Какая структура определяет ставку рефинансирования. Размер ставки рефинансирования – что это


Понятия «конституция» и «конституционализм» неразрывно связаны. В самом общем виде конституционализм рассматривается как предмет политико-правовой деятельности государства, однако дать исчерпывающую характеристику данному понятию, такую, которая бы удовлетворила всех, не представляется возможным. И речь идет не только об особенностях этимологической природы данного понятия и различных способах его смыслообразования, а о том, что за каждым персонифицированным определением конституционализма, как правило, стоят представители тех или иных политико-правовых школ, взгляды и воззрения которых напрямую увязываются с конкретным подходом к пониманию данной категории. Сложность выработки единообразных подходов к данной категории объясняется и серьезным различием в идеологических установках, что зачастую оказывается непреодолимым препятствием к универсализации данного понятия. Однако разница в правопонимании является не только основной преградой на пути к выработке общих подходов в понимании категории «конституционализм», но, с другой стороны, позволяет персонифицировать политико-правовые и идеологические воззрения автора, в зависимости от его подхода к определению данного понятия.

В наиболее обобщенном виде можно выделить две основные стороны данного явления. Во-первых, конституционализм предполагается характеризовать посредством анализа фактических юридических свойств Конституции и характера закрепления в Основном Законе базовых политико-правовых и идеологических принципов построения государства и общества. Во-вторых, конституционализм предполагается оценивать в контексте признания его культурно-правовым и, как следствие, социально-психологическим явлением. В конечном итоге российская политико-правовая наука так и не получила своего сколько-нибудь универсального понятия конституционализма, однако обогатилась большим числом производных категорий: «парламентский конституционализм», «президентский конституционализм», «интегрированный конституционализм», «живой конституционализм», «реальный конституционализм», «интерпретационный конституционализм», «имитационный конституционализм», «конституционализация» и другие.

Однако не вызывает сомнения, что сущность идеи конституционализма следует искать непосредственно в политическом, психологическом и в первую очередь формально-юридическом понимании

Конституции Российской Федерации. Надо сказать, что в отличие от конституционализма категория «конституция» является для современной российской правовой науки достаточно устоявшейся. Несмотря на то что определений конституции в современной юридической науке также существует множество, нельзя не заметить, что разница в определениях предопределена скорее различной расстановкой акцентов, а не принципиальными расхождениями в понимании. Данное замечание относится как минимум к формально-юридической конституции как основному закону Российского государства и основному источнику конституционного права. Здесь, правда, стоит оговориться: категории «конституция» и «основной закон» в общетеоретическом дискурсе не во всех ситуациях признаются тождественными. Что же касается теоретико-идеологических подходов к пониманию сущности данной категории, а также подходов к интерпретации и толкованию Конституции РФ как юридического документа, то следует заметить, что и здесь наблюдается существенное расхождение во взглядах и установках.

В самом общем виде Конституцию Российской Федерации можно определить как нормативный акт, обладающий высшей юридической силой на территории Российской Федерации и закрепляющий политико-правовой компромисс в части организации общественной и государственной жизни, достигнутый в обществе на момент его принятия.

Конституция РФ как нормативный правовой акт имеет особую структуру, на которой следует остановиться отдельно. Важно отметить, что уяснение структуры конституционного текста имеет не только формально-юридическое, но и социально-политическое значение для уяснения ее сущности и основной концепции. Структурно современная российская конституция состоит из преамбулы, в которой указываются субъект, ее принимающий, а также задачи и цели ее принятия, и двух разделов. Первый раздел принято считать основным, он насчитывает девять глав, в которых последовательно представлены общие принципы основ конституционного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, территориальное устройство Российской Федерации, система, статус и полномочия органов государственной власти, местное самоуправление и порядок изменения конституции. Раздел второй Конституции РФ имеет, по сути, временный характер и касается переходного периода, связанного с принятием новой Конституции РФ. В настоящее время подавляющие большинство «заключительных и переходных» положений утратило свою юридическую силу, а точнее, потеряло свою правовую актуальность.

Исследование сущностных и юридических характеристик Конституции РФ 1993 г. принято начинать с анализа ее юридических свойств, которые позволяют рассматривать ее в качестве основного закона государства и общества. И наиболее важное юридическое свойство Конституции РФ - это ее высшая юридическая сила. Надо сказать, что сама по себе идея формирования российского конституционализма, как правило, напрямую увязывается с принципом верховенства Конституции, который в свою очередь обеспечивается институтами судебного и политико-правового гарантирования. В первом случае прежде всего речь идет о практике Конституционного Суда Российской Федерации, а во втором - о Президенте РФ как о гаранте Конституции РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Отсюда вытекает еще одно важное свойство Конституции - это особый механизм ее охраны и защиты.

Президент как гарант Конституции наделен целым блоком специальных полномочий. Он вправе отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ), а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия федеральной Конституции до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). Также выделяют специальные полномочия Президента РФ, которые опосредованно касаются защиты и охраны Конституции РФ. К ним относят право вводить на территории Российской Федерации и отдельных ее местностях чрезвычайное положение при обстоятельствах, предусмотренных федеральным конституционным законом (ст. 88 Конституции РФ), право вносить законопроекты в Государственную Думу (ч. 1 ст. 104 и п. «г» ст. 84 Конституции РФ) и право отклонять принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации федеральные законы (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ). Надо сказать, что в России не так сильно развит институт парламентского контроля обеспечения и охраны Конституции РФ. Одним из немногих способов парламентского контроля стал институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, действующий на основании соответствующего федерального конституционного закона.

В качестве юридического свойства Конституции выделяют ее учредительный характер, который проистекает из того факта, что именно Конституция лежит в основе всей системы государственных и общественных отношений в Российской Федерации и ее базовые принципы являются отправными началами для государственноправового регулирования различных сторон государственной и общественной жизни. Вместе с тем в формально-юридическом смысле именно Конституция закрепляет виды нормативных правовых актов и порядок их принятия, а также полномочия органов государственной власти в данной сфере, что выступает необходимым базисом для создания и существования других отраслей права.

Одним из юридических свойств Конституции является ее повышенная стабильность. Основной формально-юридической гарантией стабильности Конституции 1993 г. выступает особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок в текст Основного Закона. Этим вопросам посвящена глава 9 Конституции РФ, которая носит соответствующее название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

В связи с этим стоит заметить, что анализ категории «конституционализм» зачастую производится в контексте обсуждения тезиса о необходимости конституционного реформирования, в том числе расширения конституционных формулировок, формально-юридической актуализации «назревших» проблем государственного и общественного устройства, отмены или замены существующих конституционноправовых норм. Однако не всякое точечное изменение конституционного текста следует рассматривать как конституционную реформу. Конституционная реформа, как правило, рассматривается как масштабная переработка конституционного текста, которая не только влияет на изменение соответствующего блока конституционного законодательства, но и оказывает реальное влияние на изменение социально-политической и правовой ситуации в обществе и государстве.

Надо сказать, что если долгое время вопрос о внесении поправок в Конституцию «не обсуждался» (к таковым не относились периодические изменения, вносимые в ст. 65, касающиеся наименований и количества субъектов Российской Федерации), то на определенном этапе развития российской государственности курс политической власти в части изменения конституционного текста переменился. Благодаря этому и появились новые для российского федерального законодательства законы о поправках в Конституцию Российской Федерации, которые изменили конституционные нормы в части организации судебной власти, прокуратуры, полномочий Государственной Думы, порядка образования Совета Федерации, а также срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы Российской Федерации.

Что же касается тех инициатив по конституционному реформированию, которые исходят не от высшей политической власти, то к ним, как правило, относятся предложения по изменению конституционного текста в части укрепления основ российского народовластия и усиления значения основных институтов гражданского общества. Как справедливо замечает О.Г. Кудрявцев, гражданское общество - это отнюдь не «фантомные боли» и не «философствование», оно заслуживает отдельного упоминания в тексте Основного Закона, а возможно, и выделения в самостоятельную главу. Аналогичным образом предлагается «узаконить» и главу «Референдум и свободные выборы. Избирательная система». В отдельных случаях речь также идет о коренной переработке или же вообще о создании нового конституционного текста, призванного избавить Основной Закон страны от конституционных коллизий, исправить несовершенство юридической техники и в целом выстроить принципиально иную модель государственного механизма в части установления в России президентской или же, наоборот, парламентской республики.

Наиболее спорным юридическим свойством Конституции РФ является ее прямое действие. Несмотря на то что «прямое действие Конституции РФ» закреплено непосредственно в тексте самой Конституции (ч. 1 ст. 15), т.е. с формально юридической точки зрения должно выступать в качестве неоспоримого факта, следует констатировать, что институт прямого действия Конституции в России «не прижился». Надо сказать, что последнее десятилетие прошлого века было отмечено не просто активной научной дискуссией по поводу прямого применения Конституции судами Российской Федерации, но и имевшим место определенным «противостоянием» Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Причиной этому послужили и определенные разночтения в федеральных конституционных законах. Однако по понятным причинам последнее слово осталось за Конституционным Судом РФ, в результате чего мы на сегодняшний день имеем так называемое прямое опосредованное действие Конституции, а сам термин «прямое действие» многие исследователи рассматривают в значении динамического аспекта действия Конституции. Что же касается решения Конституционного Суда РФ по данному вопросу, то он, в частности, постановил: «если суд приходит к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, Конституции Российской Федерации, то он обязан обратиться с соответствующим запросом в Конституционный Суд РФ, правомочный лишить такой закон юридической силы и прекратить его дальнейшее применение» .

Продолжая тему конституционного правосудия, следует отметить, что в современный научный обиход все больше встраивается идея «живой конституции», которая основывается на предположении, что совершенствование, уточнение и развитие конституционных идей и принципов может происходить и без изменения текста Основного Закона, а благодаря, например, «разъяснительной» деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и соответствующей конкретизации конституционных положений в отраслевом законодательстве. Однако такой подход предполагает определенное смещение акцентов, когда функции конституционного интерпретирования все больше подменяются функциями конституционного нормотворчества, что в отдельных ситуациях неизбежно, однако не во всех случаях отвечает основным идеям и принципам, заложенным в самой Конституции РФ.

Также отметим, что в современной России так называемый интегрированный конституционализм все больше эволюционирует в сторону конституционализма президентского, что порождает массу дискуссий о том, насколько совместимы и взаимодополняемы идеи конституционализма и сильной централизованной государственной власти, ведь установление пределов государственной власти и есть одна из частей теории конституционализма. Безусловно, отход от идей либерального конституционализма еще не означает отход от идеи конституционализма вообще. Однако так называемый государственный конституционализм еще дальше уводит нас от идеи гражданского общества, а процессы конституционной модернизации никак не затрагивают развитие и укрепление идей народовластия в России.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте определение конституционализму.
  • 2. В чем сложность выработки единообразных подходов к конституционализму?
  • 3. Назовите основные стороны конституционализма.
  • 4. Чем обогатилась российская политико-правовая наука?
  • 5. Как можно определить Конституцию Российской Федерации в общем виде?
  • 6. Какова структура Конституции РФ?
  • 7. Назовите важное юридическое свойство Конституции РФ.
  • 8. Какая связь между президентом России и Конституцией РФ?
  • 9. В чем заключается учредительный характер конституции?
  • 10. В чем особенность стабильности конституции?
  • 11. Что такое конституционная реформа?
  • 12. Что нового появилось в российском федеральном законодательстве?
  • 13. Расскажите про прямое действие Конституции РФ.
  • 14. Охарактеризуйте идею «живой конституции»?
  • Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 1998 г.№ 19-П по делу о толковании отдельных положений статей 125,126 и 127 КонституцииРоссийской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3004.

1.Понятие конституции. Конституция в любом современном государстве - это нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, обязательный признак национальной государственности, юридический фундамент, на котором держится государственная и общественная жизнь, основной источник правовой системы государства.

Конституция регулирует общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью государственной власти; с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина; с взаимоотношениями между государством и личностью, между государством и местным самоуправлением граждан. Она является своеобразной юридической моделью устройства общества, важнейшим условием обеспечения стабильного существования институтов государства, законности и правопорядка.

Ее регулирующая роль охватывает не только организацию, государства, но и негосударственные сферы - здравоохранение, экологию, образование, культуру, социально-экономические отношения.

Конституция - явление конкретно-историческое, она возникла на определенном этапе развития человеческого общества. Появление идеи конституции было подготовлено созданием определенной социально-политической базы, специфической "конституционной" идеологии определенных социальных сил.

Сам лозунг "конституция" впервые возник в процессе борьбы буржуазии против феодализма и означал требование правового закрепления организации государственной власти и способов ее осуществления.

Правда, термин "конституция" (в переводе с латинского означает "установление, учреждение, упорядочение") возник в Древнем Риме - так назывались нормативные акты императоров, но идеи конституции в формальном смысле как единого высшего юридического акта, регулирующего важнейшие отношения и институты общественной и государственной жизни, до начала XYIII в. не было. Имевшиеся в средние века хартии (например, английская "Великая хартия вольностей", 1215 г.) представляли собой своеобразные юридические сделки между двумя сторонами, противостоящими друг другу в борьбе за власть и феодальные привилегии. Речь в них шла скорее о договоре, чем о законе, не только по форме, но и во многом по содержанию, в котором основное место занимали отношения господства и подчинения, неравенства, привилегии. Господствующие классы феодального общества, располагавшие неограниченной властью, меньше всего заботились о том, чтобы вводить для этой власти какие-либо правовые формы, ибо это означало бы ограничение власти. Идея закона, обладающего высшей юридической силой в государстве, была несовместима, в частности, с идеей абсолютной монархии.



В несвязанности монархической власти законами и заключалась сущность абсолютизма.

Требование конституции появляется в программе буржуазии, укрепившей к середине XYIII в. свои экономические позиции в обществе и рвущейся к политическому господству. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности будущего, угодного ей государственного и общественного строя. Так, экономическая потребность, классовые интересы буржуазии обусловили выдвижение идеи конституции как определенной части системы права, наделенной высшей юридической силой.

Первыми конституциями в собственном смысле слова были американская 1787 г. и французская 1791 г. В эту же эпоху возникает и институционализируется понятие конституционализма, которое истолковывалось как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодально-аристократической тирании.

Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций. Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника (большой вклад в становление теории конституционализма внесли Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, Б. Франклин, Т. Пейн, И. Кант, Г. Гегель и др.).

Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господства права) были исторически прогрессивным явлением.

С тех пор "прошло много времени, и может показаться, что угроза для свободы со стороны государства вроде бы исчезла. Но это не так, хотя за прошедшие два столетия демократическое устройство общества значительно окрепло. Не следует забывать, что в 20-40 годах XX столетия во многих странах, в том числе Западной и Восточной Европы, пышно расцвел тоталитаризм, являющийся своеобразным аналогом неограниченного абсолютизма.

Вообще-то тенденция злоупотребления властью объективно присуща любому государству - даже самому демократическому. Поэтому любое цивилизованное общество нуждается в конституции и формировании в обществе режима ее неуклонного соблюдения. Противоречие "государство - конституция" неизбежно, но оно не представляет опасности, если общество находит в себе силы для его преодоления без насилия, на основе общественного консенсуса.

Демократическое государство - всегда конституционное государство, но не всякое государство, имеющее конституцию, может быть отнесено к числу конституционных и демократических.

Исторический опыт многих развитых государств доказывает непреходящую ценность Конституции как базы для формирования государственно-правовой системы, соответствующей принципам демократии. Например, Конституция США, принятая более 200 лет назад, отнюдь не стала архаизмом. Конституционные принципы разделения властей, приоритет федерального законодательства, билль о правах и другие немногочисленные поправки сделали ее вполне современным законом, идеи которого заимствовали многие страны в своей конституционной практике.

При этом необходимо иметь в виду, что незыблемость конституционного строя заключается не в том, что текст Конституции должен быть неприкосновенен, Нормы Основного Закона могут быть изменены, но они должны быть обусловлены, объективной необходимостью, востребованы практикой, общественного и государственного строительства.

В отличие от текущего законодательства, конституция всегда более консервативна, но именно это дает необходимую правовую устойчивость и стабильность, четкие ориентиры для развития государства и общества в настоящем и будущем Соодонбеков С.С., Укушев М.К. Конституционное права КР. Общая и особенная часть. Б. 1999 г. с. 65.

Итак, конституция- это система нормативных правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных правовых актах - основном законе, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях.

Различают конституцию в материальном смысле и конституцию в формальном смысле. Конституция в материальном смыслепредставляет собой писаный акт, который, прежде всего, провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, а равно определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения.

Однако в материальном смысле термин "конституция" употребляется редко. Гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле, т.е. о законе, обладающем высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Различаются также понятия юридической и фактической конституций. Юридическая конституция, в материальном или формальном смысле, - это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая же конституция - это реально существующая в данном обществе. Например, в Конституции Кыргызской Республики 1993 г. содержится статья 1 12, устанавливающая, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Однако реальность такова, что эта норма пока остается частично декларативной, так как органы исполнительной власти и местного самоуправления, суды, хозяйствующие субъекты, должностные лица, граждане не всегда руководствуются требованиями Конституции, Или другой пример: статья 30 Конституции Кыргызской Республики гласит, что граждане имеют право на забастовку, а порядок и условия проведения забастовок определяются законом, фактически же регламентация права на забастовку специальным законом по состоянию на 1 января 1999 г. отсутствует.

Расхождение между фактической и юридической конституциями свидетельствует, что часть норм юридической конституции может стать фиктивной.В этом случае возникает необходимость приведения фактической конституции в соответствие с предписаниями юридической конституции.

Фиктивность конституции обычно характерна для стран с авторитарным и, особенно, тоталитарным политическими режимами. Юридические конституции в таких странах содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике, ибо включаются только для того, чтобы скрыть антидемократическую сущность режима.

Характерным в этом отношении был пример СССР, где в конституциях провозглашалась власть народа, осуществляемая через представительные органы (статья 2 Конституции СССР 1977 г.), а на практике власть принадлежала аппарату КПСС. Такое положение закреплялось нормой статьи 6 Конституции СССР, где указывалось, что КПСС является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, всех государственных и общественных организаций.

Не случайно в СССР не существовало ни конституционной, ни административной юстиции, а общая юстиция (суды) Конституцию непосредственно не применяла, ибо власть не была заинтересована в последовательной реализации демократических конституционных норм. В результате Конституция СССР находилась в подвешенном состоянии: текущее законодательство, акты исполнительной и судебной власти не сопрягались с основным законом, который таким образом оставался только актом идеологическим и политическим, но не выполнял своего главного предназначения.

Высшая юридическая силаконституции проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют приоритет перед положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре. В-третьих, все без исключения правовые нормы должны соответствовать по существу или, во всяком случае не противоречить нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по существу, либо по форме, должен быть признан недействительным.

Верховенство Конституции Кыргызской Республики обеспечивается ее собственными нормами. Так, статья 12 устанавливает, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие; на основе Конституции принимаются законы и другие нормативные акты.

2. Социально-политическая сущность конституции. Любая конституция, наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что действительная конституция страны - это фактическое соотношение сил, существующих в стране; писанная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил" Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.: Молот, 1905.С.33-34.. Конституция - это своего рода общественный договор, в котором согласованы интересы различных частей общества. Каждая часть общества: общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность - защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок.

В итоге применения в отдельности или комплексно вышеперечисленных и некоторых иных методов обструкции, "живая" конституция может оказаться достаточно далекой от текста и смысла ранее принятого конституционного документа.

Социальные функции конституции. Функции конституции - различные проявления ее назначения, они отражают роль основного закона в политике, жизни общества, осуществлении задач государства.

Первая функция конституции * - юридическая. Как отмечалось, конституция - это основной закон (т.е. закон законов). Она -главный источник права государства, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений.

Принятие конституции народом(избирательным корпусом) складывается из двух этапов: разработка проекта специальным конституционным комитетом (учредительным собранием) и окончательное его одобрение референдумом (плебисцитом) - голосованием граждан (избирателей). Референдумами были приняты конституции Франции (1958 г.), Египта (1971 г.), Российской Федерации (1993г.), Казахстана (1995 г.). Беларуси (1996 г.) и др.

Способ принятия конституции имеет большое значение, так как от него в значительной степени зависит само содержание основного закона.

3.Конституционный контроль. Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Из этого принципа вытекает концепция конституционного контроля, в соответствии с которой правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции; в противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной (не соответствующей конституции и потому не.действующей, ее действие отменяется). Эта задача, как правило, возлагается на специальный институт конституционного контроля, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия конституции.

Применяются следующие формы конституционного контроля: предварительный и последующий.

Конституционный контроль называется предварительным, когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу. Как правило, такой контроль осуществляют конституционные советы, к которым обращается глава государства, правительство или определенная группа депутатов с просьбой о проверке конституционности принятого закона до его подписания главой государства (применяется, например, во Франции, Швеции).

При последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного нормативного правового акта рассматривается специализированными судами лишь после того, как этот акт вступил в законную силу (Германия, Кыргызстан, Россия, США и др.).

Законы и иные нормативные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу аннулируются, либо запрещаются к публикации и, следовательно, не вступают в силу, либо, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами, государственными и иными органами, гражданами.

Как правило, решения органов конституционного контроля являются окончательными и обжалованию не подлежат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституции все чаще регулируют основы экономических отношений, и тем самым конституционное право определяет основы гражданского и коммерческого (торгового) права. Подобным образом конституционное право устанавливает исходные принципы финансового, трудового, уголовного, процессуального и других отраслей права соответствующей страны.

Центральное место конституционного права и правовых системах государств, не следует понимать в том смысле, что включает, объединяет все отрасли права. Оно устанавливает лишь их важнейшие принципы, с которыми и согласуются многочисленные нормы, составляющие ту или иную отрасль права. Конституционное право определяет также порядок принятия и изменения отраслевых правовых норм.

Социально-политическая сущность Конституции Кыргызской Республики 1993 г. заключается в том, что она представляет собой отражение соотношения политических сил, политических интересов различных частей общества, существовавших в период после объявления независимости республики. Конституция 1993 г. - это своего рода общественный договор, достигнутый в результате компромисса социальных интересов, от крайне националистических, с одной стороны, и интернационалистических - с другой.

В Конституции 1993 г. (здесь и далее речь идет о редакции Конституции от 5 мая 1993 г.) содержится 97 статей, в Конституции 1978 г. - 172 статьи. Структурно Конституция 1993 г. делится только на главы и разделы. Главная отличительная особенность Конституции 1993 г. - ее деидеологизация. В статье 8 Конституции подчеркивается, что в Кыргызской Республике не допускается "слияние государственных и партийных институтов, а также подчинение государственной деятельности партийным программам и решениям". Теоретически Конституция 1993 г. опирается на идеи правового государства, общечеловеческие ценности и принципы.

Конституция Кыргызской Республики 1993 г. имеет следующую структуру: преамбула, глава 1 "Кыргызская Республика" (разделы "Общие принципы", "Устройство и деятельность государства"); глава 11 "Граждане" (разделы "Гражданство", "Права и свободы человека", "Права и обязанности гражданина"); глава 111 "Президент" (разделы "Избрание Президента", "Полномочия Президента"); глава 4 "Жогорку Кенеш" (разделы "Избрание Жогорку Кенеша", "Полномочия Жогорку Кенеша", "Законодательная деятельность Жогорку Кенеша"); глава 5 "Исполнительная власть" (разделы "Правительство", "Местная государственная администрация"); глава 6 "Суды и правосудие"; глава 7 "Местное самоуправление"; глава 8 "Порядок изменения и дополнения Конституции Кыргызской Республики".

Закон Кыргызской Республики "О введении в действие Конституции Кыргызской Республики" от 5 мая 1993 г. отрегулировал некоторые особенности ввода в действие новой Конституции. Так, в статье 2 Закона было указано, что "Верховный Совет Республики Кыргызстан сохраняет свой порядок деятельности и осуществляет полномочия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, предусмотренные настоящей Конституцией". Такие же правила распространялись на Президента, Правительство, суды Кыргызской Республики.

Одной из важнейших особенностей Конституции 1993 г. являлось законодательное закрепление права частной собственности (за исключением на землю). Статья 19 Конституции устанавливает, что "частная собственность признается и гарантируется в Кыргызской Республике как неотъемлемое, право человека...").

Конституция закрепила, что государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Этим Конституция 1993 г. отличается от своих предшественниц, которые опиралась на принципы всевластия Советов.

Особенностью Конституции 1993 г. является то, что она закрепляет многопартийную систему (статья 8), в то время как ранее в обществе безраздельно господствовала одна единственная - Коммунистическая партия Советского Союза

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Конституционное право зарубежных стан. Уч. пособ. М. 2003 г.

3. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988, с.

4. Арабаев А.А. Конституционное развитие Кыргызстана. Б: 1998;

5. Баглай М.В. Конституционное право РФ / Учебник для юридических факультетов вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 1998.

6. Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.: Молот, 1905..

7. Ракимбаев Р.. Конституционное право КР. Б. 2003 г.

8. Соодонбеков С.С., Укушев М.К. Конституционное права КР. Общая и особенная часть. Б. 1999 г.

конституция право норма социальный

Конституция (лат. Constitution - установление) - это основной закон государства; это главный учредительный документ государства и общества. Как Основной Закон государства она базируется на выработанных мыслителями разных эпох главных ценностях конституционализма.

На момент принятия Основной Закон государства является результатом консенсуса различных политических сил о путях социально-политического развития и методах решения назревших проблем.

Конституция определяет начала нормативно-правовой регламентации социальных, политических, правовых, экономических и духовных процессов в государстве и обществе. Таким образом, сфера конституционной регламентации имеет всеохватывающее свойство и характер, которыми не обладает ни один нормативный правовой акт государства. Иными словами, конституция - это не только основание, но и в совокупности - каркас, сердцевина и вершина права.

Сущность конституции заключается в том, что она, во-первых, является Основным Законом государства; во-вторых, обладает наивысшей юридической силой; в-третьих, является политическим и идеологическим документом. Вместе с тем любая конституция наряду со своими юридическими свойствами и сущностью обладает социально-политической сущностью, которая определяется целями и задачами конституционной регламентации общественных отношений. В юридической литературе есть несколько трактовок сущности конституции:

· договорная;

· естественно-правовая;

· марксистско-ленинская (классовая).

Трактовка конституции как общественного договора является наиболее распространенной. По теории общественного договора, выдвинутой голландским ученым Г. Гроцием и развитой в XVIII - XIX вв. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, власть основывается на соглашении всех между собой, а государство рассматривается в качестве самостоятельного субъекта властвования. Согласно данной трактовке, конституция рассматривается как договор, в котором находит отражение воля большинства членов общества. В конституции четко определяются правила, согласно которым учреждается и функционирует данное общество. Как главный учредительный документ конституция - это выражение суверенитета народа, проявление его воли.

Естественно-правовая трактовка сущности конституции исходит из того, что в Основном Законе воплощается многовековой опыт народа, его традиции, а конституции, строящиеся на подобной основе, обладают необходимой стабильностью и легитимностью. Сторонники данной теории рассматривают конституцию как первоначальный акт суверенной власти и как источник всякой учрежденной власти. Конституция предоставляет государству возможность существовать, а все учрежденные ею органы должны неукоснительно ее соблюдать.

Марксистско-ленинская (классовая) трактовка сущности конституции исходит из того, что Основной Закон представляет собой результат соотношения классовых сил. Конституция рассматривается как документ, выражающий интересы господствующего класса. Согласно данной теории, появление новой конституции вызывается, как правило, наиболее существенным изменением соотношения классовых сил в обществе. «Сущность конституции в том, - писал В. И. Ленин, - что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе» .

Причинами принятия конкретных конституций согласно марксистско- ленинской теории могут быть: победа новой общественно-экономической формации и приход к власти другого класса; усиление либо ослабление позиций различных классов в эксплуататорском государстве; вступление общества в качественно новый этап своего развития; изменение политического режима; образование нового государства.

Конституция как политический документ отражает определенные соотношения политических сил на момент ее разработки и принятия. Конституция является государственно-правовой моделью общества. Это документ особого политического и правового значения. Основной Закон любого государства является инструментом государственной политики. Он закрепляет основы политического режима, принципы организации и деятельности политической системы общества. Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, выражающим политический компромисс между различными силами, который достигается в процессе политической борьбы. В демократическом государстве конституция является результатом политического согласия, политического консенсуса, в которых учитываются интересы различных сил, стремящихся прийти к власти законным конституционным путем. Вместе с тем в любой конституции в наибольшей степени отражаются интересы тех политических сил, которые имеют определяющее влияние в обществе.

Конституция как идеологический документ выражает определенное мировоззрение. Она декларирует важнейшие ценности:

· права человека;

· демократические интересы;

· определяет виды собственности и т. д.

Идеология лежит в основе абсолютного большинства политических систем, а следовательно, и конституций, поскольку в них отражается система определенных взглядов и идей. Будучи неразрывно связанной с политикой, идеология способна вытеснять политику, подчинять ее себе в те исторические, особенно переломные моменты, когда любая слабость политики, любой политический вакуум, дефицит свежих политических идей и решений незамедлительно и неизбежно ведут к замещению политики идеологией. Любая конституция является мировоззренческим документом, оказывающим огромное влияние на духовную жизнь общества и способствующим распространению и утверждению определенных политико-правовых идей и ценностей. Идеологические установки пронизывают все содержание Конституции Республики Беларусь, все ее составные части. Как и конституции других республик бывшего СССР, Основной Закон нашей страны, формулируя основные принципы, на которых базируется государство и общество, исходит из определенных политических, идеологических и правовых концепций.

Конституция является основой развития конституционного правосознания. Содержащаяся в ней правовая доктрина преломляется через правовую культуру, которая в значительной степени определяет специфику конституционной практики. В Основном Законе содержатся выработанные мировой практикой конституционализма идеи уважения прав и свобод человека и гражданина, определяются задачи государства по свободному развитию культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь, развитию их этнической, языковой и религиозной самобытности, сохранению историко-культурного и духовного наследия.

Конституция как социальный документ охватывает не один какой-либо вид социальных связей, а целый комплекс основополагающих общественных отношений различного содержания. Как документ общесоциального регулирования и обеспечения баланса социальных интересов она призвана: обеспечивать устойчивое развитие социальной системы «человек - гражданское общество - государство»; закрепить баланс между политическими силами, законность и правопорядок; установить порядок взаимодействия между органами государственной власти; определить порядок взаимодействия между центральными властными структурами и органами местного управления и самоуправления; закрепить перечень основных прав человека и гражданина и механизм их гарантий и защиты; гарантировать равные права для осуществления хозяйственной деятельности, равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Конституция - это документ, в котором отражены сочетания различных социальных интересов; это юридическая форма их соединения и консенсуса, средство достижения мира и национального согласия в государстве и обществе.

Таким образом, конституция играет роль общесоциального регулятора социальных связей, упорядочивая, налаживая и направляя их в нормативную плоскость.

Сущность действующей Конституции Республики Беларусь заключается в том, что в ней заложены общедемократические начала, максимально учтены интересы всех слоев населения страны и общества в целом. Полноправными гражданами Республики Беларусь являются все члены общества, как принявшие во время референдумов ее положения и принципы, так и не принявшие. По своему источнику Конституцию Республики Беларусь можно охарактеризовать как народную Конституцию, поскольку существенные изменения и дополнения в нее были внесены на республиканских общенародных референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. подавляющим большинством граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Кроме того, Конституцию Республики Беларусь можно рассматривать как результат общественного договора, юридически закрепляющего общественное согласие, поскольку за нее высказалось опять-таки подавляющее большинство населения страны .

Д.М. Демичев отмечает, что демократическая сущность действующей Конституции Республики Беларусь проявляется в ее чертах и свойствах: верховенстве в национальной правовой системе, легитимности, преемственности, реальности, стабильности, особой защиты со стороны народа и государства. Она установила исходные начала функционирования национальной правовой системы в новых политических реалиях. На основе ее положений реформируется само конституционное законодательство в области совершенствования системы республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, в области избирательной системы, гражданства, прав и свобод человека и гражданина, в сфере правового положения иностранцев и лиц без гражданства, политических партий, общественных объединений и религиозных организаций .

Г.А. Василевич отмечает, что при определении сущности конституции (оценивая ее как фактическую реальность, как юридический документ) следует различать должное и реальное (сущее). Конечно, с позиции известного определения, что если в обществе нет разделения властей, не обеспечиваются права и свободы, то нет и конституции, а значит и нет смысла говорить о сущности того, чего нет в природе. Но конституция с позиции «сущего» действительно отражает соотношение политических сил в обществе, которое позволило принять ее в соответствующей редакции. В этом тексте может быть и разделение властей, и монополизация власти, могут быть определены различные типы отношений между главными субъектами политики (государством, народом, человеком) от патерналистского до равноправного и взаимоответственного. Конституционные нормы задают юридические границы политическому процессу. В период принятия конституции может быть острое противостояние между различными политическими силами, может полная поддержка основных идей конституции. Причем их последующее развитие идет по своей логике. Так или иначе, конституция имеет политическую природу. В этом ее сущность. Исследуя сущность конституции, мы можем увидеть, чья воля получила в ней закрепление. Однако конституция имеет свою динамику. Она развивается вместе с обществом. В праве даже используется такое понятие как живая конституция. И в этой связи сущность конституции может изменяться. Конечно, в этом отношении легитимность таких изменений имеет свои пределы и зависит в определенной степени от гибкости конституционных норм, прежде всего тех, где сформулированы конституционные принципы. Трансформация представлений относительно содержания конституции также отражает общественно-политические процессы.

Выявление сущности конституции позволяет нам определить наличие такого проявления демократии как конституционализм. Ведь можно иметь конституцию без конституционализма. Но невозможен конституционализм без конституции.

Конституция в современном государстве является основой право вой системы, т.е. определяет ее нормативную составляющую (законодательство и иные источники права), систему государственных учреждений, правовую идеологию, правовое сознание. Таким образом, Конституция определяет всю парадигму правовых отношений, а значит она влияет и на всю совокупность политико-правовых отношений. Анализируя все эти элементы правовой системы, мы можем понять сущность Конституции .

Каждая конституция выполняет следующие основные функции:

· юридическую;

· политическую;

· идеологическую.

Юридическая функция означает, что Конституция Республики Беларусь является главным источником права Республики Беларусь, обладает высшей юридической силой, устанавливающей принципы для всех отраслей белорусской правовой системы;

Политическая функция означает, что Конституция Республики Беларусь является правовой основой (ядром) политической системы, определяет конституционный строй, регулирует политические процессы в обществе. Это своего рода политический документ;

Идеологическая функция означает, что нормы Конституции направлены на: приверженность общечеловеческим ценностям; прививают гражданам уважение к Основному Закону; Конституция закрепляет определенное мировоззрение в обществе, а ее нормы имеют воспитательный характер .

Кроме перечисленных, некоторые ученые называют и другие функции: учредительную, организаторскую, правоохранительную и др. Поскольку конституционным регулированием охватываются наиболее важные общественные отношения, то возможна различная классификация функций: по содержанию, по механизму воздействия и т.п. К примеру, вся история конституционного развития как нашей, так и зарубежных стран служит подтверждением правильности выделения учредительной функции. Ведь конституции могут учреждать новые органы государственной власти, новую систему сдержек и противовесов в системе государственной власти и т.п. Через конституцию получили легитимность принципиальные изменения всего общественного строя.

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными и им не могут противоречить другие акты, издаваемые государственными органами.

Все функции конституции находятся в единстве, сочетаясь и дополняя друг друга. Деление между ними носит довольно условный характер и способствует более глубокому осмыслению социальной значимости и предназначения конституции .

Исходя из сказанного, можно прийти к выводу, что к вопросу о сущности конституции в доктрине существуют различные теоретические подходы. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Марксистско-ленинская (классовая) трактовка сущности конституции исходит из того, что Основной Закон представляет собой результат соотношения классовых сил. Естественно-правовая трактовка сущности конституции исходит из того, что в Основном Законе воплощается многовековой опыт народа. Действующая Конституция Республики Беларусь не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В ее сущности заложены другие начала - не классовые, а общедемократические.

Функции Конституции - это основные направления ее воздействия на общественные отношения, т.е. ее общественное предназначение и способы его реализации. Среди ученых конституционалистов нет единого мнения о количестве функций и их наименовании. В литературе указывается различное число функций. К основным функциям конституции относят следующие: юридическая, политическая и идеологическая. Кроме перечисленных, некоторые ученые называют и другие функции: учредительную, организаторскую, правоохранительную и др. Все функции конституции находятся в единстве, сочетаясь и дополняя друг друга. Деление между ними носит довольно условный характер и способствует более глубокому осмыслению социальной значимости и предназначения конституции.

2. Конституция и конституционализм

Рассмотрению понятия и сущности Конституции России важно изучить такое явление, как конституционализм, который предваряет и обеспечивает действие и развитие Конституции.

Конституционное законодательство (нормативно-правовой фундамент) состоит из нескольких частей:

1) конституции государства. Конституция одновременно является основным источником всей системы права и источником закрепления важнейших принципов организации общества: политических, правовых, социальных, нравственных, духовных;

2) конституционно-правовых институтов, которые могут быть закреплены как в конституции, так и в иных нормативных правовых актах или решениях судов;

3) правовой системы страны, которая создана и применяется в соответствии с конституцией государства.

Таким образом, конституционализм является комплексным образованием и имеет несколько аспектов: идейно-теоретический; нормативно-правовой; функциональный (практика, охрана); духовно-нравственный.

Развитие постиндустриального общества увеличило число социальных элементов в современной политике, что обусловило широкий подход к конституционализму.

К наиболее значимым конституционным ценностям можно отнести:

– наличие конституции как средства ограничения власти государства, установления границ государственной власти, связанность этой власти законом, правом;

– участие народа в осуществлении государственной власти, в т. ч. непосредственно;

– свобода и достоинство личности как важнейшей ценности общественного строя;

– правильная организация системы органов государственной власти, при которой не допускается монополизация власти одним лицом или одним органом;

– наличие представительных органов государственной власти и развитая избирательная система, выборность органов государственной власти;

– наличие реальных средств защиты закрепленных основных прав и свобод личности, политического и идеологического плюрализма и др.;

– наличие общественного сознания, построенного на том, что положения конституции и практика их реализации действительно направлены на достижение лучшей модели справедливого общества.

http://velib.com/read_book/litagent_justicinform-bezrukov_andrejj_viktorovich/konstitucionnoe_pravo_rossii/tema_2_konstitucionnoe_razvitie_i_konstitucija_rossijjskojj_federacii/2_konstitucija_i_konstitucionalizm/

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема посвящена обзору генезиса научно-практической парадигмы конституционализма, рассмотрению понятия и содержания современного конституционализма.

– понять истоки конституционализма;

– рассмотреть идеи ученых, с учетом которых формулировался концепт конституционализма;

– проанализировать конституционные акты, составляющие нормативную основу конституционализма;

– ознакомиться с подходами к определению современного конституционализма;

– рассмотреть понятие и содержание современного конституционализма.

Ключевые термины и понятия: конституционализм, конституция, генезис конституционализма, современный конституционализм, содержание современного конституционализма.

Генезис научно-практической парадигмы конституционализма

В генезисе конституционализма как социально-правового феномена можно выделить три периода (с соответствующими этапами): становление (предысторию), развитие (историю) и системное формирование.

Основой предложенной периодизации является хронологический принцип, соответствующий исторической логике возникновения и развития конституционно-правовых идей, теорий, принципов и их институционального оформления.

Развитие конституционализма (начало собственно истории) приходится на период Нового времени (XVI1-XIX вв.)

Конституционализм и конституция

Так, первопричиной конституционализма можно считать духовно-нравственные постулаты периода Античности и восточных цивилизаций.

Интерес представляют те основополагающие морально-правовые правила, аналоги которых – демократические идеи устройства общества и государства – нашли свое отражение (и прямое закрепление) в конституционных актах периода буржуазных революций.

Идеи незыблемости закона, справедливости и свободы, без которых трудно представить концепцию конституционализма, воспевались в архаический период (VII–VI вв. до н. э.) Гомером (Илиада и Одиссея), Гесиодом (Труды и дни) и др.

http://pidruchniki.com/76394/pravo/vvedenie_konstitutsionalizm_zarubezhnyh_stran

Конституционализм.

Конституционализм – доктрина, связанная с принятием и действием конституции как особого документа, регулирующая особую группу общественных отношений, власти и человека.

1. Демократичный способ разработки и принятия конституции.

2. Высшая юридическая сила конституции; конституционный нормоконтроль.

3. роль конституции как юридического, политического и идеологического документа.

4. Переход от инструментальных к социальным конституциям.

5. Почитания связанности государства и общества правом и законом.

7. Участие народа в осуществлении власти\

Позитивные проявления реализации доктрины и конституционализма в России:

1. Факт формирования важнейших конституционных принципов.

2. Новации в законодательстве, произведенные под влиянием Конституции.

3. Сформировавшаяся практика конституционного правосудия.

4. Прямое (непосредственное) действие Конституции РФ.

5. Стабильность конституции.

6. Признание и гарантирование государством естественных прав человека

7. Формирование независимой судебной власти.

Проблема Российского конституционализма:

1. проблемы российского федерализма (фиктивность федерализма);

2. Взаимоотношение и порядок формирования ряда федеральных органов власти (совет федерации, взаимоотношения президента РФ и исполнительной власти);

3. Неконституционная правоприменительная практика;

4. Внутренняя противоречивость отдельных положений Конституции РФ;

5. Дискреционные положения Президента РФ;

6. Неконституционные нормотворчество субъектов РФ;

7. Отсутствие полноценного механизма реализации конституции прав и свобод;

Конституционно-судебный контроль.

Понятия и модели судебного конституционного контроля.

Виды судебного конституционного контроля.

Конституционный суд РФ в системе органов государственной власти. Состав, порядок формирования суда.

Компетенции КС РФ

Понятие правовых позиций Конституционного суда.

Понятие и модели судебного конституционного контроля.

Элементы правовой охраны конституции:

1) Реализация конституционных норм.

2) Требование точного соответствия всех нормативных актов Конституции.

3) Наличие системы гарантий.

1) Выявление правонарушения.

2) Правовая квалификация правонарушения.

3) Принятие властного решения.

Различие конституционного контроля и конституционного надзора:

Юридическая сила решений

Субъект, осуществляющий надзор, не может самостоятельно отменить неконституционный акт.

Решения субъекта, осуществляющего контроль, как правило, влечет прекращение действия проверяемого неконституционного акта.

Может быть оспорено в вышестоящую инстанцию иди суд.

Или подлежит утверждению другим органом (как правило, это парламент государства).

Обжалованию не подлежит, носит, как правило, окончательный характер.

Характеристика полномочий субъекта осуществления

Свойственно большинству правоохранительных органов и, как правило, не является для таких органов единственным видом деятельности.

Осуществляется либо судами (как правило, конституционными судами), для которых эта деятельность является специализированной.

Конституционный контроль – это проверка на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов и должностных лиц принципам и нормам конституции (Н.В. Витрук).

Модели конституционного контроля:

1) Американская модель. Возникла в 1803 году в США, когда Верховным Суд США по делу Мэдисон против Мэрби.

Конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции.

Отсутствует специализированный орган конституционного контроля.

Особенность американской модели – конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции при осуществлении судопроизводства по конкретным уголовным, административный и гражданским делам.

2) Европейская модель. Возникла в 1920 году в Австрии.

Существует специализированный орган конституционного контроля, как правило, это конституционный суд.

Суды общей и иной неконституционной юрисдикции конституционный контроль не осуществляют.

Решения конституционных судов являются общеобязательными, т.е. обязательны для всех субъектов права.

Особенности европейской модели – это конституционный контроль осуществляется специализированным органом (конституционный суд, конституционны совет) в рамках специальной процедуры.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...