Теория потребительского поведения. Экономические блага


В рыночной экономике создаваемые людьми блага поступают в распоряжение потребителей посредством обмена. В каждой странепроизводится и поставляется на рынок огромное множество разнооб- разных благ. Столь же многообразны потребности людей. Встречая на рынке огромное количество разнообразных благ и располагая ограни- ченными возможностями, люди вынуждены делать выбо р , какие блага и в каком количестве покупать.

Чем же руководствуются потребители при выборе благ?

Прежде всего, мы предполагаем, что большинство потребителей разумные люди и ведут себя рационально, стремясь получить боль- шую выгод у . Это означает, что они покупают такие блага, потребление которых приносит им наибольшее удовлетворение или обладает боль- шей полезностью. Что же такое полезность благ?

Понятие « полезность» блага (U от англ. u tility ) употребляется в двух значениях.

Первое – это полезность блага вообще– его способность удовлетворять какую-либо потребность человека.

Второе – полезность блага с точки зрения каждого отдельно-

Го потребителя – это удовлетворение, которое он получает от по-

Требления какого-либо блага.

Полезность благ вообще зависит от их естественных или физи-

ческих свойств. Естественные свойства благ, а значит, их полезность вообще изучаются техническими науками (физика изучает теплопро- водность различных металлов, агрономия – плодородие почвы и т.д.).

Экономически полезным любое благо является тогда, когда люди готовы жертвовать чем-либо для его получения (затрачивать си- лы, время, деньги), а эта готовность зависит, прежде всего, от того,

какое удовлетворение каждый человек получает от потребления раз- личных благ. Поэтому объектом экономической науки является полез- ность благ во втором значении.

Признание людьми полезности благ и оценка степени этой по- лезности, то есть значимости того или иного блага для индивида назы- вается ценностью (V от англ. value ). Люди ценят только то, что им полезно, и чем полезнее благо, тем оно ценнее. Таким образом, осно- вой ценности благ является их полезность, то есть удовлетворение, которое люди получают от потребления благ.

Однако в реальной действительности можно встретить немало случаев, когда, на первый взгляд, нет никакой связи между полезно- стью и ценностью благ. Это случаи, когда:

    очень полезные вещи почти или вовсе не ценятся людьми

(воздух, вода), а вредные имеют высокую ценность (табак, наркотики);

    одно и то же благо одними людьми ценится очень высоко, а

для других вообще не имеет никакой ценности (сигареты для курящих

и некурящих людей);

    с увеличением количества какого-либо блага в распоряжении

индивида каждая дополнительная его единица ценится все меньше и

наоборот.

Такие факты долгое время мешали экономической науке увязать ценность благ с их полезностью. В середине XIX в. появилась теория, которая помогла объяснить сложность связи между полезностью и ценностью благ, получившая название теории предельной полезн о - ст и . Ее автор – немецкий экономист и математик Генрих Герман Гос- сен (1810–1858). Затем эта теория была поддержана и развита эконо- мистами с мировыми именами: англичанином Уильямом Джевонсом(1835–1882), австрийцем Карлом Менгером (1840–1921), русским эко- номистом М.И. Туган-Барановским (1865–1919). Эта теория широко используется современной экономической наукой. Она помогает объ- яснить поведение потребителей на рынках товаров и услуг.

В основе этой теории лежитразграничение полезности и ценно- сти отдельных единиц благ и общей полезности и ценности их опреде- ленных количеств для каждого индивида. Люди ценят полезность лю- бого блага не вообще, а полезность его отдельных единиц,удовлетворяющих различные по важности для жизни и по степени на- пряженности потребности.

Согласно этой теории, полезность каждой единицы любого бла-

га зависит:

о т степен и важност и (настоятельности) удовлетворяемой с его помощью потребности. Чем важнее потребность, тем полезнее единица

блага, спомощью которого онаудовлетворяется. Пример: мешокзерна,используемый для помола на муку и последующей выпечки хлеба, по-лезнее, чем такой же мешок зерна для вскармливания попугаев;

о т степен и напряженност и потребности, которая, в свою оче-редь, зависит от количеств а благ а в распоряжении индивида. Чем больше единиц какого-либо блага в распоряжении индивида, тем полнее удовлетворяется потребность в нем, ослабевает настоятельность ее удовлетворения, ее напряженность. Поэтому каждая дополнительная единица любого блага становится менее полезной и ценной. Пример:третий стакан лимонада доставит меньшее удовлетворение, чем первый;о т количеств а заменителе й у блага . Чем больше субститутов у

блага, тем легче заменить его вудовлетворениикакой-либо потребности другим благом, тем менее полезным и ценным является оно само.

Удовлетворение, которое получает индивид от потребления до- полнительно приобретаемой, либо которого лишается при потере од-нойединицы любого блага, называется предельно й полезность ю (M U –от англ. marg i na l – край, граница, последний предел). Она находится на границе количественных изменений блага. По-другому – это полез-ность изменяющейся частиблага. Термин «предельная полезность» был впервые введен в 1883 г.австрийцем Ф.Визером(1851–1926). Г. Госсенупотреблял термин «ценность предельного атома».

Общая полезность (TU от англ. o t a l u tility) определенного числа единиц какого-либо блага при изменении его количества изме- няется на величину предельной полезности последней единицы, кото-рую потребитель получает дополнительно, либо которой лишается при сокращении количества блага, и равна сумме предельных полезностей его отдельных единиц:

TU=MU 1 +MU 2 +MU 3 +…+ MU n .

Поэтому предельную полезность блага можно также определить

как величину, на которую изменяется общая полезность определенно-го количества блага при изменении его на одну единицу. Она рассчи- тывается как отношение прироста величины общей полезности к при-

росту количества блага: MU = TU

(Q от англ. quantit y количество).

Каждая потребность, какуже говорилось, в процессе ее удовле- творения все более насыщается, то есть ослабевает ее напряженность. Поэтому каждая последующая единица блага снимает напряженность

меньшей силы и доставляет меньшее удовлетворение, нежели преды- дущая. На этомосновании сформулированзакон убывающей пре- дельной полезности благ при увеличении их количества в распоряже- нии индивида. Согласно этому закону, предельная полезность каждой единицы какого-либо блага находится в обратной зависимости от его количества, имеющегося в распоряжении индивида. Он известен еще как Первый закон Госсен а . Суть его заключается в следующем:

в одном непрерывном акте потребления благ однократног о ис -

пользовани я полезность каждой их последующейединицы убывает,достигая в определенном пункте нуля, а затемпревращается всвою про-тивоположность – в отрицательную полезность (пример с лимонадом:пятый выпитый стакан лимонада может вызватьотвращение к нему);

при повторном акте потребления благ длительного использ о - вания полезность их уменьшается по сравнению с их полезностью при первоначальном потреблении (интересный роман при неоднократном прочтении, обувь при длительном ношении и т.п.).

Действие этого закона может иметь и обратную силу: при уменьшении количества блага предельная полезность остающихся единиц увеличивается.

Действие закона убывающей предельной полезности благ мож- но проиллюстрировать с помощью уже известной нам таблицы Менге-ра. С помощью этой таблицы можно условно (в баллах) оценить по- лезность каждой единицы блага в зависимости от того, какую по важности потребность она удовлетворяет, и какую ступень напряжен- ности каждой потребности она снимает. Из таблицы видно, что полез- ность каждой последующей единицы блага (предельная полезность),удовлетворяющей потребности разной степени важности, а также сни- мающей разные ступени напряженности каждой потребности, умень- шается. В пунктах полного насыщения каждой потребности она равна нулю, а затем превращается в отрицательную величину.

Из таблицы также видно, что предельная полезность единиц благ,

удовлетворяющих менее важные потребности, может быть выше пре-дельной полезности единиц благ, удовлетворяющих более важные по-требности. Это возможно тогда, когда важная потребность удовлетворя-

ется полнее, чем менее важная (первая единица для удовлетворения

третьей по важности потребности имеет большую полезность – 8 бал-лов, чем пятая единица для удовлетворения первой более важной по-требности – 6 баллов). Зависимость предельной полезности блага от его количества можно наглядно представить в виде диаграммы (рис. 1).

M U Могут бытьслучаи, когда по мере увеличения количест-

1 0 ва единиц потребляе-

0 1 2 3 4 5 Q

Р и с . 1. Динамика предельной полезности

мых благ или кратно-

сти ихпотребления они становятсяболее желанными, то естьих дополнительные еди- ницы могут иметь бо- лее высокую предель-ную полезность, чем предыдущие. В случае, если дляудовлетворе- ния какой-либо по- требности требуется

строго фиксированное количество единиц определенного блага, а в наличии меньшее его количество, недостаток одной единицы сделает ее предельную полезность высокой. Например, для оклейки комнаты нужно 10 рулонов обоев, а у вас – только девять. Десятый рулон будет в этом случае иметь более высокую предельную полезность, чем все остальные.

Известный английский экономист Альфред Маршалл приводит на этот счет пример «о потреблении хорошей музыки».

Общая полезность с увеличением количества блага возрастает, но так как предельная полезность его дополнительных единиц умень- шается, то величина прироста общей полезности все время уменьша- ется и наоборот. После того как какая-либо потребность насыщена полностью, дополнительные единицы блага могут иметь отрицатель-ную предельную полезность. Когда предельная полезность становится величиной отрицательной, это означает ущерб, вред от излишнего по- требления последующих единиц блага. Поэтому общая полезность при увеличении количества блага с определенного пункта может начать уменьшаться. Динамику общей полезности блага можно наглядно представить в виде диаграммы (рис. 2).

Р и с . 2. Динамика общей полезности

В рыночнойэко-номике жизненные блага поступают впотребление посредствомих обмена(купли-продажи).Потре-бители имеют статус по-купателей, апроизводи-тели – статус продавцов.Готовностьпотребителей платить закаждую еди-ницукакого-либо блага большую или меньшую

Q цену зависит от ценно - ст и для них этого блага.Основой ценностиблаг является их полезность.

Таккакполез-

ность дополнительных единиц каждого блага уменьшается, то снижает- ся и ценность каждой его дополнительной единицы. Приэтом, если ко-личество какого-либо блага достаточно для удовлетворения конкретной потребности, то его ценность будет невысокой,даже если удовлетво-ряемая им потребность очень важная. И наоборот,если не очень важная потребность удовлетворяется недостаточно полно, то ценность блага, спомощью которого она удовлетворяется, будет очень высокой.

Этим объясняется то, почему, например, золото ценится выше хлеба. Потребность в золоте менее важная для жизни, чем потребность в хлебе. Однако общий запас золота по сравнению с потребностью в нем гораздо меньше хлебного. Потребности в хлебе могут быть насы- щены полностью, потребности в золоте весьма далеки от насыщения. В экономической теории известен так называемый « парадокс Сми- т а» . Суть его: вода для человека гораздо полезнее алмаза. Почему же алмазы стоят так дорого, а вода ценится ничтожно мало? Ответ на этотвопрос и дает теория предельной полезности.

Так как все единицы какого-либо блага идентичн ы , взаимоза- меняемы, то каждую из них потребитель оценивает одинаков о , а именно приравнивает к предельной полезности последней единицы.

Поэтому общая ценность (TV) какого-либо количества блага – есть

произведение предельной полезности последней единицы блага на количество его единиц (TV=MU n Q ) .

Общая ценность блага с увеличением его количества так же, как

и общая полезность, сначала увеличивается, однако медленнее, чем общая полезность, и раньше, чем последняя начинает снижаться.

Так как общая полезность определяется как сумма предельных полезностей отдельных единиц блага, а общая ценность – как произве- дение предельной полезности последней единицы на количество еди-

ниц, то общая полезность любого количества блага превышает его об-

щую ценность на величину, которая называется чистой выгодой (NA – от англ. net advantag e ): NA=TU–TV. Соотношение общей полезности и общей ценности и величину чистой выгоды можно представить графи- чески (рис. 3).

Отрезок 05 символи- U зирует величину предельной полезности (MU) блага в ко-

10 личестве, соответствующем отрезкуOq . Значит, величина общей ценности (TV) этого

NA количества блага измеряется

5 a площадью четырехугольни-

ка Oqa5 . Величина же общей

полезностиблага (T U ) в ко-

Р и с . 3. Чистая выгода

личестве q символизируется площадью Oqa10.

Q Рост потребления блага

повышает общее удовлетво-

рение субъекта. Но общая

ценность блага в его глазах от этого понижается (после q ) . Люди обыч- но перестают замечать и ценить то, чем обладают в большом количе- стве («Что имеем, не храним, потерявши плачем», «Чем больше жен- щину мы любим, тем меньше нравимся мы ей»). Благо в объеме, позволяющем насыщать все ступени потребности и полностью сни- мать ее напряженность, теряет для субъекта ценность, хотя общая польза при этом достигает максимума (в точке пересечения кривой MU с абсциссой).

Площадь 5а1 0 символизирует чисту ю выгод у потребителя. Ее величина зависит от размера избытка реальной общей пользы от дан-ного объема блага над его общей ценностью. Это – разница между тем, что человек фактически получает, и тем, во что он оценивает получаемое.

Получение благ стоит людям определенных усилий: сопровожда-

ется жертвами и лишениями – затратами сил, средств и времени. То, что отдается заблаго,отчего ради него отказываются, называется стоим о - сть ю блага, в отличие от его ценности, которая означает то, что мы от блага получаем – полезность. Иными словами – стоимость это утрачи-ваемые, а ценность – получаемые полезности.

Опыт показывает: с увеличением числа приобретаемых единиц блага получение каждой следующей стоит больших усилий, чем пре-

дыдущей. Стоимость дополнительной единицы блага называется пре-

дельной (МС – от англ. marginal cost ) .

Динамику предельной стоимости можно иллюстрировать при-

В начале трудового дня, когда мы только еще втягиваемся в ра-

боту, создание первой единицы блага стоит нам сравнительно неболь- ших усилий, но все же больших, чем создание второй и третьей, при изготовлении которых сказывается достаточная «разминка». Но потом

каждая следующая единица требует более напряженных усилий, чем предыдущая, поскольку начинает сказываться утомление.

Законы убывающей предельной полезности и падения ценности

и закон возрастания предельной стоимости благ определяют поведение потребителей и производителей.

В самом общем виде благо (ценность) - то, что удовлетворяет наши потребности-желания или служит их удовлетворению.

Понятие блага отличается от понятия ценности тем, что оно обозначает безусловно положительную ценность, является антитезой зла. Понятие же ценности может употребляться и с эпитетом «отрицательная», т. е. в значении понятия зла. Ценностный подход основан на оценке того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Он противоположен познавательному или истинностному подходу, в частности, различению истины и лжи или знания и заблуждения.

Понятие ценности в общепринятом смысле означает признание «способности» тех или иных предметов удовлетворять определенной потребности или желанию. Ценность - то, что служит средством удовлетворения человеческих потребностей-желаний. Это ценность в собственном смысле или благо, добро. Отрицательно оценивается все, что препятствует удовлетворению потребностей-желаний. Это - отрицательная ценность или зло.

Существует определенная иерархия ценностей, различающихся между собой по степени значимости для человека.

Это, во-первых , ценности, которые являются нужными , необходимыми средствами удовлетворения потребностей. Например, воздух, продукты питания, одежда, предметы первой необходимости.

Во-вторых , это ценности, которые не являются строго необходимыми, но приносят пользу . Это такие средства, которые помогают лучшим удовлетворить наши потребности или отвечают нашим желаниям. Полезными могут быть такие блага, без которых человек может обойтись, т. е. которые не являются необходимыми. С другой стороны, если существует выбор между различными необходимыми благами, то предпочтение отдается тому благу, которое является более полезным по сравнению с другими необходимыми благами. Как правило, полезность характеризует различную степень соответствия того или иного предмета нашим потребностям-желаниям. Иными словами, полезность является мерой соответствия предмета нашим потребностям-желаниям.

В‑третьих , кроме необходимой и полезной существует еще ценность приятного . Приятным является все, что вызывает положительные эмоции, что доставляет нам удовольствие, наслаждение, радость. Приятное окрашивает жизнь в радужные краски, заряжает бодростью, всей гаммой положительных эмоций или освобождает-защищает от отрицательных эмоций, отвлекает от тягостных переживаний. Не являясь в каждом отдельном случае полезным или необходимым, приятное в целом является жизненно важным для человека.

Необходимое (нужное), полезное и приятное можно в известном смысле сопоставить категориям необходимости, вероятности (свободы) и случайности.

Полезное занимает особое место в этой триаде. Оно может быть синонимом ценного (блага). Так, полезность продуктов труда рассматривают обычно в самом общем смысле, как их ценность. Полезными объявляются не только продукты, которые являются в собственном смысле полезными, но и продукты, имеющие характер необходимой ценности, и продукты, которые доставляют нам приятное. Полезность оказывается общей мерой соответствия тех или иных средств нашим потребностям-желаниям. Конечно, правильнее было бы говорить не о полезности, а о ценности продуктов труда, но так уж исторически сложилось, что материальные средства характеризуют через понятие полезности. Понятие же ценности чаще всего применяют к духовным и моральным объектам оценки.

Кроме того, понятие полезности нередко связывают с понятием утилитарности, а это последнее противопоставляют духовным, гуманитарным, эстетическим ценностям. Сохраняется также различие полезного и приятного.

Одним словом, указанные трактовки полезности (в узком смысле) делают ее не совсем удобной для характеристики общей меры соответствия продуктов труда нашим потребностям-желаниям. Об этом всегда нужно помнить.

Ценность (полезность) - оценочная категория, благодаря которой мы оцениваем предметы с точки зрения их соответствия нашим потребностям-желаниям. Она не является внутренним качеством предмета, хотя, с другой стороны, как оценочное определение предмета, не находится вне предмета, «не висит в воздухе». Здесь следует одинаково избегать крайностей субъективистского и объективистского истолкования этой категории. С одной стороны, нельзя отрывать ценность (полезность) от предмета, от его естественных свойств, качественной определенности и провозглашать ее самодовлеющей категорией, которая якобы зависит только от желаний и прихотей человека. С другой, нельзя отождествлять ценность (полезность) с предметом и его качеством (свойствами). Иначе возникает иллюзия, будто предмет изначально определен как благо, как ценность, как средство удовлетворения наших потребностей. (Так иногда думают люди; они, как говорил один известный классик, «приписывают предмету характер полезности, как будто присущий самому предмету, хотя овце едва ли представлялось бы одним из ее «полезных» свойств то, что она годится в пищу человека».)

По утверждению Шекспира, ничто не является хорошим или плохим, - все зависит от того, как мы смотрим на вещи.

Важно подчеркнуть отличие ценности , полезности вообще от потребительной ценности предмета. Если потребительная ценность определяется тем, насколько предмет удовлетворяет ту или иную потребность (желание), то ценность (полезность) определяется тем, насколько предмет соответствует всей совокупности наших потребностей и желаний.

Удовлетворить ту или иную потребность - еще не значит быть полезным. Все зависит от того, какая это потребность и какой предмет удовлетворяет потребность. Известно, что наряду с естественными и разумными потребностями-желаниями существуют противоестественные, извращенные, ложные. Удовлетворение последних отнюдь не приносит пользу человеку, а, напротив, разрушает его тело и дух. Такими потребностями-желаниями являются, например, потребность в постоянном опьянении, в наркотиках, пресыщенные и извращенные вкусы, наклонности.

Ценность, полезность определяет отношение предмета не к одной какой-то потребности или желанию, а к человеку как личности, к совокупности его потребностей-желаний. Было бы ошибочно думать, что потребности и желания не связаны друг с другом. Все они являются лишь частичными выражениями человека как субъекта потребления. Взаимодействуя друг с другом, потребности могут как гармонировать между собой, так конфликтовать. Вообще, там, где есть многообразие (а потребности-желания многообразны), есть и возможны противоречия. Удовлетворение одной потребности может препятствовать удовлетворению другой. Это касается не только взаимоотношения разумных и неразумных потребностей, но и взаимоотношения различных разумных потребностей. Поэтому все потребности лучше рассматривать не как рядоположенные, а в системе, как единое целое, как одну большую потребность. Именно по отношению к этой большой потребности и определяется ценность предмета. Она тем выше, чем больше предмет соответствует отдельной частной потребности и чем выше место этой потребности в иерархии потребностей, составляющих одну большую потребность.

Ценность, полезность предмета, как было сказано выше, определяется не только тем, какую потребность он удовлетворяет, но и тем, каким он является сам, т. е. каково его качество. В одних случаях предмет удовлетворяет в том качестве, в каком он существует в природе. Однако, чаще человек не удовлетворяется природными качествами предметов, изменяет их, приспосабливая к своим потребностям. Качество продуктов труда является как раз таким измененным качеством. Особенность его состоит в том, что в отличие от природного оно не только делает предмет пригодным для удовлетворения потребностей, но и понижает пригодность предмета (понижает уровень удовлетворения потребностей). Здесь налицо противоречие. Продукт труда одновременно повышает и понижает уровень удовлетворения наших потребностей. Возьмем хлеб. Этот продукт удовлетворяет нашу потребность в питании. Но хлеб не растет в том качестве, в каком мы его потребляем. Его производят. Это значит, что затрачиваются человеческие силы. Траты же увеличивают потребность в питании. Круг замыкается. Хлеб, поскольку он потребляется, удовлетворяет нашу потребность в питании. Но хлеб же, поскольку он производится, увеличивает нашу потребность в питании. Полезным оказывается не тот хлеб, который просто удовлетворяет потребность, а тот, который обеспечивает удовлетворение потребности в большей степени, чем ее неудовлетворение.

Таким образом, если в потреблении человек удовлетворяет свои потребности, как бы гасит их, то в производственной деятельности, в труде он, напротив, затрачивая силы, расходуя энергию, увеличивает свои потребности.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия деятельности

Uml что такое философия.. uml краткий очерк истории философии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Балашов Л. Е.
Философия:Учебник.. - М., 2003. - 502 с. Эта книга - изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями. Курс

С о д е р ж а н и е
Для чего нужно изучать философию?.................................................... 7 Раздел Первый. Что такое философия?........................ 9 Глава 1......

Любовь к мудрости
Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” - люблю и “sophia” - мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие. Мудрость и сейчас остается существенны

Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений
Многообразие философских учений и направлений - от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности. Еще Аристотель подметил, что взгляды философа опреде

Практическая философия
Практическая значимость философии вытекает из того фундаментального факта, что мысль может непосредственно влиять на действие: либо побуждать человека к действию, либо, напротив, то

Протофилософия
Люди философствовали с тех пор, как начали говорить. Однако, поначалу это философствование не носило характер самостоятельных философских учений. Возникновению философии как особого

Ранние греческие философы
Первый в истории философ - Фалес (625-545 до н. э.), живший на ионийском побережье Малой Азии, в Милете. Главная его идея - “всё есть вода”. Эта идея - чисто философская. Он

Аристотель
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - ученик Платона, впоследствии основал свою школу, которая называлась Ликей (в латинской транскрипции - Лицей). Если Платон был идеа­листом,

Древняя философия после Аристотеля
Эпикур (341-270 до н. э.) – философ-материалист, последователь Демокрита. Как и Демокрит он считал, что все состоит из атомов и пустоты, но, в отличие от Демокр

Философия средневековья
Средневековье - эпоха господства религиозного сознания. Философия в этот период была ни чем иным, как служанкой богословия; т. е. она занималась в основном тем, что обслуживала рели

Философия эпохи Возрождения (XV-XVI века)
В эпоху Возрождения философы переключили свое внимание со схоластических проблем и споров на науку, наблюдение, искусство, изобретение, политику. Они постепенно освобождались от вли

Ф. Бэкон
Френсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ, родоначальник английского эмпиризма, известен прежде всего как философ, одержимый идеей практического использования-применения знаний. “Scientia es

Р. Декарт
Рене Декарт (1596 – 1660) – французский философ. Многие считают его отцом философии нового времени. В противоположность Ф. Бэкону Декарт подчеркивал значение ума-мышления, был филос

Б. Спиноза
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) - нидерландский философ-рационалист, считал себя учеником Декарта, взял от последнего многие понятия своей философии, прежд

Т. Гоббс
Томас Гоббс (1588-1679) – английский мыслитель, последовательный материалист. Даже человеческую душу он понимал как какое-то материальное тело, как совокупность легких, невидимых ча

Д. Локк
Джон Локк (1632 – 1704) - английский философ-просветитель, самый видный представитель эмпиризма, основоположник материалистического сенсуализма. Он придерживался формулы: «Нет ни

Г. Лейбниц
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий философ-рационалист. Одновременно с Ньютоном разработал основы дифференциального и интегрального исчислени

Дж. Беркли и Д. Юм
XVIII век – век Просвещения, распространения научного знания. Картина философских учений усложняется. Основная линия споров-дискуссий: между материалистами и идеалистами, рационалис

Вольтер и Руссо
Вольтер(1694-1778)– французский философ-просветитель, писатель-сатирик. Боролся против абсолютной монархии и католической церкви. Вольтер проповедовал вольнодум

Французские философы-материалисты XVIII в
Дени Дидро (1713-1784) - последовательный материалист, давший образцы диалектического мышления. С его точки зрения мир - движущаяся материя; источник движения н

И. Кант
Иммануил Кант (1724 – 1804) – родоначальник немецкого классического идеализма, один из величайших философов. Он родился в Кенигсберге (ныне - Калининград), был типичным кабинетным у

Послегегелевская философия
Гегель – последний гигант философской мысли, оставивший систематическое учение по всем отраслям философии. Нет такого философа, который мог бы сравниться с ним по широте и глубине о

О. Конт
Огюст Конт (1798-1857) – французский философ, родоначальник позитивизма, жил в первой половине прошлого века. Позитивизм – одно из самых значительных направлений философской мысли XIX – XX столетий

Л. Фейербах
Людвиг Фейербах (1804 – 1872) - немецкий философ. Анализируя христианские представления, различные формы религии, пришел к критическому переосмыслению религии к

Марксистская философия
Карл Маркс (1818 – 1883) – родился в Трире, в семье юриста. ФридрихЭнгельс (1820 – 1895) – сын крупного капиталиста. Они были большими друзьями, их друж

А. Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) - младший современник Гегеля. Он не признавал его и даже называл шарлатаном. Шопенгауэр противопоставлял рационализму-панлогизму Гегеля свой иррационализм и волюнтари

С.Кьеркегор
С. Кьеркегор (1813 – 1855) был предтечей экзистенциализма. Он считал, что нечего размышлять о мире, что единственно интересный предмет – это сам человек, его су

Ф. Ницше
Ф. Ницше (1844-1900) - немецкий философ. Сейчас он снова «в моде». Без конца переиздаются его сочинения, делаются попытки обелить, представить хорошим. Это с од

Общая характеристика русской философии
До XIX века философствование в России было спорадическим явлением: отдельные философствующие умы (например, М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев), немногие их сочинения,

Западники и славянофилы
30-е – 40-е гг. XIX века были отмечены дискуссией между западниками и славянофилами. Спор о путях развития России, о том, должна ли Россия развиваться как са

П. Я. Чаадаев
Первый западник - Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), подверг сокрушительной критике общественный строй России, утверждал, что русские не внесли никакого вклада в развитие человечес

В. Г. Белинский и А. И. Герцен
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) оказал значительное влияние на духовную жизнь России как литературный критик, философ, атеист, западник. Его письмо

В. С. Соловьев
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – философ-идеалист, мистик, публицист, поэт. Он был наиболее крупным религиозным философом. Им была разработана иде

Н. А. Бердяев
Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948) – религиозный мыслитель, философ-мистик, экзистенциалист. Его основные сочинения: «Смысл творчества», «Философия неравенства», «О назначе

Русский космизм
Космическую философию развивали ученые-философы: Николай Федорович Федоров, Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Иванович Вернадский, Дмитрий Иванович Чижевский. Они не были

В. И. Ленин
В. И. Ленин (1970-1924) внес значительный вклад в развитие марксистской философии. Как философ известен в основном двумя работами: «Материализм и эмпириокритици

З. Фрейд
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психиатр, психолог, основоположник психоанализа. С середины 90-х годов XIX века разрабатывал психоанализ - психотерапевтический метод лечения

Феноменология
Родоначальник этого направления Эдмунд Гуссерль обратил внимание на то, что очень многие наши представления вызваны искусственным путем, т. е. предложены кем-то. Гу

Экзистенциализм
Экзистенциалисты утверждали примат существования над сущностью: человек не реализует свою сущность, а создает ее в процессе своего существования. Они подчеркивали уникальность и неповторимость чело

Прагматизм
Прагматизм - специфически американское направление философской мысли. Деловая активность американцев должна была философски осмыслена и она получила это осмы

Логический позитивизм и аналитическая философия
Логический позитивизм - «унифицированная наука» (М.Шлик, Р.Карнап, А.Айер, Г.Рейхенбах) - течение, занимавшееся методологическими проблемами науки 1-й половины

К. Поппер
Карл Поппер (1902–1994) внес заметный вклад в развитие философии науки. Он показал, что научное знание отличается от житейского знания-мнения тем, что оно основано на логике, дедукт

Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды
Еще будучи студентом Кастанеда (1929-1998 гг.) встретился в 1960 г. со стариком-индейцем и был покорен его личностью. (См. “Учение Дона Хуана”, «Путешествие в Икстлан»). Ф

Постмодернизм
Ж. Делёз, Ж. Деррида, М. Фуко - главные фигуры этого направления философии. Постмодернизм - новый вариант умеренного иррационализма. Он причудливо соединяет линию философии жизни-экзистенциализма и

Современная философская мысль
Современная философская мысль имеет следующие особенности: 1. Философы в большинстве своем, наконец, осознали, что философия - особый тип культуры, отличный от науки, искус

Картины мира
Как я уже говорил вначале, философия состоит из трех частей - учения о мире, его категориальной структуре, учения о человеке-обществе и учения о методах и формах человеческой деятел

Бытие, существование
Среди разных философских понятий особым вниманием пользуется понятие бытия (существования). Бытие – слово, имеющее много значений и в силу этого весьма неопределенное по со

Духовное и материальное (идеальное и реальное)
Вопрос о соотношении материального и духовного, реального и идеального связан с исследованием человеческих форм деятельности – познания, мышления, практики, труда, психической и физ


Мир в некотором роде упорядочен; эта упорядоченность выражается в определенной категориальной структуре или, по-другому, в естественной системе категориальных определений мира. Наше

Категориальная структура мира
Вопрос о естественной системе категориальных определений мира - не только вопрос об источнике категориальной логики мышления. Это также и вопрос о том, что такое мир, как он существ

О категориальном детерминизме
В связи с рассмотренной выше проблемой естественно возникает вопрос о категориальном детерминизме. Из всего анализа проблемы следует, что объективная система категориальных определе

Категориальная картина мира
Вопрос о картине мира весьма не прост. Все мы интуитивно понимаем, что означает выражение «научная картина мира». Оно родилось скорее всего как антитеза религиозному пониманию мира,

Мир - это материя и движение; в мире нет ничего, кроме материи и движения
Наиболее фундаментальными определениями мира являются материя и движение. Они же ­основополагающие категории, составляющие ядро категориальной картины мира. Это значит, что все осталь

Материя движение
СТАНОВЛЕНИЕ Ниже, на следующей странице - на основе этой схемы - дается схематическое представление категориальной картины мира, которое для краткост

Соответствия и антисоответствия между категориями
Практически во всех категориальных семействах имеются пары категорий и отдельные категории, которые определенным образом соответствуют друг другу, как будто одни и те же пракатегори

Материя и движение
Представление о парности, соотносительности материи и движения имеет глубокие корни в философии. Вспомним элеатовскую антитезу всеединого бытия и движения многообразного, учение ато

Структура материи
Некоторые философы считают вопрос о структуре материи запретным для философов, объявляют метафизикой всякие попытки философски осмыслить ее структуру. Позволительно, однако, спросит

Качество
До сих пор о качестве говорилось как стороне материи. Теперь заглянем внутрь него и осмотрим его «хозяйство». Здесь, естественно, возникает вопрос о структуре качества, о системе су

Количество
В структуре материи количество занимает такое же место, как и качество. Оно является ближайшим определением, стороной материи, соотносительной с качеством. Количество нельз

Виды материи
Противоположными видами материи являются тело и группа (групповая материя). Они соответственны сторонам материи. Для тела акцент падает на качество, для групповой мате

Тело, мезоматерия, группа
В учении древних о четырех стихиях в зачаточном состоянии заключена идея о различных логически взаимосвязанных видах, типах материальной реальности. Не случайно такие крупнейшие мыс

Виды тела
Эмпирически наблюдаемыми видами тела являются неорганические микро-, макро- и мегатела. К микротелам относятся молекулы, атомы, элементарные частицы, кварки. К макротелам отн

Группа (групповая материя)
Группа (групповая материя) - это бессистемная, бесструктурная, хаотическая совокупность внешним образом взаимодействующих (сталкивающихся) друг с другом тел. Пример чисто групповой

Мезоматерия
Мезоматерия, как мы уже говорили, - промежуточный вид материи. Она соединяет черты тела и групповой материи. Как тело она в какой-то мере целостна, как группа - представляет собой с

Виды организма и сообщества
Видами организма являются одноклеточный организм, многоклеточный организм (растение и животное), живое существо, человек. Видами сообщества являются колония простейших, соо

Общая характеристика движения
Движение, как и материя, имеет сложную категориально-логическую структуру, выражается в системе субкатегорий. Очень важно для уяснения категориальной сущности движения, с о

Пространство
Пространство - сторона движения, соотносительная с другой его стороной - временем. Пространство само по себе еще не есть движение. Только в единстве с временем оно становится дви

Движение в пространстве
Ниже дана диаграмма (структурная схема) категории «движение в пространстве». В ней представлены четыре субкатегории: перемещение, покой, поведение, положение. Пер

Движение во времени
Ниже дана диаграмма (структурная схема) категории «движение во времени».

Развитие
Развитие есть сложное органическое движение во времени, органическое единство (взаимоопосредствование) изменения и сохранения. Развитие - сложноорга

Общая характеристика противоречия
Если выразить суть диалектики одним словом, то это будет - противоречие. Когда мы говорим о диалектике чего-либо или называем нечто диалектическим, то подразуме

Структура противоречия
Как было сказано выше, сторонами противоречия являются тождество и противоположность. Они составляют основу структуры противоречия. Далее, если мы гово

Простые (внутренние и внешние) противоречия
Идея деления противоречий на внутренние и внешние впервые возникла, по-видимому, в марксистской философии. У Гегеля были лишь отдельные намеки на эту идею. Следует, однако, признать

Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение)
Внутренние и внешние противоречия являются простыми и в чистом, неопосредованном виде действуют лишь в неорганической природе. Их физико-химическими аналогами или эффектами являются

Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей)
От обратимых и необратимых процессов нетрудно перейти к внутренним и внешним противоречиям. Покажем, что в основе внутреннего взаимодействия лежит взаимопереход противоположносте

Сложные (органические) противоречия
Как уже говорилось выше, отличие сложных противоречий от простых того же рода, что и отличие живых организмов от неорганических систем. Всякое сложное противоречие составле

Гармонические и антагонистические противоречия
По мере усложнения противоречий в живой природе и, далее, в человеческом обществе они дифференцируются на противоречия типа "Q" и типа "Р" вплоть до возникновени

Золотая середина
Золотая середина - середина между крайностями, единство противоположностей, исключающее крайности. Находиться между Сциллой и Харибдой, между молотом и наковальней. Крайнос

Противоречия в мышлении
Реальные противоречия (внутренние и внешние, гармонические и антагонистические) своеобразно преломляются, отражаются в человеческом мышлении. Внутренние и гармонические про

Общая характеристика становления
Становление не является видом движения, изменения, как это принято думать. Оно включает в себя движение, но не сводится к нему. В подлинном смысле становление есть единство материи

Становление и развитие
Становление является по преимуществу движением от старого к новому. Не таково развитие. Оно - ряд изменений организма (сообщества), которые приводят к его усилению, т. е. это не пер

Возможность
Категория возможности является категорией, соотносительной с категорией действительности. Ей принадлежат все определения, выражающие в той или иной мере возможное, т. е. не существу

Имость ность
Рис. 17. Диаграмма (структурная схема) категории «ВОЗМОЖНОСТЬ» Случайность есть специфическая, единичная возможность, о

Действительность
Действительность - момент становления, противополагаемый возможности. Это - «внешнее» определение категории действительности. Только в соотношении с категорией возможности

Закон и явление
Закон и явление, как необходимость и случайность, можно характеризовать в следующих аспектах. Прежде всего они противостоят друг другу как всеобщее, единственное и специфическое, ед

С Т А Р О Е
Рис. 18. Диаграмма (структурная схема) категории действительности Явление есть внешняя сторона или, короче, внешняя действительность. Его можн

Причина - действие - следствие
Эта триада категорий относится к категории «явление». Явления различаются не только по степени встречаемости (частоте), но и по зависимости друг от друга. Одни явлен

Вещь - свойство - отношение
Выше речь шла об отношениях между явлениями. Теперь следует заглянуть внутрь явления. Если расчленить его мысленно на «части», то получим триаду категорий «вещь-свойст

Сущность
Сущность - категория действительности, представляющая собой органическое единство, взаимоопосредствование закона и явления. Если закон определяет единообразие действительност

Старое и новое
Старое и новое - виды действительности, взятые в аспекте становления. Различение старого и нового предполагает выход за пределы данной действительности, в реальность

Эволюция и революция
Эволюция и революция - виды становления. Лишь сравнительно недавно они были осознаны людьми как важные идеи-понятия. В неорганической природе им соответствуют постепен

Сущность человека
Человек рожден Природой и Обществом, но как Особая реальность, а не как природное или социальное существо. Иными словам человек не социальное и биологическое, а... человеческое

Человек
(в разделительном смысле, индивид) организм живое личность существо живот- ное

Происхождение человека
Существуют разные точки зрения на происхождение человека (научная, религиозная, уфологическая-инопланетная). Философия выступает арбитром в этом вопросе. В настоящем труде излагаетс

Организация человека
Человек - единство духовного и материального (психического и физического). Как психическое существо человек наделен сознанием, мышлением, волей, чувствами, эмоциями. Как телесное су

Типология человека
Самое важное деление людей – на мужчин и женщин. Это коренное различие людей. К сожалению, современное цивилизованное общество по-настоящему не знает этого. В Древнем Китае не

Жизнь. Смысл и цель жизни
Жизнь - способ существования живого (организмов, животных, человека), выражающийся как минимум в обмене веществом-энергией с окружающей средой и размножении (воспроизведении себе по

Смысл жизни
Вопрос о смысле жизни есть прежде всего вопрос о том, является ли жизнь человеческая осмысленной, т. е. освещена ли она светом разума, мышления или лишена смысла, бессмысленна,

Цель жизни
Человек наиболее живет в то время, когда он чего-нибудь ищет Ф.М. Достоевский Жизнь - это процесс постоянного выбора. В каждый момен

Смерть и бессмертие
В живой природе и человеческом обществе связь конечного и бесконечного приобретает характер взаимоопосредствования. Это отчетливо видно на примере соотношения смертности и бе

Живая связь смертности и бессмертия
Выше говорилось о том, что жизнь создает и разрешает противоречие между конечностью и бесконечностью существования. Это - общее решение проблемы. Как же конкретно “работает” указанн

Продолжение человеческого рода, любовь
Поскольку личное бессмертие невозможно, постольку перед людьми всегда стояла и будет стоять проблема продолжения рода, воспроизведения себе подобных. Как говорил Платон, смертное, в

Творческое бессмертие
Творчество является специфически человеческой формой “делания” бессмертия. Когда говорят о социальном бессмертии, то чаще всего имеют в виду творческую деятельность и ее плоды, кото

Потенциальное бессмертие
До сих пор я говорил о реальном бессмертии в плане различных форм деятельности (любви и творчества). Теперь “развернемся” на 90° и рассмотрим проблему “делания” бессмертия в плане р

Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем)
Имеется множество свидетельств философов, ученых, деятелей культуры о том, что любовь и творчество раздвигают пределы жизни в глубину, открывают в ней самую настоящую бездну - то, ч

Активное долголетие
Выше была рассмотрена взаимосвязь смертности и бессмертия в общем плане, безотносительно к конкретным срокам индивидуального существования человека. Здесь, однако, есть еще один воп

Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни
Имеется такое свидетельство об отношении Л.Н. Толстого к смерти. “Высокочтимый граф Лев Николаевич, - писал И.Н. Янжул, - последние годы имел слабость охотно беседовать о смерти...

Человеческий смысл творчества
Как уже говорилось, смысл жизни человека - в любви и творчестве. В любви человек воспроизводит себя как живое существо. В творчестве он воспроизводит себя как культурное

Гуманизм - философия человечности
Гуманистическая философия - умонастроение мыслящих людей, осознанная установка на человечность без границ. Человечность - безотчетный, непосредственный, стихи

Либерализм
В последние века идея прогресса в деле свободы как политическая идея стала знаменем мощного течения общественной мысли - либерализма. Последний мо

Противоположные взгляды на свободу
В истории философии можно наблюдать две взаимоисключающие точки зрения на понятие свободы. Одни философы (например, Спиноза, Гольбах, Гегель) сближают это понятие с понятием необход

О так называемом парадоксе свободы
К. Поппер следующим образом описывает этот парадокс: “Так называемый парадокс свободы показывает, что свобода в смысле отсутствия какого бы то ни было ограничивающего ее конт

Свобода как возможность выбора
Весьма распространенным является представление о свободе как возможности выбора. И это вполне справедливо. В этом понятии свободы отчетливо можно видеть наличие обоих противо

Способность выбора
С субъективной стороны возможность выбора означает способность выбора. Человек, несмотря на огромные возможности, которыми он располагает, может оказаться неспособным

Формула свободы
По определению свобода есть взаимоопосредствование случайности и необходимости. Ее можно выразить формулой: Св1 = (Н - [ С - Н) - С]

Зависимость и независимость
Выше я говорил о становлении живой природы и человеческого общества как последовательном восхождении от свободы одной степени к свободе другой, более высокой степени. Но прогресс в

Общество - взаимодействие людей
Общество – некоторое взаимодействие людей, общение людей. С одной стороны человек без общения жить не может, а с другой, он достаточно обособлен. Человек всегда стремится не только

Структура общества
Общество в известном смысле повторяет человека как живое существо. См. диаграмму (структурную схему) общества (рис. 25):

Государство
Достоинство государства зависит от достоинства образующих его личностей. Дж.Ст. Милль Государство - политико-правовой институт, устана

Смена форм государственной власти
На протяжении последних тысячелетий основной формой государственной власти была наследственная монархия. Государство держалось на полубиологическом институте правления. То есть руко

Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация)
Народ - общность людей, имеющая один язык, одну культуру и одну территорию. Народность - малочисленный народ. Нация - народ, организованный в государство.

Патриотизм, национализм, шовинизм
Патриотизм - любовь к Родине, нормальное, естественное отношение человека к своему отечеству (как к самому себе). Существуют разные формы патриотизма: любовь к малой Родине и любовь

Отношения между людьми. Справедливость
Существуют две крайности в понимании природы человеческих отношений. Одни философы абсолютизируют изначально враждебный характер межчеловеческих отношений. Эта точка зрения

Cправедливость
Не существует какой-то одной справедливости. Есть справедливость, порождаемая различием людей (по происхождению, условиям жизни и способностям-делам), и есть справедливость, порожда

Критика идей социализма и коммунизма
Ниже приводится материал, написанный в основном еще в советское время. В нем содержится заочный ответ всем сторонникам идей социализма и коммунизма, утверждающим, что теория хоро

Механистический тоталитаризм
Механистический тоталитаризм - это представление общества как некой машины, механизма. Человек в таком обществе находится в системе жестко-детерминированных, однозначных связей и ра

Мораль, право, политика
Между моралью и правом имеется как сходство, так и различие. Общее между ними то, что они регулируют отношения между людьми, имеют дело с нормами и правилами человеческого общежития

Золотое правило поведения
В основе взаимоотношений человека с другими людьми, с обществом в целом лежит золотое правило поведения: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе

Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе
Золотое правило дает целостное и концентрированное представление о нравственности, схватывает главное в ней: отношение к другому как к самому себе. Оно устанавливает, фиксирует, определяет

Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла
Благо и зло - наиболее общие понятия, употребляемые для обозначения положительной или отрицательной ценности предметов и явлений окружающего мира. Благо - положительно оцененное явление, положитель

Добро и зло в плане соотношения действительности и возможности
Утверждая неустранимость морального зла из жизни людей, общества, некоторые моралисты и ученые-этики аргументируют, как правило, по схеме: "добро существует лишь постольку, поскольку существуе

Мотив оттенения добра злом - известный мотив. Он звучит еще при сопоставлении жизни и смерти, здоровья и болезни, богатства и бедности
1. В рассуждениях о пользе смерти нередко используется тезис: смерть нужна, чтобы по-настоящему оценить значимость жизни. К. Ламонт, например, пишет: “Я убежден, что откровенное признание смертност

Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении
Моралисты выступают, как правило, против эгоизма и за альтруизм. Насколько это правильно и правильно ли вообще? Все зависит от того, что мы понимаем под эгоизмом и альтруизмом. Мне

О культуре поведения
Культура человека складывается из двух частей: внутренней и внешней. Внутренняя культура - это знания и умения, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый ин

Культура
К сведению тех, кто понимает под культурой нечто аморфное и безбрежное, кто включает в ее состав вещи, несовместимые с нормальной человечностью. Культура - это совоку

Феномен антикультуры
В последние 80-100 лет пышным цветом «расцвела» антикультура. Сначала она поразила Запад, а после 1991 года активно внедряется в нашу российскую действител

Искусство
Искусство - коллективное чувствование. В вопросе об искусстве постоянно идет спор между теми, кто делает упор на коллективности (крайнюю позицию занимают сторонники «искусства для н

Религия
Религия является особым типом общественного сознания, воли и бытия. Как общественное сознание религия выступает в виде коллективного верования, веры в сверхъестественное, пре

Об атеизме и свободомыслии
Атеизм - позиция несвободы. Атеист на “да” верующего должен говорить “нет”, а на “нет” верующего - “да”. Т. е. атеист не свободен в определении своей позиции по

Мистика
Во всякой религии есть значительный элемент мистики. И во всякой мистике есть значительный элемент религиозности (религиозной веры, трепета, страха, поклонения, экстаза). Возьмем хр

Цивилизация
Цивилизация - культурно-историческая общность людей или сообщество людей с определенным типом материальной и духовной культуры. Непременными признаками цивилизации являются наличие

Наше время и ложный объективизм
Сейчас стало чуть ли не правилом хорошего тона ругать наше время, говорить о его тяжестях и т. д. и т. п. В основном ругают те, кому за 50-60 лет. Здесь мы сталкиваемся с феноменом

Глобальные проблемы. Глобализм и антиглобализм
Современное человечество нуждается не только в порядке на отдельных национально-исторических территориях, но и в порядке во всемирном масштабе. Отсюда стремление к глобализму, к соз

Экогуманизм
1. Почему экогуманизм? Не может быть чисто экологической проблематики без человека. Экология и гуманизм неразделимы - как два магдебургских полушария. Вспомним:

Человечество на рубеже веков
1. ХХ век - самый интенсивный, самый событийный век в истории человечества. Еще более интенсивным, богатым событиями будет наступающий XXI век. 2. ХХ век - время мировых во

ХХI век будет, несомненно, веком дальнейшего мощного прогресса в деле свободы
Это, во-первых, будет век первых поселений людей в космосе. Во-вторых: будет, наконец, решена задача создания управляемой термоядерной реакции. Энергетически человечество перестанет

Человечество на рубеже тысячелетий
Теперь о том, что было и что будет в Масштабе тысячелетий. 1. Возрастание численности людей. В 3-м тысячелетии численность всех людей возрастет на много порядков, в основно

Периодизация человеческой истории
Человеческую историю можно разделить на четыре больших периода: 1) первобытный период: присваивающе-производящий; 2) аграрно-ремесленно-торговый (начиная с неолити

Эволюция и революция в человеческом обществе
Человеческая история - продолжение истории живой природы и в качестве такового она не хуже и не лучше последней. Как и в истории живой природы, в ней есть место для эволюций

Философия деятельности. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология
Да здравствуют музы, да здравствует разум! А. С. Пушкин Итак, переходим к последней части философии: философии деятельности или, по другому,

Деятельность
Категория деятельности отражает особую форму бытия, присущую живому. Она характеризует взаимоопосредствование возможности и действительности, внутреннего и внешнего.

Действительность
Рис. 27. Диаграмма (структурная схема) ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (движение от достигнутого результата к новой цели). Ясно, что чело

Целесообразность, целеполагание, целенаправленность
Целесообразность, целеполагание и целенаправленность не только развертывают деятельность в плане возможности и действительности, но и в определенном смысле связывают, опосредуют вну

Цель, средство, результат
В структурной схеме (см. выше, стр. 373) главными категориями определены цель, средство, результат, субъект и объект. Вокруг каждой категории группируются более частные катег

Субъект и объект
В структурной схеме субъект и объект изображены как субкатегории деятельности, как ее стороны, моменты. На самом же деле это не совсем так. Хотя, безусловно, деятельно

Виды человеческой деятельности
На схеме «Виды человеческой деятельности» (см. ниже) наглядно показана двусторонняя связь между субъектом и объектом. Если познание и практика - противоположно направл

Мышление
О Т Р А Ж Е Н И Е П О З Н А Н И Е И С К У С С Т В О И Г Р О В А Я Д

Объект
Рис. 28. Схема “Виды человеческой деятельности” Описание схемы «Виды человеческой деятельности». На самом

Труд, отдых, игра, творчество
Если рассматривать деятельность человека с точки зрения диалектики цели и бесцельности, то можно видеть, что она выступает в разных формах в зависимости от того, какой из указанных

Психика
Психика - высший орган управления поведением человека. Она имеет сложную структуру, которая обобщенно выражается в такой схеме: вера │ сознание-мышл

Вера и убеждение
Нередко высказывают мнение, что вера и убеждение - одно и то же. Такое мнение характерно для верующих. Они склонны сдвигать весь спектр жизнезначимых духовных феноменов в сторону ве

Несчастное и преступное сознание
Люди с несчастным и преступным сознанием исходят из того, что «мир полон зла», что все или большинство людей погрязли в грехе, порочны, эгоисты, сволочи и т. д. и т. п. Нес

Способности мышления
К способностям мышления относятся ум, разум, рассудок, вероятностное мышление. Этим способностям соответствуют четыре вида мыслей: интуитивная мысль (догадка) - прои

Рассудок разумум
(ЛОГИКА) {КАТЕГОРИАЛЬНАЯ [ИНТУИЦИЯ] (ДЕДУКТИВНАЯ ЛОГИКА} ЛОГИКА) {И Д Е Я} (УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ,{МУДРОСТЬ} [ДОГАДКА]

Хитрость
Гегель говорил: “хитрость - слабость ума”. Это утверждение верно лишь отчасти. Человек порой вынужден хитрить, поскольку не знает иных способов решить проблему. Конечно, стремление

Мудрость
“Разумность, - писал Николай Кузанский, - есть знание истины, чувство красоты и желание блага”. И в самом деле, в мудрости добро, красота и истина соединяются как в фокусе. От таког

Рассудок и логика
Слово “рассудок” в естественном языке употребляется и в значении “дедуктивное мышление”, и в значении “вероятностное мышление”. В обоих случаях люди рассуждают, а поэтому мыс

Дедукция, рассуждение
Как уже говорилось, логика - это прежде всего дедукция (выведение, по-русски). Дедукция сама по себе есть нечто формальное и пустое; она имеет смысл лишь в

Вероятностное мышление
Человеческое мышление носит большей частью вероятностный характер. Вероятностное мышление занимает промежуточное положение между (дедуктивной) логикой и интуицией. Одним своим “конц

Предположение
Имеется определенная путаница в использовании слов “предположение” и “догадка”. Даже в толковых словарях их взаимоопределяют: догадку как предположение, а предположение как догадку.

Чутье, наитие, умонастроение, догадка
Чутье в одном из основных значений - способность угадывать, догадываться. В сущности, чутье - русский эквивалент интуиции. Наитие - почти

Ограниченность и абсолютизация интуиции
Интуиция - великая вещь, но без союза с логикой она беспомощна и даже вредна, превращается в легкомыслие и/или мистицизм. В известной степени абсолютизацией

Идея - мысль Разума
«Ум человека складывается из совокупности его идей. Без идей нет ума» - говорил К. Гельвеций. Идея является самой богатой, самой содержательной “формой” мышления и в качестве таково

Диалектика идеи
Идея, будучи сложным, многогранным феноменом мышления, заключает в себе множество разных противоречий, которые вместе и обусловливают ее специфичность. К числу наиболее характер

Место идеи в творческом процессе
Идея является такой мыслью, которая дает ключ к пониманию творческого процесса. Благодаря идее творческий процесс совершается не как стихийный, неуправляемый, аморфный процес

Жизнедеятельность
Жизнь в целом включает в себя все виды деятельности. Жизнь современного человека, как правило, раздваивается на общую жизнедеятельность и специализированные виды деятельности. К пос

Сущность творчества
Творчество - деятельность, приводящая к открытию или созданию нового: к новому знанию в случае познания-открытия к новому благу в случае изобретения к нов

Талант и гений
Творческий человек проходит такой путь формирования и развития своих способностей: задаток→способность→талант→гений Задаток - возможность

Познание
Познание - движение, переход от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию. Противоположности, в которых движется познание:

Индивидуальное и коллективное познание
Индивидуальное познание отчасти входит в индивидуальный вненаучный опыт человека, а отчасти - в коллективное (научное) познание, если субъект индивидуального познания принадлежит к

Формы индивидуального познания
Индивидуальное познание осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. Они - психические формы отражения реальности или, как еще говорят, чувственные формы познания.

Наука (коллективное познание)
В науке в наибольшей степени выражено стремление человека к познанию. Современная наука - конгломерат различных дисциплин. Их можно условно разделить на естественные, гуманитарные,

Эмпирия
Гипотеза осуществляет положительную связь теории и эмпирии (когда теория и эмпирия предполагают друг друга). Теоретическая гипотеза - когда теория предполагает эмпирию.

Гипотеза
Необходимой формой перехода от незнания к знанию в любой области науки является гипотеза. Гипотеза - форма развития знаний, представляющая собой обоснованн

Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции
Согласно Т. Куну для «нормальной науки» характерно решение текущих задач, опирающихся на соответствующую научную парадигму. Парадигма - совокупность принципов, норм

Виды практики
Практику можно условно разделить на три вида: 1. Управление-преобразование себя и окружающих: быт, забота о себе и окружающих; самосохранение-саморазвитие-самосоверш

Игровая деятельность
Игра как элемент присутствует во всех видах деятельности (и в труде, и в отдыхе, и в познании, и в мышлении, и в практической деятельности), но как особый вид деятельности она проте

Искусство (художественная деятельность)
Искусство - квази- как бы познание и квази- как бы практика. Помимо чистого искусства, не заинтересованного ни в получении знания, ни в получении блага, есть искусство, вкл

Задачи и упражнения по философии
1. Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю? Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по фил

Указатель имен
Абчук В.А. Августин Блаженный Аверинцев С.С. Александр Македонский Александр Север Алексеев В.П. Алешин С.

Систематический курс
Лев Евдокимович Балашов, философ-писатель, автор 20-и книг, родился в 1944 г., окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат философских наук, в

Экономические блага. Классификация экономических благ. Ценность (стоимость) экономического блага.

Товар – продукт труда, предназначенный для обмена.

Товары – видимые и осязаемые предметы, имеющие ценность, товары можно складировать, они делимы.

Услуга – труд, в виде деятельности, потребляемый сразу, не делятся.

Экономические блага – желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги.

В связи с их ограниченностью, каждое экономическое благо имеет цену.

Цена – денежное выражение стоимости.

Цена блага зависит, в основном, от затрат на его производство и доставку, а так же от числа людей, желающих его иметь.

Желанность и ценность благ зависит от их полезности, т. е. способности удовлетворять потребности.

Производство благ требует использования ресурсов.

Классификация благ.

1. Ограниченные и свободные.

К ограниченным относятся такие блага, на которые в данный момент спрос превышает предложение, поэтому потребление приходится ограничивать соответствующей ценой.

Песок в Сахаре – свободное благо, т. к. даже при нулевой цене предложение выше потребностей людей в данный момент.

2. Используемые и потребляемые.

Если благо используется один раз и при этом исчезает, как благо, называют потребляемым (продукты питания, например).

3. Потребительские (для дома) и капитальные (для производства других благ).

4. Частные и общественные блага разделяются в зависимости от того, удовлетворяет ли то или иное благо потребности одного человека или идет на пользу всем.

5. Нормальные и подчиненные.

Спрос на нормальные блага растет по мере увеличения доходов, и уменьшается вместе с последними. На подчиненные блага – наоборот.

Общественным благам присущи три принципа: во-первых, их нельзя продать на рынке, они неделимы. Во-вторых, к ним неприменим принцип исключительности, т.е. ими нельзя обеспечить одних и лишить других. Благом может воспользоваться и те, кто за него не платит (светофоры, освещение улиц, маяки). В третьих, если благом обеспечить хотя бы одного человека, то обеспечение других не требует дополнительных затрат.

К общественным благам относятся: образование, здравоохранение, наука, энергетика, общественный транспорт, гидротехнические сооружения, водное хозяйство, сооружения для спорта, культуры и отдыха, полиция, оборона, пожарная охрана и общественное управление.

Т. к. частный бизнес не может или не хочет обеспечить общество этими видами благ, то об их производстве и ассортименте вынуждено заботиться государство.

Стоимость (ценность) экономического блага

1) по теории К.Маркса – общественно необходимый труд, затраченный на производство экономического блага в типичных условиях производства, при средней умелости, достигнутой в обществе, и средней интенсивности труда; измеряется общественно необходимым временем;

2) по теории неоклассиков – ценность экономического блага зависит от редкости экономического блага, прежде всего от интенсивной потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить.

  • Общенаучные методы эмпирического познания. Общенаучные методы теоретического познания. Ценность в научном познании.
  • Ценность (экономическая ценность , economic value ) – это степень редкости блага; степень важности для экономического агента конкретной единицы блага, равная уменьшению (прямому или косвенному) его благосостояния в случае потери этой единицы. Если полезность – родовое понятие, то ценность – индивидуальное. Например, есть полезность мяса для людей «вообще» и есть ценность конкретного килограмма мяса для того или иного конкретного лица. Экономической ценностью обладают только ограниченные блага.

    Ценность блага не следует путать с ценностью ресурсов, потраченных на его создание (приобретение). Другими словами, ценность в потреблении не следует путать с ценностью в производстве. Первое определяется исключительно будущими событиями (будущими перспективами потребления), второе – исключительно прошлыми событиями (прошлыми обстоятельствами производства или обмена). Поэтому иногда следует уточнять, о какой «ценности» блага идет речь: «прошлой ценности» его производства или «будущей ценности» его потребления. Общеупотребительный термин «ценность» может сбивать с толку.

    Экономическое благо имеет для человека, во–первых, прямую, непосредственную ценность – с точки зрения возможности самостоятельного использования и собственного потребления. Но, кроме того, оно имеет ценность другого рода – в плане возможности обмена на другое благо, обладающее «непосредственной» ценностью. Таким образом, за термином «ценность» скрываются на самом деле два разных понятия – субъективная ценность и меновая ценность блага.

    Субъективная ценность (устаревшим является термин потребительная стоимость ) – ценность блага в потреблении – производственном или личном – для конкретного лица (его настоящего или потенциального обладателя). Личное потребление касается потребительских благ, производственное потребление – ресурсов (факторов производства).

    Субъективная ценность единицы блага определяется степенью его редкости для данного лица, т.е. прямым, непосредственным уменьшением его благосостояния в случае потери этой единицы. Другими словами – степенью важности той потребности, которая окажется неудовлетворенной. Помимо своей субъективной ценности единица блага может иметь для субъекта своего рода «альтернативные издержки использования» в пределах его собственного потребления (как если бы он находился в экономической изоляции, когда нет возможности обмена благами с другими лицами). Как будет показано в темах 4 и 5, субъективная ценность потребительского блага определяется его предельной полезностью, субъективная ценность ресурса (фактора производства) определяется его предельным продуктом. Последний постулат не относится только к предпринимательству как фактору производства.



    Субъективная ценность является результатом самостоятельной личной, субъективной оценки и имеет для человека (экономического агента) исключительно внутреннее индивидуальное «психологическое» измерение. Никаких прямых объективных, внеличностных измерителей (денежных и др.) субъективная ценность не имеет. Поэтому сами по себе субъективные оценки ценности одного и того же блага разными лицами не то, чтобы не одинаковы, а попросту не сравнимы между собой. Нельзя констатировать, например, что для экономического агента А единица блага «Х» имеет большую субъективную ценность, чем для экономического агента Б . Такое заявление некорректно и совершенно бессмысленно: потребности разных лиц являются элементами разных субъективных «внутренних миров» и поэтому не поддаются сравнению.



    Другое дело, что можно сравнивать индивидуальные оценки разных лиц того, как соотносятся субъективные ценности двух (и более) благ. Другими словами – сравнивать не абсолютные субъективные оценки, а относительные. Например, можно судить (наблюдать, констатировать), что для экономического агента А единица блага «Х» имеет большую субъективную ценность, чем единица блага «Y», а для экономического агента Б – наоборот. Соответственно, для каждого способного к рассуждению индивида существует своя индивидуальная пропорция эквивалентного обмена блага «Х» на благо «Y» – эквивалентного исключительно в его индивидуальном, субъективном, личном понимании. Своего рода – «субъективная меновая ценность», индивидуальная норма замещения, эквивалентность субъективных ценностей для данного лица. Здесь мы имеем дело не с межличностным сравнением субъективной ценности одного блага для разных лиц (оно невозможно), а с межличностным сравнением декларируемой каждым индивидом пропорции обмена, которая устраивает именно его (с точки зрения его личных, субъективных предпочтений). Сравнение относительных субъективных оценок возможно, т.к. сравниваемые между собой блага являются предметами внешнего (для каждого индивида) мира.

    Меновая ценность (устаревшим является термин меновая стоимость ) – ценность блага в обмене; преобладающая пропорция обмена одного блага на другие. Меновую ценность иногда называют относительной ценой (relative price) товара или услуги. Денежным эквивалентом меновой ценности блага являетсяцена(абсолютная, денежная цена) .

    В условиях свободного обмена меновая ценность имеет сугубо контрактную природу; пропорция обмена одного блага на другое между двумя лицами – это не более, чем договор, сугубо межличностный феномен. В условиях централизованного (иерархического) управления меновая ценность имеет характер властного нормативного предписания. В обоих случаях никакие внешние для индивидов («объективные», внеличностные) факторы не способны объяснить меновую ценность.

    Если субъективная ценность единицы блага определяется степенью его редкости для данного лица, то меновая ценность блага (как и денежная цена) отражает – в условиях свободного обмена – степень его редкости для всех экономических агентов. Это означает, что меновая ценность единицы блага соответствует альтернативным издержкам ее использования (в производственных или личных целях) в пределах всей экономической системы. В этом глубокое экономическое значение меновой ценности.

    Меновая ценность блага выявляется в ходе добровольного обмена и, по сути, является производной от его субъективных оценок каждым участником обмена. В меновых ценностях, в рыночных ценах, в преобладающих пропорциях обмена субъективные ценности косвенно отражаются, фокусируются, но ни в коем случае не тождественны им. Более того, меновая ценность блага и его субъективная ценность для того или иного лица в принципе не сравнимы между собой, т.к. имеют разные «измерители».

    Таким образом, хотя меновая ценность имеет «объективное», внеличностное измерение, это отнюдь не означает ее «объективности» как измерителя полезности блага, измерителя его ценности для участников обмена. Меновая ценность блага не есть некая «усредненная» субъективная ценность всех участников обмена, преобладающая индивидуальная норма замещения, некая «межличностная», «объективная» ценность и т.д. Поэтому можно говорить о возможности лишь приблизительного, условного измерения субъективной ценности в деньгах (да и то весьма спорного).

    Именно неодинаковость относительных индивидуальных оценок субъективных ценностей двух благ разными лицами объясняет феномен обмена и возникновение меновой ценности. Обмен – это добровольный акт, в ходе которого стороны отказываются от того, что ценят меньше, получая то, что ценят больше. Другими словами, для каждого участника обмена субъективная ценность отдаваемой вещи ниже, чем субъективная ценность приобретаемой вещи; их «субъективные меновые ценности» различны.

    Соответственно возникающая при этом меновая ценность блага является производной от его субъективной ценности для каждого участника обмена. Ошибка – считать, что на рынке обмениваются эквиваленты, что изначальная «эквивалентность» обмениваемых благ (вытекающая из средних затрат труда или из других обстоятельств) делает возможным обмен. В таком ошибочном представлении причина перепутана со следствием. Не обмен вытекает из эквивалентности благ, а наоборот: блага становятся рыночными эквивалентами именно потому, что стороны решили обменяться. Наличие у товаров меновой ценности – следствие актов обмена, а не их причина.

    Подчеркнем еще раз: не только субъективная ценность одного и того же блага для разных лиц не сравнима между собой, но и субъективная ценность блага и его меновая ценность также не сравнимы между собой. Участник обмена сравнивает субъективную ценность отдаваемой вещи не с ее меновой ценностью (они несравнимы), а с субъективной ценностью приобретаемой вещи или (если речь идет о продаже за деньги) с субъективной ценностью вещи, которую можно купить за эти деньги.

    Меновая ценность приводит нас к понятиям имущества, активов и товаров.

    Имущество – «запасы» нефинансовых благ длительного пользования (сроком больше года). К таковым относятся вещественные факторы производства, включая нематериальные активы (см. главу 3), а также потребительские блага длительного пользования. Экономисты относят к имуществу любой источник законного нетрудового дохода (мы не касаемся здесь юридической трактовки этого термина).

    Очевидно, что кроме имущества в вышеуказанном смысле, в экономическом обороте используются и другие объекты собственности – финансового характера: ценные бумаги, валюта и друг.

    Любые отчуждаемые объекты, которые имеют потенциальную меновую (рыночную) ценность, могут быть предметом сделки и участвовать в экономическом кругообороте, обозначаются общим термином активы /экономические активы (economic assets) . В обыденном понимании активы – все, то можно продать за деньги или иным образом обменять; все, из чего можно извлечь какую–либо экономическую выгоду, пустив в экономический оборот. Помимо потребительских благ, земли и капитала к активам относятся т.н. инструменты финансового рынка.

    Любые активы:

    · имеют (или способны иметь) денежную оценку;

    · могут образовывать запасы и накапливаться, т.е. способны сохранять свою форму и экономическую ценность в течение относительно длительных промежутков времени;

    · могут использоваться владельцами в хозяйственной деятельности;

    · могут юридически закрепляться за экономическими агентами (как объекты собственности и иных имущественных прав);

    · могут тем или иным образом отчуждаться от своих владельцев;

    · соответственно – могут быть предметом различного рода сделок (купли–продажи, обмена, кредита, аренды, залога и т.д.);

    · могут отражаться в хозяйственном учете (оперативном, бухгалтерском, финансовом и статистическом).

    Очевидно, что понятие активов в чем–то уже, а где–то шире понятий «экономические блага», «имущество» и «ресурсы». Не все ресурсы являются активами, т.к. существуют неотчуждаемые факторы производства – рабочая сила и предпринимательство (например, квалификацию работника или его профессиональный опыт неотчуждаемы и поэтому их нельзя считать активами). И наоборот, не все активы являются ресурсами: ресурсы имеют прямое отношение к производству, активы не обязательно (такие активы, как инструменты финансового рынка, имеют лишь косвенное отношение к производству). Смешение понятий ресурсов и активов способно приводить к серьезной путанице.

    Благо, предложенное к обмену (к продаже), становится товаром. Блага повсеместно становятся товарами в условиях меновой экономики. Товар – благо (продукт, услуга, любой объект внешнего мира), предназначенное для продажи, а не для личного потребления. Таким образом, когда экономисты говорят о «товарных рынках», «товарно–денежных отношениях» и т.д., они имеют в виду как материальные блага («товары» в обыденном понимании, имеющие материально–вещественную форму), так и нематериальные активы; как продукты, так и услуги.

    К нематериальным благам относятся услуги, а также нематериальные активы (права на совершение тех или иных действий). В отличие от материальных товаров такие блага не имеют отдельной материальной (осязаемой) формы. Что касается именно услуг , то они не только не имеют материальной формы, но и потребляются непосредственно в момент их «производства». Для услуг моменты производства, продажи (предоставления) и потребления совпадают: услуги парикмахера, артиста и т.д. Совмещение во времени процессов производства и потребления приводит к тому, что услуги (в отличие от материальных благ) не образуют запасов, они не подлежат хранению. По этой причине услуги не подпадают под категорию «активы».

    В экономической теории (в отличие от некоторых прикладных экономических наук) разница между материальными товарами и нематериальными услугами не имеет особого значения.

    Любое благо становится товаром с того момента, когда оно предложено к продаже (обмену), а не с момента своего производства. До тех пор, пока актив используется владельцем для собственных нужд, он товаром не является. До момента продажи товар, как любой актив, по–прежнему имеет лишь потенциальную (предполагаемую, прогнозируемую, вероятную) меновую ценность. Фактическую меновую ценность (в монетарной экономике – денежную цену) товар обретает лишь тогда, когда находит своего покупателя.

    Таким образом, производственные единицы (предприятия и друг.) производят, строго говоря, не товары, а продукцию (материальную оболочку товаров), и лишь торговые посредники делают ее товарами. «Производство товаров» – лишь условное обыденное выражение. Товары не производятся. Производится продукция, которая может стать товаром; товары – то, что продается или (по крайней мере) предложено к продаже.

    Можно подвести итоги сказанному о субъективной и меновой ценности, активах и товарах следующим образом: никакая вещь не обладает ценностью в силу простого факта своего существования; она становится богатством только в руках того, кто ее ценит.

    В каждом случае, когда благо является ограниченным (будь то потребительское благо или производственный ресурс) и имеет альтернативные варианты использования, возникают т.н. альтернативные издержки.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...