Категория обслуживание государственного долга в международном праве. Государственный долг и его роль в общественном воспроизводстве государства


Государство (региональный, муниципальный орган) может выступать не только в качестве кредитора, но и как заемщик. Не всегда для покрытия займового обязательства есть средства. Поэтому следует знать, что понимается под обслуживанием государственного долга и как этот процесс осуществляется.

Общие сведения

Есть два типа госдолгов:

  1. Текущий – заем, который необходимо погасить в этом году, а также выплата процентов по всем действующим кредитам.
  2. Капитальный – суммарный размер всех ссуд, внешних и внутренних кредитов и т. д.

Долговые обязательства у государства возникают перед:

  • юридическими и физическими лицами;
  • участниками международного права;
  • субъектами страны;
  • зарубежными партнерами и т. д.

Финансовая задолженность может возникнуть по ряду причин:

  1. Дефицит средств в государственном бюджете.
  2. Отрицательное сальдо, т. е. расходы больше, чем доходы.
  3. Особые экономические меры, направленные на снижение нагрузки по налогам, не используя при этом бюджетные деньги.
  4. Увеличение государственного функционала в экономике.
  5. Иностранные инвестиции, привлеченные с целью укрепления национальной денежной единицы.
  6. Чрезмерное повышение расходных показателей из-за крупных политических событий (предвыборная гонка за президентский пост и др.).
  7. Военное положение или боевые действия.

Госдолг может образоваться как перед физлицами. так и иные государствами

В зависимости от того, резидент или нерезидент РФ кредитор, госдолг делится на внешний и внутренний. Последний из них в свою очередь можно разделить на два вида:

  1. Монетизированный – это заимствования, которые были выпущены, но их погашения не производится. Сюда входят кредиты зарубежным заемщикам, госпредприятиям и федеральным или региональным структурам.
  2. Немонетизированный – это задолженность по финансовым выплатам, предусмотренным действующим законодательством РФ (пенсии, стипендии, зарплатам и др. видам соцобеспечения).

Под этим понятием подразумевается выполнение всех материальных обязательств, взятых на себя государством.

Состав долга

Неустойка у должника возникает из-за неумелой кредитной политики государственных органов. В объем долгов включают:

  1. Основную сумму займа по кредитам.
  2. Номинальный размер ценных бумаг (еврооблигации, акцизы и т. д.).
  3. Гарантии, выданные министерством, правительством или госорганами.

В состав не вносят проценты и другие формы доходов.

Нормативная база

Все правила и условия обслуживания госдолга определяются в ст. 119 БК РФ. Под этим термином подразумевают совокупность операций, направленных на выплату доходной части займов. В зависимости от уровня задолженности, финансируется обслуживание из соответствующего бюджета (федеральный, региональный, муниципальный).

В соответствии с действующим законодательством страны указано, что функцию агента Правительства РФ может выполнять банк или любая другая кредитная, финансовая компания. Они вправе не только обслуживать непосредственно долг, но и выкупать его, осуществлять перевод, рефинансирование и т. д.

Обслуживание государственного долга проводится в соответствии с бюджетным кодексом

Подобная деятельность производится на основании договора, заключенного с Министерством Финансов. Центральный Банк при этом исполняет данные функции без дальнейшего возмещения. Оплата деятельности агентов поступает из федерального бюджета страны. Если соглашение, по которому долг властей будет обслуживаться иной структурой, заключен с местными административными органами, то и оплата услуг компании производится из бюджета муниципалитета или региона.

Расходы

Все, что связано с ними, регламентируется ст. 111 БК РФ. Управление и распределение средств планируется на каждый следующий год заблаговременно. Итоговая сумма, рассчитанная по формуле, утверждается в соответствии с правовым актом о бюджете.

Предельный коэффициент размера расходов на обслуживание задолженности не может превышать 15% от общего объема затрат (за вычетом субвенций).

Методы управления

Существует несколько основных способов, которыми руководствуются представители властей:

  1. Рефинансирование – это замена старых долговых обязательств на новые, путем выдачи новых займов.
  2. Конверсия – корректировка первоначальных условий кредита (срок погашения, процентная ставка и т. д.).
  3. Консолидация означает, что несколько относительно небольших займов объединяются в один крупный, рассчитанный на продолжительный период.
  4. Унификация – это сбор небольших и средних займов в один большой. При этом производится замена старых облигаций на новые. Иногда бывает замещение в регрессивной форме, т. е. несколько прежних ценных бумаг приравниваются к одной новой.
  5. Отсрочка подразумевает продление времени на погашение.
  6. Аннулирование – это своего рода прощение долга. Причин для этого может быть много (банкротство правительства, смена власти и т. д.).
  7. Реструктуризация. Этот метод имеет некоторые сходства с рефинансированием, поскольку дает возможность пересмотреть первоначальные условия (размер процентов и платежей, срок и т. д.).
  8. Выкуп. Если долг считается безнадежным, то его могут выставить на продажу, а другое государство или организация имеют право его приобрести.

Для решения вопросов с госдолгом могут применяться различные методы

Все варианты, описанные выше, являются действенными, но используются при определенных обстоятельствах. В зависимости от ситуации тот или иной способ может стать хорошим решением проблемы.

Итог

Государство, как и любая другая финансовая или коммерческая структура, является участником денежных отношений, поэтому может выдавать и брать средства в долг. В силу различных обстоятельств (ЧС, неумелое распоряжение кредитом, неудачные инвестиции, войны и т. д.) есть вероятность возникновения неустойки. Поэтому необходимо четко продумывать и планировать обслуживание и управление государственным долгом, чтобы избежать неприятных ситуаций, которые могут привести к серьезным материальным трудностям или политическим разногласиям.

О государственном долге и не только можно узнать из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом

Заказать обратный звонок

ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА

ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА

(debt service) Платежи, производимые в соответствии с долговым контрактом. В обслуживание долга входят своевременная уплата процентов и платежи в счет погашения основной суммы долга. Если долг является долгосрочным, его обслуживание в значительной мере состоит из процентных платежей. При краткосрочном долге подавляющая часть платежей в связи с обслуживанием долга приходится на погашение основной суммы. Если частное лицо, фирма или страна испытывают трудности с обслуживанием долга, то чем более краткосрочными являются их долги, тем серьезнее их проблемы. Таким образом, связанные с обслуживанием долга проблемы могут быть существенно облегчены, если кредиторы согласятся конвертировать краткосрочные долги в долгосрочные.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА" в других словарях:

    Обслуживание долга платежи в счёт погашения ссуды, обычно ежемесячные Обслуживание государственного долга Коэффициент обслуживания долга … Википедия

    Выплаты основного долга и процентов кредитору со стороны должника в соответствии с условиями предоставления кредита. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Выплата процентов плюс возврат кредиторам основной части долга, то есть погашение задолженности за определенный отчетный период.. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011 … Финансовый словарь

    Обслуживание долга - (debt service, debt servicing) процесс выплат заемщиком платежей в погашение основного долга и процентов по нему … Экономико-математический словарь

    обслуживание долга - Процесс выплат заемщиком платежей в погашение основного долга и процентов по нему. Тематики экономика EN debt servicedebt servicing … Справочник технического переводчика

    ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА - выплата основной суммы долга и процентов по нему. Часть выручки от экспорта товаров и услуг, выраженная в процентах, выделяемая на обслуживание внешней задолженности, называется нормой О.д. Повышение нормы О.д. свидетельствует об ухудшении… … Внешнеэкономический толковый словарь

    ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА Большой бухгалтерский словарь

    ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА - своевременное, в соответствии с согласованным графиком, погашение должником основного долга и процентов кредитору … Большой экономический словарь

    Обслуживание долга - DEBT SERVICING . Регулярные платежи в счет погашения основного долга, выплата начисленных процентнов и административных сборов … Словарь-справочник по экономике

    Обслуживание долга - Выплата процентов плюс возврат кредиторам основной части долга, то есть погашение задолженности … Инвестиционный словарь

Книги

  • Организация деятельности центрального банка , Акопов В.С.. В учебнике освещаются ключевые вопросы структуры организации деятельности и функций центральных банков. Дано теоретическое обоснование выполняемых центральнымибанками функций и…

Государственный долг: понятие, виды

Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Государственный долг - это сумма задолженности государства перед внутренними и внешними кредиторами.

Общая сумма государственного долга состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, процентов по ним, включая выданные гарантии по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам.

Причины возникновения государственного долга:

Хронический дефицит государственного бюджета;

Превышение темпов роста государственных расходов над темпами роста государственных доходов;

Дискреционная фискальная политика направлена ​​на уменьшение налоговой нагрузки без соответствующего сокращения государственных расходов;

Расширение экономической функции государства;

Привлечение средств нерезидентов с целью поддержки стабильности национальной валюты;

Влияние политических бизнес-циклов (чрезмерное увеличения государственных расходов накануне выборов с целью завоевания популярности у избирателей);

Милитаризация, ведение войн и другие.

Текущий долг - это сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году, и подлежащих уплате в этот период процентов за всеми выпущенными на данный момент займам.

Капитальный долг - это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть оплачены по займам.

В зависимости от сферы размещения займов государственный долг может быть внутренним или внешним.

Внутренний долг - совокупность обязательств государства перед резидентами;

Внешний долг - совокупность обязательств государства перед нерезидентами.

Общий объем внутренней задолженности государства может быть разделен на две части:

1. Монетизированый долг – сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая выданные гарантии по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям.



2. Немонетизованый долг – это невыполненные государством финансовые обязательства предусмотренные действующим законодательством (задолженность по выплате пенсий, стипендий, заработной плате и других видах социальных выплат); задолженность по государственным заказам, предоставлению услуг государственными учреждениями и другие.

Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, находящимся в общегосударственной собственности.

Обслуживание государственного долга - это комплекс мероприятий государства по размещению облигаций и других ценных бумаг, погашение займов, выплаты процентов по ним, уточнения и изменения условий погашения выпущенных займов, определение условий и сроков выпуска новых государственных ценных бумаг.

Обслуживание государственного долга осуществляется Министерством финансов через банковскую систему.

Для финансирования расходов по размещение, выплате дохода и погашению долговых обязательств правительства Украины в составе Государственного бюджета создается фонд обслуживания государственного долга. В этот фонд зачисляются средства в размере 50% полученных от приватизации имущества государственных предприятий.

Величина основной суммы государственного долга не должна превышать 60% фактического годового объема валового внутреннего продукта Украины. В случае превышения предельной величины долга Кабинет Министров обязан принять меры для уменьшения суммы государственного долга до 60% и ниже.

Бюджетный кодекс ввел соответствующие ограничения для субъектов РФ (муниципалитетов):

1) предельный объем государственного долга субъекта РФ (муниципалитета) не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы;

2) предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ (муниципалитета) не должен превышать 15% объема расходов его бюджета.

Представительный орган власти должен принимать также решения о целесообразности целевых займов для осуществления инвестиционных программ, финансирования социальных и других мероприятий. При этом обязательным условием выпуска займов является регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг в федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ. В проспекте эмиссии отражаются объем займа, сроки погашения, условия обращения ценных бумаг и другие положения.

Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств.

В условиях значительного государственного долга государство прибегает к рефинансированию государственного долга , т.е. погашение задолженности путем выпуска новых займов.

Рефинансирование может использоваться и при обслуживании внешнего долга при условии, что репутация страны на международном финансовом рынке, а также экономическая и политическая стабильность не будут вызывать сомнения.

При обслуживании внешнего и внутреннего долга определяется коэффициент обслуживания.

Для внешнего долга он исчисляется как отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям государства, выраженное в процентах.

Благоприятным уровнем обслуживания принято считать значение коэффициента обслуживания на уровне 25%.

Предельные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структуру, источники и сроки погашения устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины.

Источники погашения внешнего долга :

Золотовалютные резервы;

Средства, полученные от приватизации государственного имущества;

Новые займы.

Этапы процесса управления государственным долгом:

Привлечения средств;

Размещение заемных средств;

Возврат долга и выплата процентов.

Методы управления государственным долгом :

Конверсия - изменение доходности займа (как правило в сторону снижения процента).

Консолидация - увеличение сроков выпущенной ранее займы.

Унификация займов - объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению - несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Отсрочка погашения займа - проводится тогда, когда выпуск новых займов используется только на обслуживание выпущенных ранее займов. Чтобы преодолеть такую ​​финансовую ситуацию, Правительство объявляет об отсрочке погашения займа. Этот метод отличается от консолидации тем, что переносятся не только сроки погашения, но и прекращается выплата доходов (при консолидации займов владельцы облигаций продолжу ют получать свой доход).

Аннулирование долгов - государство полностью отказывается от обязательств по долгам, что может быть обусловлено ее финансовой неспособностью (банкротством или политическими мотивами).

11. Государственный долг Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации

· Объем государственного долга с начала 2009 года и по конец 2011 года увеличится в 1,7 раза за счет роста внутреннего долга, объем которого увеличится в 2 раза.

· С ростом объемов привлечения государственных заимствований увеличиваются расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга в 2011 году по сравнению с 2008 годом в 1,7 раза и составят 308,1 млрд. рублей.

· Рост процентных расходов увеличивает ненефтегазовый дефицит федерального бюджета, что вызывает необходимость повышать размер нефтегазового трансферта.

11.1. Согласно законопроекту показатели государственного долга Российской Федерации (далее - государственный долг) и их динамика в 2009 – 2011 годах соответствуют Основным направлениям бюджетной и налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, предусматривающим уменьшение относительных размеров государственного внешнего долга, развитие национального рынка государственных ценных бумаг, обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой долговой устойчивости.

Динамика государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2011 годах представлена в следующей таблице.

факт. исполн. 2007 г.

отклонение

отклонение

Прирост 2011 г. к 2009 г., %

Государственный долг Российской Федерации, млрд. руб.

Государственный внутренний долг, млрд. руб.

Государственный внешний долг, млрд. руб.

Анализ динамики показывает, что объем государственного долга будет иметь тенденцию к росту и увеличится с начала 2009 года по конец 2011 года с 2 801,4 млрд. рублей до 4 848,4 млрд. рублей, или на 2 047 млрд. рублей (в 1,7 раза), относительно ВВП увеличится с 6,4 % в 2009 году до 7,2 % в конце 2011 года.

Показатели объема государственного долга на 2009 и 2010 годы, представленные в материалах к законопроекту, меньше аналогичных ранее прогнозируемых показателей, что свидетельствует о менее значительном росте внутреннего долга, чем прогнозировалось.

Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2011 годы представлена на следующей диаграмме.

В структуре государственного долга будет увеличиваться доля внутреннего долга с 64,4 % в 2009 году до 76,4 % в 2011 году, что соответствует основным направлениям бюджетной и налоговой политики, направленной в том числе на развитие рынка государственных ценных бумаг и обеспечение сбалансированности федерального бюджета

11.2. Расходы на обслуживание государственного долга (процентные расходы) в соответствии с законопроектом будут иметь тенденцию к росту и увеличатся в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 128,25 млрд. рублей, или в 1,7 раза, по сравнению с 2009 годом увеличатся в 1,6 раза, и составят 308,1 млрд. рублей. Увеличится доля процентных расходов в общем объеме расходов с 2,2 % в 2009 году до 2,7 % в 2011 году, относительно ВВП процентные расходы увеличатся с 0,4 % в 2009 году до 0,5 % в 2011 году.

Рост процентных расходов, в свою очередь, увеличивает ненефтегазовый дефицит федерального бюджета, что вызывает необходимость повышать размер нефтегазового трансферта.

Увеличение процентных расходов будет осуществляться за счет роста расходов на обслуживание внутреннего государственного долга.

Динамика расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2011 годах представлена на следующей диаграмме.


Увеличить изображение

11.3. Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года установлен в законопроекте в размере 2 119,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП, в плановом периоде будет увеличиваться и в начале 2012 года составит 3 703,2 млрд. рублей, или 5,5 % ВВП, что превысит показатель на начало 2008 года в 2,8 раза, на начало 2009 года – в 2 раза.

В структуре государственного внутреннего долга увеличивается доля государственных ценных бумаг с 92 % до 95 %.

Объем государственного внутреннего долга, выраженный в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту составит на 1 января 2010 года 1 950,3 млрд. рублей, что больше на 269 млрд. рублей, или на 16 %, показателя на начало 2009 года (1 681,3 млрд. рублей), приведенного в материалах к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ (при внесении изменений в Федеральный закон № 198-ФЗ структура долга не представлялась).

За 2010 - 2011 годы указанный долг увеличится в 1,8 раза и к концу 2011 года составит 3 518,4 млрд. рублей, или 95 % внутреннего долга.

Динамика структуры государственного внутреннего долга представлена на следующей диаграмме.


Увеличить изображение

В соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов государственные ценные бумаги предусмотрено разместить по номиналу в следующих объемах: в 2009 году – ОФЗ на сумму 410 млрд. рублей и ГСО – 125,8 млрд. рублей; в 2020 году – ОФЗ – 629 млрд. рублей и ГСО – 199,1 млрд. рублей, в 2011 году – ОФЗ – 823 млрд. рублей, ГСО – 225,6 млрд. рублей.

В результате такого размещения доля рыночного долга будет меняться в связи с увеличением объемов размещения ГСО (объем размещения в 2011 году в 1,8 раза больше, чем 2009 году), являющихся нерыночными бумагами, так как практически весь объем ГСО предназначен для размещения пенсионных накоплений.

11.4. Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга (приведены в пояснительной записке к законопроекту) в 2009 - 2011 году будут иметь тенденцию к росту, составят 129,3 млрд. рублей в 2009 году, увеличатся в 1,85 раза и достигнут 239,4 млрд. рублей в 2011 году, относительно ВВП с 0,3 % до 0,4 %.

Динамика объема государственного внутреннего долга и расходов на его обслуживание приведена на следующей диаграмме.


Увеличить изображение

Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 65,3 % до 77,7 %.

11.5. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года установлен в законопроекте в размере 41,4 млрд. долларов США, или 27,8 млрд. евро (2 % ВВП), в плановом периоде сократится и составит на начало 2012 года 40,9 млрд. долларов США, или 29,2 млрд. евро (1,7 % ВВП).

Абсолютный размер государственного внешнего долга в рублевом эквиваленте увеличится в основном вследствие изменения соотношения рубля к доллару США и составит на начало 2009 года – 997,2 млрд. рублей, на начало 2012 года – 1 145,2 млрд. рублей, то есть увеличится на 148 млрд. рублей, или на 14,8 %.

В связи с сокращением государственных внешних заимствований структура государственного внешнего долга претерпит изменения, увеличатся доли государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, и государственных гарантий, а доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО сократится

Динамика структуры государственного внешнего долга представлена на следующей диаграмме.


Увеличить изображение

11.6. Расходы на обслуживание государственного внешнего долга (представлены в пояснительной записке к законопроекту) предусмотрены законопроектом в 2009 году в размере 68,7 млрд. рублей (2,78 млрд. долларов США), или 0,1 % ВВП, в 2010 году незначительно увеличатся на 0,7 % и составят 69,2 млрд. рублей (2,66 млрд. долларов США), в 2011 году сократятся до 68,7 млрд. рублей (2,5 млрд. долларов США).

В 2009 - 2011 годах сократится доля расходов на обслуживание государственного внешнего долга в общем объеме процентных расходов с 34,7 % в 2009 году до 22,3 % в 2011 году, относительно ВВП указанные расходы будут находиться на уровне 0,1 % ВВП.

Процентные платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств, в 2009 году составят 3,7 млрд. рублей (150,5 млн. долларов США), что на 1,4 млрд. рублей, или на 27 %, меньше, чем в 2008 году (5,1 млрд. рублей). В 2010 – 2011 годах указанные расходы сократятся и составят 3,8 млрд. рублей (147,3 млн. долларов США) и 3,6 млрд. рублей (132,2 млн. долларов США) соответственно.

Процентные платежи по кредитам МФО в 2009 году составят 6,3 млрд. рублей (256,5 млн. долларов США), что в 1,8 раза меньше, чем в 2008 году (11,4 млрд. рублей). В 2010 году указанные выплаты увеличатся на 9,5 % и составят 6,9 млрд. рублей (266,3 млн. долларов США), в 2011 году сократятся на 6,5 % и составят 6,45 млрд. рублей (236,2 млн. долларов США).

Выплаты процентов по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, составят в 2009 году 58,6 млрд. рублей (2,37 млрд. долларов США), что меньше на 9,6 %, чем в 2008 году, в 2010 году уменьшатся на 0,2 % и составят 58,5 млрд. рублей (2,2 млрд. долларов США), в 2011 году составят 58,6 млрд. рублей (2,15 млрд. долларов США).

Применяемые в расчетах процентных расходов федерального бюджета на 2009 – 2011 годы прогнозируемые ставки Libor ниже ставок, применяемых в расчетах к федеральному бюджету на 2008 – 2010 годы, и являются одним из основных факторов уменьшения расходов на обслуживание государственного внешнего долга. В 2009 году разница по ставкам составила 3,12 % (уровень снижения ставки - 40 %), в 2010 году – 2,918 % (уровень снижения ставки - 33 %). Разница по ставке Ewribor в 2009 году составила 0,583 % (уровень снижения ставки - 9 %), в 2010 году – 1,083 % (уровень снижения ставки - 14 %).

В соответствии с Порядком планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, утвержденным приказом Минфина России от 17 апреля 2008 г. № 47н, формирование объемов бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга Российской Федерации осуществляется плановым методом в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами, а также в соответствии с договорами (соглашениями), определяющими условия привлечения и обращения государственных долговых обязательств Российской Федерации. Вместе с тем отражение особенностей расчета отдельных элементов обобщающих показателей по государственному долгу Российской Федерации, не содержащихся в договорах и соглашениях, ведомственными методическими документами Минфина России не предусматривается, что затрудняет проведение оценки достоверности расчетов.

В частности, в 2009 - 2011 годах погашение и обслуживание более 70 % государственного внешнего долга будет осуществляться по «условным» графикам и в форме конверсионных операций (долг в обмен на товары). «Условные» графики приводят к разным оценкам процентных расходов. По этой причине, в частности, начисление процентов по задолженности перед Южной Кореей в 2009 году предусмотрено в расчетах Минфина России в сумме 64,3 млн. долларов США, а в расчетах Счетной палаты – 40,7 млн. долларов США, т. е. разница составит 23,6 млн. долларов США.

11.7. Консолидированный внешний долг Российской Федерации (включает внешний долг государственного сектора с учетом корпоративного долга и внешний долг частного сектора), по данным Банка России, за 2007 год увеличился на 152,9 млрд. долларов США, или на 49,2 %, и на 1 января 2008 года составил 463,5 млрд. долларов США, или 35,9 % ВВП, за I квартал 2008 года увеличился на 13,6 млрд. долларов США и составил на 1 апреля 2008 года 477,1 млрд. долларов США, или 28 % ВВП (по состоянию на 1 апреля 2008 года). При этом объемы международных резервов Российской Федерации сопоставимы с объемом консолидированного внешнего долга, так на 1 января 2008 года они составили 477,89 млрд. долларов США, на 1 апреля 2008 года – 511,8 млрд. долларов США.


Увеличить изображение

Более высокими темпами растет внешний долг частного сектора и банков (за 2006 год – 163,7 %, за 2007 год - 157 %).

Относительно ВВП объем консолидированного внешнего долга страны находится на допустимом уровне в соответствии с принятыми международными стандартами (предельное значение – 60 %) и составляет на 1 января 2008 года 35,9 % ВВП.

Отношение объема консолидированного внешнего долга по состоянию на 1 января 2008 года к объему экспорта товаров и услуг за 2007 год составляет 117,5 %, что является допустимым уровнем.

Сохранение такой тенденции повышает зависимость экономики отечественного банковского и корпоративного секторов страны от внешней конъюнктуры, создает условия усиления уязвимости экономического и финансового положения страны.

По мнению Счетной палаты, учитывая риски, имеющиеся на мировых финансовых рынках, Правительству Российской Федерации необходимо принять меры по предотвращению наращивания консолидированного внешнего долга Российской Федерации, развитию механизмов внутреннего кредитования секторов экономики и замещению внешних заимствований внутренними.

Управление государственным кредитом — одно из направлений фи-нансовой политики государства, связанное с обеспечением его дея-тельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Управление государственным кредитом — это совокуп-ность действий государства, связанных с обслуживанием и погашени-ем государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулирова-нием рынка государственного кредита.

Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабаты-вают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

Управление государственным кредитом направлено на достиже-ние экономических, социальных и политических целей, которые оп-ределяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны.

В числе основных экономических це-лей — обеспечение экономической стабилизации и роста производст-ва, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; со-циальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности.

Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государствен-ным долгом, в особенности внешним, состояние которого, как пока-зывает мировая практика, во многом определяет не только экономи-ческую независимость страны, но и сохранение ее национального су-веренитета, что особенно актуально и для современной России.

Соответственно определяются и ранжируются задачи, которые предназначена решить система управления государственным креди-том в России:

а) минимизация стоимости дол-га для заемщика;

б) эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля;

в) усиление инвестиционного характера займов;

г) регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;

д) привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;

е) определение приоритетов кредитной политики государства, обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.

В системе действий по управлению государственным кредитом важ-нейшим является обслуживание и погашение государственного долга , поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную поддержку, а несвоевремен-ность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкции. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и пога-шение обязательств осуществляются за счет доходов от проекта.

Обслуживание государственного долга предполагает, во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату доходов по ним и, в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.

Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Обслуживание государственного долга РФ производится Банком России и его учреждениями. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата ус-луг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является свое-временное получение доходов и погашение займа, расчет по основ-ной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значи-тельного роста государственной задолженности и бюджетного дефи-цита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга .

К таким способам традиционно относят рефи-нансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигации по регрессивному соотношению и т. п.

Рефинансирование — это погашение старой государственной задол-женности путем выпуска новых займов.

Конверсия — традиционно это изменение доходности займов (по-нижение — в целях снижения расходов по управлению государствен-ным долгом или повышения доходности для кредиторов).

Консолидация — изменение срока действия уже выпущенных зай-мов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предпола-гает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облига-ции нового займа. Цель — уменьшение количества видов обращаю-щихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокраща-ет расходы государства по обслуживанию долга. Унификация госу-дарственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

В ряде случаев правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах рас-четы по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облига-ций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отно-шении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обяза-тельств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолжен-ности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Основная задача управления государственным долгом России —изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. В силу сложившихся обстоя-тельств в наибольшей степени это относится к внешнему долгу. И здесь целесообразно обратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методов урегулирования внешней задол-женности, как наиболее гибких и адекватных современному состоя-нию и кредитным возможностям России.

Финансовый механизм конверсионной схемы состоит в ликвида-ции части внешней задолженности путем ее обмена на национальные активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансо-вые активы и т. п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие варианты.

Долг в обмен на экспорт. Имеется в виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Этот вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, ос-ваивать новые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие мес-та, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имею-щие значительный экспортный потенциал (космическая, алюминие-вая, авиационная промышленность и др.), которые уже сейчас вы-пускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.

Долг в обмен на собственность. Этот вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предпри-ятий и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответст-вии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности при конверсии долга.

Долг в обмен на налоги. В этом случае предполагается законода-тельное установление таких налоговых льгот для инвесторов — дер-жателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осу-ществлении инвестиций, важных для экономики России. В этом слу-чае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

Выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Этот вариант используется в мировой прак-тике в отдельных случаях. Выплаты осуществляются по привлека-тельному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть на-правлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и дохода-ми от этих инвестиций могут осуществляться лишь по истечении ус-тановленного в договоре конверсии срока (как минимум — через год).

Долг в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дискон-том на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операции такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный ком-мерческий банк) и устанавливает дисконт к номиналу долга, соглас-но которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.

Реструктуризация долга. Этот способ регулирования задолжен-ности весьма распространен в современных условиях. Под реструк-туризацией понимается погашение долговых обязательств с одновре-менным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обяза-тельств с установлением иных условий обслуживания долгов и сро-ков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществле-на с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Многие из описанных приемов нашли применение при выводе России из дефолта 1998 г. В частности, можно упомянуть о таких методах, как:

а) реструктуризация облигационных займов в облига-ции с более поздним сроком погашения;

б) ведение переговоров с кредиторами с целью отсрочки платежей;

в) использование различ-ных схем взаимозачетов для снижения задолженности по займам;

г) привлечение кредитов банков для платежей по облигациям;

д) прием облигаций в счет налоговых платежей, в обмен на жилищные сертификаты и т. п.;

е) выкуп своих обязательств с дисконтом;

ж) досрочный выкуп своих обязательств.

Российское законодательство, в частности Бюджетный кодекс РФ, предусматривает ряд организационных методов управления государст-венным долгом. Право осуществления государственных внешних за-имствований Российской Федерации и заключения договоров о пре-доставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) при-надлежит Российской Федерации или от ее имени — Правительству РФ либо уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти.

Право осуществлять государственные внеш-ние заимствования первоначально имели и субъекты РФ, бюджеты которых не получали финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. На данный момент введен запрет на внешние заимствования для субъектов РФ (для муниципалитетов они и не были предусмотрены) — соответствующая поправка к Бюджетно-му кодексу вступила в действие с 1 января 2002 г.

Предельный объем государственных внешних заимствований Рос-сийской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...