Что такое интеграция? Международная экономическая интеграция. Экономическая интеграция


Международная экономическая интеграция


Сущность и предпосылки международной экономической интеграции

Истоки интернационализации хозяйственной жизни уходят в эпоху первоначального накопления капитала, Великих географических открытий конца XV и начала XVI вв., в эпоху развития нового класса, стремящегося к расширению рынка как в национальных рамках, так и в мировом масштабе. Эти явления дали толчок интернационализации хозяйственной жизни и созданию единого мирового рынка.

Интеграция (лат. integratio) - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-то частей, элементов. В экономическом смысле интеграция подразумевает экономический процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств преимущественно с однотипным общественным строем и одинаковым уровнем развития и рассматривается как качественно новый этап интернационализации хозяйственной жизни. Интернационализация хозяйственной жизни предполагает формирование устойчивых производственно-экономических связей между отдельными странами на основе МРТ.

Предпосылками и факторами интеграции экономической жизни в мире являются:

1) интернационализация производительных сил путем повсеместного распространения технологического способа производства посредством обмена средствами производства и технологическими знаниями, а также в форме международной специализации и кооперации, связывающих хозяйственные единицы в целостные производственно-потребительские системы; путем производственного сотрудничества, международного перемещения производственных ресурсов; через формирование глобальной материальной, информационной, организационно-экономической инфраструктуры, обеспечивающей осуществление международного обмена. Проявление интернационализации через МРТ;

2) возрастание масштабов и качественное изменение характера традиционной международной торговли овеществленными товарами, в силу чего она оказывает ныне неизмеримо большее воздействие на интернационализацию экономической жизни, чем в 20-30-е годы текущего столетия;

3) международное перемещение финансовых и производственных ресурсов, обеспечивающее переплетение и взаимозависимость экономической деятельности в различных странах. Такое перемещение происходит в форме международного кредита или зарубежных инвестиций;

4) международное сотрудничество в форме сферы услуг, например туризм, которая развивается быстрее, чем сфера материального производства;

5) быстро растущий международный обмен научно-техническими знаниями. Фронт мировой науки и техники стремительно расширяется. В сочетании с их быстрым развитием это приводит к тому, что ныне ни одна страна в одиночку не в состоянии решать все вопросы НТП и тем более быть лидером на всех направлениях развития науки и техники;

6) возрастающие масштабы международной миграции рабочей силы, к которой начинают подключаться в качестве экспортеров Украина и другие государства на территории бывшего СССР; одновременно растущая потребность в международном сотрудничестве, направленном на решение глобальных проблем современности (охрана природной среды, освоение Мирового океана, космоса, помощь голодающему населению развивающихся стран и др.).

Типы интеграционных группировок

В мировой практике выделяют следующие типы интеграционных объединений или группировок.

Первый тип. Преференциальные торговые соглашения - подготовительный этап интеграции, в ходе которого соглашения подписываются либо на двусторонней основе между отдельным государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим торговли друг другу, чем они предоставляют третьим странам.

Второй тип. Зона свободной торговли (ЗСТ) - страны-участницы договариваются между собой о снижении ими таможенных пошлин во взаимной торговле. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы: отмена или ввод новых пошлин, заключение торгово-экономических соглашений. В этой связи между странами-участницами зоны свободной торговли сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы, особенно льготный провоз товаров третьих стран.

Свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады на предприятиях базируются на отмене или снижении таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля. К примеру, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), которая была образована в 1960 г., включает 6 стран: Швецию, Норвегию, Финляндию, Исландию, Австрию, Швейцарию. Здесь принципы свободной торговли распространяются только на промышленную продукцию.

ЗСТ позволяет стабильно совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности стран-участниц и более гибко приспосабливаться к международной практике. Однако она имеет и ряд негативных моментов. В частности либерализация импорта может создать угрозу для отечественных товаропроизводителей, не выдерживающих конкуренции, что приведет к частичному или полному вытеснению последних со своего внутреннего рынка.

Третий тип. Таможенный союз (ТС). В данном типе также сохраняются принципы свободной торговли. Но принимается единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Он представляет собой более совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру. Проводя единую внешнеторговую политику по отношению к торговым тарифам, страны таможенного союза регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и итоговых цен.

Введение единого таможенного тарифа - это долговременная и кропотливая работа стран по взаимному согласованию торговой и экономической политики. Это дает возможность более надежно защитить свое региональное рыночное пространство и усилить позиции на мировой арене. Однако участники экономической интеграции в отдельности определенно теряют свой суверенитет на внешнеэкономическом пространстве.

Как показывает мировая практика, регулирование внешнего тарифа благоприятно воздействует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг, замедляя рост цен и усиливая конкуренцию между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках ТС.

Четверым тип. Общий рынок, в котором сохраняются принципы свободной торговли, таможенный комплекс плюс свободное перемещение рабочей силы, капитала, услуг между странами. Общий или единый рынок рассматривается как качественно высокая ступень экономической интеграции, где достигается ряд параметров: выравнивание уровня налогов, устранение бюджетных субсидий отдельным предприятиям, преодоление различий в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах, координация национальных кредитно-финансовых структур. Все это предполагает достижения достаточно высокой степени взаимного экономического сотрудничества и политического доверия.

Пятый тип. Экономический союз (ЭС) сохраняет принципы первых трех типов интеграционных объединений и добавляет создание системы межгосударственного регулирования и проведения единой экономической политики. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - политического союза. Этот вид предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм.

Западноевропейская интеграция: проблемы и тенденции

Многоцелевой характер западноевропейской интеграции, отражающий противоречивые цели гарантирует прочность союзных связей, укрепляет социальную солидарность, обеспечивает стабильное развитие единой Европы. Западноевропейский «классический» вариант региональной интеграции представляет собой Европейское экономическое сообщество - Общий рынок с 1992 г. - Европейский союз.

ЕЭС было создано в 1957 году под патронажем Франции, Италии, Бельгии, Германии, Нидерландов, Люксембурга. С 1 января 1973 г. к «шестерке» присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия, в 1995 г. - Австрия, Финляндия, Швеция. В настоящее время в состав ЕС входят 25 государств.

Цель создания ЕЭС - постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с развивающимися странами, ликвидация ограничений для свободного перемещения рабочей силы, капиталов и услуг, проведение общей политики в области развития экономики, унификация налоговой системы, создание валютного союза.

В целях их реализации были созданы: Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ (КЕС), Европейский Совет, в составе которого находится Европейский Суд и Парламент с целью постепенного перехода к политической интеграции. Тип организации общественной жизни, характерной для ЕС, выражается следующими принципами: все системы народного хозяйства ориентированы на экономический рост, центр (его роль может исполнять государство и/или интеграционное объединение) формирует «здоровую» (а значит, конкурентную) экономическую среду, законодательно устанавливая «правила игры» для хозяйственных субъектов и контролируя макроэкономические пропорции. Приоритет отдается развитию ресурсов, которые даются не «от природы», а зависят от общества (новые технологии в промышленности, информатике и образовании, инновационная сфера, качественное развитие человеческого капитала через образование, здравоохранение и социальные программы). Повышается степень защиты природных источников благосостояния путем включения затрат на экологические мероприятия в издержки производства; а социальное партнерство, действительно, эффективно, если властные структуры чувствуют свою зависимость от избирателей, если представительство различных интересов на разных уровнях принятия решений не ограничивается декларированием позиций, а реально приводит к выработке решений на основе консенсуса. Конечно, для этого необходимы политическая культура, высокая активность профессиональных объединений и отдельных граждан, позволяющая основным странам-партнерам полностью осознать законные интересы друг друга и находить разумные компромиссы на основе взаимности. Частным, но убедительным примером является защита европейским законодательством социальных прав рабочих, легально прибывших из третьих стран, поскольку оно исходит из равенства прав на получение социальных благ, из необходимости их предоставления на недискриминационной основе по отношению к полноправным гражданам ЕС; высокий уровень проработанности решений, принимаемых Евросоюзом. Их инновационный характер обеспечивается глубокой концептуальной и информационной подготовкой, продуманностью организационной процедуры.

На макроуровне , т.е. на уровне межгосударственных (межправительственных) соглашений, возникает общая стратегия экономического и политического развития стран, основанная на выработке общих правил перемещения , . Реальная интеграция представляет собой сочетание рыночных (стихийных) механизмов формирования единого экономического пространства с целенаправленными действиями государства.

Причины и предпосылки интеграционных процессов

Интеграционные процессы охватывают прежде всего страны, территориально входящие в один регион. Экономическое объединение стран означает формирование региональных экономических блоков — регионализацию мировой экономики. Как правило, необходимо не только географическое соседство, но и сходство хозяйственное, культурно-религиозное, этническое.

Одинаковый уровень социально-экономического развития

Главной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый , совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность (гомогенность). Основные макроэкономические показатели — , темпы роста , его отраслевая структура, уровень и — не должны существенно различаться. Именно поэтому наиболее эффективной является интеграция . Объединение бедных или богатых и бедных стран не позволяет осуществлять совместные проекты на паритетных (равных) основаниях.

Взаимодополняемость экономик соседних стран

Второй по значимости предпосылкой является взаимодополняемость экономик соседних стран. Она проявляется прежде всего в разнообразии структур экспорта интегрирующихся стран. Страны, торгующие одинаковыми товарами, не могут реально интегрироваться.

Наличие политической воли

Третья предпосылка — наличие политической воли, лидеров, разрабатывающих и реализующих интеграционный процесс на государственном уровне.

К предпосылкам можно отнести так называемый демонстрационный эффект, когда успех интеграции стимулирует другие страны к вхождению в экономический блок. То же относится к «эффекту домино» — чем больше стран входят в интеграционную группу и наращивают внутрирегиональную торговлю, тем больше трудностей испытывают третьи страны, находящиеся вне группы. Это подталкивает их к интеграции.

Интенсивность интеграционных связей принято измерять такими показателями, как:
  • доля внутрирегионального экспорта или импорта (товарооборота) к совокупному ВНП региона (в %);
  • доля внутрирегионального товарооборота к совокупному внешнеторговому обороту интегрированных стран (в %);
  • объем взаимных прямых иностранных инвестиций () внутри интеграционной группы по сравнению с ПИИ стран-членов в третьи страны (в %);
  • количество и масштаб слияний и поглощений компаний (СиПов) внутри группы и вне ее.

Этапы международной экономической интеграции стран

Экономическая интеграция может осуществляться вширь и вглубь . Расширение характеризует количественную сторону процесса — число стран группы. Углубление интеграции — качественная характеристика. Она показывает тесноту взаимосвязи, уровень объединения стран. Экономическая интеграция осуществляется постепенно от простых к более сложным формам. Прединтеграционной фазой считается фаза преференциальной торговли, когда соседние страны предоставляют друг другу преференции (льготы), упрощающие торговлю между ними по сравнению с другими странами. Такая льгота может состоять в снижении таможенного тарифа, снижении или отмене квотирования товаров, упрощении таможенных формальностей.

Бела Баласса различает пять форм (этапов) интеграции:
  1. Зона свободной торговли (ЗСТ) — отмена тарифных и нетарифных ограничений для перемещения товаров внутри зоны при сохранении каждой страной-участницей собственной внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. На этой стадии интеграции находятся ЕАСТ, .
  2. Таможенный союз (ТС) — наряду с функциями ЗСТ проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам, формируется единая внешняя граница (например, ).
  3. Общий рынок (ОР) — наряду с функциями ТС беспрепятственно осуществляется трансграничное перемещение всех факторов производства (капитал и рабочая сила). Формируются наднациональные законодательные, исполнительные и судебные структуры. Осуществляется унификация национальных законодательств.
  4. Экономический и валютный союз (ЭВС) — наряду с функциями ОР происходит согласование социально-экономической и валютной политики. Осуществляется экономическая конвергенция (сближение) стран союза, вводится единая валюта.
  5. Политический союз — наряду с функциями ЭВС осуществляется переход к общей политике безопасности, единой структуре правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство.
Предложенная схема иллюстрирует этапы углубления (зрелости) экономической интеграции между странами:

Указанные выше теоретические модели интеграции на практике оказываются более размытыми и разнообразными. Например, в АТЭС, которое позиционирует себя прежде всего как зона свободной торговли, предполагается свободное движение инвестиций. То же относится к странам — членам , где на этапе зоны свободной торговли предполагается либерализация в сфере услуг и капиталовложений, гармонизация в области защиты окружающей среды и другие элементы, характерные для более высокого уровня объединения.

Роль международной экономической интеграции для стран

Канадские ученые Дж. Вайнер и Дж. Мид выявили статические и динамические эффекты, возникающие вследствие экономической интеграции.

К статическим эффектам, возникающим вскоре после вступления страны в союз, относят:
  • эффект создания торговли или расширение внутрирегиональной торговли;
  • эффект отклонения торговли или сокращение торговых операций с третьими странами, даже если издержки производства и обращения в этих третьих странах ниже, чем внутри союза.
К динамическим эффектам, возникающим постепенно в ходе развития интеграционных процессов, относят:
  • расширение рынка страны, входящей в группу, и обусловленный этим рост масштабов производства, а значит, и сокращение издержек на единицу продукции;
  • развитие инфраструктуры стран-участниц;
  • стимулирование ;
  • постепенное поднятие уровня жизни населения, особенно в экономически более слабых странах, и другие эффекты.

Интеграция (в экономическом смысле) – это такой уровень международного объединения производства, в результате которого между странами возникают тесные экономические связи.

Виды интеграции:

    На микроуровне – когда отдельные компании разных стран вступают в прямые хозяйственные связи;

    На межгосударственном уровне – когда деятельность разных государств направлена на достижение какой-либо общей цели;

    На наднациональном уровне – когда страны-участницы добровольно передают объединяющему и направляющему их деятельность союзу ряд своих политико-экономических функций.

Последствия интеграции:

    Единая экономическая политика (совместная торговая политика, унификация систем регулирования экономики, единые меры по отношению к третьим странам, согласование внешнеэкономических мер);

    Общая национальная валюта;

    Единые органы наднационального регулирования;

Ярким примером успешных интеграционных процессов является Европейский Союз (сокращенно- ЕС) - с 1993 г. крупнейшее политическое и экономическое интеграционное объединение пятнадцати стран: Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии, Швеции.

Объединяет страны с населением более 373 млн. чел. Превосходит по совокупному валовому продукту и объему внешней торговли (20,1% мирового экспорта) отдельно взятые США и Японию.

Основные направления деятельности ЕС в 90-е годы: движение от общего рынка к экономическому и валютному союзу; реализация стратегии расширения; формирование основ единой внешней политики и политики в сфере безопасности, активизация региональной политики в Средиземноморье, Азии, Латинской Америке, Африке; дальнейшая гармонизация социальной сферы, взаимодействия в области юстиции и внутренних дел.

С 1 января 1999 г. введена единая безналичная валюта "евро", а с начала 2002 г - монеты и банкноты для наличного обращения. 11 национальных валют больше не будут котироваться на валютных биржах, в них не будут исчисляться ставки процентов и выражаться индексы фондовых бирж.

Начаты переговоры о вступлении с ассоциированными членами Кипром, Венгрией, Польшей, Чехией, Словенией, Эстонией, Словакией, Болгарией, Румынией, Латвией и Литвой исходя из перспективы принятия первых членов в первой декаде 2000 г.

Все государства ЕС в 1997 г интегрированы в правовую систему ЕС в целях создания "общего пространства свободы, безопасности и правосудия", определяющим свободу передвижения граждан Евросоюза и общие визовые правила в отношении иностранцев из третьих стран. Амстердамским договором (1997 г.) подтверждено единое гражданство Европейского Союза, дополняющее, но не отменяющее принадлежность к национальному гражданству.

Современная форма интеграции

В современной мировой экономике большую интеграционную роль играют транснациональные корпорации (ТНК) ифинансово-промышленные группы (ФПГ).

ТНК во все большей степени становятся определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей (например, правительство Гвинеи может не осуществлять переговоров с правительством Франции, а ее сельскохозяйственные производители вступают в тесные деловые связи с “Данон” - крупнейшей продовольственной компании Франции).

В России международными компаниями являются Газпром, “ЛУКойл”, ОНЭКСИМбанк, МЕНАТЕП, группа компаний “Альфа” и т.д.

В перспективе в российской экономике должны появиться 10-20 особо мощных финансово-промышленные групп, сопоставимых по размерам с зарубежными ТНК (Дженерал Моторс, Майкрософт, Кока-Кола, Интел, Тойота, Бритиш петролеум, Нестле, Сименс и многие другие), способных контролировать до 50% промышленного производства и 70% финансового капитала..

Таким образом, ТНК и ФПГ становятся мощными экономико-политическими образованиями, способными проводить активную внешнеэкономическую политику.

41. Международная экономическая интеграция

Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (иногда надгосударственного)регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики. В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.

Самая простая форма экономической интеграции – зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины.

Другая форма – таможенный союз: наряду с функционированием зоны свободной торговли устанавливается единый внешнеторговый тариф и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Более сложная форма – общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Но наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический (и валютный) союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

Экономическая интеграция обеспечивает условия для взаимодействующих сторон: 1) хозяйствующие субъекты (товаропроизводители) получают более широкий доступ к ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также возможность производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки; 2) создаются привилегированные условия для фирм стран – участниц экономической интеграции, они защищаются от конкуренции со стороны фирм третьих стран; 3) участники интеграции совместно решают наиболее острые социальные проблемы: выравнивание условий развития отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий и т.д.

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

7. Международная специализация Наряду с тенденцией к развитию всемирного рынка на основе разделения труда продолжает действовать международная специализация, сущность которой состоит в том, что отдельные страны специализируются на выпуске каких-то конкретных товаров

Из книги Sonin.ru - Уроки экономики автора Сонин Константин Исаакович

21.2. Международная валютная система Внешнеэкономические связи между странами вызывают необходимость обмена их валют. Валюта (цена, стоимость) – это денежная единица страны. Каждая страна имеет собственную национальную валютную систему, сформированную на основе

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Глава 7 МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ Говорят, знаменитый математик и физик Станислав Улам однажды попросил еще более знаменитого экономиста Пола Самуэльсона назвать хотя бы одну верную, но нетривиальную экономическую теорию. Подумав, Самуэльсон предложил теорию

автора Корниенко Олег Васильевич

Из книги Дефолт, которого могло не быть автора Гилман Мартин

Вопрос 4 Международная торговля Ответ Международная (внешняя) торговля является основной и наиболее древней формой международных экономических отношений и представляет собой обмен товарами и услугами между различными государствами, развивающийся на базе

Из книги Власть и рынок [Государство и экономика] автора Ротбард Мюррей Ньютон

Международная политика Последствия предшествовавших десятилетий, отмеченных воинственностью и недоверием, продолжали сказываться на отношениях между Россией и Западом. Западные политики стремились принять участие в российских делах, но с минимумом затрат. Это

Из книги Мировая экономика автора Шевчук Денис Александрович

Глава седьмая. Заключение: Экономическая наука и экономическая политика 7.1. Экономическая наука: ее природа и применение Экономическая теория дает нам вполне надежные законы, состоящие из утверждений типа: если выполняется А, то В, то С и т.п. Некоторые из этих законов

Из книги Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса автора Вербах Кевин

Глава V МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА Принято считать, что системный подход становится достоянием науки о международных отношениях с середины пятидесятых годов. Его широкое распространение совпало с проникновением в социальные дисциплины достижений научно-технической

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Интеграция Мы предоставили вам уже достаточно много общей информации об игровых элементах. На данный момент вся эта информация может показаться несвязной. Мы сделали лишь небольшие наброски различных видов игровых элементов, чтобы вы поняли, что существует огромное

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЧР Международная политика в сфере ЧР касается степени конвергенции или дивергенции в практике ЧР, принятой в зарубежных филиалах или подразделениях. Здесь следует принимать во внимание отличия в трудовом законодательстве, характер рынка

Из книги Антикризис. Выжить и победить автора Катасонов Валентин Юрьевич

ИНТЕГРАЦИЯ Хотя многие организации используют разные программы для учета заработной платы и управления персоналом (первые обычно находятся в ведении бухгалтерии), многое можно сказать в пользу комплексной системы. Она делает пользование одной общей базой данных

Из книги автора

Международная макроэкономика Макроэкономика на международной арене – то есть самый широкий охват – вот любимый предмет бизнес-школ. Благодаря глобализации международная экономика становится все более популярным элементом программы МВА. Приемные отделения лучших

Из книги автора

Интеграция Прямая и обратная интеграция. Компания может работать в любом звене цепочки формирования стоимости. Когда компания работает на участках, отдаленных от начала цепочки, говорят о прямой интеграции по отношению к потребителю. Если, например, владелец фруктового

Сегодня в экономике очевидно прослеживаются две тенденции: усиление его планомерная глобализация и экономическое сближение стран на региональном уровне.

Экономическая интеграция - это объединение стран на политическом и экономическом уровне путем создания и развития международных взаимосвязей и разделения труда хозяйств отдельных стран. Это взаимодействие начинается с сотрудничества предприятий близлежащих стран (к примеру, путем создания филиалов за границей). На макроуровне интеграция проходит в форме создания экономических объединений разных государств путем согласования национальных политик.

Экономическая интеграция микро- и макроуровня требует государственного регулирования, а в ряде случаев - и надгосударственного. Целью подобного регулирования является обеспечение свободного движения товаров, денежных капиталов и труда (рабочей силы) между разными странами; проведение совместной экономической, финансовой, валютной, социальной, научно-технической, оборонительной и внешней политики. В итоге создаются целостные хозяйственные комплексы с единой инфраструктурой, общими финансовыми фондами и органами межгосударственного управления.

Экономическая интеграция развивается под воздействием сочетания многих факторов. Среди них наиболее существенными являются следующие: глобализация хозяйств, развитие разделение труда на международном уровне, открытость национальных экономик. Все названные факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Самыми быстрыми темпами экономическая интеграция проходит на региональном уровне. Поэтому сегодня главной тенденцией глобализации хозяйств является процесс образования вокруг определенных стран интеграционных зон и мегаблоков. Примерами могут служить США на территории американского континента, Япония в союзе с США - в Тихоокеанском регионе, наиболее Запада.

Экономическая интеграция предъявляет к национальным экономикам требование повышения их открытости. Это подразумевает их более глубокую втянутость в систему международных отношений, ослабление ограничений на перемещение товаров, трудовых ресурсов и капитала между странами, конвертируемость их валют.

Какие формы экономической интеграции существуют? Наиболее простой формой является зона в которой снимаются ограничения между участниками (странами). В отношениях с третьими странами допускается проведение самостоятельной политики. С этой формы начинался ЕС, сегодня на этой стадии развития находится Латиноамериканский регион.

Следующая форма - таможенный союз, которая наряду с зоной требует установления единого тарифа для ведения торговли и общей внешней политики по отношению к не входящим в союз странам. Часто таможенный союз дополняется платежным, что облегчает конвертируемость валют и хождение единой денежной единицы.

Более сложная форма - общий рынок, который обеспечивает устранение препятствий при перемещении производственных факторов и согласование экономической политики с целью выравнивания показателей стран. При такой форме интеграции создаются общие (наднациональные) органы управления и формируется единое экономическое, информационное и правовое пространство.

На более высоком уровне развития образуются экономические (единая экономическая политика) и валютные (совместное хождение национальных валют, фиксированные курсы, затем создание единой валюты и банка) союзы. Эти формы характерны только для стран Западной Европы.

Последняя форма - пол-ная эко-но-ми-че-ская ин-те-гра-ция, при которой унифицируется законодательная база, устанавливаются единые стандарты, трудовое законодательство и т.д.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...