Совет президенте по инновационному развитию. Совет при президенте рф по модернизации экономики обсудил реализацию проектов нти


Постановление от 10 сентября 2018 года №1078, распоряжение от 10 сентября 2018 года №1911-р. Хочется немного съязвить типа "Медведев и экономика - не совместимы". Но, с другой стороны, подобная (работающая) комиссия нужна была бы еще лет 15 назад. Как упущено время! И будет ли реально и полезно работать эта комиссия ? Больше язвить не буду. Я не говорю, что комиссия великолепна и что она порешает все вопросы. Но, как мне кажется, это как бы не первое действие при Путине, обращающее внимание исполнительной власти на реальную экономику. В любом случае, считаю, что это прогресс. (Хоть какой-то). Итак, по существу вопроса.

П О Л О Ж Е Н И Е о Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России

1. Правительственная комиссия по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - Комиссия) является постоянно действующим координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в целях выработки государственной политики в области модернизации экономики и инновационного развития Российской Федерации .

2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами Комиссии являются:

а) определение основных направлений и механизмов модернизации экономики и инновационного развития Российской Федерации, включая выработку мер государственной поддержки в данной сфере деятельности;

б) определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации экономики и инновационного развития Российской Федерации, в том числе совершенствование законодательства Российской Федерации в указанной сфере деятельности;

в) обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций по вопросам модернизации экономики, инновационного развития Российской Федерации и реализации Национальной технологической инициативы.

4. Комиссия в пределах своей компетенции имеет право:

а) заслушивать на своих заседаниях членов Комиссии, а также представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций;

б) запрашивать необходимые для работы Комиссии материалы и информацию у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;

в) образовывать подкомиссии, межведомственные рабочие группы для рассмотрения отдельных вопросов, отнесенных к компетенции Комиссии, утверждать положения о них и их состав;

г) привлекать к работе Комиссии представителей заинтересованных органов исполнительной власти, научных и образовательных организаций, общественных объединений;

д) осуществлять контроль за исполнением решений Комиссии.

5. Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации. В состав Комиссии входит председатель Комиссии, заместители председателя Комиссии, ответственный секретарь Комиссии и члены Комиссии.

6. Председателем Комиссии является Председатель Правительства Российской Федерации. Заседания Комиссии проводит председатель Комиссии или по его указанию один из заместителей.

7. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, утверждаемым председателем Комиссии. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода.

8. Ответственный секретарь Комиссии организует проведение заседания Комиссии, формирует повестку дня заседания, информирует членов Комиссии об очередном заседании.

9. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины ее членов. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии.

10. Члены Комиссии принимают участие в ее заседаниях лично без права замены. Член Комиссии в случае отсутствия на заседании имеет право представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.

11. Комиссия вправе принимать решения путем проведения заочного голосования. Решение о проведении заочного голосования принимает председатель Комиссии. При принятии решения о проведении заочного голосования члены Комиссии в обязательном порядке уведомляются об этом с указанием срока, до которого они могут в письменной форме представить мнение по вопросу, вынесенному на заочное голосование. При проведении заочного голосования решения принимаются большинством голосов от общего числа лиц, принявших участие в голосовании. При этом число лиц, участвующих в заочном голосовании, должно составлять более половины членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.

12. Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании.

13. Решения Комиссии, принимаемые в соответствии с компетенцией Комиссии, являются обязательными для органов исполнительной власти , если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

14. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Аппарат Правительства Российской Федерации.

С О С Т А В Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России

Медведев Д.А. - Председатель Правительства Российской Федерации (председатель Комиссии)

Акимов М.А. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)

Белоусов А.Р. - помощник Президента Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии, по согласованию)

Абрамов А.Г. - председатель совета директоров общества с ограниченной ответственностью "ЕвразХолдинг" (по согласованию)

Вексельберг В.Ф. - президент некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (по согласованию)

Греф Г.О. - президент, председатель правления публичного акционерного общества "Сбербанк России" (по согласованию)

Гурко А.О. - президент некоммерческого партнерства "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" (по согласованию)

Дворкович А.В. - сопредседатель совета некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (по согласованию)

Котюков М.М. - Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Мантуров Д.В. - Министр промышленности и торговли Российской Федерации

Минниханов Р.Н. - Президент Республики Татарстан

Никитин А.С. - Губернатор Новгородской области

Никитин Г.С. - временно исполняющий обязанности Губернатора Нижегородской области

Носков К.Ю. - Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Орешкин М.С. - Министр экономического развития Российской Федерации

Песков Д.Н. - специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития (по согласованию)

Ротенберг И.А. - председатель совета директоров общества с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные Системы" (по согласованию)

Рудской А.И. - ректор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого"

Сергеев А.М. - президент Российской академии наук

Силуанов А.Г. - Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации

Собянин С.С. - Мэр Москвы

Солонин С.А. - генеральный директор акционерного общества "КИВИ" (по согласованию)

Уваров А.К. - заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации (ответственный секретарь Комиссии)

Федотов И.В. - директор Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Ассоциация инновационных регионов России" (по согласованию)

Шаронов А.В. - президент негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Московская Школа Управления "СКОЛКОВО" (по согласованию)

Копия чужих материалов

В последние годы широко используются понятия «новая экономика», «экономика, основанная на знаниях», которые означают, что в данном типе экономического развития основным фактором роста является масштабное использование интеллектуального ресурса и инноваций - новых знаний и технологий в практической деятельности субъектов хозяйствования. Широко распространено мнение, что единственным источником инноваций являются научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Однако инновации - новые научно-тсхнологичсскис решения появляются нс только в результате деятельности ученых и инженеров, но и в сообществах предпринимателей, менеджеров и т.п. Как уже отмечалось, инновация характеризует нс только развитие такого явления, как наука, но и процесс развития любой саморазвивающейся системы. В качестве такой системы рассмотрим процесс развития хозяйственно-экономической сферы общества. Среди различных процессов в сфере развития экономики особую роль занимает инновационная деятельность. Процессы создания, внедрения и потребления субъектами экономики научно-технических, организационных, управленческих и других нововведений являются основным содержанием процесса инновационной модернизации экономики.

Стратегия инновационного развития постепенно сменяет научно-техническую деятельность и становится основным приоритетом хозяйственно-экономической сферы. В этой стратегии интеллектуальный ресурс в виде науки и образования, а также их опред- меченных и неовсществлснных результатов превращается в определяющие факторы экономического роста. Экономика знаний становится симбиозом креативности человека и этико-правовых норм хозяйствования, имеющих глобальное измерение. В качестве инноваций выступают комплексные человскоразмерные проблемы, носящие междисциплинарный характер, создаются новые организационные формы выполнения исследований и разработок. В инновационной экономике, имеющей глобальный характер, конкурентоспособность продукции также оценивается по мировым стандартам: принципиальная новизна и транснациональные технологические преимущества. Развитие экономики знаний приводит нс только к резкому повышению благосостояния, но и к изменениям всех сфер общества - увеличивается удельный вес высокотехнологичных отраслей, меняются этические и правовые стандарты жизни в направлении демократизации и гуманизации общества. Как уже отмечалось, процесс модернизации может пониматься в различных смыслах. В широком, философском смысле модернизация общества означает процесс трансформации (перехода) традиционного общества в техногенное за счет усвоения его основных, базовых ценностей и включает в себя все виды модернизаций: экономическую, технологическую и социальную. Инновационная модернизация осуществляется посредством инновационного развития всего народно-хозяйственного механизма. Социальная модернизация основывается на трансформации социальных отношений и их поддерживающих социальных институтов. И наконец, технологическая модернизация предполагает обновление техники и технологий, например трансферт технологий. Остановимся подробнее на видах модернизации, а более точно - на взаимоотношении технологической и социальной.

Итак, модернизация подразделяется на технологическую, в которой объектом преобразований является существующие технологии как основное содержание современного хозяйственно-экономического комплекса, и социальную, где сферой преобразований является общественные отношения и обслуживающие их социальные институты, обеспечивающие определенный тип социальных стандартов. Социальная трансформация общества, в свою очередь, включает в себя преобразования прежде всего в тех сферах - политической, финансовой, управленческой и т.д., которые поддерживают технологическую модернизацию. Как показывает практика, степень успешности модернизации зависит от того, насколько гармонично осуществляется технологическая и социальная составляющая единого процесса социального развития.

Кроме того, следует учесть фактор глобализации мировой экономики. Все национальные экономики пронизаны транснациональными потоками информационноно-коммуникативных технологий, а также финансовых и человеческих ресурсов. Именно технологические направления глобализации выступают в качестве мощнейших модернизациоппых факторов, которые приводят к совершенствованию и повышению эффективности социально-экономических механизмов, конечная цель которых заключается в повышении уровня жизни людей.

Опыт модернизации показывает, что существует несколько стратегий ее осуществления. Страны с успешной экономикой демонстрируют стратегию инновационной, т.с. тотальной модернизации, сочетающей синергию технологических и социальных преобразований. Некоторые страны считают возможной чисто технологическую модернизацию, которая не затрагивает функционирующие политические и экономические структуры. Более того, часть стран полагают, что модернизация возможна нс на пути демократизации и совершенствования социальных институтов, а напротив создания жесткой дисциплины и контроля. Однако в условиях глобализации данный тип модернизации экономики невозможен. Современная экономика развивается на принципах инновационной модернизации. Это означает, что успешность функционирования современной экономической модели зиждется на непрерывном процессе создания и внедрения инноваций, и прежде всего в области новой техники и технологий. Другими словами, успешность экономики зависит от степени внедрения и эффективности функционирования инновационного механизма экономического развития. А догоняющая модернизация типа трансферта технологий выступает в качестве паллиатива, так как нс решает стратегическую задачу создания инновационного механизма развития.

Что же представляет собой инновационный механизм развития? Формальное описание процедур деятельности по разработке инноваций и их внедрением заключается в инновационном цикле, который начинается с идеи, нового решения проблемы, создания технологий, затем па этой основе - товаров и реализация их па рынке конкретным потребителем. Однако в реальной жизни данный цикл не всегда срабатывает, особенно на последнем этапе. Именно поэтому методология экономического знания выделяет коммерциализацию как решающий, определяющий фактор инновационного развития. Так, из десяти инноваций, выводимых па рынок, только две являются успешными, принося сверхприбыль. Венчурный тип финансирования и отличается от классических инвестиций высокой долей риска и прибыли. При этом результат конкуренции инновационных товаров является непредсказуемым, поскольку маркетинговый опрос бессилен перед непредсказуемостью выбора потребителя. У потребителя не сформировано мнение о товаре до его появления па рынке. И тем не менее, высокая степень риска не останавливает инноваторов в креативном процессе инновационного развития экономики, постоянного внедрения инноваций, поскольку используется реальная возможность, санкционированная обществом, получения сверхприбыли и экономического процветания.

Конкуренция, как известно, заставляет производителя снижать цепу товара, доводя норму прибыли до пуля и даже отрицательных значений. По этой причине инновационный процесс начинает новый цикл по продвижению инноваций па рынок. По справедливому мнению российских аналитиков подобный инновационный механизм работает только при определенных условиях. А именно: отлаженная социально-правовая поддержка бизнеса. В России, к сожалению, экономическая модель построена не па инновационных механизмах развития - комплексе из исследований и разработок, создания товара, продвижения его па рынке. Основные экономические мотивы, получение сверхприбыли основаны на коррупции и рейдерстве, поскольку они более рентабельны, чем инновации. При этом риски уголовного преследования относительно небольшие.

Другими словами, для создания инновационного механизма необходима социально-правовая поддержка рыночных стимулов.

Технологическая модернизация невозможна без социальной. Кроме того, успешность модернизации основывается не на административном ресурсе, а свободном предпринимательстве, где есть право риска и свободы в принятии решений. К сожалению, многое из вышесказанного относится и к отечественной системе хозяйствования. Именно поэтому необходимым условием модернизацион- ных преобразований национальной экономики в инновационном направлении будет являться развитие Национальной инновационной системы (НИС), основная функция которой состоит в разработке эффективных форм интеграции технологической и социальной модернизации, синтезе науки с производством и образованием, создание в стране благоприятных организационно-правовых условий их функционирования.

НИС предполагает формирование эффективно действующего механизма генерации, распространения и использования знаний, технологий, а также международного научно-технического сотрудничества. Формирование национальных инновационных систем в практике мирового развития является инструментом перехода от исчерпавшей себя индустриальной модели экономики к постиндустриальной.

Создание НИС включает в себя решение ряда взаимосвязанных задач. Вначале следует освоить передовые методы организации и проведения исследований, создать инновационную инфраструктуру, а также рынок объектов интеллектуальной собственности. При этом НИС Беларуси должна не только выступить структурной основой постиндустриальной экономики, но и способствовать участию страны в глобальных инновационных процессах.

В развитых индустриальных странах существует так называемое отраслевое деление национальных экономик. Так, экономика подразделяется на перерабатывающую - отрасли добычи и первичной переработки сырья; тяжелую промышленность, характеризующуюся высокой степенью материало- и трудоемкости; сфера хайтек - высокотехнологичные отрасли, имеющие относительно низкую материало- и трудоемкость, и одновременно высокую долю затрат на НИОКР в добавленной стоимости, а также отрасль «мягких технологий» (разработка программного обеспечения, консалтинг). Причем две последние отрасли зачастую рассматривают в единстве, как инновационные.

Специфика технологий инновационного развития и состоит в том, что они основываются, прежде всего, на широком использовании результатов интеллектуального труда, интеллектуального ресурса. В странах-лидерах с устоявшейся новой экономикой, основанной на знаниях, отраслевая структура хозяйственно-экономического комплекса меняется в сторону постоянного увеличения доли последних двух групп отраслей в структуре их народного хозяйства.

В тех странах, которые выбрали ориентацию на развитие «новой экономики», данный процесс начинается с формирования национальных инновационных систем, которые представляют собой совокупность институциональных структур и механизмов для распространения и использования знаний. Основная функция национальной инновационной системы заключается в обеспечении эффективной интеграции и координации деятельности государственных структур, бизнеса, науки, промышленности и образования. Данная система является базисом трансформационных процессов, преобразования традиционной экономики в экономику знаний. Это означает, что наука и инновации в жизни современного общества начинают приобретать совершенно новую роль и значимость.

Можно выделить ряд социально-культурных признаков инновационной экономики. Так, общественные отношения развиваются по инновационному пути, если в стране:

  • осуществляется развитие фундаментальных исследований;
  • создаются и доступны каждому современные информационные технологии и компьютеризированные системы;
  • возможно получение на основе современных систем телекоммуникаций любой необходимой информации о новых или известных знаниях, инновациях - решениях мирового уровня в сфере новых технологий, материалов, машин и оборудования, организации и управлении производством, а также инновационной деятельности и инновационных процессах;
  • создана система экономического и организационного стимулирования инновационной деятельности, коммерциализации научно- технологического развития;
  • возможна и проводится ускоренная автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства и управления;
  • происходят кардинальные преобразования социальных структур и прежде всего создается национальная инновационная система, включающая в себя сферу по производству знаний и инноваторов (научно-исследовательские и образовательные учреждения); инфраструктура в лице научно-технических парков, технопарков, парков высоких технологий, центров трансферта технологий, а также финансово-правовых и других учреждений - венчурных фондов, зон льготного налогообложения, центров интеллектуальной собственности, стимулирующих становление и развитие экономики знаний;
  • сформирована восприимчивость экономики к внедрению новых научно-технологических решений;
  • существует гибкая система подготовки и переподготовки кадров - профессионалов в области инновационной деятельности.

В каждой стране формируется своя национальная инновационная система, которая состоит из организаций и учреждений, т.е. институциональных элементов, которые являются в одно и то же время и объектами, и субъектами инновационной политики, в зависимости от функций, которые они выполняют, - средств или целей преобразований. Та часть инновационной системы, которую составляют взаимосвязанные структуры, занятые производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий, представлена в виде малых и крупных предприятий, университетов, технопарков, инкубаторов и т.д. Другой частью является комплекс институтов правового, финансового и социального характера, поддерживающих инновационные процессы. Проблема построения национальной инновационной системы представляет собой процесс преодоления так называемых барьеров инновационности, поскольку традиции прежнего образа жизни препятствуют становлению общества знаний. Имеющиеся прочные национальные корни, а также менталитет традиционного общества, политические и культурные особенности выступают в качестве реального препятствия для модернизации. В совокупности они представляют собой специфику национальных модернизаций и построения инновационных систем.

18 июля 2017 года в Великом Новгороде премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию. В заседании приняли участие вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, помощник президента РФ Андрей Белоусов, министр образования Ольга Васильева, министр экономического развития Максим Орешкин, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, врио губернатора Новгородской области Андрей Никитин, а также представители Агентства стратегических инициатив, рабочих групп НТИ и институтов развития. От Фонда содействия инновациям на заседании присутствовали генеральный директор Фонда Сергей Поляков и его советник Иван Бортник.

Премьер-министр отметил, что нужно обеспечить комплексное сопровождение проектов НТИ. По словам премьера, нужно использовать для поддержки таких проектов гранты, венчурные инструменты, а также подталкивать их к выходу на обычные условия привлечения инвестиций и возвратное финансирование. Более активную роль при этом мог бы играть и Внешэкономбанк, считает глава кабмина.

«В этом году с учетом переноса средств финансирование программы [НТИ] составит почти 12,5 млрд рублей», - заявил Медведев. Он добавил, что отдельным вопросом для обсуждения станет финансирование НТИ на следующие три года.

Премьер обратил внимание на необходимость совершенствования законодательства, так как отдельные нормы права могут блокировать внедрение новых технологий. «Важно своевременно снимать избыточные требования, которые являются барьерами для новых идей, - подчеркнул он. - Вообще нужно продумать механизм, который аналогичен оценке регулирующего воздействия, но применять его в отношении НТИ. Задача - сделать нормативную среду максимально дружелюбной по отношению к инновациям».

Особым направлением в развитии НТИ Медведев назвал подготовку кадров. По его словам, в этом году на развитие сети центров НТИ на базе вузов будет направлено около 2 млрд рублей.

Говоря о значении НТИ, Медведев отметил, что в ближайшие годы структура экономики изменится и зарабатывать «смогут те, кто будет двигаться быстрее конкурентов». «Опоздавшие же останутся на обочине, - предупредил он. - Пока мы движемся медленно». Глава кабмина подчеркнул необходимость добиться прорывных результатов по отдельным важным направлениям технологического развития. Он констатировал, что за 2,5 года уже созданы организационные основы НТИ.

Премьер призвал стремиться к тому, чтобы проекты НТИ превращались в конкретные решения, причем делать это можно сначала в отдельных пилотных регионах.

Вице-премьер Аркадий Дворкович, в свою очередь, заявил, что правительство предлагает в 2017 году уменьшить финансирование НТИ до 7,5 млрд руб. из заложенных в бюджете 12,5 млрд руб., оставшиеся 5 млрд перенести на 2018 год.

«По финансированию в этом году на реализацию НТИ планируется инвестировать около 7,5 млрд рублей, при этом в бюджете заложено 12,5 млрд рублей. Мы хотели бы в полной мере использовать средства на проекты, которые поддерживаются Фондом содействия инновациям, на развитие центров компетенций, о которых я сказал - 2 млрд рублей, и средства на поддержку 15 проектов», - заявил вице-премьер.

Также, по его словам, около 1 млрд рублей планируется направить на реализацию новых проектов и 0,3 млрд руб. - на университет НТИ.

«Оставшиеся средства предлагается перенести на те же цели на 2018 год, сделав соответствующую норму в законе о федеральном бюджете на 2018-2020 годы. Таким образом, не проходить заново весь бюджетный процесс, поскольку все обоснования для этих расходов уже есть», - сказал Дворкович.

"Таким образом, в следующем году мы сможем иметь базу финансирования в 13 млрд рублей: 8 уже заложенных, плюс 5, которые мы предлагаем перенести. Выделить дополнительные средства из этих объемов на проекты Фонда содействия инновациям и около 1 млрд рублей - на расширение программы создания детских технопарков «Кванторум», - пояснил вице-премьер.

При этом примерно такой же уровень финансирования предлагается и на 2019-2020 годы. «Но здесь будем работать в рамках бюджетного процесса вместе с коллегами на последующий период. Все эти предложения предлагается зафиксировать как поддержанные в протоколе президиума совета», - подытожил он.

Перед заседанием Дмитрий Медведев осмотрел выставку «Национальная технологическая инициатива: перспективные проекты для Новгородской области».

Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России

Из стенограммы:

Д.Медведев:

Сегодня мы обсудим ход реализации Национальной технологической инициативы.

Уже в ближайшие десятилетия, а может, и годы структура мировой экономики принципиально изменится. Возникают не просто новые рынки, меняются сами основы экономики. Зарабатывать на этом будут те, кто сможет двигаться быстрее конкурентов, опоздавшие же останутся на обочине.

Пока мы движемся медленно. Национальная технологическая инициатива нам нужна для того, чтобы не бесконечно догонять лидеров, а самим быть лидерами, то есть вырастить такие технологии, которые будут определять направление развития, если хотите, диктовать технологическую моду.

Меняется не только экономика, меняется уклад жизни. Я только что встречался с молодыми людьми самых разных профессий. Всех их объединяет интерес к новым технологиям, которые они стараются использовать в своей работе. Понятно, что невозможно одновременно охватить всё, но по каким-то отдельным направлениям надо приложить максимум усилий, соединить возможности нашей науки, вузов, промышленных предприятий, добиться прорывных результатов.

За два с половиной года, то есть с того момента, как Президент в своём послании дал старт нашей научно-технической инициативе, мы создали организационную основу. В нашем президиуме регулярно действует межведомственная рабочая группа. По конкретным направлениям созданы рабочие группы (их 11) и реализуются «дорожные карты» (их 7). На базе Российской венчурной компании работают проектный офис и фонд НТИ.

Реализуются проекты. Они в разной стадии реализации - какие-то быстрее, какие-то медленнее, где-то больше удаётся, где-то меньше, тем не менее эти проекты идут. Их тематика связана с цифровым моделированием, геоинформационными системами, беспилотной техникой, нейроинтерфейсом. Сейчас некоторые разработки коллеги демонстрировали. Это на самом деле интересно, и что, может быть, особенно отрадно, часть из них уже имеет коммерческое использование, то есть они коммерциализованы. Перед нами стоит задача приспособить законодательство, потому что не везде оно у нас современное. Нам надо научиться превращать эти проекты в конкретные решения, которые можно применять в самых разных регионах. Не всегда есть необходимость применять такие разработки сразу в масштабах всей страны. Надо постепенно расширять эти возможности, стимулировать развитие пилотных площадок для внедрения новейших технологий. И в этом регионе этим занимаются. Андрей Сергеевич Никитин, как известно, стоял у истоков этой нашей инициативы в качестве руководителя Агентства стратегических инициатив.

Остановлюсь на некоторых позициях, которые, на мой взгляд, требуют нашего внимания.

Первое - нормативно-правовое регулирование. Законодательство консервативно в силу его природы. Это нормально. Но отдельные нормы могут блокировать эффективное внедрение новых технологий. Сейчас коллеги рассказывали, где мы продвинулись, а где не продвигаемся. Важно своевременно снимать избыточные требования, которые являются барьерами для новых идей. Вообще нужно продумать механизм, который аналогичен оценке регулирующего воздействия, но применять его в отношении НТИ. Задача - сделать нормативную среду максимально дружелюбной по отношению к инновациям.

Второе - финансы. Мы направляем на эту программу значительные бюджетные средства. В этом году с учётом переноса средств прошлого года финансирование программы составит почти 12,5 млрд рублей. Мы прорабатываем бюджет и на следующую трёхлетку. Сегодня мы это обсудим.

Также нужно обеспечить комплексное сопровождение инновационных проектов на всех этапах. Для этого в реализации НТИ уже задействованы наши профильные институты развития (Фонд содействия инновациям, центр «Сколково», «Роснано» и целый ряд других). Но эта координация могла бы быть более тесной. На ранней стадии проектов необходимы и гранты, и субсидии, и, конечно, венчурные инструменты. Одновременно нужно подталкивать наиболее успешные разработки к выходу на обычные условия привлечения инвестиций. Если проект действительно коммерчески перспективный, нужно активнее использовать и возвратное финансирование – конечно, там, где это возможно.

Мы уже обсуждали, что в рамках своей новой стратегии Внешэкономбанк мог бы здесь играть более активную роль. В меморандум о финансовой политике ВЭБа уже внесены соответствующие поправки.

Правила и деньги очень важны. Но не менее важно готовить специалистов, которые будут реализовывать эти проекты. Поэтому третье направление - кадровое. Здесь мы видим особое место для наших университетов. На предыдущем заседании президиума, 25 мая в Казани, мы обсуждали задачи студенческого технологического предпринимательства. Важно, чтобы все эти усилия работали и на решение задач НТИ.

В этом году мы предусмотрели 2 млрд рублей на развитие сети центров НТИ на базе университетов и научных организаций. Но речь может идти не только об университетах. Идеология НТИ в этом смысле шире. Она включает популяризацию технического творчества среди школьников, проведение олимпиады НТИ и технологических конкурсов. Реализуется программа развития детских технопарков - «Кванториумов». И всё это, конечно, очень хорошо и приносит определённые плоды.

Сегодня мы обсудим ещё одну «дорожную карту», которая посвящена кружкам.

А.Дворкович:

О многом уже было сказано во вступительной речи, тем не менее постараюсь сделать ряд акцентов, которые касаются как статуса реализации Национальной технологической инициативы, так и вопросов её дальнейшего развития.

Первое. Что сделано? По принятым семи «дорожным картам» реализуются (и принято решение о финансировании) 15 проектов. Четыре «дорожные карты» находятся в стадии разработки и будут в ближайшее время, надеемся, утверждены. Об одной из них - «Кружковое движение» - Вы только что сказали. Это сквозная карта, которая направлена на поддержку развития всех направлений Национальной технологической инициативы.

При этом сверх тех 15 проектов, которые реализуются, 50 проектов уже определены как приоритетные. На экспертизе находится более 140 проектов. А всего различные стадии рассмотрения проходили более 1500 проектов. Несмотря на то что не все они попадают в конечный этап отбора и не по всем принимаются решения о финансирования в рамках НТИ, есть иногда определённые жалобы на излишнюю бюрократию, на длительность рассмотрения заявок. Может, это и так. Но всё-таки мы говорим о деньгах налогоплательщиков, поэтому относимся ко всему этому внимательно.

Многие проекты поддерживаются по другим каналам государственного финансирования, административной поддержки. Речь идёт и о Фонде содействия инновациям. В рамках него в 2016 году было поддержано 128 проектов, в 2017 году получают или получат поддержку около 130 проектов. Также можно отметить фонд «Сколково», другие компании. То есть в целом вся инфраструктура поддержки задействована не только для отобранных проектов НТИ, но и для тех, которые имеют, может быть, менее масштабируемые перспективы и не носят столь выраженный платформенный характер, на который мы делаем акцент в рамках Национальной технологической инициативы.

Проекты представлены в короткой презентации. Я не буду их перечислять. Основные направления Вы, Дмитрий Анатольевич, уже назвали. Могу только сказать, что из 15 финансируемых проектов по одному входят в карты «Автонет» и «Энерджинет», три - в карту «Аэронет», по пять проектов входит в карты «Маринет» и «Нейронет». Это показывает спектр проектов, поддерживаемых в рамках нашей работы.

Задача, которую мы поставили в начале этого года и, как мне кажется, достаточно успешно реализуем уже сейчас (думаю, до конца года инфраструктура будет в полной мере сформирована), - это интеграция институтов развития в целях поддержки проектов Национальной технологической инициативы. У нас есть наука, из которой всё выходит, она поддерживается в рамках программы Российской академии наук, в рамках деятельности Российского научного фонда и других фондов. Предпосевная стадия: здесь речь идёт о грантах Фонда содействия инновациям, грантах «Сколково» и частично грантах в рамках Национальной технологической инициативы. Посевная стадия - это посевные венчурные фонды: РВК (Российская венчурная компания), ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив). На стадии роста начинают работать отдельные венчурные фонды, в том числе корпоративные. Займы Фонда развития промышленности и займы, инвестиции ВЭБа и его дочерней структуры «ВЭБ Инновации». Далее начинают действовать и такие инструменты, как «Роснано», Российский фонд прямых инвестиций, Российский экспортный центр, когда речь идёт уже о продвижении на мировые рынки. Координация между этими институтами - ключевая задача этого этапа. Мы этим сейчас активно занимаемся, в том числе определяем ответственных на персональном уровне, которые за такие стыковки отвечают. А постепенное перемещение ряда институтов на площадку «Сколково» позволяет и физически координироваться более тесно различным институтам.

При реализации проектов мы вместе со всеми коллегами, с конкретными компаниями сталкиваемся с рядом системных проблем, которые носят горизонтальный характер. И сегодня просим поддержки, в том числе в рамках перераспределения финансирования, на реализацию таких инфраструктурных задач. О чём идёт речь - в первую очередь о создании не менее 10 центров сквозных технологий на базе вузов и научных организаций. Сейчас в завершающей стадии находится постановление Правительства, определяющее правило их финансирования, это 2 млрд рублей в этом году. Рассчитываем в ближайшие две недели завершить эту работу и получить поддержку Правительства в целом.

Планируется развитие системы технологических конкурсов, которые позволяют вовлечь в эту работу значительное число исследователей и компаний. В этом году инициируется два конкурса: по автопилотам (зимняя трасса) и по водородной энергетике (водородные топливные элементы). Также сегодня будет доложено о проекте «Университеты НТИ», который будет носить сетевой характер, на базе консорциума ведущих вузов, заслуживших серьёзную репутацию и способных осуществлять такие проекты.

Сегодня на выставке речь шла о наличии системных ограничений, не позволяющих двигаться вперёд, где-то это связано с элементами национальной безопасности, где-то - с традициями, которые не удавалось преодолеть. Мы, как и в рамках Национальной предпринимательской инициативы несколько лет назад, хотим запустить такой же механизм и здесь, чтобы совместно с технологическим сообществом преодолевать эти барьеры быстрым путём, не проходя долгие и тяжёлые раунды согласований.

Наконец, последнее - по финансированию. В этом году на реализацию НТИ планируется инвестировать около 7,5 млрд рублей, при этом в бюджете заложено 12,5 млрд рублей. Мы хотели бы в полной мере использовать средства на проекты, которые поддерживаются Фондом содействия инновациям. На развитие центров компетенций, о которых я сказал, - 2 млрд рублей. И средства на поддержку тех 15 проектов, о которых я сказал. Также около 1 млрд - на реализацию новых проектов, и 0,3 млрд - на проект «Университеты НТИ». Оставшиеся средства предлагается перенести на те же цели на 2018 год, сделав соответствующую норму в законе о федеральном бюджете на 2018–2020 годы, таким образом, не проходить заново весь бюджетный процесс, поскольку все обоснования для этих расходов уже есть. Таким образом, в следующем году мы сможем иметь базу финансирования в 13 млрд рублей (8 уже заложенных плюс 5, которые мы предлагаем перенести), выделить дополнительные средства из этих объёмов на проекты Фонда содействия инновациям и около миллиарда рублей - на расширение программы создания детских технопарков «Кванториум». Такой же примерно уровень финансирования предлагается и на 2019–2020 годы, но здесь будем работать в рамках бюджетного процесса вместе с коллегами в последующий период. Все эти предложения предлагается зафиксировать как поддержанные в протоколе сегодняшнего президиума совета, но если будут нюансы после выступления коллег, можно будет поправить что-то.

) была создана в мае 2009 года для выработки государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики РФ, координации деятельности федеральных органов, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также предпринимательского и экспертного сообществ.

До 2010 года темы модернизации и инноваций считались прерогативой Медведева, но в 2010 году комиссия перешла под руководство Путина, занимавшего тогда пост главы правительства.

Состав комиссии

Возглавил комиссию президент Дмитрий Медведев, в ее состав изначально, помимо Прохорова, вошли:

  • директор департамента финансов аппарата правительства РФ Андрей Белоусов ,
  • глава Сбербанка Герман Греф ,
  • вице-премьер Сергей Иванов,
  • гендиректор госкорпорации "Росатома " Сергей Кириенко,
  • директор РНЦ " " Михаил Ковальчук,
  • глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина,
  • советник президента РФ Леонид Рейман ,
  • министр образования и науки Андрей Фурсенко,
  • министр промышленности и торговли Виктор Христенко,
  • глава госкорпорации "Роснано " Анатолий Чубайс ,
  • глава группы "Онэксим" Михаил Прохоров ,
  • гендиректор госкорпорации "Ростехнологии " Сергей Чемезов,
  • Щеголев Игорь Олегович , министр связи и массовых коммуникаций РФ - как рассказал «Маркеру» руководитель крупной российской технологической компании, в свое время Игорь Щёголев не стал главой рабочей группы по компьютерным технологиям из-за противодействия помощника президента (и прежнего главы министерства связи) Леонида Реймана . Состав комиссии по модернизации утвердили в мае 2009 г. (указ президента РФ от 20.05.09 № 579) главу Минкомсвязи включили в нее лишь в июле (указ президента РФ от 11.07.09 г. № 789). Щёголеву все же удалось получить профильный для себя телеком и не вполне профильный космос.
  • 6 августа 2009 года из состава комиссии был исключен гендиректор государственной корпорации «Ростехнологии » Сергей Чемезов . Вместо него в комиссию был включен гендиректор ОАО «Российская венчурная компания » Игорь Агамирзян . Чемезов был исключен за халатное отношение к комиссии - он не приходил на заседания, что не понравилось лично президенту. Сыграли против него и проблемы у курируемого им Авто-ВАЗа .

Поведение Кремля вполне логично. Было бы странно пригласить на мероприятие, организацией которого занимается первый замглавы администрации президента Владислав Сурков, Михаила Прохорова, который накануне обвинял Суркова в «кукловодстве», «рейдерском захвате партии» и грозил пожаловаться на него президенту. Тем не менее, в окружении Прохорова еще в понедельник ждали, что приглашение поступит. «Мы были уверены, что сложившаяся с «Правым делом» ситуация никак не коснется комиссии», - посетовали РБК daily в окружении миллиардера.

  • Вместе с Прохоровым из комиссии исключили еще нескольких человек. "Своим Указом глава государства исключил М.Д.Прохорова, Л.Д.Реймана и Н.В.Федорова из состава Комиссии, включив в него О.М.Бударгина, В.Ф.Вексельберга, Н.И.Касперскую и Юрия Урличича . Изменения произведены в рамках ротации", - говорится в сообщении.

Заседания комиссии и проекты

Заседания комиссии проводятся не реже раза в месяц. Первое заседание было проведено в компании "Лаборатория Касперского ". Тогда был определен перечень проектов по модернизации экономики в сфере энергетики, ядерных, космических, медицинских и информационных технологий.

На сайте президентской комиссии по модернизации приведены протоколы заседаний всех ее рабочих групп. Сразу видно, кто сколько сил потратил на модернизацию страны. Судя по протоколам, рабочая группа по энергоэффективности заседала всего четыре раза - и не одного раза в 2010 г. Зато в передовиках рабочая группа по космосу и телекоммуникациям (руководитель - глава Минкомсвязи Игорь Щёголев). До июля 2010 года она заседала 14 раз, в том числе в сентябре 2009 года - четыре раза. Итог - семь проектов с финансово-экономическим обоснованием.

Правда, группа «стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение» (глава - министр образования и науки Андрей Фурсенко) поработала более эффективно. Всего семь заседаний - и 13 проектов с обоснованием. На этом фоне Виктор Христенко (медтехника и фармацевтика, девять заседаний, всего один проект) и Сергей Кириенко (ядерные технологии, восемь заседаний, три проекта) смотрятся просто неубедительно.

Справедливости ради надо отметить, что многие проекты группы Фурсенко по тематике относятся к ведомству Щёголева. Например, «Развитие суперкомпьютеров и грид-технологий», «Электронный регион» или «Перевод госуслуг в электронный вид».

В первом из этих проектов «Росатом» предлагает разработать супер-ЭВМ нового поколения и создать для нее программы. Потребители - авитационные компании, атомщики, автомобилестроители (применять суперкомпьютеры для проектирования легковых автомобилей в России, видимо, пока не собираются и новые технологии планируют использовать на КамАЗе), ракетно-космическая отрасль. В основе «Электронного региона» - пилотный проект Минкомсвязи по внедрению универсальных электронных карт в Астраханской области, Башкирии и Татарстане. Что касается перевода госуслуг в электронный вид, то даже презентацию этого проекта на рабочей группе готовило Минкомсвязи .

  • 26 сентября 2011 г, в городе Димитровград Ульяновской области состоится 26 заседание комиссии. Тема встречи - подготовка специалистов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России.

* 2012: Совет по модернизации и инновациям при президенте Путине

Совет по модернизации и инновациям был учрежден указом Путина в июне 2012 года, этот орган пришел на смену комиссии по модернизации экономики, созданной предшественником нынешнего президента - Дмитрием Медведевым. После учреждения инновационного совета в 2012 году Путин стал в нем председателем, а премьер Медведев - председателем президиума.

В ноябре 2012 года Владимир Путин подписал указ об изменениях в составе президентского Совета по модернизации экономики и инновационному развитию.

В состав совета включены:

  • генеральный директор "Российской венчурной компании " Игорь Агамирзян ,
  • гендиректор Радиотехнического института имени академика Минца Сергей Боев и
  • председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Молчанов.

Исключен только один советник - экс-президент "Объединенной судостроительной корпорации" Роман Троценко.

Также указ предусматривает процедурные изменения в работе совета. Если раньше решения совета оформлялись поручениями президента России, а президиума совета - поручениями премьера, то теперь в обоих случаях решения будут оформлены протоколом, который подписывает председательствующий на заседании совета либо его президиума.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...