Субсидии на возмещение недополученных доходов ндс. Налоговые последствия при получении бюджетных субсидий


Если организация или коммерсант трудятся в социально значимых сферах, то государство нередко «помогает» им посредством выделения субсидий из бюджетов разных уровней. Одной из особенностей плательщика НДС, работающего в субсидируемой сфере, является восстановление налога по ресурсам, приобретенным за счет полученных субсидий.

Предоставление субсидий имеет широкое распространение при продаже товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот, предоставляемых определенным категориям потребителей — пенсионерам, ветеранам войны и труда, инвалидам, многодетным семьями и пр. Например, такие как: ЖКХ, где население оплачивает предоставляемые им услуги не по свободным ценам, а по тарифам, установленным государством; транспорт, в котором цены пассажирских перевозок, находятся под контролем властей; услуги общественного питания; продажа лекарств и т. д. Понятно, что работа в таком бизнесе зачастую связана с убытками, так как жесткий контроль цен или предоставление льгот в такой сфере «обеспечивает» организации или коммерсанту получение так называемых выпадающих доходов. Чтобы покрыть убытки, связанные со «сниженными» ценами или льготами, или компенсировать расходы организации или коммерсанта в субсидируемых видах деятельности, государство выделяет им бюджетные средства в виде субсидий.

Основные положения

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) к субсидиям относятся средства, выделяемые организациям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров (работ, услуг) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Причем в силу п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий в виде грантов), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются из:

федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации — в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов — в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; местного бюджета — в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Налогообложение полученных субсидий у плательщика НДС зависит от направления их использования

Причем, если организация или коммерсант трудятся в субсидируемом виде деятельности, это не освобождает их от уплаты НДС, регламентируемого главой 21 НК РФ.

Напомним, что в силу п. 1 ст. 146 НК РФ основным объектом налогообложения по НДС выступает реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, причем источник их оплаты роли не играет. Объект налогообложения возникает даже в случае, если указанные товары (работы, услуги) реализуются налогоплательщиком безвозмездно. Следовательно, у плательщика НДС, работающего в субсидируемой сфере, также возникает обязанность по исчислению НДС.

Пунктом 1 ст. 154 НК РФ установлено, что в общем случае при реализации товаров (работ, услуг) налог исчисляется налогоплательщиком исходя из стоимости товаров (работ, услуг), исчисленной исходя из рыночных цен (без включения НДС).

Напоминаем, что в отношении сделок, доходы и расходы по которым согласно главе 25 НК РФ признаются в учете после 1.01.2012, используется понятие рыночной цены, установленное ст. 105.3 НК РФ.

Для справки. В силу п. 1 ст. 105.3 НК РФ рыночной признается цена сделки, заключенной между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми. Критерии признания лиц взаимозависимыми установлены ст. 105.1 НК РФ.

При этом нормами ст. 153 НК РФ прямо закреплено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком с учетом особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Особенностью реализации в субсидируемых сферах бизнеса является применение государственных цен или льгот.

Напомним, что п. 13 ст. 40 НК РФ закреплено общее правило налогообложения, в соответствии с которым при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Иными словами, налогообложение таких сделок производится исходя из фактических цен реализации товаров (работ, услуг).

Это согласуется и с нормой п. 2 ст. 154 НК РФ, устанавливающей порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг). В абзаце 2 п. 2 ст. 154 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

При этом законом прямо определено, что суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Однако последняя норма справедлива лишь в случае, если получаемые плательщиком НДС субсидии не связаны с расчетами за реализуемые товары, выполненные работы или оказанные услуги. Иными словами, порядок налогообложения полученных субсидий у плательщика НДС зависит от направления их использования.

Если бюджетные средства получены плательщиком НДС на компенсацию расходов по оплате приобретаемых материальных ресурсов (работ, услуг) или же на покрытие убытка, образовавшегося в результате реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам, или по ценам с учетом льгот, то полученные субсидии не облагаются налогом. На это не раз указывал Минфин России в разъяснениях (письма от 3.06.13 г. № 03-03-06/4/20240, от 26.07.11 г. № 03-03-06/4/83, от 9.06.11 г. № 03-03-06/1/337, от 7.05.08 г. № 03-07-11/175).

Аналогичное мнение высказывают и налоговые органы, о чем свидетельствует письмо УФНС России по г. Москве от 23.06.09 г. № 16-15/63905.

Такого же подхода придерживаются и региональные суды. Так, например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 7.03.13 г. по делу № А38-6048/2011 арбитры удовлетворили требования налогоплательщика о признании недействительным решения налоговых органов в части доначисления сумм НДС. Рассматривая материалы дела, суд отметил, что суммы, компенсирующие расходы налогоплательщика, связанные с применением государственных регулируемых цен или с учетом льгот, не облагаются НДС.

Если суммы субсидий выделены из бюджета на иные цели (например, на покрытие разницы в ценах), то они рассматриваются контролирующими органами как суммы, связанные с расчетами за товары (работы, услуги), которые на основании п.п. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ увеличивают налоговую базу налогоплательщика.

Этот вывод подтверждается мнением Минфина России, изложенным в письме от 17.08.11 г. № 03-07-11/227. Поддерживают чиновников Минфина России и налоговые органы, на что указывает письмо УФНС России по г. Москве от 18.12.07 г. № 19-11/120978.

Восстановление НДС

Итак, одним из направлений использования субсидий выступает компенсация затрат налогоплательщика, работающего в субсидируемом виде деятельности. За счет полученных бюджетных средств налогоплательщик может приобретать товары (работы, услуги), которые используются им в такой деятельности. Естественно, возникает закономерный вопрос, вправе ли налогоплательщик воспользоваться налоговым вычетом по НДС при условии, что приобретенные им ресурсы оплачены за счет выделенных средств государственной поддержки.

Отметим, что до 1.10.2011 глава 21 НК РФ не содержала прямого ответа на данный вопрос. Не было единого мнения на этот счет даже среди контролирующих органов. Минфин России настаивал на том, что в случае оплаты приобретаемых ресурсов за счет получаемых бюджетных денег налогоплательщик не вправе пользоваться вычетом по сумме «входного» налога, так как это ведет к повторному возмещению налога из бюджета. В частности, именно такие разъяснения на этот счет приведены в письме Минфина России от 8.08.11 г. № 03-03-06/4/92.

Налоговые органы в свою очередь допускали возможность применения вычета по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий (письмо УФНС России по г. Москве от 18.12.07 г. № 19-11/120978). Причем эту точку зрения поддерживали и арбитры, о чем свидетельствует, в частности, постановление ФАС Поволжского округа от 11.11.11 г. по делу № А57-1934/2011.

С 1 октября 2011 г. данный вопрос перестал быть актуальным, так как теперь п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ прямо закреплено, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При этом прямо указано, что налог восстанавливается в размере, ранее принятом к вычету в том налоговом периоде, в котором налогоплательщиком получена субсидия. Суммы восстановленного налога не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Следовательно, с 1.10.2011 налогоплательщик, работающий в субсидируемом виде деятельности, при получении субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате «ввозного» при ввозе товаров обязан восстановить НДС, ранее принятый им к вычету. Сделать это нужно в том налоговом периоде, в котором получены бюджетные средства. В силу прямой нормы ст. 170 НК РФ восстановленный налог не включается в стоимость товаров (работ, услуг), а учитывается налогоплательщиком в составе прочих расходов на основании ст. 264 НК РФ.

Обратите внимание! В п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ прямо указано, что налог восстанавливается в случае получения субсидий из федерального бюджета, поэтому если приобретаемые ресурсы оплачены за счет субсидий, полученных из регионального или местного бюджета, то восстанавливать НДС не нужно. Согласны с таким подходом и чиновники Минфина России, о чем свидетельствует письмо от 30.10.12 г. № 03-07-11/462.

Кроме того, согласно разъяснениям, приведенным в письме ФНС России от 24.12.15 г. № СА-4-7/22683@ со ссылкой на Определение ВС РФ от 19.11.15 г. № 310-КГ15-8772 по делу № А09-8245/2014, субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которой являлись в том числе и целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета. Аналогичные выводы содержатся и в Определении ВС РФ от 21.01.16 г. № 310-КГ15-13228 по делу № А09-7805/2014.

Напоминаем, что с 1.04.2012 налогоплательщики обязаны руководствоваться официальными формами документов по НДС и регламентами их заполнения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.11 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Правила № 1137).

Как следует из п. 14 раздела II приложения № 5 к Правилам № 1137, при восстановлении НДС налогоплательщик, получивший субсидию, должен зарегистрировать в своей книге продаж счета-фактуры, на основании которых им ранее были приняты к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым в субсидированном виде деятельности, приобретенные за счет полученных субсидий.

Обратите внимание на то, что с 1.01.2014 плательщики НДС независимо от наличия статуса крупнейшего налогоплательщика или количества наемных работников отчитываются по НДС в электронной форме. На это указывает п. 5 ст. 174 НК РФ, обновленный Федеральным законом от 28.06.13 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Начиная с I квартала 2015 г. декларирование налога производится по форме, формату и в соответствии с Порядком, утвержденными приказом ФНС России от 29.10.14 г. № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме». Этим приказом утвержден и формат представления налоговой декларации в электронной форме.

Пример

Организация ЖКХ приобрела в I квартале 2016 г. товары на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.), которые предназначены для оказания коммунальных услуг, оплачиваемых населением с учетом льгот.

Сумма «входного» налога была принята к вычету плательщиком НДС в I квартале 2016 г.

В мае 2016 г. организация в целях компенсации затрат получила субсидию из федерального бюджета в размере 1 000 000 руб.

На основании п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ организация должна восстановить сумму налога в размере 36 000 руб. и отразить ее в налоговой декларации за II квартал 2016 г.

Для справки. Подача налоговой декларации на бумажном носителе будет расценена, как непредставление налоговой декларации, в силу чего налогоплательщик может быть оштрафован на основании п. 1 ст. 119 НК РФ. При этом размер штрафа может составить от 1000 руб. до 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе данной декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Такие разъяснения дают налоговики столицы в письме УФНС России по г. Москве от 13.01.15 г. № 24-15/000647.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу восстановления налога на добавленную стоимость при получении частичной компенсации затрат налогоплательщика за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения им в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с приобретением товаров (работ, услуг), с учетом налога на добавленную стоимость, а также на возмещение затрат по уплате этого налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. При этом восстановление сумм налога на добавленную стоимость производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставленных субсидий.

Таким образом, при получении налогоплательщиком частичной компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, восстановление налога на добавленную стоимость производится в части полученных субсидий.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо
Министерства финансов РФ
от 09.02.2012 № 03-07-11/32

<…> по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении субсидий, предоставленных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации издательскому дому на возмещения затрат, связанных с производством и выпуском газеты, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В связи с этим в случае получения налогоплательщиком денежных средств, не связанных с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, такие денежные средства в налоговую базу не включаются.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджета субъекта Российской Федерации на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются.

В случае если предоставляемые субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то налог на добавленную стоимость в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке.

Что касается применения вычетов по налогу на добавленную стоимость, то при оплате налогоплательщиком сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам) как за счет собственных средств налогоплательщика, так и за счет субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, указанные суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса.

В отношении применения нормы пункта 2 статьи 154 Кодекса следует отметить, что на основании указанной нормы при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость не учитываются суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации только в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А. Комова

Комментарий эксперта

Определение базы по НДС в отношении субсидий

Данные письма посвящены злободневному вопросу о применения налогоплательщиками налога на добавленную стоимость при получении субсидий из бюджетов различных уровней на возмещение определенного рода затрат. В этих двух достаточно коротких писем несмотря на их лаконичность содержится весьма много полезной для налогоплательщиков информации. Какие же именно вопросы связанные с данной тематикой рассматриваются в комментируемых письмах?

Облагаются ли полученные субсидии НДС?

Конечно нет. Ведь согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В связи с этим в случае получения налогоплательщиком денежных средств, не связанных с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, такие денежные средства в налоговую базу не включаются. Таким образом, делают вывод финансисты, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджета субъекта Российской Федерации на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются. Хотя в письме говорится о не обложении НДС региональных субсидий, точно по тем же основаниям не подлежат налогообложению и субсидии получаемые налогоплательщиком из федерального бюджета.

При этом в письме Минфин напоминает налогоплательщикам, что субсидия субсидии рознь. В случае если предоставляемые субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то налог на добавленную стоимость в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке на основании пункта 1 статьи 146 НК РФ.

Вычеты по НДС

Что касается применения вычетов по налогу на добавленную стоимость, то при оплате налогоплательщиком сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам) как за счет собственных средств налогоплательщика, так и за счет субсидий. Здесь чиновники опять говорят нам, что не все субсидии для целей НДС одинаковы. Так, при оплате налогоплательщиком сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам) как за счет собственных средств налогоплательщика, так и за счет субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, указанные суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), принимаются к вычету в обычном порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса. А вот если налогоплательщиком получает компенсацию затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, то он должен произвести восстановление налога на добавленную стоимость по таким товарам (работа, услугам) ранее принятого им к вычету.

Отметим, что данный подход финансистов к вопросу восстановления НДС в зависимости от статуса бюджетных средств далеко не нов. Впервые такой подход был предложен Минфином России в письме от 21.10.2009 № 03-07-11/260 в котором, выражено мнение, что принятие к вычету (возмещению) сумм НДС, оплаченных за счет средств федерального бюджета, приводит к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому в случае уплаты НДС по товарам (работам, услугам) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета для компенсации расходов, данные суммы налога к вычету приниматься не должны. В связи с этим суммы налога по товарам, оплаченным за счет средств федерального бюджета, следует восстанавливать . Суммы же налога по товарам, оплаченным за счет бюджетов субъектов РФ, восстановлению не подлежат. В другом письме от 09.03.2010 № 03-07-11/52 эта позиция была также четко подтверждена. В нем чиновники еще раз разъяснили, что при выполнении строительно-монтажных работ за счет средств, выделенных в виде субсидий из местного бюджета , а также при выполнении строительно-монтажных работ, оплаченных за счет других источников, и при осуществлении которых из местного бюджета выделены субсидии на возмещение затрат на приобретение материалов, используемых в СМР вычет по НДС применяется в общеустановленном порядке .

ФНС России также выразила свое согласие с вышеизложенным подходом (см письма от 28 июля 2009 года N 3-1-11/544@, от 15 июня 2009 года № 3-1-11/417). Однако в письмах налогового ведомства отмечен и другой факт. Наличие по данному вопросу определенным образом сложившейся арбитражной практики, не ограничивающей право на вычет НДС в зависимости от источника средств которыми он был оплачен.

Действительно, арбитражная практика в большинстве случаев складывается именно в пользу налогоплательщиков (см. например Постановления ФАС ПО от 19.08.2008 № А65-27753/07, ФАС ВСО от 04.10.2006 № А33-18861/05-Ф02-5023/06-С1, ФАС Центрального округа от 12 января 2009 года по делу № А35-916/08-С15, Определение ВАС РФ от 16.05.2007 № 3266/07, постановления ВАС РФ от 13.03.2007 № 9591/06 и от 01.04.2008 № 13419/07). В них говорилось, что условия и порядок применения налоговых вычетов определены в статьях 169, 171, 172, 173 Налогового кодекса РФ. Названные нормы не содержат ограничений в применении вычетов по налогу на добавленную стоимость в случаях, если суммы налога за приобретенные товары уплачены поставщику покупателем за счет средств, выделенных покупателю из бюджета. Кроме того, положениями статьи 170 Налогового кодекса РФ, которая содержит исчерпывающий перечень случаев отнесения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщику при приобретении товаров (работ, услуг), на затраты, не предусмотрено включение в затраты названных сумм налога по тому основанию, что они оплачены поставщикам за счет бюджетных средств.

При этом арбитры не делали ни какого различия в налогообложении в зависимости от того факта из какого именно бюджета была получена налогоплательщиком субсидия. Тем, страннее выглядела позиция фискальных органов построенная только на различиях в источнике поступления средств, а не их глубинной экономической сущности и норм самого Налогового кодекса РФ. И до 1 октября 2011 года данная позиция не выдерживающая серьезной критики, что и доказывали судебные победы налогоплательщиков.

Однако в результате все продолжающихся налоговых споров к доводам Минфина прислушались законодатели и решили закрепить такой подход в соответствующих нормах главы 21 Кодекса. Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 245-ФЗ с 1 октября 2011 года статья 170 Налогового кодекса РФ регулирующая правила восстановления налога дополнена подпунктом 6 предусматривающего необходимость такового в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. Так что теперь все споры по данному вопросу можно считать окончательными решенными в силу того, что выработанный чиновниками подход теперь получил законодательное оформление.

При этом данный порядок не распространяется на субсидии из местного или регионального бюджетов.

Обратим внимание налогоплательщиков на один нюанс - если субсидия получена без учета НДС, то, даже не смотря на ее федеральный статус, обязанность восстанавливать налог, ранее правомерно принятый к вычету, у налогоплательщика отсутствует . Этот вывод можно сделать из более раннего письма Минфина России, но рассматривающего ситуацию уже в условиях нового законодательного регулирования данного вопроса (письмо от 27 декабря 2011 года N 03-07-11/347).

Частичная компенсация затрат

Минфин говорит, что, при получении налогоплательщиком частичной компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, восстановление налога на добавленную стоимость производится в части полученных субсидий. Вполне логичный и экономически оправданный подход, но вот только очень лаконичный, в силу чего у налогоплательщиков остаются вопросы по его применению.

В частности остается не до конца ясно, как следует восстанавливать НДС, если выделенная федеральная субсидия предназначена для компенсации большого круга расходов часть из которых содержит НДС, а часть нет. При этом покрывает не весь их совокупный объем, а только какую-либо часть. В этих условиях нам представляется наиболее логичным применить следующий вариант расчета. Считать, что субсидия относится к каждому виду компенсируемых расходов пропорциональной удельному весу каждого конкретного вида расхода к общей их массе. Метод пропорционального деления является обычным в ситуациях принципиально аналогичных с данной и как правило не вызывает споров с проверяющими. Тем не менее, во избежании лишних споров, его все равно целесообразно закрепить у налоговой учетной политике организации. Конечно, в виду отсутствия в Налоговом кодексе РФ четкого алгоритма действий в такой ситуации налогоплательщик может попытаться применить и другой метод восстановления, отличный от пропорционального. Однако в этом случая вероятность спора возрастает, а налогоплательщик должен понимать, что ему предстоит доказывать налоговикам, а потом скорее всего и судьям, что использованный им метод так же является не только более выгодным для него, но и экономически оправданным.

Налоговый консультант С.М. Рюмин

Итак, начнем с норм Налогового кодекса. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Реализацией товаров (работ, услуг) является также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. А в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, реализацией товаров (работ, услуг) является также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица (оказание услуг одним лицом другому лицу) на безвозмездной основе. Таким образом, реализация товаров (работ, услуг) происходит в том случае, когда налогоплательщик и другое лицо совершают сделку, являющуюся основанием для передачи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В силу ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Двух- и многосторонние сделки об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей являются договорами (п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 420 ГК РФ). Договоры могут быть возмездными, когда сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, и безвозмездными, когда одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. Следовательно, реализация товаров, работ, услуг и, соответственно, объект обложения НДС возникают в случае исполнения налогоплательщиком обязательств по гражданско-правовому договору (например, договору подряда, оказания услуг, заключенному с заказчиком, для которого выполняются соответствующие работы (оказываются услуги)) .

Являются ли отношения между учредителем и АУ сделкой?

Согласно п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях АУ создается публично-правовым образованием (РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в определенных сферах. Деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых АУ создано, является его основной (п. 1 ст. 4 Закона об автономных учреждениях). В соответствии с этой основной деятельностью учредитель выдает АУ задание, в рамках реализации которого учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Речь идет о государственном (муниципальном) задании, которым в соответствии со ст. 6 БК РФ признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). В свою очередь, государственными (муниципальными) являются услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами. Задание должно содержать:

Выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;

Показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

Порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

Требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

А задание на оказание услуг физическим и юридическим лицам дополнительно должно содержать:

Порядок оказания соответствующих услуг;

Предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).

Таким образом, учредитель выдает АУ задание на то, чтобы оно выполнило отдельные работы (оказало услуги). При этом категории потребителей (физических и юридических лиц) могут быть как определены, так и не определены в задании. Это связано с тем, что в некоторых случаях услуги оказываются не конкретным потребителям (физическим или юридическим лицам), а обществу (государству) в целом.

Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления автономному учреждению субсидий на основании соглашения, заключаемого между учредителем и АУ о порядке и условиях предоставления субсидий. Соглашение, как правило, является приложением к заданию. Субсидии предоставляются АУ на основе сводной бюджетной росписи в пределах бюджетных ассигнований, доведенных до учредителя, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, для исполнения бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году. Бюджетными обязательствами согласно ст. 6 БК РФ являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В свою очередь, расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Таким образом, учредитель (либо орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя), выделяя АУ субсидии, тем самым исполняет бюджетное обязательство в целях эффективной реализации соответствующей публично-правовой функции государства. Получается, соглашение, заключаемое между учредителем и АУ о порядке и условиях предоставления субсидий с целью выполнения государственного (муниципального) задания, не является договором (двухсторонней сделкой), в рамках которого выполняются работы (оказываются услуги), следовательно, субсидии не признаются оплатой работ (услуг).

Что такое субсидия?

Убедиться в том, что субсидии не являются оплатой работ (услуг), можно еще и таким образом. На основании ст. 69.1 БК РФ ассигнования на предоставление субсидий АУ, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам, относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Субсидии выделяются на возмещение нормативных затрат:

На оказание АУ услуг (выполнение работ);

На содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных для этих целей (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Кроме того, субсидии могут быть выделены на приобретение недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Автономное учреждение расходование субсидий осуществляет самостоятельно, главное для него - выполнить задание, то есть затраты, производимые за счет субсидий, должны быть прямо или косвенно связаны с выполнением задания. Изложенное не касается субсидий, выделенных на приобретение имущества. Эти субсидии должны быть израсходованы исключительно на приобретение соответствующего имущества. Следовательно, субсидии в рамках финансового обеспечения выполнения задания выделяются не на оплату оказанных услуг (выполненных работ), а на компенсацию расходов.

Налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено ст. 154 НК РФ, представляет собой стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). При этом налоговая база увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Следовательно, полученные денежные средства (субсидии), не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС, в налоговую базу по НДС не включаются.

Подтверждение изложенному можно найти и у Минфина. По его мнению, денежные средства в виде субсидий, получаемые муниципальным АУ из муниципального бюджета на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по предоставлению спортивных сооружений и помещений для спортивных занятий, в налоговую базу по НДС не включаются (Письмо от 27.04.2010 N 03-07-11/150).

К сведению. Чиновники финансового ведомства уже не раз подчеркивали: денежные средства, выделенные АУ из бюджета бюджетной системы РФ на компенсацию расходов по оплате приобретаемых им товаров (работ, услуг), не включаются в налоговую базу по НДС (Письма от 26.07.2010 N 03-07-11/309, от 29.04.2010 N 03-07-11/156, от 11.03.2009 N 03-07-11/57, от 22.01.2009 N 03-07-11/15, от 30.01.2009 N 03-07-11/27).

Что говорят судьи?

Наше внимание привлекло Постановление ФАС МО от 12.09.2008 N КА-А41/8491-08, в котором речь шла о субсидиях, выделенных заявителю из бюджета на покрытие расходов, связанных с выполнением работ по благоустройству города. Арбитры посчитали, что муниципальное унитарное предприятие правомерно не включило в налоговую базу по НДС указанные субсидии. Обоснование такое: при исполнении бюджета по расходам не создается новых экономических благ (добавленной стоимости), не приводит к получению лицом доходов, имеет место властное перераспределение национального дохода, при котором распорядитель бюджетных средств, предоставляя субсидии, действует во исполнение публично-правовой обязанности в рамках исполнения бюджета по расходам на основании решения об утверждении бюджета на год, утверждения бюджетной росписи органом, исполняющим бюджет, доведения лимитов бюджетных ассигнований.

Аналогичные выводы сделаны судьями ФАС ПО в Постановлении от 28.04.2009 по делу N А57-3519/2008. Предоставляемые налогоплательщику субсидии на покрытие убытков, возникших в связи с реализацией услуг по льготным ценам, не связаны с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Соответствующий распорядитель бюджетных средств не выступает стороной по договору оказания жилищно-коммунальных услуг, между ним и налогоплательщиком не возникает взаимных договорных обязательств, в силу которых распорядитель бюджетных средств должен перечислить денежные средства в оплату услуг. Налогоплательщик не оказывает распорядителю денежных средств какие-либо услуги, а последний их не потребляет. Распорядитель бюджетных средств, выделяя субсидии, лишь исполняет бюджетное обязательство в целях эффективной реализации соответствующей публично-правовой функции государства.

На то, что распорядитель бюджетных средств, выделяя субсидии, лишь исполняет бюджетное обязательство в целях эффективной реализации соответствующей публично-правовой функции государства, судьи ФАС ПО обратили внимание и в Постановлении от 18.06.2009 по делу N А72-8645/2008. При этом они добавили: получение субсидий не является самостоятельной экономической операцией (реализацией по смыслу ст. 146 НК РФ), следовательно, НДС бюджету не предъявляется (отсутствует). Кроме того, ни одна из статей (подстатей) экономической Классификации расходов бюджетов не содержит такого вида расходов, как налог на добавленную стоимость.

Выполнение работ (оказание услуг) в рамках реализации задания

Как указано выше, дабы выполнить задание учредителя, АУ может оказывать услуги (выполнять работы) физическим или юридическим лицам. Именно с этими лицами АУ и заключает договоры (двухсторонние сделки) на оказание услуг (выполнение работы) на бесплатной или частично платной основе, поэтому возникает объект обложения НДС. Кстати, пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ установлено: не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления. Вспомним, АУ создаются с целью выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в определенных сферах. Несмотря на это, поскольку АУ не является органом государственной власти или органом местного самоуправления, приведенная норма Налогового кодекса на него не распространяется. Как отметил КС РФ в Определении от 01.11.2007 N 719-О-О, в тех случаях, когда законодатель имеет намерение вывести из-под налогообложения те или иные субъекты либо объекты, он прямо на это указывает. Примером этого является выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности.

В связи с изложенным операции по реализации работ (услуг) в рамках выполнения государственного (муниципального) задания в соответствии с полномочиями органов государственной власти (органов местного самоуправления) подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 28.04.2009 N 03-07-11/118), причем независимо от источника оплаты этих работ (услуг), в том числе выполненных (оказанных) безвозмездно (Письма Минфина России от 15.04.2010 N 03-07-11/120, от 25.12.2009 N 03-07-11/331). Таким образом, в случае реализации товаров (работ, услуг), в том числе на безвозмездной основе, у автономного учреждения возникает объект обложения НДС, если только данная реализация не включена в список операций, не подлежащих обложению (освобожденных от обложения) данным налогом, приведенный в ст. 149 НК РФ.

Частичная оплата услуг

В соответствии с заданием учредителя автономное учреждение может оказывать услуги (выполнять работы) частично за плату. Другими словами, потребители оплачивают услуги (работы) частично (часть затрат компенсируется за счет соответствующего бюджета). При этом заданием определяется предельная цена (тариф) на оплату соответствующих услуг (работ) в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе либо порядок установления указанных цен (тарифов).

Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. При этом в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Напомним, налоговая база по НДС зависит от цен, определяемых на основании ст. 40 НК РФ. Пунктом 1 этой статьи предусмотрено: для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки (если только иное не установлено ст. 40 НК РФ). Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Именно поэтому в п. 2 ст. 154 НК РФ зафиксировано: при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. В этом случае суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ, при формировании налоговой базы по НДС не учитываются.

В каких случаях речь может идти о государственных регулируемых ценах (тарифах)? В соответствии с Указом Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" государственное регулирование цен (тарифов) должно осуществляться в основном на продукцию естественных монополий. Здесь же Правительству РФ дано поручение утвердить перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке РФ подлежат государственному регулированию. Эти Перечни были утверждены Постановлением от 07.03.1995 N 239. Причем в п. 7 данного Постановления подчеркнуто, что к остальным продуктам, товарам, услугам, не включенным в Перечни, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности не применяется. Следовательно, п. 2 ст. 154 НК РФ в части, касающейся государственных регулируемых цен (тарифов), применяется только в том случае, если АУ оказывает услуги, включенные в Перечни, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 239. Так, в один из Перечней, в котором перечислены продукция, товары, услуги, государственное регулирование цен (тарифов) на которые осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, включены:

Перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

Социальные услуги, предоставляемые населению РФ государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Таким образом, если АУ в рамках выполнения задания оказывает услуги, включенные в соответствующий Перечень, налоговая база по НДС формируется исходя из государственных регулируемых цен (тарифов).

Теперь что касается льгот. О льготе можно рассуждать только в том случае, если по установленной предельной цене услуги оказываются определенным потребителям (определенной категории потребителей), например: ветеранам, пенсионерам, малообеспеченным гражданам. Если же предельная цена установлена для всех потребителей без исключения, говорить о льготе в целях применения п. 2 ст. 154 НК РФ не приходится. В этом случае цена сделки - то, о чем договорятся стороны, но не выше предельной цены, установленной учредителем. Исходя из данной цены в этом случае и определяется налоговая база по НДС.

Услуги на бесплатной основе

На основании абз. 1 п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база по НДС представляет собой стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. Если АУ те же услуги, оказываемые в соответствии с заданием учредителя на бесплатной основе, предоставляет на платной основе, при определении налоговой базы по НДС по бесплатным услугам можно ориентироваться на цены, установленные для аналогичных услуг, оказываемых на платной основе.

Минфин России про бесплатные услуги высказался следующим образом (см. Письма от 02.04.2010 N 03-07-11/84, от 28.04.2009 N 03-07-11/116): операции по реализации товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) автономным учреждением заказчикам на безвозмездной основе, расходы на которые компенсируются за счет средств бюджета, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.

А может, субсидия и НДС - вещи совместимые?

Не исключена другая точка зрения, противоположная вышеизложенной: субсидии связаны с оплатой оказываемых автономным учреждением услуг (выполняемых им работ), поэтому включаются в налоговую базу по НДС. Считает ли так Минфин, сказать сложно. Судите сами. К финансистам обратилось АУ, цель деятельности которого - эффективное обслуживание с помощью специального санитарного автотранспорта и транспорта общего назначения государственных учреждений, подведомственных учредителю, с таким вопросом. Надо ли включать в налоговую базу по НДС субсидии, выделенные учреждению в рамках финансового обеспечения выполнения государственного задания, установленного для АУ? Ответ чиновников представлен в Письме от 06.05.2010 N 03-07-11/164: согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ облагается НДС независимо от источника финансирования. В связи с этим вышеуказанные услуги подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. Согласитесь, однозначным ответ назвать сложно.

Предположим, субсидии являются оплатой оказываемых АУ услуг (выполняемых работ). В этом случае они на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ увеличивают налоговую базу по НДС, за исключением ситуации, когда субсидия не участвует в расчете налоговой базы согласно абз. 3 п. 2 ст. 154 НК РФ.

По нашему мнению, субсидии, выделенные автономному учреждению в качестве финансового обеспечения выполнения задания учредителя, не включаются в налоговую базу по НДС, поскольку не связаны с оплатой товаров (работ, услуг). В то же время в соответствии с государственным (муниципальным) заданием АУ осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг (выполнением работ). В рамках ведения этой деятельности у автономного учреждения возникает объект обложения НДС. Если оказываемые услуги (выполняемые работы) не включены в перечень операций, освобожденных от налогообложения по ст. 149 НК РФ, АУ придется начислить НДС: при частичной оплате потребителем услуг (работ) налоговая база формируется исходя из фактических цен реализации, при оказании услуг (выполнении работ) на безвозмездной основе ориентироваться нужно на рыночные цены .

С 01.07.2017 внесены поправки в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. Суммы НДС подлежат восстановлению при получении налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Организация - сельскохозяйственный товаропроизводитель является получателем субсидий из бюджетной системы РФ, в частности только из бюджета субъекта - Республики Татарстан. Организацией получена субсидия из бюджета субъекта Республики Татарстан на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. Денежные средства были использованы на погашение кредиторской задолженности за приобретенные ГСМ и на покупку удобрений.
Каков порядок применения пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ до 1 июля 2017 года и после в ситуациях:
- если субсидия получена в счет возмещения (компенсации) уже произведенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг);
- если субсидия получена для финансирования затрат на приобретение товаров (работ, услуг), которые будут произведены после ее получения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации при получении налогоплательщиком бюджетной субсидии из бюджета субъекта Республики Татарстан до 1 июля 2017 года, вне зависимости от того, учтен ли в сумме субсидии НДС или нет:
- при ее получении в счет возмещения ранее произведенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг), НДС, принятый к вычету, восстановлению не подлежит;
- при ее получении в счет финансирования затрат, которые будут произведены на приобретение товаров (работ, услуг), НДС принимается к вычету в установленном порядке.
Соответственно, после 1 июля 2017 года при получении налогоплательщиком бюджетной субсидии из бюджета субъекта Республики Татарстан в зависимости от того, учтен ли в сумме субсидии НДС или нет:
- при ее получении в счет возмещения ранее произведенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг), НДС, принятый к вычету, подлежит восстановлению;
- при ее получении в счет финансирования затрат, которые будут произведены на приобретение товаров (работ, услуг), НДС принимается к вычету в установленном порядке (в случае их приобретения с учетом НДС, в противном случае НДС подлежит восстановлению).

Обоснование вывода:
В соответствии с БК РФ субсидии, в частности, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных), выполнением работ, оказанием услуг.
При этом субсидия может быть получена как до, так и после фактического осуществления расходов, связанных с приобретением товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов, имущественных прав.
Согласно НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на установленные налоговые вычеты. По общему правилу вычетам подлежат суммы налога при выполнении следующих условий:
- товары (работы, услуги) должны быть приняты к учету, что должно быть подтверждено соответствующими документами ( НК РФ);
- товары (работы, услуги) должны использоваться в деятельности, облагаемой НДС, или предназначаться для перепродажи ( НК РФ);
- налогоплательщик должен получить от поставщика счет-фактуру ( , НК РФ).
Иных требований либо ограничений для получения права на налоговые вычеты по НДС не предусмотрено.
Соответственно, возможность применения налоговых вычетов по НДС не ставится в зависимость от источника финансирования приобретения товаров (работ, услуг).
Вместе с тем в НК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев, когда НДС, ранее правомерно принятый к вычету, подлежит восстановлению.
Так, в соответствии с НК РФ в редакции, вступившей в силу с 01.07.2017, суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам) в порядке, предусмотренном НК РФ, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Следовательно, начиная с 01.07.2017 при получении после указанной даты субсидий из бюджета субъекта РФ (или муниципального бюджета) на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), суммы НДС по таким товарам (работам, услугам), ранее принятые к вычету, необходимо восстанавливать (смотрите также Минфина России от 20.07.2017 N 03-07-11/46139, от 21.06.2017 N , от 14.02.2017 N ).
Соответственно, если до 1 июля 2017 года при получении субсидий из бюджетной системы РФ на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), суммы НДС по таким товарам (работам, услугам), ранее принятые к вычету, необходимо было восстанавливать только по тем субсидиям, которые получены из федерального бюджета РФ, а с 1 июля 2017 года указанное требование распространяется и на субсидии, полученные из бюджетов субъектов РФ (или муниципальных бюджетов).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации при получении организацией - сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидий из бюджета субъекта Республики Татарстан после 01.07.2017 на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), суммы НДС по таким товарам (работам, услугам), ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению.
Следует отметить, что понятие "затраты" включает в себя различные издержки предприятия, в том числе и уплаченные суммы НДС (смотрите также Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 N 09АП-10993/17).
В соответствии с НК РФ восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету.
Согласно НК РФ суммы НДС, подлежащие восстановлению в соответствии с НК РФ, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со НК РФ.
В силу НК РФ восстановление сумм НДС производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
При этом на основании НК РФ субсидии из бюджетной системы РФ являются внереализационными доходами налогоплательщика и датой их получения признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации если субсидия и бюджета субъекта Республики Татарстан на возмещение расходов, связанных с приобретением товаров (работ, услуг) фактически получена до 1 июля 2017 года, то у организации отсутствует обязанность восстановления НДС по таким товарам (работам, услугам).
При этом до недавнего времени некоторые налоговые органы настаивали на необходимости восстановления НДС в случае получения субсидии из любого бюджета (не только федерального).
Свою позицию они обосновывали тем, что федеральный бюджет является источником финансирования региональной (муниципальной) программы выделения субсидий.
Однако такой подход не поддерживал ни Минфин (смотрите письма от 30.08.2016 N 03-07-11/50508, от 16.12.2015 N 03-07-11/73587, от 28.09.2015 N 03-07-11/55158), ни суды.
Принятое Судебной коллегией ВС РФ определение от 21.01.2016 N 310-КГ15-13228 по делу N А09-7805/2014 (субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета области, источником финансового обеспечения которой признавались среди прочего целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета, в связи с чем получение указанных бюджетных средств не влечет обязанности восстанавливать ранее принятые к вычету суммы "входного" НДС) было направлено ФНС России от 07.07.2016 N СА-4-7/12211@ нижестоящим налоговым органам для использования в работе. Смотрите также определение ВС РФ от 03.10.2016 N 303-КГ15-5376 по делу N А73-2581/2014, определение ВС РФ от 06.09.2016 N 303-КГ16-10654 по делу N А73-7805/2014.
Также следует отметить, что необходимость восстановления НДС при получении субсидий из бюджетов субъектов РФ (или муниципальных бюджетов) напрямую связана с тем, учтен ли НДС при выделении из соответствующих бюджетов таких субсидий.
Так, в Минфина России от 02.10.2015 N 03-07-11/56446 указано, что, если субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), выделены без учета НДС, НК РФ не применяется и, соответственно, суммы НДС восстановлению не подлежат (смотрите также письма Минфина России от 23.10.2015 N 03-07-11/60945, от 06.12.2011 N 03-07-11/337, ФНС России от 14.04.2016 N СД-4-3/6551@).
Также, по мнению специалистов финансового ведомства ( Минфина России от 17.07.2017 N 03-03-06/1/45246, от 09.01.2017 N , от 15.04.2016 N , от 17.02.2016 N , от 03.02.2012 N ), если субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то НДС в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету в порядке, установленном НК РФ.
В случае если денежные средства в виде субсидий получены налогоплательщиком на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых им товаров (работ, услуг), то такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При оплате указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из бюджетов бюджетной системы РФ, суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании НК РФ.
Иными словами, в целях порядка учета НДС финансовое ведомство выделяет две ситуации:
- когда налогоплательщик получает субсидию из бюджета на возмещение понесенных им затрат по приобретению товаров (работ, услуг), то вне зависимости от вида бюджета, из которого получена такая субсидия, она не включается в базу по НДС и, соответственно, НДС на основании НК РФ подлежит восстановлению.
- когда налогоплательщик получает субсидию из бюджета в счет оплаты за реализованные им товары (работы, услуги), облагаемые НДС, то вне зависимости от вида бюджета такая субсидия подлежит включению в базу по НДС, но такой НДС восстановлению не подлежит.
При этом в рассматриваемой ситуации возможен и такой случай, что бюджетная субсидия получена налогоплательщиком до осуществления затрат на приобретение товаров (работ, услуг).
В таком случае, учитывая вышеприведенные нормы, порядок учета и восстановления НДС будет зависеть от того, учтен ли НДС при выделении такой субсидии.
Рассматриваемая норма НК РФ обусловлена исключением возможности получения налогоплательщиками "двойного вычета".
Включение в НК РФ правила об обязанности по восстановлению НДС объясняется тем, что налогоплательщик уже получил "вычет" НДС посредством получения денег из бюджета в форме субсидии. Такой вывод подтверждается в Минфина РФ от 18.11.2016 N 03-07-11/68000: "В случае оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы НДС вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, оплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета".
Таким образом, полагаем, что если в рассматриваемой ситуации налогоплательщик получает субсидию из бюджета субъекта Республики Татарстан с учетом НДС, то при приобретении товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, такой НДС, выставленный поставщиком, организация к вычету не принимает. Поскольку НДС, учтенный в составе выделенной субсидии, считается уже возмещенным налогоплательщику.
Соответственно, если в сумме полученной бюджетной субсидии сумма НДС не учтена, то налогоплательщик при приобретении товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, вправе предъявить НДС к вычету в установленном порядке.
Следуя данной логике, надо полагать, что если бюджетная субсидия предоставляется налогоплательщику с учетом НДС, а налогоплательщик приобретает за счет такой субсидии товары (работы, услуги) не облагаемые НДС, то очевидно, что НДС, полученный из бюджета в составе бюджетной субсидии, также подлежит восстановлению.
При этом следует отметить, что в ситуациях, когда осуществление налогоплательщиком затрат на приобретение товаров (работ, услуг) предшествует дате получения бюджетной субсидии, то по мнению судов, факт учета НДС в составе субсидии не имеет значение.
По мнению судей, если налогоплательщик понес затраты, связанные с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом налога и сумма субсидий из федерального бюджета соответствует этим затратам, то НДС подлежит восстановлению. При этом тот факт, что в правилах предоставления субсидии содержится указание на выделение субсидий без НДС, а в платежных поручениях на перечисление субсидии отсутствовали сведения о выделении из них сумм НДС для целей применения правила, установленного НК РФ, значения не имеет ( АС Центрального округа от 07.04.2015 N Ф10-799/15 по делу N А64-3601/2014, от 28.08.2014 по делу N , от 30.05.2014 по делу N А64-5896/2013, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2015 N 19АП-5927/15).
В определении Верховного Суда РФ от 14.07.2017 N 305-КГ17-8140 указано, что основанием для вынесения оспариваемого решения послужил довод налогового органа о неправомерном, в нарушение НК РФ, невосстановлении налогоплательщиком сумм НДС, ранее принятых к вычету, при получении субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат. Судами при изучении представленных в материалы дела доказательств установлено, что предприятием был получен соответствующий вычет по НДС из бюджета при заявлении его в налоговых декларациях по указанному налогу по неоплаченным счетам-фактурам, выставленным контрагентами за потребленную электроэнергию. Впоследствии предприятием запрошена субсидия из федерального бюджета на всю сумму счетов-фактур с учетом НДС, которая получена налогоплательщиком в запрошенной сумме, и за счет средств которой предприятием погашена кредиторская задолженность с учетом НДС. В связи с изложенным судами сделан вывод о получении предприятием налоговой выгоды в виде полученных вычетов по НДС в отношении товаров, работ и услуг, оплаченных за счет средств субсидии из федерального бюджета. При таких обстоятельствах предприятию было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
В АС Московского округа от 26.07.2017 N Ф05-10265/17 по делу N А40-192257/2016 рассматривалась следующая ситуация. Общество получило в целях возмещения затрат, связанных с обеспечением перевозок пассажиров по специальным тарифам, субсидии из федерального бюджета с учетом НДС. Указанные суммы обществом при определении налоговой базы по НДС не учитывались. При этом предъявленные поставщиками суммы НДС по товарам (работам, услугам), использованным налогоплательщиком при реализации услуг по воздушной перевозке пассажиров по специальным тарифам, принимались к вычету в порядке, установленном и НК РФ, в бюджет не восстанавливались. На основании анализа положений заключенных договоров и Правил предоставления субсидий судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о том, что обществу предоставлялись субсидии в целях возмещения затрат, связанных с обеспечением перевозки пассажиров, в состав которых включен НДС, получаемый налогоплательщиком из федерального бюджета, в том числе за счет установленного специального тарифа, в связи с чем на основании БК РФ и НК РФ налогоплательщик обязан был восстановить НДС по ранее заявленным вычетам.
Вместе с тем в судебной практике встречаются судебные решения, вынесенные в пользу налогоплательщиков.
Например, судьи отмечают, что если порядок выделения субсидии не предусматривал возмещения конкретных затрат, то у предприятия отсутствует обязанность восстановить ранее возмещенную спорную сумму НДС ( АС Северо-Кавказского округа от 27.03.2015 N Ф08-863/15 по делу N А63-6390/2014).
Так, в Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 N 11АП-15450/15 отмечено, что из буквального содержания договора и платежного поручения следует, что субсидия была предоставлена Обществу из федерального бюджета в целях оказания государственной поддержки внедрения инноваций субъектами малого и среднего предпринимательства и их технической модернизации, а не на возмещение затрат Общества, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе с оплатой НДС. Таким образом, полученная Обществом субсидия предназначалась не для целей, указанных в НК РФ (смотрите также АС Поволжского округа от 31.03.2016 N Ф06-6771/16 по делу N А65-11365/2015).
В АС Московского округа от 01.07.2015 N Ф05-7708/15 по делу N А40-142740/2014 указано, что субсидии, предоставляемые налогоплательщику вследствие применения им государственных регулируемых цен или предоставления льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством, не должны включаться в налоговую базу по НДС. При этом суды со ссылкой на , НК РФ сделали вывод о соблюдении налогоплательщиком условий применения налоговых вычетов, предусмотренных налоговым законодательством. Судами при рассмотрении дела установлен реальный характер совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций. НДС к вычету принимался Учреждением по поставщикам (подрядчикам), которые при формировании налоговой базы по НДС исчисляли его к уплате. Суды сделали вывод о наличии у заявителя права на спорную сумму заявленного вычета по НДС.
В АС Северо-Западного округа от 29.09.2015 N Ф07-7133/15 по делу N А13-15788/2014 отмечено, что у налогоплательщика возникает обязанность по восстановлению НДС, ранее принятого к вычету, при получении субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС. Однако в настоящем споре, как установили суды, Обществу перечислены субсидии без учета НДС. Соответственно, обязанности по восстановлению налога не возникает (смотрите также Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2017 N 11АП-890/17, АС Поволжского округа от 21.12.2016 N по делу N А65-5569/2016). Восстанавливать принятый к вычету НДС нужно тогда, когда средства из бюджета выделены с учетом НДС, т.е. когда сумма налога отражена в платежном поручении отдельной строкой ( ФАС Поволжского округа от 10.07.2014 по делу N А65-28197/2013).
Несмотря на то что в рассматриваемых судебных решениях речь идет о применении нормы НК РФ в редакции, действовавшей до 1 июля 2017 года, в отношении субсидий из федерального бюджета, полагаем, что они справедливы и в отношении указанной нормы в редакции с 1 июля 2017 года, поскольку теперь на субсидии из бюджета субъектов (муниципальных бюджетов) распространяется аналогичный порядок по восстановлению НДС, действовавший ранее в отношении субсидий из федерального бюджета.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- . Восстановление НДС при оплате товаров (работ, услуг) за счет субсидий;
- . Случаи восстановления вычетов по НДС;
- . Определение налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий;
- . Налоговый учет доходов в виде субсидий.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Нужно ли вести раздельный учет входного НДС, уплаченного за счет бюджетной субсидии. Как восстановить входной НДС при получении субсидий из бюджета.

Вопрос: Во второй половине 2018 года организация (МУП) планирует получение субсидий на проведение капитальных ремонтов основных средств (сети водоснабжения и канализации). Ремонт предполагается проводить хозяйственным способом. Закупки материалов в целом для обеспечения деятельности организации проводятся в соответствии с положениями закона 44-ФЗ о госзакупках. Соответственно материалы (инертные материалы, трубы, задвижки, колодцы, люки и прочие материалы для обеспечения деятельности организации в целом, ГСМ для работы техники) закуплены в соответствии с графиком закупок, приняты на учет в составе МПЗ, заявлен налоговый вычет по НДС из бюджета. Заранее не известно какие именно, из каких партий материалы будут использованы для проведения ремонтных работ за счет бюджетных субсидий. Поясните как в описанном случае соблюсти вновь введенное правило о соблюдении раздельного учета сумм НДС по МПЗ, "приобретаемым" за счет средств бюджета. Ведь по факту сначала МПЗ приобретены за счет собственных средств, и стоимость МПЗ лишь часть субсидии, так как субсидия выделяется на стоимость работ по ремонту в целом.

Ответ: В данной ситуации можно говорить о возмещении уже понесенных расходов, в том числе на приобретение материалов.

С 2018 года организации обязаны вести раздельный учет входного НДС по покупкам, которые оплачиваются за счет бюджетных средств. При этом раздельный учет - одно из условий, при котором организация может уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы входного НДС по активам, приобретенным за счет бюджетных субсидий. Такой порядок установлен пунктом 2.1 статьи 170 НК. Из этого пункта следует, что с 2018 года надо вести раздельный учет входного НДС при покупках за счет субсидий - полученных на возмещение затрат как до 1 января 2018 года, так и после этой даты.

Таким образом, если Вы уже приобрели материалы и с них приняли НДС к вычету, то Вам необходимо определить часть материалов (справками-расчетами, акты и пр. документами), которая использовалась в строительстве, осуществляемом за счет бюджетных средств (конкретной методики ведения раздельного учета нет, организация ее разрабатывает самостоятельно и закрепляет в учетной политике). И с этих материалов восстановить входной НДС. Только в этом случае восстановленный входной НДС Вы спишите в расходы в НУ (в БУ относите на прочие расходы на 91 счет).

Обоснование

Нужно ли вести раздельный учет входного НДС, уплаченного за счет бюджетной субсидии. Субсидия получена в 2017 году, товары за счет нее приобрели в 2018 году

Да, нужно, если субсидия выделена на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг).

Если в 2018 году организация совершала покупки за счет такой субсидии, она обязана вести раздельный учет входного НДС. Не важно, когда получена субсидия: в 2017-м или в 2018 году. Если раздельного учета нет, не включайте входной НДС в расходы при расчете налога на прибыль.

Входной НДС нельзя принимать к вычету, если организация оплатила товары (работы, услуги), основные средства, нематериальные активы или имущественные права за счетсубсидии. С 2018 года организации обязаны вести раздельный учет входного НДС по таким покупкам. При этом раздельный учет - одно из условий, при котором организация может уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы входного НДС по активам, приобретенным за счет бюджетных субсидий.

Как восстановить входной НДС при получении субсидий из бюджета

Организация может получить субсидию или инвестицию из бюджета любого уровня. Налог восстанавливайте, если субсидию выделили на возмещение:
- затрат по оплате приобретенных товаров (работ, услуг), включая основные средства, нематериальные активы и имущественные права;
- суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров в Россию.
Покрывает ли сумма субсидии или бюджетной инвестиции затраты на входной НДС - неважно.

Если затраты на покупки возместили из бюджета частично, восстановите ту долю НДС, которая приходится на эти затраты. Определите эту долю по формуле:

Пример восстановления входного НДС по оборудованию. Организация получила субсидию из бюджета на полное возмещение затрат на его приобретение

В июле «Альфа» получила из регионального бюджета субсидию с НДС на полное возмещение затрат на его приобретение. В платежном поручении на перечислениесубсидии указана сумма 118 000 руб. (в т. ч. НДС - 18 000 руб.)

В III квартале бухгалтер восстановил всю сумму входного НДС - 18 000 руб.

Пример восстановления входного НДС по оборудованию. Организация получила субсидию из бюджета на частичное возмещение затрат на его приобретение

В июне ООО «Альфа» приобрело оборудование (основное средство) по цене 118 000 руб. (в т. ч. НДС - 18 000 руб.). Организация является плательщиком НДС.Входной НДС по приобретенному оборудованию был принят к вычету. Переоценка стоимости основного средства не производилась.

В июле «Альфа» получила из местного бюджета субсидию с НДС на частичное возмещение затрат на его приобретение. В платежном поручении на перечислениесубсидии указана сумма 59 000 руб. (в т. ч. НДС - 9000 руб.)

В III квартале бухгалтер восстановил часть суммы входного НДС - 9000 руб.

Отвечает Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

«Состав бухгалтерской отчетности в Росстат такой же, как и в налоговую инспекцию. Единственное отличие – дополнительно сдайте в статистику аудиторское заключение, если обязаны проводить аудит. Напомним, что в Росстат не надо будет сдавать бухотчетность только с 2020 года, а за 2018 год отчеты сдайте не позднее 1 апреля 2019 года. Подробнее, какие формы включить в состав бухотчетности, смотрите в рекомендации.»

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...