто, - считает он.- Особой необходимости в комиссии нет". Кроме того, по его мнению, если у потерпевшего возникли эти обстоятельства, есть суд для представления соответствующих доказательств. Потерпевший может пойти в суд после отказа в выплате комиссии РСА. "Получается, что потерпевший впустую тратит время", - считает президент РСА. Кроме того, страховщиков смущает, что в поправках не содержится исчерпывающий перечень подобных обстоятельств.

Защитники автомобилистов называют положение о выплате деньгами "издевательством над автовладельцем". "Мало того что страховщики навязывают ремонт, конкретный сервис, так еще водителю надо унижаться и доказывать свои трудности, чтобы получить деньги по полису, - возмущается президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.- У автовладельца отбирают право, которое у него имеется сейчас, - получить на свое усмотрение ремонт или деньги". По его словам, "не нужно никаких комиссий и унижений, чтобы получить копейку по ОСАГО". "Законодатель, вероятно, заметил, что после последнего удорожания полиса ОСАГО порядка 7 млн автовладельцев выпали из системы обязательного автострахования - перестали покупать полис. После таких драконовских поправок их число вырастет в разы", - уверен господин Тюрников."

Согласовали поправки ко второму чтению законопроекта о "ремонтной" . Они фактически лишают граждан права на получение после дорожной аварии. Вместо этого страховая компания предложит отремонтировать разбитый автомобиль на станции техобслуживания. С подробностями - экономический обозреватель Павел Анисимов.

Нововведения Минфина и ЦБ предполагают, что ремонт за счёт страховщика станет обязательным условием для всех физлиц. При этом пострадавший в аварии автомобилист сможет сам выбрать автосервис, но лишь из списка, предложенного страховой компанией. Она должна выдать направление на ремонт в течение трёх недель после оценки ущерба экспертом.

Центробанк разработает особые требования к ремонтным мастерским. Известно, что станция техобслуживания должна располагаться недалеко от места жительства автовладельца. Кроме того, будут ограничены сроки ремонта. В тексте поправок появилась важная оговорка, которой нет в законопроекте. Владелец разбитого по чужой вине автомобиля может отказаться от ремонта на станции, у которой нет нужных сертификатов. В этом случае ущерб компенсируют деньгами, но из суммы вычтут износ автомобиля. При ремонте его в расчёт брать не будут. Комментирует независимый автоэксперт Андрей Осипов :

"Тем автовладельцам, которые собирались продавать автомобиль, наверное, денежная выплата представлялась более выгодной, даже несмотря на проблемы с так называемым "процентом износа". Если машина отправляется в сервис, то, конечно же, никакой износ учитываться не будет. Но возникает вопрос качества этого сервиса. Где гарантия, что они будут использовать оригинальные кузовные элементы, а не ставить тайваньско-китайские подделки?"

Денежное возмещение также будет выплачено в том случае, если стоимость восстановительного ремонта превышает лимит покрытия по ОСАГО. Сегодня это - 400 тысяч рублей по машине и 500 тысяч по ущербу жизни и здоровью.

На деньги вместо ремонта смогут рассчитывать и граждане, оказавшиеся в тяжёлой жизненной ситуации. Например, в том случае, если автовладелец погиб, а его родным машина не нужна. Или водитель получил в аварии увечья, из-за которых он больше не может водить машину. Такие случаи придётся подтверждать справками.

Переход на "натуру" призван решить проблему "чёрных" автоюристов, которые отсуживают у страховщиков намного больше, чем позволено получить по ОСАГО. Но владельцы побитых машин опасаются, что навязанный сервис закончится некачественным ремонтом, отмечает Андрей Осипов :

"В изменениях ОСАГО до сих пор не прописано, кто будет отвечать за качество выполняемых работ. Поскольку главная задача страховых компаний - увеличение прибыли, они не будут активно привлекать официальные сервисные станции, то есть официальных дилеров. Поэтому, к сожалению, нельзя говорить о том, что восстановительный ремонт будет выполнен надлежащим образом. Именно поэтому многие автовладельцы хотят, чтобы им была предоставлена альтернатива".

Изменения в автогражданке должны вступить в силу с марта будущего года, пишет издание "Коммерсант" . Новый порядок возмещения ущерба ремонтом будет действовать в отношении тех ДТП, которые зарегистрируют после этой даты.

Популярное

05.03.2019, 12:02

"Страховщик обязан руководствоваться справочником РСА при расчете выплат по ОСАГО"

В Ставропольском крае автомобилист добился повышения выплаты по ОСАГО на 100 тысяч рублей. Суд признал неверным расчет стоимости ремонта и запчастей по справочнику Российского союза автостраховщиков. Оценку необходимо производить по методике Центробанка.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...