Политический кризис, противостояние думы и правительства. торгово-коммерческий сектор был вынужден сократить свои расходы, что лишило его чрезмерного превосходства по доходам в сравнении с производственным


Экономическое развитие 1993 - 1998 гг. осложнялось нестабильной политической ситуацией. В Верховном Совете, а затем в Государственной думе большинство принадлежало оппозиции. С 1994 г. началась война в Чечне, потребовавшая колоссальных средств.

Правительству удалось в целом обеспечить финансовую стабилизацию и снизить инфляцию. Однако продолжался спад производства, особенно в отраслях ВПК и в целом в обрабатывающей промышленности. Противники реформ утверждали, что спад вызван приватизацией. Реформаторы отвергали упрек, подчеркивая, что состояние приватизированных предприятий лучше государственных и чем ниже доля собственности, оставшаяся за государством, тем меньше спад производства на предприятии. Вместе с тем они признавали, что приватизация повлекла за собой спад, но спад производства неконкурентоспособной продукции.

Правительство в 1995 г. разработало программу стимулирования инвестиций, но реализовать ее не смогло. Росту инвестиций препятствовали нестабильная политическая ситуация, война, отсутствие частной собственности на землю, полноценного законодательства (Земельного кодекса, Налогового кодекса и т. п.). Отечественные предприниматели предпочитали вывозить деньги за границу или "прокручивать" их в коммерческих банках. Из-за непомерно высоких и разорительных налоговых ставок широкие масштабы приобрело уклонение от уплаты налогов (использование бартерных сделок, "черного нала", подпольных счетов и т. п.). Население предпочитало не вкладывать деньги в покупку акций отечественных предприятий, а покупать наличную иностранную валюту, преимущественно доллары и марки. Продолжали нарастать неплатежи предприятий друг другу.

В то же время Дума, стремясь усилить социальную поддержку различных слоев населения, принимала законы, требовавшие больших затрат и не позволяла сформировать реальный жесткий бюджет.

В результате казна столкнулась с нехваткой средств для выплаты зарплаты бюджетникам, особенно работникам науки, учителям, врачам и военным. Нерегулярно выплачивалась зарплата и работникам акционированных предприятий, особенно шахтерам и работникам оборонных отраслей. Задержки зарплаты составляли в ряде регионов до полугода.

Основными источниками пополнения бюджета стали доходы от приватизации, внутренние и внешние займы. Государственный долг быстро рос. В 1997 г. по инициативе А. Б. Чубайса, ставшего первым вице-премьером, был осуществлен секвестр расходных статей бюджета.



В 1997 г. в экономике появились признаки оздоровления. Золотовалютные ресурсы возросли в первом полугодии с 2,8 до 10,7 млрд долл., уровень инфляции снизился до 9,3% за восемь месяцев против 16,2% за тот период 1996 г. Наметился небольшой экономический рост. Казалось, худшее уже позади.

Августовский кризис 1998 г.

Однако с осени 1997 г. экономика России подверглась новым тяжелым испытаниям. Разразился азиатский финансовый кризис, одновременно резко упали цены на нефть - основной продукт российского экспорта.

Весной 1998 г. Б. Н. Ельцин отправил в отставку В. С. Черномырдина и назначил главой правительства С. В. Кириенко, сторонника радикальных реформ. Процедура утверждения С. В. Кириенко Думой из-за сопротивления левой оппозиции затянулась. Новое правительство столкнулось с острейшими проблемами: шахтерские забастовки, сопровождавшиеся перекрытием железнодорожных магистралей, стремительный рост государственного долга, резкое падение валютных запасов Центрального банка. В апреле 1998 г. государственные доходы впервые превысили расходы. Однако привлечь инвесторов все же не удалось. Бремя долгов стремительно нарастало, особенно в связи с ростом процентных ставок по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО).

В результате 17 августа 1998 г. правительство провело девальвацию (границы ранее установленного валютного коридора были расширены с 6 руб. до 9,5 руб. за 1 доллар) и объявило дефолт (отказ платить долги). Был введен мораторий на выплату долгов коммерческих банков иностранным инвесторам. 23 августа Б. Н. Ельцин отправил правительство С. В. Кириенко в отставку.

После отставки Кириенко валютный курс превысил 20 рублей за 1 доллар. Российская банковская система оказалась на грани краха. Многие крупные банки и фирмы разорились. Вклады населения в коммерческих банках упали на 15% в рублевом исчислении, а в реальном выражении на 52%. Вкладчики не могли получить свои деньги из коммерческих банков иногда в течение нескольких месяцев. Во многих случаях выплаты проводились по старому курсу. Резко увеличились цены на товары широкого потребления. Сотни тысяч людей, принадлежавших к "среднему классу", потеряли работу и доходы.

Любые реформаторы в России в конце 1991 г. должны были исходить из объективных условий: валютные резервы СССР были истощены; государственный внешний долг вырос до 105 млрд. долл.; рост инфляции достигал 30% в месяц. Неблагополучие в производственной и денежно-финансовой сферах привело к распаду потребительского рынка. В разряд дефицитных перешли практически все виды товаров. Большинство городов страны было охвачено карточной системой. В условиях системного (общего) кризиса новое руководство сделало вывод, что советская система не реформируема в принципе и заслуживает только разрушения, а правительство должно решать не частные задачи текущего момента, а провести быструю смену общественного строя в стране.

Началом перехода к политике реформ стали решения V съезда народных депутатов РФ. 28 октября 1991 г. с его трибуны Ельцин заявил, что «поле для реформ разминировано» и выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающих либерализацию цен и зарплат, свободу торговли и приватизацию. Депутаты в целом одобрили программу и наделили президента дополнительными полномочиями на один год для ее проведения. В начале ноября было сформировано правительство во главе с Ельциным, в котором ключевую роль играли два вице-премьера: Г.Бурбулис (бывший преподаватель философии и научного коммунизма, отвечавший за политические вопросы) и 35-летний экономист, доктор наук, внук двух знаменитых советских детских писателей П.Бажова и А.Гайдара, Е.Т. Гайдар (министр экономики и финансов). При правительстве также действовал институт советников, где ведущая роль принадлежала американскому экономисту-либералу Д.Саксу. Таким образом, осуществление реформ оказалось в руках радикально настроенных, ориентированных на Запад молодых либерал-демократов, полностью отвергавших советский опыт и фанатически веривших, что только рынок способен все расставить на свои места. К тому же, реальная обстановка в экономике крайне сужала возможности правительства для маневров и компромиссов.

Основными элементами проводимых реформ стали т.н. «шоковая терапия»: монетаризм, заимствованный у Чикагской школы экономики; либерализация цен, приватизация государственного хозяйства. Радикальные экономические реформы начались в России 2 января 1992 г., когда вступил в силу президентский указ об освобождении цен. В январе вышел указ «О свободе торговли». Была отменена монополия внешней торговли, практически всем предприятиям разрешалось вести экспортно-импортные операции. На первое место была поставлена задача бездефицитного бюджета. Правительство резко сократило затраты на содержание армии и производство вооружения.

Первые полгода «шоковой терапии» фактически превратили Россию в совершенно новую страну, с новыми условиями жизни. В результате либерализации цен большинство населения оказалось на грани или за чертой бедности, поскольку в течение 1992 г. цены на продовольственные товары выросли в 36 раз. Страну захлестнула инфляция. Большинство расчетов стало производиться в долларах. «Шоковая терапия» обернулась свертыванием социальных программ, включая те, которые были ориентированы на наименее защищенные слои населения. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию – в огне инфляции сгорели многолетние сбережения населения. Равнодушие властей к этой острой проблеме вызвало резкое недовольство. Даже приватизация жилья, сделавшая миллионы людей собственниками недвижимости, не могла заменить в общественном сознании потери наличных средств. Тем более что все помнили как российское руководство в 1990-1991 гг. настойчиво убеждало население в том, что необходимые меры возможно осуществить без снижения уровня жизни, а президент Ельцин заверял, что «ляжет на рельсы», если это произойдет.

Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. Тяжелое положение складывалось в промышленности и аграрном секторе, где наблюдались сокращение производства и платежный кризис, поскольку правительство, стремясь создать бездефицитный бюджет, прекратило финансирование убыточных предприятий. Экономика страны стремительно приобретала бартерный (обменный) характер. Фермерское движение, о котором много говорили, получило преимущественно моральную поддержку: не были решены вопросы его финансового, материально-технического и правового обеспечения. В то же время меры по либерализации внешнеторговой деятельности привели к тому, что в страну хлынул поток товаров самого различного ассортимента и качества, а тысячи людей были вовлечены в «челночный» бизнес (ездили за товаром в Турцию, Китай, Польшу и другие страны).

Все это привело к тому, что в 1992 г. политическая поддержка курсу реформ Гайдара-Ельцина кардинально сократилась. Начиная с середины 1992 г., между либералами-рыночниками и «старой» хозяйственной элитой начинает оформляться компромисс, который нашел свое выражение в смягчении денежно-кредитной политики и восстановлении дотаций предприятиям, а также в привлечении в правительство представителей директорского корпуса. В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РФ добился отставки Е.Гайдара. Премьер-министром был избран бывший руководитель нефтяной и газовой промышленности СССР В.С.Черномырдин. С его приходом началась корректировка правительственного курса в сторону умеренного реформирования.

Таким образом, реформы, связанные с именем Е.Гайдара, продолжались около 15 месяцев. Другие исследователи считают, что эта экономическая политика проводилась до конца 90-х гг. Однако во всех случаях в качестве грани выделяют 1998 г., когда, по утверждению многих, «закончился важнейший цикл рыночных реформ в России». Одним из самых сложных и спорных направлений экономической политики 1992-1998 гг. стала приватизация государственной собственности. Концепция приватизации была разработана Госкомимуществом России во главе с А.Б.Чубайсом. Было проведено акционирование государственных предприятий. 51% акций распределялись между работниками предприятий, а остальные поступали в открытую продажу. Каждому россиянину выдавался приватизационный чек (ваучер) стоимостью в 10 тыс. рублей (сумма была определена исходя из оценки имущества российских предприятий на 1 января 1992 г. в 1 трлн. 260,5 млрд. руб.). С 1 января 1993 г. на ваучер можно было приобрести акции любого предприятия. По всей стране создавались чековые инвестиционные фонды, задачей которых была аккумулирование средств населения и обеспечение инвестиций в производство. В социальном плане приватизация преследовала цель: «создание класса собственников». Однако, вследствие инфляции, ваучеры полностью обесценились: если в конце 1991 г. 10 тыс. руб. составляли примерно половину стоимости автомобиля (типа «Жигулей»), то в конце 1993 г. это была цена 3-4-х бутылок водки. Многочисленные инвестиционные фонды, собиравшие ваучеры у населения, один за другим объявляли себя банкротами. Фактически произошел бесплатный раздел огромной части государственного имущества между чиновниками и представителями бывшей партийной, комсомольской и хозяйственной номенклатуры. Приватизация все более принимала криминальный характер.

Второй этап приватизации начался в 1995 г. Цель его была в «создании эффективного собственника». От ваучерной приватизации перешли к денежной. К этому времени расслоение общества резко усилилось. С одной стороны, произошло крушение надежд большинства народа, которое обозвало этот процесс «прихватизацией». С другой – почти все лучшие предприятия с экспортным потенциалом оказались в руках небольшой группы московских банкиров, которые находились ближе всех к «телу» власти. Важно подчеркнуть, что современные российские олигархи свое состояние не заработали, а получили из рук государства. Вместе с тем государство ушло от ответственности за созданную при его попустительстве сеть мошеннических организаций, обманом присвоивших себе приватизационные чеки и трудовые сбережения граждан.

В 90-е годы в стране были созданы все виды рынков: недвижимости, товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов и т.д. Государство больше не контролировало и не устанавливало цены на товары, не ограничивало размер заработной платы. Ушли в прошлое хронические дефициты на потребительские товары, исчезли очереди в магазинах.

В 1992-1998 гг. в центре внимания российского руководства стояла проблема финансовой стабилизации, добиться которой предполагалось через борьбу с инфляцией и сокращение бюджетного дефицита. Однако, несмотря на заметные результаты в этой области (в 1996 г. инфляция равнялась 21%), основные макроэкономические показатели за этот период ухудшились. Так, российский ВВП (валовой внутренний продукт) по официальным данным сократился почти на 44%, объем промышленного производства – на 56%. Надо понимать, что часть ВВП, уходя от налогов, находится в т.н. «тени». Дефицит бюджета уменьшился до 4,8%, что было достигнуто за счет отказа государства от традиционных обязательств в медицине, образовании, науке, социальной сфере. В то же время потребительский рынок был наполнен разнообразными товарами, но эта проблема решалась не в результате развития собственного производства, а через повышение цен и, главное, за счет увеличения импорта в обмен на топливно-энергетические ресурсы, цветные металлы и другие сырьевые материалы. Сохранялся и углублялся экспортно-сырьевой характер российской экономики.

Отечественную экономику охватил глубочайший инвестиционный кризис (бегство денег из сферы производства), причины которого носили комплексный характер. Многие предприятия были лишены возможности обновлять свою техническую базу. Для покрытия дефицита бюджета государство постоянно заимствовало средства как внутри страны, так и за рубежом. К советским долгам правительство «младореформаторов» добавило еще около 60 млрд. долл. Значительная доля этих средств тратилась на консультационные услуги западных спецов и закупку западного же оборудования и потребительских товаров, т.е. фактически оставалась в Европе и Америке. Расходы по обслуживанию государственного долга росли и достигли в 1998 г. 33% государственного бюджета. Чтобы вернуть экономике необходимую динамику и избавиться от политического соперника, весной 1998 г. Ельцин принял решение об отставке правительства Черномырдина. Новым премьер-министром стал 35- летний малоизвестный банкир из Нижнего Новгорода С.В.Кириенко, считанные месяцы проработавший министром топлива и энергетики. Новое правительство, лишенное поддержки парламента и ведущих финансово-промышленных групп, пыталось изменить акценты в экономической политике, сделав ставку на стабилизацию финансовых рынков и разрешение бюджетного кризиса. По оценкам специалистов, кабинет Кириенко принимал хотя и верные, но запоздалые решения. 17 августа 1998 г. правительство объявило трехмесячный мораторий на выплату банками долгов иностранным кредиторам. Разразился острейший финансовый кризис, который назвали словом «дефолт». Его социально-экономическими последствиями стали девальвация рубля, стремительный рост цен, разрушение банковской системы и уничтожение большей части сбережений населения, заметное увеличение безработицы, подрыв позиций среднего класса, но одновременно улучшение ситуации для отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках.. Кризис продемонстрировал неэффективность проводившегося с 1992 г. курса реформирования и нанес мощный удар по политическому авторитету тех, кто за ним стоял.

В этой ситуации новое, самое «левое» после 1992 г. правительство Е.М. Примакова объявило курс на усиление государственного регулирования в экономике, восстановление государственной монополии на производство спирта и ужесточение контроля над сбытом алкогольной продукции, решительную борьбу с экономическими преступлениями и коррупцией. В соответствии с лозунгом «Жить по средствам» правительство предложило Государственной думе и Совету Федерации весьма жесткий бюджет на 1999 г. Впервые за ряд лет предполагался небольшой профицит бюджета (превышение доходов над расходами) за счет, прежде всего, решительного сокращения многих статей бюджета. Правительство Примакова сделало шаги в сторону поддержки реального сектора. Вместе с тем, финансовый кризис привел к определенному оздоровлению экономики. Рубль значительно «подешевел» по отношению к иностранным валютам (к доллару примерно в пять раз). В результате импорт сократился, и это объективно усиливало позиции отечественных производителей. В то же время все аналитики сходились в том, что экономическое положение России крайне сложно и выход из создавшейся ситуации при самых благоприятных условиях потребует длительного времени. Осталась актуальной и проблема долга. К началу 1999 г. совокупный внешний государственный долг России составлял около 150 млрд. долларов, что в пересчете к внутреннему валовому продукту составило почти 90 %. Начиная с 2000 г. Россия должна ежегодно выплачивать внешним кредиторам свыше 10 млрд. долларов.

Подведем некоторые итоги. К концу XX в. экономические позиции России значительно ухудшились. По совокупным показателям экономического развития страна оказалась на 55-ом, а по промышленным показателям на 95-ом месте в мире. Результатом экономических реформ 1990-х гг. стало возникновение острых противоречий между постепенным формированием рыночной инфраструктуры на производстве, в торговле и финансовой сфере, созданием фондового рынка, появлением сотен тысяч собственников и обнищанием значительной части населения, резким углублением социального неравенства, появлением безработицы и других болезней рыночной экономики. Безработными стали около 10 – 15% трудоспособного населения. Так называемый «децильный» коэффициент, т.е. соотношение доходов 10% наиболее благополучных граждан и 10% с наиболее низкими доходами, вырос примерно в четыре раза и составил 14:1. За чертой бедности оказалась фактически треть населения страны. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Продолжала ухудшаться демографическая ситуация. Численность населения сократилась примерно со 150 млн. до 146 млн. человек. Естественную убыль населения смягчил приток миллионов беженцев из бывших союзных республик. Огромный размах приобрели наркомания, заболевания СПИДом, туберкулезом и другими опасными болезнями.

За годы реформ рыночные отношения в России приобрели откровенно криминальный характер. В публицистике и научной литературе часто пишут о коррумпированности власти, признают усиление влияния преступности на развитие экономики и общества, беспрецедентность масштабов взаимодействия госчиновников и криминальных группировок. Это, в частности, нашло отражение в появлении нового смысла известного слова «крыша», а также термина «наезжать». С начала реформ сложилась ситуация, когда большинство предприятий и фирм вынуждено платить неформальным (чаще всего преступным) объединениям дань за «охрану», «взыскание» долгов, замену арбитража и судебных органов, которые из-за несовершенства законодательства работают неэффективно. Криминальные группировки, а их в 2003 г. в стране насчитывалось 10 тысяч, поделили между собой районы крупных городов и целые территории.

С криминализацией экономической жизни связано расширение теневой, «неофициальной» экономики, которая включает и некриминальные виды предпринимательской деятельности, находящиеся вне системы государственного учета и регулирования и, как правило, вне сферы официальных налоговых обязательств. Точных данных о масштабах «теневизации» экономики нет, но в литературе можно встретить оценки, согласно которым в теневом секторе производится от 40 до 50% товаров и услуг. Причина заключается в том, что на смену административному управлению экономики, существовавшему 75 лет, пришло если не полное отсутствие государственного регулирования, то его явная недостаточность. Для многих граждан, занятых в сфере «теневой» экономики, такого рода деятельность является возможностью выжить. Легализации «теневой» деятельности препятствуют всевластие чиновников, несовершенство налогового законодательства и другие политические, экономические, правовые факторы.

Одной из важных составляющих «теневой» экономики является коррупция, понимаемая как поборы, которые вынуждены нести граждане в ходе своей трудовой и иной деятельности. Согласно исследованиям, проведенным в 2000-2001 гг., на взятки в России ежегодно тратят как минимум 37 млрд. долларов, что почти равно доходной части годового бюджета страны. Коррупция за годы реформ приобрела тотальный характер, поскольку охватила практически все сферы жизни.

Накопление кризисного потенциала в российской экономике про-исходило постепенно и параллельно кажущейся стабилизации. Экономический кризис был фактически подготовлен рядом объективных и субъективных факторов:

  • · накоплением "отсроченной инфляции" в таких масштабах, ко-торые экономика страны оказалась неспособна обслужить;
  • · неоправданно низкой долей накопления, то есть государство жило не по средствам, "проедая" доходы будущих поколений;
  • · чисто спекулятивным характером фондового рынка, не отра-жающим реального состояния экономики;
  • · полным отсутствием какой-либо государственной программы экономического роста и развития промышленного производства;
  • · непродуманной фискальной политикой;
  • · восточно-азиатским и мировым экономическим кризисом;
  • · снижением валютных поступлений от продажи энергоносителей;
  • · политическим кризисом, противостоянием думы и правительства;
  • · личностным фактором в принятии решений в канун кризиса.

Банковский кризис - главная составляющая кризиса августа 1998 года.

Под банковским кризисом традиционно понимается устойчивая неспособность значительного числа банков выполнять свои обязательства перед клиентами, которая выражается в нарушении условий расчетно-кассового обслуживания, обязательств перед вкладчиками, держателями банковских обязательств, в банкротстве и ликвидации банковских учреждений. Чем больше банков охвачено кризисом, тем тяжелее его экономические последствия. Если же серьезные трудности начинают испытывать банки, на которые приходится основной объем банковских операций, то кризис можно считать системным, то есть угрожающим существованию всей банковской системы.

Российский банковский кризис похож на «традиционные» банковские кризисы поскольку:

Резко ухудшилась платежеспособность банков, возросло число банкротов. Если в первой половине 1998г. доля проблемных банков (к проблемным банкам относятся банки, испытывающие серьезные финансовые трудности и находятся в критическом финансовом положении) составляла 30% численности банковского сообщества, то в результате кризиса к 01.10.98 они увеличилась почти до 50% и в них было сосредоточено около 40-45% банковских активов. Число коммерческих банков сократилось на 13%. По данным председателя ЦБ РФ В. Геращенко на начало 1999 года в России действовало 480 проблемных банков (32,8%), на начало же декабря 1999года их число уменьшилось до 238 (17,5%).

Значительно уменьшилась стоимость банковских активов, что было вызвано обесцениванием ценных бумаг. Активы российских банков сократились с 20% ВВП (янв.1998) до 15% (янв.1999, при «снятии» эффекта переоценки валютных кредитов, они оценивались всего в 9,6% ВВП).

В ходе кризиса население и предприятия изъяли существенную часть своих сбережений из банковской системы.

Российскую экономику поразил масштабный кризис, приведший к крупным потерям как предприятий, так и бюджетной сферы.

Российский банковский кризис 1998 г., несомненно, является системным и стал наиболее глубоким потрясением для банковской системы страны и для экономики в целом. Кроме того, кризис 1998 г. проявился в убыточности многих российских банков и потере банковской системой существенной части своего капитала.

Кризис 1998 г. стал результатом как внешних для российской банковской системы финансовых потрясений: фактическое банкротство государства, резкая девальвация национальной валюты и разрушение финансовых рынков, так и ее внутренних структурных слабостей: провалы и ошибки менеджмента, низкий уровень капитализации, неадекватная оценка и учет рисков, слабое развитие непосредственно банковского бизнеса. Масштабы потерь российских банков во второй половине 1998 г. оцениваются в 50-60% капитала банковской системы (2-3% ВВП).

Девальвация российского рубля привела к повышению уровня курсового риска для российских банков - размер активов банковской системы достиг 39% ВВП (на 1 января 1999 г.); оценка валютных активов банков по курсу на начало 1998 г. дает их сокращение до 22% ВВП. Столь резкая разница в значениях двух показателей демонстрирует уровень доллараизации балансов российских банков. Этот факт означает, что, во-первых, доходы банков находятся в сильной зависимости от динамики курса доллара и повторение ситуации середины 1995 г. может оказать существенное негативное воздействие на их финансовое положение, во-вторых, валютные доходы имеют в немалой степени "бумажный" характер, поскольку основываются на переоценке, а не на реальных финансовых результатах.

Отказ правительства от обслуживания внутреннего государственного долга привел к резкому ухудшению качества активов и показателей ликвидности банковской системы, в результате многие банки, проводившие отнюдь не рискованную кредитную политику, попали в тяжелое финансовое положение.

Основным источником потерь для российских банков стали их операции на рынке валютных государственных облигаций.

Существенный фактор развития российского кризиса - проблема внешней задолженности банковской системы. Прекращение внешнего финансирования во II квартале 1998 г. и отрицательное внешнее финансирование, (отток капитала) начиная с III квартала, поставили перед российскими банками труднейшую задачу поиска достаточного объема ликвидных ресурсов, а девальвация рубля и подрыв доверия к банкам сделали ее неразрешимой.

Тот факт, что в России кризис случился несколько позже, чем в других странах с рыночной экономикой, объясняется тем, что в отличие от стран Восточной Европы российская банковская система имела больше возможностей для экстенсивного развития. Болезненность банковского кризиса обусловлена тем, что он ударил не столько по предприятиям, сколько по населе-нию.

Парламентские выборы 1993 г. 2 декабря 1993 г. состоялись выбо­ры в Государственную Думу 1-го созыва. 225 депутатов избирались по одномандатным округам, 225 - по партийным спискам.

За активное участие в событиях в Москве 3-4 октября 1993 т. ряд об­щественных организаций были лишены права участвовать в выборах. В их числе - Фронт национального спасения (лидеры - И. Константи­нов, А. Макашов), Российская коммунистическая рабочая партия (В. Анпилов), Общественный клуб «Союз офицеров» (С. Терехов), Союз социально-правовой защиты военнослужащих, военнообязанных и чле­нов их семей «Щит» (В. Уражцев), Российский коммунистический союз молодежи (И. Моляров), Русское национальное единство (А. Баркашов).

Из 13 избирательных блоков и объединений, допущенных к учас­тию в выборах, 5%-ный барьер, необходимый для вхождения в Думу, преодолели 8. Сенсацией выборов стала победа Либерально-демокра­тической партии России (ЛДПР, лидер В. Жириновский). Ее партий­ный список получил более 25% голосов. Но с учетом депутатов, из­бранных на персональной основе, победителем стал блок «Выбор России» (Е. Гайдар). Его стали называть правящей партией.

В январе 1994 г. прошедшие в Госдуму партии и объединения сфор­мировали фракции и депутатские группы. Их численность составила: «Выбор России» - 76 мест; ЛДПР - 63; Аграрная партия России (М. Лапшин) - 55; КПРФ - 45; блок «Яблоко» (Г. Явлинский, Ю. Болдырев, В. Лукин) - 25; Демократическая партия России (Н. Травкин) - 15; «Новая региональная политика» (первая группа, сложившаяся после открытия Госдумы, В. Медведев) - 65; Партия российского единства и согласия (С. Шахрай) - 30; фракция «Жен­щины России» (А. В. Федулова, Е. Ф. Лахова, Н. Г. Гундарева) - 23. Председателем Государственной Думы стал И. П. Рыбкин (АПР), его первым заместителем - М. А. Митюков («Выбор России»).

12 декабря 1993 г. была избрана и верхняя палата российского пар­ламента - Совет Федерации. В этот орган входили по два депутата от каждого субъекта РФ. В 1995 г. был принят закон, не предусматривав­ший выборность членов Совета Федерации. В Совет Федерации стали входить «по должности» выборные главы исполнительной и законода­тельной власти субъектов Российской Федерации. Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко.

Таким образом, с декабря 1993 г. высшим законодательным орга­ном в России стало Федеральное Собрание, состоявшее из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Конституция РФ 1993 г. 12 декабря путем всенародного голосова­ния была принята новая Конституция РФ. В голосовании приняло участие 55% избирателей, около 60% из них (треть от общего числа из­бирателей) сказали «да» новому Основному Закону страны, сменив­шему Конституцию РСФСР 1978 г.



Конституция провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституция утвердила в стране президентскую форму правления, а Россию - президентской республикой. Президент провозглашался главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент сосредоточил в своих руках всю исполнитель­ную власть и наделялся законодательными полномочиями. Он мог нала­гать вето на решения Федерального Собрания, для преодоления вето требовалось две трети голосов в каждой из палат. В сравнении с другими президентскими республиками мира в России президент наделялся наи­большими прерогативами: фактически власть его была бесконтрольна. Это позволяло резко ускорить процесс реформирования страны.

Помимо президента государственную власть в России осуществ­ляли, согласно Конституции, двухпалатное Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство, федераль­ные суды.

Конституция декларировала широкий круг прав и свобод человека и гражданина, включая право частной собственности, охраняемое за­коном.

Конституция закрепила новое федеративное устройство, сложив­шееся после заключения Федеративного договора 1992 г. Субъектами Федерации стали 89 национально-государственных и административ­ных образований: 21 республика, 6 краев, 2 города (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область (Еврейская), 10 автономных окру­гов. Конституция признала субъектом РФ Чеченскую республику.

После трагических событий октября 1993 г., принятия новой Кон­ституции и выборов в Государственную Думу политическая актив­ность в России резко упала. Она возрастала преимущественно во вре­мя парламентских и президентских выборов и была сосредоточена главным образом в парламенте.

Первой крупной акцией Государственной Думы стало амнистиро­вание 23 февраля 1994 г. обвиняемых по «Делу ГКЧП» и участников событий 3-4 октября 1993 г. в Москве. Использовав свое конституци­онное право на амнистию, Госдума положила начало процессу обще­ственного примирения в стране. Эта инициатива была поддержана президентом, и в апреле 1994 г. между руководством всех ветвей влас­ти и представителями крупнейших общественно-политических объе­динений был подписан «Договор об общественном примирении и согласии». Политические партии и общественно-политические движе­ния страны обязались вести свою деятельность парламентскими сред­ствами в рамках Основного Закона.

Второй политической акцией Государственной Думы, получившей широкий общественный резонанс, стало принятие в марте 1994 г. по­становления о признании недействительным решения о ликвидации СССР, закрепленного «Беловежским соглашением» 8 декабря 1991 г. Однако это постановление так и не приобрело силы закона.

Парламентские выборы 1995 г. 17 декабря 1995 г. состоялись выбо­ры в Государственную Думу РФ 2-го созыва. В них приняли участие около 65% избирателей, на 10% больше, чем в 1993 г. Из 43 избира­тельных блоков и объединений, внесенных в избирательный бюлле­тень, 5%-ный барьер преодолели четыре: КПРФ (22,3%), ЛДПР (11,2%), «Наш дом - Россия» (НДР, 10,1%), «Яблоко» (6,9%). Эти объ­единения получили право на формирование депутатских фракций. Из 225 партийных мандатов КПРФ получила 99, ЛДПР - 50, НДР - 45, «Яблоко» - 31. Кроме этих фракций в Думе были образованы Аграр­ная депутатская группа (37 человек), депутатская группа «Народовла­стие» (37 человек) и депутатская группа «Российские регионы» (42 че­ловека). Поскольку относительное большинство в Госдуме составили коммунисты, ее прозвали «красной» (общая численность фракции КПРФ с учетом проголосовавших по партийному списку и по одно­мандатным округам составила на момент регистрации 183 человека). Представитель КПРФ - Г. Н. Селезнев - был избран председателем Думы, его первым заместителем - А. Н. Шохин (НДР).

Парламентские выборы 1995 г. укрепили российский парламента­ризм, сделали многопартийность в России устойчивой реальностью. К началу 1996 г. министерство юстиции зарегистрировало 83 партии. Российское общество совершило серьезный шаг в развитии политико-правовой культуры и демократии.

В январе 1996 г. был сформирован новый состав Совета Федерации. Две трети его состава были избраны в субъектах Российской Федера­ции, остальные - главы исполнительной власти - были назначены указами президента (осенью 1996 г. система назначений была замене­на системой выборов). Председателем Совета Федерации второго со­зыва стал глава администрации Орловской области Е. С. Строев.

Президентские выборы 1994 г. В июне-июле 1996 г. состоялись президентские выборы - первые выборы Президента суверенной России. Они проходили в условиях политической нестабильности об­щества, вызванной ухудшением социально-экономического положе­ния и военных неудач в Чечне. Рейтинг (популярность) президента среди избирателей был крайне низок (10% в мае 1996 г.).

Благодаря массированной агитационно-пропагандистской кампа­нии, в которой главную роль играло общественно-политическое движение «Наш дом - Россия» во главе с председателем правительства В. С. Черномырдиным, авторитет президента стал расти. Однако на выборах 16 июня победить своих соперников (на пост президента пре­тендовало 10 человек) он не смог. Ни один из кандидатов не набрал аб­солютного большинства голосов избирателей, а за бывшего Президен­та СССР М. С. Горбачева проголосовало менее 1% избирателей, принявших участие в выборах.

Во втором туре президентских выборов (3 июля 1996 г.) Б. Н. Ель­цин, победив кандидата от оппозиции, лидера КПРФ Г. А. Зюганова, был избран президентом страны на второй срок.

После выборов президент активизировал процесс реформирования экономики, приостановленный накануне выборов. Весной 1997 г. он усилил в правительстве В. Черномырдина позиции реформаторов, введя в состав кабинета в качестве первых вице-премьеров А. Чубайса и Б. Немцова (губернатора Нижегородской области). В их руках ока­зались ключевые экономические ведомства - Минфин, Минтопэнер­го. Обновленное правительство получило название кабинета «моло­дых реформаторов».

Ключевой фигурой кабинета в сфере публичной политики стал Б. Немцов. Под его руководством радикальные демократы развернули мощную кампанию против «консерваторов» в правительстве и прези­дентских структурах (В. Черномырдина, Е. Примакова, С. Шахрая, А. Тулеева, В. Серова) и левой оппозиции во главе с Г. Зюгановым. Поводом для этого послужил договор Союза России и Белоруссии, подписанный в апреле. Радикалы расценили его как «тихий, или пол­зучий», государственный переворот, проводимый с целью фактичес­кого отстранения Президента России от власти, которая якобы должна была перейти в руки Высшего Совета Союза, где большинство было за представителями прокоммунистических и консервативных сил.

В мае 1997 г. «младореформаторы» обнародовали одобренную пре­зидентом политическую декларацию о целях деятельности правитель­ства - «Программу семи главных дел». Этими делами были: реструк­туризация естественных монополий, бастионов государственного капитализма (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС), переход к системе адресной социальной помощи и отмене неоправданных со­циальных льгот, борьба с коррупцией, ликвидация института уполно­моченных банков, создание жесткой системы распределения бюджет­ных ресурсов, секвестирование (сокращение) госбюджета на 1997 г., проведение налоговой и бюджетной реформ. Эта программа получила название программы «второй либеральной революции».

Реализация этой программы требовала слома сопротивления со стороны естественных монополии, региональных лидеров, силовых ве­домств, госаппарата, а также левой оппозиции. Первые вице-премьеры выступили с инициативой роспуска «красной» Государственной Думы

и хотели в своей борьбе опереться на Совет Федерации. Однако в ию­не 1997 г. 92 сенатора подписали заявление «О поддержке конституци­онного строя в стране», где предупредили исполнительную власть о не­допустимости попыток неконституционного роспуска Думы.

Правительственные кризисы 1998 г. Под давлением «консервато­ров» президент был вынужден снять с министерских постов правых радикалов, но вскоре отправил в отставку их главного противника, председателя правительства В. Черномырдина (23 марта 1998 г.). Он предложил Государственной Думе утвердить на пост премьер-минист­ра С. В. Кириенко, бывшего первого заместителя Б. Немцова в прави­тельстве, члена его «нижегородской команды». Это вызвало конфликт президента с Думой. Она дважды отклоняла предложенную кандида­туру. Однако в апреле 1998 г., оказавшись перед угрозой роспуска, бы­ла вынуждена отступить.

Новый премьер-министр, продолжив курс прежнего прави­тельства, за пять месяцев привел страну к финансовому кризису авгу­ста 1998 г. и был отправлен в отставку. В. Черномырдин вновь на ко­роткое время (23 августа - 10 сентября 1998 г.) вернулся к руководству правительством в качестве исполняющего обязанности премьера. 10 сентября дважды отвергнутый Думой на пост главы правительства, он снял свою кандидатуру. Новый правительственный кризис за­кончился назначением на пост председателя правительства министра иностранных дел Е. М. Примакова (сентябрь 1998 - май 1999 г.).

Попытка импичмента президента. Осенью 1998 г. по инициативе фракции КПРФ Дума возбудила процесс отрешения президента от должности. Коммунисты обвиняли его в нарушении Конституции, которое выражалось, прежде всего, в проведении социально-экономи­ческой политики, приведшей к обнищанию народа, «яблочники» - в незаконном развязывании кровопролитной войны в Чечне.

Президент в отличие от угрозы первого импичмента весной 1993 г. не опасался быть отстраненным от власти законным путем. По Консти­туции 1993 г. процедура отрешения президента была чрезвычайно слож­на и практически неосуществима. Решение Думы могло стать лишь пер­вым этапом этой процедуры. Но оно не состоялось. Голосование по пяти пунктам обвинения, которое прошло в апреле 1999 г., не набрало в Государственной Думе квалифицированного большинства.

8 мае 1999 г. Б. Ельцин отправил в отставку Е. Примакова, которо­го соратники президента обвиняли в поддержке сторонников импич­мента. 12 мая премьер-министром стал С. В. Степашин.

9 августа 1999 г. указом президента в правительстве была введена дополнительная должность первого заместителя председателя прави­тельства и этим же указом на эту должность был назначен В. В. Путин. В тот же день указом президента кабинет Степашина был отправлен в отставку, а Путин был назначен временно исполняющим обязанности председателя правительства. В телеобращении к народу Б. Ельцин назвал В. Путина своим преемником на посту президента. 16 августа 1999 г. Государственная Дума с первого голосования утвердила В. В. Путина Председателем Правительства РФ.

Чеченская проблема. Главным дестабилизирующим фактом обще­ственно-политического развития России в 1990-е гг. стала Чечня. В октябре - ноябре 1991 г. чеченские националисты во главе с генера­лом Д. Дудаевым разогнали законно избранные органы власти Чече­но-Ингушской республики, вывели Чечню из ее состава, провозгласи­ли независимую республику Ичкерию, заявив о выходе из состава России.

Руководство страны оказалось в сложном положении. С одной сто­роны, оно было заинтересовано в отстранении от власти сил, поддер­жавших ГКЧП (к ним относился и Верховный совет Чечено-Ингуш­ской республики), с другой - чеченский сепаратизм создал угрозу разрушения России.

Политическая борьба между ветвями власти не позволила руковод­ству России решить чеченскую проблему в 1992-1993 гг. Тем не менее, самопровозглашенная Чеченская республика была признана, но не как независимая от России, а как один из ее субъектов. Это было за­креплено в Конституции РФ 1993 г., однако Чечня оставалась самым слабым звеном в цепи российской государственности. Сепаратисты проводили активную политику по подрыву конституционного поряд­ка в республике. В декабре 1994 г. с целью восстановления конституционного по­рядка в Чечню были введены федеральные войска. Чеченские сепара­тисты встретили их огнем из оружия, которое в 1992 г. в огромном ко­личестве было оставлено в Чечне российским военным руководством в процессе вывода частей Северо-Кавказского военного округа из Ичкерии. Вооруженный конфликт стал затяжным и кровавым. Несколько раз он прерывался мирными переговорами и вновь разгорался. В авгу­сте 1996 г. между руководством РФ (секретарь Совета безопасности РФ А. Лебедь) и сепаратистов (А. Масхадов) была достигнута догово­ренность («Хасавюртовские соглашения») о прекращении военных действий, выводе федеральных войск из Чечни, проведении в 1997 г. президентских выборов в республике (состоявшиеся выборы принес­ли победу А. Масхадову). Решение вопроса о политическом статусе Чечни откладывалось до 2000 г. Федеральные войска начали покидать Чечню. Однако соглашение поощрило чеченских сепаратистов не только форсировать процесс выхода из состава Российской Федера­ции, но и вовлечь в этот процесс другие северокавказские субъекты России, прежде всего Дагестан. В борьбе за свои интересы чеченские сепаратисты стали на путь тер­рора. В эффективности этого средства борьбы они убедились в 1995- 1996 гг. Захватывая больницы с тысячами заложников в городах Буден­новске и Кизляре, террористы добивались от правительства России уступок. В августе 1999 г. вооруженные группы боевиков напали на со­седние с Чечней районы Дагестана. Тогда же террористы взорвали жи­лой дом в Буйнакске (Дагестан), в сентябре 1999 г. - два жилых дома в Москве. Террористические акты унесли жизни сотен людей.

В ответ в сентябре 1999 г. правительство России начало широко­масштабную антитеррористическую операцию в Чечне.

Контрольные вопросы и задания :

1. Каковы особенности социально-экономического развития России в начале 90-х гг. ХХ в.?

2. Какими были результаты первых экономических реформ?

3. Назовите причины политического кризиса 1993 г.

4. В чем выразился кризис и его последствия.

5. Перечислите особенности Конституции России 1993 г.

6. Дайте оценку парламентским и президентским выборам 90-х гг.

7. В чем проявились правительственные кризисы?

8. Расскажите об основных этапах чеченской войны.

Главными направлениями экономического развития России в 1994 - 1999 гг. были:

✓ закрепление результатов радикальной экономической реформы,

✓ дальнейшее развитие рыночной экономики, основы которой были заложены в 1991 - 1994 гг.;

✓ интеграция России в международную экономическую систему.

В экономическом развитии России середины и конца 1990-х гг. можно выделить два больших периода:

✓ деятельности правительства В.С. Черномырдина в 1994 - 1998 гг.;

✓ деятельности правительств конца 90-х гг.

1. Правительство В.С. Черномырдина, утвержденное съездом на­родных депутатов РФ 14 декабря 1992 г., в различных составах работало более 5 лет - до марта 1998 г. На период работы данного правительства пришелся самый трудный этап реформ. Ос­новными достижениями правительства В. С. Черномырдина были.

✓ относительная стабилизация экономики

✓ преодоление гиперинфляции;

✓ укрепление рубля как платежного средства;

✓ проведение основного этапа приватизации;

✓ рост заработной платы населения;

✓ пополнение (почти "с нуля") золотовалютных резервов - ,

✓ установление и развитие отношений с международными финан­совыми институтами.

В то же время правительство В.С. Черномырдина не смогло ре­шить всех проблем, стоящих перед страной:

✓ произошло резкое падение производства (почти в 2 раза);

✓ были допущены ошибки в проведении приватизации;

✓ финансовая система, несмотря на частичное оздоровление, пе­риодически была подвержена кризисам (например "черный вторник” 11 октября 1994 г., во время которого произошло значительное падение курса рубля);

✓ периодически не выплачивалась зарплата, в том числе целым от­раслям - шахтерам, учителям и т. д., что приводило к массо­вым антиправительственным выступлениям;

✓ по стране росло большое количество "финансовых пирамид", мо­шеннических структур, которые выманивали деньги из населения и изначально не могли выполнить свои обязательства перед вкладчиками - "МММ", "Властилина" идр.;

✓ Россия попадала во все большую зависимость от западных кредиторов.

чем 5 лет работы было смещено. Это послужило началом так называемой "правительственной чехарды", когда за 2 года в России сменилось четыре правительства:

✓ апрель - август 1998 г. - С. Кириенко-,

✓ сентябрь 1998 г. - май 1999 г. - Е. Примакова;

✓ май - август 1999 г. - С. Степашина-,

✓ август 1999 г. - март 2000 г. - В. Путина.

Сместив В.С. Черномырдина с поста Председателя Правитель­ства РФ, Президент Б.Н. Ельцин кардинально поменял состав правительства:

✓ основу правительства, сформированного в апреле - мае 1998 г., вновь составили "молодые реформаторы" - Б. Немцов, А. Чубайс, С. Кириенко (данная команда начала работать в правительстве еще при премьерстве В.С. Черномырдина - с марта 1997 г.);

✓ в результате сильного давления Президента на парламент и угро­зы его роспуска (что было возможно по Конституции 1993 г.) новым председателем правительства был утвержден 37-летний Сергей Владиленович Кириенко, до этого работавший в прави­тельстве 3 месяца и неизвестный широкой общественности;

✓ правительство начало действовать жесткими монетаристскими методами и по стилю руководства было близко к правительству Гайдара 1992 г.

Через 4 месяца деятельности правительства С. Кириенко в Рос­сии произошел самый крупный в новейшей истории обвал рубля:

✓ государство не смогло больше обеспечивать фиксированный курс рубля к доллару 6:1 и прекратило выпуск ГКО - государствен­ных казначейских обязательств;

✓ кредиты международных организаций были использованы без учета возможных потрясений и государство оказалось без запасов;

✓ новый стабилизационный кредит не был получен;

✓ в экономике использовалось большое количество ничем не обеспе­ченных ценных бумаг;

✓ экономика была долларизирована - доллар США стал факти­ческой валютой, значительные долларовые запасы находились на руках у населения;

✓ произошел банковский кризис (банки не смогли в конце июля - начале августа 1998 г. одновременно выполнить свои обязатель­ства перед всеми клиентами, в том числе по обмену валюты).

В результате совокупности вышеуказанных обстоятельств, а также непрофессиональных шагов правительства (которое не прислушивалось к прогнозу специалистов, игнорировало схожие явления в Юго-Восточной Азии и не принимало заблаговре­менных мер), в течение нескольких дней августа 1998 г. про­изошло падение рубля по отношению к доллару в 4 раза - от 1:6 к 1:24. Это имело катастрофические последствия для экономики:

✓ рубль вновь перестал быть надежным платежным средством;

✓ были парализованы хозяйственные отношения в стране;

✓ приостановились инвестиции;

✓ нарушилась нормальная работа банков;

✓ разорилось множество предприятий и финансовых структур;

✓ началась паника.

23 августа 1998 г. правительство С. Кириенко было отправлено в отставку. Разразился правительственный кризис.

3. После двукратного отклонения Госдумой кандидатуры В.С. Черно­мырдина, предложенного Б.Н. Ельциным, начались поиски компро­миссного кандидата на пост Председателя Правительства. Таким кан­дидатом стал Е.М. Примаков, предложенный фракцией "Яблоко". Евгений Максимович Примаков. Бывший глава службы внешней разведки РФ и министр иностранных дел в 1996 - 1998 гг., уст­раивал как Президента РФ, так и коммунистов, и 11 сентября 1998 г. был утвержден Госдумой в качестве Председателя Правительства РФ. Характерными чертами правительства Е.М. Примакова были:

✓ устранение из правительства команды "молодых реформаторов";

✓ опора на старые кадры, сформировавшиеся в советскую эру;

✓ выдвижение на ключевые посты вице-премьеров - ставленников коммунистов - Н. Аксененко и Ю. Маслюкова;

✓ сотрудничество как с президентским лагерем, так и с коммунистами. Правительство Е.М. Примакова работало 8 месяцев - до мая 1999 г. За это время правительству удалось:

✓ стабилизировать ситуацию после финансового кризиса;

✓ остановить дальнейшее падение рубля;

✓ вернуть часть инвесторов на рынок;

✓ поднять престиж России в мире в силу принципиальной пози­ции по югославской проблеме.

Несмотря на частичные успехи и публичное обещание 2 года не менять правительство, а также дать Е.М. Примакову дора­ботать до 2000 г. - окончания президентских полномочий Б.Н. Ельцина, 12 мая 1999 г. правительство Е.М. Примакова было отправлено в отставку по политическим соображениям:

✓ правительство было близко к коммунистам, во многом прово­дило их политику;

✓ правительство не заняло четкой пропрезидентской позиции по во­просу импичмента, инициированного в Госдуме коммунистами;

✓ началось сближение Е. Примакова с рядом губернаторов, на­ходившихся в оппозиции к Б. Ельцину;

✓ Е. Примаков имел в тот момент самый высокий рейтинг как следующий кандидат в президенты, что было на руку коммуни­стам и устраивало не всех в окружении Б. Ельцина.

Новым Председателем Правительства был утвержден 46-летний пе­тербуржец Сергей Вадимович Степашин, выходец из органов госбе­зопасности, ранее возглавлявший ФСБ и Министерство юстиции. Правительство С. Степашина работало 3 месяца - с мая по ав­густ 1999 г.

В августе 1999 г. правительство С. Степашина также было от­правлено в отставку по политическим соображениям:

✓ резко обострилась ситуация на Северном Кавказе;

✓ С. Степашин ранее проявлял мягкость к боевикам;

✓ Б.Н. Ельцин определился по кандидатуре В.В. Путина в каче­стве своего преемника на посту Президента РФ.

4. 9 августа 1999 г., ровно за год до окончания своих президентских полномочий по Конституции, Б.Н. Ельцин объявил о своем желании видеть своим преемником на посту Президента РФ В. В. Путина. Кандидатура В. В. Путина была выдвинута на должность Пред­седателя Правительства РФ. 16 августа 1999 г. В.В. Путин был утвержден Госдумой новым Председателем Правительства РФ. Несмотря на все трудности, переживаемые обществом, в 1994 - 1999 гг. произошла стабилизация экономического положения России и наметились первые признаки экономического роста. В 1997 г. Россия была официально принята в "клуб" самых эконо­мически развитых стран мира и стала наряду с США, Велико­британией, Францией, Германией, Японией, Италией и Канадой полноправным членом "большой семерки", которая благодаря России трансформировалась в "большую восьмерку". Следует от­метить, что в настоящее время (по состоянию на 2009 год) "большая восьмерка" превратилась в анахронизм, действует "по инерции" и ее состав уже не соответствует реальной роли эконо­мик представленных в ней государств в мировой экономике. Так, Канада, Франция и Италия, по-прежнему официально числя­щиеся в "восьмерке" уже не входят в число 8 наиболее экономи­чески развитых держав мира. А Китай (2-я экономика мира), Индия (4-я экономика мира) и Бразилия (8.-я экономика мира) в "восьмерке" не представлены. В настоящее время ведущие эконо­мисты мира рассматривают "восьмерку" как устаревший институт, и предлагают заменить ее "большой двадцаткой", куда бы входили, помимо традиционных государств "восьмерки", Китай, Индия и Бразилия, а также приближающиеся к ним по темпам экономи­ческого роста Корея, Мексика, Аргентина, ЮАР, иные страны.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...