Экономические реформы 1990 годов кратко. Экономические реформы в России (1990-е годы)


В начале января 1992 года правительством Е. Гайдара были отпущены розничные цены на товары массового спроса. Так началось общественное переустройство России, переход от планово-распределительной экономики к свободному рынку, от тоталитарного к демократическому государственному устройству.

Хозяйственные итоги реформ нашли своё отражение в многочисленных работах зарубежных экономистов. Их выводы сводятся к произошедшему за эти годы превращению России в сырьевой придаток Запада и Востока. Если в 1989 г. в экспорте товары с высокой добавленной стоимостью составляли 38,7%, то в 2010 г. - 4,7%. Если в 1991 г. Россия делила второе-третье место в мире среди 38 стран, производящих станки, то в 2010 г. она оказалась третьей от конца и её доля в производстве мирового станкостроения составила менее 0,3%. Если в 1991 году самолёты России составляли около 40% мирового парка гражданской авиации, то на начало 2010 года менее 2%.

Технологическое отставание нашей страны от передовых государств наметилось ещё в позднесоветский период. Реформы и были призваны сократить отставание, модернизировать экономику.

Высокие технологии составляют в нынешнем российском экспорте 0,13%, т.е. столько же, сколько у одной из самых отсталых стран Евросоюза - Португалии. В результате реформ была создана простейшая экономическая модель, суть которой заключается в продаже своей природной ренты. За пореформенные годы в России были разрушены многие высокотехнологичные предприятия, но не было построено ни одного нового предприятия, оборудованного конкурентоспособной отечественной техникой.

Широко проанализирован и тот урон, который понесла социальная сфера общества. Социологи зафиксировали, что более трети населения России живёт за порогом или на грани бедности, а 7% находятся в состоянии крайней бедности, глубокой нищеты. Ещё 14% бедных также прочно «застряли» в этом состоянии. Кроме того, 17% населения пребывает в состояние постоянного риска бедности, хотя пока им удаётся удерживаться «на плаву», балансируя на грани бедности и малообеспеченности, и численность этой «группы риска» возрастает. Реформы привели к качественному сдвигу структуры потребления, что отмечено многими экономистами. На Всероссийском конгрессе экономистов-аграрников в 2005 году вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук, директор Института экономики сельского хозяйства И. Ушачёв сказал: «В среднем объёмы потребления продовольствия на душу населения с 1990 года сократились на 22,6%, а по отдельным видам продуктов, таких как мясо - в 1,4 раза, молока - в 1,7 раза, рыбопродуктов в 1,9 раза… Значительная часть населения страны не может позволить себе питаться даже на уровне минимальной потребности, а средние рациональные нормы питания доступны лишь 10-20% россиян»10. Спад потребления ценных продуктов питания сосредоточился почти исключительно в той части населения, которая относится к бедным. Т.е. не менее чем для 30% населения потребление самых необходимых для здоровья продуктов питания упало до того уровня, при котором начинается физиологическая деградация.

По данным Левада-Центра, в России прожиточный минимум население оценивает в 2 раза выше его официального уровня, при этом 21,3% населения едва сводят концы с концами и их доходов не хватает даже на еду, ещё 40,5% балансируют на грани абсолютной бедности, им хватает средств на еду, но не хватает на одежду.

Исследования демографов показывают, что экономические реформы дорого обошлись стране: более двух третей всех причин депопуляции россиян связано с резким ухудшением здоровья нации, снижением качества медицинского обслуживания, а также с возникшими в 1990-е годы такими массовыми феноменами, как социальная депрессия, апатия и агрессия населения, детская беспризорность и бомжатничество. В середине 1990-х годов в страну вернулись многие болезни, с которыми было покончено в советское время, и, прежде всего, инфекционные, такие, как туберкулёз, так как фактически перестала функционировать созданная в советское время эффективная система его профилактики, диагностики и лечения. Если в 1990 году рождаемость в России составила 1989 тыс. чел., то в 2000 году - 1267 тыс. чел., смертность на 1 тыс. человек населения в 1990 году была 11,2, в 2000 году стала 15,5. Число самоубийств в 1995 г. по сравнению с 1991 г. возросло на 59,7%, в том числе у мужчин на 66,4%, а у сельских мужчин - даже на 73,6%».

Губительнее сказались реформы на здоровье детей и подростков: от социального бедствия их организм и психика страдают сильнее, чем у взрослых. В дореформенном 1991 году в РСФСР на 10 тыс. детей было 38,5 инвалида, в 1995 году уровень детской инвалидности составил 116,3 на 10 тыс. детей, в 2005 г. - 209,7. Т.е. за 15 лет произошёл более чем пятикратный рост детской инвалидности. В 2005 г. директор Государственного научного центра им. Сербского, бывший министр здравоохранения РФ Т. Дмитриева сообщила, что уровень психических расстройств в РФ с начала 1990-х гг. увеличился в 11,9 раза, а доля освобождённых от призыва по соответствующим показателям составляет 22,7% от общего числа призывников.18 В 2007 году Министерство образования РФ впервые опубликовало данные о суициде среди школьников - 3091 человек в 2006 году, что вывело Россию по этому показателю на первое место в мире (в 1991 году наша страна по этому показателю занимала 79-е место). В 2008 году Россия вышла на первое место в мире по потреблению героина. Если в 1980-е годы случаи отказа от детей в роддомах Российской Федерации составляли в среднем около 1100 в год, то в 1990-е статистика фиксировала ежегодное количество матерей-отказниц в среднем более 20 тысяч. В середине 1990-х годов в стране возникло новое массовое социальное явление - детская проституция.

В 1990-е годы появилось унизительное для великой страны явление - «утечка мозгов». Бегство россиян из своей страны с каждым годом приобретает всё более широкий характер. По данным руководителя Счётной палаты РФ С. Степашина, в 2010 году из России выехало 1 млн. 250 тыс. человек. политика экономика история реформа

Российские аналитики приходят к выводу о глубоком упадке общественной морали, деинтеллектуализации общества, кризисе образования, о том, что падение качества высшего образования, начавшееся в середине 1990-х годов, вряд ли можно остановить в ближайшие годы. По данным общероссийского опроса, проведённого в мае 2008 года ВЦИОМ, 67% опрошенных хотели бы, чтобы их дети учились не в России, а за границей. Криминальная приватизация подняла мощный вал преступности. Уже к середине 1990-х гг. некоторые преступные группировки были известны в стране не меньше, чем новые банки и корпорации. В январе 1995 года на территории России действовали более 15 000 криминальных групп (в 1990 году их было менее 50).

Все перечисленные аспекты российской реформации 1990-х годов в целом вполне объективно оценены как академическим сообществом, так и широкой общественностью, в т.ч. и в США. Очевидность результатов реформации, отражённая в реальных показателях, не создаёт основы для сколько-нибудь существенных различий в оценках.

В отличие от других европейских государств в России либеральные идеи не имеют столь широкой социальной базы в обществе. Обращение общества к либеральным ценностям отличает лишь отдельные периоды в российской истории XIX-XX веков. Десятилетие, охватывающее вторую половину 80-х и первую 90-х годов ХХ века, было именно таким периодом. Популярность всего, что связано со свободой личности, персональной инициативой и другими либерально-демократическими ценностями стремительно возрастала в российском обществе. К началу 1990-х годов она захватила значительную, если не большую часть населения, причём, самую продуктивную её часть. Многочисленные социологические исследования показывали чёткую установку большинства россиян на принятие демократических ценностей.

Дискредитация демократии и создание реальных предпосылок к авторитаризму - главный общественно-политический результат деятельности российских реформаторов в 1990-х годах. В этом их историческая вина и перед российским народом, и перед российским государством. Нынешнее свёртывание демократических свобод, насаждение «политической вертикали» - прямое следствие деятельности реформаторов 1990-х годов. Следует, как это не горько, признать, что ориентации и установки нынешней власти на свёртывание демократических институтов, возникшие с приходом В. Путина, вполне отвечают потребностям значительной части общества.

аторами во главе с Егором Гайдаром.

Замечание 1

Ее главной целью выступал скорый переход к основанной на принципах монетаризма рыночной экономике.

Основными направлениями программы стала либерализация цен (то есть их освобождение от государственного регулирования), а также приватизация (передача в частные руки государственной собственности).

Либерализация цен

Либерализация цен как направление программы «шоковой терапии» была проведена 1 января 1992 года, что в условиях дефицита товаров и общего спада производства привело к стремительному росту цен на промышленные и продовольственные товары.

Пример 1

Итогом либерализации цен стало значительное подорожание продуктов в 10 000 раз к 1997 году по сравнению с 1990 годом.

Приватизация

Определение 1

Суть приватизации подразумевала выдачу каждому гражданину РСФСР «приватизационного чека» (иными совами, «ваучера»), который давал право на получение части государственной собственности.

Однако владельцы теневых капиталов за короткое время сумели скупить большинство ваучеров у населения и нажить колоссальные состояния, что привело к формированию нового слоя населения – финансовой олигархии.

Значение программы «шоковой терапии»

Итогами «шоковой терапии» стало:

  • формирование сложившегося рынка продовольственных и промышленных товаров;
  • массовое обнищание населения на фоне гиперинфляции, обесценивания зарплат и банковских вкладов;
  • криминализация общества и сокращение налоговых поступлений в бюджет, что привело к возникновению огромного дефицита бюджета и резкому сокращению государственного финансирования производства и культуры;
  • углубление экономического кризиса на фоне подорожания природных ресурсов, электроэнергии и энергоносителей (в наиболее бедственном положении оказались оборонные предприятия, больше не получающие госзаказы);
  • практически погибает слаборазвитая отечественная легкая промышленность на фоне конкуренции с иностранным производством;
  • учреждения бюджетной сферы были лишены бюджетного финансирования, что нередко приводило к их ликвидации;
  • на фоне сложной экономической ситуации производство и духовная сфера безвозвратно теряют тысячи уникальных специалистов, уходящих в торговую сферу, что, в свою очередь, приводит к еще большему падению производства;
  • возникает процесс «утечки мозгов», выражавшийся в массовой эмиграции высококвалифицированных ученых и специалистов за границу.

Таким образом, последствия реформ Гайдара не принесли обещанной макроэкономической стабилизации, что означало их провал.

Замечание 2

Итогом стала отставка Гайдара Съездом народных депутатов РСФСР в декабре 1992 года, и должность премьер-министра занял В.С. Черномырдин.

Действия правительства Черномырдина

Правительство Черномырдина пыталось восполнить недостаток средств за счет:

  • оформления новых международных кредитов;
  • привлечения финансов населения через новую банковскую систему и государственные займы;
  • прекращения выплат зарплат бюджетникам.

Конечно, подобная ситуация не могла сохраняться долго, ведь долг государства перед иностранными кредиторами и населением становился непомерно огромным.

Замечание 3

В итоге, деноминация января 1998 года не решила, а лишь смягчила надвигающийся экономический кризис.

Черномырдин был отправлен в отставку в марте 1998 года, и его место занял С.В. Кириенко.

Экономический кризис 1998 года

В августе 1998 года разразился сильнейший экономический кризис в современной истории России, вследствие чего национальная валюта рухнула.

Импорт товаров был резко сокращен, что снова привело к дефициту.

Замечание 4

Молодой российский «средний класс» был ликвидирован новыми проблемами экономики страны.

Экономика России в конце 90-х годов

Главой кабинета министров в сентябре 1998 года стал Е.М. Примаков.

Курс на сокращение импорта способствовал поддержке отечественных производителей. Также был подготовлен сбалансированный бюджет на 1999 год, однако внешний долг РФ был так велик, что страна оказалась на грани полного банкротства (иными словами, дефолта). Единственными российскими товарами для экспорта стали газ, нефть и оружие.

С.В.Степашин сменил Примакова на посту в июне 1999 года, а самого его уже в августе того же года сменил В.В. Путин.

Замечание 5

Однако эти перестановки практически не отразились на экономике.

Также В.В. Путин был избран Президентом РФ в 2000 году, после чего начался постепенный экономический рост страны.

В конце 1991 года правительство, возглавляемое Е.Т.Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Суть экономических реформ заключалась в переходе к рыночным ценам, ускоренной приватизации, земельной реформе, реформе банковской системы, формировании новой налоговой политики, мерах социальной защиты населения. Предлагавшиеся программой меры «шоковой терапии» были направлены на перевод экономики на рыночные методы хозяйствования.

1. Либерализация цен – освобождение их из-под контроля гос-ва. Переход на свободные рыночные цены и тарифы был начат с января 1992 г. За гос-вом сохранялось лишь регулирование цен на некоторые товары и продукцию производственно-технического назначения. Либерализация цен привела к резкому скачку инфляции. За год потребительские цены выросли в 26 раз. Снизился в 2 раза (по сравнению с 1990 г.) уровень жизни населения.

2. Приватизация (разгосударствление собственности). Охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общепита, службы быта. Ваучерная и последующие этапы приватизации привели к потере гос. сектором ведущей роли в экономике. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности экономики. В 1993-1994г. падение пром. произ-ва сост. 21%, в част. в машиностроении – 31%, в произ-ве ширпотреба -30%. Свыше половины товаров российского рынка были импортными. Одним из подследствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.

Положительные итоги реформ:

· Магазины наполнились товарами, исчезли очереди.

· Интенсивно формировались рыночные структуры: рынки труда, ценных бумаг, недвижимости.

Отрицательные последствия реформ:

· Падение темпов экономического роста.

· Рост цен оказался неудержимым; инфляция переросла в гиперинфляцию, невиданными темпами стала развиваться долларизация финансовых отношений, а также вытеснение денег другими, менее ликвидными, но куда более стабильными активами.

· Инфляция привела к сильному расстройству, а в конечном итоге к полному уничтожению финансовой системы, значительной денежной эмиссии.

· Из-за приватизации гос-во потеряло жизненно важные отрасли экономики.

· Возникает криминальная революция, силовые методы решения экономических проблем.

· Фермерские хозяйства, где трудилось около 500 тыс. человек, из-за непримерно дорогих техники, удобрений, стройматериалов производили лишь около 2% общего объема сельскохозяйственной продукции

· Медленно и с большими трудностями разворачивалась конверсия на предприятиях ВПК, которые к середине 80-х гг. составляли до 70% промышленного потенциала страны.

· «шокотерапия» привила к быстрому расслоению общества по уровню доходов.

· Были обесценены сбережения населения в сбербанках.

· В тяжелейшем положении оказались система образования, наука, культура, здравоохранение.

· Отсутствие конкуренции способствовало ухудшению качества и удорожанию продукции.

Таким образом, радикальные преобразования в российской экономике обернулись значительными потерями. Так, за период 1990-97гг. объем ВВП сократился в 2 раза.

60. Основные направления преобразований в политической и социально-экономической жизни РФ в 2000-е гг.

В 21 веке Россия встала на путь серьезных перемен. В 2000 году в результате всенародного голосования к власти пришел Владимир Путин. 90-е годы были трагическим этапом в истории России. После десятилетнего ельцинского режима страна находилась на грани краха. Промышленное производство сократилось в разы, возросла и без того непомерная коррупция, произошла криминализация политической элиты и властных структур. Произошла острая дифференциация общества. Ситуацию усугубил экономический кризис 1998 года – большая часть населения оказалась за чертой бедности или подошла к ней достаточно близко. Население сократилось на 2 миллиона. В ряде регионов Кавказа сохранялась нестабильность. Кто бы что ни говорил, но мы были поставлены перед фактом: Российская армия неспособна справиться с чеченскими сепаратистами.

Предстояло решить ряд важнейших проблем – от стабилизации экономики до повышения роли России на международной арене.

Россия по-прежнему оставалась самым большим государством – 17 млн кв. км. Население составляло 146 млн. Причем в одной стране проживали люди 160 национальностей.

Темпы роста российской экономики быстро увеличиваются в начале 2000-х, чему способствует повышение мировых цен на нефть и газ, а также политическая стабильность.

В целом за 1999-2007 гг. рост ВВП составил 83 %, промышленности - 75,4 %. Проведенная в 1997 году деноминация предотвратила развал финансовой системы из-за гиперинфляции, когда люди оперировали миллионами ельцинских рублей, чтобы купить кухню или расплатиться за автобус. Деньги образца 97 года – вполне стабильная валюта – ходят и по сей день. Хотя и они подвержены инфляции – в среднем 15 процентов за год.

В ходе Второй чеченской контртеррористической военной кампании 1999-2005гг. были уничтожены боевики и наемники, которые фактически контролировали Чеченскую республику с 1992 года. России пришлось потратить немалые средства на восстановление разрушенного Грозного и других городов этой республики. Боевики ушли в подполье, проявляя себя в организациях многочисленных терактов (от Буденновка до Беслана и Норд-Оста, взрывов домов в Москве, Волгограде, терактов в метро и электричках, подземных переходах и стадионах), нападений на силовые структуры РФ и органы власти. В результате одного из таких терактов погиб президент Чечни Ахмад Кадыров, внесший значительный вклад в установлении мира в этом регионе. ФСБ РФ предотвратило множество терактов. Однако взрыв в маршрутке во Владикавказе 6.10.2008 года говорит о том, что опасность еще не миновала.

В сентябре 2005 в России запускаются «Национальные проекты» для разрешения наиболее злободневных социальных проблем: здравоохранение, образование, жилищная политика и сельское хозяйство. В 2006 на эти программы выделяется 161 млрд рублей, в 2007-206 млрд. Правительству Путина удалось расплатиться за внешние долги России.

В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту ряд соединений и воинских частей в 2004-2007 годах», целью которой является увеличение численности военнослужащих по контракту на должностях сержантов и солдат.

Внешнеполитический курс современной России нацелен на укрепление взаимоотношений с Европой, и одновременно на восток. Так, Китай является одним из главных торговых партнеров России. Россия усиливает влияние на страны СНГ – территории, которые последние 100 лет входили в состав нашей страны, а исторические и культурные связи со многими из них насчитывают не одно столетие.

В 2007 году Владимир Путин выбирает себе приемника из своего ближайшего окружения - Дмитрия Медведева, в стране проводится политический курс на укрепление центральной и ослабление региональных властей (укрепление вертикали власти), национализации важных предприятий.

При Медведеве, несмотря на его короткий срок правления, Россия пережила войну с Грузией.

Военное противостояние в августе 2008 года между Грузией, с одной стороны, и Россией и непризнанными республиками Южная Осетия и Абхазия - с другой стороны закончилось победой России.

Агрессивный режим Михаила Саакашвили, хорошо вооруженный и обладающий мощной (для такой страны) армией (более половины расходов – военные) готовился к этой войне. Цели были понятны – захватить силой Осетию, поставив мировую общественность перед фактом. В ночь на 8 августа (ок. 00.15) грузинские войска подвергли Цхинвали обстрелу из реактивных установок, а примерно в 03.30 начали штурм города с применением танков.

9 августа помощник главкома сухопутных войск РФ И. Конашенков заявил, что части и подразделения 58-й армии, прибыв на окраину Цхинвали, «приступили к подготовке операции. Цхинвали был отбит. Было сообщено о преброске подразделения 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии в Цхинвали со штатными боевой техникой и вооружением; ожидались также десантники из Иванова, а также полк спецназа ВДВ из Москвы. В результате попытки проникновения несколько кораблей из Грузии в территориальные воды Абхазии 10 августа произошло российско-грузинское военно-морское столкновение.

Уже 13 августа российские войска на бронетехнике вошли в грузинский город Гори. Армия Грузии подалась в отступление.

Окончательно конфликт был урегулирован планом Медведева – Саркози.



Экономические реформы в России (1990-е годы)

См. также: Реформы правительства Ельцина - Гайдара

Экономические реформы в России , проводившиеся в 1990-е годы в Российской Федерации и включающие либерализацию цен , либерализацию внешней торговли и приватизацию бывших союзных госпредприятий .

Вместе с тем, экс-председатель Совета министров СССР Н. И. Рыжков в 2010 году заявил, что дефицит преднамеренно создавался некоторыми представителями власти (в частности, по его словам, Ельцин инициировал одновременный ремонт 24 табачных фабрик, что спровоцировало дефицит табака).

В середине ноября 1991 года Ельцин возглавил первое правительство реформ в России, после чего подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных распоряжений, которые намечали конкретные шаги в сторону рыночной экономики. В конце ноября 1991 года Россией были взяты обязательства по долгам СССР.

Ряд учёных в начале девяностых предупреждали об опасности наступления в результате проведения рыночных реформ «варварского капитализма», по меньшей мере в ближайшие годы .

В 1990-1991 годах было создано несколько программ проведения экономических реформ в СССР и России. Это программа «500 дней » Г. А. Явлинского , «Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям в РСФСР», представленная Верховному Совету РСФСР И. С. Силаевым , и подготовленная группой Н. А. Чуканова программа «Предельно радикальная экономическая реформа» .

Хронология

  • 19 декабря 1991 - постановление Правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен».
  • январь 1992 - либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.
  • 11 июня 1992 - постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.»
  • июль-сентябрь 1993 - падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).
  • 1 января 1998 - 1000-кратная деноминация рубля.
  • с 17 августа 1998 - экономический кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО , ОФЗ), четырёхкратный обвал курса рубля.

Либерализация цен

В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января 1992 г. вступил в силу Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен» . Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами , но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках :142-148 ) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений , резкому падению уровня жизни.

Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991-1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населения резко снизился, инвестиции за 1991-1998 годы упали на 70 %.

Разрушение советского государственного аппарата регулирования цен и либерализация цен привели к огромным диспаритетам в ценах и финансовом положении предприятий и отраслей. В условиях практически полной монополизации производства, либерализация цен фактически привела к смене органов, которые их устанавливают: вместо государственного комитета этим стали заниматься сами монопольные структуры, следствием чего являлось резкое повышение цен и одновременное снижение объёмов производства. Таким образом проявился типично монопольный эффект. В результате, государственная система ценообразования была фактически заменена не рыночной, а монопольной, свойством которой является повышенный уровень рентабельности при низком объёме выпуска продукции, что в свою очередь приводит к ускорению инфляции и к сокращению производства.

Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, росту неплатежей, обесценению заработной платы, обесценению доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.

Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств.

Либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие. Так, за 1992-1997 годы индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен выросли примерно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы М2 увеличился примерно в 280 раз. В результате «реальная» денежная масса сократилась 8 с лишним раз. При этом не произошло такого же увеличения скорости оборачиваемости денег, что могло бы компенсировать сжатие. Положение усугублялось тем, что в результате приватизации на денежную массу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию акций, облигаций и т. п., которые ранее не являлись объектами сделок. Вследствие этих процессов к 2000 году денежная масса стала составлять около 15 % ВВП, при том, что в странах с переходной экономикой она составляла тогда 25-30 % ВВП, а в развитых странах - 60-100 % ВВП. При нехватке денег они стали настолько дорогими, что реальный сектор экономики оказался оголён от финансовых ресурсов. Отсутствие денег в экономике также ускорило развитие других негативных процессов: падения экономического роста, восполнения недостающей денежной массы суррогатами и усиления натурализации обмена (бартерных операций).

Либерализация внешней торговли

В 1992 году одновременно с либерализацией внутренних цен была произведена либерализация внешней торговли. Она была осуществлена задолго до того, как внутренние цены пришли к равновесным значениям. Как следствие продажа некоторых сырьевых ресурсов (нефти, цветных металлов, топлива) в условиях низких экспортных тарифов, разницы внутренних и мировых цен, слабого контроля на таможне, стала сверхприбыльной. Как писал академик РАН В. М. Полтерович, при такой доходности внешних операций с сырьём, инвестиции в развитие производства потеряли смысл, а «целью стало получение доступа к внешнеторговым операциям». По мнению В. М. Полтеровича, «это способствовало росту коррупции и преступности, росту неравенства, повышению внутренних цен и спаду производства». Другим следствием либерализации торговли стал поток дешёвых импортных потребительских товаров, устремившийся на российский рынок. Этот поток привёл к обрушению отечественной лёгкой промышленности, которая к 1998 году стала производить менее 10 % от уровня до начала реформ.

Приватизация

Стоимость основных фондов всей промышленности РСФСР по состоянию на 1990 год оценивается в $1,1 трлн.

Летом 1992 года началось осуществление программы приватизации. К тому времени в результате проведённой либерализации цен российские предприятия остались практически без оборотных средств. Реформаторы стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью приватизации они видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ. «Обвальный» характер приватизации предопределил её практически бесплатный характер и массовые нарушения законодательства.

В 1990-х годах ряд крупнейших российских предприятий были приватизированы на залоговых аукционах и перешли в руки новых владельцев по ценам, многократно заниженным по сравнению с их реальной стоимостью. 145 тыс. государственных предприятий было передано новым владельцам по в десятки тысяч раз заниженной общей стоимости всего около $1 млрд. Из 500 крупнейших российских предприятий примерно 80 % были проданы по цене менее $8 млн каждое.

В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов ». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.

Одним из основных аргументов за приватизацию и ликвидацию структур хозяйственного управления в СССР и в России были слишком большие размеры предприятий, а также монополизация и централизация советской экономики. Ради демонополизации любому входящему в объединение предприятию было разрешено приватизироваться отдельно от этого объединения. Как правило это приводило к тяжким негативным последствиям.

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90 % россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путем (с этой точкой зрения согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности .

Результаты реформ

  • В результате реформы 1990-х годов в России не была создана полноценная рыночная экономика. Созданная экономическая система скорее носила черты государственного капитализма, её называют, в частности, «квазирыночной». По мнению академика РАН А. Д. Некипелова, особенностями данной системы, созданной в результате максимальная либерализация экономической деятельности, произвольного распределения госсобственности, финансовой стабилизация за счёт жёсткого ограничения совокупного спроса, были «беспрецедентная натурализация хозяйственной деятельности, устойчивое значительное превышение процентной ставкой уровня отдачи капитала в реальном секторе и неизбежная в этих условиях ориентация всей экономики на финансово-торговые спекуляции и растаскивание ранее созданного богатства, хронический фискальный кризис, вызванный возникновением „дурной последовательности“: „дефицит бюджета - сокращение государственных расходов - спад производства и разрастание неплатежей - сокращение налоговых поступлений - дефицит бюджета“».
  • Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Индекс потребительских цен с 1992 г. по 1995 г. увеличился в 1187 раз, а номинальная зарплата - в 616 раз. Тарифы на грузовые перевозки увеличились за те годы в 9,3 тыс. раз, а индекс цен реализации продукции сельского хозяйства производителями продукции повысился всего в 780 раз, в 4,5 раз меньше, чем в промышленности. Неравновесие доходов и расходов достигло за годы преобразований такого уровня, что механизм неплатежей перестал справляться с его сбалансированием.
  • Заметное обеднение едва ли не большинства населения России в начале 90-х годов: жизненный уровень основной массы населения снизился по многим характеристикам в 1,5-2 раза - до показателей 60-70-х годов .
  • Структура промышленного производства за годы преобразований также изменилась. Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий. Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в 4-5 раз, расходы на научные исследования и конструкторские разработки - в 10 раз, а по отдельным направлениям - в 15-20 раз. Главным источником экспортных доходов являлись сырьевые ресурсы. Удельный вес сферы услуг вырос, однако доля личных услуг сократилась, а доля услуг сферы обращения увеличилась. Экспорт сырья позволял финансировать первоочередные бюджетные нужды, но внешнеэкономические связи выступали скорее как текущий конъюнктурный стабилизатор экономики, а не механизм повышения конкурентоспособности. Иностранные кредиты, полученные Россией на преобразования и стабилизацию экономики являлись важным средством сбалансированности бюджета. За 15 лет, прошедших с начала рыночных реформ в России, один из наиболее существенных спадов по сравнению с другими отраслями промышленности испытало судостроение .
  • При переходе к рыночной экономике появился рынок труда, увеличилась безработица. По методологии Международной организации труда (МОТ), на начало 2003 г. безработными были 7,1 % экономически активного населения (без учета скрытой безработицы). Разрыв между минимальными и максимальными уровнями безработицы по регионам составил 36 раз.
  • В конце 1998 и начале 1999 годов обозначилась тенденция к экономическому росту. После девальвации августа 1998 г. была резко снижена конкурентоспособность импорта, что увеличило спрос на отечественные товары пищевой промышленности и других отраслей. Важнейшим фактором экономического роста являлся рост объёмов производства на всех предприятиях топливно-энергетического комплекса, где стремились компенсировать убытки от падения цен на мировых рынках - экспорт по стоимости сокращался в течение 1998 г., в физических объёмах - увеличивался.
  • Либерализация ценообразования сняла проблемы товарного дефицита конца 80-х, но вызвала снижение жизненного уровня большинства населения, гиперинфляцию (ликвидации сбережений).
  • Ряд экономистов полагает, что причиной экономического подъёма в России (и других странах бывшего СССР) начиная с 1999 года является, прежде всего, переход от плановой к рыночной экономике, осуществлённый в 1990-е годы .
  • Как полагает доктор экономики, профессор Гарвардского университета Янош Корнаи , в России произошло развитие «абсурдной, извращенной и крайне несправедливой формы олигархического капитализма» . Руслан Гринберг, член-корреспондент РАН, директор Института экономики РАН также отмечал, что в результате политики Ельцина и реформаторов сформировался «олигархический капитализм» .
  • Либерализация цен и новая налоговая политика оказали разрушительное воздействие на частное предпринимательство. За 1992 год в России число малых предприятий в сфере производства резко сократилось.
  • Либерализация цен и либерализация внешней торговли привели к высоким темпам роста цен в российской экономике, а также к кардинальным и негативным для развития экономики изменениям ценовых пропорций.

Наука и НИОКР

Во время реформ было резко сокращено финансирование науки и НИОКР . В 1992-1997 годах расходы на науку сократились в 6 раз. В 1990 году расходы на науку составляли 5,5-6 % ВВП, а в 1992 году - 1,9 % . В издании РАН отмечалось, что это было сознательной установкой:

Резкое сокращение финансирования НИОКР было связано не только с кризисными процессами в экономике. Оно обосновывалось теоретически. Из «экономического детерминизма» следовал вывод (и воплощался на практике в России в первой половине 90-х годов, когда экономические реформы проводились без социальных амортизаторов) о необходимости сокращения бюджетных расходов на образование, медицину, науку и другие отрасли социальной сферы, о достаточности для населения нашей страны обязательного семилетнего образования и т. д.

В годы реформ ухудшился социальный статус научного работника, снизился престиж научного труда . Существенно сократилась оплата труда научных работников . Сотрудник ГУ-ВШЭ Наталия Кутепова отмечает :

Научные сотрудники и члены их семей с начала реформ попали в число бедных слоев населения. Более 70 % дохода в среднем научным работникам приходилось тратить на покупку минимального набора продуктов и коммунальные платежи, в то время как в промышленности эта доля составляла около 40 %. Таким образом, социальное положение сферы НИОКР ухудшалось с начала реформ более ощутимо по сравнению с положением многих других групп.

За два года после начала реформ только в академической науке произошло сокращение численности работников на 32 % . Сокращение численности научных работников было связано, в частности, со снижением оплаты труда, спадом производства на протяжении 90-х годов, структурными сдвигами экономики (сокращением спроса на высокотехнологичную продукцию) .

В результате непродуманных реформ в 1990-е годы значительная часть отраслевой науки была приватизирована и бесследно исчезла. Резко сократилось бюджетное финансирование НИОКР. Уменьшилась почти в три раза численность научных исследователей. Произошла утрата целых научных школ. Сложившаяся ситуация - это результат применения в России неолиберальных экономических концепций, согласно которым любое государственное вмешательство в экономику ведет к негативным последствиям.

По его словам, «последние двадцать лет мы жили за счет научно-технологического задела, созданного в Советском Союзе» .

Д.э.н. А. Е. Варшавский и д.т. н. О. С. Сироткин считают, что в 1990-1997 годах научный потенциал страны сократился на 35-40 % . Денежная оценка потерь научного потенциала в течение переходного периода (до 1997 года), по их расчётам, составляет, как минимум, 60-70 млрд долл.

В отраслях экономики

Агропромышенный комплекс

Реформы привели к значительному сокращению объёмов производства в сельском хозяйстве. За годы реформ произошло сокращение посевных площадей, сбора зерна, поголовья скота . Так, за 1990-1999 годы поголовье крупного рогатого скота сократилось с 45,3 до 17,3 млн, поголовье свиней - с 27,1 до 9,5 млн.

Производство зерна за 1990-1999 годы сократилось со 113,5 до 47,8 млн тонн, молока - с 41,4 до 15,8 млн тонн. Площадь сельскохозяйственных угодий сократилась с 202,4 до 152,7 млн га, посевная площадь - с 112,1 до 73,0 млн га.

В результате либерализации цен и приватизации предприятий замыкающей стадии агропромышленного производства (хранение, переработка и транспортировка сельхозпродукции), которые являются региональными монополистами, в первые же годы c начала реформ розничные цены на мясо и молоко выросли примерно в 4 раза больше, чем мясокомбинаты, молокозаводы и посредники платили сельским жителям.

В годы реформ власти проводили раздробление и изменение организационного типа большинства крупных сельскохохяйственных предприятий (колхозов и совхозов).

В животноводстве происходил регресс в технологии и санитарии . В «Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1992 году» (М., 1993) отмечалось: «Настораживает расширение ареала синантропного трихинеллеза и увеличивающееся число заражающихся… Заболеваемость трихинеллезом, имеющая вспышечный характер, регистрировалась в 40 административных территориях Российской Федерации. Все вспышки трихинеллеза возникли в результате бесконтрольной торговли свининой подворного убоя без проведения санитарно-ветеринарной экспертизы… Прогноз по заболеваемости населения гельминтозами неблагоприятный. Отсутствие лечебных средств сводит на нет многолетние усилия учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы по оздоровлению очагов гельминтозов. Развитие и интенсификация индивидуальных хозяйств (частное свиноводство, выращивание овощей, зелени, ягодных культур с использованием необезвреженных нечистот для удобрения) приводит к загрязнению почвы, овощей, ягод, инвазии мяса и мясопродуктов» .

Транспорт

В докладе Межгосударственного совета по антимонопольной политике от 2008 года отмечалось:

До начала 90-х годов XX века авиационное сообщение в бывшем СССР развивалось очень высокими темпами, и в 1989 году показатели находились на уровне развитых стран. Экономический и политический кризис в 90-е годы привел к резкому сокращению авиаперевозок. В это время произошло примерно четырёхкратное сокращение как объёмов перевозки пассажиров, так и пассажирооборота. Основной спад пришелся на начало 90-х годов.

Социальные последствия

Ухудшение здоровья и рост смертности

В 90-е годы произошло значительное ухудшение здоровья населения и роста смертности. Так, в докладе Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации «О современном состоянии смертности населения Российской Федерации» отмечалось: «С 1989 года по 1995 год число умерших увеличилось в России с 1,6 млн человек в 1989 году до 2,2 млн человек в 1995 году, то есть в 1,4 раза» . В докладе говорилось: «Беспрецедентный рост смертности населения России в 90-е годы проходит на фоне резкого ухудшения здоровья населения» . Как отмечалось в докладе, на ситуацию повлияли долговременные и современные факторы. Доклад резюмировал, что «наиболее ощутимой жертвой негативных сторон реформирования общества» стало население и его здоровье. В основе скачкообразного и обвального роста смертности в 90-е годы лежало ухудшение качества жизни большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом: ростом безработицы, длительными задержками выплаты заработной платы , пенсий, социальных пособий , ухудшением качества питания, снижением доступности социальных услуг, затяжным психологическим стрессом, неуверенностью в своём будущем и будущем детей, ростом криминализации, алкоголизма и алкоголизации общества в целом, как реакции на устойчивое чувство незащищенности и неуверенности , наркомании .

Директор Института социально-экономических проблем народонаселения Наталья Римашевская , обобщая исследования медиков, отмечала, что «реформы, безусловно, нанесли ущерб состоянию здоровья людей, спровоцировав рост смертности прежде всего трудоспособного населения». Главную причину ухудшения демографического воспроизводства она видит не в инерционности демографических процессов, а в «существенном снижении качества условий и уровня жизни, социальных напряжениях и нестабильности, непреодолимых трудностях адаптации перехода к рынку» .

Ухудшение питания

Юрий Лужков, Гавриил Попов. «Еще одно слово о Гайдаре »

<…>
Был февраль 1992 года. На совещании, которое вел Егор Тимурович, рассматривались неотложные меры по финансированию социальных программ. <…>

Шло обсуждение социальных вопросов по строительству школ, по пенсиям, к тому времени почти обнуленным, по сбережениям граждан, тоже превратившимся в пыль. И все тот же один из авторов этой статьи проинформировал Гайдара о том, что в Зеленограде наша медицина зафиксировала 36 смертей из-за голода . На это Гайдар ответил просто: идут радикальные преобразования, с деньгами сложно, а уход из жизни людей, неспособных противостоять этим преобразованиям, - дело естественное.

За годы реформ сократилось потребление ряда важнейших продуктов питания . Главный научный сотрудник Института экономики РАН Ренальд Симонян , характеризуя изменение питания за годы реформ, говорит о резком ухудшении его структуры, недостатке белков и витаминов .

В СССР во второй половине 80-х годов потребление мяса и мясопродуктов увеличилось с 67 кг в 1985 году до 75 кг в 1990 году (при физиологическом минимуме - 26,6 кг и норме сбалансированного питания - 78 кг на человека в год) . В течение 90-х годов оно быстро снижалось и к 1999-2000 годам упало до 45 кг, или в 1,7 раза . Потребление рыбы и рыбопродуктов в начале 90-х годов сократилось вдвое и затем оставалось на уровне 10 кг в год (что меньше минимального размера потребления) . Потребление молока и молочных продуктов сократилось за 90-е годы в 1,8 раза .

В Государственном докладе «О состоянии здоровья населения Российской федерации в 1999 году» говорилось, что «cтруктура питания населения характеризуется продолжающимся снижением потребления биологически ценных продуктов питания» .

Кроме того, в результате реформ значительная часть продуктов питания, поступавших в торговлю, была фальсифицирована .

Рост преступности

«Либеральные» реформы, как отмечают исследователи, вызвали значительный рост преступности в России. Факторами роста преступности являлись, в частности, обнищание населения, ослабление милиции и судебной системы в результате недофинансирования, ослабление моральных норм.

Серьёзную роль в жизни страны стала играть организованная преступность . Преступники стали более агрессивными и жестокими, возросло число повторно совершённых преступлений (рецидивов). Доля безработных среди осуждённых преступников за 1990-1999 годы выросла с 17 до 56 %.

В издании ИСЭПН РАН говорилось, что в советское время уровень преступности был на «довольно низком уровне», а рыночные реформы повлекли её рост. Опросы общественного мнения показывали, что население утрачивало чувство защищённости от преступных посягательств: так, в 1993-1994 годах доля людей, сильно обеспокоенных ростом преступности, выросла до 64-68 %. Издание констатировало: «В постсоветские времена большинство граждан страны жило в состоянии постоянного беспокойства за свою жизнь, имущество, жизнь родных и близких».

В 1991-1999 годы, по данным МВД, погибло в результате различных преступлений более 740 тысяч человек. При этом специалисты отмечают высокий уровень латентной преступности: реальное число преступлений было гораздо выше официальных данных статистики. Это происходило из-за того, что потерпевшие или свидетели не обращались в милицию, кроме того, милиция сама старалась занижать число преступлений. Реальное число преступлений могло быть выше в два раза.

Как отмечалось в издании, деформация деятельности правоохранительных органов была вызвана, в первую очередь, «либеральной стратегией реформирования», проводимой властями в 90-е годы . Слом прежней экономической системы, перераспределение госсобственности в частную и другие реформы не учитывали необходимость защиты прав большинства населения посредством сильных правоохранительных органов: «напротив, для проведения реформ в интересах узкой группы людей выгодно было как раз ослабить, поставить в зависимое положение органы правопорядка» . Были изменены условия труда работников правоохранительных органов, сокращено финансирование и произошло резкое снижение зарплаты. Негативными результатами этого стали резкое снижение качества кадров в связи с оттоком профессионалов и коммерциализация правоохранительных органов . Как подчёркивали учёные, «за годы реформ произошла дискредитация самого института милиции в глазах населения, между милицией и населением страны сложилась острая конфликтная ситуация» .

Расслоение по доходам

Диспаритеты между секторами экономики, возникшие в результате либерализации и обвальной приватизации, привели к быстрому росту дифференциации доходов населения.

Критика

Говоря о российских реформаторах и результатах их политики, профессор Колумбийского университета и лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц отмечал: «Величайший парадокс в том, что их взгляды на экономику были настолько неестественными, настолько идеологически искажёнными, что они не сумели решить даже более узкую задачу увеличения темпов экономического роста. Вместо этого они добились чистейшего экономического спада. Никакое переписывание истории этого не изменит» .

В книге «Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001» С. Ю. Глазьев и С. А. Батчиков пишут, что «…за годы реформы страна по уровню социально-экономического развития оказалась отброшенной на десятилетия назад, а по некоторым показателям - в дореволюционный период. Никогда за обозримый период, даже после разрушений от гитлеровского нашествия, не наблюдалось столь продолжительного и глубокого снижения уровня производства почти во всех отраслях отечественной экономики»

Экономический советник Гайдара Джеффри Сакс позднее говорил: «Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями… И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства - служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей» .

См. также

  • Реформы правительства Ельцина - Гайдара

Ссылки

  1. В.Федорин. Выбор пути. Почему осенью 1991 года Ельцин сделал ставку на Гайдара
  2. Симонян Р. Х. О некоторых социокультурных итогах российских экономических реформ 90-х годов // Мир перемен. 2010. № 3. С.98-114.
  3. Гайдар Е. Т., Чубайс А. Б. Экономические записки. - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2008. - 192 с. - ISBN 978-5-8243-1066-5 .
  4. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991-1997 / под ред. Е. Т. Гайдара - М.: ИЭПП , 1998. - 1096 с.
  5. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998−2002 / под ред. Е. Т. Гайдара. - М.: Дело, 2003. - 832 с. - ISBN 5-7749-0340-0 .
  6. С.Г. Кара-Мурза (2002), «Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001» , «Алгоритм-Книга», . Проверено 24 июня 2011.
  7. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. - М: Финансы и статистика, 2005
  8. И.Г.Калабеков (2011), «Российские реформы в цифрах и фактах» , . Проверено 24 июня 2011.

Примечания

  1. Инфляция: российские и мировые тенденции
  2. АНДРОПОВА УБИВАЛИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
  3. Развитие нефтегазового комплекса СССР в 60-80-е гг.: большие победы и упущенные возможности
  4. С. Г. Кара-Мурза. Советская цивилизация
  5. В. Шлыков. Что погубило СССР.
  6. Медведев В. В команде Горбачева. Взгляд изнутри. М: Былина. 1994. С. 87, 103.
  7. Николай Рыжков: «Инициативам Горбачева предшествовала огромная работа» // Независимая газета , 20 апреля 2010
  8. Биография Б. Н. Ельцина
  9. В. М. Полтерович «Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия» // Журнал «Экономика и математические методы», 2006, Т. 42, № 2
  10. ШАПОВАЛОВ В. Ф. - д. ф. н., МГУ им. М. В. Ломоносова. ОТКУДА ПРИДЕТ «ДУХ КАПИТАЛИЗМА»?(О ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРЕДПОСЫЛКАХ РАЦИОНАЛЬНЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ)1994 год
  11. Чуканов Н. Как это было (из истории 90-х)
  12. Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен»
  13. Постановление Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен»
  14. Лопатников Л. И. Ч. 2 Гл. 1 О «шоковой терапии», инфляции и точности прогнозов // Перевал. - М.-СПБ.: Норма, 2006. - С. 78-117. - ISBN 5-87857-114-5
  15. Г. И. Герасимов, «История современной России: поиск и обретение свободы (1985-2008)», с. 89-91
  16. Мороз О. П. II Геращенко торпедирует реформу // Так кто же расстрелял парламент? - М .: Русь-Олимп, 2007.
  17. Е. Т. Гайдар. Смуты и институты // Власть и собственность. - СПБ.: Норма, 2009. - ISBN 978-5-87857-155-5
  18. Страна к Горбачеву несправедлива // Независимая газета , 20 апреля 2010.
  19. Д. С. Львов, Ю. В. Овсиенко «Об основных направлениях социально-экономических преобразований» // Экономическая наука современной России. 1999. № 3. С. 99-114.
  20. В. А. Волконский «Драма духовной истории: внеэкономические основания экономического кризиса» Раздел «Экономические основания многополярного мира» // М., «Наука», 2002
  21. Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» // М.: МАКС Пресс, 2009
  22. Б. И. Смагин Экономический анализ и статистическое моделирование аграрного производства: монография // Мичуринск: Изд-во Мичурин. гос. аграр. ун-та, 2007
  23. «Социальная защита населения. Российско-канадский проект». Глава «Социальные проблемы переходного периода» // Под ред. Н. М. Римашевской. - М.: РИЦ ИСЭПН, 2002
  24. «Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ)» Глава «Откуда пошёл российский бизнес, или как возникла „экономика физических лиц“» // Под ред. Р. М. Нуреева. - Москва: Московский общественный научный фонд, 2001, cерия «Научные доклады»
  25. М. В. Ершов Денежно-кредитная сфера и экономический кризис // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2000. № 113. С. 20
  26. А. К. Мансуров Подходы к созданию системы ранней идентификации валютно-банковских кризисов в России // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. Гл. ред. А. Г. Коровкин. М,:МАКС Пресс, 2006
  27. Капелюшников Р. Собственность без легитимности? // polit.ru , 27 марта 2008
  28. http://www.gks.ru/doc_2009/year09_pril.xls
  29. Джозеф Стиглиц о российских протестах и глобальном «кризисе госуправления»
  30. VIVOS VOCO: Акад. А. Д. Некипелов, Рецензия на книгу «Путь в XXI век»
  31. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. - М: Финансы и статистика, 2005
  32. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий. - Менеджмент в России и за рубежом - Теория и практика финансового анализа, инвестиции, менеджмент …
  33. Судостроение " Рынки " Бизнес-справочник " RB.ru
  34. Гурвич Е. Два срока
  35. Доклад на ежегодной конференции Всемирного банка, посвященной проблемам экономического развития (World Bank. Annual Bank Conference on Development Economics - ABCDE). Вашингтон, 18-20 апреля 2000 г.
  36. Новая Газета | № 16 от 6 Марта 2008 г. | Руслан Гринберг: Не нужно никаких реформ
  37. П.Нельсон, И.Кузес «Экономическая диалектика и строительство демократии в России» // Социологические исследования. 1996. № 1. С. 37-45
  38. Н. В. Лукьянова Ценовые пропорции и развитие российской экономики // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН / Гл. Ред. А. Г. Коровкин. - М.:МАКС Пресс, 2004
  39. Кутепова Н. И. Cоциальная политика в сфере НИОКР // «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновацмонного и технологического пазвития России». Ч.1, Москва: ИНИОН РАН, 2009. (Кутепова Н. И. - к.э.н., доцент ГУ-Высшей школы экономики)
  40. Невостребованность науки - угроза безопасности страны - Несколько замечаний к вопросу о выборе национальных приоритетов
  41. Критика российских реформ
  42. Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001 (Автор-составитель С. Г. Кара-Мурза, Научное руководство: С. Ю. Глазьев С. Л. Батчиков)
  43. Доклад «О состоянии конкуренции на рынке авиаперевозок государств - участников СНГ» . Сайт ФАС, 2008.
  44. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет, лет
  45. К сведению г-на Ельцина: Доклад о смертности в России
  46. http://www.ecsocman.edu.ru/data/418/414/1224/Zaigraev.pdf Социологические исследования, № 8, Август 2009, C. 74-84 АЛКОГОЛИЗМ И ПЬЯНСТВО В РОССИИ. ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ. Автор: ЗАИГРАЕВ Григорий Григорьевич - доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник ИС РАН.

Основные даты и события: 1992 Г. - начало экономической рефор­мы Е. Т. Гайдара; 1992 г. - начало приватизации; aвrycт 1998 Г. ­финансовый кризис в России.

Исторические деятели: Е. Т. Гайдар; В. С. Черномырдин; Е. М. Примаков.

Основные термины и понятия: «шоковая терапия»; приватизация; рыночная экономика; конвертируемая валюта.

План ответа: 1) концепция реформирования российской эконо­мики; 2) экономический курс Е. Т. Гайдара; 3) приватизация: замысел и резулылаты; 4) формирование рынка труда, товаров и услуг, валютного, жилья и т. п.; 5) финансовый кризис 1998 Г. и его последствия; 6) место России в мировой эконо­мике; 7) последствия экономических преобразованиЙ.

Материал к ответу: В октябре 1991 г. Верховный Совет РСФСР утвердил экономическую программу, разработанную группой молодых реформаторов-либералов во главе с Е. Т. Гайдаром. В условиях быстрого сокращения производства они предложи­ли свой план стабилизации, предусматривавший прекращение государственного реryлирования цен, введение свободы торгов­ли, проведение приватизации огромной государственной соб­ственности. В отличие от программы «500 дней», Гайдар счи­тал необходимым прежде. всего отпустить цены и лишь затем провести приватизацию.

1 января 1992 г. цены на товары были отпущены и резко ус­тремились вверх. Всего за год на некоторые товары они вырос­ли в 100-150 раз, в то время как зарплата - лишь в 10-15 раз. Этот процесс продолжился и в последующие годы. К 1997 г. це­ны на продовольствие выросли в сравнении с 1990 г. в 10 тыс.

раз. В резулылате в" 1992 г. упало потребление населением ос­новных видов продовольствия: мяса - до 81 % от уровня 1991 Г., молока - до 56%, овощей - до 84%, рыбы - до 56%. В большинстве семей расходы на питание составляли до 80% их бюджета. Впервые за многие годы людей поставили на грань выживания. Вместе с введением платных услуг в области меди­цины это привело к тому, что абсолютное сокращение населе­ния в стране составляло во второй половине 90-х гг. 1 млн. че­ловек ежегодно.

С 1 октября 1992 г. началась приватизация. Каждому жите­лю страны выдавался приватизационный чек «<ваучер») объ­явленной стоимостью 1 О тыс. руб. Предполагалось, что это со­здаст равные возможности для граждан в получении их доли государственной собственности. Но такой подход к привати­зации не мог принести, да и не принес ожидаемых резулыла­тов. Покупать акции приватизируемых предприятий населе­нию было не на что, так как их денежные вклады оказались, по существу, конфискованы. Зато владельцы теневых капита­лов сумели в короткий срок скупить большинство ваучеров у населения и нажить колоссальные состояния. Опасаясь кон­фискации, «новые русские» не стали вкладывать деньги в рос­сийскую экономику и предпочли переводить их в зарубежные банки, обращать в недвижимость. Только за 1992 г. из России бьцIO вывезено 17 млрд. долларов. А общий объем вывезенно­го из страны за 1990-1998 гг. капитала превысил 350 млрд. долларов. Пышным цветом расцвела коррупция среди чинов­ников всех уровней. Единственный положительный резулылат первого года реформ - в России сложился рынок продоволь­ственных и промышленных товаров. Появление многих про­дуктов и вещей, прежде казавшихся совершенно недоступны­ми и даже неизвестными массовому покупателю, значительно ослабило социальную напряженность.

Тем не менее отсутствие обещанной Гайдаром макроэконо­мической стабилизации означало провал начатого им дела. В декабре 1992 г. Съезд народных депутатов РСФСР отравил Гайдара в отставку с поста исполняющего обязанности главы правительства и утвердил в должности премьер-министра В. С. Черномырдина. Приход этого опытного хозяйственника советской школы означал неизбежную корректировку реформ. В отличие от Гайдара, заявлявшего о снижении роли государ­ства в экономике, Черномырдин сделал ставку на усиление госу­дарственного регулирования. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получив­шим от государства большие кредиты. В условиях продолжав-

шегося падения производства, отказа от монополии внешней торговли и массового «бегства капиталов,) доходы казны резко сократились. Недостаток средств правительство Черномырдина попыталось восполнить новыми кредитами. Однако Междуна­родный валютный фонд и Всемирный банк не спешили с по­мощью, ссылаясь на нестабильность российской экономики, слишком большие расходы государства на социальные нужды и отсутствие гарантий иностранным инвесторам. Для спасения положения правительство объявило о введении государствен­ных краткосрочных обязательств (ГКО), с помощью которых в страну привлекались значительные капиталы. Внешний долг страны к 1999 г. составлял уже около 130 млрд. долларов. Дру­гим источником решения финансовых проблем стало привлече­ние денежных средств населения через сформировавшуюся ог­ромную банковскую систему. С помощью привлеченных средств удалось снизить темпы инфляиии, обеспечить стабильность цен. Однако долго такое положение продолжаться не могло, так как слишком велики были те суммы, которые государство должно было выплачивать держателям ГКО. Постепенно назревали предпосылки для мощного финансового кризиса. Он разразил­ся 17 августа 1998 г. и привел к краху национальной валюты: за несколько недель она обесиенилась в 5 раз. Сократился им­порт, в резулылате чего вновь возник дефицит на ряд товаров.

Назначенный новым главой кабинета министров Е. М. При­маков стал первым главой правительства постсоветской России, провозгласившим курс «опоры на собственные силы"). Сокра­щение импорта объективно способствовало поддержке отечест­венных производителей. Был подготовлен бюджет страны на 1999 г. с учетом значительного сокращения доходов. Размер до­ходной части госбюджета оказался" равен лишь 20 млрд. долла­ров (менЬше городского бюджета Нью-Йорка), при том, что западным кредиторам в этом же году Россия должна была вы­платить 17 млрд. Страна оказалась на грани полного" банкрот­ства. О либеральных реформах старались уже не вспоминать. В апреле 1999 г. была тихо ликвидирована и Комиссия по эко­номической реформе при главе правительства, существовавшая с 1991 года. расчетыI либеральных экономистов на то, что эко­номика России займет достойное место в мировом хозяйстве, также оказались несбыточными. Распад СССР и сокращение объемов производства, финансовые кризисы и разрушение хо­зяйственных связей привели к тому, что Россия в короткий срок оказалась на 55-м месте в мире по объемам экономичес­кого производства. При этом она не только не рассматривалась как экономически развитая страна, но даже среди развиваю-

щихся государств оказалась далеко не в первой десятке. Един­ственными российскими товарами на экспорт стали нефть, газ и оружие. Однако США старались перекрыть для России воз­можности торговли оружием, используя режим санкций. Паде­ние мировых цен на нефть и газ вызвало наращивание объемов продажи российского сырья на внешних рынках при больших потерях для бюджета.

Таким образом, экономические преобразования в России в 90-е ГГ. имели противоречивые итоги. Наряду с формирова­нием рынка труда, товаров, жилья и т. п. они вызвали и паде­ние производства (в промышленности оно составляло в 1998 г. лишь около 40% от уровня далеко не самого благополучного 1990 г.). Начался процесс деиндустриализации страны. Это, в свою очередь, нанесло серьезный удар по социальному раз­витию России.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...