Страховой стаж его виды и юридическое значение. Правовое значение страхового стажа


В законодательстве упоминаются следующие виды стажа:

  • страховой стаж;
  • общий трудовой стаж (ОТС);
  • специальный страховой (профессиональный) стаж;
  • выслуга лет.

Периоды, включаемые в ОТС, перечислены в пункте 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Прежде всего, в ОТС входит любая работа по трудовому договору , работа в качестве члена колхоза или другого кооперативного предприятия ; иная работа, на которой работник подлежал государственному пенсионному страхованию . Период творческой деятельности членов творческих союзов, а также литераторов и художников, не состоявших в таких союзах, приравнивается к указанной работе.

К иной общественно-полезной деятельности, засчитываемой в ОТС, относится служба в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях, в органах внутренних дел РФ, внешней разведки, федеральной службы безопасности и другая приравненная к военной служба . С 1993 г. военную службу в РФ проходят по призыву и по контракту.

В ОТС включаются периоды временной нетрудоспособности работающих лиц, инвалидности I и II группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пребывания в местах заключения сверх срока , назначенного при пересмотре дела, получения пособия по безработице , участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Важно отметить, что в отличие от прежнего законодательства Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает, что продолжительность ОТС определяется только в календарном порядке.

Продолжительность ОТС прямо влияет на расчетный размер трудовой пенсии и величину расчетного пенсионного капитала , который отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г.

Студенты должны запомнить, какие периоды подлежат учету при определении продолжительности ОТС. Необходимо разобраться в механизме оценки пенсионных прав и исчисления величины расчетного пенсионного капитала.

ОТС также принимается во внимание при определении права на пенсию по старости граждан , пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, по Федеральному закону от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Право на пенсию по старости имеют граждане:

  • ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, по достижении возраста 50 лет (муж.) и 45 лет (жен.) при наличии ОТС не менее пяти лет;
  • получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации ее последствий, а также занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения.

Другим категориям граждан трудовая пенсия по старости назначается при наличии ОТС не менее пяти лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Специальный (профессиональный) страховой стаж

В соответствии со ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохранено для лиц, работавших в течение установленного срока на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах. При этом применяются Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, а также иные Списки согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537. Для приобретения права на досрочную пенсию они должны иметь страховой стаж от 15 до 25 лет.

В отношении каждого вида работ применяются свои Списки. В качестве примера можно привести Постановления Правительства РФ: «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в производствах и профессиях не менее 20 лет» от 01.03.1992 г. № 130; «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» от 24.04.1992 г. № 272 и др.

Трудовая пенсия по старости назначается досрочно, если застрахованное лицо проработало на указанных в Списках работах не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003 г. Для лиц, отработавших менее половины требуемого срока, а также принятых на работу после 01.01.2003г., было запланировано введение профессиональных пенсий. Для реализации этого положения был разработан и прошел первое чтение в Государственной Думе РФ проект федерального закона о профессиональных пенсионных системах. Однако до настоящего времени этот закон не принят, что значительно увеличивает финансовую нагрузку на бюджет ПФР, поскольку финансирование досрочных пенсий производится за счет части ЕСН, перечисляемой в ПФР.

Своеобразным основанием, определяющим право на досрочную пенсию, является территория , на которой осуществлялась трудовая деятельность. К таким территориям относятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также местности, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением СМ СССР от 10.11.1967 г. № 1029, которое действует и сегодня с внесенными в него изменениям. Что касается Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то он содержится в постановлении Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582. Границы радиоактивных зон и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет. Хотя период работы в указанных территориях не отнесен Федеральным законом от 01.04.1996 г. к профессиональному стажу, думается, что для этого есть все основания.

Лицам, проработавшим 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местностях, трудовые пенсии по старости назначаются ранее достижения обычного пенсионного возраста при наличии страхового стажа - 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Право на досрочную пенсию на равных основаниях с лицами, работавшими на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, имеют граждане , занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения. Досрочные пенсии назначаются гражданам постоянно проживающим (работающим) на территории: зоны проживания с правом на отселения; зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также гражданам, работающим в зоне отселения, но не проживающим в этой зоне.

В целях социально оправданной дифференциации пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда другой альтернативы, кроме создания профессиональных пенсионных систем, не существует. Поэтому специальный (профессиональный) страховой стаж будет служить одним из необходимых юридических фактов в сложном составе, порождающем право на профессиональную пенсию до достижения обычного пенсионного возраста - 60 лет (муж.) и 55 лет (жен.).

Выслуга лет

Особым видом профессионального стажа является выслуга лет. Она служит юридическим фактом , дающим право на пенсию независимо от возраста либо по достижении установленного законом возраста.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят:

  • федеральные государственные служащие ;
  • военнослужащие по контракту;
  • профессиональные спасатели;
  • лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы ;
  • лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей ;
  • и другие.

Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим регламентированы ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Что касается пенсий за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим, то условия их предоставления регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления .

Военнослужащим по контракту пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу , службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». По этому закону в выслугу лет для приобретения права на пенсию, помимо службы на должностях рядового и начальствующего состава, засчитывается: время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности , репрессированных и впоследствии реабилитированных; время учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Наиболее сложные вопросы при определении права на пенсию за выслугу лет связаны с исчислением выслуги лет. Помимо федеральных законов, они регламентируются многочисленными подзаконными актами, большинство из которых принято Правительством РФ .

Как правило, пенсия за выслугу лет назначается только после прекращения профессиональной деятельности, в связи с которой она назначена. Для некоторых категорий работников сделано исключение - им предоставлено право на получение пенсии за выслугу лет независимо от оставления данной работы. Это относится, в частности, к лицам, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и некоторым другим.

Студентам следует понимать, как профессиональный стаж и выслуга лет влияют на условия пенсионного обеспечения.

Исчисление стажа

В результате пенсионной реформы 2001 г. кратное исчисление стажа в большинстве случаев отменено.

Периоды, включаемые в страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию , подсчитываются по их фактической календарной продолжительности. Единственным исключением является работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которая засчитывается как полный календарный год. Перечень сезонных отраслей промышленности утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 04.07.1991 г. № 381.

Периоды работы до регистрации в ПФР в качестве застрахованного лица устанавливаются по документам о работе, службе, учебе и другой общественно-полезной деятельности. Документы должны быть оформлены надлежащим образом, иметь подписи руководителей, печати и пр.

Основным документом для подтверждения трудового стажа является трудовая книжка. При ее отсутствии или неточных записях для доказывания трудового стажа могут приниматься другие документы: письменные трудовые договоры , справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выплату заработной платы .

Время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью на основании регистрационных удостоверений или патентов, устанавливается по справкам финансовых органов или архивных учреждений; а лиц, работавших на условиях индивидуальной или групповой аренды , - по справкам государственного фонда социального страхования. С 01.01.1991 г. время работы указанных лиц подтверждается по справкам об уплате страховых взносов в ПФР.

Время ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим 80 лет, определяется на основании: заявления, паспорта лица, осуществляющего уход, документов, удостоверяющих продолжительность нахождения на инвалидности и возраст и др. Время ухода за ребенком до трех лет устанавливается по свидетельству о рождении, выписке из паспорта, свидетельству о браке и другим документам.

Периоды творческой деятельности членов творческих союзов, не состоящих в штате организаций, подтверждаются справкой организации-заказчика произведения об уплате с суммы гонорара обязательных платежей в ПФР.

Периоды деятельности частных детективов, нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, устанавливаются по документам ПФР или налогового органа об уплате ЕСН и взносов в ПФР.

При отсутствии документов страховой стаж может определяться на основании показаний двух или более свидетелей , работавших с заявителем у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.п.) и восстановить их невозможно. Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций утвержден постановлением Минтруда РФ от 24.06.1994 г. № 50.

К заявлению об установлении страхового стажа по свидетельским показаниям должны быть приложены:

  • документ государственного (муниципального) органа, подтверждающий дату, место и характер стихийного бедствия;
  • документ работодателя или государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;
  • справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

Если причиной утраты документов о работе является их небрежное хранение, умышленное уничтожение или другие подобные причины, то страховой стаж устанавливается по показаниям двух или более свидетелей, работавших с заявителем у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за указанный период. Продолжительность страхового стажа в данном случае не может превышать половины стажа, необходимого для назначения трудовой

С началом осуществления реформы пенсионной системы российские граждане столкнулись с новым для них понятием «страховой стаж». Вопрос о нем волнует не только лиц, которые вступают в пенсионный возраст, но и людей среднего возраста.

От его значения соответственно нормативам законодательных актов зависит размер пенсии, выплачиваемой государством российским гражданам при достижении ими пенсионного возраста.

Что это такое

Под понятием «страховой стаж» подразумевается суммарная продолжительность осуществления выплаты страховых взносов, налога за период производственной деятельности работника на каком-либо предприятии.

По своей сути страховой стаж есть один из видов юридического акта. Он позволяет установить пенсию, размер которой соразмерен продолжительности страхового стажа.

При этом обязательным условием является совершение платежей в виде страховых взносов в российский Пенсионный фонд.

Работодатель отчисляет страховые взносы за работника в ПФР. Государство в свою очередь гарантирует возмещение доходов граждан, которые они теряют при наступлении пенсионного возраста. Пенсия выплачивается государством ежемесячно.

Различают два вида страхового стажа:

С указанного времени в методику расчета введены поправки положениями постановления, испущенного правительством 2 октября 2014 года под «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

В их число входят:

  • в страховой стаж зачитывается отпуск по уходу за малолетним ребенком, продленный до 6 лет;
  • периоды страхового стажа могут подтверждаться документами в электронном виде;
  • факт совершения платежей в ПФР должен быть подтвержден гражданами, который ведут трудовую деятельность по авторским и лицензионным договорам;
  • в страховой стаж гражданина не зачитываются промежутки, которые были учтены при назначении пенсии соответственно нормативам законодательных актов иностранного государства.

Продолжительность

По своей сути страховой стаж выражает количественную и качественную характеристику производственной деятельности. Например, его продолжительность исчисляется в годах.

Перечень видов работы и иной деятельности совместно с указанием особенностей их учета в страховом стаже приведен в акте «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий». Его правительство обнародовало 24 июля 2002 года под номером 555.

Приказом министерства здравоохранения утверждена новая методика, по которой исчисляется продолжительность. Он был издан 2 февраля 2007 года под номером 91.

В нем в частности отмечено, что отдельные промежутки ведения трудовой деятельности следует находить в календарном порядке из расчета целого месяца, равного 30 дням, полного года, составляющего 12 месяцев. Причем каждые 30 дней необходимо перевести в полный месяц, каждые 12 месяцев в полный год.

Периоды трудовой деятельности должны быть документально подтверждены:

  • записью в трудовой книжке, где отражается вся производственная деятельность;
  • трудовым либо гражданско-правовым договором об осуществлении той или иной формы трудовой деятельности, вида работ;
  • авторским либо лицензионным договором на выполнение отдельных видов работ, носящих творческий характер;
  • свидетельскими показаниями, о чем отмечено в пункте 35 постановления правительства № 555, опубликованного 24 июля 2002 года.

Например, если взять период 23 июня 2014 года по 28 февраля 2016 года, то получается 1 год, 8 месяцев, 8 дней.

Длительность страхового стажа:

за 2014 год будет равна 6 месяцам 8 дням
за 2015 год 12 месяцев
2016 год 2 месяца

Минимальный

Численный показатель страхового стажа приобрел существенную значимость с января истекшего года, когда в целях реализации реформы пенсионной системы была введена новая методика расчета страховой пенсии по старости. Именно от него зависит размер пенсии, предоставляемого государством в качестве возмещения утраченного дохода.

Законодатель установил минимальный страховой стаж с базовым показателем равным 6 годам, который стал основным критерием, позволяющим назначить пенсию.

Он сообразно положениям Федерального закона поэтапно повышается, поэтому в текущем году его значение равно 7 годам. Он должен быть увеличен до 15 лет до 2024 года.

Чтобы была назначена пенсия по инвалидности, наступившей в результате заболевания общего характера необходимо иметь страховой стаж сотрудника на момент наступления нетрудоспособности.

При этом его продолжительность обуславливается возрастом лица, обратившегося за ее назначением. Нужно заметить, что чем старше его возраст, тем более высоким должен быть показатель страхового стажа.

Справка

По общепринятым правилам продолжительность производственной деятельности должен быть подтвержден документально. Справка о страховом стаже входит в их число.

Она составляется в произвольной форме, потому что утвержденной законодателем формы не существует. Она составляется при соблюдении правилам кадрового делопроизводства.

В ней содержится информация:

  • наименование предприятия, юридический адрес, реквизиты предприятия;
  • дата, исходящий номер справки;
  • персональные данные лица, которому выдается справка, его занимаемая должность;
  • основание с соответствующей ссылкой на норматив трудового права, служащее для вычисления продолжительности страхового стажа. Например, приказ о приеме на работу;
  • о промежутках стажа, во время которого уплачивались страховые взносы.

В ней обязательно проставляется дата выдачи справки. Она подписывается руководителем предприятия, который рядом с подписью записывает ее расшифровку.

И в добавлении к вышесказанному необходимо отметить, что размер трудовой пенсии, назначаемый вследствие наступления старости обусловливается объемом перечисленных страховых взносов.

Они уплачиваются работодателем в ПФР вместо работника, который должен быть застрахован в обязательном порядке согласно указаниям системы пенсионного страхования.

Видео: Что засчитывается в страховой стаж

Стаж является юридическим фактом в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением и выплатой всех видов трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.

В законодательстве упоминаются следующие виды стажа (Приложение.

Рис.10.):

Страховой стаж;

Общий трудовой стаж (ОТС);

Специальный страховой (профессиональный) стаж;

Выслуга лет.

Рисунок 10. Виды стажа

Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты ЕСН и страховых взносов, т.е. от страхового стажа.

Определение страхового стажа содержится в нескольких федеральных законах. Так, в статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов. А в статье 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указывается, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов.

Очевидно, что между этими формулировками существует принципиальная разница, которую студенты должны понимать. В первом случае уплата взносов никак не связана с трудовой деятельностью, что противоречит основополагающей идее социального страхования. Вторая формулировка является более точной, но и она не исключает возможности в качестве исключения из общего правила зачета в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. Кроме того, Федеральный закон от 15.12.2001 г. допускает уплату взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью (ст. 29).

Страховой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Продолжительность в годах отражает количественную сторону. Качественная сторона выражается в особенностях производственных условий (вредные, тяжелые и др.), климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним). С учетом указанных характеристик различается и специальный (профессиональный) страховой стаж.

Причем специальный (профессиональный) стаж является частью общего страхового стажа.

Общий страховой стаж – это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы или ЕСН, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию, а с 01.01.2007 г. после отмены непрерывного трудового стажа – при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

В общий страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, помимо периодов трудовой деятельности, включаются также периоды, когда гражданин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с военной службой по призыву, безработицей и др.). Они засчитываются в страховой, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

Специальный (профессиональный) страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов.

Студенты должны хорошо понимать значение стажа для социального обеспечения, уметь формулировать понятия разных видов стажа, знать, какие периоды включаются в разные виды стажа, т.к.

От этого зависит правильное решение многих вопросов в области социального обеспечения.

2. Общий трудовой стаж

После пенсионной реформы 2001 г. роль общего трудового стажа в социальном обеспечении существенно изменилась. Сегодня ОТС учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 01.01.2002г., т.е. до введения в действие ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002г., а также других социально-значимых периодов, установленных законом.

Периоды, включаемые в ОТС, перечислены в пункте 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Прежде всего, в ОТС входит любая работа по трудовому договору, работа в качестве члена колхоза или другого кооперативного предприятия; иная работа, на которой работник подлежал государственному пенсионному страхованию. Период творческой деятельности членов творческих союзов, а также литераторов и художников, не состоявших в таких союзах, приравнивается к указанной работе.

К иной общественно-полезной деятельности, засчитываемой в ОТС, относится служба в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях, в органах внутренних дел РФ, внешней разведки, федеральной службы безопасности и другая приравненная к военной служба. С 1993 г. военную службу в РФ проходят по призыву и по контракту.

В ОТС включаются периоды временной нетрудоспособности работающих лиц, инвалидности I и II группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Важно отметить, что в отличие от прежнего законодательства Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает, что продолжительность ОТС определяется только в календарном порядке.

Продолжительность ОТС прямо влияет на расчетный размер трудовой пенсии и величину расчетного пенсионного капитала, который отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г.

Студенты должны запомнить, какие периоды подлежат учету при определении продолжительности ОТС. Необходимо разобраться в механизме оценки пенсионных прав и исчисления величины расчетного пенсионного капитала.

ОТС также принимается во внимание при определении права на пенсию по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, по Федеральному закону от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Право на пенсию по старости имеют граждане:

Ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, по достижении возраста 50 лет (муж.) и 45 лет (жен.) при наличии ОТС не менее пяти лет;

Получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации ее последствий, а также занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения.

Другим категориям граждан трудовая пенсия по старости назначается при наличии ОТС не менее пяти лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

ВВЕДЕНИЕ 9

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА

ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

1.1 Понятие и значение страхового стажа 11

1.2 Периоды трудовой деятельности, засчитываемые

в страховой стаж 16

1.3 Порядок исчисления и подтверждения страхового стажа 20

ГЛАВА 2 Деятельность МАОУ СОШ №2 п. Энергетик

по порядку исчисления страхового стажа

2.1 История МАОУ СОШ № 2 п. Энергетик 34

2.2 Порядок применения страхового стажа в МАОУ СОШ № 2

п. Энергетик 39

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ, ПОДТВЕРЖДЕНИЯ

СТРАХОВОГО СТАЖА И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ

ИХ РЕШЕНИЯ 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 1Устав МАОУ СОШ №2 п. Энергетик

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Должностная инструкция директора школы

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Должностная инструкция заместителя директора по УВР

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Должностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Должностная инструкция зам. директора по

информатизации образовательного процесса

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Должностная инструкция учителя

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Трудовая книжка

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Штатное расписание

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Приказы (распоряжения) о приеме работника

(работников) на работу

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Трудовой договор

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Личная карточка работника

ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы

ПРИЛОЖЕНИЕ 13График отпусков

ПРИЛОЖЕНИЕ 14 Расчетно-платежная ведомость


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность нашей работы обусловлена тем, что на современном этапе развития общества каждое государство, которое имеет статус правового, стремится к полному и всестороннему соответствию своего законодательства нормам международного права. Особенное место этими нормами отведено социальному обеспечению.

Российская Федерация – правовое государство, и оно стремится к повышению уровня жизни каждого нуждающегося гражданина. В развитие этого Конституция РФ 1993 года провозгла­сила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой полити­кой социальное обеспечение выражает одну весьма важную функцию - защитную. Данная функция выражается в начислении различных выплат в виде пенсий, пособий и т.п.

Одним из важных показателей начисления данных видов выплат является страховой стаж, который обеспечивает выплату всех видов трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности.

Цель дипломной работы – рассмотреть значение страхового стажа, также порядок его начисления, подтверждения, использования в праве социального обеспечения.

Изучить теоретических аспектов страхового стажа на основе отечественной и зарубежной литературы;

Проанализироватьпорядок применения страхового стажа в МАОУ СОШ № 2 п. Энергетик;

Выявить проблемы по подтверждению и исчисления страхового стажа, а также разработать пути их решения.

Объектомдипломной работы - страховой стаж и его значение в российском законодательстве.

Предмет работы - законодательная база, регулирующая порядок исчисления, подтверждения, применения страхового стажа.

Теоретической основой настоящего исследования послужили труды российских ученых в области общей теории права, трудового права и права социального обеспечения, а именно Батыгина К.С., Буяновой М.О., Воронина Ю.В., Захарова М.Л., Кобзевой С.И., Мачульской Е.Е., Тучковой Э.Г., Чижик Л.И. и др.


ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Понятие и значение страхового стажа

Стаж является юридическим фактом в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением и выплатой всех видов трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении .

Понятие страхового трудового стажа впервые введено Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Это понятие сформулировано как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются страховые взносы.

В более позднем по времени принятия нормативном правовом акте – Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» – страховой трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

С 1 января 2002 г. страховому стажу придается первостепенное значение, и он назван в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» несколько иначе – не страховым трудовым стажем, а страховым стажем. Это не случайно – страховой стаж можно приобрести не работая, но производя уплату страховых взносов.

Согласно ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В этой формулировке заключается иной правовой смысл. Наличие разных формулировок по одному предмету привело к необходимости выбора правоприменительными органами такой редакции, которая отвечает интересам адресата нормы. Учитывая это, а также тот факт, что норма-дефиниция по своей сути статична, а нормой материального права закреплено условие об уплате страховых взносов «за эти периоды», в практической деятельности применяется норма, регулирующая непосредственное включение в страховой стаж периодов работы или иной деятельности, т.е. редакция нормы, предусмотреннаяв ст. 10 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

По смыслу статьи выше указанного законавидно, что ее целевая направленностьправовое регулирование включения в страховой стаж работы или иной деятельности .

Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлен список граждан, имеющих право на страховой стаж:

– граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за себя;

физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем.

Указанные физические лица осуществляют уплату страховых взносов в установленном законом порядке. При этом уплаченные суммы страховых взносов учитываются при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях .

Опираясь на ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 НК РФ. В практической деятельности это означает, что страховые взносы могут быть начислены на те суммы, на которые начисляется единый социальный налог.

Основным документом подтверждения трудовой деятельности является трудовая книжка – официальный персональный документ, содержащий записи о трудоустройстве гражданина, оформляется при первом поступлении на работу, хранится в отделе кадров организации-работодателя, содержит личные данные (фамилию, имя, отчество), дату и год рождения, образование, профессию и специальность; все изменения и любая информация о взаимоотношениях с работодателем регистрируются в трудовой книжке и заверяются подписью ответственного сотрудника отдела кадров. Записи об увольнении удостоверяются личной подписью гражданина. При увольнении или переходе на другое место работы трудовая книжка выдаётся гражданину на руки, а при оформлении трудовых отношений с новой организацией - передаётся в её отдел кадров .

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

В законодательстве упоминаются следующие виды стажа (Рис.1):

Страховой стаж;

Общий трудовой стаж (ОТС);

Специальный страховой (профессиональный) стаж;

Выслуга лет.

Рис. 1. Виды стажа

Страховой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Количественная сторон отражается в годах, связанных с трудовой деятельностью. Качественная сторона выражается в особенностях производственных условий (вредные, тяжелые и др.), климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним).

С учетом указанных характеристик выделяют общий и специальный (профессиональный) страховой стаж. Причем специальный (профессиональный) стаж является, частью общего страхового стажа.

Общий страховой стаж – это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы или ЕСН, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию, а с 01.01.2007 г. после отмены непрерывного трудового стажа – при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам .

В общий страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, помимо периодов трудовой деятельности, включаются также периоды, когда гражданин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с военной службой по призыву, безработицей и др.). Они засчитываются в страховой, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

Специальный (профессиональный) страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов .

Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты ЕСН и страховых взносов, т.е. от страхового стажа.

Таким образом, страховой стаж - это периоды времени, в течение которых за него уплачивались страховые взносы и (или) налоги в ФСС России, относительно новый вид стажа, введенный в связи с осуществлением пенсионной реформы в нашей стране.

Страховой стаж в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях» определяется как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Он имеет важное значение в праве социального обеспечения, его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере права социального обеспечения. Страховой стаж определяет право на трудовую пенсию, пособие по временной нетрудоспособности, являясь одним из обязательных условий их назначения.

Нормы, регулирующие страховой стаж, составляют самостоятельный институт права социального обеспечения. При этом следует иметь в виду, что страховой стаж тесно связан с другими отраслевыми институтами.

Рис. 2. Схема структуры управления МАОУ СОШ №2

В основу положена пятиуровневая структура управления.

Первый уровень структуры – уровень директора (Приложение 2) (по содержанию – это уровень стратегического управления). Директор школы определяет совместно с Управляющим советом стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Общее собрание трудового коллектива согласовывает Программу развития школы. Директор школы несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для развития школы.

На втором уровне структуры (по содержанию – это тоже уровень стратегического управления) функционируют традиционные субъекты управления: Управляющий совет, Педагогический совет, Родительский комитет, общее собрание трудового коллектива, профсоюзный комитет.

Третий уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителей директора (Приложение 3-5). Этот уровень представлен также методическим советом. Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители школьных методических объединений.

Четвертый уровень организационной структуры управления – уровень учителей (Приложение 6), функциональных служб (по содержанию – это уровень оперативного управления), структурных подразделений школы. Методические объединения – структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей одной образовательной области.

Пятый уровень организационной структуры – уровень обучающихся. По содержанию – это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем «соуправления». Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство.

Школа находится в северо-западной части поселка Энергетик. Располагается в типовом здании постройки 1974 года. В 2011 учебном году принята и действует программа развития «Наша новая школа» на 2011-2015 год. В управлении школой участвует Совет школы, Совет старшеклассников. В школе создано детское объединение «Зеленая дружина».

В школе обучаются дети из 1 и 2 микрорайонов поселка. Это дети рабочих, служащих, предпринимателей, временно неработающих граждан.

Набор учащихся в школу производится только по заявлению родителей или лиц их заменяющих.

В школе реализуется программа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, поэтому нет ориентации на определенный контингент учащихся. Коллектив школы создает условия для обучения и развития детей с разными учебными, психофизическими способностями и возможностями.

22 класса – комплекта.

Средняя наполняемость – 20 человек.

Социальный паспорт школы

Всего семей – 427

Неполных семей- 56

Детей, находящихся под опекой- 14

Многодетных семей- 22

Детей-инвалидов- 9

Малообеспеченные - 48 %, обеспеченные - 50 %. Есть семьи, находящиеся за чертой бедности и бедные - 2 %.

Как видно из вышесказанного, социальный состав учащихся школы далеко неоднородный. И поэтому перед педагогическим коллективом школы стоит сложная задача: обеспечение современного качественного образования для каждого ребенка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

По состоянию здоровья 5 человек обучались по индивидуальным программам на дому.

Таким образом, в школе реализовывалось право каждого ребёнка на получение бесплатного образования.

Режим обучения: школа реализует программы начального, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В 2014 - 2015 учебном году была шестидневная рабочая неделя. Обучение ведется в одну смену. В I - IV классах, учащиеся занимаются в своих классных комнатах. Продолжительность урока во 2-11 классах - 45 минут. Перемены между уроками по 15 минут. Для учащихся первых классов использовался ступенчатый режим, организованы подвижные перемены.

Во второй половине дня организована работа факультативов, элективных курсов, кружков и секций, школа тесно сотрудничает с детским домом творчества, ДЮСШа, которые на базе школы организуют работу кружков и спортивных секций. В течение 4-х лет, совместно с ДЮСШа, в начальной школе работали развивающие спортивные группы.

П. Энергетик

Страховой стаж необходим для исчисления пенсий, временной нетрудоспособности, в связи с материнством и др.

Исходя изместо прохождения практики, мы рассмотрим применение страхового стажа, для начисления временной нетрудоспособности.

В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее ТК РФ) при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами, размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» работодатель выплачивает пособие за первые три дня временной нетрудоспособности, а четвертый и последующие дни оплачиваются за счет средств ФСС РФ.

Частью 1 ст. 14 Закона предусмотрено, что пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка работника за два календарных года, предшествовавших году наступления страхового случая.

Средний дневной заработок для целей исчисления пособий определяется путем деления заработка, начисленного работнику за расчетный период, на 730.

Пособие может быть перерассчитанно после представления справки (справок) о сумме заработка, если на день обращения за пособием такая справка (справки) отсутствовала (ч. 2.1 ст. 15 Закона). Работодатель обязан выдать застрахованному лицу (при его увольнении или по письменному заявлению) справку о сумме заработка за два календарных года, предшествовавших году прекращения работы или году обращения за справкой (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона).

Частью 2 ст. 15.1 Закона установлена ответственность работодателей за достоверность необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий сведений, которые содержатся в выдаваемых застрахованному лицу документах.

Документы, подтверждающие страховой стаж МАОУ СОШ №2 п. Энергетик:

1) Трудовая книжка (ф. № Т-1, Приложение 7) официальный персональный документ, содержащий записи о трудоустройстве гражданина, оформляется при первом поступлении на работу, хранится в отделе кадров организации-работодателя, содержит личные данные (фамилию, имя, отчество), дату и год рождения, образование, профессию и специальность; все изменения и любая информация о взаимоотношениях с работодателем регистрируются в трудовой книжке и заверяются подписью ответственного сотрудника отдела кадров. Записи об увольнении удостоверяются личной подписью гражданина. При увольнении или переходе на другое место работы трудовая книжка выдаётся гражданину на руки, а при оформлении трудовых отношений с новой организацией - передаётся в её отдел кадров.

2) Штатное расписание (ф. № Т-3, Приложение 8) применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности учреждения. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.

3) Приказы (распоряжения) о приеме работника (работников) на работу (ф. Т-1, ф. Т-1а, Приложение 9)и на основании трудового договора (Приложение 10) применяются для оформления и учета сотрудников, принимаемых на работу по трудовому договору (контракту). Составляются лицом, ответственным за прием на работу в учреждение. В приказах указываются наименование структурного подразделения, профессия (должность), испытательный срок, а также условия приема на работу и характер предстоящей работы (по совместительству, в порядке перевода из другой организации, для замещения временно отсутствующего работника и др.). Подписанный руководителем организации или уполномоченным на это лицом приказ объявляют работнику (работникам) под расписку. На основании приказа в трудовую книжку вносится запись о приеме на работу, заполняется личная кар­точка, а в бухгалтерии открывается лицевой счет работника.

Личная карточка работника (ф. Т-2, Приложение 11) и личная карточка государственного служащего (ф. Т-2ГС) заполняются на лиц, принятых на работу на основании прика­за о приеме на работу, трудовой книжки, паспорта, военного билета, документа об окончании учебного заведения, страхового свидетельства государственного пенси­онного страхования, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и других документов, предусмотренных законодательством, а также сведений, со­общенных о себе работником.

4) Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 0504421) (Приложение 12) ведется лицами, назначенными приказом по учреждению в разрезе структурных подразделений, применяют для учета использования рабочего времени и расчета за­работной платы. Табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из ню присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы.

5) График отпусков (ф. Т-7, Приложение 13) предназначен для отражения сведений о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков работникам всех структурных подразделений муниципального учреждения на календарный год по месяцам. При его составлении учитываются действующее законодательство, специфика деятельности организации и пожелания работника.

6) Расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401, Приложение 14) применяется для отражения начисления заработной платы и выплат, произведенных работникам в течение месяца и причитающихся в окончательный расчет, а также удержанных из заработной платы налогов и других сумм.

Основанием для начисления заработной платы служат: приказ руководителя учреждения о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденными штатами и ставками заработной платы, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и другие документы.

Документами для начисления заработной платы лицам, не состоящим в штате учреждения, работающим по договорам и разовым заказам, являются договоры, акты выполненных работ.

Расчетно-платежная ведомость составляется по учреждению, подписывается исполнителем и лицом, проверившим документ. Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером.

Расчетно-платежная ведомость выполняет несколько функций, а именно расчетного документа, платежного документа, и, кроме того, служит регистром аналитического учета расчетов с работниками по заработной плате.

Алгоритм расчета, исходя из среднего заработка

1) За каждый год (2009 и 2010) подсчитываем сумму начислений, облагаемых взносами в ФСС.

2) Отдельно каждую из сумм сравниваем с 415 000 руб., и берем в расчет суммы, не превышающие 415 000 руб.

3) Суммируем полученные данные и делим на 730 и умножаем на коэффициент в зависимости от стажа.

Страховой стаж - суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов.

В зависимости от продолжительности страхового стажа пособие выплачивается:

Страховой стаж 8 лет и более - 100%;

Страховой стаж от 5 до 8 лет - 80 %;

Страховой стаж от полугода до 5 лет - 60 %;

Страховой стаж менее полугода - пособие, выплачивается в размере, не превышающем МРОТ за полный календарный месяц. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда, который в 2009 и 2010 годах составил 4 330 руб. с учетом этих коэффициентов.

4) Определяется сумма к выплате путем умножения среднедневного заработка, на количество календарных дней нетрудоспособности.

5) Сравниваем с суммой пособия рассчитанной исходя из МРОТ и берем максимальную.

Алгоритм расчета, исходя из МРОТ

Данный алгоритм применим в случае, если застрахованное лицо в расчетном 2-х летнем периоде не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда.

В таких случаях средний заработок принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо имеет страховой стаж менее 6 месяцев или при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, пособие выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, непревышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

1) Определяется средний дневной заработок из МРОТ. Для этого МРОТ*24/730. В настоящее время получаем сумму: 4330*24/730=142,36.

2) Применяем районный коэффициент (РК), если это необходимо, либо коэффициент, если работа на условиях неполного дня.

3) Определяем сумму к выдаче путем умножения количества календарных дней болезни на Средний дневной заработок.

Переходящий больничный лист (Приложение 15)

К страховым случаям, наступившим до 01.01.2011 и длящимся после указанной даты, могут быть применены новые правила расчета. Это случаи когда размер пособия, рассчитанного по новым правилам, превышает сумму, рассчитанную по нормам, установленным до вступления в силу изменений от 8 декабря 2010 года.

В указном случае сумма пособия до 1 января 2011 должна быть рассчитывается по старым правилам, а после наступления этой даты - по новым.

Таким образом, для исчисления страхового стажа МАОУ СОШ №2 п. Энергетик используется следующие документы: трудовая книжка, штатное расписание, приказы,личная карточка работника и личная карточка государственного служащего, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, график отпусков и расчетно-платежная ведомость.

Для определения величины размера больничного, прежде всего, необходимо рассчитать страховой стаж работника.

Размер пособий по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа работника. При исчислении страхового стажа перерывы в работе не имеют значения. Периоды трудовой и иной деятельности суммируются. Исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы (п. 21 Правил). Для того чтобы облегчить процедуру подсчета страхового стажа работников, нами была разработана программа подсчета стажа, который применяется для расчета начисления пособий по временной нетрудоспособности.

Вторым шагом при расчете пособия по временной нетрудоспособности является определение размера самого пособия.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона №255-ФЗ«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по временной нетрудоспособности по причине заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:

1. при наличии страхового стажа 8 и более лет - 100 процентов среднего заработка;

2. при наличии страхового стажа от 5 до 8 лет - 80 процентов среднего заработка;

3. при наличии страхового стажа от 6 месяцев до 5 лет - 60 процентов среднего заработка.

Если страховой стаж работника составляет менее шести месяцев, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, а в районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие выплачивается в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов (п. 6 ст. 7 Закона N 255-ФЗ).

Продолжительность страхового стажа кадровик указывает в листке нетрудоспособности. При подсчете и подтверждении страхового стажа необходимо руководствоваться Правилами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возникновение такого понятия, как страховой стаж, напрямую связано с реформой пенсионного обеспечения в России. Впервые упоминание о нем встречается в тексте Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения" от 01.04.96 № 27-ФЗ.

Из смысла действующих нормативных актов выводим следующее определение. Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых за него уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Одним из условий назначения трудовой пенсии по старости (наряду с достижением установленного возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) является наличие страхового стажа продолжительностью не менее пяти лет (п.2 ст.7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

При полном отсутствии страхового стажа как такового устанавливаются так называемые государственные пенсии.

Другими периодами, включаемыми в страховой стаж, являются:

а) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

б) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

в) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

г) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

е) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Стаж работы, установленный по свидетельским показаниям, учитывается как при определении права на пенсию, так и при исчислении ее размера в зависимости от продолжительности трудовой деятельности. Однако при наличии документов об общем трудовом стаже характер работы, дающих право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, по свидетельским показаниям не устанавливается. Продолжительность трудового стажа, установленного по свидетельским показаниям, в случаях, когда не имеется подтверждающих документов и нет возможности получить их в связи с полной ликвидацией предприятия и отсутствием данных архива (по обстоятельствам, не связанным с чрезвычайными ситуациями), не должна превышать половины стажа, требуемого для назначения пенсии (в настоящее время для мужчин 12,5 лет, для женщин - 10 лет).

В тех случаях, когда периоды работы принимаются в зачет трудового стажа на основании показаний свидетелей, один из которых подтверждает работу заявителя за больший период, чем другой, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями. Органы социального обеспечения могут вызвать свидетелей для дачи личных показаний или ограничиться рассмотрением письменных показаний при условии, что они заверены нотариально.

В своей работе изучение страхового стажа мы рассматривали на примере МАОУ СОШ №2. Основной целью МАОУ СОШ №2 является реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся.

Для применения страхового стажа МАОУ СОШ №2 п. Энергетик используется следующие документы: трудовая книжка, штатное расписание, приказы, личная карточка работника и личная карточка государственного служащего, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, график отпусков и расчетно-платежная ведомость.

Таким образом, страховой стаж - это общая продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, гражданина, на период жизни, деятельности гражданина, за которые уплачивались страховые взносы.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч.1), ст.3, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст.1752.

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005) // СЗ РФ от 07.08.2000, № 32, ст.3340, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст.3129.

4. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 14.02.2005, с изм. от 27.06.2005) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст.4920, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29, ст.3097, СЗ РФ от 03.02.2015 № 33-45/2015, ст. 1453.

5. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 28.12.2004, с изм. от 24.05.2005) // СЗ РФ от 17.12.2001, № 51, ст.4832, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29, ст.3096, СЗ РФ от 13.01.2015 № 33-52\2015, ст. 3210.

6. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004) // СЗ РФ от 19.07.1999, № 29, ст.3686, СЗ РФ от 08.03.2004, № 10, ст.836, СЗ РФ от 01.01.2015 № 407, ст.367.

7. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 17.12.2001, № 51, ст.4831, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст.3607, СЗ РФ от 20.01.2015 № 33-206/2015, ст. 753.

8. Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 01.04.1996, № 14, ст.1401, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст.1755, СЗ РФ от 01.12.2014, № 406, ст. 4211.

9. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" от 24.07.2002 № 555 (ред. от 08.08.2003) // СЗ РФ от 05.08.2002, № 31, ст.3110, СЗ РФ от 18.08.2003, № 33, ст.3269, от 13.01.2015 № 33-52/2015, ст. 968.

10. Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР" (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190) // Социальная защита. - 1997. № 7.

11. Алешина, Г.В. Порядок подтверждения и исчисления общего трудового стажа / Г.В. Алешина. – М. // Пенсия, 2014. - № 8. – 142 с.

12. Батыгин, К.С. Трудовые пенсии / К.С. Батыгин. - М., 2014. – 50с.

13. Буянова, М.О. Право социального обеспечения / М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева. - М., 2013. – 126 с.

14. Bepxoвцев, 1A. B. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве: учеб. Пособие / А.В. Верховцев. - М.: ПНФРА-М, 2015.- 152 с.

15. Воронин, Ю.В. Особенности исчисления и подтверждения общего трудового стажа творческих работников / Ю.В. Воронин // Пенсия, 2014. - № 4. – 90 с.

16. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учеб. пособие / В.П. Галаганов, С.В. Харитонова. - М: Академия, 2014. - 416 с.

17. Голенко, Е.Н. Право социального обеспечения: учеб.пособие / Е.Н. Голенко, В.П. Ковалев. - М.: Юриспруденция, 2013. - 224 с.

18. Захаров, М.Л. Пенсии рабочим

Стаж является юридическим фактом в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением и выплатой всех видов трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.
В законодательстве упоминаются следующие виды стажа (Приложение. Рис.10.) :
- страховой стаж;
- общий трудовой стаж (ОТС);
- специальный страховой (профессиональный) стаж;
- выслуга лет.


Рисунок 10. Виды стажа

Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты ЕСН и страховых взносов, т.е. от страхового стажа .
Определение страхового стажа содержится в нескольких федеральных законах. Так, в статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов. А в статье 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указывается, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов.
Очевидно, что между этими формулировками существует принципиальная разница, которую студенты должны понимать. В первом случае уплата взносов никак не связана с трудовой деятельностью, что противоречит основополагающей идее социального страхования. Вторая формулировка является более точной, но и она не исключает возможности в качестве исключения из общего правила зачета в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. Кроме того, Федеральный закон от 15.12.2001 г. допускает уплату взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью (ст. 29).
Страховой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Продолжительность в годах отражает количественную сторону. Качественная сторона выражается в особенностях производственных условий (вредные, тяжелые и др.), климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним). С учетом указанных характеристик различается и специальный (профессиональный) страховой стаж.
Причем специальный (профессиональный) стаж является частью общего страхового стажа.
Общий страховой стаж – это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы или ЕСН, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию, а с 01.01.2007 г. после отмены непрерывного трудового стажа – при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
В общий страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, помимо периодов трудовой деятельности, включаются также периоды, когда гражданин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с военной службой по призыву, безработицей и др.). Они засчитываются в страховой, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.
Специальный (профессиональный) страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов.
Студенты должны хорошо понимать значение стажа для социального обеспечения, уметь формулировать понятия разных видов стажа, знать, какие периоды включаются в разные виды стажа, т.к. от этого зависит правильное решение многих вопросов в области социального обеспечения.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...