Виновное лицо не установлено. Как списать в бухгалтерском и налоговом учете недостачу товара при годовой инвентаризации, без выявления виновных лиц? Оформление и учет недостачи


Разрешение на строительство дома на собственном участке относится к числу самых важных свидетельств из пакета документации ИЖС. Без такой ценной бумаги банк может отказать в кредитовании на строительство жилья, а само конструирование дома окажется под угрозой срыва стройки.

ИЖС: особенности получения разрешения

Имея во владении земельный участок, каждый из собственников рано или поздно задумывается об организации индивидуального строительства жилья (например, 2-этажного дома).

Приняв такое решение, учтите вид имеющегося документа, разрешающего строительство на участке, площадь и место расположения земельного надела. Ни в коем случае не слушайте тех, кто пытается ввести вас в заблуждение - разрешение на строительство дома на собственном участке должно быть на руках землевладельца в обязательном порядке. Если не верите пустым словам, обратитесь к специалисту, который проконсультирует вас по всем возникшим вопросам. Естественно, без такого документа дом поддается регистрации и введению в эксплуатацию, но как тогда совершить подключение к коммунальным сетям - уже вопрос.

Нормативные документы ИЖС

К списку таких документов относят Градостроительный кодекс, на статьи и нормы которого следует ориентироваться, планируя начало возведения жилого помещения.

Разрешение на строительство дома на собственном участке, казалось бы, простой лист бумаги, но именно его наличие подтверждает соответствие пакета проектной документации плану участка и границам межевания соседних наделов (в случае строительства или реконструкции линейного объекта).

При наличии такого документа владелец может осуществлять любые строительные и реконструкционные работы с объектом.

Органы, выдающие разрешение ИСЖ на собственной территории

Не знаете, где получить разрешение на строительство частного дома? Обратившись в перечисленные ниже органы государственной власти, вы можете получить необходимый документ:

  1. Представительство местного самоуправления района, в подчинении которого находится земельный надел.
  2. Министерство использования природных ресурсов и экологии Российской Федерации и органы его подчинения в случае проведения работ, связанных с использованием природных недр земли.
  3. Федеральное управление службы по надзору за экологическим, технологическим атомным состоянием в случае использования на объекте очагов атомной энергии.

Если вам необходим полный перечень органов и управлений, уполномоченных выдавать разрешения на строительство дома на собственном участке, с ним можно ознакомиться, пролистав Градостроительный кодекс. В 99% случаев ИЖС перечисленные выше случаи не наступают, но все же лучше быть осведомленным о такой информации.

Строительство начато без разрешения: что делать?

Если случилось так, что конструирование жилого дома началось без наличия на руках соответствующего разрешения на строительство (ИЖС), прекратите панику. С 01.03.2018 года в силу вступает указание, регламентирующее действие упрощенного порядка регистрации. Хотя наличие документа, позволяющего возводить дом, все же приветствуется и вот почему:

  • если планируется взять средства в банке с целью строительства собственного жилья, кредитное учреждение потребует вместе с пакетом необходимых документов предоставить и разрешение на строительство (ИЖС);
  • при выполнении строительства на дачном участке, при подключении к системе газообеспечения придется предоставить выданное и действительное разрешение.

Процедура оформления документации для проведения строительных работ

Документы для оформления разрешения на строительство дома на участке можно получить, непосредственно обратившись в соответствующее учреждение.

Для получения разрешения подготовьте документы. Это:

  • бумаги, подтверждающие право собственности на участок у вас как заявителя;
  • градостроительный план участка земли;
  • копию документа, подтверждающую личность обратившегося в инстанцию человека;
  • доверенность (необходима в том случае, когда документы подаются на рассмотрение представителем интересов собственника);
  • пакет проектной документации, содержащей пояснительную записку, листок со сведениями об обустройстве инженерных сетей, схему расположения построек, план демонтажа объектов капитального строения, которые были отстроены на участке ранее;
  • если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе, приложите положительное заключение на оговоренный выше пакет бумаг;
  • кадастровый план участка;
  • в случае выдачи подтверждения проектной документации негосударственными органами управления дополнительно предоставьте свидетельство о праве юридического лица проводить подобного рода экспертизы.

Написав заявление и подготовив полный пакет документов, передайте их представителю органов уполномоченной в вашем вопросе власти. Срок рассмотрения заявления составляет 10 рабочих дней. В этот период органы государственной власти проводят проверку всех предоставленных бумаг и сверяют пакет проектной документации участка, на котором предполагается малоэтажное жилое строительство с выдвигаемыми в статьях Градостроительного кодекса требованиями. В результате органы власти оглашают принятое решение:

  1. Отказ в выдаче разрешения.
  2. Подтверждение разрешения на ИЖС.

Документ выдают бесплатно. Оплата госпошлины в этом случае не предусмотрена. Заявитель может обжаловать вынесенный вердикт в судебном порядке.

10 дней - срок выдачи, и период действия разрешения на строительство составляет 10 лет. После получения документа на руки в течение 10 дней застройщик обязуется предоставить в уполномоченные органы муниципального управления документацию об инженерных изысканиях, количестве этажей, общей площади постройки.

В каких случаях разрешение на строительство можно не оформлять

Законом предусмотрены случаи, не требующие обязательного получения разрешения на строительство (имеется в виду проект дома, составленный с учетом правил застройки). К примеру:

  1. При строительстве гаража, в случае если владелец не собирается заниматься любым из видов предпринимательской деятельности.
  2. Когда требуется построить хозяйственные здания для ведения садоводства или огородничества.
  3. Возведение конструкций, не относящихся к группе капитальных построек (киосков, павильонов и т.д.).
  4. При строительстве помещений второстепенного значения.
  5. В случае конструктивных изменений объектов или их составляющих, если это не влечет за собой существенных изменений.
  6. В других случаях, регламентируемых законодательно.

Тонкости регистрации прав собственности на объекты ИЖС

За проведение такой процедуры отвечает Россреестр. Сколько стоит разрешение на строительство частного дома, вы уже знаете. Остается уточнить, в какую сумму обойдется право собственности на объект. Стоит такая услуга в пределах 350-400 рублей.

Что необходимо сделать для регистрации?

В первую очередь собрать пакет документов, в который входят:

При регистрации и фиксации сведений об объекте в ЕГРП предоставьте пакет документов с:

  • заявлением о регистрации прав;
  • доверенностью на представителя;
  • копией паспорта заявителя (владельца);
  • квитанцией, подтверждающей оплату госпошлины;
  • кадастровым паспортом земли (объекта недвижимости).

В другом случае, когда регистрация в законном порядке ранее не была произведена, подготовьте документы. В пакет входят:

  • заявление, написанное от имени владельца;
  • кадастровый паспорт на землю;
  • копия паспорта лица, подающего заявление;
  • чек об уплате госпошлины;
  • доверенность на представителя;
  • документы, подтверждающие право собственности на земельный надел;
  • документ, подтверждающие расположение ИЖС в рамках оговоренного участка земли.

Документы, как правило, рассматривают на протяжении 10 дней с момента их подачи.

В результате рассмотрения выносят итоговое решение:

  • подтверждают выдачу свидетельства о праве собственности на объект ИЖС;
  • подтверждают выдачу документа, свидетельствующего о праве собственности на земельный надел (если он зарегистрирован);
  • если регистрация находится в процессе, а информация об участке не числится в Госсреестре, принимают постановление о досрочной регистрации или отказывают в выдаче оговоренных документов.

Когда действие разрешения на строительство становится нелегитимным

Как упоминалось ранее, срок действия разрешения сохраняется на протяжении всего периода строительства и при необходимости может быть продлен после постановления органа власти. В случае с ИЖС документ выдают на срок, равный 10 годам. В Градостроительном кодексе перечислен ряд условий, при наступлении которых данный документ теряет силу:

  1. В случае прекращения права собственности в принудительном порядке, в том числе при изъятии земельного надела с целью перевода его на баланс государства.
  2. При отказе владельца от права собственности на участок.
  3. При расторжении договоров, на основании которых было оформлено право собственности на землю.
  4. При прекращении прав на пользование недрами, если его подлинность является необходимой составляющей пакета документов для ИЖС.

Органы, выдающие документы на право собственности на объект недвижимости, имеют право их лишать силы посредством принятия решения об отзыве разрешения на строительство. Его принимают, основываясь на:

  • документах, подтверждающих истечение прав пользования участком у собственника;
  • уведомлении уполномоченных органов об окончании срока разрешения на пользование недрами.

Получение разрешения на ИЖС: что еще необходимо знать?

Как показывает практика, бывает и такое, что в процессе строительства участок переходит от одного лица к другому. Что же делать в таком случае: переоформлять разрешение на строительство или оставить все как есть?

Не занимайтесь переоформлением, в этом нет необходимости. В случае передачи прав на объект недвижимости в собственность другому владельцу разрешение остается действующим, если его срок не истекает.

Если следующие случаи, а именно, раздел, объединение, выделение не наступают, то на объекте можно продолжать строительство согласно действующему разрешению, только в таком случае придется получить новый градостроительный план участка.

Когда постройки подлежат сносу

Как вы помните, выше упоминалось о том, что строительство, не подразумевающее возведение капитальных построек, не требует оформления разрешения на ИЖС. Руководствуясь таким порядком, некоторые предприимчивые владельцы решаются на строительство магазина, откинув предположения о том, что такая постройка является ничем иным, как объектом капитального строительства. Каковы действия со стороны органов судебной власти при наступлении такого случая? Выносится решение о сносе объекта, который был возведен незаконно.

Иногда несоблюдение условий договора или правил, оговоренных в разрешении, наблюдается на начальных этапах работ еще до момента сдачи постройки в эксплуатацию. В ходе санкционированных проверок уполномоченными органами в 12% случаев выявляется факт осуществления строительства без наличия пакета разрешительной документации. В таком случае владельцу выносят порицание с предписанием об устранении существующих недочетов, а процесс возведения дома (2-этажного или любого другого) временно замораживают.

Достоинства и недостатки ИЖС - разрешенной формы строительства на земельном участке

Те, кто владеет участками, годящимися под ИЖС, обладают преимуществами:

  1. Земельные наделы такого типа постоянно участвуют в государственных программах, поддерживающих ИЖС.
  2. Такие владельцы не зависят от других людей, если только земля не имеет нескольких собственников.
  3. На таком участке можно без проблем возвести полноценный жилой дом, не волнуясь о необходимости переквалификации земельного участка из одной категории в другую.
  4. Хозяева могут быть прописаны на этом объекте и имеют возможность пользоваться полным перечнем услуг социальных учреждений (больниц, школ и т.д.).

Так существуют ли подводные камни в ИЖС? В одной стороны, все красиво, с другой - не так все гладко, как кажется на первый взгляд.

Индивидуальное малоэтажное жилищное строительство подразумевает возведение капитальных построек - домов с высотой не более 3-х этажей, предназначенных для совместного проживания не более чем одной семьи. Строительство на таких участках многоэтажных домов или таунхаусов запрещено законодательно и не является допустимым.

Теперь вы знаете, где получить разрешение на строительство частного дома и, безусловно, на проведение такой процедуры потребуется потратить временной и человеческий ресурс, но отсутствие необходимого документа в будущем может обойтись намного дороже. Поэтому, во избежание проблем, лучше позаботиться о наличии разрешительных документов заранее, тогда можно будет жить спокойно.

" № 10/2016

Закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство. Однако нередко администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство. В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные споры. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.

Продлить нельзя отказать.

В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

  • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
  • начать строительные работы до подачи такого заявления.

Оба ли эти условия должны выполняться одновременно?

Правомерен ли отказ в продлении, если застройщик нарушил срок подачи заявления или, наоборот, подал заявление своевременно, но не приступил к выполнению работ?

В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от 04.05.2016 № 136-ПЭК16 по делу № А63-11027/2013, постановлениях АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 № Ф03-6140/2013 по делу № А51-7498/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 № 09АП-28920/2016 по делу № А40-62700/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 № 10АП-7448/2016 по делу № А41-106633/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 № 08АП-8211/2016 по делу № А46-2430/2016 и др.

Обратите внимание

Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта. Например, как следует из Постановления АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.

Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.

Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч. 20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства. Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы КС-2 и КС-3 как доказательства начала строительства.

Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения. А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.

Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от 15.12.2015 № Ф04-27933/2015 по делу № А46-4326/2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу № А82-18126/2015. Сразу скажем, что в первом случае арбитры приняли решение в пользу застройщика, во втором – признали действия администрации законными. Как такое возможно?

Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.

Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.

Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304-КГ16-2723). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.

А вот в принятом не в пользу застройщика Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А82-18126/2015 обстоятельства были иными, что и позволило суду отказать застройщику, отклонив его ссылки на судебную практику, согласно которой подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.

В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.

В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.

Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.

Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.

ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство. Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.

Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.

В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

Обратите внимание

Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.

Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу № А56-68046/2013, организация сообщила о выполнении:

  • 100% земляных работ;
  • 90% работ по созданию фундамента;
  • 20% работ по прокладке инженерных сетей;
  • 10% работ по возведению каркаса здания.

Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.

При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат – отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу № 307-ЭС15-223).

Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда технико-экономические показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры. Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от 23.05.2016 № 308-ЭС16-4400 по делу № А63-367/2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ.

Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях.

Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).

Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.

В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

  • принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  • расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
  • прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16-10277 по делу № А12-33006/2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014 и т. д.

При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.

Некоторые выводы

Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.

Предприятия розничной торговли в результате проведения инвентаризации или при приеме товаров от поставщиков выявляют недостачи и излишки ТМЦ. Сегодня мы поговорим о том, как свести к минимуму инвентаризационные разницы ТМЦ, а также рассмотрим на примерах особенности учета пересортицы в различных ситуациях.

Анна Горина,
владелец группы компаний «СИНТЕЗ»,
специалист по финансам, учету и отчетности
по международным стандартам

Исчерпывающего определения понятия «пересортица» в законодательстве вы не найдете. Поэтому выясним суть этого понятия путем рассмотрения конкретных ситуаций, в которых бухгалтер сталкивается с зачетом пересортицы ТМЦ.

Главным документом, регулирующим вопросы учета зачета пересортицы (как один из способов урегулирования инвентаризационных разниц), является Инструкция № 69.

По результатам инвентаризации могут быть выявлены недостачи и излишки ТМЦ. Таким образом, можно сказать, что пересортица - это одновременно недостаток и избыток товара, который имеет одинаковое название, но разный сорт. В результате выявления пересортицы возникает потребность перевести товары из одного сорта в другой.

Заметим также, что пересортица свойственна только запасам.

Причины возникновения пересортицы

Пересортица возникает в случае нарушения порядка приема и хранения товаров на складе и при отсутствии надлежащего внутреннего контроля за движением товаров (их внутренним перемещением, отпуском со склада покупателям и пр.). Иногда причиной пересортицы является обычная невнимательность материально ответственного лица, которое отпускает товары. Обычно пересортицу выявляют либо при приеме товаров, либо в случае проведения инвентаризации.

Если пересортица выявлена при приеме товаров от поставщика, материально ответственное лицо (или комиссия), которое их принимает, должно составить акт об отклонениях, выявленных при получении ТМЦ. Указанный документ составляется в двух экземплярах по форме № М-7 «Акт о приеме материалов», предусмотренной Постановлением № 241, и утверждается руководителем предприятия.

1 из 1

Если же пересортица выявлена при инвентаризации, составляется протокол инвентаризационной комиссии, в котором отражаются все выявленные разницы (излишки и недостачи ТМЦ). В соответствии с пп. «в» пп. 11.12 Инструкции № 69 указанный протокол должен быть рассмотрен и утвержден руководителем предприятия в пятидневный срок.

Прежде чем провести зачет пересортицы, нужно выяснить, является ли недостача следствием естественной убыли запасов. Если нет, то следует установить лиц, виновных в возникновении недостатков и излишков ТМЦ. В протоколе инвентаризационной комиссии приводятся исчерпывающие пояснения по всем инвентаризационным разницам (как материально ответственных лиц, так и членов инвентаризационной комиссии (при необходимости)).

В соответствии с пп. «а» пп. 11.12 Инструкции № 69 взаимный зачет излишков и недостач вследствие пересортицы может быть проведен только при одновременном выполнении условий, приведенных на Схеме .

1 из 1

Отражение в учете пересортицы

Если сумма недостач не перекрывается суммой излишков, убытки от таких недостач (сверх норм естественной убыли) должны быть компенсированы за счет виновных лиц. Пока виновные в недостаче лица не установлены, разница относится к составу прочих расходов операционной деятельности (по Дт субсчета 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей») за счет уменьшения соответствующих счетов учета ТМЦ. Вместе с тем до установления виновных в недостаче лиц балансовая стоимость списанных ТМЦ должна учитываться на забалансовом счете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей».

После установления виновных лиц сумма недостач, превышающая сумму излишков в результате проведения пересортицы, отражается по Дт субсчета 375 «Расчеты по возмещению причиненных убытков» и Кт субсчета 716 «Возмещение ранее списанных активов» в сумме, подлежащей возмещению виновными.

Если в течение срока исковой давности виновные в пересортице лица не установлены, сумма недостач, которая превышает излишки ТМЦ и учитывалась на забалансовом счете 072, списывается.

В ситуации, когда недостача меньше излишка, положительная разница подлежит оприходованию. Для этого корреспондируются счета учета соответствующих материальных ценностей и других операционных доходов (субсчет 719 «Другие доходы от операционной деятельности»).

В налоговом учете положительная разница от зачета недостач и излишков подлежит включению в другие доходы для расчета налога на прибыль за отчетный налоговый период (пп. 135.5.15 НК).

Что касается НДС, то суммы выявленных сверхнормативных недостач ТМЦ рассматриваются как не использованные в хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому при списании такие ТМЦ считаются реализованными по обычным ценам, а их стоимость является базой для начисления налоговых обязательств по НДС (пп. «г» п. 198.5 НК).

1 из 1

Рассмотрим различные ситуации, когда нужно проводить зачет пересортицы, на числовых примерах.

1 из 1


Отражение в учете пересортицы, когда недостачи ТМЦ превышают излишки.

  • излишек шурупов 3,5×35 (субсчет 281/1) в количестве 100 шт. по цене 8,00 грн (без НДС) на сумму 800,00 грн;
  • недостача шурупов 3,9×35 (субсчет 281/2) в количестве 100 шт. по цене 9,00 грн (без НДС) на сумму 900,00 грн.

Лица, виновные в недостаче ТМЦ, не установлены. Инвентаризационная комиссия приняла решение провести пересортицу шурупов и сверл. Оснований для применения норм естественной убыли нет.

Бухгалтерский и налоговый учет пересортицы по данным примера 1 отражен в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Налоговый учет

Доход

Расходы

Недостачи превышают излишки

Отражен зачет недостач и излишков по пересортице шурупов

Списана незачтенная сумма недостачи товаров на складе

Начислены налоговые обязательства по НДС

Отнесены расходы на финансовые результаты

1 из 1


Отражение в учете пересортицы, когда излишки ТМЦ превышают недостачи.

На предприятии, которое является плательщиком НДС, проведена инвентаризация. Основной вид деятельности предприятия - торговля строительными материалами. В протоколе инвентаризационной комиссии указаны следующие результаты:

  • излишек краски желтой (субсчет 281/3) в количестве 30 шт. по цене 53,00 грн (без НДС) на сумму 1 590,00 грн;
  • недостача краски зеленой (субсчет 281/4) в количестве 30 шт. по цене 50,00 грн (без НДС) на сумму 1 500,00 грн.

Инвентаризационная комиссия приняла решение провести пересортицу красок. Оснований для применения норм естественной убыли нет.

Бухгалтерский и налоговый учет пересортицы по данным примера 2 приведен в таблице 2.

Таблица 2

№ п/п

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Налоговый учет

Доход

Излишки превышают недостачи

Отражен зачет недостач и излишков по пересортице краски

Отражено превышение стоимости излишков над недостачами на складе

Отнесен доход (на сумму излишка) на финансовый результат

1 из 1


Отражение в учете пересортицы, когда недостачи превышают излишки. Виновное лицо не установлено.

На предприятии, которое является плательщиком НДС, проведена инвентаризация. Основной вид деятельности предприятия - торговля продуктами питания. В результате инвентаризации выявлена пересортица товара:

  • недостача крупы манной (субсчет 281/5) 600 кг по цене 8,00 грн на сумму 4 800,00 грн;
  • излишек крупы гречневой (субсчет 281/6) 400 кг по цене 10,00 грн на сумму 4 00,00 грн.

По результатам инвентаризации инвентаризационная комиссия приняла решение провести пересортицу крупы на сумму 4 000,00 грн. Разницу в 800,00 грн решено распределить следующим образом: 50 грн списать по нормам естественной убыли, остальные 750,00 грн - отнести на виновное лицо, которое на момент выявления пересортицы еще не установлено.

Бухгалтерский и налоговый учет пересортицы по данным примера 3 приведен в таблице 3.

Таблица 3

№ п/п

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Налоговый учет

Доход

Расходы

Недостачи превышают излишки; виновное лицо не установлено

Отражен зачет недостач и излишков по пересортице крупы

Отражено списание недостачи крупы манной в пределах норм естественной убыли

Отражено списание недостачи крупы манной сверх норм естественной убыли (виновное лицо не установлено)

Отражена сумма недостачи на забалансовом счете 072

Начислено налоговое обязательство по НДС

Отражен финансовый результат

1 из 1

Выявление пересортицы и ее урегулирование в учете являются важными задачами финансового отдела предприятия. Пересортица проводится в целях установления достоверных данных по остаткам ТМЦ и правильного их отражения в учете. Результаты, утвержденные инвентаризационной комиссией, отражаются в бухгалтерском учете в месяце окончания инвентаризации, но не позднее декабря текущего года, и включаются в налоговую и финансовую отчетность. Зачет инвентаризационных разниц отражается только в аналитическом учете. На налоговый учет такой зачет не влияет.

1 из 1

Нормативная база

НК - Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.

Инструкция № 69 - Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина от 11.08.1994 № 69.

Постановление № 241 - постановление Госкомстата СССР «Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций» от 28.12.1989 № 241.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Для списания испорченных товаров организации необходимо провести инвентаризацию. По результатам ее проведения стоимость испорченных и непригодных к дальнейшему использованию самой организацией или продаже (с уценкой) товаров списывается в бухгалтерском учете в состав прочих расходов.
Стоимость списываемых товаров также может быть учтена в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
Восстанавливать НДС, ранее правомерно принятый к вычету, не требуется.
В акте на списание товаров в качестве причины можно указать: "Порча товаров вследствие протечки кровли на складе".

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

Для отражения в бухгалтерском учете операций с материально-производственными запасами (МПЗ) организации следует руководствоваться:
- ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01);
- Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания);
- Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов).
Товары являются частью МПЗ (п. 2 ПБУ 5/01, п. 2 Методических указаний). Согласно п.п. 5, 12 ПБУ 5/01 товары принимаются к учету по фактической себестоимости, которая не подлежит изменению после их принятия к учету.
Выбытие МПЗ имеет место, в частности, в результате их порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий (п. 124 Методических указаний).
Пунктом 22 Методических указаний установлено, что при выявлении фактов порчи имущества, а также в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, в обязательном порядке проводится инвентаризация (смотрите также Минфина России от 25.12.2015 N 07-01-12/76134).
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определен в Методических указаниях, утвержденных Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Указания по инвентаризации).
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, представители службы внутреннего аудита организации, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.) (п.п. 2.2, п. 2.3 Указаний по инвентаризации).
Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация ( Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ). Поэтому списание испорченных товаров должно производиться в том отчетном периоде, в котором проходила инвентаризация.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в первую очередь руководителем организации должен быть издан приказ о проведении внеплановой инвентаризации ( Закона N 402-ФЗ, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 1.5 Указаний по инвентаризации).
С учетом положений Закона N 402-ФЗ для оформления приказа может быть использована (утверждена Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88).
В приказе должно быть указано, какое имущество подлежит инвентаризации (например материально-производственные запасы, находящиеся на складе N..). В качестве причины проведения инвентаризации можно указать, например: "Выявление порчи имущества, вызванной протечкой кровли".
При проведении инвентаризации комиссия должна (п. 125 Методических указаний):
- осмотреть МПЗ;
- установить причину непригодности к использованию МПЗ (например, протечку кровли);
- выявить виновных лиц или установить их отсутствие;
- определить возможность использования МПЗ на другие цели или возможность их продажи;
- оформить документацию по результатам инвентаризации, в том числе акт на списание МПЗ;
- предоставить документацию на утверждение руководителю организации;
- провести совместно с экономическими службами (специалистами) организации оценку рыночной стоимости МПЗ при понижении их физических свойств и определить стоимость отходов (утиля, лома и т.п.);
- осуществить контроль за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию МПЗ.
Первичными документами, являющимися основанием для отражения операции по выбытию товаров в результате порчи, могут быть (ч. , Закона N 402-ФЗ):
- документы по учету результатов инвентаризации (могут быть приняты за основу формы, предусмотренные Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 и от 27.03.2000 N 26, такие как: инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3); сличительная ведомость (форма N ИНВ-19); ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26));
- заключение о факте порчи запасов, полученное от соответствующих служб организации (отдела технического контроля, другой аналогичной службы) или специализированных организаций (п. 31 Методических указаний). Таким документом может являться "Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей" (можно взять за основу форму ТОРГ-15, утвержденную Госкомстата России от 25.12.1998 N 132);
- акт на списание товаров (п. 126 Методических указаний), например по форме ТОРГ-16. В рассматриваемой ситуации в акте на списание товаров в качестве причины списания может быть указана: "Порча товаров вследствие протечки кровли на складе".
Стоимость МПЗ, которые выбывают в результате порчи, списываются с учета по фактической себестоимости. Стоимость выбывающих ценностей списывается с кредита счета 41 "Товары" (счета 10 "Материалы") в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" до появления у организации оснований, позволяющих покрыть недостачу за счет соответствующих источников (пп. "б" п. 29, п.п. 127, 128 Методических указаний).
Из п. 30 Методических указаний следует, что суммы, учтенные на счете 94, в зависимости от источников возмещения в дальнейшем списываются:
- в пределах норм естественной убыли - на счета учета затрат или (и) на расходы на продажу (20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" и др., 44 "Расходы на продажу");
- за счет виновных лиц;
- на финансовые результаты организации (счет 91, субсчет "Прочие расходы"), в случае, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них.
Потерявшие первоначальный вид и свойства МПЗ, которые могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой) одновременно приходуются организацией по рыночным ценам с учетом их физического состояния с уменьшением на эту сумму потерь от порчи (пп. "б" п. 29 Методических указаний).
С учетом изложенного полагаем, что операции по списанию товаров (материалов) в рассматриваемой ситуации могут сопровождаться следующими записями в учете:
Дебет 94 Кредит 41 (10)
- отражено списание фактической себестоимости испорченных товаров (материалов);
Дебет 10 (41) Кредит 94
- оприходованы по рыночной стоимости (с учетом физического состояния) МПЗ, которые могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой);
Дебет 91 Кредит 94
- отражено списание потерь от порчи товаров (материалов), непригодных к использованию, за счет финансового результата организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...