Выездная проверка ип на енвд. Налогоплательщики на усн или енвд: как подготовиться к выездной проверке


Порядок проведения камеральной проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Так, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Проверке подлежат представленные налогоплательщиками декларации, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.

Получается, что налоговики обязаны проводить проверку каждой полученной декларации. Такой вывод сделали и судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24.02.2010 N А42-3884/2009.

ФНС России в своем Письме от 18.12.2005 N 06-1-04/648 указала, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления.

То есть можно сделать вывод, что периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.

Проводится камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Никакого специального решения руководителя налогового органа в данном случае не требуется.

Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Теперь перейдем к процедуре проведения камеральной проверки.

Порядок проведения камеральной проверки

Итак, первое, что проверяется в ходе камеральной налоговой проверки, — это сам факт представления декларации в налоговый орган. Соответственно, если декларация подана позже установленного срока, то налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Обратите внимание: помимо налоговой ответственности за нарушение сроков представления деклараций, предусмотрена еще и административная ответственность. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ штраф за данное нарушение составляет от 300 до 500 руб.

Примечание. Если сумма налога к уплате по декларации составляет 0 руб., налогоплательщику грозит минимальная сумма штрафа в размере 1000 руб.

Возьмите на заметку. Если декларация не представлена, налогоплательщику могут закрыть счет в банке

В случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока, руководитель налоговой инспекции может принять решение о приостановлении его операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. И делается это не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.

Об этом — п. 3 ст. 76 НК РФ.

Дальнейшую процедуру камеральной налоговой проверки можно разделить на несколько этапов:

— визуальное ознакомление и проверка заполнения всех необходимых реквизитов. Так, в представленной налогоплательщиком декларации может быть нечетко прописан или отсутствовать вовсе какой-либо обязательный реквизит (ИНН или налоговый период), который позволяет идентифицировать декларацию. В таком случае налоговики уведомляют организацию или индивидуального предпринимателя о необходимости представить полностью заполненную декларацию;

— проверка правильности исчисления налоговой базы;

— проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

— проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

— проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству.

При проверке правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

— проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

— проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

— взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;

— оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

Проверяем декларацию по ЕНВД

Прежде всего напомним, что действующая форма декларации по единому налогу утверждена Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ срок представления налоговой декларации по ЕНВД — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Соответственно, после указанного срока налоговые органы начинают проводить камеральные проверки всех представленных деклараций по единому налогу.

Примечание. Этим же Приказом утвержден Порядок заполнения декларации по ЕНВД.

Для проверки правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф налоговики используют Контрольные соотношения.

ФНС России своим Письмом от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ направила Контрольные соотношения показателей декларации по ЕНВД для использования в работе нижестоящими налоговыми органами. В свою очередь налогоплательщики тоже могут использовать указанные соотношения для проверки правильности расчета налога и заполнения декларации.

Что же такое Контрольные соотношения? Под ними понимаются так называемые формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации относительно других показателей этой же отчетности, иных документов или показателей, установленных НК РФ.

В ходе проведения камеральной проверки декларации по ЕНВД налоговики используют две группы контрольных соотношений:

— внутридокументные;

— междокументные.

Примечание. Контрольные соотношения (КС) указаны в Приложении к Письму ФНС России от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@.

Внутридокументные контрольные соотношения определяют соответствие показателей, отраженных в различных разделах налоговой декларации (КС N N 1.1 — 1.10). Обычно эти соотношения проверяются в автоматизированном режиме при помощи специальной компьютерной программы.

Вторая группа контрольных соотношений проверяется вручную. В данном случае инспектор сопоставляет показатели налоговой декларации с информацией, содержащейся в иных документах (КС N N 4.1.1 — 4.3.55).

Такие иные документы (например, правоустанавливающие документы на нежилые помещения, гражданско-правовые договоры, договоры аренды и т.п.) могут быть либо представлены самим налогоплательщиком, либо запрошены налоговиками у соответствующих органов. В частности, для проверки количества транспортных средств, имеющихся в собственности «вмененщика», налоговый инспектор может направить соответствующий запрос в ГИБДД, а для уточнения данных по площадям помещений или земельных участков — в органы БТИ.

Права налогоплательщиков в ходе камеральной проверки

Специалисты ФНС России в Письме от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ указали, что при невыполнении Контрольных соотношений налогоплательщику направляется письменное уведомление о представлении пояснений. На представление таких пояснений «вмененщику» предоставляется пять дней.

В свою очередь организации или предприниматели, получившие такое уведомление, либо представляют соответствующие пояснения с приложением подтверждающих документов, либо подают уточненную налоговую декларацию.

Заметим: представление пояснений, равно как и подтверждающих документов, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому привлечь налогоплательщика к ответственности в данном случае не получится. Однако лучше не игнорировать уведомление налогового органа. Ведь это, вполне возможно, избавит организацию или индивидуального предпринимателя от доначисления налога, начисления пеней и штрафа по итогам камеральной налоговой проверки.

Форма, в которой налогоплательщик должен представить пояснения, законодательно не утверждена. Поэтому ее можно разработать самостоятельно. Кроме того, не запрещены законодательством и устные пояснения. Так, налоговики вправе вызвать налогоплательщика или его представителя в инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой налогов или проведением проверки (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Оформляем результаты камеральной проверки

После того как налоговый инспектор получил и изучил все необходимые документы, камеральная проверка заканчивается. Однако налогоплательщик получает документ, свидетельствующий об окончании проверки, только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения налогового законодательства. В противном случае вручения акта не будет. Ведь действующее законодательство не обязывает налоговиков уведомлять налогоплательщика об окончании камеральной проверки. На это указали специалисты УФНС России по г. Москве в Письме от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@.

В соответствии со ст. 100 НК РФ при установлении факта налогового правонарушения составляется акт камеральной налоговой проверки. Срок для этого — 10 дней с момента окончания проверки. Составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Один экземпляр акта налоговой проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. Заметим, что акт также можно вручить представителю налогоплательщика под роспись или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

После получения акта камеральной проверки налогоплательщик вправе подать на него возражения. Это следует из положений п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которым в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих «вмененщик» может представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Срок представления таких возражений — 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность.

К сведению: непредставление возражений по акту камеральной проверки не означает, что налогоплательщик согласен с претензиями налоговиков. Ведь пояснения в налоговый орган можно представлять и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, и при обжаловании решений в вышестоящем налоговом органе или суде. Об этом — п. 4 ст. 101, ст. 137, п. п. 1 и 2 ст. 138 НК РФ, ст. 41 АПК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 N А64-1496/08-22.

По истечении 15 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта камеральной проверки налоговые органы обязаны известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. После чего в назначенное время налоговики (в присутствии налогоплательщика или без него) рассматривают все материалы проверки и возражения налогоплательщика и выносят окончательное решение по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Обратите внимание: в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О). В данном случае срок окончания камеральной налоговой проверки может быть перенесен еще на месяц.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма их проведения.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):

— о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Принятое решение также необходимо вручить налогоплательщику. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Решение, принятое по результатам камеральной проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику. Оспорить такое решение «вмененщик» вправе путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд.

Порядок проведения камеральной проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Так, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Проверке подлежат представленные налогоплательщиками декларации, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.Получается, что налоговики обязаны проводить проверку каждой полученной декларации. Такой вывод сделали и судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24.02.2010 N А42-3884/2009.ФНС России в своем Письме от 18.12.2005 N 06-1-04/648 указала, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления.То есть можно сделать вывод, что периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.Проводится камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Никакого специального решения руководителя налогового органа в данном случае не требуется.Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.Теперь перейдем к процедуре проведения камеральной проверки.
Порядок проведения камеральной проверки
Итак, первое, что проверяется в ходе камеральной налоговой проверки, — это сам факт представления декларации в налоговый орган. Соответственно, если декларация подана позже установленного срока, то налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ.Обратите внимание: помимо налоговой ответственности за нарушение сроков представления деклараций, предусмотрена еще и административная ответственность. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ штраф за данное нарушение составляет от 300 до 500 руб.
Примечание. Если сумма налога к уплате по декларации составляет 0 руб., налогоплательщику грозит минимальная сумма штрафа в размере 1000 руб.
Возьмите на заметку. Если декларация не представлена, налогоплательщику могут закрыть счет в банкеВ случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока, руководитель налоговой инспекции может принять решение о приостановлении его операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. И делается это не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.Об этом — п. 3 ст. 76 НК РФ.
Дальнейшую процедуру камеральной налоговой проверки можно разделить на несколько этапов:- визуальное ознакомление и проверка заполнения всех необходимых реквизитов. Так, в представленной налогоплательщиком декларации может быть нечетко прописан или отсутствовать вовсе какой-либо обязательный реквизит (ИНН или налоговый период), который позволяет идентифицировать декларацию. В таком случае налоговики уведомляют организацию или индивидуального предпринимателя о необходимости представить полностью заполненную декларацию;- проверка правильности исчисления налоговой базы;- проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;- проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;- проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству.При проверке правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:- проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;- проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;- взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;- оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.
Проверяем декларацию по ЕНВД
Прежде всего напомним, что действующая форма декларации по единому налогу утверждена Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ срок представления налоговой декларации по ЕНВД — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Соответственно, после указанного срока налоговые органы начинают проводить камеральные проверки всех представленных деклараций по единому налогу.
Примечание. Этим же Приказом утвержден Порядок заполнения декларации по ЕНВД.
Для проверки правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф налоговики используют Контрольные соотношения.ФНС России своим Письмом от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ направила Контрольные соотношения показателей декларации по ЕНВД для использования в работе нижестоящими налоговыми органами. В свою очередь налогоплательщики тоже могут использовать указанные соотношения для проверки правильности расчета налога и заполнения декларации.Что же такое Контрольные соотношения? Под ними понимаются так называемые формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации относительно других показателей этой же отчетности, иных документов или показателей, установленных НК РФ.В ходе проведения камеральной проверки декларации по ЕНВД налоговики используют две группы контрольных соотношений:- внутридокументные;- междокументные.
Примечание. Контрольные соотношения (КС) указаны в Приложении к Письму ФНС России от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@.
Внутридокументные контрольные соотношения определяют соответствие показателей, отраженных в различных разделах налоговой декларации (КС N N 1.1 — 1.10). Обычно эти соотношения проверяются в автоматизированном режиме при помощи специальной компьютерной программы.Вторая группа контрольных соотношений проверяется вручную. В данном случае инспектор сопоставляет показатели налоговой декларации с информацией, содержащейся в иных документах (КС N N 4.1.1 — 4.3.55).Такие иные документы (например, правоустанавливающие документы на нежилые помещения, гражданско-правовые договоры, договоры аренды и т.п.) могут быть либо представлены самим налогоплательщиком, либо запрошены налоговиками у соответствующих органов. В частности, для проверки количества транспортных средств, имеющихся в собственности «вмененщика», налоговый инспектор может направить соответствующий запрос в ГИБДД, а для уточнения данных по площадям помещений или земельных участков — в органы БТИ.
Права налогоплательщиков в ходе камеральной проверки
Специалисты ФНС России в Письме от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ указали, что при невыполнении Контрольных соотношений налогоплательщику направляется письменное уведомление о представлении пояснений. На представление таких пояснений «вмененщику» предоставляется пять дней.В свою очередь организации или предприниматели, получившие такое уведомление, либо представляют соответствующие пояснения с приложением подтверждающих документов, либо подают уточненную налоговую декларацию.Заметим: представление пояснений, равно как и подтверждающих документов, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому привлечь налогоплательщика к ответственности в данном случае не получится. Однако лучше не игнорировать уведомление налогового органа. Ведь это, вполне возможно, избавит организацию или индивидуального предпринимателя от доначисления налога, начисления пеней и штрафа по итогам камеральной налоговой проверки.Форма, в которой налогоплательщик должен представить пояснения, законодательно не утверждена. Поэтому ее можно разработать самостоятельно. Кроме того, не запрещены законодательством и устные пояснения. Так, налоговики вправе вызвать налогоплательщика или его представителя в инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой налогов или проведением проверки (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Оформляем результаты камеральной проверки
После того как налоговый инспектор получил и изучил все необходимые документы, камеральная проверка заканчивается. Однако налогоплательщик получает документ, свидетельствующий об окончании проверки, только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения налогового законодательства. В противном случае вручения акта не будет. Ведь действующее законодательство не обязывает налоговиков уведомлять налогоплательщика об окончании камеральной проверки. На это указали специалисты УФНС России по г. Москве в Письме от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@.В соответствии со ст. 100 НК РФ при установлении факта налогового правонарушения составляется акт камеральной налоговой проверки. Срок для этого — 10 дней с момента окончания проверки. Составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Один экземпляр акта налоговой проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. Заметим, что акт также можно вручить представителю налогоплательщика под роспись или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения.После получения акта камеральной проверки налогоплательщик вправе подать на него возражения. Это следует из положений п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которым в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих «вмененщик» может представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Срок представления таких возражений — 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность.К сведению: непредставление возражений по акту камеральной проверки не означает, что налогоплательщик согласен с претензиями налоговиков. Ведь пояснения в налоговый орган можно представлять и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, и при обжаловании решений в вышестоящем налоговом органе или суде. Об этом — п. 4 ст. 101, ст. 137, п. п. 1 и 2 ст. 138 НК РФ, ст. 41 АПК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 N А64-1496/08-22.По истечении 15 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта камеральной проверки налоговые органы обязаны известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. После чего в назначенное время налоговики (в присутствии налогоплательщика или без него) рассматривают все материалы проверки и возражения налогоплательщика и выносят окончательное решение по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).Обратите внимание: в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О). В данном случае срок окончания камеральной налоговой проверки может быть перенесен еще на месяц.В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма их проведения.По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.Принятое решение также необходимо вручить налогоплательщику. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.Решение, принятое по результатам камеральной проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику. Оспорить такое решение «вмененщик» вправе путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд.

Ромашкина Е.Г. Налоговая проверка: что нужно знать «вмененщику» (часть 1) // Вмененка. 2013. N 8. С. 24 — 28.

Жизнь российского предпринимателя спокойной не назовешь. Кроме собственно ведения бизнеса, уплаты налогов и взносов, выстраивания отношений с клиентами и партнерами, получения прибыли (которая и является главной целью предпринимательской деятельности), надо еще успевать следить за изменениями законодательства и отчетности.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства

В дополнение к этому, бизнесмен постоянно находится под недремлющим оком многочисленных надзорных органов. Государственный контроль и надзор за ведением предпринимательской деятельности можно разделить на следующие группы:

— налоговый контроль, проводимый в соответствии с гл. 14 НК РФ;

— неналоговый или административный контроль, регулируемый законом № 294-ФЗ;

— специальные виды контроля, такие как валютный, таможенный, банковский контроль, контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулируются отдельными законами.

Закон, от 26.12.2008 № 294-ФЗ, названный «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отводит собственно защите прав налогоплательщиков лишь несколько небольших статей. Весь остальной текст посвящен многочисленным видам государственного контроля, порядку его проведения, организации плановых и внеплановых проверок.

К административным (неналоговым) видам контроля относят лицензионный контроль, надзор за соблюдением трудового законодательства, государственный, пожарный, строительный надзоры и др. Относительно плановых неналоговых проверок ситуация более-менее прозрачна, т.к. статья 9 закона № 294-ФЗ обязывает Генеральную прокуратуру публиковать на своем сайте ежегодный сводный план проверок.

Причиной же проведения внеплановых проверок может стать, согласно ст. 10 (2) этого закона, любое заявление граждан, бизнесменов, госорганов об угрозе вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде и объектам культурного наследия государственной безопасности или чрезвычайных ситуаций. Если добавить сюда еще и жалобы на нарушенные права потребителей, то можно сказать, что вероятность стать объектом внеплановой проверки может быть выше, чем попадание в список плановых.

Налоговый контроль

Мероприятия, проводимые в рамках любого из неналогового контроля, конечно, могут негативно сказаться на деятельности предпринимателя, но мало что может обеспокоить его сильнее, чем известие о проведении выездной налоговой проверки.

Налоговая проверка — это мероприятие налогового контроля, целью которого является проверка соблюдения плательщиками налогов и сборов, а также налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

К последствиям налоговой проверки можно отнести не только сами суммы доначислений, пеней, штрафов, но и разрушенные деловые связи, которые нарабатывались годами. Налоговому инспектору ничего не стоит, например, при проверке декларации или договора, затребовать у вашего контрагента выписку по счетам или документы, относящиеся к сделке, допросить его руководителя или бухгалтера. Понятно, что партнеры такому вниманию со стороны налоговиков к вашему бизнесу вряд ли обрадуются, что вполне может сказаться на вероятности дальнейшего сотрудничества.

Проводиться налоговая проверка может в виде камеральной или выездной. Камеральная проверка проходит в постоянном режиме относительно всех налогоплательщиков, и представляет собой проверку каждой сданной декларации, отчета и других документов, представленных в налоговую инспекцию.

О том, что проводится камеральная проверка, налогоплательщик узнает только, если в его отчетности будут выявлены ошибки, несовпадения, если был заявлен убыток или в уточненной декларации уменьшена сумма налога к выплате. В этих случаях необходимо в течение пяти дней ответить на требование налоговой инспекции о представлении пояснений.

Выездная налоговая проверка

В отличие от камеральной, выездная проверка проводится выборочно, и некоторые налогоплательщики могут избежать такой участи на протяжении всей своей деятельности.

Средний размер доначислений по результатам выездной проверки превышает 5 млн рублей. Конечно, эта сумма, как и средняя температура по больнице, не одинакова для всех налогоплательщиков, так например, штрафы почти на порядок выше у юридических лиц, чем у ИП.

Известно, что выездные налоговые проверки проводятся по плану, который является внутренним конфиденциальным документом ФНС и найти его в открытом доступе невозможно. Для того, чтобы налогоплательщики все-таки знали о том, насколько велики их шансы на включение в план проверок, Приказом ФНС № ММ-3-06/333@) от 30.05.2007 была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

Приказ также содержит «Общедоступные критерии рисков самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков», которые позволяют бизнесмену оценить, насколько он в своей деятельности приблизился к опасным значениям. Среди этих критериев:

— размер налоговой нагрузки ниже среднего уровня в конкретной отрасли (расчет нагрузки приводится в Прил. № 3 к Приказу);

— заработная плата работника налогоплательщика ниже средней по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

— суммы расходов ИП максимально приближены к сумме доходов;

— финансово-хозяйственная деятельность ведется с высоким налоговым риском (связи с однодневками или недобросовестными контрагентами);

— отсутствие пояснений на запрос налоговой инспекции о несоответствии показателей деятельности;

— неоднократное приближение к предельным значениям показателей, дающих право применять специальные налоговые режимы (например, площадь торгового зала 150 кв. м для ЕНВД или численность работников 100 человек для УСН).

Попасть в план выездных проверок можно не только по указанным критериям риска, но и по другой информации, приходящей к налоговикам. Такая информация может поступать как из официальных источников, в том числе, по результатам неналоговых проверок, так и от других лиц, например, по заявлению работника о выплате зарплаты в конвертах.

Анализируют также применение налогоплательщиком серых налоговых схем для минимизации налогов и его связи с недобросовестными контрагентами.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Конечно, полностью защититься от попадания в жернова такой проверки невозможно, т.к. повлиять на это могут слишком много факторов, зачастую не зависящих от предпринимателя. Тем не менее, риски проведения выездной проверки все-таки можно снизить, если соблюдать следующие правила:

— своевременно и полно уплачивать налоги и страховые взносы;

— сдавать вовремя и, по возможности, без ошибок необходимую ;

— отвечать на требования налоговой инспекции о представлении пояснений по результатам камеральных проверок;

— соблюдать трудовое законодательство и следить, чтобы официальная зарплата ваших работников была не ниже средней по вашему региону и виду деятельности;

— проявлять осмотрительность при выборе контрагентов;

— стараться так вести свою деятельность или выбирать такой налоговый режим, чтобы не отражать в отчетности убытков или значительных, по сравнению с доходами, расходов;

— не приближаться к предельным значениям, позволяющим применять специальные налоговые режимы;

— следить за тем, насколько ваша налоговая нагрузка соответствует среднему уровню;

— соблюдать требования отдельных видов законодательства, например, о защите прав потребителей, банковского, лицензионного и др.;

— не использовать сомнительные способы снижения налоговой нагрузки, так называемые налоговые схемы.

Риски налоговой проверки для ИП обновлено: Ноябрь 30, 2018 автором: Все для ИП

Индивидуальные предприниматели наравне с юридическими лицами подвергаются проверкам со стороны Инспекции ФНС. В ходе проведения мероприятий контроля определяются правильность соблюдения налогового законодательства, указания доходов в отчетности, наличие учетной документации. Законодательством установлены виды налоговых проверок камерального и выездного типа.

Необходимость проверок возникает:

  • По факту получения данных от отдела аудита ИФНС. После проведения анализа соответствия данных по нескольким отчетным периодам, не охваченных проверкой, инспекторы отдела представляют информацию о необходимости включения ИП в план проверок. В ряде случаев контроль назначается при несопоставимости данных, например, доходов по разным налогам – НДФЛ, единого налога и НДС.
  • При отсутствии проверок в течение длительного периода деятельности. ИФНС старается провести мероприятие контроля в пределах 3 лет – срока исковой давности. Предприниматели с малыми оборотами, доходом и при отсутствии имущества подвергаются контролю реже 3 лет.
  • После появления обстоятельств, вынуждающих к проверке – получение информации по встречным мероприятиям других отделений ИФНС и органов МВД о возможном применении незаконных схем при ведении деятельности.
  • В случае подачи декларации, по результатам которой необходимо вернуть денежные средства из бюджета. Проверки преимущественно осуществляются при возврате НДС, указанных в декларации.

Вне зависимости от причин, побудивших к мероприятию контроля, процедура осуществляется в соответствии с Регламентом проведения проверок.

Внимание! ИП и лицам, ответственным за состояние учета предпринимателя, желательно ознакомиться с правилами проведения проверок, правами и обязанностями инспекторов.

Документальное оформление начала мероприятия контроля

Проверка, инициированная налоговым органом, оформляется документально. О начале проверки Инспекция уведомляет предпринимателя документами:

  • Решением о проверке. Форма составляется на фирменном бланке учреждения, право ее подписи имеет руководитель или заместитель – должностное лицо, имеющее равные с начальником Инспекции права. Документ содержит суть мероприятия с указанием лица, в отношении которого назначена проверка.
  • Требованием о представлении документов. Перечень включает подробный список бумаг, обязательных к представлению и период, за который формы представляются. На подготовку пакета документов налогоплательщику дается срок, указанный в требовании.

Регламент не допускает требовать от ИП формы, не описанной в требовании. На практике возникают случаи, когда инспектор запрашивает формы, указанные в требовании как «иные». Не стоит препятствовать дополнительным просьбам инспекторов. Упрощение процедуры проверки идет на пользу налогоплательщику для предупреждения возможного субъективного отношения.

Желательно представить документы строго согласно указанного в требовании срока и перечня. При отсутствии ряда документов можно дополнить представленный список в ходе проверки. Если подача форм производится в ИФНС, пакет бумаг сопровождается письмом с указанием перечня. После приемки документов на экземпляре ИП представитель Инспекции должен поставить штамп с входящим номером и датой.

Внимание! Дополнительная сдача запрашиваемых документов удлиняет срок проведения контроля.

Сроки проведения мероприятий налогового контроля

Законодательство установило сроки проверок предпринимателей:

  • Длительность камеральной ревизии составляет 90 дней.
  • Срок проведения выездного мероприятия контроля – 2 месяца.

Исчисление периода производится на следующий после вынесения решения о проверке день и по дату составления справки об окончании проверки. Составлением справки занимается инспектор, назначенный на ревизию. Справка – внутренний документ инспекции, позволяющий определить срок, предоставляемый для написания акта.

Процедура проверки может быть продлена на срок до 6 месяцев в случаях:

  • Приостановки мероприятия. Временное прекращение проведения мероприятия может возникнуть, если инспекция узнает о фактах, требующих получения дополнительных запросов. Проверка может быть приостановлена и по инициативе ИП при наличии уважительных причин – отпуска, болезни ИП или бухгалтера. Каждый отдельный случай рассматривается индивидуально.
  • Возникновения непредвиденных ситуаций, пожара, затопления документации и иных форс-мажорных обстоятельств.
  • Других причин, допускаемых законодательством.

Процедура продления должна быть оформлена документально.

Камеральные проверки

По деятельности предпринимателей часто проводятся камеральные проверки – мероприятия, в ходе реализации которых осуществляется контроль одного или нескольких налогов по одному вопросу. Например, инспекция может проверить полноту уплаты земельного налога по основанию (правильное использование категории земель) и включение суммы в размер профессионального вычета или только доходов, полученных в конкретном периоде.

В стандартном варианте полнота уплаты и исполнение требований законодательства охватывает один отчетный или налоговый период, но иногда инспектор проверяет дополнительный период для создания полной картины о доходах, операциях по расчетным счетам в банке, движении активов.

Особенность проведения камерального мероприятия:

  • Документы предпринимателем представляются по запросу.
  • ИП не имеет права участвовать или наблюдать за проверкой.

После того как у инспектора возникнут вопросы, лицо может быть вызвано для допроса и дачи пояснительных показаний. Пояснения или протокол оформляются в письменном виде. После дачи показаний ИП или его официальный представитель должен подписать документ. При возникновении возражений лицо имеет право сделать запись на протоколе в форме замечаний или дополнений.

Выездные проверки ИП

В ходе проведения мероприятия производится сплошная или выборочная проверка документов за указанный в решении период. Ревизии подвергаются преимущественно крупные компании, оформленные в качестве ИП. В ходе инспекции значительное внимание уделяется денежным операциям.

Особенности проверки:

  • Предприниматели не ведут в полном объеме бухгалтерский документооборот.
  • Средства на расчетных счетах в банках используются как ИП, так и физическим лицом.
  • В отношении ИП имеются послабления кассовой дисциплины. Часть предпринимателей имеют право не рассчитывать лимит кассы (на ПНС, ЕНВД) и может не сдавать сверхлимитную выручку на счет в банке.

ИП не составляет баланса и имеет право брать денежные средства из кассы и со счета без предупреждения и подотчета, что затрудняет определение доходов. В ряде систем, например, ЕНВД, определение выручки не включается в план мероприятий.

Особенность проверок ИП на ЕНВД

Для ИП, использующих режим ЕНВД, контроль производится преимущественно камеральным способом. Предприниматели на ЕНВД имеют право вести учет только физического показателя, на основании которого основывается налогообложение. На величину обязательств размер полученных доходов не влияет. Даже при наличии расчетных счетов необходимость в выездной проверке не возникает.

Предприниматели, применяющие ЕНВД, могут не использовать зарегистрированные в налоговой инспекции ККМ для подтверждения доходов. При расчетах с населением предприятие выдает форму, аналогичную чеку и обозначенную в законодательных актах как «иной документ». Бланк может разрабатываться самим ИП, применяющим ЕНВД с содержанием важных реквизитов ИП и покупки. Для расчетов по услугам по ЕНВД используется БСО. В результате отсутствия необходимости регистрации ККМ кассовая дисциплина не проверяется.

Порядок выездных проверок сохраняется только в отношении ИП на ЕНВД, имеющих имущество. После назначения выездной проверки ревизии подвергается недвижимость и земельные участки, применяемые для ведения деятельности, попадающей под ЕНВД.

Дополнительные мероприятия, проводимые в ходе проверки

В связи со сложностью реализации проверок ИП ИФНС часто проводит дополнительные мероприятия. Налоговая инспекция имеет право получить полную информацию о ведении деятельности предпринимателя – полученных им доходах, активах и иных источниках налогообложения. Инспекцией проводятся:

  • Выезд на место ведения деятельности, расположения имущества и складов.
  • Проведение опроса наемных работников, в том числе уволенных с предприятия.
  • Осуществление инвентаризации активов.
  • Получения распечаток и выписок с расчетного счета.

В ходе проверки налоговые инспекторы могут привлекать экспертов, свидетелей и использовать иные возможные источники информации.

Документы, вручаемые ИП по окончании проверки

По окончании выездной проверки налогоплательщику вручаются:

  • Акт, подробно описывающий деятельность ИП, его структуру, состояние учета, недостатки в разрезе каждого из уплачиваемых налогов. При наличии нарушений в акте указываются суммы доначислений налога, дополненных пени.
  • Решение, содержащие краткое описание результатов проверки, начисленные недоимки и штрафные санкции. Если Инспекция не выявила нарушений, решение не составляется. Налогоплательщику вручается только акт.

Полученный предпринимателем акт должен быть подписан лично либо лицом, действующим от его имени по нотариально заверенной доверенности. Для подписания документа ИП получает предупреждение о необходимости явки в инспекцию. После того, как акт был получен, предприниматель может подать возражения.

Предприниматель имеет право опровергнуть позиции ИФНС в отношении доходов, налогов, расходов и иных показателей.

Условия предъявления возражений:

  • Законодательством вне зависимости от вида проверки предоставляется 15 календарных дней, в течение которых ИП может опротестовать действия Инспекции.
  • Подсчет срока на предоставление возражений начинается со следующего после получения акта дня.
  • В случае уклонения от получения акта ИФНС направляет документ почтой. Величина срока увеличивается на 6 дней вне зависимости от даты вручения.
  • Претензии принимаются в письменном виде с аргументацией позиции.

О результатах камеральной проверки ИП может не узнать, если нарушений в ходе ревизии не обнаружено. В случае принятия решения о возмещении НДС налогоплательщику выдается документ о правомочности вычета.

Блокировка счетов

Мероприятие контроля может выявить серьезные нарушения по вопросам соблюдения налогового законодательства. В отношении налогоплательщика возникают пресекающие деятельность меры. Одним из существующих способов служит закрытие счета или ограничение доступа к операциям.

Налоговая инспекция имеет право закрыть счет через 5 дней после вынесения решения камеральными отделами учреждения. Например, если ИП не сдал отчетность, через 10 дней списки о нарушителях попадают в камеральный отдел. Те, в свою очередь, в течение 5 дней формируют решение о закрытии счета. Если налогоплательщик не принял меры и поздно узнал о мероприятии, разблокировать счет можно только по решению ИФНС.

Форма представления документов для проверки

Мероприятие контроля может проводиться:

  • На территории Инспекции. Документы предоставляются в учреждение при камеральном контроле и выездной проверке в случае отсутствия у ИП возможности предоставить налоговому инспектору отдельное рабочее место.
  • На территории налогоплательщика. Документы представители ИФНС будут проверять на территории ИП – ведения деятельности или в офисном помещении.

Бумаги представляются в заверенных копиях. Если одноименных документов более одного листа, формы сшиваются. В ряде инспекций предусматривается подшивка в папки без скрепления документов между собой. Каждый из документов должен быть заверен предпринимателем с фразой «копия верна», наименованием ИП и подписью. Если документы прошиты с соблюдением правил, допускается заверение только первой страницы.

Внимание! Инспектор имеет право просить представить оригиналы документов для сличения с копиями. На практике подлинники запрашиваются в редких случаях.

Налоговая проверка после закрытия ИП

Некоторых индивидуальных предпринимателей волнует вопрос о возможности проверки со стороны ИФНС после прекращения деятельности. Чаще всего выездные мероприятия контроля проводятся при закрытии ИП (аннулировании регистрации). При закрытии ИП на вмененке необходимость выездной проверки рассматривается в каждом случае отдельно.

Но процедура может проводиться в течение 3 лет после прекращения статуса ИП. Законодательно это разрешается. Механизм проведения мероприятия контроля не отличается от стандартной формы. При обнаружении фактов нарушения налогового законодательства физическое лицо может быть привлечено к ответственности. Поэтому прекращая вести предпринимательскую деятельность, не забудьте рассчитаться со всеми долгами перед налоговой инспекцией.

Как не повторить ошибок компаний «ТрансТехСервис» и «Народные двери»

Сегодня дела, связанные с неправомерным, по мнению налогового органа, применением ЕНВД, выходят по количеству на второе место после дел по фирмам-однодневкам. Налоговики набили руку и теперь активно наращивают объемы. Суды в большинстве случаев их поддерживают - кризис, проблемы с наполнением бюджета. О том, как не попасть под колпак налоговиков, читайте в материале для «БИЗНЕС Online» от партнеров юридической компании «АНП Зенит» Гузель Валеевой и Юлии Заздравной.

НАЛОГОВИКИ НАБИЛИ РУКУ И АКТИВНО НАРАЩИВАЮТ ОБЪЕМЫ

Те, кто не знает налогов, расплачиваются за тех, кто знает их слишком хорошо.

Эмиль Фромантель, директор департамента подоходного налога,
персонаж пьесы Л. Вернейля и Ж. Берр «Школа налогоплательщиков»

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) многими понимается как «льготный» налоговый режим для микробизнеса, то есть тот режим, который не может быть источником значительных налоговых доначислений.

Данное заблуждение многим обошлось в многомиллионные доначисления. Например, в прошлом году мы представляли интересы организации, которой доначислили более 30 млн. рублей. В результате перевода на ЕНВД и справедливого рассмотрения дела в пользу налогоплательщика мы добились только в Конституционном суде РФ. Кстати, это было единственное постановление, принятое Конституционным судом РФ по налоговому делу в 2014 году.

Такие случаи далеко не единичны. Сегодня дела, связанные с неправомерным, по мнению налогового органа, применением ЕНВД, выходят по количеству на второе место после дел по фирмам-однодневкам. Налоговики набили руку, сформировали определенную практику и теперь активно наращивают объемы.

Суды, надо сказать, в большинстве случаев их поддерживают, сами понимаете, кризис, проблемы с наполнением бюджета и т. д. Вообще, это железный признак кризиса - количество дел, рассмотренных в пользу налоговой, значительно увеличивается, а политика государства приобретает фискальный уклон. Справедливости ради надо отметить: из высоких кабинетов сейчас звучат совершенно правильные слова о необходимости защиты бизнеса, но дистанцию от слов до дела проходят редко. Не в пример чаще словесное давление на бизнес быстро реализуется в практические действия на всех уровнях власти, с чем мы сегодня и сталкиваемся. Самое страшное, что происходящее сегодня полностью соответствует эпиграфу: те, кто не знает налогов, расплачиваются за тех, кто знает их слишком хорошо.

Так что если ваша деятельность связана с розничной торговлей и применением ЕНВД либо вы просто заинтересованы в формировании качественной системы налоговой безопасности (понимание логики доначислений и доказывания всегда пригодится), то наш опыт будет вам полезен. Предупрежден - значит, вооружен.

ВМЕСТО 2 МЛН. ДОНАЧИСЛЕНИЙ 10 МИЛЛИОНОВ

Итак, ЕНВД - это специальный налоговый режим для определенных видов деятельности. Его суть в следующем: несмотря на название «налог на доход», размер уплачиваемого предпринимателем единого налога на вмененный доход прямо от дохода предприятия или предпринимателя не зависит. Напротив, в качестве налоговой базы по данному налогу законодатель установил различные показатели-критерии, например, квадратные метры, наемные работники, но только не рубли.

Помимо общих ограничений (максимальная численность сотрудников - 100 человек, максимальная доля участия других юридических лиц - не более 25% и т. д.) для розничной торговли предусмотрены следующие ограничения:

  • по виду продукции; не переводится на уплату ЕНВД реализация большинства типов транспортных средств (автомобили, автобусы, прицепы, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л. с.), топлива (автомобильного бензина, дизельного топлива, моторных масел и прямогонного бензина), газа, продукции собственного производства (изготовления) и пр.;
  • по площади; максимально разрешенная площадь торгового зала магазина либо павильонов - 150 кв. м; для объектов торговли, не имеющих торговых залов (например, киосков, лотков, прилавков), и объектов нестационарной торговой сети (развозная и разносная торговля) ограничений по площади не предусмотрено.

На первый взгляд ничего сложного, но вот вам простенький пример.

Абсолютно одинаковые организации арендуют абсолютно одинаковые магазины, расположенные на одной улице друг напротив друга, в которых они абсолютно одинаково торгуют одними и теми же стройматериалами по образцам. Обе организации применяют ЕНВД. Есть только единственное формальное отличие - в одном случае в договоре аренды и техническом паспорте арендованное помещение указано как торговое помещение, а в другом - как административное (офисное). Здравый смысл подсказывает, что налоговые последствия их деятельности должны быть одинаковыми, ведь фактические взаимоотношения одни и те же.

Но все не так просто - после первой налоговой проверки вы с ужасом узнаете, что применяли ЕНВД неправомерно, а значит, весь полученный доход в течение трех предыдущих лет необходимо обложить по иной системе налогообложения. Да, подход сугубо формальный, но вам от этого легче не становится.

А проблемы между тем могут только начинаться. Например, случай из нашей практики - налогоплательщик совмещал ЕНВД и УСН (упрощенная система налогообложения). По УСН за 2012 год был доход 50 млн. рублей, то есть в ограничение дохода в 60 млн. рублей для применения УСН он укладывался. Проверка, перевод с ЕНВД, необходимость дополнительного включения в доходы суммы 11 млн. рублей. В результате общий годовой доход - 61 млн. рублей, то есть организация автоматически «слетает» на общую систему налогообложения, а это и налог на прибыль, и НДС, и т. д. Причем сразу за два года, ведь вернуться на УСН можно не ранее чем через год после утраты права. В итоге вместо стандартных 2 млн. рублей - доначисления на сумму более 10 млн. рублей. Зима, как всегда, пришла неожиданно...

А все лишь потому, что в техническом паспорте и договоре аренды помещение обозначено как административное, офисное.

Другой вариант - организация торгует автомобилями и запасными частями. Торговлю автомобилями на ЕНВД перевести не могут (законодательное ограничение), а вот торговлю запасными частями перевели. Но вся торговля в одном зале, конструктивно площадь, используемая для торговли аксессуарами, никак не выделена, еще ряд нюансов - и в результате доначисления составили свыше 40 млн. рублей.

Самое плохое, что до сих пор нет четких правил, выполняя которые налогоплательщик мог бы спать спокойно. Однако есть ряд действий, значительно сокращающих налоговые риски. И наоборот - их игнорирование может повлечь плачевные результаты, ведь потери могут быть не только финансовыми.

Хочу заострить внимание на удивительной способности нашего человека пренебрегать элементарными правилами налогового планирования, полагаться на наше родное авось.

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ЗАКОНОВ ФИЗИКИ ОТ ЗАКОНОВ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ?

Нарушить физические законы вам не удастся: если кинули камень вверх, он сразу обратно на голову и упадет. Второй раз никто и не пробует, все понимают, что так делать нельзя. А если вы совершите ошибку в налоговом планировании, ничего сразу не произойдет. Реакция возникнет позже, потому что в цепи обратной связи возникает задержка. Потому что бизнес сегодня, деньги поступят завтра, а проверка может быть когда-нибудь. Тем временем импульс принятого вами решения идет по системе от звена к звену какое-то время. И пока возникшая на него реакция возвращается к вам обратно, ее видимое отсутствие порождает ощущение безнаказанности за нарушение. И потому мы наблюдаем их стойкое игнорирование: раз ничего не происходит, значит, можно нарушать! Как если бы вы кинули вверх камень, а он бы обратно не упал! Вы кидаете следующий, а он тоже не падает! Вот здорово! Всем можно кидать камни вверх! Безнаказанность полная! Законы нам не указка! Ура! А где-нибудь через год или два эти изрядно потяжелевшие камни начинают падать нам на голову...

Как было написано в одной мудрой книге: «Мы кидали камни легких и простых решений, а обрушились на нас глыбы тяжелейших запутанных проблем».

Итак, мы разобрались с тем, кто виноват, теперь пора понять, что делать.

В результате личного опыта, а также анализа судебной практики нами были выявлены повторяющиеся ошибки налогового планирования при применении ЕНВД. Давайте их разберем и сформируем конкретные решения, которые помогут вам эффективно подготовиться к проверке и минимизировать налоговые риски.

1. ФОРМАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ОПАСНО

По смыслу ст. 346.27 НК РФ объект стационарной торговой сети, имеющий торговые залы, должен иметь обособленные помещения, которые предназначаются для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. Иными словами, факт разделения площади должен свободно определяться как визуально (любого вида конструкции), так и по инвентаризационным и правоустанавливающим документам (например, соответствовать плану размещения по договору аренды).

На практике в ситуации, когда общая торговая площадь превышает допустимые 150 кв. м, предприниматели-плательщики ЕНВД поступают по-разному:

  • ничего не предпринимают, самостоятельно посчитанную торговую площадь указывают лишь в декларации по ЕНВД;
  • издают внутренний приказ, где фиксируют торговую площадь по ЕНВД;
  • выделяют площадь в договоре аренды (в плане-экспликации);
  • формально передают часть торговой площади другому лицу (ООО, ИП);
  • отделяют площадь перегородками (как правило, передвижными).

При этом в большинстве случаев физического обособления площади нет, все происходит лишь на бумаге. Такой подход чреват значительными доначислениями.

Так, под прицел налоговых органов попала группа компаний «ТрансТехСервис» (в настоящее время в арбитражных судах рассматривается свыше 20 дел с участием компаний группы).

В автосалонах группы в 2009 - 2011 годах помимо собственно продажи автомобилей осуществлялась торговля запасными частями. По этому виду деятельности автосалоны уплачивали ЕНВД. При этом спорная торговая площадь выделялась лишь в договорах аренды (которые заключались с другой компанией группы, т. е. взаимозависимым лицом).

В ходе выездной налоговой проверки инспекция отказала компании в применении ЕНВД, приняв за торговую площадь общую площадь автосалона (значительно превышающую 150 кв. м). Это все, конечно, из разряда «удивительное рядом». Ни у кого не вызывает сомнений, что бó льшая часть площади, безусловно, предназначена для торговли автомобилями, ее учет в целях определения площади торговли запасными частями противоречит здравому смыслу. Но в то же время это говорит и о том, что налогоплательщик недостаточно прорабатывал возможные налоговые риски и к такому повороту был не готов.

Суды (в январе 2015 года экономическая коллегия ВС РФ отказала в передаче дел в ВС РФ) поддержали инспекцию, приняв во внимание следующие обстоятельства:

  • в техническом паспорте торговое помещение отсутствует;
  • в договорах аренды помещений не указано на конструктивные особенности выделенной торговой площади;
  • фактически отсутствуют какие-либо конструктивные ограничения торговой площади, где производится реализация запчастей;
  • есть возможность свободного перемещения покупателей по всему автосалону;
  • контрольно-кассовая техника не связана с зоной торговли запасными частями, а является единым местом для проведения расчетов как при приобретении автомашин, так и запасных частей.

В качестве доказательств суды приняли технический паспорт, протокол осмотра, свидетельские показания.

Таким образом, если у вас похожая ситуация, то выделите в техническом паспорте используемое помещение, внесите исправления в договор аренды, установите конструктивные ограничения, закрепите кассовый аппарат только за этим помещением и всеми возможными способами подкрепите обособленность - отдельные договоры, отдельный сбор выручки и т. д.

2. ВИЗУАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ НЕДОСТАТОЧНО

Следует отметить, что одного физического разделения (установки перегородки) также недостаточно. Изменения, отражающие произведенную перепланировку помещения, необходимо внести в инвентаризационные и правоустанавливающие документы.

На такой подход ориентировал ВАС РФ, указав, что вывод о наличии самостоятельного объекта организации торговли может быть сделан судом только на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

К числу таких документов относятся: договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы.

3. НЕСКОЛЬКО ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕ СПАСЕТ

Не станет аргументом в пользу налогоплательщика и осуществление на одной площади нескольких видов деятельности. Ведь физический показатель «площадь торгового зала» является неизменной величиной и не зависит от количества видов деятельности, осуществляемых на этой площади. Данные выводы содержатся в постановлениях президиума ВАС РФ от 20.10.2009 №9757/09, от 2 ноября 2010 года №8617/10.

Иными словами, если предприниматель на одной территории осуществляет два вида деятельности (например, розничная торговля и услуги общепита) при отсутствии должного обособления, ЕНВД придется исчислять с полной площади по обоим видам деятельности.

4. ФОРМАЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА ЧАСТИ ПЛОЩАДИ ДРУГОМУ ЛИЦУ - НЕ РЕШЕНИЕ

Претензии коснулись и казанского магазина «Народные двери». Как следует из решения суда первой инстанции, на территории магазина осуществлялась торговля дверьми и фурнитурой. При этом оптовой торговлей занимались две компании (ООО), а розничной - индивидуальный предприниматель.

С этой целью предприниматель арендовал часть магазина, с площади которой и рассчитывал ЕНВД. В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган доначислил предпринимателю ЕНВД исходя из площади всего магазина. Аргументами не в пользу налогоплательщика стали следующие обстоятельства:

  • спорная торговая площадь конструктивно не выделена (не огорожена), какие-либо ограничения территории этих мест, в том числе для доступа покупателей, отсутствуют;
  • выделение торговой площади в договорах аренды произведено предпринимателем самостоятельно (посредством заштриховывания);
  • изменения в инвентаризационные и технические документы, отражающие перепланировку помещения, не вносились;
  • фактически перепланировка не произведена;
  • директор оптовых компаний и предприниматель - одно лицо;
  • идентичная номенклатура, общие образцы продукции;
  • общие работники;
  • общий склад;
  • расчеты за покупки в одном месте;
  • единый режим работы, общий вход в магазин;
  • расчетные счета в одном банке, передача денег на инкассацию осуществлялась одним старшим кассиром - и за индивидуального предпринимателя, и за организацию;
  • закупка дверей производилась предпринимателем через оптовые организации;
  • образцы продукции выставлены на всей площади магазина.

К сожалению, данные факты показывают, насколько формальным было отношение налогоплательщика к оптимизации. Ну и, конечно, работа, проделанная налоговым органом, в данном случае вызывает уважение. Точка в этом деле не поставлена, поскольку налогоплательщик подал апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции (рассмотрение дела назначено на 19.08.2015).

5. ТОРГОВЛЯ ПО ОБРАЗЦАМ И КАТАЛОГАМ

При осуществлении торговли по образцам и каталогам есть дополнительное ограничение для применения ЕНВД - такая деятельность может осуществляться лишь в стационарной торговой сети.

Иными словами, если по документам назначение помещения - склад или офис, то доходы от предпринимательской деятельности, связанной с реализацией товаров по образцам через это помещение, не облагаются ЕНВД.

Кроме того, необходимым условием для признания помещения стационарной торговой сетью является присоединение здания, сооружения к инженерным коммуникациям (ст. 346.27 НК РФ).

Нелишним будет убедиться, что договоры купли-продажи заключаются в спорном помещении (а не на дому у покупателя, к примеру), оплата производится на месте. В противном случае налоговый орган и, вероятно, суды укажут на несоответствие условий деятельности тем, которые позволяют уплачивать ЕНВД.

ПЕРЕВОД С ОСНО НА ЕНВД - И ТАКОЕ БЫВАЕТ!

Возможна и обратная ситуация: инспекция может настоять на необходимости применения ЕНВД. Правда, речь идет лишь о 2012 годе. Дело в том, что с 01.01.2013 переход на ЕНВД стал добровольным. А проверять более ранний период инспекция не вправе, поскольку существует ограничение по глубине проверки (три года, предшествующих году вынесения решения о проверке).

С такой ситуацией мы и столкнулись на практике - в ходе проверки налоговый орган посчитал, что каждый из пяти отделов магазина является самостоятельным объектом торговли, соответственно, поскольку торговая площадь каждого из них не превышает 150 кв. м, доначислил ЕНВД (попутно - пени, штрафы за неуплату налога и за непредставление декларации).

Помимо этого, налоговый орган доначислил также НДС. Точнее, снял вычеты по НДС. Однако корректировать налоговую базу с реализации (что, казалось бы, логично - плательщик ЕНВД не уплачивает НДС, соответственно, устанавливая действительные налоговые обязательства, корректировку нужно делать до конца) не стал. В итоге получилось фактически тройное налогообложение.

Доказать свою правоту нам удалось, лишь обратившись в Конституционный суд РФ. Результатом стало Постановление №17-П от 03.06.2014, в котором КС РФ указал на неверное толкование кодекса нижестоящими судами.

Розничным продавцам-плательщикам ЕНВД следует провести анализ своих налоговых рисков (налоговый аудит) и при необходимости скорректировать свою позицию с учетом последней судебной практики:

  • отгородить торговую площадь физически (по возможности - капитальными конструкциями);
  • внести изменения в инвентаризационные и правоустанавливающие документы, зафиксировав перепланировку;
  • в договоре аренды выделить спорное помещение, указать его характеристики и предназначение (для торговли);
  • при торговле по образцам и каталогам убедиться, что спорный объект предназначен для торговли.
  • подтвердить всеми возможными способами обособленность - отдельные договоры на охрану, инкассацию, разные старшие кассиры и т. д.

В противном случае существует риск пересчета налоговых обязательств за три последних года, а также доначисления пеней, штрафов за неуплату налога (20% от недоимки) и за непредставление деклараций (до 30% от суммы налога по декларации).

ГИГИЕНА, ПРОФИЛАКТИКА, ЛЕЧЕНИЕ

В заключение хочу сказать, что налоговое здоровье организации достигается, по аналогии со здоровьем человека, тремя способами:

1) гигиена;
2) профилактика;
3) лечение.

Естественно, чем больше внимания первым двум пунктам, тем реже доходит до третьего.

Гигиена - на стадии планирования бизнеса, на стадии заключения сделок вы оцениваете возможные налоговые последствия, проверяете контрагентов на добросовестность и т. д., и в зависимости от результатов корректируете свою деятельность, минимизируя налоговые риски.

Профилактика - вы регулярно проводите налоговый аудит (привлекая специалистов либо самостоятельно); отслеживаете изменения законодательства и судебной практики; выявляете налоговые риски и переплаты; создаете подушку налоговой безопасности; корректируете свою деятельность.

Лечение - вы получили уведомление о проведении налоговой проверки; принимаете решение заняться самолечением либо обратиться к врачам-специалистам; фактически в авральном, круглосуточном режиме проводите налоговый аудит; выстраиваете корректное, грамотное, основанное на законе взаимодействие с проверяющими; соблюдаете определенные правила работы во время проверки. Если вы следили за здоровьем, то на этом этапе все ваши затраты - по большей части время ваших сотрудников на копирование и представление документов.

Как вы понимаете, на первом этапе минимальные усилия ведут к максимальным результатам, на втором этапе умеренные усилия - к максимальным результатам, на третьем этапе только максимальные усилия ведут вообще к результатам.

Ну и последний, мной не обозначенный этап, - хирургический. Вы получили вступившее в силу решение налогового органа, впереди у вас только судебное обжалование. И самое главное, чтобы пациент не был скорее мертв, чем жив. Вот здесь требуются сверхмаксимальные усилия для возврата его к жизни.

Практика показывает, что мы начинаем бегать по врачам, когда уже «поздно пить боржоми». Так и к нам чаще обращаются в лучшем случае на третьем этапе, хотя правильнее и выгоднее - значительно раньше. Подумайте, что лучше - заниматься физкультурой, по возможности беречь себя или валяться в постели, глотая горсть лекарств?

Поэтому призываю вас: прикладывайте усилия на этапе заключения сделок, проводите регулярный check-up (налоговый аудит) здоровья вашей организации и встречайте спокойно налоговую проверку с улыбкой, с уважением, с достоинством.

Берегите себя, ведите во всех отношениях здоровый образ жизни!

Гузель Валеева, Юлия Заздравная

P. S. Если статья показалась вам полезной, мы будем рады продолжить цикл статей с практическими рекомендациями на налоговую тематику.

Справка

Гузель Валеева - с тарший партнер юридической компании «АНП Зенит».

Образование: Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «налоги и налогообложение»; Московская государственная юридическая академия им. Кутафина (МГЮА) по специальности «гражданское право».

Спикер международной конференции «Налоговое право в решениях Конституционного суда Российской Федерации», поволжского налогового форума и других отраслевых конференций.

Юлия Заздравная - у правляющий партнер юридической компании «АНП Зенит».

Образование: Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «налоги и налогообложение».

Спикер международной конференции «Налоговое право. Опыт России и других стран», поволжского налогового форума и других отраслевых конференций.

Камеральный контроль (НК РФ, ст.88 ) ИП проводится регулярно по мере сдачи им отчетности в налоговых органах. ИП предписание (уведомление) при этом не вручается. Предприниматель может об этом и не знать. В данной статье мы рассмотрим как осуществляется камеральная проверка ИП на различных режимах налогообложения: УСН, ЕНВД, ПСН и после закрытия.

Обычно процедура проверки длится не более 3 месяцев с момента представления документации. Основанием для этого являются:

  • сдача декларации и иной отчетной документации;
  • уже имеющиеся у проверяющего органа документы ИП.

Особенности камеральной проверки индивидуальных предпринимателей

Проверка на основе имеющейся отчетности у налоговой может проводиться в случае, когда декларация не сдана. При обнаружении несоответствий, ошибок проверяющий инспектор может затребовать разъяснения и любые, необходимые для камеральной проверки документы. Только факт обнаружения неточностей и противоречий является основанием для предъявления предпринимателю таких требований. Исключение составляют плательщики, для которых предусмотрено льготирование, а также те, кто заявил о праве на возмещение налога (декларация по НДС).

Отреагировать ИП должен в течение 5 дней после вручения требований. Разъяснения ИП может дать в письменном виде, по телефону или в устной форме, посетив проверяющего инспектора в налоговой службе. За нарушение сроков и непредставление информации (документов) ИП привлекается к ответственности. При обнаружении правонарушений проверяющий обычно составляет акт камеральной проверки, доначисляет налоги.

Камеральная проверка ИП на УСН, ЕНВД, ПСН, ОСН принципиальных отличий от стандартной проверки такого рода не имеет и одинакова для всех предпринимателей. Во всех случаях в основе лежат одинаковые задачи, выполнение которых осуществляется согласно Налоговому кодексу РФ. Прежде всего – это поверка сдаваемой ИП отчетности налоговым инспектором. При правильном оформлении документации и своевременной ее сдаче проверка проходит быстро и без предъявления претензий ИП. Что же и когда сдают предприниматели на УСН, ЕНВД, ПСН?

Камеральный контроль ИП на УСН

Деятельность ИП на УСН регламентирует гл. 26.2 Налогового кодекса. Чтобы применять УСН, следует соблюдать установленные законом требования. Посему налоговый инспектор начинает процедуру с проверки на соответствие критериям. Если окажется, что проверяемый ИП неправомерно использует УСН, ему доначисляют неуплаченные налоги, которые относятся к ОСН. К ним же добавляются штрафы и пенни за просрочку. Примечательно, подобные доначисления применимы в схожих ситуациях по отношению ко всем режимам налогообложения.

Бухгалтерский учет при УСН не предусмотрен. Налоговый учет осуществляется на основании учетной книги прибыли и расходов (НК РФ, ст. 346.24 ), которая ведется на бумажном носителе или в электронном виде. При формировании отчетности ИП определяет объект по налогам:

Исходя из имеющихся в учетной книге данных, заполняется декларация за календарный год. Все обязанности плательщика сборов определены ст. 23 НК РФ. Согласно закону декларант должен представить налоговикам учетную книгу доходов и расходов по запросу:

  • лично (через представителя);
  • посредством почты (заказное письмо вместе с описью вложения);
  • по электронной почте.

Налоговый инспектор проверяет правильность заполнения отчетности и достоверность представленных в ней сведений. Суть самой проверки сводится к тому, что налоговики проверяют соответствие показателей декларации, отсутствие противоречий в сведениях, соблюдение исчисления налоговой базы, своевременность налоговых платежей.

При налоговом объекте «прибыль минус расходы» под проверку попадают затраты (их обоснованность, документальное оформление), контрагенты. Если во время проверки инспектором будут обнаружены ошибки, несоответствия, иные несоблюдения установленных законом норм, ИП об этом сообщается. За 5 дней предприниматель должен согласно требованиям проверяющего представить разъяснения, внести исправления.

Камеральная проверка ИП на ЕНВД

Учет при ЕНВД минимален, поскольку от прибыли величина налога не зависит, и осуществляется в произвольной форме. ИП без наличия сотрудников, помимо статистической отчетности, ведет и сдает для проверки каждый квартал декларацию (не позже 20 числа после отчетного квартала). Здесь он обязан отражать уплачиваемые налоги, характерные для ЕНВД.

Когда ЕНВД совмещается с другими спецрежимами (УСН, ОСНО и т. д.), ИП ведет и сдает налоговикам отчетность по каждому из них отдельно. Соответственно, при камеральной проверке инспектор будет проверять представленную документацию по всем режимам (при совмещении разных видов деятельности) или только декларацию по ЕВНД, если применяется только этот режим.

Камеральная проверка ИП на ПСН

При патентной системе налогообложения ИП не сдает никаких деклараций, а лишь ведет книгу учета по расходам и доходам в бумажном или электронном варианте. Она содержит данные о прибыли за налоговый период, расходная часть у нее отсутствует. Деятельность ИП на ПСН имеет свою специфику.

Патент Особенности деятельности Отчетность без работников Отчетность со штатными сотрудниками
На розничную торговлю Не нужен кассовый аппарат;

покупателю по требованию предъявляется любой документ при оплате

Ведется учетная книга по прибыли и затратам;

ИП платит обязательные взносы в ПФР, ФОМС

ИП ежегодно до 15 апреля подтверждает тип деятельности в ФСС;

необходимы:

расчетная форма 4 ФСС каждый квартал,

численность работников,

справка 6-НДФЛ раз в квартал;

ИП уплачивает НДФЛ и обязательные страховые взносы

На оказание услуг Клиенту вручается обязательно заполненный бланк строгой отчетности Как и при розничной торговле Та же, что и при розничной торговле

Если ИП занимается не одним видом деятельности, а несколькими, то такую учетную книгу ему нужно вести отдельно по каждому виду. Учетная книга нужна инспектору для того, чтобы проверить, не превысил ли плательщик ограничение в 60 млн р. по годовому доходу. Это обязательное условие для тех, кто занимается предпринимательством на ПСН. Представляется книга учета по запросу.

Камеральный контроль после закрытия ИП

Налоговая служба имеет право проверить ИП после закрытия согласно российскому законодательству в течение 3 лет. На протяжении этого периода ИП, в свою очередь, может по необходимости проверять и возвращать переплаченные налоги. Предприниматель по законодательству должен 4 года (НК РФ, ст. 23, п.1 ) хранить информацию:

  • по налоговому и бухгалтерскому учету;
  • иную документацию по части исчисления, уплаты налогов;
  • документы о получении прибыли и о произведенных расходах.

После закрытия камеральный контроль осуществляется только по отношению к физическому лицу, которое регистрировалось в качестве ИП. Проводится проверяющим инспектором в налоговой и по месту проживания. Длительность проверки – 3 месяца с момента сдачи отчетности в налоговые органы. Под контроль попадают:

  • прежде всего, налоговая декларация;
  • собственно документы ИП о предпринимательской деятельности;
  • расчетная отчетность.

Налоговый инспектор во время камерального контроля проверяет изначально декларацию на предмет неточностей, ошибок, отсутствия противоречий. Во внимание проверяющего попадает правильность расчетов уплаченных налогов, своевременность платежей ИП во внебюджетные фонды. Если во время проверки окажется, что расчет налога неправильный или обнаружатся иные нарушения, проверяющий может обратиться за разъяснениями к уже закрывшемуся ИП или доначислить налог. По истечении 3 лет за выявленные правонарушения ИП не привлекается к ответственности (НК РФ, ст. 113 ).

Пример #1. Камеральная проверка ИП при совмещении УСН и ПСН

ИП сдавал в аренду нежилые помещения. В своей деятельности предприниматель применял УСН, а по отдельным объектам недвижимости – ПСН. По причине неуплаты он лишился права применять ПСН. Поэтому платить налоги за «патентную» деятельность теперь ему нужно согласно общему режиму. Соответственно, в налоговые органы им должна представляться отчетность по упрощенному и общему налогу. В этом случае при камеральной проверке к плательщику сборов претензий не будет.

Если бы ИП, допустим, причислил все (включая прибыль от «патентной» деятельности) к упрощенной системе налогообложения и сдал отчетность только по УСН, то при камеральной проверке к нему, скорее всего, предъявили бы претензии. В подобных случаях проверяющий может доначислить ИП НДФЛ за время действия утраченного патента.

Пример #2. Сроки осуществления камеральной проверки ИП

Декларант сдал в налоговые органы налоговую декларацию 26.03.2016. Налоговым инспектором проводилась камеральная проверка, во время которой им было составлено и отправлено плательщику требование о предоставлении документов. Отправленный запрос датируется 19.06.2016. ИП получил указанные требования 20.06.2016. Поскольку требование инспектор выставил в пределах установленного законом срока (3 месяца) , то плательщик сборов обязан на него отреагировать и представить нужные документы проверяющему.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос № 1: Какие санкции предусмотрены при непредъявлении документов в ответ на требования проверяющего инспектора?

Нарушитель штрафуется в сумме 200 р. за каждый документ, который не был представлен, если не было признаков правонарушений (п.1 ст.126 НК РФ ). Предусмотрена также административная ответственность (ст. 15.6 КоАП РФ ).

Вопрос № 2: Можно ли отменить закрытие ИП и сменить адрес, чтобы избежать камеральной проверки?

Никакие способы наподобие описанных не помогут исключить камеральный контроль. Все сдаваемые налоговикам декларации проходят проверку.

Вопрос № 3: Можно сдавать уточненную декларацию после составления акта проверки?

После обнаружения ошибок, несоответствия, противоречий и т. п., декларант обязан внести уточнения и исправления, а затем представить проверяющему уточненной вариант. Также плательщик сборов имеет право вносить нужные изменения в декларацию и представлять ее с уточнениями. Если подобная декларация подана после установленных сроков сдачи, то это не является нарушением.

Вопрос № 4: Отправляются ли результаты проверки (акт) по электронной почте?

Нет. Составленный акт проверки о нарушении вручается лично плательщику (либо его представителю) за подписью получателя (или под расписку с представителем), а также может доставляться по почте.

Вопрос №5: Сколько раз проводится камеральная проверка при ЕНВД?

Камеральный контроль при всех режимах налогообложения осуществляется на основании сданной отчетности. Это значит, как только декларацию (отчетность) сдали, сразу на протяжении 3 месяцев ее будут проверять.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...