Ресурсов за счет внутренних источников. Внутренние и внешние источники привлечения персонала


* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение ……………………………………………………………………

ГЛАВА 1. Бюджетный дефицит…………………………………………

1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения…..

1.2. Виды и источники финансирования дефицита бюджета……………

ГЛАВА 2. Перспективы финансирования дефицита бюджета за счет внутренних источников……………………………………………………..

2.1. Анализ источников внутреннего финансирования дефицита

бюджета……………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………..

Литература…………………………………………………………………..

Введение

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Дефицит бюджета – это превышение затрат бюджета над его выгодами. Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных издержек и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению издержек, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур.

Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

ГЛАВА 1. Бюджетный дефицит

1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения

Государственный бюджет построен на соотношение выгод и затрат. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство выгод и затрат. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету сальдо, которого равно нулю, является малоперспективным делом. Так как такой бюджет - это отражение функционирования самоограничивающей экономики: издержки определяются исключительно полученными выгодами. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Здесь мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом - превышением издержек над выгодами государственного бюджетного фонда.

Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики, и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д.

В исключительных случаях превышение затрат над выгодами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (боевых действий, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных издержек.

Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Но всякий рост государственных затрат, не подкрепленный увеличением выгод, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой - причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.

В ситуации экономического спада производства, других негативных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение издержек, возникает отрицательное бюджетное сальдо.

Конечно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное бюджетное сальдо. Во время экономических спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных затрат - правительства принимают меры по увеличению издержек по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, а также пособий по безработице и других социальных затрат. Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными займами центрального банка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 3 % ВНП. В долг жили и живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением издержек по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.

Наличие крупного бюджетного дефицита было основной проблемой российской бюджетной системы в 90-х годах XX века в период активных экономических преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета Российской Федерации имел место в 1994 году. Он составлял 10,7% от валового внутреннего продукта (ВВП), более 28% от затрат бюджетной системы. Федеральный бюджет 1994 года был утвержден с дефицитом 70,0 трлн. Руб., что составляло 36% от объема издержек.

Законами о федеральном бюджете Российской Федерации дефицит предусматривался вплоть до 2000 года. Однако, к концу десятилетия его величина постепенно сокращалась, причем не только в относительном, но и в абсолютном выражении. Если в 1998 году дефицит федерального бюджета был запланирован в объеме 132,4 млрд. Руб. (4,7% от ВВП), то в 1999 году плановый показатель составил 101,4 млрд. Руб. (2,54% ВВП), а в 2000 году - 57,9 млрд. Руб., или 1,08% от прогнозируемого объема ВВП. Фактически же в 2000 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом - впервые за последнее десятилетие реформ. Доходы бюджета превысили его расходы на 112,7 млрд. Руб.

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

За каждым бюджетным уровнем законодательством закреплены свои источники финансирования дефицита бюджета.

1.2. Виды и источники финансирования дефицита бюджета

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает займы народного банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе народный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на биржевом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения кредитов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у национального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются внутренние и внешние источники следующих видов.

Внешние источники включают:

    государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

    кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Внутренние источники включают:

    средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

    бюджетные кредиты;

    кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

    поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

    поступления от реализации государственных/ региональных/ муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

    курсовая разница по средствам бюджета;

    прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

ГЛАВА 2. Перспективы финансирования дефицита бюджета за счет внутренних источников

2.1. Анализ источников внутреннего финансирования дефицита бюджета

Федеральный бюджет на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 гг. сформирован с дефицитом исходя из жестких бюджетных ограничений (бюджетных правил), основанных на использовании базовой цены на нефть (91,0 долл/барр в 2013 году; 92,0 и 93,0 долл/барр в 2014 и 2015 году соответственно). В 2013 году дефицит составит 521,4 млрд. рублей (0,8% ВВП), в 2014 году – 143,6 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2015 году – 10,8 млрд. рублей (0,01% ВВП).

Вице-премьер-министр финансов Алексей Кудрин, выступая на конференции по государственному финансовому контролю в Счетной палате, отметил, что страна сможет преодолеть дефицит государственного бюджета только к 2015 году: «При цене 75 долларов за баррель, а с учетом инфляции в США+82 доллара за баррель, мы получим нулевой дефицит. Если цена будет 50 долларов за баррель, то дефицит составит три процента ВВП». Также Кудрин высказал мнение, что при такой цене на нефть приемлемым является дефицит бюджета не более 2 процентов ВВП.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам отмечает, что источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2013 – 2015 годы сформированы в полном объеме. Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2013 – 2015 годах будут являться ежегодные масштабные заимствования в основном на внутреннем рынке в объеме более 1,8 трлн. рублей, а также привлечение средств от приватизации - от 300,0 млрд. рублей до 475,0 млрд. рублей. Одновременно в источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусматривается увеличение Резервного фонда с 1,66 трлн. рублей в 2012 году до 3,9 трлн. рублей в 2014 году, или в 2,3 раза.

Пополнение средств Резервного фонда планируется за счет нефтегазовых доходов в 2012 году в сумме 512,3 млрд. рублей, в 2013 году – 570,9 млрд. рублей, в 2014 году – 957,3 млрд. рублей.

За счет приватизации пакетов акций таких крупных акционерных обществ, как ОАО «Банк ВТБ», ОАО «НК Роснефть», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг», ОАО «Русгидро», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «АК Транснефть», ОАО «Зарубежнефть», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «РЖД», ОАО «Объединенная зерновая компания», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «АК АЛРОСА», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Уралвагонзавод», ОАО «Роснано», ОАО Аэрофлот», «Международный аэропорт Шереметьево» планируется обеспечить поступление в федеральный бюджет средств в объеме 427,7 млрд. рублей в 2013 году, 330,8 млрд. рублей в 2014 году и 595,1 млрд. рублей в 2015 году.

Также во внутренних источниках финансирования дефицита федерального бюджета можно отметить государственные ценные бумаги. Привлечение средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерацию, предусматривается в 2013 – 2014 годах в объемах 1 809,3 млрд. рублей.

Возможность разместить на рынке значительные объемы государственных ценных бумаг, запланированные на 2013 год, во многом будет зависеть от успешного решения задачи повышения ликвидности государственных долговых обязательств. С этой целью Минфин России будет проводить размещение на рынке базовых выпусков сравнительно крупных объемов со сроком обращения 1, 2, 3, 4, 5 и 10 лет.

Планируемая доходность в 2013 годах по краткосрочным инструментам составит до 4,5 - 5,5 %, по среднесрочным до 6,0 - 8,0 %, по долгосрочным до 8,0 -8,5 %.

Предусматривается, что привлечение средств будет осуществляться за счет размещения среднесрочных государственных ценных бумаг - 48 %, долгосрочных - 40 %, краткосрочных - 12% от общего объема эмиссии 2013 года. Государственные сберегательные облигации (ГСО) будут использоваться для размещения пенсионных накоплений.

Проектами программ государственных внутренних заимствований Российской Федерации год на 2013 и 2014 годов утверждается разница между средствами, поступившими от размещения указанных бумаг, и средствами, направленными на их погашение, в объемах 1 208,8 млрд. рублей, 1 186,1 млрд. рублей и 1 093,5 млрд. рублей соответственно. В 2013 – 2014 годах планируемая доходность по краткосрочным инструментам составит до 4,5 – 5,5 %, по среднесрочным - до 6 – 7,5 %, по долгосрочным - 7,5 - 8,5 %.

Значительная часть заимствований будет использована на рефинансирование увеличивающегося долга по государственным ценным бумагам. Бюджетные ассигнования на погашение основного долга по государственным ценным бумагам предусмотрены в 2013 году в сумме 616,6 млрд. рублей (34,2 %), в 2014 году - 787,4 млрд. рублей (41,9 %).

Привлекательность ОФЗ(облигации федерального займа) для российских инвесторов не является устойчивой. За три последних года средняя доходность 10-летних российских государственных облигаций составила 8,53 % при отклонении от стандартного показателя 1,37 %, 10-летних казначейских облигаций США – 3,23 %, отклонение – 0,4 %. Высокая волатильность на внутреннем долговом рынке негативно влияет на инвестиционную привлекательность рынка ОФЗ. По сравнению с рынком корпоративных ценных бумаг объем вторичного рынка и ликвидность ОФЗ малы, среднедневной оборот вторичных торгов по корпоративным бумагам составляет 24,7 млрд. рублей, ОФЗ – 13,1 млрд. рублей.

Таким образом, существуют риски непривлечения для финансирования дефицита федерального бюджета средств за счет размещения на внутреннем рынке государственных ценных бумаг в заявленных объемах и условиях.

В 2013 – 2014 годах предусматривается значительное увеличение поступлений средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации. В 2013 году указанные поступления предусматриваются в сумме 380,0 млрд. рублей, в 2014 году – 475,0 млрд. рублей.

Поступлений от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней будут незначительно превышать установленные объемы выплат на приобретение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней. В 2013 году данных поступлений планируется 10,97 млрд. рублей, в 2014 году – 11,95 млрд. рублей, выплаты же на их приобретения предусмотрены в 2013 – 2014 годах - по 9,45, млрд. рублей ежегодно.

Объемы предоставления бюджетных кредитов приведенные в расчете внутренних источников и составят в 2013 году 52,0 млрд. рублей, в 2014 году - 20 млрд. рублей.

Кредиты предоставляются на срок до трех лет для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, а также для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий. В пределах общего объема бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов, предусмотренных настоящей частью, предоставляются бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации в сумме до 8,0 млрд. рублей.

Возврат указанных кредитов предусматривается в 2013 году - 106,6 млрд. рублей (на 44,3 млрд. рублей, или на 29,3 %, меньше чем в 2012г.), в 2014 году – 92,9 млрд. рублей (на 13,7 млрд. рублей, или на 12,9 % меньше чем в 2013г). Риски непогашения в полном объеме указанных кредитов связывают с возможной недостаточностью средств на их погашение у субъектов Российской Федерации.

Сокращение показателей по возврату субъектами Российской Федерации, предприятиями и организациями основного долга по указанным кредитам связано с сокращением объемов обязательств заемщиков в связи с ускоренной реализацией большинства действующих проектов и отказом от новых займов. Увеличение возврата в федеральный бюджет средств, предполагает, что данные средства можно будет использовать на замещение государственных заимствований.

Программами государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2013 и 2014 гг. объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение государственных гарантий Российской Федерации по возможным гарантийным случаям (в случае если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу), составят в 2013 году – 63,0 млрд. рублей, в 2014 году - 230,7 млрд. рублей. Увеличение суммы гарантирования связано с расширением использования механизма государственных гарантий Российской Федерации для государственной поддержки российской экономики.

На осуществление в 2013 году компенсационных выплат по гарантированным сбережениям граждан Российской Федерации планируется выделение 50,0 млрд. рублей ежегодно. Это на 23,7 % меньше, чем составили фактические выплаты в 2009 году и в 2,3 раза меньше, чем предусмотрено на 2010 год.

Предоставление гарантий предусматривается в том числе по кредитам, привлекаемым для осуществления инвестиционных проектов, на территории Чеченской Республики 15,0 млрд. и на территории Северо-Кавказского федерального округа,по кредитам Российской корпорации нанотехнологий, по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения государственного оборонного заказа и др.

Заключение

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» формировался в условиях продолжающегося экономического роста, сокращения численности безработных. Однако существенная зависимость российской экономики от мировой внешнеторговой и финансовой конъюнктуры, рост внешнего долга корпоративного сектора сохраняют риски для финансовой системы страны.

Федеральный бюджет на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 гг. сформирован с дефицитом.

Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться за счет внутренних источников.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2013 – 2015 годах будут являться государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.

Ключевыми задачами бюджетной политики на 2013 – 2015 годы, сформулированными в Бюджетном послании Президента России о бюджетной политике в 2013 – 2015 годах и указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012, являются укрепление макроэкономической стабильности, обеспечение сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, финансовое обеспечение принятых государством социальных обязательств.

Цель бюджетно-налоговой политики государства состоит в снижении дефицита бюджета до уровня 2-3% ВВП с тем, чтобы его финансирование за счет источников (внутренних и внешних) не тормозило экономическое развитие страны.

В мировой практике нет какой-либо общей закономерности, определяю-щей параметры финансирования дефицита бюджета за счет внутреннего и внешнего финансирования (разброс по внешнему - от 120,6% до 7,61% и внутреннему финансированию - от 12,49% до 125,78% к дефициту бюд-жета).

В зависимости от выбранного источника финансирования дефицит бюджета порождает негативные явления: инфляцию, вызывает повышение процентной ставки (рефинансирования), ухудшает инвестиционный климат, нарушает платежный баланс и т.д.

Так, эмиссия денег прямо увеличивает инфляцию, и выплаты процентов по ценным бумагам, представляют собой правительственные обязательства, увеличивают нагрузку на бюджеты следующих лет и порождают «финансовые пирамиды». В свою очередь последние отвлекают деньги с потребностей реального сектора на спекулятивные финансовые рынки, что, в конечном счете, опять вызывает эмиссию денег и обесценение национальной валюты. Покрытие дефицита бюджета за счет внешних займов означает увеличение нагрузки на платёжный баланс страны и ведет к ухудшению финансового положения государства в мировом сообществе, снижает его кредитный рейтинг. Внешняя задолженность государства лишь временно увеличивает ресурсы, находящиеся в распоряжении страны.

Литература

    Закон N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015» от 03.12.2012.

    Бюджетный кодекс Российской Федерации № 95-ФЗ (редакция от 31.12.2012)

    Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 592стр.

    Сорокина Т. В. Госбюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и займ".- Мн.: БГЭУ, 2003. - 289с.

    Финансы: учебник / под ред. проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В., проф. Сабанти Б.М. - М.: Юрайт-М, 2001.

    Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы.- М.: Москва, 2000.

    Дробозина Л.А. Финансы: учебник. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

    Финансы: учебник / под ред. В.П. Литовченко.- М.: 2004. - 724с.

    Журнал "рынок ценных бумаг" Издательский Дом "РЦБ"

    Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gmcgks.ru

    Официальный сайт Федерального казначейства (казначейства Российской Федерации): www.roskazna.ru

    В зависимости от способа формирования собственные ис-точники финансирования предприятия делятся на внутренние и внешние (привлеченные).
    Внутренние источники собственных средств
    Внутренние источники собственных средств формируются в процессе хозяйственной деятельности и играют значительную роль в жизни любого предприятия, поскольку определяют его способность к самофинансированию (self financing). Очевидно, что предприятие, способное полностью или в значительной степени покрывать свои финансовые потребности за счет внутренних источников, получает значительные конкурентные преимущества и благоприятные возможности для роста за счет уменьшения издержек по привлечению дополнительного капитала и снижения рисков.
    Основными внутренними источниками финансирования любого коммерческого предприятия являются чистая прибыль, амортизационные отчисления, реализация или сдача в аренду неис-пользуемых активов и др.
    В современных условиях предприятия самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении. Рациональное использование прибыли предполагает учет таких факторов, как планы дальнейшего развития предприятия, а также соблюдение интересов собственников, инвесторов и работников. В общем случае чем больше прибыли направляется на расширение хозяйственной деятельности, тем меньше потребность в дополнительном финансировании. Величина нераспределенной прибыли зависит от рентабельности хозяйственных операций, а также от принятой на предприятии политики в отношении выплат собственникам (дивидендная политика), сущность которой будет рассмотрена в гл. 17.
    К достоинствам реинвестирования прибыли следует отнести:
    - отсутствие расходов, связанных с привлечением капитала из внешних источников;
    - сохранение контроля за деятельностью предприятия со стороны собственников;
    - повышение финансовой устойчивости и более благопри-ятные возможности для привлечения средств из внешних ис-точников.
    В свою очередь, недостатками использования данного источника являются его ограниченная и изменяющаяся величина, сложность прогнозирования, а также зависимость от внешних, не поддающихся контролю со стороны менеджмента факторов (например, конъюнктура рынка, фаза экономического цикла, изменение спроса и цен и т. п.).
    Еще одним важнейшим источником самофинансирования предприятий служат амортизационные отчисления.
    Они относятся на затраты предприятия, отражая износ ос-новных и нематериальных активов, и поступают в составе де-нежных средств за реализованные продукты и услуги. Их основное назначение - обеспечивать не только простое, но и расширенное воспроизводство.
    Преимущество амортизационных отчислений как источника средств заключается в том, что он существует при любом финансовом положении предприятия и всегда остается в его распоряжении.
    Величина амортизации как источника финансирования ин-вестиций во многом зависит от способа ее начисления, как правило, определяемого и регулируемого государством.
    Выбранный способ начисления амортизации фиксируется в учетной политике предприятия и применяется в течение всего срока эксплуатации объекта основных средств.
    Применение ускоренных способов (уменьшаемого остатка, суммы чисел лет и др.) позволяет увеличить амортизационные отчисления в начальные периоды эксплуатации объектов инвестиций, что при прочих равных условиях приводит к росту объемов самофинансирования.
    В целом адекватная амортизационная политика при определенных условиях может способствовать высвобождению средств,
    превышающих расходы по осуществленным инвестициям. Данный факт известен как эффект Логмана (Ьокгпапп) - Рухти (ЯисШ), которые показали, что в условиях постоянных темпов роста инвестиций при использовании линейной амортизации соотношение между ними будет иметь вид
    где g - постоянный темп роста;
    п - срок полезной службы амортизируемых активов;
    ВА1 - амортизационные отчисления в период /;
    /С,- инвестиции в период /.
    Нетрудно заметить, что множитель в квадратных скобках представляет собой приведенную стоимость одной денежной единицы аннуитета (см. гл. 6).
    В табл. 14.2 представлен расчет соотношения между амортизацией и инвестициями для различных темпов роста и сроков эксплуатации активов.
    Таблица 14.2
    Зависимость между амортизационными отчислениями и инвестициями, %
    Темп роста g,
    % Срок и, лет
    5 10 15 20
    3 92 85 80 74
    5 87 77 69 62
    7 82 70 61 53
    10 76 61 51 43
    Как следует из приведенной таблицы, предприятие, срок полезной службы активов которого составляет 15 лет, а темп роста инвестиций - 5% в год, может финансировать 69% объема инвестиций за счет амортизационных отчислений. Соответственно, остальная часть (31%) должна быть профинансирована за счет нераспределенной прибыли и/или внешних источников.
    Таким образом, для более эффективного использования амортизационных отчислений в качестве финансовых ресурсов предприятию необходимо проводить адекватную амортизационную политику. Она включает в себя политику воспроизводства
    основных активов, политику в области применения тех или иных методов расчета амортизационных отчислений, выбор приоритетных направлений их использования и другие элементы.
    В ряде случаев привлечь дополнительные финансовые ресурсы в хозяйственный оборот из внутренних источников можно 3 а счет продажи или сдачи в аренду неиспользуемых основных и оборотных активов. Вместе с тем такие операции носят разовый характер и не могут рассматриваться в качестве регулярного источника денежных средств.
    Для оценки способности предприятия к самофинансирова-нию (self financing - SF) и прогнозирования его объемов в соот-ветствующем периоде может быть использовано соотношение
    SF = (EBIT - /)(1Т) + DA хТ - DIV, (14.2)
    где EBIT - прибыль до выплаты процентов и налогов;
    I - расходы на обслуживание займов (процентные выплаты);
    DA - амортизация;
    Т - ставка налога на прибыль;
    DIV - выплаты собственникам.
    Как следует из (14.2), на способность предприятия к само-финансированию непосредственное влияние оказывает, помимо эффективности хозяйственной деятельности, осуществляемая заемная, амортизационная и дивидендная политика.
    Несмотря на преимущества внутренних источников финан-сирования, их объемы, как правило, недостаточны для расшире-ния масштабов хозяйственной деятельности, реализации инве-стиционных проектов, внедрения новых технологий и т. д.
    В этой связи возникает необходимость дополнительного привлечения собственных средств из внешних источников.
    Внешние (привлеченные) источники собственных средств
    Предприятия могут привлекать собственные средства путем увеличения уставного капитала за счет дополнительных взносов учредителей или выпуска новых акций. Возможности и способы привлечения дополнительного собственного капитала сущест-венно зависят от правовой формы организации бизнеса.
    Акционерные общества, испытывающие потребность в ин-вестициях, могут осуществлять дополнительное размещение ак-ций по открытой или закрытой подписке (среди ограниченного круга инвесторов).
    В общем случае первичное размещение акций предприятия по открытой подписке (Initial Public Offering - IPO) представляет собой процедуру их реализации на организованном рынке с це-лью привлечения капитала от широкого круга инвесторов.
    Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» под публичным размещением понимается «размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг».
    Таким образом, IPO российской компании - это размещение дополнительной эмиссии акций ОАО путем открытой подписки на фондовых биржах, при условии, что до момента размещения акции не обращались на рынке. При этом в соответствии с директивами ФСФР не менее 30% от общего объема проводимого IPO должно быть размещено на отечественном рынке.
    По мнению экспертов, в ближайшее время IPO может стать одним из наиболее эффективных способов привлечения финансовых ресурсов и увеличения капитализации отечественных предприятий. Если с 1996 по 2003 г. в России было осуществлено лишь четыре IPO («ВымпелКом», МТС, «Вимм-Билль-Данн», РБК), из них три - на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), то в 2004 г. состоялось уже шесть размещений, в 2007 г. - двадцать пять. Некоторые результаты проведенных российскими компаниями IPO в 2007 г. представлены в табл. 14.3.
    Таблица 14.3
    IPO российских эмитентов в 2007 г.

    ВТБ 7982,1 23% Ь8Е, ММВБ, РТС
    Сбербанк 3228,2 4 РТС, ММВБ
    ПИК 1850,0 15 Ь8Е, ММВБ, РТС
    AFI Development 1400,0 19 ЬБЕ
    ммк 999,9 9 Ь8Е, ММВБ, РТС
    Уралкалий 947,9 11 Ь8Е, РТС
    Фармстандарт 879,8 40 Ь8Е, ММВБ, РТС
    Продолжение табл. 14.3
    Компания-эмитент Объем IPO, млн долл. США Доля акций, % Торговая площадка
    НМТП 864,1 15 Ь8Е, ММВБ, РТС
    Группа ЛСР 771,6 И Ь8Е, ММВБ, РТС
    БК Евразия 719,4 20 Ь8Е
    Интегра 668,1 30 Ь8Е
    Полиметалл 604,5 25 Ь8Е, ММВБ, РТС
    Ситроникс 402,0 18 Ь8Е, РТС, МФБ
    М.Видео 364,8 29 ММВБ, РТС
    Дикси групп 359,9 42 ММВБ, РТС
    ОГК-2 355,9 7 Ь8Е, РТС, МФБ
    Банк Санкт-Петербург 273,6 17 РТС, ММВБ
    Black Earth Farming 259,1 28,1 ОМХ
    Синергия 190,4 16 ММВБ, РТС
    Нутринвестхолдинг 168,2 20 ММВБ, РТС
    Возрождение 165,9 12 ММВБ, РТС
    Volga Gas 125,0 40 А1М/Ь8Е
    Аптечная Сеть 36,6 110,3 15,3 ММВБ, РТС
    Росинтер Ресторантс 100,0 26 РТС
    РТМ 80,0 25 РТС
    Армада 29,7 17 ММВБ, РТС
    В общем случае подготовка и проведение IPO предполагает осуществление четырех этапов.
    На первом (подготовительном) этапе предприятие должно выработать стратегию размещения, выбрать финансового консультанта, перейти на международные стандарты финансовой отчетности, провести аудит финансовой отчетности и систем внутреннего контроля за 3-4 года, предшествующих IPO, осуществить
    необходимые структурные преобразования, создать публичную кредитную историю, например, путем эмиссии облигаций.
    На втором этапе определяются основные параметры пред-стоящего IPO, проводятся процедуры юридической и финансо-вой комплексной проверки, а также независимой оценки бизнеса (due diligence).
    На третьем этапе осуществляется подготовка и регистрация проспекта эмиссии, принимается решение о выпуске, доводится информация об IP О до потенциальных инвесторов, определяет-ся окончательная цена размещения.
    На заключительном этапе происходит собственно проведение размещения, т. е. допуск компании на биржу и подписка на акции. Более детально процедура проведения IPO в Российской Федерации представлена в табл. 14.4.

    Принятие советом директоров компании решения о выпуске акций Нет указаний День N
    Подготовка протокола заседания совета директоров Нет указаний N + 5
    Подготовка решения о выпуске и проспекта ценных бумаг Нет указаний N + 35
    Утверждение советом директоров решения о выпуске и проспекта ценных бумаг Не позднее 6 месяцев со дня принятия решения советом директоров N + 40
    Подача документов на государст-венную регистрацию в ФСФР Не позднее 1 месяца со дня утверждения решения о вы-пуске N + 45
    Государственная регистрация до-кументов в ФСФР В течение 30 дней, время ре-гистрации может быть продле-но (для проверки сведений) на срок не более 30 дней1 N + 75
    Таблица 14.4
    Продолжение табл. 14.4
    Этап Требования нормативных документов Примерные сроки, дни
    Раскрытие информации среди широкого круга инвесторов Не менее двух недель N + 90
    Соблюдение преимущественного права выкупа Не менее 45 дней (может быть сокращен до 20 дней) N + 135
    Размещение акций на бирже Не раньше чем через 2 недели после раскрытия информации потенциальным инвесторам2. Не позднее чем через 1 год со дня госрегистрации выпуска1 N + 140
    Утверждение советом директоров отчета об итогах выпуска Не позднее чем через месяц со дня окончания размещения N + 160
    Финансирование за счет эмиссии обыкновенных акций имеет следующие преимущества:
    - этот источник не предполагает обязательных выплат, ре-шение о дивидендах принимается советом директоров и утвер-ждается общим собранием акционеров;
    - акции не имеют фиксированной даты погашения - это по-стоянный капитал, который не подлежит «возврату» или пога-шению;
    - проведение IPO существенно повышает статус предпри-ятия как заемщика (повышается кредитный рейтинг, по оценкам экспертов, стоимость привлечения кредитов и обслуживания долга снижается на 2-3 % годовых), акции могут также слу-жить в качестве залога по обеспечению долга;
    - обращение акций предприятия на биржах предоставляет собственникам более гибкие возможности для выхода из бизнеса;
    - повышается капитализация предприятия, формируется рыночная оценка его стоимости, обеспечиваются более благо-приятные условия для привлечения стратегических инвесторов;
    - эмиссия акций создает положительный имидж предприятия в деловом сообществе, в том числе - международном, и т. д.
    К общим недостаткам финансирования путем эмиссии обыкновенных акций следует отнести:
    - предоставление права участия в прибылях и управлении фирмой большему числу владельцев;
    - возможность потери контроля над предприятием;
    - более высокая стоимость привлеченного капитала по срав-нению с другими источниками;
    - сложность организации и проведения эмиссии, значитель-ные расходы на ее подготовку;
    - дополнительная эмиссия может рассматриваться инвесто-рами как негативный сигнал и приводить к падению цен в крат-косрочной перспективе.
    Следует отметить, что проявление перечисленных недостат-ков в Российской Федерации имеет свою специфику. В допол-нение к ним, широкому распространению практики проведения IPO российскими предприятиями препятствуют как внешние факторы (неразвитость фондового рынка, особенности правово-го регулирования, доступность иных источников финансирова-ния), так и внутренние ограничения (неготовность большинства предприятий к IPO, настороженное отношение собственников к возможным издержкам «прозрачности», опасения потери кон-троля и т. п.). Рассмотрим их более детально.
    Значительной проблемой, вызванной особенностями право-вого регулирования, является временной разрыв между датой принятия решения о размещении акций и началом их обращения на вторичном рынке. По оценкам специалистов РТС, в среднем на подготовку и проведение IPO уходит около полугода.
    Еще одним существенным ограничением является требова-ние обеспечения «прозрачности». Раскрытие информации при IPO требуется в значительно большем объеме, чем при получе-нии различных видов займов. В то же время в силу сформиро-вавшегося правового климата и сложившейся деловой практики (преобладание закрытых сделок, «серые» схемы расчетов и оптимизации налогообложения, непрозрачная структура бизнеса) многие российские предприятия весьма болезненно реагируют на требование «прозрачности». Раскрытие информации о конечных собственниках, схемах снижения налоговой нагрузки и т. д. может сделать компанию легкой мишенью для поглощения с использованием судебных, правоохранительных и фискальных органов.
    Многие российские предприятия не готовы к осуществлению IPO. Прозрачность бизнеса в большинстве случаев является следствием наличия четкой стратегии развития (экономически оправданного бизнес-плана) и соответствующей ей структуры управления, позволяющей достигать поставленных целей, управлять ростом, контролировать риски и эффективно исполь-зовать капитал. Лишь немногие отечественные предприятия со-ответствуют этим критериям.
    Владельцев российских предприятий пугает возможность потери контроля над бизнесом в результате IPO. Согласно зако-ну «Об акционерных обществах» достаточно иметь всего 2% акций, чтобы их владелец получил право выносить на повестку дня собрания акционеров любые вопросы, например о снятии генерального директора. При свободном обращении акций подобный пакет можно консолидировать в течение одного дня биржевых торгов. Собственники 10% голосующих акций уже имеют право созвать внеочередное собрание акционеров. Поэтому отечественные бизнесмены предпочитают самостоятельно вести поиск стратегического инвестора, который согласился бы войти в долю, обеспечив необходимые вложения.
    Владельцы предприятий, которые все же решили осущест-вить IPO, перестраивают бизнес так, чтобы уменьшить возмож-ные потери от «размывания» своего пакета акций и не потерять контроль. После публичного размещения акций многие крупные акционеры сохраняют за собой контрольный пакет. Например, несмотря на IPO, проведенное компанией «Северсталь-Авто» в 2005 г., около 77,7% ее акций по-прежнему принадлежат всего лишь двум крупнейшим акционерам. Доля основных владельцев торговой сети «Пятерочка» превышает 67% и т. д.
    Как уже отмечалось, осуществление IPO требует значитель-ных расходов. Единовременные издержки по организации IPO, как прямые (оплата услуг финансового консультанта, андеррай-тера, юридических и аудиторских фирм, биржи, регистратора, маркетинговых агентств и т. п.), так и косвенные (расходы на реорганизацию систем управления и контроля, финансовых потоков, продвижение бренда компании) могут быть довольно значительными - от 7 до 20% от привлеченных средств. Так, расходы на размещение акций РБК на российском рынке составили около 2 млн долл. США, а расходы МТС при размещении на Нью-Йоркской фондовой бирже превысили 45 млн долл. США.
    Наконец, низкая емкость отечественного фондового рынка не позволяет привлечь значительные объемы средств. В этой связи крупные российские предприятия (с капитализацией от 200 млн долл. США) предпочитают проводить IPO на междуна-родных рынках (NYSE, NASDAQ, AIM, LSE) в виде размещения депозитарных расписок на свои обыкновенные акции.
    В целом в настоящее время российским предприятиям вы-годнее привлекать займы, которые в сложившихся условиях представляют собой более дешевый, простой и эффективный способ привлечения капитала.

    Для успешной деятельности любого предприятия большое значение имеют кадры или, как принято говорить в современном обществе, персонал. От тех людей, которые выполняют возложенные на них функции и обязанности, зависит доход фирмы и ее конкурентная способность на рынке товаров или услуг. Поэтому подбор персонала - это важная составляющая деятельности кадровый службы или менеджера, в компетенцию которого входит поиск, найм и адаптация работников. Данная статья ответит на вопрос, какие существуют внутренние и внешние источники привлечения персонала. А также в статье пойдет речь о том, в чем заключаются преимущества и недостатки этих источников.

    Внешние источники

    К внешним источникам привлечение персонала относят:

    • рекрутинговые компании и агентства по поиску персонала;
    • частные и государственные службы и центры занятости;
    • профильные учебные заведения;
    • профессиональные клубы;
    • общественные организации.

    Методы внешнего привлечения

    Для того чтобы привлечение кандидатов в компанию прошло успешно, менеджеру по персоналу необходимо применять следующий ряд методов:

    • проведение семинаров, конференций или выставок в пределах компании;
    • проведение ярмарок вакансий;
    • оповещение об открытых вакансиях с помощью средств массовой информации (телевиденье, пресса, радио, интернет);
    • проведение так называемых дней карьеры в профильных учебных заведениях;
    • посещение менеджером профессиональных клубов или общественных организаций;
    • организация конкурсов профессионального мастерства.

    Для того чтобы можно было применить каждый из этих методов, изначально необходимо оценить ситуацию на рынке труда в том регионе, где находится предприятия, и проанализировать основные критерии требований к кандидату. К примеру, если организация нуждается в молодых и активных специалистах, то идеальным будет метод обращения и сотрудничество с высшими учебными заведениями. Но в случае если требуется кандидат с большим опытом работы, такой источник привлечения персонала для организации будет абсолютно неэффективным.

    Как уже было отмечено, каждый метод и источник имеет свои преимущества и недостатки, но стоит остановиться подробнее на этом вопросе. Это нужно для того, чтобы понять, в каких компаниях лучше всего будут работать внешние источники привлечения персонала, а для каких компаний, наоборот, станут лишь помехой в поиске специалистов.

    Преимущества внешних источников

    • Основным достоинством внешних источников привлечения персонала можно считать широкие границы возможности выбора специалистов.
    • С приходом новых профессиональных сотрудников зачастую у компании появляются новые импульсы в своем развитии.
    • Внешние источники привлечения персонала полностью способны удовлетворить потребность организации в людях.
    • Подбор кадров со стороны снижает риск возникновения интриг в коллективе.
    • Новые люди зачастую приносят в компанию новее идеи ее развития.
    • В случае если предприятие занимается производством специфичной продукции или использует определенные технологии в своей деятельности, внешний источник привлечения персонала по финансовым затратам обходится гораздо дешевле, чем обучение или перепрофилирование уже задействованных на предприятии людей.
    • Привлекая персонал из внешних источников, одновременно можно и рекламировать предприятие во внешней среде.

    Недостатки внешних источников

    Можно выделить такие недостатки внешних источников привлечения персонала:

    • Значительные растраты компании на привлечение специалистов.
    • Высокая вероятность того, что сотрудник может не пройти испытательный срок, что поспособствует текучести рабочей силы.
    • Новые работники плохо ориентируется на рабочем месте, соответственно, могут возникать трудности при адаптации, привыкании к стилю управления и корпоративной культуре предприятия.
    • Привлечение со стороны работников среднего и высшего звена блокирует возможность служебного продвижения по карьерной лестнице остальных сотрудников, что может негативно отразиться на мотивации персонала.
    • Снижение производительности труда за счет периода адаптации.

    Внутренние источники поиска персонала

    К внутренним источникам привлечения специалистов для предприятия можно отнести:

    • кадровый резерв;
    • кандидатов, которые проявляют инициативу в своей работе;
    • достойных сотрудников предприятия;
    • личные контакты работников (друзья, родственники, знакомые, которые соответствуют требованиям должности);
    • бывших сотрудников организации.

    Методы внутреннего привлечения

    Для того чтобы применение методов по поиску кадров внутри организации было успешным, менеджеру необходимо приложить достаточно большое количество усилий. Потребуются:

    • организация «дней открытых дверей»;
    • оформление и создание корпоративной прессы или досок объявлений;
    • стажировка и практика;
    • организация «дней карьеры»;
    • создание рабочей программы «Быстрая карьера»;
    • информирование о вакантных местах на общих собраниях или совещаниях;
    • организация внутренних корпоративных профессиональных конкурсов.

    Стоит отметить, что внутренний источник поиска и подбора персонала является трудовым ресурсом предприятия. В данном случае нужно учитывать, что каждый из перечисленных методов необходимо применять из расчета текущих целей организации. Таким образом, к примеру, осуществить поиск кандидатов на вакантные места внутри организации можно:

    • при желании руководства минимизировать численность штата;
    • при организации горизонтального перераспределения персонала;
    • при организации вертикального перераспределения персонала.

    Рекрутинг внутри организации - это составная часть работы отдела кадров и кадровой политики фирмы, которая ориентирована на определенное развитие своих сотрудников и получение от них профессиональной отдачи, а вследствие и прибыли от их деятельности. Но такой вариант привлечения кадров также имеет ряд своих преимуществ.

    Преимущества внутреннего привлечения

    К ним относят:

    1. Увеличение шанса построения карьеры и, соответственно, появления чувства привязанности персонала к организации.
    2. Низкий уровень расходов на привлечение персонала.
    3. Снижение затрат времени на адаптацию.
    4. Возможность «воспитать» собственные кадры.
    5. Появление целенаправленности повышения квалификации сотрудников.
    6. Возможность избежать текучести персонала в организации.
    7. Появляется возможность оценить способности персонала.

    Недостатки внутренних источников привлечения персонала

    Основными из них являются:

    1. Ограниченность в выборе персонала.
    2. Вероятность создания в коллективе стрессовых и конфликтных ситуаций.
    3. Появление панибратства.
    4. Вероятность потерять сотрудника с большим опытом из-за возможного отказа ему в вакантной должности.
    5. Дополнительные затраты на перепрофилирование или обучение работников.
    6. При повышении сотрудников появляются новые вакантные места на их старые должности, таким образом, необходимость в кадрах не уменьшается, а меняется лишь ее уровень.

    Поиск и подбор сотрудников на руководящие должности

    Первое, на что необходимо обратить внимание при поиске кандидата на руководящую должность, это его роль в организации, а именно будет она оперативной или стратегической. Существуют следующие источники поиска кандидатов высоко ранга:

    • собственный кадровый резерв;
    • рынок труда;
    • другие компании.

    Лучшим источником можно считать собственный резерв кадров организации, а обуславливается это тем, что многие эксперты отмечают явную тенденцию в нехватке грамотных и профессиональных управляющих кадров. Создание резерва заключается в анализе потенциала работников, отборе лучших сотрудников и их обучении управленческим функциям. Единственный недостаток резерва заключается в продолжительности этого процесса.

    Обращаясь к внешним источникам поиска руководителей, необходимо менеджеру определить технологию процесса поиска и отбора кандидатов. Если стандартный рекрутинг не способен удовлетворить потребность организации в руководителе, то применяются следующие целенаправленные технологии поиска - Executive Search и Headhunting.

    Executive Search - подбор руководителей, которые способны эффективно выполнять свои обязанности, управлять людьми и способны принимать самостоятельные решения, а также благоприятно влиять на развитие организации. Такой целенаправленный поиск организовывают определенные рекрутинговые компании, которые изучают фирму заказчика, формируют оптимальный профиль кандидата, анализируют рынок труда, формируют список претендентов, организовывают личные встречи кандидата и заказчика и сопровождают кандидата и заказчика на начальной стадии трудового процесса.

    Headhunting - это поиск руководителей высшего ранга и очень редких специалистов. Суть такого поиска руководителей заключается в переманивании высокопрофессиональных кадров из других организаций. Стоит отметить, что с методом Headhunting сможет справиться только опытный менеджер или работник рекрутинговой компании, так как для такого поиска необходим опыт в экономической, психологической и управленческой сферах. А также нужно уметь заинтересовать конкретного человека, чтобы он решился сменить место работы в пользу компании заказчика.

Выбор редакции
Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...

Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...
Сегодня нам предстоит понять, как управлять деньгами. Ни для кого не секрет, что у каждого человека есть возможность получать больше....