Причины кризиса экономики ссср. Кризис советской системы


1. Обострение противоречий между колоссальным промышленным потенциалом СССР и экстенсивным (вширь) характером его развития. Руково­дство страны пыталось использовать естественное преи­муще­ство СССР: огромную территорию с неисчерпаемыми при­родными богатствами. Развитые же капитали­стические страны далеко обогнали СССР, делая упор на интенсивное развитие – форсирование науко­ёмких отраслей, определяющих научно-техничес­кий прогресс – элек­тро­нику, кибернетику, робототехнику, биотехнологию. Гипертрофия добычи ресурсов и первичной обработки, тяжелого ма­шиностроения определили максимальную энергоёмкость производства в СССР. На Западе для производства 1 кг. потребляемой продукции расходовалось 4 кг. исходного материала, а в СССР – 40.

2. Снижение рождаемости из-за демографических последствий Вто­рой миро­вой войны, что вело к сокращению доли молодёжи на произ­водстве. Миграция сельского населения в города.

3. Перемещение сырьевой базы в труднодоступные районы Севера и Сибири увеличило зат­раты на добычу и доставку природных ресурсов.

4. Падение мировых цен на нефть во второй пол. 1970-х гг.

5. Незаинтересованность работников в результатах своего труда.

Руководство страны понимало, что выиграть экономичес­кую гонку с Западом можно лишь при условии перевода экономики СССР на интен­сивный путь развития. Эту задачу ставили на XXIV, XXV, XXVI съез­дах КПСС. Однако она не была решена.

Итоги экономического развития. За 1970–1985 гг. темпы роста упали до уровня стаг­нации (застоя). 11-я пятилетка не была выпол­нена ни по одному показателю. В США произво­дитель­ность труда в про­мышленности в 2 раза, а в сельском хозяйстве – в 5 раз превышала соответствую­щие показатели в СССР. Советская эко­номика носила «самоедский» характер, она работала не на человека, а сама на себя. Содержание госаппарата и армии разоряли стра­ну. За 1970–1980-е гг. СССР израсходовал на вооружение 700 млрд. рублей. По данным зарубежных источ­ников, в нач. 1980-х гг. СССР выпускал танков в 4,5 раза больше, чем США, БТР – в 5 раз, артиллерийских орудий – в 9 раз, атомных под­водных лодок – в 3 раза. Советская модель хозяйствования, лишённая гибкости и внутренних импульсов саморазвития, «надорвалась», не выдержав гонки вооруже­ний.

Некоторые исследователи отрицают наличие «застоя» в бреж­невский период. По их мнению, имело место лишь падение темпов эко­номиче­ского развития. Несомненны некоторые успехи: к концу 1970-х СССР был сверхдержа­вой, на его долю приходилось около 20% мирового промышленного производства. За 18 лет руководства Брежнева производ­ство электроэнергии выросло в 5 раз, население СССР увеличилось на 40 млн. человек.

Международное положение и внешняя политика СССР

В 1964–1985 гг.

Главой внешнеполитического ведомства СССР с 1957 до 1985 г. являлся ми­нистр иностранных дел А.А. Громыко (1909–1989) – сторонник жёсткого внешнеполитического курса. Западные дипломаты называли Громыко «мис­тер Нет» за неуступчивость на переговорах.

Историки выделяют три этапа во внешней политике СССР:

1)1964 – нач. 1970-х гг. – продолжение жёсткой хрущёвско-ста­линской политики, проявлением которой стало в 1968 г. уничтожение советскими тан­ками демократических реформ в Чехослова­кии.

2) нач. 1970-х –1979 г. – период «разрядки» международной напряжённо­сти, переговоры с лидерами Запада.

3) 1979 – середина 1980-х гг. – новое обострение конфрон­тации с За­падом из-за Афганской войны (1979–1989 гг.).

СССР и страны социализма.

Социалистический лагерь находился в состоянии раскола. У СССР были напряжённые отношения с Китаем и Албанией.

События в Чехо­словакии в 1968 г. Весной 1968 г. первый секретарь ЦК КПЧ А. Дýбчек начал либеральные реформы («пражская весна »). Бы­ла расширена экономическая самостоятельность предприятий, ликвиди­рована цензура, разрешена многопартийность. А. Дубчек стремился создать «социа­лизм с челове­ческим лицом ». В Москве в политике Дубчека усмотрели угрозу социализму и Варшавскому договору. Советское руководство потре­бовало свернуть реформы, но Дубчек отказался. В августе 1968 г . в ЧССР вторглись войска стран – членов Варшавского договора – СССР, Польши, Венгрии, Болгарии и ГДР. «Пражская весна» закончилась. Дубчека сменил просоветский политик Г. Гýсак . Оккупация вызвала возмущение в Чехословакии. Митинги протеста были разогнаны советскими войсками. Народы Восточной Европы стали видеть в СССР агрессора и душителя нацио­нальной свободы. Возник термин «доктрина Бреж­нева » – суверенитет любого социалистиче­ского го­сударства имеет подчинённый характер по отношению к общим инте­ресам социализма.

В 1971 г. по линии Совета Экономической Взаимопомощи была принята программа социально-экономической интеграции стран социализма, которая ба­зировалась на ре­сурсах СССР.

Вьетнамская война 1965–1974 гг. В 1965 г. США развернули войну против комму­нистического Северного Вьетнама (Демократической Рес­публи­ки Вьетнам, ДРВ), пытавшегося свергнуть проамериканский режим Южного Вьет­нама. В США эта война вос­прини­малась как «грязная». СССР оказывал ДРВ помощь оружием, техникой, военными специалистами. Американцы понесли боль­шие по­тери, потерпели поражение и покину­ли Вьетнам в 1973 г. В 1976 г. была образована единая Социали­стиче­ская Республика Вьетнам (СРВ). Вьет­нам­ская война способство­вала обострению советско-американского проти­востояния.

Конфликт с Китаем. Китайская коммунистическая партия (КПК) претен­довала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Китай предъявлял СССР территориальные претензии. В 1969 г. возник пограничный конфликт на острове Даманский на р. Уссури (приток Амура). Китайцы захва­тили остров, после чего СССР уничтожил китайскую группировку установками «Град». Во время конфликта погибли 58 советских погра­ничников, китайские потери неизвестны. В 1991 г. о. Даманский был передан Китаю.

После смерти Мао Цзэдуна (1976 г.) новый лидер Китая Дэн Сяопи́н требовал вывода советских войск из Монголии и Афганистана. В 1979 г. про­изошли военные столкновения между Китаем и Вьет­намом из-за спор­ных территорий. СССР оказал под­держку Вьетнаму.

Политический кризис в Польше. В 1980–1981 гг. повышение цен вызвало в Польше народные выступления против правящей Польской объединённой рабочей партии (ПОРП). Рабо­чее движение возглавил независимый профсоюз «Солидарность» (лидер – рабочий-электрик с судоверфи г. Гданьска Лех Валéнса , будущий президент Польши в 1990–1995 гг.). Опасаясь ввода советских войск в Польшу, первый секретарь ЦК ПОРП генерал В. Ярузельский в 1981 г. ввёл в стране военное положение. Лидеры «Соли­дарности», в том числе и Л. Валенса, были арестованы. «Солидарность» перешла на нелегальное положение (лидеры подполья – 3. Буяк, В. Лис, В. Хардек, В. Фрасынюк и др.). События в Польше стали началом развала системы социализма, хотя реально это случилось позднее, в 1989 г. Значительную роль в расшатывании социализма в Польше сыграла католическая церковь и, в частности, папа римский Иоанн Павел II , поляк по национальности.

СССР и страны Запада.

1970–1979 гг. – период «разрядки международной напряжённости ». Причины разрядки :

1. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США в ядерном вооружении. Было признано, что в ядерной войне не может быть победите­лей.

2. Осознание руководителями мировых держав опасности для мира в ядерный век даже обычной войны.

3. Существовала опасность перерастания локальных войн в конфликт между военно-политическими блоками.

Отношения с ФРГ. Приход к власти в ФРГ социал-демократиче­ского прави­тельства канцлера В. Брáндта улучшило наши отношения. В 1970 г. был заключён советско-западногерманский договор. ФРГ отказалась от претензий на Восточ­ную Пруссию (с 1945 г. Калинин­градская область РСФСР). ФРГ также признала западные границы Польши. В обмен канцлер добился от Л.И. Брежнева согласия не пре­пятствовать мирному объ­единению двух государств на немецкой земле (ФРГ и ГДР), если для этого в будущем воз­никнут соответствую­щие условия. Оба германских государства установили дипло­мати­ческие отношения и были при­няты в ООН.

В 1971 г. СССР, США, Англия и Франция отчасти разрешили западноберлин­ский вопрос. Они договорились, что Западный Берлин имеет особый статус и не принадлежит ФРГ.

Совещание по безопасности и со­трудничеству в Европе (СБСЕ) состоялось в 1975 г. в Хельсинки. В Заключительном акте Совещания лидеры 33 европейских стран, США и Канады зафиксировали принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суве­ренитета, территориальной целостности государств, отказ от применения силы. Совещание способствовало рас­ширению эко­номиче­ских, политических и гуманитарных связей между Востоком и Запа­дом.

Советско-американские отношения. В ходе переговоров Л.И. Брежнева с президентами США Р. Никсоном и Д. Фордом были до­стигнуты соглашения об ограничении стра­тегических воо­ру­жений 1972 г. – по ОСВ-1, в 1978 г. – по ОСВ-2) и подземных ис­пытаний ядерных зарядов. По до­говору по противо­ракетной обороне (ПРО) каждая из сторон имела право на оборудование зоны ПРО в одном из своих жизненно важных районов. В СССР им стал г. Москва, в США – крупнейшая во­енная база Гранд-Форс (штат Северная Дакота).

Несмотря на переговоры, гонка вооружений продолжалась. Во второй пол. 1970-х гг. СССР принял решение разместить в Восточной Европе ракеты средней даль­ности СС-20. Это решение затруднило переговоры по ОСВ-2. Подписать соглашение удалось лишь в 1979 г. Но после вторжения СССР в Афганистан Конгресс США отказался ратифицировать ОСВ-2. В ответ на размещение СС-20 США в 1979 г. разместили в Западной Европе «крылатые ракеты» и ракеты средней дальности «Першинг-2», способные поразить террито­рию СССР. Советский Союз в то время не располагал средствами защиты от «Першин­гов».

В 1976 г. советский лётчик ст. лейтенант В. Беленко угнал в Японию новейший истребитель-перехватчик МИГ-25 и попросил политического убежища в США. Американцы разобрали перехватчик и изучили секреты МИГа-25. Это усилило взаимное недоверие двух держав.

СССР к концу 1970-х гг. фактически превзошёл США по численности армии, количеству (не всегда – по качеству) танков, самолётов, ракет. А.А. Громыко вспоминал: «СССР и США гнали и гнали ядерное оружие». Это катастро­фиче­ским образом отразилось на эконо­мике СССР и привело к кризису 1990-х гг. США превос­хо­дили СССР по валовому национальному продукту в 3-4 раза, а затраты на вооружение были равноценны. На Западе СССР иронично называли «Верхней Вольтой с баллистическими ракетами».

Характеристика периода «застоя»

Период с 1965 г. по 1984 г. — время наиболее стабильного развития советского общества. Этот период в истории СССР называют периодом «застоя». Термин «застой» был введен на ХХVII съезде КПСС (февраль 1986 г.) для констатации застойных явлений в экономической и социальной сферах. Сторонники обозначения 1965-1984 гг. как «застойных» связывают стабильность советской экономики того времени с ростом мировых цен на нефть. Вместо модернизации экономики руководство страны поставляло на мировой рынок нефть, а полученные средства использовались для закупки продовольствия, строительства промышленных объектов и решения других хозяйственных вопросов. В экономике нарастали негативные тенденции, увеличивалось техническое и технологическое отставание СССР от капиталистических стран. После падения цен на нефть в середине 1980-х гг. у части партийного и хозяйственного руководства появилось сознание необходимости реформирования экономики.

После отставки Н. С. Хрущева руководителями в СССР были: Л. И. Брежнев — Первый секретарь ЦК КПСС, А. Н. Косыгин — председатель Совета Министров и М. А. Суслов — член Президиума ЦК КПСС, ответственный за идеологическую сферу. Л. И. Брежнев — рядовой функционер КПСС — выдвинулся в верхний слой партийного аппарата в период сталинских репрессий, когда молодые выдвиженцы заменили уничтоженную старую партийную гвардию. Л. И. Брежнев постепенно отстранил от руководства всех участников переворота 1964 г. и заменил их своими друзьями, земляками и родственниками. Руководство страной осуществляло ближайшее окружение Л. И. Брежнева: A. Л. Кириленко, Н. В. Подгорный, Н. А. Тихонов, К. У. Черненко, Н. А. Щелоков и др. С годами сам Л. И. Брежнев все больше отходил от государственных дел. Тем не менее в 1977 г. он был назначен председателем Президиума Верховного Совета СССР. Бесконтрольность и отсутствие гласности привели к разложению части партийно-государственного аппарата. Начала складываться «своя» мафия, влияющая на принятие руководством страны тех или иных решений. В стране начался процесс «старения» руководства. В 1980 г. средний возраст членов Политбюро составлял 71 год.

В 1965-1984 гг. завершилось формирование основных институтов советской бюрократической системы. Законодательная власть в СССР осуществлялась Верховным Советом, состоящим из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Выборы в Верховный Совет осуществлялись один раз в 5 лет, а его сессии проходили ежегодно. Постоянно действующим органом законодательной власти был Президиум Верховного Совета. С 1966 г. его председателем был Н. В. Подгорный, с 1977 г. по 1982 г. — Л. И. Брежнев. Верховному Совету СССР подчинялись Верховные Советы республик, советы областей, городов, районов.

Исполнительная власть в государстве принадлежала Совету Министров. В 1978 г. был образован Президиум Совета Министров. С 1964 г. председателем Совета Министров был А. Н. Косыгин, с 1980 г. по 1985 г. — Н. А. Тихонов.

Конституционное закрепление руководящей роли КПСС

Решающую роль в системе управления страной играла КПСС. Несмотря на рост численности членов партии — с 12,5 млн в 1966 г. до 19 млн в 1985 г. — авторитет КПСС падал. На съездах и конференциях партии все делегаты голосовали «единогласно» за спущенные «сверху» решения. Выборы в партийные органы практически исчезли. На тот или иной пост выдвигался только один кандидат. Генеральными секретарями ЦК КПСС были: с 1966 г. по 1982 г. — Л. И. Брежнев, с ноября 1982 г. по февраль 1984 г. — Ю. В. Андропов, с февраля 1984 г. по март 1985 г. — К. У. Черненко.

В 1967 г. на Торжественном заседании в честь 50-летия Октябрьской революции Л. И. Брежнев заявил, что в СССР построено развитое социалистическое общество.

В 1977 г. была принята новая (третья по счету) Конституция СССР. Социальной базой советского строя были объявлены рабочий класс, колхозное крестьянство и народная интеллигенция. В 6-й статье законодательно закреплялась руководящая роль КПСС. Как и прежде, провозглашались основные демократические свободы. Конституция утвердила положение о всеобщем среднем образовании, о праве на жилье. Новым было включение в ее текст десяти положений о принципах межгосударственных отношений. Однако разрыв между конституционными нормами и политической реальностью углублялся.

Движение диссидентов

В условиях несоответствия официальной пропаганды и реальной жизни в стране возникло движение диссидентов. Значительным явлением в диссидентстве стало правозащитное движение. Правозащитники считали, что необходимо добиться выполнения тех положений Конституции, которые не выполняются. Правозащитники предпринимали молчаливые демонстрации в День Конституции, организовывали пресс-конференции и издавали листовки, в которых вскрывали нарушения прав человека в СССР. На Западе выходило правозащитное издание «Хроника текущих событий». Против диссидентов действовали идеологические службы КГБ. Активисты правозащитного движения прошли через тюрьмы, лагеря, психиатрические лечебницы.

Борьбу за свободу слова вел писатель А. И. Солженицын. В 1968 г. на Западе был опубликован его роман «В круге первом». За это А. И. Солженицын был исключен из Союза писателей. Когда ему была присуждена Нобелевская премия в области литературы, советская пресса писала: «Нобелевская премия есть каинова печать за предательство своего народа». В середине февраля 1974 г. А. И. Солженицын был насильно выслан из страны.

Идейным лидером правозащитного движения был создатель водородной бомбы академик А. Д. Сахаров. В марте 1971 г. он направил Л. И. Брежневу «Памятную записку» с предложениями по решению социальных и экономических проблем страны, в сентябре 1971 г. — записку членам Президиума Верховного Совета, где были изложены его взгляды на свободу эмиграции. В 1975 г. А. Д. Сахарову как борцу за права человека была присуждена Нобелевская премия мира, после чего развернулась его травля в советской прессе. После ввода в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан А. Д. Сахаров организовал пресс-конференцию, на которой осудил эту акцию. В январе 1980 г. А. Д. Сахаров был задержан, а затем без суда и следствия сослан вместе с женой Е. Боннэр в город Горький.

Несогласие с существующей системой проявлялось в экологических кампаниях, проводимых под руководством писателя С. П. Залыгина. Он выступал против загрязнения озера Байкал, против проекта поворота сибирских рек.

Нарастал кризис в национальных отношениях. Несмотря на провозглашение в 1972 г. тезиса о решении национального вопроса в СССР и о формировании новой исторической общности — советского народа, в союзных республиках происходили конфликты на межнациональной почве. Неспокойно было в Нагорном Карабахе, Чечено-Ингушетии, Абхазии, Ошской области Киргизии, Литве. В стране возникли национальные движения евреев и немцев, проходившие под лозунгом предоставления права выезда из СССР на историческую родину. Петиции с призывами предоставить свободу выезда подписали десятки тысяч представителей этих народов.

Экономические реформы периода «застоя»

В экономике в 1965-1967 гг. была предпринята попытка проведения одной из самых крупных экономических реформ, инициатором которой был А. Н. Косыгин. Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского Пленумов ЦК КПСС 1965 г. Суть реформы заключалась в попытке усиления экономических рычагов управления экономикой, расширения самостоятельности предприятий, усовершенствование централизованного планирования.

В результате реформ 1965-1967 гг. были ликвидированы территориальные совнархозы, восстановлен отраслевой принцип управления промышленностью. Предполагалось изменить систему планирования экономики, чтобы оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятий по количеству реализованной, а не произведенной продукции. Планировалось перевести предприятия на хозрасчет и сохранить в их распоряжении большую часть прибыли. Предполагалось изменить систему оплаты труда: использовать часть доходов предприятий для стимулирования трудящихся.

В годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) предполагалось увеличить производительность труда на 33-35 %. Первостепенное значение придавалось использованию ресурсов Сибири и южного Таджикистана. В 1967 г. была введена государственная аттестация предприятий с присвоением знака качества. Были приняты меры, направленные на рост производительности труда и усиление заинтересованности коллективов предприятий в результатах труда.

Первые годы восьмой пятилетки дали обнадеживающие результаты. С 1968 г. все отрасли промышленности стали рентабельными. В строй было введено около 1 900 крупных предприятий, в том числе Красноярская ГЭС, Карагандинский металлургический комбинат, Волжский автомобильный завод в Тольятти. Увеличилось производство предметов народного потребления. По темпам роста восьмая пятилетка была одной из наиболее удачных за все послевоенное время, за что ее часто называют «золотой».

Однако хозяйственная реформа не получила своего дальнейшего развития. Постепенно экономические преобразования были свернуты.

Реформирование производства не было подкреплено реформой центрального аппарата, сохранившего административно-командные методы руководства. Система оплаты труда осталась прежней, она была слабо связана с результатами труда. Важнейшие задачи экономического и социального развития решались на экстенсивной основе, т. е. вовлечением в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов.

Уже с девятой пятилетки (1971-1975 гг.) положение дел в экономике ухудшилось. Это было связано с неблагоприятной демографической ситуацией в стране, снижением количества трудоспособного населения. Серьезной проблемой стало истощение традиционной сырьевой базы в европейской части СССР. Топливно-энергетический комплекс переместился на восток, что привело к повышению себестоимости сырья и обострило транспортную проблему. Сказывались физический износ и моральное старение промышленного оборудования.

Руководство страны предпринимало усилия для стабилизации положения в сельском хозяйстве. Попыткой разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского 1965 г. Пленума ЦК КПСС. Намечались меры по перераспределению национального дохода в пользу сельского хозяйства, решению социальных проблем села, повышению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, обосновывалась необходимость перехода от административных методов управления сельским хозяйством к экономическим. Однако новые условия хозяйствования не вписывались в прежнюю систему управления сельским хозяйством. Не помогло и увеличение объемов капиталовложений в эту отрасль. Серьезными проблемами в сельском хозяйстве были плохие условия хранения продукции на складах и постоянная нехватка рабочих рук. Между тем с середины 60-х гг. произошло некоторое улучшение жизни колхозников. Был ослаблен партийно-государственный контроль над колхозами, сверхплановую продукцию можно было сдавать по повышенным ценам, была введена помесячная заработная плата колхозникам, они получили право на пенсию, страхование, гражданский паспорт, были сняты ограничения на приусадебное хозяйство.

В условиях кризисного положения в сельском хозяйстве было принято решение о разработке Продовольственной программы, которую принял майский 1982 г. Пленум ЦК КПСС. Было решено создать агропромышленные комплексы (АПК), в которые объединялись совхозы, колхозы, машиностроительные и химические предприятия, работающие для нужд сельского хозяйства. Однако АПК не были жизнеспособными экономическими механизмами.

Несмотря на все предпринимаемые меры, продовольственная проблема к середине 80-х гг. значительно обострилась.

Нарастание кризиса в советской экономике

В десятой пятилетке (1976-1980 гг.) ставка делалась на закупку импортного промышленного оборудования и товаров широкого потребления в обмен на экспорт энергоносителей из невозобновляемых источников (уголь, нефть, газ). Доходы от реализации нефти и нефтепродуктов с 1974 г. по 1984 г. составили 176 млрд рублей. Однако эти средства не использовались для интенсификации экономики в должной мере. Одной из важнейших причин такого положения была милитаризация экономики. Научные исследования в областях, не носивших военный характер, игнорировались высшим руководством страны.

Показателем экономического кризиса было то, что Запад перешел от научно-технической революции (НТР) к технологической революции, к созданию пост индустриального общества, в то время как СССР оставался в рамках индустриального типа развития экономики. Одной из черт экономического развития СССР стало формирование «теневой экономики». Она имела место как в виде подпольных производств, особенно распространенных в республиках Прибалтики, Закавказья и Средней Азии, так и на базе легального производства за счет различного рода махинаций. Особенно были поражены такие отрасли, как торговля и строительство. Их чиновничий аппарат совместно с партийными работниками создавал условия для формирования капитала на криминальной основе. В тесной связи с государственной экономикой формировался «криминальный рынок».

В 1965-1984 гг. в советском обществе произошли демографические изменения. С 1960 г. по 1979 г. рождаемость в стране снизилась на 25 %, а смертность увеличилась на 15 %. Увеличились разрывы в темпах прироста населения по регионам. Неславянское население увеличивалось значительно быстрее. Важным явлением социальной жизни стала урбанизация. Если в 1939 г. в городах проживало 56 млн человек, то в 1980 г. — более 180 млн. Возрос профессиональный и образовательный уровень населения. В 70-80-е гг. сформировался особый слой людей, получивший название «номенклатура» — элита, имеющая доступ к системе управления.

С середины 60-х гг. руководство страны во главе с Л. И. Брежневым взяло курс на увеличение денежных доходов населения, что сыграло определенную положительную роль в повышении жизненного уровня граждан. В то же время расхождение в количестве денег, находящихся в обращении, и количестве качественных товаров во второй половине 70-х гг. привело к дефициту. Начала расти социальная дифференциация, основанная на степени доступа к дефициту. Она усугублялась нарастанием привилегий для отдельных категорий партийно-государственного аппарата, что обостряло социальную напряженность. Недостаток внимания к социальной стороне производства, быту, досугу населения не мог не привести к снижению заинтересованности трудящихся в результатах своего труда. В 70-х — начале 80-х гг. произошел серьезный сдвиг в обеспечении населения жильем. Однако жилищная проблема оставалась неразрешенной и усугублялась так называемой проблемой «лимитчиков». В городах трудящиеся промышленных предприятий вынуждены были жить в общежитиях. Очереди на получение отдельного жилья растягивались на десятилетия.

В целом по сравнению с нищетой конца 30-х гг. и послевоенным периодом положение основной части населения заметно улучшилось. За все время существования Советского государства самый высокий жизненный уровень основной части населения наблюдался в 1986-1987 гг. Кризис сельского хозяйства и легкой промышленности прикрывался массированными закупками продовольствия и ширпотреба за границей, средства на которые были получены от распродажи топлива и сырья.

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказалось за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось.

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

· СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990-1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

· СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

· сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однакопо мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции , а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

· советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

· единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями ;

· политический, экономический, идеологический кризис , который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит . Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Последствия:

· распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

· коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

· разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР;

· возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).

1. Политическая либерализация привела к росту числа неформальных группировок , с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические и т. п.). Весной 1988 г. сформировался Демократический блок, в который вошли еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки.

В Верховном Совете сформировалась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали выходить из партии.

Стали образовывать политические партии . Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности .

2. Распад социалистического лагеря («бархатная революция» в Чехословакии (1989), события в Румынии (1989), объединение Германии и исчезновение ГДР (1990), реформы в Венгрии, Польше и Болгарии.)

3. Рост националистического движения, Его причинами были ухудшение экономического положения в национальных регионах, конфликт местных властей с «центром»). Начались столкновения на национальной почве, с 1987 г. национальные движения приобрели организованный характер (движение крымских татар, движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, движение за независимость Прибалтики и пр.)

В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик .

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Былапринята Декларация о государственном суверенитете РФ . Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране .

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В начале апреля 1990 г. был принят Закон Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР, которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с этим принят Закон О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума . Был открыт легальный путь выхода из Союза.

Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Народного фронта была провозглашена борьба за независимость Украины; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты, принял программу перехода к суверенной Грузии. В Прибалтике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик упоминался Союз Советских Суверенных Республик.

Но одновременно были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от Центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик .

4. В январе 1991 г. проводится денежная реформа , направленная на борьбу с теневой экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. Население выражало недовольство дефицитом продовольствия и необходимых товаров.

Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.

На март был назначен референдум по вопросу сохранения СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республик). Большинство голосовавших высказались за сохранение СССР.

5. В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не могли остановить начавшийся процесс.

Референдум 17 марта 1991 г. подтвердил политический раскол общества, кроме того, резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих.

В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б.Н. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие - на федеративных . Предполагалось подписать договор в июле - августе 1991 г.

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик.

Много вопросов как о международном, так и о внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясными оставались вопросы о союзных налогах и распоряжении природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

6. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. На улицах столицы появилась бронетехника.

Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения.

Нерешительность членов ГКЧП, раскол в войсках, сопротивление населения больших городов (Москвы, Ленинграда и др.), поддержка, оказанная Президенту РСФСР Ельцину рядом правительств стран мира, и пр. обусловили неудачу попытки восстановить порядок в стране.

Вернувшийся 22 августа в Москву Горбачев утратил политическую инициативу, влияние и власть. После августовских событий процесс распада СССР и ликвидации институтов центральной власти ускорился.

Был распущен ЦК КПСС, деятельность партии приостановлена, а затем запрещена Президентом России. Резко сокращена компетенция КГБ за счет изъятия у него ряда функций и управлений. Произошли существенные кадровые изменения в структурах власти и руководстве средствами массовой информации.

Вслед за провалом путча восемь республик заявили о своей независимости, а три вновь образованные прибалтийские независимые государства в сентябре были признаны СССР.

В декабре Президенты России, Украины и Белоруссии в Минске заявили о том, что Советский Союз более не существует и что ими образовано Содружество Независимых Государств (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза (Беловежское соглашение ). Позже в СНГ вступили еще восемь республик, после чего Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР

Хозяйственная реформа 1965 года вследствие комплекса объективных (институциональных) и субъективных причин не смогла обеспечить устойчивого и долговременного экономического роста. В течение 1970-х годов в экономике накапливались негативные явления и тенденции, и советская система постепенно вступила в предкризисную (фаза депрессии или стагнации), а затем инерционно в кризисную фазу циклического развития.

Необходимо назвать основные причины (или проявления) данной кризисной ситуации в Советском Союзе:

1) Деградация аграрного сектора советской экономики , которая в определенной степени объясняется неблагоприятными климатическими условиями (периодические неурожайные годы), а также в принципе само существование коллективного хозяйствования, силой насажденного в 1930-е годы и затем поддерживаемого существующей системой общественно-экономического контроля, ставили препятствия повышению эффективности сельскохозяйственного производства: так, в 1970-е годы в сельском хозяйстве СССР было занято 25% самодеятельного населения, а в США – 3%, но производительность труда там была в 4 – 5 раз выше, чем в СССР. Парадокс советского сельского хозяйства заключается и в том, что идентичные стагнационные результаты проявлялись и в период финансирования аграрного сектора по «остаточному принципу», и при изменении инвестиционной политики государства: например, в 1970-е годы по официальным данным в сельское хозяйство было направлено 383 млн. руб., что составило 20-27% всех инвестиций страны, что, однако, не дало ожидаемых результатов.

2) Трудности реализации экстенсивной экономической модели. Советская экономика начинает исчерпывать возможности дальнейшего использования экстенсивных факторов развития экономики. Во-первых, начинает складываться неблагоприятная демографическая ситуация: снижение естественного прироста населения вообще и трудоспособного населения в частности (в 1960-е годы прирост экономически активного населения составлял 2%, а в 1970-е годы – 0,25% в год). Во-вторых, наблюдается истощение традиционной сырьевой базы и смещение добывающей промышленности в нефте- и газодобывающие районы Западной Сибири. Создание Западносибирского нефтегазового комплекса потребовало масштабных капиталовложений и привело к росту себестоимости сырья и затрат на его доставку в места переработки. Освоение топливно-энергетических ресурсов Севера и Сибири позволило советской экономике (вместо энергосберегающих технологий) по-прежнему использовать ресурсоемкий тип воспроизводства. В-третьих, усиливается процесс физического износа и морального старения основного капитала советской промышленности: например, в 1980 году степень износа машины и оборудования в промышленности составила 36%, а средний возраст производственного оборудования – 10 лет. Как уже отмечалось, если западные страны, используя достижения НТР, переходили на постиндустриальную модель, то СССР логически еще не завершил первичную индустриальную перестройку производства, поэтому технологическое отставание советской экономики от развитых промышленных стран приобретает масштабный характер (например, всего 10% новых научно-технических разработок отвечали мировым стандартам). Так, в начале 1980-х годов 51% работников промышленности (в сельском хозяйстве – 70%) был занят ручным, малоквалифицированным тяжелым трудом, поэтому производительность труда в советской промышленности была в 2 раза ниже, чем в США. К тому же, в результате массовой миграции сельской молодежи в города происходит формирование маргинальной «общежитской» субкультуры, что тоже усугубляло кризис организации труда. Вообще парадокс советской экономики состоял в том, что повышать производительность труда было просто невыгодно для предприятия, поскольку рост выработки повлек бы за собой повышение плановых заданий на будущий период и снижение фонда заработной платы.



3) Изменение ценовой ситуации на мировом рынке энергоносителей в 1980-е годы. В начале 1970-х годов, в период мирового энергетического кризиса, когда резко возросли цены на энергоносители, СССР форсировал поставки нефти и газа на Запад (например, в 1985 году в советском экспорте доля топлива и сырья составляла 55%, а машин – 12,5%) и получил в 1974 – 1984 годы доходы в 176 миллиардов инвалютных рублей. К сожалению, полученные «нефтедоллары» были потрачены не на структурную перестройку экономики, а на другие цели: импорт продовольствия, потребительских товаров, оборудования, инвестиции в сельское хозяйство, военные расходы, «стройки века», «помощь» странам третьего мира, содержание бюрократического аппарата. Однако в середине 1980-х годов в результате падения мировых цен на нефть резко сокращаются доходы от нефтяного экспорта: так, в 1985 году цены на нефть снизились с 30 долларов до 12 долларов за баррель, и СССР потерял 10 млрд. долларов валютной выручки.

4) Рост удельного веса военных расходов : например, в начале 1980-х годов военный бюджет страны (в прямой и косвенной форме) составлял 15–20% внутреннего валового продукта, а в рамках военно-промышленного комплекса находилось до 80% машиностроительных предприятий страны. Несомненно, гонка вооружений (необходимость адекватной реакции на американскую программу «звездных войн», Афганистан) экономически изматывала неэффективную советскую хозяйственную систему.

5) Наличие нерациональной и разбалансированной структуры народного хозяйства : во-первых, инерционное сохранение в экономике после форсированной индустриализации 1930-х годов межотраслевых, межрегиональных и воспроизводственных диспропорций; во-вторых, преобладание в структуре советской экономики отраслей фондоемкой тяжелой и оборонной промышленности (ВПК вообще приобретает гипертрофированное значение) при низком удельном весе наукоемких отраслей (например, в 1985 году доля этих отраслей в валовой промышленной продукции составила 38%, а в ведущих западных странах – 65%) и сектора потребительских товаров и услуг.

6) Обострение социальной ситуации в экономике и в обществе : хроническая (скрытая или подавленная) инфляция; хронический дефицит продовольственных и потребительских товаров, особенно товаров длительного пользования; сокращение объема жилищного строительства; расходы на здравоохранение составляли всего 4% от национального дохода; по уровню потребления на душу населения страна занимала 77 место в мире, а ВВП в расчете на душу населения составлял 37% от уровня США; по косвенным данным, средняя заработная плата в 1973 году в СССР составляла 168 долларов в месяц, в то время как в США – 606 долларов. Отсюда негативные явления в организации труда: прогулы, низкая трудовая дисциплина, высокая текучесть кадров, алкоголизм, социальная апатия.

В 1979 году правительство А. Н. Косыгина сделало попытку проведения крупномасштабного экономического эксперимента: был установлен показатель нормативно чистой продукции, по которому предприятия должны были учитывать только вновь созданную стоимость без затрат на сырье, материалы и пр. Однако попытка очередной модернизации командно-административной системы не смогла обеспечить экономике серьезных позитивных результатов. Постепенно нарастала целая система блокирования экономических рычагов регулирования народнохозяйственных пропорций, в результате чего окончательно оформился механизм социально-экономического торможения, который привел к обострению экономического и социально-политического кризиса советской плановой хозяйственной системы к середине 1980-х годов.

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • основные закономерности развития общества при переходе от мобилизационного типа экономики к естественному;
  • важнейшие события отечественной истории, связанные с реформированием советского общества и выбором путей дальнейшего развития в период «оттепели»;

уметь

  • выносить самостоятельные суждения о полученной информации;
  • определять временные рамки исторических процессов и явлений отечественной истории, их особенность и направленность;

владеть

  • историко-сравнительным методом познания при анализе сложных и противоречивых исторических процессов;
  • ключевыми теоретическими положениями школы исторической повседневности.

Борьба за «сталинское наследие»

После смерти И. В. Сталина формально власть перешла к так называемому «коллективному руководству». За этим стояло усиление позиций ближайших к Сталину политиков. Ими были удалены все те молодые кадры, которые Сталин ввел в состав высшего руководства на XIX съезде КПСС, а также распределены роли между собой. Наследником Сталина по государственной линии стал Г. М. Маленков, занявший пост Председателя Совета министров СССР. Пост первого заместителя председателя Совета министров занял Л. II. Берия, одновременно с этим возглавив МВД. На руководство партийным аппаратом претендовал Н. С. Хрущев. Процесс передела власти, однако, осложнялся соперничеством между «наследниками» Сталина, их стремлением добиться единоличного лидерства.

В первые недели после установления коллективного руководства наиболее сильные позиции занимал Берия. Он, видимо, понимал, что его имидж руководителя репрессивных органов не позволит официально стать руководителем страны. Но он вполне мог играть роль своеобразного «серого кардинала»: влиять на расстановку кадров, определять проводимый правительством курс.

В прошлом мероприятия, проводимые Берией, трактовались сугубо негативно. В последние годы отечественные и зарубежные историки иногда видят в них истоки нынешних радикальных реформ. Первым, с чего начал Берия, были попытки ликвидировать культ личности Сталина. Имя известнейшего лидера СССР, которого Берия в разговорах открыто называл «тираном», фактически исчезает с газетных полос. А 9 мая 1953 г. по инициативе Берии Политбюро постановило не украшать в дни праздников колонны демонстраций и здания портретами вождей.

Перестройка коснулась внешней разведки. В целях нормализации отношений с другими странами в Москву было отозвано без замены около половины работников заграничных резидентур. Берия провел департиза- цию силовых органов. Началось массовое увольнение сотрудников МВД, направленных туда из партаппарата. Система лагерей передавалась из подчинения МВД в ведение Минюста, что соответствовало практике цивилизованных стран.

Берией было прекращено несколько сфабрикованных прежде дел, в частности «дело врачей» и «мингрельское дело». Начали выпускать на свободу репрессированных. По устроенной Берией амнистии из 2,5 млн заключенных была освобождена примерно половина. По этой амнистии на волю вышли в основном уголовники, что вызвало небывалый всплеск преступности. Позже ситуацию с ростом преступности станут называть «холодным летом 1953».

Берия еще при жизни Сталина начал расходиться с ним в подходе к национальному вопросу в СССР. Если Сталин главной угрозой стране считал сепаратизм малых народов, то Берия выступал против русского национализма и шовинизма. Вскоре после смерти Сталина Берия направил в ЦК записку о положении в сфере межнациональных отношений. В пей он указывал на то, что население вошедших в состав СССР Литвы, Западной Украины и Западной Белоруссии при Сталине подвергалось репрессиям и насильственной русификации. Берия предлагал отстранить присланных в эти районы руководящих работников, заменить их национальными кадрами. Были смещены первые секретари ЦК КП Украины и Белоруссии Л. Г. Мельников и Н. С. Патоличев. Все эго оживило националистические силы в республиках. В некоторых из них, например в Литве, всерьез заговорили о возможности выхода из СССР и присоединения к Америке, а также высылке из республики всех русских и коммунистов.

Ощутимые подвижки при Берии и по его инициативе произошли также во внешней политике СССР. Берия требовал отказаться от строительства социализма в ГДР. Он полагал более целесообразным объединение Германии в единое государство с буржуазно-демократическим устройством. Берия строил планы нормализации отношений с Югославией. При нем было прекращено глушение западных радиостанций, вещавших на СССР.

Вся эта деятельность внушала опасения другим членам коллективного руководства. Некоторые опасались еще большего усиления Берии, другие считали его деятельность вредной для государственной безопасности. 26 июня 1953 г. он был смещен со всех постов, задержан и в декабре расстрелян.

После устранения Берии на первую позицию в руководстве партии выдвинулся председатель Совета министров СССР Г. М. Маленков. Первостепенное внимание он уделял перестройке пропаганды. Также начинается некоторая либерализация системы управления, выразившаяся в ограничении привилегий партийной бюрократии. Но в целом реформы носили умеренный характер. Маленкову нужно было считаться с настроениями в обществе, с ожиданием со стороны людей стабильности, поэтому ему приходилось действовать как «наследнику Сталина».

В то же время Маленков продвинулся дальше Берии в реформировании органов безопасности. Он отменил все чрезвычайные внесудебные органы, продолжил процесс реабилитации. В частности, было пересмотрено «ленинградское дело», при этом, правда, нигде не упоминалась роль самого Маленкова в нем. Прежде всесильное Министерство государственной безопасности вновь было поставлено под контроль партии, сужены его права, а в 1954 г. оно было преобразовано в Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.

Компромиссной была и экономическая политика Маленкова. С одной стороны, он продолжал проводить некоторые особо популярные мероприятия сталинского времени. При нем, в частности, было осуществлено последнее снижение цен. С другой стороны, внедрялись некоторые экономические новшества. Их суть была озвучена Маленковым в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР. В ней провозглашалось приоритетное развитие производства товаров народного потребления. Социальная переориентация экономики сопровождалась вводом в эксплуатацию нового жилья, повышением окладов. Улучшилась жизнь сельчан, поскольку Маленков пошел на беспрецедентное повышение закупочных цен на сельхозпродукцию. Началось освоение целины, еще не принявшее экономически невыгодные формы.

Однако период, когда Маленков оставался главой правительства, был недолог. Происходит усиление Хрущева, который после ареста Берии становится первым секретарем ЦК КПСС. Умело расставляя партийные кадры, Хрущев быстро переиграл своего соперника в закулисных маневрах. Уже в январе 1955 г. на Пленуме ЦК Хрущев обвинил Маленкова в оппортунизме. А в феврале 1956 г. Маленков был отправлен в отставку. Однако положение Хрущева все еще не было достаточно прочным. Принципы коллективного руководства по-прежнему сохранялись. На высших постах в государстве и партии оставались многие прежние соратники Сталина. Для того чтобы упрочить свою власть, Хрущеву требовались нестандартные политические инициативы. И у Хрущева хватило решимости пойти на них.

Переломным в этом отношении становится XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). Часто его ассоциируют с политикой разоблачения культа личности Сталина, но значение XX съезда КПСС этим не ограничивается. На нем были одобрены директивы по шестому пятилетнему плану, приняты изменения в уставе партии. Важнейшим результатом съезда становится изменение внешнеполитической доктрины СССР. Было, в частности, выдвинуто важное теоретическое положение, согласно которому в условиях ядерного противостояния единственной формой взаимоотношений государств с различным общественным строем должно стать их мирное сосуществование.

Но наибольшее значение имело выступление Хрущева о культе личности Сталина. Общество раскололось на приверженцев официальной линии и сторонников Сталина. Масштабный раскол произошел и в международном коммунистическом движении. Партии, выступавшие за более решительное преодоление сталинизма, становились на платформу так называемого «еврокоммунизма». Партии, недовольные критикой культа личности Сталина, начали ориентироваться на Китай. Единство коммунистического движения восстановить уже никогда не удастся.

Последний раунд политической борьбы за сталинское наследие приходится на первые месяцы после XX съезда КПСС. Группа высших советских руководителей обвинила Хрущева в действиях, способных разрушить партию и государство. В эту группу входили такие разноплановые политики, как В. М. Молотов, А. И. Микоян, Л. М. Каганович, К. Е. Ворошилов, Л. А. Булганин, Д. Т. Шипилов, М. Г. Первухин. В июне 1957 г. на заседании Президиума ЦК они потребовали отставки Хрущева. Однако Хрущев отказался подчиняться. Опираясь на армию, в частности на Жукова, и на КГБ, Хрущев раздавил внутрипартийную оппозицию. Но в результате резко возросло влияние министра обороны Г. К. Жукова.

Хрущев не любил и боялся Жукова, завидовал его славе. Во время отсутствия Жукова в Москве маршал был смещен со своего поста и обвинен в раздувании своего культа личности, в преувеличении своей роли в годы Великой Отечественной войны. Расправившись со своими соперниками, Хрущев в марте 1958 г. к своему высшему партийному посту добавляет высший пост в исполнительной вертикали государственной власти, заняв кресло председателя Совета министров. Таким образом, борьба, развернувшаяся после смерти Сталина, завершилась установлением единоличной власти Хрущева.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...