Переход к индустриальному обществу. Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу


I. Модернизация как процесс

Переход от традиционного общества

к индустриальному обществу.

Процесс перехода от традиционного к современному обществу весьма сложен. Общей особенностью всех значительных социально-экономических преобразований является их болезненность. Модернизационные изменения XX века, как впрочем, и все предшествующие социокультурные трансформации, были неожиданны для человека. В России они отличались тотальным, всеобщим характером, распространяясь практически на все сферы человеческой жизни, включая систему ценностей, модели поведения, адаптационные стратегии личности. Интенсивность динамики социокультурной среды превышала исторические аналоги, требуя новых адаптационных стратегий, превращая в «музейные экспонаты» бессмысленные на новых отрезках исторической динамики нормы, ценности, социальные позиции, модели повседневного существования.

Для традиционных обществ модернизация крайне болезненна. Социокультурная традиция, на которой построена вся их жизнь, легитимизирует примат коллектива (общины) над личностью, закрытое общество, отсутствие демократии, кроме некоторых низовых народных форм. Пассивность общества и личности сопровождается отношениями подданства, временной ориентацией на «сегодня», т.е. жизнь сегодняшним днем, невозможность работать ради «отложенного спроса», воспроизводство традиций («что всегда было, то всегда будет»), господство мировоззрения над технологией. Все это может вызывать в обществе серьезное сопротивление модернизационным процессам. Параллельно в обществе происходит осознание цивилизационных преимуществ, важности новых технологий, что скорее всего осознается в области военного строительства.

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел формационный сдвиг – от феодализма к капитализму (а если будем использовать цивилизационный подход - переход от традиционного общества к индустриальному). Впервые они появились в крупных торговых городах Италии еще в конце XIV в., в XV–XVI вв. распространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира.

Традиционное общество характеризуется господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. В таких обществах преобладает экстенсивный путь развития и ручной труд. Собственность принадлежит общине или государству. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной. Социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует. Поведение человека в обществе регулируется обычаями, верованиями, неписанными законами. В политической сфере господствует церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна над экономической.

Признаки феодализма:

· хозяйство натуральное, труд ручной;

· наличие двух классов – феодалов и зависимых крестьян;

· феодалам принадлежат средства производства, крестьяне обладают личной собственностью на орудия труда и выполняют различные повинности в пользу феодалов.

В индустриальном обществе базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере значительна социальная мобильность. Резко сокращается численность крестьянства, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия. Для человека характерны признаки индивидуализма и рационализма. Происходит секуляризация сознания. В политической сфере возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон.

Признаки капитализма:

· товарно-денежные отношения, машинный труд;

· наличие двух классов – буржуазии и пролетариата;

· буржуазии принадлежат средства производства, пролетариат лично свободен и вынужден продавать свою способность к труду.

Переход от традиционного к современному обществу весьма драматичен как для общества в целом, так и для отдельного человека. Меняются почти все жизненные представления, система приоритетов, рациональность, психический склад личности, доминирующей в обществе.

Объем и глубина требуемых перемен столь велики и революционны, что процессы аутентичного переноса ценностей, отношения к миру, типа рациональности, политических и культурных институтов от современных к традиционным обществам протекают достаточно сложно.

Примером перехода традиционного к индустриальному обществу может служить время петровских преобразований. Великий российский реформатор Петр I использовал труд крепостных крестьян для развития мануфактур. И царское правительство, и славянофилы, и социалисты считали благом для России сохранение крестьянской общины, т.е. пытались использовать особенности традиционного общества для разных целей, в том числе и для нужд модернизации. За время петровских реформ количество мануфактур увеличилось примерно в 5 раз и составило 205 предприятий. Основные успехи были достигнуты в металлургии, Россия стала занимать 3-е место в мире по выплавке чугуна (после Англии и Швеции). Заметные сдвиги произошли в текстильной промышленности, развиваемой в основном частным капиталом. Для повышения уровня ремесленного производства и подготовки базы для развития мануфактур под контролем государства и его давлением стали образовываться цехи. Однако они не получили большого распространения и были связаны с деятельностью иностранцев. Петровская модернизация вышла за рамки производства и, затронув все стороны общественной жизни, приняла характер социальной модернизации.

Эпоха Возрождения.

Историки по-разному датируют начало генезиса современной индустриальной цивилизации, занимающей в сегодняшнем мире доминирующее положение. Начало Нового времени связывали с Английской буржуазной революцией 1640-1688 гг., с открытием Христофором Колумбом Америки в 1492 г., с другими крупными событиями. Между тем для формирования нового общества, которое называют капиталистическим, буржуазным, индустриальным, одним из главных факторов стал пересмотр человеком взглядов на свое предназначение в этом мире. Этот пересмотр происходил в течение нескольких веков и по-разному в разных странах. Но начался этот мощный духовный процесс с Ренессанса.



Первоначально Ренессанс развивался только в Италии. В развитии Ренессанса выделяют Проторенессанс (Предвозрождение), охватывающий XIII в. (или двухсотые годы - дученто) и XIV в. (трехсотые - треченто); раннее Возрождение - XV в. (кватроченто); Высокое Возрождение - с 80-х гг. XV в. до 30-х гг. XVI в. (чинквиченто); позднее - до конца XVI в.

Родиной Возрождения стала Флоренция - богатый промышленный и торговый город в центральной части Италии. Флорентийские купцы скупали грубо выделанные ткани в Англии, окрашивали их (технологию окраски долго держали в секрете) и с большой прибылью продавали. Во Флоренции в XIV в. были созданы первые в мире мануфактуры (с латинского - делаю руками). Если предприниматель всю работу, все операции по изготовлению того или иного продукта, проводил в своих помещениях и под своим руководством, то это была централизованная мануфактура. Если предприниматель нанимал отдельных мастеров, живших в деревне и работавших каждый в своей мастерской, то мануфактура называлась рассеянной. Эксплуатация наемного труда была важным источником обогащения флорентийских дельцов. Богатые люди гордились своими успехами, проникались пониманием своей значимости, стремились украсить свою жизнь и увековечить свое имя. Они могли создать условия для творческих людей. Во Флоренции создавали свои шедевры Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

Если в прежние столетия земная жизнь считалась лишь подготовкой к жизни загробной, чем-то не очень важным, то в эпоху Возрождения к людям вернулся вкус к жизни и ее радостям. Вместо идеи "первородного греха" (люди должны страдать за грехопадение Адама и Евы) формируется концепция "естественного права человека на счастье". Если раньше достоинствами личности считались смирение, аскетизм, воздержанность в выражении чувств, то отныне на первое место выходили смелость, активность, инициатива, умение работать, делать деньги, веселиться, любить. Если христианские теологи считали, что высшей добродетелью является безбрачие, и определяли, как часто и каким образом верующие должны вступать в интимные отношения, то уже в "Декамероне" Боккаччо сексуальная жизнь итальянцев выглядит насыщенной и разнообразной. Как это бывало во все эпохи, новые духовные веяния очень быстро стали сказываться на внешнем облике людей. В моду вошла одежда, не скрывающая, а подчеркивающая физические достоинства человека. Женщины стали носить декольте, обнажили плечи и грудь, использовали разнообразные ухищрения, чтобы подчеркнуть привлекательность своих форм, призванных указывать на способности к деторождению и ярким эмоциям. Куртизанки признавались дамами. В то же время широко применялись пояса целомудрия. Мужская одежда подчеркивала физическую силу, мужественность, финансовую состоятельность, не должна была мешать активным движениям. Мужчины с помощью специальных ухищрений старались обратить внимание дам на область гульфика, который также появился в это время. В мире художников, артистов более терпимым стало отношение к гомосексуализму. Все больше число людей ставило своей целью прожить жизнь счастливо, интересно, без ненужных мучений. Человек, осознавший свои силы, веривший в свою звезду, отличался своеволием, склонностью к авантюризму, энергией и темпераментом.

В итальянской литературе под влиянием диалогов Платона получил распространение мотив платонической любви, которая трактовалась как асексуальная, духовная. Со временем стало подчеркиваться крепость молодых мужчин, способных ответить женщине с сильным темпераментом. Высмеивались старики, стремящиеся возбудить потенцию с помощью врачей. Резко возросло число внебрачных детей. Внебрачное происхождение перестало быть проклятием.

Распространение сифилиса, который считали завезенным моряками Христофора Колумба, объявлялось карой за распущенность. Но позитивное отношение к сексу, чувственность, эротизм получали все более широкое распространение.

Свое название этот своеобразный период в истории Европы получил в связи с открытием, возрождением античной культуры. Для утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, для оценки человека как высшего начала бытия античная эпоха, в центре которой бесспорно соял человек, имела огромное значение, в ней искали оправдание и поддрержку титаны и рядовые труженники Ренессанса. Еще Эсхил изображал Прометея "мученником человеколюбия". Древнегреческому мыслителю Протагору (около 490 - около 420г. до н. э.) приписывают афоризм "человек есть мера всех вещей". С опорой на античное наследие в условиях Возрождения быстрее стали развиваться гуманитарные науки - этика, история, педагогика, поэтика, риторика.

Возраждение гуманизма (от лат. человеческий) происходило во всех сферах жизни. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы (палаццо), городские и особенно загородные дома (виллы). Итальянцы стали подражать памятникам и статуям греков и римлян. Вновь стали широко использоваться арочные галереи, колоннады, различные своды, купола, архитектурные ордера. Своими произведениями прославились Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Тициан. Государи того периода окружали себя поэтами и живописцами, покровительствовали искусствам. Самыми знаменитыми из них были папа Лев Х в Риме и Козимо Медичи во Флоренции.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем, 1485-1490

Интерес к человеку проявился в мощном развитии портретной живописи, в детальном изображении человеческой фигуры, в том числе обнаженной. В середине XV В. нидерландский живописец Ван Эйк изобрел технику живописи масляными красками. В литературе интерес к античности, к ее сюжетам сочетался с вниманием к народной культуре. Все проявления человеческих чувств, от любви до ненависти, все жанры - трагедия, комедия, фарс, сатира, сонет, новелла - нашли своих выдающихся представителей во многих европейских странах. В музыке, как и в других областях искусства, возникло много нового - сольная песня, кантата, оратория, опера.


Еще Фрэнсис Бэкон в противовес схоластическому методу выдвинул наблюдение и эксперимент как надежный инструмент научного знания. В науке английский ученый видел путь к построению совершенного общества. Польский ученый Николай Коперник создал новую гелиоцентрическую теорию, которая совершила переворот в представлениях о Вселенной. Эта теория была поддержана в трудах немецкого астронома Иоганна Кеплера и итальянского ученого Галилео Галилея, который сконструировал подзорную трубу и с ее помощью открыл горы на Луне, фазы Венеры, спутники Юпитера и т.д. За приверженность новой теории Джордано Бруно был сожжен инквизицией на костре. В эту эпоху Стивен сформулировал теоремы гидростатики; Тарталья внес крупный вклад в теорию баллистики; Кардано открыл решение алгебраических уравнейний третьей степени. Трудами Г. Кремера (Меркатора) были составлены новые географические карты, возникла океанография. Фундаментальное значение имел труд Везалия "О строении человеческого тела", положение о наличии легочного круга крообращения. Медик Парацельс сблизил медицину и химию, сделал важные открытия в фармокологии. Леонардо да Винчи в своих инженерных проектах далеко опередил современную ему техническую мысль, создав, например, модель летательного аппарата. Очень многие отрасли науки и техники начинаются с главы, посвященной периоду с конца XV до первых десятилетий XVII в.

Новое время. Контрреволюция.

Новое время было важнейшим этапом в процессе станов­ления современной мировой цивилизации. В эту эпоху про­исходит переход общества от «традиционного» типа к «ин­дустриальному». В это время в жизни европейского общества про­исходили изменения глобального характера. В экономи­ческой сфере такие процессы, как активное развитие тор­говли, финансового и банковского дела-, появление и рас­ширение мануфактурной промышленности, начавшийся процесс первоначального накопления капитала, постепен­но стали входить в противоречие с традиционными устоя­ми средневековой экономики. Меняется и социальная струк­тура общества. . Гуманизм, распространявшийся в Европе с XV века, рассматривал человека уже не как носителя всячес­ких пороков, обязанного всю жизнь искупать «первород­ный грех», а как свободную личность, обладающую огром­ными возможностями. Закономерным результатом разви­тия гуманизма стала Реформация, разрушившая духовную монополию католической церкви в Европе. Идеологичес­кой основой этого процесса стал тезис о том, что человек не нуждается в посредничестве церкви для спасения своей души. На рубеже XV - XVI веков в значительной степени меня­ются представления европейцев о Земле. Достижения науч­ной мысли, Великие географические открытия - все это расширяло кругозор людей, влияло на представления о сво­ем месте в окружающем мире. Данные явления самым ра­дикальным образом изменили образ жизни европейцев, оз­наменовав начало Нового времени. Процесс трансформа­ции европейской цивилизации проходил в тяжелой борьбе со старыми порядками, институтами (католическая цер­ковь и др.), которые не желали уступать свои позиции.

Важной вехой в процессе становления и утверждения буржуазных отношений в качестве основы общественной жизни был конец XVIII века, ознаменовавший начало но­вого этапа в развитии мировой цивилизации. В некоторых странах (Нидерланды, Анг­лия) в ее руках находилась практически вся полнота влас­ти. События последней четверти XVIII - начала XIX ве­ков, прежде всего, Великая французская буржуазная рево­люция, нанесли окончательный удар по пережиткам фео­дального строя в Европе. Бурные события этого периода были идеологически подготовлены широким просветитель­ским движением, которое началось с конца XVII столетия. В этот период процесс перехода от «традиционного» к «индустри­альному» обществу значительно ускорился, что было выз­вано началом промышленного переворота в Европе. Ману­фактура постепенно вытеснялась фабрикой. В развитии стран Европы и Северной Америки все очевиднее проявлялись такие факторы, как быстрая смена технических достиже­ний и технологий, экономическая конкуренция, отчужде­ние человека от результатов труда, борьба трудящихся за свои права. Резко возросший слой наемных рабочих уже в XIX веке начинает оказывать значительное влияние на по­литику правящих злит. Центральной проблемой социаль­ного развития индустриальных стран становятся противо­речия между буржуазией, получавшей огромные прибыли, и бесправным и эксплуатируемым рабочим классом. Лишь к концу столетия рабочий класс превратился в мощную, организованную политическую силу, с которой ни государство, ни буржуазия не могли не счи­таться. Успехи индустриальной цивилизации способствова­ли укреплению веры во всемогущество человеческих сил, в возможность преобразования окружающего мира по своему усмотрению, идею постоянного поступательного, прогрес­сивного развития цивилизации.

Важнейшим явлением Новой истории было распрост­ранение элементов Западной цивилизации на весь мир. Начало этому процессу положили еще Великие географи­ческие открытия, передавшие в руки европейцев огром­ные богатства. . К концу XIX века европейская цивилизация уже господствовала во всем мире. Обширные территории Азии и Африки, являвшиеся колониями европейских держав, использовались последними как источник сырья и рынок сбыта своей продукции.

Верхней границей периода новой истории считается ру­беж XIX - XX веков, когда западная цивилизация подо­шла к своеобразной исторической развилке: ей предстоя­ло либо найти путь постепенной адаптации к новым усло­виям, либо резко изменить вектор своего развития и пе­рейти в принципиально новое качественное состояние.

Реформация и Контрреформация.

Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духов­ным и социально-культурным переворотом в жизни Европы. В ходе реформации происходит адаптация христианс­кой веры к потребностям современного ей общества.

Уже с XV века католическая церковь переживала кри­зис народного доверия: происходило переосмысление тео­рии о «единоспасающей» роли католической церкви, значе­ния различных церковных таинств, Священного предания.

В то время как в крупных централизованных монархи­ях (Англии, Франции) короли противостояли стремлению римских пап к верховенству над светскими властителями, в раздробленной Германии роль духовенства была огромной. Церковные сборы были здесь крайне высоки, что негативно сказывалось на экономическом развитии многих областей. Антицерковные позиции занимали князья и рыцарство, претендовавшие на земли духовенства. Здесь зарождается движение за пересмотр устаревших религиозных догм и ре­организацию церкви, идеологом которого стал профессор Виттенбергского. университета, богослов Мартин Лютер (1483-1546 гг.). 31 октября 1517 г. он провозгласил свои «95 тезисов против индульгенций», в которых оспарива­лось право папы на отпущение грехов. Развернувшаяся полемика между Лютером и палой переросла в конфликт, после того как немецкий богослов в 1520 г. публично сжег булл (указ) папы о его отлучении от церкви. В это время формируется лютеранское учение, основные положения которого можно сформулировать следующим образом: Свя­щенное Писание является единственным источником веры; только вера делает человека праведником; следует сохра­нить только два церковных таинства - крещение и прича­щение; чистилища не существует; необходимо отказаться от почитания Богородицы и святых и т.д.

31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям замковой церкви в Витенберге. Этот день считается днем начала европейской Реформации, и этот праздник широко отмечается .


В первой половине XVI века возникает много направле­ний и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина (1509- 1564 гг.).

Реформация затро­нула и Англию, однако здесь она имела ряд особенностей. Инициатива ее проведения исходила от короля Генриха УШ (1509 - 1547 гг.), который в 1534 г. «Актом о супрематии» провозгласил себя главой церкви. Хотя церковная иерархия и литургия сохраняются, в Англии вводятся некоторые прин­ципы лютеранства, активно проводится секуляризация като­лических земель и имуществ. Политический акцент реформы сыграл здесь большую роль, чем духовный.

Успехи протестантизма, его повсеместное распростране­ние в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «контрреформации». В 1542 г. проис­ходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправляв­шейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. Одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнацием Лайолой (1491 - 1556 гг.).

Модернизация бывает двух видов:

А) органическая – изменения в культуре и сознании общества приводит к изменениям в экономике и политике. Примером такой модернизации являются Англия в 18 веке, США в 19 веке.

Б) неорганическая - изменения сначала происходят в экономике и политике, обычно предпринимаемые правительством, а затем меняется общество. Примером может служить Россия в 17 веке при Петре I, и в 19 веке при Александре II. Положительным примером неорганической модернизации является Япония 50-х годов 20 века. Реформы изменили страну и общество, и неорганическая модернизация сменилась органической.

Первой страной перешедшей к индустриальному обществу является Англия. В 18 веке там происходит промышленный переворот и все меняется. Постепенно в этой стадии оказались все передовые страны Европы и Северной Америки. Россия вступила в эту стадию в начале 20 века.

Переход к постиндустриальному обществу произошел в 70-х гг. 20 в. В эту стадию пока вступили страны Европы, Северной Америки, Япония.

Характеристики постиндустриального общества:

1) Увеличение числа работников умственного труда и автоматического производства;

2) Новых информационных технологий и технологий в производстве;

3) Сфера промышленности сокращается. В Японии в промышленности занято 35% населения, в Германии – 45%, в США – 30%, в Великобритании – 41%.

4) Сфера обслуживания растет. В США в сфере обслуживания занято – 65% населения, в Япония – 50%, в Германии – 45%, в Великобритании – 43%.

5. Основные типы общества

Тема 11: Социальная стратификация и мобильность.

Переход к индустриальной цивилизации 18 - начало 20 вв.

1. Индустриальный вызов Европы и Россия.

18 в. занимает особое место в историицивилизации. Становление в Европе Нового времени означало разрушение устоев традиционной цивилизации и утверждение новой – индустриальной. Этот процесс перехода от традиционного общества к индустриальному получил названиемодернизации(осовременивания). Модернизация проходила в Европе в течение полутора столетий и охватила все сферы жизни общества. Различают два вида модернизации.Органическаямодернизация является результатом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Например, развитые страны Западной Европы.Неорганическаямодернизация представляет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет тип «догоняющего» развития, предпринимаемого правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. «Догоняющий тип» модернизации предполагает более сжатые сроки осуществления, выборочное заимствование и внедрение организационных и технических достижений, сужение сферы действия модернизационных задач. Примером служит Россия.

В 18 в. в Западной Европе почти повсеместное распространение получили капиталистические отношения. В течение 18 в. в Англии и Франции произошел целый ряд технических открытий и нововведений. Важнейшие из них – механизация ткацкого станка («летающий челнок» 1739), прядильного станка (1764 – 1784) , использование энергии воды (1769), изобретение паровой машины Д. Уаттом (1760). Технические изобретения 18 в. подготовили промышленный переворот первой трети 19 в., в итоге которого мануфактурная стадия капитализма уступила место фабрично-заводской, а ручной труд был заменен машинным. Важнейшими признаками хозяйственной жизни Европы в этот период являлось становление и расширение внутренних рынков, формирование мирового рынка, возникновение наций и мировой колониальной системы.

В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией – небывалым ростом городов, который привёл к преобладающему их положению в экономической жизни общества. Возникли новые социальные слои – буржуазия и наёмные работники. Обострялись противоречия между новыми и старыми классами. Роль гаранта определённой внутриклассовой стабильности выполняла в тот период абсолютная монархия, выдвигающая лозунги заботы об общем государственном благе и надклассовости, к тому же абсолютизмявлялся выразителем национальных интересов на международной арене.

18 в. связан с появлением нового государства на северо–американском континенте. В 1776 г. было провозглашено создание Соединённых Штатов Америки. В 1787 г. была принята федеральнаяконституция. Конституция признавала самостоятельность 13 штатов, сохранявших свои органы управления, законы, учреждения, но одновременно создавала сильную федеральную власть. Законодательные полномочия закреплялись законгрессом,состоявшим из двух палат – палаты Представителей и Сената. Исполнительная власть осуществлялась президентом. Учреждался Верховный суд из несменяемых, пожизненно избираемых судей. В 1791 г. были приняты конгрессом 10 поправок к конституции, провозглашавшие гарантии демократических прав и свобод (свобода слова, печати, собраний, неприкосновенности личности и жилища). Таким образом, США стали тем государством, в котором начали складыватьсягражданское общество, правовое государство.

Изменились в 18 в. и эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего мира. Мир воспринимался человеком как нечто неизменное, существующее согласно Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества, и на основе этого знания изменить их в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются Божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Человек Нового времени – это мобильнаяличность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде. Теоретической основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить её от рамок традиционализма. Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Человек, как разумное существо, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. Европейское Просвещение было представлено Д. Локком, Д. Вико, И. Кантом, Вольтером, Ж. Ж. Руссо, Ж.-Л. Монтескье и др.

Идеал просветителей – общество, основанное на началах Разума, Добра, Справедливости, Знания. В этом духе развивалась и политическая мысль Нового времени. Появление теории естественных прав, общественного договораиразделения властейозначали революцию в общественной мысли и не имели себе равных по своему влиянию. Целую эпоху революционных потрясений, политических и социальных переворотов открыла Великая французская революция (1789). 26 августа 1789 г. Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина. В ней утверждалось, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Священные права человека и гражданина – свобода слова, права на безопасность, собственность. Вместе с американской Декларацией независимости (4 июля 1776 г.) и Конституцией США (1787 г.) эти документы в законодательном порядке закрепили сформулированные Просвещением идеалы и принципы, легшие в основу ценностей современной цивилизации.

В истории России 18 в. также занимает особое место. С этого времени начался отсчёт нового периода российской истории, известный под названием имперского. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Управление и юриспруденция, армия и различные социальные классы были реорганизованы на западный лад. Быстро развивались промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения. Русский народ в 18 и 19 вв. достиг пределов своего географического распространения: Балтийское и Черное моря на западе, Тихий океан на востоке и Памирское плато на юге. За исключением населения юго-западных регионов (Галиции, Буковины и Карпатской Руси), все ответвления русского народа в эти два века объединились в едином государстве.

Но большие достижения имперского периода сопровождались глубокими внутренними конфликтами. Главный кризис зрел в национальной психологии. Европеизация России принесла с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты правящим и высшими классами общества прежде, чем они достигли народных масс. Соответственно возник раскол между верхушкой и низом общества, между «интеллектуалами» и народом». Главная психологическая опора русского государства - православная церковь - в конце 17 в. была потрясена в своих основах и постепенно теряла свое влияние, начиная с 1700 г. и до революции 1917 г., когда возникла угроза распада. Политические и социальные проблемы тоже обострились. Упразднение земских соборов (устранившее народ от политической власти) и отмена самоуправления в 1708 г. тоже создали политические затруднения.

Правительство остро чувствовало ослабление контактов с народом после реформ Петра. Скоро стало ясно, что большинство не симпатизирует программе европеизации. Проводя свои реформы, правительство вынуждено было поступать жестко, как и делал Петр Великий. А позже концепциязапретов стала привычной. Между тем западная политическая мысль воздействовала на европеизированные круги российского общества, впитывавшие идеи политического прогресса и постепенно готовившиеся к борьбе с абсолютизмом. Так петровские реформы привели в движение политические силы, которые впоследствии правительство не смогло контролировать. Политический кризис усложнялся социальной нестабильностью. Противоречия между классами с течением времени становились все острее и, в конце концов, достигли такой степени, что только автократическое правительство было способно служить посредствующим звеном между различными группами в обществе.

В разделе на вопрос как называется процесс перехода от традиционного общества к индустриальному??? заданный автором 313 - лучший ответ это Индустриализация (или промышленный переворот) (лат. Industria - деятельность, старательность, трудолюбие) - процесс социально-экономического перехода от аграрного типа общества к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике, которая проходит период экстенсивного развития с тем, чтобы производить как можно больше продукции . Этот процесс связан с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия. Разные авторы отмечают следующие ключевые факторы индустриализации: политические и законодательные реформы, наличие природных ресурсов, а также сравнительно дешевых и квалифицированных трудовых ресурсов.
В ходе индустриализации общество также претерпевает некоторые изменения в философском плане, меняется его мировосприятие. Позитивное отношение к труду в сочетании со стремлением как можно быстрее использовать новые технологии и научные открытия также дают вклад в ускоренный рост производства и доходов населения. В результате образуется все более широкий, в конечном счете, мировой рынок продукции и услуг всех видов, что в свою очередь стимулирует инвестиции и дальнейший экономический рост.
Сроки и темпы индустриализации в разных странах могут быть неодинаковыми. Первой страной, где произошла промышленная революция, стала Великобритания (в середине XIX в.) . Франция стала индустриальной в начале 20-х годов XX в. В Российской империи индустриализация началась с конца XIX - до начала XX в. К концу ХХ века одним из наиболее экономически успешных регионов стала Восточная Азия, в особенности Гонконг .
В СССР осуществление индустриализации в 1930-е годы подразумевало ликвидацию отсталости экономики страны по сравнению с развитыми странами за сравнительно короткий временной период за счёт крайнего напряжения материальных и людских ресурсов.
Цели индустриализации в СССР:
1) обеспечение господства государственных форм хозяйства;
2) достижение экономической независимости;
3) создание мощного военно-промышленного комплекса.

Гуманитарно-технический факультет

Кафедра истории, права и общественных дисциплин

РЕФЕРАТ

модернизация европейского общества: переход от традиционного, аграрного общества к обществу индустриальному

Ессентуки, 2017

Введение………………………………………………………………….….Стр. 3

Глава 1.Понятие модернизации,основные критерии………………….....Стр. 4

Глава 1.1.Органическая модернизация…………………………………….Стр. 7

Глава 1.2. Неорганическая модернизация………………………………...Стр.14

Глава 2. Переход от традиционного, аграрного общества к индустриальному обществу в странах Европы………………………………….....................Стр. 16

Заключение…………………………………………..…………...………...Стр. 21

Список используемой литературы….……………………………………………...……………….Стр. 23

Введение.

Целью данной работы является изучение модернизации, основные особенности этого процесса, а также изучение процесса перехода от традиционного, аграрного общества к обществу индустриальному в странах Европы.

Вопросы, которые будут рассмотрены в работе, взаимосвязаны.

Первая глава посвящена подробному изучению термина «модернизация», будут изучены основные критерии модернизации.

Во второй главе рассматривается переход от прежнего общества к новому обществу, или процесс индустриализации в Европе.

В заключении будет вывод о том, какое влияние может оказать современная модернизация на страны Европы.

Глава1. Понятие модернизации, основные критерии.

Общее понимание модернизации как перехода от традиционного, аграрного общества к современному, индустриальному, сложилось в западной социологии в 60-е г. XX века в связи с проблемой развития стран, освободившихся от колониализма. Один из авторов теории модернизации - Ш. Эйзенштадт - расшифровывал это понятие так: «Исторически модернизация - это процесс изменения в направлении тех типов социальной, экономической и политической систем, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XIX век и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX веках - на южноамериканский, азиатский и африканский континенты».

Смысл, который вкладывается в данное понятие, тождествен «современности» (modernity), связывается с распространением культуры «модернити», с приверженностью западноевропейскому рационализму, идеям индивидуальной свободы и социального равенства, либеральной демократии и социального государства, правового государства и гражданского общества, с ориентацией социальных субъектов на инновационные формы деятельности как основой экономического роста и благосостояния. «Модернити» - это ориентация людей на приумножение материального, вещного богатства и технический прогресс, отношение к природе исключительно как объекту приложения своих знаний и сил, готовность человека к постоянным переменам в производстве и потреблении, в правовых нормах и политических институтах, ценностях и образе жизни, а также собственное стремление быть инициатором таких перемен. В таком ключе модернизация отражает концепцию общественного развития, объясняющую процесс прогрессивного перехода от «традиционного», эволюционного общества к «современному», инновационному, который сопровождается преодолением отчуждения человека от собственности и политической власти.

Модернизация означает комплекс социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных трансформаций, происходивших на Западе с XVI века и достигших своего апогея в XIX-XX веках. Сюда включаются процессы индустриализации, урбанизации, рационализации, бюрократизации, демократизации, доминирующего влияния капитализма, распространения индивидуализма и мотивации успеха, утверждения разума и науки и многие другие. «Модернизация» в этом смысле означает достижение современности, процесс превращения традиционного, или дотехнологического общества, по мере его трансформации, в общество, для которого характерны машинная технология, рациональные и секулярные отношения, а также высоко дифференцированные социальные структуры.

Теория модернизации основывается на признании неравномерности общественного развития, наличия досовременного периода в развитии государств, реальности существования современных сообществ, а также на понимании необходимости преобразования (модернизации) отсталых стран в индустриальные (постиндустриальные). Таким образом, термин «модернизация» означает одновременно и стадию (состояние) общественных преобразований, и сам процесс перехода к современным обществам.

Как процесс модернизация имеет строгое - прогрессивное - направление: она начинается и контролируется «сверху» интеллектуальной и политической элитой, которая стремится вытащить страну из отсталости с помощью планируемых, целенаправленных действий. При этом в качестве ориентира рассматривается не утопическое общество, а реально существующие развитые страны западного капиталистического мира. Следовательно, модернизация означает осознанное копирование обществ, выступающих в качестве «стран-образцов», «стран, на которые ссылаются» и которые «устанавливают скорость движения», «стран-пионеров», которые выступают авангардом мирового развития. «Модернизация не является самоподдерживаемым, самопрогрессирующим процессом. Скорее, это перенесение образцов, моделей и достижений развитых стран в свои собственные».

Можно выделить ряд критериев модернизации в различных областях общественной жизни:

в социальной области - разделение функциональных ролей, выполняемых разными индивидами в обществе, в особенности разделение между обязанностями в общественном производстве, в политике и в семье, разделение сфер частной и общественной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между людьми отношениями их личной независимости, основанной на эквивалентном обмене вещами (на вещной зависимости);

в экономике - применение технологии, основанной на использовании научного (рационального) знания, появление вторичного (индустрия, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, углубление общественного и технического разделения труда, развитие рынков товаров, денег и труда;

в политической области - образование централизованных государств и в то же время - разделение властей, включение широких масс населения в политический процесс (хотя бы посредством выборов), установление политической демократии или, по крайней мере, популистского правления, формирование осознанных интересов различных общественных групп;

в духовной области - дифференциация культурных систем и ценностных ориентаций, секуляризация образования и распространение грамотности, многообразие течений в философии и науке, религиозный плюрализм, развитие средств распространения информации (massmedia, телеграф, почта и т.д.), приобщение крупных групп населения к достижениям культуры.

В зависимости от того, в каком историческом времени происходили указанные модернизационные изменения, и какие источники - внутренние (эндогенные, органические) или внешние (экзогенные, неорганические) - вызывали модернизацию к жизни, проводят классификацию, соответствующую «поэшелонному» построению стран (наций), где первому эшелону отведена роль авангарда, - это страны первичной - органической модернизации. Второй эшелон осуществляет уже вторичную - неорганическую - модернизацию, реагируя на внешний вызов, но имея определенные собственные источники для развития (экзо-эндогенная модернизация). Третий эшелон также осуществляет неорганическую, догоняющую модернизацию, но не обладает необходимым внутренним ресурсом для этого и зависит от внешних источников (экзогенная модернизация).

1.1.Органическая модернизация.

Органическая модернизация - это утверждение культуры «модернити» в силу внутренних причин саморазвития, обусловленных кризисом эволюционного развития. Поскольку первичная модернизация подготавливается всем ходом предшествующего развития, она осуществляется за счет внутренних, органических источников. Механизмы развития при этом - инновационные, темпы - быстрые, характер - самостоятельный, духовные основы развития - собственный исторический продукт. В процессе модернизации образ будущего не планируется заранее как цель, он вырисовывается по мере приближения к нему.

Страны, в которых происходила органическая (эндогенная) модернизация - это страны Западной Европы и Северная Америка (США и Канада), а также Австралия и Новая Зеландия, составившие первый эшелон модернизации, от которого импульсы распространились по всему миру.

Темпы и размах преобразований в разных сферах общественной жизни - в экономике, политике, культуре, общественных отношениях, социальной структуре и т.д. - в странах первого эшелона капитализма в общем и целом соответствовали друг другу. Каждая модернизация представляла собой, своего рода революцию, подготовленную ходом эволюции. Можно даже сказать, что в этих странах движение по пути модернизации было постоянным, хотя скорость этого движения, естественно, была неодинаковой на разных отрезках времени, а сами перемены иногда сопровождались острыми социальными конфликтами и даже гражданскими войнами, как, например, война между Севером и Югом в США в 1861-65 гг.

Модернизация началась в эпоху промышленной революции в Западной Европе, сопровождавшейся разрушением традиционных наследственных привилегий, провозглашением равных гражданских прав и демократизацией политических режимов. В процессе модернизации происходило становление гражданского общества и правового государства. Этот тип модернизации был характерен и для Северной Америки, где переход к современному обществу осуществлялся на основе опыта Западной Европы, но не путем его копирования.

Фактически модернизация представляет собой непрерывный процесс, продолжающийся до наших дней, хотя его развитие отмечено зигзагами типа правления Гитлера и Муссолини. Конечно, в этом развитии были и «звездные часы», когда происходили наиболее радикальные преобразования общества, т.е. модернизации в собственном смысле слова, которые являлись ответом на кризис предыдущего развития. Они начинались с осознания этого кризиса и поисков путей его разрешения - с перемен в духовной сфере, в области культуры, без чего было бы невозможно появление ее социального субъекта. Недаром модернизации сопровождались острыми дискуссиями по поводу образования. Различные общественные классы и слои пытались повлиять на состояние дел в этой сфере, поскольку помимо умения читать и писать образование формировало приверженность человека тем или иным культурным ценностям, общественно-политическим течениям, отнюдь не безразличным к модернизации. Но при этом, несмотря на сопровождавшую модернизации борьбу между различными идейно-политическими течениями, все они в целом проистекали из общей культурной матрицы, что позволяло обществу сохранить относительную устойчивость в моменты перемен.

Носителями модернизаторских идей и субъектами модернизации, которые потом претворяли эти идеи, были, как правило, социальные слои, занимавшие как бы стороннюю позицию, промежуточное положение по отношению к двум основным антагонистическим классам («третья сила»): буржуа по отношению к крестьянам, ремесленникам и феодалам в эпоху зарождения мануфактур и промышленного переворота, технократы и городские средние слои - по отношению к пролетариату и буржуазии на заре поточно-конвейерного производства и «государства благосостояния», новый рабочий класс, массовые движения типа «зеленых» - по отношению к индустриальному рабочему классу и технократам-менеджерам крупных корпораций в нынешний период складывания постиндустриального производства. Конечно, роль «третьей силы» не была абсолютной, модернизаторские общественные слои в странах первого эшелона капитализма сами органично вырастали из недр общества и всегда привлекали к себе союзников из противоборствовавших друг с другом классов, отсекая их крайние течения и снимая противоречия между ними. Таким образом, модернизаторская политика, по сути дела, была центристской. При этом успех модернизаторских сил в огромной степени зависел от того, удавалось ли им убедить общество в своей правоте и сформировать положительный социальный консенсус.

Следующим этапом модернизации был выход ее субъектов и их политических лидеров на политическую арену и завоевание ими власти, что позволяло создать соответствующие модернизации социально-политические и правовые условия или, если она к тому времени уже началась, заметно ускорить ее. Так, реформы О. Бисмарка в Германии, а позже - Ф.Д. Рузвельта в США и социал-демократов в Швеции в 30-е годы XX в., создание системы V Республики во Франции способствовали перестройке экономики, обновлению социальной структуры общества, хотя сами изменения начинались еще до реформ.

Наконец, наступал этап собственно модернизации - преобразований в экономике и технологии, в личном потреблении и образе жизни людей, т.е. в толще гражданского общества, в «сфере повседневности», которая всегда придавала импульсы переменам во всем социуме западной цивилизации.

Поскольку модернизации разрушали старую структуру экономики и изменили образ жизни многих людей, они вели к маргинализации части общества, к отчуждению ее от остального социума. Причем прежние антагонисты, положению которых угрожала модернизация, порой забывали о своих старых противоречиях и объединялись против перемен. Так, фабрично-заводской пролетариат, по крайней мере, его немалая часть, смыкался с «классической» буржуазией и ненавидимыми им лавочниками в своем противодействии поточно-конвейерному производству, быстрым перестройкам экономики, проникновению норм и ценностей «модернити» во все поры общества. В Германии такое смыкание сыграло зловещую роль в приходе к власти Гитлера. В наше же время рабочий класс поточно-конвейерного производства, антагонист технобюрократии и крупных собственников гигантских корпораций фактически пытался противодействовать вместе с ними «микроэлектронной революции», нынешним переменам в производстве и организации труда. От того, как и насколько быстро модернизаторским силам удавалось преодолеть противодействие переменам со стороны сопротивляющихся обновлению социальных слоев, зависел переход общества на новую ступень социально-экономического и технологического развития, разрешение конфликтов, возникших в ходе модернизации. Тогда общество в целом вновь обретало динамическую устойчивость, способность к эволюционному развитию, которое обеспечивало «накопление сил» для следующей модернизации.

Такова, однако, лишь общая схема осуществления модернизации. Ее конкретные особенности определяются историческими условиями, в которых она протекает, прежде всего ее социально-технологическим типом, тем, как изменяется место человека в процессе труда и какова вообще его роль в модернизации.

Первая модернизация в странах Запада (XVI-XVII вв.) позволила перейти от естественных производительных сил, когда преобладало индивидуальное аграрное и ремесленное производство, к общественным - таким, которые, во-первых, могли использоваться людьми только сообща, что предполагало кооперацию и разделение функций в процессе труда, во-вторых, представляли собой результат самого общественного развития (например, мануфактура). Эту модернизацию условно можно назвать доиндустриальной. С точки зрения процесса труда ее исходным пунктом было расщепление труда на простые операции под воздействием рыночных отношений, закрепление их за конкретным работником и появление приспособленного к этим операциям инструмента. Соответственно на смену отношениям личной зависимости пришли отношения личной независимости на основе зависимости людей от потоков товаров и денег, т.е. рынка. Колоссальное приумножение власти человека над силами природы сопровождалось появлением новых форм отчуждения: отчуждение людей друг от друга и от социально-экономических процессов, когда человек должен был приноравливаться к законам рынка, а также отчуждение основной массы работников от средств производства и средств существования, когда складывались основные классы буржуазного общества. Европейский тип личности, представленный в «экономическом человеке», раздваивался на два неразделимых полюса: буржуа и пролетария. Одновременно возникло и отчуждение работника от процесса труда: он перестал контролировать изготовление продукта от начала до конца, будучи поглощенным «своей» операцией.

Второй крупной модернизацией в истории Запада было преобразование самих общественных производительных сил - переход от мануфактуры к машинному или фабрично-заводскому производству (промышленный переворот или ранне-индустриальная модернизация). Ее исходный пункт - превращение орудия труда из ручного в механическое, появление машины, что сопровождалось полным расслоением гражданского общества на буржуа и пролетариев, кристаллизацией общественных интересов и развитием классовой борьбы как формы их проявления. Раннеиндустриальная модернизация в силу крайнего упрощения и изматывающего ритма труда усилила отчуждение человека: он переставал быть самим собой в процессе труда, терял свою «родовую сущность». Торжество отчуждения в результате раннеиндустриальной модернизации вызвало к жизни радикальные проекты общественного переустройства, воплотившиеся затем в незападных обществах (в частности, в России).

На самом деле, разрешение социальных конфликтов раннеиндустриального общества, как показал опыт истории, возможно было лишь на путях «модернити», проведения третьей крупной модернизации - позднеиндустриалыюй (США 1914-1929 гг., Западная Европа 30-50-х гг., Япония 50-60-х гг.). Ее исходный пункт в технологическом отношении - преобразование процесса труда на основе его научной, инженерной организации (Ф. Тэйлор). Возникает поточно-конвейерное производство (Г. Форд, Л. Рено), ориентированное на массовый выпуск стандартной продукции, в том числе предметов длительного пользования для личного потребления. Позднеиндустриальная модернизация позволила преодолеть отчуждение трудящихся от средств существования, открыла путь превращению пролетариев в полноценных членов гражданского общества (Э. Бернштейн). Она превратила трудящегося человека в главный «производственный ресурс», потребовав появления инженеров не только по «железкам», но и по организации труда и конструированию рабочих мест, специалистов по эргономике и конкретной социологии, менеджменту и инженерной психологии. Она существенно сгладила классовые противоречия раннеиндустриального капитализма, превратив их в основу поступательного развития западного общества 1930-1970-х гт. В результате ее осуществились, хотя и не в полной мере, идеалы европейского социализма: достижение большей социальной справедливости, завоевание трудящимися политических и ряда социальных прав, сложилась система социального страхования, льготного или бесплатного здравоохранения и образования. Рабочие становились собственниками домов и автомобилей, акций и банковских вкладов. Более того, к неудовольствию российских «либералов» и национал-традиционалистов, реализация социалистических принципов в развитых странах вплоть до середины 1970-х гг. была мощным стимулом обновления и экономического роста: поддержание высокого спроса населения на товары и услуги с помощью «государства благосостояния» способствовало расширению рынков, росту производства в новых отраслях, появлению множества принципиально новых видов товаров.Позднеиндустриальная модернизация означала поворот капиталистического производства к человеку, к удовлетворению его потребностей - несмотря на монотонность труда у конвейера, обезличивающую стандартизацию потребления и образа жизни десятков миллионов людей, утрату людьми своей индивидуальности и растворение их в массе других, таких же обезличенно «устроенных» индивидов, формализацию отношений между ними и подавление их потоком материальных благ и гигантскими мегаполисами.

Благодаря росту личного потребления трудящихся и системе социальных гарантий, развитию системы образования возникло новое качество рабочей силы: позднеиндустриальная модернизация привела к первому этапу НТР - соединению производительного труда с научным знанием, во многих отношениях способствовала усложнению и интеллектуализации труда, поставила на повестку дня проблему его гуманизации. Наконец, эта модернизация обеспечила невиданную ранее социальную и территориальную мобильность людей из разных стран, содействовала углублению международного разделения труда и росту иностранных капиталовложений, появлению новых средств связи и транспорта. Она создала, не только «общество массового потребления», но и «общественно развитого индивида». Но она же фактически обнажила и проблему развития стран второго и третьего эшелонов мирового капитализма, поставив под сомнение универсальность индустриальной модели и культуры «модернити» в целом.

1.2.Неорганическая модернизация.

Неорганическая (вторичная) модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Вторичная модернизация - это формирование интеллектуального и политического «ответа» на вызов со стороны стран первого эшелона капитализма. Она связана с распространением культуры «модернити» под влиянием извне, со стороны стран первичной модернизации. Она предполагает, что одни элементы общества «убежали» вперед, более или менее соответствуют развитию в передовых странах, а другие еще не «вызрели», отстают в своем развитии или вовсе отсутствуют. Так, современная система высшего образования может уживаться с неграмотностью большинства населения, а передовые предприятия тяжелой индустрии - с архаичной системой земледелия.

Цель вторичной модернизации - «догоняющего» развития - преодоление технико-экономической отсталости и зависимости от передовых стран Запада. При этом неорганическая модернизация может проходить в форме «вестернизации», путем механического перенесения западных социально и технологически эффективных экономических и политических институтов в иную социокультурную среду. «Вестернизация», как правило, сопровождается социокультурным отторжением преобразований со стороны социального большинства и порождает острые социально-политические проблемы, разрешение которых происходит иногда в русле «консервативных» революций.

Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху». Принципы «модернити» не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. В России так было в XIX веке, когда интеллигенция раскололась на «западников» и «славянофилов». Первые выступали за ускоренную модернизацию и механическое перенесение западных образцов, а вторые ратовали за самобытный путь развития, т. е. органическую модернизацию. Численность первых оказалась недостаточной для того, чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу.

Глава 2.Переход от традиционного, аграрного общества к индустриальному обществу в странах Европы.

Позднее средневековье - в Западной Европе это период XVI - первой половины XVII в. - характеризовалось разложением феодальных отношений и зарождением капитализма. Наиболее интенсивно эти процессы развивались в таких странах, как Англия и Нидерланды.

В промышленности все шире применялось в качестве энергетической силы водяное колесо, значительный прогресс наблюдался в текстильном ремесле, в частности в сукноделии, распространилось производство шелковых и хлопчатобумажных тканей. Большие успехи были достигнуты в горном деле и металлургии. С изобретением книгопечатания начала развиваться новая отрасль производства - типографское дело. Из автоматических механизмов в это время были известны только часы с пружинкой и маятником. В качестве топливной базы для металлургии служил древесный уголь. В XV в. местами начали применять каменный уголь. Большие успехи в XIV-XV вв. были достигнуты в области судостроения и мореходства.

Растет производительность сельского хозяйства. Развитие промышленности и увеличение спроса на сельскохозяйственные продукты способствовали росту сельскохозяйственного производства, его товарности. Возрастала урожайность, и расширялся объем производства сельскохозяйственных продуктов. Увеличивались площади культивируемых земель за счет мелиорации заболоченных и засушливых участков. Улучшалась агротехника. Однако сохранившаяся повсюду феодальная эксплуатация крестьян, сдерживавшая рост производительности их труда.

Расширение товарного хозяйства в городе и деревне создавало предпосылки для замены мелкого индивидуального производства крупным капиталистическим производством. Начинается процесс первоначального накопления капиталов. Источники накопления:

Практика откупов налогов, предоставления займов коронованным особам под высокие проценты, ростовщичество.

Колониальный грабеж.

Революция цен, связанная с огромным притоком колониального золота и серебра, вызвала длительную инфляцию, прежде всего, в западноевропейских странах и способствовала росту богатств денежных воротил и предпринимателей.

Результаты первоначального накопления:

Появление обладателей крупных денежных богатств, потенциальных предпринимателей и купцов буржуазного типа;

Превращение массы сельского и городского населения в лишенных средств производства пауперов. В перспективе они должны были стать наемными рабочими на формирующихся капиталистических предприятиях.

Процесс экспроприации шел намного быстрее образования капиталистических форм производства. Поэтому появляется масса бездомных, нищих, бродяг. Феодальное государство применяло к ним жестокие репрессии. В Англии, Нидерландах, Франции и Испании издавались кровавые законы, предписывавшие наказывать бродяг плетьми, кнутом, ссылкой на галеры и даже смертью. Бродяг помещали в работные дома, где они гибли от голода и каторжного труда.

В сельском хозяйстве капитализм распространялся значительно медленнее, чем в промышленности. Благоприятные условия для капиталистической перестройки сельского хозяйства были созданы в Англии и Нидерландах. Английские дворяне и буржуа, скупив секуляризованные у монастырей земли и изгнав с них крестьян, заводили крупные овцеводческие или земледельческие хозяйства с применением наемного труда сельских батраков.

В условиях разложения феодальных отношений и зарождения капитализма личность держателя потеряла для земельного собственника всякое значение, ценность представляла только земля. Поэтому землевладельцы отказывались от традиционных форм крестьянских держаний и предпочитали сдавать землю в аренду на более выгодных условиях. Можно выделить несколько форм аренды:

Издольщина - форма аренды, когда земельный собственник предоставлял арендатору не только земельный участок, но часто посевной материал, инвентарь и жилье, получая долю урожая.

Испольщина - форма аренды, когда обе стороны несли равные затраты и делили поровну доходы.

Но в полном смысле капиталистической арендой стало фермерство. Фермер арендовал большой участок земли, обрабатывал его с помощью наемной рабочей силы. В этом случае выплачиваемая земельному собственнику рента представляла лишь часть прибавочной стоимости, произведенной наемными работниками. Фермерство распространилось в Англии, Нидерландах и Северной Франции. На большей части Франции сохранялась феодальная форма держаний.

В то время как на Западе в сельское хозяйство проникали капиталистические отношения, в странах Центральной и Восточной Европы расширялось барщинное хозяйство, основанное на крепостном труде. Основной социальной и политической силой в этих странах оставалось дворянство, которое использовало развитие товарно-денежного хозяйства в своих интересах. Увеличившийся спрос на сельскохозяйственные продукты - сырье и хлеб на Западе - стимулировал здесь развитие крупного барщинного хозяйства. Помещики расширяли свою запашку за счет крестьянских наделов и переводили крестьян с оброков на барщину. Подобный путь развития аграрных отношений служил тормозом для зарождения капитализма не только в деревне, но и в городе.

Появление капитализма вызвало к жизни новые классы - буржуазию и наемных рабочих. Буржуазия происходила, прежде всего, из городской торгово-ростовщической и ремесленной верхушки. Кроме того, в класс буржуазии вливалась чиновная бюрократия, а также высший слой интеллигенции, обосновывавшей идеологические притязания нового класса. В состав буржуазии переходила и та часть дворянства, которая становилась на путь капиталистического предпринимательства, а также зажиточная верхушка крестьян, эксплуатировавшая бедноту.

Класс наемных рабочих включал многочисленные предпролетарские массы - ремесленных подмастерьев, разорившихся ремесленников-надомников, сельских батраков и поденщиков, пауперов, вовлекаемых в капиталистическое производство. Новые классы создают свою идеологию, выражавшую их политические требования. Поскольку в это время еще господствовало религиозное мировоззрение, новая идеология выступала в форме новых религиозных учений. Например, кальвинизм стал идеологическим знаменем нидерландской и английской буржуазных революций. Чаяния формирующегося мануфактурного пролетариата нашли свое выражение в учении Томаса Мюнцера и революционных анабаптистов, призывавших к насильственному перевороту и переустройству общества на основе социального, политического и имущественного равенства.

В XVIII в. в Европе наиболее быстрый экономический рост наблюдался на двух её полюсах: 1) на крайнем Западе, в раннебуржуазных государствах, а также во Франции, где буржуазный уклад был достаточно развит; 2) на крайнем Востоке, в России, где, несмотря на господство феодального строя, происходило ускоренное развитие крепостнической мануфактуры.

Индустриализация, охватившая с конца ХVIII - XIX вв. всю Европу, развивалась крайне неравномерно и имела свои особенности в каждом регионе. Наиболее бурный рост был характерен для районов, имевших давние промышленные традиции, а также для областей, богатых углем, железной рудой и другими полезными ископаемыми.

Наиболее развитой в промышленном отношении страной была Англия. Промышленный переворот начался в Англии в 60-е гг. XVIII в. в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу. В 1765 г. ткач Д. Харгривс изобрел механическую прялку, в которой одновременно работали 15-18 веретен, в 1784 г. Д. Уатт изобрел паровую машину, которую можно было использовать практически во всех отраслях промышленности. Это изобретение открывало путь к дальнейшему совершенствованию машинного производства. Мануфактура начинает вытесняться фабрикой. В отличие от мануфактуры, основанной на ручном труде, фабрика была крупным машинным предприятием, рассчитанным на выпуск огромного количества стандартной продукции. Успехи Англии в промышленном секторе были впечатляющими: в конце XVIII - первой половине XIX вв. ее стали называть «мастерской мира».

Заключение.

Современная модернизация - это ускоренный и инициируемый государством процесс превращения страны в промышленную державу, конечная продукция которой становится конкурентоспособной на мировом рынке. Это процесс обновления общества на основе ассимиляции достижений более развитых стран. Это элемент движения общества от традиционализма к либерализму при условии существования эшелонов стран, уже ранее прошедших этот путь и своим примером стимулирующих потребности других стран в модернизации и оказывающих им определенную помощь в ее проведении. Само существование стран, находящихся на разных стадиях модернизации (стран, относящихся к разному типу модернизации), определяет необходимость ее проведения и механизм ее осуществления.

При этом надо отметить, что страны органического типа модернизации сейчас находятся уже на постиндустриальном этапе развития и не склонны к дальнейшим мобилизациям. В такой ситуации соперничать с ними по уровню экономического развития не представляется возможным, а задачей модернизации выступает не достижение определенных экономических показателей, а формирование хозяйственной системы, которая способна к устойчивому эволюционному развитию и не требует необходимости дальнейших мобилизаций. Успешная модернизация - это та, которая исключает в будущем необходимость все новых и новых модернизаций.

К тому же, история свидетельствует, что модернизации способны изменить положение страны в мировой табели о рангах относительно других индустриальных держав, но практически ни при каких обстоятельствах не могут выдвинуть ее на первые позиции среди стран, относящихся к постиндустриальному миру. Модернизация предполагает широкие и масштабные заимствования - не ценностей, как утверждают многие российские критики «догоняющих модернизаций», а технологий и стереотипов поведения на рынке, - что заставляет максимально четко определять сравнительные издержки, возникающие при использовании уже имеющихся технологических решений или разработке собственных. Разумная политика заимствований предполагает беспристратное сравнение имеющихся технических возможностей и их зарубежных аналогов и подчинение политики целям минимизации расходов на технологическое перевооружение производства. Технологический протекционизм - опаснейший враг модернизации.

Список используемой литературы.

1. Долгушин, М.И. Традиции и проблема модернизации / М.И. Долгушин. - Киров, 2015.

2. Кравченко, А.И. Культурология: Учеб.пособие для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект, 2013.

3. Панкратов, С.А. Модернизация как исторический феномен: Учебно-методическое пособие / С.А. Панкратов. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2012.

4. Пугачев, В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию / В.П. Пугачев. - М.: Аспект-Пресс, 2014.

5. https://ru.wikipedia.org

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...