Порядок проведения годовой инвентаризации в бюджетном учреждении. Инвентаризация в бюджетном учреждении - документы и учет результатов


Показатели, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности образовательной организации, должны быть подтверждены результатами инвентаризации активов и обязательств.

Инвентаризация имущества, активов и обязательств проводится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Это пунктом 20 Инструкции к Единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.

Общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризаций определены статьей 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Требования детализированы в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее - Методические указания). В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 157н порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств должен быть закреплен в учетной учреждения.

Объекты инвентаризации

Инвентаризации подлежат все активы и обязательства учреждений (в том числе учитываемые на забалансовых счетах). Наиболее крупной группой из них является инвентаризация Она проводится посредством документальной проверки обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета, а также полноты и своевременности отражения в учете результатов отдельных хозопераций.

При инвентаризации расчетов с работниками учреждения необходимо проверить правомерность образования и депонентской задолженности по состоянию на конец отчетного года, состояние расчетов по возмещению нанесенного учреждению ущерба, а также правомерность образования дебиторской задолженности по подотчетным суммам, не погашенным по состоянию на отчетную дату.

Также целесообразно провести тщательную проверку полноты, правомерности и своевременности изменений, внесенных в коллективные и трудовые договоры, локальные нормативные акты учреждений, регулирующие трудовые отношения (например, Положение об оплате труда, Положение о премировании и прочие), в связи со вступлением в силу нового закона об образовании.

Особенности инвентаризации расчетов в учреждениях различных типов обусловливаются их правовым статусом, законодательным и нормативным регулированием специфики осуществления отдельных хозяйственных операций. Правовой статус бюджетных и автономных учреждений (в части особенностей отражения в учете отдельных расчетных операций) отличается непринципиально. Поэтому ниже мы подробно остановимся только на отличиях в организации и проведении инвентаризации отдельных групп расчетов в казенных и бюджетных учреждениях.

Особенности инвентаризации расчетов в казенных учреждениях

Основные отличия определяются одной из целей, которые должны достигаться при инвентаризации расчетов в государственных и муниципальных учреждениях - полнота и правомерность использования выделенных бюджетных средств, а также средств учреждений, полученных ими в рамках приносящей доход деятельности. Таким образом, при проведении инвентаризации расчетов в казенных учреждениях следует установить:

  • обеспеченность переходящих остатков кредиторской задолженности лимитами бюджетных ассигнований;
  • правомерность перечисления сумм предварительной оплаты (авансов) поставщикам и подрядчикам;
  • правомерность заключения и своевременность оплаты казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств (в частности, проверка обеспеченности заключенных контрактов лимитам бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств);
  • своевременность и полнота оформления документов, служащих основанием для отражения дебиторской задолженности покупателей и заказчиков (при осуществлении казенным учреждением приносящей доход деятельности);

Так как казенные учреждения являются участниками бюджетного процесса, при проведении инвентаризации расчетов необходимо провести тщательный анализ всех операций, совершенных в отчетном году, на предмет выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и иных бюджетных нарушений. Направления проверки следует соотнести с перечнем видов указанных нарушений, содержащихся в новой главе 30 Бюджетного кодекса РФ.

Отличительные черты инвентаризации расчетов в бюджетных учреждениях

При проведении инвентаризации расчетов в бюджетных учреждениях необходимо обратить внимание на следующие особенности.

1. В отличие от казенных учреждений бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, а финансирование получают в виде субсидий на выполнение госзадания, на иные цели, а также на цели капвложений. При этом остатки средств субсидий на выполнение задания могут переходить на следующий год, остатки субсидий на иные цели подлежат возврату в соответствующий бюджет, а условиями предоставления субсидий на капвложения могут быть установлены сроки, выходящие за пределы одного календарного года. Таким образом, целесообразно все расчеты инвентаризовать в разрезе источников финансирования расходов и затрат - по каждому виду субсидий.

2. Еще одна особенность расчетов бюджетных учреждений связана со статусом финансовых активов, находящихся на балансе (в оперативном управлении). Здесь также имеет смысл дифференцировать объекты инвентаризации в зависимости от статуса имущества - недвижимое, особо ценное, иное и лизинговое. При этом будет нелишним проверить правильность отнесения имущества к различным группам - в частности, к категории иного имущества (которым учреждение может распоряжаться самостоятельно). Указанная группировка объектов инвентаризации может иметь место как при инвентаризации кредиторской задолженности (при приобретении или создании нефинансовых активов), так и при инвентаризации расчетов с дебиторами (при реализации или ином выбытии имущества).

3. Особое внимание необходимо обратить на сумму и условия сделок, связанных с движением нефинансовых активов, в результате которых образуется дебиторская или кредиторская задолженность. Целью такой проверки является выявление возможных случаев осуществления крупных сделок или сделок с заинтересованностью без согласования с учредителем.

4. В отличие от казенных учреждений бюджетным и автономным учреждениям законодательство не запрещает выдавать и привлекать заемные средства. Поэтому отдельно должны быть проверены расчеты с кредитными организациями (выдавшими кредиты), иными кредиторами по суммам полученных займов, а также расчеты с юридическими и физлицами, получившими займы от учреждения. При этом должно быть проверено не только соответствие данных бухучета фактическим остаткам задолженности, но также законность (включая документальное оформление) выдачи и привлечения заемных средств, выявлены возможные случаи нарушения расчетов как по выданным, так и по привлеченным займам и кредитам. Если подобные нарушения будут выявлены, необходимо провести дополнительную проверку своевременности и полноты мер, принятых к лицам, допустившим просрочку погашения займов, а также найти причины просрочки погашения задолженности по привлеченным заемным средствам и правомерности возмещения примененных к учреждению финансовых санкций.

5. При проверке расчетов с потребителями платных образовательных услуг целесообразно проверить правомерность формирования цены на услуги и структуру затрат, включаемых в себестоимость услуг.

6. При реализации услуг в виде сдачи в аренду временно свободных зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении учреждения, проверяется правильность определения размера арендной платы, полноты и своевременности ее взимания. Кроме того, надо проверить правомерность списания расходов по содержанию переданного в аренду имущества (на предмет выявления случаев возмещения указанных затрат за счет средств субсидии на выполнение госзадания).

В. Захарьин ,
эксперт по бюджетному учету

Любая хозяйственная деятельность на предприятии предполагает присутствие в его владениях конкретных сбережений. Сюда относятся материальные и нематериальные активы, основные средства, готовая продукция или товар на реализацию, денежные активы и прочее имение. Какой бы ни была фирма - крупной или мелких масштабов, производственной или коммерческой направленности, государственной или частной - она должна в обязательном порядке пересчитывать перечень присутствующего на ней имущества посредством проведения инвентаризации. В бюджетных учреждениях данная процедура проводится с особой тщательностью.

Понятие инвентаризации

Инвентаризация по своему первичному определению означает пересчет наличных позиций, числящихся на учете имущества предприятия, с конкретным сопоставлением полученных результатов с предыдущей проверкой. Данное слово первоначально наводит на мысль о привычном термине под названием «инвентарь». Но стоит отметить, что процесс проведения инвентаризации в бюджетном учреждении предполагает количественное измерение не только хозяйственного имения или инвентарных объектов, которые закреплены за материально-ответственными лицами, но и перечня денежных средств, хранимых на счетах банка и в наличности (в кассе), расчетов с дебиторами и кредиторами, а также финансовых обязательств. Основной целью данного мероприятия является выявление излишков или недостач, которые могут возникать в ходе хозяйственной деятельности, а также поиск возможных ошибок, которые были совершены сотрудниками различных участков экономического функционирования предприятия в целом. По итогу проведения инвентаризации в бюджетном учреждении виновные в недостачах лица подлежат дисциплинарному наказанию в виде вынесения им выговора или депремирования, а также возмещения понесенного ущерба.

Значение для предприятия

Проведение регулярных проверок на предприятиях, содержимых за счет казенных средств, является неотъемлемым процессом их хозяйственной деятельности. Значимость инвентаризации в бюджетных учреждениях обусловлена перечнем возможных ситуаций, подлежащих обязательному контроллингу со стороны руководства, а именно:

В обязательном порядке инвентаризируются особо важные и весомые составляющие имущества бюджетного учреждения, в список которых включены:

  • касса предприятия;
  • медикаментозные препараты;
  • основные средства;
  • товарно-материальные ценности;
  • фонд библиотеки;
  • перечень драгоценных металлов и камней.

Правила проведения

Правила проведения инвентаризации в бюджетном учреждении регламентируются действующим законодательством. Одним из основных требований к корректному проведению проверки казенного имущества является обязательное формирование состава комиссии. Приказом на инвентаризацию в бюджетном учреждении устанавливаются конкретные лица, которые будут входить в члены этой комиссии. В круг лиц, представленных к проведению проверки, входят исключительно сотрудники штата данного предприятия, но никак не сторонние лица в виде эксперт-оценщиков, работников государственных инспекций и так далее. Обязательными представителями комиссии являются главный и рядовой бухгалтер, а возглавляют ее руководитель и его заместитель. Важно заметить, что материально-ответственные лица не могут входить в состав проверяющих. Помимо членов проверяющей группы директором учреждения утверждаются в приказе конкретные сроки проведения проверки. По окончании в бюджетном учреждении производится анализ недостач и излишков, выявляются виновные, производится административное взыскание с виновных лиц, если таковые имеются.

Этапы проведения

Вся работа по проверке наличных и безналичных позиций в имении государственного учреждения делится на несколько этапов.

Первый этап - подготовка. К началу проверки бухгалтерия должна завершить работу со всеми документами о поступлениях и выдачах материальных ценностей, а также провести необходимые записи в перечне реестров аналитического учета, заблаговременно определив остатки на день проведения проверки.

Второй этап - непосредственное проведение инвентаризации в бюджетном учреждении. Подготавливаются соответствующие бланки для внесения в них данных по результатам проверки, вносятся имена членов комиссии, производится подсчет, взвешивание, замер конкретных позиций, подлежащих инвентаризации, после чего помещения, подверженные проверке, опечатываются для предотвращения подлога или последующего хищения проинвентаризированного имущества.

Третий этап - оформление Конкретно установленными действующим законодательством формами регламентируется заполнение результатов проверки по основным средствам, нематериальным активам, другим НМА и запасам, наличию денежных средств и ценностей, а также бланков строгой отчетности, расчетов с дебиторами и кредиторами и материальных средств на хранении.

Четвертый этап - проведение проверки заполненных описей. Здесь подводятся итоги инвентаризации основных средств в бюджетном учреждении, обязательств, активов и денежных средств. На данном этапе выявляются излишки и недостачи имущества предприятия.

Инвентаризация ОС

Инвентаризация основных средств в бюджетных учреждениях является одним из наиболее приоритетных и ответственных направлений в работе проверочной комиссии. Ведь здесь необходимо проанализировать и подсчитать не только фактическое присутствие на предприятии активов, но и определить физическое состояние каждого объекта, подлежащего проверке. Для этого требуется опыт и определенные навыки членов отобранной руководителем комиссии, поскольку перечень основных средств зачастую слишком велик: он включает массу позиций от объектов недвижимости до канцелярских ручек и карандашей.

Порядок проведения годовой инвентаризации в бюджетном учреждении по части основных средств, равно как при частной внеплановой проверке, включает в себя конкретные принципы анализа объекта обследования. Задачей такой проверки является:

  • пересчет и фиксация фактического наличия ОС;
  • сопоставление полученных данных с информацией бухгалтерского учета, внесенной ранее в программу «1С»;
  • установление расхождений и выявление недостач и излишков, если таковые имеются;
  • проверка объектов, непригодных к использованию;
  • выявление основных средств, которые не соответствуют критериям признания.

При этом объекты земельных участков с их зданиями, сооружениями, недвижимостью не подлежат обязательной годовой проверке, и бюджетное учреждение не обязано проводить инвентаризацию таких средств ежегодно - достаточно проверять их раз в три года.

Инвентаризация кассы

Не менее важным моментом в работе казенного предприятия является проверка кассы и хранящихся в ней денежных средств. Целью инвентаризации кассы в бюджетном учреждении является проверка реального учета на действующем участке кассовых операций, а также выявление соответствия информации в кассовых документах с фактической наличностью. Но в каких случаях проверка кассы является обязательной? Этому предшествуют следующие ситуации:

  • передача казенного имущества в аренду или в собственность покупателя;
  • канун составления годовой отчетности;
  • смена МОЛ;
  • выявление признаков кражи, хищения, порчи имущества;
  • форс-мажорные ситуации;
  • стихийные бедствия;
  • аварии;
  • чрезвычайные ситуации;
  • ликвидация или реорганизация предприятия.

Перед проведением проверки все процессы по движению в кассе прекращаются, кассир предоставляет комиссии совокупность всех ПКО, РКО, денежных ведомостей. Будучи материально-ответственным лицом, он также подтверждает, что им сдана вся кассовая документация в бухгалтерию или самим членам комиссии, а также дает информацию о том, что все прибывшие средства оприходованы, а выбывшие - списаны. Затем наступает непосредственное проведение самой проверки, которая подразумевает обязательный пересчет всех наличных банкнот в кассе с их конкретным номиналом, а выявленная по итогу подсчета сумма сверяется с той, которая была указана кассиром в кассовой ведомости и остатках на конец периода. Если на предприятии присутствует контрольно-кассовая техника, проверка начинается со сверки чеков и вписанных в них сумм с данными в программе. Не обходят стороной и отсутствие перелимита в кассе - сумма на остатках не должна превышать граничного его значения. Нужно также заметить, что помарки, ошибки и вычерки в кассовых документах недопустимы. По окончании инвентаризации кассовых средств в двух экземплярах комиссией составляется акт инвентаризации. Один из них передается в бухгалтерию, другой остается у МОЛ в лице кассира.

Инвентаризация обязательств

Инвентаризация обязательств в бюджетном учреждении направлена на установление достоверной финансовой информации об отчетности и бухгалтерском учете, в процессе которого специалистами определяется наличие и состояние долгов казенного предприятия. Проверку каких объектов предусматривает инвентаризация обязательств? Сюда относятся:

В ходе проверки директором определяется состав проверочной комиссии. Та, в свою очередь, занимается оценкой правомерности проводимого бухгалтерского учета. Выявляются задолженности по своевременной оплате кредитов и процентов по кредитам, определяется соответствие цифр в договорах и финансовой отчетности. Инвентаризация касается и налоговой отчетности - рассматриваются суммы, которые были разнесены на субсчета и которые должны соответствовать информации, внесенной в декларации.

В процессе выявления долгов перед социальными фондами сверяются перечисленные денежные суммы, выискиваются задолженности. Не менее внимательно осуществляется подход к рассмотрению заработной платы каждого сотрудника, с учетом обращения конкретного внимания на установленные недоплаты и переплаты.

Помимо всего прочего, ведется наблюдение и анализ расчетов с покупателями, поставщиками, клиентами, подрядчиками. Анализируются сроки оплаты платежных поручений, а также проверяются предоставленные авансовые отчеты.

Годовой пересчет имущества

На проведение годового пересчета имущества государственного предприятия иногда приглашаются представители Бюджетное учреждение проводит обязательную годовую проверку по состоянию на первое октября каждого года (начало четвертого квартала отчетного периода). Помимо вышеперечисленных вариантов проведения пересчета, годовая инвентаризация предусматривает проверку следующих составляющих хозяйственного имущества государственного предприятия:

  • земля, недвижимость (раз в три года);
  • запасы, биологические активы, уже упомянутая дебиторка, кредиторка, доходы и расходы будущего периода, прочие обязательства (ежегодно);
  • объекты основных средств, оборудования, товарно-материальных ценностей (ежегодно);
  • инвестиции, денежные средства, незавершенное производство (ежегодно);
  • аграрные объекты (ежегодно);
  • пчеловодство, питомники (ежегодно).

Во время проведения годовой инвентаризации комиссией проводится следующая работа:

  • проведение инструктажа для проверяющих;
  • организация проведения непосредственно самой инвентаризации;
  • контроль проведения проверки;
  • правильность определения контрольных разниц;
  • повторная проверка в случае ошибки предварительного подсчета имущества;
  • выявление причин появившейся разницы;
  • донесение информации до руководства посредством заполнения инвентаризационной описи.

Недостача при инвентаризации

Выявленная при инвентаризации бюджетного учреждения недостача подлежит анализу. Само по себе определение недостачи являет собой нехватку товарно-материальных ценностей, выявленных в ходе проверки и их непосредственного пересчета. Если недостача была подсчитана в пределах норм естественной убыли, штрафные санкции к материально-ответственному лицу не применяются. В этом случае сумма недостачи или испорченных запасов списывается со счета учета по конкретной себестоимости, включающей в себя договорную цену и долю транспортных расходов, затраченных на эти запасы. Если же недостача превышает норму естественной убыли, то устанавливается виновное лицо и с него взыскивается штраф в размере суммы, полученной в ходе проверки недостачи.

Излишки при инвентаризации

Выявленные при инвентаризации в бюджетном учреждении излишки подлежат оприходованию. Полученные в результате проведенной проверки излишние суммы по объектам основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств и прочих активов принимаются на баланс бухгалтерского учета. Данная операция осуществляется путем принятия излишка к учету по текущей рыночной стоимости (если речь не идет о денежных средствах - они приходуются в том номинале, в котором излишествуют, и данные по ним записываются в акт проведения инвентаризации кассовых средств). Малоопытные бухгалтера-новички или не доучившиеся до конца студенты, пришедшие работать в бюджетную организацию и приступившие к работе над инвентаризацией, ошибочно полагают, что излишки - это не недостача, что страшного в них ничего нет. Но это не так. Особенно если речь идет о кассе.

В случае, если на предприятие нагрянула внеплановая внезапная проверка с представителями государственной инспекции, обнаруженные ими излишки в кассе даже в размере одной несчастной копейки налагаются штрафом на предприятие. Хранить в кассе собственные средства или недовыданную сдачу категорически запрещено. Уровень денежных средств в кассе должен четко совпадать с цифрами, внесенными в соответствующую кассовую документацию. Если же речь идет, например, об основных средствах, тогда они приходуются на баланс предприятия, но руководителем учреждения все равно будут заданы соответствующие вопросы материально-ответственным лицам, которые не поставили излишнее основное средство в нужные сроки на учет предприятия.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ - ДОКУМЕНТЫ И УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

Бюджетные учреждения, как и коммерческие фирмы, обязаны инвентаризировать свои активы и обязательства. Причем с точки зрения закона все инвентаризации можно условно разделить на добровольные и обязательные. Об инвентаризации в бюджетном учреждении, документальном оформлении и учете ее результатов мы и поговорим в настоящем материале.

Бюджетные учреждения, деятельность которых регулирует Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", обязаны вести бухгалтерский учет, на что указывают положения статьи 6 Федерального Закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Инвентаризация активов и обязательств бюджетного учреждения является одним из важнейших элементов такого учета. Ведь именно при ее проведении выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета ( Закона N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ разделяет инвентаризации на два вида - на обязательные и добровольные. Добровольные инвентаризации являются элементом учетной политики бюджетного учреждения, так как случаи, сроки и порядок их проведения, а также перечень объектов, подлежащих ревизии, определяются учреждением самостоятельно. Причем добровольные инвентаризации могут быть плановыми и внеплановыми, первые проводятся в соответствии с утвержденным руководством учреждения графиком, а вторые, организуемые в целях дополнительного контроля над сохранностью имущества, - внезапно.
Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами и здесь все регламентировано. Например, инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них должна производиться в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 г. N 731 "Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности".
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 - 2019 г. утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2017 г. N 170н. Согласно программе, предстоит разработать и утвердить более двух десятков новых стандартов, а также внести изменения в действующие нормативные правовые акты.
До утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ , применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ, в частности:
- Приказ Минфина России от 01.12.2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н);
- Приказ Минфина России

Достоверность бухгалтерского учета обеспечивает инвентаризация имущественных ценностей и финансовых обязательств. В процессе проверки ревизуется действительное наличие имущества. Как часто следует инвентаризовать активы?

В Законе «О бухучете», в ст.12, сказано о необходимости проведения инвентаризации с целью подтверждения достоверности бухгалтерского учета организации и составляемой отчетности.

При этом упомянуто только несколько обязательных случаев выполнения инвентаризационной поверки.

Относительно иных ситуаций определено, что порядок и сроки инвентаризации устанавливаются руководителем. В какие сроки требуется проводить инвентаризацию?

Важные аспекты

Численность инвентаризационных проверок в отчетном периоде, даты их осуществления, перечень инвентаризуемых объектов определяется самой организацией, кроме случаев обязательной инвентаризации.

В обязательном порядке инвентаризуются имущественные объекты при:

Что касается прочих случаев проведения инвентаризации, то закон никак не ограничивает количество оных. Организация вправе назначить инвентаризационную проверку в любое время, руководствуясь собственной учетной политикой.

Периодичность инвентаризаций утверждается руководителем в учетных положениях ежегодно. Кроме того, возможно проведение внеплановых инвентаризаций, на основании приказа руководящего лица.

Что это такое

Инвентаризация представляет собой способ проверки фактического наличия имущества на соответствие количества учетным показателям.

Основная схема инвентаризации всегда одинакова – объекты проверки пересчитываются, и полученные показатели сравниваются с данными бухучета.

Но при этом различают разные виды инвентаризационных проверок, что оказывает влияние на сроки проведения. Инвентаризация полная предполагает проверку всех имеющихся у организации активов, имущества, обязательств.

Проводят такую проверку в преддверии создания годового отчета. Иногда полная проверка осуществляется при документальной ревизии, осуществляемой по требованию следственных или финансовых органов.

Инвентаризация периодического типа проводится в конкретные сроки, обусловленные положениями . При этом по отдельным группам имущества могут устанавливаться различные сроки инвентаризации.

Частичную инвентаризацию проводят раз в год для всякого объекта. Такой метод контроля не требует особых затрат и не мешает производственным процессам.

Допускается частично инвентаризовать различные группы объектов одного предприятия, а затем проанализировать совокупный итог всех частичных инвентаризаций для получения информации о предприятии в целом.

Выборочная инвентаризация применяется на отдельных производственных участках либо при проверке работы .

При этом процедура может проводиться с самой разной периодичностью. Если итог выборочной проверки выявляет расхождение, проводится инвентаризация полного характера.

С какой целью проводится

В определении «инвентаризации» говорится о цели ее проведения как о возможности выявления фактических остатков. Но на самом деле задачи инвентаризации гораздо обширнее.

Среди них особо выделить можно следующие:

Действующие нормативы

Сроки проведения инвентаризации кассы

Инвентаризация кассы может быть плановой и внеплановой (внезапной). Сроки определяются законодательством и учетной политикой.

То есть инвентаризация проводится во всех обязательных случаях и по заранее утвержденному графику. Внезапная проверка может проводиться в любое время.

Ее целью становится установление компетентности и ответственности сотрудника. Также внезапной инвентаризацией может выявляться обнаруженная в учете ошибка или усиливаться система внутреннего контроля.

Сроки внезапных проверок не требуют утверждения в составе учетной политике. Они проводятся в силу текущих обстоятельств на основании приказа руководителя о проведении внеплановой инвентаризации с указанием причины проверки.

В бюджетном учреждении

В п.9 Инструкции об отчетности, принятой сказано, что показатели бухгалтерской годовой отчетности бюджетных учреждений должны подтверждаться данными инвентаризации.

Сроки и случаи инвентаризации оговариваются в локальном нормативном акте в рамках формирования учетной политики учреждения.

То есть обязательной считается только годовая инвентаризация. Все прочие случаи могут перечисляться в локальном акте.

При этом закон допускает дублирование перечня случаев, приведенных в и учет требований вышестоящих структур.

Подводя итог можно отметить, что законодательно сроки инвентаризации определены лишь в отношении проверки в преддверии подготовки годового бухгалтерского отчета.

Все прочие случаи и сроки проведения проверки определяет исключительно руководство организации, основываясь на потребностях производства и наличествующих обстоятельствах.

Основания, порядок и сроки проведения инвентаризации в бюджетном учреждении установите в учетной политике. Из статьи вы узнаете, когда проводить обязательную и добровольную инвентаризацию, какие объекты проверять и как оформить результаты.

Когда проводить инвентаризацию в бюджетном учреждении

Инвентаризацию нужно проводить для того, чтобы проверить фактическое наличие имущества и его состояние на установленную дату с данными бухучета. А если при проверке обнаружены ошибки, исправить их в отчетном периоде. Инвентаризация бывает двух видов: обязательная и добровольная.

Случаи добровольной инвентаризации закрепите в учетной политике. Например:

  • внезапные проверки кассы;
  • инвентаризация имущества у вновь нанятых ответственных сотрудников;
  • инвентаризация имущества, если нарушены правила его хранения, приемки, реализации, а также другие случаи.

Внезапные проверки проводите по отдельному распоряжению руководителя. Плановые – утвердите в графике инвентаризаций.

Ежегодно перед годовой отчетностью проводите обязательную инвентаризацию всех объектов бухучета, в том числе и на забалансе. Делайте это в период с 1 октября по 31 декабря. Ревизия нужна для того, чтобы подтвердить достоверность данных годовой отчетности. Также инвентаризация обязательна, когда учреждение:

  • передает имущество в аренду, управление, безвозмездное пользование или на хранение;
  • выкупает или продает имущество – комплекс объектов учета;
  • меняет ответственных, материально ответственных сотрудников;
  • выявляет кражу, злоупотребление или порчу имущества;
  • после стихийных бедствий, пожара, других чрезвычайных ситуаций;
  • реорганизуют или ликвидируют учреждение. Инвентаризацию нужно будет провести перед тем как составить ликвидационный (разделительный) баланс;
  • в других случаях, установленных законодательством или по решению вышестоящего органа. Например, федеральные учреждения инвентаризируют дебиторку по расходам и капвложения .

Какой порядок проведения инвентаризации

Обратите внимание! В 2018 году порядок проведения инвентаризации изменился, пошаговую инструкцию по новым правилам смотрите в рекомендации Системы Госфинансы Далее мы рассмотрим только общие правила проведения инвентаризации.

Есть три способа, как закрепить порядок проведения обязательной и добровольной инвентаризации.

  1. Раздел единого текста учетной политики;
  2. Отдельное приложение к учетной политике;
  3. Локальный акт учреждения со ссылкой на него в учетной политике.

Чаще всего учреждения используют второй вариант. Независимо от выбранного способа в документе нужно прописать:

  • график инвентаризаций в отчетном году. Для ежегодной инвентаризации установите конкретные даты;
  • сроки инвентаризаций;
  • перечень имущества, обязательств, финансовых активов и других объектов для проверки.

Инвентаризация проходит в несколько этапов (таблица 1). На каждом этапе нужно подготовить соответствующий документ.

Таблица 1. Этапы инвентаризации

Этап

Описание

Подготовительный

  • Подготовьте имущества к инвентаризации;
  • подготовьте документы, необходимые для инвентаризации;
  • издайте приказ о проведении инвентаризации;
  • создайте инвентаризационную комиссию;
  • распечатайте инвентаризационные описи материальных ценностей отдельно на каждое материально-ответственное лицо.

Фактический

Комиссия проверяет фактическое наличие имущества и составляет инвентаризационные описи

Сличительный

Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета. Если обнаружено отклонение, то она составляет сличительные ведомости и выявляет причины расхождений

Заключительный

  • Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета,
  • руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении виновных лиц к ответственности.

Как подготовится к проверке

Перед началом инвентаризацией сделайте следующее:

1. Определите, какие объекты будут подвержены проверке. Это могут быть:

  • основные средства,
  • материальные запасы,
  • расчеты с подотчетными лицами,
  • денежные средства в наличной и безналичной форме,
  • расчеты с поставщиками или подрядчиками.

Важно запомнить!

При обязательной инвентаризации проверяйте все объекты учета, а при внеплановой - только те, которые требуют более пристального и тщательного анализа

2. Издайте приказ о проведении инвентаризации.

4. Получите от материально-ответственных лиц расписки о том, что к началу инвентаризации:

  • они сдали в бухгалтерию или передали комиссии все расходные и приходные документы на имущество и отчеты о движении материальных ценностей и денег,
  • оприходовали и списали в расход все ценности, поступившие под их ответственность.

5. Проверьте договора о материальной ответственности и сроки их действия.

Какие функции возложены на инвентаризационную комиссию

Инвентаризацию проводит постоянно действующая комиссия, состав которой утвержден руководителем. Порядок формирования комиссии, пропишите в учетной политике. Включите в ее состав сотрудников:

  • из администрации;
  • бухгалтерии, службы внутреннего контроля или аудита;
  • специалистов других служб и отделов учреждения: инженер, экономист, техник.

В состав комиссии можете включить независимого консультанта, например аудитора из другой компании.

Инвентаризационная комиссия отвечает:

  • за своевременность и соблюдение порядка инвентаризации в соответствии с приказом руководителя,
  • за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках материальных ценностей,
  • за правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации.

До начала инвентаризации комиссия должна:

  • получить из бухгалтерии учётные данные по наличию проверяемых материальных ценностей,
  • проверить весовое и измерительное оборудование,
  • опечатать все места хранения материальных ценностей (чтобы у материально-ответственного лица не было возможности утаить излишки; если инвентаризация внезапная, то материально-ответственное лицо узнаёт о её начале только на этом этапе),
  • предложить материально-ответственному лицу провести по учёту все непроведённые приходно-расходные документы. Председатель комиссии должен расписаться на каждом из этих документов.

Все члены комиссии должны присутствовать во время инвентаризации. Если будет отсутствовать хотя бы один человек, то результаты ревизии могут признать недействительными. Если в учетной политике прописано, что инвентаризировать имущество можно путем онлайн видео- и фотофиксации, то присутствовать лично на проверке не надо. Основание - письмо Минфина № 02-07-10/77499 от 23 декабря 2016 г.

Как оформить результаты инвентаризации

Результаты инвентаризации оформите документально. Комиссия должна на всех инвентаризационных описях на титульной странице поставить свое заключение. После этого все члены комиссии подписывают документы. Ответственный сотрудник также подтверждает своей подписью, что у него нет претензий к членам комиссии и инвентаризация проведена в его присутствии.

На основании инвентаризационных описей составьте акт о результатах инвентаризации (). Подпишите его у комиссии, а затем утвердите руководителем.

Если во время инвентаризации нашли отклонения с учетом, то к акту приложите ведомость расхождений по форме 0504092 .

Если во время инвентаризации поступили новые товары, оформите их отдельной описью и оприходуйте товары после инвентаризации. На сопроводительных документах сделайте отметку «после инвентаризации» и укажите реквизиты описи.

Результаты инвентаризации отразите:

  • в учете и отчетности того месяца, когда ее закончили;
  • в годовой отчетности – для инвентаризации по итогам года;
  • в учете на дату ликвидации или реорганизации – для учреждений, которые ликвидируют или реорганизуют.

Документы до и после проведения инвентаризации

Все основные документы, которые нужно составить к инвентаризации и после ее проведения, приведены в таблице 2.

Таблица 2. Документы до и после проведения инвентаризации

Документ

Форма

Описание

Приказ руководителя о проведение инвентаризации

  • утвержденная (ф. ИНВ-22),
  • произвольная

Можете использовать любую из форм. Главное издать приказ за 10 дней до начала проверки. Пропишите в нем основные моменты по ревизии (причину и сроки проведения, состав комиссии, какое имущество или обязательства подлежат проверке)

Инвентаризационные описи

  • инвентаризационная опись ценных бумаг (ф. 0504081);
  • инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504087);
  • инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088);
  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);
  • инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091).

Сформируйте по данным фактического пересчета и переписи имущества учреждения. Проверьте наименование, инвентарные номера (при наличии) и количественное выражение объектов

Акт о результатах инвентаризации

Акт о результатах инвентаризации ()

Составьте его после того, как проверите все объекты и закроете описи.

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).

Подготовьте документ, если данные фактического и бухгалтерского учета расходятся по каким-либо объектам ревизии

Дополнительные документы

Произвольная форма

Используйте, если нужно дополнительно расшифровать данные или составить пояснения

Приказ руководителя по результатам инвентаризации

Произвольная форма

На основании всех документов по инвентаризации руководитель издает приказ. В нем он прописывает порядок устранения расхождений, а также об ответственности всех установленных виновных лиц.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...